автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Интернациональный долг личности как фактор гармонизации межнационального общения

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Терещенко, Инна Георгиевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Автореферат по философии на тему 'Интернациональный долг личности как фактор гармонизации межнационального общения'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Интернациональный долг личности как фактор гармонизации межнационального общения"

киевский институт политологам И сошшшюго управления

На правах рукописи

ТЕРЩЕНКО Инна Гаоргаавна

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫ]! ДОЛГ ЛШНОСТИ КАК £АКТСР ГАРМОНШЩИИ МЕЕНА1350НАЛЫЮГ0 (ШШ

Специальность 09.00.02 - теория научного

социализм я ксшуназма

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соиокание ученой степени кандидата философских наук

Киев - 1950

Диссертация выполнена на кафедре политической социологии Одесского государственного университета им.И.И.Мечникова

Научный руководитель Официальные оппоненты

Ведущая организация

Защита состойся £) и.?-£><)1990 г. в час. не заседания специализированного совета К.151.13.03 в Киевском институте политологии в социального управления 252655,ГШ, Киев-119, ул.Мельникова 36/1, зал заседаний Совете.

С диссертацией ыояно ознакомиться в библиотеке Киевского института политологии и социального управления.

Авторафврат разослан " ¿^>¿-¿-1990 г.

доктор исторических наук, профессор,Д.Н .Щербаков

доктор фклософс5фх каук, профессор Ю.И.Римаренко

кандидат философских наук, старший научный сотрудник Б.В.Попов

кафедра общественно-политической теории Киевского государственного университета им.Т.Г.Шевченко

Ученый секретарь специализированного совета доцент

Л.С.Тупчкенко

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. На оовремеаном втапе общественного развития вопросы совершенствования национальных отношений иизот непреходящее значение. Поэтому по-прежнему актуально звучат слова В.И.Ленина, "что только громадная внимательность к интересам различных наций устраняет почву для конфликтов, устраняет взаимное недоверие, устраняет опасение каких-нибудь интриг, создав! то доверие, в особенности рабочих и крестьян, говорящих на различных языках, без которого ш мирные отнесения мелщу народами, ни сколько-нибудь успешное развитие того, что есть ценного в современной цивилизации, абсолютно невозможно"^. Действительно,необходимость постоянного, неуклонного внимания к национальным проблемам определяется прекде всего собственно развитием современной вдвилизащш, как взаимосвязанного и взаимообусловленного образования.

Важность современного решения возникащах в этой сфере вопросов особенно повышается в такой многонациональном государстве, как назв. Иначе национальные проблвш станут серьезным препятствием для перестройки. "Судьба перестройки,- отмечалось в платформе Щ КПСС к ХХУШ оьезду партии,- в огромной мере зависит от того, как будут складываться межнациональные отношения"**.

Однако потребность в научно обоснованном а взвешенном регулировании национальных процессов длительное время недооценивалась .Свойственное всему миру во второй половине XX века противоречие между стремлением наций к самостоятельности и потребностью в углублении интернациональных связей, отразившееся и в кашей стране, должным образа» не анализировалось и не учитывалось в политике, как н было зафиксировано в платформе КПСС "Национальная политика партии в современных условиях"3. Крема того, инерционные подходы, попытка мыслить категориями 30-х годе® ощутимо сковывали анализ реальных процессов и явлений, происхо-. дявщх в офере национальных отношений. И ыногаэ реальные настоящие сложности и проблемы в отой области общественной жизпи во многом является следствием неадекватных, догматизированных, упрощенных теоретических конструкций в схем.

1. Ленин В.И. Шиш.собр.соч. Т.45, С-240.

2. Правда. 1990. 13 февр.

3. Правда. 1989. 17 авг.

Таким образом, современное обострение национальных процессов как никогда определяет настоятельную необходимость дальнейших разработок и новых подходов к различным аспектам и с разных уровней - от личностного до национально-государственного, - выявления их сущности, истоков и перспектив развития.

В этой связи особую важность приобретает вывод, сделанный на XIX Всесоюзной партийной конференции и сентябрьском / 1989 г. / Пленуме ЦК КПСС, о той, что ни один принципиальный вопрос жизни страны не может решаться без учета ее многонациональиостн.

Исторический опит показывает, что любой народ в процессе развития так или иначе взаимодействует с другими народами. Межнациональное общение на всех уровнях выступает как активно действующий фактор развития каждого народа в отдельности и страны в целом и оказывает решающее значение для социального прогресса. Благодаря общению, требующему не просто действий наций и народностей, а взаимодействия, деятельность по производству материальных п духовных ценностей каждой наши становится обстоятельством жизни других наций, укрепления уз кок самих общаицихся, так и общности в ргшках всей страны.

Кроме того, межнациональное общение проявляет еще одну веяную теоретическую проблему соотношения, механизма взаимодействия национальных, интернациональных и общечеловеческих интересов а ценностей в процессе общественного развития. Потешу проблема межнационального общения выступает одной из насущных, являющейся основанием для понимания в осмысления национальных процессов, происходящих в стране.

