автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.03
диссертация на тему:
Ислам в современном социально-культурном развитии Татарстана

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Мухаметгалиева, Сафия Хамитовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.03
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Ислам в современном социально-культурном развитии Татарстана'

Текст диссертации на тему "Ислам в современном социально-культурном развитии Татарстана"

4 . (1 ^

гу / г / > ,,/ / о ••

| / V*»' ^ V,/

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Мухаметгалиева Сафия Хамитовна

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ ТАТАРСТАНА

Специальность 23.00.03 - « Политическая культура и идеология (по историческим наукам) »

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель -доктор исторических наук, профессор Р.А. Набиёв

КАЗАНЬ - 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ........... 3

Раздел 1. Идейно-политические процессы и духовная жизнь в современном Татарстане . . . . . . .19

Раздел 2. Новая роль ислама: идеи и организация . . .60

Раздел 3. Ислам в системах культуры татарстанского социума . .101

Заключение .... , ^ . . . .142

Примечания .......... 146

Список использованных источников и литературы . . . .168

Список сокращений . . . . . .184

Приложения . . . . . . . . . .185

ВВЕДЕНИЕ

Современная историографическая ситуация отмечена повышенным вниманием к проблемам социальной трансформации, которую переживает российский социум в конце XX столетия. Важным направлением историко-научного познания является изучение процессов, протекающих в сфере социально-политических и культурных отношений. Они характеризуют те стороны общественного развития, которые во многом определяют готовность и способность общества ответить на вызовы времени, разрешить противоречия социополитического и организационно-экономического характера, с которыми оно столкнулось в ходе «транзита».

Заметную и все возрастающую роль в культурно-исторической эволюции российского общества играет религиозный фактор. Он активно взаимодействует со всеми системами культуры.

Одним из значимых вопросов изучения места религии в современных условиях выступает осмысление природы и характера воздействия мусульманства на социополитические и культурные процессы, прежде всего в тех регионах, где оно является традиционной верой. Ислам занимает особое место в ряду мировых религий, его влияние на своих приверженцев оказалось мало затронутым процессами секуляризации. В немалой степени это относится и к районам распространения мусульманства в российском государстве, несмотря на жесткие антирелигиозные действия властей в советское время.

Научно-теоретический интерес представляет опыт Татарстана -поликонфессионального сообщества, в котором ислам существует в качестве исторической религиозной формы сознания татар, являющихся титульным этническим большинством населения этой республики. Пережив, наряду с другими религиями, сложные взаимоотношения с советским идеократическим государством, ислам восстанавливает свой статус в духовной жизни, вновь становится системообразующим элементом образа

жизни части татарского этноса. Индикатором процесса восстановления исламом некогда утраченных позиций служит многократное увеличение числа приходов. Так, если в 1989 году в Татарстане было всего 19 зарегистрированных мусульманских общин, то к началу 1999 года их насчитывалось уже более восьмисот. При этом мусульманская умма сталкивается с проблемами внутреннего порядка, что сказывается на общей ситуации в социально-культурной области.

Изучение религиозно-конфессиональных отношений, тесно связанных в субъектах РФ с этнонациональными вопросами, созвучно тем разработкам, которые ведутся в российской историографии в русле исследовательских программ «новой социальной истории», в обстановке освобождения научной мысли от крайней идеологизации и политизации. Данная тема получает новое звучание в связи с выдвижением на передний план в восьмидесятые и девяностые годы XX века в историческом познании феномена повседневности, вопросов этнокультурного характера1. Разработка этой проблемы выступает одним из условий проведения внутренней политики, соответствующей историческому опыту и специфике российской культурно-религиозной ситуации в целом.

В связи с вышеизложенным, в качестве предмета исследования выступает мусульманская конфессия в татарстанском обществе, взятая с точки зрения взаимодействия религиозного фактора с различными сторонами культурной жизни и социально-политического развития российского общества, его этнонациональных регионов. Особое внимание уделено поискам, которые предпринимают мусульманская конфессия, её руководящие структуры с целью утвердить исламские ценности в качестве одного из важнейших факторов культурного и общественно-политического значения.

Хронологические рамки исследования охватывают время с конца 1980-х до конца 1990-х годов, которое представляет собой период общественной трансформации, характеризующийся драматическими, крайне

противоречивыми социально-политическими, организационно-

хозяйственными и культурными процессами. На рубеже 80-90-х годов XX столетия происходят серьезные сдвиги во взаимоотношениях государства и религии, ознаменованные празднованием в общегосударственном масштабе в 1988 году 1000-летия крещения Руси, а затем - 1100-летия принятия ислама народами Поволжья и Приуралья.

Законодательная база нормализации отношений власти и церкви была сформирована законом «О свободе совести и религиозных организациях в СССР», законом РСФСР «О свободе вероисповеданий». В соответствии с этим законодательством существенно расширились демократичные права и свободы граждан, а религиозным учреждениям был предоставлен статус и права юридических лиц.

