автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Исмаилитские духовные наставники (пиры) и их роль в общественно-политической и культурной жизни Шугнана

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Ходжибеков Эльбон
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Исмаилитские духовные наставники (пиры) и их роль в общественно-политической и культурной жизни Шугнана'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Ходжибеков Эльбон

ВВЕДЕНИЕ. I

ГЛАВА I. БОРЬБА НАСЕЛЕНИЯ БАДАХШАНА ПРОТИВ ГНЕТА И ПРОИЗВОЛА МЕСТНЫХ И АФГАНСКИХ ПРАВИТЕЛЕЙ И ЗА ПРИСОЕДИНЕНИЕ К РОССИИ ПОД РУКОВОДСТВОМ

ИСМАИЛИТСКИХ ПИРОВ ШУГНАНА.

§ I. Генеалогия исмаилитских пиров Шугнана.

§ 2. Пир Сайд Фаррухшо и начало освободительного движения на Памире

§ 3. Роль пира Сайда Юсуфалишо в процессе присоединения Памира к России и его трагическая судьба.

§ 4. Махмадалишо Саидюсуфалишоев - последний пир Шугнана.

ГЛАВА 2. ПОЛОЖЕНИЕ ИСМАШШТОВ Б1ДАХШАНА В 20-30-х

ГОДАХ XX ВЕКА

§ I. Исмаилиты в пределах английских владений

§ 2. Зякет исмаилитов Бадахшана и отношение к нему Советской власти

§ 3. Миссии Сайда Мунира и Ходжи Машнари Сабз

Али в Бадахшане.

§ 4. Репрессии 30-х годов и исмаилитские пиры. . ИЗ

ГЛАВА 3. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ ИСМАИЛИТСКИХ ПИРОВ

ШУГНАНА.

§ I. Пир Сайд Фаррухшо как поэт

§ 2. Вклад исмаилитов Шугнана в развитие культуры Бадахшана.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по истории, Ходжибеков Эльбон

Известный русский востоковед А.А.Семенов, говоря о научном изучении жизни и культуры разных народов, особо отмечал, что "если каждый народ, как этнографическая единица, имеет право на научное внимание к себе во всех отношениях, то нам, кажется, что и шугнанцы, весьма достойны изучения в филологическом и религиозном отношениях, небезынтересны в своем прошлом, хотя бы т прикрытом туманом думской легенды и неясных положений . Высказывание крупного ученого - своеобразный ключ к объективному исследованию истории народов Бадахшана, в частности, событий, связанных с исмаилитскими пирами, деятельность которых практически не освещена в научной литературе.

Это тем более актуально, если учесть, что моральное подавление и даже физическое уничтожение представителей исмаилитской среды Таджикского Бадахшана в 30-40-х годах XX века происходили под флагом лишь формально существовавших территориальных и религиозных мотивов, обусловивших раздробление единого исторического Бадахшана. В результате этого представители и сторонники шиитского исмаилизма Афганского Бадахшана оказались подданными Англии, а правобережного Бадахшана - получили подданство России. К тому же резиденцией Ага-хана Ш - султана Мухаммад-шаха в течение столетия (с 40-х годов XIX до 40-х годов XX веков) был отсталый в экономическом отношении индийский город

А.А.Семенов. Пешгуфтор. "Таърихи мулки Шугнон"-и Сайид Хай-даршо Муборакшохзода. Тахия ва тарчумаи Н.Чонбобоев, А.Мир-хоча. Хоруг: Помир, 1992, с.12-13,

61-5210002 (2287x3435x2 tiff)

- 2

Бомбей, а затем ведущими центрами исмаилитов мира стали развитые страны Запада (Франция, Англия, Швейцария), tiro для идеологов марксизма-ленинизма и противников исмаилизма послужило своего рода поводом для борьбы против известных проповедников - выходцев из исмашштских центров Памира*.

С тех нор в мире многое изменилось и пришло время для нового, объективного взгляда на события истории исмаилизма на Памире, тем более, что "исмаилитские авторитеты отмечали (1991г.

ЭХ), что для каждого иемаилита есть два святых понятия - это 2

Россия и имам

Ara—хан .

Степень изученности проблемы. После присоединения Памира к России (1895 г.) русские путешественники и ученые начали изучение региона и религиозных верований местного населения. Русский путешественник и востоковед А.А.Бобринскюй внес огромный вклад в дореволюционное изучение исмашштской культуры народов Бадахшана. Во время поседения им в 1901 году Вахана, Мшкашима, Горана, Шугнана, Рушана и бесед с проповедниками исмаилитской религии, общения с местными пирами, он попытался разобраться в сущности этого учения мусульманства. Исследователь дал характеристику возникновения и распространения исмаилизма и в итоге справедливо отметил: "По словам профессора А.Е.Крымского, философская сторона учения Исмаилья имеет много общих черт с радикальными ветвями суфизма, причем, надо это заметить, историческое происхождение их различно"^.

Д.Карамшоев, Й.Харкавчук. Пограничники и жители Памира. Изд-во: Помир, 1995, с.85.

2'Там же, с.115.

А.А.Бобринский. Секта Исмаилья в русских и бухарских пределах Средней Азии. М., 1902, с.4.

61-5210003 (2272x3425x2 Щ

- 3

Однако опубликованные А,А.Вобрянским материалы порой отражали субъективную точку зрения его информаторов, поэтому к отдельным толкованиям им религиозных вопросов необходим критический подход. Тем не менее, в материалах исследователя содержалось немало информации о биографиях, родословных тех или иных пиров, географическом расселении их мюридов^".

Барон А.Черкасов, неоднократно бывая на Памире в 19041905 гг. по служебным обязанностям и встречаясь с пиром Сайдом Юсуфалишо, подчеркивал: "Поршневский ишан Сайд Юсуф-Али-Ша-урак является в настоящее время самым ведающимся из пиров западного Памира. Муриды ишана Юсуф-Апи-Шо ждали лишь извещения о том, где устроится их пир, чтобы начать бегство в Афганистан. К таким результатам привела лживость и злоба бека Юлдаш-бия Дадха"2.

А.Черкасов собрал достоверные факты, необходимые для оценки ситуации на Памире и на основании их всестороннего анализа направил Русскому политическому агентству в Бухаре в общей сложности четыре донесения и один объемный отчет. В них он положительно отзывался о роли в общественно-политической и культурной жизни края главы секты исмаилизма - Ага-хана Ш и местных руководителей исмаилитов-пиров, их вкладе в добровольное присоединение Памира к России. Это событие имело огромное значение и уже доета' точно освещено в научной литературе. В данной работе нет необходимости анализировать последствия этого акта.

•^•Д.Карамшоев, И.Харкавчук. Пограничники и жители Памира. Хорог: Изд-во Помир, 1995, с.102.

Бывший ЦГА Уз.ССР, ф.И.-3,оп.2, д.2660. л.л.1-2.

61-5210004 (2286x3434x2 Щ

- 4

Что же касается значения Октябрьской революции, то, хотя некоторые историки считают ее кровавой диктатурой, причиной гибели десятков миллионов людей, но следует помнить, без жертв не обходится ни одна социальная революция. "Если говорить конкретно о роли и значении Октябрьской революции и Советской власти для таджикского народа, то они бшн и остаются величайшим событием в его истории. Их значение было бы еще более величественным, если бы не извращались, а законно соблюдались и осуществлялись все принципы и декреты по национальному вопросу, как в интересах больших, так и малых народов, если бы конкретно учитывалась прошлая историческая действительность" . Октябрьская революция принесла трудящимся Памира новую жизнь, дала им бесплатное образование и здравоохранение, многие другие социа2 льные завоевания .

