автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Интерес как фактор познавательной деятельности

  • Год: 2010
  • Автор научной работы: Алпатов, Александр Сергеевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Интерес как фактор познавательной деятельности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Интерес как фактор познавательной деятельности"

На правах рукописи

00349240 1

Алпатов Александр Сергеевич

Интерес как фактор познавательной деятельности

09 00 01 - онтология и теория познания по философским наукам

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

с^Ш 2010

Саратов 2010

003492401

Работа выполнена в Саратовском военном институте внутренних войск МВД РФ

Научный руководитель доктор философских наук, доцент Барышков Владимир Петрович

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Невважай Игорь Дмитриевич, Саратовская государственная академия права

кандидат философских наук, доцент Довгаленко Наталья Владимировна, Саратовский государственный технический университет

Ведущая организация Томский государственный университет

Защита состоится «12» марта 2010 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212 243 09 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Саратовском государственном университете имени НГ Чернышевского по адресу 410012, г Саратов, ул Астраханская, 83, XII корпус, ауд 203

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Саратовского государственного университета им Н Г Чернышевского

Автореферат разослан «3» февраля 2010 г

Ученый секретарь диссертационного совета

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ Актуальность темы Развитые страны вступают ныне в стадию информационного общества, когда мерилом богатства становится производство, распространение и потребление знания Речь идет о знании, на основе которого можно конструировать новые технологии и типы коллекшвных практик Знание включается в сферу социального интереса Отношение к знанию, к возможностям его создания и использования все в большей степени определяет как положение человека в обществе, так и стран в новом мировом порядке Таким образом, со знанием связана «выгода положения» С другой стороны, расширяется возможность превращения нового знания в информационный товар, и торговля им становится областью экономических ишере-сов Однако новые знания - это и новая ответственность Они обязывают менять характер и содержание деятельности, ее технологическое оснащение, создавать новую инфраструктуру Не всегда такое развитие совпадает с корпоративными интересами Подобная функциональность знания приводи! к его расчеловечиванию, когда разворачивание познавательною содержания лишается моральных, ценностных оснований для человека, включенного в этот «меркантильный» оборот

Проблематика знания и познания, таким образом, становится центральной для понимания современного общества и человека Вмес1е с тем серьезно расширяется и изменяется понимание знания, понимание его отношения к информации, его социального и культурного характера1 Ин герес, в частности, интерес познавательный, выступает одним из элементов познавательной деятельности Данный аспект выводит на темы роли интереса в познании, соотношения интереса и истины, познания и ценности Аксиология познания, или теория ценностей в научном познании, в насюящее время завоевывает все большее место в эпистемологии

Нам ближе значение интереса как познавательного интереса, не ограниченного рамками лишь науки Такое употребление термина «интерес» выводит к широкому горизонту условий возможного опыта, к теме обусловленности человеческого познания в целом Познавательный интерес связан с процессом обучения Как понимается то или иное явление, так оно и практикуется Отсюда - как понимается образование, 1ак оно и осущес1вляется До сих пор образованный человек отождествляется с человеком знающим Однако все большее значение в образовании придается человеку в единстве е! о интеллекта, нравственных и гражданских добродетелей Эта проблема, на наш взгляд, связана с изменениями во всей системе национального образования в современных условиях Переход к новой и более эффективной образовательной стратегии в российском обществе зависит от целого ряда обстоятельств, в том числе и от освоения современных образовательных тех-

' См Лекторский В А Эпистемология классическая и неклассическая М.2001 — С6

3

нологий, которые могут существенно повысить познавательный интерес личности, ее культурный потенциал

Степень разработанности темы. Разработкой проблем познания в современной отечественной философии активно занимаются Н В Бряник, И Т Касавин, В Е Кемеров, Е Н Князева, В А Лекторский, Л А Миксшина, А Л Никифоров, Н Ф Овчинников, А П Огурцов, В Н Порус, В Н Розин, М А Розов, Н М Смирнова, М Е Соболева, В С Степин, В П Филатов, И В Черникова, В С Швырев и др1 Этими авторами выявляются сущность познавательной деятельности в целом и особенности субъект-объектных отношений в познании

К современным зарубежным «классикам» эпистемологии ошосятся Карл Поппер, Юрген Хабермас, Карл Отто Аппсль, Мишель Фуко, Ричард Рорти, Уиллард Куайн, Майкл Полани, Ром Харре и др Их теоретические позиции выступают в значительной степени методологическим основанием в ведущихся в настоящее время дискуссиях по проблемам познания

Значительное внимание привлекает к себе такое течение современной гносеологии, как конструктивизм В отечественной философии и метдоло-гии науки конструктивно-деятельностный подход разрабатывался в школе Г П Щедровицкого, в работах В А Лекторского, В С Степина, В II Розина, М В Розова и других философов Конструктивизм в более узком значении получил в настоящее время распространение на Западе (Э фон Глазерс-фельд, X фон Ферстер, У Матурана, Ф Варела, Г Р01 и др) Специфической особенностью этого конструктивизма, является подчеркивание роли предпосылочности научного знания

Интерпретация субъект-объектных отношений и предпосылочности в познании достижима на основе «проективных» идей о взаимном предоставлении возможностей человеком и миром в синергетике (Ь Н Князева) и кон-цептивизме (М Н Эпштейн, I Л Тульчинский)

Особое значение для формирования нашего теоретического подхода имела саратовская традиция эпистемологических исследований, представленная в настоящее время трудами Е И Беляева, С Ф Мартыновича, И Д Невважая, С В Никитина, Л И Тетюева Основное внимание в их работах отводится рассмотрению научного знания (С Ф Мар1ьшович), а также проводится историко-философский анализ гносеологической проблематики в целом и с позиции аналитической философии, в частности (Е И Беляев) Вместе с тем, особенно существенны для разрабатываемой нами темы общая гносеологическая установка, сформулированная С В Никитиным о человеческом разуме как истоке и интегрирующем основании научной рациональности и свободы", современный проект трансцендентальной философии,

' Наука глазами гуманитария / От ред В Л Лекторский—М Прогресс-Трааиция.2005

2 Никитин С В Научная рациональность!! свобода — Сараюв, 2001

обоснованный ЛИТетюевым1, а также концепция соотношения знания и свободы, разработанная И Д Невважаем2

В коллективной монографии конца 80-х гг прошлого века «Диалектика познания» сделана попытка раскрыть диалектику познания в самом широком контексте, не ограничиваясь ориентацией на развитие лишь научного познания Анализировались личностно-психологический и социально-культурныи уровни познавательной деятельности Различение лих уровней анализа представлялось уже тогда полезным методическим приемом Оно позволяет избежать смешения личностного знания и индивидуальных механизмов познавательной деятельности с социальными формами производства, функционирования и существования знания Одновременно открывались возможности более глубоко осмыслить диалектику взаимосвязи и единства индивидуального и социального в познании, социальной обусловленности познавательной деятельности индивидуума, процессов движения знания от индивидуума к социуму и от социума к индивидууму3 Направление исследований, заложенное в то время, в частности Н М Смирновой, находит свое развитие в деятельности таких авторов, как Л А Микешина Она последовательно стремится раскрыть еще не реализованный гиленциал проб тем психологизма и релятивизма в современной теории познания 4

Если учитывать включенность проблемы интереса в комплекс ценностных предпосылок познания, тогда в поле внимания неизбежно попадает литература по аксиологии в познании, по проблеме субъекта в познании, еще шире - при рассмотрении места субъекта в познании - лшература по типам рациональности3

Тема интереса в познании в философской литературе преде 1авлена весьма ограниченно Одной из немногих публикаций остается статья Ю Ха-бермаса6 Он выделял в обществе три вида интереса «технический» познавательный интерес, имеющий целью овладеть «внешней природой» (ее 1 ее дознание — технические науки), «практический», ошосящийся к «ишерак-ции», где вырабатываются идеалы и цели, определяющие направление науки и техники, «эмансипационный», направленный на освобождение человека от всех форм «отчуждения» и угнетения, возникающих в связи с переносом технических средс1в и методов в область человеческих взаимоцействий Таким образом, обнаруживается связь истины с ин гересами

1 1етюеиЛИ Трансцендентальная фиюсофия современный проект —Саратов 2001

2НевважайИД Свобода и знание —Саратов, 1995

J Диалектика познания — Л , Изд-во Ленинградского университета 1988 —С 4

4 Микеишна Л А Философия познания диалоги и синтез подходов // Вопросы философии 2001 - №4 -—С 70-83, Ее же Философия познания Полемические павы—\1 2002 Ее же Трансцендентальные измерения гуманитарного знания// Вопросы фитоеофии — 2006 - № 1 — С 49-66, Ее же Эпистемология ценностей —М,2007

