автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Искусство текстиля: ручное ткачество

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Цветкова, Наталия Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Искусство текстиля: ручное ткачество'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Цветкова, Наталия Николаевна

Введение.3

Глава I. Из истории традиционного ткачества.13

§1 Роль орнаментированной ткани в бытовой культуре конца XIXначала XX веков.14

§2 Основные виды витья, плетения и полутканья.17

Глава II. Искусство развитого тканья конца XIX-начала XX вв.31

§1 Закладное и браное ткачество.31

§2 Техники развитого тканья на горизонтальном ткацком станке.37

Глава III. Семантика тканых узоров.49

§1 Истоки орнаментальных мотивов.49

§2 Типы тканых орнаментов.52

§3 Семантика текстильных узоров.60

Глава IV. Художественная практика ручного ткачества XX в.77

§1 Российское узорное ткачество XX века.79

§2 Узорное ткачество XX века в Финляндии и Прибалтике.87

§3 Узорное ткачество XX века в Беларуси.93

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по искусствоведению, Цветкова, Наталия Николаевна

Исследование традиций искусства текстиля различных народов представляет теоретический и практический интерес для искусствоведов, историков и этнографов. В настоящее время на рубеже XX - XXI вв. важное место в тематике научных работ занимают проблемы творческого использования художественных форм традиционных ремёсел в практике современного декоративно - прикладного искусства. Исследование этого вопроса достигло момента, когда созданы условия для его дальнейшего комплексного изучения и обобщения.

Диссертация посвящена одному из наиболее древних ремёсел, существовавших на территории северо-запада Восточной Европы - ручному ткачеству. В тканых узорах, орудиях и технических приёмах этого вида деятельности отразились многообразные связи народов, проживавших на данной территории. Произведения ручного ткачества - важнейшая составная часть традиционно-бытовой культуры, тесно связанная с историей и образом жизни народа, его эстетическими и религиозными представлениями. Всестороннее изучение этого ремесла позволяет понять глубокую взаимосвязь всех сфер жизни человека XIX века, реализовавшуюся в произведениях декоративно-прикладного искусства и оказавшую влияние на художественную практику XX века.

Хронологически исследование охватывает XIX-XX вв.

Территорию исследования составляют области северо-запада России, Беларусь. Прибалтика и Финляндия.

Ткачество на территории северо-запада Восточной Европы выделилось в особую отрасль производства ещё во II тыс. до н. э. Многочисленные археологические находки свидетельствуют о том, что население рассматриваемых территорий, славяне и прибалты, использовали специальные ткацкие инструменты, конструкции которых были во многом сходными, что свидетельствует об этнической близости этих народов. Избранный для исследования регион характеризуется давностью совместного проживания и длительными контактами соседних народов, в результате чего и сформировались многочисленные культурные параллели, нашедшие своё отражение в искусстве текстиля.

Объектом исследования является ручное ткачество как часть материальной и духовной культуры народов, проживавших на территории северо-запада Восточной Европы.

Предмет исследования - произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные в технике ручного ткачества, их роль в жизни человека XIX и XX столетий.

Цель исследования - рассмотреть феномен ткачества у народов северо-запада Восточно? Европы с искусствоведческих и культурологических позиций, трактующих культуру ка* искусственно созданную человеком предметную среду - "вторую природу".

В отечественной литературе понятие "культура", определение её функций в жизш общества содержится в трудах М.С. Кагана, Ю.В. Бромлея, Ю. А. Жданова, А.Я. Флиера, Т.В Горбуновой, В.Е. Гусева, К.В. Чистова и др.

Осмысление и изучение текстильной культуры можно найти в работах, Н.И. Лебедевой Г.С. Масловой, Н.М. Калашниковой О.В. Лысенко и др.

