автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Ингушская поэзия начала XX века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Ингушская поэзия начала XX века"
На правах рукописи
Далиева Эсет Хусейновна
ИНГУШСКАЯ ПОЭЗИЯ НАЧАЛА XX ВЕКА (Народные традиции. Генезис и поэтика жанров)
Специальность 10.01.02. - Литература народов Российской Федерации (Литература народов Северного Кавказа)
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Нальчик - 2003
Диссертация выполнена на кафедре ингушской филологии Ингушского государственного университета.
I
I
Научный руководитель: Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
кандидат филологических наук, профессор Дахкильгов ИбрагимАбдурахманович
доктор филологических наук, профессор Баков Хангери Ильясович
кандидат филологических наук Теппеев Алим Магомедович
Пятигорский государственный лингвистический университет
Защита диссертации состоится ноября 2003 года в 10. 00 часов на заседании Диссертационного Совета Д.212.076.04 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербе-кова (360004, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (360004, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173).
Автореферат разослан " октября 2003 г.
Ученый секретарь
диссертационного Совета ' А.Р. Борова
\S7a2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Проблемы народных традиций в национальной литературе, генезиса и поэтики жанров являются достаточно изученными и в то же время весьма актуальными в современном литературоведении. Вопросы взаимосвязи народных традиций, роли и места фольклорных тем, мотивов, фольклорной символики также остаются постоянным объектом современного литературоведения. В диссертационной работе нами проводится подробный анализ наиболее значительных форм фольклоризма, особенности их использования в ингушской поэзии начала XX века, в связи с этим исследуются особенности таланта того или иного поэта, истоки его творчества.
Проблема жанров - категория сложная, далеко не однозначная, ее изучение ведется постоянно, она отличается противоречивостью, наконец, по данной проблеме созданы многочисленные теоретические труды. Но при всем множестве исследований в литературе XX века конкретные поэтические жанры редко попадали в поле зрения ученых, особенно это относится к национальным, так называемым "молодым" литературам.
С точки зрения изложенных положений о понимании и судьбе жанра как такового и конкретных поэтических жанров в отдельной национальной литературе, в частности, определяются цели и задачи проводимого нами исследования.
Главной целью диссертационной работы является исследование генезиса и поэтики поэтических жанров в ингушской литературе начала XX века как единого процесса, связанного с основными закономерностями всего национального литературного развития, определения роли и места народных традиций, своеобразия способов формирования и путей развития жанров в системе национальной поэзии. Ис-
следование специфических и типологических признаков жанра в рамках отдельной национальной литературы в конечном итоге способствует выявлению рамок литературного процесса в целом.
Для решения поставленной цели мы определяем в работе следующие задачи:
- охарактеризовать историко-культурные и национально-художественные факторы зарождения и формирования жанровых разновидностей ингушской поэзии 1920-30-х годов;
- проследить поступательное движение ингушской поэзии в ее исторической обусловленности, в динамике взаимосвязи художественных структур от фольклорных истоков до конца 30-х годов;
- обосновать обусловленность идейно-эстетического и жанрового многообразия фольклорных жанров и выявить специфику развития национальной письменной поэзии начала XX века.
Мы не ставим чисто историко-литературную задачу и поэтому работа не является хронологически последовательным исследованием исторического пути развития поэтических жанров в национальной литературе. Прежде всего нас интересуют наиболее важные типологические черты того или иного анализируемого жанра в его эволюции, специфике и принадлежности жанровой природе, хотя мы стараемся охватить и полноту историко-литературного процесса периода 192030-х годов. В итоге мы попытались изучить и обобщить с точки зрения достижений современного литературоведения некоторые вопросы по специфике формирования и развития ингушской поэзии начала XX века, проанализировать конкретное национальное явление, исходя из общетеоретических положений, выявить общее и особенное в историческом развитии художественных поэтических структур.
»
%
Методологической основой диссертационного исследования являются важнейшие теоретические положения, выдвинутые учеными в своих трудах: Гегель, В. Белинский, А. Веселовский, Д. Лихачев, Н. Надъярных, К. Султанов, Ю. Тынянов, JI. Фризман, Б. Эйхенбаум и др. Процесс литературного развития - это непрерывная цепь контактов, взаимоотношений и взаимовлияний между множеством конкретных художественных произведений, каждое из которых обладает известной степенью индивидуальности и несет в себе одновременно нечто, сближающее его с другими произведениями. В работе также находит свое отражение опыт известных исследователей мифа, фольклора (У.Б. Далгат, Е.М. Мелетинский, В.Я. Пропп и др.). В основу работы легла современная теория целостного восприятия литературного процесса, а также ориентация на закономерности его развития.
Материалом для диссертационного исследования послужили поэтические произведения ингушских поэтов: Т. Бекова, А. Озиева, Х.-Б. Муталиева, М. Аушева, С. Озиева, X. Осмиева, Дж. Яндиева и других, а также отдельные произведения ингушского устного народного творчества.
Изученность проблемы. В современном литературоведении сформировалось множество концепций, между представителями которых не стихают дискуссии как по вопросу жанровой градации, так и по вопросу самого понятия жанра. В отечественном литературоведении Г.Н. Поспелов, Л.Л. Эсалпек, Л.В. Чернец придерживаются концепции трактовки жанра как категории художественного содержания. Л.В. Абрамович, А.Н. Богданов, H.A. Гуляев, И.К. Кузьмичев и другие считают, что жанр является категорией, связывающей содержание и форму. Г.Д. Гачев, С. Калачева, П. Рощин воспринимают жанр как содержательную форму. Можно также назвать исследователей, которые, развивая и уточняя понимание жанра как содержательной формы, соот-
носят его с построением, структурой и композицией художественного произведения. В русской литературе следует особо отметить труды М.Я. Полякова "В мире идей и образов: Историческая поэтика и теория жанров" (М., 1983); Л.Г. Фризман "Жизнь лирического жанра: Русская элегия от Сумароковва до Некрасова" (М., 1973); К.Н. Григорьян "Пушкинская элегия: Нациошщьные истоки. Предшественники. Эволюция" (Л., 1990). М.Я. Поляков, к примеру, считает, что в творчестве отдельного художника слова соединяются, смешиваются и взаимодействуют различные жанры, порей формируются совершенно новые типы жанровых конструкций, что в итоге создает опасение разрушения эстетических, стилистических или тематических канонов жанра.
В северокавказском литературоведении внимание исследователей было уделено как лирическим жанрам, так и жанру поэмы, целенаправленному исследованию которой посвящены труды Р. Ахмедо-вой "Кумыкская поэма" (Махачкала, 1990); X. Бакова "Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии" (Майкоп, 1994); 3. Налоева "Послевоенная кабардинская поэзия" (Нальчик, 1970); 3. Толгурова "Движение балкарской поэзии" (Нальчик, 1984); Ф. Узденовой "Поэма в литературах народов Северного Кавказа" (Нальчик, 2001); Ч.' Юсуповой "Дагестанская поэма" (Махачкала, 1989) и др.
Идейно-эстетические функции народных традиций, фольклора в национальных литературах и и произведениях отдельных писателей и поэтов исследованы в трудах А. Алиевой, X. Бакова, Л. Бекизовой, А. Вагидова, В. Гацак, У. Далгат, И. Дахкильгова, Ш. Джикаева, Н. Джусойты, А. Мусукаевой, 3. Толгурова, X. Хапсирокова и других, в коллективных трудах институтов гуманитарных исследований и университетов Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии и т.д. В указанных трудах убеди-
тельно доказано, как на формировании национальной письменной литературы сказывалась унаследованная от народных эпических и лирических форм ярко выраженная социаль тая заостренность, как художники слова творчески использовали в сиоих произведениях отдельные приемы создания образов и определенные изобразительные средства устного народного творчества.
