автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Роль межнационального общения в развитии национальных отношений в современных условиях

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Журабаев, Шавкатбек Турсункулович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Автореферат по философии на тему 'Роль межнационального общения в развитии национальных отношений в современных условиях'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль межнационального общения в развитии национальных отношений в современных условиях"

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАН НЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ТЛШКЕИТСКИИ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УН ИВЕРСИТЕТ ИЛ1ЕН И В. И. ЛЕНИНА

На правах рукописи

ЖУРАБАЕВ Шаккатбек Турсункулович

РОЛЬ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Специальность — 09.00.02 — теория научного социализма

и коммунизма

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Ташкент —

1991

Работа выполнена на кафедре теории социализма Ташкентского Государственного университета имени В. Н. Ленина.

Научный руководитель — доктор исторических наук, профессор САДИКОВ А. С.

Официальные оппоненты — доктор философских наук, профессор ШИРМЛТОВА Г. Ш.

кандидат философских наук, доцент ПРУДНИКОВ Ф. м."

Ведущее учреждение — Ферганский Государственный

университет, Центр общественно-политических исследований.

Защита диссертации состоится «¿к/ ¿¿¿^¿¿//М!/) 1991 г.

в«_» часов на заседании спе1шалширова1шо?о Совета

Д 067.02.01 при Ташкентском ордена Трудового Красного Знамени Государственном университете им. В. И. Ленина по адресу: (700035, г. Ташкент, ул. Энгельса, 60-а, ИПК при ТашГУ им. В. И. Ленина, актовый зал, ауд. 308).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ТашГУ им. В. 1!. Ленина (Вузгородок).

Автореферат разослан 1991 г.

Ученый секретарь сисциалИзиросанио!

Совета Д 067.02.01, доцент ¿^БУГАЕВА Г. А.

. СЩАЛ ХАРА1ГГ1£РИСТИ]и РАБОТЫ

Актуальность теш исследования. Одной из основных задач . нашего общества на современном этапе является решение проблем, связанных с ыоунациональн ми отношениями. Ути проблемы приобрели исключительную остроту. По данным социологических исследований 60Я> респондентов ставят состоянио межнациональных отношений'на первое иесто среди факторов, осложняющих; внутренне» обстановку в нашей обществе и порождавших напряженность в социальной ситуации.*

В наиеи.общества идут поиски решения этих проблей. Одной из.них явллотся выработка современной политики в национальном вопросе, которая с учетом отечественного и мирового опыта обеспечивала бы условия ддя свободного развития всех народов нашего общества, укрепления их сотрудничества на принципах органического сочетания равноправия народов и равноправия ладей независимо от национальности. Важнейшая задача заключается в создании действенных государственных, общественных и экономических механизмов, обеспечивающих органическое сочетание национальных и интернациональшэс ценностей и интересов.

Среди основн'лс направлений национальной политики- совершенствование це'-глоционального общения, утверждение в межнациональной общении взаидаого уважения исторических традиций и национальной специфики, учэт экономических и духовных интересов каадого народа. •:

Задача гармонизации национальных отношений требует развертывания комплексных теоретических й этносоциоло^гчесних исследований объективна процессов развития наций и национальных отношений, освобождения теории и практики от догматизма и стереотипов, использования мирового опыта решения национального вопроса, выработки научно-обоснованных рекомендаций.

Исследование национальных отношений обычно ведется на уроснэ развития тшшх национадьн!лс образований и отношений ыехду ' нкки, как нации, народности, национальные группы. Но в национальных отношениях имеется и такой структурный элемент,

I. Правда. .-" 1590, -15 ноября. •

как межнациональное общение, представляющее собой межнациональные отношения на личностном уровне. Носителями национального являются не только нации, народности, национальные группы, но и отдельные люди, принадлежащие к этим национальным образованиям и обладающие национальной определенностью. Этот аспект, межнациональных отношений - межнациональное об-, щение, его связь с отношениями наций, народностей.и национальных групп мало исследован в нашей литература. Это п определило выбор темы'исследований.

Таким образом, актуальность теш диссертации определяется как объективным состоянием межнациональных отношений в нашем обществе, остротой межнациональных проблей, так в сос-тояяием исследований в этой области, неразработанности ряда ' ого важнейших аспектов, в том числе и закономерностей развития межнационального общения. , ' '

Степень разработанности проблем». Исследование.общения как процесса жизнедеятельности, как личностио форгшрующего фактора наиболее.активно осуществляется■представителями социальной психологии /К.А.Абдулхановой-илавской, А.А,Бададег-вым, Я.И.Буевой, Я.Л.Колошшским, Л.Ф.Ломовым, В.Н. Ёасяя щевым, H.H. Обозовой, tí.H.Панферовым/. Определению ызста проблемы.общения в структуре обществоведения уделяется внимание в трудах С.А.Аманова, Ш.Д.Ирялюка, Е.Г.Злобплой, М.С.Кагана и других совзгсклх ученых.1

Повышенный интерес к проо'яеш общения проявился в разработке теории национальных отнопений.. lío многих работах исследователей рассматривались вопроси сотрудничества й взаимоотношений народов в экономической, социально-политической; культурней сферах. и 60-70-е года ота проблематика кезпла отражение в трудах М.С.Даунусова, Э.С.Бабейко, ряда других авторов, в которых стали изучаться вопроси общения на уровне не только национальных общностей, но и на личностном

1. См.: Аманов С.А. Диалектика познания.и о'бщепия. - • . ' круизе, 1У«5; "Нрилюк и.Д. Проблема общения d ^ \ историческом материализме. - Клев, 1У85; Злооина £..1. 05™ениз как фактор развития личности. -Киев, lvo¿; Каган М.С. Мир общения: проблема мехсубъективных отно- ■ шений, «i., 1988. •

уровне.1

В ото же врепя б вузах и научных учреждениях страны усилилось внимание к проведению социологических исследований по этой проблеие. Так , в начале 70-х годов сектором конкретно-социологических исследований Института Этнографии АН СССР совместно с республиканскими научными центрами проводились исследования, которые позволили глубже проанализировать межличностное националь-ше отношения в культурно-этническом плане, в плане диалектики национального п интернационального, общесоветского.

