автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Истиклолчилик харакати в Ферганской долине: сущность и основные этапы развития (1918-1924 гг.)

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Раджабов, Бахрамон Кенжаевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Истиклолчилик харакати в Ферганской долине: сущность и основные этапы развития (1918-1924 гг.)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Истиклолчилик харакати в Ферганской долине: сущность и основные этапы развития (1918-1924 гг.)"

лклдеш1я наук республики узбекистан

институт истории

На правая рукописи УДК 9(5(5)7

РАДЖАБСВ КАХРАЛОН КЕНЖАЕБИЧ

ИСТЩЛОЛЧШШ ^АРАКАГИ В ФЕРГА1КЖОЯ ДО/ШВ: СУИНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ (1918-1924 1'Г. )

специальность: 07.оо.02 - Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Ташкент - 1995

Работа выполнена в НИКе по изучению истории движения за независимость в Средней Азии (1917 - середина 30-х гг.)

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ АКАДЕМИИ НАУК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Научный руководитель - доктор исторических наук Раджапова р. я.

Официальные оппоненты: академик Юсупов Э, Ю.

доктор исторических наук, профессор Алимов И. А.

Ведущее научное учреждение - кафедра истогии Узбекистана исторического Факультета Ташкентского Государственного университета.

Зашита состоится " " 1995 г. в .часов на засе-

дании специализированного совета д. 0)5. 09. 01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук по специальности 07. 00.02 - "Отечественная история" при Институте истории АН Республики Узбекистан (700. 1Т0, Ташкент, ул. И. Нуминова, 9).

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке АН Республики Узбекистан (700.170. Ташкент, ул. и. Иуминова, 13). Автореферат разослан "/£, " | 1995 г.

Учения секретарь

специализированного совета. , С?.

доктор исторических наук ^т" У?' Д. А. Алимова.

( У/

у? -Д. А.

- з -

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

актуальность исследования, преобразовательные процессы, охватившие нашу страну после обретения ею независимости и суверенитета, раскрывают сложность, многогранность проблемы строительства нового гуманного, демократического общества. Одновременно с кардинальной реорганизацией политической и экономической систем особую значимость приобретает Формирование новых духовно-нравственных отношений, призванных обеспечить объединение народа, мобилизации всех его духовных потенции служению великой цели - укреплению независимости и суверенитета национального государства.

Однако эти возрожденческие процессы столкнулись с огромными трудностями, оставленными в наследство от советского тоталитарного режима. Более чем семидесятилетнее его господство, сопровождавшееся усиленный насаждением коммунистической идеологии, привело к тяжким, кризисным последствиям в духовной жизни народа, извращению таких духовных ценностей, как понятия "Родина", "патриотизм", "национализм", "интернационализм", их обесценению, снижению их созидательной действенности, пренебрежению обычаями и традициями народа.

Исторический опыт свидетельствует, что из поколения в поколение наши предки как величайшую ценность сохраняли и чтили верность семейному очагу, своей земле, вере, обычаям и традициям народа. За незыблемость этих святынь отдали свои жизни тысячи и тысячи верных сынов народа. Громадное влияние на рост национального самосознания народа, упрочение его духовных, патриотических устремлений во имя свободы и независимости своей Родины и нации оказало национально-освободительное движение в Туркестане, не затихавшее со времени его завоевания Россией. В этом плане значительный интерес представляет истшуюлчилик царакатн (движение за независимость) в ферганской долине в 1918 - середине ЗО-х годов, героизм участников которого, их обостренное чувство Родины, патриотизм, ответственность за судьбы своего народа вселили в души современников и последующих поколений вольный воздух свободы и независимости, что легло прочным фундаментом обретенной независимости Республики Узбекистан,

С самого начала возникновения этого движения официальными кругами Советского Туркестана и России были предприняты решитель-

ные пиры по его очернению. Под воздействием коммунистической пропаганды в общественное сознание внедрялось фальсифицированное, искаженное представление о ней, его сущности, а его участники , и лидеры были преданы остракизму как враги народа.

Необходимость восстановления истины об истиклолчилик харака-ти, воскрешение в памяти наших современников славных имен участников этого движения, усиления воспитательного воздействия их героического подвига для укреплении независимости и суверенитета Республики Узбекистан чрезвычайно актуализировали потребность в научном исследовании истории этого движения. - Его разностороннее и глубокое изучение в современных условиях приобретает особую политическую и практическую значимость.

степень научной изученности тены. Историография изучаемой теми богата и разнообразна. До недавнего времени, вплоть до окончания "холодной войны", в ней доминировали два крупных направления, представленных трудами советских и зарубежных историков и политологов и отличавшихся друг от друга своими теоретико-конаептуальны-ми позициями, исследовательскими методами, источниковой базой.

Исследования советских ученых по своим хронологическим райкам охватывают 70 лет, которые, по мнению диссертанта, представлены двумя самостоятельными периодами: первый -- 20-е - конец 60 -х годов и второй -- 90-е годы. В свою очередь в первом периоде можно выделить два этапа.

Первый этап охватывает произведения, созданные в 20-е годы. Основателями изучения истории истиклолчилик харакати явились историки-марксисты. Их первые статьи и исследования на эту тему были опубликованы в авторитетных журналах Ташкента и Москвы, изданы также десятки книг. ^ Авторы этих исторических произведений, статей и исследований являлись непосредственными участниками этого движения. И поэтому в созданных ими произведениях историческая правда проявляется относительно полно.

1. саФаров г. и. колониальная революция (опыт Туркестана). Н., 1921; Соловейчик Л. Басмачество в Бухаре, и, , 1923; Рыскулов Т. Революция и коренное население Туркестана. Сб-к статей, докладов, речей и тезисов с предисловием автора. Часть I. 1917-1919 гг. Ташкент, 1925; Ходжаев ф. Басмачество. В кн. : БСЭ, т. 5. м. , 1927, с.35-36; Алексеенков П. Крестьянское восстание в Фергане.. Ташкент, 1927; он же. Кокандская автономия. Ташкент, 1931; Он же. Что такое басмачество. Ташкент, 1931; Револышя в Средней Азии. Сборник [I 1,

2, 3. ташкент, 1926-1932; Божко Ф, Гражданская война в,Средней Азии. Ташкент, 1930.

Первое крупное произведение принадлежит перу известного революционера, члена Туркбюро ПК РКП(б) Г.И. Сатарова (Володин, Егоров}. Его отличает солидная, по тем временам, документальная основа, позволившая автору воссоздать объективную картину исторического и экономического развития региона, его состояния после завоевания его Россией, своеобразия установления здесь советской власти, свержения ею правительства "Кукон мухторияти" и возникновения истнклолчшшк харакати, характера развернутого против этого движения борьбы. Но в целом, приверженность Сафарова маркист-ско-ленинской позиции, сказалась на выдвинутых им опенках и положениях о причинах и сущности многих процессов и тенденций первых лет советской власти в Туркестане.

Местные мусульманские коммунисты Т. Рыскулов и и. Хидирзлиев в своих исследованиях, подходя с осторожностью к анализу этого сложного и противоречивого процесса, не побоялись в условиях того времени предать гласности всю правду2

Турар Рыскулов в своей известной книге раскрыл состояние Ферганской долины в 1917-1919 годах. По мнению автора, шовинистическая и колониальная политика представителей советской власти в Ферганской долине и вообще в Туркестанском крае, не считавшаяся с интересами местного населения и поправшая их достоинство, привела к возникновению и усилению освободительного движения. Он характеризует положение в Ферганской долине, сложившееся после установления советской власти, когда каждый день уничтожались десятки тысяч человек, как предел, за которым возможно исчезновение целой нации. Свидетельства Т. Рыскулова - одного из видных государственных деятелей Туркреспублики, приведенные им в книге, об ужасах, которые творили в Фергане части Красной армии и армянские дашнаки, поражают и сегодня своей жуткой жестокостью.

В целом, подводя итоги изучения выдвинутых СаФаровым, Рыску-ловым и Хидиралиевым идей и, прежде всего, тезиса о колонизаторском характере политики советской власти в Туркестане, диссертант отмечает, что они в своих трудах очень близко подошли1?« пониманию "басмаческого" движения как национально-освободительного движения народов Туркестана против тирании большевиков.

1. СаФаров г. Я. Колониальная революция (Опыт Туркестана). Н. .

1921.

2. Алиев X. 'Басмачество и народное хозяйство Ферганы. // Военная мысль и революция, !?гз. N 4, с. 43-'¡9; Рыскулов 7. Ревог.тт и коренное население Туркестана. Ташкент.

Точка зрения Дервиша, Г. Скалова! д. Зуева,с п. ллексеенкова резко отличается не только от точки зрения предыдущих исследователей, но и от точки зрения друг друга. Правдиво отображая отдельные аспекты этой проблемы, они мастерски замаскировали суть борьбы участников освободительного движения за национальную независимость и свободу. В частности Дервиш Шазнг* Турэкулов) пишет, что "Басмачество как бытовое явление, есть продукт интенсифицированного процесса развития социально-экононических и общественных противоречий переходного времени, ломки старого докапиталистического туземного общества и зарождения нового, капиталистического. Такое определение правильно и по Формальным основаниям, ибо басмачество, как таковое. существовало еше до революции? Басмачество же наших дней представляет из себя контрреволюционную мелко-буржуазную стихию, разросшуюся на Фоне обшей разрухи и разорения и «организовавшуюся вокруг старых басмаческих шаек"^

В зо-ео-е годы, которые диссертант условно определяет как второй этап первого периода, на оценку этого сложного процесса оказал определяющее влияние утвердившийся в советском обшестве тоталитарный режим. В созданной почти за 60 лет значительной по обь-

1. Скалов Г. Социальная природа басмачества, //коммунист. Ташкент. 19£2. н 7-е. с. го-гэ.

