автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Исторические трансформации идеала красоты античной Эллады
Полный текст автореферата диссертации по теме "Исторические трансформации идеала красоты античной Эллады"
На правах рукописи
Егжова Светлана Евгеньевна
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ИДЕАЛА КРАСОТЫ АНТИЧНОЙ ЭЛЛАДЫ (КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ)
24.00.01 - теория и история культуры
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Ростов-на-Дону 2004
Работа выполнена на кафедре философии и теории культуры ИППК преподавателей социально-гуманитарных наук при Ростовском государственном университете
Научный руководитель: Давидович Всеволод Евгеньевич
доктор философских наук, профессор
Официальные оппоненты: Васина Наталья Ивановна,
доктор философских наук, профессор; Ефремов Николай Николаевич, кандидат философских наук, доцент
Ведущая организация: Ростовский государственный
экономический университет (РИНХ)
Защита состоится 8 апреля 2004 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.208.11 по философским наукам при Ростовском государственном университете по адресу: 344038, г.Ростов-на-Дону, пр. Нагибина, 13, ауд. 427.
С диссертацией можно ознакомиться в научной зональной библиотеке Ростовского государственного университета по адресу: 344006 г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148
Автореферат разослан марта 2004 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
Заковоротная М.В.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Кризисное состояние современного общества (как в глобальном, так и общероссийском масштабе) порождает разбалансированность ценностно-нормативной системы культуры. В этих условиях обращение философского и теоретического анализа к. категории эстетического идеала, к феномену его становления в эпоху античности представляется особенно значимым. Ведь именно в культуре античности были заложены базисные регулятивы современной западной цивилизации и культуры. Актуализация их непреходящего ценностно-смыслового содержания и поведенческой (в том числе художественной) направленности представляет важную задачу теории и истории культуры. Для решения названной задачи диссертантка выбирает особый угол зрения.
Одной из ведущих областей прикладных и фундаментальных исследований XXI века становится когнитивная наука. В ее основу были положены достижения таких научных дисциплин, как культурная антропология, лингвистика, социология, философия, теория коммуникаций. На этой базе возникла когнитивная теория культуры1.
С позиций когнитивной науки, культура - это ментальная «экипировка», которую члены общества используют для ориентации, взаимодействия, обсуждения, категоризации и интерпретации своего текущего и долгосрочного опыта жизни. Основными структурными образованиями этой ментальной «экипировки» выступают когнитивные схемы и когниции. Когнитивную схему мы понимаем как внелогическую (смыслообразую-щую) подоснову других образований ментальности (сознания и подсознания). В сфере сознания образования, возникающие па основе когнитивных схем, мы называем когнициями.
Когниция (cognition, Kognition) - центральное понятие когнитивной науки, сочетающее в себе значения двух латин-
1 См., к примеру, Шелер М: Формы знания и образование // Человек.
1992. №5.
ских слов: cognitio, познание, познаваемое и cogitatio, мышление, размышление. Обозначает познавательный процесс или совокупность психических (ментальных, мыслительных) процессов: восприятия, категоризации, мышления, речи и пр., служащих обработке и переработке информации. Когниция - все процессы, в ходе которых сенсорные данные трансформируются, поступая в мозг, и преобразуются в виде ментальных репрезентаций разного типа, чтобы удерживаться при необходимости в памяти человека.
На уровне подсознания когнитивные схемы действуют бессознательно, в неотрефлексированном виде. Преобразованная в когницию когнитивная схема может быть отрефлексиро-вана. Теоретически осмыслить жизнь когнитивных схем в составе когниций - дело философии. Будучи отрефлексирован-ной, когнитивная схема действует как философская установка. В когнитивных схемах «упакован» родовой опыт усвоения информации о мире и человеке. Вместе со своим феноменальным воплощением (когнициями) когнитивные схемы как родоисто-рические приобретения человека заставляют его видеть внешний мир под определенным, культурно детерминированным углом зрения и действовать в соответствии со своим культурно-историческим содержанием. Иначе говоря, культура, взятая со своей ментальной стороны, - это когнитивная сеть из когниций и когнитивных схем, обосновывающая и управляющая реальным поведением человека'.
По представлениям когнитивной теории культуры, на разных исторических ступенях социально-исторического развития у каждого народа складывается своя система восприятия, мышления, поведения, эмоций. Когнитивные структуры у исторических сообществ людей разного типа различны. В частности, содержание мифов, этические нормы, политические установления, религиозный опыт и другие компоненты культуры сказываются на процедурах и результатах когнитивной деятельности.
' См.: Коул М. Культурные механизмы развития II Вопр. психологии 1995. №3.
И, наоборот, когнитивные структуры, выработанные на той или иной исторической ступени, культуры, канализируют индивидуальное мышление и поведение человека, структурируют его опыт. Таким образом, человеческий опыт опосредован когнитивными структурами, задающими способы его структурирования, а также использования. Так, согласно наработкам «новой исторической школы» (Ж. Ле Гофф, Ж. Дюби и др.), общество и его члены в своем поведении в меньшей степени сообразуются с «объективной реальностью», чем с ее образом, с ее «ментальными» репрезентациями, выработанными в их сознании. Тем самым в рамках когнитивной теории культуры культурологическая проблематика получает новый исследовательский импульс, а философский анализ культурно-исторического бытия искусства требует рассмотрения, отвечающего современным представлениям когнитивной науки. В соответствии с темой нашей работы нас будет интересовать преломление реального мира в сознании человека античного общества, его фиксирование в виде эстетически ориентированных представлений, образов, концептов и моделей.
Сразу же подчеркнем, что идеалы (эстетические, этические, политические) мы рассматриваем как когниции высшего уровня культуры, имеющие повышенную аксиологическую значимость.
Степень научной разработанности проблемы. Культурно-историческое бытие искусства, проблема эстетического идеала всегда привлекали внимание, теоретиков и историков культуры..
Философская классика (И. Кант, Г. Гегель, М. Хайдеггер) особое внимание уделяла рассмотрению и анализу эстетического идеала как конституитивному элементу любого типа культуры. В отечественной культурологической литературе этой проблеме посвящены фундаментальные работы: Давидович В.Е. Теория идеала (Ростов н/Д, 1983), Лармин О.В. Эстетический идеал и современность (М, 1964), Столович Л.Н. Категория прекрасного и общественный идеал (М, 1969), Ястребова Н.Л. Формирование эстетического идеала и искусство (Ж., 1976),
Яценко Л.И. Целеполагание и идеалы (Киев, 1977), Идеал, утопия и критическая рефлексия (М., 1996). Среди зарубежных авторов следует выделить работу Э.Папофски «Смысл и толкование изобразительного искусства» (СПб., 1999). В названных работах значительное место уделено рассмотрению целеполагаю-щей сущности и когнитивному содержанию эстетических идеалов эпохи античности.
Существенный вклад в концептуализацию проблемы стадиальности и исторического единства в развитии художественного сознания разных эпох внес Г. Гегель. В отечественной литературе той же проблеме посвящены работы: Кривцун О.А. Эволюция художественных форм. Культурологический анализ (М., 1992), Бергер Л.Г. Эпистемология искусства (М., 1997). Представленный в картине мира и эстетическом сознании человека античности набор познавательных структур анализировался в работах: Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения (условность древнего искусства) (М., 1970), Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи (М., 1980), Раушенбах Б.В., Успенский Б.А. К исследованию языка древней живописи (в монографии Л.Ф.Жегина). Той же проблемы касались ведущие представители отечественной эстетики М.Ф. Овсянников и Л.И. Новожилова. Среди зарубежных исследователей следует отметить работы В.К. Мальберга и Г. Шефера. Наконец, наиболее полную и развернутую характеристику эстетических канонов греческого искусства мы находим в работах А.Ф. Лосева (Лосев А.Ф. История античной эстетики. М, 1963-1994. Т. 18, Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М, 1965). Пространственно-композиционные решения художественного воплощения красоты были специально рассмотрены в работах П. Флоренского (Флоренский П. Избранные труды но искусству. М., 1996).
В работах А.Ф. Лосева и П. Флоренского была эксплицирована категория красоты, раскрыто ее культурно-историческое содержание на разных этапах развития греческого искусства эпохи античности, прослежена смена эстетических взглядов у теоретиков и практиков искусства. Эстетические и когнитивные
ориентации античного искусства прослеживались как в собственно философских работах (Бранский В.П. Искусство и философия. Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград, 1999; Каган М.С. Идеи эстетического воспитания. М., 1973. Т. 1-2; Он же. Философия культуры. СПб., 1996; Кессиди Ф.Х. Проблемы античной культуры. М., 1986; Он же. Об одной особенности менталитета древних греков // Вопр. философии. 1996. № 2), так и у историков искусства и теоретиков искусствоведения: М. Алпатова, В.Д. Блаватского. Б.Р. Виппера, М.М. Колпинского, В.М. Полевого, Б.В. Фармаковского и др. В вышеперечисленных работах под эстетическим углом зрения рассмотрены и теоретически осмыслены достижения художественной практики искусства античности, духовное содержание художественных произведений, смена приоритетов в изобразительных парадигмах, соперничающих друг с другом.
