автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Религиозно-философская доктрина друзов

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Супонина, Елена Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Религиозно-философская доктрина друзов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Религиозно-философская доктрина друзов"

р Г Б Ой 2 2

На правах рукописи

;

СУПОНИНА Елена Владимировна

РЕЛИГИОЗНО-ШЮССКОСКАЯ ДОКТРИНА ДРУЗОВ (09.00.03 - история философии)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва - 1995 г.

исгфббгм.

Работа выношена на кафедре философии Российского университета дружбы народов.

НаучлиЛ рукоыудатедь

доктор философских наук, профессор Семушшн A.B.

Официальные оппоненты

- доктор философских наук, профессор Сагадеев A.B.

- ¡сандидат исторических наук, доцент Горяадодн Г.В.

Ведущдя организация

- Российский Государственный гуманитарный университет,

Защита состоится --------— 1905 г. в часов на

заседании диссертационного Совета Д 053.22.10 в Российской университете друябы народов по адресу: 117198, Москва, ул.Шкдухо-Маклал. д. 6

Автореферат разослан ——1995 г.

Ученый секретарь диссертационного Совета кандидат философских наук, доцент

Ю.М.Почта

Настоящая работа посвящена изучению религиозно-философской доктрины друзов - одной из малоизвестных эзотерических сект Арабского Востока.

Актуальность темы диссертации обусловлена как все возрастающим интересом к эзотерическим учениям прошлого, особенно, к восточным учениям, гак и отсутствием в отечественной философии специальных исследований, посвященных истокам и догматическим установкам религиозно-философской доктрины друзов.

Община друзов - самобытное и малоизученное явление в арабском мире. Особенности ее возникновения, традиции и религиозно-философские воззрения, культивируемые в ней, не оставляют никакого сомнения, что она составляет неотъемлемую часть культурного наследия народов Востока. Однако, до сих пор ни востоковеды, ни мусульманские улемы, ни сами друзы не могут однозначно ответить на вопрос, можно ли считать друзов мусульманами.

Друзизм возник в рамках мусульманской культуры. Основание общины относится ко времени правления фатимидского халифа Хаки?,<а би Амр Алла, то есть к началу XI в. н.э. Соответственно, религиозно-философская концепция друзов наделена теми специфическими чертами, которыми отличается философская традиция мусульманского Востока в целом, с учетом, разумеется, особенностей средневековой арабо-мусульманской культуры и характера семитского восприятия. Особое влияние на развитие друзской доктрины оказало учение исмаилитов, ибо фатимиды исповедовали именно эту теорию. Однако, друзы отошли не только от основных положений ислама, но и отказались от целого ряда догматических установок исмаилитского учения.

В связи с этим данная работа предполагает дать ответ на вопрос: почему произошла эта метаморфоза, побуждающая нас отнести друзскую доктрину к группе антисистем, вся энергия которых направлена на разрушение породивших их предпосылок.

Кроме того, представляет интерес сама религиозно-философская доктрина друзов, хотя нужно сразу оговориться, что взгляды друзов носят эклектический характер. Здесь ощущается влияние исламской религии и мусульманской философской мысли. Анализ одной из основных священных книг друзов - "Посланий мудрости", написанной в XI веке одним из друзских лроповедни-

ков персом Хамзой и5н Али в сотрудничестве с его товарищами, -свидетельствует о тесных связях и основательном знакомстве составителей данных посланий со многими учениями древности и средневековья, в частности, с древнегреческой философией, суфизмом, гностическими учениями. Друзы полагают, что у всех этих учений существовал единый источник: знания, передаваемого из поколения в поколение, и данная мысль заслуживает особого внимания в свете не только учений прошлого, но и некоторых современных концепций, Вера в единый источник божественного знания является одной из причин того, что друзы называют свою концепцию учением "единения" - "ат-тавхида". Несмотря на оригинальность трактовки термина "тавхид", друзы не отказываются и от его основного значения, принятого в мусульманстве. Это прежде всего отрицание политеизма и исповедание строгого и последовательного монотеизма, выражающегося в формуле "Нет Бо1 га, кроме Аллаха".

Испытав ¡¡а себе воздействие ряда учений древности и средневековья. друзы, как и некоторые другие эзотерические объединения Востока (алавиты. аесасины). вызвали появление в Европе нетрадиционных Форм знаний, повлиявших на духовную жизнь западноевропейских стран (движение катаров, рыцарские ордена мистического тешка).

Несмотря на эклектичность.. доктрина друзов самобытна и оригинальна. Особого интереса заслуживает апофатическое богословие и теокосмогония друзов, их историософия и. в частности, легенда об Адаме и происхождении человечества. Немаловажную роль в теории друзов играют символы, особенно, буквенно-числовая символика, опираясь на которую друзы развивают свой эсхатологическую концепцию, а также обосновывают ряд пророчеств и предсказаний касательно будущих времен. Надо заметить, что выдвигая в качестве одной из своих основных целей идеал человеческого совершенства, друзы стремятся к развитию скрытых человеческих способностей, выдвигая при этом различные визионерские гипотезы относительно настоящего и будущего человечества. Однако, даже их современные концепции неизменно базируются на основных положениях друзской доктрины, выработанных еще в одиннадцатом веке, включая божественное происхождение халифа Хакима и имама Хамзи. приход которых на Землю ожидается

вновь.

Друзы до сих пор живут в горных районах Сирии, Ливана. Иордании, а также на территориях, занятых на сегодняшний день Государством йвраиль. Особенности религиозно-философской доктрины друзов позволяют им приспособиться к изменчивым условиям существования. Не случайно, когда Израиль оккупировал часть арабских земель, а большинство жителей - бежали в арабские страны, друзы остались среди тех, кто адаптировался в новых условиях и при новой власти. Однако, любая власть настороженно и с опаской относится к друзам, понимая, что их лояльность может оказаться временной и обусловленной одним им известными причинами. С другой стороны, не следует преуменьшать роль друзов в национально-освободительном движении в арабских странах. Примером может послужить Прогрессивная социалистическая партия Ливана, в основе своей состоящая из друзов. Принцип друзского единства не знает государственных границ. Особенности такого поведения друзов, вызывающего множество споров в арабском мире. невозможно понять без знания их доктрины, истории и. соответственно, своеобразной психологии людей, представляющих собой своеобразное государство в государстве.

Степень разработанности проблемы. В мировой историко-философской литературе и в отечественной, в частности, религиозно-философская доктрина друзов не нашла достаточно подробного отражения. Большинство трудов, посвященных друзам, носят либо исторический, либо поверхностно-описательный характер. Это связано как с малоизвестностью и малочисленностью общины, так и с ее эзотеричностью. Засекреченность друзского учения представляет собой для исследователя серьезную проблему, особенно, если речь идет не только об исторических и этнографических сведениях, но об -особенностях их религиозных обрядов и ряда философских положений. Не склонны поощрять распространение сведений о друаской общине, воспринимаемой ими как чуждой, режимы некоторых арабских стран, особенно, где у власти находятся авторитарные правительства (Сирия, например). Во многих мусульманских странах друзы воспринимаются лишь с одной стороны, а именно, как община, враждебная мусульманскому обществу и, соответственно, все положения друзской доктрины подвергаются острой критике, далека не всегда объективной. Однако, даже

среди арабских авторов существует и иное мнение на сей счет: друзы называются мусульманами, причем такой взгляд усиленно отстаивают сами друзы в работах, предназначенных специально для аирокого круга читателей из недрузского окружения (в работах Сами Макарима, Камаля Джумблата).

Слсююсть представляет также то, что друзы соблюдает принцип "такыи" (от арабского корня со значением "охранять", "скрывать"). Друзы имеют право соглашаться на что угодно в религиозном споре, могут даже отказаться от собственных убеждений - "полезно все. что на благо обдине и вере".

В последнее время доступ ко многим друзсюш источникам значительно облегчен, хотя еще и представляет некоторую трудность. Прегде всего, современное поколение друзов, увлеченное в середине XX столетия идеями коммунизма и социализма, более спокойно относится к религии своих дедов. Рост числа интеллигенции среди друзов только способствует усиленно умонастроений. противодействующих чрезмерной секретности и изолированности общины. Более того, гражданские войны в Ливане, столкновения с Израилем привели к тому, что ряд библиотек, в том числе и друзских, были разрушены или разворованы. "Доброжелателями" эти рукописи были опубликованы, хотя друзы и продолжают утверждать, что по мекьией мере часть згих изданий фальсифицирована. Тексты, на которые мы опираемся в данной работе, били сверены с рукописями, находящимися у частных лиц из числа друзов в Сирии, в результате чего мы убедились в их идентичности оригиналам. Наконец, очень многие экземпляры друзских рукописей были проданы западным ученым или заинтересованным службам еще в годы англо-французской колонизации, и проведенные исследования и описания свидетельствуют, что больиая часть этих сочинений подлинна.

