автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Исполнительские средства музыкальной выразительности как интонационная система в современной скрипичной музыке
Полный текст автореферата диссертации по теме "Исполнительские средства музыкальной выразительности как интонационная система в современной скрипичной музыке"
Ч и
Г\ Ч" МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ УССР
КИЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРДЕНА ЛЕНИНА КОНСЕРВАТОРИЯ имени П.И. ЧАЙКОВСКОГО
На правах рукопвои АНДРИЕВСКИЙ Игорь Михайлович
УДК 781.6.68
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ КАК ИНТОНАЦИОННАЯ СИСТЕМА В СОВРЕМЕННОЙ. . СКРИПИЧНОЙ МУЗЫКЕ .
(на материале ооветокой музыки) (Специальность 17.00.02 - Музыкальное иокуоотво)
АВТОРЕФЕРАТ диооерташи на ооиокание ученой о теш ни кандидата иокуоотвоведешш
Киев - 1990
Диооертация выполнена на кафедре теории музыки Киевокой ордена Ленина консерватории им. П.И.Чайковокого.
Научный руководитель - кандидат иокуоотвоведения
30Л030ВА Т.В.
доктор иокуоотвоведения ГРИГОРЬЕВ В.Ю.
кандидат иокуоотвоведения •ПОЛЯНСКИЙ Ю.А.
Одеоокая государственная коноерватория им.А.В.Некдановой.
Защита диооерташш соотоитоя марта 1990 г. в
" 1&." чаоов 30 мин. на заоедании специализированного совета Д 092.14.01 по вапште диооертаций на ооиокание ученой степени доктора наук при Киевской гооударотвенной ордена Ленина консерватории им. П.И.Чайковокого (г.Киев, ул.К.Маркоа, 1/3, П этаж, ауд. 36),
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Киевокой государственной консерватории.
Автореферат разоолан февраля 1990 г.
Официальные оппоненты:
Ведущая организация -
Ученый оекретарь специализированного ооЕета р ,
кандидат иокуоотвоведения ^ I —Г.МОСКАЛЕНКО
о»?:;
>. 3; Л. ,.,<; Стдог
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
..... Актуальность темы и ее обоонование. Разработка проблем музыкального исполнительства в советском искусствоведении имеет прочные традиции. В доследованиях, посвященных исполнительским средствам музыкальной выразительности (далее - 1С) преобладают два направления - музыковедческо-эстетическое и методи-ко-техиологичеокое. Музыковедчеоко-эстетичеокая сторона исследований в большинстве случаев подразумевает "выведение за скобки" исполнительских технологических проблем. Методическая офера зачаотую ограничивается технологическими рамками. Подобное расхождение обусловливает актуальность наследования ИС, включающем оба этих аопекта; рассмотрение 1С как интонационной оиотемы 1С (далее - СИС), выявление ее отруктуры, функциональных особенностей, иоторичеаких закономерностей.■
Назрела также необходимость системного иооледования оод-ременных 1С, особенно в "традиционных" исполнительских облаотях (куда входит и скрипичное исполнительство). Вое это подводит к необходимости создания развернутой интонационной теория музы- ■ кального исполнительства, актуальность которой обосновывается в данной работе.
Целью работы является изучение ИС как СИС в современной окрипичной музыке. В задачи исследования входит: установление интонационной отруктуры современной СИС и основных тенденций ее развития; анализ современных скрипичных ИЗ в аопекге интонационного своеобразия современной СИЗ и интонационных закономерностей европейского профессионального инотрументализма, детерминирующих ряд особенностей тембра, звуковысотнооти, ритма в современной окрипичной музыке. Объектом иооледования олуясит ооветокая, преимущественно украинокая окрипичная музыка.
Научная новизна работы определяется уже самим направлением иооледования: впервые иополнительокие оредства музыкальной выразительности рассматриваются как целоотная интонационная система о имманентной отруктурой, функциями, в историческом и онтологическом аопектах. Это определяет извеотную новизну ракурса в исследовании инструментализма, исполнительского ритма, фольклоризма как метода обобщения элементов и принципов фольклора в профессиональной музыке ("исполнительский фольклоризм").