В изучение истории развития инг лиской литературы значительный вклад внесли О. Мальсагов, Д. Мальсагов, Б. Зязиков, В. Корзун, И. Дахкильгов, А.О. Мальсагов, А.У. Мальсагов, Р. Ужахова, М. Ян-диева, А. Костоев, Л. Танкиева, А. Таншев и другие. Без созданного ими огромного опыта изучения ингушской литературы, решающего частные вопросы создающего литературные портреты отдельных писателей и поэтов, невозможно было бы приступить к решению новых исследовательских проблем, в частности, проблемы народных традиций, генезиса и поэтики ингушской поэзии начала XX века. В их трудах уделено внимание вопросам истории литературы, фольклора, связи его с письменной литературой, художественного своеобразия прозы, поэзии, драматургии, творческого пути отдельных художников слова и т.д.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем, опираясь на достижения литературоведческой науки по теории и истории комплексного и:!учения жанровых систем, на примере конкретного материала ингушской устной и письменной поэзии начала XX века впервые предприн.тга попытка обобщить историческую обусловленность процесса формирования поэтических традиций, выявить на уровне поэтики конкретных жанров и отдельных произведений национальной поэзии качественные особенности и тенденции формирования разновидностей художественных структур от фольклорных истоков до периода 1920-1930-х годов. Нами проведены
исследования конкретных поэтических произведений, написанных разными поэтами, но единых общностью основных жанрообразующих компонентов, позволившие определить новый взгляд и новые подходы к исследованию художественных явлений конкретной национальной поэзии, определить пути их формирования и развития.
Использование нами в диссертационной работе оригиналов национальной ингушской устной и письменной поэзии является ценной составляющей исследования, которая дает возможность верно судить о своеобразии художественных открытий поэтов, об исторической обусловленности и необходимости формирования жанровой поэтики, определить основные движущие силы эволюции национальной поэзии, особенно на начальных этапах ее формирования, выявить художественные возможности поэтических жанров. В работе на примере конкретного анализа произведений поэтов одной эпохи (периода 192030-х годов) сделана попытка изучить поэтику жанра в его единстве и многообразии, то есть исследовать особенности путей развития как всей ингушской поэзии, так и конкретного жанра в ней. В работе также сделана попытка рассмотреть каждое поэтическое произведение как национально-исторический художественный комплекс, несущий в себе как особенности исторического времени, так и специфику таланта художника.
Решение данной актуальной проблемы имеет не только истори-ко-методологическое, но и художественно - эстетическое, а также типологическое значение, так как способствует выявлению особенностей пути развития национального художественного слова, а также типологических качеств и специфических особенностей развития национальных литератур конкретного периода.
Следует подчеркнуть, что изучение особенностей формирования жанров в определенную эпоху является всегда актуальным,
ибо, как отмечает Л. Фризмаи, "показывая своеобразие каждой эпохи, жанры вместе с тем как бы скрепляют историю литературы в единое целое, позволяют видеть связи между разными, порой далеко стоящими друг от друга этапами художественной эволюции". Достижения каждой национальной литературы в отдельном жанре всегда интересны и результативны, так как обусловлены не только национальной этно-культурной традицией, но и обогащены знанием других, чаще родственных, литератур, что помогает поэту создавать оригинальные образцы жанра, дополнять и обогащать его форму и содержание, "размыкая" национальную традицию в иные художественные системы, сохраняя при этом свою индивидуальность. Как отмечает К. Султанов, "чем глубже познаешь "свое", тем ближе ты к "чужому"; чем сильнее стремление к самостоятельности и непохожести, тем острее встает извечный вопрос связи "родного" и "вселенского". На глубине национального открывается пульс общечеловеческого, залегает возможность достигнуть специфики без "изоляции, уединения без одиночества".
Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в дальнейшей разработке одной из актуальных проблем современного литературоведения - проблемы генезиса и поэтики жанров поэзии в отдельно взятой национальной литературе, роли и места народных традиций в процессе формирования и развития жанров. Решение поставленных теоретических задач позволяет выявить национальное своеобразие литературы, ее специфические особенности и вместе с тем требует широкого исследования связей типологических, генетических, изучения факторов общего и своеобразного в единстве.
Практическая ценность исследования состоит в том, что результаты работы, а также собранный и систематизированный матери-
ал могут способствовать дальнейшему изучению национальной поэзии, в частности, проблемам генезиса, поэтики жанров, народных истоков в ингушской поэзии.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении кур:а истории литератур народов Северного Кавказа, а также при изучении специальных дисциплин по ингушской поэзии.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационной работы были доложены и обсуждены на научно-теоретических и научно-практических конференциях: "Ингушетия на пороге нового тысячелетия" (Магас, 2000); "Исторические судьбы национальных художественных культур" (Махачкала, 2000); "Вузовское образование в современных условиях" (Магас, 2000), а также в 3-х статьях.
Диссертация обсуждена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы Ингушского государственного университета (июнь 2003 г.), а также на заседании научного семинара "Актуальные проблемы лшератур народов Северного Кавказа" (Институт филологии Кабардино-Балкарского государственного университета, сентябрь 2003 г.).
Структура работы. Поставленные цели и задачи диссертационного исследования определили его структуру: введение, три главы, заключение и библиография.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении дается изложение теоретических и методологических принципов диссертационного исследования, обосновывается актуальность и научная новизна работы, определяется теоретическая и практическая значимость.
Глава первая. Фольклорная основа и этно-культурные факторы в ингушской поэзии начала XX века. В современном литературоведении имеется немало работ, в которых с позиций использования эстетических норм фольклора в национальных литературах анализируется творчество многих писателей и поэтов. Имеются также исследования, в которых освещается роль фольклора в становлении отдельных литературных жанров, в формировании творчества того или иного поэта, писателя. Фактически, в каждом научном труде, посвященном проблемам той или иной национальной литературы, в определенной степени решаются вопросы фольклорных истоков, влияния, поэтики, символики, традиций и т.д.
Определенный интерес представляет изучение самих функций фольклорных мотивов и фольклорной образности, в частности фольклорной символики, столь органичной для поэтических произведений. Использование фольклорных мотивов, тем, символов на первых этапах развития литературы было необходимым и определяющим явлением, возможно, в силу того перехода "образа в символ" придающего ему "особую смысловую глубину и смысловую перспективу" (М. Бахтин).
Обращение к фольклору всегда индивидуально, связано с поэтическим мышлением художника слова, особенностями его творчества. К примеру, гиперболизированные или олицетворенные изображения предметов, явлений природы, окружающей действитель-
ности, героев зачастую действенны, играют определенную роль в развитии сюжета произведения, в его композиционном построении. Следует также отметить, что обращение к фольклору по художественной результативности не равнозначно в творчестве различных поэтов. Как правило, есть осознанный, внутренний и глубинный уровень обращения писателя и поэта к эстетическому наследию народа, дающей прекрасные результаты и свидетельствующий о высоком художественном мастерстве автора. Но есть и чисто внешние, лежащие на поверхности способы и методы использования фольклорного материала, его образно-выразительных средств писателем. Относительно вопроса изучения самого фольклорного наследия в разных литературах, в творчестве того или иного художника слова, следует сказать, что оно проходило определенные этапы, стадии и имеет различные степени проявления.
Ингушский фольклор весьма богат в жанровом отношении: ге-роико-эпические песни (илли), сказания о нартах, лирические, свадебные, трудовые песни, элегические песни-плачи, частушки, сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки и многое другое. Известные ученые Л. Семенов, Н. Трубецкой, В. Миллер находили много общего между чечено-ингушским фольклором и мотивами устного поэтического творчества народов Малой Азии, Греции и другими.
Особое влияние на становление ингушской литературы периода 1920-30-х годов оказало творчество поэтов-сказителей - Б. Сулейма-нова, И. Батаева, И. Цицкиева, Н. Орцуева и многих других, которые сохранили памятники устно-поэтической литературы. Их творчество является своеобразным переходным этапом от фольклора к литературе. Оно сыграло значительную роль в формировании национального своеобразия, национальной поэтики первых произведений письменной литературы.
В исследуемый нами период литературы ингушские писатели и поэты взяли на вооружение художестве нное своеобразие и богатство родного фольклора, причем как эпические, так и малые жанры. Как известно, в вайнахских нартских сказаниях масштабность изображения, восходящая к космическим, вселенским параметрам, нартским подвигам героев, тесно сочеталась с обращением к злобе дня, с бы-ц, тописанием, и данный художественный принцип был положен в ос-
' нову зарождающейся литературы. В малых жанрах фольклора дра-
| матическое сосуществовало с сатирическим, герои народных поэти-
I) ^ ,
ческих и прозаических произведении нередко органично входили в
первые письменные произведения (Т. Беков, Х.-Б. Муталиев, А. Ози-
ев, С. Озиев, Д. Яндиев и др.).
