автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Информационно-аналитические телевизионные программы: история, типология, современное состояние

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Гострова, Екатерина Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Диссертация по филологии на тему 'Информационно-аналитические телевизионные программы: история, типология, современное состояние'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Информационно-аналитические телевизионные программы: история, типология, современное состояние"

На правах рукописи

ГОСТРОВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ПРОГРАММЫ: ИСТОРИЯ, ТИПОЛОГИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КАНАЛОВ «ВЕСТИ НЕДЕЛИ»(«РОССИЯ») и «НАМЕДНИ»(НТВ)

Специальность 10.01.10. - журналистика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Ростов-на-Дону - 2006 I |

Работа выполнена в Ростовском государственном университете

Научный руководитель: доктор филологических наук, доцент

Евгения Евгеньевна Корнилова

Официальные доктор филологических наук,

оппоненты: профессор Геннадий Николаевич

Петров

доктор филологических наук, профессор Юрий Викторович Лучинский

Ведущая организация: Институт повышения квалификации

работников радио и телевидения

Защита состоится "Л - £2>с% 2006 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д - 212.208.09 по филологическим наукам при Ростовском государственном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 150, факультет филологии и журналистики РГУ.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ростовского государственного университета (г.Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148).

Автореферат разослан «<*^Г>> у 2006 г.

Ученый секретарь --

диссертационного совета / Ф.Г. Самигулина

-(ОООД

Современную систему средств массовой коммуникации отличает особая динамичность развития —она претерпела изменения по структуре и финансированию, расширилось ее функциональное назначение. Будучи активной социальной средой, средства массовой коммуникации занимают ведущее место в воздействии на общественное мнение и настроение.

Телевидение является зеркалом действительности, глядя в которое зритель составляет представление о мире. Оно не только отражает, но и создает реальность; процессы, происходящие на телевидении, неразрывно связаны с процессами, проистекающими в обществе. Телевидение подвержено влиянию со стороны этих процессов, в то же время, оно занимается их освещением.

В телевидении, как в социальном феномене, гармонично соединены достижения технологического прогресса, журналистики и искусства. По своей природе оно эмоционально, вездесуще и всепроникающе, ему свойственна импровизационность, непосредственность. Его специфика определяет жанровые особенности, формы и методы работы.

Диссертационное исследование посвящено изучению информационно-аналитического вещания на телевидении, истории возникновения, типологии и анализу современного состояния информационно-аналитических программ на федеральных каналах.

Информационно-аналитическая программа —тип телепрограммы, в которой за определенный промежуток времени (неделя) представлена обобщенная, систематизированная информация и анализ произошедших событий, которые представляют общественно значимый интерес для зрительской аудитории.

Подробно анализируя факты, выявляя причинно-следственные связи, информационно-аналитическая программа представляет зрителю событие таким, каким оно войдет в историю, составляет представление о мире сегодняшнем и о том, в какую сторону он может измениться завтра. Изучаемые программы являются выразителем точки зрения телеканала, на котором они выходят, определяют характер информационно-аналити-

РОС. НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА С.-Петербургу ^ ОЭ 200Гакт

ческого вещания. Информационную политику канала зритель воспринимает через призму информационно-аналитических программ.

Актуальность темы исследования определяется той значимой ролыо, которую играет телевидение в жизни современного общества, оказывая влияние на социум и жизнь каждого человека, находясь на первом и важнейшем уровне структуры информационной системы, которая оказывает влияние на формирование российского информационного пространства. В соотретствип с этцад розни^ает рбърктирцая цроб^одимость детально рассмотреть ^нформационно-эндлитичес^ие программы, гак как их целью является фррмировац^е общестрен-ного мнения. Современные информационно-аналитические программы занимают особое место в системе вещания российских телевизионных каналов. Каждая программа имеет свою историю возникновения, пути формирования и развития, особые признаки и черты. Необходимость исследования определяется значимостью содержания и степенью влияния информационно-аналитических программ. Их специфика требует детального научного осмысления - анализа закономерностей их функционирования, типологии, способов воздействия и формирования общественного мнения. Этим объясняется выбор темы и ее актуальность.

Степень изученности темы. Диссертационное исследование опирается на фундаментальные положения в области теории журналистики, типологии СМИ, истории и практики телевидения.

Теоретическая база работы основывается на трудах таких ученых, как Е. В. Ахмадулин, Е. А. Корнилов, Е. Е. Корнилова, Е.П.Прохоров, В.В.Смирнов, М. В. Шкондин. Фрагментарно или обзорно некоторые аспекты выбранной темы освещаются в учебных пособиях по истории и теории журналистики.

Вопросы типологии периодических изданий достаточно полно разработаны в научной литературе. Целый ряд работ по теории и типологии журналистики позволил нам выявить типологические признаки, необходимые для анализа и характе-

ристики телевизионных информационно-аналитических программ. Изучаемые программы в данной работе рассмотрены на основе исследований ученых Ростовского государственного университета, где была сформирована школа изучения типологии средств массовой коммуникации.

Исследования Э.Г. Багирова, P.A. Борецкого, H.A. Голядки-на, В. В. Егорова, Г.В.Кузнецова, С.А.Муратова, Р. П. Овсепя-на, В. Л. Цвика и др. позволяют выявить основные тенденции развития телевидения в историческом аспекте, специфику его функционирования на различных этапах, формирование новых типов телепрограмм, определить степень влияния и роль телевидения в жизни общества. Работы этих авторов пог тужили историографической и методологической базой для диссертации.

Актуальные проблемы телевизионной журналистики, современное состояние и тенденции коммерциализации телевидения, которые становятся причиной изменения жанровой и тематической структур, анализируются в научных и публицистических трудах А. С. Вартанова, Е. И. Имамовой-Стефанчук, А. Г. Качкасвой, Г.Н.Петрова, что дает возможность определить место информационно-аналитических программ на телевидении и их цель - воздействие на общественное мнение и сознание.

При разработке проблемы становления и развития информационно-аналитического вещания на телевидении в 60-е гг. XX в. был использован коллективный сборник «Очерки по истории российского телевидения» и ряд монографий, где представлены пути формирования отечественного телевещания.

Кроме того, автор обращалась к материалам научно-практических конференций факультетов журналистики МГУ, СГ16ГУ, РГУ, ряду публикаций в научных и научно-популярных изданиях, авторефератам кандидатских диссертаций, статистическим данным, справочным изданиям, материалам в периодической печати, рейтингам, интернет-источникам.

Цель работы заключается в выявлении особенностей истории, типологии и современного состояния информационно-аналитических программ на российском телевидении.

Цель предопределила следующий ряд исследовательских задач:

- рассмотреть телевизионные информационно-аналитические программы в различные исторические периоды, выявить особенности их становления и развития;

- определить типообразугащие черты, влияющие на формирование шпа информационно-аналитической программы;

- исследовать современное состояние и особенности информационно-аналитических программ;

- определить специфику информационно-аналитических программ на основании анализа их содержания, выявить тематические и жанровые предпочтения объекта исследования на современном этапе развития.

- рассмотреть и проанализировать рейтинги информационно-аналитических программ, выявить оптимальные приемы и методы воздействия на аудиторию.

Объектом настоящего исследования выступают информационно-аналитические программы советского и российского телевидения.

Предмет исследования составляют история, типология информационно-аналитических программ и их современное состояние.

Эмпирическим материалом диссертации являются информационно-аналитические программы двух федеральных каналов: «Вести недели» («Россия») и «Намедни» (НТВ). Для исследования и анализа использовано 26 выпусков программ, общей продолжительностью более 28 часов.

В течение трех месяцев (с 14 января по 14 апреля 2004 г.) проводился контент-анализ программ «Вести недели» и «Намедни». Сравнительный анализ 261 сюжета двух передач позволил определить тематические предпочтения, жанровое своеобразие. Так как контент-анализ проводился в период кампании по

выборам Президента РФ, а телевидение, выполняя свою электоральную функцию, является основным средством формирования образа кандидата, в исследовании особое внимание уделено выявлению соотношения основных тем, к которым обращается телевидение при представлении кандидатов, что является информационным поводом для освещения деятельности героев, а также определению форм, оценок и количества упоминаний о каждом кандидате в изучаемых программах.

Методологической основой диссертации служат фундаментальные положения по теории и истории журналистики. Теоретико-методологическую основу работы формируют научные труды Е. А. Корнилова и Е. П. Прохорова по методологии и методике журналистских исследований.

Использование исгорико-типологического метода и принципа историзма имеющего универсальное значение, позволило изучить эволюцию объекта исследования. Исторический подход в диссертационном исследовании реализован в следующих направлениях научного анализа —синхроническом (объект исследования изучен и сопоставлен в соответствии с общественно-политическими процессами, происходившими в тот или иной период времени) и диахроническом (информационно-аналитические программы рассмотрены с позиции внутреннего развития).

Применение теоретико-типологического метода позволило определит]) место объекта исследования в системе информационного вещания, выявить типологические признаки и характеристики. Особое значение для формирования исследовательской позиции имела работа А. И. Акопова по методике типологического исследования периодических изданий, которая легла в основу типологического изучения информационно-аналитических телепрограмм.

