автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Ислам в жизни узбеков Ферганской долины

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Сатвадыев, Алишер Нажмутдинович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Ислам в жизни узбеков Ферганской долины'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Ислам в жизни узбеков Ферганской долины"

роджкпя гащш в

ИКПШГ ЭТИОЛОГИИ И МПРОНОЛОГИИ иа.ШШШМШШ

О Д 11а правах рукописи

Сатоалдыев Ллиипр Нагыутдишоич

И СЛАН В ЗИЗНН УЗБЕКОВ

ферганской долили

Специальность 07.00.0? - этнология (этнография)

Автореферат диссертации на соисканио ученой степени кандидата исторических наук

Носкза 1995

Работа выполнена в Отделе Средней Азии и Казахстана Института этнологии и антропологии им. П. Н. Миклухо-Маклая Российской Академии Наук.

Научный руководитель - доктор исторических наук Басилов В. II.

Официальные оппоненты: доюор исторических наук. проф. Г. Л. Керимов. кандидат исторических наук Ля. Б. Логанова.

Ведущая организация - Ордена Трудового Красного Знамени Институт востоковедения.•

.Защита состоится "..." ..................................

• в "..." часов на заседании диссертационного совета К 002.76.01 в Институте этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая по адресу: Москва. Ленинский проспект, 32а, корп. В.

С диссертацией моано ознакомиться в библиотеке ИЭА РАН.

Автореферат разослан "..." .................. 1935 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат ист. наук

Л. В. Остапенко

ОБВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Постановка проблеыи и актуальность исследования.

Диссертация посвячена изучении современных Форм бытования ислама у узбеков, «ивуких в сельской местности Республики Узбекистан.

Актуальность теки исследования обусловлена паяным значением ислама в духовной и общественной яиэни узбекского кивла-ка. Ис;.лн. свыве тысячелетия определявяий имогне особенности традиционной культура узбеков, оказывал немалое влияние на сельский бит и в советский период, когда религиозная деятельность населения ограничивалась властями, а религиозная вера вытеснялась путем распространения атеистических взглядов. В настояцее время, после дезинтеграции Советского Совза. в Узбекистане. как и в других республиках СНГ. где прошивают мусульмане. происходит возровдение ислама. Сегодня ничто не стесняет Религиознуп активность мусульман, идет вирокая идеологическая работа по пропаганде ислама, религиозные организации стремятся вернуть себе видное поллен..е в общественной кизии и стать политической с«лсй.

Возроддение ислама представляет собой одно из следствий перемен. прсизоведвих в политической визни и общественном сознании населения быввих республик СССР с качала так называемой перестройки. Эти перемени наели свое вырааение в быстром развитии национального самосознания, в усилении тенденции к еоз-ровденив национальной культуры. к создание и укреплению национальной государственности. Идеология, ориентиром которой стали национальные интересы народов республики и, в частности, заботливое отновение к этническим традициям узбеков, принята на государственном уровне и ясно прослеяиоается в выступлениях руководства Республики Узбекистан. Вааной .астьв этнических традиций коренного населения Узбекистана является ислам, и сохранение богатого культурного наследия узбеков и других коренных народов республики предполагает долвное внимание к духовных ценностям ислама.

Ислам занимает огромное место в политической ииэни мусульманского иира. Политические силы, избраэвне себе различнне цели, связанные с развитием экономики и культуры народов своих стран, неизменно опиравтся на идеи ислама. Ислам стал политическим фактором н в республиках быэмего СССР, в частности, в Тад*икистанв, где религиозные организации приняли активное

участие о граяданской войне. Руководство Узбекистана, учитывая начальный опыт Тадяикистана. относится к политической деятельности духовенства насторо»енно и не способствует ей. Три не менее ислам сегодня стал значительным факторен социальной ■изни, и не принимать его во внимание нельзя, если перед исследователем стоит цель понять смысл перемен, происходящих и в Узбекистане, и во всем среднеазиатском (центральноазиатскои) регионе. В связи с этим исследование современных Форм ислама имеет не только чисто познавательный интерес, но и несомненную практическую пользу, определяемуя потребность») общества иметь ясное представление о содеряании и тенденциях развития социально-политических процессов постсоветского периода в республиках бывшего Советского Союза.

Цель и задачи исследования. В диссертации поставлена цель дать характеристику современного ислама в Узбекистане на материалах. полученных в Ферганской долине. Выбор ферганской долины районом исследования обусловлен двумя причинами. Во-первых. Фергана издавна Си..а одним из крупных центров ислама в среднеазиатском регионе. После окончательного завоевания Ферганы арабами в IX в.. о чем сообщает историк ат-Таблри, в этом крае утвердился ислам. Одним из религиозных центров Средней Азии Фергана стала у«е до монгольского наиествия. Бабур подчеркивал. что составитель вироко известного труда "Хилая", поезя-ценного истолковании мусульманского права, происходил "из области в Фергане, называемой Ьаргинан". В его записках со.мср-ватся и сведения об особенностях религиозной визни в Нааерран-нахре на рубеяе Хи-Х1И1 вв. Бабур. в частности, сообщал о суфийских вейхах. обладаввих больаим влиянизи о средневековом обществе Меадуречья. Интересные сведения о напряненнон соперничестве двух могуиественных дервивских корпораций (накибандкя и кубравия) в ХиI в. имеются в яизнеописании ферганского вейха Лутфуллы (Семенов. 1947). Этот период характеризуется и даль-нейвии ростом общего количества вакфных имений и вакфного имущества. приносивзего дохода духовенству (Иукминова. 1985; 1у-вонмардиев, 1985). Роль Ферганской долины возросла в XVII! в.. когда здесь возникло Кокандское ханство, которое в течение всего периода своего существования вело войны с соседями в целях захвата новых территорий. Вавное место в общественно-политической структуре Кокандского ханства занимало ; мусульманское духовенство. Помимо чисто идеологических причин, связанных с господством религиозного мировоззрения в духовкой визни общества. позиции духовенства укреплялись благодаря институту

вакфов. Завоевание Средней йзии русскими войсками не внесло суцественных изменений в образ низнй коренного населений, и Ферганская долина продолаала оставаться влиятельным религиозный центром и в колониальный период, и после установления советской власти.

Во-вторых, традиции религиозной кизни в Ферганской долине остаются слабо изученными. В отличие от Хорезмского оазиса, углубленному исследовании которого способствовали многолетние работы Хс. еэмской археолого-этпографической экспедиции Института этнографии АН СССР, в отличие от Бухарского оазиса, по материалам которого созданы капитальные работы 0. й. Сухаревой. Ферганская долина оказалась вне пристального внимания этнографов. Специальной работы об исламе е Фергане нет, и наука располагает всего лииь несколькими публикациями, о которых рассматривается отдельные советы из области религиозных верований и обрядов узбеков Фергана,

Свои задачу автор видел в том, чтобы показать по возможности полно н всесторонне религиознуо яизнь в целом. Такаг задача требует соблвдеь..я деляной пропорции меаду главныни и второстепенинми чертами, составлявший обут картину, Автор стремился выявить этнографическое своеобразие верований и обычаев района исследования, однако этим своеобразием окравены преимущественно периферийные области религиозной жизни, и логика исследования требовала ограничить описательный материал об отдельных обрядах, поверьях, не имепцих больного значения в общей системе религиозной деятельности. Таким образом, глазная цель предлагаемой к зачиге работы - представить реальные Формы бытования ислама вне зависимости от того, обладает ли они этническими (местными) особенностями или нет. Объект исследования. Полевые работы диссертанта были сосредоточены главный образом в ииоаках Минд I, Вахиицардан, Авал и поселке Буадыль: естественно, автор посещал многие другие селения, а такяе использовал и свои личные впечатления предидуаих лет.

