автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Исторические романы Серо Ханзадяна

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Петросян, Тевос Антипанович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ереван
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Исторические романы Серо Ханзадяна'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Петросян, Тевос Антипанович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН И ВРЕМЯ.

ГЛАВА ВТОРАЯ. ГЕРОИКА ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ БОРЬБЫ

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. КНИГА БОЛИ И НАДЕЖДЫ.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. КНИГА САМОПОЗНАНИЯ.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Петросян, Тевос Антипанович

Для понимания творчества Серо Ханзадяна ключевыми являются слова "боль" и "надежда! хотя было отмечено, что стержневыми для него являются проблемы соотношений земли и родины, земли и человека, однако они также интерпретируются с точки зрения "боли" и "надежды". Боль за потери родной земли и народа, за жаждущие поля и за людей, жаждущих справедливости, но и надежда на окончательное торжество добра и справедливости. Источником оптимистической позиции писателя, вообще свойственной методу социалистического реализма, в первую очередь, является философия истории родного народа, в которой доминирующими категориями являются именно боль и надежда. С этой точки зрения описывает автор свой родной край Зангезур, жизнь военного и послевоенного села, будни промышленного города, историческое прошлое этой древней земли. Примечательно, что художественную летопись Зангезура Ханзадян начинает с того периода, где остановился его великий соотечественник, классик армянской советской литературы Аксель Бакунц. По закону преемственности Ханзадян по-своему продолжил благородные традиции армянской классической литературы, особенно, натуральной школы, которые наиболее яркое выражение нашли именно в творчестве А.Бакунца. С первых же творческих шагов молодого прозаика выявились важнейшие особенности его таланта: эпичность и историчность. История родного народа является пульсом творческой биографии писателя, "почвой и ареной" (К.Маркс) его искусства. "Дыхание великой истории нашего народа,подобно живительному источнику,питает мое литературное творчество" признается I. Ханзадян Ценное исследование: Литературная Армения,1979, 4 писатель. Отсюда черпает он созвучные современности сюжеты, а у древних мастеров берет поучительные уроки жизненной философии и художественной образности. К 30-ым годам относятся первые опыты Ханзадяна на исторические темы, затем цикл исторических рассказов, историкофольклерные изыскания, повести и, наконец, широкие полотна исторических романов все это подтверждает беспрерывный интерес к истории родного народа. Обострение исторического взгляда на действительность, очевидный факт усиления и углубления историчности в современной советской литературе связаны с особенностями современного этапа социалистического реализма с его направленностью на будущее и, несомненно, отражают сущность социалистического образа жизни. "Историзм,- пишет А.Метченко,- чаще всего выступает как важнейшая черта целостного гуманистического и эстетического мировосприятия, позволяющего увидеть не только в прошлом, но и в настоящем через призму истории и ее восприятие художником и такие стороны и тенденции, какие, при ином подходе, возможно, не были бы раскрыты должным образом". Историчность литературы Ханзадян воспринимает и выражает в первую очередь как идейно-эстетическую позицию, которая правдиво воспроизводит картину жизни народа, его борьбы и страданий, его исторической судьбы. В ханзадяновской трактовке истории центральное место занимает концепция исторической личности. В перепетиях событий он ищет преаде всего человека. Первыми ценителями и критиками СДанзадяна были Д.Демирf 2, C.IOO. 2. "История русской советской литературы", Москва.: Просвещение, 1983, с.515.чян и Зорян. С именем Демирчяна связана не только оценка романа "Люди нашего полка", выявление в романе меткая таких черт, присущих настоящему писателю, как глубокое знание жизни, искренность, но и проницательное предсказание характера и направления стиля и таланта молодого прозаика: "У Ханзадяна мышление эпическое, масштабное. Умеет естественно развернуть события, может дать крупные полотна". Зорян в свою очередь отмечает своеобразие языка и сти4 ля, наблюдательности, умение захватить читателя. Дальнейший творческий путь Ханзадяна стал наилучшим подтверждением предсказаний маститых писателей. Начиная с 50-х годов, по мере созревания таланта писателя, притика проявляет неослабный интерес к его творчеству. Еще 5 б в I96I-I962 г. Согомонян кий роман "Мхитар Спарапет". Рецензенты, рассматривая роман Ханзадяна на общем фоне современного литературного процесса, подчеркнули его идейную целенаправленность, богатство содержания и тематическую новизну. В советском армянском литературоведении первая сравнительно целостная характеристика творчества Ханзадяна связана с именем Агабабяна. Еще в начале бО-х годов Агабабян 3. Демирчян Д.- Собр.соч.: В 14-ти т. Изд. АН Арм.