автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Исламское сообщество и исламизм в Англии в конце XX - начале XXI вв. как факторы трансформации британских правых движений от неофашизма к антиджихадизму

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Мязин, Николай Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Калуга
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Исламское сообщество и исламизм в Англии в конце XX - начале XXI вв. как факторы трансформации британских правых движений от неофашизма к антиджихадизму'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Исламское сообщество и исламизм в Англии в конце XX - начале XXI вв. как факторы трансформации британских правых движений от неофашизма к антиджихадизму"

На правах рукописи

Мязин Николай Александрович

Исламское сообщество и исламизм в Англии

в конце XX - начале XXI вв. как факторы трансформации

британских правых движений от неофашизма к антиджихадизму

Специальность — 07.00.03 — всеобщая история (новая и новейшая

история)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Калуга, 2014 2 9 МАЯ 2014

2 I

005549246

Работа выполнена на кафедре всеобщей истории исторического факультета ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»

Научный руководитель: Курков Владимир Вячеславович

кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского»

Официальные оппоненты:

Родригес-Фернандес Александр Мануэльевич

доктор исторических наук, заведующий кафедры новой и новейшей истории ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», профессор

Ранчииский Виктор Павлович

кандидат исторических наук, заведующий кафедры международных отношений ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», профессор

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный

университет им. С.А. Есенина»

Защита состоится «27» июня 2014 г. в 15.00 на заседании диссертационного совета ДМ 212.020.02 при Брянском государственном университете имени академика И.Г. Петровского по адресу: 241036, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14, ауд. 320 .

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

Автореферат разослан «_» мая 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Федин Андрей Валентинович

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность

В настоящее время состояние межкультурных и межрелигиозных отношений является значимой проблемой для большинства развитых стран. Кризис мультикультурной модели развития общества признан руководством ведущих европейских стран: Великобритании,1 Германии2 и Франции.3

Провал политики мультикультурализма и появление больших этнических и религиозных общностей, практически не интегрирующихся в общество, привели к росту ультраправых партий и движений и изменению самой ультраправой идеологии. На первое место вышли «новые ультраправые», которые выступают против самого ислама и мигрантов из мусульманских стран, как носителей иных культурных традиций, несовместимых с западными.4

В данной работе сделана попытка проанализировать развитие мусульманского сообщества в Великобритании во второй половине XX - начале XXI вв. и исследовать трансформацию правых движений под влиянием фактора исламизма. Проблема крайне правых партий и движений является актуальной и для российского общества.

Цел ью диссертации является исследование исламского сообщества и исламизма в Англии к конце XX - начале XXI вв., как факторов, вызвавших трансформацию британских правых движений от неофашизма к антиджихадизму. Также изучается влияние правых идей на британское общество и британскую политику.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

• Изучить процесс возникновения и развития мусульманского сообщества Англии, исследовать географию проживания английских мусульман, выявить особенности районов компактного проживания мусульман.

• Выявить различия между этническими группами английских

1 Cameron David. PMs speech at Munich Security Conference // The official site of the British Prime Minister's Office. -5.2.2011. URL: http://www.numberlO.gov.uk/news/pms-speech-at-munich-security-conference/

2 Merkel says German multicultural society has failed // BBC News. - 17.10.2010. URL: http://www.bbc.co.uk/news/world-europe-11559451

3 France's Sarkozy: Multiculturalism Has Failed//CBN News. -11.2.2011. URL: http://www.cbn.com/cbnnevvs/worId/2011/February/Frances-Sarkozy-Multiculturalism-Has-Failed/

* Archer Toby. Countering the counter-jihad // Royal United Services Institute. - 15.8.2008. URL: http://www.msi.org/publications/monitor/articles/keywords:counter-jihad/ref:A48A5851376CB9/

мусульман.

• Изучить включенность мусульман в британскую политическую систему.

• Исследовать идеологию исламистов, исламистские организации их влияние на мусульманское сообщество.

• Исследовать исламистский терроризм в Британии, связи террористов-мусульман из Англии с международными террористическими организациями.

• Изучить влияние растущего мусульманского присутствия и роста исламизма на изменение идеологии ультраправых партий и движений.

• Рассмотреть различные партии и движения ультраправого направления, определить связаны ли они между собой в идеологическом и организационном плане или представляют собой независимые движения

• Определить степень влияния ультраправых партий и движений на британское общество и британскую политику.

• Исследовать появление и развитие антиджихадистского движения, выявить различия антиджихадистской и ультраправой идеологий.

• Проанализировать политику правительства по предотвращению экстремизма среди исламистов и ультраправых: выявить причины успехов и неудач.

Объектом диссертационной работы являются исламское сообщество и ультраправые партии и движения Англии. Предмет исследования -трансформация правых движений Англии под воздействием фактора исламизма.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1990 по 2013 гг. Начальный рубеж обусловлен тем, что в начале 1990-х гг. у молодого поколения британских мусульман ислам выходит на первое место в качестве средства самоидентификации. До начала 1990-х гг. в мусульманском сообществе преобладала не религиозная, а национальная идентичность. Эти годы будут рассмотрены обзорно.

Территориальные рамки исследования ограничены Англией, при необходимости будет рассматриваться вся территория Соединенного

Королевства.

Методологической основой исследования выступают принципы историзма и научной объективности. Исследование осуществлено в рамках междисциплинарного подхода современной исторической науки. Следование принципу историзма позволило рассмотреть процесс формирования и эволюции мусульманского сообщества Англии и изучить процесс трансформации английских крайне правых движений.

В диссертации использовались сравнительно-исторический и историко-генетический методы, позволяющие рассмотреть влияние исламского сообщества и фактора исламизма на английское общество и английских крайне правых на каждом этапе исторического развития

Характеристика источниковой базы исследования

Исследование выполнено на основе нескольких групп источников:

• Религиозные первоисточники. Текст Корана в переводе Крачковского5 использовался для исследования отношения к иноверцам в исламе.

