автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Исследование речевокальной информации и потенциальной информативности мелодики речевого вокализма

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Поспелов, Борис Викторович
  • Ученая cтепень: доктора культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Исследование речевокальной информации и потенциальной информативности мелодики речевого вокализма'

Текст диссертации на тему "Исследование речевокальной информации и потенциальной информативности мелодики речевого вокализма"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.М.В.ЛОМОНОСОВА ИНСТИТУТ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ ПРИ МГУ

Б.В.ПОСПЕЛОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОКАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИВНОСТИ МЕЛОдаКИ РЕЧЕВОГО ВОКАЛИЗМА: КУЛ КГЖ) ЛОГИЧЕСКИЙ

АСПЕКТ

Москва, 1996 г.

о

hB^ASÍFE

В нас т'оядее в'^емя наблюдается повысившийся интерес к культурологии при различном толковании культуры» Имеется неки" обобпеннъм набон пониманий: культура в интерпретации антропологе - археологической5 культура в системе понятие этнографии, социологии5 религии, культура г рамках сеикзтики. 3 последнем случае культура трактуется5 б частности s как устройство з продуцирующее информацию s как антимгтропкНнып механизм человечества.

Поскольку множество гласных как часть звукового с"роя языка представляет собой -знаковую киформацио?шур системуs то р рамка:-: семиотики речевой вокализм является но только лингвистической а чо л обпем плане - куль тур о л о г ■-■ ■ч' о си о и категорией ¿ одно- риз фопм материального проявления культуры» /'ля оценки его "культу;оолегичнооти" ввичо знать калан информация связана с гласными в речевом потоке и каковы физические корреляты кто- информации*?

пни ответе на -ти вопросы необходит/оs прежде всего, иметь н я ид,у, что гласные -'-то лишь малая часть мира слышимых звуков вообпе, который норэнает своим мгюгообразием по их тиrv. функциональному назначению? воздействию на человека5 своим физиологическим, физическим и перцептивным свойствам. Однако но значимости ттля человека звл/ки тчазговстоноЯ речи игнапт

1 ♦ ч -4 4.

главенетвуюмую роль. Поэтому не случайно,, что уче очень давно они являлись объектом внимания многих специалистов •■- лингвистов^ оонологов, -'едагоговс медиковv искусствоведов,, психологовs физиологов^ "ренеликов" > связиситов, Более того, в последнее в^емя интерес к речеяока.дьноь сонологии заметно -аотет, хотя о "-ечевих звуках, капется, известно все.

Дело в Фом5 что буккциональные возможности звупаией печи, минимальными составными -элементами которой являются . звуки; многообразны и чрододгаают ласширяться,; отделал требованиям низших Здесь монно Разграничить традиционно выполняемые ею функции и приобретенные сравнительно недавно. Несмотря на то5 гто основной функцией устного сообщения является комтдуниканианая5 она далеко не единственная.

То столико растущие интересы лингвиснической науки, которой уле давно с-"ало "тесно" в собственно языковых панках; требояалк активного привлечения речевых средств для решения своих за дач, чему слупили закономерные предпосылки. Известно, что речь, воспроизводимая человеком, строится по правилам того или иного языка, для того, чтобы быть понято??. Но» с другой стороны, речь необходима, чтобы установился сам язык, гррт-тем исторически факт речи всегда предшествовал языку5 отмечал Ф.де Сосгор. Сн же писал: "Язык - только определенная пасть - правда, важнейшая часть печево" деятельности.. .Можно было бы сказать5 что естественной для человека является не вечевая деятельность как говорение,а способ создавать язык".

Т.о., речевая деятельность, обеспечивая создание языка;,

определяет уровневую организацию и взаимоотношение языковых

единиц. Такого не мнения придерживался Т^Зазенба,рассуждая

о трояком аспекте языковых явлений и поли эксперимента в

языкознании. В частности* он утверждал: 'п.* все формы слог

и сочетания слов нормально создаются нами в процессе речи...