Комплексная проблема межнационального общения стала изучаться предетавитедями теории социализма. В 80-е годы межнациональное общение в работах этого направления выделяется как самостоятельный элемент в структуре национальных отношений.^ Появились работы, посвященные общим проблемам межнационального общений /научные труда Ю.В.Бромлея, Р.К.Грдзелидзе, Д.М,Дро5иневой, Ф.С.Бабейко. Диссертации Д.Т.Проскурина, С.В.Камблявичене, Т.А. Шарацова/.0

Стали исследоваться основные сферы мегнационального общения миграционных процессов, урбанизации, трудовых коллективов в

1. Д-;унусов 'Î.C. 0 диалектике развития национальных отношений в период строительства социализма и коммунизма. - M., 1963; Его же. Теория и практика национальных отношений. Алма-Ата, 19о9; Бабейко ф.С. Общение социалистических нациЯ-и народностей - как фактор их сближения. Авторе*. дисс.канд.филос. науи." - Кишинев, 1973.

2. СМ.: Куличенко U.H. Нация и социальный прогресс. - М., . 1?33. • j

3. БроилеЯ £.В. Современные проблемы этнографии. M., 1981; Грдзелидзе Р.К. межнациональное общение-в развитом социалистической обществе. - Тбилиси, 1983; Дробижева Я.M. Духовная общность народов СССР: ист.-социол.очерк межнациональных отношений. -Г., 1981s Ба5еГ;ко Ф.С. Общение народов

н социальный прогресс: Ъоптюсы теории и методологии. -Кишинев, 1983; Проскурин Д.Т. межнациональное общение как субъект сопиально-^-илосопского анализа: Диссертация канд.филос. наук » -Д., 1984; Фарадов Т.Л. Социально-психологические"аспекты межнационального общения в условиях совершенствования социализма. Диссертация канд.филсс.наук. - Баку, 1987; Камблявичене C.B. МвжнационалЕное общение в трудовом коллективе - как фактор формирования.духовного мира социалистической личности. Диссертация канд.fiuioc.наук . - длинен, 1988.

б

работах М.Узбекова, Г.Н.Закирова, А.М.Румянцева, С.И.Кондратьева и др.

Процесс интернационализации духовной культуры в проблематике межнационального общения рассматривается нак взаимодействие и взаимообогащение национальных культур, общий анализ его воздействия на личность дается в работах М.С.Кагана, Б.С.Урда— шева, С.Ш.Шермухаыедова, Г.Ш.Ширматовой и других авторов.^

Ценными дтя изучения данной темы являются также работы по проблемам языкознания, раскрытия органической связи языка и мышления, языка и трудовой'деятельности человека. В них содержатся важные выводы и обобщения по вопросам языка как средства общения людей, обмена мыслями, опытом,информацией,необходимой для нормального функционирования человеческого общества и личности. Это ряд публикаций А.В.Губогло, Ю.Д.Дешериева, А.Б.Ппоз-мана и др.^

Большой вклад в исследование проблем национально-языковой

1. Кондратьева С.И. Роль урбанизации в процессе дальнейшего сближения наций в условиях развитого социализма. - Казань, 1980; Узбеков М. Идейно-воспитательная работа в многонациональном трудовом коллективе /вопросы теории и практики/-Ташкент, 1980; Касперович. Миграция населения в города и этнические процессы - Минск, 198о; Закиров Г.Я. Миграционная подвижность населения и сближение социалистических наций. - M., 1988.

2. Каган М.С. Роль межличностных коммуникаций и национальных ориентации при передаче этнической культуры /Изучение преемственности этнокультурных явлений. - M., 1980; Шерму-хамедов С.Ш. Некоторые вопросы теории и практики развития, социалистической культуры. - Ташкент, 1984; Ширматова Г.Ш. Взаимодействие национальных культур и воспитание нового человека /Актуальные проблемы социалистической культуру.-Ташкент, '1981; Её же. Взаимодействие национальных культур и духовное формирование личности. - Ташкент, 1986; Её же. Культура - нравственные проблемы гармонизации межнациональных отношений // Коммунист Узбекистана.- 1990, IP2; Урда-шев B.C. Взаимообогащение социалистических национальных -культур: теория и практика. - Ташкент, 1986; Расулев Х.Г., Атамуратов С.А. Интернационализация национальных культур.-' . Ташкент, 1986. • :.

3. Губогло A.B. Современные этноязыковые процессы в СССР. - M.t 1984; Глозман A.B. Ленинизм о равноправии языков и диалектика этнолингвистических процессов в СССР.' Автореферат канд.дисс. - M., 1981.

политики КПСС внесли ученые обществоведы Узбекистана«*

Раскрытие межнационального общения как личностного взаимодействия представителей различных национальностей неизбежно выдвигает проблему их поведения в процессе общения. ¡В связи с втим; Т.Ю.Бурмистрова, О.А.Дмитриев, И.И.Серова и др, много, внимайил. уделили в своих работах проблематике культуры нежна- 1 ционального общения.^ - . ; <

Для всестороннего анализа изучаемой темы большую роль сыграли работы, в которых рассматриваются общие проблемы национальных и интернациональных процессов в нашэы обществе /Э.А.Баграмо-ва,М.С.Джунусова, А.Ф.Дашдамирова, Н,Д.Джандильдина, И.И.Серо-воЯ, С.С.Саидкасымова и др./?

