автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему: "Исламский фактор" в политических процессах Казахстана
Полный текст автореферата диссертации по теме ""Исламский фактор" в политических процессах Казахстана"
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ МИД РОССИИ
На правах рукописи
ДАИРОВЛ Аделия Манарбековна
«ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР» В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ КАЗАХСТАНА
Специальность 23.00.02 - политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии (политические науки)
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук
Москва 2006
Работа выполнена на кафедре философии, политологии и культуры Дипломатической академии МИД России
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Долгов Константин Михайлович
доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
Донцов Владимир Ефремович, доктор политических наук, профессор
Савичева Елена Михайловна, кандидат исторических наук, доцент
Ведущая организация:
МГИМО (У) МИД РОССИИ
Защита диссертации состоится «_»_2006г. в_часов
на заседании диссертационного совета Д. 209.001.01. в Дипломатической академии МИД России по адресу: Москва, Б. Козловский переулок, д.4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дипломатической академии МИД России
Автореферат разослан «
2006г.
Ученый секретарь диссертационного совета доктор политических наук, профессор
А.Г. Задохин
Актуальность темы исследования. Постсоветский период развития независимых государств Центральной Азии отмечен значительным усилением влияния религии на различные сферы общественной жизни, в том числе внешнюю и внутреннюю политику, а также резкой активизацией деятельности мусульманских религиозных организаций.
Свою роль играют и внешние факторы, включая географическую близость к Афганистану, Пакистану, Ирану, Турции, арабским странам.
Так называемая политизация ислама затронула все пять новых независимых государств, хотя степень ее влияния на политическую жизнь республик не одинакова.
Актуальность настоящего исследования вытекает из тесной взаимосвязи геополитического положения Центральной Азии, геостратегических интересов мировых держав в регионе. Это нашло отражение как во взаимодействии и в соперничестве различных политических сил в регионе, так и в специфике, определившей внешнеполитические курсы и ориентиры центральноазиатских государств.
Мусульманский мир является одним из основных центров влияния современности. Исламский фактор всё активнее воздействует на политику, экономику, международные отношения.
Под исламским фактором следует понимать два разнонаправленных процесса. Во-первых, проникновение ислама в политический сектор жизни общества, часто именуемый исламизацией; во-вторых, политику властей в самой стране в отношении мусульманской религии.
В свою очередь исламизации свойственны, как минимум две одновременно проявляющихся тенденции: возрождение ислама, как религии и использование исламской «оболочки» в качестве идеологии, которую различные экстремистские, террористические группировки взяли на вооружение в борьбе за власть.
Анализ конфессиональной ситуации в Центральной Азии вызван насущной необходимостью изучения перспектив развития региона.
Объектом настоящего диссертационного исследования является политизация ислама в современном политическом процессе. При этом особое внимание уделяется новым вызовам и угрозам.
Предмет исследования - это исламский фактор в Республике Казахстан, его влияние на политические, экономические, социальные процессы в Республике Казахстан.
Целью работы является изучение процессов в Центральной Азии, в контексте религиозно-конфессионального фактора в регионе в целом, и конкретно в Республике Казахстан.
Для достижения поставленной цели ставятся и решаются следующие научные задачи:
1. исследование значения исламского фактора в системе международных отношений;
2. анализ новой геополитической ситуации в Центральной Азии в условиях глобализации;
3. раскрытие значения региона в борьбе с международным терроризмом, религиозным экстремизмом.
4. разработка прогностических сценариев развития ситуации в центральноазиатских государствах;
5. изучение современной религиозной ситуации в Республике Казахстан и тенденций её развития.
Степень научной разработанности проблемы. Историографический анализ рассматриваемой темы был сделан на основе изучения широкого круга работ казахстанских, российских и значительного объема зарубежной научной литературы.
Диссертант предлагает следующую классификацию источников:
Первую группу источников исследования составляют работы, в которых затрагиваются теоретико-методологические аспекты проблемы. Это исследования по геополитике, национальной безопасности, внешней и внутренней политике.1
1 Бажанов Е.П. Актуальные проблемы международных отношений. М., 2001. Бажанов Е.П. Современный мир. М., 2004; Бурсов A.B. Россия -ЕС: принципы сотрудничества // Дипломатический ежегодник. М., 2001; Бурсов A.B. Русская Православная Церковь и партнерство России с ЕС // Религия и дипломатия // Материалы научной конференции. М., 2002; Гаджиев К.С. Введение в геополитику. М., 1998; Долгов K.M. Ислам и культурное взаимодействие Востока и Запада // Ислам и современные международные отношения // Материалы международной научной конференции. М., 2001; Долгов K.M. Религия, власть, политика, дипломатия // Религия и дипломатия // Материалы научной конференции. М., 2002; Донцов В.Е. Современные исламские движения и организации на Ближнем Востоке в системе международных отношений. М., 2001; Донцов
Они не только позволяют выработать методику исследования, но и дают общие ориентиры по процессам, идущим в мировых и региональных державах.
Ко второй группе примыкают труды общего характера, посвященные становлению суверенитета и задачам обеспечения безопасности Республики Казахстан.2
В.Е. Некоторые аспекты взаимодействия ислама и современных международных отношений // Ислам и современные международные отношения // Материалы международной научной конференции. М., 2001; Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 2003; Задохин А.Г. Россия и Евразия. М., 1998; Задохин А.Г. Внешняя политика России: национальное сознание, национальные интересы. М., 2002; Иванов И.С. Внешняя политика России и мир. М., 2000; Игнатенко A.A. Ислам и политика. М., 2004; Кадымов Г.Г. Ислам на евразийском пространстве // Ислам и современные международные отношения // Материалы международной научной конференции. М., 2001; Кадымов Г.Г. Зарождение субрегиональных структур «южного пояса» у России // Восток и Россия на рубеже 21 века. М., 1998; Ланда Р.Г. Политический ислам: предварительные итоги. М., 2005. Ли В.Ф. Теория международного прогнозирования. М., 2000; Мухаметшин Ф.М. Взгляд на исламский фундаментализм. М., 1998; Примаков Е.М. Мир после 11 сентября 2001г. и войны в Ираке // Дипломатический ежегодник. М., 2003; Прозорова Г.К. ОИК в системе современных международных отношений // Ислам и современные международные отношения // Материалы международной научной конференции. М., 2001; Рудов Г.А. Россия и Центральная Азия - вопросы сотрудничества и безопасности // Материалы международной конференции. М., 2003; Сюкияйнен Л.Р. Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М., 2001. Шестопал A.B. Многополярность и перспективы регионального полицентризма // Дипломатический ежегодник. М., 2001; Шутов А.Д. МИД России и страны СНГ (десятилетний опыт) // Дипломатический ежегодник. М., 2001; Шутов А.Д. «Союз четырех» как оптимальный поиск // Дипломатический ежегодник. М., 2003.
7
. Ертысбаев Е. Казахстан и Назарбаев: логика перемен. Астана, 2001; Мансуров Т.А. Казахстан и Россия: суверенизация, интеграция, опыт стратегического партнерства. М., 1997; Мансуров Т.А. Казахстанско-российские отношения в эпоху перемен. М., 2001; Назарбаев Н.А В потоке истории. Алматы, 1999; Назарбаев H.A. Доклады, выступления, статьи. М., 1997; Назарбаев H.A. Критическое десятилетие. Алматы, 2003; Назарбаев H.A. Стратегия трансформации общества и возрождения евразийской цивилизации. М., 2002; Нысанбаев А. Эволюция политической системы Казахстана. Алматы, 2001; Токаев К. Под стягом независимости:
Третью группу представляют исследования зарубежных, российских и отечественных исследователей, посвященные специфике reo- и внутриполитических, социально-экономических и иных процессов в Центральной Азии.3
Внимательное изучение этой группы источников позволило автору не только провести анализ внутреннего развития Казахстана, но и увязать его с ситуацией в регионе в целом. Содержащийся в этих работах материал позволил диссертанту глубже вникнуть в
очерки о внешней политике Казахстана. Алматы, 1997; Токаев К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. Алматы, 2000.
Carlton D. and Scharf L. International terrorism and world security. 1995; Cathbertson I. The new great game. London, 1996; Dugard J. International terrorism: problems of definition. L., 1994; Esposito J. The Islamic threat: myth or reality? NY, Oxford University Press, 1992; Malisie R. Islam in the world. Oxford University Press, New York, 1994; Mortimer E. Christianity and Islam. International Affairs, 1991; Sivan E . Radical Islam // Modern politics. New Hawen, 1995; Wilkinson P. Government and opposition. Three questions on terrorism. L., 1997; Afghanistan and Post-Soviet Central Asia: Prospects for Political Evolution and the Role of Islam. Washington D.C.: USIP, 1992; Ahrary M. and Beal J. The New Great Game in Muslim Central Asia. Washington D.C.: Institute for National Strategic Studies, National Defense University, 1996; Anderson J. The International Politics of Central Asia. Manchester Univ. Press, 1997; Crithchlow J. Islam in Soviet Central Asia: Renaissance or Revolution? //Religion in Communist Land. 1990. №3. 196-212p.; Olcott M. Central Asia's New States. Washington D.C., 1996; Huntington S. The Clash of Civilizations. Foreign Affairs, summer 1993; Charabagli R. Development Strategies for Central Asia in the 1990s in Search of Alternatives // Third world guart. L, 1994. Vol.15. № 15. P. 103-119; Central Asia and The World: Kazakhstan, Uzbekistan, Tadjikistan, Kyrgystan, Turkmenistan / Ed. by Mandelbaum // M., NY.: Council on foreign relation press. 1994. VIII. P.43; Central Asia // Current history. Philadelphia, 1994. Vol.38. №4. P.145; Nabi E. Ethnicity and Islam in Central Asia // Central Asia surrey. Abingdon, 1993. Vol.12. P. 155; Акимбеков С. Афганский узел и проблемы безопасности Центральной Азии. Алматы, 2003; Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М., 1999; Джекшенкулов А. Новые независимые государства Центральной Азии в мировом сообществе. М., 2000; Касенов У. Безопасность Центральной Азии. Алматы, 1998; Кривец Е. Ислам в Центральной Азии. М., 1999; Кушкумбаев С. Центральная Азия на путях интеграции: геополитика, этничность, безопасность. Алматы, 2002; Санаи М. Отношения Ирана с центральноазиатскими странами СНГ. М., 2002.