Изучение конкретной практики искусства текстиля содержится в трудах Р.А. Бардиной И .Я. Богуславской, Н.С. Королевой, В.Я. Рафаенко, В.И. Савицкой,

В диссертации процесс ткачества последовательно рассматривается с разных сторон сначала - технологические аспекты, затем - семантические, определяется роль ткачества i текстильных изделий как произведений декоративно-прикладного искусства. Для достиженш поставленной цели предполагается решение следующих задач:

1) рассмотреть различные техники ткачества, существовавшие на исследуемо! территории, проследить эволюцию их развития у народов северо-запада России Беларуси, Прибалтики и Финляндии, выявить их общие и локальные особенности;

2) изучить семантику тканых узоров как ритуального и эстетического аспекта ручной ткачества;

3) показать взаимосвязь художественных решений и особенностей техник ткачества ] искусстве народов рассматриваемых территорий;

4) проследить развитие ручного ткачества в XX веке как области декоративно прикладного искусства, выявить его стилистические особенности.

Научная ценность и новизна работы состоит в том, что в исследовании впервые сделан; попытка комплексного изучения искусства традиционного ткачества и его значимости ] практике современного искусства текстиля. В работе определены этапы развития технологи! ткачества, выявлены этнокультурные взаимосвязи народов северо-запада России, Беларуси, Прибалтики и Финляндии, показаны художественные особенности текстиля XIX-XX веков. На основании изученного материала составлены каталог и терминологический словарь, где представлены данные, касающиеся техник, материалов, декоративных особенностей ткачества. В каталоге подробно исследуются конструктивные особенности ручных ткацких станков, вертикальных и горизонтальных, прослеживается их эволюция. Кроме того, здесь представлены описания основных приёмов плетения и ткачества, что может быть полезно в процессе практической работы. Терминологический словарь содержит материал, включающий как современные понятия, так и текстильные термины конца XIX- начала XX веков. Словарь может быть использован как искусствоведами, так и художниками, занимающимися текстилем на практике. Основные положения диссертации:

1) Опыт реконструкции традиционных технологий ручного ткачества на территории северо-запада Восточной Европы свидетельствует о том, что это процесс, последовательно развивавшийся из древнейших техник витья и плетения. Предположительно, витьё и плетение послужили истоком идеи ткачества.

2) Орнаменты тканых изделий конца XIX - начала XX вв. выступают художественной "моделью" этнокультурного пространства рассматриваемых территорий и обладают определённой семантикой, связанной с ритуальной функцией того или иного предмета.

3) Современное ручное ткачество, сохраняя текстильные традиции, ориентируется в своих изделиях на решение новых эстетических задач, создавая как произведения декоративно-прикладного искусства, так и бытовые изделия.

Материалы диссертации представляют интерес для специалистов в области изучение декоративно-прикладного искусства. Они могут быть использованы преподавателями вузов е качестве базы для написания методических пособий по ручному ткачеству, а также для подготовки цикла лекций по истории и техникам ручного ткачества.

Методологической базой диссертации стало рассмотрение понятия художественно* культуры как "второй природы" применительно к искусству текстиля. Исследование опирается на теоретические труды искусствоведов, этнографов, и культурологов пс проблемам художественной культуры.

В диссертации использовались следующие методы работы:

1) художественно-стилистический: при анализе семантики тканых узоров и исследовании влияния традиций ручного ткачества на практику современного декоративно-прикладного искусства;

2) историко-сравнительный: при исследовании ручного ткачества XIX века и его влияния на текстильную культуру XX века;

3) типологический: при определении типов текстильных техник и изделий.

Ручное ткачество достаточно хорошо изучено с разных позиций. Многие учёные обращались к этой теме в связи с исследованием быта народов Восточной Европы, рассматривали особенности ткацких технологий и орудий труда. Другие авторы занимались изучением орнамента, его значения и роли в системе культуры. В последние годы были сделаны попытки связать воедино технологические особенности изготовления ткани с орнаментацией текстильных изделий, определить роль такого единства в жизни человека. Однако пока не появилось исследования, посвященного раскрытию целостной картины такого явления как ручное ткачество. С нашей точки зрения, изучение технологий, орнаментов, в целом роли искусства текстиля в системе художественной культуры, а также эволюции ручного ткачества за два столетия (XIX-XX вв.) должно проводиться комплексно, с учётом всех аспектов этой проблематики.

