автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.01
диссертация на тему: Исламский фактор в современных межнациональных конфликтах
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Корнеева, Татьяна Романовна
Введение
Глава 1. Современный межнациональный конфликт: причины, сущность, последствия
1.1. Теория конфликта и ее межнациональный аспект
1.2. Межнациональные конфликты на территории стран СНГ
Глава 2. Ислам и национальный фактор
2.1. Социально-политическая роль ислама в современном мире
2.2. Исламский мир на территории СНГ - исторические реалии
Глава 3. Взаимосвязь исламского фактора и межнациональных конфликтов в странах СНГ
3.1. Влияние ислама на межнациональные конфликты
3.2. Использование исламского фактора в усилении межнационального конфликта
Введение диссертации2000 год, автореферат по политологии, Корнеева, Татьяна Романовна
Актуальность проблемы
В ряду глобальных проблем, которые стоят перед человечеством, межэтнические конфликты занимают особое место. На рубеже веков мировое сообщество, устранив угрозу ядерной войны, оказалось во взрывоопасном мире региональных межэтнических, религиозных конфликтов.
Межэтнический конфликт - это вид социального конфликта, особенностью которого являются социально-этнические противоречия. История свидетельствует, что межэтническим конфликтам подвержены государства на разных стадиях социально-экономического развития. Уходящий век стал свидетелем многочисленных конфликтов, которые уже заняли свое место в истории. Распад Советского Союза значительно обогатил географию этого явления: Карабах, Приднестровье, Таджикистан, Абхазия, Южная Осетия, Ингушетия, Северная Осетия и, наконец, Чечня. Все это зоны затяжных вооруженных конфликтов, ставшие столь известными, как Северная Ирландия, Палестина, Югославия.
Именно это определило жгучую актуальность темы исследования.
Этнополитическая ситуация в России имеет весьма характерный аспект: почти во всех происходящих конфликтах одна из сторон относится к исламскому массиву. Последние события в Дагестане и Чечне высветили и принципиально новую особенность -Россия столкнулась с исламским миром на уровне борьбы с терроризмом.
К середине 90-х годов на постсоветском пространстве насчитывалось 180 точек, где межнациональная напряженность могла перейти в военное столкновение между противоборствующими сторонами. В орбиту территориального передела вошли бывшие союзные республики с территорией в 7 миллионов квадратных километров с населением более 30 млн. человек.
Обострение этнополитической обстановки стало представлять для России прямую угрозу ее территориальной целостности, о чем свидетельствуют последние события на Северном Кавказе. Попытки исламских экстремистов через религиозные лозунги отделить регион от России привели к широкомасштабной войне.
События в Чечне свидетельствуют о том, что практика военных столкновений, будь-то на религиозной или межэтнической основе, значительно опережает теоретическое осмысление происходящих событий. Разработанные рекомендации по урегулированию этнополитических конфликтов не смогли быть использованы в происходящих событиях в связи с их динамикой.
В ряду этих проблем все большую актуальность приобретает глубокий анализ событий, предшествовавших нынешней обстановке в России, а также политических процессов сегодняшнего дня, который позволит найти правильные решения острых задач, стоящих в области межэтнических отношений.
В исследуемой теме автор ставил ряд вопросов, которые приобретают для России особую актуальность сегодня; взрыв межэтнических конфликтов после распада Советского Союза, перспективы развития со стратегическими партнерами, взаимодействие России с исламским миром. Данное исследование автор рассматривает как посильный вклад в решение существующих проблем.
Состояние научной разработанности темы. Актуальность исследуемой проблемы предполагает анализ литературы, опубликованной как в последние годы, так и трудов, посвященных истории становления России как многонационального государства. Сравнительный анализ исследований дает основания говорить о противоречивости сложившейся ситуации по изучению темы.
В последние годы тема этнополитических конфликтов систематически разрабатывалась в многочисленных публикациях1.
Были разработаны и предложены технологии по урегулированию этнополитических конфликтов. Однако, практическое применение таких разработок не нашло широкого применения.
Такое положение дел объясняется прежде всего недостаточным исследованием темы в прошлом, излишним увлечением сегодня зарубежными публикациями по достижению посреднического компромисса в урегулировании этнополитической ситуации. Между тем выработанные на Западе технологии не носят универсального характера и в большинстве своем не могут быть применены к российской действительности. Создание зон безопасности под контро
1 См. Вопросы межнациональных и федеративных отношений /Москва, 1995, стр. 147-174/. Мацнев А.А. Этнополитические конфликты: природа, типология и пути урегулирования /Социально-политический журнал 1996, № 4/. Амелин В.В. Этнополитические конфликты: типы и формы проявления, региональные особенности /Credo -1997, № 1/, Тишков В.А. О природе этнического конфликта /Свободная мысль 1993, № 4/. Мирский Г. И. Еще раз о распаде СССР и этнических конфликтах /Мировая экономика и международные отношения 1997, № 2/. Малышева Д.Б. Этнические конфликты на Юге СНГ и национальная безопасность России /Мировая экономика и международные отношения 1994, № 3/. Здравомыслов А.Г., Матвеева С.Я. Межнациональные конфликты в России /Общественные науки и современность 1996, № 2/. Арбатов А.Г. Национальная идея и национальная безопасность /Мировая экономика и международные отношения 1998, № 5-6/. лем ООН и лагерей беженцев не решают существа проблемы. Ситуация в Косово - яркое тому свидетельство.