Процессы гуманизации, отмечанцае современный уровень развития цивилизации, обусловливает возрастание роли в значения личности в естественном развитии. "... С каких би позиций ни ке подходили к определения путей развития насей вкояскахн, культуры, социальной и духовной яизна,- отыэчал К. С. Горбач аз,- рзсапциэ фактором всегда будет cm человек, его цастерство, его патриотизм и интернационализм, его способность к творчеству, его гражданская позиция и активность"*. Во многом успешность протекания межнациональных отношений, межнационального общения напрямую зависит и связала с проявлением социальных, 'национальных,политических и нравственных свойств личности, в жизнедеятельности которой находят индивидуальное воплощение все г.цщ общественных отношений.

В поисках ответов на саше оетросоврешзшше вопроси выдви-

I. Горбачев U.C. Революционной перестройке - идеологию обновленияг

М.. К88. G.3.

гаются в число наиболее актуальных научных проблей обществоведения национальные а интернациональные связи и отношения личности. ее этнические особенности а интернационалистские лсзициг а установка. Возрастшше роли личности 2 качества субъекта нп-цаональлцх отношений делает настоятельно иеобходпши углубленное изучение сущности а своеобразия нэ только етделышх нацвоналт-шгс а интернациональных объединений, но я сашх ладей, их составлявших, специфических черт ах духовной культуры, быта, психологии.

рост национального самосознания, отнзчавшдй современного общественно-политическую ситуация в стране, такяа требует этаж-тельного изучения процессов, аротекавдих н общественно! созканзз. Визывает настороженность и тот факт, что а разлитии национальных движений воз рвав в тшчества аргумента а довода выступает обращение к штернацяоналазцу. 15 это в яосла^ствпи гложет негативно сказаться на состояние национальных отношений.

В условиях политической активизации, быстрого роста национального самосознания, углубляющихся процессов интернахгаоналлза-цнл особое значение приобретает постоянный анализ и учет всех аспектов национальных процессов, как теоретических оснований межнационального общения, так и индивидуальных личностных проявлзнЕЗ национального самосознания.

Обретение к проблема интернационального долга лнчиоста определяется теы, что интернациональный долг в определенней степени является показателен интернационализма лачноста, с другой сторона, межнациональное общениэ в соответствии о долгом, дошли: суть собственно нравственное отношниз. Тем самым выделяется нравственный, гушнистическай аспект интернационализма. С учетса этого в качестве предмета нсслэдования выступает ггравствешая,моральная, этическая сущность теории интернационализма.

Степень научней разработанности проблема. В предложением аспекте проблеет достаточно шогопланова, включает в себя различие срезы н уровни, находится на стыка разных областей научного знания. В большинстве случаев а советской литературе проблема интернационального долга личности разрабатывается не в качества самостоятельного предмета, а лнкь в связи о ресенизм других проблем.

Правде всего не обходило выделять исследования по проблемам теории и практики пролетарского, социалистического интернационализма, в которых раскрываются его сущность, исторические традиции, обосновывается его роль на различных этапах развитая общества в достижении социального прогресса, актуальность и значи-

мость в современных условиях1. Тем самым анализ теории интернационализма, различных ее аспектов подводи* к решению проблеет интернационального долга, как имманентной ее характеристики, хотя специально этот вопрос не ставится.

В специальных исследованиях рассматривается теоретические проблеш интернационализации общественной жизни, вопросы развития и совершенствования национальных отношений^, поднимаются вопросы о противоречиях, задачах и перспективах в этой с$ере общественной жизни.3

Исследование этих и других частных вопросов дает теоретнче- . ское обоснование новым явлениям в развитии общества, тем процессам, которые, актуализируют, повышают роль интернационализма, интернационального долга, с одной стороны, а с другой - в определенной степени являются их результатом. Это позволяет глубже понять объективную детерминированность интернационализма.

Бурный рост публикаций по межнациональный проблемам наблюдается во второй половине 80-х годов. В них прослеживается стремление к новым подходим в анализе тех или иных вопросов, касающихся межнациональных отношений, им свойственна большая глубина, уход от схематизма, лакировки событий, более осмысленное обращение к опыту зарубежных исследователей4. Хотя нужно отметить, что острота происходящего в стране влечет за собой в некоторых публикациях преобладание эмоциональных оуткдений, доходящее до крайних посылок. И это соответственно отражается на их научном потенциале, на взвешенности и научной аргументированности.

1. Абдулатипов Р.Г., Буриасгрова Т.Ю. Ленинская политика интерна-циоьализма в СССР: история в современность.-М., 1982," От Каркса до наших дней:/Историческае традиции пролетарского интернационализма/. В 2-х тт.-Ы. ,1982: Кабвченко А.П. Развитие пролетарского интернационализма. ,1979; Слободян М.И. Пролетарский иьтернаад-онализм - фактор социального развития.-Киев, 1981 и др.

2. Джунусов М.С. Введение в марксистско-ленинскую теорию наций.-Ашхабад,19885 Горовский «.Я., римаренко Ю.И. Марксистско-ленинская теорий наши а социалистическая практйка.-Киев,1985; Их жа Национальный вопрос и социализм.-Киев, 1990 и др.

