автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.04
диссертация на тему: Проблемы исламского фундаментализма в общественно-политической жизни и во внешней политике Ирана и афганистана
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы исламского фундаментализма в общественно-политической жизни и во внешней политике Ирана и афганистана"
Д ЛИ Г1ЛОМАТИЧ ЕСКАЛ АКАДЕМ ИЯ
МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ " :-.-,». РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
На правах.рукописи
МУХАМЕТШИН Фарит Мубарашесич
ПРОБЛЕМЫ ИСЛАМСКОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И ПО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ИРАНА И АФГАНИСТАНА
Специальное п» 2100.1)4 - политические проблемы международных систем и глобального развития
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук
Москва -1994
Работа выполнгна'и дел Российской Федерации Научный руководитель
Дипломатической академии Министерства 1Й:осгранных
Лбдуллаеа О.К„ кандидат исторических наук, доцент
Официальные оппоненты • Капица М.С, член-коррсспонден г
РАН, доктор исторических наук, профессор
Калымов Г.Г, доктор исторических паук, профессор
Ведущая организация - Институт Востоковедения РАН
Защита диссертации состоится "__"_____19У4 г., я _ часов на
заседании Специализированного Совета К 040.01.01. в Дипломатической академии МИД России по адресу: Б.Козловскнй пер., 4.
С диссертацией «¿окно ознакомиться в библиотеке Дипломатической академии МИД России.
Автореферат разослан"_"_1994 г.
Ученый секретарь , "
Сиеии&лизироггнного Сосета
Дипломатической академии ' * ^
МИД РФ * А.ЮЛ'удннцкий
Огромные геополитические перемены, происходящие в сопременном мире, включая глубокие сдриги к на мусульманском Востоке, позволяют по-новому взглянуть на роль ислама, который становится более активной и весомой силой в мировой политике. Возрастание его слияния на общественно-политические процессы во многом обусловлено мощным ростом национального самосознания мусульманских народов н поисками форм его выражения, в том числе и в виде возвращения к фундаментальным ценностям ислама. Кроме того, о ряде мусульманских стран существуют правительства, партии, движения и группировки, пытающиеся придать исламским принципам политическое значение и стремящиеся перестроить свои общества в соответствии с исламскими идеалами. Для них ислам, имеющий многовековой опыт объединения разрозненных этносов и народностей в единую общность на основе концепции исламского государства, построенного на "принципах социальной справедливости", становится $ настоящее • время новой идеологией, позволяющей выйти ид охватившего их страны экономического и духовного кризиса.
Все более привлекательным для них в этом плане становится исламский фундаментализм. Значимость этого религиозно-политического явления в его нынешнем виде определяется тем, что он проецируется, с одной стороны, на целый ряд ключевых стран Среднего и Ближнего Востока, с другой - начинает охватывать среднеазиатские и закавказские республики и активно внедряться в некоторые страны этого региона (Таджикистан). В то же время наблюдается перспектива формирования исламистских "лучей" и вглубь территории России, особенно по направлениям расселения тюркоязычного населения (Северный Кавказ, Татарстан, Башкортостан).
В связи с этим необходимо подчеркнуть важность понимания политической сущности исламского фундаментализма во всей сложности и противоречивости составляющих его различных современных идейных течений. Такой подход, с точки зрения диссертанта, дает возможность избежать упрощенного толкован!« исторических и социально-экономических предпосылок возникновения и становления исламского фундаментализма, его социально-психологических и этнопсихологических установок н ценностей, формирующих образ мышления и поведения людей и в конечном итоге
адекватного учета этих процессов при определении внешнеполитического курса России.
Актуальность темы диссертации определяется тем, что процессы, происходящие в Иране и Афганистане, рассматриваются в работе с точки зрения выяснения причин усиления политической роли ислама,-другими слогами - политизации ислама. Особое внимание в этом плане уделяется изучению фундаментализма шиитского толка, тесно связанного с официальной идеологией и внешней политикой.'
В диссертации исламский фундаментализм рассматривается как одно из направлений исламского возрожденчества, главной сутью которого является осуществление модернизации общества в соответствии с г . мами и догматами классического ислама.
Актуальность темы связана также с анализом развития общественно-политических процессов в мусульманских государствах Средней Азии и Закавказья, вызываемых усилением в них исламского влияния и активизацией деятельности различных религиозно-политических движений, в том числе фундаменталистского толка. Изучение этого предмета становится важным и потому, что по численности мусульманское население России и республик бывшего СССР занимает одно из первых мест в мире (уступая только Индонезии, Пакистану, Индии, Бангладеш). В районах традиционного распространения ислама в СССР проживали до 55 млн. мусульман. С учетом стремительного демографического роста эта цифра, по прогнозам ООН, к 2000 году может возрасти до 75 млн. человек, причем большая их часть (около 50 млн. чел.), очевидно, будет проживать в республиках Средней Азии и Казахстане^.
Важность избранной темы обусловлена и концептуальным пересмотром и формированием новой российской внешней политики в регионе Среднего Ностока и южной части СНГ в связи с возрождением российского государства, поскольку в силу своего геополитического положения данный регион имеет для России важное военно-политычёское и экономическое значение. Успех этой работы в немалой степени будет зависеть от умелого долговременного учета в нашей внутренней и внешней политике исламского фактора, утверждения особой роли России, кгк селико}5 евроазиатской дгржасы с
1) См.: Demographic Yearbook. - New York, 1992.
многозексшм опытом сотрудничества с «доудь.гдамайф цнром, валяющейся сияющим звеном мезду Востоком / .
■ Предметом вссяедвя'юня являются п^^^^'.'-и^^ского фундаментализма о общественно-политической жи$н(| Д ?■<) ¡внешней политике стран Среднего Востока на примере Ирана и Афганистана.
