автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.01
диссертация на тему: Исторический опыт подготовки и воспитания кадров сельских учреждений культуры Казахстана (1946-1960 гг.)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Исторический опыт подготовки и воспитания кадров сельских учреждений культуры Казахстана (1946-1960 гг.)"
КАЗАХСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. АБАЯ
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ подготовки И ВОСПИТАНИЯ КАДРОВ СЕЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСТАНА (1946—1960 гг.)
07.00.01 — История общественных движений и политических партий
НА правах рукописи
ПОКАНОВ РАМАЗАН
;
А 15 'Г О Р Е Ф Е Р А Т диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Алма-Ата, ШЧ
Работа выполнена на кафедре политической историй и политологии Казахского государственного педагогического университета им. Абая.
Научный руководитель — член-корреспондент АПН СССР,
доктор исторических на\% профессор САДЫ КО В Т. С.
Официальные оппоненты—доктор исторических наук, профессор КУЗНЕЦОВ Е. А. кандидат исторических наук, доценг КЕНЖЕБАЕВ Н. Т.
Ведущая организация — Алма-Атинский автомобильно-дорожный институт
Защита диссертации состоится « года
в « » часов на заседании специализированного совета К 113.03.04 по присуждению ученой степени кандидата исторических наук в Казахском государственном педагогическом университете им. Абая (480100, г. Алма-Ата, пр. Ленина, 13).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета.
Автореферат разослан « ^ » —«^"^^г???
1992 г.
Ученый секретарь ЬкциализированнЬго совета
ЖАМАИСАРЙН II. Ш.
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Повышение культуры села - одна из с алых крупных задач на пути радикального обновления общества.Достижения в эюй областа являются действенным средством изменения социального облика деревни, постепенного преодоления существенных социально-экономических и культурно-бытовых различий между городам я деревней. Комплексное решение социально-экономических проблем села, повышенле культуры деревня в эффективность ее тружеников делают особенно актуальным научное исследование исторического опыта работы кадров сельских учреждений культуры: избы-читальни, клубы, библиотеки, сельские школы, которые была и остаются главными, а подчас я единственными очагами грамотности, хранителями различных культурных ценностейг центрами массовой пропаганды политических, производственных, агрономических и других научных знаний. Они являлись основными организаторами самообразования и народного художественного творчества^ физкультуры и спорта, отдыха и развлечений.
Изучение их исторического опыта в плана подготовки и воспитания кадров оельских учреждений культуры Казахстана в период с 1946 по 1960 год более конкретно обусловлена рядом обстоятельств:
1. Исследование богатой истории культурно-просветительной работы на селе рождает у каждого нового поколения специалистов культуры стремление взять на вооружение то лучшее, что было выдвинуто предшественниками, выдержало проверку временем. В преемственности, в отбора того, что уже освоено учреждениями культуры и учете промахов, ошибок и неудач зачастую кроется огромный потенциал,
2. В послевоенный период, когда в Казахстана вновь приступили к мирному, созидательному труду, перед Культурно-просветительными учреждениями, особенно сельскими, встали еще более ответственные задачи. Кизнь требовала расширения размаха и повышения уровая культурно-просветительной работы в стране, в том числе на селе. Исследование опыта этого периода с его достижениями и недостатками имеет определенное исторяко-логическое значение дет улучшения деятельности сельских учреждений культуры республика в современных условиях. Отдельные оценки и мнения о культуре того периода, даже достаточно информированных людэй, порою, на наш взгляд, далеки от правильного научного понимания истории развития
культуры. Субъективные оценки имеют место особенно в среде отельных категорий научных работников.
Ничго raie не вреди духозному развитию общества, как искажение правды, заматчивание недостатков, теоретические сшибки в оценка культурного наследия целого этапа историй.. Это неминуемо ведет ч потерям в сфере духовной культуры. Поэтому важно в подлинном ввдз донести до будущих поколений все ценное, что осталось от предыдущих. При исследования диссертант исходит из необходимости сохранения а реставрации памятников культуры, объективного освещения исторического опыта учреждений культуры.
3. Культурно-просветительные учреждения, поскольку они близко стоят к народу и обслуживают миллионы трудящихся, помогают № расти духозно, организуют их отдах, способствуют развитию научно-технического л художественного гворчзсгва. Современные причины "оттока" кадров в город, особенно кадров зысокой квалификации, кроются не только ь несоответствии между ростом, доходов л потребностей сельских тружеников в темпами улучшения условий их труда и быта, но и в недостаточном уровне развития культуры, в том число освоения опыта подготовки и воспитания кадров сельских учреждений культу он в прошлом. Потому что формирование специалиста в области культурно-просветительной работы - это непрерывный процесс, который обусловлен историческим развитием учреждений культуры, что диктует необходимость данного исследования.
4. Настоящее исследование проблем культуры также обусловлено трудностью и сложностью специфического образа я?;зни современных .животноводов. Круглый год вдали от родных аулов на летних пастбищах и зимних отгонах, на молочко-товарных фермах колхозов и совхозов ^удятся сотни тысяч люден, занятых в отдаленном отитом животноводстве нашей республика. Ям должны окззыьатг. всемерную по-.моид. культурно-просветительные учреждения республики. Пои этом перед работниками клубов, библиотек, красных юрт, красных уголков, передвижных автоклубов, клубной и библиотечкой работы встает задачи . восаозданм проашого опыта и его использования по-новому.
5. В особом внимании нулдаются совгямечкое образование я культура, которые сказались в катастрофическом положении. С'тр?ла на 28-м месте в мире ко уризню образования . Уровень сегодняшней
куль¡урн - своеобразный сигнал на выживание обтесгип. Поэтому сегодня идет поиск вкхода из этого. кризиса как н сфере политики и экснсмики, так и н области человепеского духи и возрождения национальны < традиций и культуры. Сегодняшний день особенно требует пристального внимания :< прошлому национальных духовных ценностей, ,'еа которых трудно возрождение республики. В этих условиях важно Изучить традиции культуры в прошлом. Время уходит, а вместе с ним Немало теряется ценного в.истории духовной жизни народа, прерывается связь времен и поколений.
Объектом доследования являются сельские культурно-просветительные учреждения Казахстана, особенно их кадровые работники; а такие состояние и уровень культуры сельских тружеников.
Хронологические рамки исследования определены н соотистствии с послевоенном этапом ра;шггия сельского хозяйства и развенчанием культа личности Сталина, оказавшего сильное влияние но деятелыгаст' культпрос'.'етучреждений как по стране в целом, так и в Казахстане, что, разумеемся, обусловило определенную специфику и особенности, Поэтому хронологические рпики исследования определены периодом 194Ь-1960 гг. Их изучение позволяет вскрыть »патоки и механизмы отдельных успехов и серьезного отставания культурно-просветительной роботы в современных условиях и таким образом извлечь уроки Йз прамзЙ практики духовного развитии казахского народа.
