автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Информационные процессы в современной музыкальной культуре Казахстана

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Тампаева, Гульнара Яновна
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Алматы
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Информационные процессы в современной музыкальной культуре Казахстана'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурол. наук Тампаева, Гульнара Яновна

Введение.

Глава 1. Теория информации и музыкальная культура.

1.1. Опыт соотнесения некоторых терминологических понятий.

1.1.1. Информация.

1.1.2. Информационные потребности.

1.1.3. Информационный тезаурус.

1.1.4. Информация в коммуникативном процессе.

1.1.5. Музыкальный язык и другие типы языка. Информационные потери.

1.1.6. Информационная новизна и возвратная информативность в музыке.

1.2. Музыкальная культура как информационное образование.

1.2.1. Сфера производства информационно-художественного продукта.

1.2.2. Сфера распространения информационно-художественного продукта.

1.2.3. Сфера потребления информационно-художественного продукта.

Глава 2. Современная музыкальная культура Казахстана.

2.1. Общая характеристика современной музыкально- информационной среды.

2.2. Каналы музыкальной информации.

2.2.1. Музыкальное образование. Музыкальная наука.

2.2.2. Концертная жизнь.

2.2.3. Музыкальная периодика.

2.2.4. Музыкальное телевидение и радио.

2.2.5. Электронные виды средств массовой информации

2.2.6. Музыкальная критика и музыкальная журналистика.

2.3. Социомузыкальный сектор.

Глава 3. Информатизация в музыкальной культуре современного общества.

3.1. Роль информатизации в музыкально-культурном развитии.

3.1.1. К понятию информатизации.

3.1.2. Информатизация в управлении музыкальными процессами.

3.1.3. Информационная экология и музыкальная культура.

3.2. Информатизация и социомузыкальная деятельность.

3.2.1. Информатизация и музыковедение.

3.2.2. Роль паблик рилейшнз в музыкальной культуре.

3.2.3. Менеджмент в музыкальной культуре.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по культурологии, Тампаева, Гульнара Яновна

Обращение к теме "Информационные процессы в музыкальной культуре Казахстана" обусловлено реалиями сегодняшней культурной жизни, отражающими кардинальные трансформации в обществе в течение последнего десятилетия. С приходом рыночных отношений, с изменением политической ситуации на постсоветском пространстве произошли изменения и в социокультурной жизни стран бывшего Союза, в частности, в жизни современного Казахстана.

Информация играет важную роль в культурном развитии современного общества. Место и значение информации в жизнедеятельности человека академик В.Афанасьев определил следующим образом: "Между клетками, тканями, органами растений и животных имеют место морфологическое, функциональное, генетическое и информационное взаимодействие. Люди в обществе связаны в те или иные системы. Взаимодействие компонентов целостной системы носит по своей природе характер обмена между ними веществом, энергией и информацией" [14,62]1.

Настоящая работа является попыткой рассмотрения в теоретическом плане наиболее существенных проблем современной музыкальной культуры в Казахстане с позиций информационного подхода. Рассматривая современную музыкальную культуру с этих позиций, мы опирались на два общепризнанных постулата.

Первый. Правомерность информационного взгляда на современную культуру допустима, так как культура по своей природе информативна. Культура - есть производство информации: любое материальное, духовное творение человека является носителем заложенной в него информации как сообщения о чем-либо [147,7]. Любой культурный продукт также реализует собой принцип культурной преемственности: он создается под впечатлением полученной информации, трансформируется в новый культурно-информационный продукт и, наконец, потребляется в качестве информационного продукта. Поэтому в нашем понимании понятия "художественная культура" и "художественная информация", в контексте современного культурного процесса, выступают как неразрывные и взаимосвязанные.

Второй. Информация выступает как всеохватывающая (всеобъемлющая) категория. Ей в культурном развитии общества отводится особая роль, так как современная цивилизация может развиваться, в первую очередь, за счет производства, потребления и распространения потоков новой информации [28; 124]. Примем это в качестве объективной предпосылки для дальнейших рассуждений.

Отметим, что актуальные процессы современной музыкальной культуры Казахстана прежде никогда не являлись предметом специального изучения казахстанских музыковедов и культурологов. Представленную диссертацию можно считать первой такого рода. Совокупность обозначенных выше положений определила актуальность появления данной работы.