Представляется важным изучение причин активизации исламизма в странах Среднего Востока, а также основных положений концепции исламского государства, анализ состояния и перспектив развития фундаментализма на примере Ирана н Афганистана, поскольку иранская революция 1978-1979 гг. показала самое яркое проявление политической роли ислама в мусульманском мире, оказала сильное воздействие (особенно в первые, годы существования исламской республики) на активизацию различных массовых движений, выступающих под исламскими лозунгами в различных странах Ближнего и Среднего Востока.
Исходя из этого, в работе исследуется концепция "экспорта исламской революции" Р-Хомейни, вытекающая из идеи создания зсемирного государства ислама.
Важным для изучения является также роЛь иранского духовенства з установлении фундаменталистского режима а Иране, поскольку шиитское духовенство не только сумело объединить на определенном этапе самые различные силы в стране, но н прийти со главе с Р.Хомейнн (руководству страной.
Актуальным представляется и рассмотрение деятельное ж >ф ганской фундаменталистской оппозиции и ее влияние на толитическое урегулирование проблем вокруг Афганистана. Внимание в 'иссертацин уделяется также взаимоотношениям афганской оппозиции : Пакистаном, Ираном и другими странами региона.
Не менее важным является исследование влияния исламистских щей и движений зарубежного Востока на общественно-политические фоцеосы в мусульманских государствах Средней Азии и Закавказья. Автором сделана попытка раскрыть некоторые особенности язроаденчества в этих государствах, показать основные цели и задачи щда недавно возникши: исламских движений и организаций, и том теле на примере исламской оппозиции в Таджикистане.
Цел$5 в задачи исследования. Диссертант ставит перед собой цель выявить на базе имеющихся отечественных и иностранны* источников проблемы исламского фундаментализма в общественно-политической жизни и во внешней политике Ирана и Афганистана. При этом на первый план выдвигаются следующие задачи:
- рассмотреть вопрос. о сущности и соаиалько-классоЕой базе исламского фундаментализма, его нс?йные предпосылки и основные принципы развития в рамках исламского возрожденчества;
- раскрыть содержание исламского фундаментализма как формы политической оппозиции;
проанализировать перспективы развития исламского фундаментализма в Иран<\ показав значение и роль духовенства в установлении фундаменталистского режима, а такзе ргскрыть концепцию "экспорта исламской революции" РЛомейни;
• выявить причины зарождения фундаменталистского движения в Афганистане, определить роль афганской фундаменталистской оппозиции в урегулировании вопроса вокруг Афганистана;
- выявить основные направления дестабилизации политической обстановки в этих странах;
• определить особенности возрожденчества и его влияние на развитие общественно-политических и межнациональных процессов в мусульманских республиках Средней Азии и Закавказья;
- высказать на основе проделанного анализа некоторые соображения и рекомендации по моделированию общественно-политического развития новых мусульманских государств.
- выработать конкретные рекомендации для российского внешнеполитического ведомства и других организаций, занимающихся вопросами формировали« и практического осуществления внешней политики России.
Хродслогачеоше рамхя исследования (рубежи 80-х и 90-х годов) обусловлены пиком исламского возрожденчества в ряде стран региона Ближнего и Среднего Востока. Выбор объясняется тем, что именно в эти годи основные черти исламского фундаментализма в регионе наиболее отчетлиьо проявились в Иране н Афганистане. В саази с этим иссягдоаашк адоатываст период развитие фундаментализма до конца
1993 п>;и: я Иране го времени совершения а стране исламской революции н установления исламской республики (197П - 1970 гг.), к Афганистане - апрельского перепорота 1978 г, в Средней Азии и Закавказье - пояиления на территории бывшего СССР новых мусульманских государств (1991 - 1992 гг.).
Научная новизна и практическая значимость диссертации состоит в том, "по впервые предпринята попытка комплексного исследования проблем исламского фундаментализма и его пзаимоспязн с социалыю-полт мческнми процессами, происходящими з региенг Среднего Востока, л также в мусульманских государствах Средней Азии и Закавказья. При этом используется сравнительный анализ пызргвамня религиозно-исламских процессов в Иране п Афганистане и их воздействие на пбшественно-полнтнческоа разпитие и формирование внешней политики стран рассматриваемого региона.
Диссертация может оказаться полезной и найти практическое применение п соответствующих подразделениях МИД Российской Федерации, п том числе в Дипломатической академии, МГИМО, внешнеполитических ведомствах мусульманских государств Средне!! Азии и Закавказья, а также для других организаций (министерств, научных и общественны! фондов и учреждений, занимающихся этой проблематикой).
Теоретической и метадалзгпческэй Згззй исследования явились разработанные наукой положения о роли и месте релит и в сбщесгаг, философские. социально-политические концепции исламских идеологических систем, а также конкретно исторический метод научного анализа.
В ходе работы над диссертацией автором, изучены основные фундаментальные труды отечественных с зарубежных ученых и :пециалистоз по теме исследования. По вопросам истории г; развития чусудьмансхих стран, проблемам, сг,л??.и!шм с вероучением :г хсбенностзми ислама, в то« чс£яг с его гозрождсииегд, азтор спирался (п нсследоииия огечгеттгниш псстскозслоа. Ряд зпга трулм »оо'-'лпстсл в тексте длсйгртггшн, з :;а некоторые из шг: склены гногкн.
Одним из важных научно-теоретических источников при подготовке диссертации стали работы отечественных ученых Лгаева СЛ, Алиева РЛ, Дорошенко ЕЛ, Игнатенхо АЛ, Коровникова А.В, Левина З.И, Малышевой Д.Б, Милосласского Г.В, Пиотровского М.Б, Полонской Л .Р., Примакова Е.М„ Прозорова С.М., Саидбаева И.С, Спольникова В.Н, Степанянц М.Т, Сюкияйнена Л.Р^.