Вместе с тем во всем массиве литературы по интересующей нас проблеме (за исключением монографии В.П. Бранско-го) отсутствуют работы, исследующие влияние выводов философского сознания на художественную практику соответствующей эпохи. Как правило, философские установки художественного сознания анализируются сами по себе, а изобразительные особенности ваяния и живописи рассматриваются сами по себе: вне сопоставления тех и других друг с другом. Вопрос о том, как воздействуют философские рассуждения таких великих философов, как Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, на эстетику разных художественных школ в собственно искусствоведческих исследованиях оказывается не проясненным: из сферы эстетического рассмотрения выпадает единство парадигмаль-ной установки и ее воплощения. В свою очередь философская рефлексия избегает обращаться к искусствоведческой конкретике как таковой. Вот почему в центре внимания нашей диссертации будет изобразительное воплощение идеала красоты в античном искусстве, а философский анализ будет сосредоточен на культурно-исторической детерминации когнитивных приобре-
тений, характеризующих античное искусство той или иной эпохи.
Объектом исследования предлагаемой работы является культурно-историческое бытие искусства Древней Греции.
Предмет исследования - когнитивное содержание художественных образов, как оно складывалось на разных этапах исторического становления художественного сознания античного грека.
Целью диссертационного исследования является обнаружение когнитивных сдвигов при переходе от предметно-изобразительного воплощения идеала красоты в архаике к воплощению иначе понятой красоты в классике, а затем эллинизме.
С нашей точки зрения, изобразительное воплощение красоты может быть оптически верным и оптически искаженным. Под оптически верным мы понимаем такое зрительное восприятие, при котором, если на место человеческого глаза поместить фотоаппарат, то изображения, возникающие то ли на сетчатке, то ли на фотопленке, будут изоморфны друг другу.
Исторической данностью является наполненность когни-ций в сознании архаического человека мифологическим смыслом и мифологическим содержанием1. В соответствии с принятой нами точкой зрения, преобладание мифологических элементов в картине мира архаического человека и в восприятии отдельных предметов приводило сознание архаического человека (в том числе художественное сознание) к искажению оптического видения наличных форм бытия. Соответственно в художественных когнициях эпохи античности нас будут интересовать зарождение и эволюция рационального, художественно -правдивого отношения к миру. Парадигматика иррациональных мистических когниций, парадигматика сугубо мифологического отношения к миру, несовместимого с реалистическим его отражением, останется за рамками нашего исследования.
1 См.: Мелетинский Е.М. Мифология // Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. II.
В соответствии с сформулированной целью в диссертационной работе решаются следующие задачи:
1) показать, что опирающееся на хтоническую мифологию и хтоническое мировидение изобразительное искусство отличалось диспропорциональностью, дисгармоничностью, перемешивающей реальные признаки предметов с примысленными состояниями и свойствами;
2) доказать, что под влиянием натурфилософии пифагореизма в античном изобразительном искусстве утверждается когнитивная установка, согласно которой, все можно измерить парадигмой целеполагания и разума;
3) обосновать эффективность художественной парадигмы эпохи классики, потребовавшей, чтобы духовность и телесность человека уравновешивали друг друга;
4) выявить смену приоритетов в искусстве при переходе от эпохи классики к эпохе эллинизма, связанную с открытием красоты человеческого духа (с одной стороны) и социальными потрясениями (с другой стороны).
Методологические основы исследования. Данная научная работа осуществляется в рамках когнитивистской модели научного исследования. Теоретико-методологической базой разработки модели является совокупность взглядов, концепций, положений, выводов, содержащихся в работах отечественной и зарубежной культурологической, философско-антропологичес-кой, эстетической, искусствоведческой, исторической мысли, связанных с раскрытием различных граней идеала красоты в античной культуре. Характер диссертационного исследования, а также рассматриваемых феноменов изобразительного искусства обусловил необходимость междисциплинарного подхода, позволяющего исследовать проблему в комплексе. Автор руководствуется установками когнитивной теории культуры и использует компаративистский, концептуально-трансформационный метод философско-эстетического рассмотрения анализируемого материала. Соответственно концептуальной основой диссертации становятся идеи, содержащиеся в произведениях классиков мировой и отечественной философии, а также работы ряда уче-
ных советского периода, современных российских и западных исследователей, внесших вклад в разработку философских, исторических, культурологических, искусствоведческих и иных программ когнитивной науки.
Разработка гипотезы в данном исследовании осуществляется в рамках когнитивной теории культуры, наиболее яркими представителями которой являются М. Шелер, Л. Уайт и М. Ко-ул. В соответствии с избранным ракурсом особое внимание в диссертационном исследовании уделяется культурно-исторической детерминации художественных парадигм, их когнитивному содержанию и диалектической преемственности.
Научная новизна диссертационного исследования. Научная новизна диссертационного исследования определяется концептуальной разработкой когнитивной трансформации художественных парадигм изобразительного искусства и характеризуется следующими положениями:
♦ рассматривается становление геометрического канона в изобразительном искусстве древности как средства преодоления первоначальной хаотичности и дисгармоничности в вазописи, рельефной и надгробной скульптуре;
♦ выявляются художественные особенности идеала красоты и его изобразительного воплощения, опирающегося на прославление физических достоинств человека и недооценку его душевных способностей. С когнитивной стороны эти особенности определяются как гилетизм и натурализм художественных образов;
♦ анализируется основная парадигма античного изобразительного искусства - парадигма калокагатийности. Раскрывается эстетическое содержание этой парадигмы, прослеживается ее регулятивное воздействие на создание художественных произведений, навеки прославивших Афины в культуре Запада;
♦ доказывается, что художественные каноны эпохи классики (Поликлета и Агафарха) опираются на рационалистические основания: знание геометрии и математический расчет;
♦ доказывается, что в античном искусстве система художественного восприятия и мышления менялась от эпохи к эпохе: способность «узреть» красоту в человеке и в произведениях природы как в физическом, так и в духовном плане представляла исторический продукт.
Тезисы, выносимые на защиту.
1. Архаическое мифовидение регулировалось семантически нагруженным восприятием, часто искажающим реальное положение дел. Семантические деформации нарушали геометрическое правдоподобие образов искусства. Наиболее частым было затруднение, связанное с совмещением фаса и профиля изображаемых фигур.
На базе использования простейших геометрических приемов складывался «геометрический стиль» в репрезентации животных и человека, в рамках которого главными элементами фигуры делались треугольник, круг, сетки.
И в более позднем искусстве вплоть до периода классики господствовали прямые линии, несовместимые с плавными изгибами человеческого тела.
2. В рамках архаического искусства большее правдоподобие достигалось за счет выработки «чертежного канона», направленного на «исправление» дисгармоничности художественных образов. Математика (арифметический и геометрический расчет) становилась надежным средством в борьбе с путаницей в сознании. Сумбурность восприятия, вытекающая их архетипов правополушарного мышления, преодолевалась с помощью циркуля и линейки.
3. В эстетике архаического периода преобладали натурализм и гилетизм. Архаическая эстетика еще не возвысилась до понимания духовного смысла бытия. В идеале красоты в гомеровскую эпоху физические и духовные достоинства человека были неразличимы. Для этого периода было характерно восприятие большого как «хорошего», а маленького как «плохого». Идеалом становились физическая сила и телесность, лишенная каких-либо изъянов. В доклассическую эпоху господствовал
культ живого, здорового и совершенного тела, являющегося залогом жизненного благополучия.
4. Отрицанием чистого натурализма стала идея классической калокагатии. Идеал калокагатии - это идеал, приподнятый над обыденной жизнью (от слов «калос» - прекрасный и «кай агатос» - доблестный), объединявший физические и нравственные добродетели в соразмерное единство. Уже у Сократа складывается калокагатийный идеал человека, тело которого есть орудие души и одновременно зеркало для отображения сущности Вселенной. Аристотель опирает парадигму калокагатии на идею целесообразности, но и он признает первенство духовного начала над физическим. Именно на идею «прекрасноблагости» (калокагатийности) опирается все искусство античной Греции эпохи классики.
В эпоху классики складывается парадигма античного художественного реализма. Научное осмысление требования художественной правдивости приводит к рождению канона Поли-клета, а затем канона прямой линейной перспективы (Агафарх, Демокрит, Анаксагор). В основу общепринятого художественного канона закладываются рационалистические основания: знание геометрии и математический расчет.
5. На протяжении протоэллинизма и всей эпохи эллинизма идет непрекращающийся спор двух эстетических парадигм: античного реализма и неоплатонизма. Согласно представлениям, заложенным уже Платоном, душевная красота имеет своим источником «занебесье» и образы красоты художник черпает из глубины своего сердца. По Платону, красота достигается лишь в результате борьбы с чувственной материей. Античный реализм отстаивал прямо противоположную позицию: художник должен «уметь хорошо наблюдать природные (курсив наш. - СЕ.) свойства людей» (Филострат Младший). И в эпоху античности, и в более позднюю эпоху то одна, то другая из названных парадигм брали верх и становились эталоном художественного творчества.
Научно-практическая значимость исследования. Теоретические положения и практические выводы, сделанные автором, могут быть использованы в дальнейшей разработке неко-
торых направлений когнитивной теории культуры, истории эстетической мысли. Материалы диссертации могут найти применение при чтении вузовских спецкурсов по культурологии, эстетике и теории искусства. Полученные выводы направлены на решение не одних только академических задач, а также образовательных и информационных, связанных с приращением научного знания.
