автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.03
диссертация на тему:
Историческое своеобразие и актуальные проблемы социально-культурного развития малочисленных народов Енисейского Севера

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Иванова, Валентина Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата истор. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.03
Автореферат по политологии на тему 'Историческое своеобразие и актуальные проблемы социально-культурного развития малочисленных народов Енисейского Севера'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Историческое своеобразие и актуальные проблемы социально-культурного развития малочисленных народов Енисейского Севера"

АКАДЕМИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК при ЦК КПСС Кафедра социологии духовно-идеологической сферы

На правах рукописи УДК 9 (571.51)

ИВАНОВА Валентина Александровна

ИСТОРИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ЕНИСЕЙСКОГО СЕВЕРА

Специальность 23.00.03 - политическая культура

и идеология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва - 1991

Работа выполнена на кафедре социологии духов но-идеологической сферы Академии общественных нау при ЦК КПСС.

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор КУДРИНА Т.А.

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук СОКОЛОВА З.П., доктор исторических наук ТАКСАМИ Ч.М.

Ведущая организация - Институт истории, фияо логии и философии Сибирского отделения Академии наук СССР.

Защита состоится 7 марта 1991 г. в 14°° часо на заседании специализированного совета в Академии общественных наук при ЦК КПСС по адрес 117606, Москва, пр.Вернадского, 84, ауд. № 1205.

С диссертацией можно ознакомиться в библиоте ке АОН при ЦК КПСС.

Автореферат разослан 5 февраля 1991 года.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат философских наук,

доцент

Актуальность исследования. В условиях демократизации общественной жизни, гласности, плюрализма мнений от устоявшейся схемы анализа судеб народа, государства после Октября не осталось и следа. Различного рода сенсации, "белые пятна" и "черные дыры", сведения о разоблаченных преступлениях, которые до недавнего времени таковыми не считались, заполнили страницы не только массовых, но и специализированных изданий.

История социально-культурного развития малочисленных народов Енисейского Севера не является исключением и обращение к анализу социально-культурных процессов здесь представляется чрезвычайно актуальным. Промышленное освоение территорий Таймырского и Эвенкийского национальных округов, осуществляемое нередко варварскими способами, породило не только экономические, экологические, но и социально-этнические и духовно-нравственные проблемы. Изучение их, рекомендации по преодолению перекосов в политике и практике обустройства колоссальных пространств могут быть использованы в других экономических районах страны.

Актуальность темы диссертации определяется также мало-изученностью самобытности, культурных традиций, уклада жизни, психологии коренных народов, населяющих этот регион. Современные этнокультурные и языковые процессы, сущность и особенности культурного строительства, тенденции духовной жизни местного населения требуют критического переосмысления в целях учета специфики жизни человека в заполярных условиях, укрепления правовой защищенности национальных интересов, создания системы самоуправления народов Севера. Без этого невозможна разработка научно обоснованной политики, направленной на подъем экономики и культуры Севера.

Состояние научной разработки проблемы. Процесс социально-культурного развития северных народов имеет свою историографию, включающую совокупность исследований историков, археологов, социологов, этнографов.

Историей северных народностей занимались еще до 1917г.

ученые В.Г.Богораз-Тан, И.Г.Георги, А.В.Миддендорф.П.С.Палла! и другие. Они оставили труды о разложении первобытно-общинно строя, о быте, нравах, хозяйстве и культуре малочисленных относов, хотя вне поля их внимания остались многие интересующ№ нас вопросы^.

Советская историография Севера имеет два этапа: первый - 1920-50 гг., когда накапливался фактический материал в основном описательного характера и главное место занимали труд этнографов и языковедов. Собственно историческая литература чаще была представлена статьями. Второй этап начался с 60-х гг. и дал ряд монографий, исторических обзоров. В их числе особый интерес представляют исследования С.В.Бахрушина,

A.П.Окладникова, С.В.Обручева, положенные в основу "Истории Сибири" в 5 томах^.

