автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Проблемы арабского единства, 1960-1980-е гг.

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Хезам Нассер Мохамед
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Диссертация по истории на тему 'Проблемы арабского единства, 1960-1980-е гг.'

Текст диссертации на тему "Проблемы арабского единства, 1960-1980-е гг."

1

» г

-3

РОССИЙСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени А.И.ГЕРЦЕНА

На правах рукописи

Хезам Нассер Мохамед

Проблемы арабского единства 1960-1980-е гг.

Специальность 07.00.03 - всеобщая история (новейшая история)

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель - член-корр. Российской Академии образования, доктор исторических наук, профессор В.К.ФУРАЕВ

Санкт-Петербург 1998

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение.............................................................................................. 3

Глава I. Возникновение арабского национального движения и

опыт деятельности первых арабских национальных организаций в XIX в. - 1930-х гг. XX в.................................. 13

§ 1. Становление национальных идей и деятельность первых

националистических партий в арабском мире...................... 13

§ 2. Национальное движение арабов и арабские политические лидеры после первой мировой войны (на примере сирийского региона)........................................................................ 27

§ 3. Палестинский вопрос и арабский национализм в 19201930-е гг................................................................................ 35

Глава II. Опыт практической реализации планов объединения

арабов (создание ОАР 1958-1961 гг., Хашимитский союз) 51 § 1. Появление и роль арабских объединений (ОАР, Хашимитский союз).............................................................................. 51

§ 2. Причины неудачи Объединенной Арабской Республики..... 66

§ 3. Социальные и политические воззрения Гамаля Абд ан-Насера о проблемах арабского единства.................................. 76

Глава III. Развитие идей арабского единства в 1970-1980-е гг..... 89

§ 1. Арабский национализм и усиление исламского фактора в

политической и духовной сферах общественной жизни...... 89

§ 2. Инициативы отдельных политических лидеров по воплощению арабского единства. Новые формы межарабского

сотрудничества...................................................................... 100

§ 3. Лига Арабских Государств и проблема арабского единства

в 1970-1980-е гг..................................................................... 119

Заключение......................................................................................... 143

Источники и литература................................................................... 149

Приложение........................................................................................ 157

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. На протяжении всего XX столетия в арабском мире продолжались поиски и выработка наиболее подходящих и соответствующих особенностям региона идейных систем, которые бы овладели умами большинства населения и смогли оказать наиболее позитивное воздействие на весь процесс общественного развития арабов. В рамках этого процесса выделялись два идейных течения: религиозное -исламское, на основе которого сложилась доктрина панисламизма, и национальное, в котором исходным пунктом служило представление об арабах, как о единой нации, получившее название панарабизма. Оба течения нашли своих сторонников как в правящих кругах, так и в среде широких народных масс в различных странах, относящихся к Ближнему Востоку и Северу Африки. Многие положения этих доктрин легли в основу программ политических партий, созданных в первой половине XX в.

Движение за достижение единства арабов, получившее идеологическое оформление в панарабизме (арабском национализме), достигло своего апогея в конце 1950-х гг., когда были осуществлены первые попытки его практической реализации путем создания Объединенной Арабской Республики (ОАР), включавшей Сирию и Египет. Несмотря на недолго-временность существования этого государства, и в целом его неудачный опыт, в последующие десятилетия (1970-1980 гг.) неоднократно различными политическими силами и лидерами выдвигались инициативы и планы объединения двух и более арабских стран в одном государстве, которые в силу ряда объективных и субъективных причин так и не были практически реализованы.

Вместе с тем, тяготение к единству, к сплочению, особенно перед лицом угрозы западного экономического и политического засилья, израильского захватнического курса, постоянно являлись неотъемлемой ча-

стью национальных умонастроений в широких народных массах арабского мира, что с совершенной очевидностью проявлялось и проявляется в настоящее время в поддержке, даже на бытовом уровне лозунга арабского единства.