Состояние научной [ заработки проблемы. Оспу ^j^шc направления культурного строительства в нашей стране разработаны а фундаментальных трудах, которые у-.е дали соответствующие оценки в специальных историографических исследованиях. Позже в научный оборот были введены новые, ранее ¡¡а опубликованные документы, что позволило авторам расширить круг изучаемых проблем, повысить научный уровень, конкретнее исследовать культурное строительство и послевоенные годы. Авторы освецают проблемы культурной революции.
' Кабанов И.И. Очерки культурно-просветительной работы в СССР.-М.,]9ЬЬ'; Он же. Истории культурной революции в СССР.-М..1971; Зэк Л.й. История изучения советской культуры.-!,!., 19Л; Кофганоя . С,В. Вксаюе образование в СССР.- М., 19Ь0; Ким М.11.40 лет советской, культуры.-й!* ,1907; Карпов Т.Г. Партия и культурная реаогЬ-пия я СССР .-Л,.,]Уаг;'; Ермаков В.Т. Исторический опыт культурной революция в СССР.-М.,1ЭЬЬ; Украинцев В.В. КПСС - по главе культурной роиолщий Ь СССР (ред.кол.:С.Л.Арнольдов II др.)-в!., ее'; Петриков Г.к.Культура - всенародное достояние.-я.,1У74; Культурная жизнь в СССР.-1§41-19Ь0:Хро ника.-М.,197? и др.
обобщают спьт собственных организаций, деятельность в постановлении и развитии культурно-просветительных учреддениК стракн. Особенно работы казахстанских ученых: о.И.Абдулпаттаева, »1.А.АЙТ-бакииа, А.Ь.а.р*:ан.:ы», К.Й.АаыанбаеБа, К.д.&уламанова, К.И.Лбрае-ьа, А.К.Кагапиаа , ..1.К.КозыбавБа, ВЛ.Козькенко, Ь.А.Кузнецова, X. л. tin да но ьз , Ч,Г...усина, Т.Т.Мустафкна, '{.С.Садыкова, А.Г.Сэрмур-зина, Т.С.ирсснСазьа, Р.Ь.СулеКменэьа, А.Б.Тулепбаева, И.Ш.Шам-ватова и других ш.-мт непосредственное отношение и проблемам развития культуры, е ¡ом числе наиионаллнеЯ культуры.1 Например, е последние годы снуе.шкзваны работы, посещенные лроЗлеыьы pandii-ти.ч культуры сель, сельской интеллигенции Казахстана.^
Однако негативный отпечаток на исспедстнин многих авторов наложило то об сто . .ельство, что написены они были в годы, когда нарушались ириныи:^ коллективности рукоьс.цства и демократиипорожденные культои личности Сталина и периодом застоя, s силу чего авторы сбходилд чалчанаем трудности и пи-йкн а культурном строительстве, подчгрклаая только успехи. К юцу же историьесяи/î опит ку.пьтпроеветучреждоний Казахстана ь послевоенной период не получил eue достаточного освещения. До ьасюядего времени ке игшю с0о0«£скях работ •!•-/ развитию культурн отдельного региона, ос.ла-С1и, района, села, недостаточно отражена роль Советов в процессе. Л по щлбг.мам кадров сельски*, учреждений культуры H=iпах-стена с.аосси ног '.-.сследований.
г.егкчниконо!- базой диссертации ,с1.г,ч:утс.с-: даннне Гсо^дчрственной статистики, и»тера8*ы Взг.публикапской и иестной периодической пзчат«, Централы: »го Государственного архива Казахской Ш', архивна областей к ведомств, учреждений культуры Казахстана, о также бкьсаго архиьа Институте истории Коьпартеи Казахстана, m ¡не Алиа-Атпнского института политологии и управления и др.
Иглъ и знрачи исследования. Цвльа диссертации являете:-: £лск-Г'-тпо связл чодду различные: этапами развития истории Казахстана по пробтсые кадров сельских учреждений культуры, гсссоаг,он;-.е их
}, Ut .Ь.;5лаогра^'/.-э НбсюяцоЙ диссертации.
АС.<аиог X. (.пльская г.и?гллигенккя Ко/мхотана в условиях t ».гцгтеэьанкя mwaSBOi» /Адиа-Атп; "мука*, ÎVui; НудчШчгггксв /.. оа цгсскуг, кулцтуру с2лз//Аjva-Aiа,i; и.дп:ОЕ 1.1/. •-«•*»<« b.iï..-.ость ое-л;,;;: 0 psiovo пзрткЯних и ксуссу . аекг.х ергчнизгикй «.'-&»>хстсва r.o r.obvnv.vc трулоюй ¡1 г.олкгкчгск.з:! як-т/ьмостг ¡.'олодзди.-Алм;.-;.-: а , и-'.О .
объективной картины в рассматриваемый период, а также выработка на этой оонова новых предложений по улучшению культуряо-просвегя-тельной деятельности на оеле.
Из поставленной цали вытекают следующие задача исследования:
1. Определять уровень культурно-просветительной работы в Казахстана в общем контекста развитая советского общества в период 1946-1950 годов.
2. Раскрыть роль я значение партийных и государственных актов в развитии культурно-просветительной работы на села в послевоенный период вплоть до 1960 года.
3. Обобщить опыт тогдашних кадров сельских культдросветуч-режданий Казахстана в целом, в том числе в том или ином регионе, района и области.
4. Установить причины отставания культпросватработы на сала
в рассматриваемый период, особенно подготовки в воспитания кадров.
5. Обобщить опыт работы учреждений культуры в развитии на- . одояальной культуры. '
6. Паресмотреть научную оценку достигнутых в го время результатов культурно-просветительной работы на села о точки зрения современных требований.
7. Раскрыть содержание работы кадров очагов культуры на селе в указанный период и особенности управления их деятельностью.
8. Выработать предложения и рекомендации, способствующие улучшению подготовки и воспитандя кадров культурно-просветительной работы на села в современных условиях.
Научная новизна и практическая значимость работы. Научная новизна заключается в том, что в ней впзрвыв осуществлено комплексное изучение исторического опыта подготовил я' воспитания кадров сельских учреждений культуры Казахстана (1945-1960 гг.).
Прежде всего освещена особенность обеспеченное та-сел Казахстана учреждениями культуры, их кадрового состава, а гакжа содержание их деятельности. Раскрыто содержание оистемы подготовки кадров, клубных учреждений на селе, сельских библиотечных работников а их роль в развзтп» национальной культуры, исследована деятельность работы кадров очагов культуры на селе.