• Данные официальных источников. Наиболее значимы законодательные акты, посвященные проблеме иммиграции,6 данные «Национального статистического управления»,7 данные выложенные на официальных сайтах полиции8 и Ми-5.9 Особенно ценны результаты переписей населения 2001 и 2011 гг., в которые включен вопрос о религиозной принадлежности респондента.

• Программные выступления деятелей Консервативной партии, посвященные проблеме иммиграции из стран Третьего мира: речь Эноха Пауэлла «Реки крови» 1968 г.,10 выступления Маргарет Тэтчер 1978 г." и Дэвида Кэмерона 2011 г.12

• Программы политических партий и движений ультраправого13 и

5 Коран. Пер. И.Ю. Крачковского. - Ростов н/Д, 2009

6 Legislation.gov.uk. URL: http://www.legislation.gov.uk/

7 Office for National Statistics. URL: http://www.statistics.gov.uk/hub/index.html

8 Metropolitan Police Service. URL: http://content.met.poIice.uk/

5 Teaorist plots in the UK // MI5 - The Security Service. URL: https://www.mi5.gov.uk/home/the-

threats/terrorism/intemational-terrorism/international-terrorism-and-the-uk/terrorist-plots-in-the-uk.html

10 Powell Enoch. 'Rivers of Blood' speech // The Telegraph. - 6.11.2007. URL: http://www.telegraph.co.uk/comment/3643823/Enoch-PoweIls-River5-of-BIood-speech.html

" Margaret Thatcher. TV Interview for Granada World in Action ("rather swamped") // Margaret Thatcher Foundation. -27.1.1978. URL: http://www.margaretthatcher.org/document/103485

12 Cameron David. PMs speech at Munich Security Conference // The official site of the British Prime Minister's Office. - 5.2.2011. URL: http://www.numberlO.gov.uk/news/pms-speech-at-munich-security-conference/

11 British National Party general election manifesto, 2010. URL:

http://communications.bnp.org.uk/ge2010manifesto.pdf

антиджихадистского14 направления стран Западной, Центральной и Северной Европы.

• Работы идеологов и воспоминания участников неофашистского движения. Среди идеологов неофашизма важное место занимают американцы Уильям Пирс и Дэвид Лэйн. Культовой книгой неофашистов стал роман-антиутопия Уильяма Пирса «Дневник Тернера»,15 в котором рассказывается о будущем Америки, разодранной расовыми конфликтами, которые приводят страну к гражданской войне. Дэвид Лэйн, участник террористической группы The Order, разработал классическую формулу неофашизма: 14/88 - «14 слов» и «88 заповедей».16

• Работы идеологов антиджихадизма. Манифестом антиджихадизма можно считать фильм «Фитна»,17 снятый голландским политиком Гиртом Вилдерсом и «антиджихадистский манифест»,18 выложенный на сайте Эдварда Мэя «Врата Вены».

• Сайты мусульманских организаций19 позволяют лучше понимать жизнь британских мусульман, их взгляд на свое положение в стране, политику Британии, отношения с коренным населением.

• Статьи в периодических изданиях служат источником новостной информации, незаменимым, при изучении новейшей истории, а статьи серьезных газет таких как The Times, The Guardian,20 The Independent,21 Daily Mail,23 Daily Telegraph,23 Financial Times24 можно рассматривать и как исторический источник.

• Фото, видеоматериалы, музыка и песни помогают осмыслить эмоциональный фон изучаемой эпохи. Также они дают возможность непосредственно, своими глазами, а не в пересказе журналистов или очевидцев, увидеть происходящее на улицах. Основными ресурсами служат видеохостинг You Tube,25 сайт независимой фотожурналистики Demotix.com,26 Facebook, авторские сайты и блоги.

14 UKIP Manifesto, 2010. URL: ЬНр://ш\™.и1ар.ог^ше(йа/р(1£аЖ1Ршап1Ге51о1304а.раГ

Пирс Уильям. Дневник Тернера. - М., Ультра. Культура, 2003

" Lane. David. Deceived, Damned & Defiant. The Revolutionary Writings of David Lane. USA, St. Maries, Idaho 1999

" Вилдерс Гирт. Фитна // YouTube. URL: http://www.youtube.com/watch?v=OgExidCIZ-8

May Edward S. The Counterjihad Manifesto // Gates of Vienna. - 20.11.2009. URL: http://gatesofvienna.blogspot.com/2009/ll/counteijihad-manifesto.html

" OnIsIam.net. URL: http://www.onisIam.net/engIish/

20 The Guardian. URL: http://www.guardian.co.uk/

21 The Independent. URL: http://www.independent.co.uk/

22 Daily Mail. URL: http://www.dailymail.co.uk/home/index.html

23 The Telegraph. URL: http://www.telegraph.co.uk/

24 Financial Times. URL: http://www.ft.com/home/uk

2i You Tube. URL: http://www.youtube.com/

211 Demotix.com. URL: http://www.demotix.com/

Характеристика историографии

Научные работы по теме исследования можно условно разделить на три группы. Первую группу составляют работы, исследующие возникновение и развитие исламизма в исламском мире и странах Запада. Ко второй группе относятся работы, посвященные проблемам мусульманского сообщества Англии и отношениям сообщества с остальным обществом и государством. Третью группу составляют исследования неофашистских, ультраправых и антиджихадистских партий, движений и организаций: их идеологии, тактики и влияния на британское общество.

Французский профессор Жиль Кепель в своей монографии27 датирует начало периода исламизма началом 1970-х годов и связывает рост исламизма с выходом на арену первого поколения, родившегося после обретения независимости. Исламизм пришел на смену арабскому национализму, который был дискредитирован после поражений в арабо-израильских войнах.

