автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Ислам и урбанизация в условиях перестройки общества
Полный текст автореферата диссертации по теме "Ислам и урбанизация в условиях перестройки общества"
• ШНИСТЕРСТЗС МОЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО _ОБРАЗОВАНИЯ УЗБЕКСКОЙ ССР _
т/^лшнтсаий ОР^ДИ ТРУМОВОГО КРАСНОГО ОНА-ЧЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Ил1ЕШ Б.И.ЛЕНИНА
На правах руколиои
МИРоАлЫЕДОВ АБДШУИД ¡ШАСЦДИКСЕИЧ
ИСЛАЛ И УРБАНИЗАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕСТК/иКИ, ОЩЕСГВА /па материалах Узбекской ССР /
Специальность 09.СО.06 - науэднЯ атеизм,религия
/ история и современность /
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени
кандидата философских наук
Ташкент - 1991
Диссертация выполнена на кафедре истории и теории религии • и атеизма Ташкентского ордена Дружбы Народов .государственного педагогического института ииени Низами
Научный руководитель: - доктор философских наук,профессор ■ _________________САИДБЛЕЗ Т.О. ____
а' !' I
Официальные оппонента: заслуженный деятель науки УзССР,
доктор философских наук,профессор ■
АЕШКОВ A.A. кандидат философских наук,доцент КУЗИЗВ* A.A..
Вадуцзя организация: - Ташкентский институт народного■
хозяйства, карэдра. -философии и • теории культура■
Задита диссертации.состоится,"^" сXtCbtf .1991 г. в часов на заседании специализированного совета-
Д. 057.02.07 е Ташкентской государственном университета •
имени В Л1Детша/7ОООЭОО,Таак0нг, ул. Энгельса, 60-а,ауд.308/.• -
-
С диссертацией могло ознакомится -в научной библиотеке ТапГУ им.В.И.Ленина.
Автореферат разослан »Яд« СМфАл*^ 1991 года.
Золы отзнш и заьюч&ния■просим налравлягь по адресу?' -'(№095, г.Ташкент, Вузгородои, ТапГУ,Учексоу секретаре.
Учен;;.'; секретарь сп-.г.^гшпироааняогс сопега, дэцкя
ЭГАЫ32РДИЗВ Н.У.
1.0Е£й ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность теш исследования. Страна переживает глубокие исторические преобразования революционного характера,гуманизация и демократизация составляют основное содержание ндаешнеЛ политики партии и государства в экономической и идеологической областях.
Советское государство восстанавливает подлинно ленинские принципы по отношению к религии,атеизму,церкви и верующи, -которые предполагают оглаз от абстрактных идеологизированных стереотипов работы,неукоснительного соблюдения свободы совести,устраштат все просчеты и остбки в атеистической работе в соответствии с новым Законом "О свободе совести и религиозных организациях",принятого б октябре 19Э0 года на сессии Верховного Совета СССР.Благодаря этому стал очевидный .поворот к сотрудничеству между государством и религиозники организациями • для решзния насущых социальных задач общества.
Актуальность те® исследования обусловлена рядом следующих факторов:
Во-первых,город является общественным центра, имекцнм мощный социально-э коноютческиЯ,духозшД потеяци&т.а "общество на-кашшвает тем саш историческую силу своего двилення вперед"..* С учетом этого в атеистической литературе встречается•не соасей правомерный вывод о том,что "религиозность выше в деревне,чем з городе".Подобный подход привел к ослаблеюда внимания я атеистической работе в городе.Однако соцволггические исследования советских ученых показали,что "в промышленных центрах нале.. - ^ страны верующих примерно вдвое большз,чем в сельской местности! -
Во-вторых, подлинно глубокий марксистско-ленинский анализ эволюции религиозности в социалист;, геском гс;юде,тенденции развития отношения общества к религии,атеизму и верующим помогает выработать элективную идеологическую направленность воспитательной работы с учетом коренных социально-экономических и де^ографических интересов каждой республики.
•^¿аркс К.,Энгельс Соч.2-е изд.-Т.23.-С.514. •
2Гордиенко Н.С.Основы научного атеижагУч.г.ссоОле доя студен-.
тов лед.ин-тов. -М.1Просвещение,1988. -С.129.
^-третьих,демократизация общества показала, что многие научные концепции развития общественной жизни устарели,в том числе и проблемы урбанизации в капиталистическом и социалистическом обществах.Объективный анализ их способствует правильному пониманию урбанизации в Узбекистане и позволяет дать научное выяснение причин религиозности населения.
В-четвертых,данная проблема недостаточно разработана.Так, отсутствует единое мнение в толковании понятия "город''как элемента прогресса,остаются остродискуссионными многие стороны этого понятия.