Автор считает, что для урегулирования этнополитических конфликтов в России нужен специфический подход с учетом исторической действительности формирования России как многонационального государства. В этом отношении богатый материал для анализа и систематизации почерпнут автором из трудов основоположников отечественной этнографии, а также этнополитологии сегодняшнего дня, которые образовали основу диссертационного исследования. Это прежде всего монографические исследования Л.Н.Гумилева2.
Анализ содержания этой группы литературы позволил сформировать целостное представление об этнополитических и этнических процессах, приведших к возникновению и расселению современных этносов на территории евразийского пространства.
Начиная с 90-х годов проблемы межнациональных отношений нашли отражение в работах ученых Абдулатипова Р.Г., Болтен-ковой Л.Ф., Дробижевой Л.М., Здравомыслова А.Г., Калининой К.В., Мацнева A.A., Тавадова Г.Т., Чичановского A.A., Явчу-новской P.A. и других3.
2 См. Гумилев Л.Н. /Древняя Русь и Великая степь М., 1993/; Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия М., 1993; Гумилев Л.Н. Древние тюрки М., 1993.
3 См. Абдулатипов Р.Г. Власть и совесть: политики, люди и народы в лабиринтах смутного времени. М., 1994; Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. М., 1994; Абдулатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета. М., 1995; Дробижева Л.М. Историческое самосознание как часть национального самосознания народов. Традиции в современном обществе. М., 1990; Калинина К.В. Национальные меньшинства в России. М., 1993; Тавадов Г.Т. Современная этнополитическая ситуация в России. Социально-политический журнал 1994, № 11, 12; Тавадов Г.Т., Миронов А.В. Федерация и национальные отношения в современных условиях. Социально-политический журнал, 1994,
Труды этих авторов позволили диссертанту осмыслить и дать оценку важнейшим этнополитическим процессам в России, а также определить главные несущие конструкции диссертации, выделить ее структуру и важнейшие аспекты.
Поисковая деятельность по изучению этнополитической проблемы не могла состояться без разработки одной из главных конструкций диссертации - исламского фактора как социально-политического явления на современном этапе.
Исследуя обширный материал, автор уделил внимание первоисточникам проблемы4, в связи с чем необходимо отметить, что в нашей стране исламский вопрос раньше не разрабатывался в полной мере. Исследовательские работы имели прежде всего религиозный уклон. Большинство работ выполняли функцию в идеологическом противоборстве того времени и содержали в себе критику религиозной концепции ислама. И только в последнее время значительно возросли публикации об исламе как социальному 8; Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве М., 1996, № 7-8; Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. М., 1998 и др.
4 См. Бартольд В.В. Ислам соч. Т.6. М., 1966; Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства М., 1966; Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннем Средневековье М., 1966, Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. М., 1996; Климович Л.И. Ислам М., 1965; Смирнов H.A. Пятьдесят лет советского исламоведения в сб. Вопросы научного атеизма Т. 4, М., 1967; Фильштин-ский И.М., Шидфар Б.Я. Очерк арабо-мусульманской культуры М., 1971; Аширов Н. Эволюция ислама в СССР М., 1972; Массэ А. Ислам, пер. с фр. М., 1961; Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе М., 1985; Климович Л.И. Книга о коране, его происхождении и мифологии М., 1986; Токарев С.А. Религия в истории народов мира М., 1986; Пиотровский Б.М., Прозорова С.М. Ислам словарь, М., 1988. политическом явлении современности, его роли в истории и формировании этносов5.
Исследуя тему, автор уделил внимание трудам и публикациям зарубежных авторов, где уже был накоплен значительный опыт изучения исламского фактора в современной жизни мирового сообщества. В формировании взглядов на проблему автору помогли работы крупнейших ученых Запада6. Стараясь избежать крайности во взглядах, автор тем не менее старался использовать все рациональное и полезное, что может помочь в решении проблемы.
Среди многочисленных зарубежных публикаций значительный ряд работ привлекает особое внимание предвидением глобальных перемен: распад Советского Союза, взрыв межэтнических конфликтов не только на его бывшем пространстве, но и во всем
5 См. Багдасаров С. Две стороны исламского фактора. Мусульманский мир и политика Москвы. Независимая газета, 1995, 9 апреля; Багдасаров С. Исламский выбор России. Независимая газета, 1996, 28 ноября; Севастьянов И. Исламский фундаментализм и исламский экстремизм - это совсем не одно и то же. Международная жизнь, 1996, № ; Багдасаров С. Реальна ли мусульманская угроза. Независимая газета, 1998, 20 мая; Газизова О. Звон колоколов и призыв к намазу. Независимая газета, 1998, 18 марта; Суриков А., Баранов А. Ваххабиты как концептуальная угроза. Правда, 1998, 5 февраля; Мамаев Ш. Евразийские Балканы. Эксперт, 1999, № 27; Цориева А. Россия без Кавказа - не Россия, как и Кавказ без России - не Кавказ. Человек и право, 1999, 14; Бородай А. Ичкерия до моря. Завтра, 1999, № 33; Илюхин В. Против общего врага. Завтра, 1999, № 30.