В качестве элемента комплексного анализа в работе использован социологический метод с привлечением эмпирического материала. При обработке данных и анализе результатов применялись сопоставительный и статистический методы. Инс-

1рументом предпринятого анализа стал сравнительно-описательный метод.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем выявлены и систематизированы основные типологические признаки информационно-аналитических программ, обьект исследования рассмотрен в исторической рет-роспекчиве (с момента возникновения до настоящего момента), определено место информационно-аналитических программ в системе инфррм^ционпого вещания, их функции и роль. Результату проведрщюго коцтецт-ацадиза дают зозможнорть составить бодее полное представление об объекте исследования, выявить тематику сюжетов, определить жанровую палитру, композицию программ.

Положения, выносимые на защиту:

1. В 60-е гг. XX в. на телевидении появляются передачи, которые стали прообразами современных информационно-аналитических программ и были схожими по типу. Формирование типа инфоргмационпо-аналитической программы начинается в конце 80-х гг. XX в.

2. Качественный и количественный рост информационно-аналитических программ происходит в непосредственной связи с политическими, экономическими и социальными изменениями ь общественной жизни. Эволюция объекта исследования оказывает влияние на развитие всей системы телевещания.

3. Информационно-аналитические программы представляют собой тип телепрограмм, типологический анализ которых включает в себя такие параметры, как учредитель, цель и задачи, периодичность, зрительская аудитория, сфера отображаемой действительности и др.

4. Состояние и функционирование современных информационно-аналитических программ обусловлено формой собственности канала, на котором они выходят. Объект исследования на каждом канале имеет свои особенности: жанровые и тематические предпочтения, специфические приемы привлечения и удержания внимания аудитории.

5. Основной целью программ исследуемого типа является формирование общественного мнения. Телевидение, выполняя электоральную функцию, задействовано в предвыборных кампаниях. Таким образом, с помощью информационно-аналитических программ происходит формирование образа кандидата и отношения к нему.

Теоретическая значимость работы состоит в расширении и углублении научных представлений о развитии информационно-аналитических телевизионных программ на различных исторических этапах, разработке типологической модели для объекта исследования, демонстрации опыта использования исторического материала в типологических исследованиях телевизионной практики.

Кроме того, проведенное диссертационное исследование может иметь практическое значение для разработки концепций, а также постановки целей и задач информационно-аналитического вещания; служить теоретико-практической основой содержания спецкурса для студентов, изучающих теорию и практику телевидения.

Апробация работы. Материалы и основные результаты диссертации были представлены на научно-практической конференции аспирантов и соискателей кафедры СМК РГУ (Ростов-на-Дону, РГУ, 2004 г.), всероссийских межвузовских конференциях «Средства массовой информации в современном мире» (Санкт-Петербург, СПбГУ, 2005 г.), «Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире» (Москва, МГУ, 2005 г.), «Журналистика, реклама, связи с общественностью: новые подходы» (Воронеж, ВГУ, 2005 г.), «Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском пространстве» (Москва, МГУ, 2006 г.).

Цели и задачи обусловили структуру исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, библиографии и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во Введении обосновывается актуальность и анализируется степень изученности темы, определяется методологическая и эмпирическая база исследования, характеризуется его новизна и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Историко-типологический анализ информационно-аналитических программ отечественного телевидения» объект исследования рассматривается в исторической ретроспективе, начиная с возникновения на советском телевидении и заканчивая современным состоянием. Здесь представлены различные классификационные подходы к изучению информационно-аналитических программ, выявляются типологические особенности объекта исследования: первичные, вторичные, формальные признаки, которые определяют тип.

В параграфе 1.1 «Становление и развитие информационно-аналитического вещания советского телевидения (19601991 гг.)» рассматриваются программы, ставшие прообразами объекта исследования, выявляются их жанровые и другие особенности, анализируются причины возникновения и становления информационного вещания на советском телевидении. Так, на появление исследуемых программ повлиял ряд следующих факторов: расширилась зона охвата ТВ, увеличился объем вещания, телевидение стало цветным, произошли значительные качественные изменения программ. Именно в этот период развития советского телевидения происходит формирование его функций, жанров, закладываются тенденции развития документального и художественного телевещания.

Начало 60-х гг. XX в. —период зарождения отечественной телевизионной публицистики. В это время на телевидении выходит программа «Эстафета новостей», ставшая прообразом объекта данного исследования. Непосредственность, спонтанность подачи и импровизация были провозглашены творческим принципом этой программы. Это имело особое значение для аудитории. Программа освещала события политической,

экономической, социальной тематики советской и международной жизни.

Являясь еженедельным обозрением, «Эстафета новостей» не ставила своей целью дать анализ общественной жизни, хотя, по сути, программа должна была стремиться к аналитичности. Создатели «Эстафеты новостей» не заменили свою первоначальную установку на сообщение новостей установкой на анализ и исследование взаимосвязей событий, тенденций их развития. В этом, по мнению историков телевидения (Голядкин Н. А., Егоров В. В.), заключалась причина падения престижа программы и зрительского интереса к ней (1965 г.), т.к. зачастую в программе дублировались новости, которые зритель уже мог видеть в других информационных передачах. Недостаточно глубокий анализ объясняется идеологической направленностью программы и объективно существовавшими условиями на советском телевидении. Тем не менее, программа стала событием в общественной жизни, оказывала влияние на общественное мнение. По этому параметру «Эстафету новостей» также можно считать прообразом современной информационно-аналитической программы. «Эстафета новостей» стала примером яркого журналистского мастерства ее ведущего: диктор советского телевидения становился комментатором.

С 1 января 1968 г. начала выходить в эфир информационная программа "Время". Ее появление в эфире ускорило процесс постепенного снижения интереса к «Эстафете новостей». В 1970 г. программа была закрыта.

Пятнадцатилетний период (1970-1985 гГ.) вошел в историю отечественного телевидения как этап стагнации. На телевидении стали использовать видеозапись, которая была удобна для цензурной правки: программы, идущие в прямом эфире, представляли опасность с точки зрения идеологии из-за их непредсказуемости. В этот период развивается учебное телевидение, научно-популярные, культурно-просветительские программы, возникает жанр телемемуаров. Что касается информационно-аналитического вещания, то оно находится в застое. В этот период в эфире ЦТ выходит «Международная

панорама»— воскресная информационно-аналитическая передача. Программа ставила перед собой задачу рассказать о важнейших политических событиях, произошедших в мире за семь дней: события недели —хроники, факты, комментарии. «Международная панорама» носила идеологический характер, была политизирована. Передача выходила в записи и представляла собой подборку кадров и комментарий ведущего. По форме программа больше напоминала беседу со зрителем, доверительный разговор. «Международная панорама» стала своеобразным глотком свежего воздуха в информационном вакууме страны, находящейся за «железным занавесом».

В середине 80-х гг. произошли перемены как в общественно-политической жизни страны, так и в работе СМИ. В процессе демократизации журналистика начинает раскрепощаться. На смену моноидеологическому приходит принципиально новое телевидение. Как альтернатива программе «Время» стали выходить в эфир ночные выпуски «Телевизионной службы новостей». Политические перемены в стране, гласность, отмена цензуры стали причиной появления на советском телевидении в январе 1989 года воскресной программы «Семь дней» — еженедельного часового аналитического обозрения. Эта передача выходила вместо программы «Время». Ее ведущие Э. Сагалаев и А. Тихомиров высказывали свою точку зрения по поводу событий, которые произошли в стране и в мире за неделю. Наряду с другими программами в марте 1990 г. «Семь дней» были закрыты. Причиной этому явилось то, что ведущие стали выражать свое мнение. Руководство страны осознало опасность эфира без цензуры.

Новая волна коснулась и самой консервативной программы «Время». С августа 1987 г. в конце передачи стал выходить десятиминутный отчет «Прожектор перестройки».

Провозглашение курса на перестройку, демократию и гласность становятся предпосылками для дальнейшего качественного и количественного роста информационно-аналитических программ. В э гот период информационно-аналитические программы выполняют свою основную задачу - формирование об-

щественного мнения. На телевидении в этот время наблюдается тенденция ухода от жесткой вертикали контроля со стороны Гостелерадио.

