автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.05
диссертация на тему: Искусство политического плаката демократического Йемена (История и современные художественные тенденции)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Искусство политического плаката демократического Йемена (История и современные художественные тенденции)"
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ■ РСФСР
МОСКОВСКОЕ ВЫСШЕЕ ХУДОЕЕСШЕННО-ПРШЬШЕННОЕ УШИЦЕ /б.Строгановское/
На правах рукошох УДК-7.021Л. 032.53
НАССЕР АХМЩ АВДУЛ КАВИ
ИСКУССТВО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПЛАКАТА ДШОКРАТИЧЕСКОГО ЙШША История и современные худоЕвственннв тандвнцга/
17.00.05 - Декоративное и прикладное искусство
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой стененз кандидата искусствоведения
МОС КВ.А 1989
Работа выполнена в Московском ордена Трудового Красного Знамени высшем художественно-промышленном училище ( б.Строгановском)
На кафедре истории искусств
Научный руководитель доктор искусствоведения,
професор Тельтевский П.А.
Официальные оппоненты доктор искусствоведения
Лазарев E.H.
кандидат искусствоведения Кадина И .Г.
Ведущая организация Московский государственный
полиграфический институт
Защита состоится "<$(? / 15^тода.в /¿2__' ч.
на заседании Специализированного совета К-064.10.01 при Московском ордена Трудового Красного Знамени высшем художественном-промышленном училище ( б.Строгановское) по адресу: 125080,Москва,Волоколамское шоссе,9.
С диссертацией ыохно ознакомиться в библиотеке МВХПУ. Просим принять участие в защите и направить отзыв в 2 акз. по указанному адресу.
Автореферат разослан " "_1989г.
Ученый секретарь специализированного совета ____ Черепахинз А,Н.
Актуальность темы исследования. Искусство политического плаката в Народной Демократической Республике Йемен возникло в результате революционных преобразований в стране.
Художники опирались на опыт агитационно-пропагандистской деятельности Национального фронта в период вооруженной борьбы, а также опыт торгово-коммерческой рекламы и кинорекламы. Это сыграло не последнюю роль в становлении основ современного плаката. Применяемые здесь методы и приемы, по-прежнему исполь-ются в поисках новых композиционных решений. Однако, современный художник не использует полностью положительные стороны накопленного опыта в развитии плаката.
Народ добился освобождения от колонизаторов, осуществлены немалые достижения в социально-экономической и политической областях. На это время приходится культурная революция, важнейшим завоеванием которой, является освобождение народа из плена неграмотности. "Лишь сбросив с себя бремя неграмотности и невежества, народ обретает основное условие для утверждения и развития культуры и искусства в Йемене".^
С развитием //.»кратического строя в стране, постепенно создаются необг.дцимые условия для творческой деятельности художников. -Лев способствовали подъему и качественному росту йеменского изобразительного искусства. Агитационно-пропагандистская работа была одной из важнейших форм деятельности, в которой приним^га участие многие по-настоящему одаренные люди.
Политический плакат постепенно занимал ведущее место среди прочих художественных жанров. Создавая новое искусство политического плаката, художники не обошли достижений масляной живописи, фотографии, графики. Естественно, что в процессе творчес-
I/ Абдул Фаттах Исмаил. Наша национальная культупа. От старого к новому. Аден, 1976, с.12 /на арабском языке/
кого освоения, встречаются призеры простого подражания, заимствования композиций. На совоеменном этапе необходим творческий критический подход, который обеспечивал бы, с одной стороны, - освоение лучших сторон мастерства предшественников, с другой, - дальнейшее самостоятельное движение вперед. В это время был создан рад весьма удачных работ. Плакаты, посвяценные делу партии, несли в массы ее основные идеи, в доходчивой форме мобилизовали массы на претворение в жизнь планов социально-экономического развития страны и т.д.
Как средство агитации и пропаганды, использушее художественно-образный язык, плакат - активный участник в решении насущных проблем общества: воспитание масс в духе готовности защищать йеменскую революцию, реализовать пятилетний народно-хозяйственныйплан, добиться воссоединения Йемена, противодействовать реакционной пропаганде, враждебной прогрессивному строю в нашей стране, выступить на стороне миролюбивой внешней политики стран социализма, борьбы арабских народов, за поддержку сил национальной демократии и свободу.
Политический плакат Йемена - наиболее оперативный вид изобразительного искусства, тем более, при наличии весьма скромного опыта в развитии данного жанра, ограниченных материальных возможностей и рессурсов, отсутствии кадров-специалистов, отсутствии научных исследований и компетентной художественной критики, способной определить направление его развития.
Для решения этих и других проблем требуется проведение научных исследований истории йеменского искусства плаката, его художественных традиций, арсенала созидательного творчества, современных тенденций его развития. Вместе с тем необходимо использовать и широко пропагандировать лучшие достижения в »той
области. Прежде всего это касается опыта стран, добившихся значительных успехов в развитии политического плаката, - стран социализма; их значительные успехи в разработке смелых и интересных приемов.
В диссертации впервые предпринята попытка исследовать иаз-витие искусства йеменского плаката с различных сторон и аспектов.
