автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему: Исламские государственно-правовые традиции в политических режимах в республиках на Северном Кавказе
Полный текст автореферата диссертации по теме "Исламские государственно-правовые традиции в политических режимах в республиках на Северном Кавказе"
На правах рукописи
003450306
Куриленко Марина Александровна
ИСЛАМСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ТРАДИЦИИ
В ЭТНОКРАТИЧЕСКИХ РЕЖИМАХ В РЕСПУБЛИКАХ
/
НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
23 00 02 - политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии (юридические науки)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
2 3 0!П ®3
Ростов-на-Дону - 2008
003450306
Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Ростовский юридический институт МВД России"
Научный руководитель: доктор юридических наук, доцент
Райгородский Валерий Леонидович
Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор
Ведущая организация: Ростовский юридический институт СевероКавказской академии государственной службы
Защита состоится 11 ноября 2008 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 203.011 01 по юридическим наукам при Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Ростовский юридический институт МВД России" по адресу. 344015, г. Ростов-на-Дону, ул Маршала Еременко, 83, ауд 502
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ростовский юридический институт МВД России".
Автореферат разослан 10 октября 2008 года Ученый секретарь
Иванов Владимир Дмитриевич; кандидат политических наук, профессор Черноус Виктор Владимирович
диссертационного совета
Мясников А.П.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования. В силу своего геополитического положения Северный Кавказ оказывает значительное влияние на политико-правовые процессы в современной Российской Федерации. На Северном Кавказе нет ни одной правовой или политической проблемы, в которой прямо или косвенно не присутствовал бы конфессиональный, исламский компонент И это объясняется тем, что большинство коренных этносов Северного Кавказа - мусульмане. Исторически так сложилось, что в данном регионе находится один из основных исламских центров России
Ислам - мировая монотеистическая религия - исторически на Северный Кавказ был привнесен извне За многовековую историю народы Северного Кавказа подвергались влиянию различных религиозных конфессий, пройдя своеобразный эволюционный путь от язычества к христианству, а затем к исламу
На сегодняшний день псевдоисламские институты являются орудием борьбы против России, однако нельзя не учитывать тот факт, что ислам может стать важным фактором стабильности на юге страны и залогом прогрессивного развития культуры и самосознания народов Северного Кавказа Привлечение ислама к решению государственно-правовых, политических, иных "мирских" вопросов нельзя считать искусственным В исламе нет жесткого деления на духовное и светское, он в большей степени социален и политичен. Так, политическая функция ислама обнаруживается на протяжении всей истории мусульманского мира
Значительные геополитические перемены, происходящие в последние десятилетия, заставляют по-новому взглянуть на роль ислама, который становится все более весомым фактором в мировой политике. Еще в конце 70-х - начале 80-х годов XX века так называемый "исламский бум"
способствовал политизации ислама и исламизации политики в мусульманских странах Одной из основных причин этого явления выступает тот факт, что ислам как целостная религиозная система претендует на всеобъемлющее регулирование всех сторон жизнедеятельности мусульман Этому способствуют исторически сложившиеся и закрепившиеся в общественном сознании представления о неразделенности в исламе религии и политики, духовного и светского, ислама и образа жизни мусульман в целом Во многих мусульманских странах существуют правительства, партии, движения и группировки, придающие исламским принципам политическое значение и стремящиеся перестроить общество в соответствии с исламскими идеалами
В настоящей работе предпринята попытка рассмотреть государственно-правовой аспект исламских традиций в развитии элит и этнократи-ческих политических режимов на Северном Кавказе. Средоточие религии, в нашем случае ислама, власти и этноса представляет на сегодняшний день немаловажный интерес в связи с тем, что оказывает существенное влияние на современную политику. Это немаловажно и актуально, потому что взаимодействие религиозных и этнократических тенденций в современном мире многократно усиливает их претензии на определяющее место в жизни своих народов и стран, а также порождает сложные и специфические явления, затрудняющие функционирование общественных отношений
Таким образом, актуальность выбранной темы состоит в том, что в настоящее время обостряется конфликт между государственно-правовыми и политическими процессами В условиях усиления миграционных процессов этот конфликт распространяется на территории многих ранее неисламских государств Обострение ситуации на Северном Кавказе - события в Беслане, Нальчике, Чечне - актуализировало проблему перспективного сохранения этнократий в республиках, их способность к модерниза-
ции и урегулированию межконфессиональных и внутриисламских отношений, поставило задачу концептуализации данной проблемы и выработки политико-правовых механизмов регулирования государственно-религиозных отношений в правовом поле.
Степень научной разработанности проблемы. Различным аспектам данной темы посвящено большое количество научных исследований. Политическая доктрина ислама рассматривается в работах исламских богословов Ибн Ханбала, Ибн Таймийи, Аль-Кайима, Аль-Иаудуди и др, а также в трудах таких ученых, как А. Мец, В В. Бартольд, A.B. Васильев, JI В. Васильев, Н В. Жданов, Ф.И. Хачим, 3 С Арухов, Л Р Сюкияйнен, А А. Игнатенко, А В. Мапашенко и др.
Распространение ислама на Северном Кавказе и его влияния на властные отношения и правовую культуру горских народов проанализировали М А. Абдулаев, И П Добаев, А Р. Шихсаидов, К.М Хайбабев
Так, А Р. Шихсаидов реконструировал исламизацию Северного Кавказа в период раннего средневековья, М А. Абдулаев выявил влияние ислама на государственно-правовую мысль народов Дагестана; И П Добаев сделал акцент на институциализации исламского радикализма в различные периоды истории Северного Кавказа.
Отдельные характеристики этнократии, этнократических режимов были даны в работах JT.M. Дробижевой, А Г Здравомылова, Т.Д Мамсурова, М О Мнацаканяна, В А Тишкова, X Г. Тхагопсоева, В Филиппова и др
При анализе проблемы властных отношений В.Н. Иванов обращает внимание на этнократические тенденции, которые проявляют себя в процессе формирующегося российского федерализма, нередко осложняя поиск рациональных путей его развития и функционирования
Более глубоко исследовал понятие "этнократия" A.B. Лубский С его точки зрения, данное понятие пока является настолько амбивалентным, противоречивым, что возникает сомнение в возможности оперирования
им в научном анализе, тем более, оно, по его наблюдениям, как правило, используется в идеологическом словаре национализма.
Ж.Т Тощенко обращает внимание на то, что этнократия - власть не этноса, а этнической группы, захватившей власть в стране.
В.И Гараджа, 3 В Сикевич, Д И Фурман и др рассматривают взаимодействие этнического и религиозного в социальном или культурном контексте. Некоторые авторы в своих работах анализируют современные взаимоотношения этнонациональных проблем и религии. Среди них А Верховский, Е. Михайловская, Н Митрохин, М Прибыловский
Несмотря на большое количество литературы, детальное исследование отдельных аспектов проблемы, сравнительно мало издано работ, посвященных формированию этнократических элит и политических режимов на Северном Кавказе, роли в данном процессе исламских государственно-правовых традиций
Таким образом, роль этнонационализма и этноэтатизма в политико-правовых процессах на Северном Кавказе исследуется в социологических, политических, исторических трудах отечественных и зарубежных авторов Эти явления в их конкретной разработке сделали актуальным обращение ученых к понятийно-категориальному аппарату таких комплексных и междисциплинарных отраслей знания, как юридическая конфликтология, юридическая антропология, правовая этнология, конфликтологическая геополитика Однако в большинстве исследований подобного рода анализу подвергаются лишь отдельные аспекты государственно-правового регулирования этнополитических процессов, причем обычно в контексте общих проблем политологии и теории права В этой связи ощущается потребность в разработке локальных политико-правовых концепций, таких, например, как институционализация государственно-правовых феноменов в их связи с динамикой этнонационального самоопределения, которые должны способствовать выработке адекватных форм по-
строения отношений в рамках федерализма и конституционализма, переходу от их теоретического осмысления к созданию правовых методов регулирования и профилактики конфликтов. Недаром В.А. Тишков подчеркивает, что в России "необходима фундаментальная чистка правового поля, да бы обеспечить более корректное обращение с этнокультурной субстанцией"1
Цель н задачи диссертационного исследования. Цель - выявить влияние исламских государственно-правовых традиций на региональные политико-правовые процессы на Юге России, формирование в них этно-кратических режимов и динамику взаимодействия с ними
Для достижения цели диссертационного исследования потребовалось решить следующие задачи:
- проследить трансформацию политических и правовых функций ислама и исламизма в современном мире,
- определить специфику глокализации в возрождении исламских государственно-правовых традиций в России,
- проанализировать соотношение этноэтатизма и исламских государственно-правовых традиций,
- проследить динамику становления и эволюцию этнократических режимов в республиках на Северном Кавказе,
- выявить формы этнократий и государственно-правовые исламские традиции в исламе на Северном Кавказе,
- показать формы исламизма в политико-правовых процессах в республиках на Северном Кавказе
Объектом диссертационного исследования выступают традиции ислама в современных политико-правовых процессах на Северном Кавказе
' Тишков В А Этничность и право в современной России // Правовые аспекты этнических отношений в России М Деловая столица, 2004 С. 10
7
Предметом диссертационного исследования является исламский фактор в развитии региональных политико-правовых процессов на Северном Кавказе и функционировании этнократий
Методологическая основа диссертационного исследования. В работе использовались системный, сравнительный, структурно-функциональный подходы, методы юридической этнологии и юридической конфликтологии Автор опирался на результаты анализа политико-правовых, социальных и религиозных изменений, общественных явлений, существующих в мусульманском мире. Применение указанных методов позволило определить специфику процессов, происходящих на Северном Кавказе, осуществить комплексный подход к решению данной проблемы
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем
- уточнено понятие политических и правовых функций ислама и исламизма в современном мире,
- показано влияние роли глокализации в возрождении ислама на специфику проявления глокализации на Северном Кавказе,
- критически осмысленно соотношение этноэтатизма и исламских государственно-правовых традиций,
- определены основные этапы становления этнократий и политических режимов на Северном Кавказе;
- выявлены и концептуализированы основные формы этнократий в контексте государственно-правовых традиций в исламе;
- показаны формы проявления исламизма в политико-правовых процессах в республиках на Северном Кавказе
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В настоящее время политико-правовая функция ислама становится ведущей и состоит в его адаптации к современным политико-правовым трансформациям, связанным с процессами модернизации и глобализации,
резкими переменами во всех сферах повседневной жизни, урбанизацией, изменениями политико-правовой структуры, размыванием традиционных ценностей
Политико-правовая функция исламизма в своей основе противостоит исламу - исламу модернизирующемуся, демократизирующемуся, либерализирующемуся, исламу секуляризирующемуся, то есть адаптирующемуся к изменяющейся политико-правовой реальности.
