автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Историческая эволюция греческого национализма (эллинизма). Критический анализ

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Авраам, Менелаос Иоаннис
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Историческая эволюция греческого национализма (эллинизма). Критический анализ'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Историческая эволюция греческого национализма (эллинизма). Критический анализ"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛгЕША, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЕ РЗЗСЙЩЗ! И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТБЗШКЙ УНЙВЕРСЖТ :ЕЖШ М.З.ЛОМОНОСОВА

(ШШ-1АЛ11315РОВЖ"Ж СОВЕТ /К 053.05.64/

историческая ззоиция

грзчзского шщиошшша /ашнкзмл/ критический анализ

Спашальнссть 09.СО. 03. - ;:стор:*я пллссати:

АВТОРЕФЕРАТ

диссертсгзпх на соискание учено:: степени кагшгата философских наук

Ка яравах рукописи

АВРААМ Иекелаос Исанкис

"УДК. I нЬГ-

■юсква - 1991

Работа выполнена на кафедре истории марксистской философии философского факультета Московского государственного университета имени '.'.В.Ломоносова

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор С.Т.Калтахчян Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор С. 1.5. Брайович. кандидат философских наук и.й.Еевчук

Бестдая организация: Университет Дружбы народов ил. Патриса Лумумбы, кафедра философии.

Защита состоится " 16 " ноября_1991 г.

в "_" часов на заседании Специализированного Совета К.053.05.64

по философским наукам Московского государственного университета имени М.Б.Ломоносова по адресу: Москва, В-234, Ленинские горы, 117, 1-й корпус гуманитарных факультетов, II этаж, аудитория 1156.

С диссертацией можно ознаког/иться в научной библиотеке им. А.М.Горького /1-й корпус гуманитарных факультетов Ш7/.

Автореферат разослан "_"_1991 г.

Ученый секретарь Специализированного Совета

Г. ОЕДАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ'

Актуальность проблемы. Три фактора синтезируют и определяет актуальность настоящего исследования. Первый - естественно этко-исторический, непосредственно связанный с естественно-историческим существованием и состоянием национального субъекта, его внутренней потребностью и волей познать и осознать себя в национально дифференцированном мире. Процесс национального самопознания как необходимая предпосылка включает в себя в качестве своего сущностного элемента изучение национальной истории. Составная часть последней - исследование истории национализма, являющегося тем общественно-политическим и идейно-психологическим явлением, пронизывающим в той или иной мере, в той или иной форме структуру общественных отношении.

Исследование истории греческого национализма.способствует формированию целостного представления о его места, роли и влиянии на общественную мысль и общественную практику различных классов и политических партий греческой нации в процессе её формирования, становления и развития. Оно способствует выявлению всех сторон, моментов и уровней национальной и националистической проблематики, ставит проблему периодизации греческого национализма и изучения его конкретного содержания на различных этапах исторического развития нации. Вместе с этим оно раскрывает внутренние и внешние причины его проявления, трансформации и .метаморфоз и делает воз-можным,через анализ и синтез исторических событий, и националистических теорий, выявить как общие закономерности, так и специфические особенности проявления националистической идеологии, и политики.

Изучение исторической эволюции греческого национализма необходимо еще и потому, что оно тесно связывает прошлое и настоящее, открывая таким образом возмояность всестороннего понимания содер-ланпя и сущности современных националистических концепций. Возврат к историческим фактам и теоретическим источникам, сравнение прошлого с настоящим позволяет выявить степень жизнеспособности, масштабности и функционирования современного национализма, определить степень преемственности националистических идей, раскрыть современный характер и политическую направленность.

Следует отметить, что исследование исторической эволюции греческого напгшоналпзма объективно связано с изучением национальной истории, которая рассматривается необходимой предпосылкой,

обеспечивающей национальное самопознание и национальное самосознание. Без этих факторов просто нэ возможно существование национального субъекта. Это исследование несёт в себе момент естественно постоянна": актуальности, поскольку оно воспроизводит национальную проблематику и затрагивает, не только исторические, но и современные проблемы политического и культурного развития греческой нации е национальности.

Второй фактор, определяющий актуальность настоящего исследования - национально-политический. Он обусловлен существованием и столкновением острейших национальных противоречий, характеризующих современное состояние греческой нации и национальности /кипрская проблема, турецкие требования на Егейском коре, межэтнические конфликты в Западной Фракии, где живёт турецко-мусульманская обжина, турецкие провокации против Константинопольского греко-пра-вослазного патриархата, "македонская проблема',' северо-эпирский /албанский/ вопрос и др./.

Особое место среди этих национальных проблем занимает кипрский вопрос. Все разновидности греческого национализма, необходимо отметить, в равной.степени в турецкого - историческая, лингвистическая, культурная, религиозшя и т.д. ~ которые в той или иной форма.рассматриваются в данной работе, находят благоприятную почву для широкого распространения и развития на Кипре. Именно таы происходит острое идейно-политическое и культурно-психологическое противоборство между представителями греко-кипрской и турецко-кипрской национальных общностей острова. Антагонистическая борьба между греческим и турецким национализмами является не только одной из главных причин, препятствующих справедливому урегулирования кипрского вопроса, но и одним из существенных факторов, угрожающих ликвидацией независимого кипрского государства и окончательным разъединением кипрского народа. Следует подчеркнуть, что необходимость исследования исторической эволюции греческого национализма вызвана в основном объективным ходом этнического п национального конфликта на Кипре.

