автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Современный армянский рассказ (типология жанра)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Абраамян, Сурен Сергеевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ереван
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Современный армянский рассказ (типология жанра)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Современный армянский рассказ (типология жанра)"

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ имени ¡4.АБЕГЯНА

• ' На правах ргкопнси УДК 891 891 09

АБРАМЯН СУШ СЕРГЕЕВИЧ-

СОВРЕМЕННЫЙ АРМЯНСКИЙ РАССКАЗ (типология жанра)

Специальность 10.01,02 - Дйсература народов СНГ-/

(армянская литература XX века)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации ва ооиокание ученой степени

> кандидата филологических наук

4 т •

Ереван - 1992

Работа выполнена в Институте литературы'им. М.Абегяна Академия наук Республики Армения. ."...'•'-•

Научный- руководитель - академик Академии наук РА,доктор

филологических наук, профессор , . : ЗдЛ'.ДДРБАШЯН ' ' /

Официальные оппоненты: I. доктор филологических наук,

профессор Г.А.ЭДОЯН » 2. кандидат филологических наук, •■■.:

А.В.ИАРШИ

Ведущая организация - Ереванский государственный универси-

• 1ег- /Г cdcC,^

Защита диссертации состоится " ° " - 1992 г»

г ! Ч\—_ час. за заседашш специализированного совета

■ Д. 005 10.01 по присуждении ученой степени доктгра филологи^ес-

; ких наук при Институте литературы кк. Ы.Абегяна АН РА (адрес: ■'.'.'

Ереван-15, Григор Лусаворич, 15).

С диссертацией'иожно ознакомиться, в библиотеке Института литературы иы. М.АСегяна АН РА.

Автореферат разослан « " L ^ 1992 г.

Ученый секретарь специализированного совета ч>

кандидат филологических наук J^ р^М.ВАР1АНЯН

. ОБЩАЯ ХШКШИСША РАБОТЫ ,

Актуальность темы. Рассказ относится к числу гвх аанров, изучение которых позволяет получить наиболее верное представление о современном этапе развития литературы, происходящих в ней содержательных и внутренних, структурных изменениях.

Современный армянский расскаа в этой плане предоставляем исключительно богатый материал. Внутренние закономерности его , развития, сегодня невозможно понять вне диалектического единства традиционного и новаторского начал, И поскольку жанр - результат исторического развития литературы, то "внутренние сдвиги", в литературной процесса в жанре следует рассматривать в единстве, например, жанры - как.формы движения литературного : процесса. Каждый исторический период, вследствие внутренних

структурных изменений системы жанров, выдвигает свои-проблемы, 'в рамках которых в настоящей работе « анализируются тенденции

развития'современного рассказа/ ; ;

: Цели и задачи исследования. Целью и основной задачей исследования является анализ внутренних, структурных' изиенений и тенденций раввйгия жаяра армянского рассказа на современном этапе. Проблема жанра.рассматривается на общем, фоне исторического развития национальной иобщесгвэннойжиэни, выявляются как но, вне.тенденции, закономерности и особенности развития жанра рассказа, так и его связи с градациями предиест'вущего историчед- , кого периода.

. - / Научная новизна исследования. Армянское'литературоведение, .в частности, критика традиционно.мало внимания уделяли.проблемам развития современного рассказа, В дискуссиях, посвящаиных литературным направлениям, как правило, обсухдаптся обцезстетичес-^ , кие:вопросы, но редко и;недостаточно говорится о жанре рассказа.

Критика и литературоведение, обращаясь-.к анализу современного литературного процесса, предпринимали вгдельныэ попытки 'исследования проблем исторической и современной типологии жанра. С этой точки зрелая особый интерес представляют работы С.Агабаб-^ яна и А.Маргуни. ••-.-.•'• •;.' . /\ V V : ч ..■ ■.

- ; , Тем ае менее, попыток целостного изучения общих тенденций развития жанра; армянскоелигературовёденке $е предприняло. В настоящей работе сделана попытка го возможности выполнить

этот проблем, представить целостною картину типологии канра рассказа, рассмотреть те сходящиеся в "одной точка" проблемы, которые iioi'KO наблюдать лишь на общих структурных уровнях.