Методологической основой диосерташш послужили марксиот-око-ленинокие положения о культуре и яскуостве. о единотве исторического и логического методов познания. В методике исследования иопользованы работы советских философов и эстетиков -Ю.Давыдова, Е.Гуренко, А.Спиркина. Основополагающей в работе являетая интонашонная теория Б.Аоафьева, а такие принципы,обоснованные в трудах Б.Яворского, Л.Мазеля, В.Цуккермана, М,Па- ' пуша, И.Земиовокого, Г.Головинского, В.Холоповой и др. В диссертации нашли отражение положения теории и методики советского окрипичного исполнительского искуоства, разработанные в трудах К.Ыостраса, И.Лесмана, А.Ямпольского и многих других. Ис-пользуютоя структурный и интонационно-слуховой принципы анализа.
Практическая ценность работы обусловливается тем, что оо-мыоление закономерностей СИЗ в современной скрипичной музыке в извеатной мере обогашает некоторые другие направления исследования музыкального исполнительства. К примеру, в музыковедении, . выявление интонационных особенностей скрипичных ИЗ существенно дополняет проблему исполнительского ритма; в методике и педагогике - обоснование творческого метода исполнительского фольклоризма остро ставит вопрос дальнейшей качественной эволюции национальных исполнительских школ (в частности, укра-инокой окрипичной школы); в исполнительской практике осмысление исполнителем овоего индивидуального отиля в контексте закономерностей СЙС дает дополнительный импульо качественного развития этого стиля, а подобное оомысление в рамках исполнитель-■ ских школ определяет пути совершенствования общей культуры исполнительской интерпретации в современной окрипичной музыке.
Апробация работы. Работа была обсуждена на кафедре скрипки КГК им. П.И.Чайковокого. Ооновные теоретические положения диооерташш неоднократно обсуждались на кафедре теории музыки КГК, а также Республиканских теоретических конференциях в Одесое (1987), Николаеве (1988). -
Объем и отр^ктуш'-работы. Работа ооотоит из трех глав. Введения и Заключения общим объемом в 170 страниц. Кроме этого* прилагаются спиоок литераторы и нотные примеры.
ОСНОВНОЕ. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении дан обзор литературы, поовяшенной изучении ИС и других проблем иополнительотва, оодержитоя обоснование актуальности, научной новизны дисоерташи. определяются пели, методы исследования, а также структура работы. Подчеркивается, что ключевыми идеями в работе являются: и отношение к-ИС как к бдиной интонационной оиатеме; 2) определение опешфики ИС, обусловленной не только "двоичноотью" подчинения ИС композиторской и иополнительокой аферам, но и наличием двигательно-олуховых отереотипов, предопределяющих технологическую объек-. тявационную оферу ИЗ.
Глава I
ИНТОНАЦИОННАЯ С1СТЕМА ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
В первом разделе раооматриваетоя специфика ИС и интонационная отпуктура СИС. Средства музыкальной выразительности неотделимы от прошосов объективация, обусловливающих интонационный характер музыкальных оредотв. В этом отношении возможно отождествление понятий "музыкальная объективация" и "интонация". Музыкальная объективация в данном случае пред-, отавляет собой особую операцию воспринимающего сознания, связанную о формированием оредотв выразительности".
Специфика ИЗ обуоловлена сушноотью музыкального иополнительотва как вторичной и относительно оамоотоятельной деятельности. Наличие в исполнительстве двух начал: продуктивного и репродуктивного (термины Е.Гуронко), обусловливает приоутотвие в ИС обшемузыкального и интерпретаторокого рядов исполнительских объективаций. Качество интерпретаторских объективаций во многом завиоит от глубины и воеоторонносги анализа композитор-окого текота, формы, драматургии произведения, проникновения в омыол, вживания в образ и т.д. - всего того, что характерно для обшемузыкального ряда иополнительоких объективаций. С другой отороны, интерпретаторская объективашонная сфера предполагает внесение личноотного начала, которое предопределяется
индивидуальноотью внутреннего мира исполнителя, что приводит к известному противоречию композиторских и исполнительских оредотв. .
Наряду о обшекузыкальной и интерпретаторокой объектива-шонными оферами, существует технологический ряд объективация, обусловливающийся в области инструментального исполнительства природой инструмента. (Его темброво-акустичеокие овойотва, особенности звукоизвлечония, технология игры, динамические, фактурные возможности, диапазон и т.д.).