6 См. Тойнби А Постижение истории М., 1990; Шпенглер А. Закат Европы М., 1991; Боффо Д. История Советского Союза М., 1995; Бидхем Б. Оборона в XXI столетии. Экономист, Лондон, За рубежом, 1993, № 3; Хантингтон С. Грядущее столкновение цивилизаций или Запад против остального мира. Нью-Йорк Тайме, За рубежом, 1993, № 30; Шнайдер М. Как разрушить Европу? Взгляд из Франции. Завтра, 1997, № 20; Кловер Ч. Мечты о Евразийском HEART LAND Возрождение геополитики. Завтра, 1999, № 17. мире (Р.Пайпс, З.Бжезинский, Элен Каррер д'Анкос, И.Амальрик, С.Хантингтон).
Американский ученый С.Хантингтон считает, что будущее мира будет определяться взаимодействием культур, что создают цивилизацию. Главные и наиболее кровопролитные конфликты будут происходить вдоль границ, разделяющих эти культуры. Линии раздела между цивилизациями станут аренами событий. Следующая мировая война, как считает Хантингтон, будет войной между циви-зациями.
Французский советолог Элен Каррер д'Анкос предсказывала гибель Советского Союза к концу века, поставив под сомнение дружбу и единство народов. По этой же причине Амальрик в книге "Доживет ли СССР до 1984 года" предрекал конец нашей стране. Он ошибся всего на семь лет.
Эти работы помогли диссертанту оценить различные подходы к оценке этнополитических конфликтов.
Определенную помощь оказали автору знакомство с рядом докторских и кандидатских диссертаций, защищенных в последние годы, в которых рассматриваются проблемы этнополитических конфликтов7.
7 См. Маликова Н.Р. Межнациональное общение: взаимодействие в согласии и конфликте. Дисс. док. соц. наук. М., 1993; Шуверова В.Д. История этнических отношений в СССР (1970-1980 гг.) в англо-американской литературе. Дисс. док. истор. наук, М., 1993; Амелин В.В. Межнациональные конфликты в республиках Средней Азии. Место и роль политических партий, общественных движений в их разрешении. Дисс. канд. истор. наук, М., 1992; Кленов И.Н. Этнополитический конфликт: генезис, сущность, пути урегулирования. Дисс. канд. полит, наук, М., 1996; Суворов В.Л. Автореферат. Политическое регулирование межнациональных конфликтов: современный опыт, проблемы, тенденции. М., 1998.
Анализ этой группы научных работ помог лучше изучить эту проблему столь острую для нашей страны.
Объектом исследования явились межэтнические конфликты, в которых одна из участвующих сторон относится к исламскому "массиву".
Предметом исследования явился анализ роли исламского фактора в межэтнических конфликтах на постсоветском пространстве, рассмотрение взаимодействия исламского и этнического факторов в конфликтных ситуациях.
Цель и задачи исследования.
Актуальность проблемы и состояние ее изученности определили основную цель диссертационного исследования - на основе комплексного подхода выявить сущность, исследовать состояние и действие исламского фактора на происходящие процессы, к которым относятся межэтнические конфликты.
Достижение указанной цели осуществлялось диссертантом через постановку и решение следующих задач:
- проанализировать объективные причины усиления исламской активности в межэтнических процессах;
- показать роль исламистских сил в конфликтах постсоветского периода;
- рассмотреть взаимодействие ислама (как религии) и этнического фактора;
- раскрыть политическую подоплеку активизации исламского фундаментализма на постсоветском пространстве;
- исследовать использование исламского фактора в усилении межнационального конфликта в целях достижения определенных геополитических целей.