В жизни ингушского народа устное народное творчество вы' полняет некоторые функции письменной литературы: оно подчинено задачам воспитания народа, выражает его мировоззрение, его идеалы, ' чаяния. Как и у других народов Северного Кавказа, устное народное творчество ингушей имеет многовековые традиции, характеризуется совершенствованием художественной формы, богатством внутреннего содержания, красотой и точностью языка. Многие поколения ингушей выросли на произведениях устного народного творчества: в долгие осенние и зимние вечера семья, собравшись у очага, слушала героиче-* ские песни, сказки и предания. Следует сразу оговориться об опреде-в'( ленном единстве чечено-ингушского фольклора, хотя некоторые исследователи утверждают, что героические песни чаще встречались в Чечне, а нартовские сказания — у ингушей. Общность проявляется прежде всего в принципах создания образа героя - народного заступника, в народных идеалах, в жанрах произведений устного народного творчества, а также в художественных приемах и средствах, в стиле.
Изучение ингушской поэзии периода 1920-30-х годов дает возможность заключить, что в творчестве каждого поэта, в той или иной степени сохраняются результаты воздействия фольклора. Рассматривая произведения этого периода, следует говорить о широком влиянии фольклора, о творческом использовании его в произведениях многих художников слова.
Глава вторая. Проблема жанра. Жанровый состав ингуш- г
ской поэзии. Художественная зрелость некоторых поэтических традиций ингушского народа позволяет в современном литературоведении ставить вопрос о типологии жанра в контексте эстетических зако- ' номерностей взаимодействия. К примеру, в период становления и формирования, вступая во взаимодействие с другими литературными жанрами, лирические жанры проходят ряд этапов, в результате которых происходит трансформация одних поэтических форм, появление новых внутрижанровых разновидностей. В каждую новую эпоху в зависимости от исторического развития общества, эстетического идеала народа, особенностей развития психологии общества и человека происходит определенное внутреннее возрождение жанра. В то же время, становление новых жанровых систем и их эволюция, как правило, связаны с творческими поисками отдельных поэтов и несут на себе печать их творческой индивидуальности, особенности их таланта и ху- ^ дожественной манеры, хворческого ''я" поэта.
Поэтические жанры, как известно, возникают лишь в опреде- ^
ленный период развития национальной литературы и культуры в целом, когда и сама литература и поэтический язык уже достигли должного уровня. Граница жанра расширяется, она наполняется все более сложным идейно-тематическим, эстетическим содержанием.
История развития ингушской поэзии, в частности в начале XX века, - это история возникновения жанров как в данную конкрет-
ную эпоху в целом, так и в творчестве каждого отдельного поэта, жившего и творившего в эту эпоху. В силу этого в нашей работе жанры исследуются в рамках национальных художественных поисков, в их реальной и конкретной исторической динамике и непрерывной художественной значимости. В данной работе практически нет возможности и необходимости исследовать все жанры ингушской поэзии, периода 1920-30-х гг. и многие только названы. Таково положение и с персоналиями и творчеством многих поэтов, произведения которых здесь не подвергаются анализу. Произведения же, привлеченные для изучения, на наш взгляд, являются наиболее важными, ценными и значительными составляющими исследуемых литературных явлений (стихи и поэмы Х.-Б. Муталиева, А. Озиева, С. Озиева, Дж. Яндиева и других). К анализу привлекаются произведения, написанные разными поэтами в эпоху начала XX века, но посвященные одним и тем же темам, художественно исследующие аналогичный или близкий круг проблем и явлений с тем, чтобы подчеркнуть имеющиеся различия и общность в подходе к поэтической теме, обновление стиля, что в итоге формирует ясное представление об эволюции и художественном обогащении жанра.
Ингушские поэты 1920-30-х годов постепенно овладевали все новыми и новыми художественными приемами и поэтическими жанрами, начиная от большой героической поэмы и заканчивая маленьким лирическим или ироническим стихотворением. Следует отметить, что появление каждого нового поколения поэтов, или отдельного поэта способствовало не только творческому совершенствованию, но и сопровождалось появлением новых тем, приемов, интонаций стиха. К примеру, именно так вошел в ингушскую поэзию Дж. Яндиев со своей глубокой философской лирикой, спецификой жанрового своеобразия.
Наиболее подробно мы остановились в работе на жанре элегической песни-плача, на особенностях индивидуального и общего. Мы попытались провести сопоставительный анализ народной эпической песни-плача и жанра элегического плача в ингушской письменной литературе 1920-30-х годов, так как именно этот жанр представляет наибольший исследовательский интерес в литературе изучаемого периода.
Глава третья. Проблематика и поэтика ингушской поэзии »
1920-30-х годов. Исторически закономерным фактором, оказавшим неоспоримое влияние на ускоренное формирование молодых национальных литератур в начале XX века явилась русская литература. Закономерность этого влияния связана с тем, что русская и национальные литературы формировались на единой политической и общественно-исторической основе. В то же время, необходимо подчеркнуть, что основным фактором становления литературы периода 1920-30-х годов является национальная действительность с характерными для нее социально-экономическими и культурно-историческими особенностями. И в данном случае русская литература выступала в качестве художественного примера, ориентира, она давала национальной литературе возможность укрепления собственных художественных традиций. Таким образом, истоки обусловили непростое становление лите-
Г
ратурных жанров в национальной литературе.
В культурно-исторической реальности 1920-30-х гидов в ингушской литературе сложилась непростая ситуация: во всех жанрах пре- ■ обладали требования социалистического реализма с его жесткой нормативностью. В 1934 году в Грозном состоялась первая объединенная конференция чеченских и ингушских писательских организаций и кружков. В результате работы конференции была создана единая чечено-ингушская писательская организация, которая наметила основ-
I •
ные направления развития национальных литератур. В ее состав во' шли ингушские писатели И. Базоркин, Х.-Б. Муталиев, А.Озиев.
В ингушской поэзии исследуемого периода особенно наглядно проявляется революционно-романтическая линия. Об этом сви-1 детельствует творчество Т. Бекова, А. Озиева, Х.-Б. Муталиева,
Дж. Яндиева, X. Осмиева и других. 13 то же время романтика их
I
поэзии не противоречила задачам реалистического отражения революционной действительности. Важнейшая типологическая особенность литературного процесса периода 1930-х годов - заметный *' поворот к крупным эпическим формам, в частности к лиро-
эпической поэме, что было продиктовано самой действительностью, социально-историческими переменами в общественной жиз-! ни. В ряду эпических произведений ингушской литературы, осве-
I щающих историческое прошлое народа, особняком стоит поэма
! Д. Мальсагова "Поток Армхи", написанная в 1934 году.
' В ингушской поэзии периода 1920-30-х годов значительное ме-
' сто занимает лирическая публицистика, которая становится опреде-
1 ленным художественным и идейно-эстетическим фактором в культур-
ной жизни народа. И справедлива мысль о том, что ингушская поэзия исследуемого периода в целом отвечала идейно-художественным задачам исторической эпохи, эстетическим запросам читателя, начи-* нающего приобщаться к письменной литературе.
Подробный анализ произведении ингушской поэзии периода 1920-30-х годов в целом показал, что основное внимание поэтами уделялось борьбе с пережитками прошлого, изображению идеализированной новой жизни. В то же время проблема нового времени и нового героя еще не заняли должного места. До Первого всесоюзного съезда писателей некоторые ингушские писатели и поэты довольно ' смутно представляли себе роль и место нового героя в произведениях,
¥
в их произведениях еще не было глубины психологического анализа, способов типизации. Чаще всего его роль сводилась к контрастному, черно-белому отгенению героя отрицательного, восхвалению героя положительного. Необходимо еще раз подчеркнуть значительную роль М. Горького в сплочении творческих сил национальных писателей. Его мысли о бережном отношении к первым росткам литературы ранее бесписьменных народов, его высказывания и советы о необходимости глубокого изучения фольклора народов страны явились программой и для писательской организации республики.
Основная задача, которая в период 1920-30-х годов была поставлена перед национальной литературой — решение вопроса отношения нового героя, новой личности к истории. Это привело к формированию искусства, синтезирующего судьбу отдельного героя и судьбу народа. В процессе формирования качественно новой концепции личности, преобразующей мир, значительные трудности испытали даже литературы с развитой традицией. Это подтверждают сложные поиски в русской литературе Вс. Иванова, А. Малышкина и других.
Молодые национальные литературы, призванные решать те же идейно-эстетические задачи, еще не могли в первые периоды своего формирования обратиться к сложным проблемам современности, связанными с ролью и местом на исторической арене народных масс, со сближением истории и судьбы отдельного человека. Художественное решение концепции новой личности, нового героя требовала времени, соответствующей подготовки, литературных навыков и кропотливого труда. Именно этим объясняется акцентирование идеологических, ис-торико-социальных аспектов в художественном освоении новых проблем, отмечавшееся в творчестве ряда ингушских поэтов. Для всех литератур северокавказского региона характерным было то, что определение эпоса революции, способного решать поставленные временем
задачи, шло последовательно, от малых форм к большим: от очерка -к роману, от лирического стихотворения к поэме и т.д.