Начало серьезному научному исследованию друэской общины положил французский исследователь Сильвестр де Саси. который в 1826 г. издал свод друзских религиозных текстов, предприняв первую попытку их детального анализа.

Интересны этнографические заметки о друзах русского консула в Бейруте (30-40-ые гг. XIX в.) К.М.Базили, офицера французской военной разведки капитана Бурона (начало XIX в.). Однако. эти зарисовки довольно эпизодичны, а то и просто озшбоч-

- ь -

ны.

В то же вреш стали появляться и серьезные труды, посвященные друзам и друзизму. Особенно хочется выделить работы американского ученого ливанского происхождения Филиппа Хитти.

Однако, наиболее интересные сведения по друзам и научные исследования в данной области появляются начиная с шестидесятых годов нзаего столетия, так, сильнейший эффект вызвало достаточно подробное изложение друзской доктрины исследоваге-лем-друзом Лбд Алла ан-Нажаром. Необычный взгляд на причины вовникновения друзизма находим у ливанского фшюсофа-материа-листа Хусейна Мурувве в его работе "Материалпсхичесгле тенденции и арабо-\{усульманская философия".

Споры по поводу того, что ж тзкое друзская обилна, ко утихают до сих по$ и в среде мусульманских теологов и исследователей. Так, Мусгафа Шака относит друзов к крайним шиитам. Мух»,мад Хатыб вовсе не считает их мусульманами, прослеживая персидское и иудейское влияние.

Отечественных исследований, посвященных лизни и учешио друзов, и, в частности, их религиозно-философским воззрениям -считанные единицы. В основном это либо исторические исследования (как, например, диссертационное исследование историка Мет-ревели М.Г.). либо работы описательного характера.

Для понимания особенностей Сытин друзской общины в условиях мусульманского окружения, а также для выяснения истоков и причин их возникновения и распространения, ш привлеки ряд исследований отечественных и зарубежных авторов по классически х(усульманской философии и науке.

Цель и задачи исследования. Целью дачной работы является анализ религиозно-философской доктрины друзов. выявление ее источников, причин возникновения и особенностей становления, а также условий функционирования как в рамках мусульманской культуры, так и ва ее пределами.

. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

- выявить идейные истоки, питавшие философские воззрения друзов и послужившие основой для их оригинальной религиозной доктрины;

- раскрыть основные положения религиозно-философской

- б -

доктриш друзов, их теокосмогошш, историософии, теории тавхи-да, эсхатологии;

- раскрыть исторические предпосылки возникновения друзиз-ма. определить особенности бытия друзов в контексте мусульманской культуры в целом и арабо-мусульманской философии, в частности;

- выявить те аспекты в религиозно-философской доктрине друзоь, которые определяют особенности их бытия в современном мире.

Научная новизна исследования заключается в том, что в

нем:

1) осуществлен комплексный анализ религиозно-философской доктрины друзов;

2) показано место друзизма в развитии философа: и теологии средневекового Арабского Востока;

3) прослежены истоки указанной доктрины в философских традициях Востока и Запада;

4) вводится в научный оборот ряд не знакомых ранее русскоязычному читателю философских сочинений друзов.

Методологической основой диссертации сдулат коренные нршшшш современной теории исгор!]ко-фидософского процесса, пре.хде всего приицип историзма, принцип единства логического и исторического, приемы и навыки герменевтического толковачия философских текстов, а также использован опыт компаративного аналива философских культур Востока и Запада.

Практическая значимость работы определяется тем, что ее Результаты способствуют устранению "белых пятен" в истории среднеьатвой философии и араба-мусульманской культуры, углубляет современные представления о ее разнообразии и неоднозначности. Духовное наследие друзов во многом определяет особенности их современного существования, а так же специфику отношения к нему со стороны мусульманского окружения, что в немалой степени позволяет понять ряд событий современного арабоя-зычного мира и Солее объективно оценить происходящее. Положения данного исследования могут быть использованы в курсах по истории средневековой философии.

Апробация. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории философии РУДН. Основные положения диссертации нашли

отражение в выступлениях на научных конференциях (второй Международный философский симпозиум "Диалог цивилизаций: Восток-Запад", Москва, РУДН, апрель 1992 г.. научная конференция "Актуальные проблемы гуманитарных наук", Москва, РУЛИ, январь 1995 г. и в опубликованных автором статьях (см. прилагаемый список публикаций).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы.

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, научная новизна, раскрываются цели, теоретическая и практическая значимость диссертации, указываются методы исследования, дается общий обзор состояния зарубежной и отечественной литературы по данной теме, оценивается степень ее изученности.

В первой главе "Историко-культурные лредлссьшси мировоззрения друзов" рассмотрен!,' социокультурные и идеологические предпосылки возникновения общины друзов, дается характеристика этой общины как антисистеми, раскрывается взаимосвязь между развитием философской мысли мусульманского Востока и зарождением друзигма, показано место этой доктрины в контексте мусульманской культуры.

Исторической родиной учения является Египет, котя к настоящему времени друзских общин там не сохранилось. Друзское учение было провозглашено в начале XI в. в годы правления фа-тимшгского халифа Хакима биамр Алла. Это время отличается политической нестабильностью и напряженным духовным искательством. Именно начинал с этого времени в данном регионе активно зарождаются антисистемы, определяемые Л.Гумилевым как "системные целостности людей с негативным мироощущением".! Под негативным мироощущением Гумилевым понимается либо объявление материального мира несуществующим, либо отрицание его как источника зла или сферы страданий. К таким антисистемам Гумилев относит исмаилизм, по-видимому, имея в виду тот факт, что фаги-мвдское государство было шиитским государством исыаилитского толка. Хотя Л.Гумилевым друзы не упоминаются, они естественно подходят под термин "антисистема", поскольку возникли в исмаи-литском государстве, взяв очень многое из исмаилитского учения

1. Л.Н.Гумилев. Этногенез и биосфера земли.- Ленинград. 1990.-С. 496.

и отвергнув его, пойди еще дальше в сторону отрицания и неприятия существующих систем, в сторону упрощения и эклектизма.

Режим Фатимидов отличался высоким уровнем политического и культурного развития при наличии жесткой политической власти. Но, когда система стала давать сбой, плюсы централизма превратились в его минусы. К началу периода правления Хакима'(996 -1021 гг.), при котором и появились крайне настроенные исманли-ты. назвавшиеся друзами, кризисные настроения и нестабильность ь стране достигли критической точки: обострилась борьба внутри армии, осложнились отношения с Аббасидами, основы государства были поколеблены народными восстаниями.

Уже к 407 г. хидкрц (1016 г.р.х.) адепты так называемого нового учения единения (так называли себя друзы) обосновались в мечети Ридан возле Каира, ставаей их центром. Духовым нас-тапншссм (имамом) объединившихся стал перс Хгмза ибн Али, написавший Оолылую часть священной книги друзов -"Посланий мудрее ти". Вскоре он оказался при дворе и, несмотря на свое простое ироисхиедение, стал человеком, близким к халнФу и оказы-лаьаим на наго серьезное воздействие.

Хаякф Каким был необычным правителем. И если для одних сто поступки были свидетельством неустойчивости его душевного сг^ада, то другим терзавшие его муки внушали мысль о тадне-тьишой духошой силе, гаключазаейся в Хакиме, и самое безумное- его деянии оправдывалось и объяснялось дальновидностью и не лссти&имостыо Существенного промысла.

В 411 г. хидхры (1021 Г.) Хаккы покинул дворец ночью (он дъбил ночные бдения) н не вернулся. Вне друзовской традиции Ситует мнение об убийстве. По мнению ке приверженцев учения единения (друзпзма), исчезновение Хакима - испытание на верность религии Единения. Возвращение Хат,¡а, который согласно учению, не что иное, как временный земной -образ, принятый Богем ради явления своим грешым созданиям , ожидается в день Странного Суда.

С приходом следующего халифа друзы подверглись . жестоким гонениям и были вынувдены уйти в подполье, еще более тщательно законспирироваться, а затем и бежать из Египта.

Самое раннее из известных нам произведений друзов - "Послания мудрости", составленные в период с 408 по 434 г. хиджры.

Послания друзов говорят о знакомстве их авторов с различными философсгаши учениями и религиозными направлениями, хотя в них и подчеркивается самобытность данного учения и его отличие от любых других теорий.

Во второй главе "Бог и мир в мировоззрении друзов" раек-рывгмотся основные положения релнгиозно-Знлоссфской доктрины друзов.