Подробное исследование северных территорий проводилось в послевоенные годы, что видно из монографий М.Е.Бударина,

B.А.Зибарева, М. А. Сергеева"^.

В 50 - 60-е гг. состав ученых-североведов пополнился первыми представителями малочисленных народов. В их числе ОС' бо выделяется известный ученый В.Н.Увачан. Сын безграмотного эвенка-охотника, он стал первым доктором наук, профессором в семье народов Енисейского Севера. Его труды -"Переход к со циализму малых народов Севера", "К социализму, минуя капитализм", "Годы, равные векам" - до настоящего времени служат

1. См.: Богораз-Тан В.Г. Материалы по изучению чукотского языка и фольклора. Санкт-Петербург,I90P;Георги И. Описание всех обитающих в Российском государстве народов.-Санкт-Петербург, 1799: Мидцендорф A.B. Путешествие на север и восток Сибири. Ч.П.-Санкт-Петербург, 1869; Паллас П Путешествие по разным провинциям Российской империи.-Санкт-Петербург, 1773-1788.

2. См.: Бахрушин C.B. Самоеды в ХУЛ веке. Научные труды.-Т.3 -Ч.2.-М., 1955: Окладников А.П. История Якутской АССР.-T.I-3.-M., 1949-1963; Обручев C.B. В неизведанные края. Путешествие на Север. I9I7-I930 гг.-М., 1954; История Сибири.-Т.1-У .-Л., 1968-1969.

3. См.: Бударин М.Е. Путь малых народов Крайнего Севера к коммунизму.-Омск,1968; Зибарев В.А. Советское строительство у малых народностей Севера(1917-1932).-Томск,ТГУ,1964; Сергеев М.А. Народы обского Севера.-Новосибирск,1953.

источником научной информации об эвенкийском народе.

Углубленное изучение хозяйства, быта, культуры народов Севера научные коллективы смогли провести только в 60-80-е годы. Лишь в начале 70-х гг. появились научные выводы о консолидации северных народностей, сглаживании различий между племенами и группами, принятии коренными этносами Севера ряда элементов русской и советской культуры.

В работах В.Г.Балицкого, В.С.Луковцева, М.А.Сергеева, Ч.М.Таксами, В.Н.Увачана раскрываются особенности развития северных народов, не знавших капитализма: наличие трудностей во всех сферах жизни из-за отсталости в прошлом, помощь советских народов, создание национальной интеллигенции, раскрепощение женщины, рождение новых видов искусства'''.

За последние десятилетия усилиями ученых проанализирована история народного образования, здравоохранения, печати, подготовки кадров в районах Севера. Исторический опыт культурного строительства на Енисейском Севере стал предметом рассмотрения трех диссертационных работ: Т.С.Ереминой -"Очерк истории Таймырской окружной партийной организации (30-40 гг.)" защищенной в 1971 г.; Р.А.Бычковой -"Деятельность Коммунистической партии по развитию социалистической культуры у малых народов Севера в 1930-59 гг. (на материалах Таймырского автономного округа)"- 1967 г.; Л.Л.Селивановой -"Идейно-политическая и организационно-хозяйственная деятельность Таймырской и Эвенкийской партийных организаций (1946-70 гг.)" - 1986 г.

В последние годы большая работа проведена коллективом Института этнографии АН СССР, учеными Новосибирска, Якутска, Иркутска, Красноярска. В 1982 г. Сибирское отделение АН СССР, АМН СССР и ВАСХНИЛ в целях согласованности исследовательской работы на базе 24 министерств и ведомств создали Региональ-

I. См.: Балицкий В.Т. От патриархально-общинного строя к социализму.- М.,1969; Луковцев B.C. Минуя тысячелетия.-М., 1982; Сергеев М.А. Некапиталистический путь развития малых народов Севера.- М.-Л., 1955; Таксами Ч.М. От таежных троп до Невы.- Л., 1976; Увачан В.Н. Путь народов Севера к социализму.- М., 1971.