2. Глокализация - это сочетание глобальных и локальных факторов в развитии территорий. Исламские государственно-правовые традиции выступают фактором, определяющим специфику глокапизации, т е локального своеобразия проявления модернизации и глобализации в политико-правовом процессе в республиках Северного Кавказа
3 Практически во всех республиках Северного Кавказа сложились этноклановые элиты, которые контролируют политические и правовые, экономические властные институты При наличии дефицита ресурсов это обостряет межэтнические и внутриэлитные противоречия и конфликты Властные элиты идеологически обосновывают исключительность титульных этносов в государственно-правовой сфере республик на основе этноэтатизма, который легитимирует этнизацию политических режимов, механизмов формирования и функционирования республиканских органов власти и управления. Ислам является систематизирующим элементом этнической идентичности и религиозной составляющей идеологии этноэтатизма.
4. Этнократии являются традиционными институтами для республик на Северном Кавказе.
Они обладают гибкими адаптационными возможностями, например, успешно приспособились после Кавказской войны (1817-1865) к социально-политической системе Российской империи
В советский период они мимикрировали под коммунистическую политику СССР и номенклатурные принципы формирования высшей бюрократии. В постсоветское время приняли демократичную форму, сохраняя при этом традиционный этноклановый механизм формирования.
5 Этнократии на Северном Кавказе представлены следующими основными формами
- авторитарная, использующая неформализованный симбиоз российских государственно-правовых институтов с исламскими государственно-правовыми традициями (Чеченская Республика),
- согласительно-пропорциональная этноклановая система, одним из регуляторов которой выступает ислам (Дагестан),
- умеренно-модернизированные этнократии, включающие ислам как дополнительный легитимирующий фактор (Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Адыгея)
6 Исламизм проявляется в республиках на Северном Кавказе в таких нелегальных политико-правовых процессах, как сепаратизм, экстремизм и терроризм Исламизм стремится к формированию параллельной государственно-правовой системы на основе фундаменталистской трактовки шариата, создания в перспективе исламского государства на Северном Кавказе Он выступает в качестве одного из вызовов национальной безопасности и угрозы целостности России, требует выработки системы идеологических, экономических, политико-правовых и силовых методов его подавления и профилактики
Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в процессе конституционного строительства в современной Российской Федерации и в ее республиках на Северном Кавказе
Обоснованные в работе выводы могут найти практическое применение в правоприменительной деятельности органов государственной власти, правоохранительных органов.
Материалы, представленные в нем, могут быть полезны при анализе проблем исламских государственно-правовых традиций в республиках на Северном Кавказе, определении их места в современном мировом процессе и при поисках путей разрешения религиозных политико-правовых конфликтов
Результаты данного исследования могут быть использованы в учебном процессе при чтении учебных курсов и спецкурсов по юридической антропологии, теории государства и права, политологии, истории политических учений, политической идеологии, исламоведению, конфликтологии и т д.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на кафедре государственно-правовых и политико-философских дисциплин Ростовского юридического института МВД РФ Основные положения исследования апробированы в докладах на международных, всероссийских и межвузовских конференциях, "круглых столах" и нашли отражение в 11 публикациях автора, три из которых опубликованы в изданиях Перечня ВАК Минобрнауки России
Структура диссертации. Поставленная цель, предмет, объект и задачи исследования предопределили структуру работы Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, охарактеризована степень ее научной разработанности, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, цель и задачи, раскрыта ее научная новизна и научно-практическая значимость, указана методологическая база исследования, описана структура работы.
Первая глава "Ислам в региональных политико-правовых процессах: теоретико-методологический подход", состоящая из трех параграфов, посвящена концептуализации роли ислама в политико-правовой жизни общества Диссертант анализирует основные научные подходы к исследованию данного явления, уточняет понятийный аппарат
В первом параграфе "Политическая и правовая функции ислама и исламизма в современном мире" рассматривается ислам в его развитии, который прекрасно адаптируется к изменяющимся условиям общественного бытия, в том числе к господствующим идеологическим течениям, свидетельство чему - вся история этой религии, в частности XX и начала XXI вв
Исламизм, отмечает автор, напротив, противостоит всем иным идеологиям, политическим системам и общественно-политическим проектам как секулярным, светским. Таким образом, главный источник глобальной дестабилизирующей активности связан не с исламом, а заключается в непримиримом конфликте по линии "исламизм-секуляризм". Для того чтобы более четко очертить эту проблему, отмечается, что могут быть и существуют мусульмане-демократы, мусульмане-либералы, но не может быть исламиста-демократа (или исламиста-либерала, или исламиста-националиста).
Исламизм в первую очередь противостоит политическим режимам в исламских государствах, что обусловлено прежде всего тем, что системы власти в этих странах, как преимущественно светских, так и исламских, но
модернизирующихся, демократизирующихся, адаптируются к изменяющейся политико-правовой реальности в странах распространения ислама и их неисламскому окружению.