ССР. Е. 1984, т.13, с.673 (на арм.яз.). 4. Зорян С Собр.соч.: В 10-ти т. Ереван, Айпетрат. 1964, с.519 (на арм.яз.). 5. См.СогЬмонян С Мхитар Спарапет Серо Ханзадяна.: Советакан граканутюн. I96I, Ш 11 (на арм.яз.). 6. См.Тамразян Г.- Историческая тематика и "Мхитар Спарапет". В кн.: На литературных путях. Ереван, Айпетрат. 1962, с. 256-277 (на арм.яз.). и Г.Тамразян почти одновременно выступили с большими статьями, оценивающими первый историчессформулировал основные направления творческих поисков Ханзадяна. "Человек и родная земля,- пишет он,- соотношение этих первостепенных понятий писатель рассматривает и в больших и в малых полотнах: в романах, в рассказах на современную тематику и в историческом романе "Мхитар Спарапет". Прошлое и будущее родной земли это тот эпицентр, тде собираются все волны духовного мира писателя; Именно Агабабян впервые обосновал принадлежность Ханзадяна к писателям натуральной школы, назвал его достойным продолжателем их традиций В современной армянской прозе. На общем фоне богатого опыта советского исторического романа последних лет Саринян в двух статьях анализирует идейно-эстетические особенности романов СДанзадяна "Заговорите, 9 горы Армении!" и "Царица Армянская". Эти статьи представляют ценность не только для изучения творчества Ханзадяна, но и в целом советского армянского исторического романа. Подробный анализ романов писателя на современную тему дает в своей работе "Советский армянский роман" Арзуманян. Автором ряда статей о творчестве Ханзадяна является литературовед Г.Айрян. Его наблюдения и статьи позднее были обобщены в биографическом очерке, в рамках которого автор косII нулся и особенностей исторических романов Ханзадяна. 7. Агабабян С Современность и литература. Ереван.,Айастан, 1965, с.19-150. 8. История советской армянской литературы. Изд. АН Арм.ССР. Ереван, 1965, с.671-70. 9. Саринян С Историзм художественной литературы. Ереван. Советакан грох., 1979, с.266-275 и Саринян С,- Поколения и традипии. Ереван. Советакан зтрох., 1984, с.205-222. 10, Арзуманян - Советский армянский роман. Ереван, Советакан грох. 1980, кн.П, с.276-280, 11. Айрян Г.- Серо Ханзадян. Ереван. Советакан грох. 1979.В деле изучения творчества Ханзадяна определенный вклад то УЗ внесли также В.Мнацаканян" В.Оскоцкий и другие, к точке зрения которых мы обратимся по мере надобности. Ханзадян из тех писателей, которые отличаются особой плодотворностью. Год за годом он продолжает делать все новые и новые творческие открытия. Только за последние пять лет Ханзадян издал две исторические повести: "Мертвые помнят" и "Араке мутнеет", двухтомник публицистических очерков "Сказание о родине", около двух десятков рассказов, очерков, путевых заметок, в шести томах вышли избранные сочинения писателя (издательство "Советакан грох", 1981-83 г.). Как уже было сказано, в исследованиях и отдельных статьях, посвященных творчеству Серо Ханзадяна в той или иной мере рассматриваются и его исторические романы. Однако место и роль исторической тематики в творчестве писателя, литературные и общественные предпосылки и истоки написания романов, их идейно-художественная перекличка с современным советским и мировым историческим романом не получили еще всестороннего освещения литературоведов, Исследование исторических романов Ханзадяна важно и в практическом и в теоретическом плане. В частности, это позволяет раскрыть те черты, которые привносит в советскую многонациональную литературу современный армянский исторический роман, выявить его жанрово-стилевое и типологическое своеобразие, установить параллели с историческим романом в мировой ли12. Мнапаканян В.- Серо Ханзадян.Очерк творчества:-В кн.: История армянской советской литературы. М.: Наука, 1966, с.257-260. 13. Оскоцкий В,- Роман и история. М.: Художественная литература, 1980, C.248-25I.тературе, осветить такие проблемы, как связь метода социалистического реализма с национальными литературными и фольклорными традициями и т.д. Изучение исторических романов СДанзадяна дает возможность проследить развитие современного армянского литературного языка, обнаружить своеобразный подход в освещении ряда вопросов истории армянского народа, Результаты исследований представляют определенный интерес в изучений историко-художественного опыта советского и советского армянского исторического романа. Кроме того, они могут быть использованы в курсе лекций соответствующих вузов республики, средних специальных учебных заведений, а также старших классов армянских школ. Избрав объектом исследования исторические романы, повести и рассказы Серо Ханзадяна, мы старались не отрывать их от всего художественного творчества писателя, его личной и общественной судьбы, от всего опыта советской и армянской исторической прозы, а также от опыта историко-кшфологического романа (Г.Маркес, Ч.Айтматов и др.). В нашей работе мы стремились раскрыть общественные и личные предпосылки исторических романов СДанзадяна, их фольклорные истоки, динамику жанра, особенности языка и стиля, соотношение реального и вымысла и другие проблемы, которые интерпретируются в соответствующих главах.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Исторические романы Серо Ханзадяна"