В ингушской поэзии 1920-30-х годов особенно наглядно проявляется революционно-романтическая линия. Об этом свидетельствует творчество Х.-Б. Муталиева, Дж. Яндиева, А. Хамхоева и других. Романтика их поэзии не противоречила задачам реалистического отражения действительности. Ставилась определенная художественная •> задача - воссоздать психологию массы, уловить коллективистские
эмоции, направленные на борьбу за новую жизнь.
Ингушская поэзия периода 1920-30-х годов, как и вся литература народов Северного Кавказа, обращалась к жизни личности, к психологии и социально-политическим воззрениям человека, определяющим его место в общественных конфликтах и процессах. Благодаря этому, молодая лирика сделала значительный шаг в своем идейно-эстетическом становлении и обогащении. Период 1920-30-х годов был временем зарождения в ингушской поэзии первых ярких художественных индивидуальностей и весьма трудного утверждения методологических принципов реализма. Национальная поэзия вступала в полосу возникновения новых жанров, осознания глубинных основ реальной жизни и выдвинутых новой действительностью нравственных и психологических конфликтов. ' Заключение диссертационного исследования подводит итоги
всей работы, делает выводы по анализируемым проблемам, формиру-п ет положения, выносимые на защиту.
1. Ингушская поэзия начала XX века (1920-30-е годы) характеризовалась возникновением первых жанрово-эстетических традиций в письменной национальной литературе, которые опирались как на достижения русской советской литературы, так и на идейно-художественный опыт национального мифа и фольклора.
Именно в этот период проявляются первые жанрово-стилистические особенности лирики, в которой основным жанровым качеством и отличительной чертой становятся публицистичность, злободневность, очерковость, описательность. В большинстве произведений этого периода значительным недостатком остается отсутствие глубокого осмысления изображения исторической действительности и психологии личности.
2. К периоду 1930-х годов в ингушской литературе заканчивает- • ся подготовительный этап в формировании жанров и стилей, в определении художественного метода. Этот период характеризуется широким обращением молодых поэтов и писателей к художественной публицистике - к малым жанрам прозы и поэзии. В то же время художественная публицистика и преобладание малых жанров в национальной литературе соотносимы в типологическом плане со всей отечественной литературой исследуемого периода. Близость тенденций обнаруживается прежде всего в идейно-тематическом содержании произведений ингушских писателей и поэтов.
3. Литературный процесс во все времена имеет свои закономерности развития, которые продиктованы требованиями жизни. На определенном этапе в национальных литературах развиваются те мотивы, художественно исследуются те проблемы и характеры, зарождаются и совершенствуются те жанры, в которых общество и человек ^ испытывает наибольшую необходимость. Драматические события периода 1920-30-х годов способствовали появлению в национальных » литературах таких жанров, которые могли поведать о новой жизни, о борьбе за нее, о новом герое, воплощающем в себе многовековую
мечту народа о борце и защитнике, о человеке нового времени. Это было своеобразным качеством молодой ингушской литературы.
4. Специфика формирования общественных противоречий и исторического развития периода 1920-30-х годов определили особенности художественного конфликта во многих поэтических произведениях тех лет: художественное противопоставление прошлого и настоящего в контрастных, черно-белых тонах; фактографическое изображение борьбы полярных идейных начал; описание и пересказ взаимосвязей и взаимоотношений характеров, конфликтов, событий. Характер героя передавался в этих произведениях чаще через описание, портретную характеристику, авторскую оценку. Именно эти качества первых поэтических произведений национальной литературы и способствовали формированию и развитию в ней публицистических начал.
5.К периоду 30-х годов в ингушской литературе четко определились особенности, подтверждающие ее художественную и национальную самостоятельность. Особенно наглядно это видно на примере поэзии, которая быстрее формировалась и шла по пути более глубокого и художественного осмысления конфликтов исторического времени. Ингушская поэзия 30-х годов, при всей схожести и общности исторических событий, этно-фолыслорной основы, идейно-тематических особенностей с другими литературами Северного Кавказа, стремилась к собственным художественным формам и находила новые оригинальные решения поставленных задач.
В разделе библиография дается список научной и критической литературы, определившей концепции работы и сыгравшей свою роль в ее формировании.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Далиева Э.Х. О месте песенного фольклора в жизни ингушей // Материалы научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Ч.Э. Ахриева. - Магас, 2000. - С.103-106.
2. Далиева Э.Х. Особенности исполнительского мастерства ингушских лирических песен // Ингушетия на пороге нового тысячелетия. - Магас, 2000. - С. 78-81.
3. Далиева Э.Х. Жанровая характеристика ингушских народных песен // Исторические судьбы национальных художественных культур. - Махачкала, 2000. - С.53-58.
4. Далиева Э.Х. К вопросу о современном состоянии ингушской лирики // Вузовское образование в современных условиях. - Магас, 2000.-С. 37-41.
5. Далиева Э.Х. Об ингушских девичьих песнях (на ингушском языке) // "Литературная Ингушетия". - Магас, 2001. - №1. - С.18-27.
6. Далиева Э.Х. К вопросу о жанровой характеристике ингушской народной лирики // Сб. научн.трудов Ингушского государственного университета. - Магас, 2002. -№1. - С. 107-115.
В печать 22.10.2003. Тираж 100 экз. Заказ № 3930 Типография КБГУ 360004, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173
is/22 >
* 18722 |j
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Далиева, Эсет Хусейновна
Введение.3
Глава I. Фольклорная основа и этно-культурные факторы в ингушской поэзии начала XX века.20
Глава II. Проблема жанра. Жанровый состав ингушской поэзии.64
Глава III. Проблематика и поэтика ингушской поэзии
1920-30-х годов.103
Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Далиева, Эсет Хусейновна
Актуальность исследования. Проблемы народных традиций в национальной литературе, генезиса и поэтики жанров являются достаточно изученными ив то же время весьма актуальными в современном литературоведении. Проблемы взаимосвязи народных традиций, роли и места фольклорных тем, мотивов, фольклорной символики также остаются постоянным объектом современного литературоведения. В диссертационной работе нами проводится подробный анализ наиболее значительных форм фольклоризма, особенности их использования в ингушской поэзии начала XX века, в связи с этим исследуются особенности таланта того или иного поэта, истоки его творчества.
Проблема жанров - категория сложная, далеко не однозначная, ее изучение ведется постоянно, она отличается противоречивостью, наконец, по данной проблеме созданы многочисленные теоретические труды. Но при всем множестве исследований в литературе XX века конкретные поэтические жанры редко попадали в поле зрения ученых, особенно это относится к национальным, так называемым "молодым" литературам.
С точки зрения изложенных положений о понимании и судьбе жанра как такового и конкретных поэтических жанров в отдельной национальной литературе, в частности, определяются цели и задачи проводимого нами исследования.
Главной целью диссертационной работы является исследование генезиса и поэтики поэтических жанров в ингушской литературе начала XX века как единого процесса, связанного с основными закономерностями всего национального литературного развития, определения роли и места народных традиций, своеобразия способов формирования и путей развития жанров в системе национальной поэзии. Исследование специфических и типологических признаков жанра в рамках отдельной национальной литературы в конечном итоге способствует выявлению рамок литературного процесса в целом.
Для решения поставленной цели мы определяем в работе следующие задачи:
- охарактеризовать историко-культурные и национально-художественные факторы зарождения и формирования жанровых разновидностей ингушской поэзии 1920-30-х годов;
- проследить поступательное движение ингушской поэзии в ее исторической обусловленности, в динамике взаимосвязи художественных структур от фольклорных истоков до конца 30-х годов; обосновать обусловленность идейно-эстетического и жанрового многообразия фольклорных жанров и выявить специфику развития национальной письменной поэзии начала XX века.
Мы не ставим чисто историко-литературную задачу и поэтому работа не является хронологически последовательным изучением исторического хода развития поэтических жанров. Прежде всего нас интересуют наиболее важные типологические черты того или иного анализируемого жанра в его эволюции, гибкости и принадлежности жанровой природе, хотя и полноту историко-литературного процесса периода 1920-30-х годов мы стараемся охватить. В итоге мы попытались обобщить с точки зрения достижений современного литературоведения ряд вопросов по специфике формирования и развития ингушской поэзии начала XX века, рассмотреть конкретное национальное явление, исходя из общетеоретических положений, выявить общее и особенное в историческом достижении художественных поэтических структур.
