автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Искусство и культура Верхней Волги северо-запада Тверских земель

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Барсегян, Тамара Васильевна
  • Ученая cтепень: доктора искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Диссертация по искусствоведению на тему 'Искусство и культура Верхней Волги северо-запада Тверских земель'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора искусствоведения Барсегян, Тамара Васильевна

ВВЕДЕНИЕ. стр.2

ГЛАВА 1.

ПРИРОДНЫЙ ЛАНДШАФТ ВЕРХНЕЙ ВОЛГИ. ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РЕГИОНА. стр.21

ГЛАВА 2.

РОЛЬ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ И МОНАСТЫРЕЙ В ИСКУССТВЕ И КУЛЬТУРЕ РУССКОЙ ПРОВИНЦИИ.стр.28

- Храмы и монастыри Верхней Волги.

- Влияние духовных центров на формирование морально-нравственных качеств жителей Верхневолжья.

- Храмы и монастыри как культурно-просветительные центры Верхневолжья.

- Архитектура храмов и монастырей Верхневолжья.

- Церковные художества.

- Монументальные настенные росписи храмов.

- Иконопись.

- Сакральная и храмовая скульптура.

- Позолотчики и серебряных дел мастера.

ГЛАВА 3.

СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ ВЕРХНЕЙ ВОЛГИ В

КУЛЬТУРЕ РУССКОЙ ПРОВИНЦИИ.стр.111

- Сельские поселения как центры традиционной народной культуры и искусства.

- Социокультурная среда сельских поселений Верхневольжья.

- Архитектурно-пространственная среда исторически сложившихся сельских поселений региона Верхней Волги.

- Крестьянские дома Верхневолжья.

- Школа крестьянского зодчества Верхней Волги конца XIX начала XX века.

ГЛАВА 4.

РОЛЬ ДВОРЯНСКИХ УСАДЕБ В КУЛЬТУРЕ ВЕРХНЕЙ

ГЛАВА 5.

ЗНАЧЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКИХ ВЕРХНЕВОЛЖСКИХ ГОРОДОВ В ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

- Средневековые города Верхневолжья.

- Социокультурная среда города Осташкова.

- Архитектурно-пространственная среда Осташкова.

- История градостроительного развития Осташкова.

- Архитектура Осташкова XX столетия.

ВОЛГИ В ХУ1Н-Х1Х ВЕКАХ стр. 143

РОССИИ стр.151

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по искусствоведению, Барсегян, Тамара Васильевна

Новый XXI век, начало нового тысячелетия - время подведения итогов в различных областях человеческой деятельности и прежде всего в истории искусства и культуры, где ярче всего отпечатались судьбы народов, поскольку культура есть рукотворная одухотворенная среда обитания человека, духовно-материальное состояние человеческого бытия; искусство же является высшей степенью творческого мастерства.

Именно сейчас, как никогда ранее, важно осмыслить, что такое отечественная культура, та среда, которую народ творил в течение многих веков, в которой существовал и еще продолжает жить до сегодняшнего времени. В чем суть того кризиса и перелома, который явно ощущался на протяжении всего XX столетия, который наиболее дальновидные и прозорливые писатели, художники, философы, мыслители предвещали еще в XIX веке. Важно понять причины этого перелома, пути выхода из кризиса и обозначить тенденции дальнейшего движения.

Древние центры княжеств - Владимир, Новгород, Псков, Тверь и другие, столицы Москва и Санкт-Петербург, несомненно, сыграли особую роль в истории России, оказывали и оказывают большое влияние на культуру и искусство страны. Большая же часть России - провинция с ее крупными, средними ранее губернскими (ныне областными) городами, малыми уездными городами (ныне районными центрами), сельскими поселениями. До начала XX столетия основное население России составляло крестьянское сословие (86%). Поэтому особо важно понять культуру и искусство русской провинции, а значит вместе с этим - образ нации, судьбу и будущее народа.

Раскрыть культуру провинции - значит включить местные явления в систему национальных и мировых ценностей. Это особо актуально, поскольку в современной России важное значение приобретает жизнь регионов.

В настоящее время важно отказаться от евроцентризма и воспринять самобытность культуры России не как деформацию классической модели западноевропейской культуры, а как целостное организованное пространство, выступающее на равных в диалоге с культурой мировой. Это представляется актуальным, поскольку во многих современных культурологических исследованиях наблюдается недооценка провинциальной культуры Отечества. В работах некоторых западных и отечественных ученых Россия определяется как «страна третьего мира» (Э.А.Орлова), полупериферия, периферия, «внешнее поле Европы»\

Культура и искусство русской провинции не изучены из-за слабой проработанности проблемы, вследствие долго сохранявшегося негативного восприятия термина «провинция». В настоящее время целостная историографическая картина искусства и культуры провинции пока отсутствует. Отдельные сведения и разделы о провинциальной культуре и искусстве включались в общие работы по истории культуры России. Имеются многочисленные, часто хорошие работы по литературе, искусству, историческим наукам, образованию и т.п., но почти отсутствуют исследования по культуре русской провинции как особом общественном феномене, не сводящемся к простой сумме составляющих его «отраслей».

Подобное положение объясняется рядом объективных обстоятельств. Обращение к изучению русской культуры состоялось только в конце XVIII века. В последней трети XVIII столетия возникла проблема оценки культурного наследия России, но она никак не была сформулирована. Большое значение имела археографическая деятельности Н.И.Новикова, обратившего внимание на важность в национальной культуре исторических и культурных трацидий прошлого и объединившего вокруг себя группу единомышленников (Г.Ф.Миллера, П.К.Хлебникова, Н.Н.Бантыш-Каменского, А.Ф.Малиновского и др.).

В XIX столетии, после победы России над французами в Отечественной войне 1812 года, отмечен подъем национального самосознания народа, наблюдался особый интерес к отечественной культуре. Появляются WoUerstein 1. The Modem. Worid- System 1. New York; Académie Press, 1974. P. 197. специальные издания, посвященные этой проблематике: "Русские достопримечательности" (1815 г.), "Историческое обозрение литературы статистики в особенности Российского государства" К.Германа (1817 г.), "Начертания статистики Российского государства" К.И.Арсеньева (1818-1819 гг.), "Полное собрание ученых путешествий по России", издаваемое Академией наук (1818-1825 гг.), "Отечественные записки" П.П.Свиньина, "Северный архив" Ф.В.Булгарина (1822-1828 гг.), "Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба" т. 1-25 (СПб., 1839-1868 гг.), "Статистическое обозрение Российской империи" Лигрона В. (СПб., 1874).

Выдающиеся историки С.М.Соловьев и его ученик В.О.Ключевский большое внимание уделяли вопросам отечественной культуры. Одним из серьезнейших достижений С.М.Соловьева была разработка целостного взгляда на историко-культурный процесс развития Руси и России. В.О.Ключевский рассмотрел проблему связей русской истории и культуры с "Западом"; к сожалению, ученый безоговорочно принял вопрос о "западных влияниях", не раскрыл с научной глубиной понятия "влияние".