Апробация работы и публикации. Различные аспекты диссертационного исследования докладывались на заседаниях методологического аспирантского семинара. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии и теории культуры Института повышения и переподготовки преподавателей социально-гуманитарных наук при Ростовском государственном университете, одобрена и рекомендована к защите.
По теме диссертационного исследования опубликовано 5 печатных работ, в том числе словарная статья в сборнике «Культурология: Краткий тематический словарь». (Ростов н/Д, 2001).
Объем и структураработы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка использованной литературы, состоящего из 168 наименований. Общий объем работы составляет 125 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы, показывается степень ее научно-теоретической разработанности, определены объект и предмет исследования, его цель и задачи. Отмечаются элементы научной новизны, фиксируются положения, выносимые на защиту. Указываются теоретико-методологические основы исследования, раскрывается теоретическая и практическая значимость работы, приводятся данные о ее апробации, объеме и структуре.
Первая глава «Философско-эстетическое содержание античного идеала красоты» состоит из четырех параграфов. В ней анализируются исторически сменяемые концепты красоты, как они фор-
мировались на разных этапах истории античного полиса, выявляются философскоэстетические подходы к феномену красоты, представленные в эпоху античности, рассматриваются последовательность и структура их трансформаций друг в друга.
В первом параграфе «Идеал красоты: когнитивная специфика» с современных позиций раскрывается предназначение этических и эстетических идеалов в жизни общества. Эстетический идеал предстает как целеполагающий регулятив искусства как формы сознания и особого рода деятельности. Концептуализируется проблема генезиса эстетического идеала в искусстве античности, рассматривается вписанность искусства в менталь-ность определенной эпохи. Особое внимание уделяется стадиальности и историческому единству в развитии художественного сознания. Сопоставляются гипотезы, посвященные смене познавательных парадигм в искусстве, как они представлены в работах В. Деонны «Археология, ее значение и методы» (1912) и О.В. Кривцуна «Эволюция художественных форм» (М., 1992).
В анализе когнитивных компонентов идеала красоты предметом рассмотрения становится соотношение категорий красоты и истины. Позиции Л.Н. Толстого, по мнению которого, красота не имеет ничего общего с истиной, противопоставляется позиция В.П. Бранского, раскрывающая диалектику взаимосвязи указанных категорий. Диссертантка солидаризируется с В.П. Бранским, согласно взглядам которого, идеал направляет художественный процесс в искусстве вплоть до отторжения художником всего, что не соответствует канонизированному идеалу в восприятии мира. В свете достижений когнитивной науки приводятся данные исторической этимологии, репрезентирующие генезис категории красоты в эпоху архаики (А. Валь-де, М. Фасмер, Л.Н. Столович, Н.А. Федоров).
Во втором параграфе «Трактовка идеала красоты в архаическую эпоху» выявляется специфика образов хтонической мифологии, подчеркиваются неартикулированность и расплывчатость более или менее значимых элементов в восприятии мира архаическим художником. Диссертантка опирается на философскую интерпретацию архаического искусства в работах А.Ф.
Лосева и Ф.Х. Кессиди, обративших внимание на дисгармоничность и диспропорциональность образного строя архаики. В эту эпоху красота отождествлялась с телесным благополучием человека, его физической силой. Сознание архаического человека натуралистически отождествляло физические и психические достоинства человека, что было концептуализировано А.Ф. Лосевым как «выражение общегреческого стихийного и жизненного материализма». На натурализм эстетического сознания эпохи архаики обращали внимание М.М. Бахтин и С.С. Аверинцев.
Лишь с Гесиода начинается преодоление натуралистических взглядов на красоту. Именно с Гесиодом связаны первичные противопоставления ложной и истиной красоты, красоты и добра. В параграфе подчеркивается, что как раз в системе архаического сознания с его сумбурной образностью происходит становление всей греческой культуры.
В третьем параграфе «Разработка эстетического идеала красоты в эпоху классики» выясняется, что новое эстетическое и когнитивное содержание категория красоты получает с зарождением и поступательным развитием философии. Так, Гераклит и Пифагор связывают философскую категорию красоты с понятием меры, гармонии. Пифагорейский художественный канон утверждал, что «беспорядок и асимметрия безобразны и вредны». Начиная с Ксенофана, классика склоняется к признанию приоритета красоты как внутреннего, так и внешнего достоинства человека. Антропологически-эстетическая теория Демокрита утверждала, что «мудрый человек есть мера всего, что существует».
Победа в греческих полисах демократических институтов привела к отказу от архаического идеала красоты как атлетического сложения или родовитости человека. В классическую эпоху на первый план выступает идея гармонии тела и души, которая закрепляется концепцией калокагатии. Предметом специального анализа в параграфе становится вклад в новый нравственный и эстетический идеал Сократа, Платона, Аристотеля.
К Сократу восходит понимание души как носительницы нравственно-благого Разума. У Сократа идеал калокагатии ста-
новится деятельностным, целеполагающим императивом, требующим от человека, чтобы в своих поступках он руководствовался внутренним убеждением, а не принципом чувственного удовольствия. По Сократу, калокагатия - это добродетель, осуществленная в добродетельных поступках. «Все нравственно прекрасное совершается посредством добродетели»1, - утверждал Сократ.
В параграфе показывается, что сократические рассуждения об изменении наших представлений о прекрасном в связи с практическим применением того или иного изделия не дают основания для релятивизации самой категории прекрасного. Элемент релятивности в концепции Сократа был чрезмерно преувеличен М.Ф. Овсянниковым. Более взвешенной представляется оценка элемента релятивности у Сократа в работе Л.И. Новожиловой. Л.И. Новожилова вполне адекватно репрезентирует эстетическую концепцию Сократа, по которой вечная красота не подлежит оспариванию со стороны сиюминутных практических нужд.
Дальнейший шаг к безусловному признанию приоритета красоты как вечного духовного начала связан с теорией идей, разрабатываемой Платоном. По Платону, вечная, божественная идея красоты, которая обусловливает существование всех прекрасных явлений, - это и есть сущность прекрасного.
В противовес Платону, Аристотель считал, что сущность красоты содержится в самой красоте. Поэтому то, ради какой цели произведения природы существуют или возникли, «относится к области прекрасного»2. Выступая против релятивизма софистов, Аристотель с полной определенностью писал: «...самые главные формы прекрасного — это порядок, соразмерность и определенность» (Метафизика. XIII. М. 3). По Аристотелю, как показал уже А.Ф. Лосев, прекрасно то, что доставляет бескорыстное и созерцательное удовольствие, «будучи мораль-
1 Цит. по: Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. М.; J1., 1935. Кн. Ill, IX. С. 5.
2 Аристотель. О частях животных. М., 1937. С. 50.
но высоким»1. Аристотель, вслед за Демокритом, интерпретировал искусство как практику мимезиса. Его теория мимезиса оказала исключительное влияние на всю последующую историю живописи, ваяния и других искусств.
В четвертом параграфе «Трансформации в идеале красоты эллинистического времени» прослеживается становление неоплатонизма как парадигмы, вызванной к жизни кризисом духовности в эпоху крушения классического полиса.
Признание примата духовного мира над телесным (неоплатоники, стоики) приводило к утверждению, что художественное произведение выше природы. В такой трактовке теория мимезиса становилась непригодной для оценки призвания и назначения искусства. Отрицание миметической парадигмы получает наиболее развернутое обоснование у Плотина.. Согласно его философии, умопостигаемая красота, восходящая к божественной идее, - это высшая ступень красоты, за ней следует идеальная красота природы, а нижнюю ступень в этой иерархии занимает чувственно воспринимаемая красота.
Лапидарно-четкую формулировку этой мысли мы находим у Прокла: «Рожденное сообразно с умопостигаемым образцом прекрасно, рожденное сообразно с порожденным образцом непрекрасно» (Прокл. Комментарий к «Тимею». ^ 81 с).
В неоплатонической трактовке постижение истинной красоты достигается лишь в результате борьбы с чувственной материей. Путь красоты к ее феноменальному воплощению - это путь нисхождения от более совершенного к менее совершенному: ущербному и преходящему. Принцип эманации (нисхождения) Божественной идеи красоты-оказал решающее парадиг-мальное влияние на эстетику средних веков и Возрождения.
Вторая глава «Изобразительное воплощение античного идеала красоты: исторические трансформации» посвящена анализу единства парадигмальной когнитивной установки и ее воплощения в эстетическом материале искусства. Проблемой рас-
1 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и высокая классика. М., 1975. С.143.
смотрения становятся смена приоритетов в искусстве живописи и ваяния, их последовательная трансформация с изменением типа культуры, характерной для Древней Греции на определенном этапе исторического развития.