Новизна диссертационного исследования определяется актуальностью выбора предмета исследования:
- впервые осуществлен политологический подход к изучению сложного комплексного вопроса с использованием исторических, социологических, этнологических и иных компонентов;
- раскрыта сущность основных понятий "межнациональный конфликт", "исламский фактор", "мусульманский фундаментализм", "мусульманский национализм" и др.;
- показано доминирование в рассматриваемой проблеме властных притязаний национальной элиты и использование с этой целью религиозного фактора;
- обоснован тезис о появлении в конфликтах последних лет исламского экстремизма, преследующего политические цели антироссийского, антиобщественного значения;
- проведен всесторонний анализ реализации государственного подхода к разрешению межэтнических конфликтов, выявлены недостатки политического урегулирования возникших ситуаций;
- в диссертации проанализированы явления субъективного характера, которые влияют на использование ислама в разжигании межнациональной розни, выявлены и проанализированы действия определенных кругов США и Запада в нагнетании напряженности на южных границах бывшего СССР и нынешней России;
- даны рекомендации по предупреждению межнациональных конфликтов, по нейтрализации "мусульманского фундаментализма" (ваххабизма) в мусульманских регионах России.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, автор пришел к выводу, что Россия вынужденно вступила сегодня в конфронтацию с экстремистской частью исламистов. Это принципиально новая ситуация для России. Сегодня Россия столкнулась не только с от
11 дельными незаконными военными формированиями на своей территории, но и с силой, которая берет на себя ответственность быть носителем обновленной идеологии ислама и претендовать на совершенно новую государственность в исторических районах южной России. Такая постановка вопроса несет угрозу распада России.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Анализ и итоги исследования можно использовать для разработки теоретических и практических проблем исламского фактора в современных процессах, в практической работе среди мусульманого населения, при изучении курса "Политология" в высших учебных заведениях, а также при проведении эмпирических исследований.
Апробация основных положений диссертации осуществлена на заседании кафедры политологии и социальной политики Московского государственного социального университета, в выступлении автора на научной конференции, посвященной 2000-летию христианства в России, на ежегодных научных чтениях в университете, в опубликованных статьях.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Исламский фактор в современных межнациональных конфликтах"
Заключение
Закончился век двадцатый - век величайших научных открытий и социальных потрясений. Вступающий в третье тысячелетие наш мир переносит свои проблемы в будущее.
Наиболее тревожная ситуация складывается в мусульманском "полумесяце", который охватывает Юго-Западную Азию и Северную Африку с его могущественной комбинацией из нефти, ислама и новой нарастающей активностью.
То, что происходит сейчас будет происходить не только на всем посткоммунистическом пространстве, но и во многих районах мира, где проходят границы культур и этносов.
В районе южных границ происходит расшатывание безопасности России, подрыв ее оборонительных рубежей, на втягивание южных соседей России в систему западных комбинаций.
Важными рычагами этой политики явились Узбекистан в Средней Азии и Азербайджан в Закавказье. Узбекистану отводится особая роль, так как он наиболее жизнеспособен оказать противовес против российской гегемонии и влияния Ирана одновременно. Для чего было осуществлено экономическое внедрение в Узбекистан. Основная роль в этом отведена Японии, Южной Корее и Германии.
Азербайджан также проявил активность в привлечении западных капиталов к добыче нефти в Каспии, в ущерб России. Являясь активным союзником Турции в Закавказье Азербайджан активно проводит прозападную политику.
Необходимо отметить, что Узбекистан укрепил свои отношения также с Турцией и Израилем, Пакистаном и Афганистаном.
Для России немаловажным фактом является появление талибов в Афганистане как политической силы и поддержка их Пакистаном. Такой союз имеет антирусскую и антииранскую направленность. Тревожит это и Индию, и Китай.
Из всей сложившейся ситуации можно сделать только тревожный вывод - нарастающая активность Запада в сердце Азии имеет прежде всего антироссийское остриё. Одновременно Запад нацеливается на стратегический раскол исламского мира.
Конечной целью Запада является утверждение своего политического, экономического и военного доминирования путем вбивания клина в единство огромного исламского массива. И делается это для того, чтобы заняться исламским экстремизмом в следующем тысячелетии. Именно такая мысль отмечена в докладе Трехсторонней комиссии в июне 1995 года. Следовательно, южное направление - это аренда новых кровопролитных войн в новом тысячелетии.
Каково состояние России и ее позиция в предстоящих событиях. Увязшая в межнациональных конфликтах по всему южному периметру границ, испытывающая второе десятилетие острый системный кризис, Россия связана в активных внешнеполитических действиях. Между тем, груз нерешенных экономических проблем в значительной мере мешает решению и межнациональных конфликтов.
На наш взгляд, России сегодня удалось избежать самого худшего - постоянных этнических войн. Есть Карабахская проблема, есть абхазо-грузинский вопрос, есть Приднестровье и Чечня. Уже есть и Дагестан. Но самое главное - это то, что удалось избежать самого крупного межнационального конфликта между Россией и
Украиной из-за Крыма и восточных областей. Не менее важно, что Россия избежала и двух других не менее серьезных конфликтов: между Россией и Казахстаном из-за северных и восточных областей, и между узбеками и таджиками из-за Самарканда и Бухары.
Удалось избежать также и конфликта с Татарстаном. Россия шла на значительные уступки, заключая договор с республикой. Она потеряла крупные отчисления в госбюджет, но не получила новую Чечню.
Между тем, сегодняшняя ситуация осложнилась событиями в Дагестане, где федеральные войска отразили нападение ваххабитов на границе. В сложившейся ситуации наблюдаются новые элементы подходов политики России к решению этнических конфликтов.