цель научной раооты заключается в исследовании истории художественных традиции политического плаката в Демократическом Йемене, его характерные осооенности, отличительные черты от иных видов изобразительного искусства, средств художественно-ооразной выразительности, показана роль политического плаката в развитии общества. Рассмотрены факторы, способствовавиие его становлению и развитию.
Диссертант пытается найти наиболее оптимальные направления, в соответствии с которыми возмонно дальнейшее совершенствование жанра плаката. Автор обращается к отечественному, общеарабскому и международному опыту.
В соответствии с поставленной целью ставятся следуюте основные задачи исследования:
- изучение процесса возникновения и развития художественного языка плаката на опыте Демократического Йемена, исследование тенденций свойственных плакату на современном этапе национально-демократической революции;
- исследование художественных особенностей плаката и используемых в доступных и понятных народу формах;
- изучение проблем, стояща на пути современного его развития, определят их дальнейшее совершенствование.
Научная новизна. Работа является первой в Демократическом Йемене попыткой исследования художественно-образных средств политического плаката, предпринятая на основе марксистско-ленинской методологии. В работе рассматриваются некоторые современные художественные направления в политическом плакате других стран.
Методика исследования опирается на метод диалектического материализма, используется советский опыт критики и художественного анализа, а также на собственный опыт диссертанта, как художника-плакатис та.
Автор использовал документы ЙСП, замечания и советы ее руководителей и опирался в основном на исследования советских -авторов в этой области. Значительную помсшь в исследовании оказали работы советских авторов в этой области, в частности работы: Охочинского В.К., Д.Моора, Горошенко Г.Т., Иванова B.C., Демоофеновой Г.Л., Корецкого В.Б., Житомирского A.A., Свиридовой И.А., Фрейберга Л.Э..и Цирулиса А.Я., Ватолиной H.H., Аксенова К.Н., ТуроваВ.В. и другие.
Границы исследования определяются изучением агитационно-пропагандистских средств, появившихся в период вооруженной борьбы тано-йеменского народа /1963г. - 1967г./, коммерческой рекламы, исследованием плакатов социально-политического характера во время национальном независимости /1967г. - 1988г./ и перспектив развития йеменокого плаката.
Практическая значимость работы. Исследование поможет в изучении теории иокусства плаката, явится практической рекомендацией в работе по созданию плакатов уодцихоя художественных училиц и практически работалцих художников страны.
Апробация работы. Основные выводы и результаты работы
обсухдены на научно-теоретичеоких конференциях аспирантов * преподавателей МВХПУ /б.Строгановское/ 1985г., 1986г., 1987г.
Структура и объем диссертации. Диссертация ооотоит из введения, трех глав и заключения изложенных на машинописных страницах, а также приложения. К диссертации прилагается альбом о иллюстрациями на 97 страницах.
Содержание работы.
Во введении выявлена актуальность темы исследования, рассмотрено состояние данной проблемы на сегодняшний день, определены цели и задачи диссертации.
Первая глава "Зарождение и развитие художественного языка политического плаката в стране" ооотоит из двух разделов.
В первом разделе "Развитие от лозунгов и лиотовок к современному плакату Демократического Йемена" автор указывает на особую значимость политического плаката в жизни отчества^ рассмотрены агитационные средства, использованные Национальным фронтом, которые содействовали возникновению политического плаката. Это политические листовки и информационные бюллетени, которые именовались секретной прессой вооруженной борьбы, а также надписи на стенах, флаги, транспоранты, фотографии, используемые во время манифестаций. Также рассматриваются различные виды рекламной графики /афиши театра и кино, коммерческие объявления, плакаты-лотереи и т.д./, получившие распространение в период до завоевания независимости, поясняется их информационная роль в тот период.
Листсвки.
Листовки были одним из важнейших агитационных средств Национального фронта в период вооруженной борьбы. Они играли аффективную роль в распространении новостей фронта, пропаганде
борьбы против политики англичан и местных султанов. Эти лиотов-ки печатались на обычной бумаге. С художественной точки зрения их можно разделить на две группы: текстовые листовки и листовки, включающие в себя и рисунок и текст.
Бюллетени
Необходимость их издания возникла, с одной стороны, в результате усиления партизанской борьбы, охватившей всю страну, а, с другой, - из-за информационной блокады, которой подвергся Национальный фронт как со стороны средств массовой информации британского колониализма, так и со стороны египетской разведки и реакционной арабской прессы. Издавалось множество информационно-пропагандистских бюллетеней, в том "числе: "Сопротивление", "Пылаюцие холмы", 'Восставшая деревня", "Страж законности", "Голос народа". Издание этих бюллетений сопровождалось значительными сложностями. Характерные черты:
I/ большинство выпусков бюллетений печатались в черно-белом цвете;
2/ рисунки носят агитационный и сатирический характер; 3/ свободный стиль письма и несоблюдение правил каллиграфии; 4/ реалистичность образов.
Бюллетени помогали в работе массовой пропаганды, призывали массы активно включаться в борьбу против колониализма. Транспоранты и флаги Одним из важных средств, используемых при проведении массовых манифестаций являлись транспоранты и флаги, выполненные из материи. В их изготовлении принимали участие как профессиональные художники, так и любители. Характерно использование преимущественно шрифтовых, иногда изобразительных композиций. Основные цвета: черный, красный и белый. Наиболее распространен-
ный элемент - флаг Национального фронта.