В первом параграфе «Изобразительное воплощение идеала красоты в эпоху архаики» подчеркивается, что неорганизованность психики архаического человека непосредственным образом сказывалась на неорганизованности художественного восприятия и изображения мира. В архаическом искусстве формирующаяся в сознании кажимость выдается за самое действительность. Произведения ваяния и живописи характеризуются семантической перегруженностью, искажающей пространственно-временные образы мира. В виртуальном мире художественных образов законы оптического восприятия внешнего мира могут нарушаться самым неправдоподобным образом за счет либо неразработанности логических способов категоризации мира, либо идеологических предпочтений, связанных с сакрализацией «потусторонних» феноменов:
Неорганизованность психики, ее неспособность к построению связных концептов порождала такие аберрации художественных конструкций, как совмещение в одном и том же изображении фаса и профиля человека, эффекты обратной перспективы и многое другое (изображение фактически невидимых художнику предметов, неестественный разворот линии плеч, неестественная посадка рядом сидящих фигур и пр.). Типичной некорректностью пространственных изображений была разбросанность частей, физически связанных между собой. Недоступность для художественного восприятия мира многих его реально существующих сторон позволила Б.Р. Випперу характеризовать египетское искусство как находящееся на стадии моторно-осязательных ощущений.
Способом преодоления диспропорциональности и дисгармонично-художественных репрезентаций мира стал геометрический канон. Так, эпохе ХГ-У111 вв. до н. э. в Древней Греции была присуща организация геометрического пространства вазо-писных изображений посредством циркуля и линейки. В изо-
Сражениях людей и животных, выполненных в рамках «геометрического стиля», преобладали треугольники, зигзаги, окружности, крестики, острые углы и прямые линии, которые доминировали в изобразительном искусстве вплоть до создания бронзовых статуэток, найденных в Олимпии (VIII в. до н. э.), а в аттическом искусстве грубые ошибки в построении человеческой фигуры встречаются вплоть до начала VI в. до н. э. Лишь в концу VI в. до н. э. в Древней Греции можно обнаружить попытки передать глаз профильно в профиль. Увлечение «кубическими» формами мы встречаем еще у Полимеда (около 600 г. до и. э.). В соответствии с архаическим идеалом истинная красота понималась как красота тела тяжеловесного и мощного.
В первом параграфе второй главы специально обращается внимание на отсутствие индивидуального типа изображения человека. В архаической живописи и скульптуре мимика лица никак не передавала эмоций человека (то ли пирующего, то ли смертельно раненного). Лишь постепенно мифологическое сознание приближалось к осознанию гармонического устройства Вселенной, подчиненной строгим арифметическим законам.
Основной проблемой, которой посвящен второй параграф «Изобразительное воплощение идеала красоты в эпоху классики», становится проблема зарождения античного художественного реализма, преодоления в художественных репрезентациях исключительно сакрального восприятия мира.
В эпоху классики императивный характер приобретает требование «подражания природе». Тем самым происходит коренной разрыв с мифологическим приписыванием всякому бытию сакральных свойств и сакрального статуса. Там, где на первый план в эстетических представлениях выступает подражание видимому миру, признается приоритет феноменального мира по отношению к художественному осмыслению бытия. Провозглашаемый идеал гармоничности и пропорциональности бытия-оказывается несовместим с сумбурными воплощениями хтони-ческого типа. Начиная с Поликлета, в основу художественного творчества кладутся арифметический расчет, четкая цифровая система пропорций и ритмов. Как скажет позднее Плиний, ху-
дожники «считают Поликлета единственным человеком, который из произведения искусства сделал его теорию».
Ко второй четверти V в. относятся такие произведения античного реализма, как статуи Мирона, отличающиеся правдивостью в изображении движений тела и одежды. На началах оптики и геометрии творил свои скульптуры Фидий. Идеал калока-гатии - соответствия душевных и телесных достоинств - достигает вершины расцвета в произведениях фидиевой скульптуры. Вот как этот идеал репрезентирует один из знатоков античности: «В богах Фидия и Парфенона были выражены представления афинян о красоте, блаженстве и счастье»1. Как известно, гармония форм в лице фидиева Зевса, спокойное достоинство миродержца, вседержителя мира оказывали умиротворяющее воздействие на зрителей, примиряли их с личными неурядицами и несчастьями.
В эпоху классики творит первый живописец современного типа - основатель станковой живописи Аполлодор. У его преемников - Зевксиса и Паррасия - открытия законов светотени и оптической иллюзии были положены в основу художественных достижений. Мастерству Паррасия, его творческой манере особое внимание уделял Сократ. По характеристике Сократа, Пар-расий создает возвышенный образ красоты, «выбирая самое лучшее у многих лиц».
Около 470 г. до н. э. Агафархом был открыт принцип прямой линейной перспективы, с помощью которого обеспечивалась стереоскопическая точность художественного изображения предмета. Теоретическое обоснование законов оптической иллюзии, воссоздающей природу такой, какова она есть, было дано Демокритом и Анаксагором. Канун греко-персидских войн и эпоха триумфальной победы над персами была самой значительной эпохой в развитии аттического искусства. Но и в IV в. до н. э. дальнейшее развитие получает хрестография, т. е. построение фигуры по вычислению. Особое значение этому мето-
1 Кобылина М.М. Античная скульптура VII-V века до п. э. М., 1953. С. 115.
ду придавал один из основателей сикионской художественной школы - Памфил.
В классическом каноне каждая мышца, каждая черта лица, каждый завиток волос становились частью идеальной системы человеческого тела. Идеал красоты призван был объединять физические и нравственные добродетели в соответствии с принципом калокагатии. Изобразительное воплощение идеала не допускало огрехов, диспропорциональности и дисгармоничности,- свойственных раннему периоду древнегреческого искусства.
Третий параграф второй главы «Изобразительное воплощение идеала красоты в эпоху эллинизма» посвящен рассмотрению слома классической парадигмы калокагатийности, ее вытеснению новой парадигмой, которая во главу угла ставит душевные качества человека.
В эпоху классики художники создавали абсолютные правила построения идеальной и совершенной фигуры человека, кем бы он ни был: реальным гражданином полиса, мифологическим героем или богом. Но в период кризиса всех устоев полисной жизни гармоничный и прекрасный человек перестает быть мерой всех вещей. В эпоху сокрушительных социальных и гражданских потрясений безмятежность в изображении человеческих страстей перестает отвечать художественной правде.
Уже в протоэллинистический период поворот к реалистической передаче душевных чувств в полной мере обнаруживается в скульптурах Праксителя, Скопаса, Лисиппа (IV в. до н. э.). В эллинистическую эпоху психологизм в изображении как мифологических героев, так и исторических персонажей становится все более развитым. Искусство обнаруживает интерес не только к гармонии, но и к дисгармонии. Появляются скульптуры, рассчитанные на картинный, душераздирающий эффект. Предметом изображения становятся смятенное состояние духа, мучительное размышление над бедствиями, обрушившимися как на страну, так и на каждого ее представителя. Разложение классической парадигмы происходит под знаком субъективизма и формалистического поиска. На смену академизму и музейной
застылости эпохи классики приходит эпоха эмоциональной экспрессивности.
В заключении подводятся итоги исследованию, делается обобщающий вывод, согласно которому, способность «узреть» красоту как в человеке, так и в произведениях природы есть исторический продукт, изменяющийся от эпохи к эпохе.
Основное содержание диссертации отражено в сле-дующихпубликациях:
1. Режабек СЕ. Специфика искусства как формы деятельности // Культура деятельности: Межвуз. сб. науч. тр. Ростов !|/Д, 1999.С.97-101.-0,Зпл.
2~ Егжова С Е. Сообразованность живописной перспективы с требованиями математического естествознания // Путь в науку. Ростов н/Д, 2002. - Вып. 3. С. 83-85. - 0,2 п. л. ,
3. Егжова С.Я. Мифология // Культурология: Краткий тематический словарь. Ростов и/Д, 2001. С.105-106. - 0,2 п. л.
4. Егжова С.Я. Искусство эпохи Возрождения и его связь с математикой // Тр. аспирантов и соискателей Рост. гос. ун-та. Ростов н/Д, 2002. Т. VIII. С229-231.
5. Егжова СЕ. Идеал человеческого восприятия мира и красоты в эпоху Возрождения // Тр. аспирантов и соискателей Рост. гос. ун-та. Ростов н/Д, 2003. Т. IX. С 347-348.
Подписано в печать 3.03.2004. Ротапринт. Объем 1,5 п. л. Тираж 100 экз. Заказ 2 57 344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 33. Ротапринтный участок РГПУ
• -47 19
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Егжова, Светлана Евгеньевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
АНТИЧНОГО ИДЕАЛА КРАСОТЫ.
1.1. Идеал красоты: когнитивная специфика.
1.2. Трактовка идеала красоты в архаическую эпоху.
1.3. Разработка эстетического идеала красоты в эпоху классики.
1.4. Трансформации в идеале красоты эллинистического времени.
ГЛАВА 2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕАЛА
КРАСОТЫ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ.
2.1. Изобразительное воплощение идеала красоты в эпоху архаики.
2.2. Изобразительное воплощение идеала красоты в эпоху классики.
2.3. Изобразительное воплощение идеала красоты в эпоху эллинизма.
Введение диссертации2004 год, автореферат по культурологии, Егжова, Светлана Евгеньевна
Актуальность исследования. Кризисное состояние современного общества (как в глобальном, так и общероссийском масштабе) порождает разбалан-сированность ценностно-нормативной системы культуры. В этих условиях обращение философского и теоретического анализа к категории эстетического идеала, к феномену его становления в эпоху античности представляется особенно значимым. Ведь именно в культуре античности были заложены базисные регулятивы современной западной цивилизации и культуры. Актуализация их непреходящего ценностно-смыслового содержания и поведенческой (в том числе художественной) направленности представляет важную задачу теории и истории культуры. Для решения названной задачи диссертантка выбирает особый угол зрения.
