автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Исторические романы Н. Э. Гейнце в контексте массовой литературы конца XIX - начала XX вв.

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Федосеев, Александр Юрьевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Исторические романы Н. Э. Гейнце в контексте массовой литературы конца XIX - начала XX вв.'

Текст диссертации на тему "Исторические романы Н. Э. Гейнце в контексте массовой литературы конца XIX - начала XX вв."

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Федосеев Александр Юрьевич

Исторические романы Н.Э.Гейнце в контексте массовой литературы к. XIX - нач. XX вв.

/10.01.01 - русская литератур а/

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель -доктор филологических наук профессор Певцова Р.Т.

МОСКВА - 1998

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ __ 2

ВВЕДЕНИЕ_3

ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО Н.Э.ГЕЙНЦЕ В ИСТОРИИ РУССКОГО

ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ _13

§ 1. БИОГРАФИЧЕСКИЙ ПУТЬ. ЛИЧНОСТЬ. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ

ПОЗИЦИЯ Н.Э.ГЕЙНЦЕ.......................................................................13

§ 2. Н.Э.ГЕЙНЦЕ и ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ МАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ к. XIX - нач. XX вв......................................................32

ГЛАВА II. ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ Н.Э.ГЕЙНЦЕ В КОНТЕКСТЕ

ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ XIX ВЕКА_72

§1. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА И ЕГО

ЖАНРОВЫЕ ПРИЗНАКИ В РОМАНАХ Н.Э.ГЕЙНЦЕ............................72

§2. ЧЕРТЫ ПОЭТИКИ МАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ИСТОРИЧЕСКИХ РОМАНАХ Н.Э.ГЕЙНЦЕ («Малюта Скуратов», «Князь Тавриды», «Аракчеев», «Коронованный рыцарь»).................................................103

ЗАКЛЮЧЕНИЕ _148

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

152

ВВЕДЕНИЕ

Рубеж XIX -XX веков - важнейший этап развития русской литературы. Это время активных творческих поисков, ломки устоявшихся эстетических стереотипов, появления новых форм образного отражения мира. Сложные, напряженные процессы, протекавшие в отечественной словесности того времени, подготовили благодатную ночву для тех гениальных художественных открытий, которые в значительной мере обогатили и преобразили облик не только российской, но и мировой культуры. Именно потому не угасает научный интерес к литературному движению рубежа веков.

Современное литературоведение обладает огромными знаниями о состоянии литературы того периода, о творческом наследии как выдающихся мастеров словесного искусства, так и литераторов более скромного дарования. Однако вновь и вновь наука открывает малоизвестные и вовсе незнакомые имена русских писателей и поэтов. Изучение творческого наследия таких литераторов имеет большое значение для истории отечественной словесности, так как не только расширяется многогранная и целостная картина литературы того периода, но и выявляются внутренние закономерности сложного, противоречивого историко-литературного процесса.

Одно из белых пятен русской литературы указанного периода -литературное творчество оригинального прозаика, драматурга и журналиста последней трети XIX века Н.Э.Гейнце - и является объектом исследования настоящей диссертации.

Имя Николая Эдуардовича Гейнце (1852 - 1913) было широко известно его современникам. Он был один из самых читаемых и активно издаваемых писателей-беллетристов того периода. Его романы печатались в ведущих журналах и газетах России, часто издавались

отдельно и пользовались хорошим коммерческим спросом у читателей, любителей легкого, развлекательного чтения. Очевидно, ориентация на массового читателя, а следовательно, потворство невысоким вкусам и запросам малообразованного человека послужило причиной того, что его творчество было несправедливо забыто на долгие годы.

В наши дни наметилась переоценка творческого наследия Н.Э.Гейнце: его произведения издают и переиздают крупнейшие издательские фирмы России и стран ближнего зарубежья.

Наиболее значимо представлен писатель семитомным собранием сочинений издательства «Терра». Читательские симпатии современного человека заслужили преимущественно романы исторического содержания, повествующие о знаменитых людях прошлого - царе Иване Грозном и опричнике Малюте Скуратове, о графе Потемкине и полководце Суворове, императоре Павле I и военном министре Аракчееве.