Причины активизации политической роли ислама, его современные идейные течения и влияния на общественно-политические процессы, анализ взглядов ряда ведущих мусульманских теоретиков рассмотрены в трудах Полонской Л.Р, таких, как "Причины активизации политической роли ислама на рубеже 80-х годов"; "Ислам и политика на современном Востоке"; "Современные мусульманские идейные течения"; "Идеология мусульманских политическихдвижений в 70-е и в начале 80-х годов" и других.
Большую помощь в исследовании общих закономерностей духовной эволюции стран Ближнего и Среднего Востока, проблем взаимосвязи религии и политики, трактовки философско-этических концепций в исламе диссертанту оказали работы известного востоковеда Степанянц М.Т, в частности, исследования "Мусульманские концепции в философии и политике в XIX - XX вв."; "Философские аспекты суфизма"; "Религии Востока и современность"; "Социальная сущность исламского возрожденчества" и другие.
1) Агаев СЛ. Иран между прошлым и будущим. - М, Политиздат, 1987; Алиев Р.Я. Ислам в концепциях "национального социализма". - Баку, 1987; Дорошенко ЕА. Шиитское духовенство в современном Иране. - М, 1985; Игнатенко Л-А. Халифы без халифата. - М, Наука, 1988; Коровников А.В. Дифференциация исламского движения. - М, Наука, 1988; Левин З.И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока. - М, Наука, 1988; Малышева Д.Б. Религия и общественно-политическое развитие арабских и африканских стран. - М, Наука, 1986; Милославский ГЛ. Интеграционные процессы в мусульманском мире. - М_ 1991; Пиотровский М.Б. Исторические судьбы мусульманского представления о власти. - М, 1986; Полонская Л.Р. Идеология мусульманских политических снижений в 7&-е и в начале 80-х годов// Советская ассоциация политических наук; ежегодник. » М, 1987; Примаков ЕМ. Восток после краха колониальной системы. -М, Наука, 1988; Прохоров СМ. Шиитская (исламистская) доктрина верховной ьласл». - М, 1984; Сандбгеа Т.С. Ислам и общество: опыт исгорико-ссцкологаческого исследования. - М, Науха 1984; Спольников В.Н. Афганистан и челамехая контрреголкжни. - М„ Наука, 1Ш", Ислам в современной политике стран Востока. • М„ 1536; "Исламский фактор" в международных отношениях в Азии. Об. статей. - М, 1987.
Знакомясь с современными оценками исламскою фундаментализма в западных исследованиях, необходимо подчеркнуть, что феномен "исламского возрождения" для многих западных востоковедов и исламоведов явился неожиданностью. И в конце 70-х начале 80-х западными политологами и учеными были внесены коррективы в свои политические подходы И . нслзмоведческие концепции по отношению к мусульманскому миру, в чагднйстй; исламу. Среди работ англоязычных ученых при проведении настоящего исследования большой интерес представили труды Ватта В, Холлидея Ф, Дилипа X, Мортимера Э, Аззама С, Буллока Дж„ Риффа М„ Биннигсена А, Тахери А. и других.
Важным представляется анализ фундаменталистских течений в исламе, данный в работе "Исламский фундаментализм" Дилипа Х.'А Английский востоковед относит фундаментализм к разряду идеологических и общественно-политических движений, он разъясняет исламский фундаментализм как идею и движение. С его точки зрения, которую разделяет автор, возрождение и реформа - повторяющийся феномен в исламской истории, которые проявляются по-разному при различных обстоятельствах. Динамика фундаментализма, по мнению ХДилипа, происходит от конфликта, который существует между эгалитарным (уравнительным) посланием Корана и эксплуатацией и несправедливостью реального мира, между требованиями существующих добродетелей, воздействующих на верующих шариатом и действительностью жизни, полной искушений итюроков.
В трудах другого английского ученого Риффа МЛ.2/ по проблемам исламского фундаментализма анализируется сама суть этого явления. Он отмечает, что исламский фундаментализм обычно употребляется для тех движений в исламском мире, имеющих открытые и скрытые цели создания исламского государства, в которых были бы проведены в жизнь основополагающие исламские законы или обычаи.
Среди иранских авторов в первую ч>чередь следует отметить самих участников исламской (Революции или основателей теократнч кого
1/ Dilip H. Islamic Fundamentalism - Lon'lon, 1983.
2/ Riff M. Islamic Fundamentalism // Dictionary of modem political ideoJogici. Manchester University Press, Great Britian, l Vo7.
в
государстга Иран - Хомейни Р, Бззгргана ?Л, Банисадра А, Шааиати А, Лзди И. л друлш/ .
Особый интерес для диссертанта представило изучение трудов аятоллы Xoí.;eii¡:5í, с которых изложены основные прн.щнпи строительства кслгмсхого государства, положения о роли шиитского дуаозенства z рукоьодствг страной, концепция "экспорта исламской резолюции"!/, с такх'е ряд его выступлений, положений программы Исламской Республиканской партии, Конституции ИРИ.
До:су?,;ьнггяь!и5й базой для написания диссертации также явились: иысггуплемня и .заявления руководителей государств, лидеров ислгмши паргий и дгнкений, официальные коммюнике, документы Генеральной Ассамблан к Cono га Безопасности ООН, заявления МИД, документы н материалы по -retía исследования. При этом íSTop также использовал ссои личные нгблюдгшш, полученные е ходе зарубежных поездок (Афганистан, Египет, Ирак, Индия, ЙАР, Великобритания, США н Яругиг страны), опыт работы в центрально:.» аппарате ЫИД СССР, а затем МИД России.