Третий фактор, делающий настоящее исследование актуальным -международный. Дукаеется, что никто не может подвергнуть сомнении тот факт, что современное человечество стоит перед лицом величайших по своей сложности социальных противоречий и национальных проблем. Общественные процессы в мире характеризуются многообразным столкновением противоречивых тенденций этносоциального

а нациоисторического раззатвл. Обострение национального ззпрога з каровом касзтабе выступает, зо-перзкх, как результат неравномерного развитая мзра, аесправедлявой структура и функционпрсза-н?.я дэнтроз и механизмов международного разделения труда, во-вторых, существования исторически нерэкенных национальных дроблем, ставших полем борьбы кеэду различными яацяяда, в третьих, осознания. некоторыми нациями своей национальной гшдиЖеренцирсваннооги, развития их национального самосознания и попыток их утверждения з ияровоа сообществе посредством создания и признания оззей независимой, самостоятельной национальной государственности - сопровождается небывалым ранее развитием и проявлением национализма.

3 создавшихся условиях исследование любой формы и разновидности национализма, тем более его исторической эволюции, не только обогадает научное изучение /национализм как объект научного познания/ этого многообразного явления, не только способствует /через сравнительный анализ различных форм национализма/ выявлении как общих закономерностей, так и специфических характеристик его проявления, но и позволяет выработать общую стратегию и конкретную тактику преодоления его и в национальном, и в ¡яровом масштабе. ...

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертации - исследование исторической эволюции греческого национализма, анализ его конкретно-исторического содержания на различных этапах национально-политического развития Греции, рассмотрение его идейно-политического влияния на Кипре. Для реализации поставленной цели з ходе диссертационного исследования решаются следуюпие задачи:

-применить научную методологию для рассмотрения греческого национализма как качественно нового, по отношению к добургуазным идеология?.!, этносоциального, обаэственно-долити-чаского и культурно-психологического явления;

- на основе применяемого методологического подхода к проблемам нации и национализма разработать и провести новую периодизацию исторической эволюции греческого национализма;

- на основе предлагаемой периодизации показать место и рель национализма на ка-щом новом этапе развития греческой нации, выявить и определить псторико-политическне раккв и причины, которые обуслозлзвазт его проявление и развитие;

- показать многообразие проявлений национализма как долидент-

рнстского явления, тесно связанного с исторгай, традициями, языком, культурой, религией и т.д. В связи с этим - рассмотреть историческую, лингвинпстЕческую, культурную в религиозную разновидности греческого национализма;

- раскрыть реальное содержание понятия "эллинизм", представляющего собой греческую форму национализма ;

- выявить причины, обусловливающие современное проявление греческого национализма ;

- поставить вопрос о соотношении технократической идеологии в национализм, показать степень их противоречивости и взаимообусловленности ;

- исследовать и критически проанализировать современный религиозный, грекоправославный этноцентризм, представляющий собой одну из преобладающих разновидностей греческого национализма;

- разработать этносоциальную теорию соотношения нации и национальности, и на этой основе критически осмыслить идейно-политическое .влияние "эллинизма" на Кипре..

Степень -разработанности проблемы. В греческой а кипрской историко-философской и-общественно-политической литературе уделяется явно недостаточное внимание проблемам истории, идеологии в по-летики национализма. Отсутствуют работы не только по теоретическим и методологическим вопросам нации а национальных отношений, но и работы по исследованию греческого национализма как общественно-политического и культурно-психологического явления, оказывающего огромное влияние на национально-политическую.историю и этно-ку-льтурную жизнь греческой нации к нацконгльностй.

Это обстоятельство в определённой стелена затрудняло исследование проблемы, предлагаемой в настоящей диссертации, автор которой был вынужден избрать, классифицировать и анализировать огромный историко-философский, общественно-политический и культурно-религиозный материал, чтобы провести периодизацию исторической эволюция греческого национализма и оценить его конкретно-историческое содер,такие га различных исторических этапах национально-политического развития Греции. - —

Однако несмотря на то, что в научной литературе исследование проблемы исторической эволюции греческого национализма специально не разработано /явление "эллинизма" как конкретной формы греческого национализма вообще -не исследозано/, необходимо отметить, что отдельные положения, стороны и моменты идеологии и политики нацио-

валвзма содзргатся во многих работах грэчдскзх исследователей, '¿о.'гло выделить три группы работ, на которые-автор опирался при разработке темы настоящей диссертации: I/ историчаски-анформакю-кныет В этих трудах содержится очень богатый и ценный катериал об историческом, политическом и культурном развитии Греции, необходимый для конктзряо-асторического изучения, проявления а развития греческого национализма. .Методологическая и теоретическая разработка этого материала позволила научно подойти к проблемам периодизации нацйоналазма и оценки его конкрзтно-историческо-го содержания я характера.

2/ критические. В этих исследованиях рассматриваются отдельные аспекты национализма, проявляющегося в различных сферах общественной деятельности ладей, затрагиваются проблемы взаимоотношения национализма, с одной стороны, и истории, политики, языка, культуры, религии - с другой. Особо выделяем научные труды Г.Кор-датоса, играющие, на наш взгляд, больаг/а.роль в процессе демифологизации греческой.национальной.истории......- • -

.....3/ работы, которые.посвящены исследованию проблемы национальной . зависимости Греции0. В этих трудах фиксируется основной "па-

1. История греческой нации. Т. 1-13. А. 1571-1979 ; Греция -Кстория-Цивилизация. Т. 1-10. А. 1978-1983 ; Вакалопулос А. История нового эллинизма. Т. 1-7..Ф. 1961-1986 ; Псирукю.Н.История современной Греция /1940-1967/ Т.1-3, 2-е изд. А. 1960; Сзоронос Н. Сборник статей по новогреческой истории и историографии. 2-е изд. А. 1967 ; его .те Обзор новогреческой истории. 7-е изд. А. 1953 ; Вергоцулсс К. Национализм и экономическое развитие А. 1978 ; Эллинизм и Зллинст-во. Идеологические и жизненные оси новогреческого общества А.1963

и др. /все работы на греческом языке/.