Наконец,в-пятых,перестройка идеологической работы вцдвину-ла на первый план вопросы реорганизации атеистической работы • в условиях города.
а республиках Средней Азии,з частности в Узбекской ССР, в силу аграрного характера общественного производства численность сельского населения/59,2 % на I января 1989 г./прешшает городское.Влияние сельского образа жизни здесь сильнее,чем городского,т.е. аграриза'^ия превосходит урбанизацию.Своеобразный аграрный путь развития города и генетическая связь с сель--ским хозяйством стали объективной основой высокой религиозности городского населения.В этом отношении своеобразной социологической лабораторией для избранной нами теш исследования явился г.Наманган, в диссертации представлены материалы,статч-ческие данные по атому го роду.Для обобщения в целом по республике и во многих случаях для сравнения взята модель столичного города - Ташкента.
Азяуальность избранной теш подтверждается и тем, что они стали темой серьезного разговора на XXII сьезде Компартии Узбекистана. В частности, отмечалось; "С новых- дозиций мы должны подходить к вопросам свободы совести.Отмеживываясь от насильственных моторов борьбы с религией и волюнтаризма, Компартия выступает за полное восстановление ленинских принципов взаимоотношения церкви и государства,оставаясь на принципиальных позициях, мы выступаем за дальнейшее развитие сотрудничества атеистов и верующих,партийных и советских органов и религиозных обьедине-
miii на благо чзлозека,против социальной нетерпимости,на нальной розни,ущемления интересов граждан."
По .инению диссертанта,ото обеспечит возрождение авто"-научного атеизма, консолидации сил верутощих и неверующих а,-; осуществления задач перестройки общества,в'Л'-'ода из создавг слоягого пололения.'Ды осознали,что только обновление отнмг. мэхду «теизмом и религией,верующими и неверующими дает хоро. результаты в воспитательном процессе.
Степень разработанности проблемы.Вопросы влияния урбани: л,ии на ¡нормирование атеистического сознания были предметом специального изучения на примере городов Казахстана Сапрыкины З.А.,ьелорусии ¿илистом Г..Московской области Лебедевым A.A.
Данная проблема также в советской атеистической наука иссл--дована такими учении,как Л.К.Гр.1шанова,И."1.Кзаанина,;-1.Я.1!енеу, И.Д.Ланцхава,&.<$.Окулов и др.З исследованиях этих ученых прослеживается целенаправленное изучение особенностей обоих аспектов содержания атеистической работы,сочетания критического и позитивного з деятельности общественных организаций.Однако, по мнению диссертанта,в их работах содержание воспитательной работы именно з условиях города не разработано,очевидно,авторы зо-вс«з не ставили перед собой задач подобного рода.Более того,позитивная сторона содержания атеистической работы осталась малоисследованной.
В Узбекистане научно-практический анализ содержания и организация атеистической работы городского населения на базе тонкое? ной социологической основы урбанизированной среда пока не по зо цен, если не считать кандидатскую диссертацию ¡П.Аббасова, где рассматриваются некоторое вопроси организации атеистического воспитания в республике.Отдельные вопросы религиозной ситуации и пути преодоления их в определенной мере затрагивались в тр.у,-ух А. \\. Аб дусамедова. А. А. Артико ва, М. А. Усмаио ва, Т. С. Заидо ■
^¡{аримза И.А.О ходе и основных направлениях перестройки,задач оиеспе ;еиия суверенитета и экономической самостоятельности Уз бекскол о ЗР,место и роли Коммунистической партии Узбекистана новой талитпческой системе страны и ресиублики:Политичес,<иЛ ца.хла7 ДК XXII сьезду Компартии Узбекистана,4 иш 1990 г.-: хент: /збекистан,1390. -С.36.
ева,К.Вазарбаева,И'.М.Д«аббарова,Т.Изшлбетова,Т.Жавлиева,в кандидатской диссертации Кузиева А. и др.
Анализ литературы и диссертационных работ по исследуемой проблеме урбанизации республики позволяет нам сделать вывод,что пока отсутствуют специальные монографии или же ко; тективиные • работы,а стделыше научные статьи и частичные обращения к проблеме не могут претендовать на исчерпивающие ответы на вопросы, предстоят еще специальные исследования в междисциплинарных аспектах.
Диссертант стремился показать,что коренная перестройка организации атеистической работы создает благоприятные условия д>1 секуляризации городского населения.
Сегодня ш имеем все основания утверздать,что отсутствие гласности и демократизации нанесло содержанию атеистической работы ошутимый угцерб.Вот почему со всей серьезностью встали вопросы улучшения и обогащения воспитательной работы.