Политическая функция ислама, как и его правовая функция, становится основной в современном мире. Они теснейшим образом связаны с теми политическими, социальными, правовыми и моральными проблемами, с которыми сегодня сталкивается практически все мировое сообщество, по меньшей мере - развивающиеся государства. Исламисты, как и прочие политические силы в развивающемся мире, стремятся радикально разрешить насущные проблемы, связанные с процессами модернизации и глобализации, резкими переменами во всех сферах жизни, урбанизацией, трансформацией социальной структуры, размыванием традиционных ценностей. Ими движет стремление найти формы представительного и компетентного управления, желание создать справедливое общество, способное справляться с мощными политическими, экономическими и культурными "вызовами" Запада на основе односторонней интерпретации шариата
Во втором параграфе "Глокализация в возрождении исламских государственно-правовых традиций в России" диссертант делает попытку уточнить понятие "глокализация" и его значения для анализа политико-правового процесса на Северном Кавказе
Термин "глокализация" - это сочетание глобальных и локальных факторов в развитии территорий. Пространственное развитие - сложнейший процесс, требующий гибкого согласования разноплановых интересов Этот термин появился в конце 1980-х - начале 1990-х годов и описывает важнейший процесс значимость национального государства размывается за счет укрепления, с одной стороны, глобальных связей между территориями, а с другой - региональных и локальных связей Мир перестает быть просто совокупностью национальных государств, территория
становится многомасштабной и многомерной Глокализация в политико-правовой сфере - это сочетание глобальных и локальных связей в пространстве, когда граница не является барьером Применительно к Северному Кавказу речь идет не о сотрудничестве между государствами, а о взаимодействии между разными территориями, неважно, в одной стране они находятся или в разных Приграничное соседство - локальная связь, а взаимодействие Баварии, например, с Краснодарским краем - это уже проявление глобализации Таких связей должно быть множество, так как экономическое, правовое развитие регионов в России основывается на сочетании разных типов связей и территориального позиционирования при изменении функций национальной границы, которая перестает быть непроницаемой по всему периметру Сочетание локальных и глобальных факторов в развитии ислама на всей территории России, особенно на Северном Кавказе, является спецификой проявления ^локализации
Третий параграф "Этноэтатизм и исламские государственно-правовые традиции" посвящен одной из важнейших современных политико-правовых проблем Северного Кавказа
Этноэтатизм институализируется в постсоветский период в условиях системного кризиса Российской Федерации и распада государственно-правовых связей между федеральным центром и субъектами РФ Этатизм в большинстве национальных республик изначально был ориентирован не столько на решение этносоциальных и этнокультурных проблем, сколько на гарантированное закрепление в новых условиях прежней элиты республик путем расчетливой политической мобилизации этничности, которая направлялась прежде всего на решение жизненно важного для правящих элит вопроса - обретения суверенитета
Этноэтатизм опирается на концепцию существования раздельного суверенитета между центром и регионами В 90-е годы XX века складывается внеправовое соглашение федерального центра с региональными эли-
тами, которые получили за гарантированную поддержку федеральной власти свободу политико-правового конструирования В республиках идеологией этого процесса стал этноэтатизм
Этноэтатизм, как показано диссертантом в работе, умело управляет особенностями национального самосознания, которое допускает некритичное сочетание различных уровней идентичности- этнической, политической, государственной и др
В то же время существуют признаки, указывающие на то, что этноэтатизм отторгается последовательно этнической культурой, не соответствует этническому менталитету. Суверенная государственность исторически так и не сформировалась в культуре ни одного из северокавказских этносов, не получила культурно-ментальной укорененности. К тому же реальные политико-правовые и управленческие модели этноэтатизма, с которыми повседневно сталкиваются жители республик, находятся в явном разрыве с этническими традициями, потому что этноэтатизм позиционирует себя как "общенародную", "справедливую" и политическую систему, а в политико-правовой практике - обслуживает экономические и политические интересы элиты Посредством этноэтатизма клан распоряжается "доверенной" ему территорией, заявляя при этом о постоянной заботе о своей республике
Для изменения ситуации должна трансформироваться практика назначения руководителей субъектов Федерации в отношении национальных республик Она должна рассматриваться прежде всего как механизм преодоления этноэтатизма и его последствий. Естественно, это не просто, потому что кланы, находящиеся у власти, пытаются найти способ, как использовать новый порядок формирования власти, чтобы закрепить свое доминирование навсегда Поэтому так как влияние этноэтатизма в массовом восприятии этнических социумов является отрицательным, необходимо пересмотреть сущность этнического государства - государства, в ко-
тором доминирует этнократический режим, предполагающий, что при любом политическом устройстве все ступени властной иерархии занимают исключительно представители правящего, титульного, государствооб-разующего этноса
Вторая глава "Этнократни в республиках на Северном Кавказе: меяеду государственно-правовыми традициями ислама и исламизма" посвящена исследованию генезиса и эволюции этнократий, их взаимоотношениям с традиционным исламом и исламизмом на Северном Кавказе.
В первом параграфе "Становление этнократических режимов в республиках на Северном Кавказе: причины, сущность, этапы" показано, что этнократии являются традиционными институтами для республик на Северном Кавказе. Они обладают очень гибкими адаптационными возможностями, например, успешно приспособились после Кавказской войны (1817-1865) к социально-политической системе Российской империи, а затем к советской. При этом автор указывает, что за последние два века социальная структура народов Северного Кавказа качественно изменилась, а этноэлиты постоянно трансформировались и не столько стихийно, сколько при регулировании и контроле со стороны центральных и региональных властей, как имперских, так и советских Доказывается, что принципиально ошибочно упрощать проблему и представлять себе, что этноклановые структуры на Северном Кавказе являются едва ли не реликтами ХУШ-Х1Х вв (довольно распространенный миф среди "новых" кавказоведов и экспертов, а также части федеральных чиновников).
Современные проявления этнократии на постсоветском пространстве оказались настолько своеобразными, что требуют системного анализа этнократии как предмета научного исследования.
Представляется, что понятие этнократии целесообразно и крайне необходимо использовать при характеристике соответствующих этнополи-тических процессов в обществе. Диссертант обращает внимание на то, что
ннституциализация к этнократии подходит на основе формирования и укрепления этнонациональных корпоративных группировок, правовой легитимации прихода их к власти.
Этнократия - это форма политической власти, при которой осуществляется управление политическими, правовыми, экономическими, социальными и духовными процессами с позиций доминирования национальных интересов одной этнической группы в ущерб представителям других этносов Это игнорирование прав этнических групп иных народов при решении основных вопросов общественной жизни, когда осуществляется одностороннее представительство интересов титульного этноса, а не права человека, интересы социальных групп независимо от этнического происхождения, религиозной и классовой принадлежности.
На основе механизма формирования этнократий автор выделяет три типа этнократий на Северном Кавказе:
- авторитарный (Чеченская Республика);
- согласительно-пропорциональный (Республика Дагестан),
- умеренно-модернизационный (Республика Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия).
Этнократия на Северном Кавказе опирается на этноклановость в реализации властных полномочий Этноклановая конкуренция в этнических взаимоотношениях является конфликтогенным фактором Примеры этого противостояния были характерны, например, для Адыгеи до начала административной реформы Этнизация политико-правового процесса была закреплена в законодательстве Республики Адыгея в 90-е годы XX века Принцип этноэтатизма при нарушении основных принципов демократии и общероссийского законодательства был привнесен в законодательство республики, где действовал закон о пропорциональном представительстве различных этнических групп в органах власти, согласно которому половину должностей должен был занимать титульный этнос - адыгейцы, составляющие менее четверти населения республики
После изменения механизма выборов глав субъектов РФ определились тенденции ослабления традиционных этноклановых связей.
Второй параграф "Этнократии и государственно-правовые традиции в исламе" посвящен изучению форм этнократий в сочетании с государственно-правовыми традициями в исламе
На современном этапе исторического развития достаточно отчетливо проявились тенденции вовлечения во властные отношения представителей религиозных конфессий и использования религиозной идеологии в борьбе за достижение, сохранение и поддержание власти Этнические формы ислама, сложившиеся исторически, являются системообразующими элементами этнической идентичности.
Интенсивно происходящий процесс возрождения религиозного сознания, религиозной культуры стал при определенных обстоятельствах затрагивать политические проблемы, обнаруживать сопричастность служителей культов к распределению властных полномочий и демонстрировать их заинтересованность в участии в решении государственных проблем Хотя этот процесс формально не нацелен на усиление влияния религии на распределение власти в обществе, однако он стал не только фактом, но имеет тенденцию к усилению клерикализма, орудием которого во все большей мере становится включенность религии во властные отношения в обществе
Большое влияние на этнократические режимы Северного Кавказа оказывает ислам Сочетание этнократических и религиозных сил во многом усиливает претензии представителей религиозных конфессий на главное определяющее место в жизни своего государства и своего народа, порождает сложные явления, при этом затрудняя функционирование общественных отношений различного уровня
Например, в Чечне, когда элементы влияния ислама внедрялись во многие правила осуществления власти, а в судопроизводстве применялись законы шариата. Поэтому показатель этноконфессиональной напряженно-
сти - это один из тревожных симптомов, на который следует обращать пристальное внимание.
Взаимодействие этнократий и ислама на Северном Кавказе принимает следующие формы
1. Авторитарно-политическая этнократия Чеченской Республики опирается на ислам как официальную религию
2. Ислам в Дагестане выступает как регулятор взаимоотношений эт-ноклановых групп в сложной согласительно-пропорциональной этнокра-тии
3 Относительно-модернизированные этнократические режимы легитимации Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Адыгея используют исламские традиции в качестве дополнительного фактора
Третий параграф "Исламизм в политико-правовых процессах в республиках на Северном Кавказе" посвящен функционированию исламизма в нелегальных формах в политических процессах на Северном Кавказе
С началом перестройки региональная политическая элита, осознав открывшиеся возможности по расширению своих властных и экономических полномочий, стала трансформироваться в этнократию Адаптировавшейся к демократическим лозунгам части бывшего партгосаппарата стали противостоять национально-радикальные движения. Для усиления своих позиций в политико-правовом пространстве республик этнические элиты и контрэлиты обратились к использованию имиджа борцов за суверенитет в составе Российской Федерации или независимость народов Северного Кавказа
Фактором этнизации политико-правового процесса стало одностороннее использование исторической памяти горцев о методах колониальной политики Россиийской империи, а также репрессий в конце Великой
Отечественной войны Этому содействовало и то, что перестройка, политическим и экономическим итогом которой явился распад СССР, привела к ослаблению влияния России на Северном Кавказе вследствие общей нестабильности в стране, военных действий в Закавказье, утраты военных баз и портов на Черноморском и Каспийском побережьях.