?Ло5р0?,леш и противоречия в национальных процессах: Сб.ст.-М., 1988; Нахушев В.Ш. О противоречиях в сфере национальных отношений и путях их разрешения на современном этапе пбрестройкн//Науч. коммунизм.-1989.-л4; Ниианов Р. Совершенствование межнациональна* о1^013?^ - важный фактор пэрестройки/УПолит. образование.-национальные проблемы в современных условиях: Сб.от. /Отв.ред.Э. А.Баграмов/, 1988 в др,

4. Абдулатипов Р.Г. Перестройка и межнациональные отношения//Вопр. истории КПСС.-1989.-Я2; Бромлей ».В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов.-«.,1988; Тишков В.А. О концепции пере-

Полезную информацию при анализе современного состояния национальных процессов дехт материалы научных конференций, "круг-лих столов". В этой группе райот убедительно обосновывается и раскрывается такяе теория а практика соотнесения и путей развития национальных и интернациональных интересов, т.е. той проблемы, которая является ключом к понимания интернационального долга.

Особое место в исследуемой проблеме запашет литература, освещающая философский и психологический аспекты интернационализ-иа^.В послвднеа время начала разрабатываться проблемы интернационализации общественного п индивидуального сознашит, интернационализм в структуре сознания я поведения личности, соотнесения национальных а интернациональных черт. Но вопроси об уровнях интернационализация личности, интернационального долга в структуре интернационализма личности не получала еще замзтногв развития.

Особый интерес представляют публикация этнографов, прежде всего Ю.В.Арутвняна, Ю.В.Брдалея, Л.М.Дробкаевой, В.И.Козлова, В.А.Тшхова, которые способствуют интеграция научного знания по проблемам национального /этнического/ сознания личности, сущности

о

национальных процессов и их взаимосвязи о разЕитиен личности. Отличительной особенностью данных исследований является привлечение богатого вшшраческого материала.

А—стройки мекнацнсяальных отношений в ОССР//Советская этнография.~ 1989.-Й1; Чешко C.B. Национальный вопрос в СССР: состояние и перспективы пзученая//Советская этнография,-1988.-Й4. я др.

1. XIX Всесоюзная конференция КПСС и совершенствование межнациональных отношений /Размышления участников "круглого стола" накануне Пленума ЦК партии//Укр.нстор,гурн»-1989.-Д5; Философские проблемы теории а практика национальных отношений при социализме/Материалы "круглого стола"/ //Вопр.философии.-1988.-#9. ; Национальные отношения в СССР: опыт история и современность /Материалы "круглого стола"/ //Вопр истории КПСС.-1989.Национальные процессы в СССР: етоги, тенденция, проблемы Д<агериалн "круглого стола"/ //История СССР.-1987.-Я6.; Национальный вопрос а межнациональные отношения з СССР: история и современность /Материалы "круглого стога"/ //Вопр.исторка.-1989.£6 а др.

2. Баетов Б.О. О природе интернациональных чувств.-Фрунзе,1975; Даадамяров А.ф. Нация н личность.-Баку,1976; Щувалоз Б.А. .Баба-код ВД. .ларямов P.P. Национальное секосознаяав а интернационалистские ценности в условиях перестройка //Проблема и противоречия в национальных процессах. -М.,1988. а др.

3. Арутюнян Ю.В., Дробияева Л.М. Многообразие культурной жизни

Национальные процеосы при социализме в свете ленинских идеи//лени-низм и проблемы этнографии.-Л. ,1987;Козлов В.И. Национальный вопрос и пути его решения //Советская этнография.-I9R9.и др.

Категория "долга" является специальным предметом исследования в фклософско-зтической литературе. Во луди е советские философы и социолога исследуют долг как категорию этики, раскрывают ее классовое, историческое содпркаше^. Другие авторы рассматривают долг как моральное качество личности, уделяя значительное внимание анализу внутренней, субъективной стороне долга, соотношению сознания, чувства, вола в единство с его объективным содержание}^.

В центре внимания вышеуказанных работ находятся исследование диалектики объективной и субъективной сторон долга, анализ его содержания и форм, в них сформулированы основные принципы подхода к решению проблемы долга марксистской втпкой. Необходимо отметить, что вте проблемы наиболее интенсивно изучались в 60-е годы, именно тогда была проделана основная работа по их разработке. В конце 70-х годов наметилась определенная активизация изучения различные видов долга, рассмотрения интернационального долга и . его содержания при анализе других понятий морали и моральных качеств личности ила в качество одного из проявлений, ендов общественного долга. v

Наибольший интерес и ценность в етом направлении исследований представляют труда И.М.Бахтина, Г.С.Баткцова, О.Г.Дробкишо-го, С.Д.Рубинштейна, З.М.Какабадзе, В.В.Кортави 3,которые легла в концептуальную основу данного диссертационного исследования по проблемам личности, сущности и природы нравственности, долга, долкного.

Собственно вопрос интернашокольного долга разрабатывает небольшая груша обществоведов. Так, И.И.Серова, А.П.Серцова, Т.С.Матвеева, Т.Зсенгеяьдиев р&ссиатривгот интернациональный долг в соотнесении с теорией пролетерского Ентернационатазка, обркца-

1. Архангельский Л.Vi. Марксистская втика: предает, структура, основные направления, -ЭД., 1985: Дробннцкий О .Г. Проблемы нравственности. 1977; Коновалова Л.В. Долг п нравственное развитие личности.-М. ,1969 и др. -V.