Во-первых, с учетом бывших ошибок была проведена силовая акция. Был учтен не только опыт Чечни, но и недавней войны в Косово, что выразилось в активных бомбардировках силами федералов боевиков.
Но самое главное - наблюдались подвижки в политическом процессе урегулирования. Впервые руководством страны было заявлено, что Дагестан - это неотъемлемая часть России и всегда ею останется. В отношении Дагестана действует и более благоприятная обстановка. Эта горная республика насчитывает 29 этнических групп, и у некоторых непростые отношения друг с другом. Тем не менее, Дагестану до недавнего времени удалось избежать серьезных конфликтов между кабардинцами и балкарцами, карагаевцами-черкесами.
События в Дагестане являются неким испытанием для России. Удержит Россия Дагестан, останется надежда на сохранение ее целостности и стабилизацию обстановки на Северном Кавказе. Но
Россия вынуждена действовать не в замкнутом мире, а в многополюсном. В мире, где взаимодействуют сотни государств, где на рубеже 21 века сломаны определенные стереотипы, являвшиеся основой международных отношений. В мире, где отказываются от идеологий и возвращаются к своим истокам.
Каковы перспективы состояния России в первом десятилетии 21 века на южном направлении?
Прежде всего, надо отметить, что России придется действовать в исламском массиве, проявляющем сегодня высокую всестороннюю активность. России придется решать свои вопросы с исламским миром, учитывая интересы Турции, Ирана и Китая, а также Индии, Пакистана и Афганистана.
1. Прежде всего России необходимо сдержать экспансию Турции на исламском направлении. И действовать России придется не только против Турции, но и против Запада и прежде всего США.
Экономический спад в конце 90-х в Турции и падения цен на нефть, заставил Турцию искать новые возможности сотрудничества с центрально-азиатскими республиками. Основной сферой турецкого проникновения является легкая, прежде всего, текстильная промышленность. Попытки возродить "Великий Шелковый путь" дают хорошую основу развитию в этих республиках туризма, следовательно, притока денежных средств в казну. Между тем, более тесного идеологического сближения не произойдет, поскольку среднеазиатские этносы не отождествляют себя с турками, как с нацией и привыкли чувствовать себя самостоятельными этносами.
В Закавказье несколько иная ситуация. Геополитически Закавказье является мостом, соединяющий Турцию с остальным тюркским миром. Здесь Турция сотрудничает со всеми республиками, даже с Арменией. Это прежде всего государственные контакты и контакты по линии частного капитала. Политические отношения с Арменией омрачаются историческим наследием крови. Это прежде геноцид армян 1915-1923 годов, а также территориальные претензии Армении на земли турецкой ее части. В перспективе возможно примирение между двумя странами, если Турция признает факт геноцида армян. Это может быть, если Турции понадобится новый виток укрепления ее геополитических интересов, чтобы окончательно оторвать Армению от влияния России.
В этой области Турции не удается действовать успешно по нескольким причинам. Во-первых, традиционные исторические связи двух христианских народов. Во-вторых, оказанная помощь Армении в военном конфликте с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Армении были оказаны все виды помощи, в том числе российскими военными. В-третьих, для России Армения важна в стратегическом плане. Через нее Россия имеет самый короткий путь к Персидскому заливу с выходом в Индийский океан.
В целом, на наш взгляд, экспансия Турции в Средней Азии и Закавказье не принесет ей победы. Для такой роли Турция слаба экономически, несмотря на солидную помощь Запада. Кроме того, чтобы утвердить себя в центрально-азиатском регионе и Закавказье, Турции необходим и политический вес в мире, и значительный военный потенциал, поскольку Турция выступает сдерживающим фактором против исламского фундаментализма. Ей приходится сдерживать Иран, а также своего старого северного соседа Россию.
2. Взаимодействие с Ираном будет осуществляться у России по двум взаимоисключающим факторам. С одной стороны, Иран может играть роль союзника России в противостоянии с Турцией и Западом. С другой стороны, Иран не отказался от идеи экспорта "исламской революции". Соседствуя с Казахстаном, Средней Азией и Азербайджаном, Иран может оказывать свое влияние на эти республики СНГ. Однако, Иран относительно изолирован от Запада, что лишает его финансовой поддержки для обеспечения своих задач.
3. Для России самым трудным соседом в Центральной Азии остается Афганистан. Именно через афганский коридор начался в исламские республики СНГ экспорт ваххабизма силовым фактором. Афганское направление потребует от России больших и финансовых, и военных вложений.
Главной опорой проводимой политики России здесь станет Таджикистан. Здесь у России есть определенный плацдарм. Это пограничный рубеж, укрепленный еще в советские времена, позволяющий и сегодня сдерживать афганских боевиков. Это и 201-я мотострелковая дивизия, составляющая костяк миротворческих сил.
