автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему: Иносказательная природа бурятского устного народного творчества
Полный текст автореферата диссертации по теме "Иносказательная природа бурятского устного народного творчества"
—)
На правах рукописи
ОШОРОВА Светлана Алексеевна
ИНОСКАЗАТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА БУРЯТСКОГО УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
10.01.09 - ФОЛЬКЛОРИСТИКА
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Улан-Удэ 1997
Работа выполнена на кафедре бурятокой филологии Бурятского государственного универсвтетв
Научный руководитель - доктор фнлологЕческих наук, профессор
Чагдуроэ С.Ш.
Официальные оппоненты: Доктор филологических наук, профессор Цыдензапов Ш.-Н.Р. Кандида г фзлмютвсяаг наук Гунгаров З.Ш.
Ведущая организация - Вооточно-Сибирская государственная акадеивд культура е но ¡су с с те
Защита состоится 15 мая 139? г. б 14 ч. на заседании диссертационного соната Д 003,26.02 в Бурятской икстатуте общественных наук СО РАИ /670047 г. Улан-Удэ, ул. М.Сахьяновой.б/.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке БИЛ СО РАН/г. Улзн-Удз, ул. Тл.Сахьязово!*, С/.
.Автореферат разослан " 14 " апреля 1997 г.
Учены?; секретарь диссертационного совета
кандидат г&шодогэтеокзх наук '¡■¡■ччо!^ Цнбзкоза Б.-ОС.Б.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Для тех, кто озабочен судьбами национал*-культуры в образования в Республика Бурятия, самой трудной и слоя-стала проблема обучения детей родному бурятскому язнку. Особенно ачальных звеньях образования, наиболее благоприятных для интеллек-льного развитая рабанка: в дошкольных образовательных учревдениях ачальных классах городских и сельских школ. В нынешних условиях кого" рынка трудности многократно возросла. То а дело возникает [росы: Что делать? С чего начинать? Как и чему обучать детей? Ка-1 додано быть отношение обучаемых а обучающих к устному народному Фчеству, к народами обычая?.? в традициям, к национальной культуре делом? На все эта вопросы воспитатели детских садоа а учителя на-шшх классов, работающие по национальным программам - да и не еъко они - почтя не находят удовлетворительного ответа.
Но в последние несколько лет в духовно:! жизни населения Респуб-гн Бурятия произошло два события, одно аз которых приобрело мажду-юдннй характер, а другое, не внходя за раыки региона, осталось ?три этническим, а именно: в ходе подготовка а проведет?я ЮОО-де-1 эпоса "Гзсэр", в его изучении и популяризации, равно как и в пон» ш интереса к народным обычаям и традициям, оообенно к родному гку и фольклору, самое деятельное и активное участие приняли учи-1Я и учащиеся всех школ, подавляющее большинство работников образо-1ия и культуры трах бурятских автономий Еяной Сибири.
Наряду о этим, начиная с июля 1993 года, развернулась деятель-зть Лаборатории национальных школ БГУ, во главу угла работа кото-1 были поставлена проблемы обучения бурятскому язнку как второму основе русского в доако^ных образовательных учреждениях и началъ-¡с классах городских к сельских школ.
Основные задачи, ноторна решала лзбораторзя: учить детей, заяп-явь не столько анализом, разбором, разьединение?* целого на части, ольйо собиранием частей в единый организм целого, его (заявление:«,
будь то'язык, будь то проз заеденае народного творчества; доотвгат "звБсе дыхансе" образных средств художественного яроазведеяия; во обучение обот гооударогввннш языкам стараться веста в рамках ег ри о л. об в стзхобых реча, оонованных на пранцзпа "Алтай хэблг /адекват "Золотого сечешщ"/, учитывая не только изобразительную > лу крылатых метких вырааенаЯ, но а "кагвю" скрытого оодеряания, г, б"иного скксла крупных адвческвх произведена" /улагеров/. 3 хода ; шения этих задач сформировалось новое направление в системе работ) дошкольных образовательных учраздениЗ е начальных школ, которое ш ыогзо к автору данной диссертацзв, принявшей посильное участие в ] боте Лаборатории: з течение двух лет она участвовала н эксперимент« проведенной в детском саду "Алёнушка" прз лингвистической гвмназвз ]й 14 в качеотве воогштзтеля л одновременно учзталя бурятского язш в группе дошкольников пятилетнего возраста. 2 соавторстве с Э.П.Не затовой диссертантка подготовила к изданию пособие для второго го; обучения в детских дошкольных учреждениях.
Этот опыт показал, что изучение иносказательной природы буряо ского устного народного творчества, органично вписывающееся в стрз туру исследований, ведушхся в Лаборатории национальных акол %ря5 ского государственного университета, является ввоша актуально!! проблемой. И кояао нздеяться на то, что ее успешное реавняе будет способствовать воспвтанЕЮ молодого поколения, которое познакоиввш: с "магвеЗ" художественного олова, наверняка начнет активно ее йене зовать в повседневной квзнз.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССДЕДСШШЯ. Проф. А.А.Потвбня, первым в Рс сш\ определивший иносказательность как спецзнаку образного мкалена паоал: "Поэзвя есть преобразование шелл... посредством конкретно! образа, вырзвенного в слове... Поэтический образ казцщй раз, когда воспринимается а оживляется понамавпшм, говорит вку нечто иное и б шее, чек то, что в нем непосредственно заключено. Такш образом, я ззвя есть всегда иносказание"/ 2,со. 53,68/.
- о —
Кго ученик и последов?таль А.Г.Торнфеэдутверждал: "Значение всякого олова ость значение пореиосно«, всякое олово есть троп" /3, о.бО/, По мнении С.У.Чагторова, есть две причини на согласиться о ¿.А.Потсбжп. Ео-п-зрвчл, теория иносказательном® А.А.По-тебни слишком прямолинейна. Нельзя в образных внраконаях видеть лишь изменение, "преобразование кнелей", в них содержащихся. Во-вторнх, "худокественное произведение не г/.еязт оостоять аз одах ять анооказаввЗ" /З.сс. 28-23/. Сг;(.-.-яс5-л природа образного вн-ратанвя часто включает в себя гдрбяшшв смыслы, "магяю" скрытого оодергазкя. Это - нежнейшая особенность любого меткою слова или внраг-енЕя.
