автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Исламское движение Марокко (80-е — начало 90-х годов)

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Бабкин, Сергей Эдуардович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Исламское движение Марокко (80-е — начало 90-х годов)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Исламское движение Марокко (80-е — начало 90-х годов)"

РГ8 ОД ? 3

российская академия наук

институт востоковедения

На правах рукописи

БАБКИН Сергей Эдуардович

ИСЛАМИСТСКИЕ ДВИЖЕНИЯ МАРОККО (80-е — начало 90-х годов)

Специальность 07.00.03 — Всеобщая история (Новое и новейшее время)

автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва —

1994

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

На правах рукописи

БАБКИН Сергей Ьдуардович

ИСЛАМИСТСКИЕ'ДВИЖЕНИЯ МАРОШ /80-е - начало 90-х годов/

Специальность 07.00..03 Всеобщая история /новое я новейшее время/

, АВТОРЕФЕРАТ диссертации ва соискание ученой степени кандидата исторических наук г

Москва - 1994

Диссертация выполнена.; в Институте Востоковедения РАН

Научный руководитель -^доктор исторических наук Егошн А.З.

Официальные оппоненты: доктор исторических наук.

профессор Р.Г.Ланда кандидат исторических наук .;. Бабушкин Г.Д.

Ведущая организация - Институт Африки РАН

Защита диссертации состоится часов на заседании Специализированного совета по историческим наукам Д.003.01.02 в Институте Востоковедения РАН /Москва, ул.Рождественка. д.12/.

С диссертациеР можно ознакомиться в библиотеке Института Востоковедения РАН /Москва, ул.Роадеетвенкп-, д.12/. *

ч . • -

Автореферат разослан *22к 1994г.

Ученый секретарь Спецто •тзирпвешюго совете доктор исторических няук

___

мтян

.С^'г'нк

'нстктут Ростг,5'оврдгния ГА?', 1994г.

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы.Начало 80-х годов в Марокко, как и в большинстве арабских и мусульманских стран, ознаменовалось быстрым выходом яа политическую арену принципиально нового общественного течения, получившего у некоторых зарубежных и отечественных специалистов при общей сущности - стремлении использовать идеи ислама для достижения политических целей - три разных, но с некоторой степенью аппроксимации - синонимических - названия: исламский фундаментализм, исламский интегризм и собственно исламизм /политический ислам/. * Кал правило, развитие этого общественно-политического течения в кажДой отдельно взятой стране шло по одной схеме оно вышло из университетов, проследовало через мечети с тем,

чтрбы в конце концов завоевать беднейшие кварталы городов > > - 1 ■ •

арабского мира и превратиться в массовое политической двияе-^ние.'зачаотую угрожающее стабильности существующих режимов.

В зависимости от конкретных условий в каждой стране ' уровень развития исламизма не везде одинаков. Государства, в которых политический ислам прошел все три ступени развития и пришел к власти, стали центрами ицтегризма. К ним в арабском мире прежде всего необходимо отнести Судан. Три ступени оказались пройденными в той или иной степени еще в р&це арг^ских стран, где на повестке дня в настояшее время стоит прямая борьба за власть. К этой груше можно

отнести Алжир,'Египет, Иорданвд, оккупированные палестинские территории.

Ч

Отдельное, и довольно специфическое место в' развитии своего, "национального" исламизма, необходимо отвести Марокко. Важность изучения процессов развития исламизма вообще и его марокканского варианта - в частности, обусловливается прежде всего тем, чго королевство, как и среднеазиатские республики СНГ, находится на периферии мусульманского мира. Это обстоятельство предопределяет некоторую общность происходящих в них процессов, которые получили за последнее время бурное развитие в соседствующих с среднеазиатских и закавказских республиках, а также в некоторых регионах собственно Российской Федерации. В этой связи представляется важным исследование как условий, в которых происходил подъем интегриз-ма в Марокко, так и того, каким образом монархическому режиму, используя комплексный подход, к вопросу взаимодействия с политическим исламом, удается, и до настоящего времени - довольно успешно, в определенной степени направлять его развитие, используя при;этом как методы подавления, так и приемы "контролируемого развития".

Изучение марокканского варианта взаимодействия на уровне исламизм-официальный ислам интересно еше и потому, что благодаря ряду обстоятельств ятя североя ¡рккансгсая страна превратилась за последнее время по суги дела в один из скрытых центров распространения ислама вообше я исламистской идеологии - в частости, в мусульманские р^скуГлгкн СНГ.