предмет исследования, раскрыть поставленную цель и задачи диссертационной работы.
Таким образом, рассмотренные в диссертации источники и научные труды позволяют всесторонне изучить исламский фактор в Республике Казахстан и Центральной Азии.
Методологической основой диссертационного исследования является комплекс научных методов: статистический, аналитический, сравнительный, контент - анализ документов.
Научная новизна диссертации заключается в следующем:
- Осуществлен комплексный анализ конфессионального фактора и его взаимосвязи с внутриполитическими, социально - экономическими процессами в Центральной Азии и конкретно в Казахстане.
- Осмыслена роль и место центральноазиатского региона на новом этапе его развития.
- Показано воздействие новых геополитических реалий на государства Центральной Азии.
- Выявлены особенности и характер взаимоотношений Республики Казахстан с другими субъектами международного права в рамках двух- и многосторонних отношений.
- Впервые вводится в научный оборот значительный объем документов и фактологический материал, полученный из ранее не публиковавшихся или не использованных источников.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В результате распада СССР и образования новых независимых государств, Центральная Азия вышла на авансцену геополитики. Вокруг возникшего «геополитического вакуума» разворачивается большая геостратегическая борьба. В регионе обострилась проблема распространения религиозного экстремизма. Существует угроза того, что при нарастании экономического и социального кризиса «исламисты» могут попытаться придти к власти. Ситуация в Афганистане и события в Кыргызстане, Узбекистане являются тревожным симптомом возможной эскалации напряженности в регионе.
2. Глобальными задачами мирового сообщества, на ближайшие годы, становятся, борьба с международным терроризмом, а также с наркотрафиком и незаконной торговлей оружием. В рамках решения этих задач Центральная Азия занимает важное геостратегическое положение.
3. Все пять государств центральноазиатского региона - это страны с преобладанием населения, исповедующего ислам. Этот фактор играет важную роль, особенно если учесть набирающую силу тенденцию религиозного возрождения на территории бывшего СССР. Это обстоятельство, в частности, активно используется теми внешними силами, представляющими радикальный ислам, которые выступают за объединение всех, или, по крайней мере, большей части государств этого региона на основе ислама и создание «священного исламского государства».
4. Социально-экономическая составляющая - это один из важных факторов национальной безопасности государства. В республиках Центральной Азии предпринимаются меры, направленные на стабилизацию экономического положения и предотвращение дальнейшего падения жизненного уровня населения. Существующие проблемы в экономике и социальной сфере, порождают недовольство и оппозиционные настроения среди населения, что в свою очередь служит основой для распространения религиозного радикализма политической направленности.
Практическая значимость результатов диссертационного исследования обусловливается ее теоретическим и прикладным аспектами.
Результаты могут быть применены при дальнейшей разработке государственной политики Казахстана в области религии.
Собранные и систематизированные материалы могут быть использованы как учебное пособие для высших учебных заведений, по дисциплинам «современные международные отношения», «политические проблемы международных отношений и глобального развития», «регионоведение».
Информационную базу диссертации составляют официальные документы по проблемам внешней политики и национальной безопасности, документы министерств и ведомств, в силу своей специфики недоступных широкому кругу исследователей, а также данные официальной статистики, материалы международных конференций, послания Президента Казахстана.4
4 Государство и общество в странах постсоветского Востока: история, современность, перспективы // Материалы международной конференции. Алматы, 1999; Документы ООН А/С. 6/418; Ислам и национальная безопасность новых независимых государств Центральной Азии // Материалы международной конференции. Алматы, 2002; Ислам и проблемы безо-
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.
Во введении определяются актуальность и новизна темы, предмет, цель и задачи диссертации, характеризуются теоретическая, методологическая, информационная базы исследования.
В первой главе «Политизация ислама» отмечается возрастание значимости религиозного фактора в мире в целом и на территории бывшего СССР в частности.
Возрастание значимости исламского фактора обусловлено рядом причин, к которым относят, прежде всего, стратегическую важность и масштабы расширения и развития исламского мира. На сегодняшний день в Азии, Африке и Европе насчитывается свыше 50 государств, где приверженцы исламской религии составляют большинство населения, а в 120 странах на всех континентах имеются мусульманские общины, многие из которых весьма многочисленны и проявляют высокую политическую и социальную активность. Отмечается постоянный рост миграции мусульман в Европу и Северную Америку.
Динамично растет численность населения мусульманских стран. Ежегодно население этих государств увеличивается в сред-
пасности стран Центральной Азии // Материалы международной конференции. Алматы, 2002; Конституция Республики Казахстан. Алматы, 2000; Материалы Министерства культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан; Материалы Совета по связям с религиозными объединениями при Правительстве Республики Казахстан; О механизмах обеспечения межэтнической, межкультурной и межрелигиозной стабильности и согласия // Материалы межпарламентской конференции. Брюссель, 2005; Послание Генерального Секретаря ООН К. Аннана участникам Съезда мировых религий и традиционно-национальных религий; Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н. народу Казахстана «Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». Алматы, 1997; Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н. народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации». Астана, 2005; Проблемы религиозного экстремизма в Центральной Азии // Материалы международной конференции. Алматы, 2001; Пути достижения межконфессионального согласия // Материалы республиканской научно-практической конференции. Алматы, 1999; Религия и общество: новые реалии. Материалы Национальной высшей школы государственного управления при Президенте Республики Казахстан. Алматы, 1997; Сборник документов по международному праву. Алматы, 1998.
нем на 2,6%, при том, что в мире этот показатель составляет 1,7%, а в промышленно развитых странах он равен всего лишь 0,9% и отмечается тенденция к его уменьшению.
Исключительно важную роль играет наличие на территории исламских государств крупнейших запасов минерального сырья, прежде всего нефти и газа, имеющих важное стратегическое значение для экономики и военной сферы стран Запада.
В последние годы отмечается усиление влияния исламских стран на международную политику, с чем вынуждены считаться сегодня крупнейшие державы. В то же время все отчетливее проявляются внешнеполитические амбиции таких стран, как Пакистан, Иран, Саудовская Аравия, Египет, Индонезия и ряда других.
Ислам как идеология является объединяющим фактором для всех мусульман. Но приверженность ему весьма неоднозначна и отражает интересы различных социальных групп и слоев населения.
Для мусульманских стран и различного рода исламских движений характерно отсутствие реального единства. Более того, между многими из них существуют острые и трудноразрешимые противоречия. Фактически мусульманский мир разделен на «богатое» меньшинство нефтедобывающих государств и «бедное» большинство остальных.
90е годы 20го века были отмечены повышением религиозной активности и на территории бывшего СССР, в том числе с ярко выраженной политической направленностью.
Во-первых, это стало естественным результатом снятия запрета на религиозную деятельность и возрождения исламских традиций в странах исторического распространения ислама.
Во-вторых, образовавшийся вакуум в духовной сфере был заполнен идеологией религиозной направленности.
В-третьих, идея исламского возрождения или исламского пути развития стала более привлекательной альтернативой для определенных политических сил в борьбе за властные полномочия.
В международных отношениях «исламский фактор» определяется в первую очередь группой стран, условно объединяемых под понятием «мусульманские государства». Существуют различные критерии включения тех или иных стран в число мусульманских, наиболее распространенными из которых являются:
- Конфессионально-демографический фактор - удельный вес мусульман в общей численности населения.
- Историко-географический фактор - расположение страны на территориях традиционного распространения ислама.
- Религиозно-правовой фактор - признание ислама в качестве государственной или официальной религии.
Диссертантом отмечается, то обстоятельство, что, по какому пути пойдет развитие исламского мира имеет важное значение для всего мирового сообщества.
Использование религиозного фактора приобретает особую актуальность в переломные периоды исторического развития тех или иных стран и регионов.
Анализируется проявление исламского фундаментализма, его «анатомия».
Так называемый исламский фундаментализм, как отмечает российский правовед Л.Р.Сюкияйнен, представляет собой, прежде всего, политическое явление и не имеет прямого отношения к истокам ислама. По сути, это использование политикой религии в преступных целях. Прилагательное «исламский» определяет лишь конфессиональную принадлежность фундаменталистов, уверенных в необходимости собственных действий.
При этом в многочисленных публикациях последнего времени до сих пор не существует устойчивых общепринятых обозначений этого процесса.
В западном и постсоветском исламоведении при анализе современных процессов реисламизации, почти как синонимы, употребляют термины: «исламский фундаментализм», «исламский экстремизм», «радикальный ислам», «воинствующий ислам», «политический ислам», «чистый ислам».
Не только политики и публицисты, но и исследователи порой смешивают эти понятия, не учитывают существующие между ними различия. Вместе с тем каждый из этих терминов имеет собственное смысловое содержание.
Термин «фундаментализм» неисламского происхождения, введен в оборот редактором баптистской газеты «Уочмен - Икзэми-нер» К.Ли Лоусом и употреблялся для характеристики крайне консервативного течения современного американского протестантизма, выступающего против рационалистических, модернистских преобразований.