Существенное влияние на этнизацию политико-правового процесса оказали представители многочисленной и весьма влиятельной кавказской диаспоры. Многие кавказские народы, пострадавшие как в период сталинских репрессий, так и задолго до них, ставят вопрос о возвращении части своих соплеменников на историческую родину, в том числе и на территорию России, что используется для давления на федеральный центр
На общем конфликтном фоне жизни Северного Кавказа резко возросло влияние легализовавшегося исламского фактора Ислам, по существу, превратился в альтернативу коммунистической идеологии, стал психологической опорой в быстро меняющемся мире на бытовом уровне, постоянно испытывает поддержку близлежащих традиционных мусульманских государств
Стремительная деисламизация Северного Кавказа была использована для укрепления власти этнократий. Критикуя их неэффективность и коррупционированность, радикальная оппозиция стала опираться на нетрадиционные для региона формы ислама ("северокавказский ваххабизм") Социальная база для распространения этого феномена та же, что и в мусульманских государствах третьего мира слаборазвитая экономика, растущая безработица, особенно среди молодежи, отсутствие прочных демократических традиций в обществе, слабость светской оппозиции, жестко подавляемой властями; национальные, этнические, клановые противоречия, превалирующие в политической жизни. Не способствует быстрой стабилизации в крае и "разорванность" северокавказских народов в соответствии с трудно согласующимися этническими, тайповыми, тухум-
ными и клановыми интересами, что создает проблему сосуществования легитимной власти и различных очагов нетрадиционной власти Северокавказский регион в настоящее время более чем активно осваивается местной, российской и международной наркомафией, что вносит еще большую пестроту в калейдоскоп политической жизни республик
В неформальном правовом пространстве усиливается использование обычно-правовых и шариатских норм для урегулирования семейно-брачных отношений и тд Неурегулированность проблемы границ соотношения общероссийского правового пространства с нормами исламского и обычного права создает дополнительные вызова безопасности Юга России, модернизации региона
В заключении диссертации подводятся итоги исследования, делаются основные выводы, отмечается, что необходимо решать государственно-правовые, политические и этнонациональные вопросы с учетом конфессиональных проблем В современных условиях взаимодействие государства, власти, этноса и религии особенно важно Оно имеет существенное, государственно-правовое, политическое, практическое значение Сочетание этнократических и религиозных сил во многом усиливает их претензии на главное определяющее место в жизни своего государства и своего народа, порождает сложные явления, при этом затрудняя функционирование общественных отношений различного уровня
Переломить сложившуюся ситуацию не удастся без учета использования религиозного мировоззрения при реализации любой модели политики и идеологии Предлагаются стратегии модернизации политических режимов республик и ротации элит - смены этнократий на конкурентные региональные элиты
По теме диссертационного исследования автором опубликованы следующие работы:
1. Куриленко М А Исламский фундаментализм // Консерватизм и традиционализм на Юге России // Южнороссийское обозрение ЦСРИиП ИППК РГУ и ИСПИ РАН. Сборник Ростов н/Д Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. Вып 9 - 0,2 п л.
2 Куриленко М А. Ингуши // Регионоведение. Юг России Краткий тематический справочник / Под ред Ю Г. Волкова. М.-Ростов н/Д, 2003 -0,1 пл
3 Куриленко М.А Трансформация социокультурных функций обычного права на Северном Кавказе // Путь в науку. Молодые ученые об актуальных проблемах социально-гуманитарных наук / Под ред Ю.Г Волкова. Ростов н/Д, 2005. Вып 6 - 0,4 п л
4 Куриленко М А. Созревание этноэтатизма в национальных республиках на Северном Кавказе // Этноэтатизм и этнократии на Юге России // Южнороссийское обозрение ЦСРИиП ИППК РГУ и ИСПИ РАН Сборник / Отв ред В.В Черноус. Ростов н/Д Изд-во СКНЦ ВШ, 2006 Вып.37.-0 3 п.л
5 Куриленко М.А. Сущность определения этнократии в политологическом дискурсе // Сборник научных трудов Материалы диссертационных исследований докторантов, адъюнктов и соискателей Таганрог, 2006.-0,4 пл.
6 Куриленко М А Административно-политическая интеграция России и Северного Кавказа в XIX веке // Региональная власть* политико-правовые аспекты реализации и осуществления / Под ред. П.П Баранова, С О Беляева Ростов н/Д, 2007. - 0, 7 п л.
7 Куриленко М.А Становление и развитие исламских традиций в республиках на Северном Кавказе // Порядок общества, идеал в истории
политико-правовой мысли и современность / Под ред П П Баранова, С О. Беляева Ростов н/Д, 2007 - 0,3 п л.
8. Куриленко М.А, Ткаченко М А. Юридическое измерение воздействия этнократии в республиках Северного Кавказа // Механизм экономико-правового обеспечения национальной безопасности опыт, проблемы, перспективы Коллективная монография Краснодар, 2008 —0,4/0,1 пл
Статьи, опубликованные в изданиях Перечня ВАК Минобрнау-ки России:
9. Куриленко М А Сущность этнократии и ее воздействие в республиках на Северном Кавказе // Научная мысль Кавказа Дополнительный выпуск. М -Ростов н/Д, 2006 № 2 - 0, 8 п л
10. Куриленко М.А. Развитие этноэтатизма на Северном Кавказе // Социально-гуманитарные знания Дополнительный выпуск М-Ростов н/Д, 2006 - 0,3 п л
11 Куриленко М А Правовой анализ воздействия этнократии на национальные интересы России в республиках Северного Кавказа // Юристъ-Правоведъ 2008 №5.-0,6пл
Формат 60x84/16 Объем 1,5 п л Набор компьютерный Гарнитура Тайме Печать ризография Бумага офсетная Тираж 100 экз Заказ№ 426
Отпечатано в отделении оперативной полиграфии ОНиРИО Ростовского юридического института МВД России 344015, г Ростов-на-Дону, ул Маршала Еременко, 83
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата юридических наук Куриленко, Марина Александровна
Введение.
Глава I. Ислам в региональных политико-правовых процессах: теоретико-методологический подход.
§ 1. Политическая и правовая функции ислама и исламизма в современном мире.
§ 2. Глокализация в возрождении исламских государственноправовых традиций в России.
§ 3. Этноэтатизм и исламские государственно-правовые традиции.
Глава II. Этнократии в республиках на Северном Кавказе: между государственно-правовыми традициями ислама и исламизма.
§ 1. Становление этнократических режимов в республиках на
Северном Кавказе: причины, сущность, этапы.
§ 2. Этнократии и государственно-правовые традиции в исламе.
§ 3. Исламизм в политико-правовых процессах в республиках на Северном Кавказе.
Введение диссертации2008 год, автореферат по политологии, Куриленко, Марина Александровна
Актуальность темы диссертационного исследования. В силу своего геополитического положения Северный Кавказ оказывает значительное влияние на политико-правовые процессы в современной Российской Федерации. На Северном Кавказе нет ни одной правовой или политической проблемы, в которой прямо или косвенно не присутствовал бы конфессиональный, исламский компонент. И это объясняется тем, что большинство коренных этносов Северного Кавказа - мусульмане. Исторически так сложилось, что в данном регионе находится один из основных исламских центров России.
Ислам - мировая монотеистическая религия - исторически на Северный Кавказ был привнесен извне. За многовековую историю народы Северного Кавказа подвергались влиянию различных религиозных конфессий, пройдя своеобразный эволюционный путь от язычества к христианству, а затем к исламу.
На сегодняшний день псевдоисламские институты являются орудием борьбы против России, однако нельзя не учитывать тот факт, что ислам может стать важным фактором стабильности на юге страны и залогом прогрессивного развития культуры и самосознания народов Северного Кавказа. Привлечение ислама к решению государственно-правовых, политических, иных «мирских» вопросов нельзя считать искусственным. В исламе нет жесткого деления на духовное и светское, он в большей степени социален и политичен. Так, политическая функция ислама обнаруживается на протяжении всей истории мусульманского мира.
Значительные геополитические перемены, происходящие в последние десятилетия, заставляют по-новому взглянуть на роль ислама, который становится все более весомым фактором в мировой политике. Еще в конце 70-х - начале 80-х годов XX века так называемый «исламский бум» способствовал политизации ислама и исламизации политики в мусульманских странах. Одной из основных причин этого явления выступает тот факт, что ислам как целостная религиозная система претендует на всеобъемлющее регулирование всех сторон жизнедеятельности мусульман. Этому способствуют исторически сложившиеся и закрепившиеся в общественном сознании представления о неразделенное™ в исламе религии и политики, духовного и светского, ислама и образа жизни мусульман в целом. Во многих мусульманских странах существуют правительства, партии, движения и группировки, придающие исламским принципам политическое значение и стремящиеся перестроить общество в соответствии с исламскими идеалами.
В настоящей работе предпринята попытка рассмотреть государственно-правовой аспект исламских традиций в развитии элит и этнократических политических режимов на Северном Кавказе. Средоточие религии, в нашем случае ислама, власти и этноса представляет на сегодняшний день немаловажный интерес в связи с тем, что оказывает существенное влияние на современную политику. Это немаловажно и актуально, потому что взаимодействие религиозных и этнократических тенденций в современном мире многократно усиливает их претензии на определяющее место в жизни своих народов и стран, а также порождает сложные и специфические явления, затрудняющие функционирование общественных отношений.
Таким образом, актуальность выбранной темы состоит в том, что в настоящее время обостряется конфликт между государственно-правовыми и политическими процессами. В условиях усиления миграционных процессов этот конфликт распространяется на территории многих ранее неисламских государств. Обострение ситуации на Северном Кавказе - события в Беслане, Нальчике, Чечне - актуализировало проблему перспективного сохранения этнократий в республиках, их способность к модернизации и урегулированию межконфессиональных и внутриисламских отношений, поставило задачу концептуализации данной проблемы и выработки политико-правовых механизмов регулирования государственно-религиозных отношений в правовом поле.