ную межведомственную комиссию по координации комплексных исследований проблем развития народностей Севера (КНИНС)1. В результате совместной работы подготовлено несколько сборников статей и монографий. Заметным явлением в научной жизни Сибири стал философско-социологический анализ культур народов Севера, данный Н.В.Исаковой, в монографии которой предложена модель культурного развития северных народов, критерии анализа и оценки культурных процессов^.

Отдельным темам социально-культурного развития народов Севера посвящены публикации в тематических сборниках, монографиях, статьи в журналах "История СССР", "Известия СО АН СССР", "Советская этнография", "Вопросы языкознания","Проблемы Севера", в числе которых наибольший интерес представляют статьи З.П.Соколовой, содержание богатый фактический материал, раскрывающие отдельные страницы судьбы малочисленных народов Севера в свете нового политического мышления^.

Вместе с тем для определения оптимальных путей социально-культурного развития коренных народов Енисейского Севера даже такой многогранной историографии явно недостаточно. Тем более, что многие из публикаций предприняты по осужденной сегодня схеме и потому недостаточно объективны, большинство относится к до- и послевоенному времени, в части статей и книг преобладают специфические историко-этнографические, антропологические, лингвистические материалы и в меньшей степени раскрыты социально-культурные, демографические, духовные, управленческие аспекты проблемы. Они же, кстати, слабо разрабатываются и научными центрами страны.

В трудах ученых, изучающих особенности сибирских народов: бурят (В.Санжиев), хакасов. (Л.Кыэласов), якутов (Ф.Сафронов), нивхов (Ч.Таксами), хантов (Л.Киселев), уже

1. См.: Концепция социального и экономического развития народностей Севера на период до 2010 года.- Новосибирск, 1989.- С.4.

2. См.: Исакова Н.В. Культура народов Севера.- Новосибирск, 1989.

3. См.: Соколова З.П. Перестройка и судьбы малочисленных народов Севера //История СССР,1990.- »1.-С.155-166; Народы Севера СССР: прошлое и настоящее, будущее //Советская этнография.-1990.- №6.- С.17-33.

замечено, что из имеющихся на Севере 26 народов изучены лишь единицы. При этом приоритет оказался за исследованиями языковых, демографических, этно-культурных процессов. Практически вне поля зрения специалистов остаются пока содержание социально-культурного развития региона, система управления и самоуправления в нем. В целом доля научных изысканий, связанных с судьбами народов Севера, в 70 - 80-е годы не превышала одного процента публикаций из всего объема полярной литературы*. Данные обстоятельства и обусловили выбор теш диссертационного исследования.

Его цель состояла в том, чтобы, опираясь на архивные и иные источники, концепцию нового мышления, проанализировать и обобщить противоречивый опыт социально-культурного развития малочисленных народов Енисейского Севера,выявить особенности этого процесса в 80-е годы, его основные движущие силы, результаты и на этой основе определить пути его оптимизации.

Достижению цели содействовало решение задач, предполагающих:

- новое прочтение в современных условиях известных теоретических положений о специфике развития народов, миновавших капиталистический путь развития, под влиянием научно-технического прогресса;

- выявление архивных и.иных источников, многосторонне

и объективно характеризующих позитивные и негативные стороны процесса социально-культурного развития коренного населения Енисейского Севера;

- исследование содержания и методов деятельности партийных и советских органов страны, РСФСР, Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского округов по повышению культуры труда, быта, отношений между людьми,росту их общеобразова-

I. См.: Плюснин Ю. Освещение проблем народов Севера в советской и зарубежной периодической литературе //Народности Севера: проблемы и перспективы экономического и социального развития.- Новосибирск, 1983.- С.196-197.