Результат исследования могут бить использованы пра составлении планов и мероприятий учреждений культуры сел и деревень, а также в практике культурно-воспитательной работы. Конкретные пред-
лояеняя и рекомендации могут способствовать активизации деятельности сельских учреждений культуры, повышению уровня работы кульг-работняков в современных условиях.
Апробация работы. Результаты диссертации докладывались на конференции молодых ученых и специалистов Казахского Государственного университета ш.Аяь-Фарабя, посвященной 55-лвтш университета (Алма-Ата,1989г.), на Всесоюзной научной конференции "Проб-леаносгь как форма развитая культура" (Целиноград, 1989 г.) д ожв-годиых конференциях профессорско-преподавательского состава Казахского государственного педагогического университета вм.Абая. Ос-нояяке положения а выводы исследования тиши огра-хенле в ряда публикаций. Диссертация обсуждена в рекомендована к защите на кафедра политической истории д политологии Казахского государохьзц-hoi-o педагогического университета имени Аба-:.
Стр.укту па, дягсаотация. Она включает в себя ьв<?далпз, два главы, состоящие из пяти параграфов, заключенно и сяасок использованной литература.
П. ОСНОВНОЕ ООДЕЕЗАНИБ РАБОТЫ
Во введении обоснованы актуальность темы, определена новизна, степень научной разработанности проблемы, показана источкш'.о-воя база работы, сформулированы ез цель я задача, а также научно-практическое значение исследования.
В первой глазе - "Состояние деятельности сельских учреждений культура в середине 40-х годов" - исследуются обеспеченность сел республика культпросветучрездениямп, их кадровый состав а качала периода. Известно, что развитию.культурного строительства в национальных республиках помешала последствия Великой Отечественной войны. Значительный ущерб был нанесен народному хозяйству, в том числе а учреждениям культуры исследуемого региона.
В годы Великой Отечественной войны в Казахстане, по данным Х.М.Абнанова, А.Б.Муратова сеть культурно-просветительных учреждений сократилась на 1621 единицу . К началу исследуемого нами периода, т.е. в IS45 году количество учреждений культуры в Казахстане было намного ниже, чем в довоенный период. Лишь к 1950 году
I Абжаяов K.M., Муратова А.Б. Материально-техническая база и кадровый потенциал сельских учреждений культуры Казахстана. Изв.АН КазССР, Л 3,-1990. - С.52.
количество библиотек, клубных учреждений, киноустановок в Казахстане начинает превышать довоенный уровень. ■
В диссертации показывается, что число культурно-просвати-тельных учреждений ке только восстановлено, но я значительно увеличено. Однако и этого не хватало для нормальной культурно-просветительной работы. Материальная база многих клубов, Домов культуры, библиотек и других культурно-просветитальных учреждений нахс^илась в ивудоалетворительном состоянии. Нередки йаля фгчтц, когда на хватало стульев, музыкальных шструмзитов, современных технических средств воспитательной работы. Библиотеки плохо пополнялась необходимой литературой.
В 1346 гпду ЦК КП(б)Казахотана отметил, что Комитет по делам кулъгурно-ггросватительных учреждений при Совете Министров Казахской ССР к« добился восстановления сети этих культпросветуч-реждений, ремонта их помещений, изготовления оборудования и приобретения культинвентаря, по республике не восстановлено 12? бюд-' жетных кулмпросветучреждений* Установлено; что из 2367 помещений, подлежащих ремонту, на I августа 1946 года отремонтировано только 749. Особенно отставали в подготовке к зиме культпросвет-учреждения в Кокчзтавской, Кзьш-Ординской, Семипалатинской и Кус-танайской областях^.
В эти годы, 1сак подчеркивается в диссертация, работа многих учреждений культуры не отвечала возросшим требованиям, Учреждения не имели специальных помещений для культурно-просветительной и массовой деятельности. Ощущался недостаток необходимой литературы, музыкальных- инструментов, инвентаря- Объяснялось это, очевидно, тем, что местные советские органы: на баллаксе которых находились учреждения, на проявляли должную заботу о них. Часто материальные средства, принадлежащие культурно-просзетителышм учреждениям, использовались райисполкомами не по назначению.
Решение задач культурно-просветительной работы, как показывает анализ в диссертации, в значительной степени было затруднено объективными причинами. Прежде всего сеть культурно-просветительных учреждений была совершенно недостаточна для широкого проведения культурно-массовой работы; ощущалась острая нехватка помещений, инвентаря и оборудования для клубов, изб-читален, библиотек,
I Архив АИПУ, ф.708, оп.Ю, д.162, л.78.
а также квалифицированных кадров, выевахих специальную подготовку..
Развитие сети учреждений культуры происходило неравномерно. В ряда мест в строительство учреждений культуры были сдвиги. Только в 1948 году методом народной стройки в Казахстане било сооружено 608 клубов, 326 взб-читалан, 89 библиотек. В 1946 году в Эаладно-Иаэахстанской области было построено 10 язб-чигалел, 15 сельских клубов, в Акгюбицской области Ю язб-чятален, в Джамбуль-окой области било отремонтировано 126 клубов, библиотек и изв-чягален*. В то зга врада отставало раэвагаа сети клубов в совхозах и МТС. Из 4100 совхозов клубные учреждения вделись лишь в 1800^.
5 февраля 1946 года ЦК КП(б)Казахсгана лрянял постановление "О состояния и мерах улучшения работы оольских кулмурно-просва-1Я10Лышх- учреждений", где отмечено,что в республика отсутствует повседневная забота о кульгуряо-просвагятельнцх учреждениях, в частности но были восстановлены а упорядочены работ;; сельских изб-чигаяен, клубов, библиотек, музеев я красных уголков, а их работа овръазно огстаат от возросших требований широких масс трудящихся.
Диссертационное исследование показывает то, что пом а,пеняя язб-чатален, клубов и библиотек а течение рада лаг на рзлонгяро-валиоь, имеющиеся в а ах оборудование я кулмипввнтарь пришли в полную негодность, кшшшй фонд изб-чаталан, сельских библиотек д клубов в большинстве случаев не пополнялся современной массо-во-подамчэскЬй а художественной литературой. Встречались факт, когда помещения кулыурио-просвзгяселышх учреждений отбирались в ^пользовались под к вар г ври, зераовие. склада и другие хозяйственные нузды. В Южно-Казахстанской области не работало 62 культ-просБвгучрежданш, в Кусганайской-21, в Акмолинской области из 170 язб-члталая бвздайотвовало-55.Лпшь 6 апреля 1946 года стали восстанавливать сеть культпросватучрежданий, освобождать помещения изб-чяталон, клубов, муззав, библиотек, использовав их по пргщо.чу назначению, начали производить необходимый ремонт поме-
1 С-д.: Культура я явзнь.- 1949, 50 июня.