Методологической основой диссертационного исследования являются важнейшие теоретические положения, выдвинутые учеными в своих трудах: Гегель, В.Белинский, А.Веселовский, Д.Лихачев, Н.Надъярных, К.Султанов, Ю.Тынянов, Л.Фризман, Б.Эйхенбаум и др. Процесс литературного развития - это непрерывная цепь контактов, взаимоотношений и взаимовлияний между множеством конкретных художественных произведений, каждое из которых обладает известной степенью индивидуальности и несет в себе одновременно нечто, сближающее его с другими произведениями. В работе также находит свое отражение опыт г известных исследователей мифа, фольклора (У.Б. Далгат, Е.М.Мелетинский, В.Я.Пропп и др.). В основу работы легла современная теория целостного восприятия литературного процесса, а также ориентация на закономерности его развития.
Материалом для диссертационного исследования послужили поэтические произведения ингушских поэтов: Т.Бекова, А. Озиева, Х.-Б.Муталиева, М.Аушева, С.Озиева, Х.Осмиева, Дж.Яндиева и других, а также отдельные произведения ингушского устного народного творчества.
Изученность проблемы.
В современном литературоведении сформировалось множество концепций, между представителями которых не стихают споры как по вопросу жанровой градации, так и по вопросу самого понятия жанра. В отечественном литературоведении Г.Н.Поспелов, А.Л.Эсалнек, JI.B.Чернец придерживаются концепции трактовки жанра как категории художественного содержания. Л.В.Абрамович, А.Н.Богданов, Н.А.Гуляев, И.К.Кузьмичев и другие считают, что жанр является категорией, связывающей содержание и форму. Г.Д.Гачев, С.Калачева, П.Рощин воспринимают жанр как содержательную форму. Можно также назвать исследователей, которые, развивая и уточняя понимание жанра как содержательной формы, соотносят его с построением, структурой и композицией художественного произведения. В русской литературе следует особо отметить труды М.Я.Полякова "В мире идей и образов: Историческая поэтика и теория жанров" (М., 1983); Л.Г.Фризман "Жизнь лирического жанра: Русская элегия от Сумароковва до Некрасова" (М., 1973); К.Н.Григорьян "Пушкинская элегия: Национальные истоки. Предшественники. Эволюция" (Л., 1990). М.Я.Поляков, к примеру, считает, что в творчестве отдельного художника слова соединяются, смешиваются различные жанры, порой формируются совершенно новые типы жанровых конструкций, что создает опасение разрушения эстетических, стилистических или тематических канонов жанра.
В северокавказском литературоведении внимание исследователей было уделено как лирическим жанрам, так и жанру поэмы, целенаправленному исследованию которой посвящены труды Р.Ахмедовой "Кумыкская поэма" (Махачкала, 1990); Х.Бакова "Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии" (Майкоп, 1994); З.Налоева "Послевоенная кабардинская поэзия" (Нальчик, 1970); З.Толгурова
Движение балкарской поэзии" (Нальчик, 1984); Ф.Узденовой "Поэма в литературах народов Северного Кавказа" (Нальчик, 2001); Ч.Юсуповой "Дагестанская поэма" (Махачкала, 1989) и др.
Идейно-эстетические функции народных традиций, фольклора в национальных литературах и в произведениях отдельных писателей и поэтов исследованы в трудах А.Алиевой, Х.Бакова, Л.Бекизовой, А.Вагидова, В.Гацак, У.Далгат, И.Дахкильгова, Ш.Джикаева, Н.Джусойты, А.Мусукаевой, З.Толгурова, Х.Хапсирокова и других, в коллективных трудах институтов гуманитарных исследований и университетов Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии и т.д. В указанных трудах убедительно доказано, как на формировании национальной письменной литературы связывалась унаследованная от народных эпических и лирических форм ярко выраженная социальная заостренность, как художники слова творчески использовали приемы создания образов и изобразительные средства устного народного творчества.
В изучение истории развития ингушской литературы значительный вклад внесли О.Мальсагов, Д.Мальсагов, Б.Зязиков, В.Корзун, И.Дахкильгов, А.О.Мальсагов, А.У.Мальсагов, Р.Ужахова, М.Яндиева, А.Костоев, Л.Танкиева, А.Танкиев и другие. Без созданного ими огромного опыта изучения ингушской литературы, решающего частные вопросы создающего литературные портреты отдельных писателей и поэтов, невозможно было бы приступить к решению новых исследовательских проблем, в частности, проблемы народных традиций, генезиса и поэтики ингушской поэзии начала XX века. В их трудах уделено внимание вопросам истории литературы, фольклора, связи его с письменной литературой, художественного своеобразия прозы, поэзии, драматургии, творческого пути отдельных художников слова.
Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в нем, опираясь на достижения литературоведческой науки по теории и истории комплексного изучения жанровых систем, на примере конкретного материала ингушской устной и письменной поэзии начала XX века впервые предпринята попытка обобщить историческую обусловленность процесса формирования поэтических традиций, выявить на уровне поэтики конкретных жанров и произведений качественные особенности и тенденции формирования разновидностей художественных структур от фольклорных истоков на стадии устного развития до периода 1930-х годов. На основе методики филологического анализа нами проведены исследования конкретных произведений, написанных разными поэтами, но единых общностью основных жанрообразующих компонентов, позволившие разработать новые подходы к исследованию явлений конкретной национальной поэзии, определить пути их реализации.
Использование в диссертационной работе оригиналов национальной поэзии является ценной составляющей исследования, позволяющей максимально достоверно судить о специфике художественных открытий, об исторической обусловленности формирования жанровой поэтики, определить основные движущие силы эволюции национальной поэзии, выявить параметры достигнутого поэтическими жанрами уровня. В динамике изменения литературной модели, в первую очередь жанра, принимают участие разные поколения. Поэтому в работе на примере конкретного анализа произведений поэтов одной эпохи сделана попытка изучить поэтику жанра в его единстве и многообразии, то есть теоретически осмыслить особенности пути развития как всей ингушской поэзии, так и конкретного жанра в ней. В работе также сделана попытка рассмотреть каждое поэтическое произведение как национально-исторический художественный комплекс извне и изнутри, в жанрово-стилистической определенности и социокультурном контексте.
Решение данной актуальной проблемы имеет не только художественно- эстетическое, но и историко-методологическое значение, так как реализовано в новом аспекте исследования, которое способствует выявлению особенностей пути развития национального художественного слова, обусловленного и закономерностями типологического свойства и специфическими особенностями развития.
Следует подчеркнуть, что исследование особенностей формирования жанров в определенную эпоху является актуальным, ибо, как отмечает Л.Фризман, "показывая своеобразие каждой эпохи, жанры вместе с тем как бы скрепляют историю литературы в единое целое, позволяют видеть связи между разными, порой далеко стоящими друг от друга этапами художественной эволюции" (128, 4). Поиски каждой национальной литературы в каком бы то ни было жанре всегда интересны и своеобразны, так как обусловлены не только национальной традицией, но и обогащены знанием многонациональной литературы, что помогает поэту создавать оригинальные образцы жанра, дополнять его форму и содержание, размыкая национальную традицию в иные художественные системы, сохраняя при этом свое лицо. Как отмечает К.Султанов , "чем глубже познаешь "свое", тем ближе ты к "чужому"; чем сильнее стремление к самостоятельности и непохожести, тем острее встает извечный вопрос связи "родного" и "вселенского". На глубине национального открывается пульс общечеловеческого, залегает возможность достигнуть специфики без "изоляции, уединения без одиночества." (93, 4).
В работе мы прежде всего опираемся на твердое понимание значительности категории жанра, как определенного итога развития литературы: "Категория литературного жанра - категория историческая. Литературные жанры появляются только на определенной стадии развития искусства слова, а затем постоянно меняются и сменяются" (66, 42).
Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в дальнейшей разработке одной из актуальных проблем современного литературоведения - проблемы генезиса и поэтики жанров поэзии в отдельно взятой национальной литературе, роли и места народных традиций в процессе формирования и развития жанров. Решение поставленных теоретических задач позволяет выявить национальное своеобразие литературы, ее специфические особенности и вместе с тем требует широкого исследования связей типологических, генетических, изучения факторов общего и своеобразного в единстве.