г. Зуев Д. .Ферганское басмачество (1918-1922). В кн. : Гражданская война, т. III. И, 1924.

3. До 1917 г. в ферганской долине самостоятельную борьбу против царского правительства в крае вели небольшие отряды под руководством эргаша, Маланинбека, иермухамиадбека, Азима, Махкама Ходжи и др. Хотя они и не были так знамениты как Намаз ботир, действовавший в Самаркандской области в начале века, однако приобрели известность среди народа своей отвагой. Пройдя через тюрьмы и ссылки царской России, эти народные мстители уже в начале 1918 г. (еше в период правительства Туркистон нухторияти) были в оппозиции Советской власти и вели против нее вооруженную борьбу. Пронизанные духом ислама и национальной идеей, политические и социальные мотивы действий этих соединений сушностьно отличались от небольших групп сушествовавших до 1917 г. Подробно об этом см.: ЦГА РУз. Ф. 17. ОП, 1, Д. 336. Л. 224-228; 11ГАСА, Ф. 149, 011.1, Д. 108, Л. 161-164.

4. Дерршп, Ферганская проблема. //Военная мысль. Кн. 2. Ташкент. 1921, с. 112.

ему советской литературе по изучаемой проблеме^ восторжествовала одна концепция, названная марксистско-ленинской; плюрализм мнений, присущий 20-м годам был изжит. Однако стремление к объективности а реальному познанию истории иногда выводило некоторых исследователей за пределы строго установленных методологических рамок и приводило к выводам представлявшим определенную объективную ценность, хотя в целом они не подвергали, да и не могли подвергать в тех условиях, сомнению господствующую идеологическую концепцию.

В этом плане, по нашему мнению, супественные мысли о социальных причинах возникновения в Ферганской долине освободительного движения, его природе высказаны в работах а. Коканбаева и Т. X. Кельдиева. значительный по обьеиу архивный и другой источниковый материал, впервые введенный в научный оборот книгой а. И. Зевелева "Из истории гражданской воины в Узбекистане", позволил её автору высказать рационалистические мысли о причинах и движущих силах изучаемого движения. На основе нового политического мышления с несколько иных позиций оценивается в диссертации крупная моногра-

1. Азкз Ниалло (A.B. Станншевский). Очерки истории революции и гражданской войны в Киргизии и Средней Азии. Фрунзе, 1941; Иа-изглиев М. А. Разгром контрреволюционных буржуазно-националистических басмаческих банд в ферганской долине. Автореф. канд. ист. наук. Ташкент, 1956; Он же. очерки истории гражданской войны в Ферганской долине. Ташкент, 1961; Бабаходжаев А. X. Провал английской агрессивной политики в Средней Азии и на Среднем Востоке в период признания советского госудорства де-Факто и де-юре (1921-1921 гг.). Ташкент, 1937; Кун;онбоев А. Фаргонада Совет ¡^октшатшш ур-натиш ва муста>;камлаш ' учун кураш. Тошкент, 195я; кельдиея Т. x. Разгром контрреволюции в Ферганской и Самаркандской областях Туркестанской АССР (1918-1923 гг.). Ташкент, 1958; Алескеюа К">. н. интервенция и гражданская воина в Средней Азии. Ташкент, 1959; Зеве-лев А. И. Из истории гражданский войны в Узбекистане. Ташкент, 1959; Назаров М. х. Турхистон интервенция на ггаждонлар уруши дав-риаа (1918-1920 й. ). Тошкент, 1961; Бахсбов Н. F. Узбек социалистнк ннллати. Тошкент, 1962; История гражданской войны в Узбекистане, т. I. II. Ташкент. 1964-1970; нуруллин P.a. Советы туркестанской ЛССР в период гражданской войны. Ташкент, 1965; Р.|Джапов=> р. я. Создание и работа иодиторганов в войсках Туркестанской республики и ТУРКФРонта (1918-1920 гг. ). Авторе!-. канд. ист. наук. Ташкент, 1967; Джалилов Ш. Борьба с басмачеством в Ходжеьтском уезде (19181923 гг. ). Душанбе, 1968; Зевелев А. И. , Поляков ю. А. , Чугунов Л. И. Басмачество; возникновение, сущность, крах. И. , 1981; Икоягоь У., И. Народы средней Азии в борьбе против интервентов и пиутсрннйи контрреволюции. м. , 1934; Басмачество: социально-политическая сущность. Сб-к статей. Ташкент, 1964; зевелев а. и. , Поляков ю. а. , Шишкина л. В. Басмачество: правая истогии и вымысел Фальсификаторов. И., 1986 и др.

известного историка и, а. Иаиагдиева, которую он подвергся в свое ы^емя суровой критике. Опираясь на громадный Фактический на -терлдл архивных документов и воспоминаний, Ш. А. Шамагдиев раскрыл истинную роль краскогзчрдепцев и армянских дашнаков в трагедии мирного населения Ферганской долины и подвёл к пониманию истинных причин массового, народного характера изучаемого движения.

Охвативший оыпество с конца ао-к годов дух обновления и гласности, возрождение и польем национального самосознания породили ноьое отношение к отечественной истории. С развалом бившей "империи зла", образованием на ее территории независимых государств, включением независимой республики Узбекистан в мировое сообщество историкам представилась возможность показать истинную историю событий в ферганской долине, десятки лет трактовавшуюся односторонне. С 1990-1991 гг. в изучении исследуемой проблемы начинается новый, второй период. Он отличается активностью и плюрализмом научной кисли, новым подходом к исследованию исторических событий.

Первой попыткой в этом направлении явилась публикация Ю. Па-порова. Опираясь на новый документальный материал, в частности на доклад председателя СНК ТАССР К. Атабаева на 5 сессии 4 пленума Т/рк ЦИК 1а имя 1922 г. "О басмачестве", он впервые заявил о фальсификации советской исторической наукой истории ил/чаемого движения', затем в журнальной периодике появляется целая серил статей об исти^лолчилик царакати? а также брошюры о Еерпухаимадбеке^и Мадаминбеке?! Среди . них особый интерес вызвали исследования Ш. да-ниярова и А. Ибадинова о Иадаианбеке.

Положительно оценивая появление вышеперечисленных' работ, высказанные в них положения по отдельным аспектам изучаемого периода, следует отметить прежде всего их плодотворность в плане постановки проблем, привлечения внимания к ним научной общественности. Б це-

1. Папоров Ю. . "Белое солнце пустыни?.."// Юность, 1990, 11 1, с. 60-65.

г. Ким п., Хасанов И. Басмачество; 1921-1924 годы. //Звезда Востока, 1969, Н б, с. 141-150; Босмачилик: наки^ат ва уйдирма (давра с/^бати).//Шар^ юлдузи, 1991, N 3. 165-189-6.; дониеров Ш. "Надаминбек ким зди?"//ешлик, 1991, К 4, 24-29-6.; Акрамов А. Босмачилик х^Ракати ва унинг мо^ияти. //Хайт ва ¡нугасод, 1991, Н 7, 58 -63-6. ; Шермухамедов П. Тарихнинг вир сабоги. //Нулок,от. 1951. К в. 9; Шаисиддинов Р. Босмачилик хакнда уйлар. //нулокот, 1993. N 5-6, 7-6.

3. Алшвер Бек, Азии Даре, буис жиход, 6у»ж мужо^ид. Еэевон, 1992.

4, ИбРохин карим, надаминбек питнмока-ФалсаФий оче/к). Тош-кент. 1993; исодшюв а. КУРбоши Нэда.чинбек. Т.', 1993. ••

лом же публицистичность изложения, слабая подк.реппенность выдвинутых ими . идея и положений документальными источниками снижают их научный потенциал. Не могут не вызывать тревогу участившиеся случаи нарушения научной этики. Ряд работ, посвященных исследуемой теме, грешит явным плагиатом. Широко используя чужие работы, и в частности труды Б. Хайита, некоторые авторы пренебрегают обязанностью указывать это в научном аппарате.! диссертант критически оценивает и статью Ф. Набиева, изобилующую необоснованными заявлениями, типа "басмаческие банды не имели авторитета лер.рд труд яти-?

мися массами".

Постсоветский период оказался благотворным в исследовании изучаемой темы для Института истории АН РУз. В контексте с глубоким обновлением методологических, концептуальных. источниковых подходов к изучению отечественной истории периода 1917-1920 гг. коллективом авторов первого раздела V тома многотомной истории Узбекистана разработана новая концепция этого движения, которая пс> новому трактует природу, сущность и причины движения, его движущие силы, руководителей движения, историю его зарождения и развитие. Впервые история этого движения в ферганской долине, тоактуеиая в томе как часть национально-освободительного движения Туркестана, и названного "истиклолчилик харакати", рассматривается как самостоятельный сюжет, ему посвяиена специальная глава тема (автор P.A. Нуруллин). Эта же концепция нашла отражение в соответстзумген разделе учебника "История Узбекистана" для 9 класса* (автор д. и. н. Раджапова Р. Я. ).

Серьезными подвижками отмечено и стремление к переосмыслению с позиций нового мышления историографического наследия по изучаемой проблеме. За последнее время защищены две кандидатские диссертации по зарубежной (англоязычной) историограФш^ истш;лолчилик ха-рзкатл. Выгодно р этом плане выделяется диссертационное исследование Н. Г. Хидоятовой. Весьна плодотворна, на наш взгляд, мысль автора о том, что советологическая литература, внесшая определенный вклад в исследование изучаемого движении насчитавшаяся

1. Каримов Ш. ^афасдаги кутз орзусн. Ташкент, 1991! Унинг узч. Такдир и-'ткроблаги. //Иулокот, 1991, 11 1, 52-58-6.; косимое И. KoFa кузошик билан езилган тарик. Наманган, 19J3.