Б работе использованы справочный данпыг из отечественной и зарубякноП литература, среди которых материалы из периодически* н научных изданий Англии, Афганистана, Ирана, США.
Изучение ссногнш исследований сгечгстсгнлых и зарубе;;;;ill-sstopos по рпссшчригсемим проблемам позволили осмыслить и использовать большой теоретический и фактический материал, c";¡;r,i;i¡mrj; с различными подходами к проблемам исламскою адкдпменталнз&а я сбщсстсенмой кизни стран Ближнего н Среднего Eocrtm lis рубеже Цкч - 90-е годоз.
i/ йамрган Ki, Знгелгбс i i ран дар до xapa¡u¡r (lipuücüiui революция в двух л-а1я.«к«я*х • Тегеолй, ¡Й.14; 0« же. Мирз мианг дай ва сиягат (Граница ысяду раиашей и политиков . Тегеран, 1VÜ2; Ёамисадр А, Диомхури-йс эсломи ^Исльыааз peenyúnuia), ■ Tüípiü, 1979; С.; »е. Э;тссзд< тоухиди (Tcvxiur.iws гзонэмкйа), - Тегеран, 137?, Шариата А. Мазхгб алейхс Mtwaá (Религия против - (Ел:.б.г.); Са Задамщсигсн (Иглйыме^-ниг), • (Б м.Ст.); iban И. До г^-^-аде MfMGape-йг зглсаа-с хяаыя (Дм сктт ¿5 киамско.1 гзюиомихгХ -
2/ Хсмейня Pi>íJÍO!Cfi.íbTe jva>uxypü-Ca: зелаки (Гссудлрегсо (скстема елгега) ислаыской ¡-«слу&ж»!), • Тегеран, 1979; Ои же. Xosyur.Ti зсяами (Исламское гесулгрстго), - Тггер;;:, 1С Л; Си пс. Тр_:с,-ст "Лрьвлсн::г t^awixu" (Ui.i&j.y. Поиспзтуцкз iXAtiicuaa рсслу&шИ! jip-iíi. - Tfrepi.-!. l&O; "íiWiisev: f.ía" {Пд«де «ехгааз) [!рсгрим«а IlcMa-acaí^j jk.-en>a-jjia.i¡ukw партии.-Terpen. 19S1.
Дкссертпцкл состоит из введения, 2-х глав и заключения.
3 первой главе диссертант остановился на некоторых вопросах о сущности и социальной функции ислама, современном понятий исламского фундаментализма, п ней кратко рассмотрены причины возникновения и процесс становления исламского фундаментализма, с точки зрения выявления его истоков.
При рассмотрении терминологического аппарата идейных течений сосременного ислама за основу сравнительного анализа автором взята типология, предложенная известным востоковедом Полонской Л.Р, в соответствии с которой идейные течения ислама, подразделяются на дга основных типа, традиционалистические и реформаторские. В свою очередь, течения реформаторского типа включают фундаменталистские и модернистские направления.
На базе этой концепции автор диссертации предлагает собственную уточненную типологию, как представляется, наиболее адекватно отражающую современное развитие ислама.
Типология, принятая в диссертации, следующая: современные идейные течения в исламе подразделяются на традиционалистские и возрожденческие (реформаторские), последние, в свою очередь, включают фундаменталистские (исламистские) и модернистские направления. Фундаменталистские течения далее подразделяются на два направления - на умеренные и радикальные (экстремистские).
Идейные течения современного ислама
возрожденчество
градиционализм
(реформаторство)
фундаментализм модернизм
(исламизм)
умеренный
радикальный (экстремистский)
Представляя данную типологию, автор диссертации, в первую очередь* исходит из положения, что исламский фундаментализм нельзя рассматривать сегодня лишь как тип религиозного сознания, как только одно из основных течений в исламе, направленное на восстановление или возрождение веры, и тем более не тольхо как возврат исламских ценностей периода правления праведных халифов.
Фундаментализм (исламизм), как показывает анализ и практика последних лег, - это феномен другого порядка, явление политическое, проявляющееся в (мусульманских странах как новая идея или идеология б ответ на кдейно-полнткческмй, социально-экономический, да и духовный кризис оби гства.
Современна исламский фундаментализм, представляющий собой совокупность различных возрожденческих теорий, разработанных известными исламскими лидерами и учеными, следует воспринимать как широко развернутую идеологическую концепцию исламского пути развития, преимущественное внимание в которой уделено социальному учению.
Таким образом, использование термина "исламский фундаментализм" лишь для обозначения радикальных, экстремистских течений ислама ("воинствующего ислама"), является не вполне оправданным.
Также не оправдано использование этого термина применительно к возрождающемуся исламу в современных общественно-политических условиях, наблюдающемуся в ряде среднеазиатских и закавказских республиках бывшего СССР, а также некоторых регионах России с мусульманским населением.
В связи с тем, что довольно трудно провести грань между различными идейными течениями современного ислама и не менее сложно выработать для их квалификации определенные критерии, в том числе и для "опознания" исламского фундаментализма - от умеренного до радикального, автором предложено проведение сравнительного диализа позиций фундаменталистских организаций, партий и движений на базе осноеополагающих принципов правового государства.
Если деятельность этих организаций не противоречит важнейшим критериям построения правового государства, а также в их программных документах и о практической деятельности отсутствует экстремизм,
насилие, то, как предстао^етс«,>ат»т.':организации не могут быть причислены к рш1кальн1^ исд?Л^%?фга11изац11ям. С ними следует сотрудничать, находить иутн-нзаймопониманнл и взаиг^одействия.