Технологическая объективационная офера содержит в себе закономерности исполнительских школ и направлений, выражающиеся (в опосредованном виде) в индивидуальных исполнительских отилях. Здесь можно говорить о существовании исполнительского ■ . интонационного словаря, имеющего, в основном, технологическую специализацию и слагающегося из всего многообразия иополни-тельоко-педагогичеоких школ, индивидуальных исполнительских стилей, формирующихся и развивающихся в определенный исторический период.
Таким образом, обшемузыкальная. интерлпетаторокая и технологическая облаоти иополнп-тельских объективации имманентно присуши Ж.
Далее, в работе проюос исполнительского овладения музыкальным произведением рассматривается сквозь призму соотношения трех объективационных сфер. В частности, на первом этапе (знакомство о произведением) главенствуют обшемузыкальная . и интерпретаторокая области (первичный интерпретаторский план). На втором (разучивание произведения) - технологическая и интерпретаторокая (конкретизация первичного исполнительского плана). На заключительном этапе (совсршенотвование владения произведением, исполнение произведения) интерпрегаторокий ряд является доминирующим, конкретизируя технологический ряд.
При .рассмотрении И! как СГО три объективационные сферы образуют интонационную структуру СИ]. Фактически, СИС воплощает в себе закономерности слокной иерархии музыкально-исполнительских объективации и особенностей объективационных ха- • рактериотик, определяющих интонационную качественность оамих Ш - элементов данной оистекы. Соотношение и взаимодействие трех интонационных уровней характеризует исторические особен-
ности СИЗ, обусловливающиеся контекотом развития музыкального иокуоотва в целом и определяющие тенденции ИС. Сами ИС не-оут в себе, о одной оторонн, звуковыоотные, тембровые и рит-мичеокие закономернооти музыки, о другой - внутриструктурное своеобразие СИЗ.
Поэтому, рассмотрение СИЗ возможно в нескольких аспектах. Анализируя внутриатруктурные закономерности, можно говорить о СИЗ в шлом. Учитывая интонационную специфику вокальной и инструментальной музыки, оказывающую воздействие на характер общемузыкального и интерпретаторского уровней объективации, оледует вычленять вокальную и инструментальную СПС. Технологический уровень и-связанная о ним интерпретаторокая сфера объективации обусловливают целый ряд подсистем в инструментальной СИЗ (фортепианная, скрипичная и др. СИС).
Второй раздел посвяшен выявлению особенностей интонационной структуры современной окрипичной СИЗ, сохраняющей общие закономернооти СИС. Отмечается ооновная ее опецифика, заключающаяся в доминировании интерпретаторского объективационного уровня, что обеспечивает ведущее интерпретаторское выразительное качеотво ИЗ, в отличие от технологического качеотва ИЗ в традиционной окрипичной СИЗ.
Один из ооновных детерминант интонационных трансформаций современной скрипичной СИЗ - тенденция отделения иополнитель-отва от композиторской деятельности. Для скрипичного иокуоотва ХУП-Х1Х веков был характерен тип музыканта-универоала. Скрипач, ооздавая музыку для собственного исполнения, исходил, в ооновном, из индивидуального исполнительского отиля, индивидуальной системы окрипичных средств выразительности. В этом олучае технологический объективашонный уровень как бы предварял два первых уровня, которые, в свою очередь, предотав-ляли единую сферу интерпретатороко-общемузыкальных объективации. Подобное соотношение объективашонных уровней возможно считать наиболее типичным для традиционной окрипичной СИЗ. Оно сохранялось в уоловиях интерпретации скрипачами не только собственных сочинений, но и произведений других авторов. Значительная близооть общемузыкального и интерпретаторокого уровней СИЗ приводила к вторжениям последнего (в значительной мере отмеченного предваряющим влиянием технологического)
в общему зыкальнкй. Следствием таких вторжений являлиоь иногда существенные изменения композиторских оредотв, что могло привести к трансформациям формы, идеи произведения.
Подобное соотношение интонационных уровней воплощает в оебе опешфику взаимодействия репродуктивной и продуктивной оторон иополнятельокой деятельности, предопределяющую импровизационный* характер интерпретации в скрипичном иокуоотве ХУII - 1-й половины XIX веков.
Данный тип иерархии музыкально-исполнительских объективация обусловил некоторые тенденции развития скрипичных ИС, каоаюшиеся формирования универсальных представлений о природе скрипки, качестве окрипичных средств. Такие предотавлений составляли в исполнительстве своеобразную шкалу универсальных критериев выразительности, имеющих, в основном, технологическую объективационную сущность.