Степень научной разработанности проблемы. Различным аспектам данной темы посвящено большое количество научных исследований. Политическая доктрина ислама рассматривается в работах исламских богословов: Ибн Ханбала, Ибн Таймийи, Аль-Кайима, Аль-Иаудуди и др., а также в трудах таких ученых, как: А. Мец, В.В. Бартольд, A.B. Васильев, JI.B. Васильев, Н.В. Жданов, Ф.И. Хачим, З.С. Арухов, JI.P. Сюкияйнен, A.A. Игнатенко, A.B. Малашенко и др.
Распространение ислама на Северном Кавказе и его влияния на властные отношения и правовую культуру горских народов проанализировали М.А. Абдулаев, И.П. Добаев, А.Р. Шихсаидов, K.M. Хайбабев.
Так, А.Р. Шихсаидов реконструировал исламизацию Северного Кавказа в период раннего средневековья; М.А. Абдулаев выявил влияние ислама на государственно-правовую мысль народов Дагестана; И.П. Добаев сделал акцент на институциализации исламского радикализма в различные периоды истории Северного Кавказа.
Отдельные характеристики этнократии, этнократических режимов были даны в работах JI.M. Дробижевой, А.Г. Здравомылова, Т.Д. Мамсурова, М.О. Мнацаканяна, В. А. Тишкова, Х.Г. Тхагопсоева, В. Филиппова и др.
При анализе проблемы властных отношений В.Н. Иванов обращает внимание на этнократические тенденции, которые проявляют себя в процессе формирующегося российского федерализма, нередко осложняя поиск рациональных путей его развития и функционирования.
Более глубоко исследовал понятие «этнократия» A.B. Лубский. С его точки зрения, данное понятие пока является настолько амбивалентным, противоречивым, что возникает сомнение в возможности оперирования им в научном анализе, тем более, оно, по его наблюдениям, как правило, используется в идеологическом словаре национализма.
Ж.Т. Тощенко обращает внимание на то, что этнократия - власть не этноса, а этнической группы, захватившей власть в стране.
В.И. Гараджа, З.В. Сикевич, Д.И. Фурман и др. рассматривают взаимодействие этнического и религиозного в социальном или культурном контексте. Некоторые авторы в своих работах анализируют современные взаимоотношения этнонациональных проблем и религии. Среди них: А. Верхов-ский, Е. Михайловская, Н. Митрохин, М. Прибыловский.
Несмотря на большое количество литературы, детальное исследование отдельных аспектов проблемы, сравнительно мало издано работ, посвященных формированию этнократических элит и политических режимов на Северном Кавказе, роли в данном процессе исламских государственно-правовых традиций.
Таким образом, роль этнонационализма и этноэтатизма в политико-правовых процессах на Северном Кавказе исследуется в социологических, политических, исторических трудах отечественных и зарубежных авторов. Эти явления в их конкретной разработке сделали актуальным обращение ученых к понятийно-категориальному аппарату таких комплексных и междисциплинарных отраслей знания, как юридическая конфликтология, юридическая антропология, правовая этнология, конфликтологическая геополитика. Однако в большинстве исследований подобного рода анализу подвергаются лишь отдельные аспекты государственно-правового регулирования этнополитических процессов, причем обычно в контексте общих проблем политологии и теории права. В этой связи ощущается потребность в разработке локальных политико-правовых концепций, таких, например, как институционализация государственно-правовых феноменов в их связи с динамикой этнонационального самоопределения, которые должны способствовать выработке адекватных форм построения отношений в рамках федерализма и конституционализма, переходу от их теоретического осмысления к созданию правовых методов регулирования и профилактики конфликтов. Недаром В.А. Тишков подчеркивает, что в России «необходима фундаментальная чистка правового поля, дабы обеспечить более корректное обращение с этнокультурной субстанцией»1.
Цель и задачи диссертационного исследования. Цель - выявить влияние исламских государственно-правовых традиций на региональные политико-правовые процессы на Юге России, формирование в них этнократи-ческих режимов и динамику взаимодействия с ними.
Для достижения цели диссертационного исследования потребовалось решить следующие задачи:
- проследить трансформацию политических и правовых функций ислама и исламизма в современном мире;
- определить специфику глокализации в возрождении исламских государственно-правовых традиций в России;
- проанализировать соотношение этноэтатизма и исламских государственно-правовых традиций;
- проследить динамику становления и эволюцию этнократических режимов в республиках на Северном Кавказе;
- выявить формы этнократий и государственно-правовые исламские традиции в исламе на Северном Кавказе;
- показать формы исламизма в политико-правовых процессах в республиках на Северном Кавказе.
1 Тишков В.А. Этничность и право в современной России // Правовые аспекты этнических отношений в России. М., 2004. С. 10.
Объектом диссертационного исследования выступают традиции ислама в современных политико-правовых процессах на Северном Кавказе.
Предметом диссертационного исследования является исламский фактор в развитии региональных политико-правовых процессов на Северном Кавказе и функционировании этнократий.
Методологическая основа диссертационного исследования. В работе использовались системный, сравнительный, структурно-функциональный подходы, методы юридической этнологии и юридической конфликтологии. Автор опирался на результаты анализа политико-правовых, социальных и религиозных изменений, общественных явлений, существующих в мусульманском мире. Применение указанных методов позволило определить специфику процессов, происходящих на Северном Кавказе, осуществить комплексный подход к решению данной проблемы.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
- уточнено понятие политических и правовых функций ислама и исламизма в современном мире;
- показано влияние роли глокализации в возрождении ислама на специфику проявления глокализации на Северном Кавказе;
- критически осмысленно соотношение этноэтатизма и исламских государственно-правовых традиций;
- определены основные этапы становления этнократий и политических режимов на Северном Кавказе;
- выявлены и концептуализированы основные формы этнократий в контексте государственно-правовых традиций в исламе;
- показаны формы проявления исламизма в политико-правовых процессах в республиках на Северном Кавказе.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В настоящее время политико-правовая функция ислама становится ведущей и состоит в его адаптации к современным политико-правовым трансформациям, связанным с процессами модернизации и глобализации, резкими переменами во всех сферах повседневной жизни, урбанизацией, изменениями политико-правовой структуры, размыванием традиционных ценностей.
Политико-правовая функция исламизма в своей основе противостоит исламу - исламу модернизирующемуся, демократизирующемуся, либерали-зирующемуся, исламу секуляризирующемуся, то есть адаптирующемуся к изменяющейся политико-правовой реальности.
2. Глокализация - это сочетание глобальных и локальных факторов в развитии территорий. Исламские государственно-правовые традиции выступают фактором, определяющим специфику глокализации, т.е. локального своеобразия проявления модернизации и глобализации в политико-правовом процессе в республиках Северного Кавказа.
3. Практически во всех республиках Северного Кавказа сложились эт-ноклановые элиты, которые контролируют политические и правовые, экономические властные институты. При наличии дефицита ресурсов это обостряет межэтнические и внутриэлитные противоречия и конфликты. Властные элиты идеологически обосновывают исключительность титульных этносов в государственно-правовой сфере республик на основе этноэтатизма, который легитимирует этнизацию политических режимов, механизмов формирования и функционирования республиканских органов власти и управления. Ислам является систематизирующим элементом этнической идентичности и религиозной составляющей идеологии этноэтатизма.
4. Этнократии являются традиционными институтами для республик на Северном Кавказе.
Они обладают гибкими адаптационными возможностями, например, успешно приспособились после Кавказской войны (1817-1865) к социально-политической системе Российской империи.
В советский период они мимикрировали под коммунистическую политику СССР и номенклатурные принципы формирования высшей бюрократии. В постсоветское время приняли демократичную форму, сохраняя при этом традиционный этноклановый механизм формирования.
5. Этнократии на Северном Кавказе представлены следующими основными формами:
- авторитарная, использующая неформализованный симбиоз российских государственно-правовых институтов с исламскими государственно-правовыми традициями (Чеченская Республика);
- согласительно-пропорциональная этноклановая система, одним из регуляторов которой выступает ислам (Дагестан);
- умеренно-модернизированные этнократии, включающие ислам как дополнительный легитимирующий фактор (Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Адыгея).
6. Исламизм проявляется в республиках на Северном Кавказе в таких нелегальных политико-правовых процессах, как сепаратизм, экстремизм и терроризм. Исламизм стремится к формированию параллельной государственно-правовой системы на основе фундаменталистской трактовки шариата, создания в перспективе исламского государства на Северном Кавказе. Он выступает в качестве одного из вызовов национальной безопасности и угрозы целостности России, требует выработки системы идеологических, экономических, политико-правовых и силовых методов его подавления и профилактики.
Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в процессе конституционного строительства в современной Российской Федерации и в ее республиках на Северном Кавказе.
Обоснованные в работе выводы могут найти практическое применение в правоприменительной деятельности органов государственной власти, правоохранительных органов.