В этой главе также рассмотрены причины активизации фундаментализма в а ранах Среднего Востока и основные положения концепции исламского государства. Исследуются вопросы развития исламского фундаментализма на примере Ирана, и Афганистана, которые занимают особое место в теории и практике исламского фундаментализма. В работе уделено внимание определению роли шиитского духовенства в установлении фундаменталистского режима в Иране, раскрытию концепции "экспорта исламской^^революции" Р.Хомейни. При рассмотрении фундаментализма в Афганистане автором сделана попытка проанализировать структуру, цели и задачи основных партий и движений афганской оппозиции и проблемы политического урегулирования вокруг Афганистана, а также влияние на эти процессы других стран.
В этой работе автор не вдавался глубоко в рассмотрение некоторых важных для понимания исламского фундаментализма, но несколько отдаленных от темы диссертации проблем (таких как, например, зозннкновение и распространение движения "братьев-мусульман", исламские неправительственные религиозно-политические организации, проблемы международного терроризма на Ближнем и Среднем Востоке), стремился показать эволюцию исламского фундаментализма, его характер и причины развития. Автор, тем не менее, надеется, что в той или иной форме в данном исследовании »тронуты основные существенные вопросы общей доктрины рассматриваемой проблемы.
Во второй гла&е диссертантом показано, что исламское зозрожденчество в мусульманских республиках бывшего СССР является ложным и многомерным процессом, условия развития которого определяются существующими реалиями как в самих республиках, так и I регионе в целом. Влияние ислама на выбор модель развития новых мусульманских государств постепенно превращается в осьминой идеологический и социально-политический фактор. В этой связи »искателем указывается на наблюдающуюся недооценку этого явления сак со стороны официальных властей, так и ученых-востоковедов,
заявляющих о том. что возрождение ислама в этих мусульманских государствах является лишь возвратом к исламским традициям и культуре. Как представляется автору, в дак::ом случае мы имеем дело с гораздо более масштабным явлением, & именно стремлением религиозно-политических кругов найти пути собственного общественного устройства, основанного на единстве общины, сильной государственности и идеи социальной справедливости.
В работе из основе анализа религиозной и общественно-политической ситуации г среднеазиатских и заг.гвказсхкх республиках доказывается, что в борьбе зг сласть в этах республиках вес бо.тлии:.: влиянием начинают г^лядать националистические и исламистские силы, при этом демо'—зтические силы, находящиеся у сласти, теряют авторитет и уверенность в успехе проводимых преобразований. Если одиой частью этих сил (возрожденческих) обращение к исламу сидится как возможный путь преодоления кризиса, как новая альтернгтнга, существующем« миропорядку, как социокультурная системг. для создания сьоей государственности (при этом ислам рассматривается как естественная и исторически обусловленная фориэ общественного сознания, способная обеспечить национальное единого мусульман при переходе к исламскому пути развития), то другой частью (националистических, радикально-фундаменталистских) он рассматривается как инструмент для достижеи! и политической власти.
В диссертации сделана попытка прогнозирования путей общественно-политического развития новых мусульманских государств. Как представляется автору, модели их развития будут с значительной степени различаться между собой (иранская, пакистанская, турецкая или ¡вообще доселе не известные истории), так как каждая республика будет идти к своей модели развития собственным путем. Диапазон их политических режимов будет отличаться, по всей видимости, в основном степенью влияния в обществе ислама. Однако, какую бы модель развития эти республики не выбрали: создание ли идеального исламского общества, построение ли светского государства или изберут другой путь развитой, по всей вероятности, им не удастся избежать главного - общественно-политических потрясений, связанных с" ростом влияния исламского возрождения.
В згялючсикы и в конце глав излагаются . выводы, и также формулируется ряд практических рекомендация.
, которые выносятся на защиту.
1. Процесс раззнтмз фундаментализма носит неоднородный, разноуровнегый хлрактер, реагщм из этот фшомгк как исламсхого, так и неисламс»ого иира г?ляетсз гтротигоречкзо?!. Отчасти это объясняется "сгсажечнчм Еоспршттиец ислама, иногда лредпзггым отношением к нему, лишь -зг к нсточниху фанатизма 1: экстремизма, религиозной нетерпимости, а чаще всего - непониманием сути сложных и неоднозначных процессов, происходящих каг з мусульманском, так н в современном мире в целом.
2. Исламский фундаментализм в современном его понимании прелстя.чляет собой идеологическое и социально-политическое движение, главной целью которого является достижение политической рласти и следование особому - исламскому пути развития общества, основанному на традиционные нормах исламской культуры и религии с учетом еогого уровня ргзвитня ¿человеческой цивилизации. Выбор целей движения определяется степетю радикализации общества. Если в стране позиции испанских фундаменталистов сильны (положительное восприятие обществом исламской концепции развития, разработанное с учетом особенностей страны; наличие авторитетных институтов, возглавляемых духовными лицами, опирающихся на поддержку народных масс и др.), то они непременно стремятся к завоеванию политической власти. А если позиции фундаменталистов еще только формируются, то тогда вмазигеются в основном лозунги возрождения исламской йультуггы, в-ггксч?.-*нык традиций, защиты ннтересоа верующих и др.
3. Изучение и анализ современного состояния и перспектив развития исламского фундаментализма позволяет сделать вывод о том, что оно имеет неравномерный, пульсирующий характер Так, с конца 80-х годов наблюдается определенный спад этого движения Это объясняется рядом причин как внутреннего характера, происходящими в мусульманских странах, так и внешними факторами, сяязаинымн с кардинальными изменениями в структуре международных отношений. Сегодня для прихода к власти фундаменталистов в большинстве стран
мусульманского Востока нет необходимых условий: у фундаменталистов отсутствуют продуманные.и привлекательные социально-экономические программы преобразования общества; страны региона все более актим.: вовлекаются в общемировое экономическое хозяйство; развиваются процессы демократизации и либерализации жизни, в ряде мусульманских стран фундаменталистские организации привлекаются в структуру управления страной; наблюдается умеренное отношение суннитской общины (в отличие от шиитской) к правящим режимам и др. Рост религиозности среди населения, в том числе среди молодежи, также далек от истинной приверженности к исламу потому, что здесь пока более активными являются только внешние проявления религиозности - стремление к соблюдению мусульманских обычаев, ритуалов и традиций и тд.