Осознание исполнительства как относительно самостоятельной деятельности в современной скрипичной музыке подразумевает не столько внешнюю сторону (формальное отделение), сколько внутреннюю — главным образом, пересмотр сушеотва исполнительской интерпретации, утрачивающей близкое родство о импровизацией. Продуктивная офера значительно сукаетоя, ограничиваясь облаотью аппликатуры, штрихов, звуковыоотного интонирования, темпо-ритма, общего эмоционального тонуоа исполнения и т.д.
Преобразования критериев интерпретации сопровождается оущеотвенным разграничением общемузыкального и интерпретатор-окого уровней в СИС. Более того, наблюдается изменение характера объективашй .этих уровней: а) значимооть общемузыкальных объективаций заметно возрастает, в овязи о усложнением музыкального языка. Современные интерпретаторокие критерии предполагают высокий уровень исполнительского анализа музыкальной
х В работе термины- "импровизация", "импровизационный", понимаются в аопекте традиционном для музыкального иокуоотва, когда непооредотвенно в процесое исполнения ооущеотвляетоя создание текота музыкального произведения, либо его транскрипция. ■
ткани, "вживания" в музыку и т.д..' б) отход интерпретации от импровизации, в совокупности о тенденцией уоиления регламентации музыкального текота, овязанной о чаотичным переходом ИС в композиторскую область, обусловливает ограничение возможностей выбора ИС в процеоое интерпретации. В области ин-терпретатороких объективации оужение поля выбора ИС оборачивается как возрастающей оложноотью субъектно-объектных взаимоотношений исполнительского и композиторского начал, так и значительным подчинением технологического уровня интерпретатарскому; в) технологический уровень утрачивает овое доминирующее положение в СИЗ, поскольку изменения характера исполнительской интерпретации предполагают устранение тенденции преддей-ствия технологического уровня и установление гооподотеэ уровня интерпретаторского. В этом аспекте в сфере технологических объективашй ведущей задачей являетоя не проотое создание яркого индивидуального стиля, а формирование гибкого технологического иополнительокого мышления, направленного на решение нетривиальных интерпретатороких задач "нестандартны™" техно- ■ логическими оредотвами.
• Таким образом, интонационная структура современной окри-пичной СИЗ предполагает разделенность и динамичеокое равновесие обшемузыкального и интерпретаторского уровней, а также подчиненность технологического уровня интерпретаторскому. В этом аспекте, в офере современных скрипичных ИЗ характерна тенденция преодоления универсальности традиционных качественных критериев, которая не означает ооздание нового комплекса универсальных критериев взамен отарого. Современные критерии ИЗ обуоловлены не технологической, а интерпретаторокой сферой, и определены мерой адекватнооти выразительного качества ИЗ композитороким средствам.
Глава 2
ИНТОНАЦИОННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СОВРЕМЕННОГО ИНТИГМЕНТАЛИЗМА
И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ТЕМБРА. ЗВУК0ВЫС0ТН0СТИ, РИТМА ... В ЕГО КОНТЕКСТЕ '
В первом разделе рассматриваются особенности функционирования европейского профессионального инотрументализма (аферы музыкального мышления, ограниченной возможностями высказывания в музыке инструментальными средствами) в композитор-
окой, иополнптельской, слушательокой облаотях. Проявлениями инотрументализма в исполнительстве можно очитать оаму сиоте-ыу инструментальных ИС. учитывая ее относительную оамоотоя-тельноать.
Общие тенденции современного инструментализма обусловлены, о одной отороны, опецификой современного музыкального мышления, о другой - своеобразием связей инструментальной, вокальной и речевой интонационноети, составляющих его интонационную структуру.
Одной из ведущих закономерностей современного музыкального мышления является феномен стилиотического плюрализма, который в сфере инструментализма во многом предопределяет его интонационные структурные трансформации, специфику тембра, звуковысотности, ритма в современной инструментальной музыке. В иополнительотве отилиотический плюрализм является одним из важнейших факторов тенденции отхода интерпретации от импровизации, и связан с качественным плюрализмом ИЗ и своеобразием СИЗ. Стилистичеокий плюрализм, в оилу овоего маоштаба может олужить "общим знаменателем", связывающим интонационные закономёрнооти европейского инструментализма и СИС, обусловливающие развитие современных ИС.