Несмотря на имеющиеся теоретические предпосылки информационного изучения некоторых явлений культуры, наше исследование заключает в себе определенную степень новизны, а именно:

• впервые в казахстанском музыкознании применен информационный подход в изучении музыкальной культуры;

• впервые объектом исследования становится современная музыкальная культура Казахстана;

• впервые освещены вопросы актуальной музыкально-художественной жизни, средств массовой информации, музыкальной науки и музыкального образования современного Казахстана;

• привлечена комплексная методология для изучения музыкальной культуры Казахстана;

• впервые в музыковедческой диссертации использованы новейшие информационные источники, в частности, электронные средства массовой информации;

• предложены возможные пути решения некоторых проблем музыкальной культуры республики через методы информатизации.

Данная работа представляет собой комплексное исследование. Специфика темы исследования потребовала привлечения разных методологий: теории информации, искусствознания и культурологии.

Для изучения более частных вопросов потребовалось обращение, кроме музыковедческих источников, к музыкальной социологии, музыкальной психологии, теории журналистики, теории музыкального менеджмента. Названные методологии, на наш взгляд, адекватно отвечают основным задачам и цели, которые поставлены в представляемой работе.

1 Цифры в прямом наборе указывают на номер источника, помещенного в библиографии; курсивом - на страницу источника.

Главную теоретическую базу для исследования музыкальной культуры как информационного образования составили труды французского ученого А.Моля "Теория информации и эстетическое восприятие" [91] и "Социодинамика культуры" [90].

Несмотря на имеющиеся в работах А.Моля спорные моменты, до сегодняшнего дня они остаются определяющими в изучении информационных процессов в культуре. В середине 60-х годов, когда Моль ставил своей целью изучение современной ему культуры Запада, вероятно, он и не мог предположить, что основные принципы его теории социодинамики культуры, приобретут новую актуальность в контексте изменившихся политико-экономических и социокультурных условий в странах, которые он в своем исследовании называет "демократическими" (имелись в виду страны социализма- Г.Т.). [90,26].

Известно, что базисом для теории эстетической информации Моля послужило учение К.Шеннона, обосновавшего математическую теорию информации в коммуникационных технологиях и связи. Шенноновская теория, однако, была применима только к техническим каналам информации, она не учитывала роль человеческого фактора в информационных процессах и характер его воздействия на названные процессы. Опираясь на теорию своего предшественника, Моль развил ее в соответствии с той направленностью социальной жизни, которая стала объектом его исследования - художественным восприятием и динамикой культурной жизни.

Потенциальная универсальность теории Шеннона позже была доказана применением ее в других сферах деятельности социальной жизни, где человеческий фактор также играл определяющую роль. Теория Шеннона стала благодатной почвой для появления других информационных теорий, в частности, теории социальной информации академика В.Афанасьева, в основе которой - информационные взаимодействия человека с социумом и социальное общение людей [14].

Возникновение других научных исследований в 70-е годы и позже убедительно доказывало возможность теоретического взаимодействия таких взаимоисключающих, на первый взгляд, явлений как информатика и искусство, информационная теория и искусствоведение. Работы, посвященные изучению проблем слушательского восприятия, музыкального мышления, компьютерного моделирования в композиции и т.п., преимущественно принадлежат физикам и информатикам. Это "Кибернетика и музыка" Р.Зарипова [57], "Вероятность и информация" А. и И.Яглом [150], статья "О возможности теоретико-информационного подхода к некоторым проблемам музыкального мышления и восприятия" И.Рудь и И.Цукерман [120]. Среди других назовем труды информатиков В.Петрова [105; 106], А.Суханова [130], В.Ващекина [29], Г.Воробьева[32].

Из работ последнего времени показательна монография Г.Голицына "Информация и творчество: на пути к интегральной культуре" [35], где информационный подход применен для объяснения творческой деятельности человека и информационной сущности приемов, применяемых в различных видах искусства. Посредством показа всеобщего действия "принципа максимума информации", ученый доказывает, что явления природы и все факты человеческой деятельности образуют единую логически-связанную систему. Так, автор преодолевает одно из основных противоречий современной культуры как расщепленной системы на естественно-научную и гуманитарную сферу.

Иной аспект культурно-информационных процессов, а именно, взаимодействия культуры и СМК рассматривается в трудах по теории коммуникации В.Борева и А.Коваленко [24], Б.Фирсова [136], Л.Петрова [107], А.Якупова [151] и других.

Из казахстанских источников, посвященных культурно-информационному взаимодействию в современном обществе, выделяется работа Н.Бегалиева "Информация в диалоге культур" [20]. Анализу различных аспектов культурно-информационных процессов и средств массовой коммуникации в современном обществе посвящены исследования других казахстанских ученых - Г.Ибраевой, М.Барманкулова, С.Казыбаева, Г.Малинина, А.Сарсенбаева.