Стационарные работы в одной или нескольких населенных пунктах - давняя традиция этнографического исследования, известная и за рубеаоы. и в отечественной науке. В навей стране этот метод получил широкое применение в 1950-1960-е годы, когда коллективами этнографов была подготовлена целая серия книг, рассказывавших об изменениях в культуре разных народов в советский период. Одна из них создана на основе материалов Узбекистана (0. й. Сухарева. Н. й. Бикааноп-1. Прошлое и насторзее

селрчия ПАкиран. Тавкент, 1955). Этнографические наблюдения, проводимые в одном или нескольких расположенных по соседству или сравнительно недалеко друг от друга населенных пунктах.да-вт основательный материал для вироких обобцений. Хотя о каждой местности, среди каждой группы населения имеются свои особенности сло«иввегося образа визни и традиций, основные социальные и культурные процессы в пределах больвого историко-культурного района одни и те ве. Это заключение в полной мере относится и к сфере религиозной деятельности.

Границы Ферганской долины, как видит их географ, историк или этнограф, не совпадают с современники административными границами. Небольвие части долины откосятся к территориям Киргизии и Таджикистана. Само население Ферганы неоднородно -здесь, помимо узбеков, вивут тадаики, киргизы и ряд других народов. Задачей автора было исследовать религиозную низнь в узбекской среде. В упомянутых населении* пунктах аивут узбеки с давними оседлыми традициями, не знавпие родоплеиенных делений.

Хронологические рамки основной части исследования ограничиваются 1989-1992 гг., в течение которых диссертант собирал полевой материал. Эти годы интересны тем, что приходятся на вавную веху в истории среднеазиатского региона, которой явились распад СССР и обретение независимости бывшими республиками Советского Союза, Вместе с теи масптаб произоведвих в об-цестзенио-политической яизни изменений более ясно виден при сравнении различных исторических периодов, поэтому в диссертации воссоздается обцая картина положения ислама в Ферганской долине как в дореволюционный, так й в советский период.

Источники, использованные автором при работе над диссертацией. различны в зависимости от того, какой период рассматривался о главе. В разделе первой главы, посвященном дореволюционному периоду, автор опирался на сведения, которые удалось найти в разного рода публикациях. Характеристика советского периода текае в значительной степени основана на данных, почерпнутых из литературных источников. Что касается периода последних двух-трех десятилетий, здесь основным источником слукнли полевые этнографические материалы автора. Современную религиозную ситуацию ыовно понять только в результате личных наблюдений и бесед с местный населением.

Кроме того, на основе этнографического вопросника автор составил анкету, которую распространил с поноцью местной интеллигенции в поселке Вуадыль И кинлаках Эахимйрдан и Йввал (текст анкеты дан в приловении к диссертации). Данные анкетно-

- 7 -

го опроса дополняят этнографические материалы. Степень научной разработки проблемы.По дореволюционному периоду нет работы, посвяаеиной обзору религиозной кизни мусульман Ферганской долины. Есть, однако, публикации более общего характера об исламе в Узбекистане и Тадникистане (в религиозных традициях узбеков и тадвиков имеется очень много общего). На сегодняшний день есть только одна работа, в которой дан очерк ислама в Узбекистане о целом [Сухарева, I960!. .Несмотря н„ небольвой объем, эта книга содеряит глубокуя и всестороннюю характеристику ислама с теми особенностями, которое мусульманство приняло в узбекской среде. 0. й. Сухаревой написаны такяе содеряителькые разделы, посвяаешше исламу в Узбекистане, в двух коллективных трудах [История Узбекской ССР. т. 1.4.?.. 1956: Народи Средней Азии и Казахстана. ч.1. 19621.

В других работах отечественных исследователей рассматривается отдельные проблемы, связанные с особенностями ислама у узбеков и тадвиков. В них освещены такие явления, как почитание святых. профессионильн-а культы.анимистические воззрения, вананское летние больных, различные обряди, в частности, связанные с младенческим периодом в яизни ребенка и многие другие черти религиозной практики узбеков и тадвиков [Андреев, 1924. 1925. 1927. t928; Троицкая. 1925. 1935, 1975: Печорева, 1927. 1953. 1963; Сухарева, 1951, 1900; Снесарев. 1957. I960, 1969. 1973, 1993; Иуродов, 1974, 1976- 1979. 1981I Писарчик, 1973. 1989; Нухиддинов. 1989: Ервов. 1985: Ханид&аиоаа, 1901, 1965; Басилов. 1392; Тайяанов, Исыпилов, 1980. 1986; Бабаева, 19В1. 1985, 1989, 1993;' Караывева, 1985 и др.]

Среди публикаций, характеризующих религиознув виэнь населения Ферганской долины з дореволвционний период, больве всего сведений содерактся в книге В. П. н I. В. 1,'аливкиных об узбекских генаинах [Наливкины, 188GJ, хотя многие их наблпдения, касашчкеся ислама в быту "сартоо" Ферганы, излокеиы очень бегло. Некоторые сведения о религиозных воззрениях! и традициях узбекского населения Ферганской долины содержатся и в других печатных работах (Потанин, 1330: Гребенкин. 1372; Загряяс.ий, 1974; Федченко, 1875: Казбеиов, 1877; КиддендорФ, 1882; йтофф. 1882; Купелевскнй. 1831: Мусульманин, 1838; Аяибий. 1S03; Ей-bob, 1304; Лыковин. 1904, 1915; Наливкин. 1900. 1904; Остроумов, 1906, 1907: Гаврилов, 1912: йндреев. 1916; Троицка». 1969; Набиев. 1973; Бейсембиев. 1985; и др.)

Кет также и специального исследования о религиозной яизни

узОек^в Ферганской долины в советский период. Ииестся лиаь несколько публикаций, в которых рассмотрены отдельные вопросы религиозных верований и обычаев населения этого края (Петрая, 1365: йлимухакедов. 1966; Басилов. 1975: Внусов, 1976; Рассу-дова. 1985; Кармьшева. 1986: Сатвалдыев. 1931; Огудин, 19923: некоторые сведения о религиозных традициях узбеков Ферганы со-перватся и в довольно немногочисленной группе работ, посвященным самым различным проблемам [Фучик. 1965; Далиев. 1966: Бо-назаров, 1977; и др.).

Таким образом, литература из которой мовно извлечь материалы по теме диссертации, невелика и не располагает данными, которые предлагали бы достаточно полную информацию об исламе в Ферганской долине и'в примой, и в настоящем. Лишь в нескольких работах есть сведения о Нахиыардане и Вуадыле; о Ниндоне нет ничего.

Научная новизна и практическая значимость исследования. Попытка дать характеристику современного ислама в Узбекистане и. в частности, в Ферганской долине, предпринимается впервые,, что подчеркивает актуальность диссертационной работы.Диссертант поставил сЕоей задачей рассмотреть объективно и непредвзято, независимо от каких-либо политических установок современные процессы, протекающие в сфере религиозной визни. Практическая значимость исследования обусловлена возмояноегьв использовать его результаты для анализа нынешней общественно-политической ситуации в Узбекистане и прогнозов, указывающих на вероятное ее развитие в бливайние годы.