- 6 -

тельного уровня, досуговой квалификации;

- выработка теоретической модели социально-культурного развития районов проживания малочисленных народов Енисейского Севера, обоснование практических рекомендаций для партийных и советских органов, общественных организаций по перестройке управления этим процессом, совершенствованию деятельности культурно-просветительных учреждений, творческих объединений в целях возрождения традиционной духовности северян, преодоления межнациональной напряженности.

Объект исследования - культура, быт, образ жизни эвенков, долган, ненцев, нганасан, кетов, селькупов (Таймырский, Эвенкийский автономные округа, Туруханский район Красноярского края). Правомерность выделения Енисейского Севера обусловлена географической близостью природы, экономики и образа жизни населяющих его народов. Оба округа и район входят в состав Красноярского края, занимая территорию площадью в 1,5 млн кв.км*, населены близкими этническими группами. В исторической литературе Енисейский Север уже утвердился как отдельный регион изучения.

Предмет исследования - деятельность субъектов управления: партийных комитетов разных уровней, советских органов и общественных организаций в целях создания инфраструктуры Севера, содействия культурной самодеятельности коренного населения.

Хронологически исследование охватывает период 80-х гг., для которого характерно осознание его населением опасности уничтожения природы, культуры, традиций, проблематичности выживания отдельных этносов. К началу этого периода относится массовое движение "Сибири - высокую культуру!". Вопросы хозяйственного освоения территории и ее обустройства предусмотрены постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "0 мерах по дальнейшему экономическому и социальному развитию районов проживания народностей Севера" (февраль 1980 г.). Завершение исследования приходится на конец 80-х гг. В рамках

I. См.: Народное хозяйство СССР. Стат.сб.-М.,1972.- С.II.

этого десятилетия можно ввделить два подпериода, каждый из которых зафиксировал как явления застоя в политической жизни, господства административной системы, так и перестройки всех сфер общественной жизни, всплеска народных движений.

Для понимания природы современных проблем и их генезиса автор широко исследовал документы всей 73-летней истории социально-культурной жизни коренных народов Енисейского Севера.

Методологической базой диссертационной работы стали труды классиков научного социализма, содержащие анализ проблем общественного сознания и его роли в преобразовании окружающего мира, о культуре и культурном строительстве, об особенностях истории народов, миновавших капиталистическую стадию развития.

Широко использованы и критически переосмыслены документы съездов, Пленумов ЦК КПСС, Советского правительства, в которых изложены программные установки, стратегические вопросы развития культуры, науки, народного образования, идеологической работы.

Теоретическую основу исследования составили труды советских ученых М.Т.Иовчука, М.П.Кима, Д.С.Лихачева, в которых разработаны фундаментальные подходы к исследованию культуры^; работы И.С.Гурвича, Л.М.Зак, Т.А.Кудриной, ГО.А.Лукина, В.В.Украинцева и других, сосредоточивших внимание на историографии советской культуры, ее периодизации, проанализировавших опыт культурного строительства^.

___,__Диссертант опирался также на методологические исследова-

1. См.: Иовчук М.Т. Советская социалистическая культура: исторический опыт.- М., 1969; Ким М.П. Велйкий Октябрь и культурная революция в СССР.- М.,1967; Лихачев Д.С. Заметки о русском.- М., 1984.

2. См.: Арнольдов А.И. Культура развитого социализма.- М., 1975; Гурвич И.С. Некоторые вопросы историографии национального развития народов Крайнего Севера в современный период //Основные направления изучения национальных отношений в СССР.-М.,1970; Зак Л.М. История изучения советской культуры.-М.,1981; Кудрина Т.А. Культура современной деревни.- М., 1980; Лукин Ю.А. Художественная культура зрелого социализма.-М.,1977; Украинцев В.В. КПСС - организатор культурного строительства в период развитого социализма.-

ния известных советских ученых, создавших основу для возникновения нового научного направления - североведения.В их числе ученые - историки, этнографы,лингвисты: А.П.Окладников, С.В.Бахрушин,Б.С.Долгих,А.П.Деревянно, А.А.Трофимчук, В.А.Аврорин,И.С.Гурвич, И.С.Вдовин ,М.Г.Воскобойников,Г.М.Ва-силевич,М.А.Сергеев,3.П.Соколова,Ч.М.Таксами и др.