2. Головко H.A. Гразданскай долг советского человека //Полит, сз-ыообразовшше,-197«;.-Jtö; Размустов Б.А. Марксистско-ленинская этика о категориях долга //Проблемы духовной кпзии общества.-Воронеж, 1979 и др.

3. Бахтин ц.м. К -философия поступка //Садософия и сашслогая науки в техника. Ежегодник 1984-1985 гг.-?,!. ,1986; Какабадзе З.М. Проблема человеческого бытия.-Тбилиси,1985; Нортона В.В. К вопросу о ценностной детерминации сознания.-Тбилиси,IS87: Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологил.-Ы.,1976 и др.

ют внимание лишь на коллективных субъектов долга.1

Проблему интернационального долга личности исследуют А.Ф.Даш-дамиров, Б.А.Шувалов, Т.С.Матвеева 2.

Однако необходимо обратить внимание ,что нет еще фундаментальных, обобщающих исследований по проблемам интернационального долга и процесса его формирования. Требуют дальнейшего развития некоторые теоретические вопросы понятия форм интернационального долга, процесса его становления.

Отмечая положительный вклад советского обществоведения а изучение теории интернационализма и проблем ее интериоризации, следует , однако, отметить, что еще немало предстоит сделать для дальнейшего их осмысления; именно благодаря атому было обозначено предметное поле проблемы, намечены общие контуры а направления дальнейшего теоретического поиска.

Цель исследования заключается з том чтобы, раскрыв гуме нистическую, нравственную направленность теории интернационализма, определить смысл категории "интернациональный долг" и соотнести ее с другими сопряженными научными понятиями, с одной стороны, С другой - показать роль интернационального долга как внутренней личностной характеристики в процессе развития и гармонизации мех-национальных отношений, межнационального общензя.

Осуществление этой дави обусловливает постановку следутздк задач:

- определив истоки, основы теории интернационализма, выделить ее нравственный аспект, соотнести его развитие с концепцией нового мышления;

- в ходе анализа содержания и структуры интернационального долга определить его соотношение о теорией интернационализма;

1. Серова И.И. О пролетарском интернационализме. -Минск,1970; Сер-цова А.П. Развитие теории и практики пролетарского интернационализма. -Ы.,1982; Зсенгельдиев Т. Интернациональный долг - принцип интернационализма //Интернациональное и нацаональноз в сознании социалистической личности.-М.-Фрунзе,1980 а др.

2, дащдамиров А.Ф. Социалистический интернационализм как элемент индивидуального сознания //Теоретические вопросы социалистического интернационализма. Вып. 1.-М..1968; Его же. Этика социалистического интернационализма //Вопр.философии.-1979.-В8; Затеев В.И. Некоторые теоретические вопросы интернационального долга //Вестник МГУ. Серия филооофяя.-1970.-183; Щувалсв Б.А. Личность социалистического типа как субъект интернационального долга//Вестник МГУ. Серия 13. Теория научи.ком?*уназна.-1974. -М и др.

- показать сущностные основания нравствегшсго долга Л1Янести в процессе межнационального общения, т.е. интернационального долга личности;

- дать анализ интернационального долга как личностной характеристики;

- обозначить уровни личностного присвоения национального, т.е. уровни национального самосознания, и определить в нем шстс интернационального долга;

- выяснить место процесса формирования, становления интернационального долга в системе воспитания, интернационального воспитания;

- охарактеризовав некоторые наиболее общие пробле\ш современного состояния межнациональные процессов в страио, дать опенку перспектив возможности становления и функционирования интернационального долга личности.

Научная новизна Есследовшшя определяется актуальностью проблем, решением поставленных задаъ и выражается в тоз.?, что в работе: ..

- осуществляется характеристика нового этапа в развиты теории интернационализма, интернациональный долг как атрибут теории интернационализма анализируется в контексте концепции нового мышления;

- на основе философского анализа сущности понятия "интернациональный долг" предпринимается попытка освобождения его от превратного стереотипа при лжеца разъединения идеолегич есксге и нравственного содержания этой категории. Тем самым интернациональный долг рассматривается не только и не столько в качестве общественной нормы, социального феномена, но и как психологический, нравственный фекшзк;

- акцент сделай на сущностных личностных основаниях интернационального долга, в связи с чем представляется возможным и необходимым применеиие аксиологического подхода;

- сделана попытка выявлена различных уровней национально;} определенности личности и места интернационального самосознания.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в диссертации положения и вывода могут быть использованы в ходе дальнейшего исследования теоретических и методологических проблем национальной определенности личности и ее интернационалистской направленности, способствуют углублению представлений о сущности, и содержании национальных процессов в стране, и становлении интернациональных характеристик и качеств

личности.

Материалы диссертационной работы могут быть использован» в пропагандистской работе, в преподавании курсов обагествонннх дис-цапаш. Крше того, могут служить основя.чием пра осуществлен?» воспитательной работы и для разработка социологических пселе;кят-паЗ.