В параграфе "АпоФатическое богословие я трокосмогоикя друзов" сбрчзь%57ся внимание на го, что без гияния некоторых подробностей редлгиозно-фшюсофсксЛ доктрины друзов нессзмсгло попять согрененние реалии битяя диузсп, -у, специфическую символику. Так, символом "объединившихся" яял2?тсл пятиконечна.-! здезда, кпхдкй туч которой окреапга в определимый usct: зеленый, красный, хелтий, белый, гояуйоЯ. Эти лучи соответственно сииволизиоут1 пять начел: Разум. #уяу, йзево, Настоящее, Прослое. Смысл пентаграммы становится доступным после ознакомления с космогонической теорией друзов.

Создатель-абсолют, единое и объединяющее, предвечшл.» волеизъявлением выделил из себя, а, точнее, из своего ослепительно сверившего света, творческую субстанцию - Мфовой Разум, Первопричину сущего, космический центр Вселенной.

Вопрос о том, почему и как это произошло, - неуместен. Как и у исмаилитов, в отличие от арабских перипатетиков, здесь иетогмо?шо выстроить причинную логическую цепь. Акт творения иррационален. Бог есть само бытие и не есть оное. Он лнж-н атрибутов, всякое высказывание о лем возможно линь как апофатй-ческое. Он - "муназзах". Данное слово часто употребляют друзе-кие авторы, используя общераспространенный в мусульманское! "теологии" термин "ат-танзих" - "очищение", "отрешение от всего дурного", в более широком смысле означасций отрицание применимости ic Бегу таких бы то ни было определений и характеристик.

Далее диссертантом подробно рассматривается космогоническая теория друзов и раскрываются значения вышеперечисленных начал.

Не менее оригинальна историософия друзов. изложенная во втором параграфе второй главы. Как и исмаилиты, друзы рассматривают историю человечества как циклическое развитие, связан-

ное с распространением проповеди истины и единобожия. Точно так же они утверждают, что в каждом периоде к людям приходил пророк, вещавший об истинных ценностях. Всего друзы выделяют 72 цикла, каждый из которых ознаменован богоявлением, манифестацией Творца в мире, что друзы определяют термином "тадкал-ли".

Друзы полагают такие. что еще до Адама Землю населяли люди, среди которых - несколько крупных народов с необычными названиями: Тими, Римм. Хинн, Джинн. Адам же для друзов - не первочеловек, а один из пророков, причем Адамов, как утверждает друзы, било целых три. - и этому друзы посвящают подробный экскурс. Заметим, что в рашах мусульманской традиции такая трактовка образа Адама - единственная в своем роде, хотя история об Адаме занимает немаловажное место во многих тайных учениях мира, о чем диссертант подробно говорит в соответствующем параграфе.

Мы уже упоминали о том, что друзы предпочитают именоваться "исповедующими учение Единения". Единение обозначается термином "тавхид" (от арабского корня "вачада" - "делать или считать что-либо единым, единственным").

Прежде всего речь идет о характерном для всей мусульманской теологии и философии утверждении монотеизма. Но тавхид -это не только единый и единственный Бог, но и.единство сущего. Человек же стремится к успокоению и очищению в Едином, и это -еще один из аспектов тавхида. Тавхид - это объединение сущности человеческой с божественной вселенскостью через пробуждение и развитие в человеке того, что в нем наличествует от божеского. Тавхид - это также объединение людей, поставивших во главу угла определенные принципы. Тавхид - это также объединение всего лучшего, накопленного человеческим разумом за многие поколения. Причем истина одна, несмотря на сопутствующие различным верованиям разные обряда, зачастую носящие мирской характер. Отсюда проистекает отношение людей единения к другим вероисповеданиям: лишь через их отрицание во имя их же объединяющей сути возможен тавхид.'

Об этом речь идет в четвертом параграфе второй главы, посидим название "Друзизм, ислам и христианство". Заметим однако. что немаловажную роль в неприятии друзами других учений и

в то хе время в их своеобразной всеядности сыграли политические интересы. В любом случае, друзы равно критикуют ислам и христианство, иудаизм. Авторитетами для друзов неколебимо остается древнегреческие философы, среди которых Пифагор признается юли как учитель Ндинепия. По .поводу еще одного авторитета друзов нам хотелось бы привести цитату из исследования арабского историка Сами Макзрича: "Секретная литература единения указывает з качестве своих истоков философию Платснз, Пифагора н т последователей. Однако, здесь идет речь еце об описи учителе, упоминание ю^ии когорогс еце более значимо. ш ггеем в ?,иду Гер'.-еса, хранителя тайн. Как никто, почт чем он у друзов, с сссбсй святость» лритесгящих его к сошгу сгг,;к пророков". 1 Известно, что Гер'ес ^ерт/рнй Трисмегкс?, мастер всех наук, считался дресякми египтянами всплотакием Универсального Ума. Гермес, по мнению друзов, один из первых учителей единения.

Друзы пе только критикуют иные религиозные концепции, но и др'от собственные концепции образов Христа, Му;:аммзда, и здесь место провести параллели с гностически«! учениями, каббалистическим учением, с которыми, по всей видимости. были зиаксш авторы "Посланий мудрости".Пять столпов нусульмаяской веры друзы меняют на собственные установления.

Как видим, необходимость сохранения своего учения с строго" секрете у друзов продиктована не только делением человечества кз плебс !? аристократов духа, когда получение плебеем значка считается опасным, но и била обязательным условием вы-лчзапкя обздны. таге как при открытой пропаганде подобных взглялоз мирнее сосуществование с мусульманами бьют бы'яевоз-ногизм. Друпы всячески ограгдались от опружатезж их мусульман, вплоть до того, что заключение браков позволялось льтпь внутри сСдош, что, конечно, не способствовало численное ее росту, причем вступить в нее было невозможно: ен.е п XI в. гонения на друзов привели к точу, что чужим было запрещено становиться друза».«!, дале если они готоеы были следовать всем требованиям обшш. И, хотя друвы поговаривают, что собираются открыть

1. См. Мухаммад Ахмад аль-Хатнб. Доктрина друзов. -Эр-Рияд: Изд-во Мир книги. - Т.18, С.164 (на ар.яз.)

двери призыва и включить новых желающих в свои ряды, обдина неминуемо превращается в реликтовую. Новое поколение друзов уже не столь сильно интересуется религиозными и философскими основами своей доктрины, друзские девушки выходяг замуж аа мусульман, а политических и духовных лидеров раздирает борьба за власть, вачатки которой кроются еще в глубоком средневековье. Но друзы еще пользуются достаточным влиянием и вызывают опасения со стороны правительств тех стран, где они пребывают, тем более, что многие из них помнят, с какой готовность» друзы приняли предложение англичан создать независимое друзосое государство, о котором было провозглашено 20 апреля 1921 года. Оно просуществовало недолго, но стремление друзов к власти никем не сбрасывается со счетов. Настораживает арабских правителей и то, что среди населения, оставшегося на оккупированных Израилем территориях, большинство - друзы, весьма активно включившиеся во внутреннюю жизнь этого государства, что довольно болезненно было воспринято в арабском мире, однако, друзы вписали и многие славные строчки в арабскую историю. Ш мужество и героизм вошли в легенду, и однозначно судить о них невозможно,

В настоящее время на оккупированных Израилем территориях проживает около семидесяти тысяч друзов. в Ливане (в основном в горных районах) - около 250 тысяч, в Сирии - около 1БО тысяч, несколько десятков тысяч находятся в Иордании.

Монизм друзов, восславляющих чудеса "единой вещи", включает и принцип аналогии, известный поклонникам Гермеса Трисме-гиста, когда "то, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху...", и наоборот.1 В соответствии с этим на первый план выступает проблема символа как одного из центральных понятий философии и эстетики, к сущности которого относится то. "что никогда не является прямой данностью вещи, или действительности, но ее заданностью...".1 Именно об этом вдет речь в третьей главе "Символизм религии единения друзов". Подробнее ми останавливаемся на буквенно-числовой символике дру-

1. Д.Странден. Гермегизм. Его происхождение. Сокровенная философия египтян. - М., 1091. С.28

еоз. без которой невозможно понять содержание некоторых друзс-ких посланий.

Наломшгм, что письменный язык - это определенная знаковая система, выполняющая конкретные функции: служить основой ком-иушпсатш или же закреплять и передавать значения и сшс-ш. Письменный язык мажет рассматриваться не толысо в сопоставлении со звуковым, а ¡сак самостоятельная анаковач система, нахо-дягулся в теской связи с другими сеюютическихи системами, а тас».е с различными видами словесных и изобразительных кс-кусстз, с разнообразными проявлениями теоретической яысли я практической деятельности. На построение гпаса в писъме влияет большее число факторов, чем на построение знача в звуковом

Алфавит - перечень фигур или графических зшиссч. служащих для построения а различения плача выражения функциональных единиц письменного языка) - выступает в качестве ватного семиотического центра письма. Алфавит колет использоваться для дифференциации и классификации иных знаков и высказываний ( в юн числе для буквенного обозначения цифр, при буквенном символизме, для создания кодов и пифроз).