Пгеямет и цели исследования. Предметом данного диссертационного исследования является процесс зарождения и развития политического ислама /исламизма/ в Марокко на [оне аналогичных явлений в арабском мире в пеоиод, охватывающий 80-е - начало 90-х годов. Автор видит стоящие перед ним цели в том, чтобы раскрыть причг.чы. обусловившие появление и быстрый подъ-■ ем движений г/арокканских ислгг/истов, их организационную структуру. показать механизмы их взаимодействия с международными организациями интегристского толка, имея ввиду их общность с аналогичными явлениями в случае республик СНГ,- выявить формы и методы борьбы королевского режима с влиянием политического ислама.

Научная новизна диссертации определяется в первую очередь тем, что ни в марокканской, ни в -.российской научной литерату--ре не существует обобщавших работ, содержащих, комплексное исследование проблем, развития политического ислама в '/лрскко за последние 15 лет! Данная проблематика, как правило, не упоминается в; королевстве в связи с существующим запретом на деятельность исламистских организаций и лишь вскользь упоминается в трудах, посвященных общим проблемам развития Марокко, влиянию религии на формирование общественного" сознания в королев--стве, анализу современного состояния исламизма в арабском мире а целом.

В диссертации впервые рассмотрена совокупность взглядов марокгаиГлих исламистов, проанализированы их идеология и социальная-база, представлена критика их воззрений. Впервые раскрыт подход официального Рабата к проблема

противодействия политическому исламу как на национальной, так и на региональном уровне, В результате обработки диссертантом многочисленных арабских и французских источников и прессы .'в научный оборот введен новый материал, который может стать полезным русскоязычным специалистам и практикам, занимающийся оценкой влияния ислама в мусульманских республиках СНГ и некоторых регионах №. В приложении к работе приведен список статей и материалов по исследуемому и смежным вопросам, подготовленных автором в период его работы в Марокко в качестве корреспондента ТАСС, а также за время работа в Редакции стран Ближнего и Среднего Востока ИТАР-ТАСС..

Хронологические рамки исследования. Хронологически работа охватывает период 80-х - начала 90-х годов, когда" стали наиболее заметны проявления политического ислама как в Марокко, так и в большинстве арабских стран. Однако для-раскрытия идейных корней марокканских исламистов автор обращался к явлениям И| фактам более раннего времени.

Практическое рцугеяие диссертации состоит в той, что содержащиеся в ней материалы и выводы могут быть использованы практиками, занимающимися выработкой основных направлений политики И по отношению к политическому исламу, а также в работе учреждений, занимающихся проблемами политики. идеология и религии стран арабского мира-к т.н.Блшше-го Зарубежья.

Теоретической и методологической базой диссератяпии является работы отечественных и загубежннх востоковедов.

таких как Р.Н.Андреасян, К.Н.Ррутенц, В.В.Захпушев, Н.А.Иванов, Е.Г.Гафуров, А.И.Ионова, С.И.Каминский, Р.Г.Ланда, В.Ф.Ли, В.Е.Луцкий, Н.С.Луцкая, З.И.Левин, Л.И.ГЛэдведко, З.А.Г.'енте-шашвили, В.В.Наумкин, О.Г.Пересыпкин, Л.Р.Полонская, i.f/.Примаков, Е.В.Павлуцкая, М.Т.Степанянц, М.В.Чураков, Г.К.Широков и др.

Источники и литература. В диссертации били использованы различные советские, марокканские и французские источники. В первую очередь - это работы современных французских писателей и публицистов,.посвяшенние проблемам развития политического' ислама в странах Кагриба; Их взгляды и концепции наиболее полно отражают основные тенденции и направления развития исламистских движений Марокко на современном этапе. К сожалению, пока. неизвестны открытые-'глубокие разработки марокканских авторов по данно? тематике. Отдельные, зачастую фрагментарные статьи об исламизме в Марокко публиковались в последнее время "в таких марокканских газетах и журналах, как "Аль-Еаян", "Еаян аль-Яум", '"Либерасьоя", "Отшьон", "Матэн юо Саара э да Магреб", ^Аль-Еадиль йс-СиЯяси", "Аль-Магриб", "Аль-Иттихад аль-Ишти-раки",;'"Карок вктюэль", "Ви экономик", "Аль-Аляи", "Аль-Анваль", Тарок суар" и других. Нередко более конкретные и глубокие материалн публиковалась в алжирской и египетской печати. Именно оттуда били почегпнуты данные о программных целях некоторых движений марокканских исламистов. Большим подспорьем в подготовке диссертации оказались материалы, публико-вевтгеся в издаваемых в Париже бюллетенях "Марок конфилан-сьель" и "Магрзб кояфяд8нсьельм. • ''. .