Источниковую базу исследования составили материалы и документы Советского правительства и КПСС за 1917-1990 гг., документы государственных органов культуры,образования,программы развития народов Севера, труды ученых, статистические сборники,публикации специальной и периодической печати.

Автором изучено 14 фондов пяти архивов: Центрального государственного архива Октябрьской революции,высших органов гос-сударственной власти,органов государственного управления СССР, в том числе Комитета Севера при ВЦИК,государственных и пар -тийных архивов Красноярского края и Новосибирской области. Значительная часть этих материалов автором публикуется впервые.

В диссертации использованы отчеты, справки,записки из текущего делопроизводства отдела по делам народов Севера и проблемам Арктики Совета Министров РСФСР, Красноярского краевого, Новосибирского областного,Таймырского и Эвенкийского окружных, городских и районных органов,Ассоциации народов Севера.Межрегиональной комиссии Сибирского отделения АН СССР, АМН СССР.ВАСХНИЛ по координации исследований проблем развития народов Севера,а также комплексные программы: "Народы Севера", "Сибирь".концепция социально-экономического развития народ -ностей Таймыра и заключительный отчет Сибирского института экономики и организации промышленного производства "Исследование проблем социально-экономического развития Эвенкийского округа в новых условиях хозяйствования".

Содержательная информация получена из исторических материалов документов , воспоминаний людей, опубликованных в газетах "Правда","Известия","Советская культура"/'Советская

- 9 -

Россия" и местных газетах Красноярского края.

Эмпирический материал, характеризующий современные проблемы и степень их осознания северянами, получен в ходе трех социологических опросов, проведенных диссертанткой в 19881990 гг.: делегатов Съезда народов Севера (март 1990 г., опрошено 217 человек); экспертов (руководителей разных рангов) в г.Дудинка, совхозах "Пясино", "Енисей", пос.Хатанга, с.Кресты (апрель 1988 г., 500 человек, в т.ч. 150 из числа коренных национальностей); деятелей художественной культуры и работников управления (май 1989 г., 97 писателей, художников, журналистов и т.п.).

Диссертационное исследование выполнено на основе широкого использования методов сравнительного анализа реальных процессов, статистики, научной литературы, публицистики, воспоминаний участников социально-культурных преобразований Енисейского Севера; социологических опросов; включенного наблюдения.

В работе использованы записи бесед с творческой интеллигенцией, культпросветработниками, руководителями, делегатами Съезда малочисленных народов Севера.

Научная новизна диссертационного, исследования состоит в том, что оно открывает критическое переосмысление исторического опыта, теоретических установок и результатов социально-культурного преобразования Енисейского Севера, является по сути дела первой работой, выполненной с позиций нового мышления. Его результаты можно представить в виде следующих выводов :

Первое. Выявление ранее скрытых или фальсифицированных архивных документов позволило по-новому Увидеть и оценить историю региона, направления и темпы духовного развития его населения. На основе прежде неизвестных документов (о провокации голода среди коренных северных народов в 20-е годы, о вооруженном восстании тунгусов в 1932 г., об уничтожении представителей национальной интеллигенции в годы культа личности Сталина) удалось проследить противоречивость начального этапа социального и культурного развития северян.

Автор, опираясь на данные исторической науки,выделяет основные этапы культурного строительства на Енисейском Севере. К ним относятся: подготовительный (1917-1923 гг.), когда коренные народы с помощью первых специалистов знакомятся с идеями социалистической революции, делают политический выбор.

