автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Исторические романы Д. Л. Мордовцева
Полный текст автореферата диссертации по теме "Исторические романы Д. Л. Мордовцева"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
N В ОД-—
На правах рукописи
2 1 АВГ 1395
МЕЩЕРЯКОВА Лариса Александровна
УДК 83.3 Р1
ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ Д. Л. МОРДОВЦЕВА
(проблемно-тематический и художественный
аспект)
Специальность 10.01.01 — русская литература
АВТОР ЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Самара 1995
Работа выполнена на кафедре русской литературы Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского.
Научный руководитель:
доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации ЩЕБЛЫКИН И. П.
Официальные оппоненты:
доктор филологических наук, профессор МЕЛЬНИК В. И., кандидат филологических наук, доцент СИЛИНА М. С.
Ведущая организация — Самарский государственный университет.
Защита состоится ШРмМ* 1995 г. в Л- час.
на заседании специализированного совета по присуждению ученой степени кандидата филологических наук при Самарском государственном педагогическом университете (443099, Самара, ул. Л. Толстого, 47).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке
Самарского государственного педагогического университета.
Автореферат разослан „^ " док г.
Ученый секретарь специализированного совета кандидат филологических наук, доцент СЕРДЮКОВА О. И.
Современный этап развития отечественного литературоведения характеризуется обостренным вниманием к целому ряду писателей, которым долгое время приписывались те или 'Л".ке "консервативные" черты. Достаточно вспомнить здесь м.Н.Загоскина, автора прославленного романа "Юрий Милославский", Ф.П.Писемского, Н.С.Лескова я др. Ч этому ке числу, т.е. к числу писателей, творчество которых не совпадало с ортодоксальными установками, еп»е недавно господствовавшими в нашей идеолога, принадлежит и Даниил Лукич Мордовцев.
Специальных исследовательских работ, посвященных изучению исторических романов Д.Л.Мордовцева, до недазиего времени у нас не было. Дореволюционное литературоведение /в крит.иеских работах Н.К.Михайловского, Н.В.1Пел1/нова, А.М.Скабичевского, 'С.Д.Венгеро-ва и др./ посвящало Творчеству этого писател." лшш' краткие отзывы, не претендующие на глубину исследования идейно- лматачоск-ого и художественного своеобразия исторической прозы Д.Л.Мордспц-ва,.
В советский период имя Д.Л.Мордовцева оказалось полузабытым. Редкие упоминания о нем /з трудах М.И.Сере ^рлпекого, Д.Н.Овсяпни-ко-Куликовского, Н.И.Соколова и некоторых других/ часто сопровождались лишь указаниями на то, что идейная позиция этого писателя ".'..далека от подлинного демократизма" и чго он "весьма кзщшз-кенно откосился.. .к революционным устремлениям но£сдеяи"1.
Впервые к основательному и всестороннему изучению жизни и творчества Д.Л.Мордовцева в капе время подояел В.С.Момот2. В своих исследовательских работах он сосредоточил знимааие на выявлении основной проблематики творчества Мордовцева. Но истсри-еский ро'хаи как жанр рассиатуявается :м лишь в контексте изучения проблемы "Изображение народа в исторических романах и повестях Д.Л.Мордовцева". В силу ?того вопрос о жанровой специфике исторических романов Д.Л.Мср;,эвцева остается по-пре:киему малоизученным.
Актуальность исследования . вызвана пс гребное*: ыо оск-ислить место Д.Л.Мордовцева и его исторических романов в едином, непрерывном процессе развитк.. русское литературы Х1Х-ХХ столетий.
1. Соколов Н.й. Русская литерагурз и народничество.- Л.:ЛГУ, 1S68. - С.57
2. Момот B.C. Даниил Лукич Мордовцев. Оч^рк лзни и творчества. - Рост. кн. нзд-во, 19"3; Д.Л.Мордовцев - писатель-демократ: Дис. ... канд. филолог, наук. - М., 1984
Цеди и задачи исследования. Все многообразное наследие Д.Л.МордОЕцева-романиста еще аде*' своего изучения. Наше внимание привлекли лишь три эпохи русской истории в изображении писателя: эпоха "смуты", эпоха русского старообрядческо. о движения и царствование Петра I. Кроме того, мы намерены рассмотреть вопрос о принципах изображения народных масс и исторических лкгноотей в романах, а также стилистические особенности повествования. Думается, чт" такой подход к произведениям Д.Л.Мордовцева на истори-чеасу» тему даст возможность в проблемном ключе рассмотреть особенности исторических романов писателя.