4. Самым серьезным направлением у России является Северный Кавказ. Неразрешенная проблема Чечни через несколько лет перешла в Дагестан. Именно сегодня здесь происходит взрыв исламского ядра силовым путем. Стратегические просчеты в отношении Чечни привели к тому, что на территории самой России появился активный плацдарм для осуществления любой акции, направленной на развал России. Учитывая стратегические просчеты России на первом этапе Чеченского конфликта и сложившуюся ситуацию сегодня, можно считать, что Россия получила на многие годы "мятежную территорию".
5. И, наконец, Российский фактор. Как Россия может использовать свое влияние для защиты своих интересов в исламском массиве.
История свидетельствует, что в уходящем веке Россия втягивалась в историческую конфронтацию два раза. Россию в конце века пытаются втянуть в новую глобальную конфронтацию с исламским миром и Китаем.
России необходимо использовать свои традиционные исторические связи с исламским миром. Советская национальная политика имела недостатки, но никогда не культивировала "образ врага". Во взаимоотношениях между нациями, достаточно мирно уживавшихся друг с другом, были и непростые отношения, но в большинстве случаев отсутствует "наследие крови" (за исключением армяно-азербайджанских отношений).
Исходя из этого, Россия вновь должна не только заявить о своих интересах в Средней Азии и на Кавказе, но перейти к осуществлению этой политики. Актив России в этом велик.
Связующим элементом может стать наличие в исламских республиках русского и русскоязычного населения, роль которых в экономической и культурной жизни велика. Это население занято в промышленности, в научных учреждениях. От этой группы зависит в значительной мере развитие экономики в исламских республиках, так как молодые государства не в состоянии за короткий срок подготовить смену этим специалистам.
Кроме того, исламские республики сами заинтересованы в развитии межнациональных отношений, как гаранта их включения в процессы международного сотрудничества.
Вопросы геополитики могут стать немаловажным фактором в укреплении связей России с республиками. Так, отсутствие у республик Средней Азии выхода к открытому морю делает необходимым транзит большей части перевозки их грузов через территорию России. Элементы инфраструктуры, которыми соединены республики с Россией, также должны сыграть позитивную роль в укреплении связей.
Разгоревшаяся борьба за влияние в молодых исламских государствах показала, что сами республики, их проблемы не нужны "новым игрокам". Весь смысл борьбы за влияние направлен только на вытеснение России. Поэтому этот факт должен стать настораживающим моментом в политике исламских государств.
Использовать указанные моменты Россия сможет только при наличии политической воли. Для этого необходима государственная программа, где отражена национальная идея России. Идея, где не только провозглашены права наций на самоопределение. Новая национальная идея должна быть сформулирована с учетом происходящих в мире процессов.
На наш взгляд, для России такой идеей должна стать идея Евразийства84. Провозглашенная Макиндером, она приобретает особый смысл для России сегодня. Идея Евразийства это прежде всего - идея интеграции, идея сотрудничества.
В связи с этим Россия должна проводить более жесткий и самостоятельный курс. Для этого необходимо восстановить прежние многосторонние связи со странами исламского мира и прежде всего с рядом арабских государств.
84 См. Кловер Ч. Мечты о Евразийском HEARTLAND. Возрождение политики. Завтра, 1999, № 17(282) с. 6.
Кроме того, в кратчайшие сроки выйти из режима санкций в отношении Ирака, Ирана, Ливии и наладить долгосрочное сотрудничество с ними.
Добиваться создания военно-политического союза с бывшими союзными республиками. И прежде всего на юге.
Учитывая тот факт, что большая часть населения бывших союзных республик исповедует православно-христианскую и исламскую религии, необходимо в новой политике обеспечивать межнациональное и межкофессиональное согласие в обществе. Для этого необходимо создавать национально-культурные центры как в самой России, так и на территории республик.
В экономической жизни необходимо, проводя реформы, учитывать местные традиции, особенно в исламском массиве, где очень высок авторитет общины. С учетом этого решать вопросы частной собственности на землю, средства производства.
Но самое главное - научиться действовать в политико-правовом поле. Решать возникшие разногласия путем переговоров, с учетом взаимных интересов, признавая достоинства всех наций и религий. Для этого необходимо пропагандировать историческую терпимость, которую проповедовали многие поколения наших предков, благодаря чему ни один народ, ни одна нация не были истреблены.
Православно-христианской и исламской общинам необходимо объединить свои усилия чтобы стать стратегическими союзниками на всем Евразийском пространстве для защиты Российского "цивилизованного ядра".
Список научной литературыКорнеева, Татьяна Романовна, диссертация по теме "Теория политики, история и методология политической науки"
1. Абдулатипов Р.Г. Власть и совесть: политики, люди и народы в лабиринтах смутного времени. М., 1994.
2. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. М, 1994.
3. Абдулатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета. М., 1995.
4. Аксентьев В.А. Этнические конфликты: история и типология. СОЦИС 1996, № 12.
5. Алиа Ж. Свет и тени ислама, За рубежом, 1995, № 3.
6. Амелин В.В. Этнополитические конфликты: типы и формы проявления, региональные особенности Credo, 1997, № 1.