л С>бьск1, познание, дея1Сльноеть / Отв ред и cocí ИГ Касавин —М К«шон+ 2002

6 Хабсрмас Ю Познание и ишерес//Философские науки 1990—№1 —С 90-99

В большей степени познавательный интерес как целостное образование исследован в отечественной психологии и педагогике Одни из авторов своди чи интерес к потребностям («интерес - осознанная потребность»), другие - к познавательному отношению, третьи - к направленности внимания (БМТеплов) Различая потребности и интерес, психологи указывают, ню потребность направлена на обладание предметом, а интерес - на познание (В Г Иванов, В Н Мясищев) Интерес есть стремление к познанию объекта или явления к овладению тем или иным видом деятельности Но такие различия между потребностями и интересами являются односторонними Во-первых, овладение предметом нельзя понимать в смысле его потребления, во - вторых, познание объекта есть тоже своеобразное овладение им

Большинство психологов склоняются к определению интереса как познавательного отношения личности к действительности (А Г Архипов, В Г Иванов, В Н Мясищев), как проявления умственной и эмоциональной активности человека (С Л Рубинштейн), как избирательной направленности внимания человека (Н Ф Добрынин, Т Рибо), как активатору разнообразных чувств (Д Фрейер), как особого сплава эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельность человека (Л А Гордон)

Тема познавательного интереса лежит также в русле обсуждения аюу-альной проблемы - возможности существования самосюятельной теоретической дисциплины «Философия образования» Эта проблема постоянно возникает в течение XX века, в частности, при выявлении специфически эпистемологических проблем образования Обычно указываются социально-философские, социологические и социально-психологические проблемы, решение которых воздействует на процесс образования Представляется, что нельзя признать решенными и эвристически-эпистемологические проблемы образования

Ближе всех к нашей постановке проблемы находится теоретическая позиция А Ж Кусжановой Ее статья посвящена философско-методологическому анализу проблемы интереса в сфере образования1 Познавательный интерес был непосредственным предметом исследования в диссертации М И Бскосвой, посвященной доктрине познавательного интереса в обучении Выражением «доктрина интереса» обозначается у нее проблема создания условий, ведущих к возникновению познавательных потребностей' Интересы, как она полагает, относятся к психическим процессам, в ряду которых — способности и склонности

Кусжанова А Ж Проблема интереса в сфере образования (философско-методолм ическии анализ) — 1Шр//сгес1опе\¥ ш/сотеп1/у|е\¥/172/25/

2 Ьекоева М И Становление доктрины иознаватетьного интереса и ее реализация в процессе обучения (на примере школьного курса матеыашки) Диссер1ация канд пел паук Владикавказ 2001 — С 5

Анализ литературы показывает, что гносеологическому исследованию познавательного интереса, его сущности и функциям до сих пор не уделялось существенного внимания Изучая проблему интереса в познании, мы выявляем новые связи между гносеологией и философией образования, а также рядом других конкретных областей знания Сосредоточимся, главным образом, на общегносеологическом определении содержательных характеристик концепта «познавательный интерес», на его основаниях, функциях и формах использования, в частности, в образовательной деятельности

Объект исследования: субъектная сторона познавательной деятельности Предмет исследования: интерес в познании как условие познавательной деятельности субъекта

Цель исследования: определить сущность и обосновать функции интереса в познании в целом, и в учебно-познавательной деятельности в частности Задачи исследования:

1 Установить имеющиеся определения сущности интереса как такового

2 Определить местоположение проблемы интереса в учении о познании

3 Осмыслить интерес в познании как условие теоретического разума

4 Выявить место интереса внутри знаниевой системы

5 Исследовать роль интереса в познавательной деятельности индивидуального субъекта

6 Проанализировать обусловленность познавательного интереса

7 Рассмотреть теоретические позиции по вопросу соотношения познавательного интереса и образовательных парадигм, показать функции и формы реализации и познавательного интереса в учебно-образовательной деятельности

Научная новизна проведенного исследования:

1 Вводится новая систематизация -значений понятия «интерес»

2 Дается авторская интерпретация сущности интереса

3 Роль интереса в познавательной деятельности индивидуального субъекта определена исходя из его личностно-смысловых оснований

4 Впервые проводится различие между интересом в познании и «познавательным интересом»

5 Соотносятся исследовательские позиции, ранее не анализировавшиеся в отечественной гносеологической литературе

6 С авторских позиций выявляется характер и факторы детерминации по-знаватечьного интереса

7 Формируется новый взгляд на личностную направленность образования

Методологические и теоретические основания:

• системно-структурный и структурно-функциональный подходы, открывающие единство и структурную иерархию внешних и внуфенних элементов познания как условий его возможности,

• семантический подход к познанию как процессу смыслообразования, позволяющий человеку расширить горизонты понимания не столько внешней действительности, сколько себя самого,

• деятелыюстный подход, при котором познание понимается как деятельность субъекта, имеющего некоторые имманентные свойства,

• синергетический подход, выявляющий условия взаимосогласования, взаимного «сообразования» (Кант) предмета познания и знания Положения, выносимые на защиту:

1 Интерес относится к области субъектности в познании, исследование которой остается актуальным в современной философии Основой истолкования познания как деятельности субъеыа должны быть принципы единства, тождества познающего субъекта и предмета познания Познание есть самосогласовааие, взаимное согласование познающего и познаваемою Познание осуществимо как взаимопроникновение человека и мира, как их тождество, а не как дистанцирование и различие

2. Интерес различается как 1) выгода положения интерес-выгода всегда опирается на потребность, 2) предметная направленность, сосредоточенность на основе личностного смысла, как предпочтение, 3) комплекс психологических свойств и состояний субъекта внимательность, любознательность и т д Центральной категорией при характеристике интереса выступает интенциональность, направленность сознания на предмет, идеальное «П0"а-гание» предмета в мысли Интерес есть форма предпочтения в познавательной деятельности В этой связи следует провести различение между предвзятостью и предрасположенностью Предвзятость соотносится с субъективностью, а предрасположенность с субъектностью

3 Значение интереса в познании есть условие возможности познания Различаются интерес в познании, интерес к познанию и познавательный интерес Интерес в познании обусловлен в большей степени практическими потребностями, т е выгодами, которые будут получены в процессе познания Интерес к познанию определяется «склонностью» любит ли четовек познание как предмет или вид деятельности (любознательность), или он побит предмет в познании — подобная «склонность» направляет его интерес

4 Внутри знаниевой системы интерес в познании определен как познавательный интерес Познавательный интерес может быть основан на экзистенциальных или психологических предпосылках (удовлетворение 01 полученных результатов, или успехов в конкретной разновидности познавательной деятельности) Познавательный интерес а) обладает личностным характером, б) выражает способ существования ценностей в знании, в) есть форма неявного знания

5 Различаются личное и личностное знание Личное знание можно определить как индивидуальную форму общезначимого знания, связанную с носителем знания - индивидуальным субъектом Личностное знание - это не только единоличное знание, но особый его характер — одушевленность бышйственная причастность знания, «захваченпость» знания личнооным бытием, не как бытием личности, но как особым состоянием этого бытия, в котором присутствует согласованность, координация глубинных интуиций человека и предметной содержательности окружающего мира Последняя

может быть выражена в форме как научных теорий, так и других идеализированных объектов С нашей точки зрения, познавательный интерес выступает формой личностного знания

6 Для учебно-образовательной деятельности важно, чш познлва1ель-ный интерес укоренен в экзистенциальных структурах личности и не может быть сформирован исключительно методическими средствами Интерес выявляется как свидетельство личностного смысла, присутствующего в отношении субъекта к объекту Если интерес есть направленность на предмет, «захваченноеь» предметом, то основа эюй захваченное™ — личностный смысл Процесс образования должен опираться не на механические свойства психики и сознания, а на предпосылки личносшо-смыслового ряда

Теоретическая и практическая значимость. Проведенное исследование в определенной степени заполняет пробел, имеющийся в современной отечественной литературе по проблеме интереса в познании Оно привлекает внимание философов к познавательному интересу как целостному явтению, его сущности и функциям в познании Способствует развитию междисциплинарных связей между гносеологией и философией образования Результаты исследования могут быть использованы в преподавании общих курсов философии, а также в курсах по гносеологической проблематике

Апробация положений и выводов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования представлены в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях «Время-Пространство-Ценности цивилизаций» (Саратов, октябрь 2006г), «Теория и практика гражданского права» (Саратов, ноябрь 2006г), 4-я международная заочная научно-методическая конференция «Основные направления совершенствования качества подготовки специалистов» (Саратов, март 2008г), «Человек в условиях цивилизационных вызовов» (Саратов, ноябрь 2008г), 6-е межрегиональные Пименовские чтения «Церковь, Образование, Наука Правое тав-ная культура - основа духовнонравственного здоровья общества» (Саратов, ноябрь 2008г), «Культура, наука, человек в постсовременном обществе» (Саратов, декабрь 2008г) Пятые Всероссийские Аскинские чтения «Жизненный мир философа в эпоху глобализации» (Саратов, омябрь 2009г )