4. Одной из основных причин указанного спада исламского фундаментализма является то, что фундаменталисты пока нигде не смогли достичь своих целей, чтобы повести за собой другие мусульманские страны. Исламская революция (иранская) не повторилась ни в одной другой мусульманской стране. Иранское фундаменталистское государство не стало современной моделью общественного развития. Более того, хомейнистский вариант фундаментализма оказался наиболее жестоким по отношению к своим гражданам и опасным фактором дестабилизации положения в регионе. Доктрина РЛомейни о создании "исламского государства" и его концепция об "экспорте исламской революции" показали свою бесперспективность. Иранское общество не подучило внутренней стабильности и гармонии, мечты о достижении социальной справедливости остались только лозунгами, так как богатые стали богаче, а бедные еще беднее. Не удалось создать независимую от западного влияния экономику, разрыв торгово-экономических отношений с рядом немусульманских стран и тяжелые последствия ирано-иракской войны привели к развалу хозяйства страны. Не удалось также сплотить мусульманский мир в единый исламский блок, способный 'противостоять сверхдержавам и Израилю". Таким образом,
Иран на своем примере не смог гдтвердитЬ состоятельность "третьего пути" развития.
Религиозная идеология, внешняя и внутренняя политика шиитского руководства Ирана после смерти Р.Хомейни особых изменений не претерпела. "Переходный период" в Иране характеризуется стремлением добиться улучшения положения нэ международной арене, выступлением за умеренные перемены во внешней и внутренней политике страны при сохранении верности прежнему курсу. Представляется, что резкий отход в этот период от принципов доктрины Хомейни об исламском государстве и концепции "экспорта исламской революции" привел бы к определенному кризису иранского общества и потере власти шиитским духовенством.
5. Фу}щаментализм в Афганистане также, как и в Иране не стал преобладающей политико-религиозной силой.. Как показало исследование данного аспекта афганского конфликта, основной целью афганской оппозиции было добиться вывода советских войск из страны, свержение кабульского режима, ослабление влияния северного соседа в Афганистане и создание исламского государства. В этом противостоянии основным преимуществом афганской оппозиции и главным упущением нового кабульского режима было то, что идейным оружием и знаменем борьбы стал ислам.
В урегулировании афганского конфликта был допущен ряд стратегических, и тактических ошибок. Следует признать, что мирный план ООН в Афганистане потерпел провал. В конечном итоге, получилось так, что державы, превратившие Афганистан в годы холодной войны в полигон противостояния, оставили страну воевать саму с собой. В политике национального примирения кабульского режима не было осноам гл для Афганистана компонента примирения -поддержки этого процесса со стороны оппозиционного духовенства, "возвращение исламу подобающего ему места в общественно-политической жизни страны.
На урегулировании афганской проблемы также отразились и события, произошедшие в Советском Союзе и непоследовательность действий в этом регионе России и новых мусульманских государств Средней Азии и Закавказья. Россия, практически сама оказавшись в этот
период о сложной внешней и внутриполитической ситуации, к? смогла активно участвовать в урегулировании проблем Афганистана, допустив ряд односторонних уступок афганской оппозиции, от стран и, ¡за, ; ответственности за события, происходящие в этой стране. Подобная позиция приводит к ослаблению ее влияния в этом регионе.
6. Нозые лидеры Афганистана, в том числе фундаменталисты, так и не смогли прийти к единому мнению относительно путей будущего развития страны. Они зависимы от интересов внешних сил. их раздирают внутренние разногласия и междоусобные войны. По нашему мнению, современное состояние афганского общества, расстановка политических сил вряд ли оставляют значительные возможности для секуляристской схемы развития. Более вероятный пуп. достижения мира в Афганистане лежит через сохранение исламских структур в качестве стабилизатора общественно-политической жизни. Процесс дальнейшего переустройства в сторону демократизации общества возможен, скорее всего, под международным контролем (ООН, ОИК и др.) и с участием ■ всех политических сил Афганистана (проведение свободных выборов для формирования коалиционного правительства, а затем роспуск всех политических партий и их военизированных формирований, подготовка новой конституции, предусматривающей определенную федерализацию государственного устройства Афганистана и др.).
7. Приход к единоличной власти в Кабуле "непримиримых", главными из которых являются силы Исламской партии Афганистана, возглавляемой Г-Хекматьяром, может способствовать расширению влияния исламского фундаментализма не только в странах Среднего Востока, поскольку возникает мощная исламская группировка государств фундаменталистского толка - Исламское государство Афганистан, Исламская республика Иран и Исламская республика Пакистан, но и в мусульманских республиках бывшего СССР. Подобная ситуация можег способствовать подрыву внутриполитической стабильности в первую очередь среднеазиатских мусульманских республик, их "афганизации", повлиять на региональйую стабилизацию ■ целом, вызвать ухудшение отношений между соседними странами.
8. России следовало бы иметь более продуманные подходы к проявлению элементов исламского фундаментализма в государствах -мусульманских республиках бывшего СССР. Реальность такова, что в
псстоя!№.- ире«я мы с!алкиз.н'-',~'з и .большей «яепени я«» с ::еягмся!4 фундаментализмом, а с агрессивным национализмом, гстермй зачастую маскируется под ислам и целях борьоы за ол;>сть.