Материалы, представленные в нем, могут быть полезны при анализе проблем исламских государственно-правовых традиций в республиках на Северном Кавказе, определении их места в современном мировом процессе и при поисках путей разрешения религиозных политико-правовых конфликтов.
Результаты данного исследования могут быть использованы в учебном процессе при чтении учебных курсов и спецкурсов по юридической антропологии, теории государства и права, политологии, истории политических учений, политической идеологии, исламоведению, конфликтологии и т.д.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на кафедре государственно-правовых и политико-философских дисциплин Ростовского юридического института МВД РФ. Основные положения исследования апробированы в докладах на международных, всероссийских и межвузовских конференциях, «круглых столах» и нашли отражение в 11 публикациях автора, три из которых опубликованы в изданиях Перечня ВАК Ми-нобрнауки России.
Структура диссертации. Поставленная цель, предмет, объект и задачи исследования предопределили структуру работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Исламские государственно-правовые традиции в политических режимах в республиках на Северном Кавказе"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Политическая и правовая функции ислама становятся основными в современном мире. Они теснейшим образом связаны с теми актуальными политическими, социальными, правовыми и моральными проблемами, с которыми сталкивается практически все международное сообщество, по меньшей мере весь развивающийся мир. Исламисты, как и прочие политические силы в развивающемся мире, стремятся радикально разрешить насущные проблемы, обусловленные процессами модернизации и глобализации, резкими переменами во всех сферах жизнедеятельности, урбанизацией, изменениями социальной структуры, размыванием традиционных ценностей. Ими движет стремление найти формы представительного и компетентного управления, желание создать справедливое общество, способное справляться с мощными политическими, экономическими и культурными «вызовами» Запада на основе односторонней интерпретации шариата.
Глокализация в политико-правовой сфере - это сочетание глобальных и локальных связей в пространстве, когда граница не является барьером. Применяя вышесказанное к Северному Кавказу, следует говорить не о сотрудничестве между государствами, а о взаимодействии между различными территориями, причем неважно, принадлежат они одной стране или разным. Приграничное соседство - локальная связь, а взаимодействие Баварии, например, с Краснодарским краем - это уже проявление глобализации. Таких связей должно быть множество; экономическое и правовое развитие регионов в России основывается на сочетании разных типов связей и территориального позиционирования при изменении функций национальной границы, которая перестает быть непроницаемой по всему периметру. Сочетание локальных и глобальных факторов в развитии ислама на всей территории России, особенно на Северном Кавказе, является спецификой проявления глокализации.
Исламские государственно-правовые традиции выступают фактором, определяющим специфику глокализации, т.е. локального своеобразия проявления модернизации и глобализации в политико-правовом процессе в республиках на Северном Кавказе.
Этноэтатизм умело управляет особенностями национального самосознания, которое допускает некритичное сочетание различных уровней идентичности: этнической, политической, государственной и др.
В то же время существуют признаки, указывающие на то, что этноэтатизм отторгается последовательно этнической культурой, не соответствует этническому менталитету. Суверенная государственность исторически так и не сформировалась в культуре ни одног о из северокавказских этносов, не получила культурно-ментальной укорененности. К тому же реальные политико-правовые и управленческие модели этноэтатизма, с которыми повседневно сталкиваются жители республик, находятся в явном разрыве с этническими традициями, потому что этноэтатизм позиционирует себя как «общенародную», «справедливую» политическую систему, а в политико-правовой практике - обслуживает экономические и политические интересы. Посредством этноэтатизма клан распоряжается «доверенной» ему территорией, заявляя при этом о постоянной заботе о своей республике.
Изменить ситуацию должна помочь практика назначения руководителей субъектов Федерации в отношении национальных республик, которую следует рассматривать прежде всего как механизм преодоления этноэтатизма и его последствий. Естественно, это не так просто, потому что кланы, находящиеся у власти, тут же пытаются найти способ, позволивший бы посредством нового порядка формирования власти закрепить свое доминирование навсегда. Поэтому, так как влияние этноэтатизма в массовом восприятии этнических социумов является отрицательным, необходимо пересмотреть сущность этнического государства - государства, в котором доминирует этнократический режим, предполагающий, что при любом политическом устройстве все ступени властной иерархии занимают исключительно представители правящего, титульного, государствообразующего этноса.
Этнократии являются традиционными институтами для республик на Северном Кавказе.
Они обладают гибкими адаптационными возможностями: успешно приспособились после Кавказской войны к социально-политической системе Российской империи. В советский период они мимикрировали под коммунистическую политику СССР и номенклатурные принципы высшей бюрократии. В постсоветский - приняли демократичную форму, сохраняя при этом традиционный этноклановый механизм формирования.
На основе механизма формирования этнократий в работе выделены три типа этнократий, существующих на Северном Кавказе:
- авторитарный (Чеченская Республика);
- согласительно-пропорциональный (Республика Дагестан);
- умеренно-модернизационный (Республика Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия).
Этнократия на Северном Кавказе опирается на этноклановость в реализации властных полномочий. Этноклановая конкуренция в этнических взаимоотношениях является конфликтогенным фактором. Примеры этого противостояния были характерны, в частности, для Адыгеи до начала административной реформы. Этнизация политико-правового процесса была закреплена в законодательстве Республики Адыгея в 90-е гг. XX в. Принцип этноэта-тизма при нарушении основных принципов демократии и общероссийского законодательства был привнесен в законодательство республики. В республике действовал закон о пропорциональном представительстве различных этнических групп в органах власти, согласно которому половину должностей должен был занимать титульный этнос - адыгейцы, составляющие менее четверти населения республики.
Этнотеократическая политическая власть представляет серьезную опасность как в своих радикальных, так и латентных формах. Удел религии как особенной формы культуры достаточно велик и значим. Что же касается ее попыток вмешательства в этнополитическую жизнь, то политика государства должна строиться на признании права каждого гражданина исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Соответственно, церковь должна быть отделена от государства, и ни одна религиозная система, в том числе и ислам, не может претендовать на роль официальной идеологии ни в каком государстве. Только последовательная реализация в политической практике этих общедемократических принципов может элиминировать негативное воздействие конфессионального фактора на этнополитические и государственно-правовые процессы и способствовать гармонизации общественных отношений.
Взаимодействие этнократий и ислама на Северном Кавказе принимает следующие формы:
- авторитарно-политическая этнократия Чеченской Республики опирается на ислам как официальную религию;
- ислам в Дагестане выступает в качестве регулятора взаимоотношений этноклановых групп в сложной согласительно-пропорциональной этнократии;
- относительно модернизированные этнократические режимы легитимации. Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Адыгея используют исламские традиции в качестве дополнительного фактора.
Исламизм проявляется в республиках на Северном Кавказе в нелегальных политико-правовых процессах - в сепаратизме, экстремизме и терроризме. Исламизм стремится к формированию параллельной государственно-правовой системы на основе фундаменталистской трактовки шариата, создания в перспективе исламского государства на Северном Кавказе. Исламизм выступает в качестве одного из вызовов национальной безопасности и угрозы целостности России, требует выработки системы идеологических, экономических, политико-правовых и силовых методов подавления и профилактики.
Необходимо решать государственно-правовые, политические и этно-национальные проблемы с учетом проблем конфессиональных. В современных условиях взаимодействие государства, власти, этноса и религии особенно важно. Оно имеет существенное, государственно-правовое, политическое, практическое значения. Сочетание этнократических и религиозных сил во многом усиливает их претензии на главное определяющее место в жизни своего государства и своего народа, порождает сложные явления, при этом затрудняя функционирование общественных отношений различного уровня.
Переломить эту ситуацию не удастся без учета использования религиозного мировоззрения при реализации любой модели политики и идеологии. Предлагаются стратегии модернизации политических режимов республик и ротации элит - смены этнократий на конкурентные региональные элиты.
Список научной литературыКуриленко, Марина Александровна, диссертация по теме "Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии"
1. Абу Амина Биляль Филипс. Эволюция фикха. Киев, 2001.
2. Авксентьев A.B. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь, 1973.
3. Авраменко A.B. Сепаратизм (сущность и проблемы): Дис. . канд. полит, наук. М., 1997.
4. Агрономов А.И. Джихад. Священная война мухамеддан. Казань,1877.
5. Азаркин И. Исламу «да», шариату - «нет» // Юридический вестник. 2000. № ю.
6. Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе. Махачкала,1999.
7. Ал-Газали Абу Хамид. Воскрешение наук о вере. Избранные главы. М., 1980.
8. Александров И.А. Монархии Персидского залива: этап модернизации. М., 2000.
9. Алов A.A., Владимиров Н.Г. Ислам в России. М., 1996.
10. Аль-Маудуди. Ислам сегодня. М., 1993.
11. Аль-Маудуди. Основы ислама. М., 1993.
12. Аль-Умар. Религия истины. М., 1997.
13. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусокаева A.A. Этносоциоло-гия. М., 1999.
14. Арухов З.С. Ваххабизм и духовенство в политической структуре саудовского общества. М., 2002.
15. Арухов З.С. Концепция джихада в раннем исламе: Дис. . канд. филос. наук. Махачкала, 1995.