г. Набирв ф. Босмачилчкнинг тугатилгави. //Фан ва -.урмуш, 199'*. Я 1. 16-17-6.

'3. Узбекистан тагихи (1917-1993 й. ). 9-са'П учун. т., 1991.

Ч. Хакимов P.A. Зарубежная историограГля истории басмачества в Средней Азии 1917-1932 гг. Авторе». канд. ист. нэук. т.. 1992: Хидоятор-1 н. г. Блсиачесиое двилгяке в сор» ем^нн^Я сор**тпогил. ап-тор"1. кгнп. -ист. mi'K. т. , 19?'.

долгие годы лженаукой, должна занять соответствующее место в историографии изучаемой проблемы, как одно из направлений научной мысли.

опираясь на проведенный в историографическом очерке своей работы анализ трудов зарубежных историков, некоторые из которых были опубликованы в последние годы в нашей республике, диссертант также отмечает их определенную роль в исследовании изучаемой проблемы.

В частности, в крупном исследовании бывшего руководителя правительства Туркистон мухторияти Ну с таю Чукай оглы разоблачается сущность советского правительства в крае и характеризуется политика третирования народа, Устремленного к национальной независимости и свободе. *

Другой наш соотечественник, проживающий ныне в Турции, Шахо-биддин Яссавий Исмоил Щайх оглы в своей весьма специфичной книге избрал своеобразный путь освещения деятельности моджахедов в Туркестане и .в том числе, в Ферганской долине: он воссоздал характеристики более чем ста курбапи/-

Известный специалист по истории иентральноазиатских республик Гленда фрезер в своем крупном исследовании под названием "Бас-нзчи" широко освешает историю истш5лолчилик харакати во всем Туркестане, начиная от его возникновения до полного поражения в середине 30-х годов, 3

Известно, что самым крупным исследователем истории истшуюл-чилик ^аракати считается проживающий сейчас в Германии наш соотечественник, доктор Баймирза Хайит. В его трудах, опубликованных на английском, немецком, турецком языках, история истнклолчилик харакати являлась предметом постоянного внимания/'Автор на богатом документальном материале, воспоминаниях участников этого движения раскрыл сущность этого движения, как борьбы за национальную неза-рисгмоеть и убедительно доказал, что оно никоим образом не могло б!>1ь "басмачеством", весьма характерной для концептуальной позиции Б Хайита является его монография "Басмачи", которая венчает ре-

1. цуста-lo Чуклп оглы. туркгсчнн под властью Советов !К характеристике диктат н пролетариата), пари*, изп-е "»а Туркестан". ) 935 013 гугс. яз. ).

?.. Клкобкдмш Яссавий. Туркистон' a гоик гашкатлпри (на староузбекском .алфавите). ста".бгл. 1984.

3. езер г.кмта. Касиачи - i, Г1 'ид англ. яз. ). С!" 1орд. 1907.

4. y.v.nrr F. Туркестан в ::>: веко <иа ueueu. яз.). йаротт.'дт,

l гч у-, "гг: ■ . : г-: Россией г':;г"ч"1 Им турок, яз.). Ас-

зультати веек исследования ученого в зтом напраьлешш. Две статьи В, Хайитд, в которых отражены последние изыскания по истории ис ттщлолчилик ^аракати, опубликованы в нашей печати. ^

Таким образом, рассмотренная выше весьма обширна,! историогра 4-ия истории Узбекистана Периода 19)7-1924 гг. позволяет сделать вывод о том, что история истиклолчнлнк харакати в Ферганской долине изучена не полностью. В советской историографии это движение вообще не являлось предметом специального изучения, оно освещалось фрагментарно в плане раскрытия истории установления и упрочения в крае советской власти. В связи с этим основные усилия историков были направлены не на исследование истории этого движения, а скорее на историю борьбы советской власти против этого движения. к тому же в литературе прочно утвердилось мнение, что это движение было проявлением гражданской войны в крае, являлось составной частью последней, что совершенно не соответствовало природе и сущности этого движения. В целом, основная совокупность вопросов, связанных с историей этого движения, до сих пор в отечественной исторической науке продолжает оставаться неизученной. К ним, на наш взгляд, в первую очередь относятся: сущность и причины движения, социальный и национальный состав его движущих сил, количественные параметры участников и жертв движения, политические портреты крупных курбааи, их руководителей и предводителей, мировоззренческие аспекты идеологов движения, институт курултаев курбаши, деятельность созданных Надаминбеком и Шермухаимадбеком двух временных правительств и др.

Как омепалось выше, в зарубежной историографии основное внимание было уделено воссозданию истории саиого движения. Однако утвердившееся в ней многообразие оценок изучаемого движения, как-то "национально-освободительное движение", "антисоветское, антибольшевистское движение", "антирусское движение", "религиозное или национальное движение", свидетельствует также об имевшихся проблемах в исследовании истории этого движения и назревшей задаче ее воссоздания. Учитывая это, диссертант избрал темой исследования историю истиклолчилик харакати в Ферганской долине в 1918-1924 годах.

цель и задачи исследования, обшиа замысел диссертационной работы определен актуальность« поставленных вопросов: воссозданий

1. Завит В- Туркистошм ииллии куг-зв таишишнг асос нанбаяа •

И1 //Орк, II 19. 1990 йил I октябрь; Он *е, Басмаческое движение. //

31Ч-Ь/!Д ¡5ССК,К<1, 1902, и 1, с. 97-105.

истории истицлолчилик харакати в Ферганской долш)е. " Достижению этой целевой установки призвана содействовать реализация следующий конкретных задач:

- выявление причин возникновения исти^лолчилик харакати в долине;

- исследование эволюции движения; его начало, ход, основные процессы и тенденции; установление его периодизации;

- анализ движущих сил исти^лолчилик ¡;аракати в социальном и национальном плане; уточнение обшей численности участников движения;

- характеристики деятельности руководителей движения; воссоздание их политических портретов;

- выявление духовных наставников и идеологов исти^лолчилик царакати: раскрытие роли дкадидов и испанских духовных деятелей в освободительном движении;

- изучение сущности и значимости организационных форм движения; института курбаши и курултаев, правительств созданных государственных образований; "Фаргона муваккат иухторият у,укумати" во главе с надаминбеком и "Туркистон-турк муста^ил ислом жумхурияти" во главе с Иермухаммадбеком;

- раскрытие суыности политики большевистских правительств России и Туркестана по отношению к истиклолчилнк харакати;

- вскрытие природы противоречий между руководителями истш$-лолчшшк ^аракати;

- осмысление причин поражения движения,

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАНКИ ИССЛЕДОВАНИЯ охватывают Февраль 19181924 гг., представлявшие первый период из почти двухдесятилеткего национально-освободительного движения в Туркестане, Он включает в себя историю зарождения и развития истицполчилик харакати в Ферганской долине вплоть до его временного поражения в конце 1924 года. Этот период движения отличается массовым, всенародным характером: национальная неприязнь большевистского режима и советского строя переросла в вооруженное восстание за свободу Родины. По характеру и накалу борьбы, движущим силам движения, его руководству, организационным Форман, тактическим действиям эти годы, на наш взгляд, составляют особый, самостоятельный период истории изучаемого движения и могут быть избраны объектен специального исследования.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РАЖИ РАБОТЫ охватывает ферганскую область Туркестанской АССР, то есть всю ферганскую долину, в ферганскло долин* входили кроме ферганской. Андижанской. Нананганской областей современной республики Узбекистан, также области Кыргызстана и Таджикистана (Ходжентская и Отекая).

НСТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДИССЕРТАЦИИ определена "новым полита -. ческим мышлением, теорией и методологией анализа общественных процессов. накопленных мировой наукой. Ведущей научной, концепцией диссертационного исследования является цивилизационяый подход, в отличии от марксистской концепции с ее господствующей идеей о классах и классовой борьбе новая научная концепция, с ее признанием приоритетности национальных ценностей, стиля и способа жизни народа, руководствующегося своим комплексом знаний, с^оей философией жизни, дала возможность выработать новые критерии оценок всей совокупности проблем изучаемого движения.

Новый концептуальный подход предопределил потребность в инвентаризации понятийного аппарата научного исследования. Прежде всего это касается терминов "басмачи" и "басмачество". Слово "басмачи" происходит от древнетюркского "босмо^" (нападать). Туркес-танцы, ведшие борьбу с царизмом, а позже с большевизмом, никогда не называли себя "басмачами". Термином "басмачи" среди населения назывались преступные элементы, не имеющие никакого отношения к военным группировкам. Вместе с тем не противоречит логике обозначение этим термином захватчиков чужих земель. Сами же участники изучаемого движения, по воспоминаниям Шермухаммадбека, • называли себя "курбашилар"".

Следует также отметить, что в периодике и архивных документах за 191в - середину 1919 гг. нигде не встречался термин "басмачи". Участники движения именовались, к.ак "разбойники", "шайка", "бандиты".С середины 1919 года сначала в прессе, а затем и в официальных документах стал широко использоваться термин "басмачи", "басмачество".^ Эти термины фальсифицировали % ' сущность • национально-освободительного движения. принижали значение' борьбы

1. См:: га Ферганская область. Ф. 121, оп. 1, д. 28, л. ?.г; д. 31, л. 153-157; д. 220, л. 27-28; ИГА Узбекистана. Ф. 17, оп. 1, д. 14. л. 74 -75: Ф. 25,' 0П.1, д. 80, л. 6-7,- 11гаса. Ф. 149, д. 58, л. 143; д. 105, л. 33-103.