З-г-уум здеологни, образовавшиеся в этнх республиках, заполняется »«усульмзнской духовной культурой, исламскими идейными :г"!':ан:;.:м1 различного толка, з том числа "приходящими" из соседн:« с; ран, гхлю т?.гз наиболее радикальные из них. Б настоящее время Зглмшшстго лидеров мусульманских государств к руководители кгягмасих лв'.женнй и организация я этих республика» не обладаю! !£5?Н!.п!-лл5о программами развития общества, спссо'шыми узлечь народные массы и оывестм страну из 'Х1цмм!.нс-Элономнчгскош тупика, а имеющиеся у ¡¡¡к идеи псегрс„'ния оащгства основанного ."на исламе" гуманны н расшшгчаты, не подкреплены ни глубокими теоретическими разработками» ни экономическими расчетами.
9. В случае прихода к власти з среднеазиатских и закавказских гссударстзал .политических сил, руководствующихся принципами пелзкекого фундаментализма, именно эти движения в указанных республике* может явиться одновременно и дестабилизирующим фаглорсм для самого ислама. В этил условиях может существенно посысшгсл вероятность сознихновеиил гнугреннид конфликтов на национально-религиозной основе. Ухудшение экономики, снижение уровня ушчни населения может вызвать массовое неудовольствие народа состояние:.! дел я с-ГнцестЕе. Внутренняя нестабильность а республиках может прчигети и уже приводит к гозникиомшию острых «егенациензльных и тзрр1гсорш1Льных конфликтоз между республиками, попыток перекройки границ по этническому и религиозному признакам, созданию атмосферы нетерпимости и насилия но отношению к ир'ххгеаюциш г- ник национальным ¡¿гныикметгам, и гу: ч'^лс русс« г/ нэсглыома С езого очередь, осознание
бгзилодносш иожт иргрссуи г. развитию з мусульманских р.?спу15дикч.х фуцдамеигг^нсгсхнх тенденций и Еозннкногению !з ми.ч азтерятгркыз релнмо,!.
П ::с:тксте последнего гребугтез ргсс«дтрият сисокопрчо.)нтет:ше отношения с гссударс?зг"л, маход^щимкек «г стикс иа'Пйго ближнего и дальнего »груЯ'льл из изгжш нгпркглгинц {Афггикст.»!!, ? 1р-.н, Турцнд).
Что касается стран - бывших союзных республик на эти направлении, основное внимание в сотрудничестве с ними следовало бы уделять налаживанию взаимодействия и сотрудничества через развит".?, торгово-экономических, научно-технических контактов и связей. Вести дело к расширению культурно-информационного пространства, содействовать в этом регионе изучению русского языка как института межнационального общения, открытию центров науки и культуры, учебных заведений и тд.
В то же время важно не переоценивать восприимчивость закавказских и среднеазиатских государств, в какой-то степени и Казахстана, к исламскому фундаментализму. Однако в случае (подобно Таджикистану), когда руководство тех или иных южных государств СНГ начинает заигрывать с исламом в целях собственной политической корысти, последствия могут быть катастрофическими.
10. Обострение ситуации в рассматриваемом регионе может привести к возникновению опасности вовлечения России в новое противостояние - конфликт с мусульманским миром. Если раньше большинством мусульманских стран Советский Союз рассматривался как сверхдержава, способная противостоять Западу, как гарант стабильности в мире, то после его распада основная наследница Союза -Россия утрачивает свое былое влияние в мусульманском мире. К тому же сегодня Российская Федерация имеет границы с мусульманскими государствами многотысячной километровой протяженностью, б которых достаточно распространены антирусские, антихристианские настроения, разгораются межнациональные конфликты, возникает все больше очагов вооруженных столкновений, что в конечном счете может оставить Россию одну лицом к лицу с "враждебным окружением", в то время как западные страны займут в этом конфликте в лучшем случае позицию сторонних наблюдателей. В связи с этим в условиях ослабления напряженности между Западом и Востоком, России следует вести свою внутреннюю н внешнюю политику с должным учетом "исламского фактора", не допустить возникновения линии напряженности Север-Юг, противостояния христианства и ислама, который может привести не только к обострению ситуации а евразийском пространстве, но н к всеобщей трагедии.
11. В результате того, что одним из главных направлений исламскою фундаментализма становится тенденция к превращению мусульманского мира в "третью силу" - силу, которая могла бы оказывать заметное влияние на формирующийся новый миропорядок, все более будет наблюдаться оГмх:трение взаимоотношений между неисламским н исламским миром. Это в свою очередь может вызвать идейно-политическое и духовное размежевание между странами - членами международного сообщества. Представляется, что на рубеже века исламский , фундаментализм может быть использован в качестве "знамени" мусульманского мира в идейной и политической борьбе за изменение сложившихся соотношений сил в мировом политическом и экономическом пространстве. Усугубление противоречий в рамках ООН, видимо, первоначально будет проходить по линии прав человека между сторонниками двух концепций - универсальной (западной) и исламской. Как известно, если в западной концепции основополагающим принципом является примат прав человека, то в исламской - суверенитет бога и государства над личностью.
12. Усилия общественно-политических кругов России следовало бы ориентировать на широкое сотрудничество с мусульманским миром, отыскивая и опираясь при этом больше на собственные пути взаимодействия с этими странами на базе обновляемых и развиваемых представлений об исламе. При проведении этой политики весьма важно подходить к современным течениям ислама дифференцированно, уметь распознавать: где они связаны с возрождением одной из влиятельных религий мира, а где наблюдаются опасные попытки использования ислама в политических целях. При этом следует непременно учитывать, что, если в стратегическом плане по ограничению влияния исламского фундаментализма ичтег-ти Рс-сслч и западных стран совпадают или по крайней мере не противоречег друг другу, то в тактических - Запад, особенно США. исходит чз своих "особых интересов", отличных от "российских. Запад в сотрудничестве с мусульмананскими странами до сих пор в основном придерживается двойных стандартов. Важно всесторонне взвешивать свои действия прежде, чем участвовать в различных инициативах Запада, направленных против мусульманских стран и не давагь повода обвинять себя з "игнорировании" интересов мусульманского мира в угоду западным.