Методическая основа и объект исследования. В процессе подготовки и изложения диссертационной работы использованы основополагающие шдонения классической эстетики, а таые достижения современного литературоведения.

«¿атериалоы исследования, естественно, явились пренде всего вопросы типологии кайра рассказа. Рассмотрение общетеоретических пробдеы подчинено и тесно связано с анализом текущего литературного процесса, движения художественной мысли. В связи с этим в работе использована богатая литература, связанная с темой, множество литературоведческих исследований, критических статей, опубликованных в последние годы в журналах и газагах.

Практическое значение рабогы. Диссертационная работа явг ляется первый опытом целостного изучения жанра современного армянского рассказа. Материал исследования, <.го положения и выводы могут быть использованы в вузовских курсах истории армянской литературы и критики».теории лигерагуры. ...

Ашобация работы. Диссертационная работа обсуждена в Отделе арияисхой литературы Ж века-Института литературы ш.М.Абе-гяна АН Армении, и рекомендована к защите,.

Объем', и структура работы. Диссертационная работа-состой! из введения, четырех глав, заключения и списка использованной ■ литературы. Объем.работы 158 страниц. Основное, содержание работы. -

Во "Введении" обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются цепь и научная новизна работы, дается краткий очерк истории исследования волрйса. . - •

Глава первая. - Анализ типологии жанра рассказа. Анализ жанра рассказа - 1(одна) из актуальных гадач теории литературы, способствующая выявлению литературного развития. £анра как "формы движения литературного процесса" /Ю.Стенник/ очень быстро откликаются на перемены, происходящие в художественном мышлении, поэтому развитие жанра и развитие литературы - единый процесс. Однако эга проблема - одна из сложнейших в литературоведении. Одни исследователи /Г.Н.Поспелов, Ц.Каган/ первичшш считают

одераание, другие - форму. Б отличие от названных азторов, •Джрбашян, опираясь на опыт развития литературы, выделяет три леыента, совокупность которых служит основой обособления и ха-актеристики канров:

а/ тематические особенности, характер выраженного настроена, общий аспект восприятия и отражения жизни;

б/ основные принципы построения человаческох'о и вообще ху-оаественного образа;

в/ общие особенности конпозицииканров.* Существенная роль в процессе формирования жанра принадле-иг поэзии автора, поэтому его ыожно характеризовать как единст-о общего и индивидуального. Он содержит в себе "нестареющий эле-ент" /Ы,Бахтин/, и развитие его происходит благодаря "вечному бновленив".

2.

Род и жанр - открытие системы, одновременно развивающиеся вдания. Конечно,, в различные исторические периоды на первый пан выдвигается то один-из них, то - другой, однако в целом ио-знт перехода содержания в форму и формы в одераеыа объективные гтораческие закономерные ситуации художественною мышления. Не-шненно, что существенным фактором дифференциации повествованных жанров являются структурные признаки, а лирических кан->в - оттенки эмоционального содерааниа.

Стурктура историческая категория, в ней может оказатся юкретала дана слово всего функциональном значении» Это явле-!в в соврыенной прозо кояно наблюдать в анализе образцов расска-г, например, в "Зеленом Зюлв*;"Буйволице", "Алхо" Г.Натзвося-1,в рассказах И.Галаояна, ¿.Айвазяна, »которых даяе хуяогест-(янне снысян раскрывается в речевой контексте. ;■;.. Первое премущесгво опадения структуры - непосредственный 1фориационннй акт слова,. собственно коммуникативная роль кото-1Г0 - отражение материального мира /например, зелёное поле/. :о чаще воего эмоциональные.слова, а само его содержание отра-1втся в контексте слова, обращенного к слову, как и свиета, где ¡рещиваются словесность слова и бытие слова в открытой системе юего философского, эстетического и речевого пространства.

!м.:Джрбашян Э.М. Поэтика и литературное развитие.-Ереван,1985

| • ¿и » ■

Причем из этого следует, что слово - живой знак и вместе с тем действующая реальность. В этой пронстра^стве слово само по себе обретает черты символа или метафора, в некоторых случаях частично^ а в некоторых даже покрывая их полностью.

\ ;V;.-'-"';' ■'' - '.