Он возник в результате объединения консервативных представителей евангелической церкви в 1920 г. и был запущен в оборот, прежде всего не учеными, а журналистами, а его употребление
часто грешит неточностями, почти всегда отличается политической предвзятостью.
Искусственно направленный на ислам, сегодня он стал предметом широких общественных и научных дискуссий, отразившихся в многочисленных публикациях, как на Западе, так и в СНГ.
Отожествление фундаментализма с экстремизмом, с терроризмом, не только запутывает суть проблемы, но и способствует формированию негативного отношения к мусульманам, а в целом и возникновению исламофобии.
Фундаментализм, как понятие присущ любой религии - это обращение к духовным первоисточникам вероучения, происходящее при резком изменении условий жизни. Без него религия, как правило, вырождается и превращается в ширму для получения каких-либо материальных и политических выгод определенными лицами или группами.
Сами мусульмане называют это движение не фундаментализмом, а салафизмом - от выражения «ас-салат ас-салих» (праведные предки), то есть его сторонники должны во всех своих действиях, нормах и правилах следовать догматам первоначального ислама, а тех, кто проповедует реисламизацию по критериям «чистого», первоначального ислама, называют «ал-исламийюн» («исламисты»).
Конец «холодной войны», распад Советского Союза привели к «вакууму опасности», что породило поиск новых врагов. Одни видят в исламе идеологическую альтернативу Западу, способную выйти за национальные границы, воспринимая его, как феномен, политически и культурно не совместимый с западным обществом, другие рассматривают ислам просто, как демографическую опасность.
Почти по всем границам исламского мира идут войны или растет военная напряженность. Появилось понятие «исламской дуги нестабильности», охватывающей огромный район Ближнего и Среднего Востока, Афганистан, Кашмир, некоторые бывшие советские республики Средней Азии и Закавказья.
Делается акцент на исламском возрождении в Центральной Азии. В политической жизни постсоветского пространства роль ислама также становится все заметнее. В значительной степени этому способствовали ликвидация тотального государственного контроля над течением религиозной жизни, рост религиозности населения, стремление властей и оппозиционных сил использовать ислам в своих политических интересах, влияние зарубежных исламских организаций.
Этот регион характеризуется значительной степенью этнокон-фессиональной устойчивости и самодостаточности, что при определенных условиях может вывести народы Центральной Азии на уровень формирования цивилизационной целостности, подобно цивилизациям Китая и Индии, также отличающихся полиэтнично-стью и поликонфессиональностью.
Ислам - один из основных системообразующих культурных и политических элементов Центральной Азии. Основная масса населения помимо национальной принадлежности, определяет себя представителями одной религии.
Исламское возрождение в Центральной Азии само по себе, как явление не ново. В конце 70х - начале 80х г.г. 20го века подобное происходило на Ближнем Востоке. Повышение роли исламского фактора в политических процессах можно рассматривать как часть единого мирового процесса.
Общественно-политические и религиозные силы, желающие воспользоваться возрождением ислама в мусульманских республиках Центральной Азии в своих интересах, можно подразделить на следующие группы:
1. представители бывшей местной партийной и государственной номенклатуры стремятся использовать ислам в целях проникновения в новые политические структуры, укрепления своих пошатнувшихся позиций в структурах власти;
2. различные исламские движения, партии и организации, использующие исламские лозунги для достижения политических целей и захвата власти;
3. мусульманское духовенство, которое убеждено, что только возрождение ислама и возврат к ценностям религии может помочь выйти из общественно-политического кризиса, в котором оказались центральноазиатские республики.
В советский период национально-государственного размежевания мусульманское население оказалось в пяти республиках. Так, Ферганский оазис был поделен между Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном. Чашский (Шашский) оазис вошел в состав Узбекистана и Казахстана. Маверанахр - «то, что за рекой» - историческое название территории между Амударьей и Сырдарьей стал частью Туркменистана (восток и юго-восток), Узбекистана и Таджикистана (запад).
Несмотря на теперь уже устоявшуюся национально-государственную структуру Центральной Азии оседлая часть му-
сульман продолжает идентифицировать себя по отношению к историческим ареалам, дистанцируясь от населения степных районов даже в рамках одного государства.
Сегодня наиболее интенсивные процессы исламского возрождения и политической активности происходят именно по перечисленным географическим и административно-территориальным «разломам».
В целом на постсоветском пространстве в исламе наблюдаются три тенденции:
1. «Ортодоксальная» - носители которой, оправдывая существующее положение и противодействуя любым экономическим и социально-политическим переменам, возражают против изменений вообще.
2. «Возрожденческая» - представители которой выступают за очищение ислама от различных наслоений, ратуют за возврат к его истокам (так называемые фундаменталисты).
3. «Реформаторская» - ее сторонники требуют модернизации исламской практики в соответствии с изменившимися условиями реальной жизни.
После обретения государственной независимости центральноа-зиатские республики получили возможность выбора собственного пути развития и стали самостоятельными субъектами международных отношений. Их роль на международной арене, определяется географическим положением, экономическим и демографическим потенциалом, характером взаимоотношений с другими государствами, участием в региональных и международных организациях.
Природные ресурсы Центральной Азии, привлекают внимание не только бедных природными ресурсами Турции и Пакистана, но и относительно обеспеченных ими Китая и Индии, и развитых стран Европы, США, Японии.
Наличие запасов урана в Центральной Азии, значительный потенциал ядерных технологий и специалистов, определяют важную роль этого региона также в поддержании и укреплении режима нераспространения ядерного оружия.
Другой важнейший фактор, определяющий геостратегическое значение региона - его энергоресурсы, прежде всего, нефть Казахстана и природный газ Туркменистана.
Новая геополитическая роль Центральной Азии определяется и исламским фактором, поскольку населяющие его коренные народы исповедуют ислам. После 70 лет господства воинствующего
атеизма и образования в результате распада СССР новых независимых государств, в регионе идет процесс возрождения роли ислама при сохранении светского характера государственной власти и недопущения политизации религии.
Феномен новых независимых государств Центральной Азии в том, что они одновременно состоят членами и европейских (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейский банк реконструкции и развития), и азиатских (Организация экономического сотрудничества, Организация Исламская Конференция, Азиатский банк развития, Исламский банк развития) региональных и международных организаций и банков.
После распада СССР Центральная Азия стала ареной новой «Большой игры», в которую вовлечены не только мировые державы, но и региональные «центры силы» среднего уровня. Если в XIX - начале XX века основными игроками были Российская и Британская империи, то теперь это РФ, США, Китай, Турция, Иран, Индия, Пакистан, Саудовская Аравия. В той или иной степени участвуют в ней и европейские государства.
Несмотря на своеобразие внешнеполитических курсов, определяемых спецификой географического положения, экономического и военного потенциала и иными факторами, государства Центральной Азии осознают необходимость выступать на международной арене с единых позиций. К этому их подвигают национальные интересы, детерминированные общей исторической судьбой, духовно-культурной близостью народов и потребностью в углублении процессов интеграции в экономической и иных сферах.
Принципиально новое явление в современном развитии региона - стремление создать единое экономическое пространство, координировать внешнеполитическую и оборонную деятельность.
Прошедшие годы с момента образования новых независимых государств показали, что влияние исламского мира на Центральную Азию не только не усилилось, но в ряде случаев, было существенным образом ограниченно.
Ни одна из стран региона не пошла дальше членства в ОИК, где они участвуют весьма осторожно. Это вполне объяснимо, исходя из того, что их национальные интересы, в том числе с точки зрения безопасности лежат в плоскости отношений с их непосредственными геополитическими соседями.
Национальная безопасность центральноазиатских государств выстраивается в сотрудничестве в рамках Договора о коллектив-
ной безопасности, «Шанхайской организации сотрудничества», а также Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Важную роль в формировании системы коллективной безопасности в центральноазиатском регионе играют ООН и ОБСЕ. Механизмы и опыт обеспечения безопасности, выработанные в рамках этих организаций, активно применяются в решении проблем безопасности в Центральной Азии.
Во второй главе «Исламский фактор в Республике Казахстан» отражается роль мусульманского фактора в республике. Следует отметить, что ислам в Казахстане никогда не отличался экстремизмом и фанатизмом.
Казахстан учитывает мусульманский аспект во внешней политике и стремится рационально использовать членство республики в Организации Исламская Конференция (ОИК).
Возрастание влияния ислама в духовной жизни общества не привело к тенденции его политизации, как это имело место в ряде центральноазиатских государств. Это обусловлено следующими причинами:
1. Основным течением ислама в республике является суннизм ханафитского мазхаба, характеризирующийся терпимостью к инакомыслящим, применением в правовых вопросах свободного индивидуального суждения и т.д.
2. Исторически сложилось так, что мусульманство в культуре и ментальности казахского народа не играет определяющей роли.
Ислам является одним из элементов казахской идентичности, но не играет определяющей роли в государственной жизни страны.
В силу особенностей религиозного сознания, а также этнорелигиозного многообразия в обществе, ислам для мусульманских этносов Казахстана служит этно - дифференцирующим фактором.
Специфической чертой ислама в республике стал своеобразный его синкретизм с местными традициями тенгрианства.
Мусульманские страны и исламский фактор занимают не последнее место во внешнеполитических приоритетах республики. Такая позиция основана на следующих аспектах:
1. Политический. Укрепление отношений Казахстана с мусульманским сообществом отвечает стратегическим интересам республики, способствуя росту ее авторитета в исламском мире. Установление конструктивного сотрудничества с указанными странами может быть направлено и на решение практических задач по обеспечению безопасности и стабильности, особенно в регионах, за-
трагивающих интересы национальной безопасности республики. Отсутствие в настоящее время прямых угроз безопасности Казахстана, исходящих из очагов напряженности в мусульманском мире, не исключает их появления в будущем.