Одной из ведущих областей прикладных и фундаментальных исследований XXI века становится когнитивная наука. В ее основу были положены достижения таких научных дисциплин, как культурная антропология, лингвистика, социология, философия, теория коммуникаций. На этой базе возникла когнитивная теория культуры1.
С позиций когнитивной науки, культура - это ментальная «экипировка», которую члены общества используют для ориентации, взаимодействия, обсуждения, категоризации и интерпретации своего текущего и долгосрочного опыта жизни. Основными структурными образованиями этой ментальной «экипировки» выступают когнитивные схемы и когниции. Когнитивную схему мы понимаем как внелогическую (смыслообразующую) подоснову других образований ментальности (сознания и подсознания). В сфере сознания образования, возникающие на основе когнитивных схем, мы называем когнициями.
Когниция (cognition, Kognition) - центральное понятие когнитивной науки, сочетающее в себе значения двух латинских слов: cognitio, познание, познаваемое и cogitatio, мышление, размышление. Обозначает познавательный
1 См., к примеру, Шелер М. Формы знания и образование // Человек. 1992. № 5. процесс или совокупность психических (ментальных, мыслительных) процессов: восприятия, категоризации, мышления, речи и пр., служащих обработке и переработке информации. Когниция - все процессы, в ходе которых сенсорные данные трансформируются, поступая в мозг, и преобразуются в виде ментальных репрезентаций разного типа, чтобы удерживаться при необходимости в памяти человека.
На уровне подсознания когнитивные схемы действуют бессознательно, в неотрефлексированном виде. Преобразованная в когницию когнитивная схема может быть отрефлексирована. Теоретически осмыслить жизнь когнитивных схем в составе когниций - дело философии. Будучи отрефлексированной, когнитивная схема действует как философская установка. В когнитивных схемах «упакован» родовой опыт усвоения информации о мире и человеке. Вместе со своим феноменальным воплощением (когнициями) когнитивные схемы как родоисторические приобретения человека заставляют его видеть внешний мир под определенным, культурно детерминированным углом зрения и действовать в соответствии со своим культурно-историческим содержанием. Иначе говоря, культура, взятая со своей ментальной стороны, - это когнитивная сеть из когниций и когнитивных схем, обосновывающая и управляющая реальным поведением человека2.
По представлениям когнитивной теории культуры, на разных исторических ступенях социально-исторического развития у каждого народа складывается своя система восприятия, мышления, поведения, эмоций. Когнитивные структуры у исторических сообществ людей разного типа различны. В частности, содержание мифов, этические нормы, политические установления, религиозный опыт и другие компоненты культуры сказываются на процедурах и результатах когнитивной деятельности.
И, наоборот, когнитивные структуры, выработанные на той или иной исторической ступени культуры, канализируют индивидуальное мышление и по
2 См.: Коул М. Культурные механизмы развития // Вопр. психологии 1995. № 3. ведение человека, структурируют его опыт. Таким образом, человеческий опыт опосредован когнитивными структурами, задающими способы его структурирования, а также использования. Так, согласно наработкам «новой исторической школы» (Ж. Jle Гофф, Ж. Дюби и др.), общество и его члены в своем поведении в меньшей степени сообразуются с «объективной реальностью», чем с ее образом, с ее «ментальными» репрезентациями, выработанными в их сознании. Тем самым в рамках когнитивной теории культуры культурологическая проблематика получает новый исследовательский импульс, а философский анализ культурно-исторического бытия искусства требует рассмотрения, отвечающего современным представлениям когнитивной науки. В соответствии с темой нашей работы нас будет интересовать преломление реального мира в сознании человека античного общества, его фиксирование в виде эстетически ориентированных представлений, образов, концептов и моделей.
Сразу же подчеркнем, что идеалы (эстетические, этические, политические) мы рассматриваем как когниции высшего уровня культуры, имеющие повышенную аксиологическую значимость.
Степень научной разработанности проблемы. Культурно-историческое бытие искусства, проблема эстетического идеала всегда привлекали внимание теоретиков и историков культуры.
Философская классика (И. Кант, Г. Гегель, М. Хайдеггер) особое внимание уделяла рассмотрению и анализу эстетического идеала как конститутивному элементу любого типа культуры. В отечественной культурологической литературе этой проблеме посвящены фундаментальные работы: Давидович В.Е. Теория идеала (Ростов н/Д, 1983), Лармин О.В. Эстетический идеал и современность (М., 1964), Столович Л.Н. Категория прекрасного и общественный идеал (М., 1969), Ястребова Н.А. Формирование эстетического идеала и искусство (М., 1976), Яценко А.И. Целеполагание и идеалы (Киев, 1977), Идеал, утопия и критическая рефлексия (М., 1996). Среди зарубежных авторов следует выделить работу Э.Панофски «Смысл и толкование изобразительного искусства» (СПб., 1999). В названных работах значительное место уделено рассмотрению целеполагающей сущности и когнитивному содержанию эстетических идеалов эпохи античности.
Существенный вклад в концептуализацию проблемы стадиальности и исторического единства в развитии художественного сознания разных эпох внес Г. Гегель. В отечественной литературе той же проблеме посвящены работы: Кривцун О.А. Эволюция художественных форм. Культурологический анализ (М., 1992), Бергер Л.Г. Эпистемология искусства (М., 1997). Представленный в картине мира и эстетическом сознании человека античности набор познавательных структур анализировался в работах: Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения (условность древнего искусства) (М., 1970), Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи (М., 1980), Раушенбах Б.В., Успенский Б.А. К исследованию языка древней живописи (в монографии Л.Ф.Жегина). Той же проблемы касались ведущие представители отечественной эстетики М.Ф. Овсянников и Л.И. Новожилова. Среди зарубежных исследователей следует отметить работы В.К. Мальберга и Г. Шефера. Наконец, наиболее полную и развернутую характеристику эстетических канонов греческого искусства мы находим в работах А.Ф. Лосева (Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., 1963-1994. Т. 1-8, Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М., 1965). Пространственно-композиционные решения художественного воплощения красоты были специально рассмотрены в работах П. Флоренского (Флоренский П. Избранные труды по искусству. М., 1996).
В работах А.Ф. Лосева и П. Флоренского была эксплицирована категория красоты, раскрыто ее культурно-историческое содержание на разных этапах развития греческого искусства эпохи античности, прослежена смена эстетических взглядов у теоретиков и практиков искусства. Эстетические и когнитивные ориентации античного искусства прослеживались как в собственно философских работах (Бранский В.П. Искусство и философия. Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград, 1999; Каган М.С. Идеи эстетического воспитания. М., 1973. Т. 1-2; Он же. Философия культуры. СПб., 1996; Кессиди Ф.Х. Проблемы античной культуры. М., 1986; Он же. Об одной особенности менталитета древних греков // Вопр. философии. 1996. № 2), так и у историков искусства и теоретиков искусствоведения: М. Алпатова, В.Д. Блаватского, Б.Р. Виппера, М.М. Колпинского, В.М. Полевого, Б.В. Фармаковского и др. В вышеперечисленных работах под эстетическим углом зрения рассмотрены и теоретически осмыслены достижения художественной практики искусства античности, духовное содержание художественных произведений, смена приоритетов в изобразительных парадигмах, соперничающих друг с другом.
Вместе с тем во всем массиве литературы по интересующей нас проблеме (за исключением монографии В.П. Бранского) отсутствуют работы, исследующие влияние выводов философского сознания на художественную практику соответствующей эпохи. Как правило, философские установки художественного сознания анализируются сами по себе, а изобразительные особенности ваяния и живописи рассматриваются сами по себе: вне сопоставления тех и других друг с другом. Вопрос о том, как воздействуют философские рассуждения таких великих философов, как Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, на эстетику разных художественных школ в собственно искусствоведческих исследованиях оказывается не проясненным: из сферы эстетического рассмотрения выпадает единство парадигмальной установки и ее воплощения. В свою очередь философская рефлексия избегает обращаться к искусствоведческой конкретике как таковой. Вот почему в центре внимания нашей диссертации будет изобразительное воплощение идеала красоты в античном искусстве, а философский анализ будет сосредоточен на культурно-исторической детерминации когнитивных приобретений, характеризующих античное искусство той или иной эпохи.
Объектом исследования предлагаемой работы является культурно-историческое бытие искусства Древней Греции.
Предмет исследования - когнитивное содержание художественных образов, как оно складывалось на разных этапах исторического становления художественного сознания античного грека.
Целью диссертационного исследования является обнаружение когнитивных сдвигов при переходе от предметно-изобразительного воплощения идеала красоты в архаике к воплощению иначе понятой красоть? в классике, а затем эллинизме.
С нашей точки зрения, изобразительное воплощение красоты может быть оптически верным и оптически искаженным. Под оптически верным мы понимаем такое зрительное восприятие, при котором, если на место человеческого глаза поместить фотоаппарат, то изображения, возникающие то ли на сетчатке, то ли на фотопленке, будут изоморфны друг другу.