Тем не менее не все было гладким в оценке роли исмаилитов Бадахшана. Еще в 30-е годы XX века появились антинаучные статьи об их роли и вкладе, и тем самым послеоктябрьский период (19181932 гг.) их деятельности остается малоизученным и как бы "белым пятном" в истории таджикского народа.

А.А.Кузнецов, приводя данные о численности населения Памира в 1938 году, его этнографии, подчеркивал, что "у иемаи3 литов отсутствуют молитвы" . Он также отмечал, что феодалы и

•Р.Масов. История топорного разделения. Душанбе: Ирфон, 1991, с. 4. 9

Очерки по истории Советского Бадахшана. Душанбе: Ирфон, 1981, с.3-6.

А.А.Кузнецов. Памирцы по 1938 год. - //Партийный архив Горно-Бадахшанского обкома КП Таджикистана. Ф.№2, 0.57, Efc.Xp.84, с.37.

61-5210005 (2277x3428x2 Щ духовенстве, называя Советскую власть "кафиром* ("неверным"), при помощи ферганских басмачей и отрядов эмира Бухарского при содействии Англии развязали против нее открытую борьбу. На Памир прибыли представители Ага-хана, агенты контрреволюции английские разведчики и развернули антисоветскую агитацию*.

2 3

Б.А.Антоненко и М.Назаршоев , подчеркивая эти факты, обвиняли исмаилитских пиров в антисоветском терроризме и называли их агентами английской разведки.

А.Рахматуллаев и С.Мухторов также отмечали, что "в районах исмаилитов Ага-хан при помощи местных ишанов Сайда Махмуд Шо из Шохдары и Сайда Юсуфа Али Шо из Поршнева начал антисоветскую агитацию"^. Исмаилитские пиры действительно проводили антисоветскую агитацию, но на каком основании эти авторы обвинили Ага-хана - неясно.

Эти же исследователи сообщали следующее: "На другой день

29.06.1929 г.) Рошткалинский бек (?) вместе с другими ишанами 5 из Поршнева (?) послал свои силы на осаду крепости" . Из этого

А.А.Кузнецов. Памирцы по 1938 год. - //Партийный архив Горно-Бадашанского обкома КП Таджикистана. Ф. № 2, 0.57, Ед.Хр.84, с.37. о

•Б.А.Антоненко. Социалистические аграрные преобразования в Горно-Бадахшанской Автономной области. - //Очерки по истории Советского Бадахшана, е.212. о

•Очерки по истории Советского Бадахшана, с.89, 94.

С.Мухторов, А.Рахматуллоев. Зиндаву човид. Душанбе, 1994, с.15. ^*Там же, с.16.

61-5210006 (2286x3434x2 Щ

- 6 явствовало, что в Рошткале имелся какой-то бек, а в йоршневе быхо несколько ижанов. Но жители этих населенных пунктов, по опроса« их, не знали никаких бека и ишанов, а помнили в Поршневе лишь одного ишана Сайда Юсуфалишо.

Наоборот, по воспоминаниям старожилов Шугнана»исмай лит-ский пир Сайд Юсуфалишо боролся против бухарского бека в Хороге. Об этом свидетельствовала и документальная запись бывшего начальника КГБ ГБАО Валиева от 4 февраля 1958 года: ПВ 1919 году начальник отряда полковник Ягелло (якобы, ныне профессор), уезжает в Ташкент к командующему Турк.ВО, а завхоз отрада капитан Фенин, узнав об Октябрьской революции, забирает с собой солдат и два пулемета, через Шохдару и перевал Мац пробирается в Вахан, откуда через Афганистан - в Читрал, где сам сдается, пулемет продает читральскому мехтару, а Хорог оставляет на произвол судьбы. После отзыва начальника отряда полковника Ягелло в Ташкент в 1919 году в г.Хороге происходит так называемый партизанский переворот. Это движение против бухарцев возглавляли ишаны С.Юсуф Дли 1о, Мирз о Сулейман, А^царшо и др. Хорогская молодежь, вооруженная винтовками, без боя победила бухарцев и последние были вынуждены покинуть Памир и через Рушан-Вандж т уйти в Бухару .

Профессор А.Турсунов, говоря о работах некоторых историков советского времени, справедливо заметил, что "фальсификация истории и вообще историография в советское время вышла за все пределы. По спросу времени на научной арене появились историки,

Сов. секретно. Справка но архивнш материалам УКГБ ГБАО.

Партийный архив Горно-Вадахшанекого обкома КП Таджикистана.

§.2,47. ^щ.Хр.д.41, с.25.

61-5210007 (2275x3427x2 Щ

- 7 которые придерживались "классового подхода" и "классовой борьбы" как основного аргумента и всегда стремились отразить прошлое с одной позиции и с двумя цветами (черным и белим)

Окончательную точку в этой научной дискуссии поставили Д.Карамшоев и И.Харкавчук: "Попутно напомним, что в энциклопедических словарях советского периода и в работах некоторых историков и философов исмаилитская секта мусульманства рассматривается как реакционное течение, превратившаяся, якобы, в XIX и начале XX веков в агентуру империализма* Подобное необоснованное утверждение в 30-40 гг. XX века привело к тому, что на некоторых репрессированных патриотов Таджикистана, выходцев из исмшяитской среды Памира, был повешен ярлык "агента английской 2 и империалистической разведки" .

Новые данные об антисоветском заговоре пиров, о родословной шугнанеких пиров впервые нредетавил Л.Н.Харюков. История борьбы в Шугнане и другие события записаны им с© слов М.Юсу$а-лишоева, в недавнем прошлом памирского исмаилита .

Касаясь проблемы исмаилизма на современном этапе, М.Купцов подчеркивал: "В ходе исторического развития исмаилиты под руководством своих имамов внесли большой вклад в развитие цивилизации, культурную, религиозную, интеллектуальную жизнь муеу

А.Турсунов. Сарсухан, - Щуахтл Му^аммади Балъами. Таърихи Табарй. Дар ее ^илд. Душанбе, Ирфон, 1992, е.5.

•Д.Карамшоев, И.Харкавчук. Пограничники и жители Памира, с.84-85. о

Д.Н.Харюков. Англо-русское соперничество в Центральной Азии и исмаилизм. йзд-во Моск.ун.-та, 1995, е.240.

61-5210008 (2275x3427x2 Щ

- 8 льман. Имамы иемаилитов заботились о благосостоянии мусульманского сообщества, особенно в сложные времена исторических перемен, находя новые решения проблем, не поддающихся решению традиционными способами. В большинстве стран, где проживают исмайI литы, произошли крупные политические и экономические перемены .