7. Амелин В.В. Межнациональные конфликты в республиках Средней Азии. Место и роль политических партий, общественных движений в их разрешении. Дисс. канд. истор. наук, М., 1992.
8. Арбатов А.Г. Национальная идея и национальная безопасность. Мировая экономика и международные отношения, 1998, № 5-6.
9. Аширов Н. Эволюция ислама в СССР. М., 1972.
10. Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе. М., 1985.
11. Архив полковника Хауза. М., 1944, т. 4.
12. Багдасаров С. Две стороны исламского фактора. Мусульманский мир и политика Москвы. Независимая газета, 1995, 7 апр.
13. Багдасаров С. Реальна ли мусульманская угроза. Независимая газета, 1998, 20 мая.
14. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. 1992, МГТУ.
15. Бартольд В.В. Ислам, М., 1966, т. 6.
16. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннем средневековье. М., 1966.
17. Бидхем Б. Оборона в XXI столетии. За рубежом, 1993,3.
18. Бородай А. Впереди война. Очерк геополитики Закавказья и Кавказа. Завтра, 1997, № 35.
19. Бородай А. Ичкерия до моря? Завтра, 1999, № 33.
20. Боффо Д. История Советского Союза М., 1995.
21. Васильев В. Терроризм: прогноз на завтра, Правда 5, 1996, 26 июля 5 августа.
22. Вермишева С. Турецкую модель для Закавказья народы исправили ценой крови и войн. Правда 5, 1997, N9 9.
23. Власов П, Быков П. Неудобный альянс, Эксперт, 1999,10.
24. Вопросы межнациональных и федеративных отношений. М, 1995.
25. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1993.
26. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. М., 1993.
27. Гумилев Л.Н. Древние тюрки, М., 1993.
28. Гукасян А. Нагорно-Карабахская республика уже состоялась как государство. Независимая газета, 1998, 25 февраля.
29. Главные центры силы на мировой политической сцене в XXI веке. За рубежом, 1998, № 4.
30. Дмитриева М., Подкопаева М. Евро-Азиатская магистраль. Завтра, 1997, № 18.
31. Дробижева Л.М. Историческое самосознание как часть национального самосознания народов. Традиции в современном обществе. М., 1990.
32. Долгов Б. Исламский мотив из Анкары. Правда, 1996,8.
33. Дубнов А. Катастрофа в Таджикистане, о которой в России почти ничего не знают. Новое время, 1993, № 4.
34. Декреты советской власти. М., 1957, т. 1.
35. Документы внешней политики СССР, т. III.
36. Ефимова Н. Персидское возмездие. Эксперт, 1998, № 36.
37. Газизова О. Звон колоколов и призыв к намазу. Независимая газета, 1998, 18 марта.
38. Гарифуллина Н. Азербайджан в огне. Алькодс, 1994, № 15.
39. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. Россия на путях преодоления кризиса. М., 1995.
40. Здравомыслов А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997.
41. Здравомыслов А.Г., Матвеева С.Я. Межнациональные конфликты в России. Общественные науки и современность, 1996, № 2.
42. Изакович 3. Политические и этно-религиозные аспекты югославского конфликта. СОЦИС, 1996, № 5.
43. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 1Х-ХУ1 вв., М., 1961.
44. Илюхин В. Против общего врага. Завтра, 1999, № 30.
45. Итаев В. Чеченское пепелище Кремлевской политики. Правда, 1995, 15 февраля.
46. Кавказская война: чему учит история. Наука и религия, 1996, № 6.
47. Казимиров В. Нагорный Карабах. Как это было. Международная жизнь, 1996, № 5.
48. Калинина К.В. Национальные меньшинства в России. М.,1993.
49. Кленов И.К. Этнополитический конфликт: генезис, сущность, пути урегулирования. Дисс. канд. полит, наук. М., 1996.
50. Каспий, Азербайджан, Армения, Иран, США., а Россия? За рубежом, 1997, № 36.
51. Климович JI.И. Ислам. М., 1965.
52. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М., 1986.
53. Кловер Ч. Мечты О Евразийском HEARTLAND. Возрождение геополитики. Завтра, 1999, № 17.
54. Колосов В., Туровский Р. Так ли уж грозен Грозный. Новое время, 1993, № 12.
55. Кожух Ю. Тюркская тень над Крымом, Правда, 1996, 16мая.
56. Кургинян С., Маликонян, М., Подкопаева М. Четвертый Рим или вторая Орда? Доклад на Клубе Содержательное Единство, 15 января 1998 г., Завтра, 1998, № 3.
57. Кутахов Ю.Л., Явчуновская Р.А. Человек, политический мир, безопасность. М., 1998.
58. Маликова Н.Р. Межнациональное общение: взаимодействие в согласии и конфликте. Дисс. док. соц. наук. М. 1993.
59. Малышева Д.Б. Этнические конфликты на юге СНГ и национальная безопасность России. Мировая экономика и международные отношения, 1994, № 3.
60. Малышева Д.Б. Центральная Азия мусульманский вызов России? Мировая экономика и международные отношения, 1993, № 12.