Возникла, таким образок, доокусозл, -которая и определяла ос-невнув це..-ь язозертедвв: яодюе^зз» ¿^-рдтачеокую обоснованность зозздда С.Ш.чагд^роза и его едкнокуп^еанмков /4.ос. 24-30/ ковшй (пактами, обнаругенными дзсаеруантом г оригинальных текстах основных вэнротз бурятского устного народного творчества, в с несколько яо.'»«»« укр&путь язг взгляды, -я» цель достигается путем ре-жон*я ркт частных задач, а именно:
1. Определение обдеЗ драродв образных средств бурятского
л-'.к-л'.;
2. ¿нотлзазо определенных услонкг реализации этих средств;
'3, пригшгдгального отличая иноояазательной
;:р::рол« уотвага нагонного творчества от выразительной сутз ссвре-. литература. • 'сдуйе л.-олг •задаче обязано одновременно в о той методе.-: I < ж которой огрозтоя исследование и аисте.....-.^/.'.'.УЛ - "20твенно-эстетячеоюгЗ
:: .,.^.1 оиствмного анализа,
Гл... .......л. -¿-л :: г13ег-"'-ч"''
оказатвльноВ прзроды двух основных /"пеших" и "конных"/ канров бурятского устного народного творчества, а также в попытке обнаружить гдубвшше зародыши "магии" скрытого содержания, в которых йогу т офоршитьоя Езвые шпульсы азаамодействвй их "тонких" глубзн-ных смыслов в рамках эпзчеаквх структур.
Теоретическая и практическая значимость диосертавдш видитоя в возмоаяоотв проведения на ее основе дальнейших исследований по изучению содергатедьноз структуры малых в больших традиционных форы устного народного творчества; использования ее материалов в выводов для обучения бурятскому языку в дошкольных образовательных учреждениях, в преподаваний бурятакого языка и фольклора в начальной, ореднай в выошеЗ школе.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Ооновные ее положения обсуждены:
1. на расширенном заоедаюш кафедра бурятской г[:илологне ЕГУ /1997г./
2. на МавдународноЗ конференции, посвященной 1000-летию эпоса "Гэоэр", Улан-Удэ. 1995 г.
3. на кон^еравдяи, посвященной памяти Базара Еарадина, Улан-Удэ, 1933 г.
4. они также попользованы прз соотавлензн "Учебного поаобяя по бурятокому языку" - для второго года обучения датей в детских доншолыщх учреждениях /соавтор Э.п.Нанзатова/. Рукопись подготовь, лена к и зданию в рекомендована к публикаций лабораторией /объем -54 стр. машинописи/.
Кроме того, опубликованы 3 статьи по теме работы.
СТРУКТУРА РАБОТУ.Диооептацая состоит из введения, двух глав, заключения, свзскз нопользованной лвтературы в оловаря терминов,
СОДЕРВШЕ РАБОТЫ
Бо введении дается обоснование темы, обзор литературы по ней, рассматривается актуальность иссладоэания, основные направления, п< которым оно велось, определяются цель с задачи, научная новизна в
- а -
¿рактическая значимость работы, а такта указано, где в когда проходила ее апробация, какова ее структура.
Первая глава "Об иносказательно^ природе глзлых эпячваких стихотворных форм /пословиц, поговорок, загадок, бдзгопожелннзй/" оо-стоат аз трех параграфов:
Г. О типах малых /"пеших"/ жанров бурятского устного народного творчества;
2. Об иносказательности отзховнх форм крылатых выражений;
3. Иопользование метафор в крылатых выражвнвях о знооказате-дыша значенном.
§ I. "О типах малнх /"тазах"/ жанров бурятского ротного народного творчества".
Многие деятели бурятской культуры видели з бурятских афоризмах дшбо стэхотворные -^ораш, либо Форш, близкие к стихотворнш, либо обрядовые формы: благоповелавия в заклинания, ыэгталн а хара-лы, либо формы, но относящиеся к обрядовым: пословицы, поговори, загадки. 2ов указанные малые форма противопоставлялись крупным эпзчеокям поэмам, эпопеям /"коннымн улагерзм/ в первую очередь потоку, что у них никогда не было музыкального сопровождения: они говорились, а не сказывались, т.е. пра нк использования в любой ^орме речи не было лриегиов ни речитатива, ни пенил, поддершваемого инструментами.
Л обьедвнялЕсь они в группу малых форм свои,; небольшим объема, структурной однотипностью в пнооказательноеть» оодеряаняя.
пользовались как в условиях ритуала, обряда, как е в дпбых условиях труда и бита. Их назначение сводилось к тому, чтобы углублять собой окыол рвсуеьазх собктвЗ, облегчать влв оживлять по-звмание того вывода, к которому подводились слушатели идя чзтате-т в данном повествовании, описания вля рассуждении.
§ 2. "Об иносказательности стиховых форм крылатых выраяенш"".
Используя готовые трафареты /формула/ пословиц в псго?о;-)с;:.
раЕЕО как к загадок я блегозокелашп!, народ кле1ккм сбкчко гея, кто наоглует, отроит- ксзнв, затевает распри, сеет вражду г недоверие ыежду ащькв к эздзщзет тек, кто борется с нем к. Автора« этих о тз хо те о сны л афорвзиос /крыгат-кх реченк?/ оообозно по душе тот, кто надеется на себя, на свою собственную оивкглку, силу б ьэрнт в лучшее в этой мире - с друхбу, в т;1:р е согласие в борьбе прошв лабву угнетателей в лкбп телеГ; нзееь». Автерк афоризмов олавят труд в любой ■"¿орае в тех, кто иомен я умеет шогсе, кто лроЕззодЕ® катерЕадьнне блага, создает духовную культуру, кто дю-бгт сгое отечество, род, оемке, кто узедае? й почитает старвах, особенно - из чзела родннх к близких. Сне крзтйнупт ложь, клевету, наветы, воровство, пьянство, жадность, корыстолюбие, хвастовство, ханяеетао а т.п.