Британо-пакистанский историк и публицист Тарик Али28 обвиняет Запад и, особенно США, которые поддерживают ваххабитский режим Саудовской Аравии, в развитии исламизма. Тарик Али надеется на реформацию ислама, которая позволит строить современные государства. Работа британо-пакистанского историка и публициста интересна, прежде всего, с мировоззренческой стороны. Она позволяет посмотреть на происходящее глазами представителя мусульманской цивилизации, ставшего атеистом и являющегося общественным деятелем левого направления.

В работах российского исследователя профессора Игнатенко A.A.29 30 31 дается определение феномена исламизма, и исследуется влияние салафизма на мусульманскую общину. Игнатенко рассматривает рост исламского фундаментализма, как явление, циклически повторяющееся в исламе, очередной цикл которого пришелся на наше время. По мнению исследователя, к исламскому радикализму в форме салафизма приводит не обострение социально-экономических проблем, а пропаганда салафитских идей. Ланда Р.Г32 приходит к выводу, что распространению исламизма в Европе в

27 Кепель Жиль. Джихад: Экспансия и закат исламизма. М.: Ладомир, 2004

21 Тарик Али. Столкновение цивилизаций: крестовые походы джихад и современность. М.: Астрель, 2006

29 Игнатенко A.A. Эндогенный радикализм в исламе. - Центральная Азия и Кавказ, 2000, № 2. URL: http://www.ca-c.org/journal/cac-08-2000/12.ignatenko.shtml

30 Игнатенко A.A. Ислам и политика. - М, 2004

31 Игнатенко A.A. InterTeppop в России. Улики. - М., 2005

32 Ланда Р.Г. Политический ислам: предварительные итоги. - М, 2005. URL: http://www.i-r-p.ru/page/stream-library/index-2109.html

значительной мере способствовал боснийский конфликт. По мнению Нечитайло Д.А., в распространении исламизма в европейских странах значительную роль играют тюрьмы, во многих из которых действуют ячейки радикальных исламистов.33

Изучению мусульманского сообщества Великобритании посвящено много работ английских исследователей и исследовательских центров. Доклад «Британские мусульмане и парадоксы мультикультурализма»34 был издан исследовательским центром Policy Exchange, который работает на Консервативную партию. В докладе исследуется проблема роста исламского фундаментализма и религиозной нетерпимости среди молодых мусульман. Эксперты приходят к выводу, что рост исламизма во многом связан с проблемой самоидентификации британских мусульман: они уже не пакистанцы, но и не англичане. В докладе также отмечен большой вред политики мультикультурализма, проводимой с 1980-х гг., которая способствовала сплочению и обособлению мусульманского сообщества.

Энтони Броун, автор исследования «Нуждаемся ли мы в массовой иммиграции?»35 работает директором по экономическому развитию при мэре Лондона Борисе Джонсоне. Исследование показывает отношение современных консерваторов к проблемам мультикультурализма и иммиграционной политики «без купюр». Энтони Броун доказывает, что Британии не нужна массовая миграция: в стране и так много безработных. Иммиграция выгодна иммигрантам и крупным фирмам, которые получают большую прибыль, экономя на зарплате, но не выгодна большинству населения и государству. Предлагается привлекать иммигрантов из развитых стран и квалифицированных специалистов нужных профессий (например, кардиохирургов). При этом Энтони Броун предлагает лишь существенно уменьшить, а не полностью прекратить политику предоставления убежища.

Британский мусульманин Хумейн Ансари исследовал мусульманское сообщество в Британии с 1800 г. В своих работах он рассказывает о позитивной стороне пребывания мусульман на английской земле.36 37

Среди трудов, посвященных британским исламистам, особенно актуальна работа Катерины Раймонд, исследовавшая группировку «Аль-Мухаджирун» и

" Нечитайло Д.А. Радикальный исламизм в тюрьмах // Институт ближнего востока. - 23.10.2006. URL: http://www.iimes.ra/rus/5tat/2006/23-10-06b.htm

34 Munira Mirza, Abi Senthilkumaran, Zein Ja'far. Living Apart Together: British Muslims and the Paradox of Multiculturalism. - Policy Exchange, London, 2007

35 Browne Anthony. Do We Need Mass Immigration? - The Institute for the Study of Civil Society, 2002

34 Khizar Humayun Ansari. The muslim presence in Britain- making a positive contribution - London, Centre for

Ethnic Minority Studies, 2003

37 Ansari Humayun. The Infidel Within: Muslims in Britain Since 1800. - Hurst & Co, 2004

ее инкарнации.38 В работе были совмещены методы академического исследования и журналистского расследования: помимо работы с источниками, автор лично общалась с лидером группировки Анджемом Чоудари присутствовала на мероприятиях «мухаджиров».

В отечественной историографии одним из первых проблему иммиграции этнических меньшинств в Великобританию исследовал Козлов В.И.39 В его работе проанализированы изменения британского законодательства по отношению к мусульманским иммигрантам. Работы Котина И.Ю.40 41 42 посвященны мусульманам, иммигрировавшим в Великобританию из индийского субконтинента. Автор прослеживает ослабление этнической и усиление религиозной идентичности у потомков мигрантов, родившихся на английской земле. По мнению Кондратьевой Т.С.,43 излишняя терпимость британских властей и британского общества позволила исламистам свободно действовать в стране и способствовала радикализации мусульманской молодежи.

Деятельность неофашистских и ультраправых партий и группировок широко освещена в англоязычной литературе. Профессор Найджел Копсэй провел сравнительное сопоставление ультраправых организаций Великобритании и Франции.44 В своих работах Копсэй упускает из виду влияние мажоритарной избирательной системы, которая не оставляет шансов пройти в Парламент даже умеренно правым и подталкивает их к радикализму.