16. Атеизм в СССР: становление и развитие. М., 1986.
17. Афганистан: война и проблемы мира: Сборник статей. М., 1998.
18. Ахмадуллин В.А., Мельков С.А. Государственно-исламские отношения в России: история, теория, механизмы, военно-политические аспекты. М., 2000.
19. Ахмедов A.B. Ислам в современной идейно-политической борьбе. М., 1985.
20. Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. М., 1984.
21. Байрамов Э.З. Заброшенные четки. М., 1986.
22. Балтанова Г.Р. Социально-политический анализ зарубежных концепций эволюции ислама в России и СНГ: Дис. . д-ра филос. наук. М., 1994.
23. Бартольд В.В. Сочинения: В 6-ти т. М., 1966. Т. 6.
24. Башамил М.А. Как мы понимаем единобожие. М., 2001.
25. Баширов JI.A. Ислам и этнополитические процессы в современной России. М., 2000.
26. Беляев И.П. Ислам: религия и политика // Диалог. 1990. № 6.
27. Бережной С.Е., Добаев И.П., Крайнюченко П.В. Ислам в современных республиках Северного Кавказа. Ростов н/Д, 2002.
28. Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа. Обычай, право, насилие. М., 2002.
29. Борисов А.Б. Роль ислама во внутренней и внешней политике Египта. М., 1991.
30. Вагабов М.В., Вагабов М.Н. Ислам и вопросы атеистического воспитания. М., 1982.
31. Гаджиев А.Г. Из истории осуществления ленинского декрета «Об отделении церкви от государства» в Дагестане. Махачкала, 1975.
32. Гайнутдин Р. Ислам, вера, милосердие. М., 1997.
33. Гаммер М. Шамиль: мусульманское сопротивление царизму, завоевание Чечни и Дагестана. М., 1998.
34. Гаркуша Е.В. Этнократические региональные элиты // Элитологи-ческие исследования. Ежегодник 2005. Ростов н/Д, 2006.
35. Годунов C.B. Ислам в СНГ в общественно-политической и научной мысли Запада: Дис. .канд. истор. наук. М., 1998.
36. Гольдциер И. Лекции об исламе. СПб., 1912.
37. Гордон-Полонская Л.Р. Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана. М., 1963.
38. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. М., 1986.
39. Гусейнов Г., Драгунский Д., Сергеев С., Дымбурский В. Этнос и политическая власть // Век XX и мир. 1989. № 9.
40. Давыдов А. И все-таки шариату твердое «нет» // Юридический вестник. 2000. № 12.
41. Даниялов А.Д. Строительство социализма в Дагестане, 1921-1940 гг. М., 1975.
42. Дашдамиров А.Ф. Идеологические противоречия этнической политики на Кавказе // Центральная Азия и Кавказ. 2001. №5,7.
43. Дельмаев Х.В. Сущность и социальная роль исламской концепции джихада: Дис. . канд. филос. наук. М., 1987.
44. Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х гг. Ростов н/Д, 1996.
45. Дерябин В.М. Деструктивная роль исламской оппозиции в политическом урегулировании афганской проблемы в 1979-1989 гг.: Дис. . канд. истор. наук. М., 1990.
46. Дзидзоев В.Д. Кавказ конца XX века: тенденции этнополитиче-ского развития (историко-политологическое исследование). Изд. 2. Владикавказ, 2004.
47. Дзидзоев В.Д. Национальная политика на Северном Кавказе: вызовы и ответы XXI века // http://www.darial-online.ru/20054/dzidzoev.shtml.
48. Дзидзоев В.Д. Роль историков и журналистов в межэтнической конфронтации на Северном Кавказе // Вестник СОГУ. Серия «Гуманитарные науки». 1999. № 1.
49. Дмитреева A.B. Конфликтология. М., 2000.
50. Дмитриев A.B., Пядухов Г.А. Этнические группы мигрантов и конфликты на анклавных рынках труда // Социологические исследования. 2005. № 8.
51. Добаев И.П. Исламский радикализм в международной политике. Ростов н/Д, 2000.
52. Добаев И.П. Исламский радикализм. Ростов н/Д, 2003.
53. Добаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. Ростов н/Д, 2003.
54. Добаев И.П. Исламский радикализм: социально-философский анализ. Ростов н/Д, 2002.
55. Добаев И.П. Исламский радикализм: сущность, идеология, политическая практика: Дис. . д-ра филос. наук. Ростов н/Д, 2003.
56. Добаев И.П. Политический радикализм в современном исламе: Дис. . канд. полит, наук. Ростов н/Д, 2000.
57. Дробижева JI.M., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годах. М., 1996.
58. Емельянова Н.М. Ислам как фактор формирования этнорелигиозной идентичности у кабардинцев: Дис. . канд. истор. наук. М., 1998.
59. Емельянова Н.М. Мусульмане Кабарды. М., 1999.
60. Ермаков И., Микульский Д. Ислам в России и Средней Азии. М.,1993.
61. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка: Дис. . д-ра фи-лос. наук. М., 1985.
62. Жданов Н.В., Игнатенко A.A. Ислам на пороге XXI века. М., 1989.
63. Зарахович Ю.А. Анализ исламского возрождения на постсоветском пространстве печатью США: Дис. .канд. истор. наук. М., 1998.
64. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1997.
65. Ибрагимов М. Современная англо-американская политология об «исламском возрождении»: Дис. .канд. филос. наук. М., 1990.
66. Иванов В.Н., Яровой O.A. Российский федерализм: становление и развитие. М., 2000.
67. Игнатенко А. Исламизация по-чеченски // Независимая газета. 1998. 28 ноября.
68. Игнатенко А. Экстремизм исламский или ваххабитский? // Угроза ислама или угроза исламу? М., 2001.
69. Игнатенко A.A. Халифы без халифата. Исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность. М., 1988.
70. Игнатов В.Г., Хоперская JI.JI. и др. Технологии управления геополитическими процессами в Северо-Кавказском регионе. Ростов н/Д, 1989.
71. Ислам // Энциклопедический словарь. М., 1991.
72. Ислам в Чечне: история и современность. Грозный, 2008.
73. Карпов Ю.Ю. Новейшая история Чечни в свете исторических процессов // Научная мысль Кавказа. 2000. № 2.
74. Катаев А. Пережитки ислама и пути их преодоления. Черкесск,
75. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1998.
76. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. М., 1999.
77. Керимов М.М. Ислам в системе национальной культуры вайнахов: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Махачкала, 1999.
78. Киреев Х.С. К новой парадигме российской национальной политики на Северном Кавказе. М., 2005.
79. Климович Л.И. Ислам. М., 1965.
80. Кобшцанов Ю.М. Мусульмане в России, коренные российские мусульмане и русские мусульмане // Мусульмане изменяющейся России. М., 2002.
81. Комсомольская правда. 1995. 9 декабря.
82. Коран / Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. М., 1997.84. Коран. М., 2000.
83. Коровиков A.B. Исламский экстремизм в арабских странах. М.,1990.
84. Куриленко М.А. Созревание этноэтатизма в национальных республиках на Северном Кавказе // Этноэтатизм и этнократии на Юге России / Южнороссийское обозрение ЦСРИиП ИППК РГУ и ИСПИ РАН / Отв. ред. В.В. Черноус. Ростов н/Д, 2006. Вып. 37.
85. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995.
86. Левин З.И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока. М., 1988.
87. Левин З.И. Общественная мысль на Востоке. Постколониальный период. М., 1999.
88. Левин З.И. Развитие общественной мысли на Востоке. Колониальный период. М., 1993.
89. Левшуков P.A. Ислам в социокультурном пространстве Северного Кавказа: интеграционные и дезинтеграционные функции: Автореф. дис. . канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2003.
90. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. М., 2001.
91. Личность мусульманина согласно Корану и Сунне. М., 1999.
92. Лубский A.B. Конфликтогенные факторы на Юге России: методология исследования и социальные реалии / Отв. ред. В.В. Черноус. Ростов н/Д, 2005.
93. Лубский A.B. Национальный менталитет и легитимация этнокра-тии (к методологии исследования) // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия «Общественные науки». 1998. № 3.
94. Макаренко В.П. Главные идеологии современности. Ростов н/Д,2000.
95. Макаренко В.П. Русская власть. М., 1998.
96. Максимов A.A. Прецедент как один из источников английского права // Государство и право. 1995. № 2.
97. Малашенко A.B. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М.,2001.
98. Малашенко A.B. Исламское возрождение в современной России. М., 1998.
99. Малашенко A.B. Мусульманский мир СНГ. М., 1996.
100. Малашенко A.B. Северный Кавказ: исламский фактор // Свободная мысль Кавказа. 2001. № 11.
101. Малашенко A.B. Феномен ислама в политической жизни СССР / СНГ: Дис. . д-ра истор. наук. М., 1995.
102. Малышева Д. Феномен этносепаратизма на Кавказе и мировой опыт // Центральная Азия и Кавказ. 1999. № 3 (4).