.Уже во второй половине пятидесятых годов,-в период оживления литературной яизни, "выделились те литературные напрвления,. представители которых, по определению С.Агабабяна, предначерта-' ли "судьбу рассказа".. С одной стороны, это были новаторы, девизом которых стало требование ?ыеныне текста, больше контекста", >с другой'- противостоящая им гру-гша писателей, утверждающих,что. алучше самой жизни,никто ничего/не выдумывает*? -

■ Сторонниками "подтекста11 были В.Петросян, П.Зейтунцян, которые, пройдя период творческих, искашй, в.60-ё годы вступили в период творческой зрелости,. ОсновЗым пх, как и их сторонников недостатком было го, что они о? умозрительно.выстроенной действительности, что характерно, например, для цикла рассказов ВЛез росяна пРасскаэн о чвдоввкв"» '. •- ';

Сторонники "подрезания;аизниг испыгывали глубокое уважение к $акту. Они изо0раЕаяи псю2е1Ы ЕИзаЕ1а, одиаш забывали о самом главном - худоаесгвенвом огЗобазаиа. Освовныа их недостатком бьш 'упрощение", неваус.катедьаиД отбор аиавевного факта, бедность :' сюаета, что иоано наблздзт!) в рассказах С.Айвазяна, в^сборнике "Поручили передагь вёы...и Ц.Арцопа, в отдельных произведениях • СДанзадяна./"БратМ*/»' ¿1 других.' Но '-ухе на. пороге

60-х годов становятся очевидными признака нового движения прозу Солее глубокого проникновения в аизнь,что,' конечно, было лишь первым нагом к .ее эпическому охвату. О",,''

Глава вторая:- Эпический расская й объективная $орма пов^с вовзн ая. Жанр рассказа. малой эпической формы,;гибкой глубокосодержательней,' насксанвой а драматической, -^неизменный спутни латера?зрного•творчества Г.Цартмростаа, Посредством мастерской изображеная .многозначащих, глубоких; деталей писателю' удается на Сохисм пространстве, рассказа.воссоздать целостность реальной

2. АгзЗабжн С. - Отклика. - Хреван,.1973,с.71-86 /на армянин:

действительности« Его литературная деятельность, начавшаяся с 60-е годы» имеет уже тридцатилетнюю историю. Йсторизм0 осязаемая предметность, стремление к психологическому анализу - характерные. черты эпического повествования Матевосяна0 восходящего к лучшим образцам армянской прозы. Проявлением ^этого все-' общего эпического принципа является и "сказовая" форма повествования Матевосяна. Она используется, главный образом, в "потока создания героев", опосредованно, и направлена на заявление слоаных проблем современности. "Я" писателя в данном случае не наблюдает из "нейтральной зоны", а, "растворенное"® з действии, з'"яитии" героев, анализирует, синтезирует реальный мир я придает ему объективный характер. Благодаря этому принципу писатель в процесса творчества "выявляет" скрытую в глубине некую тайну и приобщает а ней читателя. В этой "тайне™ заключено иировозгрение писателя» Следовательно, и в объективном описании событий, и в,диалогах, и в подтексте, присутствует автор, направленность его взгляда.'Повествование ведется не от первого лица, писатель скрыт за "чужим•'словом", действиями^ поступками и характерами персонажей,что предоставляет богатые' возможности для "игры.чужим словом" /М.Бахтин/.

Г.Матевосян - подлинный новатор в нирокон смысле этого слова. Своей эстетической ориентацией на факт, 81саиоразвй?эм материала писатель в текуцем и одновременно аезыбдбмо&в времени цнакутского деревенского' мира воплощает■ смысл» Большого времени. Подобный взгляд в чувственной строки текста роядает ме-таформ образа кокрного и смиренного библейского Сииона, "варианты" которого переходят из одного произведения з другое, В этом плане цикл Матевосяна "Лотовые лошади" целая галерея Симонов /на древнееврейском - "покорный"/»1 которые на край внешне "неприметного", мира несут те ае бремя и страдания зиз-ни, воссоздают первозданное "начало" человека и символизируют его борьбу за существования, национальное бытие. , ' Г.Матевосян как бы продолаает традиции литературы эпохи Возрождения. Писатель в колорите деревенской повседневности обнаруживает человека, возвышенного'и величественного, его кану-здеся ''обычными" герои аиаут бурными страстями и в постоянных борениях.,

