автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.19
диссертация на тему:
Интердискурсивность как коммуникативный феномен

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Мельникова, Олеся Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тверь
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.19
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Интердискурсивность как коммуникативный феномен'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Интердискурсивность как коммуникативный феномен"

На правахрукописи

Мельникова Олеся Александровна

ИНТЕРДИСКУРСИВНОСТЬ КАК КОММУНИКАТИВНЫЙ ФЕНОМЕН . (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЗДНИХ АЛЬБОМОВ PINK FLOYD)

10.02.19 — теория языка

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Тверь 2004

Работа выполнена на кафедре теории языка и межкультурной коммуникации Тверского государственного университета.

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

М.Л. Макаров

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

В. А. Миловидов

кандидат филологических наук, доцент Д.А. Романов

Ведущая организация: Новгородский государственный университет

им. Ярослава Мудрого

Защита состоится года в ^^ час. мин.

на заседании диссертационного совета Д 212.263.03 в Тверском государственном университете по адресу: Россия, 170000, г. Тверь, ул. Желябова, 33, зал заседаний.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тверского государственного университета по адресу: г. Тверь, ул. Володарского, 42.

Отзывы можно отправлять по адресу: Россия, 170000, г. Тверь, ул. Желябова, 33, Тверской государственный университет, ученому секретарю.

Автореферат разослан

ш>л

2004 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета Д 212.263.03 кандидат филологических наук, доцент

В.Н. Маскадыня

Объект диссертационного исследования — интердискурсивность как коммуникативный феномен и форма транстекстуальной коммуникации, средствами которой образуется интертекст. Особенность объекта исследования, а также круг и характер поставленных в диссертации проблем определили выбор общего подхода и методик, использованных в работе. Поскольку интердискурсивность как форма транстекстуальной коммуника-ции,обычно проявляется в сферах вербального искусства (в частности, в вербальном компоненте современной рок-культуры), в диссертации использованы методики, принятые в лингвистике и литературоведении. Материалом исследования послужили поэтические тексты альбомов рок-группы Pink Floyd, основанные на использовании интердискурсивных принципов текстопостроения.

Интердискурсивная коммуникация давно стала объектом изучения филологии. После одной из первых формулировок понятия "дискурс", данной Ю. Хабермасом, обозначившей его как вид речевой коммуникации в ее соотнесенности с ценностями, нормами и правилами социальной жизни, дискурс и интердискурсивность как форма межтекстовой коммуникации исследовались рядом авторов (Р. Барт, М.М. Бахтин, Т.А. ван Дейк, Ю. Кристева, Ю.М. Лотман). Начиная с 70-х годов, принципы интердискурсивного анализа рассматриваются не только лингвистами, но и литературоведами. Связано это с тем, что трактовка такого сложного явления, как текст, варьируется от традиционного определения его А.Н. Леонтьевым в качестве единицы языка высшего уровня до представления его Ю.М. Лот-маном в виде особой семиотической системы, семиосферы, основанной на потребности в универсальном языке для создания диалогической ситуации между индивидами. Согласно концепции Р. Барта, различные области культуры (живопись, театр, кино) также могут быть рассмотрены в качестве семиотических систем. В этом случае теория дискурса выступает в качестве интегральной методологии изучения языкового общения с позиции его формы, функций и социально-культурной обусловленности в процессе межличностной коммуникации.

К семиотическим системам, широко представленным в современной культуре, относятся и сложные знаковые образования, в которых процедура семантизации смыслов основана на взаимодействии различных по своей семиотической природе уровней. К такого рода системам относятся театр, опера и, наконец, рок-искусство, занимающее важнейшее место в современной, причем уже не только молодежной, культуре.

Формирование рок-текста как синтетического образования есть результат взаимодействия различных по своей природе семиотических систем, которые в процессе развертывания в тексте вступают в интердискурсивные отношения. С другой стороны, распредмечивая семантику синтетического рок-текста, реципиент осмысливает его в режиме интердискур-сивности, предполагающей взаимодействие разных по качеству и формату

РОС НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

¿»SgSRt

механизмов рецепции. Этот двойной феномен и становится объектом настоящего исследования.

Исследование интердискурсивности как динамического объекта позволяет выработать и уточнить методики анализа и интерпретации языка и литературы, а потому работа с анализируемым в диссертации объектом имеет существенный методологический потенциал.

Актуальность тематики данного исследования обусловлена следующими моментами: 1) лингвистика и семиотика текста, а также теория дискурса являются одной из активно развивающихся отраслей языкознания; вместе с тем многие ключевые вопросы в этой области знания (значение и понимание текста, семиозис) еще недостаточно исследованы; 2) в концепции дискурс-анализа спорным остается вопрос о многообразии интердискурсивных отношений в рамках текста и дискурса; это тем более значимо для понимания синтетического текста рок-культуры, поскольку рок-альбом как вид текста основан на реализации механизма интердискурсив-ности; 3) в пересмотре нуждаются феномены интертекстуальности и ин-тердискурсивности, которые, как показывает практика, могут действовать не только в рамках вербальных систем, но и в сложных синтетических семиотических системах.

Научная новизна диссертационного исследования определяется: 1) изучением специфики интердискурсивности как коммуникативного феномена; 2) описанием синтетической природы интердискурсивности в рамках рок-культуры; 3) уточнением лингвистических признаков рок-альбома как типа текста.

Цель диссертационного исследования состоит в рассмотрении интер-дискурсивности как коммуникативного феномена на основе материала поздних рок-альбомов группы Pink Floyd с применением методик, принятых в лингвистических, литературоведческих и культурологических исследованиях. Реализация данной цели предопределила постановку следующих задач:

- установить предпосылки формирования интердискурсивных практик в рамках рок-культуры и выявить характеристики рок-искусства как интердискурсивного феномена;

- определить статус интертекста как единицы текстовой семиосферы и интердискурсивности как стратегии текстопостроения;

- описать способы обозначения и выражения социокультурных и интердискурсивных связей поэтического рок-текста через систему мотивов и образов четырех альбомов группы Pink Floyd.

Поставленные задачи определили применение соответствующих методов исследования. В диссертации применяются методы дискурс-анализа, структурно-семиотический, контекстуальный, интерпретативный методы, а также элементы компонентного анализа семантической структуры слова.

Теоретической базой диссертации послужили лингвистические, семиотические и литературоведческие концепции Т.А. ван Дейка, Р. Барта, М.М. Бахтина, ТЛИ. Богина, Ю.М. Лотмана, К. Бремона, Ю. Кристевой, МЛ. Макарова, В.А. Миловидова.

Материалом настоящего исследования послужили поэтические тексты четырех поздних альбомов рок-группы Pink Floyd; общий объем проанализированного материала составляет 57 композиций.

Результаты исследования предопределили выдвижение на защиту следующих положений:

1) интердискурсивность как реальная форма существования сложных культурных объектов, к которым относятся различные виды синтетического искусства (опера, театр, рок-искусство) обладает механизмом создания смысловых и метасмысловых структур особой сложности, имеющих значительный социокультурный потенциал;

2) интердискурсивность есть форма взаимодействия различных по своей семиотической природе дискурсов, которая ведет к созданию синтетических текстов, а также является механизмом их рецепции;

3) в рамках сложных семиотических систем, к которым относится рок-альбом, внешняя интердискурсивность, основанная на реализации рефе-ренциальных кодов, и внутренняя, связанная с работой семных и символических кодов, является программой развертывания интертекста в рецептивной фазе семиозиса;

4) рок-альбом, как форма интертекста, обладает следующими характеристиками, которые формируются в результате интердискурсивной практики (креативная фаза) и являются основой интердискурсивной по своей природе рецепции (рецептивная фаза): а) общетекстовыми категориями (адресованностью, интертекстуальностью, целостностью, членимостью); б) системообразующими параметрами рок-альбома (звуковым и визуальным рядом, множественностью авторов); в) основными параметрами поэтического текста (расширенной системой выразительных средств);

5) рок-альбом представляет собой особую знаковую систему и может быть рассмотрен как жанр текста в структурном, семантическом и контекстуальном аспектах, интердискурсивные связи в его поэтическом дискурсе выражаются на содержательном, жанрово-стилистическом и смысловом уровнях, а семиотическая система поэтических текстов альбома образует общий метатекст.

Теоретическое значение исследования заключается в определении коммуникативного статуса интердискурсивности как процедуры формирования текста рок-культуры, и ее семиотической базы, обусловливающей интердискурсивные связи внутри общего метатекста четырех поздних альбомов группы Pink Floyd.