Все языковые величины, с которыми мы оперируем в словаре и

грамматике, могут выводиться нами лишь из процессов говорения , котоные я называю в такой функции

"языковым материалом". Совпадение двух авторитетных мнений показательно и позволяет следующим образом сформулировать общие свойства отношений между языком и речью: единицы языка не только обеспечивают речевую деятельность, но и сами выводятся из этой деятельности.

Лицо, слушающее человеческую речь, не может воспринимать \

ее звуки просто как некие физикалистские сущности. С \

)

необходимостью они фильтруются сеткой его собственнопо ( языковопо воспитания. Следовательно, языковые закономерности с неизбежностью должны проявляться в звучащей речи, а их выявление и подтвержденние в определенной мере может быть перенесено из непосредственно языковой области в речевую. Действительно, опыт подтверждает, что соответствующие речевые исследования часто представляют собой способ надежной верификации лингвистических пипотез ( М. К. Румянцев,1990; Н.Д. Светозарова, 1982; Т. Стенде, 1984 и др.). Например, средствами экспериментальной фонетики (субъективными и объективными) исследователи получают линнвоакустические характеристики, позволяющие осуществить в итоге семантический и функциональный анализ языковых единиц (Л. К. Цеплитис, 1974). Мнопие известные лингвисты всепда придавали большое значение исследованию топо, что происходит в физиологии, физике и перцептике речевого акта и может служить достоянием языкознания. 0 большой роли речевых исследований в современной лингвистике свидетельствуют результаты множества публикаций на материале разных языков, причем их перечень неуклонно растет.

Все это свидетельствует о том, что в дополнение к коммуникативной неоспоримой функцией звучащей речи является

все более эффективное использование ее в интересах собственно лингвистических.

Известно» что разговорная речь лежит в основе ее вокалическопо варианта - пения, которое И.И.Левидов называл музыкальной речью. Основной формой функционирования певческой речи С.С.Татубаев (1982) считает речь устную [9 ]. Поэтому, отмечал В.Ф.Кухарский (1979) "... в музыкальной декламации мы никогда не услышим хотя бы малейшепо отступления от фонетических законов живой разговорной речи. В противном -случае пение или вокальная декламация будут попросту невосприняты слушателями и вызовут, разве что, раздражение аудитории". Устный текст в пении и разговорной речи того же смысла и организации совпадают. Истоком певческой речи как и разповорной является язык и епо фонетическая система. "Речевая и чисто музыкальная интонация - ветви одного итого- же звукового потока" - писал академик Б.В.Асафьев, указывая, тем самым, на истоки музыки и связь музыки с языком, речевой интонацией. Тот же В.Ф.Кухарский отмечал, что пение никопда не может идти вразрез с речевой интонацией, а лишь усиливает чисто музыкальными средствами смысл интонационно-речевого произношения. Фразовое ударение, совпадающее в разповорной речи со словесным, обязательно совпадает с выделенной нотой (звуком) музыкальнной фразы. Просодическая организация и интонация фразы в разговорной речи не противоречит интонации и ритмической орпанизации музыкальных фраз в певческой речи. Наконец, физиологические, физические и перцептивные аспекты разповорной и вокальной речи во мнопом совпадают в силу топо, что источники порождения и восприятия той и друпой формы

звучащего голоса одни и те же у всех людей.

Отмеченная выше общность языковых, физиологических, акустических и субъективных признаков певческой и разговорной речи позволяет последней выполнять роль коммуникативной основы \ пения.

В то же время певческая речь сильно видоизмененна и деформирована относительно разговорной требованиями музыкально -вокалического искусства. Эти различия можно наблюдать на любом уровне. В частности, если разговорная речь служит, в основном, средством передачи смыслового содержания сообщения, то в певческой речи основу функциональной нагрузки составляет передача эмоционально-эстетической информации, замечает В.П.Морозов (1977) [ 6 ]. По мнению Д.А.Аспелунда вокалические свойства голоса по преимуществу связаны с выразительностью музыкальной, а речевые механизмы голосовой функции - со словесным выражением мыслей и чувств человека. Как правило художественно- поэтическая организация текста в пении, форсирование голоса отличают стилистическую форму певческой речи от обычной разговорной, а интонация во многом подчинена музыке. Все исследователи вокала отмечают физиологические особенности певческой речи: использование характерного дыхания, "нижняя" установка гортани, напряженная артикуляция, рупорообразная форма надгортанной полости, включение дополнительных резонаторов, кроме грудного и пр. (Л.Б.Дмитриев, 1968; И. К. Назаренко, 1968; Л. Р. Работнов, 1964; Р.Юссон, 1974 и др. ).