В параграфе 1.2 «Особенности информационно-аналитического телевизионного вещания в постсоветский период»

рассматриваются условия, послужившие причинами количественного и качественного роста информационно-аналитических программ. В 1991 г. начался процесс разрушения единого советского информационного пространства. В это же время происходит усиление блока информационных программ, в которых дикторский способ подачи новостей советского телевидения заменяется комментированием информации. Помимо информационных, в 90-е гг. развивается «чуждый» советскому телевидению жанр еженедельных информационно-аналитических программ, в которых ведущие выражали собственную точку зрения. Во главу угла ставится критерий профессионального мастерства. Начинается конкурентная борьба за внимание зрителя к телеканалу посредством информационно-аналитических программ. В этот период появляются новые программы исследуемого типа: авторская программа «Итоги» (январь 1992 г.), «Воскресенье» (октябрь 1993 г.), «19.59», «Зеркало», «Обозреватель», «Авторская программа Сергея Доренко» (все программы —1996 г.). В новом веке на телевидении выходят такие информационно-аналитические программы, как «Намедни», «Личный вклад», «Время», «Вести недели», «Неделя», «Сегодня. Итоговая программа», «Мир за неделю» и др. В рассматриваемый период в информационно-аналитическом вещании наблюдается тенденция на аполитичность, происходит персонификация программ —важным фактором становится роль ведущего как выразителя точки зрения телеканала, журналиста высокой квалификации, образ и манера подачи и анализа фактов которого влияет на выбор зрителей той или иной информационно-аналитической программы

Вместе с тем, в это время наблюдается расширение рынка телевизионной информации в стране, у аудитории появляется выбор не столько телеканалов, сколько информационных про-

грамм, выходящих на этих каналах и представляющих свою точку зрения и трактовку происходящих событий. Произошел качественный и количественный рост. Информационно-аналитические программы становятся средством формирования общественного мнения; притом, что ведущие стараются сохранить имидж объективного обозревателя, объект исследования па каждом канале отличает форма подачи новостей, их последовательность, комментарий. Современные информационно-аналитические программы на федеральных каналах выходят в эфир примерно в одно и то же время. Этот факт позволяет зрителям, переключаясь с канала на канал, сопоставлять комментарии разных обозревателей и формировать свое собственное мнение о процессах, произошедших в стране и мире.

В параграфе 1.3 «Принципы и процессы формирования современных типов информационно-аналитических программ» представлены различные классификационные подходы. Для выявления типа объекта исследования в работе была рассмотрена система «телевидение - общество», где телевидение стремится удовлетворить потребности, интересы, запросы, а общество выступает как потенциальная аудитория. В качестве типоформирующих факторов для телевидения будут выступать: субъект управления (коммуникатор) - сообщение - объект управления (реципиент). Таким образом, родовыми элементами телевидения являются: журналист-целевое назначение сообщения - зритель. Именно журналист (его характер и специфика) определяет функцию сообщения, которое влияет на выбор аудиторной группы и определяется ею. По Мнению автора, предпосылками к возникновению программ исследуемого типа па современном телевидении послужили: изменение политического строя, плюрализм мнений и взглядов, изменение функции журналистики, внедрение демократических принципов в российском обществе, возникновение социальных проблем и фактов, о которых необходимо не только информировать, но и представить их анализ, усиление субъективности в журналистике. Таким образом, на основании анализа предпосылок, определения типоформирующих факторов были выведены

двенадцать типоформирующих признаков, оказывающих влияние на тип информационно-аналитических программ. Так, в качестве первичных типологических характеристик, оказывающих непосредственное влияние на формирования типа программы выступают: учредитель канала, цели и задачи, периодичность, сфера отображаемой действительности, зрительская аудитория. В качестве вторичных признаков информационно-аналитических программ выявлены: ведущий, авторским состав, композиция, жанры, хронометраж. К формальным, то есть оказывающим наименьшее влияние на тип программы, отнесены: оформление и форма вещания. Иерархическая лестница выглядит следующим образом: род — телепро! раммз, вид — информационная, тип — информационно-аналитическая Объект исследования рассматривается как разновидность информационных телепрограмм.

Востребованность программ исследуемого типа продиктована общественной необходимостью в комментированной информации, в анализе события. Этим фактом объясняется популярность информационно-аналитических программ.

Вторая глава «Современные телевизионные информационно-аналитические программы: состояние и проблемы развития» посвящена изучению их специфики на данном этапе. Анализ современного состояния объекта исследования проводился на примере информационно-аналитических программ двух телеканалов —«Вести недели» («Россия») и «Намедни» (НТВ). Обе программы были изучены по выведенным типологическим признакам. Проведенное обоснование позволило отнести их к информационно-аналитическим, выделить черт ы, присущие каждой из программ, определить некоторые особенности, отличающие их друг от друга.

В параграфе 2.1 «Вести недели» как информационно-аналитическая программа государственного телевидения (телеканал «Россия»)» рассматривается исторический аспект возникновения программы, проводится ее анализ на основе выведенных типологических признаков.

Появление программы «Вести», а впоследствии и «Вестей недели», стало событием в истории нового российского телевидения, т.к. им удалось стать альтернативой программе «Время», сохранявшей информационную монополию в телевизионном эфире. Информационно-аналитическая программа «Вести недели» впервые вышла в эфир 16 сентября 2001 г. Это —самая официозная итоговая программа в стране. Каждое воскресенье в течение часа ведущий и корреспонденты знакомят зрителей с главными общественно-политическими и политико-экономическими новостями недели. Программа является еженедельной, имеет постоянное место в сетке вещания (воскресенье, 20.00) и ее хронометраж составляет 40-60 минут. Основная функция — информирование и анализ произошедших событий. Факты в программах такого типа отбираются и группируются на основе авторского замысла, поэтому ведущий должен быть высококвалифицированным журналистом и стремиться сохранить статус объективного обозревателя. А на формирование композиции программы, безусловно, накладывает свой отпечаток то, что федеральный канал, на котором она выходит, имеет статус государственного —государственная принадлежность канала «Россия» обязывает создателей информационно-аналитической программы к более пристальному слежению за информацией о работе институтов власти. Тем не менее, смысл «Вестей недели» заключается не в пропаганде точки зрения власти на те или иные события, а в ее освещении. Перед программой стоит задача стать посредником между зрителем и властью, донести информацию до зрителя, дать повод для размышлений, попытаться разобраться в том, что происходит в стране и за ее пределами. Таким образом, «Вести недели» по всем признакам соответствуют типу еженедельной информационно-аналитической программы.

Информационно-аналитическая программа, главной особенностью которой является анализ и комментарий события, является эффективным средством воздействия на аудиторию. Отличительной чертой информационно-аналитических еженедельных программ, выходящих на государственных каналах,

является роль и влияние учредителя, зрительская аудитория, классическая композиция программы, подборка и последовательность сюжетов по тематике, приоритет в освещении угжми российской глубинки.

В параграфе 2.2 «Специфика коммерческой информационно-аналитической программы (на примере программы «Намедни» телеканала НТВ» выявляются черты, характерные для этой передачи. С 9 сентября 2001 г. на канале НТВ в эфир выходила воскресная информационно-аналитическая авторская программа «Цамедни», ДР этогр она существовал^ как цикл очервдв и кцк рубрика ца Авторском ТВ.

Прргрзмма «На¥еДРи» 01дл^ цдстроена цд рррнципу западной модели информационного вещания. Ее появление стало ответом на потребность в комментированной информации у нового слоя зрительской аудитории, ориентированной на западные ценности. Программа сформировала новый тип телеинформации и новый тип телезрителя. На программе «Намедни» в наибольшей степени сказались процессы, происходящие в отечественной журналистике, а с именем ведущего Л. Парфенова связываются такие тенденции, укрепившиеся в передаче как «инфотеймент», отстраненность и аполитичность. Эти тенденции нашли отражение не только в манере подачи информации, комментировании события, но и в тематическом и жанровом разнообразии. То есть в направленности на удовлетворение вкусов новой части аудитории. Программе «Намедни» отводилась функция формирования лица канала, особо подчеркивалась ее имиджевая роль.

Анализ композиционной специфики программы позволил определить следующую закономерность —сюжеты в программе делятся на два блока: блок исследовательский и событийный. В числе особенностей «Намедни» можно выделить использование различных языковых приемов в заставках перед сюжетами как средство поддержания интереса зрителя и удержания его внимания.

Опираясь на проведенное обоснование по выведенным типологическим признакам, можно сделать вывод — программа «На-

медни», которая выходила на телеканале НТВ до июня 2004 г., по типу была информационно-аналитической.

Рассматривая «Намедни» как коммерческую информационно-аналитическую программу, следует отметить, что ее создатели, помимо содержательного аспекта, большое внимание уделяли форме, т.к. в первую очередь программа становится товаром, который должен хорошо продаваться. Высокий рейтинг является результатом успеха у зрителей, и, как следствие, делает информационно-аналитическую программу конкурентоспособной и привлекательной с рекламной точки зрения.

Задачи и результаты анализа содержания нашли отражение в параграфе 2.3 «Информационно-аналитические программы российских телевизионных каналов (сравнительный анализ)». Для изучения содержания телевизионных информационно-аналитических программ особенно актуальным становится использование социологических методов, т.к. одним из назначений телепередач исследемого типа является воздействие на аудиторию с целью формирования общественного мнения. В этой части работы описаны цели, задачи, гипотезы двух разделов проведенного контент-анализа программ «Вести недели» и «Намедни». Анализ содержания позволил выявить некоторые черты и специфику информационно-аналитических программ, тематические и жанровые предпочтения и подтвердить выдвинутые в начале анализа гипотезы. Так, оценивая композицию обеих программ, можно сказать, что композицию «Вестей недели» можно назвать классической, для информационно-аналитической программы «Намедни» характерна более свободная компоновка сюжетов и расширенная тематика. Обе программы используют различный подход к построению сюжета. Этот признак можно обозначить как своеобразный метод борьбы за внимание аудитории. В «Вестях недели» во главу угла ставится само событие, тогда как в «Намедни» в центре внимания —«житейская сторона» события, человек. Программу «Намедни» отличал иной принцип ранжирования новостей. Она состояла из событийного блока, в котором представлен анализ событий недели, и исследовательского блока, где рас-

I

i

сматриваются общественно-значимые явления. В качестве способа привлечения внимания зрителей к программе, и, как следствие, увеличения рейтинга, создатели «Намедни» большое внимание уделяли тематическому разнообразию, то есть ряду тем, который в нашем контент-анализе объединен в блок life style (образ жизни).