В работе над диссертацией ш использовали в качестве исходит идей,пололений,концепций,выводов и рекомендаций монографии видного ¡млосо^а З.А.Сапрыкина.Он выдвинул ряд проблем секуляризации населения в условиях социалистических городов страны.На богатой базе конкретно-социологических исследований,проведенных в городах Казахстана,В.А.Сапрыкин показал,как под влиянием огромных социально-экономических и культурных преобразований в города-.с интенсивно протекает ..процессы секуляризации населения.
Сравнительно близкими по постановке и решения вопросов, касатацихся региона исследования,и освещению теш диссертации являются кандидатские диссертации ¡Д.Аббасова и А.Кузиева, задищекнце во второй половине 70-х годов.В первой диссертации затронуты вопросы степени религиозности и проблемы организации атеистического воспитания,а во-второй рассматривается урбанизация как ¿¡актор секуляризация населения.Однако в условиях перестройки общества произошли коренные изменения в подходе к данным проблемам,хотя они сохранили в общих и ведудих аспектах свое место и значение,ценность и актуальность.
В исследовании белорусского .ученого Г.М.Филиста, на основ ниа богатого материала,отражающего особенностей городов,рас-. сматривается степень религиозности сектантов-баптистов.
В конкретных социологических исследованиях А.Л.Лебедева показано, как злиягат на ¿оодиров1ние ат :чстическои уо'е ^дзниозтя социально-экономические изменения,проис.:оця!цие t ян пни человека и общества.
Однако вышеизложенные исследования на лсчерпиз-ют всеЛ проблемы,связанной с формированием науччэ-матзоиг чстичесг-сого мировоззрения городского населения.Учитывая их результаты, ¡п.т тем не менее считаем,что различия урбанизации з стране требу зт конкретного подхода к иоикротно.'/iy городу.В частности,многие формы я методы атеистической работы малоэффективны в городах Узбекистана.По мнению автора, по длинно научное объяснение причин высокой религиозности в городах нашего региона возможно лнгть в том случае,если проанализировать глубокяе социальные условия урбанизации,которые протекают медлзнио.оцнобоко,болезненно, во многих случаях "застойно".Актуальность,сложность л неразработанность данной проблемы тозбует выпуска специальных монографий или же проведения отдельных исследовяниЯ.что и своя очэредь требует коллективного труда.
Цель и задачи исследования. Целвя исследования является выявление диалектического изменения религиозности в условиях городов Узбекистана и раскрытие особенностей атеистической работы в свете современных демократических изменений з об. .¿ство и принятого Закона "О свободе совести и религиозных организациях".
Цел*- исследования прэдопрецзл! ia рещетш" следующих о а дач: -выявить социально-экономические,культурно-политические предпосылки урбанизации,дать объективную научную оценку влияния ее на духовное рор;шро ванне личности в урбанизированной среде; ' -выяснить место и значение городов в формировании научно-материалистического, атеистического сознания трудя-дихся узбекской ССР;
-подвергнуть научному анализу современное состояние и особенностей проявления религиозности в конкретном городе;
-провести критический анализ основных принципов атеистического воспитания застойного периода в республике; ■
-исследовать идейно-теоретические основы ^аботы по консолидации верующих и неверующих в условиях современного города;
-с формулировать конкретные рекомендации по использованию • духовного, социально-эконоаМическо го, культурно-политического потенциала советского города на основе Закона "О свободе совести и религиозных организациях!!'
Методологической основой и источниками исследования стали произведения классиков марксизма-ленинизма,социал-демократов, представителей прогрессивных мыслителей мировой науки,в которых с одержатсг важные положения по вопросам урбанизации и духовного развития общественной шзни, основные принципы изучения состояния религиозности и научной организации идейно-воспитательной работы.
При анализе исследуемой проблемы диссертант руководствовался партийными документами:материалами съездов партии,Пленумов ЦК КПСС,съездов народных депутатов СССР,XXII съезда Компартии Узбекисгана,штериалами Закона "О свободе совести и религиозны:! организациях",г также документами,посвященными 1000 - летию принятия христианства на 1>уси.
Фактологическими источниками диссертации являлись показатели конкретно-социологических исследований современного состояния религиозности,проведенных в городах Узбекистана Институтом научного атеизма АОН при 1{К КПСС и его филиалом в г. Ташкенте, членами кафедр научного атеизма вузов республики,в работе которых автор принимал непосредственное участие с охватом" 3500 респондентов.
В процессе подготовки диссертации применены дза' метода работы:
-социологические исследования религиозных культов в общественных местах города,/наблюдения,собеседования/;
-¿илософско-социологическое обобщение и переосмысление материалов текущей печати.
Теоретическая ценность и практическая значимость диссертации. Теоретическая ценность ее состоит в том,что результаты данного исследования призваны дать новые идеи,теоретические положения,выводы о месте и значении процесса урбанизации,влияние его на секуляризацию общественного сознания .для теории и практики атеистической работы в условиях городов^ Узбекистана.