Г параграфе накачена ошгеловне к структурные отдпчая таду раосмотранадаа твпзш речений. Так, бурятским поговоркам типа:
1. Хузэй гараар ногой барюулха Чуааш! рунами хватать змею
2. Тэнэг хун тзнгэрзьзэ наагуур Глупцу - до неба рукой подать характерны и глубина содервзнзя, и иэткооть цели, г. однокзрнооть отроя, тогда как пословицы типа:
1. Хошойн у та хул орёохо, «лвшшЗ подол - опутает нога "^злензй ута толгой орвехо Длинный язык - свернет голое
2. Айл зоной аш нзгэа, У оооэдеЯ - охота дувш, Турзл зоной туьэе негзн ? родных - схоэхз лвца
выделяют®?: 1/ оодэркателыши и структурны?.; параллелизмом; 2/ иносказательной БзавмноЗ подсказкой, ^лгзкп к нш по тем яе прззка-
в бурятские загадка типа: Аха д>'-/нэр хоер аад„ •братья, хотя к блвзкн, Вэе бзев х/озхкЫ! Йруг друга догнать не в силах
/шдэв/ /глаза/
з преелн /благопоколения/ тгпа:
Урдахи ута хормойгоо ^лпнную переднюю поду /дэгэла/ Ашанараараа гэшхуулээд, %сть у» потопчут Енуки, Хойнохи ургэн хормоЗгоо Широкую заднюю полу /дэгэла/ Ийбинарзараа ургуулээд, 1Хусть уж поднимут ученики, '/нэр баян золтойдоо Да будьте вы рада удачам -'('елхэтнай болтогой! Двтьшя и богатством полны, Зама еьото ааъандаа Да будьте вы очастию рады, «аргахатнаЗ болтогой! Зная традиции предков. § 3. "йолользовакзе «етагТор в крылатых выражениях о иносказательным значением",
В параграфе приводятся примеры индивидуальных кета^ор бурятских поэтов и писателей, путем сравнения с которыми аитор диссертации пытается решить одну из главных задач исследования - определить основное отличие в использовании метафор между безымянными исполнителями метких речений и улигершанами, создавшими эпос 'Тэ-аэр", о одной стороны, и авторами современных художественных произведений - с другой.
Поэзию отдаленного прошлого создавали в основном мата и чародеи слова. 7 них была издавна выработана своя исконная эстетика воопрзятвя стиховой выразительности, которая в корне отличалась от современной. У них все, что оказывалось индивидуальным, считалось греховным, иначе говоря - проявлением гордыни. От мастера слова требовали верности образцам ритуала, этикету обряда, т.е. то, что создано "божествами" заставляло его быть певцом-заполнителем текста, освященного вековыми традициями.
Современное художественное творчество строится по диаметрально протавополовному принципу: чем более одно произведение отличается от других, тем лучае для автора. Вот почему первым бурятским поэтам и писателям, привыкшим учиться у сказителей, было не так просто переходить от одних поэтических традиций к другим: Запад
•требовал новагоротаа, а Бооток - ссблкдення обрядов, оовяйвнных ритуалов.
Вторая глава "Об иносказательной првроде крупных эпзчасквзс отихотворнкх форм /улвгэров/",
^асаертзвдяса, подробно рассмотрев всторзз Езучевшя бурятских удшгеров, особенно эпоса "Гэсэр", сосредоточилась на раскрыта Енооказагедьной природа апоса, стремясь проникнуть в глубвниуэ суть улвгернкх строк, в характер отношзакя улигеразкев к лизни наших предков, которая, как правило, подавалась в образйо-шйвчео-кой çop,:s. Iïoqтзвие перед собой задачу - понять худозвокввннуг природу дцооа "Гэсэр", в частности, определить, в чш заключается суть ers образной, уяЕГерно-скааово! фактуры, она приходит к то-зя о ток, что худоаеотвешая прзрода эпооа Тэозр" заключена не в его прямом, как сегодня принято говорить, разгоаорио-бытово«- сти-яистическом ключе, а в особо приподнятой, улвгарао-возвыиенной, внооиазазедьно внрезенноВ фзрме. Уяагер - произведение высокое, образцовое, поучительное, смысл которого скрывается в глубине, и, кокет быть, в полной мере не внсказан словаки. Читаешь вроде одав слова, а понимать надо чуть иначе, несколько по-другому. 2ип надо только довздаза-гьоя. Позсощ что угзгзрз&нн о событиях не говорят прямо, а ляшь намекают. Говорить 2ЛВ взобравать наыэкажи, загадочнс - это в есть, на нае взгляд, основная черта бурятского эпоса.
Например, в "Гзсзрз" каядая глава рисует битву, орааанве героя о друпш персона ksjs - его coaspazKou, протзвнйкоа, антиподом. Но суть оалв Гэоара вовсе не в его вокнокой добдестт., не в реадьяш качествах его орувкя,. Сне, как правило, ае действует: додается, ну пятой, не дает гф^зкта. Результата Гэсар дсотагает не пзкоё, не сзблея, не кечоы; побе.ау пряяооаг сногда нерстсбвтнзя палочка /ьа-баа/. Иначе говоря, Гвсэр побегает овоего зретзвнзка только это" палочкоЗ. Как вто понять?
Во икогвх случаях в эпоса "Гэсэр" одерживает верх во то, что разрушает, не орукие эо всех его ввдах, которое само по себе является олицетворенаем насилия, зла, - а добро, созидательная сила, потому что с псклоцьэ аерстобзтной палочки бурята нзготавлзвали кошму, которой покрывались крыша в стены ©рты. Иначе говоря, в Гэсэ-рааде победа достигается не силой воинского орудия, а реаякякв мирного труда.
Другой пример. В эпосе "Гэсэр" воюют кеяду собой в основной божества /твнгрии/, гввуцве на Кебе. А люда, злвущзе на Земле, за-нвмаются охотой, добыванием пи ив, хозяйотаананьш заботами, строят дотла „ дворцы, празднует свадьбы, состязаются в скачках, в богатыр-о.:ой борьбе, в стрельба из лука по нвшеням /кегле:/. Боля лпдг :• воюют, то только нкнуздешо: ош эаарщаютоя от тех, кто у~е ярче л. всЗву. А войну в эпосе затезаат влз провоцпруют сопернакв - "уг.с~ в:ща кангадхав.