Так как сбор эмпирического материала проводился в период президентской предвыборной кампании (с января по апрель 2004 г.), то в рамках контент-анализа нами было проведено исследование ряда других проблем, которое ставило своей целью выявить, освещению деятельности каких кандидатов отдают предпочтение информационно-аналитические программы, изучить тематическую направленность сюжетов, характер материалов, форму и количество упоминаний о кандидатах. Проведенный анализ содержания сюжетов подтвердил выдвинутую гипотезу о том, что число упоминаний о кандидате в Президенты РФ В. В. Путине в выпусках информационно-аналитических программ больше, по сравнению с другими кандидатами.

Параграф 2.4 рассматривает «Аудиторию информационно-аналитических телепрограмм (социологический анализ)», выявляет зрительские предпочтения программ исследуемого типа на различных каналах, определяет их место в общей сетке вещания. Здесь анализируются приемы и методы, которые используются создателями информационно-аналитических программ для привлечения аудитории, и, как следствие, увеличения рейтинга. На рейтинг программ исследуемого типа влияет время выхода в эфир, личность ведущего, политика канала, способы подачи информации, тематическое разнообразие. Анализ рейтингов информационно-аналитических программ позволил определить, какое место занимают передачи исследуемого типа в общей рейтинговой сетке канала, вычислить долю аудитории каждой программы: изучение медиапоказателей показало, что информационно-аналитические программы уступают сериалам и художественным фильмам (нежурналистской информации), а доля аудитории программы «Вести недели» больше, по сравнению с программой «Намедни». На основании таблиц

проведено сравнение рейтингов информационно-аналитических программ - так, в рассматриваемый период обе программы попадают в пят ерку самых рейтинговых передач исследуемого типа, но рейтинг программы «Намедни» был ниже рейтинга «Вестей недели». При создании современных информационно-аналитических программ одинаково большое внимание уделяется как форме, так и содержанию. Анализ содержания информационно-аналитических программ дал возможность выделить ряд приемов и методов, которые используются при их создании. Так, например, в исследуемых передачах применяются различные графические схемы, диаграммы, фотоколлажи, языковые каламбуры в заставках. Использование различных приемов и методов позволяет привлекать и удерживать аудиторию, формировать предпочтения при выборе и привычку просмотра той или иной программы. Увеличение рейтинга программы находится в прямой зависимости от доли аудитории.

Информационно-аналитические программы позволяют зрителю оглянуться на событие, посмотреть на него под другим углом зрения, проанализировать его, выявить причинно-следственные связи, спрогнозировать вероятность дальнейшего развития события, вычленить воздействие на ход истории. Являясь инструментом влияния, информационно-аналитические программы зан имают особое место в сетке вещания канала, они отражают идеологическую направленность и программную политику данного СМК.

Зритель современного телевидения имеет возможность выбора информационно-аналитических программ, которые выходят на всех федеральных каналах. Это позволяет сопоставлять подачу и трактовку одного и того же события разными каналами. Таким образом, у аудитории формируется объективное представление о событиях и процессах, происходящих в стране и в мире. В настоящий момент информационно-аналитические программы играют важную роль не только в мире российского телевидения, но и в жизни страны.

В Заключении подводятся основные итоги работы, обобщаются результаты исследования, намечаются перспективы развития объекта исследования и дальнейшего изучения проблемы.

Являясь инструментом влияния, информационно-аналитические программы занимают особое место в сетке вещания канала, они отражают идеологическую направленность и программную политику данного СМК. Основной целью программ исследуемого типа является формирование общественного мнения. Ведущим такой прорра^мы всегда является профессионал высокого кдасса, дщдеютиц сррсобами и приемами воздействия на массрвую аудиторию, что р^рщдеряет границы и рерспективы данн9гр ^следования.

Список использованных источников состоит из 27 источников, к которым мы обращались в ходе работы над исследованием.

Библиография содержит 109 источников.

В Приложение включены программы контент-анализа, сводные таблицы полученных результатов, таблицы и диаграммы рейтингов информационно-аналитических программ.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНО В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:

1. Гострова Е.В. Типологические признаки информационно-аналитической программы (на примере телевизионной передачи «Намедни») // Тезисы докладов молодых исследователей. - Ростов н/Д, 2004. - 0,2 п.л.

2. Гострова Е.В. Еженедельные информационно-аналитические программы на государственном канале // СМИ в современном мире. Петербургские чтения. - СПб., 2005. - 0,2 п.л.

3. Гострова Е.В. «Эстафета новостей» как прообраз современной информационно-аналитической телепрограммы // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире. Материалы научно-практической конференции. Москва 2-5 февраля 2005 г. - М., 2005. - 0,2 п.л.

4. Гострова Е.В. Тенденции в' подаче информации в телевизионной информационно-аналитической программе «Намедни» // Журналистика, реклама, связи с общественностью: новые подходы. - Воронеж, 2005. - 0,1 п.л.

5. Гострова Е.В. Роль ведущего информационно-аналитической программы // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском пространстве, -М., 2006. - ОД п.л.

6. Гострова И.В. Особенности информационно-аналитических программ на государственном телевидении // Ле^а. 2006. № 1 (123). //www.relga.ru - 0,6 п.л.

7. Гострова Е.В. Информационно-аналитические программы на советском и российском ТВ: исторический аспект //Труды аспирантов и соискателей Ростовского государственного университета. Ростов н/Д., 2005. - 0,4 п.л.

Подписано в печать 21.04.06. Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Ршография, Объем 1,0 уч.-изд. л. Тираж 100. Заказ № 11/04.

Отпечатано б типографии ООО «Диапазон». 344010, г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 206. Лиц. ПЛД № 65-116 от 29.09.1997 г.

5Ю06А л о 004

121 О о о 4

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Гострова, Екатерина Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ИСТОРИКО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ.

1.1. Становление и развитие информационно-аналитического вещания советского телевидения (1960-1991 годы).

1.2. Особенности информационно-аналитического телевизионного вещания в постсоветский период.

1.3. Принципы и процессы формирования современных типов информационно-аналитических программ.

Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ.

2.1. «Вести недели» как информационно-аналитическая программа государственного телевидения (телеканал «Россия»).

2.2. Специфика коммерческой информационно-аналитической программы (на примере программы «Намедни» телеканала НТВ).

2.3. Информационно-аналитические программы российских телевизионных каналов (сравнительный анализ).

2.4. Аудитория информационно-аналитических программ (социологический анализ).

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по филологии, Гострова, Екатерина Владимировна

Общая характеристика работы. Современную систему средств массовой коммуникации отличает особая динамичность развития— она претерпела изменения по структуре и финансированию, расширилось ее функциональное назначение. Будучи активной социальной силой, средства массовой коммуникации занимают ведущее место в воздействии на общественное мнение и настроение.

Телевидение является зеркалом действительности, глядя в которое зритель составляет представление о мире, представление, которое не только отражает, но и создает реальность [18, с. 56]. В телевидении как социальном феномене гармонично соединены достижения технологического прогресса, журналистики и искусства; «став одним из компонентов системы средств массовых коммуникаций, телевидение не завершило ее формирование, но повлекло за собой серьезные изменения, оказав влияние не только на функционирование каждого из ее элементов, но и на деятельность целых государственных институтов, что особенно ярко проявлялось в социально-значимые периоды развития общества» [44, с. 13]. Возникновение, становление и развитие системы телевещания в XX в. оказало большое влияние на формирование общества, мировосприятие людей, их поведение, настроение, отношение к действительности. Появление телевидения воздействовало и на другие элементы системы СМК— радиовещание, печатные издания. Оно строилось на «заимствовании, и отталкивании, и освоении чужого творческого опыта, и поиске своей специфики, новых возможностей, которые предоставляла природа коммуникационного канала» [77, с. 5].

Телевидение по своей природе эмоционально, вездесуще и всепроникающе, ему присуща импровизационность, непосредственность. Его специфика определяет жанровые особенности, формы и методы работы.

Настоящая работа посвящена изучению информационно-аналитического вещания на телевидении, истории возникновения, типологии и анализу современного состояния информационно-аналитических программ.

Информационно-аналитическая программа— тип телепрограммы, в которой за определенный промежуток времени (неделя) представлена обобщенная, систематизированная информация и анализ произошедших событий, которые представляют общественно значимый интерес для зрительской аудитории.

Возникновение информационно-аналитических программ относится к началу 60-х гг. XX в. В этот момент происходит зарождение передач, близких по типу к современным информационно-аналитическим программам. Их прообразами стали «Эстафета новостей», «Новости недели», «Время». Именно они предопределили возникновение такого типа программ, как информационно-аналитические.