2. Экономический. По мере дальнейшей интеграции Казахстана в мировую экономику возрастает значение для республики государств Ближнего и Среднего Востока, а также Южной Азии. Эти страны имеют стратегическое значение для республики в плане обеспечения ее выхода к мировым коммуникациям.
3. Духовный. Сегодня, когда происходит ослабление влияния традиционных ценностей на формирование духовного и культурного потенциала нации, сохранение исторической памяти и воспитание нового поколения, не политическое и пропагандистское значение религиозного фактора, а его теологический аспект, является важнейшим элементом этнического единства нации.
На возможность политизации ислама в Казахстане могут повлиять, по крайней мере, две группы факторов. Одна из них связана с возможным обострением ситуации внутри самой мусульманской общины Казахстана. Другая обусловлена геополитическим влиянием извне, развитием ситуации в регионе Центральной Азии.
Необходимо учитывать, что Казахстан, обладающий большими запасами сырой нефти, находится в зоне интересов многих государств. В складывающейся ситуации основной поток распространения религиозного экстремизма может устремиться в сторону правого побережья Каспийского моря.
Нельзя исключить возможности того, что одной из внутренних причин политизации ислама на территории Казахстана может послужить нарастание внутренних противоречий в среде мусульманской общины, что, в основном, связано со спецификой менталитета мусульманского населения страны.
Во-первых, в сознании мусульманских этносов Казахстана доминируют критерии не чисто конфессиональной, а этноконфес-сиональной ориентации. Слабая представленность выходцев из так называемых нетитульных этнических групп в среде местного и высшего духовенства является одним из факторов дезинтеграции исламской общины. На практике это может привести к тому, что представители отдельных этнических групп будут создавать самостоятельные религиозные объединения.
Во-вторых, значительная часть казахского населения, составляющая основу мусульманской общины Казахстана, продолжает
быть приверженной своим региональным интересам. В этом плане негативные тенденции могут быть связаны с ростом противоречий между мусульманами-казахами на основе различий в степени религиозности, которые наблюдаются на Юге и Западе, с одной стороны, Севере и Востоке - с другой.
Указанные внешние и внутренние факторы могут способствовать политизации ислама в Казахстане и сопровождаться ростом дезинтеграционных настроений с религиозной направленностью среди мусульманского населения страны. Переход же этих дезинтеграционных настроений в политическую плоскость потенциально может означать, что они станут основой для распространения радикальных настроений с использованием идеологии религиозного экстремизма.
В этой связи, приобретает особую актуальность обобщение «опыта» политизации ислама в других постсоветских странах, выявление угроз и вызовов, которые влечет для Республики Казахстан этот процесс. Таким образом, во внутриполитической сфере, национальные интересы Республики Казахстан должны быть направлены на обеспечение гражданского мира, национального согласия, стабильности государственной власти и ее институтов, правопорядка, завершения процесса становления демократического общества. А также на нейтрализацию причин и условий, способствующих возникновению социальных, межнациональных и межконфессиональных конфликтов, оказание содействия представителям традиционных религий в Республике Казахстан (ислам, православие) в проведении разъяснительной работы, направленной на искоренение радикальных настроений и пропаганду духовных ценностей, межнационального и межконфессионального согласия.
Анализируется современная религиозная ситуация в Республике Казахстан. Созданная в Казахстане модель взаимоотношений государства и религиозных объединений, основана на демократических принципах уважения прав и свобод человека, балансе общественных и религиозных интересов, сотрудничества и стремления к взаимопониманию. За годы независимости в Казахстане создана соответствующая нормативно-правовая база, обеспечивающая равенство прав и свобод всех граждан независимо от их религиозной и этнической принадлежности.
При Правительстве действует Совет по связям с религиозными объединениями. Аналогичные Советы образованы при областных
и городских акиматах. В ряде министерств и ведомств созданы отделы или подразделения, взаимодействующие с религиозными объединениями в рамках своей компетенции.
В Казахстане 35 этнических групп ассоциированы в соответствии с законом «Об общественных объединениях» в 470 национально-культурных объединений, входящих в Ассамблею народов Казахстана, институт, который призван отражать интересы этнических меньшинств и гармонизировать межэтнические отношения. Ассамблея народов Казахстана (АНК) взаимодействует с 16 малыми Ассамблеями: 14 малыми ассамблеями областей и малыми АНК г. Астаны и г. Алматы. Они выступают в качестве консультативно-совещательных органов при региональных органах власти, формируются из представителей национально-культурных объединений, местных органов власти, творческой интеллигенции, руководителей религиозных конфессий.
Казахстан стал инициатором созыва первого Съезда лидеров мировых и традиционных религий, состоявшегося в сентябре 2003 года в Астане, в котором участвовали представители всех мировых религий. На Съезде было принято решение сделать форум постоянно действующим органом с периодичностью проведения съездов каждые три года.
В стране проводились исследования современной религиозной ситуации, при помощи сравнительного анализа данных социологического опроса, которые были получены в 2000 и 2004 гг. Опросы проводились с участием негосударственных и государственных организаций: в 2000г. - Центром гуманитарных исследований, в 2004г. - Институтом философии и политологии Министерства образования и науки Республики Казахстан. В результате проведенного анализа выяснилось следующее. В 2000г. в качестве основных трех причин, приводящих к вере в Бога, были - ухудшение экономического положения, отсутствие социальной справедливости и уверенности в завтрашнем дне. В 2004г. причины остались неизменными, но, на первое место вышло отсутствие социальной справедливости и перспектив в будущем, а затем следует ухудшение экономического положения. Как видно, экономические причины переместились на третий план. Свою роль здесь сыграли своевременная выплата зарплат, пенсий, пособий и их повышение. Однако люди все более утрачивают доверие к власти, с которой они сталкиваются ежедневно; этому способствует коррупция, нарушение законов самими представителями власти.
Положительные оценки населением влияния религии в области межнациональных отношений, в межэтническом согласии общества остаются преобладающими над отрицательными на протяжении 12 лет. Если по отношению к сектам негативное отношение населения растет однозначно, то количество респондентов, положительно оценивающих влияние ислама на межнациональные отношения, снизилось. Это связано не в малой степени с активизацией террористической деятельности, которая дискредитирует ислам, как религию в целом.
Необходимо создать единую систему конфессионального мониторинга, которая позволит отслеживать конфессиональную ситуацию в стране, с целью своевременной ее коррекции, разрабатывать конкретные рекомендации для предотвращения конфликтов, которые могут возникнуть при прямом или косвенном участии религиозного фактора, централизованно реализовывать все шаги, соединив в единое целое имеющиеся научные изыскания и практику государственных структур в этой области.
Иллюстрируются особенности государственной политики Казахстана в сфере религии. В соответствии с Конституцией и законодательством Республика Казахстан является светским государством, в котором религиозные объединения отделены от государства, а свобода вероисповедания или атеистических убеждений реализуется в частном порядке. Все религиозные объединения имеют равные права и обязанности, несут равную ответственность перед законом за свою деятельность. В Казахстане светский характер государства и отделение религиозных объединений от государства означают, что религиозные объединения не вмешиваются в дела государства, не выполняют никаких государственных функций, не занимаются политической деятельностью. Запрещается создание политических партий на религиозной основе. Государство, следуя принципу равенства религиозных объединений перед законом, создает для них общее правовое поле, в рамках которого они имеют одинаковые возможности и ограничения своей деятельности.
В заключении содержатся основные выводы исследования, подводятся основные итоги.
Говоря о значении исламского фактора для общественно - политической жизни Центральной Азии, следует отметить его ограниченность, обозначить те сферы, где он не играет заметной роли.
1. Ислам не является фактором консолидации всего общества. Это объясняется присутствием русскоязычного населения, которое составляет в Казахстане примерно 34%, в Киргизии — 17%, Узбекистане— 6,5%, в Туркменистане — 8% и в Таджикистане — 4% жителей. Если правящая элита во имя национально-государственной консолидации начнет систематически и интенсивно апеллировать только к одной религий, это испортит ее отношения с немусульманским населением, но также вызовет недоумение за рубежом, где к использованию ислама в политике относятся негативно.
2. Ислам не способен играть консолидирующей роли на этно-национальном уровне. Региональные, клановые, этнические, племенные интересы сегодня имеют приоритет над приверженностью общей религии. Например, в Казахстане, принадлежность к жузу имеет в практической жизни несравненно большее значение, чем исповедание ислама.
3. Ислам не является фактором государственного строительства. Центральноазиатские республики — светские государства. Вопрос признания ислама официальной религией пока что обсуждается лишь в Таджикистане. Религия отделена от государства, и говорить об участии в государственных делах религиозных институтов — советов - улемов, шариатских судов и т.п. не представляется возможным. Хотя, с другой стороны, нельзя отрицать возможность легитимизации некоторых законов шариата, соединения их со светскими нормами в будущем.
4. Ислам не является фактором политической стабильности. В обществе существуют два подхода к исламу. Один - отражает взгляды политической и европеизированной (по большей части на советский лад) интеллектуальной элиты, которая ограничивает роль ислама конфессиональной, культурной и бытовой сферой. Второй - представления о незавершенности трансформации централ ьноазиатских обществ по пути их «реисламизации». Сторонники обоих подходов находятся в оппозиции, и без достижения компромисса между ними напряженность в обществе будет сохраняться.