Автор данной работы в течение восьми лет провел большую изыскательскую работу и собрал значительное количество баязов, материалов из личных архивов иемаилитов Памира, копий эпиграфических памятников, личных и семейных фотографий, а также ряд фирманов Ага-хана (на русском и персидском языках), что позволило провести объективный анализ событий, связанных с историей исмаилизма. И как не согласиться здесь с Ю.Мальцевым, который в предисловии к исследованию Б.Й.Искандарова сказал: "Лучше самому, своими глазами убедиться во всем, о чем писалось и говорилось до тебя на протяжении многих веков, своими руками потрогать седые от времени камни, своими ногами пройти по древним караванным путям» Увидеть изображения людей, цветов и животных, птиц и дэвов, вырезанных или нарисованных на гранитных скалах, молча склонив голову, постоять перед надписями-эпитафиями, сделанными сотни и даже тысячи лет назад руками неизвестных худож9 ников. Но главное - поговорить с народом Памира.

Цели и задачи исследования. Основной целью исследования является всесторонний анализ событий, связанных с историей деятельности исмаилитских пиров Памира, особенно их ролью в обще

М.Купцов. Знакомьтесь: "Живой бог". //"Граница России", 1997, № 37, с.7. р Б.И.Искандаров. История Памира. Хорог, 1995, с.5-7.

61-5210009 (2284x3433x2 Щ

- 9 ственно-политической и культурной жизни Шугнана в период второй половины XIX - 30-е годы XX веков,

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи данного исследования: определить исторические условия появления исмаилитских пиров в Шугнане;

- дать более точное определение генеологии исмаилитских пиров Шугнана;

- раскрыть значение учения исмаилитских пиров в нравственном воспитании мюридов (учеников);

- выяснить значение деятельности исмаилитских пиров в общественно-политической жизни общества в целом;

- определить историческую роль исмаилитских пиров в процессе добровольного вхождения Памира в состав России;

- выявить вклад исмаилитских пиров в развитие науки, литературы, архитектуры, а также других сфер цивилизации исмаили-тов Бадахшана;

- обосновать основные причины ухода с политической арены исмаилитских пиров Шугнана;

- ввести впервые в научный оборот некоторые письменные памятники, касающиеся деятельности исмаилитских пиров, которые много лет констатировались лишь как исторический факт, но по общеизвестным причинам или не использовались вообще, или же извращались посредством их недобросовестного комментирования;

- дать критический анализ трудов исмаилитских пиров Шугнана.

61-5210010 (2277x3428x2 Щ

- 10

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые данная проблема исследуется столь полно и всесторонне.

Глубокий и серьезный анализ исмаилитского наследия показывает, что предки исмаилитских пиров в середине ХУ1 века прибыли в Шугнан из города Сабзавор (Хорасан) по распоряжению Ага-хана. Вначале они осели в кишлаке Кирощж Афганистана, откуда часть из них переселилась в кишлаки Сижд и Поршнев Шугнан-ского района.

На основе имеющихся материалов диссертантом документально и хронологически устанавливается, что иемаилиты и их лидеры постоянно подвергались притеснениям, что и обусловило их тяготение к сближению с Россией.

Более глубокое исследование жизни и деятельности ряда исмашштских пиров Шугнана, таких, как, например, Сайд §аррух-Шо и Сайд Юсуфалшпо (вторая половина XIX - 30-е годы XX вв.) позволило показать, что они в политическом отношении не только являлись русофилами, но и неоднократно обращались в письменном виде к руководству России о добровольном вхождении Памира в ее состав. Но такая инициатива не соответствовала интересам тогдашних афганских правителей и Сайд Фаррух 1о бш вызван в город Ханабад и умерщвлен. Деятельность по присоединению Памира к России успешно продолжил сын Сайда §аррухшо - пир Сайд Юсуфалишо.

В исследовании автором выявлено, что после миссии Сайда Монир Шо и Ходжа Мишнари Сабз Али на Памир в 20-е годы XX века определенные круги попытались внедрить в этом регионе идеи так называемого "Пенджабайского учения", в результате чего в 1923 году произошло столкновение между исмаилитскими пирами и лидерами пенджабаев.

61-5210011 (2272x3425x2 Ш)

- II

Опираясь на архивные и устные материалы, диссертанту удалось отразить борьбу Советской власти с исмаилитскими пирами, общее увеличение на них зякетов, поиск исмаилитскими пирами и их детьми надежного убежища, их жизнь и притеснения в пределах колоний Англии, особенно в Читрале, Гилгите, а также в Афганистане.

Автором исследования также подробно раскрывается роль ис-маилитских пиров и их последователей в общественной жизни шуг-нанского кишлака Поршнев, в развитии цивилизации Бздахшана, в частности, на примере сооружения архитектурного памятника Гун-бази пирони исмоили (Купол - мавзолей исмаилитских пиров) и его художественного оформления замечательным каллиграфом - Шо Ния-зом.

Источниковедческой базой для исследования явились материалы бывшего Центрального Государственного Архива Узбекской ССР в Ташкенте (фонд Политагентства в Бухаре, 1904-1905 Ф.й.-З, Оп. дело №№ 45, 77, 97, 101, 2660, 1500), партийного архива Горно-Бадахшанского обкома КП Таджикистана (§.2, ОпЛ, ед.хр. №№ 2, 42, 51, 55, #.2, 0п.57. ед.хр. №№ 32, 40, 46, 48, 50, 55, 65, 67, 75, 57, §,2. Оп.З, д.84, Ф.2, Оп.22, ед.хр. № 408) и государственного архива ГБА0 "Сборник документов по истории Памира (1883-1931 гг.)", документы » 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 62, 63, 66, 67, 68, 72. Ф.25, 0.3 ед.хр.12. Для исследования привлечены также материалы, собранные автором во время многочисленных экспедиций, и материалы, хранящиеся в государственных и партийных фондах Республики Таджикистан и Республики Узбекистан, образцы авторской поэзии, опубликованные в коллективных научных сборниках и местной печати.

61-5210012 (2281x3431x2Щ

- 12

Методологическая и теоретическая основа исследования. В решении поставленной задачи диссертант использовал методику текстуально-аналитического и теоретического исследования. В подготовке работы широко использованы научные достижения таджикских, зарубежных, особенно русских ученых. (Список фамилий приводится в библиографии в алфавитном порядке).

Хронологические рамки исследования охватывают период от появления в Бадахшане в середине ХУ1 века предков известных впоследствии пиров Шугнана до 40-х годов XX века. Но основное внимание в исследовании уделено анализу событий второй половины XIX - 30-х годов XX веков. Такие временные рамки выбраны по следующим соображениям: а) Этот период позволяет не только представить генеалогию исмашштеких пиров Шугнана, но и полно отразить роль и место в общественно-политической и культурной жизни Памира последних их представителей, деятельность которых совпала с началом осуществления больших и серьезных перемен в регионе, а также активного развертывания народно-освободительной борьбы памирского населения против феодального гнета и произвола, насилия, за свободу вероисповедования против местных и афганских правителей, администрации Бухарского эмира. б) Конец XIX века явился для Бадахшана судьбоносным, так как он ознаменовался крупным историческим событием - присоединением к Российской империи, что принесло памирцам желанные свободу и исмаилитам возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды и обычаи. в) Репрессии 30-х годов XX века, имевшие место в советской стране, не миновали горный регион и его жителей. Они трагически отразились на судьбах последних пиров Бадахшана. В этом сложном и порой противоречивом процессе на них, как наиболее зажиточных

61-5210013 (2305x3447x2 Щ)

- 13 граждан, являющихся к тому же религиозными лидераш, легла основная тяжесть последствий преследования, развернувшегося в те годы под знаком борьбы е инакомыслием, феодальным фанатизмом. И все это происходило на фоне того, что именно исмашштские лидеры являлись в регионе не только носителями передовых идей, лояльности по отношению к новой власти, но и распространителями ценностей культуры евоего народа.