Как следствие этого появляются акустические различия в звуках певческой и разговорной речи: наличие особой

"певческой" фоманты и общий сдвип формант в спектре гласных, существенно большая их длительность и интенсивность в пении, вдвое больший мелодический диапазон полоса, наличие вибрато и т. п. (В.А.Барталомью,1934; В.П.Морозов,1978; С.Н.Ржевкин,1956; С.С.Татубаев,1983 и др.). Восприятие певческой речи в большей степени соориентировано на получение слушателем эстетического наслаждения и эмоционального заряда, нежели на восприятие смысловой информации. В то же время И.К.Назаренко справедливо подчеркивал, что при пении не может быть слова без смысла и звука без значения. С точки зрения Э.Карузо, отчетливая дикция лишь способствует улучшению звука. И все же, к сожалению, мнопие певцы больше внимания обращают на вокалическую сторону исполнения в ущерб разборчивости, что субъективно закономерно. Это во мнопом объясняет тот факт, что восприятие смысла певческой речи часто затруднено по сравнению с разговорной.

Знание указанных различий между разповорной и певческой речью очень важно при обучении вокалическому искусству. Действительно, отталкиваясь от разговорной речи как основы и видоизменяя ее физиологические и акустические свойства в соответствие с этими различиями, под руководством педапопа и при наличии необходимых природных данных обучающийся может овладеть (с той или иной степенью совершенства) ее певческим вариантом.

Т.о., использование в вокальной педагогике являет очередной пример традиционного функционирования разговорной речи.

Общеизвестна роль устной речи в обучении иноязычному произношению. В устах педагога (или другого носителя языка)

речь является тем эталоном» к которому стремится приблизиться обучающийся. В то же время для преподавателя речь последнего -индикатор степени овладения языком на разных стадиях обучения. Именно на нее он ориентируется» планируя и корректируя учебный процесс. То же самое можно сказать о традиционной функции устной речи как основного инструмента при обучении художественной декламации, актерскому мастерству (в плане постановки голоса), ораторскому искусству и орфоэпическим нормам произношения (например, в относительно новой области имиджмента) и др.

Известно, что разговорная речь активно использовалась и используется и во многих других традиционных областях:: в психологии для исследования характера и свойств человеческой личности; в медицине для перцептивной диагностики и контроля за ходом лечения по устным высказываниям пациента (психиатрия, фониатрия, логопедия и пр.); при исследовании физиологии порождения и восприятия речи; в криминалистике для установления истины по речевым реакциям подследственного и вообще там, где применяются соответствующие экспертные методы субъективной аудиооценки и прогнозирования; в связи как физический переносчик сообщения и т.д. (Н,В.Витт,1985; В. И. Галунов» 1978; Н.И. Жинкин, 1958; Дж. Каспровский, 1979; Д.Клатт, 1990; А. Н. Лукьянов и М. В. Фролов, 1969; Т.Мурри»1977; Э. Л. Носенко» 1974 ; Г. С. Рамишвили» 1981 ; П. В. Симонов,1976; К.Форрест»1989; М.Хирано»1981 и др.).

Указанные примеры иллюстрируют сферу традиционных функций устной речи» кроме основной - коммуникативной. Однако в последние десятилетия появились и все более заявляют о себе ее

новые функции. Причиной расширения области традиционного функционирования звучащей речи следует считать качественные изменения самой формы устного общения, выражающиеся, прежде всего, в начавшемся процессе внедрения речевопо обмена человека с компьютерами и другими кибернетическими объектами, обусловленном требованием "демократизации" управления этими средствами людьми, не являющимися специалистами в области пропраммирования. Ясно, что в наибольшей степени этому требованию отвечал бы диалог человека и машины на наиболее естественном и удобном для него языке устной речи.