Еще одцим важным источником при подготовке данной работы послужили сведения, полученные автором диссертации в ходе бесед и встреч с рядом видных представителей марок--канской интеллигенции, марокканскими журналистами, работниками "силовых" министерств, высокопоставленными представителями политических партий оппозиции, главным историографом королевства господином Абдельвахабом Бенмансурсм.

При работе над диссертацией автор широко использовал статьи и материалы по исследуемому и смежным вопросам,' подготовленные им самим, а такие в соавторстве в период его работы в Марокко.

Многие справочные и фактические данные были почерпнуты автором в общих трудах, посвященных проблемам Марокко и арабского мира, ' . в материалах, подготовленных ми-' нистерством внутренних дел и информации королевства» а также в публикациях оппозиционной пресса. , , . / ♦

В качестйе отдельного и в высокой степени информативного источника сведений о внешней и внутренней политике Марокко ^деятельности исламистских движений в нем необходимо выделить выступления к речи марокканского моварха короля Хасана П. регулярно затрагивавшего эти проблемы в ходе различных общественно-политических мероприятий, а также в интервы) марокканским и зарубежным средствам массовой информации.

Большую помощь автору в систематизации материала ока- , золи труды Ъоссийсклх исследователей проблем.современного ислама, таких как Г.Ф.Ким, А.И.Ионою. Ю.В.Ганковский, В.В. Наумкин, АЛ.Вафа, Я.Р.Полонская, М.Т.Степанянц.

Следует* однако, отметить, что некоторые направления . развития исламизма в Марокко, а также деятельности в стране структур, мусульманской идейной экспансии,и их влияния на положение дед в мусульманских республиках СНГ были и продолжают оставаться недостаточно разработанными и изученными в российском востоковедении.

Что касается работ западных авторов по проблематике диссертации, то среди "них наибольшей глубиной отличаются , книги и статьиц.изданные во Франции. Данное обстоятельство. не случайно.' В этой стране, где проживают около 3 млн. , выходцев из стран Магриба, с£>. все большим беспокойством 1 следят за тем, как исламистские идеи овладевают сердцами иммигрантов из стран Северной Африки,

' 2.СТРУКГ7РА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ' • Д

Диссертация состоит из введения, трех глав-, эаключе-■ списка источников и литературы, а также списка опуб-

. . ликовапных ввтором статей и работ по теме диссертации и смежной тематике.

Во введении определяются предмет и цели исследования, , . обосновывается актуальность избранной теш. ее новизна и * , и научная Значимость, а также дается обзор источников и

1 характеристика использованной литературы. Отдельно выделе-• *

. '; на значимость исследования в связи с процессами рейсламв-звпии, разворачгвашимися в настоящее время в мусульманских

республиках т.н. Слилиего зарубежья, а также в некоторых регионах РФ. Показаны причины, делашие похожими некоторые аспекты развития политического ислама в Марокко и в среднеазиатских республиках. Представлены основополагающие дефиниции, шигоко использованные в диссертации.

В первой главе диссертации /"Социально-политическая обстановка в Марокко в 80-е года"/ рассмотрены особенности социально-политического развития королевства в 60-е года, представлены внешние и внутренние факторы, способствовавшие возникновению исламистских движений.

Обострение экономических проблем и социальных противоречий в Королевстве Марокко к началу 80-х годов усилило внутриполитическую напряженность и нестабильность в стране, что объективно способствовало возникновению и оформлению течений политического ислама в марокканском обществе,. Этому, в частности,-способствовали наблкдавпб еся в " тот период постоянное падение жизненного уровня населения в связи с ростом военных расходов и неурегулированностью западно^ сахарской проблемы, неуклонным повышением цен, ростом безработицы и разгулом коррупции в административном аппарате. Обнищание широких слоев крестьян и их миграция в города' вели к нарастанию недовольства марокканцев политикой правительства, активизации забастовочного движения. Построй енные бившими крестьянами по окраинах больших городов би-донвкли стали тем местом, откуда при наличия малейшей искры стихия масс выливплпсь нг улицы. Г.'сссопае выступленгя кпи-

менее обеспеченных, слоев населения нередко выливались ь прямые столкновения с полицией и войсками,

Еше одним фактором, способствовавшим возникновению исламизма в Марокко, стала прозападная, проамериканская внешняя политика правящего режима. Несмотря на попытки короля Хасана И предстать перед подданными в качестве поборника общеарабских и мусульманских интересов, диверсификации внешних связей^ страны, широким слоям населения было понятно, что на деле режим постоянно шел в фарватере западной, и американской - в первую очередь - политики на Ближнем Востоке. в В 1987-1988гг. Рабат вел переговоры с Вашингтоном о • переводе американских военных баз из Испании в Марокко. Практическая реализация подобных замыслов означала бы возо- " бновление американской военной деятельности на марокканской территории после десятилетнего перерыва и представляла прекрасней поаод для исламистов сыграть на антиамериканских настроениях, довольно широко распространенных в некоторых кругах марокканского общества.