Новые импульсы развитию религиозных форм сознания и их конфессиональной институционализации придали крупные политические перемены, которые произошли в российском обществе в начале 90-х гг. и повлекли за собой формирование новой политической системы. Для развития мусульманской конфессии в Татарстане определяющее значение имели принятые в 1990 году Декларация о суверенитете Республики Татарстан, формирование культурной политики, учитывающей религиозные особенности татарского населения, исторически причастного исламу. Выделение региона Татарстана в качестве исследовательского пространства позволяет рассмотреть вопрос общего и особенного в эволюции религиозной ситуации в условиях формирования новой модели федерализма в России.

Историография темы исследования является неотъемлемой частью религиоведческой отрасли исторического и социального познания. В её рамках сложилось в качестве относительно самостоятельного научного направления исламоведение, размещённое на исследовательских площадках истории, социологии, исторической этнологии, культурологии, ряда других обществоведческих и гуманитарных наук. Поэтому историко-научная

разработка проблемы, содержащаяся в данном исследовании, захватывает и ряд более общих проблем научного познания.

Всестороннее и объективное изучение проблемы ислама в отечественной науке, его роли в современном мире связано с выходом за пределы официально выверенных подходов и позиций, характерных для советского обществознания. В 70-80-е годы нашего столетия существовала система региональных и межрегиональных центров по проблемам атеистического воспитания, характер деятельности которых определялся их идейно- политической направленностью. В этот же период в Татарской АССР сложилась группа исламоведов, признанным авторитетом среди которых был Р.Г.Балтанов. В эти годы публиковали свои труды Р.Г. Тагиров, З.А.Ишмухаметов, Л.И.Шайдуллина, Р.А.Набиев и другие специалисты2. На их научном творчестве лежит отпечаток времени, поскольку проблемы ислама в тех условиях возможно было изучать лишь в рамках идеологизированных научно-атеистических разработок. Этот комплекс исламоведческой историографии является не только источником для истории науки в советское время. Некоторые аналитические блоки, содержащиеся в работах, предпринятые учеными публикации сборников документов, посвященных истории религии, материалов социологических исследований, справочников культовых зданий на территории республики сохраняют свою научную и познавательную ценность.

В 1980-е годы ислам становится объектом повышенного внимания специалистов по Ближнему и Среднему Востоку, что было связано с «исламским бумом» - активностью исламских сил за рубежом и обслуживало потребности активной внешней политики СССР в ближневосточном

л

регионе . Идеологизация исламоведения сдавала свои позиции, однако, и в начале горбачёвской «перестройки» - в соответствии с её замыслами обновления социализма - религия в целом, и ислам в частности, продолжали рассматриваться лишь в качестве отсталых форм сознания. Показательным

является название книги, вышедшей в Казани в 1988 году: «Перестройка и преодоление религиозных предрассудков»4.

Заметную роль в преодолении упрощенных, догматических подходов к изучению феномена ислама, расширении проблемно-концептуальных оснований науки сыграло состоявшееся в Ленинграде в 1989 году IV Всесоюзное координационное совещание по проблемам советского исламоведения. На совещании прозвучали критические оценки религиозной политики советского государства, проводившейся с самого начала его существования5.

В постсоветский период развития российского общества в исторической науке, освобожденной от идеологических обязанностей, появляются значительные научные исследования по проблемам исламоведения. Этот историографический блок уже стал предметом первых библиографических и историко-научных обобщений, авторы которых (А.В.Малашенко, Г.Б.Фаизов, А.Б.Юнусова и др.)6 подмечают новые тенденции в исламоведении, стремление современных специалистов преодолеть ограниченность, выражавшуюся в рассмотрении религии как замкнутого образования, мало подверженного внешним воздействиям, повышение интереса к проблеме ислама в России. Историко-научные сюжеты, связанные с изучением ислама в Татарстане, в данной литературе отсутствуют, хотя именно в Татарстане складывается один из центров современного востоковедения и исламоведения.

Должно было пройти определённое время, объясняемое как идейно-политическими обстоятельствами, так и внутренней логикой развития самой науки, прежде чем появились исследования, посвященные современному состоянию дел в российском мусульманстве. Первые такие публикации приходятся на середину 90-х годов. В работах национальных и местных историков В.Акаева, В.О.Бобровникова, А.В.Кудрявцева, А.Б.Юнусовой, в информационно-публицистическом сборнике «Ислам в России и Средней Азии» под редакцией И.Ермакова и Д.Микульского рассматриваются

процессы исламского возрождения в российских регионах - Поволжье, Приуралье, Северном Кавказе, некоторых новых государствах,

образовавшихся на постсоветском пространстве .