В кругах любителей художественной исторической прозы возник закономерный интерес к личности и литературному наследию писателя. Все чаще и настойчивее в печати стали звучать справедливые упреки в адрес историков литературы с требованием предоставить полную и объективную характеристику разносторонней творческой деятельности Н.Э.Гейнце. Потребность в этом подкрепляется еще и желанием не просто осветить, но и осмыслить истинную роль писателя в историко-литературном процессе рубежа веков. Ведь творчество Н.Э.Гейнце принадлежало к беллетристическому слою русской литературы, который еще до сих пор, к сожалению, недостаточно полно освоен и теоретически разработан, и о нем в научной литературе бытует односторонне-оценочное, поверхностное мнение. А из-за этого в общественном сознании отношение к этому пласту литературы носит негативный оттенок и условно обозначается такими

суммарными понятиями, как «массовая», «низовая» и «коммерческая».

Иными словами, литературоведение не может далее игнорировать изучение творчества Н.Э.Гейнце. Тем более что дореволюционная наука не обошла вниманием личность этого писателя. О нем упоминается во многих справочниках и литературных энциклопедиях, а это лишний раз подтверждает то, что ученым необходимо решать назревшую проблему [1].

Начало систематическому изучению творчества Н.Э.Гейнце в отечественном литературоведении положил С.А.Венгеров. Развивая тезис В.Г.Белинского о том, что «обыкновенные таланты необходимы для богатства литературы»[2], он посвятил свой труд сбору материалов о писателях так называемого второго и третьего ряда. Результатом этого стал обширный критике-биографический словарь русских ученых и писателей, в котором содержатся значительный материал о Н.Э.Гейнце.

Аналогичную работу вел библиограф А.В.Мезьер. Он отыскал и ввел в активный научный обиход интересные и существенные добавления о литературном наследии писателя и о судьбе его произведений [3].

Указанные труды содержат богатейший фактический материал, однако их нельзя считать безупречными. Они, хотя и закладывают твердые основы изучения творческой деятельности беллетристов, наподобие Н.Гейнце, но выполнены преимущественно в библиографическом плане, который по сути своей не предусматривал всестороннего научного анализа гейнцевских произведений.

Значительным вкладом в изучение творческого пути писателя стали литературные биографические словари А.Н.Добрыва и Н.И.Афанасьева [4]. Эти авторы составили подробнейший очерк ста-

новления и развития личности писателя. Но в оценке его деятельности они были единодушны только в том, что произведения Гейнце, особенно исторические, выполняют важную просветительскую задачу: развивают и расширяют кругозор массового читателя рубежа веков.

А.П.Добрыв высоко оценивал творчество писателя, неоднократно подчеркивал, что в его произведениях есть нравственное начало и патриотический пафос. Это, по его мнению, искупает очевидно невысокое художественное качество романов Н.Э.Гейнце.

Н.И.Афанасьев более сдержан в высказываниях: стилевая манера писателя далека от эстетических критериев классики. Характеризуя его творчество как литературное ремесленничество, он пишет о том, что на содержательную сторону его романов и повестей большое влияние оказали стереотипы журналистского стиля.

Более категорично выразился А.М.Горький, объявивший все книги Гейнце «печатным хламом» [5]. В статье «Ванькина литература», (а под этим названием он понимал литературу «бульварную»). Горький затронул актуальную для того времени проблему распространения беллетристики низкого художественного достоинства в читательской среде. Литературный рынок, как с возмущением замечал классик, насыщен сочинениями, удовлетворяющими вкусы и запросы мещанства. Именно такой литературе певец «Буревестника», а за ним вслед А.П.Чехов, А.И.Куприн и другие писатели тех лет объявили войну. По инициативе передовой общественности было создано издательство «Посредник», которое стало выпускать дешевые книжечки, прививающее массовому читателю эстетический вкус и потребность в хорошем чтении. Печатали в «Посреднике» в основном произведения А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, И.С.Тургенева и т.д. Другими словами, творческая активность таких

беллетристов, как Н.Гейнце стимулировала просветительскую деятельность «Посредника »[6].