Методологической основой .диссертационного исследования .¡вля-шся идеи классиков марксизма-лениназда о сущности личности, их ра боги в облает теории пролетарского ннгврнваиона.чазна и межнациональных отношений. Автор руководствовался таете теоретическими положениями по вопросам и-зжнешсиальнда: окюаенвй а наиионах чей полктекц, сформуларосавшздв а партийные документах.

Аппобатая работе. Оснсзние положения и выводи дчссертеша излагались сшсгателем-на Всесоюзной иаучно-иатолическоЗ /Одесса, 1968/, республаквнокой научно-пр.».т1Я8ско1 /Одесса, 1986,' конференциях, на региональной наулш-пракгаческой конференции молодых ученых: /Одесса, 1903/, школа молодых ученых /Нарга, 1804/, а также на ежегодник атогсвих конференциях профессоре:: о~ препод ав ах е ль с к о г о состава Одесского государственного университета.

Структура диссертация. Работа состоят из введения, дву> глав, каждая из которых разбита на параграфы, заключения и сладка литературы по проблемам исследования .

ii. основное содержание дмостщт

Во введении обосношнпагся вчбер а актуальность тега, <7 ¡аудируются цель а задачи всоледсвпгшя, показывается степень . и-робогаиности избранной проблекн и её отракекге в научной тт г-а-гуре, а г акте определяется научная новизна и ргокравается теоретическая я практическая значимость проведеипгго анализа.

В первой главе - "Теоротвво-ывтодолопяеегае основы нсслсдо-ьания проблема инторнапяокалыюго долга" - содержится язхожонва основных мзтодологачеоких аспектов проблема, псоледуотся сущность, структура, характерные черты и особенности теории ннтернадиошшг-зна а ее атрибута - интернационального долга.

Б §1 "Проблема интернационализма в озете нового мышления" раскрывается процесс становления й эволшдаи теории интернационализма как результата и этапа в развитии мировоЯ общественной, философской мысли на основа характеристики современных общественно-политических реатай. обозначаются ее тенденция и перспективы.

- ю -

Однако, основная категория даннлго диссертационного исследования определяет тот срез, акцент рассмотрения теории интернационализма, когда в поле изучения находится его нравственное содержание. '

Исходным пунктом исследования является положение о тем, что интернационализм, как нравственный принцип, по своей природе Глубоко гуманистическое явление. Он опирается на достижения мировой философии в поисках нравственных принципов, императивов жизнедеятельности людей, соответствующих потребноств личности в саморазвитии, самореализации, в познании сущности человека и человеческого сообщества и норм, его регулирующих. В основе этики, морали интернационализма лежат такие вечные моральные ценности, как братство, добро, справедливость и др.

Этика прошла сложный и противоречивый путь к оформлению современных нравственных проблем. Схематично обозначив философскую традицию, предшествующую и обусловившую этику интернационализма, как единого процесса становления общечеловеческого сознания, можно выделить две взаимосвязанных в взаимообусловленных проблемы, в разной мере нашедщих свое отображение. Это - проблема ценности и самоценности личности, человеческой индивидуальности, а также образ мира, человечества, его единства. Решение этих двух проблем представляет длительный в противоречивый процесс преодоления любых форм ограниченности, узости /индивидуальной н групповой/ .продиктованной различными мотивами: собственническими в сословными, религиозными, национальными, кастовыми.

Имея в виду призывы некоторых современных национальных движений к соборности, единому, традиционному национальному началу -"к корням" - представляет особый внтерео характеристика традиционалистского понимания человека, индивндности в его места в обществе. Соборность как принцип миропонимания, заключается в нормативности, максимальной вклшенности в общезначимое, тем самца, в основе находится принцип общинной /национальной, этнической и пр./ замкнутости, жесткой ограниченности и исклшаетоя инаковость в любом ее проявлении - личностной, идеологической и пр.

Значительным этапом в понимании в оценки человека, его места в обществе и самого человеческого сообщества явилась эпоха Просвещения. Тогда были поставлены проблемы, которые в качестве первоочередных и насущных задета стоят перед человечеством X последней трети XX века /как, например, мысль И.Канта о прворитете морали над политикой/. Перейдя на принципиально иной уровень человеческой саморефлексия, хуманизм Просвещения заложил фундамент

-и -

для возможности поисков путей достижения, реализации этих вдей.

Интернационалистское миропонимание, согласно марксизму, основано на признании исторического единства человечества; единства законов мирового развития. Возникнув как форм.- классовой солидарности, интернационализм в своей основе выступил как гуманистически способ миропонимания, мироотношения, в борьбе за социальную справедливость. И вместе с тем и как путь, средство ее достижения.

В работе в общих чертах обозначено изменение конкретно-исторического содержания интернационализма, Отмечено также, что общей тенденцией выступает линия на усложнение, расширение содержания интернационализма, что закономерно связано с изменением общественно-политических реальностей, уровнем и тенденцией, направлением развития вдвалйэаша в целом.