Исторической данностью является наполненность когниций в сознании архаического человека мифологическим смыслом и мифологическим содержанием3. В соответствии с принятой нами точкой зрения, преобладание мифологических элементов в картине мира архаического человека и в восприятии от/ дельных предметов приводило сознание архаического человека (в том числе художественное сознание) к искажению оптического видения наличных форм бытия. Соответственно в художественных когнициях эпохи античности нас будут интересовать зарождение и эволюция рационального, художественно-правдивого отношения к миру. Парадигматика иррациональных мистических когниций, парадигматика сугубо мифологического отношения к миру, несовместимого с реалистическим его отражением, останется за рамками нашего исследования.
В соответствии с сформулированной целью в диссертационной работе решаются следующие задачи:
1) показать, что опирающееся на хтоническую мифологию и хтоническое мировидение изобразительное искусство отличалось диспропорционально
3 См.: Мелетинский Е.М. Мифология // Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. II. стью, дисгармоничностью, перемешивающей реальные признаки предметов с примысленными состояниями и свойствами;
2) доказать, что под влиянием натурфилософии пифагореизма в античном изобразительном искусстве утверждается когнитивная установка, согласно которой, все можно измерить парадигмой целеполагания и разума;
3) обосновать эффективность художественной парадигмы эпохи классики, потребовавшей, чтобы духовность и телесность человека уравновешивали друг друга;
4) выявить смену приоритетов в искусстве при переходе от эпохи классики к эпохе эллинизма, связанную с открытием красоты человеческого духа (с одной стороны) и социальными потрясениями (с другой стороны).
Методологические основы исследования. Данная научная работа осуществляется в рамках когнитивистской модели научного исследования. Теоретико-методологической базой разработки модели является совокупность взглядов, концепций, положений, выводов, содержащихся в работах отечественной и зарубежной культурологической, философско-антропологической, эстетической, искусствоведческой, исторической мысли, связанных с раскрытием различных граней идеала красоты в античной культуре. Характер диссертационного исследования, а также рассматриваемых феноменов изобразительного искусства обусловил необходимость междисциплинарного подхода, позволяющего исследовать проблему в комплексе. Автор руководствуется установками когнитивной теории культуры и использует компаративистский, концептуально-трансформационный метод философско-эстетического рассмотрения анализируемого материала. Соответственно концептуальной основой диссертации становятся идеи, содержащиеся в произведениях классиков мировой и отечественной философии, а также работы ряда ученых советского периода, современных российских и западных исследователей, внесших вклад в разработку философских, исторических, культурологических, искусствоведческих и иных программ когнитивной науки.
Разработка гипотезы в данном исследовании осуществляется в рамках когнитивной теории культуры, наиболее яркими представителями которой являются М. Шелер, JI. Уайт и М. Коул. В соответствии с избранным ракурсом особое внимание в диссертационном исследовании уделяется культурно-исторической детерминации художественных парадигм, их когнитивному содержанию и исторической преемственности.
Научная новизна диссертационного исследования. Научная новизна диссертационного исследования определяется концептуальной разработкой когнитивной трансформации художественных парадигм изобразительного искусства и характеризуется следующими положениями:
• рассматривается становление геометрического канона в изобразительном искусстве древности как средства преодоления первоначальной хаотичности и дисгармоничности в вазописи, рельефной и надгробной скульптуре;
• выявляются художественные особенности идеала красоты и его изобразительного воплощения, опирающегося на прославление физических достоинств человека и недооценку его душевных способностей. С когнитивной стороны эти особенности определяются как гилетизм и натурализм художественных I образов;
• анализируется основная парадигма античного изобразительного искусства -парадигма калокагатийности. Раскрывается эстетическое содержание этой парадигмы, прослеживается ее регулятивное воздействие на создание художественных произведений, навеки прославивших Афины в культуре Запада;
• доказывается, что художественные каноны эпохи классики (Поликлета и Агафарха) опираются на рационалистические основания: знание геометрии и математический расчет;
•доказывается, что в античном искусстве система художественного восприятия и мышления менялась от эпохи к эпохе: способность «узреть» красоту в человеке и в произведениях природы как в физическом, так и в духовном плане представляла исторический продукт.
Тезисы, выносимые на защиту.
1. Архаическое мифовидение регулировалось семантически нагруженным восприятием, часто искажающим реальное положение дел. Семантические деформации нарушали геометрическое правдоподобие образов искусства. Наиболее частым было затруднение, связанное с совмещением фаса и профиля изображаемых фигур.
На базе использования простейших геометрических приемов складывался «геометрический стиль» в репрезентации животных и человека, в рамках которого главными элементами фигуры делались треугольник, круг, сетки.
И в более позднем искусстве вплоть до периода классики господствовали прямые линии, несовместимые с плавными изгибами человеческого тела.
2. В рамках архаического искусства большее правдоподобие достигалось за счет выработки «чертежного канона», направленного на «исправление» дисгармоничности художественных образов. Математика (арифметический и геометрический расчет) становилась надежным средством в борьбе с путаницей в сознании. Сумбурность восприятия, вытекающая их архетипов правополушар-ного мышления, преодолевалась с помощью циркуля и линейки.
3. В эстетике архаического периода преобладали натурализм и гилетизм. Архаическая эстетика еще не возвысилась до понимания духовного смысла бытия. В идеале красоты в гомеровскую эпоху физические и духовные достоинства человека были неразличимы. Для этого периода было характерно восприятие большого как «хорошего», а маленького как «плохого». Идеалом становились физическая сила и телесность, лишенная каких-либо изъянов. В докласси-ческую эпоху господствовал культ живого, здорового и совершенного тела, являющегося залогом жизненного благополучия.
4. Отрицанием чистого натурализма стала идея классической калокага-тии. Идеал калокагатии - это идеал, приподнятый над обыденной жизнью (от слов «калос» — прекрасный и «кай агатос» - доблестный), объединявший физические и нравственные добродетели в соразмерное единство. Уже у Сократа складывается калокагатийный идеал человека, тело которого есть орудие души и одновременно зеркало для отображения сущности Вселенной. Аристотель опирает парадигму калокагатии на идею целесообразности, но и он признает первенство духовного начала над физическим. Именно на идею «прекрасно-благости» (калокагатийности) опирается все искусство античной Греции эпохи классики.
В эпоху классики складывается парадигма античного художественного реализма. Научное осмысление требования художественной правдивости приводит к рождению канона Поликлета, а затем канона прямой линейной перспективы (Агафарх, Демокрит, Анаксагор). В основу общепринятого художественного канона закладываются рационалистические основания: знание геометрии и математический расчет.
5. На протяжении протоэллинизма и всей эпохи эллинизма идет непрекращающийся спор двух эстетических парадигм: античного реализма и неоплатонизма. Согласно представлениям, заложенным уже Платоном, душевная красота имеет своим источником «занебесье» и образы красоты художник черпает из глубины своего сердца. По Платону, красота достигается лишь в результате борьбы с чувственной материей. Античный реализм отстаивал прямо противоположную позицию: художник должен «уметь хорошо наблюдать природные (курсив наш. - С.Е.) свойства людей» (Филострат Младший). И в эпоху античности, и в более позднюю эпоху то одна, то другая из названных парадигм брали верх и становились эталоном художественного творчества.
Научно-практическая значимость исследования. Теоретические положения и практические выводы, сделанные автором, могут быть использованы в дальнейшей разработке некоторых направлений когнитивной теории культуры, истории эстетической мысли. Материалы диссертации могут найти применение при чтении вузовских спецкурсов по культурологии, эстетике и теории искусства. Полученные выводы направлены на решение не одних только академических задач, а также образовательных и информационных, связанных с приращением научного знания.
Апробация работы и публикации. Различные аспекты диссертационного исследования докладывались на заседаниях методологического аспирантского семинара. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии и культурологии Института повышения и переподготовки преподавателей социально-гуманитарных наук при Ростовском государственном университете, одобрена и рекомендована к защите.
По теме диссертационного исследования опубликовано 5 печатных работ, в том числе словарная статья в сборнике «Культурология: Краткий тематический словарь». (Ростов н/Д, 2001).
Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка использованной литературы, состоящего из 168 наименований. Общий объем работы составляет 125 страниц.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Исторические трансформации идеала красоты античной Эллады"
Проведенное исследование показало, что исторически развивающаяся эс тетическая практика подчиняется регулятивам философского сознания: идеалу красоты, который вырабатывается в рамках соответствующей культурно исторической эпохи. Стихийно складывающиеся, а затем теоретически разра ботанные идеалы красоты, господствовавшие в эпоху архаики, классики и эл линизма, задают направление эстетическому восприятию мира, структурируют художественный опыт, выполняют функцию модально-порождающей деятель ности.Так, эстетический идеал архаики характеризуется прерогативой семанти ческого содержания, не считающегося с геометрическим правдоподобием.Когнитивные составляющие художественного воплощения красоты отличают ся диспропорциональностью и дисгармоничностью. Специфику хтонической когнитивности составляют расплывающиеся очертания, перемешивающие ре альные признаки предметов с примысленными состояниями и свойствами.Только на следующей ступени перехода эстетического сознания к клас сическому идеалу калокагатийности примат семантической прерогативы от ступает на второй план перед требованием «следования природе вещей». Ху дожественная практика отказывается от пространственно-графической подачи ценностно более важного в укрупненном масштабе (по сравнению с ценностно менее значительным). Под влиянием натурфилософии пифагореизма утвержда ется когнитивная установка, согласно которой все можно измерить парадигмой целеполагания и разума. Классическое искусство приходит к отказу от семан тического императива, искажающего «природу». Художественное структури рование восприятия и мышления отказывается от отождествления душевных и физических качеств человека, от сведения героического идеала красоты к фи зической мощи, атлетическому здоровью. На первый план выступает идея гар моничного сочетания физического и психического здоровья человека, сораз мерности душевной и физической красоты.Классическое искусство (вазопись, монументальная и рельефная скульп тура, станковая живопись) художественным бытием демонстрирует единство парадигмальной философской установки и ее воплощения в эстетическом ма териале, в пространственно-графическом исполнении. В эстетической реализа ции художественного опыта когнитивная установка и ее воплощение в изобра зительной форме неотделимы друг от друга. Именно мировоззренческая уста новка эпохи классики требует, чтобы духовность и телесность человека урав новешивали друг друга. Только на этапе эллинизма происходит смена приори тетов в искусстве: художественные образы наполняются новым ценностно смысловым и когнитивным содержанием.На смену академизму и музейной застылости эпохи классики приходит эпоха эмоциональной экспрессивности. Эти когнитивные перемены связаны со сменой культурно-исторической эпохи. В новых исторических условиях при оритет душевных переживаний ставится выше приоритета атлетического здо ровья. Уже в эпоху классики красота понимается не как гилетическое состоя ние, а как состояние человеческого духа. В эпоху протоэллинизма и эллинизма это понимание становится господствующим. В эстетике Платона и неоплато низма утверждается принцип, согласно которому прекрасное в его сущности (т. е. в идее) есть инвариант. За всеми внешними проявлениями стоит одна и та же высшая красота, которую и должен открыть художник и донести до зрителя с помощью своих полотен или скульптурных изображений. Однако все пред шествующее изложение приводит эстетическую мысль к прямо противополож ному убеждению и выводу. Способность «узреть» красоту как в человеке, так и в произведениях природы есть исторический продукт: система художественно го восприятия и мышления меняется от эпохи к эпохе, культурно-исторические детерминанты идеала красоты у разных народов еще более различны, а потому свести такой идеал к некоему абсолюту не представляется возможным. Уже аб солютизация «горнего» мира и гилетизм несовместимы друг с другом. Вместе с тем проделанная работа еще раз свидетельствует, что античное искусство сыграло исключительную роль в становлении художественного реализма, вдохновлявшего великих художников как в эпоху Возрождения, так и в Новое время. Уже итальянское Возрождение манифестировало возврат к натуралистически правдивому изображению мира после почти тысячелетнего забвения эстетических и когнитивных установок художественного реализма'.' Егжова СЕ. Сообразованность живописной перспективы с требованиями математического естествознания // Путь в науку. Ростов н/Д, 2002. Вып. 3. Она же. Идеал человеческого восприятия мира и красоты в эпоху Возрождения// Труды аспирантов и соискателей Ростовского государственного университета. Т. IX. Ростов н/Д. 2003.
Список научной литературыЕгжова, Светлана Евгеньевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Блаватский В.Д. История античной расписной керамики. М., 1953; Чубова А.П., Иванова А.П. Античная живопись. М., 1967.
2. Виппер Б.Р. Указ. соч. С. 105.
3. Винкельман И.И. Мысли по поводу подражания греческим произведениям в живописи и скульптуре // Винкельман И. Избранные произведения и письма. М.; JI., 1935. С. 95.
4. Винкельман И. Избранные произведения и письма. М.; JI., 1935. С. 92-93.
5. Цит. по: Кобылина М.М. Аттическая скульптура. С. 84.
6. Филипп Фессолоникийский. На Фидиева «Зевса» // Античная лирика. С. 301.
7. Кобылина М.М. Указ. соч. С. 116.
8. Античные поэты об искусстве. М., 1938. С. 26.
9. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993. С.100-101.
10. Вальдгауэр О.Ф. Этюды по истории античного портрета. Л., 1938. С. 171.
11. Леонид Тарентский. «Афродита Анадиомена» Апеллеса // Античная лирика. С. 239-240.
12. Алпатов М. Художественные проблемы искусства Древней Греции. -М., 1987.
13. Античная живопись. М., 1966.
14. Античные мыслители об искусстве. 2-е изд. - М., 1938.
15. Античные поэты об искусстве. М., 1938.
16. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1983. - Т. 4.
17. Аристотель. Метафизика // Там же. М., 1975. - Т. 1.
18. Аристотель. О частях животных. М.,., 1932.
19. Аристотель. Риторика. СПб., 1894.
20. Аристотель. Физика // Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1981. - Т. 3. Аристотель. Фрагменты // История эстетики. - М., 1962. - Т. I.
21. Архилох. Ямбы // Античная лирика. М., 1968.
22. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968.
23. Асмус В.Ф. Искусство и действительность в эстетике Аристотеля // Из истории эстетической мысли древности и средневековья. М., 1961.
24. Асмус В.Ф. Классики античной эстетики: Вступительная статья // Античные мыслители об искусстве. М., 1937.
25. Асмус В.Ф. Проблема целесообразности в учении Канта об органической природе и в эстетике: Вступительная статья // Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1966.-Т. 5.
26. Асмус В.Ф. Реализм в эстетике Аристотеля // Театр. 1938. - № 1.
27. Афасижев М.Н. Проблема целесообразности в философии и эстетике Канта // Вопросы истории и теории эстетики. М., 1974. - Вып. 8.
28. Афасижев М.Н. Эстетика Канта. М., 1975.
29. БанфиА. Философия искусства. М., 1989.
30. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975.
31. Бергер Л.Г. Пространственный образ мира в структуре художественного стиля: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1994.
32. Бергер Л.Г. Эпистемология искусства. М., 1997.
33. Блаватский В.Д. История античной расписной керамики. М., 1953.
34. Бранский В.П. Искусство и философия. Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. -Калининград, 1999.
35. Бычков В.В. Эстетика поздней античности (II-III века). М., 1981.
36. Валъдгауэр О.Ф. Этюды по истории античного портрета. Л., 1938.
37. Винкелъман И. Избранные произведения и письма. М.; JI., 1935.
38. Винкелъман И.И. Мысли по поводу подражания греческим произведениям в живописи и скульптуре // Винкельман И. Избранные произведения и письма. М.; Д., 1935.
39. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.
40. Володин Э.Ф. Искусство и мировоззрение. М., 1982.
41. ВыготскийЛ.С. Психология искусства. М., 1965.
42. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике // Гегель Г.В.Ф. Соч.: В 14 т. М., 1938.-Т. 12.-Кн. 1.;М., 1958. - Т.14. - Кн. 3.
43. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М., 1959.
44. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. М., 1968-1973. - Т. 1-4.
45. Горбунова Т.В. Изобразительное искусство в истории культуры: Опыт культурологического анализа. СПб., 1997.
46. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.
47. Давидович В.Е. Теория идеала. Ростов н /Д, 1983.
48. Данилова И. Орнамент в древнегреческой вазописи V века до н. э. -М., 1960.
49. Драч Г.В. Античная культура. Ростов н/Д, 1991.
50. Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. М., 2003.
51. Драч Г.В. Человек в античном интерьере // Вестн. Рос. филос. о-ва. -1999. № 3.
52. Егжова С.Е. Сообразованность живописной перспективы с требованиями математического естествознания // Путь в науку. Ростов н/Д, 2002. - Вып. 3.
53. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения (условность древнего искусства). М., 1970.
54. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н. э. Л., 1985.
55. Иванов В.П. Человеческая деятельность познание - искусство. - Киев, 1977.
56. Идеал, утопия и критическая рефлексия. М., 1996.
57. Ильенков Э.В. Проблема идеала в философии // Вопр. философии. -1962.-№ Ю.
58. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962.
59. История европейского искусствознания. От античности до конца XVIII в. М., 1968.
60. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М., 1962-1970.-Т. 1-5.
61. Каган М.С. Идеи эстетического воспитания. М., 1973. - Т. 1-2.
62. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
63. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.
64. Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1966.-Т. 5.
65. Каррьер М. Искусство в связи с общим развитием культуры. М., 1870.
66. Квинтилиан. Наставления оратору // Квинтилиан. Соч. СПб., 1834.
67. Кессиди Ф.Х. Об одной особенности менталитета древних греков // Вопр философии. 1996. - № 2.
68. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972.
69. Кессиди Ф.Х. Проблемы античной культуры. М., 1986.
70. Кнабе Г.С., Протопопова И.А. Культура античности // История мировой культуры. Наследие Запада. М., 1998.
71. Кобылина М.М. Аттическая скульптура VII-V вв. до н. э. М., 1953.
72. Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М., 1988.
73. Конрад Н. Размышления об истории культуры и научного развития человечества // Звезда Востока. -1991. № 9.
74. Коул М Культурные механизмы развития // Вопр. психологии. 1995. - № 3.