Начало перестройки в СССР, объявление курса на гласность и демократию — начальный период формирования типа информационно-аналитической программы. Изменение социальных условий повлекло за собой изменение функций журналистики. Возникает необходимость и создаются предпосылки для появления первой на советском телевидении передачи такого типа — «Семь дней».

На 90-е гг. XX в. приходится период становления, качественного и количественного роста информационно-аналитических программ.

В монографии «Журналистика на рубеже тысячелетий» Е.А. Корнилов [40, с. 198] характеризует новое телевидение как порождение субкультуры видео. Исследователь определяет современное телевидение как гипертелевидение, авербальное и бессвязное. Таким образом, современное телевидение как система динамично развивается, претерпевает изменения, обретает новые функции, возрождаются старые и возникают новые типы программ, формы и жанры.

Современный этап эволюции телевидения (1996-2006) определяется развитием информационно-аналитических программ как сформировавшегося типа, обладающего рядом типологических признаков, ведь «сложившийся отечественный телевизионный рынок постепенно становится главным субъектом, определяющим содержательное наполнение телевизионного пространства России» [81, с. 49]. Информационно-аналитические программы являются воплощением тех преобразований, которые произошли в стране в этот период: в это время телевидение становится «зеркалом» новой жизни, ареной борьбы за политическую власть» [78]. Сегодня информационно-аналитическая программа является показателем зрелости канала и его информационной службы и, как следствие, «залогом успеха телеорганизации у телевизионной аудитории» [57, с. 3]. Программы этого типа дают возможность не только информировать о событии, но и давать анализ, комментарий, прогнозировать развитие ситуации и влияние, которое произошедшее событие оказывает на жизнь страны, общества, человека.

Подробно анализируя факты, выявляя причинно-следственные связи, информационно-аналитическая программа представляет зрителю событие таким, каким оно войдет в историю, составляет представление о мире сегодняшнем и о том, в какую сторону он может измениться завтра. Изучаемые программы являются выразителями точки зрения телеканала, на котором они выходят, определяют характер информационно-аналитического вещания. Информационную политику канала зритель воспринимает через призму информационно-аналитических программ.

Актуальность темы исследования определяется насущной потребностью в изучении, анализе и обобщении тенденций в области средств массовой коммуникации в целом и телевидения в частности. Исследование данного феномена обусловлено той значимой ролью, которую играет телевидение в жизни современного общества, оказывая влияние на социум и жизнь каждого человека, находясь на первом и важнейшем уровне структуры информационной системы — «формирует российское информационное пространство» [80, с. 84]. В связи с этим возникает объективная необходимость детально рассмотреть информационно-аналитические программы, так как их целью является формирование общественного мнения. Современные информационно-аналитические программы занимают особое место в системе информационного вещания российских телевизионных каналов. Каждая программа имеет свою историю возникновения, пути формирования и развития, особые признаки и черты. Необходимость исследования заключается в значимости содержания и степени влияния информационно-аналитических программ. Их специфика требует детального научного осмысления— анализа закономерностей их функционирования, типологии, способов воздействия и формирования общественного мнения. Этим объясняется выбор темы и ее актуальность.

Степень изученности темы. Предложенное автором исследование опирается на фундаментальные положения в области теории и практики журналистики, типологии СМИ, истории телевидения.

Теоретическая база работы основывается на трудах таких ученых, как Е.В. Ахмадулин, Е.А. Корнилов, Е.Е. Корнилова, Е.П. Прохоров, В.В.Смирнов, М.В. Шкондин [5, 40, 41, 44, 76, 71, 97]. Фрагментарно или обзорно некоторые аспекты выбранной темы освещаются в учебных пособиях по истории и теории журналистики [62, 77, 80, 92].

Вопросы типологии периодических изданий достаточно полно разработаны в научной литературе. Целый ряд работ [40, 43, 49, 83, 84, 85] по теории и типологии журналистики позволил нам выявить типологические признаки, необходимые для анализа и характеристики телевизионных информационно-аналитических программ. Изучаемые программы в данной работе рассмотрены на основе исследований ученых Ростовского государственного университета, где была сформирована школа изучения типологии средств массовой коммуникации.

Исследования Э.Г. Багирова, P.A. Борецкого, H.A. Голядкина, В.В. Егорова, Г.В. Кузнецова, С.А. Муратова, Р.П. Овсепяна, B.JI. Цвика [6, 7, 9, 10, 11, 22, 26, 27, 28, 29, 46, 47, 48, 56, 58, 91] и др. позволяют выявить основные тенденции развития телевидения в историческом аспекте, специфику его функционирования на различных этапах, формирование новых типов телепрограмм, определить степень влияния и роль телевидения в жизни общества. Работы этих авторов послужили историографической и методологической базой для диссертации.

Актуальные проблемы телевизионной журналистики, современное состояние и тенденции коммерциализации телевидения, которые становятся причиной изменения его жанровой и тематической структур, анализируются в научных и публицистических трудах A.C. Вартанова, Е.И. Имамовой-Стефанчук, А.Г. Качкаевой, Г.Н. Петрова [13, 35, 36, 66], что дает возможность определить место информационно-аналитических программ на телевидении и установить их цель — воздействие на общественное мнение и сознание.

При разработке проблемы становления и развития информационно-аналитического вещания на телевидении в 60-е гг. XX в. мы обращались к коллективному сборнику «Очерки по истории российского телевидения» [61 ] и ряду монографий [59, 72, 98], где представлены пути формирования отечественного телевещания.

Кроме того, при написании данного исследования мы обращались к материалам научно-практических конференций факультетов журналистики МГУ, СПбГУ, РГУ, ряду публикаций в научных и научно-популярных изданиях, авторефератам кандидатских диссертаций, статистическим данным, справочным изданиям, материалам периодической печати, рейтингам, интернет-источникам.

Цель работы заключается в выявлении особенностей истории, типологии и современного состояния информационно-аналитических программ на российском телевидении.

Цель предопределила следующий ряд исследовательских задач:

1. Рассмотреть телевизионные информационно-аналитические программы в различные исторические периоды, выявить особенности их становления и развития.

2. Определить типообразующие черты, влияющие на формирование типа информационно-аналитической программы.

3. Исследовать современное состояние и особенности информационно-аналитических программ.

4. Определить специфику информационно-аналитических программ на основании анализа их содержания, выявить тематические и жанровые предпочтения объекта исследования на современном этапе развития.

5. Рассмотреть и проанализировать рейтинги информационно-аналитических программ, выявить оптимальные приемы и методы воздействия на аудиторию.

Объектом настоящего исследования выступают информационно-аналитические программы советского и российского телевидения, а предметом — его история, типология и современное состояние.

Эмпирическим материалом диссертации являются информационно-аналитические программы двух федеральных каналов: «Вести недели» («Россия») и «Намедни» (НТВ). Для исследования и анализа использовано 26 выпусков программ, общей продолжительностью более 28 часов.

В течение трех месяцев (с 14 января по 14 апреля 2004 г.) проводился контент-анализ информационно-аналитических программ «Вести недели» и «Намедни». Сравнительный анализ 261 сюжета двух программ позволил определить тематические предпочтения, жанровое своеобразие. Так как контент-анализ проводился в период кампании по выборам Президента РФ, а телевидение, выполняя свою электоральную функцию, является основным средством формирования образа кандидата, в исследовании особое внимание уделено выявлению соотношения основных тем, к которым обращается телевидение при представлении кандидатов, что является информационным поводом для освещения деятельности героя, а также определению форм, оценок и количества упоминаний о каждом кандидате в обеих программах.

Методологической основой диссертации служат фундаментальные положения по теории и истории журналистики. Теоретико-методологическую основу работы формируют научные труды Е.А. Корнилова и Е.П. Прохорова [41, 70] по методологии и методике журналистских исследований.

Использование историко-типологического метода и принципа историзма «как всеобщего логического метода, имеющего универсальное значение и занимающего в системе методологических категорий особое место» [42] позволило изучить эволюцию объекта исследования. Исторический подход в диссертационном исследовании реализован в следующих направлениях научного анализа [40, с. 15]— синхроническом (объект исследования изучен и сопоставлен в соответствии с общественно-политическими процессами, происходившими в тот или иной период времени) и диахроническом (информационно-аналитические программы рассмотрены с позиции внутреннего развития).

Применение теоретико-типологического метода позволило определить место объекта исследования в системе информационного вещания, выявить его типологические признаки и характеристики. Особое значение для формирования исследовательской позиции имела работа А.И. Акопова [2] по методике типологического исследования периодических изданий, которая легла в основу типологического изучения информационно-аналитических телепрограмм. и

В качестве элемента для комплексного анализа в работе использован социологический метод с привлечением эмпирического материала. При обработке данных и анализе результатов применялись сопоставительные и статистические методы.

Инструментом предпринятого анализа стал сравнительно-описательный метод.