Алфавит напет употребляться для простого кодирования, а истает представлять определенные систем, которые при употреблении в тексте требуют особого толкования, что ¡и наблюдаем в традициях христианской герменевтики, в толкованиях Корана в ксламо (так называем« "тафсирах" и "тавилях"), в посланиях друзоз. В древнтп! алфавитах симзолу нередко отводится первое место, как и мифу, з которой А.А.Потебта видел первый и иеоб-ходтсый этап в прогрессирующей эволюции типов познания действительности. Символы могут трактоваться как конвенциональные знаки, значением которых могут быть другие знаки. Символы йогу т рассматриваться как выражение Высшей, внезнаковой сущности. Такой же подход возможен к письму в целом, а к алфавиту -тем более. Платон в "Федре" приводит тф о божестве Тевт, от которого царь Таыус из города Навкратиса (торговый центр в Нижнем Египте) получил впервые в истории человечества письме-

1. А.Лосев. Проблема символа и реалистическое искусство.-М.: Искусство, 1П75. П. 1?..

на. Здесь же (устами Согсрата) Платон напоминает о многоплановости такого символа, ибо понимать его можно по-разному: извне (то, что у арабов будет»называться аз-захир), или же пытаясь проникнуть в более глубокие смыслы, понять которые может не каждый (аль-батин). Сходство здесь можно обнаружить^ в философии герметизма, у пифагорейцев, неоплатоников, у древних мис-тов. алхимиков, у суфиев, друзов, - словом у всех, кто придерживается вышеупомянутого" принципа аналогии. Увидеть в хаосе и разнообразии окружающей нас действительности Всеединство могут лишь посвященные, но не в миру, а в духе. У Платона люди, давшие имена вещам сообразно их сущностям, называются ономатета-ми. Если имя установлено хорошо, то оно содержит подобающие буквы. Значительно позже, уже в начале XX века, русский христианский философ П.Флоренский в работе "Строение слова" будет выделять в слове три слоя: фонема (материальная субстанция) , морфема - ткань слова (общее представление о действительности), семема - духовная субстанция слова, которую она выражает.

В свяш,енных книгах друзов символика языка играет не последнюю роль, и в качестве защиты от проникновения непосвященных в их секретные науки, и как следствие взгляда на мироустройство с точки зрения единого целого.

Добавим также. что, придерживаясь принципов аналогии и противоположности, друзы в качестве одной из главных задач человека ставят его формирование как личности, устремленной ввысь, к Богу. С этим вопросом связаны еще два важных положения теории друзоь: теория реинкарнаций и эсхатология друзов.

Именно об этом говорится в четвертой главе, носящей название "Место человека в иерархическом порядке вселенной".

Друзы подчерсивают, что человек - "лучшее из видимых вещей, и без него божественная действительность не была бы полной".

Друзы с иронией отзываются о материальных воплощениях рая с его реками, хуриями и сказочными плодами, и ада с пылающими огнями. Духовные, а не плотские страдания ожидают согрешившую Душу. В День Страшного Суда явится Хаким с карающим мечом, Хамза с сотоварищами. Страшный Суд не означает конца жизни, но всего лишь конец перевоплощений. Души объедшшвшихся обретут

отдохновение, лучезарный попой и успокоение от ощущения Единого.

Бока яе продолжается переселенческий цикл, носящий у друзов название "такаммус" ( от "камис" -'ар.слово, обозначающее "рубаха"). в момент смерти каждого человека его душа тотчас и без промедления вселяется в тело другого - в момент зачатия. Душа (в отличие от ее понимания в греческой философии и большинстве религий) у друзов немыслима без телесной сболочки. Душа есть воля Божия в действии.

Друзы считают, что именно о реинкарнации говорится в суре "Ненцины" (476): "Поистине, тех, юторые не веровали в Наши знамения, Мы сожжем в огне! Всякий рзз, гак сготовится их коза, мы заменим их другой кожей, чтобы они вкусили нааазания. Поистине, Аллах - великий, мудрый!" Или же как записано в суре "Корсва" (2/28): "Как вы не веруете в Аллаха? Вы были мертвыми, и Ол сливил вес, потом он умертвит вас, потсм олнвит. потом к Ног/ вы будете возвращены". Лупа переселяется, полагает друзы, из тела мукчины - в тело мулчины, а из тела женщины - в тело женщины. Причем все души людей были созданы разом по воле Волией. и количество их неизменно, рост яе численности населения объясняется друзами приходом душ из других галактик. Если бы хотя бы на одну-единственную стало бы больше, то всему сущему пришел бы конец.

Переселение дуй осуществляет божественную справедливость и объясняет гибель людей (невинных детей, например) либо заслуженной карой за прегрешения простого воплощения, либо обещанием вознаграждения в будущем. Друзы, бывает, вспоминают свои прошлые жизни, что случается не со всеми, однако, воспринимается вполне естественно и с большим уважением и вниманием. Друзы считают, что душа несет информацию о всех прошлых воплощениях, и процесс припоминания прошлых жизней носит название -"натак" (от глагола с подобным корнем, имеюгдам значение "говорить", "произносить").

Друзы утверждают,что человеку должно стремиться постичь Естественную Истину: через уразумение, познание и веру, так

1. Послания мудрости. - Бейрут: Изд-во Знание, 1986. -С. 593. (на ар.яз.)

совершенствуясь, величаво и царственно, как подобает чаду Бо-жио, обладающему Разумом, но без гордыни.

В Заключении резюмируются результаты проведенного исследования и намечается области их теоретического и практичеаюго применения.

В конце диссертации приводится список использованной литературы. а тагане Приложение, включающее в себя перевод с арабского языка извлечения из "Посланий мудрости" друзов.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Супонина Е.В. Шейх-волыюдумец: в гостях у друзов // Новое время. 1993, N24.-0. 56-68.

2. Супонина Е.В. Друзы и мусульманская культура // Второй кевдуранорный философский симпозиум:

"Диалог цивилизаций: Восток - Запад": тезисы выступлений. Вып.1. М-: Из-во РУДН. 1995. - С. 63-66.

3. Супонина Е.В. Лт-тарика ан-накабандийа ас-суфия // жадлят Шамс аль-ислам. 1995.(на ар. яз.)

4. Супошша Е.В. Суфийский орден Накшбандийа JJ Сегодня. 1995 (в печати).

Soaponlri.'i E. V.

Re 1 i? 1 o-pM 1 osoph 1 cdI doctrine of Druse. The Thesis is invoted to the researche of the rel 1 glo-phiJcacpbjcal doctrine of Druzc, the cne of the .roost secret movement of the Arabian East. In the work author gives the philosophical analysis of hlstorlcsophical. ;<pophatlcal scollstics and masero.lo5lcal symbolism of druze movement.

Special attention Is given to druzeT doctrine. Its history and its place In the culture. In the religion find in the history of philosophy of Arabian East. •

Супкшна Еяона Владимировна

Религиозно-философская доктрина друзов. Диссертация посвящена исследсзашш религиозно-философской доктрины друзов, представляющих одну из сз/ых таинственных общин Арабского Востока. В работе проведен анализ историософии, алсфатического богословия, космогонии и философии буквенно-числовой а'имволикя друзов. Показано место друзской обшиты в культуре, истории философии и религии Арабского Востока.

4.05.95г.

Тир. ICQ__Зак. 246

Объем Гп. л.

Тип. F/ivH, Орджоникидзе, 3

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Супонина, Елена Владимировна

ВВЕЩЕНИЕ •••••«•••••**••••»•*•••«••••••••••••••*••••

ШВА ПЕРВАЯ, ШШШЬШЬтШ БЕВДОШШ шювсшшш ДРУЗОВ

§ I* Друзское учение как антисистема .£

§ 2. Друзизм в контексте мусульманской культуры*.,

§ 3. Исторические предпосылки зарондэния друзизма .•.*.

§ 4. Друзизм и философская шсль гдусульшнокого

Востока .ft*»*.*.*.*.*».».***».*».».

ГЛАВА ВТОРАЯ. ВОГ И МИР В ШШШРЕШИ ДРУЗОВ

§ I* Алофатическое богословие в те ©космогония друзов

§ 2» Историософия друзов: легенда об Адада

§ 3* Религия единения друзов ("тавхид")

§ 4. Друзизм* иолам и христианство.