Практическая ценность проведенного исследования состоит в том, что его результаты могут найти применение в лекционных курсах и спец-

курсах по теории межкультурной коммуникации, культурологии, теории дискурса, семиотике и лингвистике текста, страноведению, а также будут полезны преподавателям, ведущим курс английского языка.

Апробация. Результаты исследования докладывались на научных конференциях: на Всероссийской научной конференции "Актуальные проблемы исследования языка. Теория, методика, практика обучения" (Курск, 2002); на 8-й Тверской герменевтической конференции "Понимание и рефлексия в коммуникации, культуре и образовании" (Тверь, 2002); на международной научной конференции "Язык. Время. Личность. Социокультурная динамика языковых явлений в общенародных и личностных репрезентациях" (Омск, 2002); на региональной научной конференции "Единство системного и функционального анализа языковых единиц" (Белгород, 2003); на 10-й юбилейной международной конференции "Россия и Запад: диалог культур" (Москва, 2003); на межвузовской научно-практической конференции "Перспективы модернизации системы образования в современной России. Пути повышения эффективности обучения иностранным языкам" (Тверь, 2004). По теме диссертации опубликовано 7 статей общим объемом 1,8 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, списка примеров и двух приложений.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе диссертации "Дискурс рок-культуры как коммуникативный феномен" рассматриваются методологические аспекты дискурс-анализа и теоретические параметры интердискурсивности как коммуникативного феномена. Дискурс-анализ направлен на раскрытие специфики языковых объектов в их динамике, в связях с разнообразными и многочисленными контекстами текстопостроения и тексторецепции, с креативной (автор) и рецептивной (читатель, слушатель) интенцией, временем, местом и условиями текстопроизводства и восприятия текста.

Представление о внеязыковых составляющих рок-дискурса, разрабатываемое в диссертации, базируется на концепции коммуникативно-социального поля (И.П. Сусов, А.А. Романов, М.Л. Макаров). С учетом положений этой концепции в диссертации высказывается гипотеза о по-лиморфности национальной культуры, которая обусловливает существование в рамках единого социума различных по формату и потенциалу коммуникативно-социальных полей, напряженность между которыми предопределяет характер, объем и направленность коммуникации. Конкретным агентом коммуникации в указанных условиях становится репрезентирующая свое коммуникативно-социальное поле творческая личность, которая формирует в себе "сгустки" культурной энергии, направляемые ею вовне, к иным коммуникативно-социальным полям, а также внутрь — в

форме автокоммуникации в рамках коммуникативно-социального поля. Подобным потенциалом было заряжено творчество группы Pink Floyd как выразителя идей и представлений определенной группы населения 70-90-х годов XX века.

Рок-искусство (как, впрочем, и иные формы искусства, основанные на практике создания синтетических текстов, — театр, опера, эстрада и т.д.) — удобный материал для концептуализации феномена интердискурсивности в силу своей динамической природы, а также в силу того, что в рамках рок-представления взаимодействуют различные семиотические системы — вербальная и музыкальная, перформативная, и визуальная. Семантика рок-интердискурсивности в диссертации анализируется с учетом ее прагматической и синтаксической составляющих.

Прагматика интердискурсивности как коммуникативного феномена в рамках рок-искусства базируется на внутренне противоречивом и, одновременно, цельном по своей природе явлении — творческой интенции рок-автора и исполнителя. Он, с одной стороны, ориентирует свой текст на критически мыслящую личность, индивидуальность, ясно осознающую свою элитарность, но, с другой стороны, обязан учитывать физические параметры бытования рок-перформанса, накладывающие особый отпечаток на особенности текстопроизводства и тексторецепции (о специфике массовой культуры и отпечатке, налагаемой ею на личность и ее культурное функционирование см.: [Московичи 1998]).

Как элитарное по своей сути, искусство Pink Floyd активно использует средства "негативной интердискурсивности", сопоставляет и противопоставляет себя предшествующей культурной и музыкальной традиции. Вместе с тем, применяя различные средства, активно эксплуатируемые "массовой" культурой, Pink Floyd насыщает свои представления визуальными, световыми, пластическими, даже пиротехническими эффектами, разрабатывает особую поэтику психоделического (гипнотического) воздействия на зрителя, способствующего "деперсонализации" последнего через "позитивную интердискурсивность", адаптирующую синхронные культурные контексты и дискурсы, репрезентирующие данные контексты.

Интердискурсивность в реферируемой диссертации понимается как основа динамических процедур текстопостроения, в рамках которых текст как "материально зафиксированный след дискурса" (в терминологии А.А. Богатырева) (или интертекст) становится результатом интертекстуального взаимодействия различных по своей природе семиотических практик, различных дискурсов, которые, сходясь в интертексте, синтезируются в образование, качественно отличающееся от исходных (прецедентных) текстов. Это качественное отличие определено специфической синтактикой интер-дискурсивности, характерной для синтетических текстов вообще и для рок-текстов (в силу их подчас агрессивной направленности на предшествующие и синхронные контексты) в частности. Это — "альтернирующая

синтактика" (в терминологии В.А. Миловидова), предполагающая конфликтные взаимодействия как прецедентных текстов, так и семиотических практик, соучаствующих в формировании интертекста (о взаимном "уничтожении" составляющих оперного представления писал еще великий мастер "синтетического" искусства Рихард Вагнер).

Как член триады "интердискурсивность-интертекстуальность-интертекст" интердискурсивность обладает своей собственной онтологической природой, отличной от природы прочих составляющих этой триады: интердискурсивность есть по преимуществу ментальная процедура, обусловливающая текстуальную практику (интертекстуальность), фиксируемую в текстовом "теле", иначе - в интертексте.

Названные онтологические различия определяют сложность анализа интердискурсивности, так как единственно доступным материалом для последнего являются (как в случае с творчеством группы Pink Floyd) тексты, характеризующиеся отличной от дискурса онтологией. Вместе с тем, дискурс-анализ, в основе которого лежит реконструкция на основе текста динамической природы текстопроизводства и тексторецепции, позволяет в значительной мере "приблизиться к первоначальному коду автора, постоянно преобразующему наш собственный первоначальный код" [Эко 1998:113].

Еще один круг проблем связан со спецификой синтетического текста (интертекста), возникающего в процессе реализации интердискурсивной практики текстопостроения. Существующие концепции интеграции дискурсов (например, идея ментальных пространств Ж. Фольконе и М. Тернера - см.: [Залевская 2004]) относятся прежде всего к вербальным системам, для анализа которых в лингвистике разработан мощный инструментарий. В синтетическом же тексте интеграции подвергаются различные по своей природе дискурсы, которые качественно отличаются друг от друга в плане процедур семантизации и осмысливания.

Некоторые наработки анализа подобных образований существуют в науке, но они касаются лишь формального уровня таких синтетических знаковых образований, как рок-искусство или литературно-музыкальные жанры в классической музыке. В том, что касается содержательных аспектов синтетических знаков, формы и субстанции их содержания, то в современной науке нет их системного описания. Именно там, на смысловом и метасмысловом уровне синтетического текста, и реализует свой потенциал синтезирующая прецедентные тексты и прецедентные дискурсы ин-тердискурсивность.

Вместе с тем, в отсутствие общей междисциплинарной теории синтетического текста, которая могла бы предложить единые интегрированные методики анализа различных семиотических практик, оставивших свой след в едином интертексте, возможен анализ частных уровней интертекста и, соответственно, тех или иных проявлений интердискурсивности. В дис-

сертации, в частности, в качестве такового выделяется вербальный компонент рок-интердискурсивности, который анализируется на основе вербальной составляющей рок-текста.

Теоретическим основанием для подобной редукции в диссертации стали идеи Р. Барта о существовании и взаимодействии в рамках дискурса пяти кодов — проэретического, герменевтического, семного, символического и референциального. Первые два, отвечающие в повествовательном тексте за нарративную организацию событийного ряда и характеризующиеся необратимостью, уподобляются исследователем мелодико-гармонической основе текстовой "партитуры", в то время как оставшиеся три формируют, соответственно, его семантический, символический и ре-ференциальный планы и могут, с точки зрения исследователя, быть проанализированы вполне автономно.

Иными словами, вынося мелодико-гармонический (музыкальный) аспект синтетического рок-текста "за скобки", в анализе рок-интердискурсивности мы вполне можем опираться на результаты рассмотрения семантических, символических и референциальных составляющих, лежащих в рамках его вербального компонента. Вместе с тем, необратимость мелодико-гармонической структуры синтетического рок-текста (реализация проэретического и герменевтического кодов) налагает особые обязательства на логику рецепции и, соответственно, анализа их работы: процесс возникновения смысловых и метасмысловых структур, ставших результатом реализации семного, символического и референциального кодов, подчинен этой необратимости, и также (в значительно большей степени, чем в случае с литературным текстом) необратим.