Немецкий исследователь Минкенберг М. приходит к выводу, что основным электоратом крайне правых партий европейских стран являются представители низших средних слоев общества.45

Пауль Джексон в работе «Лига защиты Англии: британское «Новое крайне правое» общественное движение»46 предлагает разделять ультраправых на три категории: неофашистов - крайних экстремистов, которые стремятся достичь свой цели насильственным путем, более умеренных «крайне правых», которые, имея сходные цели, предпочитают действовать политическими методами и

" Zara Raymond Catherine. A1 Muhajiroun and Islam4UK: The group behind the ban. - King's College London, 2010

19 Козлов В.И. Иммигранты и этнорасовые проблемы в Британии. - М., 1987

" Котин И.Ю. Ислам в Южной Азии и Великобритании. - Спб.: Петербургское Востоковедение, 200S

41 Котин И.Ю. Побеги Баньяна. - СПб., 2003

43 Котин И.Ю. «Тюрбан и «Юнион Джек». Выходцы ш Южной Азии в Великобритании». - Санкт-Петербург: Наука, 2009

41 Кондратьева Т.С. Мусульмане в Великобритании: социализация или обособление // Актуальные проблемы Европы. - М., ИНИОН, 2008. - № 1. - с. 61-96

44 Copsey Nigel. Contemporary British Fascism. - Chippenham, 2008

45 Минкенберг M. Новый правый радикализм в сопоставлении: Партии, движения и среды // Актуальные проблемы Европы, 2004, № 2. - С. 28-29

46 Jackson Paul. The EDL Britain's «New Far Right» Social Movement. - The University of Northampton, Radicalism and New Media Research Group, 2011

«новых крайне правых», заменивших биологических расизм, на расизм культурный.

Феномен британского неофашизма остается достаточно мало изученным в отечественной историографии. Единственной фундаментальной работой является труд Прокопова А.Ю.,47 исследующего историю «Британского союза фашистов» Освальда Мосли. Монография позволяет установить связь довоенного британского фашизма с послевоенным неофашистским движением.

Научная новизна и практическая значимость работы

В отечественной литературе тема британских мусульман изучена достаточно широко. Но это преимущественно работы общего характера, в которых рассматривается исламское сообщество в целом. Малоисследованной остается проблема британского исламизма, а английские ультраправые практически не изучены российскими исследователями.

В данной работе на основании анализа широкого круга исторических источников рассмотрена эволюция сообщества английских мусульман в 19902013 гг. Особое внимание уделено участию британских мусульман в политической жизни, проблемам межэтнических и межрелигиозных конфликтов.

На примере Лондона были исследованы электоральные предпочтения мусульманского сообщества и влияние голосов мусульман на результат муниципальных выборов в отдельных округах. На основании правительственных исследований, отчетов полиции, данных британской службы безопасности Ми-5, а также сообщений СМИ, впервые в отечественной историографии подробно рассмотрена проблема исламистского терроризма в Великобритании, прослежена связь британских джихадистов с международными террористическими организациями.

Расширение источниковой базы исследования и сравнительный анализ исламистов и ультраправых делают возможным представить эволюцию английского национализма как единый исторический процесс. В работе впервые в отечественной историографии был исследован феномен антиджихадизма, проведен анализ перспективы этой идеологии, прослежены связи уличного антиджихадизма с английским фанатским движением.

Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть

47 Прокопов А.Ю. Фашисты Британии. Союз Освальда Мосли: идеологи и политика (1932-1940 гг.). - Спб, Алтейя, 2001

адресована не только ученым специалистам по религиозным, социокультурным и этнорасовым проблемам британского общества, но и преподавателям вузов, читающим курсы по новейшей истории Великобритании. Кроме того, данное исследование может быть полезным и для работников практических ведомств, чья деятельность направлена на решение проблем межэтнического и межрелигиозного общения, предотвращение ксенофобии, экстремизма и терроризма.

Исследование истории Англии, где проживает уже третье поколение иммигрантов, может показать, какие процессы возникают в стране, активно принимающей мигрантов из стран Третьего Мира. Это особенно актуально для России, которая имеет дело с первым поколением иммигрантов из стран Средней Азии.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы обсуждались на кафедре всеобщей истории Калужского Государственного Университета. Основные положения диссертации представлены в четырех научных статьях, опубликованных в журналах, рекомендованных ВАК РФ. Некоторые результаты исследования были представлены автором на заочной научно-практической конференции.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, понятийного аппарата, списка сокращений, списка использованных источников и литературы и пяти приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы работы, определяются цели и задачи, объект и предмет исследования, обозначены хронологические рамки, раскрывается методологическая основа, проводится историографический обзор, характеризуется источниковая база диссертационной работы.

В первой главе «Общая характеристика исламского сообщества Англии», состоящей из трех параграфов, анализируется эволюция сообщества британских мусульман и его современное состояние.

В первом параграфе «Появление мусульман в Англии и развитие мусульманского сообщества» рассмотрено развитие исламского сообщества

Англии от строительства первых мечетей в конце XIX века, до 2013 г.

Массовое переселение мусульман в Англию началось после окончания II Мировой войны. Трудовые мигранты из бывшей Британской Индии прибывали с начала 1950-х гг. Их было относительно немного: в 1961 г. насчитывалось не более 60 тысяч мигрантов-мусульман, в 1968 г. въезд в страну неквалифицированных рабочих был окончательно запрещен, а трудовым мигрантам, находящимся в стране было разрешено остаться. Большинство воспользовались этой возможностью и привезли с исторической родины своих жен и детей.

Более многочисленную категорию мусульманских мигрантов составили беженцы, прибывшие в Британию в 1960-1980-е годы: пакистанцы, бангладешцы, турки-киприоты и турецкие курды. В 1990-2000-е гг. убежище получили выходцы из Нигерии и Сомали.