Практическая значимость диссертации выражается з той,что изло-хешше в ней научные положения и рилософские обобщения, атеистические вывода имеют выход.в практику научной организации атеистической работы в условиях города,обеспечивающей консолидацию верующих и неверующих для осуществления задач перестройки, гуманизации и демократизации общества. Выводы,обобщения и рекомендации,полученные автором,могут быть использованы партийным и хозяйственным активом городов для выработки элективных мер воспитательного процесса в современных условиях развития общества,при проведении лекгщЯ и вечеров вопросов и ответов, пр.. чтении спецкурсов по истории религии,теории и практики ;г1'Л1ного атеизма и т.п.
Научная новизна диссертации заключается в том,что в ней: -выявлены допущенные просчеты,промахи и их негативных последствия в атеистической работе среди городского населения.Дано сравнительно новое определение понятия "урбанизация";
-разработан новый подход к проблемам урбанизации на основе ос-ьектизного анализа капиталистической и социалистической урба-ни а,ли как концентрации экономических,социально-политических, культурных предпосылок для свободного развития личности.Диссертантом одним из первых проведено комплексное исследование процессов урбанизации в Узбекской ССР и ее влияние на духовное развитие личности в целом;
0 -обоснованы причины замедления, секуляризации в условиях урбанизированных городов Узбекской ССР; •
-подвергнуто нчучно-крятическому анализу структурные деление города на "новую " и "старую"части.Новая часть-это промышленность нЗзос :'роики,а старая часть - махалля;
-выявлена специфика атеистической работы в условиях города, особенно с верующими мусульманами, не ущемляя их прав и свобода. В центре внимания автора находились малоизученные вопросы^содержание идейно-воспитательной работы с верущими мусульманами, принципа деятельности общественных организаций,подготовка и переподготовка кадров,умеющих работать в новых условиях общественного развития,особенности укрепления сотрудничества верующих и ксверуа^ях в решении общечеловеческих и народнохозяйственных задач на современном этапе.
Па защиту вынесена проблема - выявление путей понижения воспроизводства религиозности и повышения темпов секуляризации . условиях урбанизации с учетом своеобразия исторического пути .республики.
Материалы диссертации представляют определенный научный интерес при создании обобщающих трудов по урбанизации в регионе, в научно-педагогической деятельности учебных заведений в проведении вузовского курса "История и теория религии и атеизма", в его разделах "Современные религии",".Место атеизма в системе научною мировоззрения".
Апробация результатов исследования осуществлялась путем их использования в докладах на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава.НГТШ им.Хамзы и ТПМ им.Низами /1387-1990 гг./, а также на республиканской научно-теоретической конференции молодых ученье в Самарканде /май,1990 г./
Диссертация была обсуздена и апробирована на заседании кафедр истории и теории религии и атеизма ТГТШ им.Низами/сентябрь 1990 г./ТаэГУ юл.В.И.Ленина/декабрь,1990 г./. По теме исследования имеются 6 публикаций общим объемом 3,5 п.л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав,заключения,списка использованных источников и литературы^ также приложения.
П.ОСНОШОЕ СОДЙБШИЕ ДИССЗРТАГДИИ
. 3 первой главе - "Влияние урбанизации на секуляризацию духовной жизни городского населения Узбекской ССР" - рассматриваются три взаимосвязанных проблемы:город и его воздействие на процесс секуляризации/его общетеоретический аспект/,особенности урбанизации в Узбекской ССР : ее влияние нр секуллиизаци-г'шые процессы городского населения и влияние ислама на духовную яизнь горожан-узбеков.
Не. основе данию: о результатах советских и зр^бе.:;ной социологической науки рассматривается понятие ".урбанизация", раскрывается ее сущность и основные структурные элементы,характерные черты всеобщей урбанизации в надел стране и ее место в фондировании иделно-политического,научно-атеистического мировоззрения гачности.
Необходимость решения поставленной в исследовании проблемы заставила нас обратиться пречце всего к анализу самых понятий "урбанизация" и "город".
Б связи с этим в диссертации показываетя,что урбанизация по своему происхождению,структурным элементам и содержанию является результатом общественного развития,который возникает с разделением труда в обществе.Город,концентрируя все стороны общественной жизни:социально-экономические,культурно-бытовые -создает благоприятные условия для обитания городского населения. Основоположники марксизма писали:"Город представляет собой факт концентрации населения,орудий производства,капитала,наслаждений, потребностей. * поэтому города "представляют из себя центры экономической,политической и духовной лизни народа и являются главны!.™ двигателями прогресса."
В связи с этим проблемы урбанизации широко исследуются советски:.® и зарубезяными учеными,однако их шешш не едины и. утверждают различные точки зрения.Урбанизация рассматривается о:ак процесс повышения роли городов в жизни общества,количест-
^Маркс К.,Энгельс Ф. Соч.2-е изд. -Т.З.-С.50. 2Ленин В.И.Полн.собр.соч. -Т.23. -С.341.