2 См.: Культурно-просветительная работа в СССР. -М.,1974.
— С»201.
3 Большеняк Казахстана. - 1948, И £ 2-3. - С.73.
щений культпросвету чреждений, обеспечивать их топливом, мебелью и культянваптарем.
В диссертация приводятся факты возрастания расходов на культурные нужды. Например, если в 1940 году на просвещение было выделено по республике 63 млн.руб., то в 1946 году - 146,5 млн. руб.1. В первый послевоенный год на содержание культурно-просветительных учреждений выделялось 29757,7 тыс.руб., к кониу же пя-тилр-чи только по районным домгч культуры, ¡.збгч-чяталъшм, крто-ным юртам я сельским клубам рас;о,"а составлял;; 261856 тыс.руб. Ежегодно о'.али увеличиваться ассигнования на культурно-просветительную работа. Если "з 1945 году было выделено 21,7 млн.руб, то в 1950 году - 36,5 млн.руб.3- Однако освоение финансовых средств оыло неул^злет-юригельное. Например, в Кзыл-0рдлнску:о область для развер?ые:.:1ия строительства культурно-просветительных учреждений было вндилено 2 млн.руб., а использовано лишь 145 тыс.рубА
Б работе отмечается, что несмотря яа значительную работу, проделанную е республике, все еща не были удовлетворены растущие духовные запросы трудящихся масс. По-прежкему ощущалась острая нехватка культурно-просветительных учреждений, осббанно на села. Свыша 300 культурно-просветительных учреждений республики не имели собственных помещений^. Многие малочисленные и отдаленные населенные пункты не имели клубов, библиотек, пцсол. Деятельность многих домов культуры, клубов, изб-читален сводилась к таким мероприятиям, как лекции, доклады и вечера танцев. Кружковой работе нередко отводилась второстепенная роль; недостаточно осуществлялась пропаганда естественнонаучных знаний. Б некоторых колхозах, особенно отдаленных, очень редко демонстрировались кинофильмы. Некоторые из них находились в запущенном состоянии или вовсе на имели своих помещений, мебели, необходимого инвентаря и оборудования6. Например, в колхозе "8 марта" Красноармейского района Кокчетавской области необходимое имущество, инвентарь л оборудование библиотеки хранилось на квартире Воеводина'''.
1 Народное хозяйство Казахстана: сЕатсборняк.-Алма-Ата,1968.-С.351.
2 ЦГА КазССР. Ф.1876,оп.1.д.25,л.23; 0п.14,д.25-а,л.123.
3 Казахстанская правда, 1950 , 6 июля.
4 Казахстанская правда,1949, 28 февраля.
5 Казахстанская правда, 1950, 6 июля
6 ЦГА КазССР. Ф.1876. 6п.1,д.219.л.80.
7 Социалистик Казахстан, 1950, 20 января.
По данным Министерства культуры СССР на IS55 год в селах ограни 29®! клубов в пзб-чптален не вмели собственных помещений и размещались ка частных квартирах, Ztt сельских клубов работали в малоприспособленных помещениях без зрительного зала^.
В сельской местности республики в 1950 г. работало IS8 районных и Ö50 сельских библиотек. Народнохозяйственным планом [954 года предусмотрена организация еще 330 новых сельских библиотек. Однако, состояние и развитие библиотечного дела в сельской местности республики резко отставала от возросших культурных запросов трудяиахся. По данным на I января 1954 г. 1379 сйльаулсоьетов ьща на имели самостоятельных библиотек. Из 3028 колхозов росиубйикй
9
свой колхозные библиотеки имели 332". Но матер,-, ¡ль¡¡ад баз;1, клубных учрекдений республика оставалась крайне неудовлетворительной, особенно сельских клубных учреждении. Так, например, более 20 Ломов культуры, 213 сельских клубов, 596 язб-читалмн и крченнх юрт не имели своих собственных помещений,а размочись я нопраои»" собланкых помещениях, в проходных комнатах канцелн^лй '".ильаулоо-ветов, правлений колхозов, WTC, совхозов, а такх;е на арзчплнакнцх частных квартирах.
В предвоенные годы, как показывается в диссертации, были достигнуты значительные успехи в подготовке кадров для культурно-проевзтителгних учреждений. Однако Великая Отечественная война намного задержала дальнейшее решение этой проблемы. Низкий уровень работы многих клубов, Домов культуры, изб-читалон, библиотек был обусловлен отсутствием целеустремленности в работе, недостаточным увязыванием деятельности культурно-просветительных учреждений с практическими задачами, над осуществлением которых работают колхозы, совхозы и МТС. Репертуар многих кружков самодеятельности отличался бедностью и засоленностью малохудожественными произведениями. Сотни культурно-просветительных учреждений республики почти бездействовали. Во многих случаях кадры культурно-просветительных учреждений подбирались случайно и по уровню своей подготовки не отвечали предъявляемым к ним требованиям. 705? культпросветработников имели только низшее образование. Сильна была сменяемость кадров. Только к течение 1947 г. сменилось более 50% культпро-
1 См. ¡Культурно-просветительная работа в СССР.-f.!. ,1974.-С.202.
2 Архив ЛИПУ, ф.708, оп.27, д.1508, л.69.
оперработников1-.
В диссертация анализируются причини недостаточно активной работы агитационно-художественных коллективов республики. Одной из причин являлось отсутствие в большинстве из них руководителей
0 соответствующей квалификацией. Недостаточное обеспечение клубов и Домов культуры, особенно сельских, квалифицированными кадрами, в том числе и художественными ру ко во да талями, в исследуемом периоде являлось одной из сложных проблем.
В республике в 1949 году было 20 учебных заведений, в которых обучались 2564 учащихся, в том числе 577 казахов. Кроме того в художественных вузах Москвы, Ленинграда, Харькова, Ташкента обучались 4? казахов^. Средние специальные учебные заведения ояо-темы Министерства в 1953 году выпустили для библиотек и клубных учреждений 305 специалистов средней квалификации. Но ■посланные специалисты в районах республики не получили должного внимания и заботы, особенно в Талды-Курганской, Актюбинском, Кзыл-Ордишл'ой и Южно-Казахстанской областях.