Матевосян как бы вовсе и йо рассказывает. Целостный сюжет делится на бесконечное-количество "малых повествованийМногие содаряатеяыша элеиэнты ятеют свои символические'параллели в других рассказах. В сборниках "Деревья" и "Наш бег" "сказ" приб лиаается к ваемзарноыу повествованию. Символический характер фрагыентарных единиц рассказов приводит к сравнительно-сопоста-вительноау. синтезу действительности, иногоголосоиу восприятию мира. Ситуация "иногогод'осия" находится в определенном противоречии и с. временный "багом13 и временной фиксацией момента, что щ наблюдаем при анализ "баоррафичаского" повествования Агун , /"Деревья8/»-вакга самоанализа" буйволицы /"Буйволица"/' "ненависти бааенвд" Араака /"Начала"/, "армановвдческое инстинкта". Месропа /"Цесропа'У. '':'■"'''л:1':;: ",.- '••;''''"'''■

Повествование Ыатевосяиа ваявялэт как бы пласты души пер-сонеха,и!;ет в 'виэий далекой орааыокой деревни, то''человеческое . начало« которое, адо .ОЕйсшзаж Бб; о . большим ииром. Цаакут Ыатеэ восяна еаидаст .аа\суд50а^' лло к Ыаркеса и йокнапато-

фа Фолкнера/ стагтш'дсого&циги всего человечестве.-• ,

Своей "географийи'й ■ начадои;обладает и "страна"

Цушега Еаяаояна. Эвот. .сйсуисц"

»," висту ПИВШИЙ в

литературе в" конца маав»;1хзЗ'СГэ,.а&13БЬ и «рагичсскай конец» как' би -говг<«б«в'ф..|с|э'бз ;сзй5.Сз',СЕог1|о;'йа1!оаа. •"• .

Творчество ОДбдешй .гоома разнооб-

разно. Однако. оуо:рассвзёа, ль я^йзж Еоего' ЦВД "Облака гори Наруг", - это своеобразна?иир. Традиция; .иаобразо-'• акя эзого умра,1!ацу0ЦПШ!0Г0 С)ыгз!Я, "ид^цого от дороги" н "от хрквающего дорога" з' аршфкой йпщацро -'восходит, к А,Баг:ун«у и белее отдаяешиш . аагорой и «реиеша»

Своинм расска?аш^ Галаоян кав бы хкззл на поле "сражения" •Б'с$ое» иообрааенаи Гаясоян как бы создает "избранное истории" судеб людей, родины,' в основе ко:орой легит героическое прои-гое а ьеугаслиый дуг народа. „Взроятко, вцадцо, здесь истоки': "п«« ъиденгя" /СДгеСгкац/'у. "романхвческ'оро начала" /Л.Казар Л'МР'вестзз В.Гаааояка» .-' Л '■•.•'.;'■'" '■:'.-

Л.'.;.:".. V

- 9 - - '■:

■ • • • , " | • ; Герои Галшояна, с одной стороны,' вовлечены в реальную социально-историческую ситуацию и в' этом смысла они реалистична с другой стороны, они образуют своеобразный "коллектив" воплощающий авторский идеал и противопоставленный равнодушию, эгоизму, бездуховности окружения. Романтизм; - не только позиция восстающей против пороков личности, но;и сущность личности,.которая в, реально-жизненном пола видения,, перерастает в символ.Первичный незатейливый сюжет при этом обогащается, получает новее импульсы, разветвляется, а образ утрачивает свою однозначность» Он содержит в себе нечколько материально-духовных пластовэ текста и слова, обращенных к проблема,человек и земля, человек и родина.' .:/ V../ ' .'

"Память" объединяет героев Галяояна в некую национальную "общину". Проблема "памяти" более-всего связана с поэтической ситуацией символизма. Это лиро-эпическое начало рокдает новые тенденции в современном армянском рассказе»

Однако "память" является чек-то 'больший,'-чем символ. Это мы видим в рассказах "Зоз", ."Греза", "Царь"'Мамбре" а других. Б процессе развития ганра. саивол яе'остается .в" своих пределах, а постепенно "перерастает" в мировоззрение "писателя. В дуовной "памяти" стариков Галвояаа;пропюа.сохраняется, действительно, как'."некое начало", "докагордчеейат Их,"поток созда-

ния" - проявление единого "акга дэйогз:-:я!1, позгему а "матери" ■ народной боли и тоски он'превращается в: эпическое повествование.