венного роста их и у крушения, дт&ттого роста численности занятых промышленным трудом,пространственного развития городов, миграции и изменения образа жизни населения,а также взаимодействия города и общества,распространения городских отношений.
Опираясь на это,в диссертации город анализируется как "своего рода социальный организм" общества, вне зависимости от общественного строя,глазная особенность которого - концентрация неземледельческого труда.руководсгвуяь этим положением,диссертант дает свое определение понятая "урбанизация" так:"Урбанизация как сосредоточение промышленного производства и индустриального населения характерно прежде всего в качественном изменении образа шзни как для капитализма,так и для социализма". Принципиальные отличия урбанизации обусловлены регионом,географическим расположением,наличием природных богатств,вхождением в состав колониальных государств при капитализме и союз республик при социализме.Пороки и негативные явления капиталистической урбанизации частично свойственны и социализму.Однако диссертант отмечает,что урбанизация начала XX века резко отлична от современной,что ныне города становятся центрами экономики и культуры общества.
Влияние урбанизации на секуляризацию городского населения противоречиво,однако закономерным является то,что в атеистическом мышлении рабочих промышленности,имеющих высокую квалификацию труда,а такяе других сфер,к примеру,творческого характера,, влияние урбанизации на отход от религии протекает параллельно с развитием городской жизни.Таким образом,напрашивается вывод, что формирование научно-атеистического мировоззрения,уровень . свободного рас вития личности связаны со становлением урбанизации, опирающейся на высокоразвитую промышленность.
На этой основе в диссертации анализируется особенности урбанизации в Узбекской ССР,которая протекает по своеобразному пути.Это своего рода следствие того,что развитие промышленности как фундамента урбанизации до революции в Туркестане приостанавливалось сознательно,природны® ресурсы эксплуатировались капиталистами России.
Переход к социализму, минуя капитализм явнлеч причиной слабой урбанизации,ремесленное производство,а танке махалля как элемент феодального города осталась почти неизменной пои социализме, даг;е в смысле мероприятий по ее благоустройству. Го по да целились на старые и новые части: старый части составляли махалги,а новый части - про.чыил»чность и новостройки.Основная часть населения ко ренте« национальностей сконцентрилэзачась в махаллях городов.3 годы строительства социализма в рэслубли-с были попу цены грубые просчеты з размещении ппо'Ызлвишгс объектов и вовлечении в них лиц коренной национальность,неоправданно ■лироко практиковалось привлечение рабочих кадров из других регионов, что отразилось на развитии производительных сил республики, "олее того,республика постепенно становилась личь сырьевой базой страны.
Все это способствовало и способствует ныне сохранению высокой степени религиозности.В связи с этим в .диссертации анализируется состояние ислама и его роль в .духовной жизни в г. Намангане на примере маталлей "Су^изода",":'!ар-зара","Хакикат",где 97 % опрошенных считачтг себя людьми религиозным":аналогичные социологические исследования проводились в махаллях "Ильгор", "А.Авлони" в г.Ташкенте, 85 % взрослых считалт себя верую;;нми, хотя у многих зера показная,формальная,неустойчивая. ■
Кроме того,диссертант обращает внимание на социальное положение кенщин в городских семьях и приходит к выводу,что оно на-т ходится на низком уровне и безусловно,играет роль воспроизводства идеологии ислама и возрождение консервативных норм :лари<^га.
Особое место в диссертации отводится анализу состояния религиозности в связи с выполнением требований ислама верующими: вера в Аллаха, пятикратное ыолитва/хлмаз/, па :омничество в Мекку, месячный пост ураза,жертвоприношение,а также с исполнением религиозных традиций.На основе результатов социологических исследований делается вывод,что.неблагополучие религиозной ситуации в Узбекской ОСР связано со слабой степенью урбанизации,с низкими показателям! социально-экономического развития республики,> ослаблением воспитательной работы среди горожан.
г- 12
Кроме того,в городах Ферганской долины существует значительное количество официально зарегистрированных религиозных организаций и представителей духовенства,религиозная грамотность и приверженность людей к исламу на высоком уровне.И здесь необходимы продуманная работа,не ущемляющая свободы совести граждан и религиозных организаций,лояльное отношение к верующим и их религиозной общине.
Вторая глава - "Специфика атеистической работы среАи городского населения в уй,;товиях демократизации общества"/объединяет три параграфа/ - посвящена анализу места и роли идейно-теоретического содержания,научной организации атеистической работы с верующими и путей элективной идейно-воспитательной работы в свете нового Закона "О свободе совести и религиозных организациях".