В эпосе Тзсэр" количество небозжтеяей строго ограничено чес-лом 99. Из них Пятьдесят пять Западных белых небояатзлой /баруда 55 сагаани тэнгэрнпуо/ были добрымз, справедливым/; боЕвствак?. sa¡-дакского пантеона. А вааансязЯ пантеон богеств входил з гэроглкс— квЗ опое бурят ieя его вдв£ввя основа. 3 лоявлвназ вгз:с бо:-.гс?-1'? v Центральво2 Азии оураззлвоь определенныг отголоске давапх сэяо=1, ралзктн былых контактов моятолоязычшх родов z пзвшз о тю^ксязыч-внив хунну, в килах которых когда-то, как считают, текла kcops древних вндвЗцев влв кранцев: чеазецев, саков о тете: sor.: олене:,:. I?as это ессоцзруется сегодня оо скотоводством, о одвокш Западе-.:, о отцовокем правое, а значит - н с Небом-Отцом.
А сорок четыре восточных черных небоззвтеля /зууаи 44 хчу.б тэнгэриау.'л/ в гпосе ф аамзнсних призываниях всегда всспрг.г-пг-а-ляоь как злне бсгества. 3 том, что она в осле в кг-^-ы Гостсчнс" бяря, отрезалась древние связи а контакты псегодоязвчрчх xrsum ••:■■
дунху, оянъбв, а сакге о гуш-уоо-кенчзуракйf возцааао, с корзЯца-яповцаш. Прнче;.1; ето аоооцвруетоя сегодня с древней с>:отой, с S8S0KSSS I:СОТОЯСГу;, С МвгврЗНСЙШ ПрЗВОМ, £ значит - S с бОЕЗЕбЙ
^терья-Секлвй.
Возникает вопрос: че;; объяснить то, --тс Зешд в опоое определялся как добрый f а Z-оогок - как злой? йт было не только в "лрзиглуществах" огцозскего зраза в период военной декокрагяа. лее ойословвняш кажется ояедуга-цеа. 3«нлчесхое кредо бурят в йх предков, по экооу, было предельно простым, мудрым дадьвозддннк: как гостеприимная хозяйка, йогене йать-Зеадя, прзнвмал высокого бога /Неба-Отца/, считала зеакда в целзоообразкш адресовать Злу все добро а достопиотвс, в то:; чясле и свое, тогда как вое зло в коварство, в тек числе т, Его, предусмотрительно в двплшата'чно оставляла себе.
Ведь на добро и зло практически способна вое. Но добро лучше все же замечать а подчеркивать у гостя влз друга /соседа, близкого или дальнего/, & зло - не замечать у него, в крайнем случае, вода оно так ус вшшравт, то арвпвоывать не ЗЗку, а себе. Скорее всего - в расчете не то, что гость при случае нзазбзЕНО ответят тем Ее.
Отсюда возникло вепвсаноэ правило: добро - пусть у друга, соседа, а зло пусть остается у хозяев, у хозяйка. %$зро& у многих бурят, оообоняо у бурятских аезгцш, вплоть до недавнего зршекв соблюдался обычай: во время угощанзя на праздниках лучэде куекз всегда доставалась гостям, поток хозяину нля старщеуу, потен - де-•ssm, а себе - в последнюю- очередь. Причем, как бы предотвращая эге-зетичеекзе наклонности у детей, в первую очередь уго^аляоь не свое дэтв, a зх оверотввка из других еооеднзх оеш1. Хозяйка явно рас-еззтявала ке тс, что те когда-то поступят так зз бескорыстно. По-дозззвв хозяйнй не позволяло поступать иначе. £ако;1 обачвг обязв-
тельяо соблюдался рзныпэ, оебладается я теперь s праздники Волого месяца Д-ягаалгаз/, что истолковывается дак что-то обоснованное, вполне оправданное правилами гостеприимстве.
Как пракято в эпосе, Гэоэр заходят целым и неврэлямш из любых невероятно трудных ситуаций, преодолевая невиданные препятствия, устраиваемые соперника?,® и антиподами. И неизменно оказывается на стороне сил добра, $обро ке всегда способствует плодородию и созиданию. Это значит, что Гзсор против любого насилия, любого зла, пот-ому что постоянно настроен лоддерлзть Человека, постоянно ратует за спасение ^еили. Сн и гпбнет не раз за зтс. Гибнет и воснреоаат вновь. Зола он гибнет за олаоенве Человека н всего йзм-ного, которое можог быть уничтожено злш, то в snoo о Гэсзре является по сутв гимкоы - Человеку и Земле.
2 вариантах, которые еще не опубликованы в оригинале, а в переводе на русский язык только частично вошли з сводный текст, составленный С.'Д.Чвгдуровда, нет ни слова о том, что Гэоэр ратует за добро, плодородие и созидание, что он протез насилия и зла. Обо всем этом прямо не говорят з улигере - ни сак уднгэрззн, ни герои, рисуемые в нем. Вое подаётся иносказательно. Как зто происходит в зпосэ?
Б эпосе не понятийная логика , а образная. 'Га или иная информация передаётся путём использования тонких намёков, зскуоно-го противопоотааления традиционных имен и символов, адяэгериЗ в гротесков, основанных на асооциатзвно» сути образного мыалэния. Эта суть возникает на базе зизнвнного опыта человека в условиях замкнутого круга героической эпохи прошлого - з пределах эпического времена и прсогранотва, в рамках йантаотнки древних мифов, оборотяичестЕа и т.д.
Зо всех зхирйт-булагатоких и уагинских устных вариантах Гз-зэраада, у всех сказителей ведется борьба между лагерей 55 запад-
нкх добрых небожителей в лагерей 44 восточных злых небонктелей, которая завершается победой добрых а поражением злых.
Старейшина западного лагеря бокестн *ан Хуркуота тэнграЗ рассекает на части тело старейшин восточного лагеря Атай Улаан тэн-грвя, обрасипадт эти часта с Неба вниз, в НодземныЗ мир, в страну Хонан Хото /"по ту сторону смерти", т.е. в преисподнюю, в ад/, а эти разрубленные части тела Атак Улаан тэнгрия в аду оживают, прев ращайгоя а глангадхаев. Оттуда оня попадают на Землю. И на Земле от них, от зх присутствия начинается ыор: травы заоыхают на корню, ре ке мелеют о истоков, люди и живые существа заглатываются страшными чудя щами мангадхаяма.