Результаты исследования отражены в десяти научныч публикациях автора общим объемом 2 6 п л

Объем и структура диссертации определена исследовательскими задачами и состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения, библиографического списка

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, показывается степень разработанности проблемы, определяется цель и задачи исследования излагаются теоретико-методологические основы работы, научная новизна диссертации и положения, выдвигаемые на защиту, отмечае1СЯ теоретическая и практическая значимость проведенного исследования, формы и характер апробации основных положений и результатов

В главе 1 «Концепт «интерес» в теории познания» рассмотрены современные трактовки познания в связи с темой интереса В §1 первой главы «Теоретико-методологические предпосылки понимания интереса в незнании» определено местоположение проблемы интереса в учении о познании Интерес, как предметная область, включается в сферу субъекта познания, которая сегодня вновь помещается в центр гносеологических исследований В эпистемологии ключевая для гносеологии тема субъекта познания, которая связана с ролью сознания, в том числе сознания индивидуального принципиально не рассматривается В большей степени психологические и социокульт>рные факторы познания учитываются в социологии знания Фиксация такого псложения дел имеет существенное значение, так как локализует предметную область гносеологии с ее интересом к познающему субъекту в большей мере на границе с социологией знания, чем на границе с эпистемологией

Исследование сущности и роли интереса в познании уточняет предпосылки познавательной активности субъект вообще, исходя не только из объективных доминант исюрического, экономического, практического характера, но и из личностно-смысловых оснований Исследование интереса в познании раскрывает человеческие основы теоретического разума Познающая мысль неразрывно связана с условиями жизнедеятетьности человека и целостной структурой его сознания

«Бытийсгвенный» аспект познавательного процесса раскрывается через использование таких форм освоения действительности как практическое, практически-духовное и теоретическое В практически-духовном освоении мира доминирует не «незаинтересованное» отражение реальности, а ее освоение с точки зрения человеческих целей и потребностей 1 акой подход в науках о человеке и обществе соошосшся сегодня с идеей ко!ни1тшного поворота Когнитивный поворот означает попытку пошпь как отдельного человека (в частности, его субъективность, переживания, действия), так и коллективную деятельность с точки зрения выработки, распределения и использования знания

Конструктивность — едва ли не главное отличие человеческого познания от аналогичной психической дея1ельносги животных На этом тезисе основан конструктивизм как методология научно-аознавательной деятельности и такая эпистемологическая программа, которая привлекает к себе в настоящее время значительное внимание Эпистемологический конструктивизм рассматривает научное знание как результат деятельности, средсша и приемы которой выходят за рамки мысли, движущейся по изучаемому объ-

екту В этом широком смысле конструктивизм совпадает с конструктивно-деятельностным или просто деятелыюстным подходом к знанию Конструктивная роль эпистемических, ценностных, социокультурных предпосылок при формировании знания выдвигается на первый план за счет роли факю-ров формирования знания, идущих от объекта исследования. Данная посылка является исходной дтя исследования интереса в познании, поскольку он относится к предпосылочной области познавательной деятельности

Конструкция противопоставляется репрезентации Возможны следующие разновидности эпистемологической позиции Реализм - радикальный конструктивизм - умеренный конструктивизм Последняя позиция, конструкшв-ный или референциальный реализм — современная версия деятетыюстного подхода Он снимает дихотомию конструктивизма и традиционного реализма

Конструктивизм в референциальной версии связан с пониманием познания в синергетике Отношения субъекта и объекта познания строя 1ся по принципу возвратности, взаимоотнесенности, референтное™ Это — отношения соучастия Познающий не столько отражает мир, сколько творит его Субъект и объект познания взаимно детерминируют друг друга, то ес1ь находятся в отношении ко-дегерминации, они используют взаимно прелое ыв-ленные возможности, пробуждают друг друга, со-рождаются, со-творятся, изменяются в когнитивном действии и благодаря ему

Синергетическое видение связи субъект - объект таково, что субъект с определенными установками и конструктами сознания конструирует окружающий природный и социальный мир отнюдь не наобум а "ударяет по клавишам возможного" Игра не по клавишам — эю либо хаогизация мира, либо оставление его нечувствительным, "равнодушным" к воздействиям, ибо они ниже его порога чувствительности или нерезонансны В русле онтологического поворота в гносеологии формируется «проективный» подход Проективное знание понимается как творческое, креативно-дополнительное по отношению к дескриптивности, описательности «Проективный» подход, или концептивизм, претендует заменить постмодернизм Потенциальность (или потенциирование) присуща не только человеку в его внутреннем стремлении «расшириться» до границ мира Потенциальность свойственна также отношению «между» человеком и миром Восприятие — активный, конструктивный процесс выбора из предоставляемого Мир — это океан потенций, бурление различных возможностей, открывающихся для субъекта Луч восприятия когнитивного субъекта высвечивает только что-то из предоставленных миром возможностей, только избирательно, сообразно ею установкам и возможностям восприятия Воспринимающий активен, он сам в значительной мере определяет то, что увидит, услышит, почувствует С поисковой установкой на расширение сферы идеальных конструктов связана динамика процесса порождения знания, векторность, интенциональность познания

Идея о взаимном предоставлении возможностей человеком и миром в ситуации познания хорошо выражена М Шелером в ею «Порядке любви»

До некоторой степени альтернативной трансцендентальному пониманию познания у М Шеллера выступает экзистенциальная концепция, разработанная ИД Невважаем, который рассматривает различение и дистанцирование как основные принципы при рассмотрении отношения субъект-объект Предпочтительным методологическим основанием при рассмотрении субъект-объектного отношения в познании являются принципы единства и тождества, выраженные в ко-детерминации человека и мира

В § 2 первой главы «Понятие интереса и его место в структуре познавательной деятельности» рассматривается определение интереса и его связь с познавательной деятельностью

Интерес вписывается в структуру деятельности в качестве мотива и выражает значительный субъективный оттенок ее содержания Следует различать два аспекта проблемы интерес в познании и познавательный интерес Важным является вопрос о соотношении познания и интереса как возможное ги познавательного интереса В истории философии специальная трактовка интереса принадлежит И Канту Познание связано с интересом к существованию предмета, от которого я завишу Бескорыстного, имманентного познанию, познавательного интереса, согласно логике И Канта, быть не может Интерес действует в познании как выгода Суждение о предмете удовольствия может быть совершенно незаинтересованным — не основанным на интересе, но будет возбуждать интерес Тогда оно будет незаинтересованным, но интересным (Кант) Таким образом, по Канту, различаются заинтересованное суждение о предмет удовольствия и интересное суждение о нем же Интересное - это возбуждающее интерес, а заинтересованное — основанное на интересе Незаинтересованное суждение о предмете удовольствия, следовательно, возбуждает, порождает интерес Познавательный интерес, с нашей точки зрения, порождается именно незаинтересованным суждением о предмете удовольствия То ест, истоки познавательного интереса схожи с суждением вкуса

В современном понимании интерес есть универсальное образование, особое синтетическое качество, которое помогает в отборе из окружающей реальности личностно значимого и ценного Интерес — особое психологическое побуждение личности, направленное на определенные предмет и виды деятельности как источники эмоционально-волевых переживаний и средства достижения целей

Особое место категория интересного занимает в концептивизме Итак, интересное в концептивизме демонстрирует потенциал, потенцию, возможность собственной воплощенпости предмета, ситуации или явления Правомерно предположить, что интересное есть выражение личное!ной вовлеченности, связанной с возможной полнотой реализации, и действительно, выступает предпосылкой интереса Это означает, что возможен бескорыстный интерес не только в суждениях вкуса, но и в познавательных суждениях о предмете Возможен собственно познавательный интерес как воплощение личности познающею, в отличие от интереса как выгоды в познании

Тему познания и интереса в новейшее время рассматривав Ю Хабер-мас Субъективность, с точки зрения Ю Хабермаса, есть присутствие субъекта, но как условие объективности Субъект присутствует как экстатическое существо в экстазе избавляющееся от страстей Те ити иные интересы могут называться познавательными, если они входят в процесс познания, участвуют в нем в качестве основы логико-методологических правил Установки на 1е\-ническое овладение, на жизненно практическое понимание и на эмансипацию от естественного принуждения формируют специфические точки зрения, под углом которых только и возможно постижение реальности как таковой

Гакое употребление термина раскрывает 1ему соотношения познания и интереса Кроме того, на наш влляд, следует рассмафива[ь познавательный интерес как целостное явление, неотъемлемо присущее процессу познания и связанное с субъективной его стороной Исследование познавательного интереса как целостного явления — актуальная проблема Познавательный интерес — важнейшая область общего феномена интереса