В настоящее время, мусульманское сообщество продолжает стремительно расти за счет высокой рождаемости, воссоединения семей и нелегальной иммиграции. В 2013 г. численность английских мусульман достигла, по нашим оценкам, 3 миллионов человек (5,5 % населения).

Во втором параграфе «Исламское сообщество современной Англии» рассмотрены география проживания английских мусульман, мусульманские диаспоры, течения ислама и участие мусульман в британской политике.

Большинство британских мусульман проживает компактными общинами в центральных районах крупных городов Англии. Наиболее крупные сообщества мусульман проживают в Лондоне (более миллиона человек), Бирмингеме (234 тыс.) и Брэдфорде (129 тыс.)

По данным переписи 2011 г. в Англии проживают следующие мусульманские диаспоры: пакистанцы (1,1 млн. человек), турки (500 тыс.), бангладешцы (436 тыс.), индийские мусульмане (200 тыс.), сомалийцы (110 тыс.). Постепенно диаспоры (за исключением турок) утрачивают связи с исторической родиной, на первое выходит не происхождение, а религия -ислам.

На 2013 г. в Англии действовало более 1500 мечетей, большинство из которых принадлежали к направлениям ислама, принятым в юго-восточной Азии: деобандийцы (44,6 % мечетей) и барелви (25,1 %). Более 9 % мечетей контролировались исламистами.

По мере роста мусульманского сообщества, увеличивалась электоральная значимость мусульман: компактное проживание привело к тому, что в отдельных парламентских округах мусульманские избиратели начали играть ключевую роль. Около 90 % мусульман традиционно голосуют за Лейбористскую партию, поскольку лейбористы уделяют особое внимание социальной помощи малоимущим. И в Европарламенте и в Парламенте Великобритании есть парламентарии-мусульмане. На муниципальном уровне мусульманское сообщество добилось наибольшего успеха в округе Лондона Тауэр Хэмлетс (мусульмане составляют 30 % жителей округа), где мэр округа и большинство муниципальных депутатов являются мусульманами.

В третьем параграфе «Межэтнические конфликты с участием мусульманской молодежи (азиатские бунты)»исследованы серия столкновений азиатской и белой молодежи на северо-западе Англии в 2001 г.48 и столкновения черной и азиатской молодежи в Бирмингеме в 2005 и 2011 гг. Эти конфликты были не межрелигиозными, а межэтническими, причина конфликта заключалась в том, что и белую и черную молодежь возмущало то, что пакистанцы и бангладешцы стремились создать параллельное общество -самодостаточные районы, живущие по своим законам. Переходу конфликта в открытую стадию способствовало соперничество этнических преступных группировок.

Во второй главе «Исламизм в Англии», состоящей из трех параграфов, исследованы истоки исламизма, распространение исламизма в Англии и исламистский терроризм.

В первом параграфе «Корни исламизма» рассмотрено распространение исламистской идеологии. Усиление позиций исламистов было связано с провалом идеи арабского социализма, экономическим успехом салафитской Саудовской Аравии и военными конфликтами в Афганистане и Боснии. В 19801990-е годы в Британии политическое убежище получили «проповедники ненависти» из арабских стран. После теракта 11 сентября 2001 г., джихадистские группировки были запрещены, деятельность исламистов была существенно ограничена.

Во втором параграфе «Аль-Мухаджирун и проповедь джихада в Англии» рассмотрена деятельность радикальной исламистской группировки, созданной в 1996 г. выходцем из Сирии Омаром Бакри Мухаммедом. До 2005 г.

48 Азиатами (asians) в британской историографии называют выходцев из Юго-Восточной Азии

«мухаджиры» занимались пропагандой экстремизма, устраивали громкие провокации, чтобы привлечь к себе внимание и вербовали будущих боевиков, которых направляли на обучение в тренировочные лагеря в Иорданию, Ливан и Пакистан.

После теракта 7 июля 2005 г., деятельность «Аль-Мухаджирун» была запрещена, но группировка продолжила действовать, постоянно сменяя названия. Наибольшую известность получили Ыат41Ж и «Мусульмане против крестоносцев», которые основное внимание уделяли провокациям, направленным на разжигание вражды между коренными англичанами и мусульманским сообществом: встречали английских солдат, вернувшихся из Ирака, плакатами «убийцы детей», 11 сентября сжигали американский флаг перед посольством США. Деятельность всех ответвлений «Аль-Мухаджирун» была окончательно запрещена только в 2011 г.

В третьем параграфе «Исламистский терроризм в Англии» рассматривается деятельность исламистских террористов в Великобритании. Подготовка терактов началась тогда, когда благодаря деятельности «проповедников ненависти», в Британии появилось достаточно радикально настроенных мусульман. С 2000 по 2013 г. террористы осуществили 7 терактов, еще 10 терактов были предотвращены полицией. К человеческим жертвам привели только два теракта: 7 июля 2005 г. четверо смертников взорвали три бомбы в метро и одну в автобусе: 52 человека погибли, около 700 получили ранения, 22 мая 2013 г. был зарезан британский солдат Ли Ригби.

В террористической деятельности участвовали мусульмане всех национальностей, за исключением турецкой диаспоры. Террористами становились выходцы из благополучных семей, радикализировавшиеся после знакомства с «проповедником ненависти» или фанатики-новообращенные с тюремным прошлым. Британские террористические группировки вели подготовку терактов на собственные средства, некоторые террористы прошли обучение в лагерях подготовки боевиков в Пакистане.

В большинстве случаев целью джихадистов должны были стать места массового скопления людей. Террористы, выбирая мишенью случайных прохожих хотели показать, что за «грехи» правительства, которое «ведет войну против ислама» (в Афганистане и Ираке) будет страдать народ, который выбрал это правительство. Чтобы прекратить теракты, население должно заставить правительство выполнить условия террористов. Террористам не удалось

добиться поставленных целей, после терактов были запрещены наиболее радикальные исламистские группировки. Выросла популярность крайне правых партий и движений, выступающих против присутствия мусульман на английской земле.