В связи с этим в данной работе мы ставим перед собою следующие задачи: во-первых, определить место исторических романов Д.Л.Мордовцева в развитии русского исторического повествования XIX -эка; во-вторых, рассмотреть то новое и специфическое, что содержится в поэтических приемах изображения в романах Д.Л.Мордовцева 51а историческую тему; в-третьих, выявить достижения Д.Л.Мордовцева в приемах исторического повествования, нашедших свое дальнейшее развэтиг а исторической прозе XX столетия.
Новизна исследования заключается в том, что до недавнего времени творчеству Д.Л.Мордовцева не было посвящено серьезных научных исследований. Исключение составляют лизь работы В.С.Моюта, который достаточно широко подошел к изучению киани и творчества Д.Л.Мордовцева: ■ составил библиографию его произведений, исследовательской литературы, посвященной творчеству писателя, а также обратился к публицистике и проблемам изображения народа в исторических романах и повестях Д.Л.Мордовцева. Как отрадный факт следует отметить выход в свет двухтомника сочинений Д.Л.Ыордовцева с примечаниями и вступительной стат: ей Ю.В.Лебедева.1
Одаачо этого, конечно, недостаточно для полнокровной оценки творческого вклада Д.Л.Ыордовцева в русскую литературу. В нашем исследовании впервые ставится задача определить месте исто^лчес-ккк романов Д.Л.Мордовцева в исторический романистике XIX века. Новым является также внимание к поэтике исторических романов писателя, характеристика их сшетво-кошозиционных и стилистических особенностей.
ТеорзгаческМ . основой васготгй работы являются соврамснкнг
1. Мордовцев Д.Л. СОЩШ'ЗКИЯ: В 2 Т. - Ы.: Худ.Л».. 1832
достижения историй и т?орш литературы (районы М.М. Бахтина, В.3.Виноградова, Ю.М.Лотмача, М.Б.Хралченко, П.А,Николаева, П.А.Палиевского к др.) В качестве источников в диссертации использованы: 1) сочинения Д.Л.Моргэвцева? 2) исторические рсманы И.И.Лаяечникова, М.Н.Загоскна, Ф.В.Булгарина, П.И.Мельникова-Пе-черского, Н.С.Лескова и др.; 3) биографические .материалы о Д.Л.Моповцеве; 4) критическая литература о Д-.Л.Мордовцезе, периодика, справочные материалы. Важным подспорьем ягтлись специальные работы по проблемам историзма и отражения исторической темы з произведениях художественной литературы С.М.Петрова, В.А.Бочкаре-аа, И.ПДеблышш, И,И.Воробьевой, В.Ю.Троицкого и др.
Структура я объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глаз, заключений и списка использованной литературы.
Практическая ценность работы. Данная работа намечает пути дальнейшего изучения идейно-художественных особенностей исторических произведений Д.Л.Мордовцева (в особенности исторических романов), равно как и других исторических романов писателей XIX зека, мало'или совсем неизвестных современной ..ублике. .Уо-гериалы диссертации могу* быть использованы в исследовате-ъской райоте, при.написании новых учебников по литературе длг филологов, з подготовке спец'сурсоз к спецсеминаров.
Апробация результатов исследования- осуществлялась на ; -зфедр русской и зарубежной литературы Пензенского госудагственного педагогического университета им. В.Г.Белинского в ходе обсуждения .проблем на методическом семинаре, при подведении итогов, научно-исследовательской р-боты кафедры. Диссертация рассматривалась такяе на заседании кафедрг русской литературы Самарского педуни-верситета.
Материалы работы подробно были изложены з докладах: "Проблема народности в трудах Ф.И.Буслаева и з романах Д.Л.Мордовцева" (прочитан на Научной конференции, посвященной 175-летию со дття ' рождения Ф.И.Буслаева апреля 1993 в г. Пензе), "Тема Пугачевского восстания в "Вадиме" М.Ю.Лермонтова и публицистических произведениях Д.Л.Мордовцева" (прочитан на Международной научной Конференции "М.Ю.Лермонтов в русский-и мировой культуре" 18 июня 1594 х'ода в г.Пензе). *
Во введении аргументируется выбор темы диссертации, обосновываются ее научная новизна и актуальность, представляется исто-
ркя развития русского исторического романа и его изучение в дореволюционной, советской и современной критике.