2.Кордатос Г, История новейшей Греции. Т.1-3. .А. 1958; его же Социальное значение греческой революции 1821. А. 1973; его же Димо-тнцизм и логнотатпзм. 2-е изд. А. 1974 ; его .т.э История византийской империи. Т. 1-2 А. 1960; Скзсрос Г. Избранные труды А. 1976; Пг.зриотнс Г. Социальное значение идеологии дг.мотнцизма, 4-е изд. А. 1980 ;Глинсс Д. Современные проблемы эллинизма. 3-э изд.А. 1983; Руссос П. Пособие новой истории Греции 3-е изд. А. 1984 ; /все работы на греческом языке/; Зорбалас С. Неофашизм в Греции /19671974/ :,!., 1961.

3. Кордатос Г. Вмешательство англичан в Греции 2-е изд. А. 1973 ;

гадо:-:с"гречэс:-:о;": националистической вдеологЕЕ к политики , суть которого состоит в тог., что греческая "национальная" буржуазия, одновременно с проповедызаяием и распространением "национального духа", создала все условия для структурной зависимости страны от, каждый раз, более сильного представителя иностранного империализма.

Все вышеуказанные работы способствовали з той или иной форма и появлению данного исследования, задача которого заключается в рассмотрении греческого национализма как исторического и целостного явления.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: I/ впервые не только в советской, но и в греческой п кипрской историко-философской литературе делается попытка иселздс вания греческого национализма в его исторической эволюции. Расой рпзаится этносоциальные предпосылки его.возникновения, становления , развития и современного проявления. Исходя из конкретно-пстс рического анализа национально-политической истории Греции зыдвпге ется новая периодизация греческого национализма, на основе которой выявляются: а/ степень^прогрэссивности и реакционности национализма на различных-этапах греческого.национально-политического развития ; б/ этапы трансформации его политического, и идеологического проявления; в/ уровень исторической преемственности националистических идей ; г/ причины, обуславливающие его современное my¡ абонирование;

2/ впервые предпринимается попытка раскрыть реальное содер.-к кие понятия "эллинизм", представить к критически рассмотреть его "греческое" понимание и трактовку, которые принципиально отличают оя от общепринятой исторической < интерпретации. -Эта интерпретация заключается в том, что эллинизм обозначает определенный хронологический период в истории рабовладельческого общества, котор> охватывает три столетия - от 334-324 г. до н.э. /время завоеванш Александра Македонского/ до 30 г. до н.э., когда последнее круп-

Деллаграккетикас Г. Национальная зависимость в годы раскола А. 1985 ; ЛЕГнадвс А. Иностранная зависимость в процессе развития новогреческого государства /1622-1945/ А. 1975 ; Сикоцулос К. Иностранна1: зависимость, ненависть к грека;,; и подчинение. A. IS80 ; Самарас Г. Государство к капитал в Греции А. 1576 ; в др. /все работы на-греческом языке/. •

нее государство Восточного Средиземноморья Зггпзт бкл покорён ?«ком. 3 этот нерг.ед прсазопш значительные сдвиг:; в зконогзкз, пеллтжз, культуре, общественном. сознан;;:! ; зародились пдел - :-:а-702:3, ф!лософскг.з, остетглеекзо, релзглозше, которые сыграл;: значлтзльяую роль з раззп^?. человеческого общества. Зто была эпоха взаимодействия а ззанмеооогащзпил: культур разных народов мира. Большую золь з это:»: лрецзееэ сыграло распространен:« гречз-скоЗ культуры.

В дассзртахСЕ впервые понятие "эллинизм" рассматривается как конкретная форма национализма, проявляющаяся в сферах идеологии, пештака, социальной практики, психологи;: и культуре. Показывается, что эллинизм фактически отозаестздяется с панэллинизмом, термин, который нз употребляется в греческой я кипрской литературе, но который вполне адекватно отражает националистическую идеологию как пантюркизм, пангерманизм, панарабизм и любое паннацаональное течение;

3/ впервые греческий национализм рассматривается как многоаспектное явление с полицентристским проявлением. В связи с этим исследуются не только политическая, ко и лингвистическая, историческая, культурная и религиозная разновидности греческого национализма - эллинизма. Эллинизм трактуется националистами и как синоним диахронической нации и как синоним экстерриториальной национальности. Эллинизм - это греческая природа п история, культура и религия, психология и характер, язык и традиция в их уникальном и исключительном развитии. Эллинизм - это чисто греческое этическое и эстетическое понимание природы и общества, это особый греческий способ мышления г. действия. Эллинизм - это греческий особый "национальный биос", т.е. особый способ и образ зизни. В идеологии эллинизма греческая православная: вера - это начато :; конец мировой нравственности. Греческая культура - это альфа и омега мировой цивилизации. Греческий дух - это точка откровения мировой езободы.

Особое место в диссертации занимает критический анализ идео-

I С:.:.: Ранович А.Б. Злликизм п его историческая роль. \'.-Л. 1930; Зельзн К.л. Кзкоторыз оснознке проблема истории эллинизма // Советская археология. !.!. 1255 Т. ЦП, С. 95-108 ; Эллинизм: экономка, политика, культура. .".;. 1290.

логин злшкфуи®, которая, ло кгиещ кнэнгю, является самой вел:-; зтзуюдей разновидностью современного греческого запгокалвзйа. Следует ответить, что тер;,хны "эдлпнофплъ:" г "эллинофпльстзо" зле вые вводятся нами в греческий историко-философскую литературу для характеристики греческого романтизма и религиозного традицис— налпзма. При использовании этих понятий ьн исходили из презедёк-:-:ого сравнительного англеза .".хрогоззрекчгекпх взглядов славянофилов /в частности Киреевского, Уомякова, Аксакова, Леонтьева, Данилевского, Зенькозского и други:с/ и представителе:'; греческой кед дравославной пколк;

4/ впервые на базе этносоциальной теории соотношения /различения/ понятий "нация" г "национальность", теоретически разработанной советские учёными, в частности философом Калтахчаном С.Д. рассматривается этнически;: и национальный конфликт на Кипре ке.?.-лу двyi/л вацпональшах общностями острова кппркота.'.т.-грэкама и киприотами-турками, с одной стороны, и !,:е.тду дзукЕ национальны:." гоеударствамк-"мзтрополнямн" Грецией и Турцией - с другой.