Средний сын старейшин 55 западных щеоквх белых добрых небожителей - Бухэ Бэлигте х/буун. Ьн опускается на Землю, где ровда-етоя как Человек с именем Гзоэр, чтобы опаота ореднвй мир от на-даотей, защитить ладей, живущих: в нем, от насилия и зла, творшых соперниками в ангаподада Гэсзра.
7 Гзсэра три кены: небесная, земная в из подземного /подводного/ мира. Йебзсная йена в подземная нз могут дать потокетва. Только у земной вдны Санхан Гоохон ду/хзй ровдзэтоя трв сына. Стало быть, продолжение человеческого рода обеспечивают земной Гэсэр в его зешая ®ена.
Войну, распри, раздоры кеаду собой начинают сначала небокители /западные а восточные/. I! только вслед за этим война продолаает на Земле между представителями среднего мира в других миров /небесного и подземного/. Она начинается из-за недоделанной власти -из-за спора, кому должен подчиниться владыка зенита Сзгэзн Сзбдзг тзнгрий. Значат, война - дело рук небесных бурханов и подземных демонов иангадхаев.
А Гзоэр в его окружение устанавливают согласие к покоИ не тол ко кеаду людьми, но в кеццу небоЕИТвлями, т.е. божествами /добрыми
-го
- 13 -
и злыми/, и демонами подземного мира, т.е. о чудищами мангадхаяии. выходит, что в эпосе "Гэсэр" изображается борьба мезду Верхним Небесным и Подземнш киращ, с одной стороны, г Землей, Средним миром - с другой, Гэсэр и его окрушэнпе - его земные родатела, земная гена с земными сыновьями, земные богатнрз-побраткш, устанавливая i."'р п спокойную жизнь, сжигают дангадхаев на костра /хотя те все равно остается зивши/ ала оставляют г,х прзбитыъш к лзственнаце огромных размеров шириной в 20 человеческих обхватов. То есть ма jara дха и не погибают, а как бы сама, но обстоятельствам, олояшвпдася по их воле, приходят к своему позорному кошту - на обозрение воем эаэуцпи на Земле.
Эта борьба мэдду Добром в злом, мезду человеком в бозествоа, превратившимся затем з демона, характерна только для бурятских ва-раантов Тэоэра". Полз неботга'гоав /твагрвз/ вошг сначала ивзду собой в Верзшек :a¡pe, вех: от, а не лгодв на Земле, рзтуюг за Eofíny к насилие, еслв поток опя всиют в Нвввен а Среднем шрах, то земные герой /Гэсэр и ого окружение/ борртоя совсем за другое - за i.?sp в покой на Земле, протяв злых сил, неочаотвЗ, отрашнкх напастей, кора, недугов а т.п. Отсюда вытекает основной вывод о тон, что художественная, поэтическая природа бурятского эпоса "Гэсэр" е врага ет борьбу претив наезязя з войн, за сосущетвовакке разных взглядов на тшзнь, за терпеливое отноаанве людей друг другу, говоря се-годаяшшав словами, за "плюрализм" мнений: эта борьба, начавпясь на Небе, завершается на Земле восстановлением мира кевду людьми, бокестваг,® з демонами.
§ I. "Иносказания а структуре улагерных эпизодов а картин".
Б этом параграфов анализируется ряд собитай вз улигора "Гэсэр", оодерканве которого построено по известному принципу " Алтан хзб-лзг": если, к првкеру, сюхсетная нанва картшга, рлсузэдЛ бптву Гз-сэра с однвы из кангадхаев, вмещается в 370 строк, то канва нету-
пптвльвой части картины вмещается в ОС строк, нарастающей часте - з 130 отрок, яульаигаацвовноЗ - в 70 строк, а заключи тельной -в 80 строк. Золе для первой пояогвнк карсзны требуется 220 строк, то для второй - достаточно 150 строк: первая половина больше второй примерно как пять к трен, восемь к пяти вяз тринадцать к вось-ш /ряды й;боначв во прннцвпу Золотого сечения/, Сле дева те лье с, кульцинапвя события в эпической картгнз проходят по третьей четверти нагнетаемого содерканля кертаны.
Г' подобного рода картинах /равно как в в шззодах/ иносказательность выразительных единиц сводится к тему, что овыпатвз улягв ршша всегда на стороне тех, кто оказывается е трудщгх условиях, под чьш-лабо тяжелым гнетом. При зтоы нельзя говорить, что эпос как идеология народа в таких случаях противостоял релагвв - как идеологии знатй иле власть предвряаошх, поскольку сан эпос токе был своего рода "религзей" - только "рзлвгь'ей" черна, простых люде!. Наряду с этим, в бурятских вариантах Гэсэр взобракается вмевш как простой человек, в отлвчие от большинства монгольских вариантов, в которых он рисуется как божество. 1!, наконец, поведенве Гэсэра, других героев в вх антиподов, мвелв к пврезаванззя тех и других 23обра»5втся в эпизодах а картанах ве путан их пряао8 оценки в характернотакв /как добрых ът злых/, а о помощью создания таких ошетвых коллкзай^ которые передам вяв расуют не внутреннее их сосгоянвв, а ах внешний облзк, свадетельствуодяй восчез о таком состоянии. Вот почему в данном параграфе диссертант придерживается мнения, несовместныого со взглядами проф. В.Я.Проппа об отаутствЕл в эпосе яркзх иета^ср.
Бурятская Гасэркада, наоборот, отличается чрезвычайно бога-тнглв внразательЕшз бозмокеоотямв в достаточно емкой глубиной вноска за тельных средств. В ее позтвчеоксм арсенале каздое вкя, каадщЗ сгшЕол, кэкщая формула является внреяэвзек ввоохазатбланой крзти-
«в отргцательных 'раятсроз далекою прошлого, ¿а сдовоу ~л образок :0 к дело скрываются глубокав подтексты и асооцЕатзвнйе заодоеквя !ь'огс%йкц.нснзльного характера.
§ 2. "Инос:саз8Ейя в раыкех узигврвнх яеЗотвйй".