■ В рамках отилиотического плюрализма возможно выделение фольклоризма - творчеокого метода оовоения фольклорных элементов в профессиональном отиле. Здесь подразумевается не только внутренняя трансформация фольклорных элементов в профессиональной офере, но и переосмысление профессиональных критериев.
В работе обосновывается понятие исполнительского Фольклоризма. где извеотная связь "фольклорный контекст - профео-оиональный текст - профессиональный контекот"х дополняетоя "прямой" овязью "фольклорный контекст - профессиональный кон-текот". Метод исполнительского фольклоризма значительно обогащает возможности интерпретации современной музыки, вплотную связанной о фольклором.
'х В данном олучае, термин И.Земювского "коцтекот" имеет значение иополнительокого бытийного отатуоа музыкального, произведения.
Существуют широкие перспектива применения исполнительского фольклоризма в профессиональной украянокой скрипичной музыке, где кроме внескрипичной фольклорной интонационной ■ образнооти имеют большое распространение элементы скрипичного фольклора. Здесь возможно ассимилирование в рамках исполнительского профессионального стиля технологических элементов и принципов народного окрипичного иополнительотва. В масштабах украинской скрипичной школы исполнительский фольк-лоризм ставит ряд оерьозных проблем в теории, методике, педагогике и исполнительокой практике. Они каоаютоя не только вопросов воеотороннего научно-методичеокого изучения закономерностей фольклорного окрипичного искуоства, его пропаган- ' ды, но и выработки методики освоения фольклорных элементов в профессиональной исполнительской среде, а также формирования ряда рекомендаций в облаоти практического использования метода иополнительокого фольклоризма при интерпретация современной музыки, связанной с фольклором.
Во втором разделе рассматривается ведущая закономерность интонационной структуры современного инструментализма, выра-кающаяоя в непосредственном оовоении (наряду о инструментальным и вокальным интонационными пластами) речевой интонационно-сти. Данная закономерность обусловливает: а) выдвижение "вне-вокальных" темброво-фоничеоких (оонорика), а также - ритмиче-оких (нерегулярность) критериев выразительности; б) активизацию тембрового и ритмичеокого формообразующего начала в современной инструментальной музыке. В условиях отилистичеокого плюрализма формообразующие оферы тембра, звуковысотнооти и ритма являются относительно самостоятельными и могут находиться в параллельном, альтернативном и независимом соотношении.
В процеоое обоснования этих положений анализируется различие инструментальной, вокальной и речевой интонационноети. Одним из наиболее характерных отличий музыкальной и речевой интонаций является отоутотвие в речевой области звуковысотной дискретности, сочетающееся о дискретноотью тембровой (фонемы). Различия инструментальной и вокальной интонации рассматриваются, в основном, в тембровом аспекте: дляинструментпльной интонации характерны виртуозно-колориотические критерии, для вокальной - выразительное качество поющего человеческого голоса.
"Очеловечивание инотрументализма" (Б.Асафьев) в ХУН веке, проявившееоя в широком оовоении вокальной интонацион-нооти в инотрументализме, привнесло в его рамки речевую ин-тонационность в "вокальной" форме (декламашоннооть, речитатив), которая не противоречила универсальности звуковысотно-го формообразующего фактора в инотрументализме ХУН - XIX веков.
■ • Стилиотичеокий плюрализм, выдвинувший проблему альтернативных формообразующих начал, ооздал условия для непосредственного присутствия речевой интоиашонности в инотрументализме. Она выражаетоя в темброво-фоничеокой экспресоии, включая ее оонорные оферы, где нивелируетоя звуковыоотная дискретность, а также - в нерегулярности ритма, отоль характерной для речевого интонационного потока.
Данная тенденция как бы завершает процесс, начатый в период "очеловечивания инструментализма", обусловливает качественную трансформацию выразительных критериев инструментальной интонационной оферы (утрата господствующего значения виртуоз-но-колориатичеоких критериев выразительности, активизация темброво-аонорной, ритмической экопреооивнооти).