Теоретико-методологические основы исследования.Рассматривая формы бытования ислама в конкретном регконв, автор исходит из материалистического поникания причин, определяющих особенности религиозной ситуации в том или ином обществе, и при-аервивается исторического подхода к изучению общественного сознания в целом и религиозного сознания, в частности. Для понимания сути процессов, происходящих а сфере религиозной визни. необходимо по возкоаности всестороннее их рассмотрение с учетом разнообразных связей с другими сферами визнедеятельности людей. Диссертант разделяет сло«иввееся в этнографической науке ухе в провлом веке полокение о вааноы значении исторической преемственности в сфере религиозной идеологии и практики. Диссертант принимает половение марксизма о том. что религиозная кизнь общества прямо и опосредованно определена социально-экономическими условиями, но в то же время обладает и относительно? самостоятельностью. Тезис ¿6 относительной самостоятельности обществен-

кого сознания представляется чрезвычайно важным для изучения религии; его справедливость подтверждена и возрождением ислама в Узбекистане: кардинальные изменения общественной роли ислама произовли при практически неизменившихся социально-экономических отноиениях.

Апробация работы» Диссертация обсуждалась на заседании отдела Средней Азии и Казахстана Института этнологии и антропологии РАН и рекомендована к защите на соискание ученой степени кг :дидата исторических наук. Полояения диссертации излоае-нн в докладах и сообцениях, с которыми диссертант выступал на региональных конференциях (г. Двизак, 1900; г. Фергана. 1980. 1990. 1993). По тема диссертации опубликовано семь работ обцим объеыои свыое 4 п. л.

11. Структура и основное содержание работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, эаклвчения, списка литературы и прилоаения.

Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, рассмотрена степень ее научной разработанности, определены цель и задачи исследования, показаны научная новизна и практическая значимость, охарактеризована источниковая база диссертационной работы.

Первая глава - Ислам до "перестройки" - охватывает более чем столетний период, начиная с русского завоевания. Этот период распадается на два: первый - до революции 1917 г., характеризующийся отсутствием серьезных изменений в религиозной аизни нусульман Туркестанского края, и второй - после революции 1917 г.. когда идеологические установки советской власти иолэяили начало семидесятилетней борьбе партийных и государственных учреждений с религией, В соответствии с этим и глава состоит из двух параграфов.

В (Исяаа в дореводвцнонный период) дан обз р сведений о религиозной жизни населения Ферганской долины в XIX в. в период. преднсствущий российскому завоевания. Эти сведения скудны и не дают возможности воссоздать 'достаточно полную картину, показывавцуа особенности ислама при нокандских ханах. Хорои.1 известна важная роль духовенства в государствах Сродней (1 ии, в которых оно составляло часть административного аппарата, Вейх-уль-ислам,.судьи (кази), муфтии, иударриси и имамы назначались на свои должности ханом или представляввими его чиновниками. Больвая часть оровенных и населенных земель находилась в распоряжении мусульманского духовенства в виде вакфоп. Вкс-аее духовенство активно участвовало в политической жизни Ко-

клндскогс ханства. Зякат в Кокандском ханстве был превращен в государственный налог. Как и в предшествующие столетия, неотъемлемым элементов религиозной яизни была деятельность различных суфийских обяин. Алим-хан (1807-181?) был последователем тариката мевлеви "и кавдый вечер по прочтении намаза хуфтан устраивал во дворце своем радения" (Маллицклй. 1305). Будучи ревностным мусульманином, он боролся с суевериями, в частности. с почитанием деревьев, чукдын духу ислама. Иногие черты местных религиозных традиций этого периода реконструируются по более поздним материалам.

После завоевания Средней йзии оснооным источником, сообщавшим об исламе, становятся записки русских наблюдателей. Российская администрация не ставила своей задачей борьбу против ислама. Напротив, начиная с эпохи Екатерины II, царское . правительство последовательно дервало курс на поддераку мусульманского духовенства, полагая, что оно будет способствовать лояльности мусульманского населения империи и сохранению порядка. Подводя и.аги полувековому периоду российского владычества. туркестанский краевед подчеркивал: "...Туземец ... уверился ... в неприкосновенности исповедуемой ин религии и унаследованных от дедов обычаев" (Лыковин. 1904), Российские власти не вмешивались в религиозную аизнь местного населения и позволили себе ливь несколько осторовных реформ, затрагивав-них аристократические круги духовенства. "Полонення об управлении Туркестанского края" (1йи6). например, упраздняло крупное феодальное землевладение, закрепив эеылв за теми, в чьих руках она фактически находилась: "в казну были изъяты вакуфные владения, на которые управители (мутавалли) не смогли представить оформленных ханскими властями дарственных документов" (Сухарева. 1960).. Это мероприятие вызвало сгроиное недовольство духовенства, ливаввегося государственных субсидий, налоговых льгот, участия в административном управлении. Следствием недовольства явилось андиванское восстание, поднятое крупным суфием Дукчи-иванои (1898). Однако в целом в религиозной сизин края существенных изменений после русского завоевания не лрои-соало. Остались превние функции разных категорий духовенства, о которых (включая сословия хадвей и сайидов) русские авторы собрали немало.данных. Осталась неизменной система мусульманского образования, получиввая в российской литературе подробное описание и невысокую оценку (следует, однако, подчеркнуть, что приходская вкола при всех ее недостатках давала детям навыки чтения и письма).

- 11 -

Иусулыганское образование имело вааное значение для ут-верядения в народе вероучения ислама". Грамотность небольаой части населения открывала доступ к разнообразной религиозной литературе для многих, потому что книги нередко читались вслух для групп» слуяателей. В народе было распространено немало книг на узбекском языке, рассказывающих о пророках и святых, о правилах обрядности, и ряд книг (например, "Малика-Данииыаид", "йрвахнана") был предназначен для самых вироких слоев населения. Нг религиозную аизнь узбеков Ферганской долины неналое влияние оказывал мусульманский ыистйцизм - суфизм, допускающий возмоаность экстатического слияния человека с Богом. Возглавляющий суфийскую обцичу (ияан. иейх. пир) считался святым; вера населения в святость Иванов поддеряивалась легендами о совер-аенных нки чудесах. Кители сел. Миндон чтут память поэта Ху-вайдо (ХиШ-Х1Х вв.). выходца из соседнего кивлака Чимиен, которого предания поичислявг к иаанаи. В Ниндоне ае в конце XIX - начале XX вв. нил йловедин-ииан. на усадьбе которого была канака (корхона) для радений (зикр) и нечеть. Вносили свой вклад в распространение религиозных знаний и дервиии. собирав-иие иилостынл на базарах, к наддахи - профессиональные рассказчики религиозных сказаний, певцы духовных стихов, и разного рода заклинатели (дуохон, азаиихон, касидахон). Ь'збеквй били хороао известны основные идеи и установления ислама. В ферганских городах и селениях в каядом квартале икелись мечети. Нители Ферганской долины отравлялись на паломничество в Яенну )! к местьыи святыням, среди которых огромной популярностью пользовались Махиыардан, где. по убеяденив местных кусульиан. была могила зятя Пророка Мухаммеда, халифа Али. а гакяе Тахти-Сулейман, Хазрет йвб. Лрсланбоб, Внус-ата. йдрис-пайгаабар. Ходва Билял и многие другие.