ГЛАВА ТРЕТЬЕ. СШЭСШШ РЕ1ГОШ ЩВ ДРУЗОВ

§ I» Законы соответствия и символизм

§ 2. Буквенно-чи еловая символика друзов.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ* МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В ИЕРАРХИЧЕСКОМ

ПОРЯДКЕ ВСЕШШЙ .1X

§ I. Ида ал человеческого совершенства.Цб

§ 2. Эсхатология друзов и теория переселения

 

Введение диссертации1995 год, автореферат по философии, Супонина, Елена Владимировна

teMMffl M* Община дазов - самобытное я малоизученное явление в арабском мире. Особенности ее возникновения» традиции и религиозно-философские воззрения» культивируемые в ней» не оставляют никакого сомнения в том» что она составляет неоз&ешюмую часть культурного наследия народов Востока. Однако, до сих пор ни востоковеда» ни мусульманские улемы, ни сами друзы не могут однозначно ответить на вопрос» мозгао ли считать друзов мусульшнами.

Друзизм возник в рамках мусульманской культуры. Основание общины относится ко времени правления фатишдского халифа Хакимв би Амр Алла» то есть к началу XX в* н»з* Соответственно» религиозно-философская концепция друзов наделена теми специфическими чертами» которыми отличается философская традиция мусульманского Востока в целом» с учетом» разумеется» особенностей средневековой арабо-мусульманской культуры и характера семитского мировосприятия. Особое влияние на развитие друзской доктрины оказало учение исмаилитов» ибо фатими-ды исповедовали именно эту теорию. Однако» друзы отошли не только от основных положений ислама» но и отказались от целого ряда догматических установок исмаидиагакого учения. Друзы по-своему трактуют миссию пророка Мухаммеда, ставя под сомнение ее божественный характер. У них имеются свои собственные священные книги. Овд не признают необходимость соблюдения пяти религиозных правил щсульман» не совершают религиозных обрядов* У них своеобразные представления о рае и аде* Они верят в переселение душ* В качестве источника своего учения называют великие учения древности! а одним из своих учителей считают легендарного Гершса Триждывеотчайшего.

В связи о этим возникает естественный вопрос; почему произошла эта метаморфоза» побуждающая нас отнести друзокуы доктрину к группе антисистем» вся энергия которых направлена на разрушение породившего их этноса. Просматривается несколько цричин. Прежде всего» ослабление мусульманской государственности и обусловленная этим стагнация арабо-мусульманской культуры к началу XI века. Кроме того» данная культура впитала в себя множество чужеродных элементов. Многие новообращенные мусульмане неарабского происхождения неохотно ассимилировали чуждые им духовные традиции и видели в них угрозу своей собственной культуре» В отношении к друзам этот аспект немаловажен» и не случайно ряд исследователей (например, английский ученый Филипп Хитти) указывают на неарабское» а» в частности» дароидокое происхождение друзов.

Как и большинство антисиотем» друзы не имеют отрогой доктрины а» тем более» научной теории. Их взгляды эклектичны и носят космополитический характер* Здесь ощущается влияние исламской религии и мусульманской философской мысли. Особым уважением среди друзов пользуется мусульманский ученый аль-Фара-би« Однако» анализ одной из основных священных книг друзов -"Посланий мудрости", написанной в том же П веке одним из друзских проповедников персом Хамзой ибн Али в сотрудничестве с его товариирми, - свидетельствует о тесных связях и основательном знакомстве составителей данных посланий со многими учениями древности я оредневековья» в частности, с древнегреческой философией, суфизмом, гностическими учениями. Друзы полагают» что у всех этих учений существовал единый источник знанил, передаваемого ив поколения в поколение» и данная шсль заслуживает особого внимания в свете не только учений прошлого но и некоторых современных концепций. Вера в единый источник божественного знания является одной из причин того, что друзы называют овою концепцию учением "единения" * "аттавхида". Несмотря на оригинальность трактовки термина "тавхид", друзы не отказываются и от его основного значения, принятого в мусульманстве. Это прежде всего отрицание политеизма и исповедание строгого монизма, выражающегося в формуле "Нет Бога, кроме Аллаха".

От термина "тавхид" произошло самоназвание друзов г "аль-муваххадин", произошедшее от того же корня "вахада", ишвдэ-го значение "единство". Наименование - "друзы" утвердилось за адепташ этого учения по имэни проповедника из Персии Анаштакина Дарази, жившего сначала в Египте при халифе Хакимв, а впоследствии осуществлявшего свою пропагандистскую миссию в странах Шама (ооврешнные Ливан» Сирия). Однако, он был проклят за попытку посягнуть на верховную власть. Существуют и некоторые другие версии происхождения названия "друзы" # Сами они не возражают, когда непосвященные называют из друзами, хотя предпочитают именоваться "аль-адуаххадин" - "объединившиеся"

Испытав на себе воздействие ряда учений дреанооти и средневековья, друзы, как и некоторые другие эзотерические объединения Востока (алавиты, ассасины), вызвали появление в Европе странных знаний, новлиявпшх на духовную жизнь западноевропейских стран (движение катаров, рыцарские ордена шстическо го толка).

Как и многие другие тайные учения и объединения, община друзов построена по пирамидальному принципу. Учение охраняется hq только от чужих» но и от непосвященных - своих» которых еще называют неведающими. Мудрые, допущенные к знанию» идают свои степени посвящения* Самая высшая - шейх Разуш. Друзы соблюдают принцип "такыи" (от арабского слова, означающего "охранять"» покрывать"). Друзы имеют право соглашаться на что угодно в религиозном споре» могут даже отказаться от собственных убеждений - * полезно все» что на благо общине и вере". Эзотеричнооть друзского учения можно объяснить как минимум двумя причинами» Во-первых, спецификой учения» якобы передаваемого в течение многих веков только мудрейшим и нравственно чистым» прошедшим специальную подготовку и посвящение. Во-вторых, друзы слишком долго жили и продолжают жить в чуждом дм них окружении» подвергались гонениям» вызывали недоверие у соседей, что вынудило их скрывать их настоящие взгляда. Это лишний раз доказывает» что возникшая на почве мусульманской культуры религиозно-философская доктрина друзов не вписывается в рамки мусульманства, являя собой объединение наднационального и надгооударственного характера о собственной спецификой» но в то же время неся на себе отпечаток и восточной культуры вообще» и ислама» в частности*

Дошмо историко-культурных предпосылок мировоззрения друзов и иных подобных объединений» представляет интерес и сама религиозно-философская доктрина друзов. Несмотря на ее эклектичность» она достаточно оригинальна и по-своему глубока. Особого интереса заслуживает апофатическое богословие и тео-космогония друзов» их историософия и» в частности» легенда об Адаш и происхождении человечества. Немаловажную роль в теории друзов ищрают символы» особенно, буквенно-чиеловая символика» опираясь на которую друзы развивают свою эсхатологическую концепцию, а такав обосновывают рад пророчеств и предсказаний касательно сегодняшнего дня» Надо заштить, что, выдвигая в качестве одной из своих основных целей идеал человеческого совершенства, друзы стремятся к развитию необычайных способностей, при помощи которых они выдвигают различные гипотезы относительно настоящего и будущего человечества. Однако, даже их современные концепции неизменно базируются на основных положениях друзской доктрины, выработанных еще в одиннадцатом веке» включая божественное происхождение халифа Хакима и имама Хамзы, приход которых на Землю ожидается вновь*

Однако, несмотря на оптимистичные взгляды друзов на судьбу собственной общины в ближайшем будущем» смеем предположить, что друзы постепенно превращаются в реликт* Это, однако же» не значит» что их теория и ее изучение не представляет никакого интереса* Не говоря уже о чисто научном интересе» здесь имеет место и практический, прикладной смысл*

Друзы до сих пор живут в горных районах Сирии» Ливана» Иордании» а также на территориях, занятых на сегодняпший день государством Израиль* Особенности религиозно-философской доктрины друзов позволяют им приспособиться к изменчивым условиям существования. Не случайно, когда Израиль оккупировал часть арабских земель» а большинство жителей - бежали в арабские страны» друзы остались среди тех» кто адаптировался в новых условиях и цри новой власти* Однако» любая власть цродолжает опасаться друзов, понимая, что их лояльность может оказаться временной и обусловленной одним им известными причинами* С другой стороны, не следует цреумэньшать роль друзов в национально-освободительном движении в арабских странах. Примером может послужить Црогрессивная социалистическая партия Ливана, в основе своей состоящая аз друзов* Принцип друзского единства не знает государственных границ* Особенности такого поведения друзов, вызывающего аиожество споров в арабском мире, невозможно понять без знания их доктрины, истории и, соответственно, своеобразной психологии лкщей» представляющих своей организацией государство в государстве*