13. Назрела необходимость наладить тсснме деяопис конг^гЛМ с Организацией исламской конференции. Обратиться s OHR с предложением о предоставлении России статуез наблюдателя сучь^.лл в составе единой российской делегации некоторых ■ субъекте« Российской Федерации. По Hausewy мнению, такой статус позволил бы России принимать не только непосредстссннос участие с деятельности Конференции, но и взаимодействовать в сс рамках со среднеазиатскими к закавказскими госудЁргтсами в ноьом качестве, наюльт/я богатый исторический, неумный н культурный потенциал нарач'н: рвдз регионов Российской Федерации.
Применительно к ОИК езжны не только политические «спекты дела - немалая часть вводящих в эту организацию стран обладают избытком финансового капитала, развитой и мощной банковской структурой. В охватываемой странами ОИК пространстве вег активнее выдвигаются и продвигаются серьезные проекты развития, s том числе относящиеся к району Черного и Каспнйсгюго морей, деятельности Организации экономического сотрудничества. Эго вызывает тем больший интерес, что при создании общего экономического союза стран - членов СНГ так или иначе возникают проблемы стыковки этого пространства с экономическими условиями исламской зоны мира.
14. Таким образом, па наш взгляд, требуется повысить порог бдительности относительно фундаменталистской угрозы, искать пути сотрудничества как с западными, так и мусульманскими странами в противодействии перспективе развития радикального исламизма, возможных его проекций па среднеазиатские и закавказские государства, соответствующие анплзвы в самой России. В конечно!,; итоге, эти государства и Российски Федерация может стать наиболее привлекательной мишенью ' для фундаменталистов, объектом приложения- активных us усилий по расшатыванию цг1лрм№{шиатсксй части СНГ к отрыса се от России.
Р этом плане во внутриполитической гхизни России следовало 6н ксти па отношению к исламу продуманную н взпе1«гнную политику, npOTHBonei-icTeCESTi. не ¡:сл?,мсг.ому фундаментализму, г бороться с его ряапкалышпк к экстремистский« прояьлекш-.мн. П.огдспгабляею!, что назрела необходимость ргзргботкп снсциакиюП государсг&гшюХ программ« по БзааиоягКстсию с иелдмом. каюрг;. (»озголила Р.4
активнее возлечь мусульман, ..^«амсхке организации Рсссш. и ссгрсдокние (;5щсстсгк::о-поляп!чг.скг.г пробаси и оказать км садгЯстакг а нахождении "сгогго места" а общественной .г.шни .многсигционального российского государства, зоторсг разумеете.-! должно оставаться секуляристским.
В определенной коррея-лфозг-з нуждаются и азаимооткошення иютпугов злгеп: с русская гтрагосласиой церкосыо, хогорые играют ясно доминирующую роль по ерггнгнню с подобными связями с яругами конфессиями. Впрочем, эта ситуация отражает реальность соотношения удельного веса этих конфессий, числа их приверженцев.
Являются, гадимо, обоснованными требования организовать контроль над миссионерской деятельностью со стороны зарубежных стргн, а также запретить иностранцам заниматься в России религиозной или псйцдсрелигиозноЯ пропагандой, в случая если она выходит за рамки установленных традиций и принципов, определенных международными договорами ¡1 соглашениями, а которых Россия участвует.
Создание в стране общ-гепгенпога высшего религиозного совета, включающего представителей вегх конфессий, имеющихся в России, могло бы ясно способсгсоаать улучшению взаимопонимания между ииии.
Следозало бы также до принятия практических решен! I, разработать научно обоснованную политическую концепцию отношения России к различным религиям. Необходимо при этом использовать богатейший • истерический российский опить толерантности к этим религиям.
15, Анализ днмзмиг-ч 'зерздозання подъемов и спадов фундаменталистских д-мс^п*-« период с конца 70-х до начала 90-х тодоэ позволяет предположить, что с концу 50-х годоз а большинстве мусульманских стран назргвает очередной польем. Наибольшая теролтность подъма исламского фундаментализма, наряду с существующими мусульманскими государствами мсвхе~ был. о страна», находящихся а глубоком идеологическом, еоциально-экомсмичсс м и духовном кризисе, обладающих опюсотелыю высохни ЭЕЮиомкческкм развитием и вместе с тем имеющих сяшше натгажг традиции, а также а мусульманских госудгрсттах Средней Азкн м
недазио освободившихся от влияния коммунистической идеология. Б этих иусулььш 1скш. государствах общественно-политическое развитие будзт, .по ш:й видимости, основано на исламе от умеренного до радикального, который в XXI веке может зашпь место политически.? культуры, ошшшш воздействие на развитие современного миропорядка и формирование его в будущем.
Основные выводы и положения диссертации прошли апробацию на международных и всероссийских конференциях, проводимых в 19891993 гг. МИД России, Дипломатической академией и МГИмО, были использованы с практической деятельности различных подразделений МИД России, & также нашли отражение в статье 'Исламский фундаментализм на современном этапе: его региональные проекции* в сборнике Дипломатической академии "Актуальные проблемы внешней политики России и международных отношений', М, 1994г. (1пл).
Подписано в печать 77" октября 1994 г. Здяаз N 62 Тираж 100 экз. Объем пл. Отпечатано в Дипломатической академии МВД России