г. см.: цглса. ф. 149. оп. 1, .а. гг. л. ит; д. 75, л. га; д. юэ. л. 161-164; Ф. юо, оп. з, д. 163, л. 83.

нашнк предков против ига царизма и большевизма и ставились вровень с такнчч понятия™ как "бандитизм". "разбойничество". Идеологи коммунизма подобную терминологию использовали также к национально-освободительному движению коренных народов до 1917 года.

диссертант, учитывая истинную сущность изучаемого движения, поддерживает инициативу ученых Института истории ан РУз о его переименовании. В диссертационном исследовании оно названо "истиклолчилик >;араклти". а его участники "истиклолчиллр".

обзор источников, основными источниками исследования явились агкипные материалы. Они в основном отложились в ферганском областном государственном архиве (ГАФО) - фонды в, 60, 121, 229, 435; центральной Государственном архиве Республики Узбекистан (ЦГА Узбекистана) - Фонды 17, 25. 31, 36, 39. 344, 945; архиве аппарата Президента Республики Узбекистан (АЛПР Узбекистана) - Фонды 25, 60: бывшем Центральном Государственном архиве советской армии (цглсА) - Фонды 110, 149, 265, 278, 28113. 25859; а также в архиве 1ШК Института истории "Урта осиедаги истиклолчилик харакати".

Часть архивных материалов опубликована в сборниках документов. ^

По происхождению и несущей информации архивные материалы представлены несколькими группами:

1. Письма, воззвания руководителей истиклолчилик харакати. курбаши и их наставников;

2. Директивные указания, официальные документы органов советской власти, развязавших борьбу против исти^лолчилар;

3. Стенографические отчеты и протоколы съездов и пленумов Советов Туркреспублики;

4. Справки о ходе боевых действий, данные о состоянии борю-иихся сторон;

5. документы со сведениями о численности погибших, раненных и взятых i) плен участников движения;

6. многочисленные списки курбаши, информация о них, их характеристики;

7. Статистические данные комисии по борьбе с голодом.

1. иностранная военная интервендкл и гражданская война в <:ггпн'>й Азии и Казахстане. Документы и материалы, т. 1,11. Ал-• дм, 1963-1964; Победа октябрьской революция в Узбекистане. Сб. ... • г П. Ташкент, 1972; Хроника событлй Октябрьской революции в ■ >',ктане. кмс.рь 1917 г. - июль 1910 г. Талкент, 1975; Хроника . f..;i'¡i гр.1.гяанскоП войны в Узбекистане. Ташкент, 1991.

Для понимания сущности, дели движения важное значение имело изучение писем, обращений, воззваний руководителей движения: 31>гэ ша, Иаламиьбека, Шермухаммадбека, а также курбаши отдельных соединений и отрядов, как то Зшмата бойвачча, Рахмопкула, Султана, Салима пошшо и других. Следует особо отметить необходимость системного изучения сводок о боевых действиях п Ферганской долин?, сведений о количественных параметрах истиклолчилик харакати, характеристик советского командования более чем 200 курбаин, снт ков с именами сотен курбаши. Эти документа легли в основу воссоэдаыит истории истиклолчилик харакати.

Несомненную информационную ценность представляет и такой вил источников, как воспоминания участников изучаемых событий. Опубликованная мемуаристика представлена двумя группами: советской и зарубежной. Из первой группы, на наш взгляд, выделяется своей объективностью сборник материалов "Война в песках".^ Вторая группа представлена воспоминаниями, опубликованными сначала за рубежом, а

затем и в республике, авторы этих мемуаров - известные деятели

о

изучаемого периода: эмир Сайд Алимхая,'- Нустафо Чукай оглы,^ Ахмад Заки Валидна,'1 Мунаввар Коры,''3 Апихонтура Согуний°и др.

Вместе с тем в диссертации также использованы воспоминания очевидцев тех дней, записанные автором во время его экспедиции в Ферганскую долину в 1991 году, воспоминания жены надамиибека Сао-датхон ая, родственников Шермухаммадбека и других помогли уяснит« атмосферу тех грозных и противоречивых времен, восполнить характеристики некоторых курбаши, создать их политический портрет.

научная потаил исследования, с позиции нового мышления и на основе, критического осмысления и обобщения значительного массива архивных материалов, зачастую впервые вводимых в научный оборот, мемуаристики и всего историографического наследия по изучаемому периоду, диссертант впервые в отечественной исторической пауке воссоздал историю истиклолчилик харакати в Ферганской долине.

1. Война в песках, материалы по истории гр-й войны к XII тому. М.. 1935.

2. Анир Сайд Олимхон. Бухоро хал^ининг хасрати тарихи. Тош-кент, 1991.

3. Нустафо чукай угли. Исти^лол жаллодлари (191Т йил яотига-лари!. тошкент, 1992.

4. Заки валиди Тугон. Хотиралар. //шащ влдузи, 1993. Н 3-6. Т-в.9

5. Иунаввар Кори. Хотираларии.//Турон тарихи,. 1992-1994. Н 1-3

6. алихоптурл согуний. Туркистон кайгуси. //Ёпшик. 1992, ЙЗ-4, 5-я

Впервые объектом исследования изучаемой проблемы стали такие сюжеты, как: развитие общественной жизни ферганской долины в кснце XIX - первых десятилетий XX вв. в условиях господства режимов, чуждых традициям, нравственным и духовным ценностям, политическому и экономическому опыту, менталитету коренных народов; движущие сила и их численность; руководители и идеологи движения; институт курбаши; отношение общественности региона к движению; ход боевых операций, причины временного поражения и др. На основе изучения этих аспектов движения диссертант выдвинул в работе новые в отечественной исторической науке научные положения и идеи: о всенародном. массовом характере истицлолчилик харакатн и его месте в истории национально-освободительной борьбы народов Туркестана за свободу и независимость; о поддержке и помощи движению со стороны джадидов, интеллигенции, улема, национал-коммунистов; влиянии на развитие движения личностного Фактора - авторитетности его предводителей; роли курултаев курбаши в организационном сплочении истиц-лолчилик х,аракати; значении созданных Надаминбеком и Шермухамкадбе-ком "Фаргона муваадат мухторият хукумати" и "Туркистон-турк нустакил ислом жум^урияти", как воплощения идеи создания национальной автономии; боевой выучке курбаши и джигитов, своеобразии их военной тактики и др.

В диссертационном исследовании сделана попытка определить общее число погибших, раненных, пленных участников движения, размеры эмиграции за рубеж; восстановлены имена нескольких сотен курбаши, созданы политические портреты руководителей движения и некоторых курбаши.

Краткий экскурс освободительного движения в 19Н5-1935 гг., включенный в диссертационное исследование, позволил автору реконструировать историю истиклолчилик харакати в 1916 - середине 1930-х годов, от его зарождения до полного разгрома, познать логику внутренних закономерностей его развития, выявить Факторы, определившие его взлеты и падения, опираясь на результаты этого познания, диссертант предложил свою периодизацию истиклолчилик царакати.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ДИССЕРТАЦИИ. Исследование посвящено переломному и богатому драматическими событиями периоду в истории народов Узбекистана. Его эмпирический материал и научные обобщения, выводы и идеи создают определенные предпосылки для более глубокого исследования соответствующего периода отечественной истории, .а также могут быть использованы при разработке учебных курсоь, пособий и программ для высших учебных заведении, колледжей, школ.

АПРОБАЦИЯ Рлвотн. Диссертация обсуждалась на заседаниях НИК по истории "Урта Осиедаги истиклолчилик ^аракати" Института истории ан РУз, Основные положения исследования изложены в опубликованных автором статьях. По различным аспектам исследуемой проблем« диссертант выступал на ежегодных научно-теоретических конференциях молодых ученых и специалистов Института истории, а также на второй межрегиональной конференции историков (октябрь 1993 г.),

структура диссертации. Работа состоит из введения,»двух глав, заключения, а также списка источников и использованной литературы.

основное содержание диссертация

ВО ВВЕДЕНИИ обоснована актуальность исследуемой проблемы, охарактеризована степень ее разработанности, дан обзор источников, определены цель и задачи, а также методология, хронологические и географические рамки исследования, показана научная новизна и практическая значимость диссертационной работы.

В ИЕРШП ГЛАВЕ "Сущность истиклолчилик харакати в Ферганской долине" анализируются причины возникновения движения за независимость в ферганской долине, его движущие силы, социальный и национальный состав, деятельность его крупных руководителей, политический облик курбаши, идеологов и вождей сопротивления.

Факт, что истиклолчилик харакати "началось с разгрома правительства туркестанской автономии", * признавался почти всеми советскими историками. Диссертант также исходит из того, что это событие определило начало движения, вместе с тем считает, что оио было лишь поводом, основные причины его возникновения были более глубокими и коренились в последствиях завоевательной политики царизма и установленного на земле Туркестана колониального^ резина. ДО 1917 г. на земле древнего Турана национально-освободительное движение оставалось постоянным фактором его общественной жизни. Наиболее яркие страницы в самоотверженную борьбу за свободу и независимость вписали жители древней Ферганы. Насильственная ликвидация национального правительства Туркестанской автснонии били восприняты ими как ешё одно проявление попрания их национальной

1. игл Узбекистана. Ф, 17, оп. 1, д. 90, л. 329.