Все это вместе взятое определил© хронологические рамки исследования, в которых упор сделан на конец XIX - 30-е годы XX века.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на расширенном заседании ученого Совета кафедры всеобщей истории историко-филологического факультета ХоГУ имени М.Назаршоева в 1998 и 1999 годах и на семинарах Института гуманитарных наук АН Республики Таджикистан в 1999 году. Основные положения и результаты диссертации были доложены на заседании вышеназванного Совета и на общеуниверситетских научных конференциях профессорско-преподавательского состава в 1996-1999 годах. Теоретические выводы и основное содержание диссертационной работы ее автором изложены в опубликованных научных статьях.

Практическая значимость работы состоит в том, что содержащийся в ней материал, выводы и предложения могут быть использованы при проведении сравнительных исследований по истории других исмаилитских пиров - Рушана, Вахана, Афганистана, Северозападной Индии и провинции Синьцзян (Китай), которые еще очень слабо изучены в современной исторической литературе. Выводы и положения данной работы могут быть использованы и при изучении истории исмаилитских пиров Сучана Шугнанского района и Роштка

61-5210014 (2300x3443x2 Щ)

- 14 линекого района ГБАО Республики Таджикистан.

Исследование может послужить важным подспорьем для ученых, историков и востоковедов при создании ими еводных работ. Научные результаты диссертации могут быть применены в практике преподавания истории таджикского народа в школах и высших учебных заведениях республики. Настоящая работа представляет также ценность как иоеобие по специальному курсу на исторических факультетах вузов.

61-5210015 (2300x3443x2 111!)

- 15

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Исмаилитские духовные наставники (пиры) и их роль в общественно-политической и культурной жизни Шугнана"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проделанного многолетнего исследования о роли исмаилитских пиров Шугнана в общественно-политической и культурной жизни Памира, можно сделать ряд выводов.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что само слово "Ба-дахшан" происходит из арабского языка "Бадахшонат", что означало горную область в верховьях Амударьи, вернее Пявджа; от него появилось прилагательное "бадахшани" или "бадахши" (бадах-шанец)*. Часть Бадахшана известна под названием Памир. Восточная часть его некоторое время находилась под властью Коканд-екого ханства (до присоединения к России). Западный Памир состоял из Вахана, Шугнана и Рушана и правили ими местные шахи до афганского завоевания^. Но "весть о лале, лазурите и золоте дошла до России в 1725 году и в этом году определилась конечная политика русских в Средней Азии завоеванием Бадахшана . Согласно договорам 1873 и 1895 годов между Англией и Россией часть Шугнана, Рушана и Вахана были присоединены к России, что позволило населению этого края достичь, наконец, спокойствия и благополучия.

По своим религиозным верованиям населения

Шугнана, Рушана и Вахана является исмаилитами - последователями шиитского направления ислама и, согласно утверждению Фархада Дафтари, "относятся к низаритским толкам исмаилизма"^. т

В.В.Бартольд. Бадахшан, //Сочинения, т.1. М. Изд-во: Вост. лит., 1965, е.343.

См.НДаяфин. Присоединение Средней Азии к России (60-90-е годы XIX в.), с.372.

В.В.Бартольд. Бадахшан. //Сочинения, т.Ш, с.346. 4 •

61-5210145 (2306x3448x2 Щ)

- 145

История исмаилитских пиров Шугнана имеет древние корни, как и их генеалогия. В середине ХУ1 века шомаланговские сайды пришли из города Хорасана (Иран) в Шугнан по распоряжению тогдашнего Ага-хана для распространения иемамлизма в крае. За справедливость и искренность Сайду Шохмалангу был пожалован тит тул "Жохи дарвешон" ("Царь дервишей") .

Осев в кишлаке Поршнев, шомаланговские сайды заложили родословную исмаилитских пиров Шугнана. Часть потомков этих саи-дов живут по сей день в кишлаках Шугнана и Шохдары ГБАО Республики Таджикистан.

О жизни и деятельности большинства исмаилитских пиров крайне мало письменных свидетельств, поэтому в исследовании предпринята попытка изучить данную проблему на основании данных о пирах Шо Худжи, Сайде Фаррухшо, Сайде Юсуфалишо и Мухаммад-алишо Сайде Юсуфалишоеве, о которых имеютея не только устные сообщения, но и архивные материалы.

Правившие в Горном Бадахшане в свое время местные хаэн (шахи) считали исмашгатов кафирами (неверными). Поэтому по их распоряжению аксакалы собирали юношей, девушек и даже стариков и продавали их в рабство в города Ханабад, Кабул в Афганистане, за пределы Бухарского ханства. Этот жестокий обычай сохранялся и в период афганского завоевания (1883-1890 гг.), также в годы, когда Западный Памир временно входил в состав Бухарского эмирата (1895-1904 гг.). т

Сайд Хайдаршох Муборашохзода. Таърихи мулки Шугнон, с.21. о

Наеабномаи Сайдони Шохмалангин Шохдара. Настоящий документ хранится у ассистента кафедры Всеобщей истории ХоГУ им.М.Н. Назаршоева ~ А.Шоинбекова и автор данного исследования благодарен ему за предоставленную возможность знакомства с документом.

61-5210146 (2305x3447x2 Щ)

- 146

Представители бухарской администрации делали немало, чтобы превратить памирских исмаилитов в правоверных мусульман. Чтобы заменить у них религиозные верования, использовались не только методы убеждения, но и насилие - штрафы, побои и даже продажу в рабство в Афганистан, где, якобы, общение с правоверными могло сделать их настоящими мусульманами. Но ничего не могло сломить веры и дух исмаилитов, даже после самых тяжких испытаний они оставались преданными своим религиозным убеждениям.

Испытывая невыносимый гнет тогдашних афганских завоевателей и бухарских притеснителей, исмаилитские пиры, опираясь на священную книгу "Коран", посредством научной и богословской полемики первыми попытались доказать, что исмаилиты Памира также являются представителями религии ислама. Успех в этом сопутствовал исмаилитекому пиру Шугнана - Сайду Фаррухшо, который сумел переубедить во время религиозного диспута исламских улемов Афганистана, в результате чего те ходатайствовали перед эмиром Абдурахман-ханом об освобождении исмаилитов Памира от работорговли, как истинных мусульман, несмотря на то, что их секта иная. Эмиром Абдурахман-ханом был издан указ об освобождении исмаилитов Памира от рабства1.

Об отношении тогдашних бухарских чиновников к жителям Памира отмечал, в частности, русский барон А.Черкасов: "Возбуждая против себя ненависть населения своим отношением к его религии, бухарские чиновники внушают в то же время таджикам отвращение к себе, своей склонностью к разврату и противоесте-т

Эмир Абдурахман-хан комментирует этот факт по-другому, утверждая, что афганцы освободили щугнанцев от работорговли, введенной местными шахами. Подробно об этом см.Сайд Хайдаршох Муборакшох-зода. Таърихи мулки Шугнон, с.30.