Под семантической составляющей рок-текста, реализующей семантический код, в диссертации понимается система ключевых понятий-идеологем ("мифологем"), опорных концептов, которые формируют основу семантики текста. Референциальный код рок-текста проявляется в многочисленных отсылках к внетекстовым реалиям, к "вертикальному", культурному контексту, являющемуся фоном последнего. Символический код в рок-тексте несет ответственность за создание метасмысловой глубины семного и референциального кодов; эта глубина возникает в процессе интердискурсивного развертывания текста и реализации различных механизмов внутритекстовой интердискурсивности, в частности, изотопии.

Референциальный код отвечает за включение механизмов "внешней интердискурсивности", которые соотносят становящийся текст с внеполо-женными ему контекстами. Семантический код "включает" механизмы "внутренней интердискурсивности", предполагающей взаимодействие имманентно присущих тексту сем-изотопов; в процессе развертывания текста происходит взаимное наложение и взаимодействие семантики изотопов (и релевантных им контекстов). Символический код управляет формирова-

нием метасмысловых структур, синтезирующих работу означенных типов интердискурсивности.

Рассмотрению работы вышеуказанных кодов в рамках феномена интердискурсивности на материале творчества группы Pink Floyd посвящена вторая глава диссертации: "Дискурс-анализ поздних альбомов Pink Floyd".

С учетом того, что в современной литературе феномен рок-альбома соотносится по своим вербальным характеристикам с феноменом литературного цикла [Доманский 2000], в диссертации рассматриваются структурные аналогии этих двух явлений, а также те черты рок-альбома, которые позволяют отождествить его с лирическим или прозаическим циклом в литературе: особая роль заглавия, характер постранственно-временного континуума, изотопия (см.: В.А. Сапогов, И.В. Фоменко, М.И. Дарвин).

В результате анализа всех композиций поздних альбомов Pink Floyd были составлены четыре схемы, дающие представление о работе внутренних циклов внутри них и демонстрирующие развертывание пространственно-временного континуума (см. рис. 1-4).

The Animals (1979)

I 1 | Pigs on the Wing (Part I)

Градация: депрессия объединение

2

3

4

Dogs Pigs Sheep

+ бунт

Pigs on the Wing (Part П)

цикл начальной и финальной позиций

Рис. 1.

The Wall (1977)

When the Tigers Broke Free (I) In The Flesh? The Thin Ice Another Brick In The Wall (I) When The Tigers Broke Free (II) Goodbye Blue Sky The Happiest Days of Our Lives Another Brick In The Wall (II) Mother

What Shall We Do Now?

Empty Spaces Young Lust One Of My Turns Don't Leave Me Now

| Рубеж | Another Brick In The Wall (II) Goodbye Cruel World Hey You

Is There Anybody Out There?

Nobody Home Vera

Bring The Boys Back Home Comfortably Numb The Show Must Go On In The Flesh Run Like Hell Waiting For The Worms Stop The Trial Outside The Wall

Примечания:

Ш 2

3

4

Ш 6

7

8

9

10 11 12

13

14

15

16

17

18

19

20 21 22

23

24

25

26 27

29

n-

A

Война

С

За стеной

| | - начальная и финальная позиции, осложненные "сказочным

И

стилем повествования;

- цикл композиции, посвященных детским воспоминаниям;

- цикл композиций, посвященных военным воспоминаниям;

- цикл композиций, посвященных развязке внутреннего конфликта героя.

Рис. 2.

The Final Cut (1983)

Настоящее

Прошлое

и

Примечания:

1 The Post War Dream

2 Your Possible Pasts

3 One of the Few

4 The Hero's Return

5 The Gunner's Dream

6 Paranoid Eyes

7 Get Your Filthy Hands Off...

8 The Fletcher Memorial Home

9 Southampton Dock

10 The Final Cut

11 Not Now John

12 Two Suns in the Sunset

- дескриптивный цикл;

В - диалогический цикл.

Рис. 3.

A Momentary Lapse Of Reason (1989)

Настоящее

И

(Прошлое/Настоящее)

▼ Будущее

Примечания:

В

1. Signs of Life (Instrumental)

2. Learning to Fly

3. The Dogs of War

4. One Slip

5. On The Turning Away

6. Yet Another Movie

* 7. Round and Round (Instrumental) - 8. A New Machine (Parti)

> 9. Terminal Frost (Instrumental)

* 10. A New Machine (Part II) 11. Sorrow

- цикл инструментальных композиций;

- цикл "A New Machine" (parts I-II);

-цикл оппозиции "субъект-объект". Рис. 4.

Вместе с тем, в диссертации, в соответствии с принятой теоретической гипотезой, рассматривается динамическая модель культурного объекта — рок-дискурса, реализующего принципы интердискурсивности. Поэтому основным объектом анализа во второй главе является не структура рок-текста, а смыслопорождающие последствия работы циклообразующих механизмов рок-альбома, реконструируемой в процессе развертывания текста (структурно-функциональный подход).

Так, основу работы семантического, референциального и символического кодов в четырех альбомах группы Pink Floyd составляет система заглавий как самих альбомов, так и отдельных композиций, формирующая семантическую метаструктуру, которая фиксирует (креативная фаза рок-дискурса) основные мысли и метасмыслы, актуальные для позднего творчества группы.

Примером "включения" кода референции можно считать заглавие первого из анализируемых альбомов, The Animals (1977), которое отсылает реципиента к знаменитой книге Дж.Оруэлла "Скотный двор". В контексте этой референции многочисленные упоминания животных в текстах конкретных композиций (композиции Dogs, Pigs On The Wing (Parts I-II), Sheep) обретают смысловую (символическую) глубину, предопределенную семантикой прецедентного текста. Одновременно, реализуя свой социально-коммуникативный потенциал, основанная на работе референциального кода внешняя интердискурсивность позволяет группе недвусмысленно высказаться и по поводу тех, кто представляется авторам рок-композиций альбома современными обитателями "Скотного двора", и при этом обозначить геополитические координаты развёрнутой метафоры "Скотного двора": в текстах упоминаются Англия, Дрезден, Мэгги (М.Тетчер), Брежнев, Рейган, Никсон и многие другие имена и персонажи новейшей истории.

Работа семантического кода, основанного на семантике альбомного заглавия, в диссертации иллюстрируется заглавием альбома The Wall (1979). Это программное заглавие конкретизируется в заглавиях отдельных композиций (Another Brick In The Wall, части I-II, Outside The Wall), а также в конкретных семемах в их текстах (Mother, Empty Spaces, Hey You, In The Flesh, The Trial). В процессе развертывания текста альбома образ стены принципиально трансформируется в логике внутренней интердискурсив-ности: от "психемы" (стена как атрибут внутреннего мира человека, чувствующего свою отчужденность от себе подобных), через материальный объект, несущий реальную угрозу (стена расстрела), и идеологему ("железный занавес") — к метасмысловому образованию, синтезирующему конкретные смыслы в структуру более высокого символического уровня, описывающего состояние отчужденности человека в мире, пораженном насилием, враждой, политической и идеологической нетерпимостью и т.д.

Поднимаясь в логике символического обобщения до уровня мифологемы, центральной в поэтическом творчестве Pink Floyd, символ стены в процессе развертывания метатекста четырех альбомов группы вступает во взаимодействие с иными семами, в известной степени подчиняя себе логику их восприятия реципиентом. Так, только в контексте этого символического образа (со всеми импликациями, предопределенными его семантикой) воспринимается изотоп stone (в альбоме The Wall — его субститут brick): это материал, из которого сложена Стена и, одновременно, материал пластической конкретизации психологической картины, переживаемой лирическим героем метатекста, в рамках которой с камнем отождествляются кровь героя, его сердце, та "ноша", которую он несет и т.д.:

As the fear grows, the bad blood slows and turns to stone...

(Dogs // The Animals) Driven by a heart of stone...

(On The Turning Away // A Momentary Lapse Of Reason) Hey You, would you help me to carry the stone?

(Hey You//The Wall)

Таким образом, реализуемые в процессе дискурсивного развертывания текста механизмы внешней и внутренней интердискурсивности, основанные на работе взаимодействий семантического, референциального и символического кодов, способствуют созданию сложных многоуровневых метасмысловых образований, которые, становясь материалом рок-перформанса, выполняют важную социально-коммуникативную функцию: синтезируя духовный, культурный опыт молодежи 70-90х годов, они обращены и вовне, к иным субкультурам западного социума, транслируя мысли, чувства и надежды духовной элиты Запада.