Начало исследования ручного ткачества приходится на конец XIX - начало XX вв., однако, упоминания об этом виде деятельности можно встретить и в более ранних источниках, например, в летописях. Среди работ этнографов дореволюционного периода следует выделить труды В.А. Доливо-Добровольской "Руководство къ ручному ткачеству и наставление къ производству ковров" (1891) и Н .Я. Никифоровского "Очерки простонародного житья-бытья Витебской Белоруссии"(1895).

Конец XIX века в России характеризовался повышенным вниманием к кустарном) производству, к народному искусству. В связи с этим организовывались многочисленные экспедиции с целью исследования состояния различных промыслов (в том числе и ткацкого} в разных уголках России. В отчётах этих экспедиций можно встретить упоминания с "школах" ручного ткачества, организованных энтузиастами на местах. В этот перио; появлялись ткацкие "учебники", "руководства", альбомы с текстильными узорами. В связи с этим хочется особо отметить работы В.А. Доливо-Добровольской В книге "Руководство кь ручному ткачеству и наставление къ производству ковров" она подробно рассказывает о ковровом вертикальном ткацком стане и способах работы на нём. Эта книга может быть использована не только как ценный теоретический материал, но и как практическое руководство по ручному ткачеству1.

В.А. Доливо-Добровольская участвовала во многих экспедициях, направленных на изучение и развитие этого ремесла на территории Российской империи рубежа XDC-XX вв. Об этом свидетельствуют книга: "Ткацкий промысел в Грайворожском и Кролевецком уездах, отчёт 1891 г. В.А. Доливо-Добровольской"2, а также "Альбом ткацких узоров"3, составленный автором на основе собранного материала.

В монографии Н.Я. Никифоровского "Очерки простонародного житья-бытья Витебской Белоруссии"(1895) ручному ткачеству белорусов посвящён целый раздел, состоящий из нескольких глав, в которых последовательно рассмотрены процессы подготовки нитей основы и утка, конструкция горизонтального ткацкого станка, процесс работы на нём, а также заключительная отделка готовой ткани. Автор скрупулёзно исследует детали жизни и труда белорусов, весь процесс ткачества описан им внимательно, эмоционально и проиллюстрирован интересными примерами из жизни народа4. Книги Н.Я. Никифоровского и В.А. Доливо-Добровольской объединены желанием авторов привлечь внимание к жизни народа, его ремёслам, в частности к ручному ткачеству.

В советский период интерес к традиционной народной культуре не ослаб. В первые послереволюционные десятилетия в связи с созданием и бурным ростом краеведческих музеев организовывались многочисленные этнографические экспедиции, и труды советских этнографов этого времени изобилуют полевыми материалами. Здесь следует отметить работы Б.А. Куфтина "Материальная культура русской мещеры"(1926)5, Н.И. Лебедевой "Очередные вопросы изучения прядения и ткачества" (1929)6, "Народный быт в верховьях Оки и у верховьях Десны" (1927) , Е.Н. Клетновой "Символика народных украс Смоленского края " (1924)8.

Статья Е.Н. Клетновой "Символика народных украс Смоленского края", на наш взгляд, является ценным исследованием в области семантики народного орнамента. Предлагаемая автором классификация тканых и вышитых орнаментов, попытка выявить степень влияния культур других народов на орнаменты древних славян, расшифровка орнаментальны?! символов - всё это результаты глубокого и внимательного изучения народного орнамента.