5. Ислам не является фактором мобилизации центральноазиат-ских обществ на создание современной экономики, инфраструктуры, подъем сельского хозяйства и т.п., как это в той или иной степени имело место, например, в Алжире, Ливии, Иране и многих других мусульманских государствах, где исламская риторика ши-
роко применялась при истолковании экономической и социальной стратегии.
6. Апелляция к исламу не способствует межгосударственной консолидации на региональном уровне. Тема религиозной общности центральноазиатских государств в устах их первых лиц практически не звучит.
7. Ислам не интегрировался в политическую структуру, нет ни одного политического движения, ни одной политической партии, провозглашающей исламские религиозно - политические лозунги, ни одно из общественных движений даже не обращается в своих программных документах к исламу.
Тем не менее, несмотря на свою ограниченность, исламский фактор в государствах Центральной Азии является социальной и политической данностью, отрицать которую сегодня невозможно. В разных государствах значение его различно. Ислам оказывает постоянно влияние на происходящие там социально — политические процессы. Он формирует ценностные представления людей, регулирует отношения между ними.
Если ислам будет простым орудием политики, то это приведет к обострению борьбы между различными партиями и группировками, в первую очередь, между властью и оппозицией. Наиболее оптимальный вариант - компромисс между светским и религиозным направлениями, без которого над центральноазиатскими обществами будет висеть угроза обострения социальных, межэтнических и конфессиональных конфликтов.
Необходимо поднимать уровень знания населением основ, нравственных ценностей, гуманистического содержания конфессиональных вероучений, представленных в центральноазиатском регионе.
Роль исламского фактора во внешней политике государств Центральной Азии может возрастать или уменьшаться в зависимости от решения конкретных политических задач и требований текущего момента.
Заслуживают внимания мнения экспертов о том, что всплеск религиозного экстремизма в странах СНГ выгоден определенным силам, заинтересованным в дестабилизации ситуации, с одной стороны, и дискредитации ислама путем насаждения отрицательного имиджа этой религии, с другой. Религиозный экстремизм -это общая проблема, с которой необходимо бороться самым решительным образом. Вместе с тем, недопустимо использовать ее в
качестве основания для борьбы с исламом как мировой религией. Любая борьба с экстремизмом не будет эффективной, если не будут решаться социально - экономические вопросы, в первую очередь, борьба с бедностью и падением жизненного уровня населения, социальным дискомфортом.
Нестабильность в Афганистане влияет на ситуацию в Центральной Азии вследствие присутствия на территории этой страны баз экстремистских и террористических групп. Поэтому без урегулирования «афганской проблемы» борьба с терроризмом и религиозным экстремизмом в Центральной Азии будет малоэффективной.
В борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом в Центральной Азии, огромное значение, приобретает пресечение таких сопутствующих негативных факторов, как незаконное распространение наркотиков, нелегальная иммиграция, контрабанда оружия. Успешно противостоять терроризму и религиозному экстремизму можно только совместными усилиями государств на международном и региональном уровнях (в частности, в рамках Договора о коллективной безопасности, Шанхайской Организации Сотрудничества).
Важным условием борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом в Центральной Азии является единство различных конфессий в регионе. Запретительные и ограничительные меры по предотвращению экстремизма должны в одинаковой мере применяться в отношении всех без исключения религий, а не только ислама. Вместе с тем, борьба с терроризмом и религиозным экстремизмом должна вестись профессионально и не нести отпечаток «кампанейщины» и предвзятости. Она не должна превратиться в борьбу с религией вообще, не должна нарушать конституционные права граждан, свободу совести, ущемлять чувства верующих и наносить ущерб взаимоотношениям Казахстана со всеми странами, авторитету и интересам государства на внешнеполитической арене.
Исламский фактор в жизни общества ни в коем случае не должен войти в противоречие с задачами построения светского, демократического государства, сохранения межнационального и межконфессионального согласия.
Апробация диссертации. Основные положения и выводы нашли отражение в следующих публикациях автора:
1. Даирова A.M. Исламский фактор в политических процессах Казахстана. (Монография). М., Научная книга, 2005. (14 п.л.)
2. Даирова A.M. Религиозная идентичность Востока в процессе глобализации. // Актуальные проблемы современной политологии. Научные записки. ДА МИД РФ. М., 2002. (0,7 п.л.)
3. Даирова A.M. Проникновение ислама в Казахстан и его влияние на формирование культуры казахского народа. // Дипломатия и культура. Сборник материалов научно-практической конференции. ДА МИД РФ. М., 2003. (0,5 п.л.)
4. Даирова A.M. Философия политики и права в теоретическом представлении Ч. Валиханова. // Философия мировой политики. Сборник материалов научно-практической конференции. ДА МИД РФ. М., 2005. (0,5 п.л.)
Подписано в печать 27.02.2006. Тираж 100 экз. Объем 1,0 пл.
Отпечатано в Дипломатической академии МИД России
с.
I
I
I
•-58 84
JLOMA ¿VfV
)
i
r
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Даирова, Аделия Манарбековна
Введение.
Глава I. Политизация ислама.
1.1. Фундаментализм в исламе.
1.2. Исламское «возрождение» в Центральной Азии.
Глава II. Исламский фактор в Республике Казахстан.
2.1. Современная религиозная ситуация в Республике
Казахстан.
2.2. Государственная политика Республики Казахстан в сфере религии.
Введение диссертации2006 год, автореферат по политологии, Даирова, Аделия Манарбековна
Актуальность темы исследования. Постсоветский период развития независимых государств Центральной Азии отмечен значительным усилением влияния религии на различные сферы общественной жизни, в том числе внешнюю и внутреннюю политику, а также резкой активизацией деятельности мусульманских религиозных организаций.
Свою роль играют и внешние факторы, включая географическую близость к Афганистану, Пакистану, Ирану, Турции, арабским странам.
Так называемая политизация ислама затронула все пять новых независимых государств, хотя степень ее влияния на политическую жизнь республик не одинакова.
Актуальность настоящего исследования вытекает из тесной взаимосвязи геополитического положения Центральной Азии, геостратегических интересов мировых держав в регионе. Это нашло отражение как во взаимодействии и в соперничестве различных политических сил в регионе, так и в специфике, определившей внешнеполитические курсы и ориентиры централь-ноазиатских государств.
Мусульманский мир является одним из основных центров влияния современности. Исламский фактор всё активнее воздействует на политику, экономику, международные отношения.
Под исламским фактором следует понимать два разнонаправленных процесса. Во-первых, проникновение ислама в политический сектор жизни общества, часто именуемый исламизацией; во-вторых, политику властей в самой стране в отношении мусульманской религии.
В свою очередь исламизации свойственны, как минимум две одновременно проявляющихся тенденции: возрождение ислама, как религии и использование исламской «оболочки» в качестве идеологии, которую различные экстремистские, террористические группировки взяли на вооружение в борьбе за власть.
Анализ конфессиональной ситуации в Центральной Азии вызван насущной необходимостью изучения перспектив развития региона.
Объектом настоящего диссертационного исследования является политизация ислама в современном политическом процессе. При этом особое внимание уделяется новым вызовам и угрозам.
Предмет исследования - это исламский фактор в Республике Казахстан, его влияние на политические, экономические, социальные процессы в Республике Казахстан.
Целью работы является изучение процессов в Центральной Азии, в контексте религиозно-конфессионального фактора в регионе в целом, и конкретно в Республике Казахстан.
Для достижения поставленной цели ставятся и решаются следующие научные задачи:
1. исследование значения исламского фактора в системе международных отношений;
2. анализ новой геополитической ситуации в Центральной Азии в условиях глобализации;
3. раскрытие значения региона в борьбе с международным терроризмом, религиозным экстремизмом.
4. разработка прогностических сценариев развития ситуации в цен-тральноазиатских государствах;
5. изучение современной религиозной ситуации в Республике Казахстан и тенденций её развития.
Степень научной разработанности проблемы. Историографический анализ рассматриваемой темы был сделан на основе изучения широкого круга работ казахстанских, российских и значительного объема зарубежной научной литературы.
Диссертант предлагает следующую классификацию источников: Первую группу источников исследования составляют работы, в которых затрагиваются теоретико-методологические аспекты проблемы. Это исследования по геополитике, национальной безопасности, внешней и внутренней политике.1
Они не только позволяют выработать методику исследования, но и дают общие ориентиры по процессам, идущим в мировых и региональных державах.