В XIX столетии проблемами российской культуры начинают заниматься этнографы, филологи, археографы, ученые естествоиспытатели: А.И.Забелин, В.И.Даль, П.В.Киреевский, Н.П.Кондаков, Н.П.Лихачев, Д.В.Айналов. "Труды Вольного Экономического общества" содержат ценнейший материал о культуре России.

В XIX столетии отечественная культура привлекает внимание не только профессиональных исследователей, но и писателей, публицистов, общественных деятелей: А.Н.Островского, И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, М.Е.Салтыкова-Щедрина и других.

Первое научное издание о русской культуре появилось в 1896 году; это был трехтомник ученика В.О.Ключевского П.Н.Милюкова "Очерки по истории русской культуры". Автор дает негативную оценку ходу развития

России и отмечает "крайнюю замедленность всего социально-экономического прогресса, его определенную элитарность и контрастный характер всего исторического развития России сравнительно с Западом" \

П.Н.Милюков говорит о полной несостоятельности русской культуры, искусства, литературы, образования и т.п. Автор с глубочайшим сочувствием относится к национальным традициям России, Объемный труд П.Н.Милюкова может быть подвергнут резкой критике; его работа не может явиться источником для современных исследователей.

В конце XIX столетия начинается изучение русского искусства и архитектуры: (Уваров A.C., Айналов Д.В., Кондаков Н.П., Лихачев Н. П., Суслов В.В., Павлинов A.M. и др.). Императорская академия художеств направляет в различные отдаленные уголки России научные экспедиции, которые призваны бьши описать храмы, настенные храмовые росписи, иконостасы и т.п.

Исследователи впервые обратились к изучению народной культуры и искусства (Ф.И.Буслаев, А.Н.Афанасьев, И.Е.Забелин, А.В.Тереш,енко и др.). С середины XIX века появилось много различных работ, статей, отдельных издании, посвяш;енных отдельным аспектам провинциальной культуры.

В XIX столетии значимое место в накоплении знаний о провинциальной культуре и искусстве отводится церковным писателям и свяш;еннослужителям, которые по решению Святейшего Синода Русской Православной Церкви изучали и описывали древние монастыри, храмы, их ризницы, библиотеки, архитектуру.

Важнейшим источником для изучения провинциальной культуры являются появившиеся в XIX столетии губернские газеты, историко-краеведческие записки, издававшиеся в уездных и губернских городах. л Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. 4.2. Иг., 1916. С. 192,217. Л Глинский Б.Б. «Русская периодическая печать в пронции». (Исторический вестник. 1898. Январь), Шелгунов Н.В. «Очерки русской жизни» (СПб., 1895), Мордовцев Д.Л. «Печать в провинции» (Дело, 1875, N 10), «Народная школа европейской России в 1892-1899 гг.». Статистический очерк Ф.Р.Ольденбурга (СПб., 1896) и т.п.

Новый период в изучении искусства и культуры России начался в XX столетии, когда произошли колоссальные потери историко-культурного наследия, в то же время свершились многие открытия (древнерусской иконописи, народного искусства, древнерусской музыки, архитектуры и т.п.). Новому отношению к культурному наследию России во многом способствовала деятельность художников М.В.Нестерова, А.М.Васнецова, поэтов Андрея Белого, В.И.Иванова, Д.С.Мережковского, философов Н.А.Бердяева, В.В.Розанова, Н.О.Лосского, А.Ф.Лосева, Н.Н.Афанасьева, Н.М.Зернова, Б.П.Вышеславцева, А.В.Карташова, протоиерея Сергия Булгакова, отца Павла Флоренского, протоиерея Г.В.Флоровского, архимандрита Киприана (Керн), В.Н.Лосского, И.А.Ильина.

Большое значение имело издание работ В.П.Семенова-Тян-Шанского "Город и деревня Европейской России" (СПб., 1910), включавших богатейшие наблюдения исследователя и исторический материал о культуре российской провинции, и Зеленина Д.К. "Библиографический указатель русской этнографической литературы о внешнем быте народов России. 17001910 гг." (СПб., 1913).

Особо следует отметить труды В.Г.Плеханова, который пытался сформулировать концепцию истории России и русской культуры. Прогрессивно то, что он впервые аргументированно высказался против бытовавшего в течение всего XIX столетия отрицательного взгляда на русскую культуру по своему содержанию исключительно подражательскую, копирующую зарубежные образцы. И.Э.Грабарем издается первое фундаментальное исследование по русскому искусству - "История русского искусства".

После 1917 года основную роль в искусстве и культуре играла идеология марксизма-ленинизма. В советский период она определяла подход к развитию искусства и культуры страны, направление развития научной и творческой мысли, методологические подходы. Поэтому мы нередко имеем вульгарный классовый подход к оценке многих явлений в культуре и искусстве; совершенно игнорировались духовные традиции и т.п. Но, несмотря на это, были сделаны выдающиеся открытия во всех областях культуры и искусства России.

В 1920-е годы изучение провинциального искусства и культуры осуществлялось во многом в рамках краеведческой работы, в которой участвовали известные историки, археографы, филологи, искусствоведы. В 1930-е годы краеведческое движение России утрачивает свою актуальность.

В 1920-1950-е годы особую роль в сохранении русской культуры (особенно духовной), искусства сыграли русские эмигранты, а также многие деятели, находившиеся в России в заключении, труды которых стали доступны в нашей стране лишь в конце 1980-1990-х годов (Питирим Сорокин, А.Н.Грабар, И.А.Ильин, Л.А.Успенский, Г.П.Федотов, П.А.Флоренский, Г.В.Флоровский и др.).

Большое значение имел Богословский институт преподобного Сергия, Русское Студенческое христианское движение (РСХД), Религиозно-философская Академия, издания журналов "Путь", издательство "ИМКА-Пресс", "Вестник РС ХД" (с 1974 г. - "Вестник РХД"). Фактически зарубежье стало хранителем русских культурных традиций, способствовало развитию культуры, искусства, а также одним из немногих мест, где возможно было (из-за сложившейся в СССР социально-политической обстановки) заниматься изучением духовной культуры русского народа.

В России новый этап изучения искусства и культуры начался с середины 1950-х годов (определен изменениями в социально-политической жизни страны, где особую роль сыграла победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.). Для этого периода характерно издание фундаментальных исследований по искусству, архитектуре и народному творчеству России. Выдающиеся исследователи Б.А.Рыбаков, В.Н.Лазарев, Н.Н.Воронин, И.Э.Грабарь, В.С.Кеменов и др. приняли участие в подготовке и изданию "Истории русского искусства".

1960-е годы можно определить как время преодоления советского историко-культурного нигилизма и позитивизма, период нового отношения к национальному искусству и культуре. Наблюдается обращение к духовным традициям народа (прежде всего в художественной литературе у Владимира Солоухина, Василия Шукшина, Валентина Распутина, Федора Абрамова), осмысление развития русской философской мысли и обращение к трудам Ф.М.Достоевского, А.С.Хомякова, П.В.Киреевского, Ф.И.Тютчева, Н.Я.Данилевского. МГУ им.М.В.Ломоносова начинает издавать "Очерки русской культуры", возобновляя традиции XIX столетия. В 1960-1990-е годы выходит 10 томов очерков, посвященных культуре ХШ-Х1Х веков (главный редактор Б.А.Рыбаков). В 1982 году серия очерков была удостоена Государственной премии. Авторами очерков стали известнейшие ученые современности Б.А.Рыбаков, В.Л.Янин, В.А.Александров, М.Т.Белявский, Д.В.Сарабьянов, Б.И.Краснобаев и др.