В 80-е годы резче и четче обозначились сущностные проблемы мирового сообщества, произошли значительные политические и мировоззренческие подвижка в социалистическом лагере, что внесло существенные изменения в мировое общественное развитие в цело?.!. Это, с одной стороны, интеграционные процессы, как реально уста-павлшшо, так и ах необходимость /в связи с глобалышка проблэ-язкя, например/, с другой - центробежные тенденции, выраженные'в "этническом феномене", росте национального самосознания. В цел<н, как отмечается вса чаща, проявляется тенденция к создания человечества в кдаестве подлинного субъекта исторического движения.

Существуют множественные подтверждения того факта, что человечество в целом закономерно развивается в направлении гуманизация. Пра резревзниа проблемы соотношения общечеловеческого и классового интереса марксистская теория обладает серьезным потенциал ст. Важным атаяом в ее развития явилась концепция нового мышления.

Понимание общности судеб человечества, необходимости совместной межнациональной в интернациональной деятельности в решения различных цшзЕлизацаошшх кризисов а проблем предполагает ах'-, тпвноэ преодоление всех форм ограниченного- сознания и утверждения глобального мировосприятия, создает основу для формирования нового планетарного сознания.

В §2 "Содержание и структура понятия интернациональный долг" дана характеристика интернационального долга, как социально-политического, идеологического фенгажна, когда долг выступает общост-венно-необходаши вмперетавса раэватяя сетшального прогресса, разрешения проблем национальных отнопешй а процессов. Кромэ того,

8 основании втого анализа лежат марксистское понимание теории интернационализма, что подразумевает рассмотрение в качестве субъекта прежде всего класс, т.е. коллективный субъект,

В работе раскрыты основано идея, сформулированные классиками иарксизма-ланшшзма, о" роли и маете интернационального долга рабочего класса в революционной берьбе, определенное вшшаниа уде— • лено изменению конкретно-исторического содержания интернацяонаяь-ного долга и форм его проявления.

При рассмотрении места интернационального долга в теории интернационализма в соотношения с иными атрибутами этой систоек, отмечается его многофункциональность, освещается взаимосвязь сущности интернационализма с формам интернационального долга, раскрывается содержание ферм интернационального долга.

Значительное внимание сосредоточено на обзорз различных точек зрения ко вопросу о сущности интернационального долга, показана многозначность его определения в структуры, вызывающие разночтения в научной литературе.

В самой обозначении категории интернационального долга, как компонента теории интернационализма, заложена его внутренняя структура - совокупность объективной и субъективной его сторон, выраженная задачами развития общественного прогресса и осознанием их, субъективно принятая ответственность и волевой кожонент -- готовность и способность к собственно практической интернационалистической деятельности,Существующие дефиниции "интернационального долга", сформулированные в осноеном в 70-е годы, на отражаиг тех процессов, которые происходят в современном .таре сегодня, а, следовательно, требуют переосмысления.

В заклшении констатируется разрыв между теоретическим ос-шелешюи категории "интернациональный долг" и его пропагандистским содержанием , которое сводится шь к идее жертвенности и по-преикуществу проявляется в экстремальных условиях. Тем с смял происходит обеднение, упрощение собственно сущности понятия.

В разделе обосновывается процосс возрастания роли интернационального долга как действенной стороны интернационализма. Связанное с иным видением перспектив цивилизации и путей разрешения национальных проблем развитие теории интернацаоналМзмаг смещают лишь акценты. Расширяется количественно и качественно социальная база интернационализма и интернационального долга, усложняется "и'содержательная его сторона. Отмечается, что интернациональный долг личности по отношению к интернациональному долгу коллективного субъекта - класса, партии, государства - обладает сущест-

венной спецификой как в сфере его проявления, так и в способе и основах присвоения. Этим вопросам и посвящена вторая глава.

Во второй главе "Интернациональный долг личности как субъекта межнациональных отношений" раскрывается спрцифика сущности я содержания интернационального долга индивидуального субъекта, его ценностных и содержательных оснований. В конечном к-юго показана роль интернам опального долга, кск личностной характеристики, я процессе развития и совершенствования межнацаонального общения.

В §1 "Интернациональный долг в системе нравственных ценностей личности" определяется концептуальная основа изучения прс<5-лены интернационального долга личности, как этического, нравственного феномена, обосновывается его природа а сущность, предпринимается попытка гаявлешш связи долга, как внутренней дзтер-канаята, с системен ценностей личности.

Исходя ез фгшоссфско-этической традиции, долг продстазете? собой собственно нравственное отнесение, поступление. Среда различных взглядов, существующш: з советской этической литературе, наибольший кптерес представляет нетрадиционная'точка зрения на вопрос о природе долга З.М.Каксбадзо. На его взгляд, нравственная регуляция опирается на соотношение интересов личности, дол-яенствсванио , кпн требование соотзззтсвует глубинным, фундаментальна стчвоотнци интерасам. По квешт М.М.Бахтша, долкенство-ванао задается собственно скгсЯ уникальностью и ^езамзннмсстьп чоловзчсской личности а ео жизнью а определяется отвётстшинш поступлением.

Долг как нравственная норт, исходя от общества к индивиду, еще кз является собственно нравственным, ибо выступаем вначале в вида только внешнего принуждения, повеления извне. И лишь в процессе внутренней нравственной работы - осознания себя человеком - происходит принятие, приобщение к нравственным нормам и требованиетл, которое становятся сознательным мотивом деятельности, а затем и побуждение:« к ней. Тогда долг уже сливается с лг,ч-« ностьв, становится реачьностьп, детаршшаитоЗ личности.