Категория познавательного ишереса в современной на\ке означае! более ичи менее устойчивую и результативную познавательную направленность человека на предметы и явления окружающей реальности, сосредоточенность на них, связанную по преимуществу с положительными эмоциями, впечатлениями и переживаниями Познавательный интерес есть внутреннее избирательное побуждение личности, направленное на осознанное эмоционально-волевое отношение к знаниям и процессу познания Одна из важнейших содержательных характеристик учебно-познавательного интереса — возникновение личностной значимости, смысла учения для самою учащегося Поэтому познавательный интерес лежит в сфере уникального личностного отношения к миру Признаки познавательного интереса — избирательный характер, сосредоточенность на объекте, устойчивое положительное эмоциональное отношение к нему

В главе 2 «Познавательный интерес как выражение субьектоет в познании» исследуется характерные черты познавательною интереса в его целостности В §1 второй главы «Познавательный интерес как форма личностного знания» рассматривается отличие субъектности от субъективности Таким отличием выступает рефлексивность, осознанность субъектом познания своей «инициативной» роли и ответственности за соблюдение объективности или, по меньшей мере, наличие представления о возможных упреках в ее нарушении

В числе личностных характеристик процесса познания исследуются эмоционально-психологические факторы познавательной деятельности Субъекшвные характеристики знания определяются не только социальными формами, социокультурным уровнем, но также индивидуальным уровнем его бытия, тем, что носителем знания является отдельный человек Создание нового, усвоение готового знания и его применение требуют личностного участия в познавательном процессе Различение индивидуального и надин-дивидуального уровней знания связано с проблемой личностного знания

Личностное знание отличается от личного Личное знание можно определить как индивидуальную форму общезначимого знания, связанную с носителем знания — индивидуальным субъектом Личностное же знание — это не только единоличное знание, но особый его характер - одушевленность, бы-тийственная причастность знания, «захваченность» знания личностным бытием, не как бытием личности, но как особым состоянием этого бытия, в котором присутствует согласованность, координация глубинных интуиций человека и предметной содержательности окружающего мира Познавательный интерес выступает формой личностного знания

Субъективность в познании со сциентистских позиций означает «пристрастность чувств и самоуправство воли» Однако познавательная ценность форм субъективности находит все больше сторонников и в современной эпистемологии Апология такой позиции в XX веке весьма почио выражена в персонализме В конце 90-х XX в было вполне оправданным введение в оборот понятия «персоналистическая гносеология» Главной ее задачей устанавливалось культивирование искусства ценностного мышления, т е способности к личностному познанию

В отечественной философии предтечей персоналистической гносеологии, культурно-экзистенциального подхода к познанию выступают, идеи НА Бердяева Он считал, что основная проблема познания, есть проблема моего познания, личного, человеческого познания Он утверждал, ссьпаясь на Б Паскаля и М Шелера, существование наряду с познанием рациональным эмоционального познания

Познавательный интерес как проблема философии познания касается характеристики субъектной стороны познавательной деятельности В эюй связи рассматривается проблема происхождения знаний с точки зрения их предпосылок у отдельного человека, эмпирического субъекта, т е познаватечьный интерес анализируется как фактор организации информации в связные структуры

Познавательный интерес связан с удивлением как исходным моментом познания Из размышления, из сосредоточенности ума на чем-либо впосчед-ствии может развиться как собственно философский, так и опытно-научный интерес Мало того, что интерес возникает как внешнее условие, задающее целевую направленность познавательной деятельности, исходящей из утилитарных соображений Рассмотрение познавательного интереса как формы личностного знания позволяет интерпретировать его как необходимый элемент познавательной деятельности, внутренне ей присущий Он возникает и действует в познании схожим с удивлением способом — задает предметную направленность познавательного акта Познавательный интерес есть конкретное выражение склонности, или предпочтения, присущею субьекту характера и способа отношения с определенными сторонами мира

Познавательный интерес, помимо того, что обладает личностным характером, выражает способ существования ценностей в знании, есть еще и форма неявного знания Влияние с о ци о кул ьту р н ы \ факторов и предшес1-вующего опыта, осуществляется в форме перцептивной установки и катсго-

ризаци — отнесение к перцептивным эталонам (объект-гипотезам) (Л Н Микешина) Перцептивная установка, предрасположенность к определенной деятельности и параметрам внешнего мира — своего рода модель ожидаемых сенсорных событий — является концентрированным выражением инвариантов предшествующего опыта субъекта Категоризация, или отнесение объекта к тому или иному классу вещей, событий, выдвижение своего рода объект-гипотез, осуществляется на основе сенсорных данных в процессе практической деятельности, обучения и общения, т е под воздействием социокультурных факторов

В итоге проведенного в параграфе анализа познавательного интереса можно выделить несколько аспектов его сущности Во-первых, познавательный интерес есть форма личностного, персоналистического знания, во-вторых, форма ценностного содержания в знании, в-третьих, форма неявного знания

В § 2 второй главы «Реализация познавательного интереса в образовательной деятельности» рассматривается контекстуалыюсть как основание познавательного интереса Познание носит контекстный харак1ер Путь познания — это движение от локальных и стандартных контекстов опыта к все более разнообразным и универсальным Хотя понятие дтя всех одно, представления его выражающие, могут быть разными Такие индивидуальные представления-интерпретации одного и того же понятия входят в сферу памяти, т е интериоризированного контекста

Обсуждаемые вопросы лежат в области экзистенциальной проблематики гносеологии Сфера экзистенциальности, сфера индивидуального чето-веческого существования выступает значительным познава!ельным ресурсом, к исследованию которого все больше разворачивается современная гносеология Экзистенциалыюсть познавательных отношений человека означает его включенность в социокультурные контексты, в том числе посредством тела и физиологических реакций, закрепляющих благоприятные условия е* о жизнедеятельности

Интерес в обучении, как и в познании в целом, неотделим от целостного становления личности — интеллектуального, нравственного, эс1ешческо-го ее развития Именно на индивидуальную образовательную активность самого субъекта обучения следует, на наш взгляд, опираться в процессе обучения Подобные идеи нашли свое воплощение в «гуманистической парадш ме личностно ориентированного образования» Сущность и специфика личности о ориентированного образования наиболее четко выявтяются в его сравнении с традиционным, особенности которого исследователи связывают с е[ о знаниевой направленностью

С точки зрения содержания личностно ориентированное образование направлено на удовлетворение экзистенциальных потребностей человека, т е потребностей его бытия, личного существования свободы и свободно! о выбора себя, самостоятельности и личной ответственности, саморазвития и самореализации Содержание личностно-ориентированного образования должно включать следующие компоненты аксиологический, когнитивный,

деятельно-творческий и личностный Учебный интерес в данной концепции связывается с атмосферой интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновения мнений, позиций, научных подходов, проектирования различных возможных решений познавательных задач Основным условием здесь выступает вовлеченность ученика в критический анализ, отбор и конструирование личностно значимого содержания образования

Проблема познавательного интереса обнаруживает, таким образом, свой практический, прикладной характер в дидактике В частности, в связи с формированием учебно-познавателыгого интереса Под формированием познавательного интереса понимается система целенаправленных воздействий, вызывающих качественные изменения в тех или иных характеристиках интереса

Познавательный интерес относится к области внутренней мотивации деятельности субъекта Этим определяется его роль в развитии учебно-познавательной деятельности и курсантов военного вуза Характером профессиональной деятельности будущего офицера обусловлена необходимость формирования в вузе профессиональной субъектности, поскольку от офицера достаточно часто требуется переход от ролевых отношений к личностно-смысловым

В заключении подводятся общие итоги исследования, формулирую i-ся выводы, намечаются перспективы дальнейшей разработки темы

По теме диссертации автором опубликованы 10 печатных работ общим объемом 2,6 п л, из них 2 статьи в ведущих научных изданиях, утвержденных перечнем ВАК

Основные положения диссертационно! о исследования отражены в следующих публикациях автора:

Публикации в изданиях, рекомендуемых ВАК РФ:

1 Алпатов А С Познавательный интерес как выражение субъективного в

познании // Известия саратовского университета Новая серия Серия философия Психология Педагогика — Выпуск 1 — Том 9 Саратов, 2009 г — С 3-7 (0 3 п л)

2 Алпатов А С Познавательный интерес активизация личностно-

смысловой сферы в познании // Вестник Поволжской академии государственной службы им ПА Столыпина —Саратов, 2009 —№2(19) —С 192-197 (0 3 п л ) В других изданиях:

1 Алпатов А С Формирование познавательного интереса к изучению фаж-

данского права у курсантов военного вуза МВД России // Проблемы реализации и тенденции развития современного законода1ельства и права — Саратов Изд-во 1 ОУ ВПО СГАП, 2007 — Выпуск 2 — С 811 (0 2 п л )

2 Алпатов ACO влиянии познавательного интереса на личность будущего

офицера // Философия и образование интеллектуальные традиции и новации — Саратов ИД «Наука», 2007 — Выпуск б — С 146-151 (0 2 п л )