1. Исмаилов Б. Язык и познание мира. -Ташкент, 1969: Ханаэаров К.Х. Решение национальной языковой проблемы в СССР.— м., 1982} Его же. Обновление социализма и языковые проблемы в СССР //Коммунист Узбекистана, -1989. -Я?9; Инагамов С.Р. Роль ^ русского языка в Нормировании социалистического типа личности. Канд. дисс. - Ташкент, 1986; Роль русского языка как средства межнационального общения в формировании общепсихологических черт советского человека. Канд.дисс. - Ташкент, 1988. ■

2. Бурмистрова Т;С, Культура межнационального общения --важный фактор единства советского народа //Социалистическая демократия и интернациональное единство советского народа. - М., 1982$ Её же. Культура межнационального общения в производственно-трудовой сфере. - В сб.: Развитие и совершенствование социалистического образа жизни во вновь осваиваемых районах заладной Сибири. - Тюмень. 1984; Бурмистрова Т.Е., Дмитриев О.А._Друт.бЬЙ сплоченные! Культура межнационального общения

в СССР. - !,!. j, 1986: Дгунусов М.С. Культура межнационального общения в СССР. - И.,1982; Дробкяева A.M. Формирование , культуры межнационального общения // Социальная политика и национальные отношения. - М., 1982; Коган Л.И. Культура межнационального общения //Интернациональные и национальное в социалистическом образе жизни советского народа. - Фрунзе. 1932; Сомыкин И.С.,Сомыкин А.И. Социалистическая культура межнационального общения. - Минск, 1984; Серова И.И. Культура межнационального общения. - Минск, 1986.

3. Баграмов Э.А, Национальный вопрос в борьбе идей. - М., 1982} Джунусов М.С. Марксистско-ленинская теория наций. - Ашхабад, 1989; Дашдамиров А.Ф. Проблемы личности в марксистско-ленинской теории наций и национальных отношений. - Баку, 1984; Са-идкаскмов С.С. развитие советского человека: единство интернационального и национального в развитии духовных ценностей советского народа. -Тапшент, 1987; Серова И.й. Интернационализм,патриотизм,личность. -Волгоград, 1989; Джандильдин Н.Д, Единство интернационального и национального в психологии советского человека. - Алыа-Ата, 1989.

В современных условиях большое значение'приобретает разработка проблемы межнационального общения на стыке философии,теории и истории социализма, социологии, социальной психологии, этнопсихологии, этнографии. Это способствует углублению анализа многостороннего процесса межличностных отношений представителей различных национальностей, его взаимосвязи с национальными отношениями.

Шесте с тем, следует отметить, что несмотря на . обширную ■ литературу, взаимосвязь межнациональных отношений и межнационального общения исследована недостаточно. Не исследованы ыеха-низмы, определяющие воздействие межнациональных отношений на межнациональное общение. Нет исследований, в которых бы раскрывалось влияний противоречий в национальных отношениях на межнациональное общение. Недостаточно конкретно раскрывается относительная -самостоятельность межнационального общения, его Обратное воздействие на межнациональные отношения,. противоречивый характер этого воздействия. Болое полного анализа заслуживает ."' рассмотрение путей совершенствования межнациональных отношений через формирование культуры межнационального общения'.

Цель и задачи исследования. В соответствии с темой, основная цель диссертации, на примере.межнационального.общения в среднеазиатском регионе, раскрыть диалектическую взаимосвязь ■ межнациональных отношений /как особого вида общественных отношений/ и межнационального общения как их структурного элемента,

Эта цель конкретизирована в работе Н раде исследовательских задач:

- уточнить понятийный аппарат, критически оценить взгляда . на сущность общения, дать свое•понимание сущности,общения/ как структурного элемента общественных отношений}

- выявить своеобразие межнационального общения; -

- раскрыть*, объективные основы развития, межнационального • общения в нашем обществе;

- показать яа примере нашего общества зависимость межнационального общения от национальных отношений и его относительную самостоятельность и обратное воздействие на национаяьнш отношения; • '. ■

-.раскрыть противоречивость межнационального общения ,в современных условиях; .'

- выявить пути оптимизации межнационального общения и гармонизации национальных отношений;

. - предложить практические рекомендации для решения этой задачи. I

Методологической и теоретической оснопой диссертации явились труда классиков диалектического материализма по проблемам национальных отношений и межнационального общения, националь-. ной культуры, национального самосознания, исследования ученых-специалистов.

й качестве источника настоящей работы послужили статистические материалы - итоги исесоюзных переписей населения, ежегодные . статистические сборники, данные периодической печати, материалы социологических исследований, а также материалы научно-практических и научно-теоретических конференций.

. Научная новизна диссертации заключается в следующем;

- в отличие от установившегося в на^ей литературе понима-шш общения как взаимодействия субъектов, под которыми понима-втея отдельный человек как личность, группы людей, конкретный -исторический тип общества, общества в целом /человечество/, в

■ работе развивается точка зрения на общение как на межличностное взаимодействие; , '

- в уточнении сущности межнационального общения как особой фораы социального взаимодействия, как сотрудничества многих ендиввдов, которые являются носителями напионально-специфичес-ис:, интернационально-классовых и общечеловеческих интереоов;

- в конкретизации сущности, признаков, закономерностей социального общения применительно к межнациональному общению;

- в раскрытии механизма воздействия национальных отношений на меайациональное общение;

- в исследовании относительной самостоятельности межнацио-' пального общения, его противоречивой связи с национальными от-нспепляю!, его обратного воздействия на национальные отношения;

- в обосновании путей совершенствования национальных отношений черэз опттгкзацшз меашционального общения, воспитанна культура межнационально го общения.