. Марокканские исламисты прекрасно воспользовались одной особенностью политического пейзажа королевства, где все без исключения сколько-нибудь весомые легальные политические партии оказались в руках элиты, в той или иной степени связанной с дворцом или зависящей от него. В этих условиях « '

идеи исламизма превратились для отдельных групп марокканцев, и чвстяомя, определенных сдоев интеллигенции, в средство политического протеста.

Стабильность общества определяется равновесий соотношением между экономическим развитием й политической демократией, События последнего десят^яетйя убедительно доказали, что страны, где не сумели добиться баланса этих двух составляю!»« , столкнулись с острыми внутренними проблемами, одним . из проявлений которых для ряда мусульманских государств стал исламизм. Понимание важности сохранения такого баланса было : характерным для внутренней политики короля ХасанаП. В целом умелое сочетание мер, направленных на поступательное экономическое развитие, с шагами по постепенной демократизации: марокканского общества в значительной степени предопределили то, что Марокко не пошло по пути соседнего с ним Алжира, получив от западноевропейских партнеров название "острова ста- V бильности в бурлящем'океане Арабского Мвгриба".

Политическая ситуация в Марокко в конце 80-х - начале ; 90-х годов и возникновение в этот период исламистских структур стали следствие» комплекса Проблем,:с/которыми столкнулась • эта стране. И то, чтсг правящему режшу удалось не допустить "■.■■■ роста политического исламадо "критической массы", за которой следует взрыв, .стало следствием определенной гибкости режима,, сумевшего сохранить параллельное поступательное развитие >-экономики при постепенном расширении дс1.окрвтических свобод»

Развитие; политического; ислама в Мерокко в известной сте- ; пени определило не. только:внуг£еннвг»н° и внешнюю политику : .": королевства. Стремление не допустите расползания исламизма по странам ¡.'¿гриба и выработать коллективные меры се- .

верогИгиконских- государств по борьбе с политическим исламом по мнтом прсаолрелелию создание регионального объединения - Союзе «райского Гпгриба /САМ/. .

• ' Нине'.исламизм стал. очябГ из наиболее крайних форм про-

<г • : ■ - 11 . ■

теста■против сущегтпувдего положения веней и установленного '...'.' в.ряде мусульманских стрлн порядка. В разных местах исламского мира он появился в:-момент, когпа острота внутренних' пготивогсчвй достигла т;>м своего ггюгея. . .. Одной, из внешних сил, которые должны разделить ответст-вешюсть за рост исламизма в мусульманском мире и в í/арокко -; . ; , в частности, гак ни парадоксально, язлягтея США. Именно Ва-,'•.»••.'.'■'. шингтон-.яа;.а®ре появяеяия исламизма попытался использовать

» • его в целях борьбы с ко» .му низком, используя антикоммунист!)- 3 г ¿i :.Чес кую направленность ряуегристов, Оц до последнего времени : ' через свой спецслужбы подчеркивал,, а как,показывает пример -.>'-íte.poiaco.-;.;ипродолжает подаердивать-связь' с некоторыми груп-: 'пйговкями исламистов. .. ; '. 'i • . •

" Некоторые' а^Сские и- западноевропейские специалисты

„-"'упорно отрицает наличие ме:зду на родной организации ислами-;¡<r.X ,стйа.-'.Ч)д1»ко • существование международного интегризма "ухе в ' "X течение Длительного периоде времени" было подтверждено f . .такой видной ИHrj'ipoH мусульманского Mifpa, как король 1'вуок-й' ко >асвн П. Один из центров международного исламизма Йази-: руется в Судане, lio оценши некоторых марокканских, полито-' г г ^ лотов, именно суданские исламисты во главе'с /асаним ¿т-Тура-

• tíir стоили у истоков быстрого развития политического г-сла-Y.ÍX-'-". :*в:»'страйах Северной iÁf-ряки. в т.г. и в Марокко. По-га гае-

нию, конечно? невозможно отрицать, что объективные причины -политические, экономические ¡и социальные - способствовали