С 1960-х годов особое значение приобрели труды Д.С.Лихачева, С.С.Аверинцева, А.М.Панченко, Г.К.Вагнера, которые одни из первых поставили проблему духовных и морально-нравственных качеств русской культуры и искусства.

В последнее десятилетие XX столетия научным центром, изучавшим русскую культуру и плодотворно работавшим, явилась лаборатория русской культуры исторического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова и в университете в г.Тарту (руководил работами Ю.М.Лотман).

Для конца XX столетия характерно появление работ, обобщающих фундаментальные исследования в различных областях отечественной культуры и искусства (по архитектуре и градостроительству, художественно-эстетическим проблемам национальной культуры и искусства, культуре русского крестьянства и т.п.). Впервые была обозначена проблема изучения культуры русской провинции; этому посвящены специальные разделы "Очерков русской культуры XIX века", подготовленные МГУ ИМ.М.В.Ломоносова и монография М.М.Громыко "Мир русской деревни". В

1990-е годы провинциальной культуре России было посвящено три Всероссийские научные конференции - "Российская провинция ХУШ-ХХ вв.: реалии культурной жизни", организованные в Пензе, а также отдельные сборники и периодические издания ("Мифы провинциальной культуры". Самара, 1992; "Русская провинция и мировая культура". Ярославль, 1993; журналы "Русская провинция". Новгород-Тверь; "Регионалогия" и "Российская провинция". Москва; "Земство". Пенза).

Подводя итог обзора литературы по общим вопросам развития русского искусства и культуры, необходимо отметить, что в этой сфере накоплен определенный опыт. В основном, проводилось отраслевое изучение культуры и искусства, оно не учитывало их бытование в общества, в распространении культурных новаций, в формировании и развитии культурно-информационной системы как элемента культурного пространства.

Современное состояние историко-культурного наследия России, имеющиеся исследования делают возможным и необходимым переход к изучению искусства и культуры как целостной, качественно определенной системы в структуре обш,ественной жизни. В конце XX столетия встала проблема изучения культуры и искусства русской провинции, их осмысления как некоего самобытного феномена.

Общие труды по истории русской культуры и искусства содержат лишь краткие сведения о памятниках Верхней Волги: о деревянном ярусном храме Иоанна Предтечи на Ширковом погосте и скульптурном образе преподобного Нила Столобенского. Литература о Верхней Волге обширная. Ряд работ являются ценным источником для современных ученых, поскольку содержат ценные исторические сведения; среди них следует отметить Новгородские писцовые книги XV века, в XIX столетии труды В.Покровского, В.П.Успенского, В.И.Колосова, Н.Я.Озерецковского, проблемы исследования искусства и культуры у этих авторов не рассматриваются. в 1970-е годы московскому искусствоведу А.А.Галашевичу удалось изучить архитектуру Верхневолжья, научному сотруднику Загорского историко-культурного и художественного музея Л.Э.Калмыковой - народное искусство края, творчеством осташковских художников Колокольниковых занималась В.Ф.Гершфельд, научный сотрудник Тверской картинной галереи, художников Уткиных - Н.В.Шершова из Государственного Русского музея.

Все указанные работы содержали лишь отдельные сведения об искусстве и культуре Верхней Волги. В книгах "Нило-Столобенская пустынь. Монастырь и мир", "Земля Истока. Очерки культуры Верхневолжья", вьшуш;енных издательством МГУ им.М.В.Ломоносова на рубеже ХХ-ХХ1 века, впервые предпринята попытка представить целостную картину развития искусства и культуры региона, определить роль художественного наследия в формировании культурного ландшафта.

Завершая обзор литературы, следует отметить труды иностранных авторов. Заслуживает внимания описание путешественника X века Ибн-Фадлана на Волгу, дипломатов-путешественников ХУГХУП века Сигизмунда Герберштейна, Петра де Арлезунда, в XVII столетии Антиохийского патриарха Макария, содержащие описания русского быта, обычаев и культурных традиций. Все авторы в своих работах касались Верховья Волги.

В XX столетии Макс Вебер, Джон Тойнби, Питирим Сорокин, чьи труды получили всемирную известность, рассматривали особенности развития культуры России, значение ее историко-художественного наследия и его роль в будущем страны и мира. В целом же в зарубежной историографии проблемы культуры русской провинции не изучаются, хотя имеются интересные и ценные исследования по истории развития образования в России, местного самоуправления и т.п.А Rean L. L art russe dies oriqines a Pierre le Grand. Paris, 1921. Raeff M. Understandind Imperial Russia. State and Society in the Old Régine. New Work. Columbia Press, 1984.

Современное состояние историко-культурного наследия России, имеющиеся фундаментальные исследования, накопленный опыт делают возможным и необходимым переход к изучению культуры как целостной качественно определенной системы в структуре общественной жизни.

Цель данной работы - на примере района Верхней Волги определить типологические культурные формы, которые могут характеризовать искусство и культуру русской провинции в исторической и современном контексте.

В связи с этим автор ставит следующие задачи:

1. Определение особенностей природного ландшафта, исторического, социально-экономического и культурного развития района Верхневолжья.

2. Изучение духовного, историко-культурного, художественного, архитектурного наследия Верховья Волги и его влияния на формирование культурного ландшафта региона.

3. Осмысление искусства и культуры Верхней Волги как некоего самобытного феномена, определение их места в системе общенациональных культурных ценностей.

Предметом исследования является определение механизма влияния храмов, монастырей, дворянских усадеб, городских и сельских поселений на формирование культурного ландшафта района Верхней Волги.

Объект исследования - природный и исторически сложившийся ландшафт Верхней Волги, комплекс монастыря Нило-Столобенской пустыни, архитектура, планировка сельских поселений и города Осташкова, их культурная среда, историко-культурное и художественное наследие региона.

В процессе исследования исходным положением является следующее: провинциальное искусство и культура представляют органическое сочетание культур и традиций, порожденных деятельностью древних поселенцев, крестьян, горожан, элитного сословия России - дворянства, православных храмов и монастырей. Ведущую роль в становлении провинциальной культуры имеют духовные традиции и, безусловно, природный ландшафт. Подобные факторы обеспечивали неповторимость, самобытность искусства и культуры Верхней Волги, целостное организованное культурное пространство, выступающее на равных в диалоге с культурой мировой.

Методологическая основа исследования отразила необходимость пересмотра и критической переоценки основных принципов научного изучения провинциальной культуры и искусства. Эта проблематика находится на стыке различных методологических подходов и испытывает более сильную, чем когда-либо потребность в совершенствовании всего инструментария исследования.

Искусство и культуру русской провинции необходимо рассматривать в целостной системе идейно-политических и религиозных связей, в историко-культурном контексте эпохи, особое внимание должно быть уделено духовным традициям, особенностям природного ландшафта, а также взаимодействию различных культур.