В диссертации отмечается,что содержание атеистической работы есть совокупность двух составных частей:критической и позитивной. Однако, за прошедший период у городского населения,особенно у молодежи, сложился стереотип большого водораздела между религиозными организациями и государством.Диссертант,не умаляя созидательный характер социализма,утверждает,что ислам объявлялся наследием прошлого и разрушался административными методами. 3 результате чего атеистическом воспитании твердо вошел принцип преодоления,разрушения.Эта установка сформировала стереотип мировосприятия личности,чтобы видеть в исламе тормоза общественного развития.3 связи с этим теперь вопрос о .духовном облике личности стал центральным вопросом во всех процессах демократизации.Ее можно осуществить тогда,когда мы выражаем все со,дергание иденно-воспитательной работы/политических,экономических, правовых,нравственных и др./ на основе позитивного начала.
Практика показала,что усиление критики/часто беспредметной/ з-злигиозной идеологии не приносит должного э^екта в '¿теистической работе.Однако,как подчеркивает диссертант,реализация позитивного начала возможна лишь в случае нормального обеспече-
ния :кизненног„ уровня городскою населения:обеспеченности продуктами питания,проудаленными товарами,культурно-бытовыми,коммунальными услугами,системой культурно-просветительных,детских дошкольных учреждений,здравоохранения,создания широкого фронта приложения труда „для населения,особенно для многодетных яендин с учетом их посилвного участия.
3 повседневной жизни городские общественные и советские организации должны установить доброжелательные отношения между верующими и атеистами,не препятствовать в совершении богослужения,удовлетворении духов!шх потребностей верующих.Диссертант считает,что главным методом в этом могут служить общегуманис- • тические нормы и ценности общественных отношений при неукоснительном соблюдении Закона "О свободе совести и религиозных организациях-'.
Автор приходит к выводу о том,что процессы демократизации з духовной жизни требует от содержания атеистической работы, зо-перных,восстановить подлинный феномен научного атеизма,отработать приемы и методы гуманизации всей каждодневной работы; • во-вторых,прививать веру в необратимость демократизации,ее лооеду,веру в улучшение жизни населения,повышение благососто-сн общества.Это в конечном счете станет основой формирования научно-атеистического мировоззрения.
3 диссертации на болызом фактическом материале выявляется особенности научной организации атеистической работы в условиях урбанизации Узбекской ССР,ее место в формировании научного мышления и атеистического сознания населения.
Анализируя социально-экономические факторы конкретных городе республики диссертант делает вывод,что научная организация атеистичес•■ой работы прежде всего предполагает регулярное функционирование социально-битовых,коммунальных услуг,культпросвет-учреждений, а также совместную координированную деятельность всех существенных организаций.Однако,утверждает он,научная организация атеистической работы достигает своей цели' только пен осуществлении комплекса действий по подготовке и проведению
мероприятий в махалляк города. Таким образом,в диссертации делается вывод о том,что главное назначении научной организации атеистическо!; работы является пре:кде всего в согласии о содействии,о сложении наших нравственных сил для достижения одной цели - утверждения достоинства человека,особенно женщин, в социальной кизни.
Таким образом,автор,опираясь на результатов исследований советских ученых и свои собственные,приходит к мнению,что научная организация атеистической работы как '¿актор успеха формирования атеистического сознания мо-кет развиваться в следующих направлениях:
а/всесторонняя реализация демократических начал в повседнев-..нои лизни,гуманистический характер научного атеизма,развитие гласности,критики и самокритики;
б/координация всех сил субъективного рактора и внедрение новых рорм и методов атеистической работы;
в/ в/ориентация атеистической работы на трудовые коллективы и махалли города для того,чтобы пробудить инициативу трудящихся масс.
Перестройка организации атеистической работы,как полагает автор, есть актуализация его содержания,лояльное,беспристрастное отношение к верующим и религиозным организациям,объединение всего потенциала страны в целях ликвидации социально-экономического кризиса,всемерное- развитие Социалистической конкуренции,укрепление общественной дисциплины,воспитание правильного отдаления к собственности,нетерпимость к нарушениям морали и нравственности.
Последовательность исследования проблемы,по мнению"диссертанта,обусловила изучение результативности идейно-воспитательной работы в свете Затона "О свободе совести и религиозных организациях". Для вменения его механизма ватло распологать необходимыми критериями и Показателями результативности атеистической работы,основанной на принципов свободы совести.
Подчеркивая сложность и дискуссио'нниость данной проблемы, автор отмечает,что,ис-:одя из объективного положения,следует
разработать критерий результативности атеистической работы. Более того,демократизация общества обусловливает выработку новых критериев эффективности идейно-воспитательной работа в городе,начальнкл критерием которой взята автором политическая активность горожан,широкая реализагчя Закона "О свободе совести и религиозных организациях".
