автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Исполнительные органы власти и религиозные объединения России в 90-е годы ХХ века

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Рагозина, Людмила Георгиевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Исполнительные органы власти и религиозные объединения России в 90-е годы ХХ века'

Текст диссертации на тему "Исполнительные органы власти и религиозные объединения России в 90-е годы ХХ века"

Российская Академия государственной службы при Президенте

Российской Федерации Кафедра религиоведения

На правах рукописи

Рагозина Людмила Георгиевна

Исполнительные органы власти и религиозные объединения России в 90-е годы XX века: организационно-управленческий аспект взаимоотношений

Специальность 09.00.06 - философия религии

Диссертация на соискание ученой степени кандидата

исторических наук.

Научный руководитель -кандидат философских наук, доцент

Пинкевич В.К.

\ " <. -! ' М0СКВа

1999

Оглавление

Введение..................................................................................................... 3

Раздел-!. Государственно-церковные отношения в России: особенности

становления и развития в 90-е годы XX века................................17

Раздел 2. Исполнительные органы власти и их взаимоотношения с

религиозными объединениями: организационно-управленческий анализ................................................................................36

2.1 .Федеральные органы власти по взаимодействию с религиозными объединениями............................................................................. 36

2. 2. Региональный опыт регулирования сферы институциональных

отношений государства и религиозных объединений...................... 69

2. З.Особенности взаимоотношений органов местного самоуправления и религиозных объединений............................................................91

Раздел 3. Государственная и муниципальная служба и ее роль в осуществлении взаимосвязей органов власти с религиозными объединениями...................................................109

Заключение....................................................................................................127

Список литературы.................................................................................133

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена кардинальными переменами в области государственно-церковных отношений, произошедшими в России в 90-е годы XX века. Причиной этих перемен явились российские политические реформы, изменившие как систему государственного устройства страны, так и структуру государственного управления: введен институт президентства, заявлен переход от унитарного государства к федеративному, определивший необходимость перераспределения полномочий между разными ветвями и уровнями власти, установлен институт местного самоуправления.

Кроме того, особенность реформ в области государственно-церковных отношений заключается в их близости к мировоззренческим и идеологическим основам политической системы. В связи с этим, разрушение старой концепции государственного регулирования религиозной сферы привело к экспериментам, выразившимся в попытке переноса на российскую почву действующей в странах Запада либерально-демократической (сепарационной) модели отношений. В результате чего была расформирована существовавшая в стране система органов, обеспечивавших взаимодействие государства с религиозными объединениями (Совет по делам религий при Совете Министров РСФСР и его уполномоченные на местах).

Но отказ государства от какого-либо регулирования деятельности религиозных организаций в сфере их взаимосвязей как с ним самим, так и с гражданским обществом, привел к обострению религиозной ситуации в стране: усилению межконфессионального соперничества, расколу и дроблению традиционных российских конфессий, клерикализации общества и ряда властных институтов, политизации отдельных религиозных объединений.

Эти кризисные явления вернули части правящей элиты осознание необходимости укрепления системы государственного управления в сфере государственно-церковных отношений. Следствием чего явились процессы стихийного воссоздания подразделений по взаимодействию с религиозными объединениями на всех уровнях власти.

На федеральном уровне такими структурами стали Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации и Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации.

Поиск лидерами субъектов РФ собственных форм правового регулирования сферы государственно-церковных отношений привел к развитию регионального законотворчества и созданию в регионах своих подразделений по взаимодействию с религиозными структурами. Так, в 90-е годы более 30 субъектов РФ приняли законы, направленные на регулирование этой сферы по многим основаниям противоречащие ст. 14 Конституции РФ и закону РФ «О свободе вероисповеданий» ( 1990 г.).

Таким образом, введение местной специфики в область правового регулирования религиозной сферы привело к деформированию конституционных основ существования религиозных организаций в стране.