Исследования проблем российского ислама продолжается в научных центрах Москвы и Петербурга, других регионов. Усилиями Ф.А.Асадуллина, Р.Г.Ланды, Г.В.Милославского, А.А.Нуруллаева, Л.Р.Полонской, Л.Р.Сюкияйнена, Т.С.Саидбаева, Р.М.Шариповой и других учёных разворачивается исследовательский процесс, поднимающий на новую ступень российское исламоведение8. Особо следует сказать о научных достижениях А.В.Малашенко, автора многочисленных статей в журналах «Азия и Африка сегодня», «Россия и мусульманский мир», активно выступающего в качестве популяризатора исторической науки9. Во второй половине 90-х годов увидели свет две его монографии - «Мусульманский мир СНГ» (1996) и «Исламское возрождение в современной России» (1998). Особенностью его научного метода является широкое использование приема включенного наблюдения - автор присутствовал на многих мероприятиях, проводимых мусульманскими силами и структурами, в том числе на организационном съезде Духовного управления мусульман Среднего Поволжья (1994), учредительной конференции Союза мусульман России (1995).

В общий историографический процесс вписывается линия исламоведения, посвященная мусульманству и его роли в Татарстане. В татарстанском историографическом комплексе складывается определенная специализация и тематизация. Появляются работы, в которых представлен цельный взгляд на проблему ислама в тюрко-татарском мире с точки зрения соотношения истории и современности10. Среди этих работ выделяется исследование Р.М.Мухаметшина «Официальные институты мусульман и общественно-политические организации и движения в Татарстане в 1990-е годы», в котором во взаимосвязи анализируются национальный, религиозный и политический аспекты развития татарстанского общества11.

Вопросы взаимодействия национально-государственных начал и этнорелигиозного фактора выступают в качестве отдельной проблемы, привлекающей внимание специалистов12, этому посвящены два сборника (1992 и 1994 гг.), выпущенные под эгидой Института языка, литературы и истории АНТ под единым заголовком «Современные национальные процессы в республике Татарстан». В этом ряду заметны публикации

13

Р.А.Набиева , который ведет комплексную разработку проблемы взаимоотношений государства и конфессий на современном этапе развития и в советское время.

Получают освещение другие аспекты исторического религиоведения, в частности, роль мусульманских ценностей в структурах повседневности и культурно-национальной идентификации татарской интеллектуальной

14

элиты .

О творческой активности и насыщенности научной жизни в Татарстане свидетельствуют представительные научные конференции, проводимые в республике. Издаваемые по итогам этих научных форумов материалы позволяют обозреть историографическую ситуацию не только в Татарстане и России, но и за рубежом 15.

Во второй половине 1990-х годов увидели Совет монографии А.Б.Юнусовой «Ислам в Башкирии» (1994 г.), Л.Ю.Браславского «Ислам в Чувашии» (1997 г.), посвященные истории и современному состоянию ислама в данных республиках. В исследованиях этих авторов содержится значительный фактический материал, который позволяет проследить государственно-исламские отношения, положение мусульманской общины, деятельность Духовных управлений. Для нас работы представляли определенный интерес, так как в работах дается историографический анализ литературы по исламу как по России в целом, так и по отдельным регионам.

Среди актуальных проблем, которые характеризуют мусульманскую общину республики - вопросы сохранения и развития мусульманской культуры. Как считает большинство исследователей, вопрос состоит в том

сумеет ли исламский мир в условиях вестернизации, интеграции интернационализации общественной жизни сохранить приверженность нормам ислама. Этим проблемам посвящены работы Г.Валеевой-Сулеймановой, Р.Уразмановой, Н.Гараевой, Г.Сайфуллиной16.

На мусульманском духовенстве лежала ответственная и важная культурная миссия - дело народного просвещения и наставничества. Эти вопросы получили освещение в статьях Р.М.Мухаметшина «Ислам в современном Татарстане: Взгляд исследователя», Р.Гатина «Мусульманские учебные заведения в современном Татарстане», В.Р.Абдулхаевой

1 П

«Возрождающийся ислам в реалиях жизни» .

В рамках программы работы второго Всемирного конгресса татар в Академии наук Татарстана состоялась международная научно-практическая конференция. По материалам форума была издана книга «Татары в современном мире» на русском и татарском языках, ставшая заметным явлением в культурной жизни республики18.

Вопросам развития национальной культуры, языка, духовности посвящены статьи М.И.Махмутова, М.Х.Хасанова, М.М.Таишева.

Историографический анализ свидетельствует, что вопросы развития мусульманской уммы в переходный период, воздействия исламского фактора на социополитические и культурные процессы получили определенное, главным образом, фрагментарное, освещение в научной литературе. Часть исследований основывается на архивных данных последних лет, опубликованных и неопубликованных документах, материалах личных архивов авторов. В отдельных работах имеются результаты и анализ социологических опросов, научно-справочный материал, хроники событий. Однако отсутствует комплексное исследование, посвященное проблеме ислама в современной культурно-национальной жизни Татарстана. Попыткой восполнить этот историографический пробел и является данное исследование.

Цель диссертации - комплексное исследование места и роли исламского фактора в духовной жизни татарстанского общества, с учетом состояния самой уммы, ее современной идеологии и устремлений руководящего ядра, соответственно - оценка перспектив распространения мусульманских ценностей в структурах общественного сознания и институтах культурной сферы.

Для реализации поставленной цели предпринимается решение следующих задач:

1) рассмотреть религиозный фактор в качестве компонента процессов идейно-политического и культурно-национального развития Татарстана;

2) раскрыть э