- 159 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

60-70 годы нашего столетия были отмечены ростом исключительного интереса к исторической тематике не только в советской, но и в мировой литературе. Активное использование литературой исторического опыта человечества, в свою очередь, было обусловлено ходом развития общественно-политических событий времени.

Армянский советский исторический роман данного двадцатилетия отличается тематическим, жанрово-стилевым и типологическим разнообразием. С интересными романами выступают Г.Маари, С.Ханзадян, О.Гукасян, Х.Даштенц, З.Дарян, Х.Гюльназарян, В.Хечу-мян, С.Аладжаджян, Г.Хачатрян, П.Зейтунцнн и другие. История вдохновляет писателей на создание не только больших, но и малых полотен исторической прозы: повестей, рассказов, новелл, эссе. В этой области значительны успехи поколения шестидесятников - Г.Матевосяна, В.Петросяна, А.Айвазяна, М.Галшояна, Р.Ов-сепяна, З.Халафяна,представителей молодого поколения: М.Тер-Гуланяна и В.Григоряна. В отличие от классического романа,ареной художественного творчества становится обыкновенный день истории, героем - рядовой человек (к примеру, романы В.Хечумя-на, Г.Деврикяна, В.Григоряна). Особым вниманием пользуются нетронутые классическим армянским романом пласты истории, как например: эпоха язычества, раннего средневековья. х х х

История является творческой стихией Ханзадяна.

- 160

Первый опыт художественного воспроизведения одного из эпизодов истории Сюника относится к 1934-1940 годам ("Ваграм Воро-танци"). Затем следуют рассказы, предания и повести на историческую тему, закрепленные огромной этнографически-изыскательской и издательской деятельности писателя.

К художественному открытию диалектической связи разных периодов истории армянского народа Ханзадян приходит благодаря методу социалистического реализма, сочетая его с традициями как классического романа, так и фольклора. Особое значение в этом смысле имели исторические романы Х.Абовяна, Раффи, Д.Демирчяна, А.Вакунца, а также А.Толстого, идейно-художественная атмосфера которых стала тем горнилом, в котором выковался первый исторический роман Ханзадяна "Мхитар Спарапет".