Исходя из оказаниего,диссертант считает,что будет правомерным принять творчески мыслящего горо>:ана за показатель общей эффективности атеистической работы.
В диссертации,наряду с выделением общих критериев повтаеиня результативности,также отмечается ряд особенностей повышения результативности атеистической работы,которые состоят из:
а/планирования и координация атеистической работы,вовлечения в этот ..роцесс широких масс,обеспечения реализация планов;
б/создания системы управления воспитательной работой,сосредоточения основного внимания на формировании научно-атеистической сознательности городского населения;
в/подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров но специальности религиоведения,умелого и рационального использования их знаний и способностей в идейно-зоегштатэльной работе среди городского населения,представляя им самостоятельность и. творческие возмо;шости для атеистической работы;
г/совэр'ленствовання форм и методов обогащения идейно-тзорэ-тического содержания,применения дифференцированных поводов к объекту воспитания,индивидуальной работы с верующими на принципах гуманизма и уважения человека;
д/шрокого распространения общечеловеческого отношения к обрядности в урбанизированной среде,подлинно научного обтпене-йия и. внедрения новой обрядности и'ритуалов.
Учитывая все это,автор приходит к выводу,что предметом особого внимания долнно стать формирование нравственно-генетачес-охого типа личности,как синтез кногих личностных качеств предшествующих поколений,создание благоприятных нраиственпо-право-вых условий для религиозных организаций в использовании объектов и предметов истории и культуры в пределах закона,а также
и
!. *
16
осуществление благотворительной деятельности и милосердия среди городского населения.Таким образом,одним из валных направлений атеистической работы в городе долина быть выработка сознательной и гуманистической позиции в отношении ислама и мечети,непримиримости к любым видам ущемления прав свобода совести,препятствиям дая удовлетворения духовных потребностей мусульман.Разъяснение социальной,и-еологлческой,нравственной и других общечеловеческих ценностей в исламе безусловно станет залогом успешной уАооты среди городского населения.
В работе обосновывается необходамость перестройки всех сторон социально-политической жизни городов республики,что по мнению автора,сыграет рещаащую роль в секуляризацию городского населения и создаст благоприятные условия для ведения идейно--зоспитательной работы.
3 заключении диссертации сформулированы выводы и выдвину-, та некоторые рекомендации: они сводятся к следующем :
Х.Олыт урбанизации Узбекистана показывает,что для формирования равного религиозного и атеистического сознания населения рекомендуем в первую очередь установление демократической политической власти народа в подлинном смысле этих слов.Практика строительства социализма,которая заключалась в попытках провести преобразования лишь в сфере надстройки,полная концентрация политической власти в руках центра не могли дать позитивных результатов.Республика сохраняла свою традиционную функцию сырг эвой базы промыляенкости центральной части страны.3 политике урбанизации были допущены серьезные просчеты,которые негативно отражались на социально-экономической жизни населения.Фактическое неравенство мэхцу отдельна<:.1и регионами еще не ликвидировано пзслубляке перевивает глубокий кризис в экономике и идеологии. Г-?К;;М образом, не боло создано условий для свободного развития ¡пчности,о чем мечтали основоположники марксизма.Главное,что, ■о мнению автора,необходнмо сейчас,это возрождение городов как • ;иадьных организмов, самостс ательно рёщающих свою судьбу, и :-,пиых горожан - носителей социальной ответственности.В гнге-
ресах общества,чтобы города б.,тли индивидуальны и самобыта Единство многообразия и создает процве-агацую страну.А чтос: достичь единства,городская политика должна стать у нао одной из важнейших - наряду с политической,экономической,аграрной, культурной,ме-^дународнон.
¿.Исследование особенностей атеистической работы показало, что одностороннее развитие содержания научного атеизма,догматизм и схоластика,скудость идей,навязывание определенного образа мыслей,административный контроль за чистотой атеистических суждений,которые явились предпосылками кризисной ситуации в работе,не приносило пользы в деле формирования духовно богатой личности.
Колее того,некоторые партийные органы превратились в бюрократическую машину,все дальше отчуждались от народа, когде. фактически была забыта забота о человека.Кроме того,был наружен Закон о свободе совести советских граждан,повсеместно закрываюсь мечети,церкви,взрукциз коммунисты преследовались как враги всего прогрессивного.Велась необъявленная война против любых видов религиозной обрядности,общенациональных ценностей,имеющих самую незначительную религиозную окраску,имело место ограничение демократических прав личности.