Взгляд на музыкальную культуру как на информационное образование представляется одним из потенциально перспективных научно-теоретических направлений. Понимание культуры как информационного организма помогает выработать необходимые практические действия информационного характера, в совокупности называемых информатизацией. Таким образом, главная цель нашего исследования заключена в определении реальных механизмов решения проблем музыкальной культуры Казахстана через её информатизацию.

Достижение поставленной цели обусловлено решением следующих задач:

• показать реальную возможность рассмотрения музыкальной культуры как информационного образования;

• выявить актуальную картину современной музыкально-информационной среды в Казахстане путем проележения основных информационных тенденций;

• предложить решение некоторых проблем, сложившихся в музыкальной среде, через информатизацию в культуре.

Объектом исследования выступает актуальная музыкальная культура Казахстана в период с начала 90-х годов, т.е. начала кардинальных изменений в обществе.

Предметом изучения являются информационные процессы в музыкальной культуре республики.

Практическая значимость работы заключена в возможности использовать предложенный в ней информационный подход для дальнейшего изучения явлений музыкальной культуры, а также в возможности применять рекомендации по информатизации в современной культурной практике.

Выбор темы диссертации был обусловлен имеющимся у соискателя опытом практической работы, предопределившем научно-теоретическую направленность исследования. В диссертации обобщены результаты музыкально-информационной деятельности автора в качестве:

• главного редактора и журналиста "Новой музыкальной газеты";

• руководителя пресс-центра Алматинской консерватории;

• директора творческого коллектива Государственного ансамбля классической музыки "Камерата Казахстана";

• стажера программы Visiting Arts в Великобритании;

• стажера кафедры междисциплинарных специализаций музыковедов Московской консерватории.

Решение поставленных выше задач отразилось на структуре работы, состоящей из Введения, трех глав, Заключения, Библиографии и семи Приложений.

Первая глава данного исследования посвящена изучению музыкальной культуры с позиций информационного подхода путем соотнесения основных терминологических понятий музыкальной культуры и теории информации.

Во второй главе предпринята попытка проанализировать современную музыкально-информационную среду в Казахстане. Здесь проводится исследование основных информационных каналов музыкальной культуры, подразделяемых на каналы специализированные и массовые. К специализированным, в таком случае, отнесены концертная жизнь, музыкальное образование и музыкальная наука. Массовые музыкальные каналы представлены прессой, телевидением, радио и электронными средствами массовой информации.

Важно подчеркнуть, что в данной главе диссертации рассматриваются те элементы музыкальной культуры, совокупность и повторяемость которых образует некую систему, поддающуюся возможности анализа. "Единичные" же факты культуры, особенно часто возникающие при "мозаичном" типе развития, сюда не вошли. (Представленная во второй главе картина музыкальной жизни Казахстана зафиксирована на середине 2000 года. Это следует подчеркнуть, поскольку музыкальная жизнь - это живой, непрерывно меняющийся информационный процесс. В связи с чем, вполне обоснованно ожидать рост культурной активности в обществе на протяжении всего 2000 года, официально объявленного Годом поддержки культуры).

В третьей главе рассмотрены необходимость и перспективы культурной информатизации, управления и информационной экологии в культуре. Далее показаны возможности информатизации в отдельных сферах музыкально-информационной деятельности человека, в том числе, в музыковедении и музыковедческом образовании, музыкальном менеджменте и паблик рилейшнз.

В Заключении подведены итоги исследования и определены конкретные меры по информатизации музыкальной культуры.

В Приложении представлены материалы семинара по арт-менеджменту, список авторских журналистских публикаций, а также некоторые официальные данные по социомузыкальному развитию республики.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Информационные процессы в современной музыкальной культуре Казахстана"

Заключение.

Возможные пути информатизации музыкальной культуры Казахстана в современных условиях

Основная идея нашей работы заключена в необходимости увеличения в культурной жизни общества степени коммуникационной активности, количества контактов между искусством и членами общества, возрастания информационной доступности музыкальных сообщений широкому слушателю, что недостижимо сегодня вне использования разных методов информатизации.