В теоретико-методологическом отношении особое значение имеет метод структурно-функционального анализа провинциальной культуры и искусства. В связи с этим было осуществлено исследование основных их направлений:

1. Выявления особенностей природного ландшафта и специфики исторического, социально-экономического развития района Верхней Волги. Данные факторы в значительной степени определяют специфику культуры и искусства Верхневолжья Тверских земель. Данные положения определялись на основе натурных исследований природного ландшафта, а также изучения исторических источников (Новгородских писцовых книг, летописей, архивных материалов и т.п.).

2. Изучение духовных традиций, определяющих уклад жизни населения Верхневолжья. Данный аспект исследования включает синкретическое единство духовной основы и материальной структуры социокультурной среды обитания общества.

3. Выявление основных составляющих культурного ландшафта района Верхней Волги; изучение архитектуры и планировки города Осташкова, исторически сложившихся сельских поселений, дворянских усадеб, храмов и монастырей, церковных художеств, народного крестьянского искусства, творчества светских художников, деятельности школ, музеев, различных культурно-просветительных учреждений.

4. Изучение общественно-культурной среды (или культурного пространства) города Осташкова, крестьянских поселений, дворянских усадеб, храмов и монастырей Верхневолжья.

5. В ходе исследования прослеживается влияние столичной и западноевропейской культуры на становление культуры и искусства Верхневолжья. Определяется самобытность региональных, культурных и художественных традиций.

В работе использована ярко выраженная интеграционная тенденция современной научной методологии - принцип комплексного подхода (Д.С.Лихачев, М.Н.Громов, М.М.Бахтин, Г.К.Вагнер, В.Л.Янин, Я.Н.Щапов, Ю.М.Лотман). В основе его лежит представление о том, что полные результаты в решении определенных исследованием задач не могут быть достигуты ни работой внутри одной дисциплины, ни простым суммированием или сравнением результатов, полученных отдельным исследователем в области нескольких различных дисциплин, а требует от него достаточно полного владения методами критики источников, используемых во всех необходимых ему областях, при опоре на те дисциплины, которыми он владеем профессионально. Такой метод необходим при постановке сложных задач, характеризующих именно изучение провинциальной культуры и искусства.

Важнейшим методологическим приемом является принцип, позволяющий исследователю учитывать сакральное содержание культурного ландшафта и духовных традиций в качестве «внутреннего содержания» материальной среды обитания общества (А.Н.Грабар, Питирим Сорокин, А.Дж.Тойнби, Г.К.Вагнер, В.В.Бьгаков, М.Н.Громов, В.Н.Катасонов). Это позволяет выявить «внутренний смысл» культурного ландшафта и всех его составляющих, рассматриваемых как концентрированное выражение духовной истории человечества. Духовная традиция превращается в решающий фактор интерпретации «внутренних смыслов» (П.А.Флоренский, С.С.Аверинцев, В.В.Бычков, Г.К.Вагнер, Д.С.Лихачев).

В настоящем исследовании для анализа культуры использован системный подход (Э.В.Маркарян), принцип нерасторжимой связи между историей и культурой (В.М.Межуев).

Методологической основой исследования является идея синтеза искусств в храме (П.А.Флоренский), особого эмоционального воздействия архитектуры на человека (Н.Д.Федоров, А.В.Бакушинский).

В исследовании мы исходим из принципа всепроникающего характера воздействия окружающей историко-культурной среды на эстетическое сознание; роли пространственно-временных представлений эпохи и пространственного решения дома, монастырского комплекса, древнерусского города для понимания образа мира (А.В.Иконников, Р.Арнхейм, протоиерей Н.Троицкий).

При изучении искусства и культуры Верхневолжья большое значение имеют ландшафтно-средовой (Д.С.Лихачев, М.М.Бахтин, П.А.Флоренский, И.Тэн, К.А.Кондратьева) и предметно-пространственный методы исследования (А.Н.Афанасьев, А.А.Потебня, С.А.Токарев, Б.А.Рыбаков), структурно-образный аспект (С.А.Хан-Магомедов, И.Тэн, Т.С.Семенова, П.А.Флоренский).

При исследовании церковных художеств использованы иконологический метод (А.Н.Грабар, Аби Варбург, Эрвин Панофский), стилистический анализ памятников, зАитывается сакральное содержание, семиотика и символика. Иконологический метод творческий, концептуально управляемый процесс исторического воспоминания, направленный на оживление и воссоздание опыта образных представлений прошлого. Основополагающий принцип этого метода - анализ прямых и косвенных связей произведения с культурным и историческим окружением.

В основу работы принята программа и методика научных исследований «Сохранение и развитие культурной среды исторических поселений России», разработанные группой специалистов РИК МК и РАН (автор проекта и руководитель О.Г.Севан).

Использованы следующие методы исследования:

- теоретический анализ литературы по теме исследования (агиографической, богословской, исторической, искусствоведческой, философской, социологической, справочно-библиографической, литературы по истории и теории культуры, эстетике);

- анализ исторических источников с целью выявления времени создания, развития историко-культурного и художественного наследия, определения культурных связей, особенностей социально-экономического развития региона;

- аналитико-стилистический анализ культурного, художественного и архитектурного наследия с целью определения путей взаимодействия культуры Верхневолжья со столицей и другими центрами;

- анализ картографического материала, необходимого для определения системы формирования исторически сложившегося ландшафта региона Верхней Волги;

- натурные исследования ландшафта, застройки и планировки монастырских комплексов, города Осташкова, сельских поселений, дворянских усадеб с целью определения их роли в формировании культурного ландшафта, градостроительной композиции Осташкова и т.д.;

- наблюдение с целью изучения современных социокультурных процессов в районе Верхней Волги.

Новизна научной работы определяется новым взглядом на проблему значимости культуры и искусства Верхневолжья, их роли в формировании культурного ландшафта региона. Подобный подход позволяет выявить и обозначить актуальные для современности направления духовно-нравственного, художественного и культурного развития Верхней Волги. Впервые на основе большого конкретного материала сделаны выводы о том, что провинциальная культура Верхневолжья представляет самобытный феномен синтеза славянского менталитета, православного миропонимания, церковного, светского и народного искусства. В качестве новой, во многом еш;е дискуссионной проблемы в исследовании ставится тема эстетической значимости сельской среды, а также среды малого исторического города.

На основе историко-культурного наследия Верхней Волги впервые показаны духовно-эстетическая, художественная значимость и самобытность (в целом при учете определенных культурных влияний и типологических параллелей) основных составляющих провинциальной культуры; прослеживаются ее историческое развитие и факторы, стимулирующие его. Использован новый методологический принцип исследования - структурно-функциональный анализ культуры. Автор использует и вводит в научный оборот новый материал натурных исследований культурного ландшафта, архитектуры, планировочной структуры города Осташкова, монастырских комплексов, сел, деревень Верхневолжья, а также изучения разнообразных памятников изобразительного искусства, церковных художеств. В работе использован ряд специально выявленных или ранее не обработанных и не включенных в шучшш оборот письменных, иконографических, исторических и литературных материалов.

Собранный и проанализированный материал дал возможность подойти к решению круга взаимосвязанных проблем искусствоведческого, исторического, источниковедческого, социокультурного характера в их единстве и взаимосвязи.