Особенно остро осознаются эти проблемы на уровне местного самоуправления - самом приближенном к населению уровне власти. Общие тенденции восстановления управленческих структур в сфере государственно-церковных отношений, и на этом уровне привели к стихийному созданию различных подразделений и должностей по связям с религиозными объединениями. Но не включенность органов местного самоуправления в систему государственной власти (ст. 12. Конституции РФ), в чьи полномочия входит обеспечение прав граждан на свободу

свободу совести и вероисповедания, лишала их легитимной возможности влияния на развитие религиозной ситуации на местах. И только Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) частично решил эту проблему.

Таким образом, вопреки политическим реалиям и идеологическим установкам принятой Россией в начале 90-х годов либеральной концепции государственной политики в сфере свободы совести, с середины 90-х годов в стране повсеместно происходит вынужденное восстановление привычных форм управления в области религиозных отношений, и процесс этот развивается.

Вместе с тем, есть основания утверждать, что отсутствие целостных представлений о месте и роли государства в данной важной сфере общественных взаимосвязей, единой системы исполнительных органов и достаточного количества квалифицированных кадров в создаваемых подразделениях по взаимодействию с религиозными объединениями, может привести к новому обострению религиозной ситуации в стране.

Все отмеченное актуализирует необходимость поиска оптимальных для России организационно-правовых форм отношений между государством и религиозными структурами в целях сохранения в обществе демократических принципов свободы совести и

вероисповедания.

В связи с этим особо значимым является обобщенный анализ деятельности существующих подразделений по связям с религиозными объединениями на всех уровнях исполнительной власти, который будет содействовать оптимизации политики государства в духовной сфере.

Степень научной разработанности проблемы

Историография проблемы показывает, что хотя имеется богатейшая отечественная и зарубежная литература, раскрывающая на теоретическом и методологическом уровнях вопросы истории, права и практики взаимодействия государства и религиозных объединений (А.И.Барменков, Г.Р.Гольст, В.В.Клочков, В.А.Куроедов, Ю.А.Розенбаум, В.Д.Тимофеев, и т.д.), применительно к теме диссертации существует совсем немного работ, в которых анализируются сложившиеся к началу 90-х годов противоречия в области государственно-церковных отношений. Можно отметить лишь исследования В.А.Алексеева, Г.И.Беневича, М.И.Одинцова, В.Н.Савельева, В.Степанова1, в которых явно просматривается критика нарушений прав граждан на свободу совести и вероисповеданий, провозглашенных Конституцией СССР, имевших место в практической деятельности советских органов власти.

С середины 90-х годов, тема государственно-церковных отношений начинает разносторонне исследоваться учеными кафедры религиоведения Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Теоретико-методологическое обоснование она получила в работах Н.А.Трофимчука и Ф.Г.Овсиенко2, социологический ее аспект исследовал Р.А.Лопаткин3. С исторической точки зрения данную проблему разрабатывали Ю.П.Зуев, Г.М.Керимов, Т.А.Кудрина,

1 См.: Алексеев В.А. Иллюзии и догмы,- М.,1991; Беневич Г.И. Церковь и правовое

государство// Социальное бытие. Человеческое бытие,- Спб.1993; Савельев В.Н. Свобода совести: история и теория.-М., 1991: Степанов В. Свидетельство обвинения: Церков£ и

государство в Советском Союзе. -М.,1990.

~ См.: Овсиенко Ф.Г., Трофимчук H.A. Место и роль государственно-церковных отношений в политике российского государства// Государство и церковь в России,- ч. 1 .-М..1995,- С.5-25.

5 См.: Лопаткин P.A. Государственно-церковные отношения в России глазами экспертов-специалистов по связям с религиозными организациями исполнительных органов власти субъектов РФ// Религия, церковь в России и за рубежом,- 1994,- №1.-С.46-55.

М.И.Одинцов, В.К.Пинкевич, Е.С.Сафронова1, О.Ю. Редькина, Н.В.Медведев, Т.А.Чумаченко2.

Кафедрой религиоведения подготовлен и издан ряд монографий, справочников, курс лекций3, целиком посвященных данной проблеме. В ежеквартальном информационно-аналитическом бюллетене

"Государство. Религия. Церковь в России и за рубежом", публикуются материалы непосредственно касающиеся истории и практики взаимоотношений государственных и муниципальных органов власти с религиозными объединениями4.