В третьей главе «Неофашизм в Англии», состоящей из четырех параграфов, исследовано возникновение неофашистской идеологии, появление, развитие и упадок неофашистских группировок, а также рассмотрена проблема неофашистского терроризма.

В первом параграфе «Идеология неофашизма» рассмотрено возникновение идеологии неофашизма и ее основные особенности.

Утрата статуса великой державы и приток иммигрантов из бывших колоний Великобритании привели к возрождению крайне правого движения в виде неофашизма. В основе неофашизма лежит крайний национализм, шовинизм, расизм и антисемитизм, вера в превосходство белой расы и неполноценность других рас. Неофашисты верят в существование ZOG (сионистского оккупационного правительства). Они признают фашистскую Германию своим идеалом, а Вторую мировую войну называют «Братоубийственной войной». Среди неофашистов широкую популярность приобрело неоязычество скандинавского толка, некоторые неофашисты исповедуют христианство или даже приняли ислам (с исламистами неофашистов объединяет крайний антисемитизм).

Во втором параграфе «Неофашистские партии» рассмотрена деятельность неофашистских партий: «Национального фронта» и «Британской национальной партии».

До конца 1960-х гг. крайне немногочисленные британские неофашисты не имели никакого значения в британской жизни и британской политике. Но постепенно в стране усиливались антиимиграционные настроения, и созданный в 1966 г. «Национальный фронт» получил довольно широкую популярность среди английских рабочих, которые чувствовали возрастающую конкуренцию на рынке труда со стороны иммигрантов и проживали в тех же районах, что и иммигранты (в этих районах сильно выросла уличная преступность). К середине 1970-х гг. численность партии выросла до 14 тысяч человек. Крах «Национального фронта» наступил в 1978 г., после выступления Маргарет Тэтчер, в котором она пообещала сократить иммиграцию, многие бывшие консерваторы вернулись в Консервативную партию.

«Британская национальная партия» была создана в 1982 г., в результате раскола «Национального фронта». Ник Гриффин, ставший лидером партии в

1999 г., изменил программу партии, отказавшись от отрицания Холокоста и идеи принудительной репатриации не-европейцев. После этого «Британская национальная партия» перестала быть неофашистской, это привело к увеличению популярности партии, укреплению позиций также способствовал теракт 2005 г. В 2009 г., на выборах в Бвропарламент, партия получила 6,2 % голосов избирателей и два депутатских кресла. К 2013 г. позиции партии серьезно ослабли из-за затяжного внутрипартийного кризиса.

В третьем параграфе «Неофашистские уличные группировки» рассмотрены три этапа развития уличного неофашизма: стихийный, околополитический и субкультурный.

В 1947-1976 гг. акции неофашистски настроенной молодежи не носили системного характера, политическая подоплека отсутствовала, причина действий лежала в личной неприязни к мигрантам. В 1947 г. прошли еврейские погромы, которые были спровоцированы конфликтом в Палестине. В 1958 г. произошли погромы черных в рабочих кварталах Лондона. С 1960-х гг. основную неприязнь у радикально настроенной молодежи стали вызывать азиаты. В 1977-1981 гг. НС-скинхеды (неофашисты) объединились под знаменем «Национального фронта». С 1982 г., после упадка «Национального фронта», объединяющим фактором стала служить ультраправая сцена, прививающая новую систему ценностей НС-неофитам.

В 1990-е гг. широкую известность получила неофашистская группировка Combat 18. Участники группировки нападали на азиатов, они хотели спровоцировать тех на ответные действия, что привело бы к столкновениям на расовой почве, а в идеале к расовой войне. Также они нападали на левых активистов и активистов «Британской национальной партии», считая тех недостаточно радикальными. Конфликт внутри группировки, закончившийся убийством, привел к упадку группировки. К началу 2000-х гг. неофашизм практически утратил популярность среди английской молодежи.

В четвертом параграфе «Неофашистский терроризм» рассмотрена серия терактов, осуществленных террористом-одиночкой Дэвидом Коуплендом в Лондоне, в 1999 г. Коупленд оставил две бомбы в «этнических» районах Лондона, третью в гей-баре. Своими терактами он хотел спровоцировать межэтнические беспорядки, на волне которых к власти придут неонацисты.

В четвертой главе «Антиджихадизм в Англии в начале XXI века», состоящей из пяти параграфов, исследовано возникновение антиджихадизма,

выявлены особенности этой идеологии, проведен сравнительный анализ антиджихадистских партий Европы и Великобритании, рассмотрено возникновение и развитие антиджихадистских уличных группировок.

В первом параграфе «Возникновение антиджихадизма» рассмотрено возникновение антиджихадистской идеологии в начале 2000-х гг. Создателем антиджихадизма стал голландский политик Пим Фортейн, выступающий против мусульманской иммиграции, поскольку она подрывает либеральные ценности. Антиджихадизм получил распространение после теракта 11 сентября 2001 г. в США и терактов 2004 г. в Испании и 2005 г. в Великобритании.

Во втором параграфе «Антиджихадистские партии Европы и Великобритании: сравнительный анализ» было проведено сравнительное сопоставление европейских партий правого спектра.

Партии, заявляющие о поддержке западных, а не традиционных христианских ценностей и выступающие против ислама и иммиграции из неевропейских стран, получили название «новые ультраправые». Самым известным антиджихадистским политиком Европы является Гирт Вилдерс, возглавляющий голландскую «Партию свободы», занимавшую третье место на парламентских выборах 2010 и 2012 гг. В последние годы многие ультраправые партии (среди них наиболее известен французский «Национальный фронт») изменили идеологию: они отказались от антисемитизма и сосредоточили основное внимание на исламской проблеме.