Разработаны критерии, по которым оцениваются культура и искусство Верхневолжья в историческом и современном контексте. Впервые исследование историко-культурного и художественного наследия проводится с учетом его духовного содержания. Выстроена система культурных отношений и художественных традиций с учетом взаимодействия всех типов поселений, формирующих культурный ландшафт (город, сельские поселения, дворянские усадьбы, храмы и монастыри).

Результаты исследования развивают традиционное представление о художественных и культурных традициях русской провинции, ее истории, способствуют усвоению достижений прошлого в современной культуре, а также сфере художественного и исторического образования. Выявлены перспективные тенденции развития искусства и культуры Верхневолжья.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что данные теоретические материалы могут быть использованы при разработке различных региональных программ развития Верхневолжья, включая экологические программы, проекты районной планировки и генплана Осташкова. Работа может служить примером для составления программ развития регионов, имеющих сходные природные и исторические условия.

Материалы исследования могут быть использованы реставраторами памятников архитектуры, церковных художеств и другими специалистами, которые занимаются восстановлением памятников истории и культуры района Верхней Волги, создают новые иконы, иконостасы, настенные росписи храмов.

Особую значимость материалы имеют для педагогов и организаторов экскурсионной работы в Верхневолжье, так как содержат новые сведения об историко-культурном наследии района и новые методологические подходы, позволяющие учитывать сложившиеся духовные традиции. Материалы исследования могут быть использованы учителями общеобразовательных школ региона, гимназий, колледжей и т.п. для подготовки программ по краеведению, истории культуры, эстетике и т.п.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается опорой на исторический архивный материал, на использование широкого спектра памятников археологии, архитектуры, истории и культуры, изучение природного и культурного ландшафта Верхней Волги, изучении современного искусства, наблюдении за современными социокультурными процессами в регионе, использовании современных методологических основ.

Источником для исследования послужили материалы государственных и частных архивов, библиотек, музеев, галерей Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Новгорода, Вологды, Осташкова, церковные художества Верхневолжья (монументальные настенные росписи и лепной декор храмов, иконостасы, иконы и т.п.), станковые произведения художников ХУШ-ХХ веков, застройка и планировка Осташкова, сел, деревень, монастырских комплексов, дворянских усадеб, природного и культурного ландшафта района Верхней Волги.

На основе изучения духовного, историко-культурного, художественного, архитектурного и градостроительного наследия, культурного ландшафта формируется целостное представление о культуре и искусстве Верхневолжья, их самобытности и значении в жизни России.

Результаты исследования были использованы при разработке проекта генплана застройки города Осташкова, при составлении проекта охранных зон памятников архитектуры и зон регулирования застройки Осташкова (1980 год). Отдельные положения работы были положены в основу проекта «Монастыри - духовные и культурные центры России», который осуществлялся в рамках международной программы Совета Европы «Культурные маршруты. Пути монашества» (1994 г.), в разработке для

Академии педагогических наук концепции «Традиционное школьное образование и экспериментальные программы» (1994-1995 гг.).

Теоретические разработки исследования явились основой для экспертной комиссии, организованной Русской Православной Церковью, Министерствами культуры РСФСР и СССР, руководством Тверской области и Осташковского района, при решении вопроса о возрождении деятельности монастыря Нило-Столобенская пустынь (1990 г.), Волго-Верховского женского Ольгинского монастыр у истока Волги (1999 г.). По просьбе главы администрации г.Осташкова материалы исследования были переданы в управление администрации с целью использования их в определении культурной политики в районе Верхней Волги (1994 г.). В 2000 году материалы исследования были приняты акционерным обш,еством «Москва» для организации экскурсионного тура по Верхневолжью «Земля Истока».

Выводы и положения диссертации были представлены в докладах на Сергиевских научных чтениях, организованных МГУ им.М.В. Ломоносова и Советским фондом культуры (Москва, 1989 г.), на конференции, посвященной изучению сельских поселений Нечерноземья (Тверь, 1989 г.), на международных конференциях, организованных Советом Европы (Греция, Солоники, 1994), ИРИ РАН, РЖ МК РФ и РАН, Московской Патриархией (Москва, 1993, 1994, 1996 гг.), Всероссийских научных конференциях (Калуга, 1994 г., Осташков, 1994 г., 2001 г., Москва, 1999 г.), на отчетных научных конференциях ЦМиАР (Москва, 1989, 1991, 1994, 1995, 2002 гг.), на научных семинарах РЖ МК РФ и РАН (1993-1994 гг.).

На основе исследования в Москве, в издательстве МГУ им.М.В.Ломоносова, выпущены книги: в 1999 году - «Нило-Столобенская пустынь. Монастырь и мир» (объем 18,7 п.л.), в 2001 г. - «Земля Истока. Очерки культуры Верхневолжья» (объем 30 п.л.).

Диссертация имеет следующую структуру: введение, пять глав, заключение, приложение. Работа содержит следующие главы: Глава 1. Природный и культурный ландшафт Верхней Волги. Особенности

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Искусство и культура Верхней Волги северо-запада Тверских земель"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в данной работе на примере Верхней Волги мы рассмотрели роль городов, храмов и монастырей, сельских поселений и дворянских усадеб в формировании культурного ландшафта региона. Из многообразия отдельных видов и жанров искусства (иконописание, монументальные настенные росписи, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура и градостроительство), направлений, стилей, форм в каждом из них, социокультурной среды различных типов поселений, складывается некая достаточно ясно читаемая, хотя и мозаичная, целостность культуры русской провинции, выросшей не на пустом месте и сохранившей в XX столетии определенные художественно-эстетические богатства, самобытность.

Своеобразие, специфику культуры Верхней Волги в значительной степени определил неповторимый природный ландшафт - с его многочисленными озерами, реками, могучими хвойными лесами, просторами полей и лугов, сформировавший индивидуальный художественный облик всех исторических поселений региона. Природные условия определили своеобразный уклад жизни и занятия людей, предметно-пространственную среду их обитания, которая представляет эстетическую и художественную ценность; поэтому мы имеем своеобразные памятники народного искусства. Верхняя Волга - самобытный центр художественной обработки дерева (уникальный тип ярусного деревянного храма, домовая декоративная резьба, сакральная скульптура). Индивидуальность культуры региона формируют духовные традиции народа, прославленные святыни - исток Волги, Нилова пустынь, Оковцы. Верхняя Волга дает уникальные примеры церковных художеств (Оковецкий-Ржевский образ Богоматери, иконы и скульптурный образ преподобного Нила Столобенского).

Культура Верхневолжья, как каждая региональная культура, не может быть понята как нечто самообразующееся, опирающееся только на себя. Закономерности развития любой локальной культуры есть частный случай проявлений общеисторических закономерностей. Специфика культуры

Верхней Волги наряду с природным ландшафтом, духовными традициями определяется географическим положением региона и взаимодействием с культурой различных художественных центров (Тверью, Новгородом, Псковом, Москвой, Петербургом, Торопцом, Прибалтикой, Белоруссией и т.д.). Верхневолжские мастера ХУ11-Х1Х вв., освоив традиции ряда древнерусских художественных школ, новейшие идеалы западноевропейского искусства, создали самобытные произведения изобразительного и декоративного искусства, архитектуры и градостроительства (осташковская художественная школа, школа крестьянского зодчества, Осташков - своеобразный памятник градостроительного искусства XVII - начала XX вв.). Приведенные примеры позволяют говорить об искусстве и культуре Верхней Волги как неком самобытном явлении и его значительной роли в системе обпденациональных культурных ценностей. В то же время искусство и культуру Верхневолжья следует рассматривать как типичный образец русской провинциальной культуры.