Содержание оледуюпшс разделов ооотавляет определение некоторых тенденций тембра, звуковысотности, ритма в инструментально музыке в аопекте закономерностей речевой интонационнооти в современном инотрументализме. '
В третьем разделе раооматриваютоя тенденции индивидуализации тембровой выразительности, активизации формообразующей функции тембра, выдвижения темброво-оонорных критериев, нейтрализующих универсальный характер вокальных и виртуозно-ко-лориатичеоких критериев выразительности. Отмечается тенденция значительной активизации тембровой цбласти в моноинотрумен-татгышх уоловиях. Раооматриваютоя три вида формообразующего дейотвия тембра по отношению к звуковысотности: подчинение звуковыоотнооти (сонорика), относительно самостоятельное действие обеих сфер (рложные многоуровневые музыкальные формы), параллельное дейотвие (темброинтонашонность). • '
В четвертом разделе раооматриваютоя тенденции множественности звуковыоотных оиотем и принципов их .организаций; превалирования диооонаноной интервалики, качественно изменяющей
фоничеокий аспект семантики звуковысотнооти и его соотношение о функциональностью. Подчеркивается значение фонизма как обобщающего фактора единотва звуковысотности и тембра в музыке.
В пятом разделе рассматривается тенденция активизации в современной музыке ритмичеокого фактора, нейтрализующего универсальность традиционного формообразующего параллелизма • "звуковысотность - ритм"; закономерность господотва в современной инструментальной музыке "речевой" ритмической нерегулярности. Эти тенденции обусловливают как значительное обострение ритмической экспрессивности в музыке, так и изменение соотношения метра и ритма, рождение новых форм метро-ритмической организации, определяющих проблему ритма как проблему музыкального времени. -
В области современного исполнительского ритма (сокращенно ИР) наиболее характерна тенденция значительного сужения "зоны" расхождения композиторокого ритма и ИР, а также закономерность выдвижения в области ИР артикуляции в широком значении, включающей не только звуковыоотно-ритмичеокую, но и темброво-динамическую сферу музыкальной выразительности -оледотвие особенностей речевой интонационноети в современном инструментализме.
ИР пошшаетоя как проотранотвенно-временнал ориентация ИС в пропесое исполнительского интонирования. В диооертащш подчеркивается обобщающий характер ИР по отношению к ИС. В . этом плане наиболее обобщенной формой ИС может считатьоя исполнительская интерпретация как продукт исполнительской деятельности. ИР в данном олучае предстает своеобразным "связующим фактором" между общими категориями интерпретации и конкретными музыкально-исполнительскими объективашями. В разделе анализируется ИР в узком (критерий ИЗ) и широком (критерий интерпретации) значении. Рассматривается артикуляция как явление, опосредующее связи ИР и ИЗ.
Глава 3 .
ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ С ИЗ ТНЛЫ СКРИПИЧНЫХ ИС В СОВРЕМЕННОЙ СКРИПИЧНОЙ МУЗЫКЕ
В третьей, центральной главе, скрипичные Ш уоловно под-разделяготоя на три основные группы: а) звуковисотное интони-
рование; б) штрихи; в) различные приемы игры (вибрато, орнаментика, Глисоандо, портаменто, флажолеты, пиццикато, "
/ "сеп ЗоЫ'по" "со£ /уяо ' удар-
ные приемы, пассажная техника, техника двойных нот и аккордов, аппликатура). ИС анализируются на примерах ооветокой и ооветокой украинской музыки с ориентацией на оольную скрипичную музыку (произведения Прокофьева, Шостаковича, Шнитке, Денисова, Петрова, Фалика, Штогаренко, Скорика, Карабица, Ищвн-ко, Дремлюги и мн. других). Подавлющее большинство■ ИЗ рао-оматриваетоя оквозь призму метода иополнительокого фолькло-ризма, Даютоя некоторые конкретные рекомендации по использованию в интерпретаторских шлях окрипичных фольклорных принципов (включая двигательные). В овязи о этим, анализируютоя некоторые закономерности и традиции народного окриличного ис-полнительотва.
• В первом разделе рассматриваются современные окрияичные ИЗ в аспекте тембровых особенностей современной скрипичной музыки. В начале раздела выявляется ведущая тенденция в офе-ре окрипичных тембровых критериев - онятие универсальной тембровой вокальной предуотановки, обусловливавшей выразитель-' ную качественность традиционных окрипичных ИЗ. Данная тенденция определяется своеобразием интонационной структуры современной СИЗ, тембровыми закономерностями инструментализма, и в более общем масштабе, явлением стилистического плюрализма.'