; Творчество Серо Ханзадяна - своеобразное связующее,'звено ме'аду писатедямг), зотупиадши;в литературу ц £0-?0-е годы, и предшествующим,' "традиционный1' этапом развития армянской прозы, в тоц числе и" раооказа^'Шк;а',галь:-провел. поч®и полувековой творческий п^>^,'';одкако.'ййибмео плоййтворньши для; него оказались , именнб бр-70-ые годц.; V;:■■■■ •'" ^ • '''

Литературоведение и.критика неоднократно' обращались к эпическому" миру одного изпатриархов= наией литературы.Однако при этом основе вниЫние уделялось его-доуйнш.полотнам и не-^аслукенно'«ало^говорилось '-о-его■ .'произведениях малого ¿анра,

занимающих примечательное место как в творчестве самого Ханза-дяна, так и во всей современной армянской прозе.

Рассказ - "миниатюра" эпического мира Ханзадяна; обособленная его частица, как бы непосредственно обращенная своим содержанием к самой действительно. Такие сборники писателя, как ."Затерявшиеся тропы", "После докдям, "Традиционный, праздник", а такке предвествовавиие им расскази, написанные в '50-е годы, продозххаат прерванную традицию "Мтнадзора" А.Бакунца.

Эпическое повествование в рассказах Ханзвдяпа отражает двакение объективного мира, вбирающее в себя и судьбу человека,, и его попытки противостоять ей. Обычно в этом "маленьком" . мире столкновения «аиболез,драматичны и герои эпически более врзвшекы.Трудности жизни, зов рода и крови сообщают кажущимся незначительными поступками , "маленький п людей,напряженный.драматизм, м развитие событий в.расскаэах Ханзадяна часто приобретает жестокий и да£е роковой характер. Бсгее того, сложность ж противоречивость жизненной ситуации позе-ляо? автору создать' целуй галерев сильных характеров, поторые своей первозданной • :величавость ■' и чистотой•симводизнруот "затеряваиеся тропи"', ейзни, нравственный мир человека и его духовные борения. . . ; Б рассказах Ханзедяна наневнив болезни самой-жизни свое-

образно противопоставлены прекрасным первозданным истокам человеческого существования,,и писательское осознание утрат как 'Си направлено к возврату к згаы истокам. ; . \ -

К числу наиболее .удачных такие рассказы'талантливого пи, сатеяя как0 "Нукая птица", "Медвонья скура", " Сойке шшЦ дои", "Последние сдеды15, 1|Челов8кп, "1!1злковица,г, "Дорога?, "Док1! и другие.. В них роаякстяческя воссозданы среда я человеческкз огвоаенйЯе эпическое позеегзовадве, писателя представляет и:р , ае в схекатаческок противопоставлении »¡¡арного и белого, а ва всей ботстзе красок. ...

! .К": *'

Срадй соврзиешшх арыявских прозаиков, особеннр шодотвор*-а» рабогзкуа а лавре рассюзаа, СЕИобмгно звучит голос Рубена ОвРэкава- у Г^'

— ' .Т. : ' ¿"Г; ' ' .'.■,'''', * ' .

Время - это тот "цвнтрастреыитеяьный косых рассказов Ов-сепяна, который вбирает в Себя пространственную перспективу, память об утратах и страданих национальной жизни, единой, поток истории.

Герои рассказов Р.Овсепяна, круг которых довольно постоянен и которые появляется в различных ситуациях, не отрицают своего "преаднего" существования, продолжают его в ином симво-» лико-иетафорическоы контексте, яивут активной нравственной кизньи. ""^г

3 рассказе Овсепяка "Нащи деды" (¡Счерчена та система образов, которая "расчленяет" национальное бытие, но. в мировоззренческом единстве которой воплощена авторская позиция. Хотя это жизненное пространство и пространство и невелико, оно тем не менее разрастается в эпическом потоке бытия, "человек-время-народ-родина". На этих нианых уровнях структуры рассказа появляется "свидетель" /автор-повествопатсль, рассказчик/. В драматическом взаимоотношении персонажей художественно возникает некая осязаемая реальностьсовременность. ',,

"Квартал" для писателя V-это "маленькая Армения", поэтому все изобравеняые отношения, поступки, настроения вир§ самих себя» например, тоска деда Вардана /"Наши деды'-'/, союз Аракеяя с землей /"Ночная вода"/« своевременное'величие ноевского старика /"Ной"/ и т.д. * ,' •.'