103. Малышева Д.Б. Конфликты в третьем мире и Содружестве Независимых Государств (религиозный и этнический аспекты): Дис. . д-ра полит. наук. М., 1997.
104. Марчук Н.И. Война в Афганистане: Дис. . д-ра филос. наук. М.,1993.
105. Массэ А. Ислам: очерк истории. М., 1982.
106. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке и политика России на рубеже XXI века. М., 2000.
107. Мельков С.А. Исламский фактор в современной России. М., 1998.
108. Мельков С.А. Исламский фактор и его влияние на военную политику России: Дис. . д-ра полит, наук. М., 2002.
109. Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1996.
110. Мирский Г.И. «Политический ислам» и западное общество // Политические исследования. 2002. № 1.
111. Мирский Г.И. На развалинах империи. Этнические и национальные проблемы в бывшем Советском Союзе. М., 2001.
112. Мнацакян М.О. Нации: психология, самосознание, национализм. М., 1999.
113. Мугадиев З.Д. Северокавказский мюридизм: истоки и современность: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Махачкала, 1989.
114. Мусульманские духовные организации и объединения Российской Федерации. М., 1999.
115. Новиков Д.В. Этнорелигиозный экстремизм на Северном Кавказе: методы противодействия (политико-правовой аспект): Дис. .канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2002.
116. Нуруллаев A.A. Мусульмане Советского Союза в Великой Отечественной войне. Религиозные организации Советского Союза в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). М., 1995.
117. Нуруллаева Ш.Ф. Ислам как фактор регулирования в интеграционных процессах (на материалах Центральной Азии): Дис. . канд. филос. наук. М., 1995.
118. Основные положения социальной программы российских мусульман. М.,2001.
119. Панарин A.C. Философия политики. М., 1994.
120. Першиц А.И. Хозяйство и общественно-политический строй Северной Аравии в XIX первой трети XX веков. М., 1961.
121. Петраш Ю.Г. Ислам: происхождение, вероучение, современность: философско-культурологический взгляд. М., 2005.
122. Полонская И.Н. Религиозный опыт: экзистенциальный аспект социально-философского анализа: Дис. . канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2001.
123. Поляков К.И. Исламский фундаментализм в Судане. М., 2000.
124. Попова С. Излюбленные чада // Известия. 2002. 6 февраля.
125. Рахман Х.У. Краткая история ислама. М., 2002.
126. Реакционная сущность ваххабизма. Новосибирск, 2000.
127. Резван Е.А. Коран и его мир. СПб., 2001.
128. Религии и религиозные организации в Дагестане: Справочник. Махачкала, 2001.
129. Родионов М.А. Ислам классический. СПб., 2003.
130. Роль мусульманских организаций в решении социальных проблем. М., 2000.
131. Россия в поисках стратегии: Общество и власть / Под ред. Г.В. Оси-пова. М., 1999.
132. Россия федеральная: проблемы и перспективы. М., 2001.
133. Ротарь И. Ислам и война. М., 1999.
134. Рубан JI.C. Чеченский узел кавказского кризиса. М., 1996.
135. Рябцев В.Н. Конфликтологическая работа на Северном Кавказе в аспекте этнонациональных отношений: проблемы и перспективы. Ростов н/Д, 1997.
136. Салех бин Фаузан аль-Фаузан. Дружба и непричастность в исламе. Баку, 1997.
137. Салимов ЬС.Н. Современные проблемы терроризма. М., 1999.
138. Сарымсаков Т.С. Время и ислам. Грозный, 1968.
139. Свечникова Л.Г. Обычное право: новые итоги исследований. Обычное право народов Северного Кавказа: итоги и перспективы исследования / Под ред. Шапсугова. Ростов н/Д, 2006.
140. Смирнов Н.А . Очерки изучения ислама в СССР. М., 1954.
141. Соктамурадов М.Д. Суфизм в культуре народов СевероВосточного Кавказа. Ростов н/Д, 2008.
142. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX-XX вв.). М., 1982.
143. Сулаев И.Х. Мусульманское духовенство Дагестана в революции и гражданской войне, 1917-1921 гг.: Дис. . канд. истор. наук. Махачкала, 1997.
144. Сюкияйнен Л.Р. Ислам против ислама. Об исламской альтернативе экстремизму и терроризму // Центральная Азия и Кавказ. 2002. № 3 (21).
145. Сюкияйнен Л.Р. Международный терроризм и ислам: союзники или противники? // Конституционное право. Восточноевропейское обозрение. 2001. №4 (37).
146. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1989.
147. Сюкияйнен Л.Р. Российская власть и ислам. А не возродить ли шариатские суды? // http://www.centrasia.ra/newsA.php7sW071563280.
148. Сюкияйнен Л.Р. Теория мусульманского государства и современность // Советское государство и право. 1987. № 9.
149. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманская правовая культура. М.,
150. Сюкияйнен Л.Р. Шариатское правосудие // Отечественные записки. 2003. №2.
151. Тактика чеченских незаконных вооруженных формирований. М.,2001.
152. Терроризм в России как авантюра и политическая практика. М.,1999.
153. Тишков В.А. Этничность и право в современной России // Правовые аспекты этнических отношений в России. М., 2004
154. Тишков В.А. Этнология и политика. М., 2001.
155. Томе Э. Ислам и национальный вопрос (национальный и религиозный факторы на арабском Востоке на современном этапе): Дис. . канд. филос. наук. М., 1993.
156. Тощенко Ж.Т. Три особенных лика власти. М., 2002.
157. Тощенко Ж.Т. Этнократия: история и современность. Социологические очерки. М,, 2003
158. Традиция разрешения конфликтов на Кавказе и методы институтов гражданского общества // Издательство «Кавказский Форум Неправительственных Организаций». 2004.
159. Тхагапсоев Х.Г. К российским превращениям либерализма // Вопросы философии. 2004. № 12.
160. Тхагапсоев Х.Г. Мифогенез в новейшей истории российских этносов // Политическая мифология и историческая наука на Северном Кавказе. Ростов н/Д, 2004.
161. Тхагапсоев Х.Г. Этноэтатизм как инобытие российского федерализма // Научная мысль Кавказа. 2002. № 2.
162. Ушаков В.А. Иран и мусульманский мир, 1979-1998 гг. М., 1999.
163. Фаизов Г.Б. Государственно-исламские отношения: Дис. . канд. филос. наук. М., 1993.
164. Филиппов В.Р. «Нулевой вариант» в этнополитике путь к гражданскому равноправию в обществе // Федерализм. 1997. № 2.
165. Филиппов В.Р. Этнократия и кризис этнического федерализма // Терроризм и политический экстремизм. М., 2002.
166. Фильштинский И.М. История арабов и халифата. М., 1999.
167. Хадисы и термины. М., 1999.
168. Хайретдинов Д. Ислам в Осетии. М., 1997.
169. Хачим Ф.И. Проблема государственной власти в исламской доктрине (на примере шиизма): Дис. .канд. юрид. наук. М., 1992.
170. Хишам М. Теоретические основы и практическая деятельность исламских фундаменталистов в Египте: Дис. . канд. истор. наук. М., 1996.
171. Хоперская Л.Л. Проблема радикализма и экстремизма в Южном федеральном округе // Гуманитарная мысль Юга России. 2005. № 1.
172. Хоперская Л.Л. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе. Ростов н/Д, 1997.
173. Хоперская Л.Л. Факторы противостояния и выбор стратегии стабильности на Северном Кавказе // Население и общество. Информационный бюллетень. 2000. № 4 (10).
174. Черноус В.В. Северный Кавказ в контексте этноэтатизма и глобализации //www.arigi.ru/socio/jurnal/
175. Черноус В.В. Этноэтатизм в системе федеративных отношений на Северном Кавказе // Федерализм на Юге России. Ростов н/Д, 2003.
176. Черноус В.В., Трохинина Н.В. Чеченцы и Россия: трудный путь интеграции // Южнороссийское обозрение. 2001. Вып. 4.
177. Шаов A.A. Этническая идеология как предмет социально-философского знания (анализ этнического самосознания абхазов и адыгов): Автореф. дис. . канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2001.
178. Шапсугов Д.Ю. Обычное право n его роль в правовом развитии общества // Материалы научно-практической конференции «Обычное право и его роль в формировании современной правовой культуры». Майкоп, 1999.
179. Шарафутдинов Р.Ф. Чеченский конфликт: этноконфессиональ-ный аспект. Ростов н/Д, 2008.
180. Шебаршин JI. Размышления на исламскую тему // Вестник аналитики. 2001. №25.
181. Шевелев В.Н. Модернизация исламских обществ: Дис. . д-ра филос. наук. Ростов н/Д, 1997.
182. Шинковский М.Ю. Глокализация как предмет научного исследования // Вестник ТГЭУ. 2007. № 4.
183. Шоров М.А. Ислам на Юге России: геокультурологический аспект: Дис. . канд. геогр. наук. Краснодар, 2002.
184. Шумов С., Андреев А. Ваххабиты XVIII-XX вв. М., 2002.
185. Этнократии на Юге России в экспертном измерении. Ростов н/Д,