61-5210147 (2298x3442x2 Щ)

- 147 ственным порокам. Бухарцы нисколько не желали считаться с нравами горцев и очень скоро по своем водворении в Шугнане, Рушане и Вахане начали силой отнимать у таджиков приглянувшихся им девушек, I женщин и мальчиков о

Попытки исмаилитских пиров вьщавать своих дочерей за афганских чиновников, чтобы использовать родовые связи с целью облегчения жизни пашрцев приносили мало пользы.

Понимая, что только при помощи такого сильного государства, как Россия, памирцы наконец-то смогут достичь свободы вероисповедания, исмаилитские пиры еще до прибытия русских регулярных отрядов в Хорог, неоднократно обращались с письменной просьбой о том к представителю Генерал-губернатора в Ташкенте. Чтобы нейтрализовать активность в этом плане пира Сайда Фаррух-шо, афганские правители, пригласив его в г.Ханабад в 1889 году, лишили его жизни.

Давняя мечта пира Сайда Фаррухшо бша реализована сыном исмаилитского пира Саидом Юеуф&яишо. Простые мюриды и жители края с одобрением воспринимали идеи в этом отношении Сайда

Юсуфалишо. В целом, роль исмаилитских пиров в добровольном вхож2 дении Памира в состав России оказалась весьма- заметной .

С присоединением Памира к России (1895 г.) жители горного края, наконец-то, получили настоящую свободу и в религиозном отношении, о чем сообщал 6 ноября 1905 года А.Черкасов: "О притеснении горцев в сфере их религиозных воззрений, при настоящем порядке, конечно, не может быть и речи. В ближайшем будущем начальнику отряда предстоит заняться решением целого ряда вопро

ЦГА Уз.ССР, Ф.И-3,0.2,д.97, лл.46-77.

Э.Хочибеков. Наши пирони мазхаби дар худихтиёри шудани Помир ба Россия, //Бадахшон, II июль 1997, с.З.

61-5210148 (2287x3435x2 Щ

- 148 сов, касающихся благосостояния населения". А в 1912 году полковник Муханов справедливо отмечал, что у горцев отсутствует религиозный фанатизм и поэтому в политическом плане они не представляют опасности; Там же он записывал: "Правда, исмаилит глубоко чтит своего старшего пира - Ага-хана, проживающего в Бомбее, как преемника Али. Это обстоятельство заставляет нас, русских, относиться к этой секте осторожно, если не сказать недоверчиво. Всегда казалось нам возможным распространение вредного влияния англичан через Ага-хана и его "помощников" - ишанов. Однако такие страхи имеют лишь теоретическое основание (стр.38), "что никакого вредного для нас влияния среди исмаилитов не замечалось" (стр.39).

Тот же Муханов подчеркивал, что после присоединения Памира к России жизнь таджиков круто изменилась и они избавились от вечного произвола и насилия. В отношении к русским таджики показывают истинную преданность и называют себя не подданными Бухары, а "Белого Царя", при этом они поражают население противоположного берега реки Пяндж (стр.49).

Автор этого исследования приводит также любопытные данные о религиозном составе населения Памира: т

Военно-статистическое описание Туркестанского военного округа Памирского района. Составил представитель генер. Штаба полковник Муханов. Ташкент, 1912 г. Госархив ГБАО.

61-5210149 (2275x3427x2 tiff)

149

 

Список научной литературыХоджибеков Эльбон, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Бобринской A.A. Секта исмаилья в русских и бухарских пределах Средней Азии.-М. 1902, 18 с.2. .oL^y ju* ¿¿1 ¿лая odjÄli jpUi

2. Рукопись баяза находится в руках жителя к-ка Поршнев Шугнанскогор-на Шоикалон Шохзодамухаммадов, без страниц.3. .if \г jlo .ooijfcl^ob^ouoy^ j1*

3. Данный баяз хранится у жителя к-ка Горджвин Шугнанского р-на Фари-дуншох Алидоншоева.

4. Таърихи Бадахшон. История Бадахшана. Поготовил к издании А. Н. Болдырев. Изд-во-ЛГУ. 1959)8. .J^jx wUw olyJSs О о bug з Oje з olfi Oiljt з

5. Данный фирман находится в библиотеке Анчумани таълимоти маз^абй ва тарикаи исмоилия г. Хорога и датирован Шаабон 1349 г. хиджри.61.5210156 (2277x3428x2 Щ156

6. Настоящий документ хранится у жителя к-ка Поршинев Шугнанского р-на Мухаммадшерзодшох Шохзодамухаммадова

7. Ю. '^-Иу:! клЗ&л 3 4ЛЙ 3 <4 ^3 -ЗГ** ^рПЛ)тУ .уел

8. Насабномаи сайидони Шохмалангии Шохдара. Настоящий документ находится в руках ассистента каферы всеобщей истории ХоГУ им. М.Назаршоева Шоинбекова А.12.13. ••• з о}$ ¿у> фТ. оЫАОз с>1ЙОз 41Мс.¿УХл оиу1 Гсо .уЛ" 3 у**?

9. Оригинал настоящего фирмана Агахана III находится в библиотеке «Анчумани таълимоти мазхаби ва тарикаи исмоилия» г. Хорога.

10. Фирман Агахана общине исмаилитов Бадахшана, посланный через Олимшох из Сучана датированного в месяце Шаввал 1349г. хиджры находится в библиотеке «Анчумани таълимоти мазхаби ва тарикаи исмоилия» г. Хорога под названием:3 оМ 3 Силе ^ оЮи з оМз

11. Настоящий документ любезно предоставил автору этих строк житель к-ка Поршнев, Шугнанского района Саидкозимов Шобулхасан Наврузшоевич.161. ГА \ГГГ р^ЙОЛР«) ^1.. АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

12. Центральный Государственный архив Республики Узбекистан (ЦГА РУ) Д. №52 - л. л. 160-162 за 1902 - 1903г.г. Полит, агентство ( О Па61.5210157 (2300x3443x2 tiff)157мирском разграничении и его территориальном обмене части Дарваза на Шугнан, Рушан и Вахан.

13. ЦГА РУ-Ф. 3. Оп. 2 - Д . 77 л. л. 202 - 205. Отчет коллежского ассе-сора барона А. Черкасова о командировке в Припамирские бекства Бухарского ханства в 1905 - 1906 годах.

14. ЦГА РУ-Ф. 3. Оп. 2 - Д . 97 л. л. 46-77. Отчет о командировке в Па-мирские бекства в 1904 годах:.

15. ЦГА РУ-Ф. 3. Оп. 2 - Д . 260 л. л. 1 - 47. Памирцы. Шугнанское бек-ство. Командировка в Памиры барона А. Черкасова.

16. ЦГА РУ-Д. 260 - л. л. 185- 217. Донесение коллежского асессора А. Черкасова российскому имп. Политическому агенту в Бухаре ( 9 августа 1904 г.).

17. ЦГА РУ-Ф. 17. Оп. 3 - Д. 19 л. л. 25-33. Секретно. В президиум ВПТ на Памире. 19. 5. 1922 года.

18. ЦГА РУ-Ф. 17. On. 1 - Д . 360 л. л. 22 - 25. Утверждаю зам пред. Турк ЦИКА (С. Ходжанов). Ташкент 15 декабря 1922 года.