Наряду с идеями к обычаями, коренящимися з Коране н иари-ате, религиозная практика узбеков сохранила иного древних местных традиций, получивших со временен исламскую окраску. Донусульыанские традиции обнаруаивались во всех сферах народной визни - я в поклонении святи«, и в народных способах лечения больных (в частности, переаигки заиднства). в предет,; ле-ниях о духах и колдовстве, применении амулетов, в хозяйственной (преяде всего, земледельческой) обрядности. Некоторые авторы отмечают, что в конце XIX - начале XX эз. отдельные ойн-чан потеряли свою силу, однако этот процесс практически ле изучен. Норны нсламэ регулировали общественной и ссмгйисю «изнь. Особенностью быта узбеков было свойственное мусульианскоиу чи-

ру "еление общества на две части - мужскуп и венскую. На «но-голпанык праздничных собраниях женвины сидели отдельно от муа-чин. причем на внутренней части двора. Во внешнем мире семьи представлял мужчина. Дозволенное исламом многовеиство било хо-рою известно узбекскому быту, хотя практиковалось преимущественно в среде зажиточных слоев общества. Русские наблюдатели отмечали бесправное положение женвины в узбекской семье, в тон числе и у узбеков Серганской долины.

%2. Ислам в послереволпционный период, а) До Великой Отечественной войны. Об исламе в послереволюционные годы сведений в литературе очень немного. Это объясняется особенность» советского периода, в течение которого последовательно проводилась в жизнь идеологическая задача борьбы с религией - вопреки практическим целям построения нового обцества социальной справедливости. Установление советской власти вызвало сопротивление разных групп населения страны в разных ее регионах, в том числе и в Средней Азии. Фергана представляла собой один из центров басмачества. Это движение» направленное против советс-,кой власти, отражало интересы состоятельных слоео местного обцества. ко при этом было связано и с идеями этнического и конфессионального характера. Оно воспринималось значительной частью коренного населения как противостояние мусульман режиму, принесенному русскими, неыусульманани, и как борьба за сохранение народных обычаев и ислама. Особенность басмачества - тесная его связь с духовенством, которое активно поддергивало басмачей и стремилось представить их вооруженное сопротивление новой власти как свяяеннуп войну против "неверных" (газават).

Антисоветская пропаганда мулл и Иванов первое время имела успех, объясняемый доверием, которым пользовалось духовенство, а также и необдуманными действиями новых властей: в 1919 г. советами были конфискованы вакуфные земли, запрещены казийские и бийские суды, закрыты цусульманские иколы. Эти ошибки вскоре были исправлены: после ХМ съезда РКП(б) еакуфные земли были возврацены ыечетяи и аедресе, возобновили своп деятельность местные суды и конфессиональные вколы. Учитывая особенность му-гульманских традиций, местные органы власти в январе 1921 г. объявили пятницу дне« ехенедельного отдыха, В то ве время декретов Туркестанского ЦИКа в том же году был запрещен калыы, з в 1924 г. установлена «головная ответственность за многоженство, дозволенное исламом.

Оаивление ислама, быввее. с точки зрения продставителей новой власти, вындадгнной мерой, длилось всего несколько лет.

- и -

Уне в 1924 г. в Кокамде было закрыто последнее медресе. Рубев 1920-1930-х годов был периодом прочного становления советской власти в Узбекистане. Эеиельнно-водная реформа, наделивваа значительное число декхан землей, укрепила социальную базу нового реяима. К концу 1929 г. в Ферганской области были разбиты остатки отрядоз басмачей, лияивиихся поддервки основной части населения из-за террора и зверств, которым подвергались и со-вервенно невинные люди. В 1929 г. началась коллективизация крестья-ства, вовлекаая аенаин а общественное производство. В 1928 г. арабский алфавит был заменен латинским, а в 1930-31 учебном году было введено, как и во всей стране, обязательное четырехлетнее обучение на родном языке, прооодиввееся по общесоюзной программе; тем самых муллы отстранялись от преподавания.

В этот ве период усилилась антирелигиозная пропаганд*. Если в 1331 г. В. Фучик, побываввий на свявенной горе Тах-ти-Сулейман (г. Оя), видел толпы паломников из разных мест, то вскоре власти стали препятствовать паломничеству и другим видам религиозной деятель..ост;.. На слувителей культа оказывалось огромное моральное давление со стороны государственных и партийных органов. Нередки были случаи Физического устранения представителей духовенства. Количество мечетей уменьшилось более чем на половину. Здания мечетей отдавались под колхозные кои тори или другие учреждения, а нередко использовались как склады. Привло время воинствуюцего атеизма. Ислам уходил в подполье, люди соверяали религиозные обряды, таясь от посторонних глаз.

Давая оценку переменам, нроисведяим в религиозной вилы населения Узбекистана, не следует видеть их причиной одно линь насилие. Многие новвзства, внедряемые советской властью, получили одобрение у больоей части населения. Социальные перемены, отнрывзие путь в визнь беднякам, бесплатное и хорого налляен-ное образование, общее улучвение уровня визни в конце 1930-х годов вслед за голодом начала 1930-х годов - все это роядало среди узбеков значительный слой людей, поддервиваюцих советскую власть. Успех кампании по отказу от чадры, в которой, гс~ нотря на страх наказания, с энтузиазмом участвовали сами нен-дины (в том числе и в Фергане), убедительно свидетельствуй об этом. 9 целом мусульманское узбекское отчество смирилась с эмансипацией веилин. Коллективизация сельского хозяйства объективно создала услспия для отмирания некоторых старик обычаев, связанных, в частности, с землевладельческими работани.

Так в Ферганской долине с колхозами ушел в провлое цикл обрядов. посвященных покровители земеделия Бобо-Дехкону. Обычай торжественного первого вывода волов на поле (кок чикарды). соблвдавяийся в условиях индивидуального хозяйства, не мог сохраниться в коллективном хозяйстве, б) После Великой Отечественной войны.Война с фашистской Германией, явивваяся тяхелейсим испытанием для всей страны, подтвердила не только лояльность большинства мусульман к советскому строи, но и их патриотизм. Произошла качественная перемена в гражданском сознании народа. Если в 1916 г. восстание вспыхнуло из-за ненелания людей идти на тыловые работы, то в 1941-1945 гг. сотни тысяч верующих узбеков с оружиен в руках заииаали страну от захватчиков. Духовенство поддержало призыв правительства к борьбе с гитлеровцами, В мечетях проводился сбор денег, одежды, продуктов для нужд фронта и семей Фронтовиков. В эти трудные годы государственным и партийным органам приилось изменить свою позицию в отношении к религии. Фактически была осознана неуместность борьбы с религией в дни, к.ог-■ да под угрозой оказалось само существование деряавы. По рассказам людей старвего поколения, в военные годн власти смотрели сквозь пальцы на разного рода проявления религиозной веры, и монно было, не таясь, справлять мусульманские обряды и посещать святыни. В 1944 г. при Совете Министров Узбекской ССР было создано Среднеазиатское духовное управление мусульман с центром в Тавкенте, возобновилось паломничество мусульман Средней Азии и Казахстана в Мекку. В первые послевоенные годы крупные мусульманские . праздники отмечались узбеками, в том числе и в Ферганской долине, очень вироко. В месяцы поста, приходиввегося тогда на летний период, имелись случаи сокращения обрабатываемых площадей хлопчатника, т. к. колхозники не выходили на работу.