Плакат народных манифестаций.
К агитационным средствам народных манифестаций относятся пооттпчэские плакаты, нарисованные от руки, отличавшиеся простотой изготовления, - они явились основой развития йеменского политического плаката. При их создании художники пользовались прзпмущэотвенно традиционной символикой: голубь, солнце, факел, Хороши тонные руки, ояииагаие органе. Характерная черта: выра-аптальный язык рисунка, доступный населению, большей частью неграмотно*^.
Настенные надписи.
В период вооруженной борьбы стены додав были покрыты надписями на английском и арабском языках, улицы иногда превращались в один большой транспорант. В создании пх принимали участие студенты, художники-профессионалы и любители. В ход шли всевоамонные подручные средства. Наибольшее распространение получали аерозолыше краски, ввиду простоты и оперативности в их признании, т.к. они не требовали специальных навыков работы и давали быстрый и аффективный результат.
Фотография и ее тюль в петаод вооруженной борьбы.
Фотография использовалась как прогрессивное средство массовой агитации, обладапцее большими художественными возмэжностя-мд. Фотография активно использовалась при проведении народных манифестаций. Портреты Абдул Нассера и Абделлы ас-Саляля бьши наиболее раопространвннкя! в Йемене. Особой популярностью пользовались фотографии героев, павших за дело революции, люди чтли их память, отдавая дань их заслугам перед обществом, клялись про долги ть дело погибших борцов за освобождение оккупированной родины. Изображения героев становились символами революционной
8.
борьбы. В последствии фотография займет достойное место о£6Ж выразительных средств йеменского плаката, как наиболее ыасмвьг* и доступное средство политической пропаганды.
Торговая реклама.
Коммерческий плакат был одним из предшественников йеиент с кого плаката, благодаря своей чисто технической оонаценнооти, использование всех достижений психологического воздействия на зрителя, использования формальных изобразительных оредотв. Эха форма была широко распространена в Йемене, т.к. Аден до 1967 года был зоной свободной торговли. Можно выделить как особые виды: уличнур рекламу и газетные объявления. В первом случае применялись больше щиты о выразительными рисунками и надписями, рекламируйте различные товары, попользовались торгов» марки и эмблемы, бегущая электрическая реклама.
Газеты были заполнены броскими коммерческими обкявмомш, используидими текстовый материал, фотографии и рисунки.
Во втором разделе "Художественные традиции политического плаката в период независимости" говорится о развитии новых художественных форм и тенденций, отаичащихоя духом патриотизма, идейной направленностью. В этот период партия и государство уделяли большое внимание агитационной деятельности. Многочисленные массовые организации приняли активное участие в издании плакатов.
Социально-политический плакат отражал важные события, ио-торичеокие даты жизни йеменского народа, превратился в активное агитационное средство, помогаицее партии в разъязненни ее политики, оодействупцее успешное претворению плавов вковоми-ческого, социального и культурного развития.
Изобразительное ионусотво пошло по новому революционному
пути, способствуя развитию политического плаката; партия направляла талантливых художников на учебу за рубеж, способствовала подготовке молодых кадров в местных условиях. В этот период появились выпускники из Советского Союза: Аббас Айлрус, Ахмед Бамадхаф, Абделла аль-Амин, Абдела Хасан, Мухаммед Джа-фар, Али Фитнали и Тарек Абделла, а также группа художников обучавшихся на родине: Абдул Кадер Хадцад, Аднан Ахмед Гумна, Насоер Салех, Рамаль Абдул Кадер, Джамиль ат-Турки и другие. Среди них следует упомянуть ныне покойного Абдул Азиза Дрвиша, основателя первой свободной студии изобразительного искусства в Демократическом Йемене. Большую помощь в подготовке йеменских кадров оказали советские специалисты.
Метод социалистического реализма является господствуюцим в йеменском искусстве.
Новая тематика политического плаката включает: темы палестинской революции, темы, касахщиеся ливанской проблемы, солидарности с народами, борющимися против колониализма, дружбы с арабскими и социалистическими странами. В области внутренней политики: теш культурной революции, тема борьбы за ликвидацию неграмотности. Йеменские художники-плакатисты участвовали в арабских и мировых выставках художественного искусства.
Плакаты 1981 года - года культуры.
Плакаты, посвяценные этой теме, по праву считаются одной из лучших коллекций. В создании ее принимал участие Ахмед Бамадхаф своим плакатом "Я люблю тебя, Родина!" - яркий образец реалистического йеменского плаката, а также Набиль Кады с плакатом "За лучший жизненный уровень народа". К группе этих работ можно отнести также и ряд плакатов, таких, как "Внеочередной съезд ЙСП", плакат Нассера Абдул Кави "За прогрессивную на-
циональную культуру, находяпуюся на службе народа". Сюда же следует отнести одну из 1-х работ, посвяденнкх теме йеменского единства "Расцвет Йемена в его единстве".
Все эти работа отличает лаконизм, простота и ясность художественных приемов, символичность изобразительных элементов, плоскостно-декоративное решение.