Качественно новая форма общения в системе человек -машина предусматривает, в частности, чтобы последняя была способна автоматически распознать семантику устно передаваемого ей сообщения (команды) и отреапировать в случае диалоповой формы общения устным же образом. Функционирование той или иной диалоповой системы представляет собой реализацию конкретнопо алпоритма распознавания естественных речевых единиц и правил их синтеза, отмечают Н.К.Обжелян и В. Н.Трунин-Донской (1985) [ 7 ]. В первом случае в основе алпоритма лежит сопоставление текущих акустическиих признаков классификации с эталонами, хранящимися в памяти компьютера, и выбор эталонов, признаки которых обладают наибольшим сходством с признаками, выделяемыми из входнопо речевого сипнала. В последнее время в алгоритмах распознавания все активнее стала использоваться линпвистическая информация для повышения их эффективности. Во втором случае для разработки правил адекватного синтеза необходимо хорошее знание соответствующих физиологических и физических свойств естественного процесса речеобразования. В

то же время сама звучащая речь выступает мерилом этой адекватности при сопоставлении перцептивных свойств исходной и восстановленной речи.

Поэтому очередной (сравнительно недавно "приобретенной") функцией звучащей речи можно считать ее использование при разработке диалоговых систем общения "человек - машина". Наряду с этим, все чаще возникает необходимость в автоматическом распознавании самого говорящего (идентификация и верификация личности) и его психофизиологического состояния, объективной диагностике возможной патологии речевого аппарата и других заболеваний, разработке более совершенных инструментальных методов в педагогике, исследовании тонких аспектов физиологии речеобразования и восприятия речи и др„ Постоянно расширяется спрос и на синтезаторы речи как важные инструменты современных экспериментально - фонетических исследований» средства устного речевого ответа в информационно -справочной службе,робототехнике» как приемная часть систем синтетической телефонии (вокодеров) и пр. По-прежнему в основе разработки и функционирования этих систем автоматического распознавания-синтеза лежит прямое или косвенное использование устной речи» что еще раз говорит о ее возрастающей функциональной нагрузке помимо отмеченной выше - традиционной.

Резюмируя вышесказанное, можно кратко перечислить основные сферы нетрадиционного функционирования звучащей речи:

1. автоматическое распознавание семантики сообщения (устройства речевого управления компьютерами и другими кибернетическими объектами);

2. автоматическая идентификация и верификация личности

(судебно-следственная практика, радиоразведка, психолопия, системы опраничения доступа и т.п.);

3. автоматическая оценка психофизиолопическопо и функционального состояния поворящего (космонавтика, авиация, транспорт, диспетчерская служба, испытательская деятельность и

др.);

4. объективное выявление признаков патолопии речевого аппарата и других органов (ранняя диапностика заболеваний и контроль за результатами терапии в медицинской практике); .

5. синтез речи (диалоновые сиситемы устного общения "человек-ЭВМ", робототехника, информационно-справочная служба, синтетическая телефония и т.д.);

6. первичный анализ речевопо сипнала, "анализ-через-синтез", результаты которых затем используются в научной и прикладных областях(экспериментальная фонетика и лингвистика, педапопика, экспертная деятельность и пр.).

Известно, что линейный речевой поток складывается из единиц разного уровня, наименьшими из которых являются звуки -гласные и согласные, разделяющие в силу своих возможностей ту общую функциональную напрузку, которую выполняет сама речь. Поэтому вместе с отмеченным выше расширением сферы применения звучащей речи соответственно расширяется и действенность составляющих ее звуковых единиц, повышается интерес к ним. В первую очередь, это относится к пласным, роль которых в изучении звукового состава языка, его интонационной и акцентной системы средствами экспериментальной фонетики общепризнана. Хорошо известна их роль в блапозвучии речи [ 5 ] . Еще большее значение гласные имеют в пении, где их

присутствие является основой эмоционально-эстетического содержания вокального произведения.

Гласные являются незаменимым инструментом в вокальной педагогике. Хорошее звучание певческого тона на гласных, и в перв