Итак, информатизация в музыкальной культуре необходима, но возможна ли в условиях экономической нестабильности в обществе? Назовем причины, мешающие развитию информатизации в музыкальной культуре Казахстана. Это:

• существующий в обществе низкий статус культуры в общественной иерархии ценностей, недопонимание роли, важности музыкальной культуры для его духовного роста и, следовательно, принятие необдуманных решений по культуре;

• неработающий Закон о культуре;

• отсутствие механизмов стимулирования спонсорства и инвестирования в культуру;

• низкий социальный статус творческой личности, падение в обществе престижа профессии музыканта;

• слабость творческой интеллигенции, неспособной защитить свои права;

• преимущественная ориентация творческих личностей на производство, а не на распространение музыкальной информации и, как следствие, недостаточное понимание важности просветительского акта, в котором нуждается современная музыкальная культура;

• недостаточная степень "информационного мировоззрения";

• недостаточное развитие музыкально-культурной инфраструктуры в целом по республике;

• отсутствие профессиональных управленцев и недостаточность музыкально-информационных работников, способных осуществлять информационные процессы в музыкальной культуре, и, как следствие, неразвитость музыкального менеджмента;

• слабое владение иностранными языками, необходимых как для изучения зарубежной культурной практики, так и для развития культурных контактов;

• слабая техническая обеспеченность и незначительное количество пользователей компьютерами среди представителей творческих профессий;

• низкая потребительская способность населения;

• высокая стоимость информационных услуг, в частности, на доступ в Интернет.

Сделаем попытку предложить некоторые конкретные шаги по информатизации в музыкальной культуре. Пожалуй, самое реальное, что могут сегодня предпринять управляющие органы для поддержки культуры и искусства - это принять ряд тех мер, которые не потребуют капитальных финансовых вложений и будут содействовать распространению того культурного потенциала, который уже накоплен обществом. Эти меры носят глобальный характер, их решение возможно только на государственном уровне. Среди них следующие:

• принятие мер по экологической защите культурно-информационной среды от явлений, грозящих уникальности и неповторимости музыкальной культуры;

• создание музыкально-просветительских программ на телевидении, в идеале на отдельном канале типа российской "Культуры";

• организация государственного печатного музыкального органа;

• узаконивание налоговых льгот для коммерческих структур, оказывающих спонсорскую поддержку культуре;

• введение льготных тарифов (или бесплатный прокат) рекламы на государственных каналах радио и телевидения для государственных творческих коллективов. (Например, на условиях не более, чем три-четыре рекламные компании в сезон для одного коллектива).

Процесс информатизации с успехом может осуществляться на местах - в учебных заведениях, в творческих коллективах, что при минимальных затратах позволит определенным образом расширить рамки привычного информационного воздействия:

• использование технологии паблик рилейшнз и организация пресс-центров, пресс-клубов как в рамках учебных заведений типа консерватории, так и на уровне отдельных коллективов театров, ансамблей, оркестров для интенсификации работы со средствами массовой информации;

• создание информационных центров в рамках учебных заведений культуры и искусства, содействующих развитию международных связей между вузами искусств, консерваториями других стран, а также между студентами;

• формирование обширной базы данных по всем вопросам музыкальной культуры (в том числе о международных научных конференциях, симпозиумах, фестивалях, конкурсах) для удовлетворения существующих информационных потребностей студентов и преподавателей;

• выпуск новостей о музыкальных событиях в виде информационных листков, газет-малотиражек в рамках конкретного учебного заведения или творческого коллектива, что повлечет возрастание информационного обмена в учреждении;

• внедрение более современных способов распространения музыкально-научной информации, например, издание компьютерных распечаток лекционного материала вместо привычных записей в обучении музыковедов. Это позволит сэкономить массу учебного времени для дополнительного изучения новых материалов и литературы, что значительно расширит и улучшит подготовку современных музыковедов;

• переориентировка музыковедов в системе современного музыковедческого обучения для осуществления ими музыкально-информационной деятельности в виде просветительства, пропаганды и распространения музыки в обществе;

• обучение музыкальному менеджменту в системе творческих вузов с учетом отмеченных замечаний во второй главе. Более продуманной, на наш взгляд, представляется система, утвердившаяся в Московской консерватории, где студенты-музыковеды специализируются на отдельной кафедре и получают дополнительную специальность;

• открытие в консерватории кафедры междисциплинарных специализаций музыковедов по типу существующей в Московской консерватории;

• обучение музыковедов для работы в средствах массовой информации, способных создавать конкретные формы пропаганды искусства и культуры в виде, например, конкурентоспособных радио и телепередач, музыкальных изданий;

• разработка прикладных направлений музыковедения, в том числе, музыкальной культурологии, музыкальной социологии, музыкальной журналистики и критики, программ по решению проблем в управлении культурой.

