автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Истолкование музыки
Текст диссертации на тему "Истолкование музыки"
Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского
Кафедра междисциплинарных специализаций музыковедов
Захаров Юрий Константинович
Истолкование музыки: семиотический и герменевтический аспекты
Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения
Специальность 17.00.02 - Музыкальное искусство
Научный руководитель: канд. искусств., доцент Старчеус М.С.
Москва 1999
\
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .................................................................................................................5
• Предмет исследования ...............................................................................5
• Междисциплинарный характер работы .................................................... 8
• Ключевые философские и семиотические положения и термины ..........12
• Структура работы .......................................................................................29
Глава первая. Музыкальная семиотика и её границы
1. Музыка: взгляд с позиций семиотики ...................................................32
§ 1. Предпосылки музыкальной семиотики. Знаковый и незнаковый аспекты музыки ........................................................................................32
§ 2.0 понятии «содержание». Содержание и смысл .................................35
§ 3. Непосредственное и опосредованное воздействие .............................41
§ 4. Эмоции переживаемые и обозначаемые .............................................45
§ 5. Знаки в музыке. Интонация как знак и как символ ............................48
§ 6. Обозначаемое ..........................................:............................................55
§ 7. Связь между знаком и обозначаемым .................................................66
§ 8.Язык и речь в музыке ............................................................................72 „
1. Диалектика структуры и становления в музыке ................................77
§ 1. Музыкальное становление сквозь призму категорий эйдос -логос, дискретное-континуальное, свёртывание-развёртывание, процесс-
стат ....................................................................................................77
§ 2. Музыка как синтаксический тип языка ...............................................83
§ 3. Процессуальность музыки и её представление в понятиях ................90
3.1 Музыкальные жесты ........................................................................90
3.2 Контур, фон, рисунок .......................................................................93
3.3 Музыкальные жесты и паттерны в роли знаков .............................98
§ 4. Музыка как высказывание ...................................................................100
• Описание музыкального высказывания ...........................................106
Глава вторая. Смысл — текст — интерпретация
1. «Смысл» и «текст» в системе философских и герменевтических
понятии • ................... ....................................................................111
§ 1. Категория «смысл» в работах А.Ф. Лосева «Самое само» и
«Диалектика мифа» ..............................................................................113
§2.0 несубстанциональности смысла .......................................................118
§ 3. Субъективный смысл: человек в смысловом мире .............................119
§ 4. Понимание текста и понимание вещи. Текст и реальность ...............123
§ 5. Итоги разработки понятий «смысл» и «текст» ...................................129
2. Структурная семантика как метод формального описания смысла 132
§ 1. Синтаксический и семантический уровни структурного анализа .......132
§ 2.Сема как элемент семантической структуры .......................................136
3. Общетеоретическая модель интерпретации ........................................145
§ 1. Текст как модель реальности ...............................................................145
§ 2. Ступени смыслового освоения воспринятого ....................................153
§ 3. Выбор реальности и языка истолкования ...........................................160
Глава третья. Истолкование музыки Д. Скарлатти в контексте различ-
ных образно-понятийных систем
1. Музыкальный язык Д. Скарлатти ........................................................165
§ 1. Идиома как единица музыкального языка ..........................................165
§ 2. Параметры идиомы ..............................................................................171
2.1 Кволифы движения ..........................................................................171
2.2 Контур ...............................................................................................175
2.3 Коренная фигура ..............................................................................176
2.4 Корреляция параметров «коренная фигура» и «контур» ...............17S
2. Примеры интерпретации сонаты К123 ................................................181
§ 1. Общая модель интерпретации в приложении к музыке ......................181
§ 2.Сонаты Д. Скарлатти: к вопросу о форме ...........................................183
§ 3.Трактовка сонаты:
3.1 Музыкально-риторическая логика формы ......................................187
3.2 Описание на языке кволиф движения .............................................189
3.3 Трактовка с позиций смысловой темы ...........................................192
3. Интерпретация через уподобление семических отношений ..............194
§ 1.План интерпретации .............................................................................194
§ 2.Представление идиом в семических категориях .................................196
§ З.Семический анализ музыкального текста в сравнении с вербальным.. 205 § 4.Интерпретация идиом в понятиях избранной реальности ..................209
§ 5.Интерпретация через уподобление логико-семантических структур215
на примере музыки Г. Канчели ..............................................................