Kai: показано в диссертации политическое отождествление нации и национальности /на примере Кипра/, являющееся теоретической основой идеологии а политики как панэллинизма, так и пантюркизма, последовательно ведёт к подрыву суверенитета Кипра, ликвидации независимого Кипрского государства, разъединению кипрского народа и разделению острова на две части, их подчинение двум "национальным материкам".

Различен:« х ss понятий "нация" и "национальность", подчёркивание преобладавшего значения для первого национально-государственного момента, и для второго - этно-культурного, способствует выдвижению то:': политической альтерыасиьа /в кааек 'примере предлагается политическая денационализация кипрского вопроса, т.е. исключение всякого рода политического вмешательства со стороны двух "национальных центров" во внутренние дела независимого Кипрского государства/, которая помодет сохранению единства Кипра г, его народа.

I. cíe различение производится не как произвольно-субъективная акция, удовлетворяющая тем пли иным политическим требования:',: и потребностям. Оно необходимо уже как исторически слозвзкаяся реальность, которая определена прежде всего возникновением, станозлэни-ем и развитием ::;:дрского общэгосугарствэннзго саьхюозканея..

Научно-практическая значимость работы.!..атерпалы диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях по методологическим и теоретическим вопросам о национализме вообще и греческом национализме в частности. Основные результаты и положения работы, поскольку они открывают новые ракурсы в исследовании истории, идеологии и политики греческого национализма, могут быть применены при изучении национально-политической истории Греции и Кипра, Отдельные материалы могут быть учтены и применены в исследовании проблем идеологии, политики, культуры и религии. Кроме теоретической значимости результаты диссертации имеют и практическое значение. Они могут быть использованы в качестве теоретической основы для политической деятельности против национализма.

Апробация работы. Основные положения диссертации освещались . автором и обсухдались в аспирантском семинаре под руководством кандидата философских наук Петренко Е.Л.. Диссертация обсу-дена на заседании кафедры истории марксистской философии философского факультета 1ИГУ и рекомендована к защите.

П. С0ДЕР2АНИЕ РАБОШ

.Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, шести параграфов, заключения и списка литературы.

Во введении рассматриваются некоторые основные проблемы методологического характера, без исследования которых провести сущностный анализ национализма просто невозможно. В зависимости от способа их решения определяются постановка, рамки и логическая структура самого исследования. Речь идёт об исходных теоретико-практических посылках рассмотрения национального явления. Первая проблема - логико-познавательное раскрытие его содержания. Здесь необходимо раскрыть содержание и сущность понятий "нация" и "национализм", их взаимоотношения; Вторая проблема - их пространственно-временное возникновение. Когда, где, и самое глазное, почему они возникли именно в это, а не б другое время ; Тпэтья проблема - периодизация исторической эволюции национализма.

Эти проблемы автор диссертации попытался решить исходя из конкретно-исторического анализа, во-первых, процесса этносоциального развития греческой наши, а, во-вторых, процесса нацнокально-псллтпческого развития Греции. Решению этих проблем способствовало и применение методологической основы материалистического понимания истории, а так^е марксистская псторико-экономическая этно-

остальная теория нации.

Нешая глаза д::ссе?тац:::: -"Этносоциальные предпосылки хорг.д:-дезакдл, становления и развития греческого национализма" - состоит из двух параграфов.

Ъ первом параграфе рассматривается период хор:.н:рования :: становления греческого буржуазного национализма /вторая половина 77Z в. - 1632 г./, сгпкспруЕТОЯ и анализируются содпально-классо-зкз и псгорпхо-полнтпческпе предпосылки, которые его обусловливали. Псследозакгз этого периода показало, что гречески:: национализм на первоначальном этапе своего проявления представляет собой национализм угнетённой нации. Он характеризуется идеологией :: полп-тикой национального освобождения и национально:: независимости. Зго основания цель - образование греческого самостоятельного государства. Идеология и политика такого рода гормирустся в условия:': национального гнёта и национальной зависимости и проявляется как еди-"¿я сила тогда, когда в сил}1 внутрзнявх в внешних закономерностей /прежде всего экономических/ образуется новые национальные силы и классы - носители интегральной национально освободительной идеи, способные довести национально-освободительную революцию, по крайней мере, до формального её завершения.

Греция второй половины ХШ - и начала XIX вв. испытывает влияние исторических процессов и революционных событий европейского пространства. Это страна, ь которой сталкиваются противоречия переходного периода от феодализма к первоначальному капитализму, носящие структурный социальный характер и касающиеся всей системы общественных отнощеннй. В этом процессе усиливается тенденция перехода от культурно-территориальной к экономически-политической общности, от общинной к государственной жизни, от общинно-провинциальных к. общественно-национальным отношениях, от этнического и религиозного к национальному самосознанию. В этом этносоциальном процессе значительную и режающую роль играет формхрующаяся наш:опальная буржуазия. Она переживает прогрессивную стадии своего развития. Её сущностное стремление - создание внутреннего национального рынка и самостоятельного национального государства, через которые будут реализовываться её классовые интересы и классовое господство, утверждаться её нравы, культура и идеология,

Идеологическим выразителе:.; национальной идеи и нацнонально-оззободительной буржуазной революции явилось греческое проевзтител: сгзо. В этом параграфе отмечается прогрессивная роль греческих

просветителей в революционной борьбе, их сгроьзай зклг; з процесс национального самопознания и сольное влияние на формирование эт-но-культурного и национально-политического самосознания греков.