. Эти положения и вшосется'яа защиту*

практическая значимость работы заключается в той, что результата исследования проблем межнационального общения позво-

f

ляюг более эффективно решать задачи гармонизации межнациональных отношений, что способствует выявления новых факторов укрепления многонациональна трудовых, коллективов, усиления взаимовлияния п взаимообогадения национальна культур, повьгшення творческой активности людей разной национальности в решении задач переустройства нашего общества.

материалы диссертации могут быть использованы при чтешш вузовских курсов по философии, теории социализма н др., а такгз в работе по идейному воспитанию трудящихся.

Апробация работы. Результата и вывода исследования докладывались на ежегодных научных конференциях преподавателей, на республиканских научно-практических конференциях. "Лктуалыгые проблемы межнациональных отношений и интернационального воспитания студенческой молодежи"'/Ташкент, ноябрь, хуэо г/. Основные положения диссертации изложены в научных публикациях автора' объемом 4 п.л., а также в научных сообщениях, сделанных на теоретико-методологическом семинаре кафедры теории социализма.ТашГУ им. ъ.И.Ленина и кафедры теории социализма ШК при ТашГУ Им. В.И.Ленина.

Структура работа включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.- ..

qchomoë соджшиа работы .

Во введении обосновывается актуальность проблемы, раскрывается степень ее разработанности, определяются целя и задачи исследования, научная новизна, методологические основы и эмпирическая база, показана теоретическая ценность и практическая значимость полученных результатов исследования.

Нервая_глава - "Сущность и форда межнационального общения". Здесь прежде всего рассматривается сухость общения кал одного: из структурных элементов общественных отношений. Автор опирается на работы ученых, исследующих проблему общения /см. обзор . литературы/. Особое внимание обращается на те аспекты, которые помогают лучше уяснить природу мегдаационалыюго оценил.

Диалектико-материалистичеокое пешдааттее общенл;: п отличие от других теории общения презде всего раскрывает пго

природу. Общение людей является общественной потребностью, возникает из совместной трудовой деятельности. Общение людей друг с другом представляет собой их материальное, практическое, производственное взаимодействие, которое в конечном счете опредо -ляет их духовное взаимодействие во всех его <£ормах, от политических до интимных, битовых. ;

Далее отмечается, что общение между людьми является моментом, стороной деятельности, понюлаемой как совокупное и разностороннее проявление активности человека. Подчеркивается, что общение - это взаимодействие субъектов, т.е. носителей свободной, целенаправленной сознательной деятельности. Это означает, иными словами, что общение обладает деятельной природой, проявляющейся в направленности действий одних субъектов на других.

Иод субъектом общения понимаются:

- отдельный человек как личность;

- группа людей, объединенных органически, системно. Коллективное сознание и самосознание /родоплеменное, классовое, национальное,напр./.единая коллективная воля к действию и свободный выбор целей, способов и средств действия делают такую группу /микрогруппу - семья, бригада или макрогруппу -класс, нация/ субъектом;

- конкретный.исторический тип общества; ^

- общество, взятое в целом, человечество, когда оно выступает как единое целое в огноаении к природе или к самому себв^

В диссертации отмечается, что такое широкое понимание субъэвта, вступающего в общение, не дает возможности четко отделить общение от общественных отношений. Дело в том,,что общественные отношения не бывают обезличенными, включают в себя общение ыезэду субъектами, по когда речь идет об общественных-отношениях,' например, о межнациональных, то межличностные отнесения выступам- как носители интересов общности, а на самих личностей» идя. же этот личностный момент является чем-то производят;. В диссертации обосновывается положение о том, что общение - это межличностные отношения.

1. -Каган я.С. .гказ.Соч. - С. 100-101.

' Далее в диссертации раскрывается связь и различие мвткду общением и обществешилли .отношениями. Общественные отношения-материальные и идеологические - складываются в процессе практического общения людей, но сразу же приобретают независимое от сознания индивидов существование. Лхуш не сознают того, каковы ети отношения, и зависят от них. Между общением н общественными отношениями существует взаимодействие, выражаемое отношением процесса и результата, продукта его. Общение / есть реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально, а общественные отношения- это связь её участников, которые становятся.структурой общества и, формируясь в процессе практического общения людей, его и обуславливают. ■

Общение отличается от общественных отношений и тем, что • общение носит осознанный целенаправленный характер, так как оно является взаимодействием субъектов, а общественные отношения выступают как неосознанная стихийная сила, подчиняющая себе субъекты.

йце один аспект диалектики общения'и.общественных отношений раскрывается через понятия "непосредственные" и "опосредствованные" или "прямые" и "косвенные". "Если под общением иметь в виду межличностные отношения, то они непосредственные, прямые, контактные, а общественные отношения - это отношения ■ опосредствованные, косвенные, вне- и- сверхличностные; общение же рассмотренное в-этой плоскости, есть и способ превращения опосредствованных связей в непосредственные, и механизм перевода непосредственных взаимосвязей между лвдьми в отчуждаемую . от них и обретающую самостоятельное бытие социальную реальность".2 -

В работе раскрывается зависимость общения от общественных

отношений в качественном и количественном отношениях.