росту влияния исламизма в этга стране*. Но путь, по которому

с,

интегристские движения создавались и росли одновременно и повсеместно, застсшшет думать, что повсюду в регионп били применены одинаковые рецепты, успех в реализация которых зависит от конкретных социально-политических условий в кардой из стран. ■

Пожалуй, наиболее сильным из внешних факторов, способствовавших развитию исламизма в Марокко, стало влияние алжирских интегристов, а именно - крупневшей исламистской партии Алжира - Исламского фронта спасения /ИФС/»'Каждое событие, связанное с деятельностью И1С в Алжире, влекло за собой адекватные действия марокканских исламистов. Взаимозависимость исламистских движений двух соседних стран особенно отчетливо проявилась в гпгне 1991г., когда в Алжир? власти » были вынуждены ввести чрезвычайное положение, в также.» декабре 1991 — январе*, 1992г. в связи с победой Ю>С в 1-« туре парламентских выборов и-последовавшей вслед за ней отставкой президента Шадли Еенддедида и приходом к власти Высшего государственного совета /ВГС/ во главе с Моха?л/едом Еудиафом. • Подчеркивая единство л взаимосвязь трех ветвей исламистского движения в странах Уегриба /марокканская. алжирская и тунисская/, п также лидирующую роль марокканских исламистов в области идеологии, Хасан П называл вто движение "трехцветным хамелеоном", голова которого находятся в ('Марокко, туло-в"ище - в Алжире, с хвост - в Туж-се.

Одним из важных достижений королепскоГо режима, позволивших ему сдержать в определенной степени развитие исламизма в своей собственной стране и направить некоторую часть его усилий за пределы Марокко, стало содействие формированию в королевстве важных, но малоизвестных международных структур мусульманской идейной экспансии. Это в первую очередь относится к Исламской организации по образованию, науке и культуре /ШВСЮ/, птаб-кваргира которой находится в Рабате.

Во второй глав? диссертации /"Основные исламистские . группировки Марокко"/ представлены история появления и развития кнтегрис*ских' группировок в королевстве, в их числе наиболее весомых - "Аль-Адль валь-Ихсан" и "Братьев-мусульман".

Оппозиционные мусульманские течения в Марокко сложились в середине 60-х годов. Тогда власти попытались путем репрессий /аресты Фундаменталистов, казнь в 1966г. лидера марокканских "ре^рматорой" К.СаЙеда/ подавить какую бы то ни было оппозицию в среде религиозных деятелей, однако зто им полностью не удалось.

Антиправительственная окраска деятельности оппозиционных мусульманских организаций особенно ярко выявилась на рубеже 70-80-х годов. Распространению идей исламского возрож--дения способствовала кризис идеологии буржуазного национализма, события в Кране, а таете глубокий социально-экономический кризис, котораЯ пггзжгйсЧо королевство, в этих условия^ лозунги фундаменталистеч о необходимости справедливого переуст-

ройства общества на основе исламских традиций нашли живой-отклик в среде городских низов ив неимущих слоях.

Движения собственно политического ислама.до i&esr, были малозаметны в Марокко. Но начиная с этого времени, совпавшего с резким ростом активности их алжирских единомышленников,; инциденты с участием марокканских интегристов стали п|юисхо- ■ дить все чаше и чаще. Уже к 1990г..исламисты, укрепив свои позиции в университетах Марокко постепенно нлчпли переносить акцент в своей деятельности на" завоевание мечетей. :. ' -;;

Акции, проведенные марокканскими исламистами, в l9Slr.,; и в частности, в ходе ма}жга в поддержку нярода Ирака и тра- " дициоииых первомайских демонстраций, продемонстрировали. •> значительную численность пнтегристских организаций й высокую; подобную военной, 'дисциплину и оргапкзо.панность колонн исламистов на манифестациях. Подобные акция показала единство; и решимость кслнмистсккх кругов страны бороться- за рсадизацию* их требований,, основным из которых является установление Исламского государства.' • --г-у

Оправдывая использование насилия для .достижения своих целей, исламисты считают,?что оно можёт икёть место только в недемократических^обществах, где отсутствует нормальный диалог между политическими, партиям))^ иежДу; йародом и властями. КЬгда диалог отсутствует, роль языка отводится насилию. Исламист» счмест, что существует два типа несилия-

•ркмое и косрекное.1'лгопол1'-я. государства т информацию, определение осповннд путейгсойур.гьно-ггоцомкческого развития;.