Автор стремилась к продолжению исследовательских традиций, опираясь на систему взглядов, разработанных теоретиками журналистики —

A.И. Акоповым, Я.Н. Засурским, Е.А. Корниловым, Р.П. Овсепяном, Е.П. Прохоровым; в области телевизионной журналистики — Э.Г. Багировым, P.A. Борецким, В.В. Егоровым, Г.В. Кузнецовым,

B.JI. Цвиком, А.Я. Юровским и др.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем выявлены и систематизированы основные типологические признаки информационно-аналитических программ, объект исследования рассмотрен в исторической ретроспективе (с момента возникновения до настоящего момента), определено место информационно-аналитических программ в системе информационного вещания, их функции и роль. Результаты проведенного контент-анализа дают возможность составить более полное представление об объекте исследования, выявить тематику сюжетов, определить жанровую палитру, композицию программ.

Практическая значимость работы состоит в расширении и углублении научных представлений о развитии объекта исследования на различных исторических этапах, демонстрации опыта использования исторического материала в типологических исследованиях телевизионной практики. Кроме того, проведенное диссертационное исследование может иметь практическое значение для разработки концепций, а также постановки целей и задач информационно-аналитического вещания; служить теоретикопрактической основой содержания спецкурса для студентов, изучающих теорию и практику телевидения.

Положения, выносимые на защиту:

1. В 60-е гг. XX в. на телевидении появляются передачи, которые стали прообразом современных информационно-аналитических программ и были близкими по типу. Формирование типа информационно-аналитической программы начинается в конце 80-х гг. XX в.

2. Качественный и количественный рост информационно-аналитических программ происходит в непосредственной связи с политическими, экономическими и социальными изменениями в общественной жизни. Эволюция объекта исследования оказывает влияние на развитие всей системы телевещания.

3. Информационно-аналитические программы представляют собой тип телепрограмм, типологический анализ которых включает в себя такие параметры, как учредитель, цель и задачи, периодичность, зрительская аудитория, сфера отображаемой действительности и др.

4. Состояние и функционирование современных информационно-аналитических программ обусловлено формой собственности канала, на котором они выходят. Объект исследования на каждом канале имеет свои особенности: жанровые и тематические предпочтения, специфические приемы привлечения и удержания внимания аудитории.

5. Основной целью программ исследуемого типа является формирование общественного мнения. Телевидение, выполняя электоральную функцию, задействовано в предвыборных кампаниях. Таким образом, с помощью информационноаналитических программ происходит формирование образа кандидата и отношения к нему.

Апробация работы. Материалы и основные результаты диссертации были представлены на научно-практических конференциях аспирантов и соискателей кафедры СМК РГУ (Ростов-на-Дону, РГУ, 2004), «Средства массовой информации в современном мире» (Санкт-Петербург, СПбГУ, 2005), «Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире» (Москва, МГУ, 2005), «Журналистика, реклама, связи с общественностью: новые подходы» (Воронеж, ВГУ, 2005), «Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском пространстве» (Москва, МГУ, 2006).

Цели и задачи обусловили структуру исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, библиографии и приложений.

Во Введении обосновывается актуальность и анализируется степень изученности темы, определяется методологическая и эмпирическая база исследования, характеризуется его новизна и практическая значимость.

В первой главе «Историко-типологический анализ информационно-аналитических программ отечественного телевидения» объект исследования рассматривается в исторической ретроспективе, начиная с возникновения на советском телевидении и заканчивая современным состоянием. Здесь также представлены различные классификационные подходы к изучению информационно-аналитических программ, выявляются типологические особенности объекта исследования: первичные, вторичные, формальные признаки, которые формируют тип.

Вторая глава «Современные телевизионные информационно-аналитические программы: состояние и проблемы развития» посвящена изучению объекта исследования, его специфики на современном этапе. На примере программ «Вести недели» телеканала «Россия» и «Намедни» телеканала НТВ рассматривается исторический аспект возникновения программ, проводится обоснование типологических признаков, выведенных для объекта исследования. В данной главе представлены результаты контент-анализа программ «Вести недели» и «Намедни», а также на основании рейтингов выявляются зрительские предпочтения программ исследуемого типа на различных каналах, определяется место информационно-аналитических программ в общей сетке вещания каналов. В этой главе анализируются приемы и методы, которые используются создателями информационно-аналитических программ для привлечения аудитории и, как следствие, увеличения рейтинга.

В Заключении подводятся основные итоги работы, обобщаются результаты, намечаются перспективы развития объекта исследования и дальнейшего изучения проблемы.

Список использованных источников содержит 27 источников.

Библиография содержит 109 источников.

В Приложение включены программы контент-анализа, сводные таблицы полученных результатов, таблицы и диаграммы рейтингов информационно-аналитических программ.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Информационно-аналитические телевизионные программы: история, типология, современное состояние"

Результаты исследования рейтингов и показателей HUT позволяют вычислить адресное назначение телепередачи, составить портрет ее зрителя. Полученные данные представляются рекламодателю для правильного выбора рынка для размещения рекламы— чем «смотрибельнее» передача, тем привлекательно и размещение рекламной информации в ней. По мнению И.Д. Фомичевой [80, с. 226], дальнейшее развитие цивилизованных рыночных отношений между теми, кто производит массовую информацию, и теми, кто ее потребляет, станет поводом для развития такой прикладной задачи, как типология читателей, зрителей, слушателей, ведь знание целевой аудитории одинаково важно для всех СМК.

Знание «своей» аудитории позволяет «выбрать проблемы, темы, конкретные факты и тем самым «попасть в точку», в настроение. <.> Иными словами, знание аудитории позволит прогнозировать воздействие сообщения на слушателей, поможет лучше ориентироваться в вопросах массового сознания, общественного мнения, получить представление об интересах, ценностях, установках, ожиданиях, стереотипах различных групп общества» [62, с. 385].

Таким образом, медиаизмерения «стали одним из факторов в закреплении подхода к аудитории как к товару, который, в свою очередь, можно продать производителям товаров и услуг, рекламодателям и рекламистам. Иными словами, до медиаизмерений СМИ продавали рекламодателям время и пространство, а сегодня торгуют аудиториями, с их величиной и составом» [88, с. 12]. Массовая информация, помимо идейно-содержательной, приобрела сторону товарную, но СМИ заинтересованы в том, чтобы сохранить «доверие и расположение аудитории — самое ценное их сокровище. Без доверия, которое создается беспристрастно и профессионально собранной и поданной информацией, службы новостей лишаются всех привилегий, которые дает им расположение общества» [25, с. 130].

В процессе исследования мы пришли к следующим выводам. Во-первых, правило, возникшее в результате закономерного процесса коммерциализации телевидения, распространяется и на информационно-аналитические программы. Информацию необходимо подать таким образом, чтобы она продавалась. Поэтому при создании современных информационно-аналитических программ одинаково большое внимание уделяется как содержанию, так и форме.

Во-вторых, если говорить об особенностях информационно-аналитических программ российского телевидения, то их рейтинг зависит от времени выхода в эфир (как правило, при формировании программных сеток выход информационно-аналитических программ ставится в прайм-тайм), от дня недели (в выходные дни увеличивается число телезрителей). На рейтинг также влияет тематика, способы подачи информации, личность ведущего, политика канала.

Анализируя информационно-аналитическую программу «Вести недели», мы установили, что она привлекает зрителей более широким освещением деятельности государственной власти и Президента РФ, по сути являясь государственным каналом. Телеканал «Россия» в своей итоговой информационно-аналитической программе представляет официальную точку зрения на события. К числу приемов привлечения внимания зрителя можно отнести жанровое разнообразие, которое встречается в программе. Так, например, интервью является одним из самых востребованных жанров

Вестей недели». В качестве аналитических приемов и аргументов в программе часто используются различные графические схемы, диаграммы, рейтинги.

Отличаются программы «Вести недели» и «Намедни» подходом к построению сюжета. Этот признак тоже является своеобразным методом борьбы за внимание аудитории. Так, у «Вестей недели» в центре внимания находится событие, тогда как в «Намедни» во главу угла ставится человек (так называемая «житейская сторона» события). Так же репортеры информационно-аналитической программы «Намедни» строили материалы по принципу контраста как при создании сюжета — отношение к событию в городах федерального значения, в крупных городах России, в деревне, так и при подборе сюжетов для программы — «он (Парфенов. — Е.Г.) потрясающе монтировал Куршавель с жизнью семьи двух прапорщиков в старом «Москвиче». Он показывал жизнь в казино и одновременно — как курские атомщики, голодные и несчастные, шли на Москву» [33].

Детальное изучение «Намедни» позволило установить, что программу отличал иной принцип ранжирования новостей. Программа состояла из событийного блока, в котором представлен анализ событий недели, и исследовательского блока, где рассматриваются общественно-значимые явления. В качестве способа привлечения внимания зрителей к программе и, как следствие, увеличения рейтинга, создатели программы «Намедни» большое внимание уделяли тематическому разнообразию, то есть ряду тем, который в нашем контент-анализе объединен в блок life style.

В информационно-аналитической программе «Намедни» используется прием фотоколлажа и языковые каламбуры в заставке перед сюжетом. Это является своеобразным нововведением создателей «Намедни» и, несомненно, средством для увеличения доли так называемой «интеллектуальной» аудитории программы. «Намедни» были одной из самых высокорейтинговых программ канала НТВ— «ее еженедельно смотрели почти 25% взрослых москвичей и 15-17% россиян старше четырех лет. Кроме того, средний рейтинг «Намедни» в два раза превышал рейтинг художественного фильма, который шел перед ней, и в среднем составлял около 10%» [64]. По мнению экспертов рекламного рынка, программа приносила каналу «5-8% годового рекламного дохода. Более того, за годы существования «Намедни» подобрался круг рекламодателей, которые предпочитали размещаться именно в этой программе» [64].