Однако выявление и подчёркивание прогрессивного содержания и характера греческого суржуазного национализма - только одна сторона/позитивная/ его первоначального проявления. Проведённый анализ первого периода его торихрованил к становления показал, что существует и вторая /негативная/ сторона, в которой отразится утопические и романтические идеи национально-политической стратегии греческой буржуазии. Утопизм к реакционность первоначального греческого национализма заключаются з сохранении возвышении в нём "игляерского силкрома" александрийского или византийского типа. Речь идёт об идее-проекте создания великого государства под эгидой Греции, которое снова призвано возглавить мировое развитие. Кдеологпя и политика такого рода препятствовали развитию взаимопонимания между балкански® народами, созданию единого фронта з борьбе против Османской истерии за их национальное освобождение и стали основой развития и распространения шовинизма и недоверия между ними.

При исследовании первого периода /как и последующих/ эволюции греческого национализма мы руководствовались положением о двух' тенденцияхразвившощзгося капитализма в национальном вопросе. Изучение взаимосвязанных закономерностей развития национальной действительности, с одной стороны, и ыез-дународного разделения труда - с другой, способствовало научному пониманию причин проявления национализма, определению пределов его прогрессивности и реакционности, различению национализма "нации - субъектов" и "наций - объектов".

Ео втором параграфе рассматривается второй период эволюции греческого национализма. Второй период - самый больщой /с точки зрения продолжительности, - 1832-1922/, в предлагаемой нами периодизации. 3 это зре.мя формируется и проводится новая стратегическая линия греческого национального развития. Два процесса выражают её спещ'.фпку, и определяет одновременно рамки движения и развития национализма, его форму и содержанке. Во-первых, это внутренняя политика организации возникающего национального государства и, во-вторых, знещняя политика, стремящаяся к греческой национальной интеграции.

Как первая, так г. вторая создали необыкновенно благоприятную

почву для перманентного производства и воспроизводства национализма, разработки и выдвижения монолитных концепций в форме единой и неразрывной национальной психологии и характера, культуры и мышления. Обе основывались на идее национального единства как главнейшей предпосылки для внутреннего национально-государственного возрождения и национального освобождения греческих территорий и соотечественников, оказавшихся за пределами национального государства.

Классовый момент, хотя и проявляет себя в реальной гизни, однако постепенно выпадает из поля зрения "греческой идеологии", он почти полностью подчиняется национальному моменту. Идеологическое пространство в течение одного столетия полностью охвачено национализмом как единственной безальтернативной национальной идеологией, которая поставила перед собой цель привести нацию к национальной интеграции, объединяя в единое целое нацию, национальность и государство.

. Учитывая тот факт, что различие мезду нацией и национальностью, национальностью и национальным государством - необходимый момент научного познания национального явления,автор обращает внимание на необходимость конкретно-исторического рассмотрения и оценки теоретико-политического отождествления нации, национальности и государства. Элементы зреыени и пространства,в рамках которы: движутся национальные процессы, а такге необходимость учйта роли и места национального субъекта /угнетающая или угнетённая нация/ требуют многостороннего исследования формы и содер:;;анпя любой политики, которая отолдествляэт вышеупомянутые гносеологические категории и этносоциальные организмы. На примере Греции отокдествле ние нации, национальности и государства имело как прогрессивное, таг: и реакционное значение. Зго прогрессивность заключалась в пог литике о свободе кия греческих территорий от османского ига и европейского империализма. А реакционность - в политике греческого буржуазного экспансионизма против других государств, в пределах которых, в силу исторически сложившихся отношений, кили и предста вители греческой национальности.

Идеология и политика национальной интеграции способствовав возникновению двух новых понятий, быстро охвативших политическую и идеологическую надстройку греческого общества и этико-эс тетическое мировоззрение греков - "эллинизм" и "Великая идея". Понятие "эллинизм" отражало всю структуру отношений общественно-

исторической деятельности греков, их пространстзенно-зрэмзнное существование, г .-такте их особую историческую кпсси:: в :.з:рз :: ойку-меннческоз назначение. "Зеркал идея" прзпотазляла собой политику греческой машинальной интеграции, практическая реализация которой дала бы эллинизму езсё "естественно-историческое лицо". Единство нации з пространстве г. времени составляло идеологическую и политическую сущность "Великой идеи". Злдиниз:.: з его многоаспектном значен:::: ;: прэ::-дэ всего его интерпретация как совокупности всех греков, составлявших еддауз, даколгтауэ п неразрьзную'нацию, вне зависимости от того, где они .-.ивут, стал её предметом :: самоцелью.

Теперь все государственные, политические и церковные механизмы ¡штаэтся йдеасгзЕровать эти понятия. Предпринимается крупномасштабная акция обоснования естественно-исторических прав греческого народа. Природа, религия, язык, культура, история и т.д. становятся предметом культа и возвышения, абсолютизации :: идеализации грэческой нации. Характер и масштабы этой попытки иллюстрируются в диссертации многими примерам из области взаимоотношения, с одной стороны, нации, а с другой - природы, религии, культуры, языка к истории. Особо рассматриваются и анализируются ликгзистичес-кая и историческая разновидности греческого национализма.

Зтооая глава носит название "Переориентация греческого нацно-налнзма. Третий пэриод его эволюции. 1923-1974 гг.". В рассматриваемый период греческий надаонаявзи характеризуется определённой трансформацией своего содержания, направленности и фор:,: проявления. Основная причина этой трансформации - существенное изменение национально-территориальной, социально-экономической и обдестзен-но-политгческой действительности Грэц::;:. 3 отлг.чг.е от предыдущих двух периодов третьецг присуди перемещение и дк^ерзнпдацкя противоречий, определяющих характер и сущность греческого нацдонализ-ма на новом этапе. Главная тенденция, прокгзнвакцая его идеологию и политику, теперь определяется переходом от противоречия ме.-кду "нацией, национальностью и государством" к внутреннему противоречию мзщду"кац::зй и народом". Первый параграф посвящен анализу именно этого противоречия. Борьба мз;:щу трудом и капиталом как господствующий, структурный элемент развитая греческого общества п как созрззшзэ зсэобщзэ противоречие, определила, в конечном итоге, всё многообразие политических кризисов и идзалогических конфликтов, сделало отчётливым соцееильную дифференциацию нации и

и клазссзуэ tíopicy внутри неё.