Практическая ценность исследования состоит в том, что результаты работы, а также собранный и систематизированный материал могут способствовать дальнейшему изучению национальной поэзии, в частности, проблемам генезиса, поэтики жанров, народных истоков в ингушской поэзии.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении курса истории литератур народов и
Северного Кавказа, а также при изучении специальных дисциплин по ингушской поэзии.
Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационной работы были доложены и обсуждены на научно-теоретических и научно-практических конференциях:
О месте песенного фольклора в жизни ингушей" (Материалы научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Ахриева И.Э., 2000г); "Особенности исполнительного мастерства ингушских лирических песен ("Ингушетия на пороге нового тысячелетия", 2000 г., Магас); Жанровая характеристика ингушских народных песен ("Исторические судьбы национальных художественных культур"), 2000 г., Махачкала); К вопросу о современном состоянии ингушской лирики ("Вузовское образование в современных условиях", 2000, Магас).
А также опубликованы в статьях: "Об ингушских девичьих песнях" (на ингушском языке).- "Литературная Ингушетия", 2001, №1; К вопросу о жанровой характеристике ингушской народной лирики.- Сб. научн.трудов ИнгГУ, 2002, №1.
Диссертация обсуждена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы Ингушского государственного университета (июнь 2003 г.), а также на заседании научного семинара "Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа" (Институт филологии Кабардино-Балкарского государственного университета, сентябрь 2003 г.).
Структура работы. Поставленные цели и задачи диссертационного исследования определили его структуру: введение, три главы, заключение и библиография.
Во введении дается изложение теоретических и методологических принципов диссертационного исследования, обосновывается актуальности и научная новизна работы, определяется теоретическая и практическая значимость.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Ингушская поэзия начала XX века"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ингушская поэзия начала XX века характеризовалась созданием первых жанрово-эстетическихтрадиций в письменной литературе, которые опирались на достижения русской советской литературы, а также на идейно-художественный опыт национального фольклора. Именно в этот период проявляются первые жанрово-стилистические особенности лирики, в которой ведущим жанровым качеством и характеристикой становятся публицистичность, очерковость, описательность. В большинстве произведений этого периода существенным недостатком остается отсутствие глубокого осмысления и анализа действительности и психологии личности "Очерк истории чечено-ингушской литературы" (1963) отмечает, что "в литературе 30-х годов было немало пробелов и недостатков. Так, не получила своего развития тема жизни рабочего класса республики. Пережитки и недостатки нередко изображались в бытовом, описательном плане, без установки на разоблачение, а иногда и без ясно выраженного авторского отношения. Не получила развития и сатира. Не привлек внимания исторический жанр. Многие из поспешно созданных произведений - особенно драматических и стихотворных оказались однодневками. Писателям не хватало мастерства" (85, 61). И далее, подводя итоги развития национальной литературы, отмечается, "что она неизмеримо обогатилась. В нее решительно вошел образ советского человека, бойца и труженика, человека высокого гуманизма, светлых помыслов и дел".
К периоду 1930-х годов в ингушской литературе заканчивается подготовительный этап в становлении жанров и стилей, в формировании художественного метода. Этот период, как уже отмечалось, характеризовался широким обращением поэтов и писателей к художественной публицистике - к малым жанрам прозы и поэзии. В молодой литературе заметно было некоторое "опоздание" и эстетическая неполноценность отдельных жанров, что объяснялось особыми условиями культурно-исторического развития национальной республики, где формирование искусства замедлялось такими нерешенными политическими и социальными задачами, как ликвидация неграмотности, создание письменности, создание первых печатных органов и многое другое. В то же время художественная публицистика в национальной литературе соотносима в типологическом плане со всей отечественной литературой исследуемого периода. Близость тенденций проявляется прежде всего в проблемно-тематическом содержании произведений ингушских писателей и поэтов.
Как известно, литературный процесс во все времена имеет свои закономерности развития, которые продиктованы требованиями жизни. На определенном этапе в литературе развиваются те мотивы, художественно исследуются те идеи и характеры, зарождаются и совершенствуются те жанры, в которых общественная жизнь испытывает наибольшую необходимость. Драматические события периода 1920-30-х годов рождали в национальных литературах такие жанры, которые могли поведать о новой жизни, о борьбе за нее, о новом герое, воплощающем в себе многовековую мечту народа о борце и защитнике, о свободном человеке. Это было характерным качеством молодой ингушской литературы, всех литератур Северного Кавказа. Исследователь литератур Северного Кавказа В.Корзун писал: "В произведениях тех лет мы не найдем сколько-нибудь развернутых образов новых людей. Чаще всего герои только названы - партизаны, красноармеец, бедняк, горянка. Многие поэты славословили новое, не умея раскрыть его сущность. Но при всех недостатках -риторичности, наивности - они упорно осваивали тематику, подсказанную современностью" (63, 296).
Особенности развития общественных противоречий периода 1920-30-х годов определили характер и структуру художественного конфликта во многих поэтических произведениях тех лет: художественное противопоставление прошлого и настоящего в контрастных, черно-белых тонах; непосредственное изображение борьбы противостоящих идейных начал; описание и пересказ сложных взаимосвязей и взаимоотношений характеров, конфликтов. Характер героя передавался в этих произведениях чаще через описание, портретную характеристику, авторскую оценку. Именно эти качества первых поэтических произведений национальной литературы и способствовали появлению и развитию в ней публицистических начал.
Тем не менее, в эти годы в ингушской литературе были заложены важнейшие художественные основы, способствующие развитию различных жанров, стилей, появлению в ней ярких творческих индивидуальностей, освоению писателями социальных и психологических конфликтов и в результате - овладение идейно-эстетическими принципами реалистического метода.
К периоду 30-х годов в ингушской литературе появились закономерности, свидетельствующие о наступлении периода национальной самостоятельности. Особенно наглядно это видно на примере поэзии, которая шла по пути более глубокого и многообразного осмысления проблем исторического перелома.
Углубление исторически общего типа изображения было связано с национальными формами их освоения. Во многом общий жизненный материал, схожие события и сходные идейно-эстетические цели, общая историческая, региональная и этнокультурная основа и многое другое, что делало новые молодые литературы частью общесоюзного процесса, не снимало стремления поиска собственных художественных форм, самостоятельных оригинальных решений.
В новых исторических условиях и в уже определившихся рамках советского единства формируется ингушская поэзия. Причем, черты этого единства четко просматриваются в различных жанровых образованиях ингушской поэзии 20-30-х годов. По своей идейно-художественной проблематике, структурно-стилевым и жанрово-композиционным признакам ингушская поэзия развивается в типологических рамках первого периода развития национальных литератур, названного "эпосом революционного перелома" (Ю.Суровцев). Но уже во второй половине 30-х годов начинают появляться произведения, заметно отступающие от принципов "историко-эпического" подхода, ищущие свой путь, своего героя. Событийность, панорамность, многогеройность в них уступает стилевой тенденции, в которой важнее "особая художественная концентрация, обобщенность, типичность едва ли не символичная" (139, 71).
Общие историко-политические и идеологические истоки диктовали ингушской поэзии 20-30-х годов единый эстетический идеал, который на начальном этапе связывался с общим направлением идей и характеров. Новый герой воспринимался и художественно воссоздавался в контексте ожесточенной борьбы двух миров - старого, уходящего, и нового, социалистического. Прежде всего, это было обусловлено тем, что образную систему и I структуру произведения определяла эстетика предельных контрастов. Контраст входит в проблематику произведения, в его образную ткань, приводит к укрупненному изображению конфликтов, героев. Таким образом, общественно-исторический и культурный уклад ингушей соприкоснулся в новых исторических условиях с более прогрессивными отношениями и оказался втянутым в общее движение литератур народов Северного Кавказа. Черты общности проявились уже в национальной поэзии 19201930-х годов. В дальнейшем она сыграла значительную роль в развитии всей ингушкой литературы.
Молодой национальной литературе найти верный ориентир, ведущий к эстетическому идеалу, близкому к быстро меняющейся действительности, можно было, лишь обратившись к живой реальности и на "основе развития собственного национального художественного творчества" (Г.Ломидзе). На формирование ингушской литературы должны были оказать влияние прежде всего поэтика устного народного творчества и традиции просветительской литературы, сложившейся во второй половине XIX века. Фольклор действительно сыграл большую роль, но, как известно, его романтическая символика и специфические возможности не могли справиться с проблемой глубокого психологического анализа, с необходимостью художественного изображения личности в ее многоступенчатой, сложной взаимосвязи с общественными явлениями. Что касается просветительской литературы XIX века, то она действительно создала отдельные оригинальные историко-этнографические и художественные явления (Ч.Ахриев, А.Базоркин). Но при этом необходимо учитывать, что она существовала в русской культуре и создавалась чаще всего для русского читателя. Поэтому трудно согласиться, что разрозненные по времени написания и разные по уровню художественности труды просветителей могли определить четко выраженные тенденции развития национальной литературы и ее художественные закономерности.