Итоговые информационно-аналитические программы позволяют придать новостям новое измерение, посмотреть на них под другим углом, придать им объем, вписать их в контекст истории страны. На сегодняшний день информационно-аналитические программы играют немаловажную роль не только в мире российского телевидения, но и в жизни страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе выявления особенностей информационно-аналитических программ отечественного телевидения объект исследования был рассмотрен в различные периоды времени. В период становления советского телевещания, в начале 60-х гг. XX в., формируются основные функции телевидения, формы и жанры, а также возникают передачи, ставшие прообразом современных информационно-аналитических программ. В качестве прообраза объекта данного исследования выступает программа «Эстафета новостей». Развитие советского информационного вещания связано с выходом в эфир программы «Время». Научно-технический прогресс становится основным условием не только развития телевидения, но и контроля над ним. Так, появление видеозаписи дает возможность контроля над информационным вещанием, передачи подвергаются цензуре, и в эфир выходят в записи. Власть понимает роль и влияние информационных программ на сознание зрителя.

В историю советского информационно-аналитического вещания пятнадцатилетний период (1970-1985) вошел как время стагнации, застоя. В эти годы на телевидении развиваются другие типы программ. Появление еженедельного обозрения «Международная панорама» стало следующим шагом на пути формирования типа объекта исследования. Начало перестройки стало причиной возрождения информационно-аналитического вещания. В этот период на экраны советского телевидения выходит информационно-аналитическая программа «Семь дней», первая из программ изучаемого типа, начавшая давать анализ и комментарий произошедшим событиям.

90-е гг. XX в. — период качественного и количественного роста изучаемых программ на российском телевидении, время расцвета информационно-аналитического вещания. Телевидение, принимая участие в выборах Президента РФ в 1996 г., приобретает новую функцию — электоральную. Информационно-аналитические программы становятся инструментом предвыборной борьбы.

Программы исследуемого типа, выполняя свою основную функцию, становятся средством формирования общественного мнения. Они существуют на всех федеральных каналах. Основное их отличие — в подаче, комментариях, ранжировании новостей.

В XXI в. объект исследования — информационно-аналитические программы — продолжают развиваться, обладают постоянным набором типологических признаков. Популярность и востребованность изучаемых программ является объективной реальностью и, как следствие, продиктована потребностью зрителей в комментированной информации, в анализе события.

Таким образом, периодизация исторического развития телевизионных информационно-аналитических программ выглядит так:

1. 1960— 1991 гг.— возникновение на советском телевидении передач, близких по типу к информационно-аналитическим программам, пятнадцатилетняя стагнация (1970 - 1985 гг.) информационного вещания, и постперестроечное развитие характеризуют этот период как неоднородный.

2. 1991 — 1996 гг.— количественный и качественный рост информационно-аналитических программ на российском телевидении.

3. 1996— 2006 гг.— современный этап развития информационно-аналитических программ. Формирования типа телевизионной передачи — информационно-аналитической программы.

Для определения типа изучаемых программ в работе использованы различные классификационные подходы, и на основании типологического метода исследования были выведены и охарактеризованы двенадцать основных типологических признаков, которые влияют на формирование типа — информационно-аналитических программ. Так, в качестве первичных типологических характеристик, оказывающих непосредственное влияние на формирования типа программы, выступают: учредитель канала, цели и задачи, периодичность, сфера отображаемой действительности, зрительская аудитория. В качестве вторичных признаков информационно-аналитических программ выявлены: ведущий, авторский состав, композиция, жанры, хронометраж. К формальным, то есть оказывающим наименьшее влияние на тип программы, отнесены: оформление и форма вещания. Таким образом, иерархическая лестница выглядит следующим образом: род — телепрограмма, вид — информационная, тип — информационно-аналитическая. Объект исследования рассматривается как разновидность информационных телепрограмм.

Анализ современного состояния объекта исследования проводился на примере информационно-аналитических программ двух федеральных телеканалов — «Вести недели» («Россия») и «Намедни» (НТВ). Обе программы были изучены по выведенным типологическим признакам. Проведенное обоснование позволило отнести и «Вести недели», и «Намедни» к информационно-аналитическим программам, выделить черты, присущие каждой из программ, определить некоторые особенности, отличающие их друг от друга. Так, особенностью информационно-аналитической еженедельной программы «Вести недели», выходящей на государственном канале «Россия», является роль и влияние учредителя, зрительская аудитория, классическая композиция программы, подборка и последовательность сюжетов по тематике. Анализируя программу «Намедни», которая выходила на телеканале НТВ до июня 2004 г., мы столкнулись с одной из тенденций современного телевидения, которая прочно закрепилась в программе и ассоциировалась с ней — так называемый стиль медийной подачи «инфотеймент». Появление этой тенденции на российском телевидении стало следствием его коммерциализации, когда критерием успеха программ становится рейтинг и, как следствие— объем рекламы, основного источника финансирования.

Анализ содержания позволил выявить некоторые черты и специфику информационно-аналитических программ, тематические и жанровые предпочтения и подтвердить выдвинутые гипотезы. Так, оценивая композицию каждой из программ, можно сказать, что композиция информационно-аналитической программы «Вести недели» является классической, а для структуры программы «Намедни» характерна более свободная компоновка сюжетов и расширенная тематика. Обе программы отличает различный подход к построению сюжета. Этот признак тоже является своеобразным методом борьбы за внимание аудитории. Так, у «Вестей недели» во главу угла ставится само событие, тогда как в «Намедни» в центре внимания — «житейская сторона» события, человек.

Программу «Намедни» отличал иной принцип ранжирования новостей. Программа состояла из событийного блока, в котором представлен анализ событий недели, и исследовательского блока, где рассматриваются общественно-значимые явления. В качестве способа привлечения внимания зрителей к программе и, как следствие, увеличения рейтинга, создатели программы «Намедни» большое внимание уделяли тематическому разнообразию, то есть ряду тем, которые в нашем контент-анализе объединены в блок life style.

Что касается жанровых предпочтений, то в ходе обработки данных контент-анализа было установлено, что наиболее востребованными жанрами в программах исследуемого типа являются корреспонденция, репортаж, комментарий. Также в информационно-аналитических программах, например, в «Намедни», был востребован жанр очерка. Применение очерка как жанра художественной публицистики связано с тематикой из так называемого блока исследовательской, познавательной информации. Анализ содержания показал, что в информационно-аналитических программах используются информационные, аналитические и публицистические жанры.

Так как сбор эмпирического материала проводился в период президентской предвыборной кампании (с января по апрель 2004 г.), то в рамках контент-анализа нами было проведено подисследование, которое ставило своей целью выявить, освещению деятельности каких кандидатов отдают предпочтения информационно-аналитические программы, определить характер материала, форму и количество упоминаний, тематические предпочтения. Проведенное подисследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что число упоминаний о кандидате в Президенты РФ В.В. Путине в выпусках информационно-аналитических программ больше по сравнению с другими кандидатами.

Изучение рейтингов информационно-аналитических программ позволило нам определить, какое место занимают программы исследуемого типа в общей рейтинговой сетке канала, вычислить долю аудитории каждой программы. Информационно-аналитические программы также были рассмотрены на основании сравнительных таблиц. Сравнение проводилось по различным показателям, которые используются в медиаизмерениях. Анализ содержания дал возможность выделить ряд приемов и методов, которые используются при создании информационно-аналитических программ. Использование различных приемов и методов позволяет привлекать и удерживать аудиторию, формировать предпочтения при выборе и привычку телесмотрения той или иной программы, а увеличение рейтинга программы находится в прямой зависимости от доли телеаудитории.

Выявление особенностей истории, типологии и функционирования объекта исследования позволило установить, что информационно-аналитические программы предоставляют зрителю возможность оглянуться на событие, посмотреть на него под другим углом зрения, проанализировать, выявить причинно-следственные связи, спрогнозировать вероятность дальнейшего развития ситуации, определить ее воздействие на ход истории. Зритель современного телевидения имеет свободу выбора информационно-аналитических программ, которые выходят на всех федеральных каналах. Наличие такого выбора открывает возможность не столько остановить свое внимание на какой-то конкретной программе, сколько сопоставить подачу и трактовку одного и того же события разными каналами. Такой выбор позволяет аудитории формировать собственное представление о событиях и процессах, происходящих в стране и в мире. Однако при этом не следует забывать, что основной целью программ исследуемого типа является формирование общественного мнения.

Являясь инструментом влияния, информационно-аналитические программы занимают особое место в сетке вещания канала, они отражают идеологическую направленность и программную политику данного СМК. Ведущим такой программы всегда является профессионал высокого класса, владеющий способами и приемами воздействия на массовую аудиторию, что несомненно расширяет границы и перспективы данного исследования.

 

Список научной литературыГострова, Екатерина Владимировна, диссертация по теме "Журналистика"

1. Абовян A.B. Рекламные издания: исторический и типологический аспекты: Автореф. дисс. канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2004.