стргни бпг^ консультаций с народом расцениваются ими как эле>. менти косвенного насилия со стороны властей. Учитывая, что у народа нет никаких,способов борьба против такого насилия,

• его-единственным оружием' становится прямое насилие, которое ' чаше всего принимает форму атаки на символы, государства.

В Марокко умеренные мусульмане и исламисты различаются . по. вопросу об отношении к шариату и халифвту. Первые считают эти понятия вторичными,1 могущими быть объектами споров и про, тиворечий*..Вторые возводят эти понятия в абсолют. Естественно, что., взгляды первых, а к ним принадлежит в случае Марокко

• большая- часть общества, попадают в противоречие с ,исламистскими идеями. ЙХ; носители претендуют на то, что не мелимо для многих мусульман - использование для управления государством и: обществом ээ-лнов шариата. Отрицание - исламистами других фогм ведения государственных дел само по себе-достаточно.для того, чтобы заставить в ряде случаев международное общественное мнение говорить о специфической природе ислама и о якобы тесной связи, которую оя устанавливает между политикой и тпологаей.

; г •Ъ, настоящее время в королевстве насчйтавается около 20 группировок и движений исламистского характера. Наиболее известными, и заметными среди них являются "Аль-Адяь валъ-Йхсая1' я .„"Братья-мусульмане", что стало следствием их относительной массовости и радикальности врограк«. • • . :

, , *Аль-Адлъ валь-1Ьссон* ./"Справедливость я благочест^"/ — коупнеЛяее и наиболее влиятельное исламистское движение в

Марокко. В нем завершен процесс создания иерархических структур и первичных ячеек, что дает основание говорить об этой организации как оформившейся партии. "Аль-Аддь валь-Ихсан" запрещена властями. Действует в условиях глубокого подполья и строгой конспирации. . '

Цель организации - построение в Марокко, исламского государства. Имеющееся в ней умеренное и радикальное крылья различаются прежде всего по вопросу о месте королевской власти. Бели представители первого крыла выступают за незыблемость устоев монархии, то вторые требуют замены королевской власти советом улеыов. "

Руководство "Аль-Адль валь-Ихсан" считает свои позиции более "умеренными" по сранению с "Братыши-мусульманами". Оно даже выдвигает рецепт того, кары образом можно избежать сползания к насилию в Марокко. По их взглядам, в королевстве необходимо завершитьпроцесс демократизации,/легализовать группировку в качестве политической партии, которая сможет открыто участвовать в борьбе в ходе парламентских выборов. И в качестве партии, отвергающей насилие и с уважением отно- . сящейся х демократическим правилам, она после этого заставит образумиться те движения исламистов, которые склонны к Василию.'

Как считают адвокаты "Аль-Аддь валь-У"»»»", специализирующиеся па защите исламистов, 8та организация призвана надлежащим обтавом мастям. Основанием для такого умозаключения для них служит то обстоятельство, что после подачи заявки на легализацию 26 апреля 1683г., хотя официальный ответ

, и не был получен, организация получила квитанции о регистрации запроса. Именно отсутствие отказа на легализацию как такового, по их мнению, и позволяет говорить о законности существования "Аль-Адль валь-Ихсан" в качестве политической партии.

В третьей главе диссертации /"Отношение королевского режима к исламистам"/ рассмотрены методы борьбы марокканского руководства с политическим исламом, а также используемый'для этого репрессивный аппарат.

Отношение королевского режима к политическому исламу со времени его появления на политической арене Марокко не оставалось чем-то постоянным и регулярно корректировалось лично Хасаяом П в зависимости от внутренней ситуации в стране и обстановки в мире, Оно стало довольно точным отражением таких черт королевского режима, как гибкость, прагматизм и стремление укрепить авторитет Марокко иг короля на'международной арене и внутри страны^ Тем не менее исламизм'всегда рассматривался правящим режимом как противник, способный поколебать основы династии. Определение исламизма в'качестве одного из основных врагов королевского режима предопределило принятие адекватных мер со стороны последнего,

В соответствии йо взглядами правящего режима на опасность исламизма были выработаны соответствуйте методы борьбы с этим явлением и его носителями. Среди них в качестве основных можно выделить слсдугаис: искусст^нное внесение раскола метлу "умеречнымп" тт "рдликалсми" внутри гсламистских двине-ний; пспо1ьзов.?н?.с авторитета короля как духовного лидера.

создание параллельных.структур, использование левых организаций для нейтрализации исламистов, направление усилий интегрй-

* '

стов в другие страны, прямые репрессии, борьба с исламизмом на региональном уровне, решение проблемы отношений между ■ властями и религиозной верхушкой.