Из авторов, работавших в послевоенный период, следует отметить работы Н.И Лебедевой "Прядение и ткачество восточных славян" и Г.С. Масловой "Народная одежде русских, украинцев и белорусов в ХЗХ-начале XX в." в книге "Восточнославянски!' этнографический сборник" (1956)9, а также книги Г.С. Масловой "Народный орнамет Верхневолжских карел" (1951)10, "Узорное тканьё на русском севере" (1950)11.

В работе Н.И. Лебедевой "Прядение и ткачество восточных славян" подробно описань процессы, связанные с изготовлением тканей при домашнем прядении и ткачестве рассмотрены орудия производства с разделением их на основные и дополнительные, ш старые и новые формы, установлены их варианты. При этом прослежено географическое распространение приёмов и орудий прядения и ткачества на территории проживания восточных славян и в ряде случаев на территориях соседних с ними народов. Источников этой работы послужили материалы, собранные автором в экспедициях 1921-1932 годов, г также коллекции следующих музеев: Музей народов СССР в Москве, Государственны? этнографический музей в Ленинграде, Рязанский, Смоленский, Витебский краеведческие музеи. Н.И. Лебедевой приводится не только этнографический материал, но и исследуютс? технологии ткачества, позволяющие понять эволюцию конструкции ткацких станов и самогс процесса ткачества12.

Г.С. Маслова в своих работах подробно останавливается на декоре орнаментальны? символов, используемых славянскими народами в тканых орнаментах. Автор строит своё исследование, используя данные конца ХЗХ - начала XX вв. Обобщая собранные материалы Г.С. Маслова считает необходимым делать экскурсы в более отдалённые исторически* периоды с целью выяснения истории или генезиса изучаемого явления. Основным! источниками для данной работы послужили полевые этнографические материалы автора ! других исследователей, музейные собрания, архивные данные и этнографическая литература преимущественно конца XIX- начала XX вв13.

Текстильная культура народов Прибалтики в этот период изучалась такими авторами как А.П. Алсуне и М.Н. Глемжайте. А.П. Алсуне в своей диссертационной работе "Кустарное производство текстильных изделий в Видземе в XIX - начале XX вв." рассматривает особенности латышского ткачества. Автор детально описывает конструктивные особенности горизонтального ткацкого станка, получившего распространение на территории Латвии на рубеже XIX-XX вв., обозначает этапы его развития. Кроме того, А.П. Алсуне останавливается на техниках ткачества, особенностях орнамента, как этнического признака латышского народа14.

М.Н. Глемжайте в работе "Народное прядение и ткачество литовцев. По материалам Купишского района Шауляйской области Литовской ССР" изучает особенности ручного ткачества литовцев, приводит основные типы литовского орнамента13.

Среди исследователей последних десятилетий XX века хотелось бы отметить работы А.Н. Курилович "Использование традиций в современном ткачестве" (В сборнике "Вопросы этнографии и фольклористики") (1979)16, "Белорусско-литовские параллели в традиционном

17 ткачестве (1985) . Книги и статьи А. Н. Курилович представляют обширный материал по развитию культуры ткачества в Беларуси. Автором описаны типы белорусских ткацких станков, их последовательное развитие и усложнение. Кроме того, здесь также приводится исследование основных текстильных техник, характерных для белорусов.

Узорному ткачеству Беларуси посвящена диссертационная работа М.Н. Винниковой "Народное узорное ткачество Беларуси конца XIX - начала XX века" (2001). Автор подробно изучает народные белорусские ткани этого периода, а также археологические, этнографические, живописные источники, которые позволяют проанализировать более ранние периоды развития ручного ткачества на территории Беларуси. В диссертации рассматриваются региональные художественные особенности и локальное своеобразие белорусских народных тканей18.