В работе показывается отрицательное влияние на развитие культуры сложившийся в стране культ личности Сталина. В этой обстановке стали возможными посягательства на философские, методологические основы марксистской исторической науки, администрирование, недобросовестная критика в научных коллективах, субъективизм в оценках. Прекращение многих работ в области биологии, физики, химии, физиологии, кибернетики, представлявшие научную и практическую ценность, нарушение социалистической законноети » отношении многих деятелей науки и культуры косвенно сказывались на результатах работы учреждений культуры на селе.
Существенное негативное влияние на духовную жизнь общества, в том число села, оказывала линяя борьбы КПСС "против чуждых ицэйннх влияний я культуре, науке и искусстве". Строго регламен • тировался репертуар театров, художественной самодеятельности.
В исследовании раскрыты негативные последствия атеистической пропаганды, которые сказывались и в деятельности сельских ужчтишов культуры, аотя в постановлениях ЦК КПСС "О крупных ий-
1 Архип ЛИПУ, ф.708, оп.12, д.33, л.157.
Р. См.: Казахстанская правда, 1Э49, Щ марта.
достатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения"' от 7 яшш 1954 года к "Об ошибках в проведений научно-атеистической пропаганды среди населения" от 10 ноября 1954 года"1 были намечены некоторые позитивные мары. Однако атеистическая работа не была избавлена до конца от командно-административного метода, и поэтому она была не совсам выдержана и гуманистична. Культурно-массовая работа во многом сводилась к политической агитации дая адояндсгратявной мобилизация тружеников сельского хозяйства на решение поставленных задач.
Во второй главе - "Развитие систем« подготовки и воспитания сельских культпросветработников за период с 1946 по Г960 год" -узловыми вопроса1,¡я исследования ябчяйтся: подготовка кадров клубных учреждений на селе и их роль в развитии национальной культуры; развитие системы подготовки сельских библиотечных работников; рост бчагов культуры на селе а особенности управления их деятельностью.
Самым массовым среди культурно-просветительных учреждений на селе, и потому влиятельным цонтром общественной, особенно духовной жизни, является клуб. В условиях села клуб является я театром, ц лекторием, я мастерской самодеятельных художников или кинолюбителей, и местом для проведения праздников, показа кинофильмов. Поэтому в диссертаций в первую очередь анализируется деятельность сельских клубных учреждений.
В работа раскрываемся деятельность руководства республики в мобялизацаи партийных, советских, хозяйственных органов я общественности республики на подъем культурного и кадрового потенциала сала,в том числа значения постановлений ЦК Компартии Казахстана "О состоянии и марах улучшения работы сельских культурно-просветительных учреждений" (1946), "О работе культурно-просветительных учреждений" (1949), Совета Министров СССР "Об улучшении дела подготовки учителей" (1945), "О мерах дальнейшего развития высшого л среднего специального образования в Казахской ССР" (1947), Совета Министров Казахской ССР "О мерах по улучшению работы азб-читален я сельских клубов" (1947), "О состояния и мерах улучзаняя работы с кадрами культурно-просветительных'учреждений республики" (1952) И др. .
1 КПСС о культуре,просвещении ц науке.-М.,1563.-0.231-240.
2 См.¡Большевик Казахстана.1946,^ 3;1949,й 3; 1952,& 12.
Автор в диссертации отмечает, что в годы войны и после нее' искусство, художественное творчество самих масс стало приобретать новые формы, новые черты. Народное творчество послужило большой духовно-нравственной силой, помогало переносить лишения и трудности, воодушевляло на труд и подвиг. Эти лучшие традиция продолжались и в послевоенный период, разумеется, с подъемами и спадами. И в этот период важной функцией сельского клуба явилось содействие развитию разносторонних дарований тружеников села: ах оргао-заторсках способностей, творческих потенций, художественных и технических талантов. Многогранная деятельность клубных учреждений била связана с реализацией именно этих функций. В связи с этим в диссертация рассматривается качественный состав кадров сельских учреждений культуры республики. Например, в IS53 г. в система Комитета пс делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров КазССР имелась 4462 библиотеки и клубных учреждений, в них работало 6217 человек, без технического персонала. Из них по образованию: с высшим образованием 165 человек,в том числе со специальным высшим образованием 55 чел., среди них не било на одного казаха. С незаконченным высшим образованием 1732 человека,в том числа со специальным средним образованием (7,8,9 кл.)- 3748 чел.; с низкам образованием- 377 человек. По полу: мужчин- 3052 чал., яакщян- 3165 чел.; в том числа казашек- 1338 человек. По национальности - казахов- 3109 чел., русских- 2231 чел.,прочих- 6/7 человек*.
В 1948 году 70 процентов культурно-просветительных работников имели только низшаа образование . Основную массу культпросветработников составляли в конце 1946'года люди с семилетним и ьиз-шим образование^ (71 %), а также со стажем работы до одного года (56$)3. Велика была текучесть кадров. В 1946 г. состав директоров Домов культуры, заведующих сельскими клубами я избами-читальнями ряда республик и областей сменился в срсднем более чем на 80%.
Далее в работа анализируется деятельность партийных а ::омсо-мольских организаций'республики по развитию культурно-массовой я
1 Архив АИПУ, &.708, оп.26, д.1828, л.55.
2 Архив АИЛУ, <ю.708. оп.12, д.ЗЗ, л.157.
3 ЦТ А' КазССР, $.1870, оп.1, д.32, л.89.
4 См.: Культурно-просветительная работа., 1947, J& 5.- С.5.
спортивной работы в сальокой местности. В 1946-1947 гг. комсомольские организации республики на работу в политпрооватучрежда-ная направили около 3 тысяч комсомольских активистов. В одном только 1947 г. комсомольцы городов республики собрали и направи-пи в сальские нолитпросветучрежцения около 100 тыс.книг, много плакатов, настольных игр. Периодически проводились месячники книг, мероприятия по благоустройству и озеленению сел и аулов.
По инициатива комсомольцев и при их участии только за 1950 год было построено 1079 культурно-просветительных учреждений, в том числе 440 клубов, Z/0 изб-читален, 369 красных уголков. Силами молодежи ремонтировались помещения, заготавливалось топливо еда клубов, изб-читален и красных юрт^-.
Под руководством партийных организаций город усилил свою помощь салу и в строительстве домов культуры, клубов, кинотеатров. В Оеверо-Казахстанской области с помощью горожан в IS48 году было построено 45 сельских клубов и Домов культуры. Всего же на села в том году при активном учаотиа горожан в республике было построено i30 датских садоэ и яслей, 475 школ, 446 клубов, 41 больница. Таким образом, сеть сельокях культпросветучраждений выросла на 2 тысячи колхозных клубов, 198 Домов культуры, 3,5 тысячи библиотек, 2,5 тысячи изб-читален, 2,2 тысячи красных уголков, 150 красных юрт и более чем 900 киноустановок2. В 1953 году сос-гоялся первый выпуск Актюбинского училища - 98 человек и Джам-бульского- 142 культпросветработника. За 1950-1953 гг. из Московского и Ленинградского библиотечных институтов прибыли в распоряжение Комитета специалисты о высшим библиотечным образованием 44 человека, из них 34 человека работали зав.отделами и старшими библиотекарями республиканских я областных библиотек®.