В большинстве европейских стран «новые ультраправые» прошли в парламенты. Но в большинстве случаев они практически не могут влиять на политику своих стран - против них объединяются и правые и левые традиционные партии.

В Великобритании «политический» антиджихадизм не имеет реальной перспективы на политической арене: из-за мажоритарной избирательной системы в парламент могут пройти только центристские партии.

В третьем параграфе «Идеология антиджихадизма» выявлены основные особенности идеологии антиджихадизма. Американское крыло рассматривает внешнюю, террористическую угрозу, исходящую от исламистов. Европейские антиджихадисты видят угрозу своей культуре, своим традициям от мусульманских иммигрантов. Идеологи антиджихадизма: Эдвард Мэй, Памела Геллер и Роберт Спенсер основное внимание уделяют пропаганде антиджихадизма через интернет, а также проведению конференций, в которых

участвуют представители ряда партий и движений, разделяющие антиджихадистскую идеологию.

В четвертом параграфе «Возникновение и развитие уличного антиджихадистского движения в Англии» рассмотрено возникновение первых антиджихадистских уличных движений: «Объединенного британского альянса» и «Марша за Англию». Оба движения были созданы в середине 2000-х гг. выходцами из фанатской среды, они проводили митинги и демонстрации против радикальных исламистов и в поддержку английской культуры. Но эти движения собирали на мероприятия не больше двухсот человек и их деятельность не вызвала никакого общественного резонанса.

Пятый параграф Антиджихадистское движение «Лига защиты Англии» посвящен анализу идеологии и практики одноименного движения.

После провокации исламистов в Лутоне, во время парада солдат, вернувшихся из Ирака (исламисты держали плакаты «убийцы детей»), прошли акции протеста горожан, к ним присоединились единомышленники из других городов, в большинстве своем футбольные фанаты. В июне 2009 г. эти группы объединились, и была создана «Лига защиты Англии» - движение «прямого действия», целью которого было заявлено заставить правительство убрать исламских экстремистов с улиц, но фактически, движение выступало против всех мусульман. Лидером движения стал житель Лутона Стивен Леннон (действовал под псевдонимом Томми Робинсон). Руководство «Лиги защиты Англии» сознательно пошло разрыв с «классическими» ультраправыми: в организацию принимались представитель этнических и сексуальных меньшинств. В 2009-2013 гг. движение провело более ста митингов и демонстраций по всей Англии, которые собирали до 3 тысяч участников. Демонстрации обыкновенно сопровождались столкновениями с противниками: мусульманской молодежью и антифашистами, которые широко освещались в британской прессе. «Лиге защиты Англии» удалось добиться достаточно широкой известности, про нее регулярно писали в центральной прессе.

Но «Лига защиты Англии» так и не смогла стать по-настоящему массовым движением и заручиться поддержкой серьезной партии. Против движения выступали лейбористы и тред-юнионы. Другой серьезной проблемой были сторонники неофашистской идеологии внутри движения, которые постоянно пытались скорректировать курс движения вправо. Их неоднократно изгоняли из движения, но проблема оставалась. С 2012 г. из-за внутренних конфликтов «Лига защиты Англии» переживает кризис. В конце 2013 г. лидер «Лиги

защиты Англии» Томми Робинсон покинул движение.

В «Заключении» представлены основные выводы исследования.

1.3а последние полвека число мусульман, проживающих в Англии, увеличилось более чем в пятьдесят раз: с менее 60 тысяч в 1961 г., до 3 миллионов человек в 2013 г. (примерно 200 тыс. из них нелегальные иммигранты). Рост мусульманского сообщества был связан преимущественно не с трудовой миграцией (въезд неквалифицированных рабочих из стран Содружества был ограничен в 1961 г., а в 1968 г. полностью запрещен), а с «воссоединением семей» - разрешением привозить жен и детей с исторической родины, политикой предоставления убежища, нелегальной иммиграцией и высоким уровнем рождаемости в мусульманских семьях. При сохранении сегодняшних тенденций, к 2020 г. число английских мусульман возрастет до 4 миллионов человек.

2.Первое поколение мусульман, приехавшие в Англию в 1950-1960-е гг. на заработки, существенно отличается мусульман второго и третьего поколений, которые родились и выросли в Англии. Первое поколение стремилось сохранить национальные традиции и обычаи, поддерживало связи с исторической родиной. Мигранты первого поколения не создавали проблем для английского общества: они усердно работали на низкооплачиваемых работах в промышленности и строительстве и были благодарны за то, что цм разрешили остаться в стране.

Второе и третье поколения мусульман, родившиеся в Англии во многом утратили национальную идентичность, но молодежь стала воспринимать себя в первую очередь мусульманами, а не британцами, широкое распространение получили радикальные направления ислама. Сегодня более 40 % британских мусульман поддерживают исламистов и эта доля постоянно растет.

Большинство мусульман компактно проживают в центральных районах крупных городов: Лондона, Бирмингема и Брэдфорда. Они создают параллельное общество - самодостаточные общины с мечетями, магазинами, «этническими» школами. Уже в начале 2000-х гг. существовали чисто мусульманские районы, этот процесс продолжается, а белые британцы уезжают из «этнических» районов и городов. Дальше всего процесс создания «мусульманского гетто» зашел в округе Лондона Тауэр Хэмлетс. Бангладешцы не составляют большинство жителей округа (32 %), но занимают две трети мест в муниципальном совете, мэр округа тоже бангладешец и открыто

помогает исламистам. Пример Тауэр Хэмлетс показывает, что мусульмане могут придти к власти, формально оставаясь меньшинством.

3.Рост религиозности сопровождается ростом радикализма. Практически ежегодно полиция обезвреживает очередную группу исламистов, готовящих теракт. Британские джихадисты действуют на собственные средства, и, хотя во многих случаях они были связаны с международными террористическими группировками, это связь имела учебно-идеологический характер: обучение в пакистанских медресе и подготовка в лагерях боевиков. Статистика показала, что Ми-5 значительно чаще выявляла террористов, прошедших обучение в лагерях, чем их «коллег» не покидавших территорию Британии.