Проведенное исследование позволяет констатировать, что в существую щей системе типологии культур целесообразно ввести категории «культура русской провинции», которую возможно представить как систему взаимосвязи, в результате которой формируется многомерная картина бытия определенного региона России, при изучении которого выявляется целостность объекта и его структура, с одной стороны, взаимодействие и динамика преобразований структурных элементов, с другой.

Проделанный на примере Верхней Волги анализ форм искусств и культуры русской провинции позволяет сделать нам некоторые обобщающие выводы относительно главных самобытных характеристик феномена русской провинциальной культуры. Ясно, что это первые и предварительные соображения, что в будущем углубленные исследования должны внести в них определенные коррективы. Тем не менее для начального этапа исследования они представляют определенный и достаточно основательный историко-теоретический фундамент.

Важно отметить, что различные типологические и культурные формы, которые характеризуют искусство и культуру русской провинции, формировались и достигли своих высот, активно опираясь, в первую очередь, на конкретные условия природного ландшафта. Культура русской провинции и природа взаимосвязаны, взаимообусловлены.

Индустриальная цивилизация XX столетия, приносящая нам величайшие материальные блага, при соблюдении только практических, утилитарных приоритетов, пагубно сказывается на состоянии природной среды. Реакцией на стихию технологической революции явилось широкое всемирное экологическое движение, сложившееся в 1970-е годы, задачей которого стало, прежде всего, охрана и восстановление окружающей природной среды. Д.С.Лихачев справедливо утверждал, что «экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины, «социальности». А От уровня нравственной культуры зависит экологическое состояние планеты, в целом - будущее человечества.

Культура русской провинции системна, она включает различные виды культуры и искусств: архитектуру и градостроительство, памятники церковных художеств, произведения изобразительного искусства светского характера, социокультурную среду различных типов поселений, жизненный уклад разных социокультурных групп населения и т.д. Лихачев Д.С. Великое наследие. М., 1975. С.50.

Культура русской провинции синкретична, это определило широкую систему взаимосвязей и взаимозависимости различных элементов, ее составляюш;их. Она представляет интеграционную целостность, находящуюся в определенном гармоничном развитии. Любое изменение целого сказывается на частностях, нововведения в частностях столь же неизбежно отражаются на облике целого. Культуре русской провинции была присуща высокая органичность.

Культура русской провинции, как любая конкретная культура, существует и развивается только как воплощение перекрещивающихся, взаимообогащающихся, стимулирующих, противоборствующих, взаимоотрицающих межкультурньж общений. Чем богаче и напряженнее культурная жизнь данного этносоциального объединения, тем более многообразно ее общение с другими культурами. И более того, чем богаче общение, тем самобытнее и своеобразнее выявляются черты той или иной культуры, весомость ее включения в мировую культуру.

Культура русской провинции в своей структуре содержит древнейшие фольклорные старославянские корни, также основой ее являлись духовные православные традиции. Славяно-евразийская цивилизация в сочетании с древнейшей греко-византийской культурой дает уникальный результат, какого не было ни в античной греко-римской или древнеевропейской культуре, ни в их наследнице - средневековой византийской. В результате на Руси «возникла уникальная самобытная системы художественно-эстетического освоения мира, своеобразное эстетическое сознание, которому одновременно были присущи и высочайшие полеты духа, и неусыпная забота о «красоте сапожней», утонченная духовность на основе строгой аскезы и оправдание различных игрищ и пиршеств в дни церковных праздников, сознательное принятие и обоснование символизма в искусстве и восхищение иллюзионистки-натуралистическими изображениями осознания чуда, алогичности, антиномичности. Именно эта принципиальная противоречивость, неоднозначность, многомерность и многоаспектность древнерусского эстетического сознания и художественной культуры в целом. - все это открыло пути к возникновению богатейшей художественно-эстетической культуры Древней Руси., до сих пор питаюш;ей русскую культуру». а

Искусство и культура русской провинции во многом зависят от политических условий, в которых в тот или иной период находится Россия. Искусство и культура русской провинции Нового времени, как и России в целом, претерпели резкие изменения при проведении петровских реформ в ХУШ столетии. Отечественная культура не стала копией, «слепком» с западноевропейской; она выступает на равных в диалоге с культурой мировой; этому способствовали природный ландшафт, сложившиеся культурные и художественно-эстетические традиции Древней Руси, духовные православные основы жизненного уклада и культуры народа. Искусство и культура русской провинции ХУШ - начала XX столетий -самобытное и уникальное явление, изучение Верхневолжья дает яркое тому доказательство.

Культура русской провинции до начала XX столетия была представлена культурой различных сословий обш,ества: дворян, меш;ан (горожан), купцов, крестьян, священнослужителей; позднее - в советский период она, в основном, подразделялась на культуру городскую и сельскую. Все данные отрасли культуры имели свои ярко выраженные специфические черты, с другой стороны, все они были взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В контексте развития в культуре русской провинции до начала XX века можно выделить два противоположных направления. Первое можно охарактеризовать как консервативное, сохраняющее сложившиеся историко-культурные традиции. Данное направление было представлено Русской Православной Церковью - храмами, монастырями, священнослужителями, а также крестьянским искусством и культурой; в XX столетии - сельской культурой. Второе направление - инновационное, его представляла Художественно-эстетическая культура Древней Руси Х1-ХУП века. Рук. Бычков В.В. М., 1996. С. 525-526. дворянская и городская культура. Эти два направления имели свои четкие ориентиры, развивались как параллельно, но в то же время взаимодействовали и обогащали друг друга. В нашей работе пример каменных крестьянских домов конца XIX - начала XX века в Верхней Волге - яркое тому подтверждение.

Культура русской провинции до начала XX столетия была православной. Это ярко демонстрирует не только деятельность православных монастырей и храмов, памятники церковных художеств, но и богатейшее духовное и историко-художественное наследие представителей различных сословий дореволюционной России.

Культура русской провинции XX века, основой которой являлась марксистко-ленинская идеология, коренным образом отлична от традиционной культуры России предшествовавшего периода. В XX столетии мы наблюдает утраты многих важных составляющих культуры русской провинции: полностью исчезли дворянская и крестьянская культура, величайший урон был нанесен русской православной культуре, в целом духовному и культурному ландшафту страны. В то же время получили развитие новые отрасли искусства и культуры: радио, кино, телевидение, видео и т.п.

С 1990-х годов наметился новый этап в истории культуры русской провинции, особенностью которого можно считать отсутствие определенной общепринятой идеологии. Именно отсутствие в обществе высоких морально-нравственных идеалов во многом объясняет снижение идейно-содержательного уровня искусства и культуры, какое мы наблюдаем ныне.