Анализ исследуемого периода показал, что в идеологической надстройке классовая tíopbda проявилась как -борьба мегду национализмом в качестве официальной государственной идеологии и социализмом как новым мировоззрением yus организованного демократического и рабочего движения. Греческая бурзуазвя как господствующий класо нации была заинтересована в укрытии социально-классового содержания данного противоречия. Отождествляя свои интересы с нацией и национальными интересами , ока выдавала за естественную наследницу национальных традиций и единственную национальную сил~ , способную руководить национальным развитием. Любые действия, направленные против её интересов, воспринимались как антинациональные, противоречащие исторической судьбе нации. дз.падение рассматривалось как упадок и конец нации. Таким образом, иззрацая смысл понятий - "национализм" и "социализм", отожествляя первый о патриотизмом, а второй - с антидатриотизмом, она выработала то необходимое противоречие, распространение и утверждение которого позволило ей свободно защищать своё господство и нейтрализовать или, по крайней мере, контролировать своего -классового, .противника. Речь идёт о выдвижении и узакскванз: искусственно созданного.противоречия мэкду "кациональнс шслящемк" и"кекацзонально" ггыслащ!.\ш представителями нации. На основе именно этого противоречия греческим Сур-куазнюм государством был:: совершены крупномасштабные преступления против народного и демократического дзиленпя.

Искусственное разделение на "национально мыслящих" и "некацпо-нально мыслящих" как вариация противоречия ме.-хду национализме:.: :: коммунизмом, бур.дуазиэй и рабочим движением имело два ззаимосвязан-ннх аспекта: во-первых, оно показало стремление господствующего класса доказать, что коммунизм является инородным, по отношению к нации, телом, вредным и неадекватным национальны:,! традацаяя и национальной истории явлением; во-вторых, оно было превращено буржуазией в идейно-политическую истину и абсолютную национально-гс-сударстзанную аксио:,у, т.е. сущность противоречия мэдду "национально мыслящими" и "кенационально мысляци;.Д! "заключалась именно в тс:.:, что только в рамках функционирования этого противоречия была разрешена и зозмз.кна смена государственно:: власти /подразумевается только в пределах этноцентризма/. Таким образом распространение :: возведение в закон противоречия "национальное - антинациональное", исключало, с одной стороны, возможность нормального руккпдоннро-

закия правового государства, а о другой - участие в политической борьбэ за с;.:зну политпчзско* власти "нэкацкокально золящих" с::л.

Исходя нз анализа зыд-зуломянутого яротлзорзчпя, проязпвжзго себя Kai: оснозкоэ противоречие, црсзпзывазщзе всю структуру общественных стяэззкпЛ в Грэцип, диссертант делает вызол о то:.:, что рассматриваем:: период характеризуется особой тенденцией, главкой чертой которой является переход от определённой формы "правового государства" к "государству национально мыслящих" пли к "этноцентристскому государству", от примата гражданских прав человека к их абсолютно^ подчинении национальной воле государства.

Рассматривая юридические и политические взгляды националистов /диктатора Метаксаса К., законодателей фашистского режима Кумаро-са Н. и Ианиуваса Г., академика и бывшего президента Цацсса К./, автор раскрывает рзашюшдго сущность теорлл"кацпокальной вод:" и вытекающей из нзё законодательной акции разьедпнзния и различения понятий "нация" и "народ". 2ели раньке источником власти являлся народ /золя большинства/, то сейчас естественным естишшм источником власти считается нация. Изменение очень существенное, поскольку оно означало перенесение источника.власти от народа как конкретно-исторического действующего и творческого субъекта, свободно определяющего свою политическую систег.!у, управление и общественное устройство, к нации как некой абстрактной существующей силе, производящей некую всеобщую национальную золю, которая в свою очередь, вне зависимости от конкретно-исторической воли народа, должна.была воплотиться в государстве и управлять национальным развитием. А народ? Получается, что конкретный действующий народ представляет собой лиев настоящее наци::, только её момент. Следовательно, задача народа - не творить' историй,' а; просто повторять и продолжать её з рамках, установленных apriori, вечно существующей национальной волей.

Таким образ о::, народ ливзется творческих способностей и исторических возможностей, ибо его жизнь и деятельность предопределены национальной золей. Народ, конкретно-исторические люди - это только модусы, лишь формы проявления национальной- золи, рабы и простые исполнители национального духа. Белл, народ отклонится от национальной золи, то он обречён на гибель.

Этл взгляды, составившие основу антинародной политики греческой буржуазии, дали её идеолога:»: ключ.для произвольного и садистского толкования идей свободы, демократии л ■ определения 'пути на-

удокальксго развития.На основе искусственного противоречия между национально мысля:::::;::: :т ненационально мыслящими :: под предлогом "2нгцн2дзонально'Л коммунистической опасности" дзатдн произошли государственные путч:: и установлены военные Д;ткд2?уры/193о-IS40;l£-67-I974/, что и показывает абсолютное господство :: реакционную сущность национализма на третьем периоде его исторической эволюции.

Б диссертации фиксируется еде один существенный аспект идеолог::;; и политики греческого национализма - противоречие между национализмом как господстуюжей идеологии, с одной стороны, и политикой национального подчинения - с другой.

Во втором параграфе рассматривается второй переход, характеризуем: "Л изменения в идеолог;::: и политике греческого национализма - переход от нацконатьно- территориального экспансионизма к национально-духовному космополитизму. Зто изменение явилось результатом краха "Великой идеи"эллинизма и глубокого овизения 5* осознания господстрдаш классами бессилия греческого государства в проведении козой великодержавной экспансионистской политики.