. Однако в 1954 г. начался новый этап борьбы с религией. Закрывались мечети, запрещалось проведение религиозных праздников. подвергались гонению служители культа. Власти вновь противопоставляли себя последователям всех имеющихся в стране вероучений. Опять развернулась антирелигиозная пропаганда. Вместе с тем серьезного ущемления ислама не произовло. Направленная против религии критика, болыаей частью поверхностная и неумелая, не оказывала заметного влияния на воззрения узбекского народа. Кро^е того, представители власти находились в действенном положении: идеологические догмы пре„лиснвалк бороться с религией, но задачи внеиней политики требовали, чтобы

акзнь соответствовала заявлениям официальных отчетов о свободе отправления религиозных треб, гарантированных Конституцией. С середины 1960-х годов; после смещения Н. С. Хрущева, основной тенденцией в отноиении властей к религии стало ослабление мелочного контроля за религиозной деятельностью различных конфессий. В гвете этой общей для всего СССР тенденции внезапное возвращение в Узбекистане к запретам и гонениям на проявления религиозной гизни в 1983-84 гг. ьыглядиг явлением случайным и находящимся в противоречии с главным направление« разви; х советского общества. В Узбекистане, как и повс .ду в Средней Азии, особенности местных традиций значительно гасили накал антирелигиозной активности. Представители партийного чиновничества -особенно в сельской местности, на уровне колхозов и совхозов -не аили изолированно от своих родивенников и односельчан. Яркое своеобразие «изни узбеков . состоит в огромной силе об-иественйого мнения, складывающегося в самой народной среде и вырагаощего традиционные нравственные нормы. Человек, который рискнул бы уклониться от участия в похоронах, поминках, празднике обрезания, обрекал себя и своих родственников на осувде-ние окруаавщих. Нечего и говорить о том. что меяду узбеком, ревивииися выступить против ислама, и его односельчанами вырастала невидимая стека. Иуыная антирелигиозная кампания 1950-1960-х годов нла в основном на страницах газет и нурна-.лов, а не в среде верующих.

Тем не менее последовательно проводимое вытеснение ислама из общественной визни постепенно приносило свои плоды. Не ног-.и пройти бесследно и светское образование, и общий рост культуры населения Узбекистана. Мировоззрение верующих людей значительно изменилось, в конце 1960-х годов стала заметной разница, в религиозных воззрениях ыусульыан СССР в зависимости от возраста. Значительная •часть верующих возраста 40-60 лет у?е не верила во многое из того, во что долаеи верить мусульманин, и не соблюдала поста и пятикратной молитвы, ссылаясь на занятость работой. Получила распространением мысль, что гласное для мусульманина - ерить в Бога, а в обрядах нет необходимости. Появилась и категория так называемых колеблющихся. Масть узбекской интеллигенции, в основном молодеаь, усвоила и атеистические взгляды. Определить, какая часть народа разделяла те или иные нировоззренческие позиции в 1960-е годы и позае, сегодня очень трудно: материалы преяних социологических опросов по этой теме ненадеяны. ибо изначально ориентированы на занижение числа верующих. Таким образом, картина религиозной яизни

в период. предвествупвий "перестройке", была неоднозначной: процесс размывания религиозного сознания вел. но полного исчезновения ислама из жизни народа не произовло. Ислам продолжал жить, опираясь на сила культурной преемственности, на об-винные и семейные устои. Особенно это характерно для Ферганы, где никогда не прерывалась традиция религиозной грамотности, поддерживаемой внутри обцины (махолля). В конце 1960-х годов Факт обучения детей не дому муллами и грамотными женвина-ми не скрывался от постороннего наблюдателя. Сак народ видел в религии свое культурное достояние. Появиввиеся с начала 1970-х го^ов на базарах Ферганы ксерокопии религиозных книг свидетельствовали об интересе к религиозной литературе. Наряду с идеями и предписаниями ислама продолжал сохраняться и вирокий комплекс доисламских религиозных традиций, воспринимавшихся верующими как часть ислама (приведены конкретные примеры). Процесс возрождения ислама, внезапно оямвиваий общественно-политическую жизнь Узбекистана года за три до провозглавения независимости республики, имел подготовленную почву. Пронэовла легализация традиций, которые не были утрачены народом, но жили не в полную меру, не во всех ~лоях обиества. )лава 1]. Ислам в общественной жизни узбеков.В главе рассматриваются проявления современной религиозной жизни, имевшие общественный характер и поддерживаемые коллективно. $1 (Кечеть и ее деятельность).Как и в провлоы, мечети являются центрами религиозной жизни. После начала "перестройки" в Узбекистане повсеместно началось строительство мечетей. На сегоднявний день в каждом киялаке имеется несколько нечетей, фактически по мечети в квартале (махалля). Нечети сооружаются на средства верупцих, обычно старым методой помочей - (хавар). Нередко сельская и колхозная администрация отдавала под мечети здания магазинов, колхозных амбаров, чайных (чайхана). В некоторых случаях перестраивались в здания мечети выкупленные у жителей села дома. В редких случаях квартальная мечеть возводилась заново: для этого требуются большие средства и затраты человеческого труда, а также остро дефицитные стройматериалы. Квартальная мечеть представляет собой дом с центральным залом ала коллективной молитвы (на 50-100 человек) и подсобными по-меяенкями для омовений, отопления, хранения вепей и приготовления пивн.

Почти в каждом кивлаке построена или аоз удится пятничная (праздничная/ мечеть, вмгвзввая от 200 до 1 ООО к более человек. Это монументально здание, обычно украшенное керамическими

плитами или резьбой по дроеву, с репродукторами, нередко подключенное к местной поселковой радиорубке для передачи проповедей в пятницу вечером. Такие мечети есть в поселках Чимиен, Ниндон. Вахимардан. Аввал и др. Во время празднования Иур-бан-хзита и. Руза-хаита здесь собирается практически все муяс-кое население кизлака. Как и в прошлом, женщины не посещают мечеть.

Зякат, собираемый помощником имама - мутавалли. сегодня идет на строительство, ремонт и содеряание зданий мечет . на содеряание духовенства и обслуяивающего персонала мечети (имам, мутавалли и муэдзин, у узбеков называемый суфи). на ■ оддеркание порядка на кладбищах. Имеет место негласное ооз-роядение вакфов: колхоз выделяет для нуяд мечети участок зенли, это оформляется как аренда. Помимо гияертвований. одним из источников дохода мечетей является продаяа религиозной литература. Часть получаемых мечетями средств идет на благотворительную деятельность.

При кечетях ведутся курсы обучения арабской графике, правила« совернення омовения (тахарат) и пятикратной молитвы, отдельным сурвз Корана, хадисаи, правилам приличия по вариату. Для Йзпекиоана сегодня характерно весьма оирокое обучение населения основам веры. Мечети и частные лица распространяют религиозную литературу, выпускаемую разными издательствами. Тексты религиозного содервания постоянно появляются н в периодической печати. Комитет по народному образованию Узбекистана в последние годы ввел в программу начального образования изучение арабской графики. Наряду с этим продоляается и обучение детей иуллани при мечети или на дому у муллы. Мальчики и девочки учатся отдельно, девочкам преподаст квартальная отынча. Личные наблюдения автора убеадают з том. что дети с больнии интересом относятся к изучению основ религиозных знаний. $2 (Нусульманское духовенство разных категорий).Верхний уровень иерархической структуры сельского духовенства представлен имамами мечетей, которые избираются самими верующими, а иыанн пятничннх мечетей назначаются районными и городскими отделениями Духовного управления мусульман Средней Азии. Работа иааиа - руководство выполнением религиозных предписаний прихо-яанами мечети. Почти все инамы. с которыми встречался автор, имеют среднее образование, полученное в ыедресо Нир-Араб. в Бухаре. Сейчас возло в практику посылать имамов на учебу в Анкару или Стамбул. Наряду с ииаыамн в киилаках имеются и муллы -лвди. получкваие мусульманское образование или ае приобретшие

нужные для исполнения религиозных обрядов познания самоучкой. Эти муллы пользуются увааением народа и приглашаются односельчанами во всех случаях, когда требуется прочтение молитв. Функции муллы в венской среде выполняет отынча - венщина, по-лучиввая на дому духовное образование, знающая порядок религиозных ритуалов.