Одной из наиболее значительных инициатив, демонстрирующих в последние десятилетия сохранение и преемственность интеграционных тенденций в арабском мире, охватывающих не только экономические и политические сферы, но и идеологические аспекты (причем последние, очевидно, могут считаться едва ли не самыми главными), являются планы создания Союза Арабского Магриба и Совета Сотрудничества Арабских Государств Персидского Залива (ССАГПЗ). Эти арабские объединения, представляющие собой разновидности экономических и политических союзов, не достигли тем не менее той степени сближения всех государственных структур, которое наблюдалось в период существования О АР. Однако в их лозунгах и некоторых документах выражается стремление достигнуть арабского единства при условии успешного развития этих союзов.

Многие политические лидеры все чаще демонстрируют умеренность и осторожность в высказываниях о единстве и конкретных путях его достижения, что свидетельствует о большей степени критичности по отношению к прежним лозунгам, призывавшим к безоглядному и сиюминутному объединению.

Создание арабских региональных организаций, особенно активно осуществлявшееся во второй половине 1980-х гг., свидетельствует о тяготении некоторых стран и даже групп стран друг к другу, причем это касается главным образом географически близких и экономически схожих государств. Одновременно в этом усматривается при всей положительной стороне интеграции и другая - демонстрирующая охлаждение энтузиазма и снижение значения панарабских тенденций для современных политических курсов.

Серьезным конкурентом светскому по своим основам арабскому национальному движению в 1960-1980-е гг. становится движение панисламизма, способное серьезно влиять на сложившиеся политические приоритеты и вести к интеграции арабского мира на другой - религиозной основе.

С учетом тенденций, развивающихся в арабском мире, научное изучение проблемы арабского единства в 1960-1980-х гг. представляется крайне важным и насущным. Этим определяется актуальность темы исследования.

Вопросы, рассматриваемые в данной диссертации, непосредственно связаны с выявлением соотношения светского и религиозного начал в арабской общественной мысли, с формированием национального арабского самосознания. Их анализ невозможен без тщательного рассмотрения большого историко-событийного массива, связанного с подготовкой и реализацией планов единства, а также его идейно-политического аспекта.

Актуальность темы обусловлена и необходимостью глубокого понимания курса западных стран, в том числе и бывших государств-колонизаторов, в отношении арабского единства.

Из поля зрения исследователя не выходят региональные и общеарабские организации, прежде всего Лига Арабских Государств (ЛАГ). Они при определенных условиях могли бы стать инструментами формирования или даже прообразами арабского объединенного государства.

Степень изученности темы. Рассмотрению отдельных вопросов, связанных с арабским единством, в арабской историографии отводится сравнительно большое место, но комплексные исследования по периоду 1960-1980-х гг. практически отсутствуют.

Из арабских теоретиков и историков, занимавшихся интеграционной арабской проблематикой, следует в первую очередь назвать Шибли ал-Айсами, Саты ал-Хусари, сочувствовавшего панарабизму исламского дея-

теля Мухаммада Иззата Друзу1. Именно они заложили идейную базу для современного понимания арабского единства.

Касаясь исторического периода формирования арабского национального самосознания и выработки представлений об арабах как об единой нации (конец XIX - первая половина XX в.), нельзя обойтись без рассмотрения литературных и публицистических работ таких известных ливанских литераторов, как Джебран Халил Джебран и Амин ар-Рейхани2, которые по сути стали пропагандистами идеи самостоятельности и индивидуальности арабского народа. Их идеи развили и продолжили мыслители, принадлежащие к следующим поколениям.

Среди современных арабских деятелей культуры и литераторов -сторонников идеи арабского единства, безусловно, видное место занимает доктор Шакир ал-Фаххам - президент общества арабского языка и глава проекта создания Большой арабской энциклопедии, выступающий со

л

своими речами и печатающий статьи в пользу арабского единства . Арабские историки в своих научных изысканиях часто обращаются к изучению вопросов, связанных с арабским единством и не случайно в Бейруте был создан специальный "Центр по изучению арабского единства". Среди арабских историков выделяются следующие авторы, специализирующиеся на изучении арабского единства, а именно Ахмад Фарис Абд ал-Манам, Али Махафза, Ибрахим ал-Бисати, Мустафа аш-Шихаби4.