Трудно оспаривать слова главы CNN Теда Тернера о том, что "Тот, кто владеет информацией - владеет миром". Сказанные десятилетие назад они и сегодня актуальны, их справедливость подтверждается ежедневно. И несомненно, что будущее - за новейшими информационными технологиями, среди которых исключительное место принадлежит глобальной информационной сети Интернет. Обладая огромнейшими информационными ресурсами, Интернет способен удовлетворить почти любую человеческую потребность в информации. Но одновременно с этим, перед человеком и обществом возникает другая проблема - задача разумного и ответственного отношения к информации и методам ее использования.

 

Список научной литературыТампаева, Гульнара Яновна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Абдрахимов Б. Культура как объект инвестирования: Автореф. дис. канд. иск. -Ташкент, 1998.

2. Абдрахман Г. Современное самодеятельное песнетворчество в казахской музыкальной культуре. Автореф. дис. канд. иск. Алматы, 1999.

3. Абикеева Г., Наурзбаева А., Ержан 3. Почему в Казахстане нет изданий по культуре?//Культура и СМИ: проблемы взаимодействия. Алматы, 2000.

4. Алексеев Э. Нотная запись народной музыки: теория и практика М., 1990.

5. Ансерме Э. Беседы о музыке. М., 1976.

6. Античная музыкальная эстетика. М., 1960.

7. Антонов С. Информационное мировоззрение (к вопросу об определении сущности понятия)//Проблемы информационной культуры: Информационное мировоззрение и информационная культура. М., 1996. - Вып.З.

8. Арановский М. Мышление, язык, семантика/УПроблемы музыкальной науки. М., 1971.

9. Арнольдов А. Содержание и критерии культурного прогресса в социалистическом и классово-антагонистическом обществах//Культурный прогресс: философские проблемы. М., 1984.

10. Ю.Асафьев Б. О музыке 20 века. Л., 1982.

11. П.Асафьев Б. Итоги и подсчеты//Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л., 1973.

12. Астана-столица. Программа развития северной столицы. Алматы, 1997.

13. П.Афанасьев В. Системность и общество. М., 1980.

14. М.Афанасьев В. Социальная информация и управление обществом. М., 1975.

15. Афасижев М. О природе художественной информации//Проблемы информационной культуры: Искусство в контексте информационной культуры. М., 1997. - Вып.4.

16. Аязбекова С. Бикультурные тенденции в творческом процессе Г.Жубановой (на примере оперы "Енлик-Кебек")//Музыка Востока и Запада. Взаимодействие культур. -Алматы, 1991.

17. Байгожина А. Казахские и русские газеты республики: непересекающиеся миры параллельных культур//Алматы-Арт. 2000. - № 10.

18. Баймухаметов Ж. Овцы сыты, волки целы, или Kazakhstan Cultural Entertainment/MjiMaTbi-Арт.-2000.-№ ю.

19. Балтабаев М. Современная художественная культура Казахстана. Алматы, 1998.

20. Бегалиев Н. Информация в диалоге культур. Алматы, 1997.

21. Беляева Н. Отношение бизнеса к благотворительности в России//Деловой мир. 1994. - 4 мая.

22. Блюменау Д. К уточнению исходных понятий информационных потребностей//Научно-техническая информация. серия 2. - 1986. - №2.

23. Борев В. СМК и культура//Вопросы социального функционирования художественной культуры. -М., 1984.

24. Борев В., Коваленко А. Культура и массовая коммуникация. М., 1976.

25. Борев В. Эстетика. М., 1978.

26. Бронфин Е. О современной музыкальной критике. Пособие для семинаров. М., 1977.

27. Вартанов А. О методологических подходах к изучению СМК//Методологические подходы изучения СМК. М., 1985.

28. Ващекин Н. Информатизация общества как феномен культуры. М., 1984.

29. Ващекин Н. Информация, деятельность, мировоззрение. Тула, 1983.

30. Ващекин Н. Абрамов Ю. Информационная деятельность и мировоззрение. Иркутск, 1990.

31. Вопросы социологии музыки/Отв. ред. Е.Дуков. М., 1991.

32. Воробьев Г. Твоя информационная культура. М., 1988.

33. Выготский Л. Психология творчества. М., 1965.

34. Гете И. Избранные философские произведения. М., 1964.

35. Голицын Г. Информация и творчество: на пути к интегральной культуре. М., 1997.