З.Мн,как и другие исламоведы,рекомендуем считать,что критическая сторона научного атеизма как средство административного воспитания привела к отчуждению верующих от партии и обществан-(гы.: организаций.Навязывание атеистической идеологии "сверху" не привело к складыванию атеистического мировоззрения людей. В: ¡ловиях перестройки наблюдалась системное возрождение рели-гио.ного и других национальных гуманистических спектчов идеологии.На Ьоне этого атеистическое воспитание стало средством давления и [ормой принуждения.3 связи с этим позитивная сторона атеистической работы в 'ншэшных условиях становится перзейппм условном раскрепощения сознания личности и формирования нового стерео .'ила мышления.
4.3 подобной политической ситуации возник вопрос о полез-
ности и необходимости атеистической работы в обществе.Подлинный атеизм как система взглядов,идеалов,ценностных ориентации людей не только неизбежна,но, в зависимости от содержания и от 1;стср.1ческого контекста полезна..Другим вопросом могут быть отказ от безраздельной "¡лонополии атеистически идеологи.:", учитывая это,:м оекомендузм повсеместно создать плюралис-тпччосгь '»гя-тюзного л атеистического среда городского населения.лгчрг.1 приверженец религии или атеизма сам формирует сиои лде;лк>© взгляды,здесь,как отмечено в Законе ю езобоце соьзстн.ае допускается какое-либо принуждение при определении гргг.:;ан.;ном своего отношения к религии, к ис по ведению или к от-.,а:зу от пепозедапия религии,к участию или неучастию в богослу-. • одияя,'зел5:г::оон13с обрядах и церемониях,в обучении религии.
Однако в;;о в.несказанное,распространяющееся в предаем атеистическом воспитании никак не ..:огут препятствовать выработке новы:-, принципов атеистической работы,даже хотя бы для сплочения единомышленников.Как другие авторы,мы рекомендуем считать,что есть потребность в разработке идеологических основ гуманного,общечеловеческого атеизма з обществе.Они ну хны для са,.ы<: разни-: слоев нашего общества,формирующих свои политические,социальные,нравственные идеалы.Нужна и пропаганда этих взглядов и практических работ,основанных на гуманизм./читывал этого,мы полагаем,что в новом Законе "О свободе совести и ре-лигиозны-с организациях" есть'-еде единичные недороботки и неясные моменты.
¿.Исходя из этого,мы рекомендуем считать,что организация атеистической работы нужна,если она гуманна и демократична, если способствует консолидации нашего общества на основе общечеловеческих интересов,а также способствует вылоду из кризисной ситуации в стране.Она может слукить концентрированным выражением всей идейно-воспитательной работы,основанной на всём позитивном,чем мы теперь распологаем и к чему стремимся в будущем.
б.Важнейшим критерием результативности атеистической рабо-■ ты в условия:, городов республики,как рекомендует диссертант, является успешный переход к р-шочяой экономике и коренное преобразование социально-экономических отношений, в результате
чего изменяется образ жизни городского населен,¡я.Усилия пар-тийрыч и советских органов целесообразно направить на сохранение и приумножение духовной культуры.Это не -только идеологическая, но и организационно-атеистическая задача,предполагающая актив:-то пропаганду идей, направленных на сбетзе-кзние культурного наследия,развитие общечеловеческих,ценностей г принципов гтмовыражения в сфере культуры.
7.Новый подход к атеистлчег-ксй работе,предлагаем считать, выражается пре-кде всего в отношении к человеку, его месту в • современно;/ обществе.Яастошяий атеизм призван быть подлинно гуманным.Поэтому в его основе леяит уважение к человеку, приоритетность его интересов.Но,как считает автор,он в полной мерз еще не осознан, и главное - не воплощен в жизнь.
Научные разработки гуманизма атеистической работы находятся в самом начале.Границы свободы личности,религиозных объединений не имеют четких очертаний,даже в новом вылеизло'кенном Законе.Неясны граны мусульманской религиозной и нравственной свободы,которые создали бы условия для интенсивной работа с верующими горожанами.
Основное содержание исследованпп отражено в следующих публикациях диссертанта:
1.Урбанизация и ислам.//Сб.научных трудов членов кафедры истории и теории религии и атеизма ТГПИ им.Низами.Под общ.ред. А.И.Абдусамедова . -Тапгкент: Hyp, 1990. -0,5 п.л.
2.Урбанизация и атеистическая работа в условиях перест эй-ки.//Материалы научно-теоретической конференции молодых ученых Узбекской ССР в Самарканда ¿2-24 мая 1ЭЭ0 г.-Самарканд: 1990. - 0,2 пл.
3-. Ремесло средневекового города.-Фан ва турмуш,1988, ¡Р 4. -0,4 п.л.
4.Пропаганда атеистических знаний в условиях города.-Совот Уз бе ^истопи саньати, 1983", № 7. -0,4 п.л.
5.Первые ласточки.-Молодая смена,1938, fP 9. -0,5 п.л.
6.Особенности урбанизация в Узбекской ССР /на узб.яэ./
-Ташкент: Знание, 1оот - т п " "