В диссертации делается анализ работы по повышению квалификации кадров сельских учреждений культуры. Например, Комитет по делам кулмпросвегучраждений при Совнаркоме Казахской ССР провал в областях краткосрочные курсы о комсомольцами, направленными на работу в сальскиа избы-читальни. Создавались культурно-просветительные школы, трах- и шестимесячные курсыЕ проводились областные
1 Еожанов А. Коммунистическая партия Казахстана в послевоенный период. -Алма-Ата,1974. - С.250.
2 Казахстанская правда. 1949, 18 февраля.
3 Архив ЛИПУ, ф.708, оп,26, д.1829,. л.31.
я районные семинары культпросветработников. В городе Москве начяч действовать Институт повышения квалификация культурно-просветительных работников. Важную роль в подготовке кадров играли Москоя ский, Ленинградский и Харьковский библиотечные институты, в кото-рих посла войны, наряду с библиотечными факультетами, начали сознаваться факультеты культурно-просветительной работы.
Кадри дай профсоюзных культурно-лросвататальных учреждений организаций готовились Ленинградской и Московской высшими школами профдвижения, а также аналогичными учебными заведениями в Свердловске, Харькова, Минска, 'Галпгацхе*. Некоторая чпсть работников учоелзмкай культуры проста подготовку п двугодичных шолах рзковоклаш колхозных кадров. ВазнеГшт источником руководящих кадров для органов культуры явились партийные и комсомольские гакп ли. Централизованная подготовка специалистов методом курсового пбучиння осуществлялась Институтом повыиения квалификации руководящих кадров, Домами народного творчества.
В диссертации установлено и то, что практически до конца 50-годон республика не готовила специалистов высшей квалификации для клубов я библиотек, поэтому основное внимание сосредоточивалось на работе по организации краткосрочных курсов и расширению сети срзтних специальных учебных заведений. 2 февраля 1946 г. Совнарком Казахской ССР принял решение об открытии двухмесячных курсов библиотечных работников в Алма-Ата, Семипалатинска, Петропавловске, курсов клубных работников- в Акмолинске, Кзил-Орде, Чимкенте, курсов заведующих красными юртами- в Джамбуле, Кроме того,намечалось открытие курсов избачей во всех областных центрах^. Они начали работать с I ивгш 1946 г. Всего в тот год на курсах было подготовлено 782 человека. Возобновил работу Алма-Атинский культ просветтахлякум, организованный на база бившего библиотечного гяу никума им.II.К.Крупской, закрытого в годы войны. Действенной формой повышения квачифякации кадров стали семинары и совещания. Только в 1946-1947 гг. состоялось более 1300 семинаров и сопамш-ний с охватом 21,3 тысячи культпросветработников^.
Однако подготовка и использование кадров культпросветработников нисколько на соответствовали потребностям дня. Клубннп и
1 Архив А'ИЛУ, ф.708. оп.26. д.1828, л. 37.
2 ЦГА КаэССР, ф.187б, оп.1, д.17, лл.38-39.
3 Там де. Д.48, лл.146,148.
библиотечные работники продолжали получать самую низкую зарплату, им не всегда создавались нормальные жилицяо-бкювые условия.Таким образом, к 50-м годам сельские очаги культуры пришли с не очень крепким кадровым потенциалом. Недостатки в культурном строительстве на селе подчеркивались и на У съезде К ом партии Казахе тана (1951 г.). Съезд признал необходимей разработать перспективный план подготовка специалистов дет всех отраслей народного хозяйства на ближайшие 5-7 лат с учетом максимального увеличения контингента студентов. оставил чадач;; добиться того, ч: зс г в каждо.* кс-тхозе, совхозе, МТС, на каадом предприятии в в учебном заведении в ближайшие года были созданы библиотеки, клубы или красные уголки^.
В ванной главе диссертации также анализируется деятельность оети кинообслуживания сельского населения Казахстана. Исследование показывает то, что до 1955 г. кинообслуживание сельского населения осуществлялось главный образом автокиночередвижками. В последующий период резко возросла сеть стационарных киноустановок В 1962 году число киносеансов увеличилось в сравнении с 1950 годом в 7,2 раза,а количество людей просмотревших фильмы, возросло в 13,6 раза^. К 1949 году Комитет кинематография КазССР и органы кинофикации на местах несколько улучшили работу киносети республики. По сравнению с довоенным 1940 годом, государственная киносеть в 1948 году выросла на 228 киноустановок, а против 1947 годе - на 204 киноустановки,,что дало возможность охватить кинопоказом население больше, чем в 194? году: по селу- на 866 тысяч человек и по городу- на 604 тысячи человек. Сравнительно лучше стало обслуживаться кинопоказом население отдельных районов и колхозов. Вместе с тем, в 1948 г* остались совершенно не обслуженными кинопоказом 582 колхоза, 16 совхозов и значительное количество участников отгонного животноводства. Проотой киносети за год составил более 10 тысяч экрано-дней. Многие сельские кинопередвижки использовалась плохо и систематически не выполняли своих планов заданий. В ряда областей передвижная киносеть была расставлена по районам неравномерно. Качество и культура кинообслуживашт насе-
1 Коммунистическая партия Казахстана в резолюциях...-Т.4. -С.121,122.
2 Кузембаев Н. Подъем материального благосостояния и культурного уровня сельского населения Казахстана. -Алма-Ата,1964.
- С.163.
ления оставалось на низком уровне. Большинство сельских и районных кинотеатров не были оборудованы мебелью я находились в запушенном состоянии. Работа по подбору, расстановка я воспитанию кадров учреждений культуры, особенно по выдвижению на руководящую работу женщин и национальных кадров, проводилась все ещэ ио-удовлетворательно. Из 61 начальника районного отдела кинофикации казахов было всего 2, женщин- 2; с начальным образованием 34 человека. Из 16 начальников облуправлений кинофякаций с начальны.1.! образованием 8 человек, из IIOO киномехаников всего казахов- 79, женщин- 571".