3 Алпатов А С Познавательный интерес как фактор мотивации // Филосо-

фия и образование интеллектуальные традиции и новации — Саратов ИЦ «Наука», 2009 — Выпуск 8 — С 36-40 (0 3 п л )

4 Алпатов А С Теоретический аспект познавательного интереса курсантов

// Полипарадигмальньш подход к модернизации современного образования — В 2 ч — Саратов Изд-во «Научная книга», 2008 — 4 1 — С 12-15 (0 2 п л )

5 Алпатов АС Проблема познавательного интереса в парадигме личностно

ориентированного образования // Классическое университетское образование для XXI века доступность, эффективность, качество — В 2ч — Саратов Изд-во «Научная книга», 2009 — 41 — С 23-26 (0 2 п л )

6 Алпатов А С Познавательный интерес как категория гносеологии // Купьгу-

ра, наука, человек в постсовременном обществе — Саратов Паука, 2009 — С 93-98 (0 3 п л )

7 Алпатов А С Мир познания как «жизненный мир» субъекта // Социально-

гуманитарные проблемы общества эпохи кризиса — Саратов ООО изд-во «КУБиК», 2009 —С 6-12 (0 4 п л 1

8 Алпатов А С Индивидуальная активность познающего субъекта // Чело-

век в перспективах цивилизационного развития — Саратов издатеть-ский дом «МарК», 2009 — С 68-71 (02пл)

Подписано в печать 20 01 2010 Формат 60х 84 1/16 Бумага офсетная Печать трафаретная Объем Услпечл 1,00 Тираж 100 экз Заказ 8

Типография ЦВП «Саратовский источник» г Саратов, ул Университетская, 42 к 106 т 520593

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Алпатов, Александр Сергеевич

Введение.

Глава 1. Концепт «интерес» в теории познания.

§1 Теоретико-методологические предпосылки понимания интереса в познании.

§2. Понятие интереса и его место в структуре познавательной деятельности.

Глава 2. Познавательный интерес как выражение субъектности в познании

§1. Познавательный интерес как форма личностного знания.

§2. Реализация познавательного интереса в образовательной деятельности.

 

Введение диссертации2010 год, автореферат по философии, Алпатов, Александр Сергеевич

Развитые страны вступают ныне в стадию информационного общества, когда мерилом богатства становится производство, распространение и потребление знания. Речь идет о знании, на основе которого можно конструировать новые технологии и типы коллективных практик. Знание включается в сферу социального интереса. Отношение к знанию, к возможностям его создания и использования все в большей степени определяет как положение человека в обществе, так и стран в новом мировом порядке. Таким образом, со знанием связана «выгода положения». С другой стороны, расширяется возможность превращения нового знания в информационный товар, и торговля им становится областью экономических интересов. Однако новые знания — это и новая ответственность. Они обязывают менять характер и содержание деятельности, ее технологическое оснащение, создавать новую инфраструктуру. Не всегда такое развитие совпадает с корпоративными интересами. Подобная функциональность знания приводит к его расчеловечиванию, когда разворачивание познавательного содержания лишается моральных, ценностных оснований для человека, включенного в этот «меркантильный» оборот.

Проблематика знания и познания, таким образом, становится центральной для понимания современного общества и человека. Вместе с тем серьезно расширяется и изменяется понимание знания, понимание его отношения к информации, его социального и культурного характера1. Интерес, в частности, интерес познавательный, выступает одним из элементов познавательной деятельности. Данный аспект выводит на темы роли интереса в познании, соотношения интереса и истины, познания и ценности. Аксиология познания, или теория ценностей в научном познании, в настоящее время завоевывает все большее место в эпистемологии.

Нам ближе значение интереса как познавательного интереса, не ограниченного рамками лишь науки. Такое употребление термина «интерес»

1 См.: Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001. С. 6. выводит к широкому горизонту условий возможного опыта, к теме обусловленности человеческого познания в целом. Познавательный интерес связан с процессом обучения. Как понимается то или иное явление, так оно и практикуется. Отсюда - как понимается образование, так оно и осуществляется. До сих пор образованный человек отождествляется с человеком знающим. Однако все большее значение в образовании придается человеку в единстве его интеллекта, нравственных и гражданских добродетелей. Эта проблема, на наш взгляд, связана с изменениями во всей системе национального образования в современных условиях. Переход к новой и более эффективной образовательной стратегии в российском обществе зависит от целого ряда обстоятельств, в том числе и от освоения современных образовательных технологий, которые могут существенно повысить познавательный интерес личности, ее культурный потенциал.

Разработкой проблем познания в современной отечественной философии активно занимаются Н.В. Бряник, И.Т. Касавин, В.Е. Кемеров, E.H. Князева, В.А. Лекторский, JI.A. Микешина, A.JI. Никифоров, Н.Ф. Овчинников, А.П. Огурцов, В.Н. Порус, В.Н. Розин, М.А. Розов, Н.М. Смирнова, М.Е. Соболева, B.C. Степин, В.П. Филатов, И. В. Черникова, B.C. Швырев и др1. Этими авторами выявляются сущность познавательной деятельности в целом и особенности субъект-объектных отношений в познании.

К современным зарубежным «классикам» эпистемологии относятся Карл Поппер, Юрген Хабермас, Аппель, Мишель Фуко, Ричард Рорти, Уиллард Куайн, Майкл Полани, Ром Харре и др. Их теоретические позиции выступают в значительной степени "методологическим основанием в ведущихся в настоящее время дискуссиях по проблемам познания.

Значительное внимание привлекает к себе такое течение современной гносеологии, как конструктивизм. В отечественной философии и методологии науки конструктивно-деятельностный подход разрабатывался в

1 Наука глазами гуманитария / Отв. ред. В.А. Лекторский. М.: Прогресс-Традиция, 2005. школе Г.П. Щедровицкого, в работах В.А. Лекторского, B.C. Степина, В.Н. Розина, М.В. Розова и других философов. Конструктивизм в более узком значении получил в настоящее время распространение на Западе (Э. фон Глазерсфельд, X. фон Ферстер, У. Матурана, Ф. Варела, Г. Рот и др). Специфической особенностью этого конструктивизма, является подчеркивание роли предпосылочности научного знания.

Интерпретация субъект-объектных отношений и предпосылочности в познании достижима на основе «проективных» идей о взаимном предоставлении возможностей человеком и миром в синергетике (E.H. Князева) и концептивизме (М.Н. Эпштейн, Г.Л. Тульчинский).

Особое значение для формирования нашего теоретического подхода имела саратовская традиция эпистемологических исследований, представленная в настоящее время трудами Е.И. Беляева, С.Ф. Мартыновича, И.Д. Невважая, C.B. Никитина, Л.И.Тетюева. Основное внимание в их работах отводится рассмотрению научного знания (С.Ф. Мартынович), а также проводится историко-философский анализ гносеологической проблематики в целом и с позиции аналитической философии, в частности (Е.И.Беляев). Вместе с тем, особенно существенны для разрабатываемой нами темы: общая гносеологическая установка, сформулированная C.B. Никитиным о человеческом разуме как истоке и интегрирующем основании научной рациональности и свободы1; современный проект трансцендентальной философии, обоснованный Л.И.Тетюевым , а также концепция соотношения знания и свободы, разработанная И.Д. Невважаем3.

В коллективной монографии конца 80-х гг. прошлого века «Диалектика познания» сделана попытка раскрыть диалектику познания в самом широком контексте, не ограничиваясь ориентацией на развитие лишь научного познания. Анализировались личностно-психологический и социально

1 Никитин C.B. Научная рациональность и свобода. Саратов, 2001.

2 Тетюев Л.И. Трансцендентальная философия: современный проект. Саратов, 2001.

3 Невважай И.Д. Свобода и знание. Саратов, 1995.

••«■.5 культурный уровни познавательной деятельности. Различение этих уровней анализа представлялось уже тогда полезным методическим приемом. Оно позволяет избежать смешения личностного знания и индивидуальных механизмов познавательной деятельности с социальными формами производства, функционирования и существования знания. Одновременно открывались возможности более глубоко осмыслить диалектику взаимосвязи и единства индивидуального и социального в познании, социальной обусловленности познавательной деятельности индивидуума, процессов движения знания от индивидуума к социуму и от социума к индивидууму1. Направление исследований, заложенное в то время, в частности Н.М. Смирновой, находит свое развитие в деятельности таких авторов, как Л.А. Микешина. Она последовательно стремится раскрыть еще не реализованный потенциал проблем психологизма и релятивизма в современной теории познания 2.

Если учитывать включенность проблемы интереса в комплекс ценностных предпосылок познания, тогда в поле внимания неизбежно попадает литература по аксиологии в познании, по проблеме субъекта в познании, еще шире - при рассмотрении места субъекта в познании литература по типам рациональности3.