Масштабный охват истории, актуальность содержания и народность духа романа и его языка обеспечили ему огромный успех как в свое время, так и сейчас, двадцать лет спустя, обусловили его непреходящую прелесть. "Мхитар Спарапет" выходит в свет . в годы подъема общенародного интереса к историческому прошлому. Роман о Сюник-арцахском сражении армянского народа во имя своего права на жизнь был написан сюникским воином, получившим боевое крещение на полях Великой Отечественной войны. Автор "Мхитара Спарапета" в этом смысле является одним из героев своего романа, выразителем" наследственной связи поколений, героем-свидетелем, утверждающим своей собственной судьбой главную идею романа - жизненную важность беспрерывной, перманентной борьбы ("армянский путь") и русской ориентации армян.х

Со второй половины 60-70 годов Ханзадян все чаще и чаще х - В этом плане примечательно, что, по свидетельству С.Ханза-^яна, его предок Мелик-Оган был одним из соратников Давид-Века.

- 161 обращается к национальной трагедии армянского народа - геноциду I9I5-I920 годов. В повестях "Шесть ночей" и "Мертвые помнят", в рассказах и выступлениях писатель стремится к всестороннему объяснению трагической сущности этой эпохи. Художественным полотном, наиболее полно отражающим эту труднейшую тему, становится роман "Заговорите, горы Армении", где особое место уделяется урокам истории, нерасторжимости народа с родной землей.

Воплощая языческий период истории армянского народа в романе "Царица армянская", Ханзадян и здесь ищет ответы на волнующие его вопросы. Роман отличается глубоким проникновением в социально-психологические пласты далекого и легендарного времени, публицистической направленностью, познавательной ценностью и жанрово-стилевым своеобразием. Он бесспорно является крупным достижением армянской исторической романистики.

Для писателя в обращении к тому или иному периоду истории, главным является, писателюкая позиция, которая сводится к провозглашенной партией "ответственности художника перед своим народом"*.

Историческим произведениям Ханзадяна характерны актуальность проблематики, гармоничное сплетение реального и художественного, глубокая народность языка; из суммы идейных принципов - выделение вечной проблемы соотношения земли и человека. В исторических романах Ханзадяна отражаются характерные как для армняского классического романа, так и для современного советского и мирового романа черты, основными из которых являются: общечеловечность идей, изображение обыкновенного, простого человека как активного участника исторического процесса, рас

I. Материалы ХХУ1 съезда КПСС, Москва, 1981, с.63.

- 162 смотрение исторической темы с позиций авторского времени.

Ханзадяну-художнику более всего чужд характер беспристрастного фиксатора событий. Он остается писателем своего времени как в произведениях, написанных по горячим следам событий, так и в исторических романах. Для писателя-гражданина, живущего реальными проблемами и задачами времени, прошлое родного народа и его настоящее нераздельны, они слиты так же, как судьба армянского народа с судьбой всего человечества. Писатель исходит из той истины, что любой прожитый день настоящего становится историей и любой из дней прошлого является не чем иным, как родословной, биографией народа. Вот почему писатель чувствует свою ответственность не только за свое время и своих современников, но и за прошлое и будущее всего человечества.

Во взгляде Ханзадяна на историю диалектическая связь понятий "время" и "народ" рассматривается с точки зрения будущего. "Если нам дорого наше прошлое,- пишет С.Ханзадян,- то также должно быть дорого наше будущее. Прошлое нами уже пережита и прожито. Оно в нашей памяти, в крови, в каждой клетке, в наших р делах и свершениях. А за будущее еще нужно бороться".

Ценность историко-худодественной прозы, а может быть, и всего творчества С.Ханзадяна в его жизнеутверждающем пафосе, в готовности его героев к борьбе за светлое будущее человечества.