Рожденный в 30-ые годы XIX столетия, русский исторический роман был вызван к жизни пробудившимся в обществе интересом к отечественной истории, народным преданиям,древним литературным памятникам. В эти годы создают свои исторические романь А.Пушкин, М.Загоскин, И.Лажечников, Ф.Вулгарин и многие другие.
В конце 40-х - начале 50-х годов интерес у читающей публики к историческим произведениям несколько ослабевает, что во многом объясняется социально -политической обстановкой в России.
В 60-90 годы XIX века наблюдается иовий взлет русской исторической прозы. Такие писатели, г^гк Л.Толстой, Е.Салиас-де-Турне-мир, Е.Карнович, Г.Данилевашй и др., по мнению А.М.Скабичевского, "...подчиняясь духу времени, еще с больше»: энергией, чем писатели старшего поколения, принялись за изучение народа, вместе с тем внесли совершенно новый дух в беллетристику из народного быта и обусловили своим появлением новый период ее развития"!..
В этом ряду мокно назвать и такого писателя, как Даниил Лукич Мордогцев /1830-1905/, когда-то очень популярного, но теперь незаслуженно забытого.
Личность Д.Л.Мардовцева, его творчество, взгляды на историю и современность, идейно-эстетическая ориентация его художественных произведений не укладываются в русло какого-то одного направления. Безусловно, по своим взглядам, окружению /Н.Г.'Чернышевский, А.Н.Пыпин, Н.И.Костомаров, Т.Г.Шевченко а др./ Мордовцев был близок к революционно-демократическому крылу русской литературы второй половины XIX в. И тем не менее в лице Д.Л.Мордовце^з мы имеем писателя, в своих художественных произведениях обращавшегося прежде всего к общезначимым, христианским ценностям, существующим независимо от политических вкусов и пристрастий.
Д Л.Мордовцев оставил нам большое творческое наследие. doun-мо трудов по истории, фольклору* русской и зарубежной литературе, его перу принадлежит несколько десятков исторических рассказов, повеете'", романов.
Исторические романы Мордовцева являются необходимым звеном в
1. Скабичевский A.M. История новейшей русской литературы 1848-1892 ГГ. - ОТб., 1893. - С.211
развитии русской исторической прозы XIX века, С позиций гонца XIX столетия он продолжает разрабатывать традиционные для русского исторического романа темы борьбы русского и украинского народа с иноземными захватчики /"Царь и .-вткая", 1880-, "Булава и Бунчук", 19СЗ/, смуты 1612 re-,а /"Лжс Дмитрий",1879/., Петра I /"Идеалисты и реалисть'", 1876; "Свету больше", 1895; Державный плотник", 1899; "Царь Петр и правительница Софья". 1885/, Отечественной войны 1812 года /"Двенадцатый год", 1880/. Писатель разраСы-тавает также сюжеты из истории Древнего Рима, Египта, Иудеи /"Ирод", 1897; "За всемирное владычество", 1891; "Замурованная царица", 1891; "Говор камней", 1895; "Жертва вулкана", 1894; "Последние дни Иерусалима", 1897/. Его привлекают исторические завоеван, д Кавказа генералом Ермоловым /"Железом и кревья". 1895/ и лоспедние дни независимости Абхазии /"Прометее"о потомство", 1697/ Л Т..Д.
Среди многочисленных романов Д.Л.Мордовцева на самые различай ..исторические темы особое место занимает тема русского старообрядческого движения, которую по праву можно назвать ключевой в .исторических произведениях писателя. Этой проблеме посвящен роман "Великий раскол" /1884/, ; гакке частично "Идс-аянеты и реалиста" '1876/, "Свету больше" /1895/ и др.
В первой главе диссертации "Народ и способы его изображения в исторических романах Д.Л.Мордовцева" ссобо noz. ¡еркивается то обстоятельство, 'что истори-.есие взгляды ученого и писателя Д.Л.Мордовцева во многом оригинальны и отличим от тех, которые были приняты в официальной историографии тех лчт. В исторических романах писателя отразились его симпатии простому народу-труженику как движущей силе истории, хранителю культурных богатств и н диона^ной самобытности.' Мордовцев рассматривал исторические законы без ^трыва от законов нравственных, ибо, по его убеждение, "история, как и нравственные законы, ничего не прощает, никогда не забывает долгов и нгавственкых nptлахов кого бы то ни было., и никого не милу°т"1.