Тема интереса в познании в философской литературе представлена весьма ограниченно. Одной из немногих публикаций остается статья Ю. Хабермаса4. Он выделял в обществе три вида интереса: «технический» познавательный интерес, имеющий целью овладеть «внешней природой» (естествознание — технические науки); «практический», относящийся к

1 Диалектика познания. Л., Изд-во Ленинградского университета. 1988. С.4.

2 Микешина Л. А.Философия познания: диалоги и синтез подходов// Вопросы философии. 2001. № 4. С. 70-83; Ее же. Философия познания. Полемические главы М., 2002; Ее же. Философия науки. Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: Уч. пособие. М., 2005; Ее же. Трансцендентальные измерения гуманитарного знания // Вопросы философии. 2006. № 1. С. 49-66; Ее же. Эпистемология ценностей. М., 2007.

3 Субъект, познание, деятельность/ Отв. ред. и сост. И.Т. Касавин. М.: Канон+. 2002.

4 Хабермас Ю. Познание и интерес // Философские науки. 1990. № 1. С. 90-99. интеракции», где вырабатываются идеалы и цели, определяющие направление науки и техники; «эмансипационный», направленный на освобождение человека от всех форм «отчуждения» и угнетения, возникающих в связи с переносом технических средств и методов в область человеческих взаимодействий. Таким образом, обнаруживается связь истины с интересами.

В большей степени познавательный интерес как целостное образование исследован в отечественной психологии и педагогике. Одни из авторов сводили интерес к потребностям («интерес — осознанная потребность»), другие - к познавательному отношению, третьи - к направленности внимания (Б.М.Теплов). Различая потребности и интерес, психологи указывают, что потребность направлена на обладание предметом, а интерес -на познание (В.Г. Иванов, В.Н. Мясищев). Интерес есть стремление к; познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Но такие различия между потребностями и интересами являются односторонними. Во-первых, овладение предметом нельзя понимать в смысле его потребления, во - вторых, познание объекта есть тоже своеобразное овладение им.

Большинство психологов склоняются к определению интереса как познавательного отношения личности к действительности (А.Г. Архипов, В.Г. Иванов, В.Н. Мясищев), как проявления умственной и эмоциональной активности человека (С.Л. Рубинштейн), как избирательной направленности внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо), как активатору разнообразных чувств (Д. Фрейер), как особого сплава эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельность человека (Л.А. Гордон).

Тема познавательного интереса лежит также в русле обсуждения актуальной проблемы - возможности существования самостоятельной теоретической дисциплины «Философия образования». Эта проблема постоянно возникает в течение XX-века, в частности, при выявлении 7 специфически эпистемологических проблем образования. Обычно указываются социально-философские, социологические и социально-психологические проблемы, решение которых воздействует на процесс образования. Представляется, что нельзя признать решенными и эвристически-эпистемологические проблемы образования.

Ближе всех к нашей постановке проблемы находится теоретическая позиция А.Ж. Кусжановой. Её статья посвящена философско-методологическому анализу проблемы интереса в сфере образования1. Познавательный интерес был непосредственным предметом исследования в диссертации М.И. Бекоевой, посвященной доктрине познавательного интереса в обучении. Выражением «доктрина интереса» обозначается у нее проблема создания условий, ведущих к возникновению познавательных потребностей . Интересы, как она полагает, относятся к психическим процессам, в ряду которых - способности и склонности.

Анализ литературы показывает, что гносеологическому исследованию познавательного интереса, его сущности и функциям до сих пор не уделялось существенного внимания. Изучая проблему интереса в познании, мы выявляем новые связи между гносеологией и философией образования, а также рядом других конкретных областей знания. Сосредоточимся, главным образом, на общегносеологическом определении содержательных характеристик концепта «познавательный интерес», на его основаниях, функциях и формах использования, в частности, в образовательной деятельности.

Объект исследования: субъектная сторона познавательной деятельности.

Предмет исследования: интерес в познании как условие познавательной деятельности субъекта.

1 Кусжанова А.Ж. Проблема интереса в сфере образования (философско-методологичес-кий анализ), ht1p//credonew.ru/content/view/l72/25/

2 Бекоева М.И. Становление доктрины познавательного интереса и ее реализация в процессе обучения (на примере школьного курса математики). Диссертация.канд. пед. наук. Владикавказ. 2001. С. 5.

Цель исследования: определить сущность и обосновать функции интереса в познании в целом, и в учебно-познавательной деятельности в частности.

Задачи исследования: 1.Установить имеющиеся определения сущности интереса как такового. 2.0пределить местоположение проблемы интереса в учении о познании.

3.Интерес в познании осмыслить как условие теоретического разума.

4.Выявить место интереса внутри знаниевой системы.

5.Исследовать роль интереса в познавательной деятельности индивидуального субъекта.

6.Проанализировать обусловленность познавательного интереса.

7.Рассмотреть теоретические позиции по вопросу соотношения познавательного интереса и образовательных парадигм; показать функции и формы реализации и познавательного интереса в учебно-образовательной деятельности.

Научная новизна проведенного исследования:

1. Вводится новая систематизация значений понятия «интерес».

2. Дается авторская интерпретация сущности интереса.

3. Роль интереса в познавательной деятельности индивидуального субъекта определена, исходя из его личностно-смысловых оснований.

4. Впервые проводится различие между интересом в познании и «познавательным интересом».

5. Соотносятся исследовательские позиции, ранее не анализировавшиеся в отечественной гносеологической литературе.

6. С авторских позиций выявляется характер и факторы детерминации познавательного интереса.

7. Формируется новый взгляд на личностную направленность образования.

Методологические и теоретические основания:

• системно-структурный и структурно-функциональный подходы, открывающие единство и структурную -иерархию внешних и внутренних элементов познания как условий его возможности;

• семантический подход к познанию как процессу смыслообразования, позволяющий человеку расширить горизонты понимания не столько внешней действительности, сколько себя самого;

• деятельностный подход, при котором познание понимается как деятельность субъекта, имеющего некоторые имманентные свойства;

• синергетический подход, выявляющий условия взаимосогласования, взаимного «сообразования» (Кант) предмета познания и знания.

Положения, выносимые на защиту:

1. Интерес относится к области субъектности в познании, исследование которой остается актуальным в современной философии. Основой истолкования познания как деятельности субъекта должны быть принципы единства, тождества познающего субъекта и предмета познания. Познание есть самосогласование, взаимное согласование познающего и познаваемого. Познание осуществимо как взаимопроникновение человека и мира, как их тождество, а не как дистанцирование и различие.

2. Интерес различается как: 1) выгода положения: интерес-выгода всегда опирается на потребность; 2) предметная направленность, сосредоточенность на основе личностного смысла, как предпочтение; 3) комплекс психологических свойств и состояний субъекта: внимательность, любознательность и т.д. Центральной категорией при характеристике интереса выступает интенциональность, направленность сознания на предмет, идеальное «полагание» предмета в мысли. Интерес есть форма предпочтения в познавательной деятельности. В этой связи следует провести различение между предвзятостью и предрасположенностью. Предвзятость соотносится с субъективностью, а предрасположенность с субъектностью.

3. Значение интереса в познании есть условие возможности познания.

Различаются интерес в познании, интерес к познанию и познавательный интерес. Интерес в познании обусловлен в большей степени практическими потребностями, т.е. выгодами, которые будут получены в процессе познания.

Интерес к познанию определяется «склонностью»: любит ли человек

10 познание как предмет или вид деятельности (любознательность), или он любит предмет в познании - подобная «склонность» направляет его интерес.

4. Внутри знаниевой системы интерес в познании определен как познавательный интерес. Познавательный интерес может быть основан на экзистенциальных или психологических предпосылках (удовлетворение от полученных результатов, или успехов в конкретной разновидности познавательной деятельности). Познавательный интерес: а) обладает личностным характером; б) выражает способ существования ценностей в знании; в) есть форма неявного знания.

5. Различаются личное и личностное знание. Личное знание можно определить как индивидуальную форму общезначимого знания, связанную с носителем знания - индивидуальным субъектом. Личностное знание - это не только единоличное знание, но особый его характер - одушевленность, бытийственная причастность знания, .-«захваченность» знания личностным бытием, не как бытием личности, но как особым состоянием этого бытия, в котором присутствует согласованность, координация глубинных интуиций человека и предметной содержательности окружающего мира. Последняя может быть выражена в форме, как научных теорий, так и других идеализированных объектов. С нашей точки зрения, познавательный интерес выступает формой личностного знания.

6. Для учебно-образовательной деятельности важно, что познавательный интерес укоренен в экзистенциальных структурах личности и не может быть сформирован исключительно методическими средствами. Интерес выявляется как свидетельство личностного смысла, присутствующего в отношении субъекта к объекту. Если интерес есть направленность на предмет, «захваченность» предметом, то основа этой захваченности - личностный смысл. Процесс образования должен опираться не только на механические свойства психики и сознания, но, в первую очередь, на предпосылки личностно-смыслового ряда.