2. См.: Литературная газета. 1980, № 36.

- 163

 

Список научной литературыПетросян, Тевос Антипанович, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Труды основоположников марксизма-ленинизма.

2. К.Маркс и Ф.Энгельс. Об искусстве. Москва. Искусство т.1, 1957.- 631 е.; т.2, 1957.- 759 с.

3. В.И.Ленин. О литературе. Москва. Госиздат 1957,- 134 с. 1.2а. В.И.Ленин. Полное собрание сочинений. 5-ое издание,т.22.- 597 е.; т.41.- 695 е.; т.42.- 606 с.1. П. Официальные документы.

4. П.1. Материалы 26-го съезда КПСС. М. Политиздат. 1981.- 223 с. П.1а. Материалы Июньского (1983г.) Пленума ЦК КПСС. М. Политиздат. 1983.- 130 с.1. Ш. Объект исследования.

5. Ш.1. Ханзадян С.Н. Еажду, дайте воды. М.: Советский писатель. 1976.- 464 с.iii.2. Ханзадян С.Н. "Мхитар Спарапет". М.:Советский писатель. 1982.- 704 с.

6. Ш.З. Ханзадян С.Н. Три года 291 день. М.: Детская литература. 1984.- 301 с.

7. Просвещение. 1983.- 544 с. ХУ.19. История русской советской литературы в 4-х томах., т.1.

8. У. Художественная литература.

9. V.1. Абовян Х.А. Раны Армении. Е.: АЙастан. 1977.- 319 с.

10. У.2. Верфель Ф. Сорок дней Муса-Дага. Е.: Советакан грох. 1983.608 с.

11. У.З. Горький A.M. Собрание сочинений в 16-ти томах., т.16. М.: Правда. 1979.- 368 с.

12. У.4. Демирчян Д.К. Вардананк,в двух книгах. Кн.П. Е.: Айастан. 1974,- 498 с.

13. У.5. Раффи. Самвел. Е.: Советакан грох. 1982.- 416 с.- 167

14. У.6. Рождественский Р.И. Сочинения в двух томах.,Т.П. М.: Художественная литература. 1979.- 472 с.

15. V.7. Шукшин В.М. Избранные произведения. <в двух томах., т.п. М.: Молодая гвардия. 1976.- 688 с.1. У1. Периодическая печать.

16. VI.1. "Вопросы литературы", Москва. 1978 г. № II; 1979 г. № 10; 1980 г. № 7,9,12; 1982 г. № Ъ

17. У1.2. "Дружба народов", Москва. 1981 г. й 5,6.

18. У1.3. "Известия", Москва. 1980 г. 23 июля.

19. У1.4. "Литературная газета", Москва. 1968 г. 19 декабря; 1980,36; 1981 г. 26 августа.* *. * »'.

20. У1.5. "Литературное обозрение", 1981 г. № 12.

21. У1. 6. "Правда", Москва. 1979 г. № 281; 1979 г. 29 июня.

22. У1.7. "Роман газета", Москва. 1983 г. № 7(965).1. На армянском языке.1. Ш. Объект исследования.

23. Ш.7. Ханзадян С.Н. Почему, зачем. Е.: Айастан. 1970.- 158 с. Ш.8. Ханзадян С.Н. Красные лилии. Е.: Айпетрат. 1958.- 330 с. Ш.9. Ханзадян С.Н. Земля. Е.: Айпетрат. 1957.- 764 с. Ш.Ю. Ханзадян С.Н. Книга о былом. Е.: Айастан. 1966.- 228 с.

24. I.II. Ханзадян С.Н. Люди нашего полка. Е.: Айпетрат. 1950.350 с.

25. Советакан грох. 1980.- 468 с. 1У.8. Вопросы современной литературы. Сборник статей. Ереван.

26. Изд. АН Арм.ССР. 1981,- 288 с. 1У.26. Срвандзтян Г. Сочинение в двух томах., т.1. 1978.- 410с;т.2. 1982.- 564 с. Ереван. Изд. АН Арм.ССР. 1У.27. Тамразян Г.С. История советской армянской литературы.