Метасмысловые структуры описываются в диссертации в контексте современных представлений о мифе и "неомифе" как продукте современной культуры. С учетом сложности и неоднозначности проблемы "неомифа" в исследовании проводится мысль о структурных (но не онтологических и гносеологических) аналогиях между мифом и неомифом, создаваемым в современном искусстве, который представлен в современном роке в виде "мыслительного сгустка, максимально свернутой глубинной структуры, развертывание которой происходит в процессе порождения текста" [Красных 2003: 141].

Результатом реализации механизмов интердискурсивности в позднем творчестве Pink Floyd становятся универсальные образы (мотивы), формирующие мифологическую метаструктуру анализируемых альбомов и и являющиеся ее "силовыми" линиями, объединяющими как альбомы, так и составляющие их композиции в единое динамическое целое. Это лостав-ление и противопоставление мифологемы ("неомифологемы") дома и города,рождения и смерти, Солнца и воды, тьмы и света и т.д. Взаимодей-

ствуя с семантическими структурами в процессе развертывания семантического, символического и референциального кодов, эти мифологемы обретают динамичность и контекстуально опосредованную многозначность, способствующую более успешной реализации творческой интенции авторов рок-композиций.

В Заключении диссертации делаются выводы, намечаются дальнейшие перспективы работы.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

1. Мельникова О.А. Интертекстуальные связи в культуре текста // Актуальные проблемы исследования языка: теория, методика, практика обучения: межвузовский сборник научных трудов. - Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ун-та, 2002. - С. 61-64.

2. Мельникова О.А. Лингвистический феномен интертекстуальности // Языковые подсистемы: стабильность и динамика: сборник научных трудов. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. - С. 133-138.

3. Мельникова О.А. Культурный концепт как базовый феномен коммуникации // Богинские чтения: Материалы 8-й Тверской герменевтической конференции "Понимание и рефлексия в коммуникации, культуре и образовании" (11-13 октября 2002 года). - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. -С.92-94.

4. Мельникова О.А. Изоморфизм в организации дискурса и общества. Дискурс как социальная действительность // Язык. Время. Личность. Социокультурная динамика языковых явлений в общенародных и личностных репрезентациях: Материалы Международной научной конференции (3-5 декабря 2002 года). - Омск: Омск. гос. ун-т, 2002. - С. 262264.

5. Мельникова О.А. Особенности структуры дискурса массифицирован-ного общества // Материалы Международной конференции, посвященной 60-летию факультета иностранных языков. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2003,- Ч.1. -С. 226-230.

6. Мельникова О.А. Культура и ее отражение в альбоме // Язык и его функционирование: Межвуз. сб. науч. тр. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2004. -С.89-94.

7. Мельникова О.А Особенности культурных уровней языка // Единство системного и функционального анализа языковых единиц. - Белгород: БелГУ, 2003. - Вып.7. - Ч. 2. - С.124-125.

Р23190

Технический редактор Т.В.Малахова Подписано в печать 16.11.2004. Формат 60 х 84 1/16. Бумага типографская № 1. Печать офсетная. Усл.печл. 1,0. Уч.-изд.л. 0,8. Тираж 100 экз. Заказ № 551. Тверской государственный университет, Редакционно-издательское управление. Адрес: Россия, 170000, г. Тверь, ул. Желябова, 33. Тел. РИУ: (0822) 42-60-63.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Мельникова, Олеся Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ДИСКУРС РОК-КУЛЬТУРЫ КАК КОММУНИКАТИВНЫЙ ФЕНОМЕН.

1.1. Языковое общение как социально-культурный феномен.

1.1.1. Коммуникативно-социальное поле как способ отображения действительности.

1.1.2. Текст и дискурс как объекты культурологического анализа.

1.1.3. Дискурс и социальная действительность.

1.2. Рок-дискурс и реципиент «массового» типа.

1.2.1. Рок-текст и проблема синтетического текста.

1.2.2. Творчество группы Pink Floyd в культурном контексте XX века.

1.3. Интердискурсивность и интертекстуальность.

1.3.1. Интертекстуальность как лингвистический феномен.

1.3.2. Особенности интертекстуальных связей в текстах рок-альбома.

Выводы по первой главе.

Глава 2. ДИСКУРС-АНАЛИЗ ПОЗДНИХ АЛЬБОМОВ PINK FLOYD.

2.1. Конститутивные признаки рок-альбома как типа текста.

2.1.1. Рок-альбом как явление культуры.

2.1.2. Рок-альбом как текст.

2.1.3. Общетекстовые категории альбома.

2.2. Циклообразующие связи в 4 альбомах Pink Floyd.

2.2.1. Заглавие.

2.2.2. Композиция и пространственно-временной континуум.

2.2.3. Изотопия и мифологические мотивы в дискурсе рок-текста.

2.3. Мифопоэтика в текстах альбомов Pink Floyd.

2.3.1. Мифологические мотивы и символы в дискурсе рок-текстов альбомов группы.

2.3.2. Интердискурсивная общность мотивов в текстовом. пространстве 4-х альбомов.

Выводы по второй главе.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по филологии, Мельникова, Олеся Александровна

Данная работа выполнена в рамках лингвистического изучения текста и дискурса и посвящена структурно-семиотическому анализу интердискурсивности как коммуникативного феномена. Предмет изучения - дискурс рок-культуры, представленный поэтическими текстами группы Pink Floyd. В рамках настоящего исследования дискурс рассматривается как сложный семиотический объект, что позволяет изучать не только поэтические и инструментальные композиции, составляющие творчество данной группы, но и относящееся к ним внешнее оформление альбомов, а также фильм Алана Паркера, снятый по мотивам альбома "The Wall".

Семиотика дискурса изучает коммуникацию как процесс семантизации смыслов и осмысливание текстовых значений в рамках культурного диалога [Бахтин 1979; Барт 1994]. Эта идея стала исходной для оформления в области языкознания особого направления - теории дискурса [Макаров 2003]. Среди задач этой научной области - изучение социокультурных, интерактивных сторон языкового общения, которое представляет собой обмен смыслами с помощью текста.

Трактовка такого лингвистического явления как текст очень неоднозначна, и варьируется от традиционного определения его как «единицы языка высшего уровня» [Леонтьев 1976: 7] и «сознательно организованного результата речетворческого процесса» [Щерба 1947: 3], до представления его в качестве «единицы дискурса», «виртуального диалога между автором и адресатом» (ср.: [Бахтин 1979: 310; Барт 1994: 416; Якубинский 1986: 31). Таким образом, кино, рок-альбом, видеоклип, коллаж, комикс или музыкальная композиция также могут быть изучены в рамках традиционного понимания текста как знаковой системы. Ю.М. Лотман рассматривает текст как особую семиотическую систему, семиосферу, основанную на потребности создания универсального языка для создания диалогической ситуации между индивидами [Лотман 1996: 193-194]. С точки зрения Р. Барта, такие области культуры как живопись, театр, кино также могут быть рассмотрены как семиотические системы. [Барт 1994]. В этом случае теория дискурса выступает как интегральная методология изучения языкового общения с позиции его формы, функций и социально-культурной обусловленности в процессе межличностной коммуникации.

К семиотическим системам, широко представленным в современной культуре, относятся и сложные знаковые образования, в которых процедура семантизации смыслов основана на взаимодействии различных по своей семантической природе уровней. К такого рода системам относятся театр, опера и, наконец, рок-искусство, занимающее важнейшее место в современной, причем уже не только молодежной, культуре.

Формирование рок-текста как синтетического образования есть результат взаимодействия различных по своей природе семиотических систем, которые в процессе развертывания в тексте вступают в интердискурсивные отношения. С другой стороны, распредмечивая семантику синтетического рок-текста, реципиент осмысливает его в режиме интердискурсивности, предполагающей взаимодействие разных по качеству и формату механизмов рецепции. Этот двойной феномен и становится объектом настоящего исследования.

Материалом исследования этого феномена являются тексты четырех поздних альбомов группы Pink Floyd: The Animals, The Wall, The Final Cut, A Momentary Lapse of Reason.

Актуальность тематики данного исследования обусловлена следующими моментами:

• лингвистика и семиотика текста и теория дискурса являются активно развивающейся отраслью языкознания, вместе с тем многие ключевые вопросы в этой области знания (значение и понимание текста, семиозис) еще недостаточно исследованы;

• в концепции дискурс-анализа спорным остается вопрос о многообразии интердискурсивных отношений в рамках текста и дискурса; это тем более значимо для понимания синтетического текста рок-культуры, поскольку рок-альбом как вид текста основан на реализации механизма интердискурсивности;

• в пересмотре нуждаются феномены интертекстуальности и интердискурсивности, которые, как показывает практика, могут действовать не только в рамках вербальных систем, но и в сложных синтетических семиотических системах.