Апеллируя к нерешеньости западносахарской проблемы, Ха-сану П удалось успешно сыграть роль примирителя нации. Колоссальные, усилия пропагандистского аппарата! не пропали даром. В течение нескольких последних лет большинство политических партий страны неукоснительно совладело молчаливое соглашение о социальном перемирия, отказавшись от своих, аа-частую законны* требований, в пользу национального единения вокруг решения западносахарской вроблемн. Выпадавшие из втоВ обоймы исламисты зачастую объявлялись противниками национального единства со. всеми вытекающими отсюда последствиями,

В заклк^еяиц отмечаетсяк что политическая ситуация в Марокко в конце 80-х - начале 90-х годов и возникновение в этрт период исламизма в его современном виде стели следствием экономических проблем, которые не смогла решить вта страна, И то, 'что правящему режиму удалось ве допустить роста политического ислама до "критической массы", за которой следует взрыв, стало результатом определенной гибкости марокканского руководства, сумевшего сохранить параллельное поступательное развитие экономики при постепенном расширении демократических

свобод. Тем ие менее^ разрыв между огромной ______В марокканцев

я властями чрезвычайно велик. Верные режиму проправительственные партии слутат лишь своим собственным интересам и лишены .каких-либо корней в"*плроде. Ппртив старо?, "истОрячеекоР",

оппозиции пользуются незначительной поддержкой населения;' Образовавшийся моральный и политический вакуум постепенно был заполнен исламистами. Их появление - реакция некоторых слоев общества на провалы в реализации социально-экономических программ правящего режима, ва несправедливость, неравенство, отсутствие демократии в европейском понимании этого слова.

Марокканские исламисты любых оттенков отмежевываются от официального религиозного_комплекса,Марокко. Их связи ориенти-; рованн, главным образом, на религиозные организации, действующие в Машрике. Они выступают с требованиями приведения в соответствие с нормами ислама всех сторон жизни общества, т.е. установления теократической Формы правления по образцу Исламской Республики Кран. Их радикализм несет опасность для Марокко, Т.к. они выступают против двух основных постулатов, на которых базируется стабильность развивающихся стран - экономического развития я политической демократии.

По мнению короля Хасана П, ибламизи.не сможет завоевать в Марокко серьезных, позиций в будущем. Так ли это будет, может показать только будущее; Многое будет зависать от развития об- . стаиовкя в соседнем Алжире. Нельзя также исключать, что силы "обскурантизма" /по определению марокканского монарха/ яе вып-лестяутся на поверхность в момент передачи власти наследному принцу. Определенный основания для такого предположения имеются, так как сменявшие друг Друга кабинеты вне зависимости от того,' какие партий и силы били представлены s правительствеi пока не смогли пррзстевгть «тоютпекому о * »еству приемлемого плана гешеяля стзжйих neper страной otjrpmt социально-экономических проблем.

По теме диссертации автором опубликованы следующие статьи:

I.0 деятельности исламистских партий в странах Магриба. М. Вестник "СВ" ТАСС. 26.02.90г., 1,1 п.л.

2.Марокко: местная печать о событиях в Алжире. /Соавтор О.Широков/. М.Вестник "СБ" ТАСС, 23.07.S1 г., 0.6 п.л.

3.Марокко:напряженная ситуация в университетах. М.Вестник "СВ" ТАСС, 25.03.92г.. 0,5 п.л.,

4.Марокко: данные об уровне жизни в стране. М.Вестник "СВ" ТАСС, 13.03.92г.. 0.4 п.л.

5.0 еврейской обгаине-Маро^кЬ, М.Вестяик "СВ" ТАСС,•18.10. 91г.; 0,5- п.л. • '

6.Газета "Аль-Магриб" о причинах появления интегризиа. •; М.Вестник "СВ" ТДСС, 13.07.91г.. .0,4 п.л.

7.Марокко: захлестнет ли страну война'фундаментализма? М.ТАСС, КОМПАС Я131. 09.07.91г., 0,8 П.Л.

8.Процесс над руководителями организации "каидинов". М. • Вестник "СВ" ТАСС, 15.02.92г... 0,2 п.л.

9.Вокруг западносахарского урегулирования. М.Вестник "СВ" ТАСС, 17.03.92г., 0,4 п.л. "

Ю.Марокко:итоги выборов в местные органы власти. М.ТАСС, «ОМПАС #216, 06.11.92г., 0,8 п.л.

II.0 ситуации в Касабланкском университете. М.Вестник "СВ" ТАСС, 06.06.91г., 0,6 п.л.