Стщщ» твМят* В мировой историко-философской литературе и в отечественной, в частности, религиозно-философская доктрина друзов на нашла достаточно подробного отражения. Большинство трудов, поовшцанных друзам, носят либо исторический, либо поверхностно-описательный характер . Это связано как о мвлоизвестностью и малочисленностью общины, так и с ее эзотеричностью* Засекреченность друзского учения представляет собой для исследователя серьезную проблему, особенно, если речь идет не только об исторических и этнографических сведениях, но и об особенностях их религиозных обрядов и ряда философских положений* Еще в конце прошлого века за передачу сведший или священных писаний религиозного характера осмелившегося на такой шаг могла ожидать смертельная &ра* Не склонны поощрять распространение сведений о друзской общине, воспринимаемой ими как чуждой» режимы некоторых арабских стран» особенно, где у власти находятся авторитарные правительства. Так, в Сирии даже в библиотеках или учебных заведениях нежелательно просто задавать вопросы о друзской общине. Во многих мусульманских странах друзы воспринимаются лишь с одной стороны» а ишнно» как община» враждебная мусульманскому обществу и, соответственно, все положения друзской доктрины подвергаются острой критике» далеко не всегда объективной* Однако, даже среди арабских авторов существует и иное мнение на сей счет: друза называются мусульманами, причем такой взгляд усиленно отстаивают сами друзы в работах, предназначенных специально для широкого круга читателей из недрузского окружения. В частности, об этом пишет известный ливанский исследователь Сами Макарим, об этом говорил и погибший в семидесятых годах духовный лидер друзской общины, возглавлявший Прогрессивную социалистическую партию Ливана, Камаль Джумблат. в последнее время доступ ко многим друзоким источникам значительно облегчен, хотя еще и представляет некоторую трудность. Прежде всего, современное поколение друзов, увлеченное в середине XX в. идеями коммунизма и социализма, более спокойно относится к религии своих дедов. Рост числа интеллигенции среди друзов только способствует усилению настроений, противодействующих чрезмерной секретности и изолированности общины. Более того, гражданские войны в Ливане, столкновения с Израилем привели к разрушению и к разворовыванию некоторых частных библиотек, в теш числе и тех, где находились друз окне рукописи. "Доброжелателям»" эти рукописи были опубликованы, хотя друзы и продолжают утверждать, что по меньшей мере часть этих изданий фальсифицирована. Тексты, на которые мы опираемся в данной работе, были сверены о рукописями, находящимися у частных лиц из числа друзов в Сирии, в результате чего мы убедились в их полной идентичности оригиналам. Наконец, очень многие экземпляры друзских рукописей были проданы западным ученш или заинтересованным службам еще в годы англ о-французской колонизации, и проведенные исследования и описания свидетельствуют, что большая часть этих сочинений подлинна, а не сфальсифицирована с целью дискредитации друзов в глазах арабской общественной мысли.

Начало серьезному научному исследованию друзской общины положил французский исследователь Сильвестр да Саси» который в 1826 г. издал свод друзеких религиозных текстов, предприняв первую попытку их детального анализа»

Интерес к друзам был пробужден также яркими впечатлениями об етой необычной общине со стороны людей, оказавшихся на Востоке в евши с иными, нежели научными,побуждениями и целями. Интересны заметки о друзах русского консула в Бейруте (30-40 гг. XIX в.) К.М.Б8ВЙЛИ, Богатством фактического и этнографического материала отличается повествование о друзах офицера французской военной разведки капитана Бурона, побывавшего в гостях у сирийских друзов в начале XIX в. Однако, эти и многие другие им подобные зарисовки довольно эпизодичны, а то и просто ошибочны.

В то же время стали появляться и серьезные труды, посвященные друзам и друаизму. Особенно хочется выделить работы американского ученого ливанского происхождения Филиппа Хитти (20-е годы XX в.).

Однако, наиболее интересные сведения по друзам и научные исследования в данной области появляются начиная с шестидесятых годов нашего столетия. Среди авторов здесь уже не только и не столько европейцы» сколько сами арабы и зачастую - друзы. Сильнейший эффект вызвало достаточно подробное изложение друзской доктрины исследователем-друзом Абд Алла ан-Шажаром. Эффект был столь сильный, что те убийство ан-Нажара во время гражданской войны в Ливане связывается некоторыми арабами с местью друзских шейхов за разглашение друзеких тайн, - обвинение, на наш взгляд» необоснованное. Друяиаработы, вышедшие в тот же период, более касаются исторического аспекта возникновения и становления друзской общины. Напуганные огромным количеством зачастую неверных сведений по поводу своей общины, друзы решили приоткрыть завесу секретности и рассказать об особенностях своей веры. За эту задачу взялся профессор Американского университета в Бейруте Саш Макарим. Однако, его труды навалены были не на объективный анализ источников друзской веры и ее особенностей» а на примирение о ней мусульманского окружения. Поэтому, несмотря на интересный фактический материал» приведенный в них, данные произведения, на наш взгляд, не могут служить надежной основой для однозначного и окончательного суждения о мировоззрении и обрядах общины друзов. То же самое можно сказать и о заметках по поводу жизни собственной общины лидера Прогрессвзной социалистической партии Ливана (основана в 1949 г.) Камаля Джумбалта, убитого в семидесятых годах в Ливане неизвестными лицами. Хотя эти работы» несомненно, представляют огромный интерес для исследователя.

Необычный взгляд на причины возникновения друзизма находим у ливанского философа-материалиста (убитого в семидесятых годах за социалистические убеждения) Хусейна Мурувве в его работе "Материалистические тенденции и арабо-адусульманская философия".

Споры по поводу того, что же такое друзокая обпщна» не утихают до сих пор и в среде мусульманских теологов и исследователей. Так» Мустафа Шака относит друзов к крайним шиитам* Мухаммед Хатыб вовсе не считает их мусульманами, прослеживая персидское и иудейское влияние.

Отечественных исследований» посвященных жизни и учению общины друзов и, в частности, их религиозно-философским воззрениям - считанные единицы. В основном это либо исторические исследования (как, например» диссертационное исследование историка Метревели М*Г*1» либо работы описательного характера.

Для понимания особенностей бытия друзской общины в условиях мусульманского окружения» а также для выяснения истоков и причин их возникновения, специфики становления» мы прило классической мусульманской философии и науке* ш 1 ШГО иджршшь Долью данной работы является анализ религиозно-философской доктрины друзов» выявление ее источников» причин возникновения и особенностей становления, а также условий функционирования как в рамках мусульманской культуры, так и за ее пределами.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

- выявить идейные истоки» питавшие философские воззрения друзов и послужившие основой для их оригинальной религиозной доктрины;

- раскрыть основные положения религиозно-философской доктрины друзов» их теокоомогонйи» историософии, теории тав-хида» эсхатологии!

- раскрыть исторические предпосылки возникновения друзиз-ма» определить особенности бытия друзов в контексте мусульманской культуры в целом и арабо-му сульманской философии» в частности!

- выявить те аспект» в редищозно-философской доктрине друзов» которые определяют особенности их бытия в современном мире* не имеют целостного, систематизированного философского учевдекли ряд исследований отечественных и авторов дох* № щюизшдшш эздшш. Более того, несмотря на рост числа исследований, посвященных друзам, имеющейся в наличие литературы явно недостаточно, а доступ к первоисточникам затруднен из-за эзотерического характера самого учения*

ЙСТМ Mffl ттттт заключается в том, что в нем;

1) осуществлен комплексный анализ религиозно-философской доктрины друзов}

2) показано место друзизма в развитии философии и теологии средневекового Арабского Востока;

3) црослежены истоки указанной доктрины в философских традициях Востока и Запада!

4) вводится в научный оборот ряд не знакомых ранее рус-ско-язычному читателю философских сочинений друзов* ощвй диссертации служат коренные требования и принципы современной теории историко-философского процесса, прежде всего принцип историзма, принцип единства логического и исторического, цриемы и навыки герменевтического толкования философских текстов, а также использован опыт компаративного анализа философских культур Востока и Запада*

ДДШШВИ ШЧМШ Pfl0OTH определяется тем, что ее результаты способствуют устранению "белых пятен" в истории средневековой философии и арабо-мусулъманакой культуры» углубляют современные представления о ее разнообразии в шоднозначности* Духовное наследие друзов во многом определяет особенности их современного бытия» его необычности и специфики отношения к нему со стороны мусульманского окружения, что в немалой степени позволяет понять ряд событий соврешн

- 14 ного арабоязычного мира и более объективно оценить происходящее, Положения данного исследования могут быть использованы в курсах по истории средневековой философии.

Апробация. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии РУЛИ. Основные положения диссертации нашш отражение в опубликованных авторш статьях и выступлениях на науч

X* Оупонина Е.В. Шейх-вояьнодушц (в гостях у друзов)♦ Новое время* 24 июня 1993 г.