ОссОую категорию духовенства представляют касидахонн, азаимхоны и дуохоны - заклинатели, вылечивавшие людей от разных болезней с помощью молитв. Почти в кандом кишлаке есть свой касидихон (дуохон). Уровень их образования неодинаков. Некоторые дуохоны бегло читают имеющиеся у них книги с молитвами. относящимися к разным, случаям аизни. Автору известны нескольчо дуохонов. для которых их ремесло является наследственным занятиеи. Наряду с силой молитв дуохоны как правило объясняют свою способность исцелять такве и помощью духов. Деятельность касидахонов окруаена ореолои таинственного. Их заклинаниям приписывается особая магическая сила.

Иваны и в настоящее время встречаются в некоторых киила-ках, но больвинство из них Не имеет мюридов и не возглавляет суфийскую общину. В соотвс-ствии с традицией, узбеки с почтением относятся к потомкам известных в провлом Иванов, приносят в их дом либо ногу барана, либо блюдо с пловом. когда совериа-ется хертвоприноаение Богу. Сохраняют свое почетное полояение в узбекском обществе сайиды и ходви, которые рассматриваются как особая прослойка духовенства и сослозие "белой кости". Дервивей и каландаров сейчас практически нет. В $3 (События общественного значения) рассмотрены наиболее крупные религиозные обряды, совероаемые коллективно или с участием больеого количества ладей. Ванную роль в визни мусульман играют два праздника - Праздник вертвоприношения (Кур-бан-хаит) и Праздник окончания поста (Рцза-хаит). Отмечая их. человек вновь торвественно подчеркивает свою принадлевность к миру ислама, духовную общность с единоверцами. Хотя деряат пост в основном люди р.овилого возраста, в течение вссго месяца рамазана ощувается особая атмосфера общественной визни, создаваемая веланием многих людей показать свое увааение к религии, к обычаям предков. Так, немало мужчин. которые не постятся, ост-ригавтея наголо и одевают тюбетейку - символ национальных традиций. Это стало особенно заметно а последн» годы. Руза-хаит с 1991 г. объявлен национальном праздником республики Узбекистан; он дчится 2-3.-чя. В первый день после молитвы в'пятничной кечеги лпди отправляются на кладбмае к могилам родственни-

коп, остальное время проходит большей частью в визитах к родним. соседям, друзьям.

Через ?0 дней после Руза-хаита наступает Нурбан-хаит, совпадающий с днем завервекия паломничества в ¡.¿кку. И этот праздник начинается коллективной молитвой в пятничной мечети и последующего посещения кладбища с целью поминовения усопиих. Затем каждая семья приносит аертву Богу; состоятельные люди режут барана. Праздничные дни заполнены визитами к родственникам. соседян. друзьяь. Курбан-хаит с 1992 г. - национальный праздник Республики Узбекистан..

Важным общественны событием в наши дик являются жертвоприношения Богу (худой), устраиваемые, кан и в прошлом, по разным причинам: поминовение усопоего родственника, благодарность за исполнение просьбы и т. д. Худой основной совершают в мечети. На угощение приглашаются соседи по кварталу, родственники. друзья. Событием общественного значения остается и праздник обрезания (суннат-той) - торжество, справляемое всем кварталом, Автор указывает на общинные традиции, лежащие в основе праздничного церемониала, имевшие местные особенности.

К числу общественных ритуалов ислама относятся похороны и поминки. Участвовать в них. выражать соболезнование родственникам усопшего - непременное правило для узбеков. Глаше.ай громки« криком оповещает о смерти человека жителей своего квартала и 2-3 соседних кварталов. Широко соблюдается обычай просить муллу прочесть для умершего весь Коран (хатми Курган), что повторяется неоднократно. Поминальные обряды начинаются тотчас после выноса тела. В Яиндоне в день смерти принято готовить плов (кора он) для тех. ' кто возвращается с кладбища в дом уыервего. Это "вареный плов" (сапаки ов): если мясо жарить. духу покойного будет тяжело. Обычай требует доедать "кора ои" до конца. Поминки устраиваются на 3-й. ?-й, 20-й, 40-й дни и в годовщину со дня смерти. В Ниидоне самые многолюдные понинки бывают на 3-й день, они и называются "худой". В разделе описаны местные обычаи и поверья, связанные с похоронами и поминовением усопших.

$4. (Посещение святынь с цель» поклонения - зиерат) посвящен культу святых. Почитание святынь характерно для Средней, Пзии и других регионов мусульманского мира. В Ферганской долине известно больное количество святых мест (казар). Только наиболее крупных святынь здесь насчитывается свыше трехсот (Лли-мухакедов, 1966; Огудин, 1991). Одним из наиболее почитаемых святых мест является Вахиаардан: здесь, согласно г.реданияы.

погребен зять пророка Мухаммеда, халиф Али - "Божий Лев", "Царь витязей". Поклонение святки рассматривается в основном на примере Вахикардана. первые сведения о котором восходят к дореволюционному периоду (Федченко. 1871: Кувелевский, 1891: Мувкетов. 1912 и др.). Приведена местная легенда о смерти Али, вироко известная и за пределами Средней Азии. Описаны осенние народные гуляния в Вахимардане.

Наряду с крупными святынями, издавна привлекавшими к себе паломников из разных киилаков Ферганской долины и соседних регионов. повсюду имеются святые места, о которых знают ливь ви-тели окрестных селений. Автор рассказывает об одном из таких пичитаемых мест - иогиле святого Ковунчи-баба. которого легенды свяэы^ют с Али. Сведения о Ковунчи-баба раскрывают значение местных святынь и показывают, что функция покровителя земледелия. закрепивваяся в Средней Азии за мифическим святым Дехкон-бабс (Бобои-Дехкон). приписывается также ряду других святых. В разделе описаны некоторые обычаи, связанные с наклонением святым в Фергане.

В $5 (Ваманы и знахари рассматривается категория людей, элнятих исцелением больных .. гаданием с помощью духов. Эти специалисты, как и в провлои, занимают видное место' в религиозной жизни сельского населения, сохраняя древние традиции ва-манства и знахарства. Автор приводит материалы, характеризующие современное состояние пережитков ваманства, Они подтверждают уже высказываввееся в отечественной литературе мнение (например, Басилов. 1992) о существенной исламизации пережитков ваманства в Средней Азии. Эти материалы показывают характерную для Средней Азии тенденцию сближения фигуры вамана или знахаря с фигурой мусульманского диховного лица. Подробно описана встреча автора с "ваманом" (бакви) Юлдав-корз (поселок Вуадыль). Хотя у Влдав-корз есть дух-помоцник пари, у него нет бубна, к его ритуальный атрибут - четки. Проводимые им обряды несложны и не включают в себя обрав.енгнх к духам песнопений. Зто типичная фигура, объединяющая в себе некоторые функции ду-хозного лица (знатока Корана), ваыана и знахаря. Практика такого рода специалистов придает некоторые особенности местным Сорыаи ислама. '

Гласа III . Религиозные взгляды веривцкх, Й этой главе рзссиатрива°тся, в каких формах живут сегодня религиозные представления в мировоззрении отдельного человека. Говоря о представлениях игш взглядах, автор имеет в виду и от-ноэекке к соблюдении обрядов, и поведение, поскольку поступки

неотделимы от убеядений к в значительной степени определены сис темой нравственных ценностей человека.