В диссертации специальный параграф посвящая исследованию положительного опыта работы университетов культуры народного творчества, художественной самодеятельности, а также инициативы гара-иовцаз и курдаЯцегз, сыгравшей положительную роль в развитии я улучшении культурно-просветительной работы на сало. Здесь также рассмотрены вопросы развития системы подготовки сельских библиотечных работников, поскольку, наряду с клубными учреждениями,важным центром массово-политической работы а послевоенной деревпа были сельские библиотека. В 1953 году проведена аттестация библиотечных работников системы Главного Управления культпроев«учреждений, в том числе Государственной публичной я Республиканской датской библиотек, 16 областных, 54 городских, 197 районных, 59 промцентровых, 126 датских и 728 сельских библиотек , что способствовало значительному укреплению государственных массовых библиотек работоспособныма кадрами.
Однако, качественный состав кадров библиотек сельской мост- • поста все еще требовал улучшения. ИЗ 1128 работников Госбюджетных библиотек сельской местности не было ни одного специалиста с высшим образованней, а количество спецааласюв средней квалификации составляло в hex всего 45 человек, специалистов, доеющях общее высшее я незаконченное.выспав образование - 21, среднее- 349,а с неполным средним образованием- 663. Кроме того, работало S5 человек с начальным обоазованием, подлежащих освобождению на основа
*" О
решения аттестационных комиссий . Только в IS67 г. в г.Чимкенте был открыт первый в республика институт культуры. В женском педа-
1 См.: Архив АИПУ. ф.708,оп.З, д.64, ли. 247-248.
2 Архив ЛИПУ. Ф.708, оп.27, д.1508, л.64.
3 См.: Архив АйПУ, ф.708, оп.27, ед.хр. 1508.
гогическом институте прием на библиотечный факультет бил увеличен о 25 до 175 человек.
Установлено, что значительную помощь в улучшении пропаганда сельскохозяйственных знаний оказывали библиотеки. Здесь устраивались громкие чтения и обсуждения книг, авторами которых часто являлись новаторы сельскохозяйственного производства И.Кахаев и др. Вместе с тем имелись серьззные недостатки в работе библиотек. Например, выборочная проверка нескольких сельских библиотек показала, что их научным фондом мало пользуются. Улучшение библиотечного дела е еельокой местности республики требовало дальнейшего увеличения книжного фонда и приобщения читателей к специальной литературе о
В 1954 году в республике насчитывалось 396 красных юрт,которые находились в отдаленных животноводческих районах и обслуживали колхозников, работающих на участках отгонного животноводства. В этих пунктах они являлись почти единственными культурно-просветительными учреждениями. Однако из 316 красных юрт только 74 име-лр собственные зимние помещения. Остальные красные юрты в зимнее время размешались на квартирах у колхозников. На красные юрты были распространены штаты изб-читален, хотя условия их работы коренным образом пмичаются,. По типовому штату изб-читален библиотекарь вводился в только при условии наличия свыше 1000 книг, что никак не подходил с к условиям работы'¡красных юрт. Таким образом в штате красной юрты -зй&лдлся только один заведующий, когда он выезжал для пр^зеденвя работы в места нахождения отар, красная юрта воиоще закрывалась „ В результате неправильного подбора и расстановки кадров произошла большая текучесть кадров культпрос-ватучражденвй, В реепуФшб за 1952 год сменилось 42,5% работников к общему числу л
Анализ данной диссертации показывает, что в 1954 г. в системе Главного управления культурно-просветительных учреждений Министерства культуры КазССР был исключительно малый процент работающих с высшим образованием- 1гА%, неполным средним и начальным образованием- 66,8$„ Наблюдалась большая текучесть кадров,работающих до 3-х лег свыше ~ 82^2»
1 См.:Архив АИПУ, ф.708, оп.27, д.1508, лл.53-54.
2 Архив АЦПУ, ф.708, оп*2Г7, дЛ508, л„63.
В диссертации делается вывод о том, что к 1960 году в сельских учреждениях культуры были достигнуты заметные успехи. За 1955-1956 гг. силачи сельского населения и шефов на средства колхозов в республика было построено I? домов культуры, 450 клубов, 300 библиотек, 50 изб-читален, более 500 красных уголков, 100 стадионов и спортивных плошадок, радиофицировано 230 и электрофи-цировано 170 населенных пунктов. Таким образом,в 1959 г. в республике имелось 5303 бюджетных сельских культпросветучражденяч,в том числе 2537 библиотек, 1621 сельских клубов. 315 красныхгюрт, 399 лзб-читален, 220 автоклубов, 192 районных Дома культуры1.
3 республике к' кош® рассматриваемого периода начали удалять лшшшмо роил ссльсклх Домов культуры в организации культурного обслу.чпоанигг населения и со^зраопстаованяю сети государственных •/луОнш: учреждений в сельской местности. Например, велась работа по созданию сельских культурных комплексов. В них нуждались ооо-Оенно отдадеш.ие районы республики, на имеюие каких-то выгодных условий для проведения культурной работы. Однако осуществляемые работы далеко на удовлетворяли запросы таких сельских районов. Все это в диссертации исследовано всесторонне. Например, Бюро ЦК КП Казахстана ог 18 марта 1959 года б своем постановления "О работе Министерства культура КазССР" отметило существенные кздос-таткп в планировании я организации подготовки национальных кадров искусства, иастаров инструментальной музыки.
3 целом, за парйод с 1946 по 1960 год в республике был на только восстановлен довоенный уровень сети культпросветучроуденяй, но и дальнейшее его развятяа. Однако трудности.послевое.чногс хозяйственного и культурного строительства не позволили решить эту задачу до конца. В период Великой Отечественной войны в республике значительно сократилась сеть домов культуры, язб-ч;1Г?лен,клубов, библиотек и киноустановок, которые в сельских населенных пунктах были главными, а часто и единственными оргализацяонно-массовимя элементами культурной жизни.
3 работе отмечается, что одной из причин отставания сзльских ' учреждений культуры Казахстана, пак.и во всей стране, являлось то, что вся прежняя политика культуры подчинялась лишь лозунгам я идеологии административно-тоталитарной системы. Внутренний мир человека,___
I См.: Казахстанская правда, 1959, 18 октября.
его духовные запросы, развигие художественного вкуса не были в гот период главными в работе учреждений культуры, в том числе сельских культпросветработников, хотя, конечно, среди них было немало одаренных и талантливых, которые сумели одухотворить людей труда, в том числе тружеников сел.