Данное исследование исходит из гипотезы о том, что современные формы синтетического искусства основаны на реализации феномена интердискурсивности, который включает в сферу своего действия не только вербальный, но и прочие компоненты, и только в рамках так понимаемой интердискурсивности возможен анализ социально значимых смыслов, составляющих вклад рок-искусства в современную культуру.

Вместе с тем, изучение подобных феноменов требует особого, уникального инструментария, который сочетал бы методики филологического, лингвистического анализа с методиками, принятыми в смежных культурологических дисциплинах - музыковедении, истории и теории графических и пластических искусств, и т. д. Потому целостный анализ интердискурсивности в рок-культуре - это возможный объект дальнейшего анализа. На данном же этапе постановка и решение проблемы интердискурсивности осуществляется в рамках вербальной составляющей рок-текста, учитывая и то, что современные наработки в лингвистике и культурологии вполне позволяют это сделать.

Цель работы состоит в рассмотрении интердискурсивных связей ^ текстов в рамках поздних рок-альбомов группы Pink Floyd.

Поставленная цель конкретизирована в следующих задачах:

• установить особенности интердискурса в рамках рок-культуры, проанализировать жанровые особенности в сфере традиций текстопостроения рок-искусства;

• определить статус интертекста как единицы текстовой семиосферы и интердискурсивности как стратегии текстопостроения;

• описать способы обозначения и выражения социокультурных и ф интердискурсивных связей поэтического рок-текста через систему мотивов и образов четырех альбомов группы Pink Floyd.

Научную новизну настоящего исследования мы усматриваем в:

• изучении специфики интердискурсивности как коммуникативного феномена;

• описании синтетической природы интердискурсивности в рамках рок-культуры;

• уточнении лингвистических признаков рок-альбома как типа 0 текста;

• выявлении интердискурсивных связей внутри метатекста четырех альбомов;

• описании глубоких изоморфных связей внутри смысловых структур поэтических текстов, обусловленных системой мотивов интертекста.

Теоретическая значимость выполненной работы заключается в определении коммуникативного статуса интердискурсивности текста рок-культуры и ее семиотической базы, обусловливающей интердискурсивные связи внутри общего метатекста четырех поздних альбомов группы Pink Floyd.

Практическая ценность проведенного исследования состоит в том, что его результаты могут найти применение в лекционных курсах и спецкурсах по теории межкультурной коммуникации, культурологии, теории дискурса, семиотике и лингвистике текста, страноведению, а также будут полезны преподавателям, ведущим курс английского языка.

Материал исследования составили поэтические тексты четырех поздних альбомов рок-группы Pink Floyd, общий объем проанализированного материала составляет 57 композиций. Под композицией понимается единица исследуемого материала, вынесенная в альбоме под отдельным номером.

В ходе исследования применялись следующие методы анализа: структурно-семиотический, контекстуальный, интерпретативный, а также элементы компонентного анализа семантической структуры слова.

Теоретической основой работы послужили следующие положения, доказанные в лингвистических, литературоведческих и культурологических исследованиях.

• Культура представляет собой динамический процесс, в рамках которого коммуниканты обмениваются смыслами с помощью текстов, а потому наиболее эффективной методикой изучения культурных объектов является дискурс анализ, основа которого разработали в своих трудах Т. ван Дейк [1989], Ю. Хабермас [2000], М.Л. Макаров [1998, 2003] и др.

• Материалом анализа дискурсивных практик является текст как сложный семиотический объект. Текст как элемент культуры обладает множественными связями с другими ее явлениями, каждое из которых может рассматриваться как текст, что представили в своих работах Р. Барт [2000, 1994], М.М. Бахтин

1979], Г.И. Богин [1993], В.Г. Борботько [1998], К. Бремон [1983], Т.А. Дейк [1988, 1989], Ю. Кристева [2000], Ю.М. Лотман [1970, 1972, 1996, 2000], М.Л. Макаров [1998, 2003], В.А. Миловидов [2000, 2003, 2004], Г. Риккерт [1995] и др. Текст как объект лингвистического изучения является сложной многоуровневой структурой, что изложили в своих работах В.В. Богданов [1993], Л.С. Выготский [1999], И.Р. Гальперин [1981], А.А. Залевская [2004], И.П. Ильин [1996, 1998, 2001], А.Р. Лурия [1979], Ю.С. Степанов [1997] и др.

Рок-альбом представляет собой знаковую систему и может быть рассмотрен как тип текста. На это указывали в своих работах Ю.В. Доманский [1999, 2001, 2002], И.В. Фоменко [1998], А.В. Курбановский [1992], А.В. Константинов, С.Л. Константинова [1999], С. Московичи [1998], С.В. Свиридов [2002] и др. На защиту выносятся следующие положения:

Интердискурсивность есть реальная форма существования сложных культурных объектов, к которым относятся различные виды синтетического искусства (опера, театр, рок-искусство) обладает механизмом создания смысловых и метасмысловых структур особой сложности, имеющих значительный социокультурный потенциал.

Интердискурсивность есть форма взаимодействия различных по своей семиотической природе дискурсов, которая ведет к созданию синтетических текстов, а также является механизмом их рецепции.

В рамках сложных семиотических систем, к которым относится рок-альбом, внешняя интердискурсивность, основанная на реализации референциальных кодов, и внутренняя, связанная с работой семных и символических кодов, является программой развертывания интертекста в рецептивной фазе семиозиса.

• Рок-альбом, как форма интертекста, обладает следующими характеристиками, которые формируются в результате интердискурсивной практики (креативная фаза) и являются основой интердискурсивной по своей природе рецепции (рецептивная фаза): 1) общетекстовыми категориями (адресованностью, интертекстуальностью, целостностью, членимостью); 2) системообразующими параметрами рок-альбома (звуковым и визуальным рядом, множественностью авторов); 3) основными параметрами поэтического текста (расширенной системой выразительных средств).

• Рок-альбом представляет собой особую знаковую систему и может быть рассмотрен как жанр текста в структурном, семантическом и контекстуальном аспектах, интердискурсивные связи в его поэтическом дискурсе выражаются на содержательном, жанрово-стилистическом и смысловом уровнях, а семиотическая система поэтических текстов альбома образует общий метатекст.

Апробация работы: результаты исследования докладывались на научных конференциях: на Всероссийской научной конференции "Актуальные проблемы исследования языка. Теория, методика, практика обучения" в Курском государственном педагогическом университете в мае 2002 года; на 8-й Тверской герменевтической конференции "Понимание и рефлексия в коммуникации, культуре и образовании" в октябре 2002 года; на международной научной конференции "Язык. Время. Личность. Социокультурная динамика языковых явлений в общенародных и личностных репрезентациях" в Омском филологическом госуниверситете в декабре 2002 года; на региональной научной конференции «Единство системного и функционального анализа языковых единиц» в Белгородском госуниверситете в октябре 2003 года; на 10-й юбилейной международной конференции "Россия и Запад: диалог культур" в Московском госуниверситете им. М.В. Ломоносова в ноябре 2003 года; на межвузовской научно-практической конференции межфакультетского отделения иностранных языков "Перспективы модернизации системы образования в современной России. Пути повышения эффективности обучения иностранным языкам" в Тверском госуниверситете в апреле 2004 года. По теме диссертации опубликовано 7 статей общим объемом 1,8 п. л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, источников примеров и трех приложений.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Интердискурсивность как коммуникативный феномен"

Выводы по второй главе

Итогами практической части диссертационного исследования мы считаем следующее:

Возникновение и развитие рок-направления как социокультурного явления обусловлено необходимостью создания особой творческой ниши для современного общества массового типа. Новое музыкально-поэтическое течение имеет коллажный, синтетический принцип построения и характеризуется как способ образной экспрессии, направленной на самовыражение нового культурного слоя, образовавшегося во второй половине XX века.

Основной формой презентации рок-творчества является аудио альбом, представляющий собой корпус текстов как сложную семиотическую систему, объединенную внутренней циклизацией, соответствующей лирическому циклу в литературе, и интертекстуальными связями. Тенденция в сторону визуальной презентации рок-композиции (обложка аудио альбома, водеоклип) усиливает эффективности коммуникации.

В ходе структурно-семиотического, контекстуального, интерпретативного анализа четырх альбомов группы Pink Floyd (The Animals, The Wall, The Final Cut, A Momentary Lapse of Reason), и определения изотопии поэтических текстов мы пришли к выводу о том, что данные системы текстов, имеют единую семиотическую основу и систему мотивов и представляют собой метатекст, объединенный общей семантико-смысловой структурой.