Героем исторических романов Д.Л Мордовцева становится "целый народ", "чернь непросвещенна" "всегда пользозавшаяс.-; и ноль-
1. Мордовцев Д.Л. Политические движения русского народа. СПб., 1903. - С.2
гухзщаяся первым удобным случаем, чтобы ¡заявить о себе, о своей теской связи с исторической жизнью государства... "1.
Работая над сбоим романом "Лкедмктрий", писатель поставил перед собой задачу не просто представить на суд читателя и без ■гого всем известные исторические события, а постараться вскрыть корни такого распространенного явления русской истории, как "самозванство". Мордовцев рисует "смуту" как форму народного протеста ■" существующему порядку., .для него невыносимому".
"Смута" как таковая в романе Д.Л.Мордовцева коснулась в основном ышь правительственной верхушки, оставив народу преимущественно роль стороннего наблюдателя или слепого орудия в руках политических интриганов. Поэтому писатель в романе "Лкедмитрий" маю рксает народные массы, но тогда, когда он описывает личность Дмитрия или дворцовые интриги, старается смотреть на них "глазами всего народа".
Кроме того заметим, что русскую литературу второй половины XIX века, осознавшую к толу времени значение народных масс в истории, стали интересовать именно массы народные, а не отдельные ее представители, типа пушкинского Пугачева или гоголевских Петрушки и Селифана. Литературе необходимо было выработать приемы изображения широких народных масс. По-видимому, этим можно объяснить тяготение Мордовцева не к показу отдельных представителей из народа, а к изображению "живого колыхающегося моря".
Изображая народ в романе "Лжедмитрий", Д.Л.Мордовцев не задавался целью живописать быт народный /как это сделал, например, М.Н.Загоскин в "Юрии Милославском"/. Народ интересовал его лишь в отношении к известным историческим событиям.
Среди художественных приемов изображения народных масс преобладают общие характеристики, даваемые как другими героями, так и самим автором.
Как в исторических романах 30-х годов XIX в., в романе Д.Л. Мордовцева "ЛяеДмитрий" собственные размышления героев очень часто передаются от лица автора.
Наряду с публицистическими описаниями народа, автор романа предпринимает попытки нарисовать "море" лвдское и с помощью более
1, Быков П.В. Д.Л.Мордовцев. Критико-биографический очерк // Д.Л.Мордовцев. Поли. собр. соч. - СПб., - тл. - С.24
выразительных средств. Причем тяготеет писатель к широким панорамам, преувеличениям и обобщениям, представляя в них народ как единый организм.
Д.Л.Мордовцеву, как и многим его предшественникам, свойственно оформление многих массовых сцен по драматургическим законам, призванным передать полифонизм, неизбежное при большем стечении народа многоголосье. Оформляя многие диалоги, он иногда полностью опускает слова автора, тем самым избегая необходимости называть говорящих.
Отдавая предпочтение авторским описаниям и массовым сценам. Мордовцев все же выделяет из "толпы" некоторых народных представителей, хотя мы и не встретим у него таких героев из народа, как, например, Кирша« сельский священник Еремей,- Федька Хомяк или колдун Архип Кудимович /из романа М.Н.Загоскина "Юрий Мидослазс-кий"/, Своих героев автор "Лжедмитрия" подает несколько схематично. Таковы у него старуха, старик кобзарь, плотник, зэкиво погребенная женщина, слепой нищий, стрелец на деревянной ноге. Писатель не ведет этих героев через весь роман, а использует нередко лишь единожды как выражение гласа народного.
Различные герои из романа Д.Л.Мордовцева "Лзкедмитрий" не дублируют друг друга, а показывает народ с разных сторон, демонстрируя при этом всю его неоднородность.- Есть в народе герои, вызывающе уважение, а есть рабы . равнодушные даже к собственной судьбе.
Почти все народные герои романа Д.Л.Мордовцева "ЛжедмитртГ, в силу своей эпизодичности, не претендуют на свою образную завершенность. Минимальны их портретные характеристики: кобзарь -"слепой, старый, оборванный, безголосый", нищий - "слепой", стрелец - "на деревянной ноге". И только. Все эти герои появляются лишь затем, чтобы что-то сказать. Поэтому основным способом создания их образов являются речевые характеристики. Но речь героев мало индивидуализирована. Основным отличием речи представителей народа от речи других персонажей: царя, воевод, бояр к проч. -является большая ее фольклоризация.