С начала 1990-х годов в культуре русской провинции явственно обозначился новый процесс - обращение к духовным православным традициям. Пример Верхневолжья ярко это демонстрирует: возрождаются известнейшие святыни Нило-Столобенская и Новосоловецкая пустыни, Верхневолжскй Ольгинскй женский монастырь, приходские храмы. церковные художества, а вместе с тем меняется уклад жизни населения, его мировоззрение.

История культуры русской провинции хранит имена известных зодчих, художников, музыкантов, писателей, но в целом провинциальная культура России преимущественно является анонимной, коллективной. Коллектив выполнял заложенные в нем человеческим естеством функции жизнеспособности и развития общества. Культура и искусство, создаваемые коллективом, обретали отточенность и совершенство, но это не являлось целью творческого процесса, а было лишь его следствием. Целью оставалось сохранение феномена человеческой одаренности, выявление таланта и возможностей каждого человека. Не случайно традиционное общество поражает нас сегодня обилием талантов, многогранной одаренностью его представителей. В русской провинции коллективность была естественной реальностью, в ее рамках каждый человек мог проявить свою индивидуальность. Застройка исторически сложившихся сел и деревень Верхней Волги, города Осташкова, 1фестьянское искусство, памятники церковных художеств ярко подтверждают положение об анонимности и коллективности искусства и культуры русской провинции.

Обращаясь к культуре русской провинции, следует учитывать различие культур разных территорий. По степени влияния столичных культурных форм, по характеру местных историко-культурных, духовных традиций, по уровню социального и национального состава населения -можно выделить территории, испытывающие сильное влияние столицы (это Московская и Петербургская области), центр России (Владимир, Тверь, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Рязань, Тула, Калуга, Новгород Великий, Псков), имевший одновременно сильные традиции древних городов (центров княжеств) и значительное влияние столиц; Русский Север (Вологда, Архангельск, Петрозаводск, Олонец) с оригинальной северорусской культурной традицией; черноземные и южнорусские, а также «казачьи» области (Орел, Воронеж, Курск, Пенза, Ростов-на-Дону,

206

Краснодар, Ставрополь); среднее и южное Поволжье (Казань, Самара, Астрахань) со значительным инновационным влиянием; Предуралье (Вятка, Пермь), территорию Урало-Сибирской культурной традиции (Екатеринбург, Омск, Тобольск, Томск, Тюмень и др.). Исследование показало, что искусство и культура Верхней Волги северо-запада Тверских земель анапогичны искусству и культуре малых городов и сельских поселений Русского Севера и Центра России. Культура русской провинции - особый тип культуры, она во многом определяет самобытность и своеобразие культуры России, образ национального ландшафта.

 

Список научной литературыБарсегян, Тамара Васильевна, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"

1. Акты феодального землевладения и хозяйства Х1У-ХУ1 веков. 4,1-2, М,, 1951-1956,

2. Архимандрит Вассиан. Преподобный Нил Столобенский и его обитель//Наше наследие. 1994. N 32.

3. Барсегян Т.В. Селигерские земли. М., 1988.

4. Барсегян Т.В. Духовные традиции как основа изучения историко-культурного наследия русских сел (на примере региона Верхней Волги)//Методика и опыт изучения сельских поселений Нечерноземья. М., 1991.

5. Барсегян Т.В. «Яко Ангел, на земли пожил еси.»//Московский журнал. 1991.Ю.

6. Барсегян Т.В. «Блаженны, соблюдшие телеса свои чиста.»//Московский журнал. 1991. N4.

7. Барсегян Т.В. «Блаженны чистые сердцем.»//Литературное обозрение. 1991. N6.

8. Барсегян Т.В. Образец российского градоустройстваУ/Памятники Отечества. 1991. N2.

9. Барсегян Т.В. Наследники Нила//Памятники Отечества. 1992. N2-3.

10. Барсегян Т.В. «Где вы, любезные предки?»//Памятники Отечества. 1994, N3-4.

11. Барсегян Т.В. Столица озерного края/ТНаше наследие. 1994. N 32.

12. Барсегян Т.В. Нилова пустынь на озере Селигер//Тверские епархиальные ведомости. Тверь, 1994. N 4.

13. Барсегян Т.В. Монастырские посоеления//Сельские поселения России. М., 1995.

14. Барсегян Т.В. Типология православных монастырей России/ТМатериалы научной конференции «Монастыри в жизни России». Калуга Боровск, 1997.

15. Барсегян Т.В. Типология монастырских поселений/ТУказ.сб.

16. Барсегян T.B. О методологии изучения монастырской культуры/Шаучно-информационный сборник РГБ «Монастыри культурные центры Отечества». М., 1997.

17. Барсегян Т.В. Нило-Столобенская пустынь. Монастырь и мир//Указ.сб.

18. Барсегян Т.В. Нило-Столобенская пустынь уникальный духовный, природный и историко-архитектурный комплекс России/ТНаучно-информационный сборник РГБ «Материалы ICOMOS». М., 1997.

19. Барсегян Т.В. Православные монастыри в системе современной культуры. (На примере Нило-Столобенской пустыни)//Сб.ИРИ РАН «Церковь в истории России». Вып.1. М., 1997.

20. Барсегян Т.В. Нило-Столобенская пустынь духовный, культурный и художественный центр Верхней Волги. Автореф. диссерт. канд. иск. М., 1998.

21. Барсегян Т.В. Приписные монастыри Нило-Столобенской пустыни//Указ.сб. Вып.2. М., 1999.

22. Барсегян Т.В. Нило-Столобенская пустынь. Монастырь и мир. М., 1999.

23. Барсегян Т.В. Земля Истока. Очерки культуры Верхней Волги. М., 2001.

24. Вишняков Е.П. Истоки Волги. СПб., 1893.

25. Галашевич A.A. Художественные памятники Селигерского края. Изд. 1-е, 2-е. М., 1973,1983.

26. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901, N3-4.

27. Карпова М.Г. Новые материалы об Осташковской крепости/ТРеставрация и исследование памятников культуры. Вьш.2. М., 1982.

28. Калмыкова Л.Э. Народное искусство Тверской земли. Тверь, 1995.

29. Колосов В.И. Верховья Волги в их прошлом и настоящем/ТПропшое и настоящее г.Твери. Тверь, 1994.

30. Косцова A.C., Побединская А.Г. Русские иконы XVII-XIX веков с изображением Ниловой пустыни//Сб.: Эрмитажные чтения. СПб., 1993.

31. Куксинская Т.В. Селигерские земли. М., 1981.

32. Куксинская Т.В. Осташков/ТПамятники Отечества. М., 1984. N 1.

33. Лихачев Д.С. Икона «Нил Столобенский в житии» самого начала XVIII века//Памятники культуры. Новые открытия. 1981. Л., 1983.

34. Мроз Е. Художники Тверского края//Литературный альманах. Калинин, 1947. N47.

35. Озерецковский Н.Я. Путешествие на озеро Селигер. СПб., 1817.

36. Отчет Обш;ества организации путешествий учеников Тверской гимназии. Экскурсия к истокам Волги. Тверь, 1914.

37. Памятная книжка Тверской губернии на 1861 год. Тверь, 1863.