В народе никогда не было полного единства религиозных представлений. Мусульманское мировоззрение яило в многообразии форм. В среднеазиатский регион проникали противостоящие суннизму идем аиизма. возникали еретические учения и секты. Различным было отноиекие узбеков к иванам, не все приветствовали поклонение святым. Вообще религия занимала неодинаковое место в сознании разных слоев Лщества и разных людей. По хар'ктеру своих взглядов узбеки и в прошлом были препставли.ш широким разнообразием типов - от фанатиков, ставивших религиозные иде-глы выве практических аизненных нуяд, до скептиков и вольнодумцев. Искренне верувщие люди позволяли себе некоторые отступления от норы религиозного поведени: (как и повсюду в мусульманской мире).

Расхоядения в религиозных воззрениях стали особенно заметными в советское время. Направленная проти;. религии идеологическая работа, проводившаяся в течение десятилетий, принесла свои плоды; значение ислама в яизни узбеков ослабло. Часть мо-лоде»и под влиянием образования и всего уклада общественной яизни, в котором не отводилось места для религии, восприняла навязнвазвееся ей отновение к религии как к отвивпей сис;»ме взглядов, не соответствующих современной цивилизации. Процесс отмирания религии, несколько преувеличенный советской атеистический пропагандой, действительно проходил в Узбекистане. Он не получил, однако, больного развития в Ферганской долине, где ислам занимал особенно прочные позиции. Начавшийся с "перестройкой" другой процесс - усиленное возрондение религиозных ценностей - такяе неодинаково затронул каядого человека. Наблюдения диссертанта приходятся на самое начало "мусульманского ренессанса" и позволяют выявить основные черты процесса в этот период. Натериалы анкетного опроса и полевых этнографических работ дают следующие сведения о религиозных представлениях сельских узбеков в конце 1980 - начале 1990-х годов.

Для Узбекистана, как и для других регионов традиционного распространения ислама* характерна исторически обусловленная взаимосвязь национального и религиозного факторов, благодаря чему понятия "узбек" и "мусульманин" в сознании значительной части народа нерасторжимы. На это уяв обращали' внимание исследователи узбекской культуры (Снесарев. 1957, 1959; и др.). Ферганцы такяе отсядествляот соблюдение национальных традиций с принадлеяностьо к мировой мусульманской общине. В связи с

этим ответ на вопрос "Что. по-Ваиему, значит быть истинным узбеков?" в значительной степени раскрывает и отношение к исламу. 51.72% опровенных избрали ответ: "Мить по законам отцов и предков", что подразумевает и ценности ислама.

Годы советской власти, принесоие узбекскому народу всеобщую грамотность и эффективную систему образования, сказались в высокой оценке знаний и отчетливой установке на образование. Отвечая на вопрос, н*кие качества вызывают уваяеиие окружающих к человеку. 10,9% респондентов назвали богатство, 9,18% - высокую должность и 34,48% -' знания (для понимания особенностей картины нравственный ценностей узбеков интересно, что eue выие ставятся щедрость и отзывчивость - 39,05%, честная и скромная жизнь - В.60%). Профессии учителя и врача предпочтительнее, чем работа начальника, служащего, ь'офеоа и даже торговца (соответственно 40.22%, 39,08%, 15.51%, 1.53%, 6.89% и 12,05%). К вопросу о том, что значит быть истинным узбеком, было предложено. как один из вариантов ответа, утверждение: "иметь хорошее образование". С зтик согласились 36.78% опрошенных. Неудивительно, что с конца 1980-х годов многие сельские жители стали посещать разнообразные иужки и курсы с целью овладеть арабской графикой и приобрести упорядоченные знания о вероучении ислама. Вряд ли возмножно с должной полнотой судить об уровне или качестве религиозного образооания в этот период, но материалы анкет дают некоторый ориентир. 10.31% заявили, что читают тексты, написанные арабской тафикой, 25,86% - читают с трудом. 39.65% - не читают. 28,16% респондентов заявили, что хотели бы научиться читать и писать арабскими буквами. 33.33% опровенных сообщили, что могут назвать известные им религиозные книги, следовательно, приобщение к религиозным знаниям идет не только от самостоятельного чтения текстов, но и от бесед с образованными людьми. В ныневний период начальное религиозное образование охватывает сельского жителя уве с детского возраста - как в вколе, так и вне ее. В разных возрастных категориях выделяется группа людей, которые стремятся постичь вероучение основательно.

Несмотря на бурный всплеск интереса к религии, процесс возвращения ислама в духовную жизнь общества непрост и по-разному проявляется в сознании каждого человека И сегодня единого типа вгрусщих среди узбеков нет. Как и прежде, верующие представлены различными категориями, отражающими разницу во взглядах, а степени „своениа идей ислама. Интересны ответы респондентов на вопрос, считают ли они ссбя истинными мусуль-

манами. 75.282 ответили положительно. 6,322 - нет к 16.662 затруднились сказать о себе. По вироко распространенному мнении. истинный мусульманин выполняет 3 основных обязанностей верующего (фарз) и другие предписания вариата. Вопрое/'Нпяно ли современному мусульманину Пренебрегать требованиям ислама?" показал, однако, что многие люди, причисляя себя к истинным мусульманам, далн себе завывеннуп оценку. 30,45% заявили, что пренебрегать мояно. 20,ИХ - нельзя. 45.972 затруднились ответить. 19,542 опровенных едят свинину или свикчю колбасу Фабричного производства, 36.632 не едят и 12,522 едят очень редко. Алкогольные напитки употребляют: часто - 8,042. очень редко - 25,202. "только по праздника«" - 22,412 и 43,672 опро-веиных вообще не берут спиртного в рот (итого, примерно половина сельских узбеков не отвергает спиртного, вопреки указанию вариата). Наблюдения автора позволяют признать полученные цифры близкими к истинным.

39,552 опровенных ответили, что они зна»,т, в чем состоят оснезные обязанности мусульманина (23,562 - знают не пол-носты), 32.752 не знают), и 40.222 сообщили, что они могут произнести снавол веры, "калииа" (48.852 - Не могут). Личные впечатления диссертанта, однако, не согласуются с этими показателями. Сегодня редкий узбек не разъяснит, что такое "фан", и не произнесет символа веры. В загробный мир верят, по материалам анкет, 57,472, не верят 13.212, затруднились ответить 25,21)2. Эти цифры представляются достоверными. Значительна категория верующих, которые не определили для себя, верят ли они з загробное существование. Некоторая часть верующих считает, что ада и рая нет.

На вопрос: "Читаете ли Вы намаз?" получены ответы: "Да" -27,012, "Не всегда, но часто" - 1,722, "Не всегда, редко" -14.362, "Нет" - 54,022, затруднились с ответом 4,592. В основном сельские узбеки начинают читать намаз в возрасте 55-60 лет. причем далеко не всегда молятся все пять раз в день. ¡Ззн-щины как правило такае начинают читать наназ лишь в поаилом возрасте. Однако в 1лиаайвее время картина нонет измениться. Язе в 1990-31 гг. знала текст молитвы и молилась часть детей икольного возраста. Пост соблюдают полностью весь месяц 32,182 опровенных, "по мере здоровья" и "не всегда" - соответственно 17,812 и 10.912, не соблвдавт 37,352: 1,722 воздеряались от ответа. Деряат пост в оснозноа люди старвего поколения, отдают ыечети "фитр" (взнос деньгами или подарком, обычно за несоблюдение поста) 62,642, не отдают - 27,012. Зякат дают 68,962 оп-

ровешшх. не дают 27.58?.. Для паломничества в Мекку (хадв) сегодня нет политических препятствий, однако это дорогое путе-вествие доступно ке какдоиу. Б 1931 г.. например, лииь два человека из Яиндона соверяили хадв. Паломничество к местным святыням совервали 72.982 опровенных. не совершали - 9.7К; не совервали. но собираются поклоняться святому месту - 11.49%. Среди молодели 69.922 респондентов почитает святыни и посещает их с целью поклонения. Т ртвоприновения Богу совервали 58,042 опровенных (в том числе 46.832 среди молодеии и 41.372 среди интеллигенции). Обрезание совериается неукоснительно и отмечаете многолюдным .праздником "суннат-той". При этом 48,272 опровенных объясняют смысл обрезания гигиенической целесообразностью (<1.422 - данью религиозному обычаю. 10,342 затруднились ответить. 1,727. сочли операцию необязательной).