гордости, дерганцы, получив доказательства отсутствия возможности мирным путей осуществить свое право на самоопределение и независимость, вынуждены были взяться за оружие, чтобы защитить свое естественное право на свободу. Первые же "социалистические" преобразования советской власти Туркестана и России в экономической, политической и духовной сферах, а также развязанная в ответ на возникновение истик,лолчилик ^аракати политика террора советских органов и воинских Формирований против мирного населения в Фергане лишь придали этому движению особую остроту и массовый размах.

По ннешио диссертанта, незыблемой идеей, пронизывающей движение на всем его протяжении - была идея национального суверенитета и независимости всего Туркестана. Несмотря на подъемы и спады ис-тиклолчилик харакати, изменение состава его Участников, привнесение вторичных интересов в движение и целую совокупность объективных и субъективных Факторов, влиявших на расстановку его сил. основная цель движения оставалась неизменной - независимость Туркестана.

Основной движущей силой движения за независимость в ферганской долине были дехкане, поденшикл, чайрлкеры, ремесленники и сапожники. По утверждению одного из руководителей Туркреспублики, в движении за независимость "участвовали дехкане и ремесленники". ^ К ним присоединилось большинство жителей городов: выходиы из состоятельных слоев - торговцы, баи, духовные лица - шпаны. муллы, дер-виаи. В состав участников движения входили и представители интеллигенция - активные деятели общественной жизни Туркестана, опытные политики с практическим опытом борьбы за независимость Родины. В основном это были выходцы из джадидского движения.

Истицлолчилар в основном были представлены коренным населением - узбеками, киргизами, таджиками, казахами, туркменами, а также уйгурами, персами, цыганами. Но ь рядах движения было немало и русских офицеров, а также турецких и афганских военнкк.

Об обаем числе участников движения в литературе приводятся противоречивые сведения. По данным исследований советских историков численность участников колебалась от 0 до 60 тысяч человек. Английский историк Г. фрезер, ссылаясь на воспоминания букарского эмира Сайда Алимхана, пишет, что в ноябре 1922 г. численность советских вооруженных сил в Туркестана доходила до ста тысяч человек. Против них действовали 60 тыс. или гитов, з том числе в ферганской долш.е - 26 тыс.^ По мпешю диссертанта эти данные близки к

1. КГА Уи'ЧЧ'.^тгпа. Ф. 1Т. оп. 1, л л. 375.

г Г. Глснапи - II. с. 7- м.

истине, они подтверждаются архивными • документами, Как отчч-т председатель Турк Цйк и. Хидиралиев, численность борцов за неззт: сииость в сентябре 1920 г. "по некоторым сведениям составляла то тыс. человек и порождала панику",!

В главе диссертации предпринята попытка уточнить статистку людских потерь в изучаемый период. Б. Хаяит пишет, что общие потери туркестандев, Убитыми, взятыми в плен и тяжело раненными, составляло 700 тыс. человек. Вместе с тем красная агмия к !920 г, лишилась 68 тыс, своих солдат и оФиаеров.^В свою очередь п>. яссприй подчеркивает, что в течении 1920-1935 гг. из Туркестана эмигрировало приперно евьвзе 2 миллионов человек.^ Эти данные приведены п диссертации, но сличены и сопоставлены с архивными документами, В одном из них читаем: "на многолюдном митинге в июле 1921 г. член военного совета Ферганского Фронта Березин "торжественно" объявил, что по официальном сведениям штаба в борьбе против басмачей (борцов за независимость - К. Р. ) убито 250 тыс. человек, но эти даннче занижены и не отражают реальную истину".^ Примечательно, что и в секретном сообщении И. Хидиралиева, относящемуся к этому периоду,

приведена эта же пиФга и в дополнение подчёркнуто, что "в Фергане

ч

убито несколько сот тысяч местных жителей".

Кгоие того, огромные людские потери связаны со стравимм голо -дои в Ферганской долине в 1918-1954 годах. В результате вш'ерлн целые деревни, опустели города. По сведениям Ферганской комиссии по ликвидации последствий голода в 1917-1923 гг. унггло более одного миллиона человек. 0

Подводя итоги своим подсчетам, диссертант заключает, что в 1910-1924 гг. уперло от голода в Ферганской долине один миллион челорак и не менее 500 тыс. человек было истреблено красноармейцами. Если население Ферганской области в 1915 г. составляло 2,2 миллиона человек, то к концу 1924 г. оно насчитывало 500 тыс. человек. Таким образом здесь за 10 лет погибло примерно 1.7 миллиона человек.

Значительное внимание в главе уделено освещению политических портретов крупных курбгши и предводителей движения. Несмотря на то, что движение не испытовало нужды в крупных, прославивших борь-

1. игл Узбекистана, Ф, 17, оп. 1, д. ззэ, л. ггч-гчо

г. Хайит П. Туркестан в XX веке, с. 201-202.

• 3. Яссапий Е. Туркистон аччик хакикатлари, во-103-е.

4. ЦГА Узбекистана, ф. 17, оп. 1', д. 336, л, :!42-3'И.

5. КГА Узбекистана, Ф. 17, оп. 1, с. д. за, д. чз (с. гопп).

6. нгл Узбекистана, Ф. 17, оп. 1, д. 947. л. 201,

- го -

бу за независимость своим геройством и самоотверженностью, руководителей, оно, по заключению диссертанта, до самого конца не имело единого центра, котя такие курбаши. как хичик и катта эргаши, иа-дампнбек, Шермухаммадбек. ислам Пахлавон, Ярмат Нахсум и даже Хал-ходжа Ишан и Мухиддинбек, возглавляя движение на отдельных этапах, прилагали значительные усилия для его централизации и объединения.

Признанным руководителем, истинным вождем борьбы за независимость в Ферганской долине бьк Мадаминбек. В его личности сочетались качества, присущие государственному и политическому деятелю и полководцу. Мадаминбек ввел в ферганской долине альтернативную органам советской власти систему политического управления. "Он умело использовал наши недостатки и ошибки руководства. У него был свой "аппарат управления", свой трибунал, свой "генштаб", он издавал законы". отмечал один из его врагов Граматович. Только Эргашу и Шегмухаммадбеку также удалось внедрить подобную систему управления. Нэдаминбек, подчеркивается в диссертации, придал войскам ис-ти^лолчилар вид единого, организованного воинского соединения, среди его солдат была сильная военная дисциплина. Надаминовны сани ловили и жестоко наказывали мародеров и грабителей мирного населения. "Поставивший перед собой задачу свергнуть советскую власть и восстановить ферганскую автономию, Мадаминбек обладал качествами искусного политика и предприимчивого организатора",2 - подчеркивалось в одном из документов.

Шермухаммадбек курбаши такг.е с первых дней движения вступил на поле битвы за независимость. Его лозунг "Туркестан - край тур-кестанцев, никто кроне них не имеет права властвовать над ним!" -вдохновлял на борьбу подчиненные ему отряды курбаши.

Политические портреты курбаши были вырисованы в официальных советских документах изучаемого периода. В одном, "совершенно секретном" документе, составленном осенью 1923 г. сотрудниками особого отдела советского командования, дана характеристика 181 курбаши (в районе Коканда - 33, Иаргилана - бб, Намангана - 46. Андижана - 24, Алапскон оазисе - 5, ошском уезде -7). действовавший в тот период в ферганской области против советских войск. ^ В характеристиках отмечались сильные и слабые стороны курбаши. отношение населения к ним. В диссертации анализируется несколько таких сшн'ков кур б шли. Значительный информационный материал заключен в списке £30 курбаши. побежденных и выведенных из строя в период с

1. Г" I' лесках, с. 202. г. 'м'г'хг.л ф. 149, д. 106. л. 161-162.

:г;л.;.л. ¿.сей?, оп. 7, д. 64. 107-147

-Hill июня но Ч ноября 1923 года. ^

Наибольшую трудность для изучения представил вопрос об ¡¡дойных руководителях, идеологах истиклолчилик харакати в Фергане. Ь отечественной исторической науке эта проблема освещалась слабо, да к тому же подверглась сильной фальсификации. Опираясь на анализ имеющегося документального материала, диссертант пришел к заключению, что между джадидами и уламочилар (духовентство) шло острое соперничество за идейное руководство движением за независимость. Если на первых порах было сильным влияние джадидов (членов "Иурои Целом", "Иттиход ва тара^кий", "Ииллий иттиход", Миллий истпцлол") на руководителей движения, то в ходе борьбы преимущество оказалось на стороне духовенства. Об этом свидетельствовала и сиена лозунгов руководителей моджахедов: превалирующим стал лозунг "Жихад-ва газават". Все это начало сказываться на характере национально-освободительного движения, оно под воздействием Фанатичных руководителей духовенства стало ограничиваться во многих случаях идеями ислама. Не последнюю роль в дальнейших судьбах движения сыграл совершенный несколько позже переход большей части ишанов и каэиев на службу Советам. И хотя главная цель истиклолчилик харакати - национальный суверенитет и независимость Туркестана оставалась неизменной, подобные случаи значительно осложняли движение, создавали преграды для его расширения.

Имеющийся в распоряжении автора документальный материал позволил впервые в отечественной историографии изучаемой теми поставить вопрос о роли курултаев курбаши в истории истиклолчилик харакати. По мнению диссертанта, в 1918-1923 гг. прошло более 10 курултаев курбапш, действовавших в ферганской долине. Они явились определявшей организационной формой движения: на ннх избирались руководители моджахедов, определялись дислокация и сферы влияния отрядов курбаши, вырабатывалась тактика действий.