Дом для. писателя - это целая страна, границц яеаду боль-зим и малым - только символы. Таким образом, микрокосмос /"квартал"/ Рубена Озеепяна - это'сфера общечеловеческого и национального бытия, в которой личность к ее поступки имеют из только коикрегный, локальный, ко и всеобщий, "динамичный" характер. . Таким образе«, дед,Девон, старый Вардан не только личности, но и индивидуальности,: , ;

. В рассказах 'Р»Овсепяна присутствует некий' "детский" наив-ний взгляд ва аир, -созвяиьб голосу автора.. Его герой как бы , неспособен а одиночку понять самого себя й прибегает к помощи "второго голоса" г- авторского. Зао осуществляется с поыоцьв йиро-позтических символов, В наиболее значительных рассказах Р.Овсепяна, таких как, например, "Самая теплая страна", "Ной", "Дом из кубиков" и других, передано глубокое ощущение и осыыс-

ление нашего времени.

б '• .

Агаси Айвазян создал свой художественный ыир - колоритный, насыщенный, полнокровный, завершенный и всеобъемлющи!:, с. : которым берет свое начало тайно.больного мира, одиссея, "бдаго-ракивания" визни. Свидетельство« згому являются'сборники его рассказов,. . ' ■

'Объективный процесс "Месяц волковицы" повествования в рассказах А.Айвазяна имеет, как правило, слоаное начало, участником которого является саг,автор.. .'.-' : " '

Особый колорит рассказам Айвазяна придает.атмосфера старо- . го Тяфдиса, где происходит, действие многих его рассказав. Тифлис для писателя - ото.систем, -знак, воллоцавдийов себе все особенности "естественной" жизни: вещи здесь вещественные, ' осязаемы,, персонаки - .жизненны. Именно поэтому исследователи ' творчества А.Айвазяна /Й.Игрукава, Клепикова: А.Маргуни, Ар, Григоряна/ отмечают условность колорита.аго рассказов.- Харак-, терны, с эт.ой точки зреяия,; рассказы "Вывести старого,Тифлиса" и "Ти^ис", •',' *>.; ,".,■•

. Агаси Айвазян, ■ выявляв* .человеческое' в, человека.. Его прив-. . декает то перзозданньз, .вековечное, й ;чксгоо начало, ко20рое помогает человеку освободишься от зла и ткзтущкх, Законов округе- , '. НИВ. .'■'.'::•/.;",' '■' •'.■"-' '"'.-'' 'V"''

.. . Каждый рассказ писателя:-зт&свозобразкаяаллегорш, сим-вбл, весящий в ообо высоздювошшайть.К примеру вывеска Гра-гора /"Баваски стйрого Тц|айсе,'/ -' аго; вс)гтлов1еннад одухотворенность и поатичносак.Они, как к .красмный/колсрит полотен ..Фи-'/ росаани, .пробуждаеткрасоты , "броющейся и ;огр0юийвя а сам Григор, V",

Тифлпская йатрака: АЙга'эваа основана на лиро-симвояическом восприятии ымра.;Образ: яэ овоэго,- ий|о-6ытового колорита перерас-' тает в символ..Киракоо 7"КрракосиЛ Кран? 1ашй/'Путеводитель по городу Тифлису"/» .;фокусник,''де1}Окстрйруювдй' чудо, зо' время , как публика йаядала .просто'фокуса, ' г другие персона'ги силой свое го духа воплоцаат самое Любовь >■■ как бы смысл и опоре их хизни.

Однако аллегоричность не отрыззааг героев Айвазяна от реальной кизни, но просто "сгущает" действительность, вносит в нее "элемент чудесного", необходимый для раскрытия внутреннего мира его Героев, Таким образом, характерны как целостность отдельных признаков, о помощью автора "сдвинуты" к яизненкой реальности. Здесь внутреннее художественное "творение" символов парадоксально оборачивается движением к эпическому -единству текста,рожденному эпическим сознанием мира, и'это двжение выражено в поэтической ситуации "сжатия" и "разъятая" текста,его "сгущения" и "потрясения" одновременно.