12,0 влиянии суданских иятегристов на развитие исламизма в

Северной Африке, М.Вестяик "СВ" ТАСС, 21.07.91г., 0,2 п.л. 13,К воложевгаГв университете Касабланки. Ы.Вестник "СВ" - ТАСС, 25.07.91г.,'0,3 ft.it. ;

14.0<5 итогах конференции алжирских исламистов. М;Вестник "СВ" ТАСС, 30.07.91г.. 0.2 п.л»

15.Вторая сессия летнего университета "Исламское пробуждение? М.Вестник "СВ" ТАСС. 19.09.91г., 0,2 п.л.

16.Причины напряженности в елжиро-тунисских отношениях. М.Вестник "СВ" ТАСС, 11.10.91г., 0,2 п.л..

17.Столкновения между студентами в университете Феса. М.Вестник "СВ" ТАСС, 27.10.91г., 0,2 а.л.

18.Марокко и конфликт в Персидском заливе. М.ТАСС. ИПК. 1990г. 0,6 п.л.

1 Э.Марокко: к вопросу о референдуме по конституции. М.Вестник "СВ" ТАСС. 09.04.92г.г 0,4 В.л.

20.Восстановлен порядок в университетах Феса, 7джды и Ке-нитрн. М.Вестник "СВ" ТАОС, 06.11.91г., 0,2 п.л.

21.Наркотики из Марокко. М*."Мегаполис-континент", *22, 04.06.93г.. 0.2 п.л.

22.Маньяк в полицейском .мундире. Й."Мегаполис-континент", «16, 1993г., 0,2'п.л. ^

По смежной тематике авторе« опубликована следуйте статьи: 1.Марокко: внешняя торговля в 1989 году. М.Вестник "СВ",

28.09.90г., 0,2 п.л. . 2.0 деятельности исламского движения ХАМАС. Азия и Африка сегодня, 1990г., 0,6 п.л. З.Марокко: осуждение присутствия иностранных войск в Заливе. М.Вестяия "СВ", 17,08,90г., 0,3 п.л.

4.Алжир: политическая ситуация после отставки Ш.Бендхеди-да. /Соавтор Г.Кувалдин/.М.ТАСС, КОМПАС Я28, 12.02.92г. Г.1 п.л.

Б.О посреднической роли Марокко в конфликте по "делу Локерби". М.ТАСС, КОМПАС Щ), 13.05.92г., 0.5 п.л. 6.Исламистские партии Алжира. М.ТАСС, КОМПАС #88. 08.

05.92г., 1,2 п.л. ?.Алжир: удар по мусульманскому интегризыу. М.Вестник "С8\ 07.03.92г., 0,2 п.л.

8.Алжир на распутье. М.ТАСС, ЮШС ЛЗЗ. 14.07.92г., 0,7 п.л. ' ,

9.Алжир: завершрся судебный процесс над лидерами ®С. ^ : ' М.ТАСС, КОМПАС Л43, 28.07.?2г., 0,8 п.л.

Ю.Алжир: два месяца без Будиафа. М..ТАСС, КОМПАС #178.

15.09.92г., 0,8 п.л. ' '

П.Алжир: где выход из политического .тупика? М,Мегаполис-континент. 21.01.93г., 0,2 п.л.

12.Алжир: процесс в Блиде - суд над эпохой Бенджедида?

(

М.ТАСС, ЮШС #36, 24.02.93г.. 0,8 п.л.

13.Дерево схрывяет лес. Ш.Мегаполис-континент. 18.03.93г. 0,2 п.л.

К.Тунис: "нет" фундаментализму. М.Мегапол„^-,^нтинент.

25.03,93г., 0,2 п.л. 16.Внешняя политика Тегерана: курс на еяспорт исламской революции продолжается. МчСбозревмвл*, Й14. 1994г., 0,7 в:л. .

' 164Россия-Тадкикястан:опасность с Гга. М.Обозреватель, »22, 1993г., 0,7 п.л.

17."Пятый батальон" - организатор взрыва в Нью-Йорке? М. Мегаполис-континент, »16, 22.04.93г., 0,2 п.л.

18.Вооруженное исламское движение - наследник ТОС? М.ИГАР-ТАСС, Вестник "СВ", 30.04.93г., 0,2 п.л.

19.Египет: об источниках финансирования экстремистских группировок. М.ИТАР-ТАСС, Вестник "СВ", 31.05.93г., 0,2 п.л.

20.06 основных приоритетах внешней политики Турции. М.Обозреватель, Д13, 1993г., С,7 п.л.

Находятся в производстве:

1.Политические партии Алжира. Глава для справочника об Алжире. 1 а,л.