61. Магомедов Я. Таджикский вариант для Чечни? Логика неуправляемого конфликта. Завтра, 1994, № 40.
62. Мамаев Ш. Евразийские Балканы. Эксперт, 1999, № 27.
63. Макаров А. Наркоследы войны. Советская Россия, 1995, 19 декабря.
64. Массе А. Ислам, пер. с фр. М., 1961.
65. Мацнев A.A. Этнополитические конфликты: природа, типология и пути урегулирования. Социально-политический журнал,1996, № 4.
66. Между многих огней. За рубежом, 1998, № 10.
67. Мирский И.И. Еще раз о распаде СССР и этнических конфликтах. Мировая экономика и международные отношения,1997, № 2.
68. Мирский И.И. Нация, этнос, религия в центрально-азиатском контексте. Мировая экономика и международные отношения, 1993, № 12, с. 8.
69. Надеин-Раевский В.А. Турция, Россия и тюркоязычные народы после распада СССР. Мировая экономика и международные отношения, 1994, № 7.
70. Насрулла X. Я благодарю Бога, что он сделал меня членом семьи мученика. За рубежом, 1997, № 48.
71. Никитенко С., Пиков Н., Шиловский С. Дуга нестабильности. Независимая газета, 1996, 4 декабря.
72. Панфилов О. Таджикистан и Чечня. Жертвы российской демократии. Правозащитник, 1996, № 11.
73. Петров И. Чеченский наркотранзит: следы ведут в Кремль. Завтра, 1996, № 23.
74. Пиотровский Б.М., Прозорова С.М. Ислам. М., 1998.
75. Резникова О. Центральная Азия в контексте мировой политики. Мировая экономика и международные отношения, 1993, № 12.
76. Рубан Л., Межнациональные отношения и межконфессиональные противоречия (религиозный аспект) СОЦИС, 1995, №4.
77. Русек А. Энергетическая конфронтация XXI в. За рубежом, 1998, № 5.
78. Салигов Л. Закулисы чеченской трагедии. Завтра, 1997,25.
79. Сафрончук В. Объединенные нации: национальные процессы и локальные конфликты. Международная жизнь, 1995, № 3.
80. Серебряков Л.М. Мысли о делах наших на Кавказе: Россия и Кавказ, исторический обзор. Звезда, 1996, № 12.
81. Севастьянов И. Исламский фундаментализм и исламский экстремизм это совсем не одно и то же. Международная жизнь, 1996, № 5.
82. Смирнов Н.А. Пятьдесят лет советского исламоведения в сб. Вопросы научного атеизма, Т.И., М., 1967.
83. Суворов В.Л. Автореферат. Политическое урегулирование межнациональных конфликтов: современный опыт, проблемы, тенденции. М., 1998.
84. Султанов Ш. Третья мировая война уже началась. С нового передела мира. Завтра, 1995, № 18.
85. Суриков А. Разведка прогнозирует войну. Завтра, 1997,11.
86. Суриков А., Баранов А. Ваххабиты как концептуальная угроза. Правда, 1998, N° 16.
87. Тавадов Г.Т. Современная этнологическая ситуация в России. Социально-политический журнал, 1994, № 11, 12.
88. Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. М., 1998.
89. Тавадов Г.Т., Миронов А.В. Федерация и национальные отношения в современных условиях. Социально-политический журнал, 1994, № 7, 8.
90. Тишков В.А. О природе этнического конфликта. Свободная мысль, 1993, № 4.
91. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986.
92. Тойнби А. Постижение истории. М., 1990.
93. Филатов В. С нашего стола вашему столу. Завтра, 1998,35.
94. Хакимов Р. Евроислам в межнациональных отношениях Независимая газета, 1996, № 25.
95. Хантингтон С. Грядущее столкновение цивилизации или Запад против остального мира. За рубежом, 1993, № 30.
96. Хисамов И. Чеченское приглашение на беседу. Эксперт, 1999, № 10.172
97. Цориева А. Россия без Кавказа не Россия, как и Кавказ без России - не Кавказ. Человек и право, 1999, N9 14.
98. Чеснов Я. Будь свободен! Завтра, 1994, № 40.
99. Швейцер П. Победа, Минск, 1995.
100. Шишкин И. Симбиоз, ксения и химера. Лев Гумилев об этносах России. Завтра, 1996, № 4.
101. Шнайдер М. Как разрушить Европу? Взгляд из Франции. Завтра, 1997, № 20.
102. Шпенглер А. Закат Европы. М., 1991.
103. Шуверова В.Д. История этнических отношений в СССР (1970-1980 гг.) в англо-американской литературе. Дисс. док. истор. наук., М., 1993.
104. Шурыгин В., Проханов В. Белое солнце границы. Завтра, 1995, № 27.
105. Ушков А. Как распутать чеченский узел. Независимая газета, 1998, 14 марта.
106. Фильштинский И.М., Шидфар Б.Я. Очерк арабо-мусульманской культуры. М., 1971.