На первом этапе (начало 20-х - середина 50-х годов) начинается культурная революция. Невысокие ее темпы обусловлены затянувшимися гражданской войной, коллективизацией и индустриализацией на Севере. Но в эти годы принципиально изменились условия жизни малочисленных народов: для них открылись возможности ликвидации неграмотности, приобщения к достижениям культуры народов СССР и мира.

Второй этап включает годы от середины 50-х до середины 80-х гг. Бурное промышленное освоение Сибирского Севера влияло на формирование и повышение качества национальной интеллигенции, укрепление социальной инфраструктуры, но и вызывало разрушение языков, духовной и материальной культуры малочисленных народов, их здоровья, нравственности, обычаев.

Третий этап начался с перестройки в стране. В эти годы сняты запреты с освещения негативных явлений на Севере, появились признаки пробуждения национальных движений коренных народов, направленных на восстановление самоуправления, возрождение языков и культуры, сохранение природы.

Второе. В диссертации проанализированы противоречия культурной революции в районах проживания малочисленных народов Енисейского Севера, осуществлен критический анализ ленинской концепции и сталинского, а также последующих периодов ее реализации. Это позволило сделать ряд выводов, касающихся специфики культурной политики в регионе, поспешности проводимых кампаний в этой сфере, абсолютизации полученных результатов, противоестественности практики сдерживания процесса развития национальных языков, народной культуры.

За предвоенные годы многие малочисленные народы полу-

- II -

чили письменность, стали читать на родном языке, воспитали своих учителей, врачей, специалистов народного хозяйства. Одновременно с этим уже тогда появились признаки механистического перенесения опыта других территорий на самобытную северную культуру. Эта дегуманизация нанесла труднопоправимый ущерб социально-культурному развитию региона, вызвала в ряде областей духовной жизни явления регресса. В частности, можно говорить о безвозвратной гибели некоторых северных языков, о сокращении числа владеющих ими: оно снизилось до 655?, а у некоторых народов - до 25$*.

Третье. Анализ реальных процессов истории и современной жизни коренного населения Енисейского Севера дает основание отметить определенные перекосы в национальной политике, оформившиеся в годы административно-командной системы. Начиная со времени промышленного освоения территории (30 - 40-е гг.), в системе управления преобладали люди -"покорители Севера", которые нередко игнорировали самобытность, своеобразие северных культур, традиции хозяйствования, особенности психологии, самосознания северян. Это выразилось в устранении эвенков, тунгусов, долган от участия в органах самоуправления, в подрыве экономической базы развития традиционных отраслей хозяйства, в исчезновении вековых национальных селений и стойбищ. 3 области народного образования и культуры это проявилось в принудительном отрыве детей от родителей, в насаждении стереотипов и образцов "чужой" культуры. В известном смысле осуществлялось подавление национального образа жизни, специфических установок и ценностных ориентации, что составляет основу межнациональных конфликтов, фактов социального отчуждения.

Четвертое. В исследовании рассмотрены особенности функционирования основных отраслей социально-культурной сферы: образования, культуры, здравоохранения, а также транспорта, бытового обслуживания, торговли, градостроительства и меры

I. См.: Бойко В.И. Народности Севера: языковые процессы.-Новосибирск, 1987.- СЛЗ.

по повышению эффективности их работы в нетрадиционных северных условиях.

Детально изучена деятельность местных Советов народных депутатов разных уровней, партийных комитетов и первичных партийных организаций в целях сближения интересов северян и содержания работы учреждений культуры, образования, обновления форм идейно-политического воспитания, пробуждения национального самосознания коренных народов, развития их языков, обычаев, традиций, художественных промыслов.

Обобщен опыт управления социально-культурными процессами в северных округах Красноярского края, показано воздействие крупного Норильского ТПК на труд, быт, культуру таймырских коренных народов, подтверждена необходимость поиска оптимального пути развития каждого этноса.

Автор предлагает альтернативные решения ряда проблем в социально-досуговой сфере, в управлении ее структурой с позиций перестройки, обосновывает исследовательский проект под названием "Перестройка управления социально-культурной сферой", формулирует научно обоснованные рекомендации в адрес краевых, окружных, городских и районных органов власти по созданию реальных условий возрождения культуры северных народов .