С самого начала существования молодая национальная поэзия становится неотъемлемой частью живого литературного процесса. Этим объясняется отражение в ее проблемно-тематических жанровых и структурных особенностях типологических черт культурно-исторического движения не только Северного Кавказа, но и всей страны.
Список научной литературыДалиева, Эсет Хусейновна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1.Абаев В.И. Нартский эпос осетин. Нарты. Осетинский героический эпос. Кн. 1.- М.: «Наука», 1990.- 432 с.
2. Агрба В.Б. Абхазская поэзия и устное народное творчество.- Тбилиси: Мецниереба, 1971.- 159 с.
3. Азадовский М. Литература и фольклор: Очерки и этюды. -Л.: «Художественная литература», 1938.- 293 с.
4. Актуальные вопросы кабардино-балкарской фольклористики и литературоведения.- Нальчик: «Эльбрус», 1986.- 175 с.
5. Алиев А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968. - 290 с.
6. Античная поэтика. Риторическая теория и литературная практика.-М.: «Наука», 1991.- 337 с.
7. Антопольский Л. У очага поэзии. М.: «Художественная литература», 1972.- 312 с.
8. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.: «Современник», 1970.- 652с.
9. Арутюнов Л. Национальный художественный опыт и мировой литературный процесс. М.: «Наука», 1972.- 126 с.
10. Баков X. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп, 1994.- 257 с.
11. Н.Барабаш Ю. Вопросы эстетики и поэтики. -М.: «Современник»,1978.- 384с.
12. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. -М.: «Художественная литература», 1975.- 504с.
13. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. -М.: «Искусство», 1979.- 444с.
14. Бекизова Л. От богатырского эпоса к роману. -Черкесск, 1974.- 288с.
15. Бекизова Л. Страницы из истории черкесской литературы.- Черкесск, 1961.- 200 с.
16. Белинский В.Г. ПСС, т.1,-М., 1959.- 559 с.
17. Бикмухаметов Р. Орбиты взаимодействия. -М.: «Советский писатель», 1983.- 239 с.
18. Быков Л. Жанровое разнообразие русской советской поэмы (1929-1936).-М., 1986.- 342 с.
19. Вагидов А. Фольклор и зарождение даргинской литературы. Автореферат канд.дисс., -Махачкала, 1972.- 22 с.
20. Веселовский А. Историческая поэтика. -М.: «Высшая школа», 1989.- 406 с.
21. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы: Избранные труды В.В.Виноградова. -М.: «Наука», 1976.- 511 с.
22. Вопросы истории адыгейской советской литературы: в 2-х книгах. Майкоп, кн.1, 1979.- 176 с; кн.2, 1980.- 204 с.
23. Выходцев П.С. Русская советская поэзия и народное творчество.- М.-Л.: «Наука», 1963.- 290 с.
24. Гадагатль A.M. Героический эпос "Нарты" адыгских (черкесских) народов. Майкоп, 1987.- 397 с.
25. Гадагатль A.M. Героический эпос "Нарты" и его генезис.- Краснодар, 1967.- 422 с.
26. Гамзатов Г.Г. Дагестанский феномен возрождения. -Махачкала, 2000.- 280 с.
27. Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М.: «Современник», 1996.- 651 с.
28. Гачев Г. Неминуемое. Ускоренное развитие литературы. -М.: «Художественная литература», 1989.- 431 с.
29. Гей Н.К. О художественности. М.: «Наука», 1967.- 364 с.
30. Гинзбург Л. О лирике. М.: «Советский писатель», 1964.138 с.
31. Горький М. Собр. соч. в 30-т.т.- М.: «Наука», 1949 1953, т.27.- 340 с.
32. Гринберг И. Пути советской поэзии. М.: «Художественная литература», 1968.- 384 с.
33. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: «Наука», 1967 .319 с.
34. Гусейнов Ч.Г. Этот живой феномен. М.: «Советский писатель», 1988.- 429 с.
35. Гутов A.M. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса.- Нальчик: «Эльбрус», 1993. -198 с.
36. Далгат У.Б. Литература и фольклор: теоретические аспекты.- М.: «Наука», 1981.- 303 с.
37. Дахкильгов И.А. Ингушская литература (Период развития до 40-х годов).- Грозный, 1975.- 187 с.
38. Дахкильгов И.А. Исторический фольклор чеченцев и ингушей. Грозный, 1978.- 136 с.
39. Дахкильгов И.А. Мифы и легенды вайнахов.- Грозный, 1991.- 334 с.
40. Деменьтьев В. Кайсын Кулиев. Размышления о жизни и творчестве.- Нальчик: «Эльбрус», 1988.- 261 с.
41. Джикаев Ш.Р. Фольклор и осетинская советская поэзия 1917-1941.- Орджоникидзе, 1972.- 217 с.
42. Емельянов Л. Методологические вопросы в фольклористике.-Л.: «Наука», 1978.- 213 с.
43. Еремина В. Поэтический строй русской народной лирики.-Л., 1978.- 254 с.
44. Ершов Л., Никулина Е., Филиппов Г. Русская советская литература 30-х годов.- М.: «Художественная литература», 1978.231 с.
45. Жанрово-стилевое многообразие многонациональной советской литературы.- Фрунзе, 1980.- 374 с.
46. Живое единство. О взаимовлиянии литератур народов СССР. М.: «Наука», 1974.- 390 с.
47. Жирмунский В. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад,- Л.: «Наука», 1979.- 545 с.
48. Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. -Л.: «Наука», 1977.- 371 с.
49. Ингушский фольклор.- Грозный, 1967 (на ингушском языке).
50. Ингушский фольклор. Грозный, 1991.- 340 с.
51. История адыгейской литературы.- Майкоп, т.1., 1999.522 с.
52. История башкирской литературы. Очерки. М.: «Наука», 1977.- 530 с.
53. История грузинской советской литературы.- М.: «Наука», 1977.- 573 с.
54. История дагестанской советской литературы.- Махачкала, 1967.-421 с.
55. История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Вып. I.- М., 1995.- 240 с.
56. История русской литературы. В 4-х т., т.1., Л.: «Наука», 1981. - 816 с.
57. История русской советской литературы.- М.: «Наука», 1974.- 810 с.
58. Караева А. Карачаево-балкарский фольклор. Черкесск, 1990.- 47 с.
59. Каракетов М. Из традиционной обрядово-культурной жизни карачаевцев. М., 1993.- 420 с.
60. Карпов А. Русская советская поэма (1917-1941).- М.: «Художественная литература», 1989. -336 с.
61. Колпакова Н. Русская народно-бытовая песня.- М.: «Современник», 1962.- 280 с.
62. Комановский Б. Самые молодые литературы. М.: «Художественная литература», 1973.- 144 с.
63. Корзун В. Литература горских народов Северного Кавказа.- Грозный, 1966.- 131 с.
64. Лазутин С. Поэтика русского фольклора.- М.: «Наука», 1981.-223 с.
65. Лихачев Д. Литература реальность - литература.- Л.: «Наука», 1984.- 209 с.
66. Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы.- Л.: «Наука», 1971.- 370 с.
67. Лосев А. Диалектика мифа. М.: «Искусство», 1971.470 с.
68. Лотман Ю. В школе поэтического слова.- М.: «Просвещение», 1988.- 349 с.
69. Мальсагов А. В боевом строю. Грозный, 1971.- 162 с.
70. Мальсагов А., Туркаев X. Писатели советской Чечено-Ингушетии.- Грозный, 1969.- 148 с.
71. Мальсагов 3. Хержараш.- Грозный, 1970.- 116 с. (на ингушском языке).
72. Мамакаев М., Асанов Н. Предисловие к "Поэзии Чечено-Ингушетии".- М.: «Советский писатель», 1959.- 370 с.
73. Мелетинский Е. Происхождение героического эпоса.- М.: «Наука», 1963.- 462.
74. Мижаев М. Мифологическая и обрядовая поэзия адыгов.-Черкесск, 1973.- 176с.