Знетаталькс-о место в работе уделено проблеме онтологического основания долга, в качестве которого выступает: человеческие отношения; обще?яе как кеясубьектныз отношения являют собой возможность реализации своего "Я", сущностной /сшсловой/ и нравственной позиции, Общение представляет ообой субстанциональное утверждение человека, з процессе которого индивид утверждает себя как личность и реализует как нравственное существо.

Обращение к проблеме общения необходимо постольку, поскольку оно предстает в виде поля проявления нравственной позиции человека, а также в райках обоснования сущностной ценности "другого" - другого человека , иной, другой культуры /национальной и этнической в том числе/. Долженствование накладывается, "пропускается" на сущностную потребность личности в общении, в другое человеке /диалогичное«. - как сущностная потребность человека/, на внутреннюю несамодостатснность, необходимость диалога. Оно порождается участным отношением, т.е. долг определяется как ответственное, активно-участное отношение.

Отмечается, что межнациональное общение на личностном уровне, является отношением между культурами, связь культур /национальных, этнических/.

Интернациональный долг личности, как один из видов морального долга проявляется в сфере межнационального общения. При атом человек выступает не просто в своей целостности, но и национально /этнически/ определенным со свойственным ему отношением к национальным проблемам - своей н иным нациям /этносам/,- т.е. областью проявления, осуществления выступает национальное, этническое; в ней преломляются общие характеристики должного.

Тоцца интернациональный долг выступает как мотив, побуждение, определенный императив, закон в плоскости межнационального /интернационального как межнационального/ и выражает готовность и способность к диалогу, ответственное отношение к этому диалог? различных равноценных и равнозначных сторон. Но интернациональный долг в подобном случае определяет не только признание равенства, а признание особости, равноценности, как равнозначной ценности.

В заключении было отмечено, что интернациональный долг ли«-ности прежде всего отображает сферу, плоскость "действия", нравственного поступка, поступления - национальную, этническую, в также, исходя из ценностной и смысловой несамодостаточности, признанной, субъективированной ценностью выступает другая национальная /этническая/ культура.

Должное в межнациональном общении осуществляется на "граница", при "встрече" двух культур,, в качестве готовности и способности к открытому, В8аимоустремленно»ог диалогу различных равнозначимых и равноценных национальных культур.

В §2 "Личность как субъект национального сознания" анализируются личностные особенности отношения к национальной сфере, детерминированные степенью включенности в национальное, его осво-

енностя, вялетенности в структуру личности. Определяются структуры ншд стального самосознания а вычлвштгся связи и влсмелтн, которое могут оказать влияние на процесс личностного национального общения.

Основой национального сшлосознижя является самоидентиФяка-■ идя /национальная принадлежность вндавада я его меяшяшо:!алыгав связи/, в которой различаются обюктавныз и субъективно аспекта.

Особое место в наидональнш самосознании принадлежи чувствам, которые различаются по объекту папразлешюста - на сзоэ национальную /этническую/ обдпссть /чувства общности,"корней"/ п на другие национальные общности, а также раскрывается значение представлений об общности исторических судеб всех членов этноса для осознания своей национальной принадлеяяоста п формирования отнсаеняя к другим стносам. '

Подчеркивается, что одной аз существенна* сфер, в которых залетела определенная мяогоуровпевсють самоазуценш п проявления себя национальным существом, субъекте,? этноса является область отношения к нацаояалышм ценностям и делается вывел о тш, что этническое сакосознакзз нз сводится только к осознания принадлежности, а является осознанней человеке;.! своих действий, чувств, телвй, мотивов поведения. Соответственно этническое самос озна-нае вклшает суяденгя членов этноса о характере действий своей е&чностн, ее свойствах а доотаяешшх,* а тагосе связано с представлением о других этносах а форязруется в днхото».эя "гли-спя".

В определенна отношэння к гежяашезалыгсг.у необходимо преодолеть жесткую дохотегяш "нацаоналЕэм-антеряакгр.чшазм" а выделить более {шрокнй спектр отпогегшй к аац£Ойалько?зу /инояацзояа-яьксму/: аешшаяьно-иейхраяьяов; ващишианый ивкотгагам; поза--тзвноо отаежеш» в инспгцзскально&ог на основе значнмсстпл и еа-ксцзнмоста его. Дается развернутая характерзстпха этпх отиеизшй я ах выражения на ебнденнс! я теоретическом уровнях, стихийном я сознательном уровнях.