Глава четвёртая. Интерпретация текстов в тематическом пространст-
ве картины мира
1. Тематическая структура картины мира ...............................................219
§ 1. Тема как единица картины мира ..........................................................219
§ 2. Учение о темах и герменевтика ...........................................................234
§ 3. Примеры разработки нескольких тем ..................................................238
§ 4. Тематический анализ текстов ..............................................................241
§ 5. Принципы тематического анализа вербальных текстов .....................244
5.1 Предпосылки тематического анализа .............................................245
5.2 Порядок тематического анализа ......................................................246
5.3 Дополнительные замечания ............................................................247
2. Тематический анализ книги Н. Зейфас «Песнопения: О музыке Гии Канчели» .........................................................................................248
• Введение
§ 1. Выполнение анализа .............................................................................249
• Спецификация антиномии добра и зла в трёх субтемах. Тема «слабость» ............................................................................................254
» Введение понятий соотнесённая тема и соотнесённая категория... 255
• О структуре темы «добро и зло» .........................................................256
• «Иллюзорный выход» ..........................................................................257
* Позиции человека перед лицом столкновения добра и зла ...............258
• «Гуманистический стоицизм» ............................................................260
§ 2. О содержании и субтематическом членении некоторых тем. Пересечение тематических полей .....................................................................261
§ 3. Соотношение полученной тематической картины с темами "абсолютной мифологии" ..............................................................................266
3, Пятая симфония Канчели: трактовка в контексте смысловых тем. 273
§ 1. Корректировка общей тематической картины ....................................274
§ 2. Анализ Пятой симфонии ......................................................................276
§ 3. Соотнесение музыкально-тематических элементов с категориями
смысловых тем .......................................................................................281
§ 4. Элементы главной партии в контексте понятийных систем, заданных соотнесёнными категориями ..........................................................284
§ 5. Распределение категорий по темам .....................................................288
§ 6. Трактовка на уровне тематических категорий, на уровне тем и на
уровне образных сфер ............................................................................293
§ 7. Ведущие идеи симфонии ......................................................................298
Заключение ............................................................................................................30.3
♦ Таблицы и схемы
• Нотные примеры
Приложение №1, Категории структурной семантики и возможность их использования в музыкальном анализе Приложение №2. Анализ книги Н. Зейфас: тематическое расположение цитат Приложение ШЗ. Анализ книги Н. Зейфас: общая тематическая картина
Литература
Введение
Предмет исследования
Существуют музыковедческие дисциплины, где в качестве предмета исследования выступает музыкальная ткань и законы её построения; таковы учения о звуковысотной и временной организации музыки, о гармонии и полифонии, о форме и развитии материала. Все названные стороны музыки могут получить строгое и объективное описание в терминах соответствующих теоретических систем. Плодом такого описания будет, во-первых, ясное представление о внешнем, явленном слое музыки, о логико-структурном аспекте звуковой ткани, а во-вторых - понятийное оформление композиционных идей, определяющих структуру данного произведения, и описание стилистических особенностей.
С другой стороны, существуют музыковедческие дисциплины, предметом которых являются аспекты содержания музыки, не сводимые к принципам организации музыкального материала, хотя и связанные с ними. Здесь внутри общего музыкально-исторического направления выделяются музыковедческая отрасль культурологии, биографические исследования, позволяющие восстановить духовный облик автора, его интересы и склонности, определившие направление творческих поисков. Сюда относятся "подспудно" возрастающее в отечественном музыкознании (под эгидой предмета «музыкальная литература») искусство говорить о музыке, не впадая в псевдонаучную схематизацию и бессильное поэтизирование, искусство словесно оформлять те аспекты содержания музыки, которые поддаются такому оформлению.
Всегда предпринимались попытки синтезировать оба этих направления, т.е., подвергая все стороны музыкального текста и языка объективному исследованию, говорить и о содержании, об индивидуальной специфике произведения и стиля, об идеях и концепциях, воплощённых в музыке. Однако для этого приходилось выходить за пределы существующих внутри музыковедения дисциплинарных подразделений, касаться эстетической и философской проблематики (Б. Асафьев), разрабатывать методы комплексного анализа (В. Цуккерман и Л. Мазель). Одной из причин обращения отечественных музыковедов к семиотике (в 1970-80ые годы) было именно стремление ответить на вопрос о связи материального плана музыки с её смысловым содержанием, чему примером является исследовательский путь В. Медушевского.
Напряжение между двумя названными аспектами изучения музыки достаточно велико, чтобы ещё долго двигать исследовательскую работу по описанию с-мыслопорождающей способности музыкальных структур и процессов. Однако на сегодняшний день уже ясно, что никаких "точных методов" раскрытия музыкального содержания быть не может. Проникновение в замысел произведения, осмысление его идейных и духовных потенций, предсказание того преобразующего влияния, которое оно может оказать на обра:? мыслей и мировоззрение слушателя, отталкивается именно от чёткого представления об организации музыкального материала, о форме и синтаксисе, даваемого традиционными музыкально-теоретическими дисциплинами, и - через внимательное вслушивание в звуковые реалии - ведёт к попытке увидеть всё это в контексте общекультурных мировоззренческих идей и в контексте индивидуальных особенностей личности автора или интерпретатора. Понятно, что более-менее точно могут быть указаны лишь этапы такого пути, сам же путь каждый исследователь будет проходить по-своему.
Принципиально возможны два взгляда на природу смысла художествен11 ых произведений: 1) смысл как нечто присущее произведению, слитое с его структурной организацией (или даже тождественное ей) и с недискретными (целостными) характеристиками формы; 2) смысл как особый план бытия, расположенный как бы над материальным планом произведения; здесь возможны разные представления о соотношении этих планов - например, определённые смыслы воплощаются в художественно организованной материи, или же материальное структурирование приводит к тому, что полученные формы начинают выражать собой те или иные смыслы.