Ко второй группе примыкают труды общего характера, посвященные становлению суверенитета и задачам обеспечения безопасности Республики Казахстан.2
1 Бажанов Е.П. Актуальные проблемы международных отношений. М., 2001. Бажанов Е.П. Современный мир. М., 2004; Бурсов A.B. Россия - ЕС: принципы сотрудничества // Дипломатический ежегодник. М., 2001; Бурсов A.B. Русская Православная Церковь и партнерство России с ЕС // Религия и дипломатия // Материалы научной конференции. М., 2002; Гаджиев К.С. Введение в геополитику. М., 1998; Долгов K.M. Ислам и культурное взаимодействие Востока и Запада // Ислам и современные международные отношения // Материалы международной научной конференции. M., 2001; Долгов K.M. Религия, власть, политика, дипломатия // Религия и дипломатия // Материалы научной конференции. M., 2002; Донцов В.Е. Современные исламские движения и организации на Ближнем Востоке в системе международных отношений. М., 2001; Донцов В.Е. Некоторые аспекты взаимодействия ислама и современных международных отношений // Ислам и современные международные отношения // Материалы международной научной конференции. M., 2001; Жданов H.B. Исламская концепция миропорядка. М., 2003; Задохин А.Г. Россия и Евразия. М., 1998; Задохин А.Г. Внешняя политика России: национальное сознание, национальные интересы. М., 2002; Иванов И.С. Внешняя политика России и мир. М., 2000; Игнатенко A.A. Ислам и политика. М., 2004; Кадымов Г.Г. Ислам на евразийском пространстве // Ислам и современные международные отношения // Материалы международной научной конференции. М., 2001; Кадымов Г.Г. Зарождение субрегиональных структур «южного пояса» у России // Восток и Россия на рубеже 21 века. М., 1998; Ланда Р.Г. Политический ислам: предварительные итоги. М., 2005. Ли В.Ф. Теория международного прогнозирования. М., 2000; Мухаметшин Ф.М. Взгляд на исламский фундаментализм. М., 1998; Примаков Е.М. Мир после И сентября 2001г. и войны в Ираке // Дипломатический ежегодник. М., 2003; Прозорова Г.К. ОИК в системе современных международных отношений // Ислам и современные международные отношения // Материалы международной научной конференции. М., 2001; Рудов Г.А. Россия и Центральная Азия - вопросы сотрудничества и безопасности // Материалы международной конференции. М., 2003; Сюкияйнен Л.Р. Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М., 2001. Шестопал A.B. Многополярность и перспективы регионального полицентризма // Дипломатический ежегодник. М., 2001; Шутов А.Д. МИД России и страны СНГ (десятилетний опыт) // Дипломатический ежегодник. М., 2001; Шутов А.Д. «Союз четырех» как оптимальный поиск // Дипломатический ежегодник. М., 2003. 2 Ертысбаев Е. Казахстан и Назарбаев: логика перемен. Астана, 2001; Мансуров Т.А. Казахстан и Россия: суверенизация, интеграция, опыт стратегического партнерства. М., 1997; Мансуров Т.А. Казахстанско-российские отношения в эпоху перемен. М., 2001; Назарбаев H.A. В потоке истории. Алматы, 1999; Назарбаев H.A. Доклады, выступления, статьи. М., 1997; Назарбаев H.A. Критическое десятилетие. Алматы, 2003; Назарбаев H.A. Стратегия трансформации общества и возрождения евразийской цивилизации. М., 2002; Нысанбаев А. Эволюция политической системы Казахстана. Алматы, 2001; Токаев К. Под стягом независимости: очерки о внешней политике Казахстана. Алматы, 1997; Токаев К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. Алматы, 2000.
Третью группу представляют исследования зарубежных, российских и отечественных исследователей, посвященные специфике reo- и внутриполиу тических, социально-экономических и иных процессов в Центральной Азии.
Внимательное изучение этой группы источников позволило автору не только провести анализ внутреннего развития Казахстана, но и увязать его с ситуацией в регионе в целом. Содержащийся в этих работах материал позволил диссертанту глубже вникнуть в предмет исследования, раскрыть поставленную цель и задачи диссертационной работы.
Таким образом, рассмотренные в диссертации источники и научные труды позволяют всесторонне изучить исламский фактор в Республике Казахстан и Центральной Азии.
Методологической основой диссертационного исследования является комплекс научных методов: статистический, аналитический, сравнительный, контент - анализ документов. з
Carlton D. and Scharf L. International terrorism and world security. 1995; Cathbertson I. The new great game. London, 1996; Dugard J. International terrorism: problems of definition. L., 1994; Esposito J. The Islamic threat: myth or reality? NY, Oxford University Press, 1992; Malisie R. Islam in the world. Oxford University Press, New York, 1994; Mortimer E. Christianity and Islam. International Affairs, 1991; Sivan E . Radical Islam // Modern politics. New Hawen, 1995; Wilkinson P. Government and opposition. Three questions on terrorism. L., 1997; Afghanistan and Post-Soviet Central Asia: Prospects for Political Evolution and the Role of Islam. Washington D.C.: USIP, 1992; Ahrary M. and Beal J. The New Great Game in Muslim Central Asia. Washington D.C.: Institute for National Strategic Studies, National Defense University, 1996; Anderson J. The International Politics of Central Asia. Manchester Univ. Press, 1997; Crithchlow J. Islam in Soviet Central Asia: Renaissance or Revolution? //Religion in Communist Land. 1990. №3. 196-212p.; Olcott M. Central Asia's New States. Washington D.C., 1996; Huntington S. The Clash of Civilizations. Foreign Affairs, summer 1993; Charabagli R. Development Strategies for Central Asia in the 1990s in Search of Alternatives // Third world guart. L., 1994. Vol.15. № 15. P. 103-119; Central Asia and The World: Kazakhstan, Uzbekistan, Tadjikistan, Kyrgystan, Turkmenistan / Ed. by Mandelbaum // M., NY.: Council on foreign relation press. 1994. VIII. P.43; Central Asia // Current history. Philadelphia, 1994. Vol.38. №4. P.145; Nabi E. Ethnicity and Islam in Central Asia // Central Asia surrey. Abingdon, 1993. Vol.12. P.155; Акимбе-ков С. Афганский узел и проблемы безопасности Центральной Азии. Алматы, 2003; Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М., 1999; Джекшенкулов А. Новые независимые государства Центральной Азии в мировом сообществе. М., 2000; Касенов У. Безопасность Центральной Азии. Алматы, 1998; Кривец Е. Ислам в Центральной Азии. М., 1999; Кушкумбаев С. Центральная Азия на путях интеграции: геополитика, этнич-ность, безопасность. Алматы, 2002; Санаи М. Отношения Ирана с центральноазиатскими странами СНГ. М., 2002.
Научная новизна диссертации заключается в следующем:
- Осуществлен комплексный анализ конфессионального фактора и его взаимосвязи с внутриполитическими, социально - экономическими процессами в Центральной Азии и конкретно в Казахстане.
- Осмыслена роль и место центральноазиатского региона на новом этапе его развития.
- Показано воздействие новых геополитических реалий на государства Центральной Азии.
- Выявлены особенности и характер взаимоотношений Республики Казахстан с другими субъектами международного права в рамках двух- и многосторонних отношений.
- Впервые вводится в научный оборот значительный объем документов и фактологический материал, полученный из ранее не публиковавшихся или не использованных источников.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В результате распада СССР и образования новых независимых государств, Центральная Азия вышла на авансцену геополитики. Вокруг возникшего «геополитического вакуума» разворачивается большая геостратегическая борьба. В регионе обострилась проблема распространения религиозного экстремизма. Существует угроза того, что при нарастании экономического и социального кризиса «исламисты» могут попытаться придти к власти. Ситуация в Афганистане и события в Кыргызстане, Узбекистане являются тревожным симптомом возможной эскалации напряженности в регионе.
2. Глобальными задачами мирового сообщества, на ближайшие годы, становятся, борьба с международным терроризмом, а также с наркотрафиком и незаконной торговлей оружием. В рамках решения этих задач Центральная Азия занимает важное геостратегическое положение.
3. Все пять государств центральноазиатского региона - это страны с преобладанием населения, исповедующего ислам. Этот фактор играет важную роль, особенно если учесть набирающую силу тенденцию религиозного возрождения на территории бывшего СССР. Это обстоятельство, в частности, активно используется теми внешними силами, представляющими радикальный ислам, которые выступают за объединение всех, или, по крайней мере, большей части государств этого региона на основе ислама и создание «священного исламского государства».
4. Социально-экономическая составляющая - это один из важных факторов национальной безопасности государства. В республиках Центральной Азии предпринимаются меры, направленные на стабилизацию экономического положения и предотвращение дальнейшего падения жизненного уровня населения. Существующие проблемы в экономике и социальной сфере, порождают недовольство и оппозиционные настроения среди населения, что в свою очередь служит основой для распространения религиозного радикализма политической направленности.
Практическая значимость результатов диссертационного исследования обусловливается ее теоретическим и прикладным аспектами.
Результаты мо1уг быть применены при дальнейшей разработке государственной политики Казахстана в области религии.
Собранные и систематизированные материалы могут быть использованы как учебное пособие для высших учебных заведений, по дисциплинам «современные международные отношения», «политические проблемы международных отношений и глобального развития», «регионоведение».
Информационную базу диссертации составляют официальные документы по проблемам внешней политики и национальной безопасности, документы министерств и ведомств, в силу своей специфики недоступных широкому кругу исследователей, а также данные официальной статистики, материалы международных конференций, послания Президента Казахстана.4 4
Государство и общество в странах постсоветского Востока: история, современность, перспективы // Материалы международной конференции. Алматы, 1999; Документы ООН А/С. 6/418; Ислам и национальная безопасность новых независимых государств Центральной Азии // Материалы международной конференции. Алматы, 2002; Ислам и проблемы безопасности стран Центральной Азии // Материалы международной конференции. Алматы, 2002; Конституция Республики Казахстан. Алматы, 2000; Материалы Министерства культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан; Материалы Совета по связям с
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.
Заключение научной работыдиссертация на тему ""Исламский фактор" в политических процессах Казахстана"
Заключение
Говоря о значении исламского фактора для общественно - политической жизни Центральной Азии, обязательно следует отметить его ограниченность, обозначить те сферы, где он не играет заметной роли:247
1. Ислам не является фактором консолидации всего общества. Это объясняется хотя бы присутствием русскоязычного населения, которое составляет в Казахстане примерно 34 %, в Киргизии — 17, Узбекистане— 6,5, в Туркменистане — 8 и в Таджикистане — 4% жителей.
Если правящая элита во имя национально-государственной консолидации начнет систематически и интенсивно апеллировать только к одной религий, это испортит ее отношения с немусульманским населением, но также вызовет недоумение за рубежом, где к использованию ислама в политике относятся негативно.
2. Ислам не способен играть консолидирующей роли на этнонацио-нальном уровне. Региональные, клановые, этнические, племенные интересы сегодня имеют приоритет над приверженностью общей религии.