Плакаты 20-й годовщины революции /1984г./.
Одна из наиболее важных серий, у истоков создания которой был Ахмед Бамадааф, представивший плакат, под названием "Начало". Динамичность и выразительность рисунка, его эмоциональный настрой несут огромную смысловую нагрузку - это прежде всего призыв к действию, к свершению поставленных партией задач.
Работа Мухаммеда Джафара "Да миру, нет войне!" также считается одной из интересных работ, посвященных теме борьбы за мир. Следует упомянуть и плакаты Нассера Абдул Кави "1963г. -1983г.", входядие в данную серию. Их характеризует выразительность шрифтовой композиции, органическая связь изобразительных элементов.
Необходимо выделить и группу плакатов, в которых отсутствует изображение образа человека. Все работы отличаются немногословностью изобразительных средств, условно символическими элементами. Так плакат Ахмеда Салеха аль-Аляви "И победила революция!", посещенный победе революции, основан на несложной, но выразительной символике: винтовка с развиващимся на ней флагом республики. В плакате Набиля Каида "14 октября" используется прием цветового контраста и лаконичными средствами представлен в нем образ борицего народа, выполненный в условной манере -ь профиль бойца с винтовкой в руках. Органично включен в композицию плаката и текст призыва.
и.
Среди других работ, поовяценных теме революции следует назвать плакат Салеха "Клятва »-верность павшим героям йеменской революции!", на которой изображен монумент павшим борцам, п изобрагэние рук стэолизирунцих труд и защиту родины. Эта группа плакатов представляет собой уникальный художественный опыт в истории йеменского плаката.
йетанские плакаты, издаюшэ в Москве /1982т./.
В их создании принимали активное участие молодые художники. Особый интерес представляют работы Фуада Мукбиля: "Рост сельскохозяйственного производства патриотическая задача", "Женщина - активная участница строительства новой жизни" и "Равно-правее кувчзны и 28нщнны во имя прогресса нашего общества". Обрсзашь к актуальной теме, на основе своеобразного метода, худоззник укало использует сочетание иллюстративного материала, орнамента и шрифтовых элементов. В центре внимания - образ женщины, еа совреиэнное положение в ойдестве.
Ильхам Али аль-Араши известна несколькими работами, в том числе "Научный социализм наше теоретическое руководство", "Трудом строим родину!" и "Союз рабочих.и крестьян!". Для них характерно сочетание различных геометрических фигур, некоторая окупость и примитивность образного решения.
Работы Набиля Каида являются образцом декоративно-плоскостного решения /41 ело партии - дело народа!" и "Культура процветает и развевается под сенью революции!"/.
В работах Шадии Абдул Кадера видна попытка использования в плакате ейлеш как прогрессивного художественного средства в таких плакатах, как "Мир, друзба, солидарность!" и "Боевая солидарность о молодежью мира!".
Лучшие работы Ахмеда Салеха аль-Аляви отличает монументаль-
ность; следует назвать его плакаты "Мир - условие социального прогресса!" и "Увеличением национального производства ты улучшаешь свой жизненный уровень".
Эти плакаты, содержащие гумманистические и патриотические идеи, были распространены по всему Йемену. С художественной точки зрения они представляли собой большой скачок в области развития йеменского плаката, отличались высоким художественным исполнением и качеством полиграфического исполнения.
Плакаты кампании 1984г. за полную ликвидацию неграмотности.
В создании этих работ также принимала участие группа молодых художников, среди которых следует назвать Мухашада Кулейба /шрифтовой плакат Ликвидация неграмотности - патриотическая обязанность"/, Мустафу Абдул Шакура /плакат "Образование для масс законное право, а обязанность масс - учиться!"/. В »тих работах используется символика, орнаментальные шрифтовые композиции, что несомненно обогащает художественный язык плаката.
Художник Бадр Али Ахмед прибегает к укрупнению элементов, придавая монументальную выразительность плакату.
В работе Сухейма наблюдается гиперболизация изображения пера как - символа сил национально-демократического союза, сопровождающегося лозунгом "Учиться, учиться, учиться!".
Художник Нассер Абдул Кави создал серию плакатов /из них напечатано массовым тиражом восемь/, стороник реалистического подхода к решению темы.
Плакаты этой кампании распространялись в' классах по ликвидации неграмотности в городах и отдаленных районах.
Плакаты пионерской организации.
Пионерской организации принадлежит важная роль в издании плакатов, в создании которых принимала участие группа художников:
Лябиб Тауфик, Бен Саляы, аль-Кахтан во главе о Михцудси s.c-Cj— гухи и Нассером Абдул Кави. Плакаты этой организации обрвз;гэт-ся к проблемам мирного детства, призывая пионеров активно участвовать в решении проблем общества, хорошо учнтьоя, развивать свои дарования и вступать в Союз молодев. Важную роль в распространении плакатов играет шюнврокий журнал.
Плакаты социалистического Союза молодежи _имени Фаттаха /АМСТ/._
Союз молодежи сыграл дейотвенную роль в распространении политических плакатов. Среди плакатов, которые удахооь обнаружить, работы Аднана Гумана"3а творческое выполнение решений ЙСП /1981г./ и "Выполним творчески лозунг: учятьоя, работать, оборонять!" /1983г./; плакаты сочетают фотомонтаж-о риоунгом, причем свойствеен своеобразный динамизм в изображении человека, эмоциональность образного решения.