38. Писцовые книги Деревской пятины первой половины письма Прокофия Скуратова и Петра Волка Борисова 1495 года. Т. 1,2. СПб., 1859, 1869.

39. Плетнев А. Памятники древностей Тверской губернии. Тверь, 1905.

40. Поездка в город Осташков//Журнал для чтения воспитанников военно-учебных заведений. М., 1853.

41. Покровский В. Историко-статистическое описание Тверской губернии. Исторический очерк губернии, ее территория и народонаселение. Тверь, 1879.

42. Покровский В. Историко-статистическое описание города Осташкова. Тверь, 1881.

43. Рачинский A.B. Нилова пустынь в первые полутораста лет ее суш,ествования. М., 1876.

44. Рачинский C A. Школьный поход в Нилову пустынь. Сельская школа. М., 1891.

45. Р-в Н. (Рубцов). Очерк Осташкова/ТПамятная книжка Тверской губернии на 1863 год. Тверь, 1863,

46. Рудченко В.М. Иконостасы XVIII первой половины XIX века в храмах Верхневолжских областей/Шамятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1983.

47. Слепцов В.А. Письма об Осташкове. (Образец городского устройства в России)// Современник. 1862, ХС (Н 5). (Переиздание: Слепцов В.А. Проза. М., 1986).

48. Статистическое и историческое описание церквей города Осташкова. Вьш.1. Тверь, 1881.

49. Тараканова-Белкина С.А. Боярское и монастырское земледелие в Новгородских пятинах в домосковское время. М., 1939.

50. Тверской патерик. Краткие сведения о тверских местночтимых Святых. Казань, 1907. (Переиздание: Тверь, 1991).

51. Токмаков И.Ф. Город Осташков Тверской губернии и его уезд. Сборник историко-статистических и археологических сведений. М., 1906.

52. Тюменев Ф. В Верховьях Волги.//Исторический вестник за 1894 год. N4.

53. Федорова Н.П. На озере Селигер. М., 1955.

54. Успенский В.П. Историческое описание Ниловой Столобенской пустыни Тверской епархии//Памятная книжка Тверской губернии на 1868 год. Тверь, 1868.

55. Успенский В.П. Историческое описание Ниловой Столобенской пустыни Тверской епархии Осташковского уезда. Изд. 1-е, 2-е, 3-е. Тверь, 1867, 1876, 1886.

56. Успенский В.П. Преосвященный Нектарий, второй настоятель Ниловой Столобенской пустыни. Тверь, 1882.

57. Успенский В. О погосте Рожок Осташковского уезда. Тверь, 1888.

58. Успенский В.П. Описание Осташковского Знаменского женского монастыря. Тверь, 1890.

59. Успенский В.П. Записка о прошлом города Осташкова. Тверь, 1893.

60. Хроника моей жизни. Автобиографические записки Высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. Сергиев Посад, 1906.1. АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

61. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

62. Пополнение библиотеки Верхневолжского женского Ольгинского монастыря. 1911 г. Ф.178. Оп.1. Д.73. Л.1.

63. Описание ризницы Нило-Столобенской пустыни. 1909 г. Ф.476. Оп.1. Д. 1687. Л. 1-8.

64. Ведомость о Ниловой пустыни, Новосоловецкой пустыни, Гефсиманском ските. 1915 г. Ф.476. Оп.1. Д. 1759. Л.7, 7 об.

65. О преобразовании Волго-Верховской школы. 1911 г. Ф.176, Оп.1. Д.73. Л. 1,2.

66. Пр.-р. кн. НСП. 1681 г. Ф.186. Оп.1. Д.4631. Л.514 об.

67. Пр.-р. кн. НСП. 1718 г. Ф.476. Оп.1. Д.22. Л.23.

68. Пр.-р. кн. НСП. 1788 г. Ф.476. Оп.1. Д. 178. Л.1 об.

69. Монастырские указы Нило-Столобенской пустыни. 1830 г. Ф.476. Оп,1. Д.1499.УК. 11.

70. Пр.-р. кн. НСП. 1761 г. Ф.476. Оп.1. Д.71. Л.37.

71. Пр.-р. кн. НСП. 1756 г. Ф.476. Оп. 1. Д.71. Л.39.110 дозволении осташковский Троицкий собор оштукатурить и расписать живописью. 1774 г. Ф.160. Оп.1. Д.515. Л.1.

72. Документы НСП. Без даты. Ф.ЮЗ. Оп.1. Д.238. Л.Ю.

73. Пр.-р. кн. НСП. 1872 г. Ф.476. Оп.1. Д.544. Л.34. То же. 1883 г. Д.404. Л.8 об.

74. Монастырские указы НСП. 1832 г. Ф.476. Оп.1. Д. 1499. Ук. N 54.

75. Пр.-р. кн. НСП. 1833 г. Ф.476. Оп.1. Д.255. Л.23.

76. Пр.-р. кн. НСП. 1828 г. Ф.476. Оп.1. Д.235. Л.27.

77. Пр.-р. кн. НСП. 1822 г. Ф.476. Он. 1. Д.ЗО. Л.32.

78. Дело об осмотре и описании часовен, состоявших в ведомстве Осташковского духовного правления. 1886 г. Ф.160. Оп.1. Д.800. Л.7,9,10.

79. ОСТАШКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ

80. Воспоминания о промысловых союзах кооперации 1919-1960 гг. Сост. К.А.Зоркин. Ф.67. Оп.1. Д.118. Д.44.

81. Справка о социальном и экономическом развитии Осташковского района за 1940-1990-е годы. Сост. А.Н.Мединова. Без инвентарного номера. С.4.

82. Осташковская партийная организация за 50 лет. 1967 г. Сост. А.А.Галахов. Ф.67. Оп.1. Д. 125. Д.77.

83. ОСТАШКОВСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

84. Описание города Осташкова. Рукопись. 1-я треть XIX в. Сост. Ф.Ф.Прусавецкий. О.ф.Н40. Л.6 об., 48,75,82.

85. Копия листа «Переписной книги по учету населения Патриаршей слободы за 1676 г.». Без инвентарного номера

86. РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ

87. Опись ризницы Знаменского монастыря в Осташкове. 1853 г. Ф.834. Оп.З. Д.3111. Л.62.

88. РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА

89. Слова и главизны Симеона Нового Богослова. Полуустав. 1625-1626 гг. О.Р. Ф.200. N 54.

90. Житие преподобного Нила Столобенского. Полуустав. 1798 г. О.Р. Ф.200. N8.

91. Сборник Житий. Рукопись XVII в. О.Р. Ф.200. N 67.

92. Синодик ней. Рукопись к.ХУШ в. О.Р. Ф.200. N 18.

93. Синодик с Помянником НСП. Рукопись XIX в. О.Р.Ф.200. N 19,78.

94. Опись НСП за 1836 г. О.Р.Ф.200. N 7. Л.2.220

95. АРХИВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ИНСТИТУТА1. АРХЕОЛОГИИ

96. Метрика на Нилову пустынь. Сост. 28 января 1887 г. архимандритом Арсением. Раздел III. Д.6628. Л.1.

97. Метрика на Троицкий собор в Осташкове. 9 февраля 1887 г. Раздел III. Д.6601. Л.5.