О том, что романы Гейнце способствуют развитию массовой литературы, писали А.В.Амфитеатров, С.С.Окрейц и Вл.Дорошевич. Они заявляли, что романы писателя далеко не лучшая часть русской литературы, а известность Гейнце весьма подозрительна и скандальна.

Литературная деятельность писателя протекала вовсе не гладко. Его обвиняли в том, что он содержание некоторых исторических романов заимствовал у литераторов 20-х - 30-х годов - у В.Нарежного и Н. Кукольника. Вокруг Гейнце сложилась тягостная моральная обстановка, вынудившая его прибегнуть к помощи судебных органов. Процесс, защищавший авторское право писателя, вызвал живой интерес литературной общественности России, получил подробное освещение в печати. Суд присяжных заседателей не нашел состава преступления в деле Гейнце и вынес ему оправдательный приговор. Однако на многие годы за писателем закрепилась репутация бездарного писаки, не брезговавшего чужими рукописями, а потому исследование его творчества считалось нецелесообразным.

Тенденция к преодолению подобного взгляда на творчество Н.Э.Гейнце наметилась в критике последнего десятилетия. Произошло это, прежде всего, благодаря усиленному интересу российского общества к историко-литературному прошлому своей страны во всех его проявлениях и появлению в печати многих романов писателя, выпускающихся издательствами в очень больших тиражах.

Авторы целого ряда вступительных статей и послесловий (Панкеев И., Серганова В.) на конкретном материале показывают идейно-художественные достоинства прозы Н.Э.Гейнце, снимают некоторые несправедливые обвинения, ранее звучавшие в его адрес.[7]

Новый подход к оценке литературной деятельности Н.Э.Гейнце отражен в монографиях Э.В.Летенкова и А.И.Рейтблата [8]. Работы этих ученых, посвященные преимущественно вопросам развития в конце прошлого и начале нынешнего века массовой газетно-журнальной беллетристики, объединяет мысль о том, что творчество писателя забыто незаслуженно и достойно более внимательного отношения со стороны филологов и историков.

Продвижением вперед в деле изучения литературного наследия Гейнце стала статья Ы.И.Осьмаковой в словаре «Русские писатели. 1800-1917.» На ограниченном пространстве словарной статьи содержательно рассказывается о творческой биографии писателя, отмечаются как несомненные достоинства, так и слабые стороны его художественной манеры.

Заключая краткий обзор наиболее значительных работ о творчестве писателя, следует сказать, что, несмотря на определенный прогресс в исследовании литературного наследия писателя, его творчество пока, к сожалению, не получило основательного научного освещения ни в диссертационных работах, ни в монографиях. Не были охарактеризованы важные биографические и литературные факты творческой судьбы Н.Э.Гейнце, не рассмотрено, каким образом отразилась на его творчестве принадлежность к беллетристическому слою массовой литературы, остались в целом не изученными особенности его художественного метода и стиля. Другими словами, вопрос о месте и роли Гейнце в литературном движении конца XIX и начала XX века до сих пор не решен.

Необходимость решения этой проблемы и обуславливает актуальность настоящей, еще пока первой диссертации, посвященной изучению творчества Н.Э.Гейнце. На наш взгляд, это исследование должно не только обогатить представление о ходе литературного про-

цесса той эпохи, но и дополнить литературоведческие знания о факторах и причинах бурного развития массовой литературы в к. XIX -н. XX вв., об основных этапах эволюции исторического романа в массовой беллетристике.

Научная новизна предлагаемой работы проявляется в том, что впервые исторические произведения Н.Э.Гейнце становятся предметом специального рассмотрения. Исследуется автором также феномен «массовой литературы», его истоки, сущность и содержание; выявляются особенности поэтики романов Н.Гейнце в контексте массовой исторической беллетристики.