27. У. Художественная литература.

28. V.1. Айвазян С.Б. Хндзореск. Ереван.: Советакан грох. 1982.492 с.

29. У.2. Айрян Г.А. Ветвь оливы. Ереван.: Советакан грох. 1979.260 с.

30. У.З. Аладжаджян С.Е. Тростники не склонились. Ереван.: Советакан грох. 1984.- 504 с. У.4. Амирбекян М.А. На последнем клочке земли., кн.П. Ереван.:

31. Советакан грох. 1979.- 408 с. У.5. Армянские народные сказки. Т.П. Ереван.: АН Арм.ССР. 1959г 660 с.

32. У.6. Галшоян М.О. Дзори Миро. Ереван.: Советакан грох. 1983.504 с.

33. У.7. Григорян В.В. Вечное возвращение. Ереван. Советакан грох.1981.- 172 с.

34. У.8. Гукасян О.А. Богдан. Салтанов. Ереван. Советакан грох. 1980.- 412 с.

35. У.9. Дарян З.М. Перепутья. Ереван. Советакан грох. 1982.- 512с. У.10. Даштенц Х.Т. Зов пахаря. Е.: Советакан грох. 1979.- 524с. У.П.Деврикян Г.Х. Зодчий Трдат. Е.: Советакан грох. 1983.528 с.

36. У.12.Демирчян Д.К. Собрание сочинений в 14-ти томах., т.13. Изд. АН Арм.ССР. . 1984.- 392 с.о, ' ••

37. У.13. Демирчян Д.К. Неизвестные страницы. Е. Айастан. 1974.340 с.

38. У.14. Зейтунцян G.A. Аршак Второй. Е.: Советакан грох. 1977.532 с.

39. У.15. Зорян С.Е. Собрание сочинений в 10-ти томах., т.Ю. Е.:

40. Айпетрат. 1964.- 563 с. У.16. Караян P.M. На закате солнца красивее. Е.: Айастан. 1974.584 с.

41. У.17. Караян P.M. Спасение. Е.: Советакан грох. 1983.- 504 с. У.18. Кочар PSK. Избранное в двух томах., т. I. Е.: Айастан. 1965.- 576 с.

42. У.23. Овсепян А.Р. Баграм Пахлавуни. Е.: Советакан грох. 1984.368 с.

43. У.24. Петросян В.А. Последний учитель. Е.: Советакан грох.1980,- 616 с.

44. У.25. Раффи. Собрание сочинений в 10-ти томах., т.7, Е. 1963.552 е.; т.9. 1964.- 552 с. У.26. Севак П.Р. Собрание сочинений в 6-ти томах., т.5. Е.:

45. Айастан. 1976.- 547 с. У.27. Сирас А.С. В переплетах времени. Е.: Советакан грох. 1982.- 454 с.

46. У.28. Сюрмелян Л.З. К вам обращаюсь я, дамы и господа. Е.: Советакан грох. 1980.- 304 с. У.29. Хачатрян Г.А. Артавазд. Е. Айастан. 1975.- 284 с. У.30. Хечумян В.Г. Книга бытия. Е.: Айастан. 1966.- 428 с.

47. V.31. Шатирян М.А. Серебрянный век. Е.: Советакан грох. 1983.528 с.1. У1. Периодическая печать.

48. VI.1. "Авангард". 1981 г. № 54.

49. П.7. "Советами арвест". 1978 г. Ш II.

50. У1.8. "Советакан граканутюн". 1959 г. № 10; 1961 г. № II;1968 г. № I; 1979 г. № 4,6; 1981 г. Ш 7; 1982 г. № 10; 1984 г. N° 2.' У1.9. "Советакан дпроц". 1979 г. N2 22. УЫО. "Советакан айастан" (журнал). 1964 г. № 12. У1.П. "Фильм". 1978 г. й 20.