Так, гражданская война в Таджикистане велась между мусульманами, выходцами из разных регионов, кланов, и т.п. Межэтнические конфликты, имевшие место в Фергане в 1989 г., в Оше в 1990 г., когда мусульманами были обе вовлеченные в них стороны.
А в Казахстане, принадлежность к жузу имеет в практической жизни несравненно большее значение, чем исповедание ислама.
3. Ислам не является фактором государственного строительства. Цен-тральноазиатские республики — светские государства. Вопрос признания ислама официальной религией пока что дебатируется лишь в Таджикистане.
Религия отделена от государства, и говорить об участии в государственных делах религиозных институтов — советов - улемов, шариатских судов и пр. не представляется возможным. Хотя, с другой стороны, нельзя отрицать возможность легитимизации некоторых законов шариата, соединения их со светскими нормами в будущем.
248
4. Ислам не является фактором политической стабилизации.
249
В обществе существуют два подхода к исламу.
Первый отражает взгляды политической и европеизированной (по большей части на советский лад) интеллектуальной элиты, которая ограничивает роль ислама конфессиональной, культурной и бытовой сферой.
Второй - представления о незавершенности трансформации центральноазиатских обществ по пути их «реисламизации».
Сторонники обоих подходов находятся в оппозиции, и без достижения компромисса между ними напряженность в обществе будет сохраняться.
5. Ислам не является фактором мобилизации центральноазиатских обществ на создание современной экономики, инфраструктуры, подъем сельского хозяйства и т.п., как это в той или иной степени имело место, например, в Алжире, Ливии, Иране и многих других мусульманских государствах, где исламская риторика широко применялась при истолковании экономической и социальной стратегии.
6. Апелляция к исламу не способствует межгосударственной консолидации на региональном уровне. Тема религиозной общности центрально-азиатских государств в устах их первых лиц звучит очень редко.
7. Ислам не интегрировался в политическую структуру, нет ни одного политического движения, ни одной политической партии, провозглашающей исламские религиозно - политические лозунги, ни одно из общественных движений даже не обращается в своих программных документах к исламу.
И в настоящее время, и в периоды подъема политической активности (распад СССР), всегда демократическое движение среди тюркских народов
248
Материалы конференции «Пути достижения межконфессионального согласия». Алматы, 1999.
249
Материалы Национальной высшей школы госуправления при Президенте РК.
250 Материалы конференции «Пути достижения межконфессионального согласия». Алматы, 1999. было по сути казахским, узбекским, тюркским, то есть национальным, этно-политическим, но не исламским.
Тем не менее, несмотря на свою ограниченность, исламский фактор в государствах Центральной Азии является социальной и политической данностью, отрицать которую сегодня невозможно.
В разных государствах значение его различно. Ислам оказывает постоянно влияние на происходящие там социально — политические процессы. Он формирует ценностные представления людей, регулирует отношения между ними.
Если ислам будет простым орудием политики, то это приведет к обострению борьбы между различными партиями и группировками, в первую очередь, между властью и оппозицией.
С другой стороны, в Центральной Азии есть силы, которые настаивают на ограничении роли религии, на выводе ее из политической сферы.
Очевидно, наиболее оптимальным вариантом решения является компромисс между светским и исламскими направлениями, без которого над центральноазиатскими обществами будет висеть угроза обострения социальных, межэтнических и конфессиональных конфликтов.
Необходимо поднимать уровень знания населением основ, нравственных ценностей, гуманистического содержания религиозных вероучений, представленных в центральноазиатском регионе.
Роль исламского фактора во внешней политике государств Центральной Азии может возрастать или уменьшаться в зависимости от решения конкретных политических задач и требований текущего момента.251
Как писал академик В.В. Бартольд: «Предсказать, какова будет роль религии в будущей жизни человечества, едва ли возможно; во всяком случае ислам как мировая религия, веками доказавшая свою жизнеспособность, осуществившая если не идеал свободы, то идеалы братства и равенства в большей степени, чем христианство, не будет вытеснен никакой другой. В мусульманском вероучении, как во всяком другом, много элементов, несовместимых с выводами науки и социальным прогрессом; эти элементы, как многие из положении Ветхого и Нового заветов в христианской Европе, фактически утратят силу без формальной отмены религиозными авторитетами. История ислама показывает, что он умеет приспособляется к новым условиям, несомненно, что им, вопреки Корану и сунне, будет выполнено и основное требование, предъявляемое современным культурным прогрессом ко всякой религии: быть только религией, без притязания подчинять себе всю государственную и общественную жизнь».252
Заслуживают внимания мнения зарубежных экспертов о том, что всплеск религиозного экстремизма в странах СНГ выгоден определенным силам, заинтересованным в дестабилизации ситуации, с одной стороны, и дискредитации ислама путем насаждения отрицательного имиджа этой религии, с другой.
Религиозный экстремизм - это общая проблема, с которой необходимо бороться самым решительным образом. Вместе с тем, недопустимо использовать ее в качестве основания для борьбы с исламом как мировой религией.
Любая борьба с экстремизмом не будет эффективной, если не будут решаться социально - экономические вопросы, в первую очередь, борьба с бедностью и падением жизненного уровня населения, социальным дискомфортом.
Нестабильность в Афганистане влияет на ситуацию в Центральной Азии вследствие присутствия на территории этой страны баз экстремистских и террористических групп, пытающихся дестабилизировать ситуацию в регионе. Поэтому без урегулирования «афганской проблемы» борьба с терроризмом и религиозным экстремизмом в Центральной Азии будет малоэффективной.
252
Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992.
Нейтрализация терроризма невозможна без изоляции радикальных международных организаций, оказывающих всестороннюю помощь, включая финансовую, религиозным экстремистским организациям.
В борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом в Центральной Азии, огромное значение, приобретает пресечение таких сопутствующих негативных факторов, как незаконное распространение наркотиков, нелегальная иммиграция, контрабанда оружия.
Успешно противостоять терроризму и религиозному экстремизму можно только совместными усилиями государств на международном и региональном уровнях (в частности, в рамках Договора о коллективной безопасности, Шанхайской Организации Сотрудничества).
Важным условием борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом в Центральной Азии является единство различных конфессий в регионе.
Запретительные и ограничительные меры по предотвращению экстремизма должны в одинаковой мере применяться в отношении всех без исключения религий, а не только ислама.
Вместе с тем, борьба с терроризмом и религиозным экстремизмом должна вестись профессионально и не нести отпечаток «кампанейщины» и предвзятости. Она не должна превратиться в борьбу с религией вообще, не должна нарушать конституционные права граждан, свободу совести, ущемлять чувства верующих и наносить ущерб взаимоотношениям Казахстана со всеми странами, авторитету и интересам государства на внешнеполитической арене.
Исламский фактор в жизни общества ни в коем случае не должен войти в противоречие с задачами построения светского, демократического государства, сохранения межнационального и межконфессионального согласия.
Список научной литературыДаирова, Аделия Манарбековна, диссертация по теме "Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии"
1. Государство и общество в странах постсоветского Востока: история, современность, перспективы. Материалы международной конференции. Алматы, 1999.2. Документы ООН А/С. 6/418.
2. Ислам и национальная безопасность новых независимых государств ЦА. Материалы международной конференции. Алматы, 2002.
3. Ислам и проблемы безопасности стран Центральной Азии. Материалы международной конференции. Алматы, 2002.
4. Ислам и современные международные отношения. Материалы международной научной конференции. Москва, 2000.
5. Конституция Республики Казахстан. Алматы, 2000.- 7. Материалы Министерства культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан.
6. Материалы Совета по связям с религиозными объединениями при Правительстве Республики Казахстан.
7. О механизмах обеспечения межэтнической, межкультурной и межрелигиозной стабильности и согласия. Материалы межпарламентской конференции. Брюссель, 2005.
8. Послание Генерального Секретаря ООН К. Аннана участникам Съезда мировых религий и традиционно-национальных религий.
9. Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н. народу Казахстана «Казахстан — 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». Алматы, 1997.
10. Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н. народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации». Астана, 2005.
11. Проблемы религиозного экстремизма в Центральной Азии. Материалы международной конференции. Алматы, 2001.
12. Пути достижения межконфессионального согласия. Материалы республиканской научно-практической конференции. Алматы, 1999.
13. Религия и дипломатия. Материалы научной конференции. Москва, 2001.
14. Религия и общество: новые реалии. Материалы Национальной высшей школы государственного управления при Президенте Республики Казахстан. Алматы, 1997.
15. Россия и Центральная Азия вопросы сотрудничества и безопасности. Материалы международной конференции. Москва, 2003.
16. Сборник документов по международному праву. Алматы, 1998.1. Раздел II. Литература
17. Монографии и статьи на русском языке
18. Акимбеков С. Афганский узел и проблемы безопасности Центральной Азии. Алматы, 2003.
19. Актуальные проблемы внешней политики Казахстана. Сборник статей. Москва,1998.
20. Антее П. Религии современности. История и вера. Москва, 2001.
21. Бажанов Е. Актуальные проблемы международных отношений. Москва, 2001.
22. Бажанов Е. Современный мир. Москва, 2004.
23. Бартольд В. Ислам и культура мусульманства. Москва, 1992.
24. Басилов В. Кармышева Д. Ислам у казахов. Москва, 1997.
25. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Москва, 1999.
26. Богатуров А. Синдром поглощения в международной политике. Москва, 1999.
27. Вэа Р. Терроризм заводит странных друзей. Сан-Франциско, 2000. (на рус.яз.)
28. Гаджиев К. Введение в геополитику. Москва, 1998.