Б.А. Рыбаков в своей книге "Язычество древних славян" (1981) исследует религиозные воззрения и культуру славянских народов, их представлениях об окружающем мире. Подробно изучая семантику народного искусства на примерах многочисленных образцов ткачества, вышивки, керамики, раскрывая связи народного искусства с ритуалами, обрядами, представлениями древних славян, автор показывает, что процесс ткачества был тесно связан с представлениями древнего человека об окружающем его мире19.

Тема ручного ткачества в контексте культуры рассматривается такими авторами, как О.В. Лысенко и С В. Комарова в книге "Ткань. Ритуал. Человек" (1992). Традиции ткачества славян Восточной Европы (России, Украины и Беларуси) исследуются здесь на уровне реалий конца XIX - начала XX вв. Работа написана на основании уникальной коллекции поясов XIX века, хранящейся в Российском Этнографическом музее. О.В. Лысенко и С.В. Комарова рассматривают феномен ткачества с культурологических позиций .

Теме народных промыслов и развившихся на их базе центров ручного ткачества посвящены многочисленные издания справочного типа: Н.С. Королёвой, Л. А. Кожевниковой "Современное узорное ткачество" (1970)21; В.Г. Смолицкого, Д.А. Чиркова, Ю.В. Максимова "Народные художественные промыслы РСФСР" (1982)22; О.С. Поповой, Н.С. Королевой, Д.А. Чиркова "Народные художественные промыслы"

1984)23; О.С. Поповой, Н.И. Каплан "Русские художественные промыслы" (1984)24; Р. А. Бардиной "Изделия народных художественных промыслов и сувениры" (1986)25; В Я. Рафаенко "Народные художественные промыслы" (1988)26; П.И. Уткина, Н.С. Королевой "Народные художественные промыслы (1992) .

Хочется особо отметить книгу Н.С Королёвой и Л.А Кожевниковой "Современное узорное ткачество", которая посвящена русскому узорному ткачеству, его истории и основным технологическим приёмам. Авторами изучается работа предприятий узорного ткачества Череповца, Рязанской и Воронежской областей. Большое внимание уделяется вопросу применения тканых изделий в современном интерьере и для оформления костюма. Книга иллюстрирована оригинальными рисунками и фотографиями, позволяющими понять характерные особенности изделий того или иного предприятия28.

Р.А. Бардина в работе "Изделия народных художественных промыслов и сувениры" описывает центры ручного ткачества, которые в XX веке сформировались в различных областях России, Беларуси и Прибалтики, особое внимание уделяется ассортименту фабрик

29 узорного ткачества .

Основными источниками для диссертации послужили вещественные и иллюстративные памятники РЭМ, ГИМ, ГЭ, Музея СПб ГХПА, Национального музея г. Хельсинки: информация, полученная автором в результате личного общения с художниками и дизайнерами, работающими в области современного ручного ткачества; личный опьп ручного ткачества на горизонтальных и вертикальных ткацких станках. Для изученш истории ручного ткачества были использованы публикации этнографов и искусствоведоЕ и дореволюционного периода, работы советских и зарубежных исследователей второй половины XX века, материалы современных российских и зарубежных изданий, а также Международной Сети Internet.

I Доливо-Добровольская В. А. Руководство къ ручному ткачеству и наставление къ производству ковров. СПб., 1891 а

Доливо-Добровольская В. А. Ткацкий прмысел в Грайворожском и Кролевецком уездах, отчёт 1891 г. // Отчеты и исследования по кустарной промышленности. Т.2. СПб, 1894. С 8088.

3 Доливо-Добровольская В. А Альбом ткацких узоров. Изд. 2. СПб, 1912.

4 Никифоровский. Н.Я. Очерки простонародного житья-бытья в Витебской Белоруссии и описание предметов обиходности. Этнографические данные. Витебск, 1895. 552 с.

5 Куфтин Б.А. Материальная культура русской мещеры. М., 1926. 144 с.

6 Лебедева Н.И. Очередные вопросы изучения прядения и ткачества. М, 1929. 20 с.