ВТОРАЯ ГЛАВА "Основные этапы развития истиклолчилик харакати в Ферганской долине (февраль 1918 - 1921 гг.)", составляющая основную часть диссертации, посвящена анализу хода непосредственно самоа борьбы участников сопротивления с действующими частями советских вооруженных сил.

Как отмечалось ранее, разгром Туркестанской автономии в Феврале 1918 г. положил начало организационному оформлению движения за независимость в Ферганской долине, "придал ен/ националь-

1. ГАФО, Ф. 435, оп. 1, Д. 216, Л. 117-118 Обр.

цу», окраску и вид"Д Таким оеразок. начало вооруженной борьбы за независимости против советской власти и большевистского режима в Туркестане определяется в диссертации последней декадой Февраля 191в года. Создание первых групп борцов за независимость связано с именами Кичик и катта Зргашей, выходцев из села Бачкир. Кокандский уезд с центром Бачкир стая первым опорным пунктом истиклолчийик каракати. В Скобелевском уезде Факел борьбы за национальную независимость заьег бывший начальник Наргиланской милиции Мухакмад диинбек Лхмадбеков - Мадаминбек. К марту 1916 г. в Ферганской долине действовало свыше 40 отрядов самостоятельных курбаши: а окрестностях Наргилана - Иермухаммадбек и Нуриухакмадбек, в Наман-ганскои уезде - Аман Пахлавон, кабул, Сотиболды Казы и Рахмонкул. в окрестностях оша - Халходжа, в Андижанском уезде - Ах/нжон. в окрестностях города Андижана - Парии курбаши, в селе Бувайда Ко-кандского уезда - Зшмат курбаши, в селе Урганжи - Умар Чоли, в селе Найнанча - Айбола, в Узгене - Джанибек Казы, в Наукате - Иухид-2

динбек. Ферганские борцы за независимость и свободу своей Родины были широко поддержаны и бдагословоеиы местный населением. Опираясь на архивные документы, диссертант уточняет данные о численности участников движения: под предводительством Зргаша курбаш осенью 1918 г. действовало ТО отрядов курбаши с чиленностью бойцов от 20 до 1800 человек в каждом. В октябре того же года войско Зргаша курбаши насчитывало 15 тыс. человек.13 Как отмечает Б. Хайит, в 191а г. под началом Эргаша курбаши было тыс. джигитов (в некоторых источниках - 20-24 тысячи). Иадаминбека - 5 тыс., Шерму-наммадбека - 6 тыс. . халходжи - свыше 3 тыс. , Амана Пахлавона -свыше 2,5 тыс., парпи курбаши - 3,6 тыс., Иухиддинбека - 4.5 тыс., Нуриухаммадбека - '3, 8 тыс., Джанибека - примерно 5, 7 тыс. джиги-•юв.^ Таким образом, под началом 9 крупных предводителей в движении участвовало 52,2 тыс. человек.

После перехода- в конце 1916 г. общего руководства истш$лолци~ лик царакаги к Надаминбеку, Эргаш курбаши и некоторые его крупные курбаши отказались подчиняться новому предводителю. Осложнились отношения Иадаминбека с Холходжои Ишаком. Как подчеркивается в диссертации, к началу 1919 г. в Ферганской долине образовались два крупных центра исти^лолчилик хдракати. первый центр - под руко-

1. ИГА Узбекистана, ф. 17,. оп. 1, д. 336, л. 224.

2. Об этом си. : э. Валидий тугон. Бугунг.и Турк эли (Туг-кистон) Ьа яцин тарихи. Стамбул. 1947. 366-6.

3. аанр Узбекистана, ф. 60, оп. 1, д. 49, л.'? оор.

4. хаиит Б. Басмачи, с. ее.

- гз -

ведством надамлибекл, охватывал Скобелевский, Андижанский и Нэнан-ганский уезди. Резиденция Надаминбека располагалась в селе Гагбуяа Ташлакского района, недалеко от города МаргиланаД численность воинского соединения Надаминбека в Феврале 1919 г. превышала 20 тыс. человек, второй центр - под руководством Катта Эргаша, охватывал Кокандский уезд, ставка его располагалась в селе Бачкир Янгнкур-ганской волости.'-'

24 января 1919 г. отряды под руководством Надаминбека напали на город старый Маргилаи. Надаминовиы, численностью свыше юоо человек, удррж-ивали город в своих руках в течении 2 суток, Здесь на площади Урда Таги Надаминбек держал совет с представителями наро-

4

да. В апреле 1919 г. в Намангане и окрестностях города Кокаила развернулись ожесточенные сражения между отрядами Надаминбека и частями красной армии. Победу одержали воины Надаминбека. В это же время шли активные переговоры между ним и руководством крестьянской армии, расположенной в Ферганской долине, об объединении сил в борьбе с советской властью. Договор между Иадаминбеком и К. Нонс-тровым, командующим крестьянской армией, был подписан I сентября 1919 года:3 Главнокомандующим объединенной армией стал Надаминбек.

Истиклолчилик харакати в Ферганской долине в конце лета -осенью 1919 г. достигло своего апогея. Объединённые войска надаминбека и крестьянской армии представляли реальную силу для свержения советской власти в Ферганской долине. В начале сентября ими были заняты города Джалалабад, ош, Старый Иаргилан. началась осада крупного стратегического города Ферганской долины - Андижана. Однако здесь войска Надаминбека, державшие в волнении Ферганскую долину в течении месяца, потерпели поражение.

однако надаминбек, впервые познавший горечь поражения, не был сломлен. 22 октября 1919 г. на курултае курбашн в памирском ауле Иркешган было образовано "фаргона мувак^ат мукторият хукумати" -Ферганское временное автономное правительство под руководством На-даиинбека. В состав правительства вошли 16 мусульманских и 8 русских представителей, всего 24 человека. ° Главой правительства был назначен надаминбек. здесь же он был вновь утвержден главнокомандующим воинскими соединениями движения. Поздней осенью 1919 г. под

1. ЦГАСА, ф. 110, ОП. 3, Д. 163, Л. 83.

2. ЦГАСА, ф. 149, 0П. 1, Д. 191. Л. 10.

3. ЦГАСА. ф. 149. Д. 16, Л. 12.

4. ГАФО, Ф. 121, ОП. 1, Д. 217, Л.'34.

5. ЦГАСА, Ф. 149. ОП. 1. д. 51, л. 115. 126.

6. ЦГАСА, ф. 149. ОП. 1, Д. 51, Л, 77.

началом Надаминбека было около 30 тыс. джигитов.-' v Шермухаммадбека в это время было го тыс., у курбаши эргаша - 8 тыс. бойцов.^ Эти три полководца возглавляли военные действия в Ферганской долине.

Убедившись, что военными средствами с движением за независимость в Ферганской долине не покончить, советское руководство уже весной 1919 г. приступило к осуществлению ряда политических мер, в частности было объявлено об амнистии сдавшимся участникам движения. Однако органы советской власти не выполнили свои обещания. Большинство сдавшихся курбаши были казнены, брошены в тюрьмы или пропали без вести при неизвестных обсьоятельствах.

Зимой 1919-1920 гг. и весной 1920 г. исткцлолчнпик ^агакати в Ферганской долине продолжалось в сложных условиях. На борьбу с вооруженной оппозицией в Фергане были брошены прибывшие войска Турк-фронта, их теперь возглавляли Турккомиссия и лично командующий ТуркФронтом Фрунзе. Обладая преимуществом в вооружении и живой силе, воинские соединения красной армии развернули массированное наступление на крупные центры сосредоточения боевых сил движения.

Стремясь увести силы сопротивления из-под разгрома. Мадамин-бек согласился на мирные переговоры с командованием советских вооруженных сил в Фергане, с заключением мира б марта 1920 г. между Надаминбеком и советской властью, в Ферганской долине наступило временное затишье.

Однако движение за независимость не прекращалось и в это время. А с мая 1920 г. истицдолчилик харакати в ферганской долине вспыхнуло с новой силой. Начался его новый этап. Его вдохновителем и организатором после убийства Надаминбека стал Шермухаммадбек. По его инициативе 3 мая 1920 г. было образовано "Туркистон-турк мус-так;ил ислом жумхурияти" (сокращенно "Туркистон мувак^ат чукумати") - временное правительство Туркестана. Это правительство сыграло важную роль в.истории движения за свободу в Ферганской долине.

Шермухаммадбек. не ограничившись объединением действующих курбаши под своим началом, приступил к созданию новых отрядов курбаши. В июле 1920 г. в направлениях Гарбува-Язявон. Янгичек-Булакба-ши. Шахрихан-Дурман-Заркент, Язявон-Мингбулак^развернулись ожесточенные бои между борцами за независимость и красноармейскими Формированиями. Обеспокоенное размахом движения командование Туркфрон-та. отказавшись от ганее декларированного им же сочетания боевых операций с тактикой политического компро;,исса, шизнало единствен-

'!. ГА<*0. Ф. 475, оп. 1, д. 220. Л. 102. г. Г.ГАСА. Ф. 110, са. 1. д. 43, Л. 139-140,

3 ;:гас'\. ■! но, оп. 3, д. 310, Л. 54-66.