Пятое. В научный оборот впервые вводятся многочисленные документы об истории деятельности кочевых Советов и туземных райисполкомов Красноярского краевого, Таймырского и Эвенкийского окружных исполкомов и соответствующих комитетов партии, новых национальных движений и ассоциаций, содействующих современному социально-культурному развитию коренных народов Енисейского Севера.

Прдутичесцдя значимость, исследования определяется тем, что его результаты могут быть положены в основу новых научных поисков, связанных с малочисленными народами Севера, использованы при создании программ и планов социально-культурного развития национальных территорий.

Выводы и рекомендации работы направлены на перестройку

управления социально-культурной сферой, на уточнение форм и методов деятельности органов власти и самоуправления, учреждений культуры и образования в условиях обновления общества, на совершенствование системы подготовки кадров и материально-технической базы, на разработку современной концепции социально-культурной политики в этом регионе.

Материалы диссертационной работы могут быть использованы в пропагандистских целях и в учебных аудиториях.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы работы обсуждены на заседаниях проблемной группы и кафедры социологии духовно-идеологической сгЬеры АОН при Щ КПСС, изложены на теоретических чтениях "Ленинская концепция кооперации и современная аграрная политика КПСС" (АОН при ЦК КПСС, апрель 1989 г.), на двух научно-практических конференциях, в брошюре и ряде статей. Результаты исследования использованы при подготовке и проведении Съезда малочисленных народов Севера (март 1990 г.), разработке концепции законодательного акта "О статусе малочисленных народов СССР" экспертной комиссией Верховного Совета СССР, в выступлениях перед партийным, идеологическим активом и творческой интеллигенцией г.Красноярска и края.

Структура и основное содержание диссертации. Работа состоит из Введения, двух разделов, Заключения и списка использованной литературы.

Во Введении обоснована актуальность проблемы, проанализирована степень ее разработанности в научной литературе, определены цели, задачи, объект и предмет, хронологические рамки, научная новизна и практическая значимость.

В первом разделе -"Генезис политики и основные этапы преобразования социально-культурной жизни на Енисейском Севере" - основываясь на выявленных В.И.Лениным закономерностях неравномерного развития народов и стран, автор показывает, как географическая разбросанность, удаленность от крупных городов и культурных центров, уникальный характер традиционных отраслей хозяйства, политическая и духовная изолированность малочисленных народов Енисейского Севера опре-

делили специфику их образа жизни, социальных и экономических условий, оказали влияние на содержание и темпы социально-культурного строительства.

Исследование выявило противоречивый характер данного процесса, неоднозначность его результатов.

С одной стороны, уже в первые годы Советской власти наметились положительные сдвиги в труде, быту северян. Практически все 26 народностей изучаемого региона восприняли социалистическую идею, постепенно прониклись смыслом культурной революции. При последовательной деятельности первых коммунистов, местных Советов, финансовой, материальной, кадровой помощи государства уже в 20 - 30-е годы для 13 народов (эвенков,ненцев, кетов, селькупов и др.) была создана письменность. В этот ке период возникли первые младолитературы, появилась своя интеллигенция в среде коренного населения.

Для этих лет характерен учет специфики расселения, традиционной занятости населения, что предопределило складывающуюся систему образования, культуры, здравоохранения, бытового обслуживания. В предвоенные годы на Севере утвердились такие новые типы учреждений и формы их работы, как кочевые, лесные школы, интернаты, красные чумы и красные яранги (передвижные культурно-просветительные учреждения), медицинские отряды.