Глава третья. - Лирико-поюсологические рассказы и миниатюры.

Лиризм, поэтичность, - неотъемлемые свойства прозы Гранта Матевосяна. Слово и бытио равноценны в его прозе. Границы мате-восяновского слов-! иироко,' зго, по сути, слово-метафора, философский символ, раскркващий себя а'' худоаестЕеином контексте /например, дерево, буйголаца, золоноо поле/. Слово или образ здесь приобретав;? дополингэлану» сгилистическуэ "нагрузку". Эстетическое рзразеш*.'.ююгробра.зия и,смысла кизни.обусловлено глубоки!! знанием писалоля■.Душ-1'и'ясихологиа..человека и всего рзщвго, -Зрачо. 'оказт, кзгерааяа'*вна ттош ре-

альности пройззэдз^п5я''зшш'мзЕй.'.ос«0оа а эпический по-

заогзоэаш» 'щезупац *о; как р^езг-паздш,' й> как лирический герой, благодаря чащг-' -«яойякп.'эшЯеская огрукгура- приобретает •здесь Лйр:«еск1м?рариен58р?ыа, хсраяя-ор.-- с .>.-... -. ; Лиризм пронишг.3'ояачэй8уа..с'^ру..'Композиция-рассказа приобретает нйвоэ 'ш^яутршт уровнях содержа-, ни я предметы з'сзо^'^р^ойЮЗ егда.и проявлениях превращаются в поэгичэс1шо:;ае2а$ора.''Такозв рассказ« "Золеное -поле","Ал-" го", "Оргшяэвнй га0?п? з друш,- .'.V , :.-""-.'

- Ханрообрггауйдад вегошшон аирико-пЬйхологкческих.рассказов .является "иасгроеийз" авгора. Подобий!-способ огрпнейия:-ЙИ8Ш1, избегающий грубого аопарования. фактов ' действительности,'' приводит к открытому лиризму ;п02эсз,202анййг 'Пронизаиния писаний поэтичарсяь сборни:; раосказоз Р,Аракяяа-"Явосвдлашше' до^а-

в -

дк", воплощая своеобразное мышление автора, отразил и определенное тенденции развития прозы 60-70-х годов.

Для' лирических рассказов Р.Арамяна характерно иипресио-нисгическое восприятие предметов, внешнего мира, условный, метафорический взгляд нс мир. Идеалы автора и движение кизни занимают мало место в его рассказах. Рассказы строятся, в основном на развертывании и обведении.какой-либо детали, подробности, какой-либо одной психологической ситуации. Повествование ведется не нейтральным рассказчиком, а заинтересованным автором. Ав-. тор'постоянно присутствует в рас.скаэах, повествование ведется пристрастно и трепетно, с открытым и вместе с тем потаенным отношением к происходящему,

"Внутренний голос;" писателя как бы "секрембнтально" повествует о сложностях жизни, прошлой и настоящей судьбе героев, об извечной доброте человека, одиноко скитающегося ло затерянным дорогам жизни, о еще живущих в нем мечтах. Художественный мир Р.Арамяна пронизан чувством незиой всеобъемлющей любви, звучащим подобно живительной песне Комигаса /"Мелодии"/« болью"одинокого, забытого судьбой человека /'^Неоседланные лошади"/»-его грезами и воспоминаниями, сохранившимися и спасенными на путях утрат /"Большим - о маленьких"/. Все эти качества присущи наиболее значительный произведениях Р.Арамяна, знаменующим один из самобытных путей развития современного армянского рассказа..

' 3

Миниатюра - .одна из -хруднейиих |орм "малого" »аира, требующая высокого мастерства обоцения. В современной армянской прозе этот яанр представлен главным образом В.Петросяном, создавшим в своей повести-эссе, "Армянские эскизы" целый ряд удачных миниатюр. Книга эта заключает в себе несколько самостоятельных цик- . лов миниатюр, связанных друг с другом единством авторской мировоззренческой позиции,.