В народных традициях передавать' мысли, чувства, чаяния народные через природные, пейзажные образы. Большинство народны;'; песен начинается с пейзажных зарисовок, с таких же картин начинаются и многие романа Д.Л.Мордовцева. Так, буквально с первых же
зтро«- полноправным героем входит в роман "Лкедмитрий" "тихий Дон
Иванович".
Очень распространенным в исторических романах Д.Л.Мордовцева является ютив пророчества, предвидения, который зачастую является а сценах-символах. Таким символом будущих бедствий украинского народа в романе "Лжедмитряй" служит сцена из главы "Пророчество строго Заруцкого".
Велика также в романе роль контраста, которую обычно исполняют картин*- природы в их противопоставлении к народной жизни.
Параллельно с изучением и творческим осмыслением эпохи "смуты", положения и участия в ней народных масс, Д.Л.Мордовцав разрабатывает еще одну тему, до него литературой практически неосвоенную. Это тема русского старообрядческого движения. Ей он посвятил целый ряд публицистических и художественных произведений. Это н "Двииение в расколе". "Последние годы раскольничьих скотов на ,,!ргизе" /1872-1876/, "Борьба с расколом в Поволжье", "Сидение раскольников в Соловках" /1880/, "Великий раскол" '1884/ и романы из петровской эпохи раскольничьего движения /"Идеалисты и реалисты", 1876; "Царь Петр и правительница Софья", 1885; "Свету больше", 1895/. ,
Д.Л.Мордовцева можно по праву назвать первооткрывателем теш русского старообрадческого движения в отечественной литергтуре» Эта тема, за немногим исключением, не пользовалась большой популярностью у писателей XIX века. Причина, думается, не в отсутствии интересного материала для творческого вдохновения, а в слот-ности, неоднозначности самой эпохи русского раскола.
Д.Л.Мордовцев смотрел на старообрядческое движение значительно глубже и шире, чем некоторы. его предшественники. Он попытался вскрыть социально-нравственные мотивы выступлений приверженцев старой веры.
Композиция романа "Великий раскол" строится на противопоставлении двух лагерей. По одну сторону сказываются царь Алексей Михайлович, царская дума, патриарх Никон, по другую - боярыня Морозова, 'шягиня Урусова, протопоп Аввакум и многие другие.
Д.Л.Мордовцев не просто описывает те трагические события. Он с высоты своего времени, двухвекового исторического опыта, пытается проанализировать их, вскрыть закономерности развития.
Д.Л.Мордовцев рассказывает об историческом прошлом, сознавая
себя современником читателя и не упуская воззожяости высказать свои точку зрения по тому или иному вопросу. Очень часто авторская точка зрения и точка зрения персонажей его романов неразрывно слив ютея, в результате чего мы, воспринимая переживания героя с его точки зрения, вс время опылим вместе с тем и интонация самого автора. Вследствие этого мы не можем не отметить сложности взаимоотношений авторского "я" и повествовательского "я" в исторических романах Д.Л.Мордовцева.
Слабую сторону композиции романа "Великий раскол" составляет отсутствие четкого выделения завязки, кульминации, развязки.
Особое место в творческой мастерской Д.Л.Мордовцева принадлежит пейзачам. В общем движении повествования та отводится разнообразная роль: обозначить место и время действия, создать определенное настроение, помочь проявиться каким-то существенным чертам в душевной жизни человека и з окружающей его действительности.
Выступая как историк, излагая события старообрядческого движения, Д.Л.Мордовцев стремится к точному воспроизведению исторических фактов. К этому писатель идет через строгий отбор герсч з романа "Великий раскол", среди которых вымышленным персонажам водгтея в основном эпизодическая роль. Таким образом, обилие реальных исторических личностей - отличительная черта исторических романов Д.Л.Мордовцева.
Решившись изобразить эпоху правления Алексея Михайловича, Д.Л.Мордовцев выводит на сцену почти вое социальные сх_)И и группы населения тогдашней России. Это крестьянство, посадский люд, ремесленники, странники, стьэльцы, ионахи, купцы, бояре, князья,..
Несомненной удачей писателя стали персонажи из народной среды, а также сцены народных движений, народного сопротивления, развернувшегося в стране в ответ на церковные нововведения Никона.
С большой наглядностью передают настроение народа кассовые сцены романа. Используема сцены-символы и .образы-символы сообщают ему определенный эмоциональный настрой, готовят читателя к восприятию самых трагических страниц нашей истории, заставляя остро сочувствовать и сопереживать драматической судьбе русского народа.