1 См.: Зуев Ю.П. Церковь в политизированном обществе: (ситуация в СССР конца 80-х -начала 90-х гг.)// Религия, общество и государство в XX в.: Материалы конф., 22-25 октября 1991,- М.,1991; Одинцов М.И. Путь длинною в семь десятилетий: от конфронтации к сотрудничеству, (государственно-церковные отношения в истории советского общества)// На пути к свободе совести,- М.,1989,- С.29-72.;Пинкевич В.К. Вероисповедная реформа правительства П.А.Столыпина// Религия, церковь в России и за рубежом.- 1994,- №2.-С.53-59, и др.

~ См.: Редькина О.Ю. Вероисповедная политика Временного Правительства России (февраль -октябрь 1917 года): Автореф. дис...канд. ист. н,- М.,1996.; Медведев Н.В. Государство и церковь в России: (1924-1934гг.): Автореф. дис...канд. ист. н,- М.,1997.; Чумаченко Т.А Советское государство и Русская Православная Церковь: история взаимоотношений (40-е -первая половина 50-х гг.): Автореф. дисс...канд. ист. н,- М., 1994.

3 См.: Государственно-церковные отношения в России: (опыт прошлого и современное состояние) -М.,1996.; Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справочник,- М.,1996.; Новые религиозные культы, движения и организации в России: Словарь-справочник,- М.,1998.; Государственно-церковные отношения в России. Курс лекций: В 2-х ч, - М., 1995, и др.

См.: Красиков A.A. Взаимоотношения между государством и религиозными объединениями обретают новую форму// Религия, церковь в России и за рубежом,- 1995,- №6,- С.8-10; Лещинский А.Н. Об информационном обеспечении работы по связям с религиозными объединениями// Религия, церковь в России и за рубежом,- 1996,- № 6,- С.25-30; Логинов A.B. Выступление на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ// Государство, религия, церковь в России и за рубежом,- 1997,- №3-4,-С.ЮО- 106; Михайлов Г.А. Комиссия по вопросам религиозных объединений 'при Правительстве РФ: основные направления работы, первые итоги и нерешенные проблемы// Религия, церковь в России и за рубежом,- 1995,- №6,- С. 11-16; Ильинский С И. Удмуртская республика в 90-е гг.: опыт реформирования правовой базы государственной политики в сфере свободы совести// Государство.Религия. Церковь в России и за рубежом,- 1998,- № 3-4,-С.7-17; Градз'сов А.Г. Органы государственной власти и религиозные объединения в Сибири // Там же,- С. 17-25.

Применительно к теме диссертационного исследования особую ценность имеют труды М.И. Одинцова1, разработавшего новые методологические подходы к изучению области государственно-церковных отношений. Модели государственной вероисповедной политики, рассмотренные им в контексте исторического развития России на протяжении XX века, раскрывают их сущность. При этом автор выделяет три уровня указанных отношений: концептуальный, законодательный и организационно-управленческий.

Данный подход нашел отражение в диссертации А.И.Кудрявцева,2 изучившего в своей работе конституционно-правовой аспект взаимосвязей государства и религиозных объединений.

Среди зарубежных авторов, обращающихся к современным моделям государственно-церковной отношений в Западной Европе и Соединенных Штатах Америки, можно назвать Коула Дьюрэма, Петера Кампера, Глорию Моран, Сильвио Феррари, Юргена Варнке, Чарлза Колсона3.

Развернувшаяся вокруг проблемы взаимосвязей государства и религиозных объединений научная полемика, вызвала ряд публикаций на данную тему авторов, стоящих на религиозных позициях4. Принимая их

1 См.: Одинцов М.И.Государство и церковь: 1917-1937 гг. -М.,1991; его же: Государство и церковь в России ХХв.-М.,1994; его же: Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой отечественной войны: 1941-1945.-М., 1995; его же: Российская церковь в годы революции (1917-1918).-М.,1995.

" См.: Кудрявцев А.И. Государственно-церковные отношения в Российской Федерации в 90-е годы XX века (конституционно-правовой аспект) : Автореф. дис...канд. ист.н,- М.: РАГС.1999.