Автор настоящей работы выступает против рассмотрения материи и смысла как самостоятельных, хотя и взаимосвязанных планов бытия. Смысл не существует сам по себе, вне идеи и вещи, и потому его невозможно описать, минуя анализ формы и гармонии. Что касается авторских замыслов, а также бытующих в культурной среде идей, выражаемых в произведении, то их удобнее называть именно идеями, а не смыслами.
Итак, смысл музыкального произведения существует только вместе с конкретными звуковыми структурами. Но как же выявить такой смысл, какими словами говорить о нём? Для того, чтобы описать смысл, нужно обязательно "столкнуть" рассматриваемую вещь с чем-то иным, поместить её в контекст образов и понятий, отражающих многие реалии и служащих языком описания.
В контексте каких образов и понятий, на каком языке следует описывать музыкальные реалии, открывая тем самым их смысл? - В принципе, здесь допустим любой контекст, хотя ориентация современного музыковедения на вскрытие объективных закономерностей устройства музыкальной ткани с неизбежностью требует такого языка описания, который базировался бы на хорошо разработанной строгой системе понятий.
Мы же в рамках данной диссертации ставим в качестве основной задачи не анализ музыкальных произведений (всякий корректный анализ обязательно вскрывает имманентный смысл), а изучение общих механизмов осмысления и истолкования музыки, вследствие чего отпадает необходимость использовать в роли контекстов истолкования только научные системы понятий. Напротив, следует брать любые, сколь угодно далёкие друг от друга образно-понятийные поля и помещать в них музыкальное произведение или отдельные его элементы («музыкальные слова»), наблюдая за тем, как будет происходить их связывание с теми или иными единицами таких полей,
Итак, предмет нашего исследования - не сами музыкальные произведения, а то, как они, будучи восприняты, облекаются в образы и понятия, живущие в нашем сознании, - в те образы и понятия, в которых отразился опыт взаимодействия человека с миром.
Никакие субъективные образы - в том числе и те, что складываются в момент восприятия музыки, - не могут сформироваться без неосознаваемого «прохождения» чувственных данных сквозь всё содержание накопленного опыта. Однако нас будет более интересовать то, как музыкальные образы связываются с теми образами и понятиями (в том числе внемузыкальными), которые оформились ещё до восприятия музыки, - связываются, тем самым являя свой смысл, делая его доступным слову или, по крайней мере, внесловесному образному мышлению.
Настоящую диссертацию, в целом, можно отнести к числу работ, посвященных изучению содержательных аспектов музыки. В ней обобщается значительная часть отечественной музыкально-семиотической литературы, вышедшей в течение последних 30 лет (с привлечением некоторых зарубежных работ); соприкасается она и с музыкально-культурологическими исследованиями, которые постепенно пробивают себе дорогу в музыковедение (см., например, монографию В. Вальковой «Музыкальный тематизм - мышление - культура» [23]), Однако актуальность данной диссертации заключается, на наш взгляд, прежде всего в новой расстановке акцентов: в центре внимания оказываются не автономно рассматриваемые музыкальные тексты, не словари музыкально-риторических фигур и тем более не поиск скрытой программности, имеющей корни в обстоятельствах личной жизни композитора или в его идейных установках, а истолкование музыки как таковое. При этом истолкование изучается
средствами не психологии, но прежде всего философии, с использованием некоторых принципов, сложившихся в структурной лингвистике и герменевтике (диалектика "понимания части - понимания целого" и др.). Мы предприняли попытку заключить союз между музыковедением и философией, однако союз этот заключён с целью описать не сущность музыки (как то бывало ранее), а сущность её образно-понятийного истолкования.
Междисциплинарный характер работы Рассмотрение воспринятого объекта в контексте различных образно-
понятийных систем, а в конечном счёте......в проекции на тот или иной план или
фрагмент реальности, называется интерпретацией или истолкованием1.
Герменевтика как искусство и теория истолкования (учение о его правилах) стоит над практикой толкования текстов, хотя и не может развиваться вне такой практики. Основная цель разделов нашей работы, в которых герменевтическая проблематика играет ведущую роль («К теории интерпретации», «Примеры интерпретации сонаты К 123», §§ 4 и 5 раздела «Интерпретация через уподобление семических отношений», трактовка Пятой симфонии Канчели) - это вскрытие философской сути самого феномена интерпретации и построение её обобщённой модели. Конкретные примеры истолкования сонаты Д. Скарлатги, идиом его музыкального языка и V симфонии Г. Канчели рассматриваются не с целью выявить тот многоуровневый "истинный смысл", который стоит за звуковыми формами (или слит с ними), а ради иллюстрации работы полученной модели, ради той детальной корректировки отдельных шагов истолкования, которая возможна лишь на практике.
Изучая истолкование художественных произведений, мы неминуемо должны говорить об интерпретации не т