В процессе темпорального развития ключевые семы текстов "включают" механизмы интердискурсивной рецепции, в силу чего происходит сложный, основанный на интертекстуальных механизмах альбома, процесс смыслообразования. Интердискурсивность основывается на работе трех важнейших кодов - семного, который базируется на работе ключевых слов и понятий, символического, который "отвечает" за работу механизма противо- и со-противопоставления ключевых сем, и референционального, который расширяет пространство текста за счет введения в него различных и разнообразных ино-культурных и инодискурсивных элементов.

Таким образом, в рамках метатекста альбомов Pink Floyd взаимодействуют два типа интердискурсивности: внутритекстовая и внетекстовая. За счет их взаимодействия и происходит смыслообразование на уровне метасмыслов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги диссертационного исследования, прежде всего необходимо отметить его междисциплинарный характер. В ходе работы был проведен комплексный дискурс-анализ рок-текстов четырех поздних альбомов группы Pink Floyd, что позволило описать такой сложный культурноязыковой и коммуникативный феномен как интердискурсивность. Дискурс рок-текста рассматривался в широком контексте историко-социальных, культурологических и философских проблем, что позволило представить его с разных точек зрения, во всей его сложности и многоплановости.

Современный взгляд на объект филологического иссследования основан на представлении о его "разомкнутости", динамике и субъектной ориентированности. На смену анализу и интерпретации текста (замкнутого в себе, независимого от "человека говорящего" и "человека слушающего", статичного объекта), в современную науку приходят принципы и методики анализа и интерпретации дискурса или, если учесть принципиальную "разомкнутость" последнего, интердискурса, интердискурсивности.

Поскольку речевая и - шире - коммуникативная способность человека реализует себя в протекающих параллельно и субстанционально взаимосвязанных процедурах текстопроизводства и тексто-рецепции, то, фактически, любой эпизод речевой деятельности человека может быть описан термином "интердискурсивность".

Но среди этих эпизодов есть явления, которые наиболее явно соответствуют этому понятию и к которым термин "интердискурсивность" может быть применен прежде всего. К таким феноменам относится синтетическое искусство, в рамках которого интердискурсивные практики есть главное средство реализации авторской интенциональности. Это - театр, различные виды музыкально-драматических искусств и, конечно же, рок-искусство, занимающее столь значительное место в современной культуре, особенно -молодежной.

Интердискурсивность в рамках рок-искусства - является не только основной стратегией реализации авторской коммуникативной интенции, но и, пожалуй стратегией, единственно адекватной тем задачам, которые решает автор рок-произведения. Ведущая к созданию интертекстов и являющаяся прагматической средой интертекстуальности, интердискурсивность обуславливает и предполагает конфликтно-критичекую актуализацию дискурсов, цитируемых в поле интертекста, что в полной мере соотносится с рок-интенциональностью, суть которой - в конфликтном со-противопоставлении становящегося рок-текста с предшествующей и современной культурной, музыкальной и прочей традицией.

В настоящем исследовании было показано, что интердискурсивность в рок-искусстве - явление чрезвычайно сложное и многоуровневое. Во-первых, к феномену интердискурсивности можно отнести взаимодействие в рамках рок-представления различных по своей семиотической природе дискурсов - музыкального, вербального, акционального, пластического, визуального и т.д. Рок-текст и является результатом реализации интер дискурсивной практики, которая предопределяет взаимодействие этих различных по своим семиотическим характеристикам дискурсивных пластов. При этом в рок-представлении (как и в прочих видах синтетических искусств) все элементы оказываются семантически значимыми сами по себе; семантические структуры в рамках рок-представления и рок-альбома формируется на мета-смысловом уровне и являются результатом синтеза семантики конкретных его составляющих.

Анализ этого системного по своим образованиям объекта требует разработки общей теории синтетического текста и синтетического дискурса - теории, которая пока еще не построена. Построение же этой теории предполагает не просто привлечение методик, принятых в лингвистике, музыковедении, искусствознании и т.д., но разработку методик, которые способны синтезировать принципы анализа, выведенные в рамках данных дисциплин и внести их на качественно новый уровень.

Вместе с тем, феномен интердискурсивности может быть рассмотрен и раскрыт и на собственно вербальном уровне рок-дискурса, что вполне сообразуется с филологическими, лингвистическими задачами, решаемыми в настоящем исследовании. Исходя из идеи присутствия и "работы" в литературном дискурсе трех кодов - семного, символьного и референциального (Р. Барт), - мы приходим к выводу о том, что в рамках рок-представления и рок-альбома на основе этих кодов формируются два взаимосвязанных интердискурса - внутренний, реализующий семный и символьный коды, которые работают в процессе темпорального развертывания рок-дискурса, и внешний, базирующийся на использовании референциального (культурного) кода, "втягивающего" в процессы метасмыслообразования внеположенные тексту референты, относящиеся к культуре, политике, историческими реалиями и т.д.

Внутренняя и внешняя интердискурсивность рок-представления и рок-альбома обусловлена физическим форматом последних. Как первое, так и последнее есть циклические образования, типологически родственные лирическому циклу и реализующие те же поэтические принципы, что реализует данный литературный феномен. В исследовании показано, как участвуют в формировании внутренней и внешней интердискурсивности такие элементы циклизации, как система заглавий, мотивов и лейтмотивов, изотопия и т.д. Данные элементы рок-текста как цикла являются узлами смыслообразования и метасмыслообразования, протекающими в рамках взаимодействия маркированных данными элементами дискурсивных пластов.

К нерешенным проблемам анализа интердискурсивности как коммуникативного феномена и рок-искуства как поля реализации интердискурсивных стратегий (которые и не могут быть решены исключительно в рамках лингвистического исследования) относится прежде всего проблема синтетического текста и синтетического дискурса. Без ее теории невозможно построение общей схемы трансдискурсивной коммуникации в современной культуре.

Основные положения и результаты исследования можно рассматривать в качестве материала для дальнейшего развития критического анализа рок-дискурса, перспективность которого в социальных и лингвистических науках определяется самим характером интердискурсивности, а также той ролью, которая последняя играет в культуре и коммуникации.

 

Список научной литературыМельникова, Олеся Александровна, диссертация по теме "Теория языка"

1. Анисимова А.П. Историко-эпистемологический анализ французских семантических теорий: Автореф. дис. д-ра филол. наук. - Тверь, 2002. - 34 с.

2. Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: Сборник статей. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1999. - 444 с.

3. Арутюнова Н.Д. Референция // Лингвистический энциклопедический словарь. -М.: Сов. энциклопедия, 1990. С. 411-412.

4. Арутюнова Н.Д. Введение // Логический анализ языка. Ментальные действия. М.: Наука, 1993. - С. 3-6.

5. Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика. М.: Радуга, 1983.-С. 306-349.

6. Барт Р. Избранные работы: Семиотика, Поэтика. М.: Прогресс. Университет, 1994а. - 568 с.

7. Барт P. Z/S. -М.: Изд-во Ad Marginem, 19946. 303 с.

8. Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. -320 с.

9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.-424 с.

10. Белостоцкий А. Пинк Флойд. История и песни М: Алфавит, 1992.-80 с.

11. П.Бергер П., Лукман Т. Социальные конструкты реальности: Трактат по социологии знания. М.: Academia-Центр: Медиум, 1995.-332 с.

12. Биева Е.Г. О методах анализа понимания текста // Семантика целого текста. -М.: Наука, 1987. С. 16-17.

13. Блох М. Я. Диктема и целый текст // Семантика целого текста. -М.: Наука, 1987.-С. 17- 19.

14. Богатырев А.А. Схемы и форматы индивидуализации интенционального начала беллетристического текста. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001.- 197 с.

15. Богданов В.В. Текст и тектовое общение. — Спб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 1993. 67 с.

16. Богин Г.И. Субстанциональная сторона понимания текста. -Тверь: Твер. гос. ун-т, 1993. 137 с.

17. Борботько В.Г. О коммуникативной адекватности и о совершенстве дискурса // Текст как инструмент общения. М.: ИЯЗ, 1983.-С. 26-39.

18. Борботько В.Г. Общая теория дискурса (принципы формирования и смыслопорождения): Автореф. дис. д-рафилол. наук. Краснодар, 1998. - 30 с.

19. Борисенко А.В. Семиотика интертекстуальности: Автореф. дис. канд. филол. наук. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2004. - 18 с.

20. Бремон К. Структурное изучение повествовательных текстов после В. Проппа // Семиотика. -М.: Радуга, 1983. С. 429-435.

21. Брушлинский А.В. Социальная психология в России и теория С.Московичи // вступ. статья к книге С. Московичи "Век толп". -М.: Центр психологии и психотерапии, 1998.-С. 5-19.