но приемлемым средством борьбы с истш^лолчилар военную силу, язшс оружия. ТуркЦИК приказом от 1Т августа 1920 г. установил в ферганской области военную диктатуру,^ ликвидировав ревком.2 Вся власть в ферганской области была передана военному совету 2-й Туркестанской дивизии. J

Истинную сущность истицлолчилик ¡^аракати Еынуждены были признать и'представители советского командования. 8 августа 1920 г. командир 2 Туркестанской стрелковой дивизии Ф. Д. Карпов в разговоре по телеграфу с И. в. Фрунзе откровенно заявил: "Борьба в Фергане не есть борьба с разбойниками, здесь-борьба является с организованным восстанием туземцев против советской власти. Басмачи понесли колоссальные потери в прошлой операции, в настоящее время их ряды внозь пополнились, даже больше, на каждую винтовку имеется пять кандидатов"/}

Летом и осенью 1920 г. истиклолчилик ^аракати усилилось и расширилось. Против бойцов сопротивления-одновременно вела боевые действия более чем зо-ти тысячная армада воинских частей Красной армии.0 s-я и 9-я конные бригады Ферганской армейской группы 1 Февраля 1921 г. перешли в наступление против главных сил шермухаммаа-бека, Алияра. Мама Рузи, находившихся в направлении Шахкмардана, Каравула, Кызыл -Кии. °

Но развернувшиеся широкомасштабные репрессии и военные действия также не смогли сломить бойцов сопротивления. По "совершенно секретным" сведениям штаба армейской группы Ферганы, в июне-сен-• тябре 1921 г. в области действовало свыше 200 отрядов курбаши'/ Большевистский режим ужесточил свои действия. 13 сентября 1921 г. в ферганской долине было введено чрезвычайное положение. ^ Командование ТуркФронта выдвинуло лозунг: "Если враг не сдается, его уничтожают". В ноябре 1921 г. Туркбюро установило в области поенную диктатуру. Военным диктатором области стад член РВС ТуркФронта П. И. Баранов. В Феврале 1922 г. диктаторская власть в Ферганской области была ликвидирована. Ее место занял только что созданный РВС Ферганского фронта.

1. цга Узбекистана. ф. 1т, оп. 1, д. тог, л. 125.

2. ИГА Узбекистана, ф. ГГ, оп. 1, Д. 236, Л. 276-280.

3. ИГА Узбекистана, Ф. р-1264, он. I, д. г, п. в9.

4. ЦГАСА, ф. 1!0, ОП. 3, Д. 309, Л. 7-10.

5. цга Узбекистана, ф. 17, оп. 1. д. 90, д. ззз.

6. ЦГАСА, Ф. 273, ОП. 4, Д. 331, Л. 27.

7. ЦГАСА, там же, Д. 493, Л. 6-15.

в. ЦГАСА, ф. 278, ОП. 1, Д. 90, Л. 90.

Специальная комиссия ьо главе с председателем СНК Туркестана К. Атабаевым (члены комиссии В. Врачей, И. Хидиралиев)/ прибывшая в Фергану 15 Февраля 1922 г. столкнулась с жестокой действительность»: ужесточение тактики борьбы с вооруженным сопротивлением обернулось неисчислимыми бедствиями для мирного населения, ввергнутого в бездну страданий, страха, гонений, лишений. Обвинительным документом политики советского правительства и военного командования Туркестана в Ферганской области стал доклад лтабаева, с которым он выступил 18 июля 1922 г. на 5 заседании 4 пленума ЦИК Тур-о

кестана.

В 1922 г. движение за независимость продолжалось еще в более сложной обстановке. Созданные по решению Ферганского обкома партии от 13 Февраля 1922 г. многочисленные "летучие отряды истребителей" развернули поистине террористические операции, выполняя приказ о полном уничтожении в кратчайший срок отрядов истичлолчнлар. Тысячи членов семей моджахедов были взяты в качестве заложников и брошены в тюрьмы. Область была покрыта сетью репрессивных органов: по постановлению Средазбюро ЦК РКП(6) от 23 июля 1922 г. были образованы особые фронтовые комиссии для борьбы с нстицлолчилар, в области и уездах созданы особые'"политические тройки".

Но участники сопротивления не сдавались. Они отчаянно боролись за свои идеи. В приказе командующего войсками Ферганской области от 5 июня 1922 г. отмечалось: "Движение вместо убывания, с каждым годом все более усиливается"'?

Однако к копну 1922 г. в результате широкомасштабного военного натиска большевистского режима, развернутого против движения за независимость, положение моджахедов резко ухудшилось. Диссертант заключает, что с роспуском временного правительства Туркестана во главе с Шермукаммадбеком и с его уходом из Ферганской долины в последние дни декабря 1922 г. завершился второй этан не тиклолчилнк харакати.

На третьем этапе борьбы за свободу и независимость. <1923-1924 гг.) движение претерпело серьезные изменения. Сказалось отсутствие крупного, авторитетного руководителя. Каждый курбаыи считая себя хозяином занимаемой территории, действовал самочинно и изолированно. Разобщенность курбашн не замедлило сказаться на боевик возможностях движения. Советские вооруженные сипы области, боеьая ноть

1. ЦГА Узбекистана, ф. 1Т. оп. 1, д 336.-д. азе.

2. Подробно об этом см. : цга Узбекистана, ф. 17, оп. д 30, Л. 525-346, чЭ4-49Ь. 516, 700-710, 7гЗ-1£1>. .

3. ПГАСЛ, ф. 26113, оп. 7, Л. 53, л. 5г.

которых продолжала усиливаться за счет переброски сюда из центра России новых воинских Формирований, упорно лыгесняли участников сопротивления с завоеванных позиций. У моджахедов были отвоеваны все крупные села и районы Ферганской долины. Однако их отряды продолжали борьбу в горах, степях и холмистых местностях. Как писал Б. Хайит, к 1 мая 1924 г. в Ферганской долине в операциях против красноармейских частей участвовало 70 мелких отрядов' курбаши.'

Как отмечается в диссертации, к концу 1924 г. в Ферганской долине ?!вершился первый крупный период исти^лолчилик ^аракати. На протяжении семи лет участники движения за независимость, принося неисчислимые жертвы, показывали пример героической, самоотверженной борьбы с частями Красной армии. Большевистскому режиму только громадными усилиями, приведением в действие боевых сил и ресурсов не только края, но и Центральной России, удалось нанести движению сопротивления в ферганской долине временное поражение.

По мнению диссертанта, тактика курбаии Ферганской долины в 1918-1924 гг. отвечала интересам народа, они внезапно появлялись в городах и крупных селах, наносили удары по генным гарнизонам, советским учреждениям, железнодорожным станциям и после этого также внезапно отступали назад. Избегая гибели людей среди мирного населения. они в сблах, как правило, не ввязывались в сражения.

И последнее, в 1924 г. большинство курбапи не могли не учитывать ухудшение экономического положения в ферганской долине. нищенство. повсеместный голод, разорение хозяйств усиливали накопившуюся в ходе семилетней непрерывной войны моральную и Физическую усталость участников сопротивления и всего населения. Поэтому многие курбаши с конца 1923 г. ив течении 1924 г. прекратили сопротивление. Требовалось время для накопления новых сил для дальнейшей борьбы, древняя земля Туркестана продолжала оставаться под игом завоевателей. Большая чпсть моджахедов, не пожелавшая сдаться большевикам, эмигрировала за рубеж.

В ЗДК/ВЗЧЕГОШ подводятся итоги проведённого исследования и сформулированы следукпке внйоды: «

- истицлолчилик цзрлкати р ферганской долине явпялось составной и неразрывной часть» национально-освое тигельного движется и Туркестане, попнг.влег^сч е связи с его порабсшеннем п.^ской Россией. В основе его .возникновения и гл-и'тия обшяе л л я .всей

!. хайит Б. Е.1СМГШ, С. ЗС-5.

национально-освободительной борьбы политические, социально-экономические, общественные, идейные, психологические, религиозные, духовные, бытовые, национальные истоки. Последствия установленного большевистского режима, разгром автономного правительства Туркестана в Феврале 1918 г. послужили лишь толчком, поводои к возникновению данного движения;

- истик,дол чилик харакати - это не вооруженное выступление "кучки бандитов и хулиганов", как утверждалось в официальных документах, а всенародное движение, имевшее своих руководителей и идеологов, свои организационные институты - курултаи курбали, свой регулярное войско и пытавшееся создать свое правительство и органы власти. Это движение не имеет аналогов в мировой истории;

- военная организация движения, нацеленная на сплочение и централизацию руководства его боевыми силами, инела строгую систе-ну соподчинения. Главой движения являлся избираемый на курултаях главнокомандующий, который вначале назывался "Амир-ал-муслимин", позже - "Аиир-лапкарбети". Авторитетные курбаши, руководители кгушшк боеичгг соединений, носили звание "лашкарбоши", "мингбсши", "тН-,сабе", "тупчибоии". средний командный состав - понсод курбали - имели эрэчие "юзботи". "элликбоош". "амин", "коровулбеги";

- исгик/юлчилт: хзряхати я своем развитии в 1910-1924 гг. пр.чшю через тги самостоятельных этапа, отличавшихся численностью участников ггшеиия. руководителями, тактикой и действенностью

б';ГЬбН

ЦЛ пг.гион ЭТАПЕ кетиклолчклик каракати, продолжавшемся с Фев-гэдя 1918 I'. по март 192ь г. , агми» моджахедов возглавляли сначала кичик и Ватта Эргаиш, затем - мадаминбек. На этом начальном этапе движение сразу приобрело кассовый характер, численность его достигала 60 тыс. человек. Это вреня отмечено крупными успехами моджа-хеяов п боевых операциях; временами под их контролем оказывалась почти вся область, за исключен,чем отдельных городов и железнодорожных станлий. Ярким событием этого этапа явилось созданное в октябре 1919 г. под руководством Надакинбека "Фаргона мува^кат мух-торият ^укумати". Оно было действенным свидетельством истинных целен и задач истиклолчилик ^аракати,-

НА гггогол этапе - с весны 1920 г. до конца 192.2 г. - войсками сопротивления командовал Шермухаммадозк. Иод его руководством в мае 1920 г. была образована "Туркнстон-чурк мустакил нслом жумху-5 и ггн". которая в апреле 19Г.2 г. приняла временную Конституцию »•у »»»ип-люпи. Ту| кестлиское временное правительство' и организация "■'> 'ти •:'^г.тдпг. сс-злашгь'1? о^ч'ч'¡ным;' усилиями борное

■газа независимость и джадидов, сыграли важную роль в идейном сплочении движения.