Теоретическая и практическая значимость. Проведенное исследование в определенной степени заполняет пробел, имеющийся в современной отечественной литературе по проблеме интереса в познании. Оно привлекает внимание философов к познавательному интересу как целостному явлению, его сущности и функциям в познании. Способствует развитию междисциплинарных связей между гносеологией и философией образования. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании общих курсов философии, а также в курсах по гносеологической проблематике.

Апробация положений и выводов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования представлены в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях: «Время-Пространство-Ценности цивилизаций» (Саратов, октябрь 2006г.), «Теория и практика гражданского права» (Саратов, ноябрь 2006г.), 4-я международная заочная научно-методическая конференция «Основные направления совершенствования качества подготовки специалистов» (Саратов, март 2008г.), «Человек в условиях цивилизационных вызовов» (Саратов, ноябрь 2008г.), 6-е межрегиональные Пименовские чтения «Церковь, Образование, Наука: Православная культура — основа духовно — нравственного здоровья общества» (Саратов, ноябрь 2008г.), «Культура, наука, человек в постсовременном обществе» (Саратов, декабрь 2008г.), Пятые Всероссийские Аскинские чтения «Жизненный мир философа в эпоху глобализации» (Саратов, октябрь 2009г.).

Результаты исследования отражены в 10 научных публикациях автора общим объемом 2.6 п.л. .

Объем и структура диссертации определена исследовательскими задачами и состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения, библиографического списка.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Интерес как фактор познавательной деятельности"

Заключение

Категория познавательного интереса в современной науке означает более или менее устойчивую . и результативную познавательную направленность человека на предметы и явления окружающей реальности, сосредоточенность на них, связанную по преимуществу с положительными эмоциями, впечатлениями и переживаниями. Познавательный интерес есть внутреннее избирательное побуждение личности, направленное на осознанное эмоционально-волевое отношение к знаниям и процессу познания. Познавательный интерес напрямую связан с познавательной деятельностью, может возникнуть в ее процессе, обусловлен ее характером.

В результате рассмотрения современных трактовок познания в связи с темой интереса, можно прийти к следующим выводам. Интерес, как предметная область, включается в сферу субъекта познания, которая вновь помещается в центр гносеологических исследований. Более того, от некоторого понимания субъекта зависит толкование сущности и содержания познавательной деятельности. Она может пониматься как отражение или как конструирование. Конструирование может быть интерпретировано как способ деятельности, в котором важно, прежде всего, отношение, а не содержание. На передний план выходит отношение возможного, то есть выявления самой реальности как содержащей некие возможности. Выявить их, призван субъект, который будет нажимать на «нужные клавиши» этой реальности.

Сам субъект не имеет субстанциального характера, а представляет собой продукт коммуникации, взаимодействия, общения, как с другими людьми, так и с различными уровнями собственного мира. Он выходит не в готовый мир, а комплектует, конструирует его по мере конструирования себя. По существу, этой единый процесс формообразования, самотворения человеческой реальности. Несмотря на значительную долю неопределенности в подобном образе субъекта, в деятельности его должны присутствовать некоторые «направлющие». Ими могут быть такие формы

127 субъективной настроенности как удивление и интерес. Они выступают условием «инактивирования», а иначе, как на основе инактивирования, достигнуть единения с миром не возможно. Мы полагаем, что познание осуществимо лишь как взаимопроникновение человека и мира, как их тождество, а не как дистанцирование и различие.

Оправданным, с нашей точки зрения, является введение в оборот понятия «персоналистическая гносеология». Главной ее задачей устанавливалось культивирование искусства ценностного мышления, т.е. способности к личностному познанию. Для нас важны содержательные выводы в рамках этой области исследований. Во-первых, персоналистическая гносеология существует лишь в виде личностного знания. Ее главнейшие категории - живые, конкретные личности; во-вторых, личностное познание есть ценностное мышление; в-третьих, ценностное и бытийственное измерения реальности отождествляются (истинно сущее определяется в терминах истинно ценного); в-четвертых, личностное познание является утверждением человеческой подлинности.

Познавательный интерес как проблема философии познания касается характеристики субъектной стороны познавательной деятельности. В традиционной гносеологии под субъектом понимался, как правило, познающий человек с уже сформированными когнитивными способностями. В стороне оставались процессы формирования самого «познавательного репертуара» субъектов. Это - во-первых. Во-вторых, исследователи обсуждают эволюцию, прежде всего, научного знания. Собственно человеческие познавательные способности остаются при этом в стороне или рассматриваются сквозь призму их вклада в формирование научных представлений. В еще меньшей мере исследование формирования познавательных способностей человека касается онтогенетического аспекта. В этой связи необходимо было рассмотреть проблему происхождения знаний с точки зрения их предпосылок у отдельного человека, эмпирического субъекта, т.е. проанализировать познавательный интерес как фактор

128 организации информации в связные структуры. И здесь, пожалуй, выглядит недостаточной ссылка на филогенетически приобретенные врожденные структуры, которые определяют человеческое познание, и которые не зависимы от жизненного опыта индивида.

К числу субъективных аспектов познания относятся такие, как цель познания, направленность познания, избирательность познания. Так, формирование сознанием чувственных объектов на основе его (сознания) сенсорных контактов с «вещами в себе» существенно зависит от целевой установки (практической или познавательной). Целевая установка выполняет роль своеобразного фильтра, механизма отбора важной, значимой для познающего субъекта сенсорной информации, получаемой в процессе воздействия объекта на чувственные анализаторы. Чувственные объекты — результат «видения» сознанием «вещей в себе», а не просто «смотрения» на них.

Познавательный интерес можно интерпретировать как предпосылку познания, относящуюся в равной мере, как к обыденному познанию, так и к научному исследованию. Интерес возникает как внешнее условие, задающее целевую направленность познавательной деятельности, исходящей из утилитарных соображений. Рассмотрение познавательного интереса как формы личностного знания позволяет интерпретировать его как необходимый элемент познавательной деятельности, внутренне ей присущий. Он возникает и действует в познании схожим с удивлением способом - задает предметную направленность познавательного акта. Познавательный интерес есть конкретное выражение склонности, или предпочтения, присущего субъекту характера и способа отношения с определенными сторонами мира.

 

Список научной литературыАлпатов, Александр Сергеевич, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Аверинцев, С. С. Поэтика ранневизантийской литературы/ С. С. Аверинцев. -М, 1997. -342 с.

2. Аверинцев, С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции/ С. С. Аверинцев. М., 1996.-446 с.

3. Автономова, Н.С. Концепция бессознательного: гносеологический статус / Н.С. Автономова// Философские науки. 1985. - № 5. -С. 81-90.

4. Автономова, Н. С. Познание общество - рациональность/ Н. С. Автономова// Философские науки. - 1989. - № 7. - С. 60-62.

5. Автономова, Н. С. Психоаналитическая концепция Жака Лакана/ Н. С. Автономова// Вопросы философии. 1973. - № 11. - С. 143-150.

6. Активизация учебного процесса в современном вузе // Межвуз. научн. метод, сб. Саратов: Изд-во Сарат. унив-та, 1993. — 144 с.

7. Александер, Дж. Общая теория в состоянии постпозитивизма: «эпистемологическая дилемма» и поиск присутствующего разума // Социология: методология, методы, математические модели. 2004. - № 18. С. 167-204.

8. Алюшин, А. Л. Телесный подход в когнитивной науке / А. Л. Алюшин, Е. Н. Князева // Философские науки. 2009. - № 2. С. 106-125.

9. Анкерсмит, Ф. Р. История и тропология: взлет и падение метафоры / Ф. Р. Анкерсмитю. М.: Прогресс - Традиция, 2003. - 489 с.

10. Антипова, И. Н. Формирование познавательной активности курсантов на основе технологии задачного подхода : дисс. . канд. пед. наук. Саратов, 2000. - 190с.

11. Арефьева, Т. С. Общество, познание, практика / Т. С. Арефьева. М. : Мысль, 1988. - 204с.

12. Арламов, А. А. Проблемы современной педагогической науки и философия / А. А. Арламов // Вопросы философии. 2008. - № 1. - С, 163-168.

13. Аронов, Р. А. Происхождение знания: истоки и основы / Р. А. Аронов, О. Е. Баксанский // Вопросы философии. 2008. - № 4. - С. 98-99.

14. Аскин, Я. Ф. Философский детерминизм и научное познание / Я. Ф. Аскин. -М.: Мысль, 1977.- 188с.

15. Бабочкин, П. И. Студент как социальный субъект образовательной деятельности / П. И. Бабочкин // Философские науки. -2007. № 12. - С. 100-113.

16. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М., 1979. - 423 с.

17. Бекоева, М. И. Становление Доктрины познавательного интереса и ее реализация в процессе обучения (на примере школьного курса математики). Диссертация.канд. пед. наук. Владикавказ, 2001. - 138 с.

18. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: «Медиум», 1995. 323 с.

19. Бергсон, А. Здравый смысл и классическое образование / А. Бергсон // Вопросы философии. 1990. - № 1. - С- 163-168.

20. Бердяев, Н. А. Творчество и объективация / Сост. А. Г. Шиманского, Ю. О. Шиманской. —- Мн.: Экономпресс, 2000. — 304 с.

21. Берулава, М. Н. Гуманистическое образование в условиях информационной цивилизации / М. Н. Берулава // Педагогика. 2008. - № 7. - С. 3-7.

22. Бестужев-Лада, И. В. Образование: традиции и перспективы. Философия, культура и образование / И. В. Бестужев-Лада // Вопросы философии. -1999. -№3.- С. 3-55.

23. Богатырева, Е. А.: этическая онтология и философия языка / Е. А. Богатырева, М. М. Бахтин // Вопросы философии. 1993. № 1. - С. 51-58.

24. Богоявленская, А. Е. Педагогическое руководство самостоятельной работой и развитием познавательной самостоятельности студентов: учебное пособие / А. Е. Богоявленская. Тверь: Тверской гос. ун-т., 2006. — 100 с.

25. Божович, Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения / Л. И. Божович // Известия АПН РСФСР. 1995. -Вып. 73. - С. 9-12.

26. Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. -№4.-С. 11-17.

27. Бондаревская, Е. Н. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций / Е. Н. Бондаревская, С. В. Кульневич // Педагогика. 2004. - № 10. - С.23-31.

28. Бондаревская, Е. В. Образование в поисках человеческих смыслов / Е. В. Бондаревская. Ростов - на - Дону: РГПУ, 1995. - 375 с.

29. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В. Б. Бондаревский. М.: Просвещение, 1985. - 144 с.

30. Борщева, С. О. Познание в процессе обучения : автореф. . дисс. канд. философ, наук. Нижний Новгород, 2007. - 25 с.

31. Брель, О. А. Развитие профессиональных интересов старшеклассников в условиях естественно-научного образования : дисс. . канд. пед. наук. -Кемерово, 2002.

32. Бряник, Н. В. Введение в современную теорию познания : Уч. Пособие / Н. В. Бряник. М. - Екатеринбург : Деловая книга, 2003. - 288 с.

33. Бугера, В. Е. О ценности сомнения в познании: современные аспекты старого вопроса / В. Е. Бугера, И. А. Шакиров // Философские науки. 2007. - № 9. - С. 129-140.

34. Булычев, И. И. Философия в единстве онтологического, гносеологического и аксиологического аспектов / И. И. Булычев. Тамбов : Изд-во МИНЦ, 1995.-187 с.

35. Бультман, Р. Избранное: Вера и понимание / Р. Бультман. Т. I—II. М., 2004.-750 с.

36. Бургин, М. С. Аксиологические аспекты научных теорий / М. С. Бургин, В. И. Кузнецов. Киев: Наукова думка, 1991. - 179 с.

37. Бхаскар, Р. Общества // Социо-логос: Социология, антропология, метафизика. Вып. 1. Общество и сферы смысла. - М., 1991. - С. 219-240.

38. Васильева, О. С. С истема средств развития познавательного интереса у студентов младших курсов вузов (на материале изучения английского языка) : дисс. канд. пед. наук. Саратов, 2002. — 243 с.

39. Вебер, М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке / М. Вебер. Избранные произведения. М., 1990.

40. Вербицкая, Л. Гуманитарное образование в современной России / Л. Вербицкая // Высшее образование в России. 1996. - № 1. - С. 79-84.

41. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. — М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.

42. Визгин, В. П. Мишель Фуко теоретик цивилизации знания / В. П. Визгин // Вопросы философии. - 1995. - № 4. - С. 116-126.

43. Виндельбанд, В. Избранное: Дух и история / В. Виндельбанд. М., Юрист, 1995.-687 с.

44. Витгенштейн, Л. О достоверности / Л. О. Витгенштейн. Философские работы. Ч. 1. - М.: Гнозис,1994. - С. 321-405

45. Витгенштейн, Л. О. Культура и ценность / Л. О. Витгенштейн. Философские работы. Ч. 1. - М.: Гнозис, 1994. - С. 407-492.

46. Волов, В. Т. Парадигма образования 21 века / Человек, культура, цивилизация на рубеже 2 и 3 тысячелетий: в 2 т / В. Т. Волов. Волгоград : Волгоградский техн. унив-т, 2000. - Т. 2. - С. 136-140.

47. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М. : Педагогика, 1999. - 533 с.

48. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. М., 1988. - 704 с.

49. Гайденко, П. П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века / П. П. Гайденко. М., 1997. - 495 с.

50. Гайденко, П. П., Давыдов, Ю. Н. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс / П. П. Гайденко, Ю. Н. Давыдов. -М., 2006.-365 с.

51. Гартман, Н. Этика / Н. Гартман. СПб.: «Владимир Даль», 2002. - 707 с.

52. Гершунский, Б. С. Философия образования для 21 века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. М. : Совершенство, 1998. - 608 с.

53. Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. М., 1995. - 447 с.

54. Гирц, К. Интерпретация культур / К. Гирц. М., 2004. - 557 с.

55. Горелов, И. Н. Невербальные компоненты коммуникации / И. Н. Горелов. -М., 2006. 103 с.

56. Гришкова, Г. Н. Развитие познавательных способностей школьника в игровой деятельности / Г. Н. Гришкова // Начальная школа. 2004. - № 11.-С. 41-45.

57. Гузеев, В. В. Познавательная способность учащихся и возможность ее проявления в образовательной технологии / В. В. Гузеев \\ Химия в школе. -2004. № 3. - С. 16-22.

58. Гуревич, А. Я. Индивид и социум на средневековом Западе / А. Я. Гуревич. -М., 2005. -424 с.

59. Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. 2-е изд. -М., 1984. -349 с.

60. Гуружапов, В. А. Путь, который необходимо пройти / В. А. Гуружапов // Перемены. 2002. -№1. (С. 77-86) - С. 79.

61. Гусев, С. С. Взаимодействие познавательных процессов в научном и техническом творчестве / С. С. Гусев, Гусева Е. А. Л.: Наука, 1989. 125с.

62. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. В 4 т. - Т. 2. -М. : Рипол Классик, 2002. 784с.

63. Делез, Ж. Эмпиризм и субъективность : опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта : учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза / Ж. Делез. М.: ПЕРСЭ, 2001. - 480 с.

64. Деррида, Ж. О грамматологии / Ж. Деррида / Пер. с франц. и предисл. Н. С. Автономовой. М., 2000. - 511 с.

65. Деррида, Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук / Ж. Деррида. Вестник МГУ. Серия 9. Филология. - 1995. - № 5. - С. 170-189.

66. Диалектика познания / Под ред. А. С. Кармина. Л. : Изд-во Ленинградского университета, 1988. 304 с.

67. Доронин, А. А. Технология развития познавательной активности курсантов на основе учета стиля учения : дисс. . канд. пед. наук. -Саратов, 2006.- 182 с.

68. Дружинин, В. Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие / В. Н. Дружинин. М.: ПЕРСЭ; СПб.: ИМАТОН. - М., 2001. -224 с.

69. Дусавицкий, А. К. Формула интереса / А. К. Дусавицкий. М. : Педагогика, 1989.-145 с.

70. Духовная сфера деятельности человека / Межвузовский сборник научных трудов аспирантов. Саратов : Изд-во Сарат. пед. инст-та, 1996. 101с.

71. Задорожнюк, И. Философия образования сегодня / И. Задорожнюк // Высшее образование в России. 1997.- № 2. - С. 150-155.

72. Зандкюлер, X. И. Репрезентация, или Как реальность может быть понята философски / X. Й. Зандкюлер // Вопросы философии. 2002. -№ 9. - С.81-90.

73. Зауторова, Э. В. Компьютерная среда как средство организации познавательного интереса личности в области искусства / Э. В. Зауторова // Инновации в образовании. 2007. - № 2. - С. 104-108.

74. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. М.: Политиздат, 1986. 223с.

75. Зедльмайр, X. Проблемы интерпретации / X. Зедльмайр // Искусствознание. -1998.-№ 1.-С. 490-524.

76. Зинченко, Б. П. Психологическая педагогика: материалы к курсу лекций. Ч. 1. Живое знание / Б. П. Зинченко. Самара : Самарский Дом печати, 1998 с.

77. Иванкина, Л. И. Образовательный дискурс современности / Л. И. Иванкина //Философские науки. 2007. - № 12. - С. 86-99.78.