29. Герцен А. Былое и думы. Москва, 1969.
30. Деббагоглу А. Введение в исламскую экономику. Алматы, 1999.
31. Дербисали А. Духовное управление мусульман Казахстана. Алматы,2003.
32. Джекшенкулов А. Новые независимые государства Центральной Азии в мировом сообществе. Москва, 2000.
33. Дипломатический ежегодник 2001. Сборник статей. Москва. 2002.
34. Дипломатический ежегодник 2003. Сборник статей. Москва. 2004.
35. Дипломатическая служба Республики Казахстан. Сборник. Алматы,2004.
36. Донцов В. Современные исламские движения и организации на Ближнем Востоке в системе международных отношений. Москва, 2001.
37. Дружиловский С. Сб. Глобализация и поиски национальной идентичности в странах Востока. Москва, 1999.
38. Ертысбаев Е. Казахстан и Назарбаев: логика перемен. Астана, 2001.
39. Есим Г. Артемьев А. Основы религиоведения. Алматы, 2003.
40. Жданов Н. Исламская концепция миропорядка. Москва, 2003.
41. Иванов И. Внешняя политика России и мир. М., 2000.
42. Иванов В. Трофимов Я. Религии Казахстана. Справочник. Алматы, 2003.
43. Игнатенко А. Ислам и политика. Москва, 2004.
44. Изречения, афоризмы и наставления великого вождя исламской революции Его светлости имама Хомейни. Тегеран, 1995. (на рус.яз.).
45. Иордан М. Ислам в Евразии. Москва, 2001.
46. Ислам. Краткий справочник. Москва, 1983.
47. Ислам и исламский терроризм. Справочник. Москва, 2003.
48. Ислам и политика. Сборник статей. Москва, 2001.
49. Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. Сборник. Москва, 2001.
50. Ислам на современном Востоке. Сборник статей. Москва, 2004.
51. Касенов У. Безопасность Центральной Азии. Алматы, 1998.53. Коран. Москва, 1991.
52. Косиченко А., Ашимбаев М. Современный терроризм: взгляд из Центральной Азии. Алматы, 2002.
53. Кривец Е. Ислам в Центральной Азии. Москва, 1999.
54. Кушкумбаев С. Центральная Азия на путях интеграции: геополитика, этничность, безопасность. Алматы, 2002.
55. Лакер У. Истоки терроризма. Современный терроризм. Минск, 2000.
56. Ланда Р. Политический ислам: предварительные итоги. Москва, 2005.
57. Ланцов С. Террор и террористы. Словарь. Санкт-Петербург, 2004.
58. Лафонтен О. Общество будущего. Москва, 1990.
59. Малашенко А. Тренин Д. Время юга: Россия в Чечне, Чечня в России. Москва, 2002.
60. Мансуров Т. Казахстан и Россия: суверенизация, интеграция, опыт стратегического партнерства. Москва, 1997.
61. Мансуров Т. Казахстанско-российские отношения в эпоху перемен. Москва, 2001.
62. Молдалиев О. Современные вызовы безопасности Кыргызстана и Центральной Азии. Бишкек, 2001.
63. Мукимджанова Р. Страны Центральной Азии: азиатский вектор внешней политики. Москва, 2005.
64. Мухаметшин Ф. Взгляд на исламский фундаментализм. Москва, 1998.
65. Назарбаев Н. В потоке истории. Алматы, 1999.
66. Назарбаев Н. Доклады, выступления, статьи. Москва, 1997.
67. Назарбаев Н. Критическое десятилетие. Алматы, 2003.
68. Назарбаев Н. Стратегия трансформации общества и возрождения евразийской цивилизации. Москва, 2002.
69. Национальные истории в советском и постсоветских государствах. Сборник статей. Москва, 1999.
70. Новые тенденции в международных отношениях в Азии. Сборник статей. Москва, 2002.
71. Нысанбаев А. Философия взаимопонимания. Алматы, 2001.
72. Нысанбаев А. Эволюция политической системы Казахстана. Алма-ты, 2001.
73. Олкотт М. Казахстан: не пройденный путь. Москва, 2003.
74. Политическая энциклопедия в 2 т. Москва, 1999.
75. Приоритеты казахстанской дипломатии на рубеже веков. Сборник статей. Москва, 2000.
76. Руа О. Политический ислам. Москва, 1992.
77. Санаи М. Отношения Ирана с центральноазиатскими странами СНГ. Москва, 2002.
78. Северо-Восточная и Центральная Азия: динамика международных и межрегиональных взаимодействий. Учебное пособие. М., 2004.
79. Стабильность и безопасность Казахстана на стыке веков. Сборник. Астана, 2000.
80. Султангалиева А. Ислам в Казахстане: история, этничность и общество. Алматы, 1998.
81. Сурдель Д. Ислам. Москва, 2004.
82. Сюкияйнен JI. Шариат и мусульманско-правовая культура. Москва, 1997.
83. Сюкияйнен JI. Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. Москва, 2001.
84. Токаев К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. Алматы, 2000.
85. Токаев К. Под стягом независимости. Алматы, 1997.
86. Терроризм угроза человечеству в 21 веке. Сборник статей. Москва, 2003.
87. Хаджи Дербисали А. Духовное управление мусульман Казахстана. Алматы, 2003.
88. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и изменение мирового порядка. Москва, 2003.
89. Хомейни Р. Путь к истине. Москва, 1995.
90. Яхья X. Ислам проклинает террор. Алматы, 2002.
91. Монографии и статьи на иностранном языке
92. Carlton D. and Scharf L. International terrorism and world security. 1995.
93. Cathbertson I. The new great game. London, 1996.
94. Dugard J. International terrorism: problems of definition. L., 1994.
95. Esposito J. The Islamic threat: myth or reality? NY, Oxford University Press, 1992.
96. Malisie R. Islam in the world. Oxford University Press, New York, 1994.
97. Mortimer E. Christianity and Islam. International Affairs, 1991.
98. Sivan E. Radical Islam // Modern politics. New Hawen, 1995.
99. Wilkinson P. Government and opposition. Three questions on terrorism. L., 1997.
100. International politik. 03/2002.
101. Раздел III. Периодические издания1. Российская периодика
102. Азия и Африка сегодня. № 2 (511), 2000.
103. Вестник Евразии. № 1(8), 2000.
104. Вестник Евразии. № 4(19), 2002.
105. Евразия. Народы. Культуры. Религии. № 1-2 (7-8), 2001.
106. Культура и религия. № 7,1991.
107. Мировая экономика и международные отношения. № 7,1996.
108. Религия и политика. № 2. 2000.
109. Россия в глобальной политике. № 3,2003.
110. Россия и мусульманский мир. № 10,1994.
111. Россия и мусульманский мир. № 2,1995.
112. Россия и мусульманский мир. № 4,2000.
113. Центральная Азия и Кавказ. №4,1999.
114. Центральная Азия и Кавказ. № 3,2000.
115. Центральная Азия и Кавказ. № 5,2002.116. Эксперт. №37 (297), 2001.1. Казахстанская периодика
116. Дипломатический курьер МИД PK. Январь март, 2001.
117. Казахстан и современный мир. № 3(6), 2003.
118. Казахстан Спектр. № 1 (19), 2002.
119. Казахстан Спектр. № 4 (22), 2002.
120. Казахстанская правда. № 272-273 (24212-24213), 2003.
121. Религия, общество, государство. № 4 (17), 2000.123. Саясат. № 3,1999.124. Саясат. № 12 (67), 2000.
122. Законодательство Республики Казахстан
123. Извлечение из Конституции Республики Казахстан 1995 г. (с изменениями и дополнениями от 7.10.98)1. Статья 5
124. Каждый имеет право на свободу совести.
125. Осуществление права на свободу совести не должно обусловливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством.
126. Глава I. Общие положения Статья 1. Задачи закона
127. Глава П. Религиозные объединения в Республике Казахстан Статья 7. Религиозные объединения
128. Статья 9. Регистрация религиозных объединений
129. Статья II. Ликвидация религиозного объединения
130. Религиозное объединение ликвидируется в порядке и по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством
131. Глава III. Права религиозных объединений и граждан, связанные со свободой вероисповедания
132. Статья 15. Международные связи и контакты верующих и религиозных объединений
133. Статья 16. Собственность религиозных объединений
134. Статья 17. Пользование имуществом, являющимся собственностью государства, общественных объединений и граждан
135. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства о свободе вероисповедания и религиозных объединениях, несут ответственность, установленную законодательством Республики Казахстан. Статья 24. Международные договоры
136. Если международным договором Республики Казахстан установлены иные правила, чем содержащиеся в законодательстве о свободе вероисповедания и религиозных объединениях Республики Казахстан, то применяются правила международных договоров.
137. Внутренние угрозы Средний балл
138. Социально экономические проблемы 8,11
139. Коррупция в органах власти 7,39
140. Снижение образовательного уровня населения 6,724 Внутриэлитная борьба 6
141. Обострение межнациональных противоречий 5,78
142. Деятельность религиозных экстремистских организаций на территории ЦА 5,33
143. Нарушение прав и свобод гражданина 5,28
144. Сворачивание процессов демократического реформирования 5,11
145. Внешние угрозы Средний балл
146. Увеличение транзита наркотиков 6,5
147. Нестабильность в соседних государствах 6,06
148. Неконтролируемые миграционные процессы 5,72
149. Усиление политического влияния и военного присутствия западных стран 5,39
150. Идеологическая и информационная экспансия других государств 5,33
151. Экспорт религиозного, в том числе исламского экстремизма 5
152. Расширение экономического присутствия иностранных государств 4,61
153. Территориальные притязания соседних стран 4,5