Цели и задачи данной работы сводятся к следующему:

1) составить целостное представление о творческом пути Н.Э.Гейнце;

2) установить место исторических романов писателя в литературном движении конца XIX и начала XX веков;

3) выявить своеобразие и особенности художественного метода и стиля Н.Э.Гейнце, оригинальные черты его поэтики;

4) уточнить современные представления о ряде процессов, протекавших в литературно-общественной жизни той эпохи.

Теоретико-методологическая основа исследования связана с его историко-литературным аспектом. В хронологической последовательности рассматриваются этапы творческой эволюции писателя, наиболее важные для воссоздания целостной картины взаимодействия Н.Э.Гейнце с другими литераторами. Как в целом, так и в отдельных главах и разделах изложение ведется от частного к общему. Широко используются методы сравнительного анализа. Принцип историзма предусматривает изучение явлений в их исторической обусловленности, в раскрытии противоречивых связей между ними, в осмыслении "генетического" ряда. Исследование проведено на различных уровнях методологии (конкретно-литературном, теоретико-эстетическом, ак-

сиолого-концептуальном), с использованием в качестве основных методов сравнительно-исторического и историко-генетического анализа.

В качестве основных источников были использованы наиболее значительные произведения Н.Э.Гейнце - «В тине адвокатуры», «Малюта Скуратов», «Судные дни Великого Новгорода», «Князь Тавриды», «Аракчеев», «Коронованный рыцарь». Введены в активное обращение эпистолярий писателя, архивные материалы, хранящиеся в ИР ЛИ, ИМЛИ, РГАЛИ, ЦША г. Москвы, РО ГРБ, журналы и альманахи того времени, мемуары писателя и его современников, труды критиков и историков XIX века - нач. XX века и нашего времени.

Практическое значение диссертации состоит в том, что ее основные положения и выводы могут быть использованы при чтении вузовского курса лекций, спецкурсов и проведении спецсеминаров по истории русской литературы XIX века, для дальнейших поисков в области теории и истории литературы.

Апробация научных результатов исследования осуществлялись на межвузовских конференциях МГОПУ, проводимых кафедрами русской литературы и зарубежной литературы: «Актуальные проблемы современного литературоведения» (декабрь 1996 г. и декабрь 1997 г.), «Русская и зарубежная литература: история, современность, взаимосвязи» (апрель 1997 г.), а также на Всероссийской научно-практической конференции, проходившей в октябре 1997 г. в Рязанском государственном педагогической университете им. С.А.Есенина по проблеме: «Концептуальные основы и технология гуманизации образования и воспитания».

Основные положения работы обсуждались на заседаниях кафедры русской и современной литературы Московского государственного открытого педагогического университета. По теме диссертации име-

ются следующие публикации: тезисы докладов «Массовая литература в современном вузовском изучении (на примере творчества Ы.Э.Гейнце)» // «Интегративные процессы в подготовке специалиста на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» (тезисы докладов четвертых рязанских педагогических чтений. 4-5 февраля 1997 г.). -Рязань, 1997; «Тема патриотизма в исторических романах Н.Э.Гейнце» // «Педагогическое наследие в контексте духовной культуры» (тезисы докладов научно-практической конференции 22 апреля 1997 года). -Рязань, 1997; «Гуманистическое содержание творчества Н.Э.Гейнце» //«Концептуальные основы и технология гуманизации образования и воспитания» (материалы Всероссийской научно-практической конференции 28-29 октября 1997 года). -Рязань, 1997, и статья «Исторические романы Н.Э.Гейнце» // «Проблемы метода, жанра и стиля в русской литературе».- Москва, 1997,

Структуру диссертации составили введение, 2 главы -«Творчество Н.Э.Гейнце в истории русского литературного процесса к. XIX - нач. XX вв.» и «Исторические романы Н.Э.Гейнце в контексте исторической прозы XIX в.», и заключение. Текст изложен на 166 страницах машинописи, список использованной литературы включает 200 наименований.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, характеризуется степень ее изученности, определяются цель и структура работы, намечаются основные задачи исследования.

Первая глава «Творчество Н.Э.Гейнце в истории русского литературного процесса к. XIX - нач. XX вв.» включает два раздела.

В первом разделе главы «Биографический путь. Личность. Мировоззренческая поз