В своих миниатюрах В.Петросян обращается к' актуальным, острым проблемам современности и рассматривав«"их на фоне йсторр, судеб родины и народа. В основе эскизов лежат миниатюры-очерки, ииниматюры-рассназы, размышления, наброски, главный ' героем

которых выступает время, сегодняиняя аизнь родины, судьба армян, проживающих в различных концах света. И, вероятно, в этом причи на того что "Армянские эскизы" заняли свое прочное место в современной армянской прозе.

' - ''-.".'■■-' . Ч 4

Глава четвертая - Расоквз-очерк/доазмектальный рассказ/. ■• Рассказ - "гибкая" жанровая система,способная включать в себя и некоторые структурные черты очерка. Проникновение в начале 60-х годов в рассказ отдельных структурных элементов очерка сыграло исторически положительную роль.'В зарубежной армянской 'прозе это явление слузило средством поиска определенных опор ■ в потоке низни, с 'помощью которого обещались острые проблемы национальной аизна /к примеру» в- рассказах Акопа Карапенца/. • : Не следует, однако, забывать;и о существенных различиях : мевду этими двумя аанрами. Речь идет," яреяде всего, о характерном для современной армянской прозы проникновения элементов очерки в структуру рассказа» что, естественно, .не исключает са- ■ ыостоятельного существования кайра.(например, различие . слоя. прозы М.Гапвояна, Г.Матавосяиа»■А.Нарапенца, публицистичность .прозы В,Петросяна,. явившиеся, по существу, элементами структу- . -рц очерка, хотя и утративиие-присущув их очерковому прототипу

"единичность", конкретность,. чй>- собственно и определяло их -■" принадлежность к-авару рассказа).Развитие очерковой фабулы в

. более''сложных переплетениях сюхвта' рассказа создавало возмож-•. ность многостророннего и всеобъеипнюаёго художественного, познания факта,;что моано наблюдать в'"Незнакомых душах",-"Американ-' скоы круговСы танце" А,Карапенца, "Маиурристе", ''повествованиях1-' ■■ , • воспоминаниях Дгун Г.йатзвосяна, . видениях М.Галшояна, /"Дядя. То--• рос", "Оган. из Цовасара" и др./, в цикле С. Ханзадяна "Житие „от -Ьов" и'ыногих других рассказов. Л,- V '•'.'.'/ • ;

; ч. Л'-у:'" ВЫ В О Д Н "' * "

I. Каир - результат развития литературы, поэтому, в настоя-у . цзй работе внутренние, структурные: и системные изменения, -проис-.* ходяд;-.8_2 х'анре рассказа,-рассматриваются ка^ фориы литературно-

го-двизения.

2„ В диссертационной работе рассмотрены главным образом вопросы типологии аанра рассказа. При анализе тенденций развития жанра в современной прозе рассмотрение общих теоретических проблем сочетается с исследованием движении художественной мысли. В этом плане исследуется творчество Г.Матевосяна, Ы.Галшояна, ' Р„Овсепяна, С.Ханзадяна, А.Карапенца, В.Петросяна и других авторов.

3. На современном этапе изучения рассказа выделяется несколько структурных уровней: объективная форма повестования, использование лирических элементов в структуре рассказа, проникновение в нее элементов очерка. В границах этих проблем и исследуется в диссертационной работе современный армянский рассказ

4«, Проблема традиции и новаторства имеет особое значение для понимания своеобразия современного этапа. Развития нанра исследование этой проблей» в ее исторической развитии и современном состоянии, позволяет выявить глубокую структурную общность классического й современного рассказа, определить тенденции развития жаарв.

По теме диссертации опубликованы следующие статьи:

1с Цегафорческое ыывление з рассказах Гранта Ыатевосяна. - X республиканская наутаая конференция молодых ученых и аспирантов. Тезиса докладов, г Ереван, Изд-во АН РА, 1990, с.1. /на армянском языке/. : Ч

2. Очерковый /документальный/ расскаа в современной армянской прозе - Вестник общественных наук АН.Армении. - Ереван, ' I992s й I /в печати, на армянском языке/. г

3. "Облака горы UapyT* Муиега Галиояяя. - Журнал "Гарун". Ереван, 1992, - /в печати/. : /у , /V .'■ ; . Л ■