22. Брэдбери Р.Д. 451° по Фаренгейту// Брэдбери Р.Д. Избранные сочинения в трех томах. М.: Олимп, 1992. - Том 1. - С. 234254.

23. Бугорская Н.В. Слово как культурная форма // Язык. Время. Личность. Омск: ОмГУ, 2002. - С. 319-323.

24. Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1999. -333 с.

25. Вагнер Р. Произведение искусства будущего // Вагнер Р. Избранные работы. М.: Искусство, 1978. - 695 с.

26. Выготский JI.C. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1934.350 с.

27. Галеев Б.Н. Проблемы синестезии в искусстве // Симпозиум "Проблемы художественного восприятия": тезисы и аннотации. Л.: Наука, 1968. - С. 23-27.

28. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М.: Наука, 1981. 137 с.

29. Гаспаров Б.М. Язык. Память. Образ: Лингвистика языкового существования. М.: Новое литературное обозрение, 1996.351 с.

30. Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Лингвистическая прагматика. М.: Прогресс, 1985.-Вып. 16.-С. 217-237.

31. Гришаева Л.И. Анекдот как способ фиксации социальных норм и морально-этических ценностей социума // Эссе о социальной власти языка. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. унта, 2000-С. 169-180.

32. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985.-451 с.

33. Дарвин М.Н. Художественная циклизация лирического произведения. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. -37 с.

34. Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989.-310 с.

35. Дейк Т.А. ван., Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1988. -Вып. 23.-С. 153-221.

36. Дильтей В. Описательная психология. М.: Русский Книжник, 1924. - 190 с.

37. Доманский Ю.В. Циклизация в русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. — Вып. 3. -С. 99-122.

38. Женнет Ж. Фигуры: Работы по поэтике: в 2 т. М-: Изд-во Сабашниковых, 1998. - Т.1 - 472 с.

39. Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3-7 классов // Изв. АПН СССР. М.: Наука, 1956. - Вып. 78. - С. 248-255.

40. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982.- 157 с.

41. Залевская А.А. Концептуальная интеграция как базовая ментальная операция // Слово и текст: психолингвистический подход. Тверь: ТвГУ, 2004. - С. 56-71.

42. Зеленов Ю.С. Уровни переработки речевого сообщения при его смысловом восприятии (постановка проблемы) // Текст, Контекст, Подтекст. -М.: Всесоюз. центр переводов, 1986. С. 44-52.

43. Зимняя И.А. Способ формирования и формулирования мысли как реальность язкового сознания // Язык и сознание: парадоксальная рациональность. М.: Изд-во Мое. гос. ун-та, 1993.-С. 51-58.

44. Зись В.Я. Теоретические предпосылки синтеза искусств // Взаимодействие и синтез искусств. Л.: Наука, 1978. - С. 5-20.

45. Иванова Е.Б. Интертекстуальные связи в художественных фильмах: Автореф. дис. канд. филол. наук. Волгоград, 2001. — 30 с.

46. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. -М.: Интрада, 1996. 255 с.

47. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. — М.: Интрада, 1998. -255 с.

48. Ильин И.П. Постмодернизм: словарь терминов. -М.: Интрада, 2001.-384 с.

49. Карасик В.И. Курс лекций по лингвистике текста. Волгоград: Перемена, 2000.

50. Каримова Р.А. Семантико-структурная организация текста. -Уфа: БГУ, 1991.- 154 с.

51. Кастальский С. Рок-энциклопедия. -М.: Ровесник, 1997. -910 с.

52. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. -М.: Наука, 1990. 153 с.

53. Константинов А.В., Константинова C.JI. Дырка от бублика как предмет "русской рокологии" // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. - Вып. 2. - С. 9-15.

54. Котляр Т.Р. О некоторых особенностях построения текста // Лингвистика текста. Материалы науч. конф. — М.: Моск. гос. пед. институт иностранных яз. им. Мориса Тереза, 1974. Ч. 1. -С. 143-146.

55. Красных В. "Свой" среди "чужих": миф или реальность? -М.: ИТДГК "Гнозис", 2003. 375 с.

56. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: Филол. фак. МГУ, 1996.-245 с.

57. Кристева Ю. Разрушение поэтики // От структурализма к постструктурализму. -М.: Прогресс, 2000. С. 430-454.

58. Кубрякова Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности. -М.: Наука, 1986. 156 с.

59. Культурология. XX век: Антропология. М.: Юристъ, 1995. -703 с.

60. Куншир А. 100 магнитоальбомов советского рока. М.: Алфавит, 1999. - С. 160.

61. Курбановский А. Звезда по имени Цой // Коре Сарам, 1990. -Вып. 4.-С. 27-31.

62. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или судьба разума после Фрейда. -М.: Логос, 1997. 184 с.

63. Ланглебен М. Русская речь и русский стих в мелодиях С.С. Прокофьева // Евразийское пространство: Звук, слово, образ. -М.: Языки славянской культуры, 2003. С. 568-574.

64. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983. -538 с.

65. Левченко Я.С. Заметки о тиражной графике в поп-музыке // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 4. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001.-С. 12-25.

66. Леонтьев А.А. Что такое язык. М.: Педагогика, 1976. - 96 с.

67. Леонтьев А.А. Языковое сознание и образ мира // Язык и сознание: парадоксальная рациональность. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1993.-С. 16-21.

68. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. -М.: Смысл, 1997. -288 с.

69. Леонтьев А.Н. Человек и культура. -М.: Наука, 1961. 180 с.

70. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990. -682с.

71. Литературный энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 750 с.

72. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.-384 с.

73. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: структура стиха. Л.: Просвещение, 1972. 270 с.

74. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек Текст -Семиосфера - История. - М.: Яз. рус. культуры, 1996. - 447 с.

75. Лотман Ю.М. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки. СПб.: Искусство, 2000. - 703 с.

76. Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов н/Дону: Феникс, 1998. -413 с.

77. Макаров М.Л. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1998. - 200 с.

78. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М.: ИТДГК "Гнозис", 2003.-280 с.

79. Малявин В. Афоризмы старого Китая. М.: Астрель, 2003. -413 с.

80. Маслова В.А. Лингвокультурология. М.: Academia, 2001. -220 с.

81. Меньшиков В. Энциклопедия прогрессивного рока. Ташкент: Шарк, 1996.-496 с.

82. Миловидов В.А. От семиотики текста к семиотике дискурса. -Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. 98 с.

83. Миловидов В.А. Введение в семиологию. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2003. - 176 с.

84. Миловидов В.А. .Офелия или Несостоявшийся опыт теории интетического текста // Русская рок-поэзия: текст и контекст. -Тверь: Твер. гос. ун-т, 2003. Вып.7. - С. 221-225.

85. Милюгина Е.Г. Феномен рок-поэзии и романтический тип мышления // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. - Вып. З.-С. 221-225.

86. Михайлова Е.В. Интертекстуальность в научном дискурсе (на материале научных статей). Автореф. дис. канд. филол. наук. Волгоград, 1999. 16 с.

87. Московичи С. Век толп. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. -475 с.

88. Молчанова Г.Г. Семантика художественного текста: (Импликативные аспекты коммуникации). Ташкент: Фан, 1988. - 160 с.

89. Никифоров С.В. Возможности психолингвистического рассмотрения прагматического аспекта декодирования текста // Уровни текста и методы его лингвистического анализа. -М.: АН СССР, Ин-т языкозн. ВЦП, 1982. С. 32-44.

90. Новейший философский словарь. Минск: Книжный Дом, 2003. - 1279 с.

91. Новиков А. И. О соотношении лингвистической и семантической информациив тексте // Семантика языковых единиц и текста. -М.: ИЯ АН СССР, 1979. С. 92-109.

92. Овчаренко В.И. Бессознательное // Новейший философский словарь. Минск, 1988. - С. 77.

93. Палий О.В. Рок-н-ролл славное язычество (источники интертекста в поэзии А. Башлачева) // Русская рок-поэзия: текст и контекст - Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. - Вып. 2. - С. 67-72.

94. Петров В.В., Герасимов В.И. На пути к когнитивной модели языка // Новое в зарубежной лингвистике.- М.: Прогресс, 1988. -Вып. 23.-С. 5-11.

95. Петров В.М. Прямое и непрямое воздействие искусства: проблемы методологии и методики исследования. М.: Рус. мир, 1997. - 175 с.

96. Попова М.К.Вербальная составляющая успеха массовой литературы // Эссе о социальной власти языка. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2001. - С. 124-127.

97. Почепцов Г.Г. Дискурсивный и композиционный уровни лингвистического анализа текста // Лингвистика текста. Материалы научн. конф. М., 1974. - ч. 2. - С. 8-15.