Среди лучших работ неизвестных авторов, можно назвать плаг-кат "8 славных лет!" /1981г./, в основе которого документальный фотографический снимок, плакат посвяценный ооветоко-йеменокой дружбе под названием "Теплоэлектроцентраль ... ударная отройка АЩД", а также работу, посвяценную победе партии в событиях 13 января 1986 года "Заговор провалило я п победила партия!".
Есть другая серия плакатов, в подготовке которой участвовал Махмуд ас-Сутухи. Среди них "1+1=90000". Его плакаты отличает сатирическая направленность.
Плакаты АШИДа, изданные по случаи недели другбы о народами других стран играют важную роль в увековечении этих событий и их пропаганде. Наиболее значительные из них: плакат Ахмеда Салеха'Аляви, посвяценный дружбе о чехословацкой молодежью, работа Бен Сальмана 'дружба о Болгарией".
К ХП фестивалю молодежи и студентов в Москве было выпущено
значительное количество плакатов; ас-Сутухи издает серии плакатов, пример "Катша и Ваддах".
Среди важных событий надо упомянуть также Юно годовщину создания АЩД, которую отразили многие работы. Наиболее важными из них стали плакаты Набиля Каида "10 славных лет деятельности МВД!" и "За развитие участия молодежи в строительстве нового общества". Именно АПВДу принадлежит заслуга создания Лиги молодых художников, которая сыграла аффективную роль в развитии йеменского художественного творчества. Она участвовала в подготовке многих юбилеев, оформляла большие уличные плакаты по случаю национальных дат.
Плакаты, выпущенные по случаю 25-ой годовщины революции и 10-летия образования ЙСП /1988г./
Эти плакаты считаются наиболее прогрессивными с агитационной точки зрения; некоторые из них отпечатаны в Москве. Они сыграли огромную роль в праздновании годовщины. В их создании участвовали лучшие художники во главе с Ахмедом Бамадхафом /плакат "За сохранение и дальнейшее развитие завоеваний революции 14 октября!"/. Метод цветовых плоскостей, декоративность решения отличает этот плакат от первых работ Ахмеда, лишен изображения человека в противоположность ранним произведениям.
Среди этих художников был также Али Абдо Ясья /плакат "Вперед к единству йеменского народа на мирной Демократической основе", а также плакат в поддержку, палестинского восстания "Поддержка палестинского вооотания и революции на их пути к победе!"/. Абделла аль-Амин представил два плаката: "Вместе за мир" и "День Конституции" основанные на сопоставлении цветовых плоскостей, в котором важную роль для выделения художественного языка играет контурная линия. Он удачно использовал выразительные символы: весы и солнце.
Среди плакатов напечатанных в Москве можно назвать работы Нассера Абдул Кави, в одной из которых использована эмблема ЙСП, а в другой фотография партизана, со знаменем Национального фронта в руках, взиравшего на гору Радфан. К этой годовщине была подготовлена серия плакатов, посвященных личности Абдул Фаттаха Исмаила.
Плакаты Союза йеменских женщин.
Этот союз - одна из массовых организаций, придает важное значение искусству плаката. В диссертации приводятся примеры, в том числе серия плакатов Джамиля ат-Турки, изданных по случаю проведения всемирного конгресса женщин /Прага, 1981г./. Эти работы отличались контрастностью, лаконичностью цветового решения и сочетанием шрифта и рисунка. Основными их темами били: равенство мужчины и женщины, теш мира, необходимость предупреждения гонки вооружений.
Другую серию плакатов к Всемирному конгрессу женщин в Найроби подготовил Абу Тамим; работы отличались использованием готовых газетных заглавий, заставок и шрифтов. Есть и другие произведения, изданные Союзом женщин, в том числе работы Нассера Абдул Кави, посвяденные П-му съезду йеменских женшин. Среди них плакат "Йеменское единство", с использованием фотографий и плакат "Образ йеменской девушки одетой во флаг республики".
Плакаты центрального аппарата планирования /Т985г./ Группа плакатов подготовлена Насром Салехом, - малый формат и скупые выразительные средства характерны для этих работ. Они содействовали пропаганде сельскохозяйственной переписи. Темы этой серии взяты из реальной жизни крестьян.
Плакаты, посвященные общепартийной конференции /1987г./ Ойцепартийная конференция стала великим событием в истории йеменской революции. Она была созвана после победы над заговором
13 января 1986 года. Ей посвдаено множество плакатов. Это ш-' ' кат Гамаля Абдул Кадера, изменивший направление, в художественном творчестве /"Вы были авангардом и останетесь оимволом борьбы нашего йеменского народа"/. Среди них был также, плакат Му- .'.'.• хаммеда Кулейба "По пути единства партии и народа"-, который по праву считается образцом живописного йеменского плаката!.
Плакаты, посвященные 15-й Головкины Вооруженных оил. Эта годовщина - ввдапцееся событие в истории йеменских вооруженных сил. Наиболее активное участие в создании работ принимал Аббас Айдрус и наиболее важными стали: "Армия и органы безопасности - орудие партии по защите родины и охране революционных завоеваний", "Заговор провалился и победила партия!".