19. ЦГА РУ- Ф. Политагенство в Бухаре. Д. 1500 - л. л. 158 - 159. Туркестанский военный округ. Памирский отряд 20 октября 1917 года. №113 укр. Хорог. Окружному Генерал - квартирмайстеру штаба Туркестанского военного округа. Раппорт.

20. Госархив ГБАО, Ф.1, Оп.1, д.32, С.182-183. Список лишенцев и байских элементов (хозяйств).

21. Госархив ГБАО, Ф.2, Оп.1, д.ЗЗ, л.л. 1-38. Список осуждённых граждан имеющихся на хранение в Госархиве ГБАО за 1936 1940.

22. Госархив ГБАО Ф, 25. Оп. 3. - Ед. Хр. 12- С. 300 - 302. - Документ №38. Перевод письма Азизхана, Сайд Мурсала и др. на имя эмира бу61.5210158 (2274x3426x2 tiff)158харского. Перевод с тадж. Вторник, 8 Мухаррама 1336г. (10 октября 1917г.).

23. Госархив ГБАО Ф. 25. Оп. 3. - Ед. Хр. 12- С. 78. - Военно - статистическое описание Туркестанского военного округа Памирский район. Составил генер. штаба полковник Муханов. - Ташкент, 1912 г.

24. Госархив ГБАО Ф. 25. Оп. 3. - Ед. Хр. 12- С. 327-328. - Документ №54. Перевод с тадж. Закон Панджабаев. Составил проповедником Сайд Мунириддин Ризо. Переведено с подлинника в Институт Востоковедения в 1933г.

25. Госархив ГБАО Ф. 25. Оп. 3. - Ед. Хр. 12- С. 331-332.- Документ №56. Перевод с тадж. Да будет бог прославлен. Возлюбленным, честным, почитающим нас Шо Абдул Моани и возлюбленной общине. Месяц Рамазан 1346г. (февраль-март 1928г.) Печать Ага-Хана.

26. Госархив ГБАО Ф. 25. Оп. 3. - Ед. Хр. 12- С. 335-336. - Документ №59. Перевод с тадж. Чисто верующим и крепко стоящим (в вере). мукки Ходжи Бадалу и всем его муридам. месяц джемуад - уль- авал, 1347г.(ноябрь-декабрь 1929г.) Печать Мухаммад-ул-Хусайни.:

27. Госархив ГБАО Ф. 25. Оп. 3. - Ед. Хр. 12- С.342. - Документ №62. Бог всепобедитель. Искренние друзья, последователи, община. Руша-на. Рамазан 1349г. ( январь- февраль 1931г.) Печать Ага-Хана.

28. Госархив ГБАО Ф. 25. Оп. 3. - Ед. Хр. 12- С.343. - Документ №63. ' Бог все победитель. Верные друзья, последователи мукки Ходжи Ба-дал. Рамазан 1349г. ( январь - февраль 1931г.) Печать Ага-Хана.;

29. Госархив ГБАО Ф. 25. Оп. 3. - Ед. Хр. 12- С. 351-353. - Документ №67. Бог всепобедитель. Чисто сердечные и правоверные мукки Сайд Асад, мукки Шох Хусайн и все общество благонравных. Зулхиджа 1349 г. (апрель 1931 г.)

30. Госархив ГБАО Ф. 25. Оп. 3. - Ед. Хр. 12- С.354. - Документ № 68. Пер. с тадж. Областному Исполкому АГБО, от представителья Ara- хана гр.-на Мирзо Коима Исмаил-3аде.(16 июня 1931 г.).61.5210159 (2291x3437x2 tiff)159

31. Госархив ГБАО Ф. 25. Оп. 3. - Ед. Хр. 12- С 355. - Документ № 69. Пер с тадж. Областному Исполкому АГБО, от гр-на Мирзо Коима Ис-маил-3аде.(16 июня 1931 г.);

32. Госархив ГБАО Ф. 25. Оп. 3. - Ед. Хр. 12- С. 400-406. - Документ № 72. Исмаилитские ишаны. (По сообщениям от 12 декабря 1928г.),

33. Партийный архив Горно-Бадахшанск. Обкома КП Таджикистана: Ф.1, Оп.1, Ед.Хр. 16.- С.42-51.- Протокол №9. Заседания первичной комитет по чистке парторганизации Шугнанского р-на в к/ке Поршнев, от 15.09.1934г.

34. Партийный архив Горно-Бадахшанск. Обкома КП Таджикистана: Ф.2, Оп.1, Ед.Хр. 1.- С. 3-4.- Спец. Сообщение органов ОГПУ по вопросу о направление зекете Ага-Хана. 21 февраля 1926г.

35. Партийный архив Горно-Бадахшанск. Обкома КП Таджикистана.ф.2, О. 57, Ед. Хр. 84, 37 с. Кузнецов A.A. Памирцы по 1938 г.

36. Партийный архив Горно-Бадахшанск. Обкома КП Таджикистана: Ф.2, Оп.1, Ед.Хр. 2.- С. 15-17.- Выписка из раб. Сводки №5 Памирского ОО ОГПУ от 15-20 января 1925г.

37. Партийный архив Горно-Бадахшанск. Обкома КП Таджикистана: Ф.2, Оп.1, Ед.Хр. 5.- С.25-98.- Управление НКВД СССР, АГБО Обком партии.

38. Партийный архив Горно-Бадахшанск. Обкома КП Таджикистана: Ф.2, Оп.1, Ед.Хр. 40-71 е.- Выписка из протокола №32. Заседания бюро ЦК КП«6» 30декабря 1937г.

39. Партийный архив Горно-Бадахшанск. Обкома КП Таджикистана: Ф.2, Оп.1, Ед.Хр. 42.- С.83-132.- Протокол №53. Заседания бюро Горно- Ба-дахшанск. Обкома КП<<б>> Таджикистана. 21 декабря 1936.

40. Партийный архив Горно-Бадахшанск. Обкома КП Таджикистана: Ф.2, Оп.1, Ед.Хр. 54.- С. 1-69.- Спец. Сообщение об анти советской деятельности в Рушанском районе.

41. Партийный архив Горно-Бадахшанск. Обкома КП Таджикистана: Ф.2, Оп.1, Ед.Хр. 55.- С.69-128.- Народному комиссару внутренных дел61.5210160 (2275x3427x2 Щ160

42. Тадж. ССР ст. майор госбезопасности тов. Загвоздину г.Сталинабад. 5 ноября 1937г.

43. Партийный архив Горно-Бадахшанск. Обкома КП Таджикистана: Ф.2, Оп.47, Ед.Хр. 41.- 25 е.- Сов. Секретно. Справка по архивным материала У КГБ ГБАО.

44. Партийный архив Горно-Бадахшанск. Обкома КП Таджикистана: Ф.2, Оп.57, Ед.Хр. 4,- 39 е.- Задачи компартии в Таджикистане.

45. Партийный архив Горно-Бадахшанск. Обкома КП Таджикистана: Ф.2, Оп.57, Ед.Хр. 16.- С.1-12.- Протокол собрания партактива ГБАО о дальнейшей борьбе с выплатой закета. 1 марта 1928 г.

46. Партийный архив Горно-Бадахшанск. Обкома КП Таджикистана: Ф.2, Оп.57, Ед.Хр. 26.- С. 5-6.- Сов. Секретно. Ответ. Секретарю ЦК КП «б» Таджикистана тов. Гусейнову и тов. Шотемура. 25.11.1931г.