В русле современных тембровых закономерностей анализа- ■ руютоя штрихи и аккордовая техника правой руки, вибрато, глио-сандо, пиццикато, флажолеты, приемы ,
ропИсс^р" "сви ¿окЦно", ударные приемы, аппликатура. Устанавливается закономерность качественного "плюрализма" этих ИС (оледотвие господотва в СИС интерпретаторокого уровня); тенденция активизации (наряду о узкоартикуляционной) темброво-оонорной выразительной функции, обусловленной снятием тембровой предустановки и сопровождающейся утратой в большинстве ИЗ ведущего значения виртуозно-колориотичеакой выразительности; • особенность существенного раоширения границ данных ИЗ, сопровождающегося преодолением универоальнооти традиционных двигательных отереогипов;. продаоо частичного перехода ИЗ в композиторокую сферу, определяющий подробное
зегламентирование в текоте характера штрихов, способа иопол-1ения аккордов, характеристики вибрато, глиооандо, пиццикато, ударных приемов, аппликатуры и т.д.
В контекоте данных явлений наблюдаетоя фактическое устранение традиционной классификации штриховой выразительности, зоотояшей в наличии "основной" и- "выразительно-колористиче-зкой" группы штрихов. Отход штриховых критериев от виртуозно-колористической сферы приводит к сокращению употребления некоторых штрихов» обладающих традиционной виртуозной выразительностью (в чаотности - отаккато), а также расширению практики применения целой группы штрихов (к примеру - рикошет и ир.). И в штрихах, и в аккордовой технике заметна тенденция преодоления универсальности классических двигательных стереотипов, основанных на рафинированной технике мелких чаотей руки, предопределенная темброво-оопорными критериями в сфере атаки звука и его проведении.
В глиооандо характерен пропеоо стирания граней между портаменто (традиционно вокальным приемом) и хроматическим" глиссандо (традиционно виртуозным приемом). Отмечаетоя появление новых сонорных видов пиццикато, вибрато. В флажолетах тенденция преодоления универсальности виртуозной выразительности сопровождается оущеотвенным сокращением практики употребления некоторых видов двойных флажолетов. Характерна закономерность отказа в современной музыке от нлаооичеокя "грамотных" аппликатур в пользу темброво-выразительных.
Во втором разделе раооматриваютоя окрипичныо ГО в контексте звуковыоотных. особенностей современной скрипичной музыки.^ разделе отмечается близкое родотво фонических и тембровых качеств звучания,'обусловливающее их "взаимопереходнооть" в реальных условиях интонирования на скрипке.
Среди ведущих тенденций отмечается ладовый плюрализм зв;.'|;овыоотного интонирования (оледотвиё господства интерпре-таторской объектлвационнооти в современной СИЗ и плюрализма ззуковноотных систем); активизация (наравне о узкоартикуляционной) фоническо-сонорной (ладо'вой) выразительности скрипичных 113 (следствие изменения фоничеокого выразительного фактора в современной звуковисотности), приводящей к утрате ведущей виртуозной выразительности скрипичных ИЗ. В контексте
данных тенденций характерно расширение скрипичных ИС, преодоление универсальности традиционных двигательных отереоти-пов; а также частичный переход окрипичных ИС в композиторскую оферу, что выракаетоя в подробной регламентации звуко-высотного интонирования (употребление 1/4, 1/6, 1/8,. 1/12 и т.д. - тонов); тщательной как выоотной, так и ритмико-аго-гической "расшифровке" орнаментики; последовательных композиторских указаниях, каоающихся аппликатурных средств и т.д.
В области звуковысотного интонирования подробно рассматриваются закономерности плюрализма ладового интонирования, включающие как звуковыоотные, так и фоничеокие факторы. Характерным являетоя процеоо сближения орнаментальных и паооаас-ных структур, раооматриваетоя "обобщающий" звуковыеотно-фэни-ческий характер паосажной техники, техники двойных нот и аккордов.
В офере аппликатуры отмечается гооподотво внепозицион-ного аппликатурного мышления, преодоление универсальных трезвучных ("черезпозишонных") стереотипов, нивелирование виртуозного значения внепозииионных (оуженных, расширенных) аппликатур и активизация их ладовой выразительности.