Во второй главе диссертации обращается внимание на то. что для жанра исторического ломана крайне важно, какое место в сияете
вашшге? историческая личность и как она изображается.
Как было уже замечено, для исторических романов Д.Л.Мордов-цева характерно выдвижение на первый план не столько событийных эпизодов, сколько самих исторических личностей Дмитрия Самозванца и Петра 1-.
Первому появлению Дмитрия Самозванца в романе "Лжедмитрий" предшествует косвенное упоминание о нем казака. Первый крупный портрет самозванца, который дается во время описания праздничного обеда у польского воеводы Мнишека, чрезвычайно романтизирован. Наряду с использованием таких нередко встречающихся в исторической литературе черт внешнего облика Димитрия, как "невысокая, ху-доащач фигура", "рыжевато-русые волосы", "смуглое, некрасивое, кругловатое лицо", "голубые глаза", мы встречаем и такие: "необычайная, львиная мощь з скулах... которая... з состоянии раздавить целое московское царство, словно гнилой орех", "от всего этого пирского, угловатого черепа отдает упрямою, безумно самонадеянною силою", "этот молодой лев, выступающий из клетки, не размявшийся, не выправивший стальных мускулов, не видящий еще жертвы, на которую он бросится. .."1. В результате перед наш встает, с одной стороны, очень мощная, а с другой - крайне неуверенная в себе, робеашая личность. Во всем дальнейшем развитии образа будет чувствоваться желание автора показать, сложность, противоречивость и многоплановость этого характера.
Идеализирован ли у Мордовцева образ Лжедмитрия? Пожалуй, да. Автор зачастую греиит даже против исторической правды. Чрезмерная идеализация образа главного героя продиктована полемическим желанием автора защитить эту историческую личность, несправедливо обойденную историками и обруганную некоторыми писателями. Д.Л.мордовцев задался целью нарисовать не самозванца,а человека, не понятого ни современниками, ни потомками.
В художественном отношении образ Лжедмитрия недостаточно убедителен. При всем своем желании, Мордовцев так и не смог помирить "льва", готового "раздавить целое московское царство"2, каким он предстает в начале романа, и человека, способного сказать:
1. .Мордовцев Д.Л. Лжедмитрий. // Собр. соч. - СПб., 1902. -41-45. - 0.26-27
2. Там же. - С. 26
"Я не Бог. Я никогда не буду судить моих подданных: пусть они сами себя судят"1. Образ распался на два лика, в обоих случаях вряд ли претендующих на то, чтобы слиться в нечто цельное. Характер получился во многом схематичным, непоследовательный.
О Петре I, самом любимом герое Д.Л.Ыордовцева, было написало пять крупных романов: "Идеалисты и реалисты", "Царь и гетман", "Царь Петр и правительница Софья", "Свету болызе" и "Державный плотник".
Романист в своих творческих исследованиях не пр^дертавался хронологической последовательности. Так, начал он с создания романа о последних годах царствования Петра /"Идеалисты к реалисты"/, более всего интересуясь в тот момент тем, какой атглж петровские преобразования находили в народе. После чего, позинуясь своему желанию взглянуть на славные победы и завоевания Петра и через это оценить его место з отечественной истории, обращается к более датскому прошлому и отступает на несколько десятилетни назад /"Царь и гетман", др. романы/. Заканчивает Мордовцев периодом основания Санкт-Петербурга, увековечением имени Петра I з отечественной истории /"Державный плотник"/.
Таким образом, Д.Л.Мордовцевкн впервые в русской исторяес-кой романистике используется как бы "челночный" способ освещения личности исторического героя.
Создается ли при этом цельный образ?
Роман "Идеалисты и реалисты" был написан автором р 1875 году. В нем затронуты два года царствования Петра I /1716-1717гг./ Сам Д.Л.Мордовцев в предисловии к третьему изданию романа главным действующим лицом романа назвал Левина. Появдешзэ на страницах романа Петра предшествовали достаточно обширные картины гага ни страны того периоды. Сам же государь тем временем находился в Вене. Но мощная фигура Петра незримо присутствует уже с первых страниц романа. Несмотря на то, что в деятельности Петра автор видит и отрицательные, и положительные стороны, герой получился с перевесом отрицательным.