Постоянное вращение теоретических исканий представителей греческого национализма вокруг противоречия " национальное-антинациональное" потребовало и постоянного развития этноцентристской теории, её непрерывного распространения и внудекия з сознание народных масс. Эту задачу идеолог;: национализма пытались резать отработкой двух тенденций этноцентризма - национально;! эзотерпчкости и национально:! экзотеричностп. Первая тенденция должна была идеализировать к абсолютизировать национальное ".1", вторая же - показать его превосходство над национальным "другим". Первая тенденция вела бы к утверждению, во-первых, абсолютной и моно.дитной духовной национальной одкородност::, во-вторых,абсо-лзтной национальной сущности человека, :: в-треть::х, национального солипспз:.:а. Зторач же—к утверждению, с одной стороны, абсолютной национальной дюдаерекциации :: апперцепции, а с другой - национального ойку.:ен::з:.:а.

Зольшое распространение получили идеи национального трибалдз-:.:а, выступающего в качестве основы первой тенденции этноцентризма

- национальной ззотеричности, и национального ойкутяенизма, являющегося опорой второй тенденции - национальной экзотеричности.

"Грнбалгстско-оЗкуиэнистЕческая концепция греческого национализма характеризуется своеобразны;,!, эклектическим синтезом "греческого дуда , зуши п крови". "Восстание" крови, неиспореченкой п чистой нации, возрождение её космополитического духа и возбуждение её здоровых инстинктов, выдавались за естественные силы спасения нации от возможной опасности национального атрофирования под влиянием инонациональных и инорелигиозных мировоззрений, отрывающих греков от культурных корней и национальных традиций племени, и рассматривались как единственные сущностные предпосылки, способствующие греческому национальному развитию и восстановлению исторического величия греческой нации.

В данном параграфе приводится много примеров, показывающих масштабы греческого духовного расизма, анализируются взгляды вдд-ных представителей воинствующего духовного экспансионизма: короля Павлоса, диктатора Пададопулоса, теоретиков греческой хунты -Георгаласа Г., Антонопулоса К., Вурвериса К. . .

Исходя из анализа трибалистско-оЗкуменической концепции греческого национализма, диссертант делает вывод.о.том, что "синдром" трибалястского и духовного превосходства, порождающий в свою очередь и вдею.трабалистской и духовной экстенсиональности эллинизма в пространстве и времени, является не. только одним из основных принципоз.'.'греческой идеи", но и главной опорой идеологической преемственности и жизненного продолжения греческого этноцентризма. Его гносеологические корни - эллиноцентристское понимание истории, абсолютизация национального.момента и идеализация национального"я".

Идеология национального трибалнзма и национального ойкумениз-ма ккеха и свою непосредственную социальную функцию - духовное разобщение и политическое разоружение трудящихся, развращение и дезориентация их классового самосознания,.а также подрыв интернациональной солидарности. По мнению автора, греческий буржуазный национализм в этом направлении своей ддейно-долдтичзско:: деятельности достиг определённых успехов. Многолетнее.господство и функционирование национализма в идеологических к политических механизмах государства, стратегическое и многостороннее политическое, . идеологическое и психологическое насилие против прогрессивного гви.щения, а также своеобразная борьба против марксизма и социалистической идеологии именно чзрез национализм способствовали фор-.чщрозакию и сохранению определенных стереотипов, проявляющих се-

бя з национально« самосознании и асзхологиз греков, оказали и ока-зываэг огромнее влияние на доведение людей ло отношению к другим нациям л культурам,.

Э третьей глазе - "Критика современник концепций эллинизма. Четвёртый период эволюции греческого национализма. 1274 - по настоящее время" - делается попытка, во-первых,выязитъ проблемы, возникающие из ззаимоотнещензя л соотноцения национализма п технократизма, обусловленные современным зконсмкко-лолитдчэсккм развитом Греции, а во-вторых, исследовать и проанализировать динамическое представление религиозного национализма, который, ло нзл1в:лу -.нению, оказывает разностороннее л многообразное влияние на духовную и поллтичзск^'а жизнь греческой нации.

3 первом параграфе рассматриваются историко-политлчаские причины, обусловливающие утверждение а закрепление в Греции технократической идеологии, которая выступает в качестве основы буржуазной идеологии на новом этапе развития государственно-монополити-ческого капитализма в мировом масштабе. Подчёркивается, что с переходом от буржуазной диктатуры /1267-127,4/ к буржуазной демократии происходит определённое отступление национализма как официальной государственной идеологии. .Над старой, но всегда актуальной, буржуазно-националистической догмой "Нация - Религия - Семья" преобладает теперь современная технократическая догма, выдвигающая принципы "Развития -Демократил-.\;-:сиократил-Нззазиснмости". Государство национально мыслящих должно было преобразоваться в государство технократов.

Исследование проблемы воздействия технократизма на государственную V. национальную идеологию способствовало выявлению другой Еажной проблемы, тесно взалмссвязанной с первой, а именно, соотношения национального л классового в условиях технократического развития.

На основе эмпирического исследования уровня взаимосвязи общественно-политических отнощенлй в Греции проведенный анализ показал, что современные социальные л политические отношения строятся л развивается на базе функционирования "национального договора". Под "национальным договором" автором подразумевается процесс объективно обусловленного и сокровенно вшахааго соглашения аекау социальными силами или,вернее сказать .между политическими пэртгяяиго основным направлениям экономико-политического устройства и развития национального государства.

Теория национального единства как сущностная характеристика "национального договора", охватывающего всю структуру общественных отнодений, ежедневно отрабатывается и распространяется идеологическими механкзшмн государства. В качестве основного мобили-зирующзго фактора берется и используется понятие "эллинизм", которое используется для обозначения совокупности населения или народа

вдв зависимости оттого социальна-диЗиеоэнцетовано или штгреческое общество /надклассовое понимание наций,отождествление нации и общества/

Таким образом, подчёркивание национальной монолитности создаёт благоприятную почву для распространения не только национально-патриотической идеологии, но и националистической. К последней откосятся, например, щироко распространённое эллиноцентристское понимание исторического процесса и мирового развития, утверждение о духовном превосходстве греческой нации, о духовном завоевании Грецией Ззрош после её входа в ЕЭС и т.д.