3 См.: Дьюрэм К. Свобода религии: модель США,- Киев, 1996; Кампер П. Религиозная свобода в Великобритании// Мировой опыт государственно-церковных отношений,- М.,1998,-С.45-73; Феррари С. Церковь и государство в Западной Европе: итальянская модель// Там же.-С.111-128; Варнке Ю. Церковно-государственная система в Германии после объединения// Там же.-С.73-85; Глория Моран. Испанская система отношений церкви и государства// Религия, церковь в России и за рубежом - 1996,- №6; Колсон Ч. Конфликт царств,- М..1996.

4 См.: Зубов А. «Если бы от мира сего было царство Мое...»: Несколько мыслей о желательном направлении Церкви и государства в сегодняшней России //Знамя.-1997.-№!().-С178-188; Аман И. Кесарю - кесарево, а Божие - Богу: К вопросу об отношениях между

во внимание, соискатель остается на светской точке зрения, считая, что в данной системе отношений государство играет все же ведущую роль.

Учитывая то, что государственно-церковные отношения неразрывно связаны с общеполитическим процессом, диссертант не мог не обратиться к исследованиям в области политологии. Так, например, работы А.С.Ахиезера, К.С.Гаджиева, В.Г.Дзодзиева, В.В.Ильина, Д.С.Львова, А.С.Панарина, В.Г.Федотовой1, рассматривающие ход российских общественно-политических реформ последнего десятилетия XX века, позволили выявить общие тенденции политики государства и в религиозной сфере.

Особенности формирования в 90-е годы системы государственного и муниципального управления в Российской Федерации в целом раскрываются в работах Г.В.Атаманчука, В.В.Гончарова, Н.А.Емельянова, Е.В. Охотского, О.Ф.Шаброва, А.Н.Широкова2, без рассмотрения которых сложно понять организационно-правовое и

Церковью и государством// Континент.-1995,- №86.-С.378-385; Антоний, митрополит Сурожский. Взаимоотношения Церкви и мира с православной точки зрения// Континент.-1996,- № 89,- С.244-265; Асмус В. О монархии и нашем к ней отношении// Радонеж.- 1997,-№2.-С.4-5.

1 См.: Атаманчук Г.В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности.-М., 1996.; Гаджиев К.С. Политическая наука.- М.,1995; Дзодзиев В.Г. Проблемы становления демократического государства.-М.,1996; Ильин В.В., Ахиезер A.C. Реформы и контрреформы России: циклы модернизационного процесса,- М.,1996; Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе.-СПб,1995; Львов Д.С. Образ новой России - истоки формирования// Вопросы философии,- 1998,- №4; Панарин A.C. Реванш истории: Российская стратегическая инициатива в XXI в.-М.,1998; его же: Политология,- М.,1997; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и что оно может означать для России// ОНС.-1995.-№3.

2 См.: Атаманчук Г.В. Теория государственного управления.-М.,1997.; Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала.-М.,1993; Градовский А.Д. История местного самоуправления в России// Собр. соч. : в 9-ти тт.- Т.9.- Спб., 1904.; Емельянов H.A. Становление местного самоуправления в России: конституционные нормы и реальность.-Тула, 1997.;Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях.-М.,1993.; Охотский Е.В., Граждан В Я. Реформа структур исполнительной власти и меры по стабилизации государственной службы в Российской Федерации.-М.,1996.; Шабров О. Политическое управление,- М.,1997; Широков А.Н. Местное самоуправление в политической системе современной России: особенности и проблемы становления.-СПб., 1997.

функциональное многообразие сформированных на разных уровнях власти подразделений по связям с религиозными объединениями.

Таким образом, имеются лишь некоторые подходы к теоретическому осмыслению опыта взаимоотношений государства и религиозных объединений на разных уровнях власти, что вызывает потребность в ряде новых исследований.

Актуальность проблемы и слабая ее изученность и обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Хронологические рамки исследования - 1990 - 1998 годы XX века определяются временем, когда в Ро