Не только caía уяггеразны, но и ах с лу кители очень загвтаре-юванн», зяогда да se с бдагогозонвем вяв, наоборот, с яогодтззнек !ледклз за развзтзем собитай в улнгервх. Рисуемая г улнгерах борьба юаду герояшз /добрккз з спраэедливвш)/ и зх антаподзыз /превыу-¡естввЕно злши/ непосредственно задавала всех за явное. Из-за то-'о, глвзнш образом, чьо вкосказательнея прлрода образных колднззй
заложена не столько в cayсм гакете об этвх событиях /хотя, прочем, з это бнло assno/, сколько в хормах так называемых еэг аралга /песек-заотазок, встречных несен, песен-проЕодоа, бдагопо-•.вланаЯ/, оолровондзщйя глв упорядочиваю:®* глав« п особенно хзроие»-уткв кедду ними. Сам отрои силлабического эпического стзхсслоке-йя о характерней? для наго сеинолоянпнои, начальншз оозвучияш толгоИ холболго/, конечными оозвучзяаш, равноелоанккк повторами, арадледззмамз, постоянными эпитетами, гзнерболаш, аключенншн а труктуру KB2S3X $срняатах sagenaнвй, наверняка способствовал таке-у ооЕкеотнону пэрегананаю событий. -еыгтвческое соединение образах картин в целые эпические действия, компознщзонше скрепы /лини/ ыеаду кпш точно так ка, как в эпизодах н каротнах, образуют аейоначеонз осразиерные части этих действий: вступительную, на-зотавщую, кульминационную е заключительную. Стало быть, зпзчбские еЛотввя создаются улягоршзваьш, строго сообразуясь с требованиями энона "Длтан хэблвг"^ что подтверждается в паparpate акалазол од-ого из эпячеойях деЛств!!® эхврвт-булагатоного варианта l.íansyTS иегеева одного действия унгинокого зарезнта Пеохона Петрова, оторые вмещаются соответственно з 2400 п 12500 строк. Я с нгх пэр-зя часть даЗотагя /Н.Зм^гееза/ намного правгтет вторую: всетгаа-
¡сольная картава состоит из 340 отрок, нараотаэдая - ззз 980 строк, кульминационная - вз 550 строк, а заключительная - вз 530 отрок. Точно такге у П.Петроза вступление включает в себя 2770 строк, не растанве - 6510 строк, кульминация - 1410 строк, а заключение -II00 отрок.
З&ким образом, эпизоды в эпоое "Гэсэр" органично вплетаются в строй картвн, картины в свою очередь, - в структуру улигерннх действий, s вз действий ннрастает сюкет всего улигера, построенный в рамках композиций зли ческого конфликта меяду Гзоэром а его окрузвавsm, с одаоЗ оторонн, в его антиподами в соперниками - с другой. В мозгу творчески настроенных улвгерпшнов5 возникал особы! баорзта /с бета-волной/, который через отиховую систему исполняемого текста неизбвяно передавался и олуоателям. И те такав настраивались на эту незримую творческую бага-волну, в чем собственн< говоря токе скрывался определенная поэтвчеоквй подтекст, ассоциация, домысливание.
§ 3. "Алтан хэблиг" Абай Гэоэра.
Роль худонествениого олова в поэтического мастерства, идущего кз глубин духа народа, роль метких крылатих выраЕйниЗ в крупш эшчеоких полотен типа Гэоэрвады в явзни каздого вз нас сегодня многократно возрастает, всемерно способствуя сояраненвю й прзум-нонению обычаев в традиций прошлого, првнося, таким образом, на-оценвмув пользу подрзотаадзк поколзнзям,вызывая у нвх непреходящий ксвой ангерес.
13ао. народ сегодня гордится овоим фольклорным наследием. Его творчеоквИ! геннй прекрасно воплощен в Гэсзрзаде - как лучшй пример неувядаемоете его духа.
Человек издавна стремился понять себя а овое место в окружающем мгре. И потому всегда почгтал в высоко пенял тех, кто умел пользоваться словом, исполнять в петь улвгерн. Он не переставал
удлвдяться :»йо5агсгв7 улпгерш:нсз, "узыке откховах бло-
ков, квггчеокоя сило "" йзоз1гсзогзль5*г» орздота. Сн чзсглщзят: si.7ii'терацг'я?.;!: ^ пэралгелпзкзгв f обггзеумз оубшояжз, гяпербодсгж 2 друга::; "оруаж ствхсз а гссзн "Гзсзра", пссгрсгшжх ¿шзглсннс по прзпцзпу Алтея хзбх:!г.
Пресна худсгастзенного творчества в з»заз народа, как празп-ло, внеоко :¡ сличается в пср::сдн, яогдз отзеочается каксе-те крупное ссбытзе £ aro нул&гурзоЗ scei! духовно?: но sopar;, когда народное дес-хояше не только оценивается azuzn зтносо:.;, но я возгчаает-ся з глазах его оозедеЗ, блинах г дзлзнвх, когда внхгладзе г; негу возрастает ыногоарагцо у геэ;-; причастиия к обстоятельства:.; нрег.е-дкв;гхся торгастз.
" подобно тещ, как по пргжшу Алтай хзблзг саледвведкоь ^ сюжзт, е кеьшоззцзя эпического кснТлккте, з судьбе сацо? Гзог-рнада закон такие "сработал". Поскольку тноячеяетав?, юбилей бурятоко£ Гэссриади оправлялся в течензв почте 7 лет, вачзнея с If^ года, когда бнло принято резание о оозгйкзз орше-лзтета, л кончая .'.les-душроджи-: ^еотввалом в г. Улаэ-/дз в 1236 году п Днже Республики е г."<!оскве в ¿арте ISSG года, где состоялась презентация велз-кого гаооа, то "это бил гоквекзе всенародны;? ¿орун. Праздник для всех сограждан, проаввещвх У нас в Бурята::. /5. с.З/.
§ 4 "Эпйтзтзке нарицательных характер-яств к аптгледзв Гзоэрз". "ередко эпическое зясокгззнзе заключается в раша закона контраста. непршер, героЗ со сгокмк зеь'нкыг едзномншленш--аашз /скачен, Ггозр, его земаге сыновья, земная гена, зешт бога ты рн-по бра т^к/ енглядят г обдзь:-то менее гнуывс!едзьно, чем его анткпода, к чгслу которых в зпезе 'Тзоэр" мозно отнести se только йнгедаев, psoyeaaac ¡¿ногогодозша п уег.оешз с веду чудшяркв, so í нобеошх дядей Гас*рэ; зебеонвх богатырей влв небаеннх кек; то i дело ззменяюцкх ему.