Представляет больной интерес ответ навопрос, следует ли одобрять затворничество генцин. 20.ИХ респондентов ответили "Да". 55.74а - "Нет. это унизительно", 22.98/: затруднились ответить. Разревенное исламом многоаенстве одобрили 11.492. не одобрили 72.412, 16.66 затруднились ответить. Вполне возыовно, что такие цифры доланы быть п'чяты как наследие советского периода с его установкой на равноправие Бензин.

В духов (двинн) верят 56,322, не верят 28,732, затруднились ответить 12,052. Доыцсульыанскии демонологические персонажи все более утрачивают свои традиционные особенности. На вере в духов основана деятельность иамнов. гадалок и знахарей. 44,822 опровенных сказали, что обращаются за помощью к этим специалистам. 25,86% - обращаются очень редко. 26,432 -не считают нуаныа. 37,932 испытывает к ним доверие, 36,22 доверяет не всем знахаряц и ваианаи. 16.662 им не верит. 8,622 затруднились ответить. 802 опрощенных считают нуаны готовить горячую пищу на масле I"возносить запах") для поминовения дув умервих родственников, для 3,442 этот древний ритуал не нувен, 9,772 затруднились ответить.

Продолаает сохраняться профессиональная обрядность (у плотников, хлебопеков, щясников. кузнецов и др.): ее основные проявления - ритуальные посвящения в профессию и культ святого-покровителя. Соверваются обряды вертвоприновения святым Би-би-Нуакилькувод и Биби-Севанбв. покровительницы аенщин и венских занятий.

При зюм современный процесс возровдения ислама характеризуется слгпувщэй от этлиэой тенденцией в деятельности духо-врнстпа: предать эабиенио обычаи и обряды, не имеющие прямого

отноаения к исламу. Духоченство сегодня выступает против.пивного проведения праздника обрезания и свадьбы, поклонения святив, ритуалов, связанных с венскими патронессами, ряда обычаев, свойственных традиционной погребально-поминальной обрядности и т. д. Эти обычаи, воведвие о быт помимо ислама, счита-птся ненужным новаеством (бидъат). Духовенство не согласно с промелькнуввими в печати утвервдениями журналистов о том, что сегодня в Средней Азии внедряются идеи ваххабитов. Для оценки происходящих в сфере религиозной визни процессов навно помнить. что призывы очистить ислам от чувдых -;му наслоений звучали в исламском мире задолго до ваххабитов. Отноиение населена к призывам духовенства отказаться от ряда старых обычаев неодинаково; отдельные предписания мулл вызывают у некоторых людей удивление, несогласие, пассивь-й протест. Представляется, однако, что духовенству удастся предать забвению немало народных обычаев, имеющих доисламское происховдение. Сегодня обостренное мнение в узбекском киалаке безогоьорочно признает ислан зыспей духовной ценностью для народа, и те немногие люди. которые сохраняют критическое отнооение к религии, предпочитают не высказывать публично свои взгляда. Несомненно, позиции ислама в узбекском обществе станут в самые бливайвие годы еще более прочными.

8 Заключении высказаны общие выводы, к которым приводит рассмотрение фактического материала.

С самого начала распространения ислама Средняя Азия была соединена прочными связями и вила единой духовной визнью с другими регионами мусульманского мира, поэтому она и явилась родиной многих выдающихся учены., обогативших культуру ислама. Не оставались в изоляции н отдельные районы Средней Азии, в том числе и Ферганская долина. Ее многообразные связи и с соседними регионами, и с отдаленными культурными центрами, а также давние традиции мусульманской учености не позволяют овидать. что в Фергане ислам йог обладать каким-либо существенным своеобразием. К местный особенностям религиозной визни населения Ферганской долины следует отнести глубокое и прочное проникновение ислама в быт и болыяое влияние мусульманского образования на традиционную культуру ь целом. Немало местных особенностей, как и повсюду, наблпдалось в разного рода поверьях и обрядах доиусульыанского происховдения. однако эти обычаи не определяли облик ислама, не затрагивали основ религии и норн поведения. .

Преобразования в яиэни народов Узбекистана в советский

период Лулучиение материальных условий жизни, развитие системы образования ,н здравоохранения, рост культуры, вовлечение женщин в общественную жизнь) происходили помимо и даае вопреки религии. я зто способствовало довольно вирокому распространении равнодувног.о отновения людей к вопросам религиозной веры. Тем не иенее курс последних лет на возрождение ислама навел в узбекской среде питательную почву. Зю объясняется и сохранением религиозных традиций, и : шененияии в политической жизни страны. Незадолго до распада СССР произоиел стремительный рост национального самосознания. С провозглавением независимости Уз-бе..истана руководство республики отказалось от официальной коммунистической идеологии, распространявнейся правящими кругами Советско ] Союза: возникла потребность в новой идеологии. Среди новых ориентиров развития Республики Узбекистан видное место занял курс на сохранение национальных традиций узбекского народа: такой курс делает неизбежным признание важной духовной ценности ислама. При свойственном кассовому сознанию отождествлении религиозного и этнического ислам придает провозгла-венным целям национального развития богатое позитивное содержание. ибо этнические традции включают в себя и религиозные.

Политическое содержание ислама в узбекском кишлаке характеризуется поддержкой существующей сегодня в Узбекистане социально-политической системы. Религиозная мысль ныиевнего периода не выдвигает лозунгов или идей социально-политической направленности и не сосредоточена на социальных проблемах; сегодня она не выходит за рамки задач упорядочения религиозной визни.очищения ислама от всего, что не имеет основ в вариате. При этом ставится цель изжить и разного рода домусульманские местные традиции, и обычаи, воведвие в жизнь узбеков в советское время (привычку к спиртному, к ноиенив еропейских Форм одежды женщинами и т.п.). Тенденции в вырождении ислама, которые наблюдаются в Узбекистане, могут быть отнесены к направлению фундаментализма. ибо взят курс на утверждение подлинного ислама, свободного от чуждых влияний.

Рассмотренный в диссертации материал позволяет понять особенности религиозной жизни в Узбекистане в настоящее время, киторые будут сохраняться по крайней мере в ближайяие годы.

По теме диссертации опубликованы следующие работы: В далекой 30-и // Педагог (Ферганский пединститут». 26.01.79. Н 4.

Вкола жизни // Педагог, 01.02.79. N 5. В годы великой войны // Педагог, 22.09.79. N 30. Из историк подготовки педкадров в Ферганской долине // Ученые записки Ферганского Государственного педагогическое института. Фергана, 1980.

Этнографы о Ииндоне // Ферганская правда. 30.05.41. Н 99. Влдаа-корэ // Этнические факторы е жизни общества. И..

1991.

К характеристике религиозной ситуации в Иахимардане (Узбекистан). 11., 1991 (серия "Кеанацкоиалыше отноиения в современном мире", издаваемая Инсти.лои этнологии и антропологии РЙН).

Подписано в печать 23.02.95 Формат 60/84/1 б

Объем 1 п.л. Тираж ЮО Заказ 23_

Участок оперативной полиграфии Института этнологии РАН Ленинский проспект, 32-а, Москва, 117334