2. Оупонина Е.В. Друзы - религиозная община Арабского Востока* Арабская редакция Международного Московского радио. 3 марта Х995 г.

3. Оупонина Е.В. Религиозно-философская доктрина друзов. Тезисы Д-го Международного симпозиума "Диалог цивилизаций: Восток - Запад". ш шш

ИСГШРИШ-ШЪТШШЕ ЮТ ЩЮВШШШ

ДЩОВ

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Религиозно-философская доктрина друзов"

- 136 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Появление в II в. в Фатишдском Египте такой общины» как друз окая» отнюдь не случайно. Цусульшнокая культура переживала серьезный кризис на воех уровнях и во многих облаотях» начиная от вопросов политико-государственных и кончая духовной жизнью» в том числе и в сфере философской мысли. Более того» Фатамидокое общество было шиитским государством исмаилитского толка» а ишшилиш» как известно» отвооитоя большинством исследователей к крайним шиитским течениям* Л.Н.Ру милев дричис-ляет и сшилизм к так называемам "антисистемахл"» то есть к "системным целостностям людей с негативным шровщдашад" К воя энергия которых направлена ва разрушение породившего их» в данном случае мусульманского, этноса. В указанвый ваш период (начало Ив») движение исмаилитов также переживает не лучшие времена»сопровождаемые расколами» свидетельствующими о неблагополучности состояния как самого государства» так и исповедуемого им учения» которое оказалось ве в силах разрешить ряд назревших вопросов, как в области теологии» так и в области философии.

Учение друзов» ва наш взгляд» вполне подходит под понятие "ангиоиотеш"» поскольку оно возникло в исмаилитском государстве» взяв многое из исмаилитского учения и отвергнув его» пойдя дальше в сторону отрицания и неприятия существующих систем.

Соответственно» учение друзов отличаетоя отрешением в упрощению, размытостью философских положений, эклектизмом» нечеткостью и противоречивостью выдвигаемых догм. Друзы под

1 Еушлев Л.Н. Этногенез в биосфера Земли. Л.» Гидроштеоиздат, 1990. С.496.

-137 тверждают также убеждение Я.Еумалева в том, что антасистеш чаще всего возникают "не среди относов» а на отыке их" Так» орзди основателей друзского учения было много лиц неарабского цроисхождения, не всегда довольных своим положением в условиях мусульманства* Особенно ощутимо влияние персов* В частности» большая часть "Посланий цудрооти" друзов была составлена персом Хамзой ибн Али» в своз время много путешествовавшим и знакомым не только с подробностями учения исмаилизш» но и с различными гностическими учениями» о философией Древней 1!реции и мусульманского Востока*

В этой связи т хотели бы заметить» что не относимся к антисистемам как к явлению негативному. Напротив, мы видим здесь проявление защитной реакции покоренных» но не уничтоженных народов» пытающихся сохранить свою древнш культуру * Философия друзов представляет собой сплав самых различных положений* При всей разнородности этих положений и отсутствии систематичности в изложении учения, надо отметить» что друзы стремятся к выделению того общего, что объединяет многие культуры и философские доктрины* Не случайно друзы объявляют себя последователями учения "единения" - "тавхида"» трактуя его не только как следование строгому принципу монотеизма» но и как нахождение единого и общего смысла воякой умозрительной теории или религиозной догмы. Друзы уверяют» что некогда существовал единый источник t из которого черпали знания мудрецы человечества, к каковым причисляют себя и сами друзы. Подобная мысль, не раз высказываемая философами древности Со наличии такого источника}» а также отстаиваемая некоторыми 138 — философскиш обществами современности, бесспорно, заслуживает внимания.

Друзское учение является, несомненно, неотъемлемой частью мусульманской культуры, еще раз свидетельствуя о том, наоколько она многолика* Однако, друзы настолько отопши от основных положений ислама, что т не осмеливаемся назвать их мусульманами, хотя друзы и именуют себя таковыми до ряду причин, изложенных в настоящей работе*

Несмотря на некоторую сумбурность изложения, друзские текста заслуживают тщательного анализа* Апофатическое богословие друзов, хотя и свидетельствует о близости данного учения исмаилизму, достаточно оригинально, не говоря уже о тео-космогонии и историософии друзов, где можно провести параллели с учением каббала, теориями древних гностиков и даже мусульманским суфизмом. Критическое отношение друзов ко многим положениям христианства и различным направлениям ислама свидетельствует об их самобытности и стремлении дать собственные ответа на извечные вопроса бытия и сшсла человеческого существования*

Используемые в друзоких текстах символы говорят не только о хорошем знакомстве авторов о другими учениями, но и свидетельствуют о наличии неких общечеловеческих архетипов, исследование природы которых не входит в наши задачи.

Несмотря на объявление материального шра несовершенным, учение друзов гуманистично, утверждая самоценность человека и выдвигая идеал человеческого совершенства (о чем связана и оригинальная теория друзов касательно переселения душ)*

Переселившись еще в средние века из Египта в другие арабские страны, друза до сих пор цроживают в горнах районах Сирии,

 

Список научной литературыСупонина, Елена Владимировна, диссертация по теме "История философии"

1. Блаватская Е. Тайная доктрина. Ленинград. Экоподио и культура, 1991*

2. Богин АЛ* Филологическая гершневтика. Калинин, 1982.8* Большаков О «Г* История халифата* Иолам в Аравии. М., Наука, 1989*9* Бородин А*й* Число и мистика* Донецк. Донбасс, 1972» 10. Булгаков С*Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения.

3. М., Республика, 1994* IX* Васильев Л.С. История Востока* М., Выспишк., 1993. 2 т* 12* Волков А.А» Грамматология. Семиотика письменной речи. МГУ, 1982.

4. Ленинград, 1990* 20* Ддешледдин Казикумухский аль-Адаб уль-Марзия. Накшбандий-окий трактат (1906)* Общество среднеазиатских исследований* Оксфорд* Англия, 1986* ^ 21» Житие цророка Мухаммеда. Изд-во Сантлада. М», 1992*

5. Всемирная Ассамблея Исламской Молодежи / ред. Е.Кожевникова»22* 2мудь Л»Я» Пифагор и его шкода» Л», Наука, 1990*23* Каратеев М*Ф* Магомет и ислам* Об. Арабески истории* М.,

6. Изд* Танаис. Мир Гумилева. 1994* 24* Кира баев Н*С* Социальная философия мусульманского Востока (эпоха оредневековья) * М,, УДЦ, 1987** 26* Климович Е. Книга о Коране* Его происхождение и мифология*

7. Лазарев Н. Теософия, Божественная мудрость* Соги. Упрфор-печать, 1991.- 142 32* Ленен Д. Каббала. М., Изд-во "Азь", 1992.

8. Лосев А.Ф. Зван, Символ* Миф. М., МГУ, 1982.34* Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство.

9. М., Искусство| 1976. 35» Маооэ Генри. Ишшм М., Вост.лит-ра, 1963.

10. Метревели М.Г. Община друзов (возникновение, формирование и цроцеоо консолидации И - нач. XX вв.). Автореферат. Тбилиси, 1985.

11. Штщв Ф. Антихристианин. М. Политическая лит-ра. 1990*

12. Ниязи Хамза ЭДустафа. Источники Корана. Изд-во Сантлада. Исламская библиотека* М., 1993.

13. Першнов Петр. Улыбка сфинкса. М. Наука* Вост.лит-ра. I99I*

14. Шобб. Каббала* / Пер. о французского Антонневского. Изд-во "Древняя выская магия", I9II. Репринтное издание •Книголюб". 1980.

15. Пиотровский м.Б. Коранические оказания* М., Н. 1991.

16. Пиотровский М.Б. Легенды и сказания о Коране, ж. Наука и религия. 4/91.

17. Платон. Сочинения в 3-х т. М., Мысль, I968-I972.

18. Потебня А*А* Слово и миф. М., Наука, 1989*

19. Резван Е. Адам и бану адам в Коране* Сб. Ислам, религия, общество, государство / ред. Л.Негря. М., Наука» ИСАН. 1984*

20. Рерихи* Агни Йога* Надземное. Фига первая. Внутренняя жизнь. Л., Экополио и культура. 1991»

21. Родионов М.А. Учение друзов в изложении Сами Нагиба Макари-ш. Сб. Ислам, религия, общество, государство» / ред, Л.Нех*ря. М., Наука, 1984*- 143

22. Рубцов Н.Н. Символ в искусстве а жизни. Я., Наука» 1991. 49* Сешнова Л.А. Из истории Фатимидокого Египта. Очерки иматериалы* М., Наука, 1974, 50. Соловьев В*С* Магомет. Его жизнь и религиозное учение.