У Гвоэра - 33 богатыря, три сотне дружинников и три тысячи воинов. А у соперника, к примеру, у Гад Дулмэ Хана - их количество непременно в два раза больше. Села двух рук Гэсэра равна силе четырех Басаранги тзнгриев /могучих тринадцати восточных небожителей/, сила его груди - силе четырех чудищ Арканов, заглатываем щвх солнце и луну, евла двух ног - силе четырех владык морей Ло-сото. Количество его перероедений /обликов/ - семьдесят три. А во-у соперников Гзоэра этих сил непременно в два раза больше, а то и в три раза. Скажем, у Тал Дулиэ хана даеотв перерождений, то есть почти в три раза больше, чем у Гэсэра.
Сыновья Хан Хурмусты тзнгрзя называются просто, без эпитетов старший - у у га н хубуун, средний - тээли хубуун, младший - бага ху буун, а сыновья А тай Улаан тзнгрия - обязательно о эпитетами: о та тй - ууган ехгэ хубуун, средни!; - дунда гагаррсубуун, младший - ба. га гагар хубуун. первые никак не характеризуются, тогда как вторые характеризуются пнзно: великими, непобедимыми /зэытэ юумэдэ б лвгдахагуй/. Конь из стана Гэсэра, например, конь Хан Бурггда из варианта А.Басильева, называется проото вороной конь, А вот конь Атай Улаан тэнгрня характеризуется быстроногие, прославленным аргамаком, способным сто перевалов перескакивать без единой заминки %звда, побеждает вороной конь, а не тот аргамак, что недален пыш шли эпитетами. Оуть приема заключается в стремлений показать, чт одолев таких могучих богатырей или коней, Гэсзр и его окружение оцениваются выше круга их прославленных соперников. Несмотря на двойное /а в магических способностях даже тройное!/ превосходство соперников, героЗ все Ее одолевает их всех. Зто токе - особая природа иносказания в улигерах.
§ 5. "Идеологическая основа Гэсэриады".
первоначально, в пору возникновения улзгеров, в частности "Гэсэрав основе эпического содержания которого была идеология
закаяззаг ОЕфрских неродов, б качестве соперника главного героя не раз выступали крецы различных культурных ролвгя'.?, начиная от бона /мвтравзма/, восточного христианства /несторнанского толка, возможно, с пророком Даниилом/, религии ¿щур /ассирийцев/ и кончая буддизмом сезернсго seлто-шапочного направления /ламаизмом/, назнвавшзшзя э монголаязнчноы «аре тесаном дзу/Дку. Борьба «езду шаманязмок, который в период господства ггетеринского права назывался черной религией /"хара csssh"/, а другими миров ьгга релига-ели, поддержанными в свое вреия структурами управления многих цектралЬЕоаззатсхзх государств в объединявшимися в сознании исполнителей улнгэроз под эгидой желтой религии /"варз задан"/ s става, суда по воеку, основной причиной возникновения народных легенд з предан;;:! о Ггсзое, начиная примерно о осредазн I тысячелетия напей эры.
Однако о течением времени эта содержательная подоплека зшз-геских событий постепенно выветривалась из сознания улвгвршпнов, кзобенао тех, кто принадлежал к белее, поздаа« эпохаи, по духу озо-«$У приблнзаs вино я к нашему времени. Так что идеологическая природа •noca Тэозр" не ыогаа оставаться неизменной з течение его тысяче-.етнего развитая. Если в начале бытования эпопеи религия поднимала 'эоэра на небо, а сам эпос - спускал его с небес на Земли во всех урятекзх вариантах без иоклзчензя, то в последние века бытования попей на бурятской почве отношение улигершэнов к антиподам своих ароез отало меняться кардинальным образом. Так, например, в пе-вод празднования ЮОО-детая зпооа "Гэоэр" /1391-1996 гг./ нага зука к культура близко приобдалаоь к редким и ценным вариантам того ведачаЗглего улигера бурят - уяигершанов Адьфора ^аоидьева, зпн Туашклова, Аполлона Тороеза, Хсндрона Хосокоза з других. Зта фзааты еще в •¿0-е годы /т.е. до, во время в после гоЗая/ были заданы Сергеем* Петровиче« ЕаадавБиа, Илье»! Занояаовичен "ладеоонем
- 20 -
и Татьяной яалановной БолдоновоИ.
Однако они долгое время оставались неизвестными широкому читателю. ^цос "Гэоэр" бнл объявлен антинародным и $<зодально-ханокш, а гэоэрчшы стали считаться чуть лз не врагами народа. О публикации вариантов тогда и речи быть не могло, хотя вмэна А.Ваовльева, пЛушемилова, А.Тороева пользовались шарокой пзвестностью в Буря-тве. Вариант А.Васильева издан лишь в 1995 году в трех частях вз наличных четырех /последняя часть улзгера ждет публикация/, вариант П.Бушамилоаа подготовлен к взданаю, но лежит беа даваенвя в типографии, а варианты Л.Торовва и ХДосокова хранятся--в литературном музее вмени Х.Дайоараева, либо в архивах частных лиц, никем не изученные в не изданные. ¿íesay тем ояв содержат унвкальныз главы о мирных инициативах оо стороны Гзсэра, ого сестер, земной ¡иены и сыновей по отношению к вх извечным соперникам ыангадхаям % к вх окружению, о созидательной силе истоков другбы к побратимства однвх героев с другими, в том числе п о антиподами, о под-деркке и приятая альтернативных идей и ыненвй, отлзчвых от тех, которых придеретваютоя са» Гэоэр к его еднномышлей&ки. ^ти необнародованные варианты Пагщ ^'ушемвловз а Аполлона Тороева во иного?.; могли бы восполнять пробелы, вкеющзеоя в изданных вариантах "Гэсэ-ра". Тем семзд они невольно заставили бы нас несколько иначе, да-S9 по—новому смотреть на подлинное величие Гэоэриады в целом.