1 Ал-Айсами Шибли. Арабское единство в свете опыта. Бейрут, б.г. (на араб.яз.); ал-Хусари Саты. Арабские страны и Османская империя. Каир, 1957 (на араб.яз.); Друза Мухаммад Иззат. Арабское единство. Каир, 1957 (на араб.яз.).

Джебран Халил Джебран. Избранное. Л., 1986; ар-Рейхани Амин. Избранное. Л., 1988.

3 Ал-Араби. 1994, февраль. С.68-73.

4 Абд ал-Манам Ахмад Фарис. Лига Арабских Государств 1945-1985: историческое исследование. Бейрут, 1986 (на араб.яз.); Махафза Али. Позиция Франции, Германии, Италии по вопросу об арабском единстве 1916-1945

Наибольшей активностью в разработке проблемы арабского единства отличались специалисты из Сирии, Ирака и Ливана. Особое место занимает работа, затрагивающая ранний период формирования представлений об арабах, как о единой нации, и вместе с тем носящая всеобъемлющий исторический характер - "The Araba weakening" английского автора Джорджа Антониуса1.

Среди других исследований, вышедших на английском языке и посвященных разработке проблем арабского национализма, заслуживает упоминания книга Роберта В.Макдональда (The League of the Arab States. A study in dynamics of régional organization. Princeton univ. press, 1965), освещающая становление и развитие всеарабской организации - Лиги Арабских Государств.

Среди известных российских авторов, специализирующихся на современной ближневосточной проблематике, глубокое изучение которой невозможно без обстоятельного анализа проблемы арабского единства, следует назвать таких, как Г.И.Мирский2, одним из первых затронувший политический аспект арабского национального движения, З.И.Левин , в целом ряде своих работ проследивший эволюцию идеи единства и подходы к ней со стороны различных политических сил. Именно он наиболее подробно продемонстрировал всю пестроту и широкую гамму подходов к арабскому единству, а также неоднородность идейных и политических концепций единства, а соответственно степень заинтересованности в нем и

гг. Бейрут, б.г. (на араб.яз.); ал-Бисати Ибрахим. Арабское единство: исторические очерки. Каир, 1960 (на араб.яз.); аш-Шихаби Мустафа. Арабский национализм: его история - составные части и цели. Лекции, прочитанные перед студентами института арабских исследований в 1958 г. Каир, 1959 (на араб.яз.).

1 Antonius G. The Arab jweakening. L., Hamish Hamilton, 1939.

2 Мирский Г.И. Арабские народы продолжают борьбу. M., 1965.

3 Левин З.И. Развитие арабской общественной мысли. 1917-1945 гг. М., Наука, 1979.

в выборе форм для интеграции.

Нельзя обойти вниманием авторов, непосредственно затрагивавших деятельность такой межарабской организации, как ЛАГ, которой, при ее создании, отводилась роль "инструмента" для будущего арабского единства, и прежде всего В.С.Копина1. Ему удалось убедительно продемонстрировать ослабление роли ЛАГ на межарабской политической арене, неэффективность целого ряда политических акций, направленных на то, чтобы в 1980-е гг. возглавить движение по реализации планов арабской интеграции.

Значительный интерес представляют работы российских ученых, освещающие характер взаимовлияния в арабском мире двух мощных идейных факторов - ислама и арабского национализма, носящий как всеобъем-

О 3

лющий, так и косвенный характер, - Т.П.Тихоновой , А.В.Журавского , И.П.Беляева, Е.М.Примакова4, А.А.Игнатенко5 и других.

Предметом исследования в диссертации является борьба за реализацию идеи арабского единства и широкий спектр проблем, связанный с ней в 1960-1980-е гг., при особом внимании идейно-политическим вопросам.