8 отличие от "Идеалистов и реалистов", в следующем романе Д.Л. Мордовцева под названием "Царь и гетман" /1880/ Петр всспри-
1. Мордовцев Д.Л. Лжедмитрий. // Собр. соч. - СПб., 1902. -
Т. 41-45. - С.157
нимает^я нами в основном ужа как лицо положительное.
Предметом описания стала славная в истории Российского государства эпоха Полтавской битвы и основания Петербурга. Перед нами самодержец» которому не чужды простые человеческие чувства: грусть, тоска» недовольство собой.
В романе "Царь Петр и правительн^да Софья" /1885/ Мордовцев еще глубже заглянул в историю царствования Петра I. Его привлекла эпоха стрелецких смут последних десятилетий XVII века. В этом романе фигура Петра, безусловно, центральная.
Десятая глава этого романа поражает нас своим натурализмом. В ней представлены ужасающие сцены: сначала перед нами предстает процессия на свиньях, везущих вырытый гроб с телом Милославского, а затем казнь заговорщиков. Здесь Петр не менее, а, возможно, и более жесток, чем взбунтовавшиеся в свое время стрельцы. Если последние лишь высекли на столбе имена убитых ими противников, то Петр выставил на всеобщее обозрение отрубленные по его приказу головы.
Эта же пора правления Петра I описывается и в романе "Свету больше" /1895/, но с той лишь разницей, что роль царя здесь второстепенна. Тут он занят построением новых кораблей, страшными стрелецкими казнями.
Особый интерес в этом романе представляет показ демократизма Петра. Опираясь на документы, Мордовцев приводит известные исторические факты о том, каков был рацио*!, а также распорядок дня Петра-работника, пг-ожившего "себе целый месяц не питаться ничем, - кроме солдатского пайка - черный хльо ржаной, вс'.а, гречневая каша и квас". Со спешными делами чходили к царю Соз доклада. Он проявляет максимум внимания и участия, устраивая сватовство любящих друг друга Олены Измайловой и Лыкова. Далее на радостях, что "шведы разбиты наголову", прощает боярина Лыкова, милует "старичков" - раскольников, освобождает Непомнящего, сватает ему Фимочку н отправляет обоих за границу. И породы разрезает боярам не лишь бы деньги платили, и раскольников в локое оставляет, лишь бы работали.
Роман "Державный плотник" /1899/ - один из самых известных в свое время романов Д.Л.Мордовцева о Петре. Начйнает он свое повествование с 1700 года, когда царь Петр Алексеевич пока еще обдумывает, как "добыть моря". Далее следует осада русскими Нарвы и
их сражение, подготовка царя к новому сражению с Карлом XII, строительство флота, взятие Мариенбурга, Ниениачца, овладение всею Невою и ее дельтой и, наконец, основание Санкт-Петербурга. ,Но в основном обо всех этих событиях мы узнаем со слов автора. Что же касается поступков главного героя, то почти все ш наблюдали ранее в романах "Царь и гетман" и "Царь Петр и правительница Софья".
ч Подводя некоторые итоги сказанному, гаметим, что исторические представления Д.Л.Мордовцева о личности Петра I (судя прежде всего по тем поступкам, которые на страницах романов совершает этот герой) претерпели известную эволюцию: от резкого неприятия методов, с поморю которых проводились реформы ("Идеалисты и реалисты"), до хвалебной оды в финальной сцене "Державного плотника", где изображено молебствие и освещение места строительства града Петра, чем и заканчивается противостояние линии петровских преобразований и сопротивления старинь. Следовательно, можно говорить об эволюции характера исторического героя, что в жанре исторического романа мата о рассматривать как новшество и достижение.
Если рассматривать каждый из романов Мордовцева о Петре в отдельности, то ни в одном из них писателю не удается воссоздать всю сложность и противоречивость характера этого исторического деятеля. Это реализуется в :.:осле романов, в каждом из которых обращается внимание преимущественно на одну из сторон личности Петра I. Так, в романе "Идеалисты и реалисты" перед нами "антихрист", который "нача свой бесовский град Питер отроит;. ч; в рсиа-не "Царь Петр и правительница Софья" - "феномен", который должно беречь "для пользы госуда^ства"2; в романе "Свету больше" - "медведь", задумавший "чужим медком полакомиться"3, а в романе "Державный плотник" это Илья Муромец, который "брусья швыряет, точно лучину"4.
