автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Ингерманландские финны, XVII - начало ХХ вв.

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Чистяков, Антон Юрьевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Ингерманландские финны, XVII - начало ХХ вв.'

Текст диссертации на тему "Ингерманландские финны, XVII - начало ХХ вв."

£ / "у ^ ,/ ' Санкт-Петербургский государственный университет

Чистяков Антон Юрьевич

Ингерманландские финны. XVII - начало XX вв. (история и этническая культура).

Специальность 07.00.07. Этнография, этнология и антропология

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель - доктор исторических наук,

профессор А.В.Гадло

Санкт-Петербург 1998

Оглавление.

Введение........................................................................................................................................................................................4

1 .История изучения ингерманландских финнов....................................................11

2.Источники..........................................................................................................................................................................30

Глава 1. Начало формирования этнической общности

Ингерманландских финнов 43

1.1. Население Ингерманландии до XVIIb............................................................................43

1.2. Этнические процессы на территории Ингерманландии в XVIIb..................................................................................................................................................................................51

Глава 2. Численность, расселение и социально^прав'сгаое

Положение ингерманландских финнов в ^VÏII - начале

XX вв....................................................................................................................................................................73

Глава 3. Хозяйство ингерманландских финнов............................................................97

Глава 4. Особенности материальной культуры ингерманландских

Финнов................................................................................................................................................................148

4.1. Структура поселений..................................................................................................................................148

4.2. Жилище............................................................................................................................................................................150

4.3. Одежда..............................................................................................................................................................................155

4.4. Пища......................................................................................................................................................................................162

Глава 5. Духовная кулыура ингерманландских финнов ............................169

5.1. Финская церковь Ингерманландии в XVIII-начале ХХвв..............169

5.2. Особенности традиционной обрядности ингерманландских

финнов................................................................................................................................................................................200

Заключение..............................................................................................................................................................................221

Литература и источники......................................................................................................................................230

Список сокращений....................................................................................................................................................248

Приложение............................................................................................................................................................................249

Введение.

Иследование посвящено истории и культуре одной из этнических общностей Северо-Запада России - ингерманландским финнам (фин. -ткепп зиотаЫзе^.

Ингерманландские финны не являются автохтонным населением края. Формирование этой этнической общности началось после Столбовского мира 1617г., по условиям которого Карельский перешеек и побережье Финского залива (территория Ижорской земли -Ингерманландии) вошли в состав Швеции. В течение ХУПв. на эти земли переселялись крестьяне из принадлежавших Швеции уже несколько столетий восточных районов Финляндии (прежде всего, Эуряпяя и Саво). После Северной войны Ингерманландия стала частью С.-Петербургской губернии. В дальнейшем финское население этой территории развивалось обособленно от финнов-суоми, в результате чего сформировалась своеобразная культура ингерманландских финнов.

К началу XX столетия численность ингерманландских финнов составляла более 100 тыс. человек. В 1920-е гг. они получили официальный статус национального меньшинства: на территории Ленинградской области были созданы национальные финские сельсоветы, национальные школы, другие культурно-просветительские учреждения. В конце 1930-х гг. все они были ликвидированы. Ингерманландские финны оказались в числе народов, подвергшихся репрессиям. Во время Великой Отечественной войны финны Ленинградской области согласно постановлению Военного совета Ленинградского фронта №00713 от 20 марта 1942г. были депортированы в Сибирь. Те же, кто находился на оккупированной территории, были вывезены немецкими властями в Финляндию. После выхода Финляндии из войны подавляющее большинство из них вернулись в Советский Союз и были расселены в других областях

Европейской России (Псковская, Новгородская, Великолукская, Ярославская). Запрет на проживание в деревнях Ингерманландии привел к формированию групп финского населения в Эстонии и Карелии. С середины 1950-х гг. после снятия ограничений на расселение происходит возвращение части ингерманландских финнов в Ленинградскую область.

По данным переписи 1989 г. в Ленинградской области проживает 18,2 тыс. человек, считающих себя ингерманландскими финнами. Они живут рассредоточенно; на территории области нет деревень с исключительно финским населением.

Несмотря на то, что ингерманландские финны составляли значительную часть населения Северо-Запада России и проживали в непосредственной близости от С.-Петербурга, они долгое время оставались вне поля зрения исследователей-этнографов и вплоть до настоящего времени являются наименее изученной этнической общностью региона. Работы, посвященные их расселению и особенностям культуры, появились еще в первой половине Х1Хв. (А.И.Шегрен, П.И.Кеппен). Специальные этнографические исследования культуры ингерманландских финнов начались после 1917г. и были прерваны по причинам политического характера в начале 1930-х гг. Отдельные работы появляются в 1960-е гг. Только с началом перестройки исследователи опять обратили внимание на ингерманландских финнов; вновь произошло их признание в качестве этнической общности.1

Интерес к финскому населению Ингерманландии традиционно проявляли ученые Финляндии. В центре внимания финских исследователей находились язык, фольклор, история ингерманландских финнов в связи с другими финноязычными общностями региона, некоторые аспекты материальной культуры (например, традиционная одежда). Однако специфика этнической культуры этой общности оказалась недостаточно отраженной и в финляндской научной

литературе, поскольку ингерманландских финнов обычно не отделяли от ижоры, не учитывали в должной мере культурные отличия финнов Ингерманландии от финнов-суоми.