Полный успех имела только серия терактов 7 июля 2005 г. в лондонском метро. Опасность терроризма существенно преувеличена: на дорогах страны за неделю гибнет столько же людей, сколько за десятилетие терактов. Особое внимание, которое приковано к проблеме терроризма связано прежде всего с работой журналистов, для которых терроризм является удобным способом для поднятия телевизионных рейтингов.

Чтобы бороться с терроризмом, необходимо бороться с его источником -исламизмом, и в 2000-е гг. правительство приняло некоторые меры по ограничению деятельности исламистов, запретило ряд группировок, но оно действует недостаточно активно. Многие группировки, запрещенные в России, вполне легально действуют в Англии.

Для становления террориста недостаточно чтения экстремистской литературы и просмотра экстремистских сайтов в сети Internet. «Заражение» вирусом террризма в большинстве случаев происходит через «живое» общение с экстремистами. Поэтому необходимо заниматься профилактикой терроризма: высылать из страны или лишать свободы «проповедников ненависти», закрывать радикальные мечети и запрещать деятельность любых исламистских группировок.

4.Рост числа иммигрантов из стран Третьего мира вызывает опасения значительной части британского общества, особенно усилившиеся после теракта в лондонском метро, но ведущие политические партии не предпринимают серьезных мер по ограничению иммиграции. Иммигранты стали частью базового электората Лейбористской партии. Особое значение приобрели голоса мусульман, поскольку мусульмане из-за компактного проживания, могут оказывать существенное влияние на результат выборов в отдельных парламентских округах. Консервативная партия тоже борется за

голоса мусульман, но, несмотря на значительные усилия, ей так и не удалось добиться успеха.

5.По мере роста мусульманского присутствия в Англии, неофашистские организации все большое внимание стали уделять мусульманской угрозе. «Британская национальная партия» в конце 1990-х гг. значительно изменила идеологию, перестав быть неофашистской: отказалась от антисемитизма, расизм отошел на второй план, на первое место вышел антиисламизм. Израиль воспринимается современными ультраправыми как союзник, как форпост западной цивилизации в исламском мире.

6.В Великобритании, как и в остальных европейских странах, растет недовольство традиционными политическими партиями, выступающими с программами, рассчитанными на «усредненного избирателя». Сторонники более жесткого курса по отношению к иммиграции и меньшинствам, на выборах в Европарламент голосуют за евроскептическую «Партию независимости» и ультраправую «Британскую национальную партию». Партии крайне правого спектра пользуются наибольшей популярностью среди рабочего класса и «низших» средних слоев - тех, кто в большей степени страдают от иммиграции из стран Третьего мира. Но мажоритарная избирательная система не оставляет этим партиям никаких шансов на успех на национальных выборах: партии крайне правого и антииммиграционного направления получили более 20 % мест в Европарламенте (2009 г.) и ни одного места в Парламенте Великобритании (2010 г.).

7.В 2000-е гг. в Европе получило развитие «новое правое» антиджихадистское движение, выступающее против мусульманских иммигрантов, как носителей иных традиций, несовместимых с западными. Партии, выступающие с антииммиграционными и антиджихадистскими программами, прошли в парламенты всех стран со значимым мусульманским присутствием. Исключением стали только Великобритания и Франция, с мажоритарными избирательными системами, и Германия, испытывающая комплекс вины из-за нацистского прошлого.

Из-за невозможности добиться успеха парламентскими методами, в Великобритании, получило развитие уличное антиджихадистское движение, которое оттеснило на дальний план неофашистов и «классических» ультраправых. Катализатором для создания наиболее мощного антиджихадистского движения - «Лиги защиты Англии» послужили провокации исламистской группировки «Аль-Мухаджирун». Основными

активистами нового движения стали английские футбольные фанаты.

«Лига защиты Англии» провела более ста митингов и демонстраций в Англии, Шотландии и Уэльсе, которые получили довольно широкое освещение (преимущественно негативное) в прессе, но так и не смогла стать по-настоящему массовым движением. Большинство демонстраций собирали менее тысячи участников, попытка стать «уличным крылом» политической партии также не имела успеха.

По нашему мнению, по мере роста мусульманского сообщества и формирования «параллельного общества» в отдельных районах крупных городов, ультраправые и антиджихадистские настроения в обществе будут усиливаться. Уже сейчас крайне правые проходят в Европарламент. Но формирование сильной парламентской партии ультраправой или новой правой идеологии при существующей избирательной системе невозможно, а к более радикальным методам английское общество не готово. Шанс на успех у крайне правых появится только в случае очень серьезного экономического кризиса, превосходящего по масштабу с Великую депрессию.

Публикации по теме диссертации в статьях, рекомендованных ВАК

РФ:

1 .Мязин H.A. Британская национальная партия: к вопросу о периодизации идеологии неофашизма в современной Великобритании. // Вестник Пермского университета, серия «История», 2012, № 3, с. 117-123

2.Мязин H.A. Межэтнические конфликты в Великобритании в конце XX -начале XXI веков. // Вестник Костромского государственного университета, 2013, №1,-с. 166-169

3.Мязин H.A. Аль-Мухаджирун: проповедники джихада на английской земле. // Теория и практика общественного развития, 2013, № 4, с. 178-180

4.Мязин H.A. Уличные праворадикальные группировки Великобритании. // Современная Европа, 2014, № 2, с. 81-90

Отпечатано в Типографии «КЛЕВЕР», ИП Середа К. Ю., ИНН 519037504314, г. Калуга, ул. К. Либкнехта, д. 10А, тел. +7 (910) 54-800-54. шту.к1еуег-ргт1.т. Тираж 100 экз. 23.05.2014 г.