75. Кривцун О. А. Эволюция художественных форм. М., 1992.
76. Ксенофонт Афинский. Воспоминания о Сократе. М., 1993.
77. Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. М.; Л., 1935. - Кн. Ill, IX.
78. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993.
79. Курбатов А. Аристократический культ героя в Древней Греции. -Астрахань, 1992.71 .Лармин О.В. Эстетический идеал и современность. М., 1964.
80. Леонид Тарентский. «Афродита Анадиомена» Апеллеса // Античная лирика. М., 1968.
81. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М., 1957.
82. Лосев А.Ф. Гесиод // Учен. зап. МГПИ им. В.И.Ленина. 1954. -Т. LXXXIII. - Каф. классической филологии. - Вып. 4.
83. Лосев А.Ф. Гомер. М., 1960.
84. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона // Платон. Соч: ВЗт.-М., 1968.-Т. 1.
85. Лосев А.Ф. История античной эстетики // Аристотель и поздняя классика. М., 1975. - Т. 3. - С. 388-423.
86. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., 1963-1990. - Т. 1-8.
87. Лосев А.Ф. Классическая калокагатия и ее типы // Вопросы эстетики. -М., 1960.-Вып. 3.
88. Лосев А.Ф. Мимесис // Философская энциклопедия. М., 1964. - Т. 3.81 .Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996.
89. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995.
90. Лосев А.Ф. Эллинизм: Вступительная статья // История эстетики. М., 1962. - Т. I.
91. Лосев А. Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М., 1965.
92. Лукиан. В защиту изображений. 14 // Лукиан. Собр. соч. М.; Л., - 1935. -1.
93. ЛуцийАнней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.
94. Мальберг В.К. Старый предрассудок. К вопросу об изображении человеческой фигуры в египетском рельефе. М., 1915.
95. Мареева Е.В. Проблема души в классической и неклассической философии. М., 2003.
96. Материалисты Древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М., 1955.
97. Мелетинский Е.М. Мифология // Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. И.
98. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966.
99. Неизвестный поэт. На «Эрота» Праксителя // Античная лирика. М., 1968.
100. Новикова Л.И. Принцип целесообразности в эстетике Канта // Вестн. МГУ. Сер. XIII. Философия. - 1974.
101. Новожилова Л.И. Эстетика Сократа (V в. до н. э.) // Лекции по истории эстетики. Л., 1973. - Кн. 1.
102. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М., 1978.
103. Панофски Э. Idea. К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. СПб., 1999.
104. Панофский Э. История теории человеческих пропорций . // Смысл и толкование изобразительного искусства: Статьи по истории искусства. СПб., 1999.
105. Петровский Ф.А. Литературно-эстетические воззрения Цицерона // Цицерон: Сб. статей. М., 1958.
106. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.
107. Пифагорейские мнения Аристоксена в передаче Стобея, 25, 45 // Маковельский А. Досократики. Казань, 1914-1919. - Т. III: Пифагорейцы. Анаксагор и др.
108. Платон. Гиппий Большой // Платон. Соч.: В 3 т. М., 1968. - Т. 1.
109. Платон. Государство // Там же. М., 1971. - Т. 3 (1).
110. Платон. Законы // Там же. М., 1972. - Т. 3 (2).
111. Платон. Пир // Там же. М., 1970. - Т. 2.
112. Платон. Протагор // Там же. М., 1968. - Т. 1.
113. Платон. Тимей // Там же. М., 1971. - Т. 3 (1).
114. Платон. Федр // Там же. М., 1970. - Т. 2.
115. Плотин. Сочинения. М.; СПб., 1995.
116. Плотин. Эннеады. Об умопостигаемой красоте // История эстетики. -М., 1973.-Т. I.
117. Подобедова С.И. Игорь Грабарь. М., 1964.111 .Полевой В.М. Искусство Греции. М., 1970.
118. Полевой В.М. Расцвет эгейской культуры // Искусство Греции. М., 1970.
119. Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. -М., 1959.-Т. 1.
120. Проблема ценности в философии. М.; Л., 1966.
121. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. Очерк основных методов. М., 1980.
122. Раушенбах Б.В., Успенский Б.А. К исследованию языка древней живописи // Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения (условность древнего искусства). М., 1970.
123. Режабек Е.Я. Мифомышление. Когнитивный анализ. М., 2003.
124. Режабек С.Е. Специфика искусства как формы деятельности // Культура деятельности. Ростов н/Д, 1999.
125. Соболевский С.И. Комментарии // Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. М.; JL, 1935.
126. СтоловичЛ.Н. Категория прекрасного и общественный идеал. М., 1969.
127. Столович JI.H. Ценностная природа категории прекрасного и этимология слов, обозначающих эту категорию // Проблема ценности в философии. -М.; Л., 1966.
128. Толстых В.И. Искусство // Новая философская энциклопедия: В 4 т. -М., 2001.-Т.2.
129. Толстых В.И. Искусство и мораль. О социальной сущности и функции искусства. М., 1973.
130. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997.
131. Успенский Б.А. К исследованию языка древней живописи // Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения (условность древнего искусства). М., 1970.
132. Фармаковский Б.В. Аттическая вазовая живопись. СПб., 1899.
133. Федоров Н.А. Семантическая специфика термина pulchritudo у Цицерона// Античная культура и современная наука. М., 1985.
134. Феноменология искусства. М., 1996.
135. Филипп Фессолоникийский. На Фидиева «Зевса» // Античная лирика. М., 1968.
136. Филострат Младший. О картинах // История эстетики. М., 1973. - Т. I.
137. Филострат. Картины. М., 1936.
138. ФлиерА.Я. Культурогенез. М., 1995.
139. Флиттнер Н.Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. -М.; Л., 1934.
140. Флоренский П. Избранные труды по искусству. М., 1996.
141. Флоренский П. Об искусстве. СПб., 1996.
142. Фрейд 3. Художник и фантазирование. М., 1995.
143. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1998.
144. Фукидид. История // Историки Греции. М., 1976.
145. Человек античности: идеалы и реальность. М., 1992.
146. Чубова А.П., Иванова А.П. Античная живопись. М., 1967.
147. Шелер М. Формы знания и образование // Человек. 1992. - № 5.
148. Шестаков В.П. О характере античного эстетического идеала // Вестн. истории мировой культуры (М.). 1959. - № 2.
149. Шиллер Ф. Статьи по эстетике // Штллер Ф. Соч.: В 7 т. М., 1957. - Т. 6.
150. Эпихарм II Поэты-лирики Древней Эллады и Рима. М., 1963.
151. Яковлев Е.Г. «Calos-agathos» в истории мировой эстетики // Философия и общество. 2000. - № 2.
152. Ястребова Н.А. Формирование эстетического идеала и искусство. -М., 1976.
153. Яценко А.И. Целеполагание и идеал. Киев, 1977.
154. Brunn Н. Geschichte der Griechischen Kiinstler. Stuttgart, 1889.
155. Bunim M.S. Space inmedieval painting and the forerunners perspective. -New York, 1940.
156. Catalogue general des Antiquites Egiptiennes du Musee du Caire. XXV. Sculptors' Studies and Unpublished Works. Caire, 1906.
157. Collignon M. Mythologie. Paris, 1890.
158. Deonna W. L'archeologie, sa valeur, ses methods (Les rytmes artis-tiques). Paris, 1912. - Vol. 1-3.
159. Edgar K. Recuelle de travaux relatifs a la philologie . egyptienne. XXVII. Paris, 1902.
160. Fleming W. Art, music & ideas. New York, 1970.
161. Lafuente F. La fundamentacion у las problemas de la historia del arte. -Madrid, 1985.
162. Myss W. Kunst und Kultur Europas von Daidalalos bis Picasso. Ins-bruck, 1981.
163. Overbeck K. Die antiken Schriftquellen zur Geschichte der bildenden Kunste bei den Griechen (SQ). Leipzig, 1868.
164. Phauhl E. Malerei und Zeichnung der Griechen. Miinchen, 1923.
165. Schafer H. Von agyptischer Kunst. Eine Grundlage. Wiesbaden, 1963.
166. Schafer H. Von agyptischer Kunst. Leipzig, 1919. - Bd. II.
167. Schrade H. Gotter und Menschen Homers. Stuttgart, 1952.
168. Snell B. Die Entdeckung des Geistes Studien zur Entstehung des eu-ropaischen Denkers bei den Griechen. Hamburg, 1946.
169. Stolovitch L.N. L^tymologie du mot «beaute» et la nature de la categorie du beau 11 Revue d'Esthetique (Paris). 1966. - № 3-4.
170. Van Beest Holle G.D. Welt- und Kulturgeschichte. Baden-Baden, 1970-1974.-Bd. 1.
171. VasmerM. Russisches etymologisches Worterbuch. Heidelberg, 1953. - Bd. 1.
172. WaldeA. Lateinisches etymologisches Worterbuch. Heidelberg, 1938. - Bd. 1.
173. Walde A. Vergleichendes Worterbuch der indogermanischen Sprachen. -Berlin; Leipzig, 1930. Bd.l.
174. Wulff O. Die umgekehrte Perspektive und die Niedersicht // Kunstwissen-schaftliche Beitrage A.Schmarsow gewidmet. Hamburg, 1928.