Показано соотношение коммуникации и общения;, общения. и

общности, многообразие типов и форм общения. Раскрыто содержание и формы общения, его функции. '"

Межнациональное общение рассматривается-в работе как осо-

1. См. :Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.З - С.439

2. См.: Каган М.С. Указ.Соч. - С.136. '

бая разновидность /форма/ социального общения, возникающая в условиях многонационального общества.

Рассмотрев различные определения межнационального общения, автор приходит к выводу, что межнациональное общение -ото межличностное взаимодействие людей, обменивавшихся в процессе совместной деятельности и повседневной лизни материальными и духовншл ценностями, а талжэ взглядами, чувствами, омоцяяш!. "..-..;

йожнациоиалья'ор общение - это сотрудничество многих кпдп-видов, являющихся носителями национал ыю-особонных я интернациональных, социально-классовых и общечеловеческих интересов. В работе дается характеристика личности кал носителя национальных отношений. Обосновывается положение о том, что все составляющие бытия нации /природные, экономические, социальные, этнические, языковые/ "входят" в личность главным образом через духовную етзнь,; культуру, пспзологию нации. Таким образом, межнациональное общение, т.е. общение личностей - представителей различных национальностей, опосредуется усвоенными ими национальными культурами.* Это всегда нужно иметь в виду пра исследовании нвзмационального общения. :

В структуре межнационального общения, лак я всякого социального общения вообще, имеется три аспекта: I. Психосоциальный контакт, возншсагащЯ «езду индивидами я реализующийся в процессе их взаимного восприятия /перцепция/; 2. Обмен информацией посредством вербального и невербального общения /коммуникация/;. 3. Взаимодействие и взаимовлияние субъектов общения'/интеракция/. ■ ;; . •

Подробно рассматривается в диссертации зависимость меж: национального общения от. отношений между нациями.Эта зависи-

мо'сть проявляется в качественном и количественном отношениях. -■В качественном отношении эта зависимость проявляется в тому что от развития наций и национальных отношений зависит и конкретная потребность в межнациональном общении. Так, условия антагонистичности ..экономических, классовых и политических отношений порождают и антагонистичность в межнациональных отношениях

I. См.: Дашдамиров А.Ф. Нация » личность. - Баку.Йзд-во ■ "Улм", 1576. - С.124-140; Он же. Проблема личности в марксистско-ленинской теорий наций инациональных отношений. - Баку: Аэнепр. 19Ь4. - С. 56-74.

/угаввдшо одной нации другой, соперничестпо и конкуренция ызг-ду нациями/, к соответствующий тип иелкаиионального общения. Итог тип обцвния основан на той, что нация не иогут быть рати кевду собой, что одна нация превосходит другие,, что развитие одной нации uoiot быть достигнуто за счет других.

Тип национальных отношений, основанных на другбе в сотрудничаете народов, порождает особый тип межнационального обще- " нвя, основанный на равенств«, добровольности, симпатиях личное-гей разной национальности, вступавших б общение. Противоречил и, межнациональных отнопенилх порождал? противоречия в общении. Например, события в Ферганской дол гаю в 19ЭУ году, в Ощской области в 1УУр году резко обострившие межнациональные отнояе-ншJ, породили настороженность, тревогу,напряженные отнопения ыажду лвдъин, привели в выезду инопа лпдей из user их постоянного проживания.

U количественной отношении аавасниость межнационального обцвння от ыациональшг отяоаеный проявляется в ion, что в обществе происходит дойка национальных перегородов, прэоятствур-цкх разаитна лежи аир» опального общения и это приведет с orpot.'-иоцу расаиршыа ыёжнадаональних контактов.

исобоо значение в шжнациональнои обцениа ©sear средства . -общеняв, праздэ всего языкового, так вак язна яыяатоя основ-, ним средством обцекшз. шжкационадьаое общегжа порождает потребность в языао №щщ№ц&£Ы1ого общения, ^topaa сяадзв? вегупаацвэ в обцегао ¿кчности. Очень вавдо дал процессе меа- . национального обцейкя пошшанхзо' различных парадшггБисуическЕЕ средств - састов, 'Юмшсв, • гатокациц, а таесо п друга орудий н способов об^еккл - обрядов, ритуалов, традашй. -

Зависимость оЗщенкз о? иогззацнонаяьных отнозеппЯ но является односторонней, ибщенио обладает относительной са^эстор-тельностыэ. U дысоертациа. раскрывасЮя протксорзчия, toзгпшиз-щке между национадЬкшя: отношеяняш! каежшшЕОкагьпка. общением , а такЕО обратноо юадейстЕце меотационаяького об::;з<г;;я на национальные отпошенЕЯ. Наднациональное -общонке nose? способствовать гарцониэацзш национальных, отнохешчй, ко коает в осложнять к;.

и этоП ss глава диссертации рассматривается факторы, cos-

дающие обгективнуп основу .для разгиггл «згпациональпого общения, з чаетлостя, - многонацисначыюсть.

а диссертация отаечается, что июгонацпональпость вызывается, прзядд всего, псторпчесгтими причинами. Тая, нпроды Средней Азии и Казахстана издавна гялп, перемевппалсь друг о яругой. При националыю-государст?снно'} разможеваяягг часть :;з них опазалась, тая сказать, не в "споих" республиках. Поэтому на тсррптор:;л Узбекской ССР гиву? значительные группы газахов /4,всего населения 7зССР/, тсирглзов /О,У, тадли-"01 /4,7/, туркмен//0,б/ при ото?! пх удельный вес э составе сельского населения зме, чем в целом по рзспублпке Узбекистан. *

Шеста с тем.значительные группы узбеков тавут за предэ-лат; Узбекистана, в том числе в Таджикистане = общей ■численяости узбеков'в СССР, в Киргизской ССР - 3,3, в Казахской - 2, в Туркменской -1,9, в.РСЕСР - 0,8, на Украине -О, !.:'>.2

В связи с этш в работе подвергается критике положение о том, что казахи, тадоики, киргизы, туркмены, етвущие в Узбекистане, якобы, на относятся к его коренному населению. Так 29, как я узбеки, гпизугщо' па территории среднеазиатских республик /например, в Окской области Киргизгл/..