Исторический опыт подтверждает, что задачи подъема культуры а образования решаются в тесной связи с осуществлением в первую очередь задач развития экономики. В рассматриваемый период основные причины неудовлетворительного состояния подготовки и перепод-. готовки кадров культурно-просветительных учреждений в республике, как отмечается в диссертации, заюгачались прежде всего в том, что сеть учебных заведений (Джамбульское и Актюбинское культпросвет-училища) не в состоянии были обеспечить кадрами все клубные учреждения республика, т.е. подготовить ежегодно специалистов средней квалификации более 200 человек. Не было высшего учебного заведения по подготовке работников для культурно-просветительных учреждений в республике. Она были открыты к концу 50-х годов..
Другим уроком исторического опыта учреждений культуры Казахстана является то, что культурно-просветительная работа на селе может быть успешной лишь при условии, когда местные власти управления будут повседневно заниматься ею, проявлять заботу о клубах, избах-читальнях, красных юртах, автоклубах, Домах культуры, библиотеках а лекториях, будут последовательно решать вопросы жялищ-но-бытового устройства работников культуры, а также различные формы их морального и материального поощрения.
На историческом опыте работы кадров сельских учреждений культуры видно, что плодотворная организация культурного обслуживания сельского населения возможна лишь при создании единой сети такого обслуживания, которое включает все типы культурно-просветительных учреждений, независимо от ах ведомственной принадлежности а обеспечивает возможность четкой, целенаправленной координации их работы.
Проблема .размещения учреждений культуры, и в первую очередь клубов, на сале - немаловажная проблема. В то время не было научно обоснованных принципов размещения клубных учреждений на село, в ряда мест наблюдалась резкая диспропорция, которая отрицательно сказывалась на удовлетворения культурных запросов насоленля, препятствовала выравниванию распределения и потребления духовных.
:лаг в городе и деревне. Одним словом проблемы развития культуры ль селе не везде били решены. Стзцзаюоь, на наш взгляд, влияние .ллиоочной позииии: на практике при всеобщем интересе к экоиемкче-:ьим факторам во внимание не всегда принимались согшально-кудь-.vTiüKe. Более того, некоторые хозяйственные руководители, а то и •.ьраиИяне руковода-ели, превде всего районного звена, не придава-":í¡ ш делкного значения, полагая, чаю свш усиление экономических "лзшкй автоматически обеспечивает успех в социально-культурной с^ере. На этом пути с'ыло немало трудностей: сравнительная разрэ-sèiwocïb сельской сети учреждений культуры, сезонная цикличность '-.рудовых процессов, сбргзующ;:х пока ьсе еще-.'своеобразный ритм де-:евънской жизни. Ке гезде и но всегда понималось то, что стирание îyjrccTBSHHux рпзтечий кеадг городом и деревней зовсе не означает' .■схапнческого насачиения городской культуры на селе. Б то ъремя, -£К сейчас, не бала понята необходимость взаимного обогащения.
Дюссртакт приходит к выгоду о той, что национальная куль-.у-, к в рассматриваемый период не во Есех областях одинаково имела г ¿лошгалы'ш'з результаты. Оегоенпе целины, особенно в северных сластях Казахстана» имело пготтеоречлкие гезульт^ты. Негативные -•зупьта'ш заключались в том, что в сельских цсстносг их северных j'iacrsi! ^аздалкеь ;:;íp.ivp пколн на казахской языка, проявилось прудстепное npáKsár.a-renr.e к. вешопальаоЯ культуре корзнного ка-ччхсього насслекзя.
. Исходя г.з вссюдо1<аний проблем исторического опчта работ ■> ¡алрам сельских учреждений культуры Казахстана, д дкссертмма • цщрануг ряд щхшэод»> & и регемердашии ПрквеАем isesmopuo из . ; х:
-'Даторическ/.а огл;т работы сельских учрззджий культуры подмазывает ксоЗходикоогь разрабтуи и иранягип i .о ' л рп а ь;с н о ¡i yo ç у.,i a n-
nmrtfy?^ в культурной политика, необходимость преодал»-•••UR "остаточного ярникиа" ^я;дясяровш1йя сотнально-кульлурной "'тт. Ясно, что куил'ург. сюит дорого, ¡¡о без культуры; ойходйтси •:".■•'.. лу Нзгургз путается г: ирнюгой з^иэто. При крин тлел iT.ií iv'f,, '¡"cO'<v.'!.'"'>с.г коир'Л'о 1!оо-.-)5П'ю я гш-
■.• ;атглы;^ н ц>л' с » ] е котили ■!"■•: ■r^v.nv.'Á куль:у»w сел, стал vea ;;:: ; ал; cccinra и
-'¿z :'нэг.:х сельских насельнних :г/нк:*а пеметенля к.-убоз лклек, ¿.терцев культура ¡n cocíагтетпулт лре^в-::л;т" oero-;irj>
с
(¡его дня. В Ьвязй с этим Госкомитету по культуре республики желательно, во-первых, проанализировать уровень развития культуры й состояние культурного обслуживания сельского населения; во-вгорь:::, 'сделать прогной'Потребностей учреждений культуры с учетом культурных запросов населения; в-третьих, составить план комплексного развития учреждений культуры на селе.
- Исследование исторического опыта подготовим я воспитания .кадров сельских учреждений культуры Казахстана (1946-1960 хт.) позволяет оделать вывод о необходимости возрождения и развитая шефской Ьомоши промышленных предприятий сельским культиросватуч-Ьежданиям. Это можно было ба организовать в различных формах, особенно в отношении к свыше семидесяти отсталым районам раопуб- ' лйки в социально-экономическом й культурном развитии.
В целом сельские учреждения культуры и их кадры в рассматриваемый первой особых досгйжанйй не ¡шали, по сравнению о довоенным. Однако за это время были подготовлены основы будущего развития системы подготовка и воспитания работников, сельских учрежде-йяй культуры. , 1
По теме диссерт&цди опубликованы следующие работы:
|Г I. Деятельность Компартий Казахстана по подготовке кадров | культурно-проовзтительних учреждений для села в послевоенные го--■ да!./Сб.тезисов КазГУ им.Аль-Фарас!я, посвященной 55-латйю уийввр-. . ощета* -Алма-Ата: Гуманитарный науки,часть 2,1989.-0,61,
21 Проблемы развития культуры йа селе э условиях перестрой-Ы\// В об»: Проблемность как форма развития культуры. -Целийоград. 1989, -С.252-254. ' . . • ,
3. Некоторые вопросы подготовки кадров сельских учреждений йулйуры Казахстана в послевоенные годы./' Сб.тезисов КазГНУ им. Абая (в пачаги).- Алма-Ата, 1992. - 3 о. •. •:
4. Развитие культуры села в Казахстане (1946-1960.гг.)./' Сб.научных трудов АрПИ иМ.Алтиноарта,' посвященной 20-летю йн-стйту*а (в печати). -Аркалкк, 1992. - 7 с.