Второй параграф третьей главы посвящен анализу современного греческого религиозного национализма особо прсявивиего себя после вступления Греции в ЕЭС. Здесь делается попытка представить и критически рассмотреть идеологию эллинофглоз, которая; по мнению аз-тора, .является одной из.преобладающих разновидностей современного греческого национализма. Речь идёт о "религиозном этноцентризме" или 'Этническомрелигиоцзнтризмэ".

Исследование в диссертации. греко-празославного национализма проводится по двум направлениям. Во-первых, при рассмотрении и анализе общих мировоззренческих взглядов эллинофилов автором подвергаются критике : а/рзлпгпоганная версия общественно-исторического пэопесса /движущей силой общества к мирового развития считается греко-православная вера, выступающая, по мнзшш эллинофилов нз только как основа мировой культуры1 и нравственности, но и как единственный подлинный источник познания.истины, способствующий пониканию реального смысла жизни и существования/ ; б/ редигно-гзнная зеосия кадии и национального развития; /православная вера считается основой и целью /сущностью/ греческой нации. Религия воспринимается эллинофилами ка-: субстанция национальной общности и наш:опального характера. Борьба за.чистоту веры приобретает характер борьбы за чистоту нации ; в/ религпогенная версия национальной культуры и традиций /нация есть духовная.общность людей. Основа национальной духовности - культура, единственный же источ- . ник культуры - религия. Следовательно, если сущность культуры

есть религия, то сущность нации аоть религиозная культура. Эллинофилы верят в особый тип греческой культуры, возникающий на духовкой почзе православия, и на этой основе они.стремятся к воз-р0538кв» и распространению церковного наследия; г/ византийская концепция длзни /период существования византийской к:,перки трактуется представителями ковоправославкой церкви как золотой век не только греческой национальной истории, ко и мировой истории в целом. Самобытность и оригинальность византийской идеи заключается в утверждении греческого православия как единственно истинного христианства, верного и обнадёживающего путеводителя общественного развития ; в отсутствии в византийской истории классовой борьбы и в господстве социальной гармония; в функционировании греческой христианской общины как основного источника экономического, политического и культурно-духовного развития; в образовании чисто греческой культуры и способа жизни - образцов для мировой цивилизации.

В ходе анализа шровоззренческих бзглдцов эллинофилов автором, обращается внимание на то,.что они идеализируют п абсолютизируют православную религию, её роль и место в истории в культуре не только Греции, но и всего мира, полностью игнорируя или отршш материально-производственную базу общественно-исторического процесса, структурную взаимосвязь общественных отношений /включая я религиозные/,.социальную обусловленность этнического к национального развития, взаимовлияние и взаимообогащение культур разных народов и наций.

Диссертантом отмечается, что попита эллинофилов представить религию как единственный источник национальной культуры и свести православие к сущности греческой национальной традиции носит не только антиисторический /попытка сакрализации древнегреческого социокультурного и историко-философского наследия; игнорирование византийского гуманизма и византийской рационалистической мысли, отрицание предреволюционного и послереволюционного греческого просветительства, исключение современных секулярнстическнх концепт::! зизнй/, но и антикультурный характер, поскольку она ограничивает духовность, искусство и культуру з узких рамках православной религиозной традиции.

3 параграфе подвергается сомнению выдвинутое эллинофпла.\:и понятие "зллинство", обозначающее "чистую", "аутентичную" 2 "подлинную" национальную культуру, основанную на греко-православной

ере.

3 диссертации рассматривается антиисторическая, напдсналис-пческая концепция византинизма и подвергаются согшению её основ-:ые поло.т.ендя. Автор обосновывает свою критику,используя парные 'Эзультаты трудов советских историков и знзантиковедсз, таких как ззринцэв G.G., Лебедева Г.2.,.дптазрин Г.Г., "едзедев И.П., дальцова S.S.

Второе направление, по которому проводится исследование идео-'огпи эллинофилов - анализ их историко-философской концепции. Дис-ертантом выявляются и подвергаются.критике основополагающие прикупы эллино-хрпстианской философии: 1/принцид разделения мира на реческий Восток и езропепский Запад, 2/ принцип беспощадной кринки рационализма как продукта исключительно зададноезропэйского ути социокультурного развития и кар: основной причины "смерти боа" и образования духовно-нравственного вакуума в мире, 3/ принца монолитности и гомогенности культурно-Философской традиции кат. реко-зосточного, так и западно-европейского наследия, 4/ принцип озрогдения религиозности человека на почвз греко-православного ультурного религиозного наследия, 5/ принцип ойкуменичности и отириологичности эллино-христианской идеи,, которая выступает в ачестве.общечеловеческого императива.я вселенского начала, эдин-твенного аутентичного и истинного пути к спасению человечества.

Выявление и_.критика.этих принципов.способствовали фиксирована трёх основных целевых направлений концепции эллинофилов. Она вляется теоцентристской, иррационалистичеекой и националистиче-кой.

Автор считает, что исследование и критика многостороннего про-зленпя современного греческого национализма - одна из основных адач прогрессивного движения, необходимая предпосылка в борьбе а утверждение взаимопонимания и взаимообогащения народов, обще-еловечвских идеалов и интернационализма.

В заключении рассматривается идейно-политическое влияние гре-еского национализма /эллинизма/ на Кипре, критикуется теория на-ионального центра и предлагается новый политический тезис -аль-ернатива - политическая денационализация кипрского вопроса, ко-орый, по мнению автора, способствует эффективному урегулвро-анг.ю кипрского кризиса.

Зак. .'5 260,т. 100 экз.

Отд.печати МГУ.