7 Лебедева Н.И. Народный быт в верховьях Десны и верховьях Оки (Этнологическая экспедиция в Брянской и Калуусской губ. в 1925 и 26 гг.). Ч. I. Народный костюм, прядение и ткачество. М., 1927. 164 с.

8 Клетнова Е.Н. Символика народных украс Смоленскго края // Труды Смоленских Гос Музеев. Вып. I. Смоленск, 1924. С. 111-126.

9 Лебедева Н.И. Прядение и ткачество восточных славян // Восточнославянски! этнографический сборник. М, 1956. С.459-540.

10 Маслова Г.С. Народный орнамент Верхневолжских карел. М., 1951. 36с.

II Маслова Г.С. Узорное тканьё на русском севере. По материалам Северо-Великорусской экспедиции 1948-1949гг. //КСИЭ. Вып. XI. 1950. С.10-18.

12 Лебедева Н.И. Указ. соч.

13 Маслова Г.С. Указ. соч.

14 Алсуне А.П. Кустарное производство текстильных изделий в Видземе в XIX-нач. XX вв. Автореф. Дис. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. Рига, 1963. 94 с.

15 Глемжайте М.Н. Народное прядение и ткачество литовцев. По материалам Купишского района Шауляйской области Литовской ССР // КСИЭ АН СССР. Вып. XV. М., 1952. С. 3951.

16 Курилович А.Н. Использование традиций в современном ткачестве // Вопросы этнографии и фольклористики. Сборник. Минск, 1979. С. 61-68.

17 Курилович А.Н. Белорусско-литовские параллели в традиционном ткачестве // Проблемы этнической истории балтов. Сборник. Рига, 1985. С. 134-135.

18 Винникова М. Н. Народное узорное ткачество Беларуси конца XIX - начала XX века. Автореф. дис. канд. искусствоведения. Минск, 2001. 16 с.

19 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.М,1981. 608 с.

20 Лысенко О.В., Комарова С.В. Ткань. Ритуал. Человек. Традиции ткачества славян Восточной Европы. СПб, 1992. 48 с.

21 Королёва Н.С., Кожевникова Л. А Современное узорное ткачество. М, 1970. 112 с.

22 Смолицкий В.Г.,Чирков Д.А., Максимов Ю.В. и др. под ред. Смолицкого В.Г. Народные художественные промыслы РСФСР. М, 1982. 216 с.

23 Попова О.С., Королева Н.С., Чирков Д.А. и др. под общ ред. О.С.Поповой. Народные художественные промыслы. М, 1984. 192 с.

24 Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. М, 1984. 144с.

25 Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. М, 1986. 318 с.

26 Рафаенко В.Я. Народные художественные промыслы. М, 1988. 176 с.

27 Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. М, 1992. 159 с.

28 Королёва Н.С., Кожевникова Л.А. Указ. соч.

29 Бардина Р. А. Указ. соч.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Искусство текстиля: ручное ткачество"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В результате проведённого исследования ручное ткачество было рассмотрено ка: важный компонент художественной культуры народов северо-запада Восточной Европы Системное изучение ручного ткачества позволило рассмотреть это явление орнаментальной, функциональной, технологической сторон. Всё это помогает увидет: целостную картину рассматриваемого явления. В результате исследования были выявлен! различия между ролью ручного ткачества в XIX и XX веках, и, в то же время, подчёркнут преемственность традиций в технологическом плане, общность орнаментальных мотивов.

Исследования в области изучения ручного ткачества позволяют утверждать, что н рубеже XIX-XX вв. этот вид декоративно-прикладного искусства был развит на все] исследуемой территории, сохранял черты традиционности и был тесно связан с бытом ] религиозными представлениями народов северо-запада Восточной Европы. Примерно середины XX века в результате социальных, промышленных и культурных воздействи) произошли кардинальные изменения в назначении и стилистике изделий ручного ткачествг Однако интерес к народным орнаментам не исчез, и к этой теме периодически возвращалис как при создании тканых изделий на фабриках, так и отдельные художники.