Цель данной диссертации заключается в том, чтобы исследовать историко-политические и идейные аспекты, касающиеся предпосылок, подготовки и практического воплощения идеи арабского единства в период 1960-1980-х гг. Исходя из этого, задачи диссертации автор видит в том,

1 Копин B.C. Лига арабских стран в 80-е годы: деятельность и перспективы. М., 1989.

2 Тихонова Т.П. Светская концепция арабского национализма Саты аль-Хусри. М., 1984.

3 Журавский A.B. Христианство и ислам. М., 1990.

4 Беляев И.П., Примаков Е.М. Египет: время президента Насера. М.,

1981.

5 Игнатенко A.A. Халифы без халифата. М., 1988.

чтобы:

- проследить основные направления развития арабской общественной мысли в XIX - первой половине XX в. - период, когда наиболее интенсивно происходило формирование арабского национального самосознания и осуществлялась выработка национальных целей, которые сводились к достижению независимости и созданию национального государства;

- рассмотреть существовавшие планы объединения арабов, проанализировать расстановку политических сил в арабском мире и выявить их отношение к идее арабского единства;

- установить подходы, взгляды и концепции по вопросам арабского единства наиболее известных арабских идеологов и политиков современности, дать оценку важнейшим положениям, касающимся арабского единства и вошедшим в документы политических партий и организаций;

- выявить особенности и показать тенденции развития существующих арабских региональных организаций, включая их потенциальные способности внесения вклада в интеграционные процессы;

- оценить факторы, противодействующие достижению арабского единства, и роль стоящих за ними политических, экономических, религиозных и иных сил.

Хронологические рамки исследования охватывают период 19601980-х гг. Включение в работу именно этого временного отрезка объясняется тем, что, несмотря на распад в начале 1960-х гг. первого объединенного арабского государства, включавшего Сирию и Египет, в последующие два десятилетия арабский мир стал свидетелем выдвижения новых инициатив и планов интеграции, что свидетельствовало о безусловном тяготении арабских государств и народов друг к другу. В этот период продолжались активные поиски идеологического обоснования необходимости единства, велась работа по активизации арабского сотрудничества на общеарабском и региональном уровнях со смещением акцента в сторону по-

следнего.

Методологической основой исследования являются принципы историзма и научной объективности, позволяющие наиболее полно раскрыть механизм и динамику сложных процессов арабской интеграции. С учетом специфики темы и содержания диссертационного исследования можно указать на использование проблемно-хронологического принципа построения всего текста диссертации.

Источниковую базу диссертационного исследования составляют различные документальные материалы. Источники документального характера можно разделить на две части: относящиеся к сфере межгосударственных отношений и документы руководящих деятелей арабских стран и отдельных политических сил - партий и организаций.

К первой группе источников относятся тексты межгосударственных соглашений, в частности, о провозглашении единства Сирии и Египта, Иордании и Ирака, документы, касающиеся арабо-израильского конфликта, на основании которых можно судить о степени вовлеченности арабских стран в вооруженное противостояние и шагах, предпринятых арабскими политиками для мирного решения существующей проблемы. Особый интерес вызывают документы, связанные с деятельностью ЛАГ, - хартия и устав, документы экономического и политического характера, резолюции.

Впервые используются и вводятся в научный оборот документы, связанные с провозглашением таких региональных арабских организаций, как ССАГПЗ, Союз Арабского Магриба, Арабский Совет сотрудничества.

В работе широко использовались научно-справочные материалы, как арабские, так и российские.

Ко второй группе относятся материалы и программные документы политических партий арабских стран, что позволяет прояснить различие между ними в подходах и оценках событий и глубже понять общую ориентацию.

Представление об изменении политических курсов отдельных араб-

ских стран в 1950-1980-х гг. дают правительственные заявления и коммюнике. На основании этих источников можно судить об изменении соотношения политических сил внутри отдельных стран. Во