47. Партийный архив Горно-Бадахшанск. Обкома КП Таджикистана: Ф.2, Оп.57, Ед.Хр. 48.- С.3-4.- Всем секретаря РК Партии о вывозе золота.

48. Партийный архив Горно-Бадахшанск. Обкома КП Таджикистана: Ф.2, Оп.57, Ед.Хр. 65.- С.10-80.- Заседание при присутствие народа и хана.

49. Партийный архив Горно-Бадахшанск. Обкома КП Таджикистана: Ф.2, Оп.57, Ед.Хр. 65.- 110 е.- Секретно. В президиум Турк. ЦИКА. Доклад чрезвычайной ВПТ на Памире.

50. Партийный архив Горно-Бадахшанск. Обкома КП Таджикистана: Ф.2, Оп.57, Ед.Хр. 65.- С.83-110.- Протокол №1. Заседания Чрезвычайной военно-политической тройки на Памире. 13-14 октября 1922г.61.5210161 (2277x3428x2 Ш)161

51. Партийный архив Горно-Бадахшанск. Обкома КП Таджикистана: Ф.2, Оп.57, Ед.Хр. 66.- 58 е.- Доклад Предобл. Ревком М. Слувис. О вывозе золоте в Индию. Съезд советов Зап.Памира. 1-5 апреля 1924г.

52. Партийный архив Горно-Бадахшанск. Обкома КП Таджикистана: Ф.2, Оп.57, Ед.Хр. 67.- 50 е.- От жителей Поршнев Западного Памира старшим товарищам Туркестана.

53. Партийный архив Горно-Бадахшанск. Обкома КП Таджикистана: Ф.2, Оп.57, Ед.Хр. 85.- С. 1-5.- Социалистическое преобразование сельского хозяйства на Памире.

54. Партийный архив Горно Бадахшанск. Обкома КП Таджикистан. ' Ф.2,0,14, - Ед. Хр. 111 - 202 с. Воспоминания участников гражданской войны и восстановление Советской власти на Памире.

55. I. МОНОГРАФИИ, БРОШЮРЫ И СТАТЬИ

56. Абаева Т.Г. Исследования А. В. Станишевского (Азиза Ниалло) о Памире.- // Страны и народы Востока, вып. 16. Отв. Ред. А.Н. Зелинского. М: Наука. 1975.-С. 262-291.

57. Антоненко Б.А. Социалистические аграрные преобразование в Горно-Бадахшанской Автономной Области.- //Очерки по истории Советского Бадахшана. Отв. ред. Масов Р. М. Душанбе: Ирфон. 1981.- С. 208-241.

58. Абибов А. Аз таърихи адабиёти точмк дар Бадахшон. Душанбе: Дониш. 1971.- 195 с.

59. Абибов А. Сарояндагони Октябрь Дар Бадахшони Советй (Солкой 2030).- Душанбе: Дониш. 1986.-148 с.

60. Айнй С. ^аллодони Бухоро.-// Куллиёт. ч. I.- Сталинобод, Нашриёти Давлатии То^икистон. 1958.-С. 260-280.

61. Андреев М.С. О таджикском языке настоящего времени.-// Материалы по истории таджиков и Таджикистана. Сталинабад. 1945.- С.66-80.

62. Андреев М.С. Таджики долины Хуфа, вып. II. Изд-во АН Тадж. ССР, Сталинабад. 1958.- 521 с.69. ' 'Ч Сг^Ь 1-53 .(JJLíJJ ^з^Аи I61.5210162 (2305x3447x2 tiff)162bJü^ib 5 Olfiüb ^ -'3^ ^ ^

63. УУ .jÄUJufbU» rcro о .^LJ? ,05b 3 OlXJ^l

64. Асадуллоев К.,Назаров Х,.,Мухиддинов Т. Таърихи нав ва навтаринимамлакатхои шарки миёна.Душанбе. 1973,- 258 с.

65. Аламшоев К^. Хатой таърих, ё кимати С.Абдуллоев ва хонаводаи у, = / Истории, или судьба С.Абдуллоева и его семейств. //Газ.Бадахшони Совета. 27 сент.

66. Бартольд В.В. Бадахшан.- // Сочинения, т. III. М: Вост. Лит. 1965.372 с.

67. Баромади Президента ^ум^урии Точ;икистон Э. Ш. Ра^монов =

68. Выступление Президента Республики Таджикистан Э. Ш. Рахмонова /.-//Газ. Бадахшон. 1995. - 2 июнь.

69. Бекназаров С. Б. Ба хати зар бинависем ху^аста номатро. = /Золотыми буквами напишем ваше имя/.-// Газ. Бадахшони Совета. 9 авг.

70. Вишневский А. "Лакка^ои сафед" дар таърихи То^икистон.- //ти таърих. Са^ифахои ноаёни таърихи Партияи Коммунистии Точдки-стон,- Душанбе: Ирфон. 1990. С. 33-41.

71. Гафуров Б.Г. Тонкой. Охири асрхои миёна ва давраи нав. Китоби 2.-Душанбе: Ирфон. 1985.- 416 с.

72. Гаврилюк А.,Ярощенко В. Памир.-М.: Планета. 1987.-476с.

73. Гиёсуддин Алии Исфа^онй. Ну чум. Бо та^рир ва илова^ои Шо^зодаму-^аммад.- Хору?: Мерос. 1995.-95 с.

74. Давлатбеков Н. Д. Освещение исмаилизма на Памире в трудах русских дореволюционных исследователей. Душанбе: 1995 - 57 с.

75. Дурдонах,ои Бадахшон (Асотир ва ривоят^о). Гирдоварандагон Чонбо-боев Н., Му^аммадшерзодшоев Ш.,Хоруг.1992.- 35с.

76. Емельянова Н. Памирские исмаилиты кто они ? (Российская пресса о нас ) // Газ. Бадахшон 1998. - 1 янв.85.3афарнома-йи Хусрави (подготовка факс, текста, введение, указ. и аннотированное оглавление Исмаила Рахматова)-Душанбе: Дониш, 1989-164 л.

77. Искандаров Б. И. Предисловие.-// Курбон Мухаммадзода (Охун-Сулаймон)Мухаббат Шохзода. (Сеид-Футур-Шо). История Бадахшана. Отв. ред. Б.И.Искандаров. М.: Гл.ред. Вост. лит. 1973.-С. 5-28.

78. Искандаров Б. И. Восточная Бухара и Памир в период присоединения Средней Азии к России. Таджикгосиздат. 1960.- 213 с.

79. Искандаров. Б. И. Юсупов Ш. Политико-административное и социально -экономическое положение Памира накануне Великой Октябрьской Социалистической Революции. // Очерки по истории Советского Бадахшана.-с. 53-79.

80. Искандаров Б.И., Юсупов Ш., Присоединение Средней Азии к России и его прогрессивное значение.- // Очерки по истории Советского Бадахшана.- С. 35-52

81. Имомназаров С. Воизи кухистон, = / Горный воиз /пропагандист/. // Газ. Бадахшон. - 1996. 9 мая.

82. Карамшоев Д., Харкавчук И., Пограничники и жители Памира. Изд-во Помир. 1995.-146. С.