В результате время для фиксации всех сторон традиционной культуры ингерманландских финнов было утрачено. Сегодня реконструкция культуры финнов Ингерманландии, выявление ее этнической специфики зависит от привлечения новых материалов и их тщательной проработки.

Интерес к ингерманландским финнам возрос с середины 1980-х гг. В это время усиливается внимание к развитию малочисленных народов России, межэтническим контактам, к механизмам взаимопроникновения традиционных культур.

В годы перестройки оформляются национальные общественно-политические организации, преследующие цели культурного возрождения малочисленных народов, в том числе и у ингерманладских финнов. Была создана общественная организация "Ингерманландский союз" ("1пкепп Шпо"), деятельность которой направлена на сохранение и развитие национальных традиций этой общности. Члены "Ингерманландского союза" обсуждают вопрос о выделении в приграничной зоне области территорий для создания компактных финских поселений и о необходимости принятия государственной программы возвращения всех финнов-ингерманландцев в места их проживания до Великой Отечественной войны. В 1980-е гг. была восстановлена церковь Ингрии, правопреемница ликвидированной в 1937-38гг. Евангелическо-лютеранской церкви Ингерманландии. Под эгидой этих организаций проводятся такие мероприятия как празднование Иванова дня (Юханнус) на Дудергофских высотах, ежегодный фестиваль населения Карельского перешейка в Ялкале; выходят такие издания как журнал "1пкепп Ыгкко" ("Церковь Ингрии), газета "1пкеп". В периодической печати регулярно появляются публикации, посвященные проблемам культурного развития

ингерманландской общности.2 Вопросы истории и культуры финнов Ингерманландии находят отражение в постоянных рубриках районных газет Ленинградской области.

В то же время при обсуждении проблем общественно-политического характера значительно завышается численность финского населения Ингерманландии в прошлом, искажается картина расселения, его реального вклада в экономику Северо-Западного региона России. С другой стороны, зачастую не учитывается специфика культуры ингерманландских финнов, происходит отождествление их с финнами-суоми. Таким образом, отсутствие специальных историко-этнографических исследований приводит к формированию неверного представления об этой этнической общности.

Отсутствие серьезных историко-этнографических исследований приводит к формированию недостаточно обоснованных представлений об этой общности: значительно завышается численность финского населения Ингерманландии в прошлом, искажается картина его расселения, реального вклада в экономику Северо-Западного региона России, зачастую не учитываются особенности культуры ингерманландских финнов, происходит отождествление их с финнами-суоми,

Цель данной работы - восполнить существующий в науке пробел в изучении ингерманландских финнов. Предполагается определить статус ингерманландских финнов как этнической общности, рассмотреть особенности их исторического развития, дать характеристику традиционной культуры.

В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

1) определить, этническую территорию расселения ингерманландских финнов, динамику численности этой общности на протяжении трех столетий (ХУП-нач. ХХвв.).

2) определить социальную структуру общности в ХУШ - нач. ХХвв., рассмотреть социально-правовое положение финских крестьян.

3) изучить материалы, характеризующие хозяйство ингерманландских финнов, определить степень его включенности в систему экономических связей региона.

4) дать характеристику материальной культуры (структура поселений, жилище, одежда).

5) выявить особенности духовной культуры ингерманландских финнов, провести ее сопоставление с культурой финнов-суоми и духовной культурой русского населения Ингерманландии.

В процессе исследования приходилось учитывать, что этническая культура ингерманландских финнов не фиксировалась в течение XIX -начале ХХвв. и при ее реконструкции возникают значительные сложности. Существующие источники не дают возможности создать детальное описание в равной степени всех сторон традиционно-бытовой культуры финнов Ингерманландии, так как многие ее аспекты безвозвратно ушли в прошлое (например, практически нет сведений о родильной обрядности). Тем не менее, решение указанных задач на основе имеющегося материала позволит выявить особенности ингерманландских финнов как этнической общности, определить соотношение этноспецифических и региональных черт в их культуре.