В диссертации подчеркивается, что гл&рноЯ причиной роста ■ ттгагонациональпссти. является птоцссс дгторпациопалпзацкя, происходящей в экопошчоской, социальной, политической, идеологической, духошой. сфер«. •

За послеоктябрьские годы. миграция- в Республику Узбекис-'тал шла постоянно, но особенно выделяются три волны миграцпл-т!^период''социалистического строительства /особенно 30-е го ды/, я годн Великой Отечественной войны и с середины 50-х годов в езяЗй о развернувтимся в республике освоением новых земель, гфупнкм зодохозяйствениыц и промшигенным строительст-го.ч, восстановлением Ташкента посла землетрясения. 1966 г.Это пр;п10лд_к росту. шогчжациональности. По. данным переписи-

[ Н-"1нтгсостав населения Узбекской ССР. - Ташкент:

Госкоы'т:».? ЬГЯР, 1УУ0. - С. Ы,. 63. •

Там - е. •- П. г>, ■■..'■.

1989 г. в Узбекистана прожкаагя представетыш около 120 национальностей, в тон числе 25 составляют 99,6% её населения. Зуо -узбеки /71,4*/, каракалпаки /2,1/, русские /8,3/; украинцу /О,QJ, белорусы /0,1/, казахи /4,1/, аэербайдшйщы /0,2/, киргизы /0,9/, таджики /4,7/, армяне /0,3/, туркиены /0,6/, баа-кирц /0,2/, мордва /0,1/, татары /2,7/, чуваши /0,1/, евреи /0,3/, еврее срадаеазиагскна /0,1/, татары крымские/1,0/,ца-гене /0,1/, греки /0,1/, корейцы /0,9/, немцы /0,2/, перси /0,1/, турки /0,5/, увгуры /0,2/.1

В свяэв с ven, что потока миграции направляйтся главнш образом в города, его приводит к значительно большее шогона-циональностн населения городов по сравненка с сельским населением, Шогонациональность вызывает рост иахнационаяьного oJqo-иия, которые вызывается также ростом дедовых поездок /конанда-ровок/, развитием туризма, проведением досуга ¿а пределами своих республик, развитием средств связи.

9 работе анализируются в такие миграционные пврэи&дени.~ представитвлеА разлиЧкых нацнонаяьностэй, которые связаны с ростов национального самосознания, обострением межнациональных отновений, ухудаепдом социально-экономического положения в стране./выезд на историческую родину насильственно переселенных народов, беЛенда, выезд йврее'в в немцев на страны/.

В работе делаетсявывод, что рост многонациональное^ увеличивает объеу и интенсивность межнациональных контактов, порождает различные форам межнационального обг,С!Шл.

Закономерности развития межнационального общения о его ' взаимодействии с межнациональными отноаетотш рассматриваются во второй главе: "Влияние межнационального обивная на развитие национальных отношений".

В научной литература отмечается, что глз национального • общения, его существанныо характерастикЕ опрадешгютсл типа:: национальные отпоаеивй. Позтоь^' в дкссертацса даз£Ш2-тпз состояния нацнональнкг ояювенкй в нашей общества, Отнзчмг-ся, что после победа Октябрьской рев-олщш: вдасг»: др-лгтуп^п к осуществления прогршии ananmnaEHsoir вопросу основой ,

I. НациональнкЛ состав населешш УзбеЕспой С®.'«-Ifesssáts. /• - ■ ГЬскоастатIS^J, - ,Q,6I-S3i; '-л.^У

аотороа бшт вдеп национального самоопределения п кптсряацпо-падьного сотрудничества трудящлхся.. Это дало иощныЛ толчок для всестороннего прогресса всех пародов страна,

Образовглпэ Советской федерации дало в начале msnos-пость народа» осуществить право на саиоопредолешто я создать собственной государственности п- емосто с тт попользовать прэимущества, натекающие из объединения спл. йюгаэ нащти возродили илп впервые создали собсгвеннуг) государственность, различные фора национально-территориальной автономии. Строительство нового общества осуществлялось сокгестшлот усилиями зсох пародов при Ориентации на ликвидацию отсталости окрапп, выравнивание уровней экономического. развитая и материального обеспечения народов; В результате сяояялся народнохозяйственный комплекс, коренным образом изменилась социальная структуранаций. Духовный подъем народов создавал возможность для сохранения я развития национальной самобытности. Однопрзшнно пял интеграционные процессы, внзвгвавыыо еконоасотесккии потреб-постяшг, сдпхстзоч целей я идеалов.

Преодоление былой розня и недоверия, формирование дружба .народов - гавнвйзай результат социалистических преобразований пацпойальтге отноггепий. Эта дружба с особой ежой проявилась в годы Езликой Отечественной войны.