2. Акопов А.И. Методика типологического изучения периодических изданий. Иркутск, 1985.

3. Александров Н. Леонид Парфенов: информация должна быть бизнесом // Известия. 2004. 2 июня.

4. Александров Н. Леонид Парфенов: Я проработал в корпорации со дня основания, и последнее, что услышал в ее стенах в свой адрес, был мат // Известия.2004. 7 июня.

5. Ахмадулин Е.В. Краткий курс теории журналистики. М., 2006.

6. Багиров Э.Г. Основы телевизионной журналистики. М., 1987.

7. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М., 1978.

8. Большая Советская Энциклопедия. М., 1976.

9. Борецкий P.A. Осторожно, телевидение! М., 2002.

10. Ю.Борецкий P.A. В Бермудском треугольнике ТВ. М., 1998.

11. Борецкий P.A. Телевидение на перепутье. Статьи 1989-1998. -М., 1998.

12. Борецкий P.A. Телевидение в социально-историческом контексте // Вестник москов. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2003. №3.

13. З.Вартанов A.C. Актуальные проблемы телевизионного творчества. М., 2003.

14. Н.Варшавчик С. Сергей Брилев: «То, что я думаю, я придержу при себе» // Независимая газета. 2005.№34.

15. Варшавчик С. Сванидзе не выбирает из тарелки самое вкусное, www.nat.ru

16. Ветров К.В. Социальный анализ средств массовой информации России. -М., 2005.

17. П.Владимир Познер человек, которому доверяют. news.mail.ru/news.html?98485

18. Власть, зеркало или служанка? М., 1998. т.Н.

19. Гаджиев К.С. Средства массовой информации и политика // Вестник москов. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2003. №1.

20. Глейзер М. Радио и телевидение в СССР 1917-1963. -М., 1965.

21. Глянцевое «общественно-политическое обозрение». www.Lenizdat.ru

22. Голядкин H.A. История отечественного и зарубежного телевидения. М., 2004.

23. Губанов А. Телевидение: 1999-2000 // Среда, 2000, № 6-7.

24. Дмитриев JI. Искусство информации. М., 1996. 4.2.

25. Дэннис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. -М., 1997.

26. Егоров В.В. Телевидение и власть в России. М., 1996.

27. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999.

28. Егоров В.В. Телевидение: страницы истории. М.,2004.

29. Егоров В.В. Теория и практика советского телевидения. М.,1980.

30. Егоров В.В. Терминологический словарь телевидения, www.cjes.ru 31 .Засурский И.И Масс-медиа второй республики. М., 1999.

31. Иванова М. Пришли такие «Времена» // Культура. 2001. № 28.

32. Как уволили Парфенова // Известия. 2004. 3 июня.

33. Информационных войн в новом телесезоне не будет, www. gzt.ru/politics/2003/08/29/103800/html.

34. Имамова-Стефанчук Е.И Эволюция отечественного информационно-аналитического телевидения (конец 80-х-90-е годы). -М., 2001.

35. Качкаева А.Г. Новейшая история российского телевидения 1990 2002 // Вестник москов. ун-та. Серия .10. Журналистика. 2003. №3.

36. Кириллов М. Как Путин взял Видяево // КоммерсантЪ. 2000. 24 августа.

37. Ковалева А. Первый канал станет общественным развлекательным телевидением. Странные перемены на ОРТ // Известия. 2002. 6 сентября.

38. КонееваЕ. Цена рейтинга// Среда. 1998. №4-5.

39. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов н/Д, 1999.

40. Корнилов Е.А. Методологические проблемы исследования журналистики. -Ростов н/Д, 1999.

41. Корнилов Е.А. Историзм как принцип научного познания журналистики // Местная и национальная печать. Вопросы истории, методологии. Ростов н/Д, 1983.

42. Корнилов Е.А., Акопов А.И. Типология в современной науке о печати // Методы исследования журналистики, Ростов н/Д, 1979.

43. Корнилова Е.Е. Телевизионная реклама. СПб., 2002.

44. Корнилова Е.Е. Формы и жанры на телевизионном экране // История языкознания, литературоведения и журналистики как основа современного филологического знания. Ростов н/Д, 2003.

45. Кузнецов Г.В. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. -М., 1990.

46. Кузнецов Г.В. ТВ-журналист. М., 1980.

47. Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика. Критерии профессионализма. М., 2003.

48. Кузнецов Г.В. Классификатор программ // ТЭФИ-обозрение. 1997, №7.

49. Панкина Е. Воскресенье начинается в понедельник // Итоги. 2002, №20.51 .Панкина Е. Другое время другие песни // Сегодня. 2000 №77.

50. Ланкина Е. История с декорациями. Почему исчезло из эфира РТР ток-шоу «Наше дело» // Сегодня. 2000. №219.

51. Лебедь Д. Леонид Парфенов не верит в миф о прямом эфире // Саратовские вести. 2002. №45.

52. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.39.

53. Место в жизни, http://student.astelit.ru/politik/kukla

54. Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения. М., 2001.

55. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1997.

56. Очерки по истории российского телевидения. М., 1999.

57. Радиожурналистика: Учебник / Под ред. A.A. Шереля. М., 2002.

58. Павлов В. Инфокалипсис сегодня // Журналист. 2003. №9.

59. Павлова Н. НТВ упало без Парфенова, www.gazeta.ru

60. Петренко Т. Станислав Кучер: я умею не только рассуждать в респектабельной студии // Культура. 1998. №17.

61. Петров Г.Н. Аудиовизуальная журналистика в художественной культуре XX века (эволюция коммуникационных процессов, развитие журналистских технологий, изменение языка и стилистики): Автореф. дисс. док. филол. наук. СПб, 2001.

62. Петровская И. Аналитик на безрыбье // Известия. 2005. 1 апреля.

63. Полуэхтова И. Телеменю: комплексный обед или а la carte? // Искусство кино. 2003, №6.

64. Прохоров А. Телевидение: смутный объект желаний // Искусство кино. 2004, № 11.

65. Прохоров Е.П. Введение в журналистику. М., 1998.

66. Прохоров Е.П. Исследуя журналистику М., 2002.

67. Саруханов В.А. Азбука телевидения. М., 2002.

68. Симанович Г. Куда разбегаются глаза // Огонек. 1996. №20.

69. Синицын М.А. Ведущий новостей: приближение к стереотипу // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире. Сборник материалов научно-практической конференции. Часть II. -М., 2005.

70. Сиссорс Дж., Бэрон Р. Рекламное медиа-планирование. СПб., 2004.

71. Смирнов В.В. Актуальные проблемы журналистики. Ростов н/Д, 2000.

72. Смирнов В.В. Современная аналитическая журналистика: жанры радиовещания в контексте массовых коммуникаций. Теория и практика. -М., 1999.

73. Смирнов В.В. Капитализация России и средства массовой информации // Яе^а. 2005. JSfo20.www.relga.ru

74. Социология массовой коммуникации /Под ред. Ф.И. Минюшева, В.Н. Иванцова. М., 1995.

75. Средства массовой информации России: учеб. пособие для студентов вузов /Под. ред. Я.Н. Засурского. -М., 2005.81 .Телерекламный бизнес (информационно-аналитическое обеспечение)/ Сост. и общ. ред. В.П. Коломиец. -М., 2001.

76. Телевизионная журналистика: Учебник /Под ред. А.Я. Юровского. М., 1994.

77. Типологическое развитие журналистики /Под ред. А.И. Станько. Ростов н/Д, 1983.

78. Типология местной прессы / Под ред. Е.А. Корнилова. Ростов н/Д, 1991.

79. Типология периодического издания. Ростов н/Д, 1984.

80. Ужовская Ю.М. Место новостей на телевидении // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире. Сборник материалов научно-практической конференции. Часть II. М., 2005.

81. Федотова Л.Н. Анализ содержания социологический метод изучения средств массовой коммуникации. - М., 2001.

82. Фомичева И.Д. Индустрия рейтингов. Введение в медиаметрию. М., 2004.

83. Фролова Т.И. Социальные приоритеты в коммуникативных стратегиях российских СМИ //Вестник москов. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2005. №1.

84. Хавкина Л. «Намедни» будут выглядеть богато // Комсомольская правда. 2001. 7 сентября.

85. Цвик В.Jl. Телевизионная журналистика: история, теория, практика: учебное пособие. М., 2004.

86. Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные новости России. -М., 2002.

87. Цепляев В. В «ящике» груз «Вести»! // Аргументы и факты. 13.02.2002.

88. Шабалина H.A. Современные способы привлечения внимания аудитории к эфиру электронных СМИ // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире. Сборник материалов научно-практической конференции. Часть II. М., 2005.

89. Шамсулин В. Бобик в гостях у Барбоса. Семь дней по диагонали // Независимая газета. 2000. №210.

90. Шамсулин В. Евгений Ревенко: по ночам мне снились гири // Известия. 2002. 10 января.

91. Шкондин М.В. Системные факторы трансформации структуры российских СМИ. М., 2000.

92. Юровский А.Я., Борецкий P.A. Основы телевизионной журналистики. -М., 1966.