75. Музаев Н. Взаимосвязи литератур Северного Кавказа в процессе становления жанров. Грозный, 1974.- 236 с.
76. Мусукаева А.Х. Северокавказский роман. Художественная и этно-культурная типология.- Нальчик: «Эльбрус», 1993.- 192 с.
77. Надъярных Н. Типологические особенности реализма.-М.: «Наука», 1972.- 246 с.
78. Налоев 3. Послевоенная кабардинская поэзия (19451956).- Нальчик: «Эльбрус», 1970.- 230 с.
79. Налоев 3. Из истории адыгской культуры. Нальчик: «Эльбрус», 1978.- 192 с.
80. Национальное и интернациональное в советской литературе.- М.: «Наука», 1971.- 517 с.
81. От мифа к литературе. Сб.ст.- М.: «Наука», 1993.- 352 с.
82. Очерки истории азербайджанской советской литературы.-М.: «Наука», 1963.- 370 с.
83. Очерки истории балкарской литературы.- Нальчик: «Эльбрус», 1981.- 394 с.
84. Очерки истории кабардинской литературы.- Нальчик: «Эльбрус», 1968.- 303 с.
85. Очерки истории чечено-ингушской литературы.- Грозный, 1963.-240 с.
86. Панеш У. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур.-Майокп, 1990.- 278 с.
87. Поспелов Г. Лирика: среди литературных родов. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1976.- 351 с.
88. Поспелов Г. Теория литературы.- М.: «Высшая школа», 1978.- 351 с.
89. Пропп В. Фольклор и действительность. Статьи.- М.: «Наука», 1976.- 325 с.
90. Смирнов И.П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем.- Л.: «Наука», 1977.- 276 с.
91. Соколов Ю.И. Русский фольклор.- М., 1971.- 370 с.
92. Стенник Ю. Система жанров в историко-литературном процессе: Проблемы и методы изучения. Л.: «Высшая школа», 1974.- 247 с.
93. Султанов К.К. Динамика жанра (особенное и общее в опыте современного романа).- М.: «Наука», 1989.- 152 с.
94. Султанов К.К. Национальное самосознание и целостные ориентации литературы. М.: «Наука», 2001.- 196 с.
95. Суровцев Ю. О поэтах и поэзии. Тбилиси, 1962. - 230 с.
96. Схаляхо А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы.- Майкоп, 1988.- 288 с.
97. Теунов X. Литература и писатели Кабарды. М.: «Современник», 1958.- 380 с.
98. Тимофеев JI. Очерки теории и истории русского стиха. -М.: «Наука», 1958.- 415 с.
99. Толгуров 3-Х. Движение балкарской поэзии.- Нальчик: «Эльбрус», 1984.- 250 с.
100. ЮО.Толгуров З.Х. В контексте духовной общности.-Нальчик: «Эльбрус», 1991.- 286 с.
101. Туркаев X. В семье братских литератур.- Грозный, 1983.280 с.
102. Туркаев X. Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей.- Грозный, 1978.- 348 с.
103. ЮЗ.Туркаев X. Чеченская советская поэзия (20-40-е годы).-Грозный, 1971.-213 с.
104. Тхагазитов Ю. Духовно-культурные основы кабардинской литературы.- Нальчик: Эльбрус, 1994.- 248 с.
105. Тхагазитов Ю. Художественный мир Али Шогенцукова.-Нальчик: «Эльбрус», 1994.- 130 с.
106. Юб.Тынянов Ю. Проблема стихотворной речи.- М.: «Наука», 1962.- 227 с.
107. Узденова Ф.Т. Поэма в литературах народов Северного Кавказа. Формирование парадигмы жанра.- Нальчик, 2001.- 123 с.
108. Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX начала XX века. - Нальчик: «Эльбрус», 1979.- 404 с.
109. Фризман Л.Г. Жизнь лирического жанра: Русская элегия от Сумарокова до Некрасова.- М.: «Наука», 1973.- 217 с.
110. ПО.Хакуашев А.Х. Адыгские просветители.- Нальчик: «Эльбрус», 1978.- 258 с.
111. Ш.Хакуашев А.Х. Али Шогенцуков. Книга о жизни и творчестве поэта. Нальчик: «Эльбрус», 2000.- 352 с.
112. Хапсироков X. Пути развития адыгских литератур.-Черкесск, 1968.- 268 с.
113. Хапсироков X. Черкесский фольклор.- Черкесск, 1990.62 с.
114. Хашхожева Р. Адыгские просветители второй половины XIX начала XX веков.- Нальчик: «Эльбрус», 1983.- 244 с.
115. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: «Наука», 1981.- 429 с.
116. Пб.Чалмаев В.А. Литература судьбы народной.- М.: «Современник», 1966.- 203 с.
117. Чамеков Т. В защиту человека. Майкоп, 1992.- 132 с.
118. Чернец Л.В. Литературные жанры: Проблемы типологии и поэтики. М.: «Наука», 1982.- 314 с.
119. Шаззо К. Художественный кофликт и эволюция жанров в адыгских литературах.- Тбилиси, 1978.- 238 с.
120. Шошин В. Проблемы взаимодействия советских национальных литератур. Л.: «Наука», 1989.- 247 с.
121. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л.: «Наука», 1969.- 234 с.
122. Эсалнек Н.Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения.-М.: «Высшая школа», 1985.- 270 с.
123. Эфендиева Т.Е. Поэзия жизни. Нальчик: «Эльбрус», 1977.- 255 с.
124. Эфендиева Т.Е. Страницы жизни и творчества Керима Отарова. Нальчик: «Эльбрус», 1997.- 120 с.
125. Яковлев Н. Вопросы изучения чеченцев и ингушей.-Грозный, 1926.- 130 с.1.
126. Ахриев Ч. Ингушские праздники // Сборник сведений о кавказских горцах., Вып.У Тифлис, 1971.
127. Базоркин А. Горское паломничество. // ССКЧ, вып. YIII Тифлис, 1975.128. "Вопросы литературы". М., 1978, №11.
128. Вопросы осетинской литературы и фольклора // Сб.ст., Оржоникидзе, Сонии, 1984.
129. Джусойты Н. Все начинается с размышления. // "Вопросы литературы".-М., 1976, №5.
130. Жанр и композиция литературного произведения // Межвузовский сборник.- Л., 1974, вып.1.
131. Казиева А. Героический эпос "Нарты": возвращение к истокам. // Русский язык на Северном Кавказе. - Пятигорск, 2001.
132. Мелетинский Е. Народный эпос. // Теория литературы, т.Н, -М.: «Наука», 1984.134. "На подъеме", №4, Ростов - на - Дону, 1928.
133. Роль фольклора в литературах народов СССР // Сб.ст.-М.: «Наука», 1975.
134. Семенов Л.П. Ингушская и чеченская народная словесность.// Известия ЧИНИИЯЛ., Т.1., вып.З.- Грозный, 1959.
135. Семенов Л.П. Чах Ахриев. Первый ингушский краевед. // Известия института краеведения. Владикавказ, 1928, вып.1.
136. Сквозников В. Лирика. // Теория литературы.- М.: «Наука», 1964.
137. Суровцев Ю. О стилевых течениях и "национальных стилях" в советской многонациональной литературе. // Единство. -М.: «Наука», 1972.
138. Теппеев А. Поэзия // Очерки истории балкарской литературы.- Нальчик: «Эльбрус», 1981.
139. Храпчеико Б. Историческая поэтика: Основные направления исследования. // Историческая поэтика. М.: «Наука», 1988.
140. Якименко В. Границы и возможности. // "Вопросы литературы".-М., 1978, №11.
141. Яндиева М. Послушник вдохновения. // Дж.Яндиев. Жизнь моя встревоженная птица. - М.: «Художественная литература», 1997.- 170 с.1.I
142. Вайнахское устное народное творчество (Записки З.Измайлова). Оржоникидзе, 1933.- 175с.
143. Ингушские песни.- М., 1995.-280 с.
144. Ингушский фолькор. Составители Х.-Б.Муталиев, Х.Осмиева. - Грозный, 1958.-270 с.
145. Ингушский фольклор. Грозный, 1967 (на ингушском языке).
146. Ингушский фольклор. Грозный, 1991.- 340 с.
147. Мудрые наставления наших предков (Из ингушского фольклора).- Нальчик, 2000,- 360 с.
148. Радость сердца (на ингушском языке).- Фрунзе, 1957.280 с.
149. Яндиев Дж. Жизнь моя встревоженная птица.- М., 1997.- 170 с.