В третьем разделе рассматриваются скрипичные ИС в кон-текоте ритмических закономерноетей современной окрипичной музыки. В аспекте опешфики ИР в современной окрипичной СИЗ • (нивелирование импровизационнооти ИР, значительное усложнение исполнительских объектяваций в этой сфере) отмечается необходимость не только "конструктивного", но и "эмоционального" исполнительского осмысления ритмических оредотв. Подобное оо-мыоление обусловливает выбор ИЗ, известную модификацию интонационно-двигательных отереотипов.
В большинстве музыкальных примеров ритмичеокая алеаторика, сериалыюсть, полиритмика, аметричность , монометрич-нооть и т.д. иредотавляетоя фактором, предопределяющим целый комплекс ИЗ. Совокупность дейотвия ИЗ определяет общий "выразительный результат" в сфере .ИР, качеотво артикуляции. В ■ аспекте иополнигельокого фольклоризма данная проблема особенно интереона (к примеру - возможнооть достижения фольклорной ритмической нестабильности иополнительокими средствами, обобщающими фольклорные элементы).
Актуальной для современной скрипичной музыки являетоя проблема адекватного иополнительокого оомыолёния формообразующих ритмических факторов, имеющего решающее значение для выработки интерпретаторокой концепции. В этом аспекте анализируется пьеса Ю.Фалика "Композиция".
В выводах третьей главы подчеркивается следующее:
- интерпретаторский плюрализм двигательно-слуховых стереотипов выдвигает на первый план проблему культуры технологического мышления исполнителя;
- внедрение в исполнительство метода исполнительского фольклоризма предполагает решение триединой задачи: а) высокого уровня компетентности исполнителя в специфических проблемах народного скрипичного исполнительства; б) качественного оинтеза фольклорных элементов в рамках профессионального стиля; в) оправданного применения данных средотв в прошоое интерпретации;
- в научно-методической и практико-педагогичеокой областях овоеобразие современных скрипичных ИЗ обусловливает качественную тенденцию (методико-педагогичеокая переориентировка критериев ИЗ) и количественную тенденцию (последовательное научно-методическое осмысление современных ГО). В этих тенденциях важен фольклорный аспект - выработка целостной методики формирования профессиональных ИЗ на фольклорных принципах;
- данный аспект в масштабе национальных исполнительских школ характерицует один из ведущих путей их развития на современном уровне.
В Заключении резюмируется ход логического обоснования поставленных в диссертации проблем, определяется меото интонационной теории исполнительства по отношению к другим направлениям науки о музыкальном исполнительстве, обосновывается ее централизующий■характер в исполнительской науке.
В частности, отмечаетоя, что в ряду других областей исследования исполнительской деятельности в музыке, интонационная теория призвана отать звеном, соединяющим эстетико-музикэ-ведческое и методико-технологичеокое направления исполнительской науки. Ооновнуга задачу данной теории - изучение музыкального исполнительства на интонационном уровно тлузикально-кспол-
нительоких объективации другие направления науки об исполнительстве могут решать лишь чаотично. Интонационная же теория подразумевает "выход" практически на любое из направлений иополнительской науки. Целостное интонационное оомыоление музыкального исполнительства может обусловливать новые ракурсы исследования в других областях науки об иополнительот-. во.
Подобная значимость интонационной теории исполнительства дает возможность определить централизующий характер данной теории в исполнительской науке..
Содержание диооертации отражено в оледующих публикациях:
1. Система скрипичных средотв выразительности в контекоте современного музыкального мышления'// Актуальные вопрооы развития культуры и искуоотва / Тезисы докладов реопубли-канокой научно-теоретической конференции. Часть II. -Одеооа, 1987. - С. 136-138.,
2. Некоторые тенденции развития окрипичной педагогики в контекоте своеобразия современного окрипичного искуоотва // Актуальные проблемы подготовки кадров в облаоти иокуоотва ■ и культура в овете переотройки высшего и ореднего специального образования /Тезиоы докладов peonyбликанокой научно-теоретической конференции. Bun. 45. Секция 5. Искусствоведение. - Николаев, 1988. - С. 3-5.
3. Современное украинокое скрипичное иокуоотво и фольклор // Информцентр по вопросам культуры и иокуоотва ГРБ УССР им. КПСС. Серия: Музыка. Вып. 4. - Киев, 1988, 0,5 п.л.
4. Исполнитель и фольклор // Соц1ал(отична культура (принято к печати). - 0,5 п.л.