36. Горобец Н., Исмаилов Е., Сексенбаева С., Семенова И. Аналитический обзор развития культуры в Республике Казахстан в 1997 году//Панорама культурной жизни стран СНГ и Балтии. Информационный сборник. М., 1998. - Вып.8.

37. Горобцов В. Демократизация управления развитием художественной культуре: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1990.

38. Грушин Б. Принципы долгосрочного программирования в сфере культуры//Социологические исследования. М., 1984.

39. Гумилев JI. Ритмы Евразии. М., 1993.

40. Давыдов Ю. Искусство как социальный феномен М., 1968.

41. Даненов Н. Информатизация в Казахстане//Казахстанская правда. 1998. - 17 марта.

42. Дебюсси К. Статьи, рецензии, беседы. М-Л., 1964.

43. Достоевский Ф. О русской литературе. М., 1987.

44. Драгичевич-Сесич М. Конспекты лекций, прочитанных на семинаре "Культура и менеджмент". 1999.

45. Дуков Е. От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации. М., 1998.

46. Дуков Е. Урбанизация и развлекательная культура. М., 1991.

47. Елеманова С. Международные фестивали традиционной музыки в Казахстане//Культура и СМИ: проблемы взаимодействия. Алматы, 2000.

48. Елеманова С. О социологической специфике устного профессионального музыкального искусства/Социальные аспекты изучения музыкального фольклора. -Алматы, 1978.

49. Елеманова С. Профессионализм устной традиции в песенной культуре казахов: Автореф. дис. канд. иск. Л., 1984.

50. Елеманова С., Сапенова 3. На перепутье//Заман-Казахстан. 1997. - 13 июня.

51. Елеманова С. Если бы я была министром.//Алматы-Арт. 2000. - № 10.

52. Ержан 3. Культурная политика периода демократии: нереализованные возможности (вступительная статья)//Алматы-Арт. 2000. - №10.

53. Ермакова Г. Музыкознание и культурология: Автореф. дис. докт. иск. М., 1997.

54. Ершов А. Информатизация: от компьютернй грамотности учащихся к информационной культуре общества/УКоммунист. 1988. - № 2.

55. Есть музыка над нами//Спутник. 1989. - № 12.56.3ак Я. Музыка в жизни человека//Музыкальная жизнь. 1986. - № 20.57.3арипов Р. Кибернетика и музыка. М., 1971.58.3вягинцев Г. Паблик рилейшнз. М., 1997.

56. Ибраева Г. Телевидение Казахстана в период формирования государственности. Алматы, 1996.

57. Ильин В., Панарин А. Философия политики. М., 1994.

58. Имамбек Е. Культурономика как методологическая основа реорганизации РНЦПК. -Алматы, 1998.

59. Имамбек Е. Методологические проблемы государственной политики в области культуры//Культура и искусство в стратегии развития Казахстана. Алматы, 1999.63 .Информатизация общества: анализ проблем и поиски решений. М., 1989. - Вып. 12.

60. Информационный бюллетень. Алматы, 1999.

61. Ионин Л. Социология культуры. М., 1996.

62. Кабдиева С. Театр Казахстана: ожидание перемен//Алматы-Арт. 2000. - №10.

63. Казанцева Л. Представления слушателя о композиторе: мифологизация или информатизация?//Проблемы информационной культуры: Информационное мировоззрение и информационная культура. М., 1996. - Вып.З.

64. Капустин Ю. Музыкант-исполнитель и публика. М., 1985.

65. Кекилбаев А. Культура главное условие духовного развития общества// Казахстанская правда. - 2000. - 17 февраля.

66. Кирнарская Д. Музыкальное восприятие: проблема адекватности: Автореф. дис. докт. иск. М., 1994.

67. Коган Л., Вишневский Ю. Очерки теории социалистической культуры. Свердловск,1972.

68. Коган В. К методологии информологического подхода//Информатика и культура. -Новосибирск, 1990.

69. Колесов М. "Массовая культура" и фольклор Востока//Социальные аспекты изучения музыкального фольклора. Алматы, 1978.

70. Крылова Л. О некоторых приемах выразительности авторской позиции в музыкальном произведении: Автореф. дис. канд. иск. Л., 1987.

71. Кулмамбетов Б., Сорокин В. Остановили музыку//Казахстанская правда. 2000. - 7 июля.

72. Культура и СМИ: проблемы взаимодействия: Сб. статей. Алматы, 2000.

73. Культурная деятельность и ее финансирование в развитых капиталистических странах. Материалы к проекту. М., 1989.