Отмечается, что в системе характеристик личности ¡сак субъек-. та нащонашшго сознания особое ггесто занимает интернациональный долг. Интернавдснаший долг виступае? в кетествэ нравственного /должного/ отноиеная э кеянашоаашю» общепзэ. оя является вно-тт проявление«, вискей ствпвньо присвоения вотерпашоналыпа' /вневаылоиалшое/ ценностей, как уровень понгмания, апания п со-зяенвя нагарнпльвих ценностей а культура, я вкстуяает как анчпоот-но значимее. 1Трз5 отпотевая, когда в основе находятся свободное и осознанное освоевшз собственной национальной культура» вюзяон-

- к -

ность и укорененность в нее, тогда можно говорить / и може* возникнуть/ личностнс-ответственноэ отношение к инонациональному. Только подобный уровень национального самосознания позволяет подняться до осознания, понимания на о бходвиоств диалога культур, разных, иных, но разкодосгойных /т.е. развитых, как развивающихся, свободных в своем развитии/,

В самом национальном самосознании затенена возмшшость открытости, даалогичностн, диалога культур, как необходимого условия для полкоцзаного развития /этно/ национальной сущности, Бта предо асполоаенаость к диалогу являет собой основу должного общения наций и этносов, на личностном уровне в тоа числе.

С другой стороны, национальное на уровне обыденного сознания, соединяясь о теорией интернационализма / и черзз нее/ , поднимаясь к вдеологнческому осмыслению, приходит к должному в межнациональных отношениях с иными основаниями.

При лябом основании интернациональный долг личности выражается как активное учаотно-ответственное отношение к национальному в различной его направленности.

В §3 "Проблемы формирования интернационального долга лети сеет в условиях современных национальных процессов в СССР" освещены некоторые теоретические аспекты проблемы интернационального воспитания, определено место процеоса становления, форгииросвания нвторла-цвонального долга личности в системе интернационального воспитания и его значение, роль в развитии современных национальных отпадений.

Современна национальные процессы по ьшоглы показателям отмечаются как запущенные а конфликтные. Во многой ето явилось следствием деформаций в сфере национальной политики, идеологизации национальных отневаний, ох затушевывания и нивелировки, а также свертывания этничности - одной из важнейших составляющих массового сознания - и тем самым перевода'этнической напряженности на до-манифестный уровень. -

Среди комалекоа проблем, происходящих в национальной сфере в последние годы, в работе выделена одна из существенных и в большей мере отвечающая предмету исследования. А именно - активизация и политизация национального самосознания. Подобное явление, с одной стороны, выступает в качестве результата, следствия развития национальных в социальных процессов, о другой - определяет их возможности и перспективы.

Проявлением этого является то, что область национального стала одной из самых актив*» включенных в человеческие отношения, отала "проблемным полем" в общении. Тем самым произошло увеличение

этого поля как количественно, так и качественно, национальное уже выступает не только в традиционных связях, а становится существен- , ным и в большей мере выраженным, акцентированным, в некоторой стэ-пени предметом, основой общения. Соответственно, полнее и ярче сейчас ощущается и проявляется, особенно во знешьих формах, личностная позиция к национальной /этнической/ общности.

Отправным пунктом при анализа национальных отношений на личностном уровне является то, что она рассматриваются как кэянацио-нальноэ общение. Исходя из этого, одним из путей; способов совершенствования межнационального общения, вплоть до доляного /нравственного/, выступает культура межнационального общения, этяка интернационализма. В работе кратко дана км характеристика в определено их место в общем процессе национальных отношений.

В завершении "сказаны некоторые связи состояния национального сознания, политических, идеологических а теоретических ориептаиий в соврегюнннх условиях с ходом, развитием национального общения.

В заклпчснта диссертация подведены итога проделанной работа, Ее&эчепы возможные перспективы изучения данной проблемы.

Основные положения диссертации изложены в следувчих публнка-цнях автора:.

1. Воспитывать патриотов-интернахщоаалнотов.Рвцензия./Дкр. автор. журн.-1983.-^4.-0,5 п.л. /в соавторстве/ .

2. Воспитание студенческой кожсдеяи на ленинских идеях патриотизма я интернационализма при изучении истории КПСС // Научи, труды по кстор.КПСС.-19В5.-Я 61.- 0,5 п.л. /в соавторстве/.

3. Научные основы воэнно-латриотического воспитания в процессе преподавания общественных наук. Учебное поообва.-Одесса, 1985.4 п.л. /в соавторстве/.

4. Воопитанае социальной ответственности молодежи на трудовых традициях рабочего класса.-Киев:3нанне, 1986.-I»5 п.л. /в соавторстве/. •

5. Ксптрпрспаганда в СГГГ7.-Клев:РУМК, 1987.-2 и.л./в соавторстве/.

6. Некоторые особенности контрпршагайдистской работы среда молодежи.-Одесса,1987.—1,75 п.л. /в соавторстве/.

7. Изучение руководства КПСС интернационально-патриотическим воспитанней молодеет в 70-60-е годы.- Нзучн.труды по истср. КПСС.-1988.-Й152.- 0,5 п.л. /в соавторстве/.

8. Интернациональное ротрудначество трудовых коллективов -важнеёзшай фзктср развития пх творческой активности.Тезисы докл.

республиканской науч.-практич.конференции.-Одесса, 1988.-О,5 п.л. /в ооааторстве/.

9. 9. К вопросу о разоблачении пропаганды буржуазного национализма на молодежь социалистических стран в курсе научного коьиуниэ-ма // Тезисы докл.республиканской научно-методической конференции. Одесса,1989.-0,5 п.л. /в соавторстве/

Терещенко И.Г,