НА ТРЕТЬИ! ЭТАПЕ - В 1923-1921 гг. - в движении усилились сепаратистские тенденции. Мелкие отряды вели в Ферганской долине самостоятельные военные действия. Их количество в 1923 г. достигало 350-400. Предпринятые сначала Исламом Пахлавоном. позже - к>р-баш Ярматом Наксумом, избранными главнокомандующими, мет по объединению сил не дали действенных результатов. В ходе боев в 1924 г, национальная оппозиция в Ферганской долине потерпела временное поражение. Так завершился Шй'Шй Ш^'ИСАД борьбы за свободу н независимость, длившийся 7 лет;

- силы, отказавшиеся признать со^тгкуо власть и не гибнувшие Родину, продолжали борьбу в течении 1925 1935 годов, эти 10 лег определяют Ш'ОРШ ПЕРИОД движения сопротивления. Но по характеру и соотношению сил он значительно отличался от первого периода. Основным местопребыванием ферганской ьсоружёпи-.и ошы-лтии а эти годы был Сохский район, расположенный в гора*. Согзтснсну правитель -ству только к 1935 г. удалось полностью рцзгроиить •¿•ерглнисих моджахедов.

Нааи предки - участники движения за независимость своей Родины внесли большой вклад а историю национально-освободительной борьбы в Туркестане. Их героическими усилиями, идеями и мечтами скреплён Фундамент сегодняшней независимости и суверенитета Республики Узбекистан.

ОСМЛЛИЖ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИЙ ОТРАЖЕНО В СЛЕДУЮЩИХ ПУВ/ШЯАШШХ

автора:

1. В. И. Леншшинг СССРда грахдаилар уруши ва чет эл харбий ннтервишияси ^акидаги коицепкияси. В кн. : Узбекистан: страницы истории. Т., ФАН, 1991, с. 31-34.

2. Ленин бшин бацслашганлар.//Саодат, 1991, 11 4. 5-6 б.

3. "Сиест хокикияти бизга кимматга тушди".//Еш куч, 1991, Ш1, 20-216.

4. Турор Рискулошшнг таржимаи холи.// е.,чп.ir, 1992, н 3-4, 17-166; Я 5-6, 8-96.

5. Анвар пошо Туркистонда.// Саодат, 1992, н 9. 6-7 б.

6. Мадаминбекнинг мактуби.// Эрк, 1992, Н 32.

7. Надакинбекнинг СаФоновга мактуби. Цурбоши Султоннинг мактуби. // саодат, 1993, Н 4-5, 17-25 ь.

в. иетиклол чоррахаларида.//Ватан, II 29,17-24 август 1994 й.

ФЛРГОНА ВОДИИСИДЛГИ ИСТИКЛОЛЧИЛИК ^АРАКАТИ: МОРЯТИ ВА АСОСИЙ РИВОЖЛАШШ БОСКИЧЛАРИ 11916-1924 И.) (Диссертацион ишн'инг цисцача БАЕ1Ш)

Нкллии узлигини англаш ва бой асрий ^адриятларнинг тиклашшш жараенида Фаргона водийсидаги истиклолчилик загакатиии илиий хи-катдан пухта ва чар томонлама чуцур урганиш эур ахамиятга нолик-пир.

диссертанияда тадкикотчи янгича тафаккур ва Фикрлаш асосида ^амда миллий ^адрнят ва таиойилпарга суянгак ¡{олда Фаргона водийсидаги истиклолчилик наракати тарихини, унинг ноз$ияты ва асосий ривожланиш боскичпарини курсатиб берди. Тадкицогда биринчи марта фаргона водийсидаги истиклолчилик наракатининг сарчашмалари ва за-ншш та^лил килиндн, истиклолчилик ^аракатини вужудга келтирган сиеснй. сониал-ир,тисодии, ижтимоий. гоявий, ру^ий, линий, маьнавий, иаишни, миллий асослар ва нлдизлар очиб берилди. Харакатнинг икти-иоий цатлами ва ^аракатлантирувчи кучлари, истиклолчиларнннг уму-мий микдори ва миллий таркиби баен этилди.

"Босмачи" ва "босмачилик харакати" нборалари совет амалдорла-ри ва уларнннг югурдаклари томонидан уйлаб топилганлиги, ушбу ^а-ракатнинг асосий нохиятидан келиб чицкан холда ы^оридаги сузларни "нсти^лолчи" ва "истиклолчилик ^аракати" атамалари билан алмашти-риш лозннлиги таклиФ килинди.

диссертант уз шаида энг йнрик курбошнлариинг сиймолари, шу билан бнрга ^аракат иафкурачиларн ва унинг гоявий рахнамоларининг сиеснй ь;иефаларини яратди. Мужохидларнн ^заго жнпслаштирдада жадид мунавварлари, зиелилар ва ислои уланолари Уйнаган мухим ролни таь-кидлади. тадкикотда Ватан тарихшунослик Фанида биринчи марта 1$ур-бошилар ^урултойи ¡^аракатнинг ташкилий жи^атдан уюштиришда катта хизмат цилганлиги исботланди ^амда истиклолчилик чаракати узининг ички таракк,иет ^онуниятлари ^амда бош ^умондонларнинг алмашинуьи-дан келиб чиккан холда алонида давр ва бос^ичларга ажратилди. Йуни таькидяаш лозинки, Падамиибек ьа Иерцучанмадбек томонидаи тузилган "Жаргона муваедат мухторият цукумати" хамда "Туркистон-турк муста-кил ислом жунхурияти" - миллий мухторият тузиш гояларининг амалда-

ги куринщш эканлиги хорижда чикарилган китоблар ва айрим архив 5ужжатлари асосида узаро еритилди з?анда солиштиридди.

Шу билан бирга диссертацияда жангларда цурбон булган, ярадор килинган еки асиг тушишга мажбур булган курботи ва йигитларининг унуиий мицдори архив манбаларининг ^иёсий та^лнли асосида аниклан-ди, бир неча юзлаб цурбошиларнинг исн-шариФлари келтирилди. Вуни хам айтиш лозимки. ишда "Туркистон Ниллий Вирлиги" ташкилоти ва шароит такозоси билан совет идораларида масьул лавозимл^рда игала-ган ма^аллий миллат вакилларишшг истичлолчилик харакатинн цуллаб-^увватлаш ва янада авж олдириш хакидаги интилишлари. улар томони-дан яширин равишда тузилган турли Фир^аларнинг асл максади хан тасвирланди.

Диссертант Фаргона водийсида 7 йилча давои этган озодлик ку-рашининг вактинчалик маглубиятга учраш сабабларини та?лил килиб, £з тадкицотида водийдаги озодлик курашининг иккинчи босчичига (1925-1935 й. ) чисцача тарзда булса-да унумий шар!? берди. шунинг-деК| истиклол курашчилари ва юз минглаб Фаргоналикларнинг нустабид СССР империяси даврида она юрт тупрогини тарк этиб, хорижга му!?о-жирликка жунаб кетгаяликлари. ц^рбошиларнинг цижратдаги хаетлари яаи акс эттирилди.

хглласи калом, диссертапияда Турон хал^ларининг миллий озодлик кураши тарихида нухин урин тутган Фаргона водийсидаги истиц-лолчилик з{аракатини жа^он тарихидаги узипд хос урншги курсатишга харакат цилинди. Аждодларимизнинг эрк ва озодлик учун т^ккан кон-лари бехуда кетмаганлигини. истщлолчи боболаримиз уз куратлари билан Узбекистон Республикасининг бугунги мустациллик ва исти^лол-га эришувида жуда катта хизнат цилганликдарини лпбу ?ринда ало^ида . таькидлаб утиш лозин.

Independence nxxretupnt In Fergana valler: its class nature and principle items of develorment (1918 - 1924)

(Summary)

II is of the utmost importance of studying national independence movement In Fergana valley from scientific point of view in the processes restoration of rich spiritual values of uzbeK nation.

In the dissertation Is shown the history of Independence movement in Fereana valley: its class nature and principle items of development on the basis of human values and principle items of develorment with new the relation of thinKlng to being.

Political, social-economic, public, ideological, spiritual, rellgous, humanity, life conditions are proved as a matter of fact of beglnlns independence movement.

Social strata of independence movement and its directing forces, total number of revolutionaries, national structure is stated in the dissertation.

Manners of we 11-Known Kurbashl and ideologists of the movement, rotralts of ideological leadership was created by investigator. Ac confirmed the main role ImanmsH) Jadldlzm, Intel t tsrentsla, and representatives of islam in the processes of correlation with iMoMtaxrn] mudJahlds. In the investigation is proved the great role of Kurbashl Kurultoy m organizing of this movement. In the dissertation destlngulshed the following: Certain periods and principle items of development for independence, hence natural development of this movement. and also change of leadership.

It is important to note that Fergana Provisional Government foundedlng by MadammbeK and ShermuhammadbeK was independent islam republic of TurKlstan and it is a personification of idea of forming national independent republic. Another stlriKlng demonstration of it that there were many booKs were published in abroad about it, and some archives documents where one can found out in every detail of this Phenomena.