83. Касымов Н. Эпиграфические памятники Памира.- //Памироведение, вып. 1. Отв. Ред. Мухтаров А. М. Душанбе, 1984.- С. 10-28.61.5210164 (2293x3439x2 tiff)164

84. Куллиёти фолклори Помир, И.Мураттиб Шакармамадов Н. Тарчума ба забон^ои то^икй, русй ва мухтасари англисй. Чопи машинка дар ха^-ми 360 са^ифа. Алхол нашр карда нашудааст.

85. Коргун В. Афганистан на начальном этапе независимого развития (1919-1929).- // Афганистан: прошлое и настоящее. Отв. ред. Примаков Е. М: Востоковед., 1982.- С. 66-83.

86. Мухиддинов И.М. Земледелие памирских таджиков Вахана и Ишкаши-ма в XIX начало XX вв. М., 1975.- 127с.

87. Мухиддинов И.М. Особенности традиционного земледельческого хозяйства припамирских народностей в XIX начале XX вв. Душанбе: Дониш, 1984, 196 с.

88. ЮО.Масов P.M. История топорного разделения. Душанбе: Ирфон, 1981.-189.с.

89. Масов P.M. Таджики: История с грифом «Совершенно секретно».-Душанбе: Центр издания культурного наследия. 1995.-200с.

90. Масов P.M. Историческое значение добровольного присоединения Горного Бадахщана к России (История, современность, перспективы). -// Россия в исторических судьбах таджикского народа. Душанбе: Шар-ки озод.- С. 15-22.

91. ЮЗ.Мухтаров A.M. Эпиграфические памятники Кухистана. (в.в. в 2-х кн.). Отв. ред. Б.И.Искандаров.- Душанбе: Дониш. 1978. -500 с.

92. Мухторов A.M. Аз паи таърихи ку^ан. Душанбе: Ирфон, 1975. - 92 с.

93. Мухторов A.M. Санг ^ам диле дорад.- Душанбе: Ирфон. 1986. -112 с.

94. Юб.Мухторов С., Рахматуллоев А. Зиндаву ^овид. Душанбе: Ирфон, 1992 63. с.

95. Мальцев Ю. Слово редактора.-//Искандаров Б. И. История Памира. Хорог: Памир. 1995.- С. 5-7.

96. Миршакар М. Айёми ^авонй Душанбе: Ирфон. 1972.-19 с.

97. Мамадлои1$ов М. Саргаштаи худ ва ро^намои мардум = /Забывший себя и путеводитель народа/.- // Газ. Бадахшони Совета, 1990. 1 июнь.

98. Ю.Мамадлои^ов М. Ёде аз ниёгон. Шозодаму^аммади донишманд = /Ученый Шозодамухаммад/.- // Газ. Бадахшони Совети, 1989. 24 фев.61.5210165 (2289x3436x2 tiff)165

99. Мамадлои1$ов M. Шозодаму^аммади донишманд, // Газ. Бадахшони Совета, 1989. 25 фев.

100. Мамадлош$ов М. Сатр^ои нотамом, ё щссаи ^аёти яке аз но^ак i$yp-боншудагон.^СНеоконченные строки или павшим невинным).-// Газ. Бадахшони Совета, 1989, 14 янв.

101. Мамадвафо М. Воизи ку^истон = ( Горный воиз).-// Бадахшони Совета, 1989. 6 май.

102. Назаршоев М. Победа Великой Октябрьской Социалистической революции и установление Советской власти на Памире.-// Очерки по истории Советского Бадахшана . С. 80-100.

103. Назаров X. К характеристике народных движений конца XIX века в Афганистане. Душанбе: Ирфон. 1968. -48 с.

104. Назаров X. Из истории движения народных масс Афганистана в начале XX в. Душанбе: MHO 1964. -87 с.

105. Набиева P.A. Занони То^икистони совета. Душанбе, 1967.- 83 с.

106. Набиева P.A. Женщины Таджикистана в борьбе за социализм и коммунизм. Душанбе, 1973.- 276 с.

107. Нуралиев Ю., Мухаммадшоев М. Табиби номии Бадахшон = (Знаменитый лекарь Бадахшана). // Газ. Маориф ва маданият. 1974, 22 окт.

108. Ш.Пулоди Т. Шоирони халв^ии Бадахшон. Душанбе, 1964 159 с.

109. Пирумшоев X. Русские дореволюционные исследователи о политике России в Средней Азии в XVIII в. Отв. ред. Т.Г.Тухтаметов. Душанбе. 1996.- 110 с.

110. Ра^матуллоев А., Мухторов С. Очерю^ои таърихи Точикистони Совета. Душанбе: Маориф, 1989.- 319 с.61.5210166 (2272x3425x2 Щ166

111. Россия и Афганистан. Под. Ред. Капица М.С., Ким Г.Ф. и др. М: Глав, вост. лит. 1989. 205 с.

112. Ранабов 3. Аз таърихи афкори ^амъиятй-сиёсии халки точдк дар нимаи дуюми асри XIX ва аввали асри XX. Сталинобод. 1959. 445 с.

113. Сайид Х,айдаршох Муборакшозода. Таърихи мулки Шугнон. Та^ия ва тарчумаи ^онбобоев Н.,Мирхо^а А. Хору*1: Помир.1992.- 35 с.

114. Суханронии Е^озидавлат Кримдодов = (Выступление К. Коимдодова).-// Газ. Бадахшони Совета. 1993. - 12ноябрь.

115. Суханронии К,озидавлат Кримдодов. (Выступление К Коимдодова).- // Газ. Бадахшон. 1995, -7 апр.

116. Турсунов А. Сарсухан,-//Абуали Мухаммади Балъамй. Таърихи Таба- ' рй. Дар се Душанбе: Ирфон, 1992.- С. 5-14.

117. Тибби Шо^зодамухаммад. Мураттиб, та^иягар муалифи му^аддима, лурот ва тавзехот Умеди Шо^зодаму^аммад. Хоруг: Мерос,1993. 170 с.131. ©^ Аа^и.^! 5 ¿^и

118. Харюков Л.Н. Англо-русское соперничество в Центральной Азии и исмаилизм. Изд-во Моск. Ун.-та, 1995. 240 с.

119. Ходжибеков Э. Художественное наследие пира Сайда Фаррухшо. //Хорог, Вестник Хорогского университета, серия 2, Гуманитарные науки. 2000. №2. - С. 84-89.

120. Ходжибеков Э. Роль исмаилитских пиров в добровольном вхождении Памира в состав России //Хорог: Вестник Хорогского университета, серия 2, Гуманитарные науки. 2001. №3. С. 120-125

121. Хрчибеков Э. Ма^мадалишо Саидюсуфалишоев охирин пири ахолии Шугнон.=/Махмадалишо Саидюсуфалишоев - последний исмаилитский пир Шугнана. //Хорог, Паёми Донишгохи Хоругшахр. №1, бахши 2, 2002. - С. 146-151.

122. Шохуморов А. Равшанзамири сарсупурда, киссае аз рузгори Саидмунири Сучонй дар дарбори Огохони III = ). Рассказ о жизни Сайд Мунира Су-чанского в дворце Ara- Хана 111).=// Фарханги Бадахшон, № 9 1992, 3 с.

123. Юсупов Ш., И.И. Зарубин на Памире,-//Памироведение, вып. 2, Отв.ред. Асимов М. С. Душанбе: Дониш.- С. 34-39.