23. М*» Центр "Руник". 1991. 51» Соловьев B.C. Сочинении в 2-х томах. М.» Правда» 1989»

24. Смирнов А.В. Великий шейх суфизма* М.» Наука, Вост*лит-ра* 1993*

25. Степанов Ю*С* Насколько гипотез об именах букв славянских алфавитов в связи о историей культуры» Ж* Вопросы языкознания* М*, J$ 3, 1991.

26. Странден Д*В* 1Ърштизм, Его происхождение и основные учения» Сокровенная философия египтян* I9I4. Ассоциация Международное творчество» I99I*55* Строева Л*В» Государство исшилитов в Иране в Х1-ХШ вв.

27. М.» Наука* Воот»лит-ра» 1978* 56* Толстой Д*Н» Война и мир. Ы. Худ. лит-ра, 1975» 57» Тримингэм ife, Суфийские ордены в исламе. М«,Н. 1989* 58. Туфи Абд аль-Фаттах ас-Сэйд* Чудеса Каганы» Петербург*

28. Изд-во Астролог» / Пер* с арабского» 1975» 59» Усачева» Букатевич. Савицкая» Историческая грамматикарусского языка» М., Наука» 1973* 60» Фейдыш Е.К. Измененные состояния сознания. М.» Фирма даос. 1993.

29. Суфизм в контексте мусульманской культуры. АН СССР. М. Наука, 1983.

30. Холл П. Мзнли. Энциклопедическое изложение маесомской, герметической, каббалистической и розенкреце-ро&ской символической философии. ВО Наука. Новосибирск, 1992. I т.

31. Хосе аргулес„ Мандала. М., Г» л йг овеет, 1993.

32. Хук С. Г. Мифология ближнего Востока, М. Наука,.1991.

33. Шах Идрис. Суфии. Харьков. Прогресс, йЭЭЗ.

34. Шах Идрис. Суфизм. Клышнмко», Комаров- и Ко. М,, 1Э94.

35. Шмфман. Финикийский язык. М., Наука. 1963.

36. Шпенглер Освальд. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.I. Гештальт и действительность. М., Мысль, 1933.

37. Эльбрус /)хмад. Поэтика и математика. Хуруфиэм в- средневековой восточной поэзии. Баку, 1979.

38. Юшманов Н.В. Грамматика литературного арабского языка. М., Наука, 1985.

39. Bouron N. j, capitaine. Les Dcuses. Hi stoi re du Li banet de la Mont aerie Houranai se, Par-is, Burner Levrome-et. 1930.

40. Carbil let, capitaine, An Djebel Druse, Chases vues et ve cues. Ed. -«Irgo, Paris. 1929.

41. Corbin, H. Temps cyclique et guose ismaellenne. Paris. 1982.

42. Chassaud G.W. The druses of Lebanon; their manners» Customs and History. London. 18-35.

43. Cher-chill Charles. The Druse and the Maroui tes under Turkish rule from 1842--1852, London. 1862.

44. Guys Henri. La nation Druseл son histoire, sa religion, ses mofeures et son etat politique. Paris. 1863.

45. Gus Henri. La nation Druse, son histoire, sa religion, ses moeures et son etat politique. Paris. 1863.

46. SO. Hishi, La communaute Druse, son or i % i ne et son histo--ire. Li ban. Beyrohth. 1Э73.

47. Hitti Philip. The origins o-f the Druse. People and Religion. New York. Colombia University. Press. 1928.

48. Mascle J. Le djebel Druse. Beyrouth. Imp. Jeanne d'Arc:. 1Э86.

49. Najjar /Uid /111 ah. The Druse. American Druse Society coirnni t tee on rel ig i ous af f ai rs. N--J „ 1973.

51. Stern S.N. Studies in early Ismail ism. Jerusalem and Leiden. 1983.

52. Wahbah Sayegh. The? Tauhid Faith Stories, Lessons and Prayers. Collated and Translated by Wahbah Sayegh. Knoxvill. Library o-f Congress. Catalog. Card Number BP195T38. American Druse Society. 1983.fla mm

53. Анан Мухашад Абд Алла, Аль-Хаким Взвцр Алла ва аорар ад-дава аль-фатышя. Мыср, Матба ляжиат ат-талиф ва аттар яагла ва ан-нашар. 1959.

54. Автаки. Ибн Сайд аль-Антаки. Тарах. Таба аль-аба аль-ясуив. Бейрут, 1969.

55. Арслан Щукейб. Маталлят "Альмунаша аль-иллий аль-арабнй". "Ан-накд ат-тарихий ва урубба аль-иааруф. Демвок. M.I93I.94» Арусук Жафири. Маталлят "аль-Васат". Халиж Рихлят иля Дупан. Сентамбр, 1991.

56. Асрави Нахиб. Харакат ат-тавхид ад-дурзия. Мухаттат ли ад-дуруз факат. Бразиль» 1967,

57. Гебу Ахшд. Нущу аль-квтаба ва ашкалши алъ-адухталифа ляда аш-щууб. Сурия. Дятикия. Хивар, 1984*97* Гэзала. Альчащм ибн Ахмад Мухашад аль-Газали. Бейрут. Любяш* 1985. Аяь-«5уз ас-оани.

58. Акаратли Сулвйман* Мажадяят "Дирасат Иштиракия". Мада ва Хадар. Исшилиш, йзшшк* 133. йанаир. 1993.

59. Рисала Жамиийа. Жамиат Двмашк» 1958/1959. 104» Каддух йухашад Абд ар-Рада* Бухуо фи мажаль иль алчяюга.

60. Бейрут* Любнан* В1амун» 1986* 105* Макарим Сами Нааиб. Алва аля маоляк ат-тавхид ад-дурза.

61. Бейрут* Любнан. Дар Баязид» 1980» 106» Мурувве Хуоейн* Анчшзаат аль-Маддийа фи аль-фальоафа аль-еребия аль-исламия. Бейрут* Любнан. Дар аль-Фараби, 1979»

62. I. Тали Амин* Аодь аль-муваххадан ад-дуруз. Бейрут. Любнан»

63. Сильошат задни ильман. Манщурат увейдат, 1970. 112* Тали Амин» Ат-такавдус. Бейрут* Лзобнан* Сильсилат задни ильман* Манщурат увейдат, 1970*

64. ИЗ. Тукухя. Аль-ашр аа-сзйд &атжь ад-Дэн Абд Алла ат-Ту-нухи. Хафсир аль-Маоуа би кашф алъ-хакашс. Махтут. Бейрут, Дюбнан. 'ia, I

65. Хамза бн Али бн Ахмад, Масхаф аль-^нфарид би затиги. Дгшбаль Арвб. Ыусха 1988 (XX в.).

66. Хеша бн Али бн Ахмад. Бага ад-Дан ас-Саьдуки. Исмаил ат-Ташш. Расаидь аль-Хикма. Дар ли адаль аль-марифа. Дияр акль. Любнан. Бейрут. Ат-таба аль-хамиса» 1986 (XI в.)» (ар.яз,),

67. Хамид Сирин. Маоадар аль-акида ад-дураия. Бейрут. Любнан. Дар аль-маарифа# 1985.

68. ХХ7. Хасан Заза. Мажаллят "аль^Фейоал0. Ани ошш фи сабик альадьян. 207. 1994* Рамадан 1414»

69. Хаоан Ибрахим Хаоан. Тарих ад-давля аль-фатымия фи аль-Магриб ва Мыср ва Сурия ва Жляд аль-араб. Аяь-Кахира. Мнор. Мактабат ан-еахда аль-адюрия. 1958,

70. Хатыб Мухаммед Ахмад. Акида ад-дуруз. Арад ва накад. Ар-Рияд. Савудия. Дар алям аль-«утуб. б/д.

71. Хатыб Мухаммед Ахмад. Аль-харакат аль-батыния фи аль-алям аль-иоламий. Акай духа ва хука альчаолям фиха. Урдун. Амман. Аль-жашая аль-Урдуния. Мактабат аль-Акоа. Куллият аш-шариа. 1990.

72. Фшшстнн ао-Савра. Ат-таифа ад-дурзия. 956. 1993.

73. Шейх аль-Гаффар. Зейн ад-Дин аль-Гаффар Такий ад-Дин. Китаб ан-нукат вад даваир, Нусха 1909. Бейрут.

74. Барис. Сильсилат аль-адян ао-сиррия. 1985* 128* Ясин Анвар. Яль-ааль ва ашчоайоабан фи аль-акида ад-дурзия* Барис. Сильсилат аль-адян ао-сиррия. 1985. 129* Ясин Анвар. Аль-акида ад-дурзия* Барис* Сильсилат аль-адян ас-сиррия. 1985*1Га