В послевоенный период в республиках сырослп крупные про-азЕЬдатальпнэ' ежм, сфортаросадся свой рабочий пяасс, паучпо-тйхпнчесвая л художественная лятеляпгеяцяя. Изменился облил села. Возрос уровень образованности всех народов. Изменилась нздпопагьная карта страны; шогонациояальность состава стала -характерной чертой тэрряторгат, трудогах коллективов. Произошла урбанизация общества. ' ■

Eco сто создало нопуя обстановку как для развитая как- . 'дой нацпопольпой общности, так и для гармонизации .отношений ыеяду niîiiî; Е;зств с тем, использование; этих новых возможяое-теЭ' сорьейпо. тормозилось дефориацяямя,: часть которых коренит--сй'- 'в' простои, чаеть - в оашбках л просчётах в. развитии нацно-. йалышХ''01'Есшзпий. в • современник условиях. - ; •..' ; >

; В дпссортацта аналкзтфуется ;противореча, которые необ-ходтЬ разрешить п интересах развития народов. Это противоре-

чие мэгду остатка« административно-командной системы и потребностями национального развития.

В диссертации указываются такхе факторы, препятствующие гармонизации национальных отношения в Средне! Азия:

- последствия Необоснованных преследовании руководящих работников, национальной интеллигенции республик;

- последствия массовых репрессия, переселения цеяьос народов из иест их традиционного проживания;

- экстенсивное индустриально-экономическое развитие республик, без учета его социальных и экономических последствий, преобладание отраслевых,, чаце всего ведомственных, интересов над интересами комплексного развития территории проживания различных народов;

- теоретические установки на форсированное сближение наци!, положение о полно! и окончательно! рменности национально*

^го вопроса, умаление национального многообразия, особенно в духовно! жизни, на фоне повсеместного роста национального самосознания; '.■

- недостаточны! учет больного естественного прироста населения , возникновение трудоизбыточное«*, снижение жизненного уровня населения;

- болезиеннак реа|щия национального сознания на равноду- -■ив « национальному своеобразию, нерешенность многих социальных проблем, приводящая к появлению национального экстремизма, усиливавшего напряженность в национальных отношениях до межнациональных конфликтов.

Все это требует комплексной системы мер по реиенив этих проблем, среди которых свое место занимает ■ проблемы межнационального обценАя.

В диссертации раскрывается, каким образом отношения между нациями оказывают определяющее влияние на межнациональное общение , межличностное взаимодействие представителеЯ различных национальностей, вто* "механизм", как показано в диссертация, заключается в том, что существенные черты национальных отноше- ; ний отражайте« в общественном сознаний, формируется а господствующую идаологши c iy» систему взглядов в национальном вопросе. Эти взгляды прэлошшшея в индивадуальном сознании в вцдз ' ,

стереотипов в отношениях «ежду личностями разинх нацлональпос-

Леди далеко не всегда вступая? в межнациональные контакта только как представители этнических групп, только я связи с межнациональными интересами. Но при общении по любому вопросу могут затрагиваться и национальные интересы, и национальные чувства, которые способны привносить определенные моменты в деятельность людей'. "Контакт между лвдьвд разных национальностей происходит на основе сформировавшейся установки принятия илп непринятия, нейтралитета и т.д."*

Социологические исследования, их результаты, проведешшв в различных регионах, показывают; что у болызянства лгдей преобладающей является положительная установка на межнациональное общение. Это подтверждается и исследованиями самого автора.

Изучение установок на смешанные браки отдельных работников, соотношение их с такими факторами, как включенность трудящихся в сферу межнационального общения, социальное п семейное положение и возрастные характеристики, выявило следующее. Положительные установки ка межнациональные браки выпе у работ-низов других национальностей /58,опрошенных/, чем у коренного населения /39, У узбеков всего 45$ высказались отрицательно по отношении к таким бракам, что свидетельствует о большом прогрессе в этом вопросе, так как раньие редко Кто из узбеков одобряя межнациональные браки. .■•

•Направленность • взашосвязя ме^щг семейным положониём и • их оценкой межнациональных браков проявилась в том, что в Узбекистане состоящие в однонациональном браке были склонны чгь " ще отрицательно оценивать смешанные браки /50,8% состоящих в : одронациональном браке/. Интересно, что только 20% состоящих .в межнациональном браке оценивают его отрицательно. ; ' Взшшосвязь. меяду образованием и оценкой межнационального брака подтверждает- предположение, что с ростом-образовательно-' '■' го уровня значительно растет и-национальное-самосознание, которое ориенифует на укрепление "внутринациональных связей./65?< респондентов с- высшим образованием оценивают отрицательно сме-

V I. Дробтет Л.и. Духовная-общность народов СССР /ксторико-• социологический очерк межнациональных отношении/. ■- и.,.-.

Мысль, 1901. - С.31.

вешшэ брааи в только 23,5Й - положительно/. Такнз га установка на общение являются преобладавши и в других сборах обща-ствшшой жизни/духошой культура, быту/,

Вольаоо значение а процессе межнационального общения играю? средства общения ц праздо ссего язык, при помощи которого происходит общение.

Б условиях шогонацнонадьного населения необходимо возникает потребность в языке мешационального общения. Основную 'функцию языка межнационального общения выполняет русский язык. Отсюда быстра рост числа представителей нерусской национальности, свободно владеющих русский языком. 5то вядао на приора Узбекистана: если в 1970 году 14,5Й узбеков свободно вдаде-яв русский языком, то в 1909 году - 23,3/.