В XX веке на территории северо-запада Восточной Европы наблюдаются попьггк создания художественных объединений, поддерживающих развитие искусства ручног ткачества, что является, на взгляд автора новым и очень важным, т.к. в предыдущие век такие попытки были единичны.

Подводя итог исследованию, можно сказать, что изучение ручного ткачества показало ег важную роль в художественной культуре народов северо-запада Восточной Европы течение ХЗХ - XX вв. Сопоставление данных о техниках ручного ткачества и мотивах тканы узоров позволило выявить общие и специфические черты в их распространении н территории северо-запада России, Белоруссии, Прибалтики и Финляндии. Анализ показал что народы, проживавшие на исследованной территории, издавна находились в состояни культурных контактов. На рубеже XIX-XX вв. ручное ткачество достигло здесь высоког технологического уровня и играло важную роль в быту и обрядовой культуре человека тог времени.

В XX веке обрядовая функция ткачества была утрачена. Но ручное ткачество продолжалс успешно развиваться как область декоративно-прикладного искусства, решая эстетические i интерьерные задачи, т. е. полноправно существовать в системе художественной культурь второй половины XX века.

 

Список научной литературыЦветкова, Наталия Николаевна, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"

1. Alkamatka Kasityoyjn. Crafts-a journey in time. Jyvaskyla, 2000. 48 с. Англ., фин. яз.

2. Beatrijs Sterk. Weaving with CAD/CAM Systems // Textile Forum. 1997. №1. C. 22-25.

3. Bossert H. Th. Volkskunst in Europa. Berlin: Verlag Ernst Kosmuth A. G. 1926. 46 c. Hew яз.

4. Chloe Colchester. The New Textiles. Trends and Traditions. New York: Rizzol International Publications, 1991. 192 с. Англ. яз.

5. Heather L. Allen. Weaving Contemporary Rag Rugs: new designes, traditional techniques. Asheville, North Carolina: Lark Books, 1998. 128 с. Англ. яз.

6. Heikinmaki M.- L. Die Gaben der Braut bei den Finnen und Esten, 1 Helsinki Kansatieteellinen Arkisto, 1970. 268 с. Нем. яз.

7. Hupel A.W. Topographisch Nachrichten von Lief- und Ehstland. Riga, 1782. 768 c. Hew яз.

8. Kristina Hanninen. The Finnish Textile Artist's Assosiation TEXO Celebrated its 40 tl Anniversary // Textile Forum. 1997. №1. C. 4-5.

9. Lukkarinen L. Finnish Textile Art in Nineties // Textile Forum. 2000. №2. C.36-37.

10. Margot Schindler. IV International "White Nights" Textile Simposium and First Meeting о the Working Groop "Virtual European Textile Heritage Sites Itinararies" (Vethsi) // Textil Forum. 1999. №4. C. 13-15.

11. Mary Schoeser. International Textile Design. London: Laurence King Publishing, 1995 191 с. Англ. яз.

12. Mikenaite A. Joustos. Katalogas. Vilnius, 1967 125 с. Лит. яз.

13. Nancy Orban. Fiberarts design. Book Six. Asheville, North Carolina: Lark Books, 1995 224c. Англ. яз.

14. Niedre J. Kmstpils apvidus jostas // Valsts vesturiska muzeja krajumi. Т. 1. Riga, 193C C.9-24. Лат. яз.

15. Raitnona Kogelyte-Simanaitiene. Tarptautine Paroda Tekstile 97 // Lietuvos Dailininki Sajungos Kauno Skyrius. Kaunas, 1999. C. 3. Лит., англ., яз.

16. Raimonda Kogelite. The Textile Department at the Kaunas Art Institute. Textile Art i Lithuania // Textile Forum. 1997. №4. C. 37.17.