Оав были в остаются ценными в устно:/, народном творчестве бурят - особенно в худоаеотвеачом отноаонви. Поэтому цель исследователей - ввести в:: в научный оборот, издать этз варианты и тем оа-ига возвратить народу - как его упакальзов позтичеокое достояние.
ЗАКЛЙЕЖЕ
Е бурятском устной народной творчестве, в его "пеших" и "кон-пых" аанрах слово всегда воспринималось как нанять о прошлом народа. Сила слова нередко превосходила салу даяе героя - свльнвйаего вз богатырей: оно блеяло на исход opassaaS и битв.
- 21 —
Художественно и эстетически нацеленное, оно провзводаяо на ¡яХшаталйЗ Й0:;лз2чктельа0в воздействие. Улигершвн, обладавший да-12 ром слова, мог добиться многого о его помощью.
Зарод всегда уважал мудрое к меткое слово. Словом наказывали, ара ли виновных. Слово» дарили надевду. -Чэлько в слове удавалось йкреплять то, что свершил человек в квзяв, только оно увековечн-18ло его заслуга перед оородзчакк 8 ооплемензвнамя. Это, так гово-;ят, одна стороне глдсдв: зптейоиая, бытовая.
Другая - научная, лингвистическая - заключается в следующем, ародная поэзия, конечно, иносказание в первую очередь, ^о не "пре-бразоваюзе иыеда", как писал в начале века А.А.Потебня, а нечто ¡ольйее, чем то, что в слове заключено. То есть художник слова, взт-улвгериан: а/ говорят образауз /создает кквые эпизоды, караны, действия, кон'рлакты/; б/ добивается своего намеками /создает одтекст, предоставляет возможность слуиателям домкедивать, под-азуковать, находить в мозгу новые ассоциация/; в/ производит на оех требуемое по закнелу впечатявнзе, дзет высказывание нужный он, окраску /положательнуэ влв отрицательную/. Так он реализует вой сценку, выражает овое отношение к шру. Гот что такое нно-казательность в устном народном творчестве.
Иносказательная сила меткого слова или рисуемого в эпосе эпз-ода, картины, действия иле конфликта сегодня обретает жизненно з;гное значение для всех носителей бурятского языка и ценителей яягеров, оообенно для подрастазэдвх поколений, которые сегодня знувдены уповать на судьбу в трудных условиях выгввания кеаду За-здоы а Воотоком, на границе менду двумя культурны?«? "континентами".
Более того: сила эта обретает глубокое фаяооомское звучание -ззе в масштабах Боеленной. Потому что мир возникает злв "творит-I благодаря соперничеству, кон?ллкту, взапмодейотвию полярных ?щнооте2п /С. с.20/. ^евду Доброй и Злом, между Белкя л Чернж газбевпо противостояние, Не будет протззостояяая - •
'в;; тс я.
Вот почему в бурятском устное народном -творчестве на одной /западной/ стороне Кеба действуют 55 добрых белых небожителей, на другой /восточной/ - 44 злых черных аебоввтеля. Ила Великая йатерь Ьогвня /Зхэ Ехз Бурхан/.противостоят Злому Духу /Демону Черту- Сатане/. Оба фактически обречены на соперничество в, сл дсвательно, на реальные и благотворные в основное связи г.стзду бой, поскольку "волной властью над миром не обладает ни ода к я них" /С.о.ЗГ/.
Екзяно псЕтсгиу в бурятской зпосе сын Абгй Гэоор богдо :;ан по вшнв ürtirc-к Earafi кенЕтся па дочерз злеЗшвго соперавкс Гас ра Гад Дурью хана по вмени Гадуу Sarsä. И та опасает всех ит г болк /вариант i Лопоева/. Рот дочеыу сам Гэоэр чуть не породни ся со езока sETI;лодок Гуумэн Сэоэн ханом, от дочерв которого р даются Дйя&я жт к ¡'идзр Гэгээн /варвант П^шеызлова/. 7 тук хвнеках 2 охвгекзх улзгершвнов вызсто /ндзр Гзгээна появляется Бавшан йрдэах /йзнчеа Зртна/ - второе лвцо буддийокоЗ верархк:!
'a'sk что, но эпосу, дво стороны единой сутз, одного пелос* то икра - саж t-.zuyaa 2 отталкзваввя - "обогащают в разно-; разят багго, гд-. возмизеи коипршиоо кенду добром в зло:/., где царит взак?.»одг,8стг.ве" /6, с,31/. Если это конфшкт, то ото к а лог: обе сторон-.; иу-з друг другу, одна без другой - н,:-.'I сказать, л-да лог всюду правит событзяыв б каре.
По 'г^у.г- ^о:'у5хзковашг статьи:
I. "3-ца , '!.:>урят-^онгол"// 5 сб.: Баз&р г;:-;у:.т
яззкь s лсят-г:' •'^.''."т:: ■ .. IS03, сс. 63-64.
. .-...:.• :г;роде эпоса "Гзсэр" //г сб.: Tz<
- ... ' ■ . ..-..'•.'. культуре. Улан-^ДЗ, Ю ..'•.. .
.-- --.- -.;.-■.... - -ГУ".: бурятского устного ч.-v..-1'--'
г-:;: • ' ' v • • ■ >--?л?с,::г> госуп-: рс '¿л-.-инч :
— 2ö —
тета, серая "^нлология", зыа. I, 1007, cc.6'J-75.
ПрЕыечангя
1. Нанзаюва З.П., Озерова G.A. Учебное пособие по бурятскому языку. Для второго года обучения в детоних дошкольных учреждениях /рукопись. Обсуждена в рекомендована Лабораторией к издают. Обьем - 54 отр.машинописи/.
2. Потзбня A.A. Из записок по теорзк словесности. Харьков,
3. Чагдуров С.и. 0 выразительности слова б художественно;' прозе, Улан-Удэ, 1953.
4. '-¿улохонов К.И. Герончеоквй эпос бурят: вопросы поэтике в стиля. Докторская диссертация в *ор:ге .научного доклада. Улан-Удэ, 1995.
5. Наысаразв С.Л. От мала до велика// Предисловие к сб.статей 'ТэсзрзадаМ-Фольклор в современной культуре". Улан-Удэ. Ш5.
6. Сзгалаев А.П. Алтай б зеркале кяфа. Новосибирск, I3C-2.