В диссертации анализируются также плакаты, изданные рядом организаций в связи с другими событиями. Среди них плакаты У-го съезда йеменских профсоюзов, организации запиты детства и материнства.
Особенности плакатов опубликованных прессой. Пресса играет аффективную роль в распространении социально-политических плакатов. Особенности плаката в газете можно показать следующим образом:
- политический плакат в газете может быть любого формата и помещен на любой странице. Однако лучше, если он займет меото на первой или последней странице и будет иметь большой формат, чтобы соответствовать отведенной ему роли, целесообразно выполнять плакат в гармоничных красках, отличалцихся от тех, что попользуются для стенных плакатов. В данном случае цвета должны быть спокойными в отличие от стенных плакатов, где краски горят, являясь щноо-броскими, кричащими. И это вполне естественно, т.к. в газете мы рассматриваем плакат с близкого расстояния, в то время как на улице смотрим на него издалека.
Кроме того, газетный плакат может содержать больше пояснительных надписей, поскольку их можно читать. Уличные же плакаты должны тлеть лаконичные фразы, т.к. на улице мы обычно в быстром движении проходим ми из, не располагая в сутолоке временем специально остановиться и прочесть длинный текст.
К этому следует добавить, что газетный плакат может использовать много различных цветов и красок. Что касается уличного плаката, то в нем красок должно быть как можно меньше, желательно не более трех цветов.
Другой особенностью газетного плаката является возможность некоторого усложнения темы или сюжета, т.к. читатель имеет время внимательно разобраться в нем. Вместе с тем усложнение должно служить усилению темы и внесению эстетических ценностей, а не быть самоцелью, тем более, что простота и доходчивость - важнейшие особенности плаката. Уличные же плакаты никоим образом нельзя усложнять, т.к. они не смогут в противном случае сыграть отведенную им роль.
Наряду о этим, газетный плакат может выделить отдельные подробности и детали рисунков. Этого нельзя допуотить в уличных плакатах, которые должны избегать детализации и опираться на цветные плоскости /поверхности/, причем реалистически и не злоупотреблять абстракцией и символикой. Это не означает, что газетный плакат долвкен приблизиться к художественной картине. Однако, как нам представляется, он должен быть чем-то средним между уличным плакатом и художественной картиной.
Глава вторая "Особенности образно-выразительных средств политического плаката".
В первой части "Образная система йеменского плаката" автор рассматривает присущие йеменскому плакату основные образные системы. ____
ч
У кавдого плаката есть свой герой, выбранный художником. Это либо исторически реальная личность, либо собирательный образ, воплощащий определенного народного героя или классовую силу, как, например, рабочий, крестьянин или женская фигура, олицетворяющая родину. В случае, если изображена реальная личность, необходимым условием является внешнее сходство, документальная точность. Следует использовать соответствующие художественные средства, чтобы выделить наиболее характерные черты изображаемого, найти художественные средства, раскрывающие его индивидуальность. Например, если это обобщенный образ рабочего, это требует глубокого осознания черт, присущих целоцу классу, стремясь избежать трафаретности, банальности художественного решения, что сгложет перечеркнуть самые благие намерения художника.
Возникает вопрос, кто является героем переходного периода? И,как художник-плакатист воплощает образ современника в своих работах? С полной уверенностью можно сказать, что герои этого периода - рабочие, крестьяне, революционная интеллегенцая и трудовой народ Йемена. Задача художника-плакатиста на данном этапе отразить союз всех прогрессивных сил страны, воплотить его в запоминалиихся художественных образах.
В работах йеменских художников-плакатистов нашли широкое отражение: образ родины, образ революционера, образ трудяцихся, символ партии, символ мира и т.д.
Во второй части "Некоторые приемы исполнения плакатов в ВДРЙ" большое место уделено средствам художественной трактовки плаката и их особенностям.
В зависимости от использования шрифта и рисунка можно разделить плакат на три вида:
I/'шрифтовые плакаты;
2/ плакаты смешанного типа /в которых рисунок и шрифт составляют единое целое/;
3/ плакаты, созданные на основе изобразительного материала.
Шрифтовой плакат.
Этот вид занимает важное место в йеменском плакате. В его основе лежит использование классического арабского шрифта, который очень распространен в стране и используется для написания лозунгов. Обычно такие плакаты печатаются в одном или двух цветах и надпись в них сопровождается какими-либо простыми эмблемами, занимающими мало места. Есть ряд хороших примеров подобного рода, в том числе плакат Мухаммеда Кулейба "Ликвидация неграмотности - патриотический долг", а также работа Нас-сера Абдул Кави "14 октября 1963г. - 1983г.". Среди недостатков плаката этого вида следует назвать растянутость лозунгов, слабость выразительного языка, игнорирование исламской арабской традиции, превращение шрифта в художественные изобразительные образы.
В диссертации содержится подробный анализ этого ввда плаката, а также попытка выявить пути его дальнейшего развития.
Плакаты, сочеташие в себе элементы рисунка и шрифта.