В исследовании применяется сравнительно-исторический метод: этническая история ингерманландских финнов, развитие их традиционного хозяйства, различные аспекты материальной и духовной культуры, характер и направленность межэтнических контактов рассматриваются в работе на протяжении длительного периода времени и в сопоставлении с культурой финнов-суоми и русского населения Ингерманландии.

Системный подход обусловлен тем, что ингерманландские финны рассматриваются не как изолированная общность, а как группа, долгое время развивавшаяся в отрыве от основного этнического массива в

иноэтничном окружении (русские и православные прибалтийско-финские народы - ижора и водь) и в непосредственной близости от С.Петербурга - экономического центра региона и страны в целом.

Исследование базируется на привлечении различных источников, взаимно дополняющих друг друга: материалы статистики (ревизии, переписи), архивные документы, описания населения С.-Петербургской губернии (в том числе этнографические), картографические и изобразительные материалы, музейные коллекции, полевые материалы автора. Таким образом, характер источников предполагает комплексный метод изучения темы.

В отечественной науке вплоть до настоящего времени отсутствуют монографические исследования, посвященные ингерманландским финнам. В диссертации впервые рассматриваются в комплексе этническая история, хозяйство, материальная и духовная культура ингерманландских финнов, делается попытка определить их статус как этнической общности. Впервые изучаются культурные взаимосвязи ингерманландских финнов с другими общностями региона (прежде всего русскими), исследуется в какой степени на их хозяйство и культуру оказывали влияние факторы, определявшие развитие Северо-Запада Европейской России в целом. Значительная часть использованных источников (например, документы Российского государственного исторического архива, записки иностранных путешественников, материалы периодической печати) до сих пор не привлекалась при этнографическом изучении финского населения Северо-Запада. Впервые привлекается и материал, полученный автором в результате полевых исследований 1994-98 гг. среди ингерманландских финнов, живущих на территории Ленинградской области и Финляндии (Турку).

Хронологические рамки исследования охватывают XVII - начало XX вв. Взяв за основу политические события, которые оказывали

непосредственное влияние на ход этнической истории ингерманландцев, в четырехвековой истории этой общности можно выделить три периода.

1. 1617-1703. Ингерманландия по условиям Столбовского мира становится владением Швеции. Происходит миграция из Финляндии, приведшая к формированию в регионе финского лютеранского населения.

2. 1703-1917. Ингерманландия возвращается в состав России. С этого времени финское население С.-Петербургской губернии развивается в изоляции от основного этнического массива.

3. 1917-конец 1930-х гг. Ингерманландские финны впервые получают право на создание автономных образований, что означало признание за ними статуса этнической общности. Однако этот период длился всего два десятилетия и закончился с усилением репрессий и последующей депортацией в годы Великой Отечественной войны.

Особое внимание в исследовании обращено на развитие ингерманландских финнов во второй период. Наиболее важным представляется изучение процессов, происходивших в течение прошлого - начале нынешнего веков. Этот исторический период характеризуется существенными изменениями в традиционном крестьянском хозяйстве -происходит активное внедрение товарно-денежных отношений в деревне, усиливается связь деревни С.-Петербургской губернии со столичным рынком. Данный период в наибольшей степени обеспечен источниками, в том числе к началу 1910-30-м гг. относятся материалы, полученные в результате полевых исследований на территории Ленинградской области.

В результате исследования в научный оборот вводятся новые материалы, которые в дальнейшем будут способствовать детальному изучению различных аспектов истории и традиционной культуры населения Северо-Запада. В практической сфере исследование может послужить основой для прогнозирования развития межэтнических

отношений в регионе и разработке конкретных предложений в области национально-культурного строительства.

Содержащиеся в диссертации материалы и полученные на основе их анализа выводы могут быть использованы в обобщающих и частных научных исследованиях по истории и этнографии Северо-Запада Европейской России. Результаты работы могут найти применение при прогнозировании развития и оптимизации межэтнических отношений в регионе.

Материалы исследования используются в лекционных курсах, читаемых на кафедре этнографии и антропологии СПбГУ и могут послужить основой при создании учебных пособий, программ учебной этнографической практики; использоваться в работе региональных историко-краеведческих музеев, в лекционной научно-просветительской деятельности.

Выводы работы использованы при реализации проекта "Динамика этнических и этносоциальных процессов и современная этнокультурная ситуация в Северо-Западном регионе Европейской России" в рамках федеральной целевой программы "Интеграция".

1. История изучения ингерманландских финнов.

Изучению проблем истории и культуры ингерманландских финнов препятствует незначительное число научных публикаций, посвященных этой этнической общности. Как уже отмечалось, монографические описания на русском языке отсутствуют, и сведения об ингерманландцах разбросаны по ряду небольших статей и заметок. Количество работ по данной проблематике, вышедших в свет в Финляндии в течение Х1Х-ХХвв., более значительно и включает в себя мон