74. Культурная политика в России: проблемы и противоречия//Культура и развитие в странах переходного периода. М., 1995.

75. Курышева Т. Слово о музыке. О музыкальной критике и музыкальной журналистике. -М., 1992.

76. Курышева Т. Музыкальная критика и музыкальная журналистика. Программа-конспект спецкурса для музыковедов. М., 1998.

77. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

78. Леонтьев Д., Волкова Ю. Рок-музыка: социальные функции и психологические механизмы восприятия//Проблемы информационной культуры: Сб. статей. М., 1997. - Вып.4.

79. Лотман Ю. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1973.

80. Лотман Ю. Структура художественного текста. М., 1970.

81. Медушевский В. О содержании понятия "адекватное восприятие'7/Восприятие музыки. М., 1980.

82. Медушевский В. К теории коммуникативной функции//Советская музыка. 1975. -№1.

83. Минаев Е. Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства. -М., 2000.

84. Михайлов А., Черный А., Гиляревский Р. Научные коммуникации и информатика. -М., 1976.

85. Молзинский В. Проблемы изучения современных тенденций музыкального развития молодежи: Автореф. дис. канд. иск. Л., 1986.

86. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

87. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966.

88. Муканов И. Психологические аспекты взаимовлияния культур в условиях технологической интеграции Казахстана//Культура и искусство в стратегии развития Казахстана. -Алматы, 1999.

89. Мухамбетова А., Омарова Г. Проблемы традиционного исполнительства в Казахстане//Заман-Казахстан. 1997. - 21 февраля.

90. Мухамбетова А., Бегалинова Г. Казахский музыкальный язык как государственная проблема//Алматы-Арт. 2000. - № 10.

91. Мухамеджанова Ж. К проблеме массового музыкального воспитания детей в Казахстане: Дипломная работа. Алматы, 1999.

92. Назайкинский Е. Психология музыкального восприятия. М., 1972.

93. Нажмеденов Ж. Сравнительная характеристика музыкальных строев//Саясат. 2000. -февраль-март.

94. Некоторые данные о культуре и искусстве в странах содружества//Казахстан и страны СНГ. Бюллетень. 2000. - №1.

95. Неведомская JI. Жанрово-стилистическая эволюция филармонических концертных программ как результат сотворчества музыкантов и слушателей: Автореф. дис. канд. иск. М„ 1991.

96. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Сочинения. М., 1990. - Т.1.

97. Ю1.Нурланова К. Эстетика устной художественной культуры казахского народа.1. Алматы, 1984.

98. Ю2.0разалинов С. Авторское право в Казахстане//Алматы-арт. 1999. - №5.

99. Отчет о работе Диссертационного Совета К 53.40.03 в 1999 году. Алматы, 1999.

100. Перов Ю. Художественная жизнь общества как объект социального искусства. Л., 1980.

101. Петров В. Гуманитарные науки и формирование информационного мировоззрения//Проблемы информационной культуры. М., 1994.

102. Петров В. Перспективы развития искусства: методы прогнозирования. М., 1996.

103. Петров Л. Массовая коммуникация и эстетика: Автореф. дис. канд. иск. М., 1980.

104. Ю8.Почепцов Г. Паблик рилейшнз. М., 1998.

105. Проблемы информационной культуры: Сб. статей. М., 1994.

106. Проблемы информационной культуры: Информационный подход и искусствознание: Сб. статей. М.-Краснодар, 1995. - Вып.2.

107. Проблемы информационной культуры: Информационное мировоззрение и информационная культура: Сб.статей. М., 1996. - Вып.З.

108. Проблемы информационной культуры: Искусство в контексте информационной культуры: Сб. статей. М., 1997. - Вып.4.

109. ПЗ.Проблемы информационной культуры: Эстетика: информационный подход: Сб. статей. М., 1997. - Вып.5.

110. Н.Прохоров Е. Методологические проблемы социологии журналистики//Человек в системе массовых коммуникаций. София, 1973.

111. Pare Ю. "Модель специалиста" как задача развития системы музыкального образования//Проблемы высшего музыкального образования: Сб. трудов М., 1975. -Вып. 19.

112. Разлогов К. Дар или проклятие? Мозаика массовой культуры. М., 1994.

113. Раппопорт С. Искусствознание и смежные науки//Искусство и наука. М., 1971.

114. Рекомендации об участии и вкладе народных масс в культурной жизни, принятые Генеральной конференцией ЮНЕСКО//Культуры. Орган ЮНЕСКО. Париж, 1982. -№4.