Этот вид плакатов наиболее распространен в настощее время; этой форме йеменские художники плаката уделяют-достаточное внимание; при этом необходимо наличие следушях условий:
- шрифт и художественные формы должны органично дополнять друг друга, без подавления одного элемента другим; это не значит однако, что они должны занимать равное по площади пространство листа;
- надпись должна быть выполнена четким почерком, видным с расстояния;
- в случае, если в плакате используется несколько видов шрифта, или надпись выполнена на нескольких языках, эти шрифты должны гармонировать друг с другом;
- необходимо располагать текст с выделением ключевых слов, выделяя их, например, другим цветом; этот прием необходим для усиления художественной выразительности плаката;
- следует избегать разделения композиции плаката на две части: одну - для шрифта, а другую - для рисунка;
- при использовании классического арабского шрифта, избегать обилия элементов декора, которые затрудняют ™тение;
- при выборе выразительного цвета для написания лозунгов, желательно применение закона контраста.
Плакаты, основанные на изобразительных элементах.
В работах йеменских художников ощущается недостаток внимания к данному типу плаката. Диссертант, обращаясь к мировому художественному опыту, пытается определить направление, которому необходимо следовать художникам Йемена для создания произведений подобного рода. Приводятся наиболее удачные примеры создания цельного, лаконичного образа, утверждение которого не требует дополнительного шрифтового пояснения.
При анализе плакатов построенных на формах тяготеппих к живописи, на конкретных примерах показана их роль и место в йеменском и мировом искусстве плаката. Приводится сравнение его с жанровой картиной; использованием в этом случае реалистического метода помогает в доступных формах передать замысел художника народу.
Автор считает необходимым развивать традиции социалистического реализма, сохраняя при этом национальные особенности искусства-
В плакате используются различные приемы графики. Художественный анализ свидетельствует, что в йеменском плакате широко представлен этот вид, хотя он и испытывает ряд трудностей при атом и прежде всего в следупцем:
- недостаток современных средств выполнения плакатов и таких как литография, гравюра и т.д.;
- отсутствие специализированного ВУЗа или студии по подготовке специалистов;
- недостаточная графическая культура и полиграфическое качество.
В диссертации уделяется внимание некоторым графическим приемам:
плакаты, о применением приема пуантели с передачей различных фактур. Это значительно расширяет творческие возможно эти художника; на данном этапе художники еще "скованы" в выборе художественных приемов;
плакаты, основанные на изобразительном материале, где акцент делается на эмоциональной трактовке образа; лозунг в данном случае не требуется. Устанавливается необходимость учета основных законов композиции: выразительности линии, четкости силуэта, монументальности и выразительности образа;
плакаты, решенные в плоскостно-декоративном ключа. Такой подход наиболее близок задачам плаката, он предполагает сочетание цветовых плоскостей, несущих смысловую нагрузку, оогдакие обойденного образа. Для современного йеменского плаката данного типа подчас характерны многоцветность, несгармонировагоюсть цветов, отсутствие лаконичности;
- плакаты, о включением орнаментальных мотивов. Суцвстзует незначительное количество плакатов, в которых применены геометрические элементы орнамента, арабский алфавит п условное
2Я.
изображение человека. Автор считает необходимым уделять большое внимание арабскому орнаменту и изучению национального изо-фольклора;
плакаты, основанные на применение закона контраста, отличаются броскостью и четаются на расстоянии. Контрастный плакат имеет значительное эмоциональное воздействие;
плакаты, с использованием фотографии и фотомонтажа. Этому виду автор уделяет особое внимание, благодаря его широким возможностям в дальнейшем развитии в Йемене. Роль, возлагаемая на этот жанр, сполна проявится, при условии преодоления тормозящих факторов его развития. Примеры высокохудожественных фотоплакатов уже созданы в Йеменском искусстве, в свое время они сыграли большую'роль в агитационно-пропагандистской деятельности.
Глава третья "Современные тенденции и художественно-творческие проблемы плаката".
Первый раздел "Сохранение и развитие наследия Йеменского политического плаката".
Искусство плаката в ВДРЙ имеет свои художественные традиции, которые оно обрело за свою короткую историю. Искусство плаката в стране, как и другие формы изобразительного искусства пока еще находится на начальных стадиях своего развития.
Плакат в Демократическом Йемене должен вобрать в себя все лучшее из йеменского и мирового художественного наследия. Йеменский художник плакатист пытается найти собственную художественную манеру, свой оригинальный образный язык.
На нынешнем этапе в развитии искусства плаката в Йемене господствует реалистическое направление, отличительной чертой которого является правдивость художественного изображения.
В целом искусство плаката основано на двух важных элементах художественной структуры, а именно шрифте и рисунке.
Каллиграфия по праву один из элементов нашего наследия, который мы используем сейчас в наших плакатах» Попытка использовать каллиграфию, как выразительное художественное средство является одной из важных черт, свойственных искусству современного йеменского плаката. Художнику необходимо искать новые приемы для развития каллиграфии, создать особый художественный язык.
Йеменский агитационный плакат должен взять на вооружение мировой опыт в этой области. Это позволит агитационному искусству плаката превратиться в эффективное средство содействия культурной революции. Искусство йеменского плаката не использовало мировой опыт, мобилизующий культурное наследие для оозда-ния современного искусства. Так, йеменский плакат не использует богатой фольклорной традиции: стихи и пословицы, а ограничивается лишь официальными лозунгами по случаю различных годовщин.