Овладение русским языком предстаиктеллма нерусской нацко-. ыальностн стаяо необходшш условней обогащения духовного мира личности в многонациональной трудовом, колле^тиво. В диссериацк:: йриводятся такие дьнниз: Ьасокий уровень знание русского языка характерен дня трудящихся гг. Тапкеита к Сэргаш /61,851 л/ :80Я свободно мадеецш: руссиш: языком/, средний - для г.ИашнгаКЕ 65, •

Особо следует ошетогь, что проживание в одной рэспубдцно прздставитедоЁ различны?: национальностей, наряду со внанкец езцка межнационального общения, требует знание языка тол рзс-публики, где они прокаваг?. . »

В условиях демократизации и. гласности, роста нвцнонагьш-го самосознания, правовой защити национальна ездкаб /придание! статуса государственных многие национальна-« языкам/ попасаясь еттерес к изучению национальных языков»

Во многих местах, особенно в городах, районах где пройз-вают представители маогкх национальностей, открылись курсы ко • изучению узбекского Я8ш:а.

Исследование показывает, что бодьакнетво ощущае? необходимость знания второго языка для общения. Тал считает 64,ЕУ работников других нацсональйостей и 70,Ом узбеков. £ икшз многонациональных трудовых коллективах работника других кацЕЗ-; нальностей больше кугдаотей в знанииузбекского явнка дгя более успешной общественна-политической деятельное?« с прпоЗщеш;2

к аультурши ценностям распублики. в Уэботпютапо узбекский языз э стогонациональних трудовых коллективах постепешю стал играть роль средства межнационального общения.

В диссертации дала критика своеобразной "традиции" в напей литература - отмечать только положительное аспекта межнационального общения. Автор Ьодчеряквает, что в межнациональном общении проявляются противоречил, свойствотше национальным отношениям в нашем обществе. Так, события в Сергянской области привали к то;лу, что ."ногаэ тургги-уэсхет.'жцы оказались бежзнцакн. ,Зто тывало отток п русскоязычного населения из республики, внесло напряженность в'метнациональнкэ отношения. В раде случаев э межнациональном общении проявляются этнические стереотипы я предубеждения. '.'■•'

13 работа раскрывается обратное влияние межнационального общения на меанациональные отношения. Это влияние состоят з том, что преодоление негативных этнических стереотипов, форя!-. рование положительных установок на общение людей , разных национальностей способствует развитию сотрудшгчества и взаимопониманию' мозду народами нашей стралн.

В связи с тем, что щтационалыюе общение оказывает значительнее влияние на межнациональное отношения, в работе раскрывается необходимость воспитания высокой культур« межнационального общения. Автор считает односторонней точку зрения в рдботах по йультурэ межнационального общения,. которая требует учета, г л аггел образец национальных особенностей общающихся личностей /традиций, обычаев, паралкнгвистичесних сеойств об-щеняя'-.шшяка, госты, 1ШТонацяя/. Очень .важно видеть з представителях другой национальностиобщечеловеческие качества и '■■•) '•• чёрта;.-. Пяавнш- прл':'э*ом яглябтея 'иеушюйиелъное. 'соблюдение

•:. прянцша равенства. . "

.'•'-Л .".- йцейид-аоспягагзлыли' '-¡¿эрг по формированию культуры меяна-■ ционального. общения оффектйвйн-лишь тогда,"когда осуществляются ' .в неразрывной связи д организацией практики межнациональных

отношений на-основе принципов разенства и сотрудничества, вза-.. . ишой помощи и .дружбы. Такие отношения, должны прежде всего формироваться в трудовом коллективе, в семье, по месту жительства.

Вез uro должно дополняться иомалексол игр, vaE сказать, в tüspoy ел овнах развития е. взашюдеястшгя кацзоыалышх общностей: создашгоц условий дел окоыоцичрского, пояцгачосиого. в духовного их развития. j •

Только на основа -этих ызЕроусдовий и в органической связи с кюш «ose? быть аффективной. работа по воспитании культуру ызЕнациоиидыюго общения, т.е. ыагшщцоньлишх отношений ' на макроуровне, ua уровне цевлцчностшх отношений.

В заключении работа подаедятел итоги исследования, даются практические рзкокендощш по ^ормировааиэ ку^ьгури иеинадв-ошшьиого обцшшг»

Осносгогз nasaeeaas диссертации отражена с следующих работах:.

1. Дурабагш Ш.Т, Еаюшй фалтор мегнацйон&вьного обменш.

- Ташкент. Изд-во •УзбекЕстад®, 198Э. - I u.a.

2. Еурабаав Е.ТМ Цадуиаров I.U. - Изгиациональное обманке "в '«рудовыа 'ко^т)па.>''^гскент*''Н8д-£э "Лбеввстеа*, 1939. - 1,6 b.S. .

3. ^урабаев Ш.Т. Проблем свободного развития национальных языков и возрастания роли языка иевишдаон&яъиаго общение,' /В поиаць лектору/, - Тъакент: Общ-во "Знание''. УзСС?, ISC3*'

- 1,6 U.Z. ■ ■• '

•4. Цурабаев 1Ьжнацк*ональное общение с духовное развитие гнчиостк. //Партийная гизнь: Кзд-во Щ1 ЦП ?э. Р 12. .. 1990,- - 0,3 в«д. . '

5. Роль национального и русского языка в развитии.личности в условиях обновления социалистического общества. Ллтер:^-лы научно-теоретической конференции/. - Ташкент: iis/rEo "¿"соэ-кистон", I9S0, - 0,2 E.Ü.

s....».....

Подписано üursaiu f(/. /г? О/- ■■'äibaiXi Тнра*: Юр Шьем /у г.. я. Со?;.:« üyuani' "'*

'Отпечатаю на poianpmiii: в тшюграф! Tzitt) им. В. И. v'k-miiia.

Адрес: 7(1(1095, г. Ташкент, ГСП, В5 чгоролэк. ТашГУ.