115. Российская Е. Искусство как средство общения//Серия эстетика. М., 1985.

116. Рудь И., Цукерман И. О возможности теоретико-информационного подхода к некоторым проблемам музыкального мышления и восприятия//Проблемы музыкальной науки. М., 1971.

117. Савранский И. Коммуникативно-эстетические функции культуры. М., 1979.

118. Сарсенбаев А. Новое информационное пространство. Алматы, 1997.

119. Сарсенбаев А. День печати подписан "в печать "//Казахстанская правда. 1997. - 27 июня.

120. Ш.Саханов Н., Наурызбаева Ж. Теоретические аспекты проблемы формирования эффективной системы социокультурных коммуникаций Казахстана//Культура и искусство в стратегии развития Казахстана. Алматы, 1999.

121. Сведения о работе областных филармоний Республики Казахстан за 1998-1999 годы. Алматы, 1999.

122. Скребков С. Выступления на семинарах по эстетике в МГК. Рукопись.

123. Соколов К. Социальная эффективность художественной культуры. М., 1990.

124. Соловьев В. Россия через сто лет//Три разговора. С-Пб., 1904.

125. Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л., 1980. - Вып.1.

126. Суханов А. Человек в мире информации. Барнаул, 1978.13¡.Тараканов К. Концептуальное представление системы "информация информатика -информатизация"/Я1роблемы информационной культуры. - М., 1994.

127. Толстой Л. Полное собрание сочинений. М., 1992. - Т.30.

128. Точные методы и музыкальное искусство: Материалы к симпозиуму. Сб. статей. Р-на-Дону, 1972.

129. Узнадзе Д. Психологические исследования. М., 1966.

130. Урсул А. Проблема информации в современной науке. М., 1975.

131. Фирсов Б. Пути развития средств массовой коммуникации. Л., 1977.

132. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

133. Флиер А. Основания исторической культурологии//Наука о культуре: итоги и перспективы. Научно-информационный сборник. М., 1999. - Вып.2.

134. Фомин В. Музыкальная жизнь как проблема теоретического музыкознания: Автореф. дис. канд. иск. М., 1977.

135. Фохт-Бабушкин Ю., Дикова Н. Методологические проблемы прогнозирования и управления в области художественной культуры. М., 1980.

136. Холопова В. Мажор и минор консерватории//Советская культура. 1991. - 8 июня.

137. Хренов Н. Культурологический аспект изучения публики как коммуникативной общности: Автореф. дис. докт. филос. наук. М., 1992.

138. НЗ.Цукерман В. Музыка и слушатель. Л., 1972.

139. Человек в системе массовых коммуникаций: Сб. статей. София, 1973.

140. П1евкун Г. Филофония в системе современной музыкальной культуры (социологические, историко-технические, идеологические аспекты): Автореф. дис. канд. иск. Киев, 1984.

141. Шейко JI. Просветительство как средство формирования музыкальной культуры молодежи: Автореф. дис. канд. иск. М., 1989.

142. Ширшов И. Динамика культуры. Минск, 1980.

143. Шуман Р. Собрание статей. М., 1978. - Т.2-А.

144. Экспресс-информация. М., 1984. - Вып.4.

145. Яглом А. и И. Вероятность и информация. М., 1966.

146. Якупов А. Музыкальная коммуникация: Вопросы теории и практики управления. Исследование. М., 1993.

147. Янов-Яновская Н. Одна культура две традиции//Музыкальная академия. - 1999. -№3.

148. Eastwood R. Doing the deal: budgeting, pricing, programming, contracting. Lectures at the training seminar. London, 2000.

149. Krasilovsky M.William, Shemel Sidney. This business of music. N-York., 1995.

150. McCann R. The Marketing Mix: product, price, place, promotion. Lectures at the training seminar of VA. London, 2000.

151. McCann R. Marketing Principles. Lectures at the seminar. London, 2000.

152. Millman M. Different types of Organisational Culture. Lectures at the seminar. London, 2000.

153. McLuhan M. Understanding Media. MIT Press London, 1994.

154. Mcquial D., Sven W. Communications models for the study of Mass Communications. -London, 1993.

155. Norwich Theatre Royal. Survey 1998/1999. Norwich, 1999.

156. The arts funding system. An introduction to the components of the UK arts funding system. -London, 1996.

157. Xavier M. Frascogna, Jr.H.Lee Hetherington. This business of artist management. N-York, 1997.