Народы, стремяциеся к прогрессу, используют опыт предыдущих поколений. Искусство должно идти в ногу со временем и нет ничего позорного в использовании достижений других народов, потому что современный человек должен основывать свою деятельность используя опыт всего человечества.
Автор расскрывает характерные и особенные черты йеменского плаката, анализирует значение художника-плакатиста на современном этапе; и какую объективную роль может играть художник используя в своем плакате йеменский, арабский и мировой опыт в борьбе против субъективных явлений в обществе.
Во втором разделе "Проблемы художественного творчества в развитии искусства плаката общественно-политического содержания в Демократическом Йемене" раскрываются проблемы в становлении современного плаката и пути их разрешения.
В поступательном развитии современного политического плаката страны, в эволюции его образно-выразительных средств выявляются негативные аспекты:
I/ препятствуют созданию высоко-художественных плакатов отсталые творческие методы и приемы, нередко сведение композиционных задач к использованию "шаблона" без поиска новых решении;
2/ в полиграфическом отношении характерен низкии уровень печатного воспроизводства, малый формат плакатов, незнание отдельными художниками специфики полиграфического дела;
3/ развитие искусства тормозит отсутствие промышленного производства материалов, необходимых для работа художника.
Развитие позитивных тенденций может быть достигнуто путем:
- использования опыта наиболее удачных художественных работ;
- использования достижений мировой прогрессивной графики, политического рисунка, сатиры, фотомонтажа и т.д.;
- изучения и использования национального художественного фольклора, использования композиционных приемов национальной миниапоры, классического арабского шрифта, а также художественного наследия арабских народов.
ОСНШНЫЕ ВЫВОДЫ:
I. Композиция в плакате строится по общим законам изобразительного искусства; основными чертами является: четкость, лаконизм формы, интенсивность цвета, призывный короткий текст. Огромное значение в плакатном искусстве имеет закон контрастов; они способствуют эмоциональному воздействию на зрителя, образного содержания. Особое внимание в композиции плаката необходимо обращать на экспрессию фигуры, предмета, детали, необходимую I степень обобщения, лаконичность.
2. Художник-плакатист должен участвовать в решении социальных., политических и воспитательных программ, используя выразительный плакат, который смог бы сконцентрировать в себе насущные жизненные проблемы; постоянно пополняя свой творческий, культурный и политический уровень, должен черпать свое вдохно-. вение в йеменском, а так же в арабском и мировом художественном наследии, его искусство должно сохранять свой национальный характер, не впадая при этом в национализм.
3. Необходимо очистить искусство йеменского плаката от приемов станковой живописи, вульгарной, декоративности^ развивая образность художественного языка от излишней детализации.
4. Широко использовать разнообразные художественные техники - гризайль, гравюра, литография, новые технические средства и научные достижения; оптимально использовать шрифт как один из основных элементов композиции плаката, удобочитаемость и образность шрифтовой графики.
5. Художник-плакатист должен овладеть и умело использовать общие законы композиции, историю политического плаката.
Должно быть преодолено:
- преобладание событийных плакатов, посвяценных той или иной дате, что характерно для всего йеменского искусства в целом в силу отсутствия планомерной работы в этой области;
- отсутствие должного интереса к актуальным проблемам, ограниченность тематиной социально-экономического развития;
- чрезмерная насыценность и перегруженность современного йеменского плаката многочисленными деталями, отсутствие лаконизма;
- неточность в подборе лозунгов, несоответствие изображению, невыразительность шрифтовой и цветовой композиций;
- недостаточный интерес к символу, аллегории, эмблеме;
- поверхностная связь с национальным художественным наследием;
- отсутствие необходимых выводов из художественных недостатков и ошибок, повторение их в современном творчестве, отсутствие компетентных художественных критиков, учебных пособий по изучению йеменского изобразительного искусства.
Научные сообщения.
1. "Плакат и сатирический рисунок Демократического Йемена". Выступление на научно-теоретической конференции аспирантов и преподавателей МВХПУ, 1985г.
2. "Современный политический рисунок в ВДРЙ. Последние графические работы художника.Аднана Ахмеда Днумана". Выступление на научно-теоретической конференции аспирантов и преподавателей МНХПУ, 1986г.
3. "Художественные традиции социально-политического плаката в период независимости". Выступление на научно-теоретической конференции аспирантов и преподавателей МВХПУ, 1987г.
Изданные творческие работы
1. Серия плакатов посвяценная Году культуры в стране /1981г./
2. Серия плакатов посвяценная 20-ти летию Йеменской революции.
3. Графический комплекс выполненный для Союза журналистов /1983г./
4. Серия плакатов посвяценная ликвидации неграмотности /1984г./
5. Серия плакатов посвященная 10-ти летию образования пионерской организации /1984г./
6. Серия плакатов посвяценная Ш съезду ЙСП /1985г./
7. Серия плакатов для Всеобщего Союза йеменских женщин /1985г./
8. Серия плакатов посвяценная 25-ти летию Йеменской революции и 10-ти летая образования ЙСП.