98. Приходько И.С. Мифопоэтика А. Блока. Владимир: ВГПУ, 1994. -133 с.

99. Пульчинелли Орланди Э. К вопросу о методе и объекте анализа дискурса // Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. М.: ОАО ИГ "Прогресс", 1999. - С. 197-224.

100. Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы. -Киев: Наука-Центр, Вист-С, 1997. 556 с.

101. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология XX век: Антология. -М.: Юристъ, 1995. С. 69103.

102. Романов А.А. Системный анализ регулятивных средств в диалогическом общении. М.: Ин-т языкознания АН СССР, Калининский СХИ, 1998. - 183 с.

103. Русская рок-поэзия: текст и контекст.- Тверь: Твер. гос. ун-т,1999.-Вып. 2.-192 с.

104. Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь: Твер. гос. ун-т,2000. Вып. 3.-230 с.

105. Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь: Твер. гос. ун-т,2002. Вып. 6. - 173 с.

106. Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь: Твер. гос. ун-т,2003.-Вып. 7.- 265 с.

107. Сапогов В.А. Цикл // Литературный энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1997. С. 492.

108. Свиридов С.В. Рок-искусство и проблема синтетического текста// Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. - Вып. 6. - С. 5-32.

109. Семантика целого текста. М.: Наука, 1987. - 167 с.

110. Семиотика. -М.: Радуга, 1983.-636 с.

111. Семиотика. Коммуникация. Стиль. М.: ИНИОН, 1983. - 204 с.

112. Семантика языковых единиц и текста. М.: АН СССР, Ин-т языкознания, 1979. - 175 с.

113. ПЗ.Снигирев А.В., Снигирева Т.А. О некоторых чертах рок-поэзии как культурного феномена // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. - Вып. 2. - С. 42-46.

114. Сорокин Ю.С. Радио- телепередача как диалог // Общение: теоретические и прагматические проблемы. М.: АН СССР, Ин-т языкознания, 1978.-С. 125-132.

115. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры: опыт исследования. -М.: Шк. "Языки рус.культуры", 1997. 824 с.

116. Страны мира. Политическо-экономический справочник. -М.: Политиздат, 1983. -250 с.

117. Струкова Т.Г. Феномен социальной власти языка в творчестве У. Голдинга // Эссе о социальной власти языка. -Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-т, 2001. С. 160-168.

118. Супрун А.Е. Текстовые реминисценции как языковое явление // Вопросы языкознания. 1995, № 6. - С. 17-29.

119. Сусов И.П. О двух путях исследования содержания текста // Значение и смысл речевых высказываний. Калинин: Калинин, гос. ун-т, 1975. - С. 90-103.

120. Сыроваткин С.Н. Структурная модель семиотического акта // "Homo Loquens" . Калинин: Калинин, гос. ун-т, 1975. - С. 87113.

121. Тарасов Е.Ф. Текст: проблемы формирования навыков смыслового восприятия // Аспекты изучения текста. М.: Наука, 1981.-С. 109-113.

122. Текст как институт общения. М.: ИЯЗ, 1983. - 184 с.

123. Титоне Р. Некоторые эпистемологические проблемы психолингвистики // Психолингвистика. -М.: Прогресс, 1984. С. 336-352.

124. Тюпа В.И. Тезисы к проекту словаря мотивов // Дискурс. -Новосибирск, 1996. № 2. - С. 62-65.

125. Уайт, Лесли А. Работы Л.А. Уайта по культурологии. М.: ИНИОНРАН, 1996. - 169 с.

126. Уфимцева Н.В. Семантика слова // Аспекты семантических исследований. -М.: Наука, 1980. С. 73-75.

127. Уфимцева Н.В. Человек и его сознание: проблема формирования // Язык и сознание: парадоксальная рациональность. -М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1993. С. 59-75.

128. Фоменко И. В. Авторский цикл в лирике. Некоторые перспективы исследования // Кормановские чтения Ижевск, 1998.-Вып. 3.-320 с.

129. Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. М.: Прогресс, 2000. - 536 с.

130. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000. - 377 с.

131. Хартунг В. К вопросу о соотношении деятельности и речевой коммуникации // Общая и прикладная психолингвистика. М.: Ин-т языкознания, 1973. - С. 7-8.

132. Хорнби А., Гейтенби Э., Уэйкфил X. Толковый словарь английского языка. -М.: Сигма-пресс, 1996. 1200.

133. Чейф У.Л. Значение и структура языка. М.: Прогресс, 1975. -431 с.

134. Чернявская В.Е. Интертекстуальность и интердискурсивность // Текст Дискурс - Стиль. - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. - с. 23-42.

135. Шматко П.Б. Введение в социоанализ Пьера Бурдье / вступ. ст. к кн. П. Бурдье "Социология политики". -М.: Socio-Logos, 1999.-С. 18-20.

136. Шукуров Э.Д., Нишанов В. Понимание в структуре познания // Философские основания науки. Вильнюс: АН СССР, Ин-т философии, 1982.-С. 118-121.

137. Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе // Общие вопросы методики. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1947.-С. 73-74.

138. Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию. -СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1998. — 430 с.

139. Эко У., Пеццини И. Семиология мифологий. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. - 180 с.

140. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во Моск. гос. унта, 1994.- 143 с.

141. Юм Д. О человеческой природе. Книга первая: О познании. -СПб.: Азбука, 2000.-314 с.

142. Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование. М.: Наука, 1986. - 205 с.

143. Ямпольский М.Б. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф. М.: РИК «Культура», 1993. - 456 с.

144. Яркова А.В. Мифопоэтика В. Цоя // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. - Вып. 2. С. 101-106.

145. Barthes Roland. Le Bruissement de la Langue. Paris: Seuil, 1984.-412 p.

146. Birnbaum P. Le Peuple et les Gros: histoire d'un mythe. Paris: Grasset, 1979.-218 p.

147. Blumer H. George Herbert Mead // The Future of the Sociological Classics. Boston: George Allen and Unwin, 1981. -P. 136-169.

148. Brown G., Yule G. Discourse Analysis. Cambridge: Cambridge University Press, 1983. - 288 p.

149. Clark H. Using Language. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. -432 p.

150. Harre R., Gillet G. The Discursive Mind. London: Sage Publications, 1994. - 192 p.

151. Katan, D. Translating Cultures. An Introduction for Translators, Interpreters and Mediators. Manchester: England, St. Jerome,1999.-271 p.

152. Laplanche J., Pontalis J. The Language of Psychoanalysis. -Paris: Press Universite de France, 1980. 523 p.

153. Mazis I. T. Globalization and Culture: The Pair Knowledge -Power // 20th Educational Conference of Palso. Athens: UMCS,2000.-p. 2-6.

154. Viehweger P. Illokutionswissen und Textinterpretation // Preprints of the plenary session papers. 13th International Congress of Linguists. Berlin: Otto Sagner Verlag, 1987. - P. 97-349.

155. Альбом "The Final Cut" 1983 Pink Floyd Music Limited / Manufactured by Columbia Records / CBS Inc. / 51 W. Street, New York.

156. Альбом "A Momentary Lapse of Reason" 1987 Pink Floyd Music Limited / Manufactured by Columbia Records / CBS Inc. / 51 W. Street, New York.

157. Брэдбери P.Д. Избранные сочинения в трех томах. Т. 1. Марсианские хроники; 451° по Фаренгейту. -М.: Олимп, 1992. -320 с.

158. Bradbury R.D. Fahreheit 451°. New York, 1991. - 130 p.1. The Animals (1977)

159. Pigs on the wing (I) 2JDogs3. I&gs (3 different4. St5. Pi an the wing (II)

160. Внутренние смысловые связи The Wall (1979)

161. When the Tigers Broke Free (Part I) г In the Flesh?

162. Тексты 54 Инструментальные композиции - 33. The Thin Ice1.no&etBrick In The Wall (Part I)

163. When the Tige?s-Bsa{ceFree (Ipart I)6. Goodbye Blue Sky

164. The Happiest Days of Our Lives

165. Another Brick In The Wall (Part П)9. Mother10. What Shall We Do Nnw!L11. Empty Spaces12. Young Lust13. One of My Turns14. Don't Leave Me Now

166. Another Brick In The Wall (Part^16. Goodbye Cruel World17. Hey You

167. Is there Anybody Out There?19. Nobody Home20. Vera21. Bring the Boys Back Home22. Comfortably Numb23.The Show Must Go On

168. Paranoid Eyes StYour Filthy Handsj

169. The ИйсЬэЕ^^щйдаШ^Ноте, JutEampton!10. The Final/Cut^11. NotNtfwIe12. T>tfo Sum In The Sunset