Таким образом, в данном случае можно говорить о "циклизации" приемов характеристики Пьгра I в исторических романах Мордовцева,
1. Мордовцев Д.Л. Идеалисты и реалисты. - СПб., 1902. - С.32
2. Мордовцев Д.Л. Царь Петр я правительница Софья. - СЯь.. 1902.- С.66
3. Мордовцев Д.Л. Свету больше. - СПб., 1902. - С.43
4. Мордовцев Д.Л. Державный плотник. - СПб., 1899. - С.56
с полтям) чего и достигается 'аффект «зсвггЗгосзга и г^гмгости -игобреззаял героя, что уаякэ следует восвреееяэиь как новаторство писягега.
8 агкаэтенш диссертации формулируется основные выводы, ка-сазсэдеся идейно-художественного своеобразия исторических романов Д.Л.Мордозцева, его вклада в рззшхтпз оусской исторической прозы XX столетия.
Внимание современных исследователей литературы могут и должны привлечь следующие особенности п приемы исторического повествования в романах Д.Л.Морловцева:
1. Стремление, а часто и умение Ц.Л.Мордовцева соединить достоверное с вымышленным таким образом, чтобы все выглядело действительно имевшим место в истории.
2. Те розданы, которые мы отнесли к разряду достоверно исторический „удовлетворяют требованиям романной формы в самом главном своем признаке; эти романы построены на взаимоотношениях личности с окружающей средой, чаще - с народом,
3. Для выполнения зада"к многостороннего изображения исторической личности Д.Л.Мордовцев прибегает к "циклизации" романов /ромдкн о Петре I/.
Характерной особенностью исторического повествования в реманал Д,й.Мордовцевг можно считать их повышенную публицистмч-¡'о-сть, шзэ&чвуи желанием автора быть в изображении кстор,веского арсшого иаксимально приближенным к действительности. В этом смысле Д.Д.Ыордовцева можно считать родоначальником жанра "художественной диссертации",который найдет ^зое дальнейшее развитие в рсиаяак Ю.Тынянова.
5. Наиболее значительным достижением исторической прозы Д.Л.Шрдовцеза, такие налгедшм дадьне'нее развитие в русской исторической литератур? XX в./прежде всего в романе А.Н.Толстого "Петр Первый", а также произведениях В.Шишкова, Ю.Давыдова, Д.Ба-лаяозз/, было то, что он впервые посмотрел на историю России, на отдельных исторических деятелей во многом глазами чарода,
6. Д.Л. '.ордовцев не стремится к нарочитой занимательности снхг.ета, но он умеет развивать сюжет посредством острой конфликтности I: - что в особенности ценно - тяготеет *к масштабности, зп;мкости исторического полотна. Впоследствии это станет одной из отличительных особенностей отечественной исторической прозы.
7. Д.Л.Мордовцев не осуществил какого-то эаметкого, резко бросающегося в глаза преобразования в явккв исторической прозы. Но он стремился прив сти его в соответствие с д^отигнутым уровнем историчесгаго мышления своих современников, что необходимо признать как немаловажную заслугу. В языке исторических книг Д.Л.Мордовцева нет подделки под архаику, специальных нагромождений специфических терминов прошлых эпох в сфере быта, делопроизводства или военной терминологии, хотя в ряде случаев Мордовцев прибегает к этому материалу. .1исатель "вживался" в историческую эпоху не формами языка, а, так сказать» через "дух" ез» посредствен старательного и ясною (по языку) описания ее пркмэ?« обращаясь к психологии людей ушедшей поры.
Все это позволяет говорить о тачом вкладе Д. Я. Мордовцем в развитие русской исторической романистики, которой ае вправе игнорировать при изучении этапов.и специфики напей кетсричесмз* прозы в целом.
Основные положения диссертации сауйькксваны з елелуггза работах:
1) Проблема !фестьянского бунта в "Путегесткат та п-этерз^.-а в Москву" Л.Ч.Радищева и творчестве Д.Л.Мордовцева //Радищевские чтения. - Пенза, 1990. - 2с.
2) Проблема народности 25 ее осг здание па практических заня-т:!2Х со литературе в вузе: На материалах исторических произведешь Д.Л. Мордовцева // Материалы региональной научно-поактическсй конференции: Вуз и школа: новые направления взаимодействие.. -Пенза, 1995. - Ее.
3) Д.Л.Мордовцев как исторический романист / Материала к практическим занятиям по литературе на историческом факультете. -Пенза, 1995. - 18с.