С другой стороны, форсированные индустриализация и коллективизация, стремление построить на северных землях "чистый социализм", волюнтаристский диктат командно-административной системы и свойственная ей гигантомания, поспешность в оценках явлений, событий существенно отбросили северные народы даже от того уровня традиционной культуры, быта, которые были созданы ими изначально. Казенность и антидемократизм извратили ленинскую национальную и культурную политику, породили в широких масштабах сиротство, бродяжничество, пьянство. Усугубила положение и Великая Отечественная война против фашизма, в ходе которой прекратилась работа по созданию

- 15 -

письменности для остальных народностей, был закрыт в Ленинграде Институт народов Севера, сократился объем подготовки специалистов для народного хозяйства и культуры из среды коренного населения.

Отрицательную роль сыграла неверная теоретическая установка на слияние национальных культур, в результате чего нанесен невосполнимый урон развитию языков, прикладных видов искусства, фольклора, современного народного творчества.

Претерпела трансформацию и система управления социально-культурной сферой. Замена местного самоуправления, основанного на родовых обычаях и специфике кочевого образа жизни, традиционными для других территорий страны органами власти, привела к ослаблению участия туземного населения в решении собственных проблем, к снижению уровня его политического творчества и ответственности за судьбы рода, многовековой культуры, нравственности.

Обобщая позитивные и негативные стороны процесса культурного строительства в районах проживания малочисленных народов Енисейского Севера, автор делает следующие выводы:

1. Стремление развернуть работу по преодолению социально-культурной отсталости северян без учета особенностей их жизни, быта, культуры, характера трудовой деятельности не позволило закрепить успехи, достигнутые в этой области в первые годы установления Советской власти. Варварское освоение природных богатств в последующий период привело к ограничению традиционного промысла, лишило отдельные народы привычного уклада жизни и традиционной культуры. В результате к началу 80-х годов на Енисейском Севере сложилась катастрофическая демографическая ситуация: налицо снижение численности ряда народов, низкая рождаемость, ранняя смертность, уменьшение числа браков, снижение средней продолжительности жизни и т.п.

2. Положительные результаты в области развития культуры, образования (появление письменности, младолитератур, национальной интеллигенции) соседствуют в этом регионе с серьезными издержками, даже трагедиями. Ликвидация неграмотности,

обучение и воспитание путем создания интернатов, насильственного отрыва детей от семьи вели к утрате не только трудовых навыков, но и забвению национальных языков, народной педагогики, привычек, нравов, обычаев. Подготовка кадров для сельского хозяйства и культуры ведется и в современных условиях без достаточного учета структуры производства, сеть учебных заведений значительно удалена от автономных округов.

На основе анализа научной литературы и архивных документов диссертанткой извлечены уроки исторического опыта, свидетельствующие о том, что задачи культурного строительства в каждом конкретном регионе не могут быть успешно решены,

- если подгонять тактику, формы и методы осуществления социальных и культурных программ, их содержание, темпы, критерии и нормативы под установленные центральными органами теоретические схемы, методические рамки, директивные указания;

- если не иметь обязательной научной экспертизы правительственных и партийных документов по Северу, и готовить их по принципу -"успехи, недостатки, задачи, поручения". Неконструктивные, оторванные от особенностей района решения вызвали действия, подорвавшие хозяйство, культуру, язык, здоровье коренных народов, экологию окрукающей среды;

- необходимо учитывать роль национальных взаимоотношений и многообразие исторических путей развития каждого народа. Прогресс человеческой цивилизации обусловлен этническими особенностями всех народов. Это предполагает необходимость постоянного внимания к проблемам этногенеза, в том числе к истории и культуре самых малочисленных народов.

Во втором разделе -"Культура и быт малочисленных народов Енисейского Севера в 80-е годы: направления и проблемы развития" - даны характеристика экономической и общественно-политической ситуации на территории Енисейского Севера в 80-е годы, анализ уровня развития социально-культурной сферы, состояния материально-технической базы культуры, образования.

К началу 80-х годов Сибирь и Север играли заметную роль

- 17 -

в союзном распределении труда, ежегодно давая государству половин:у валюты - около 20 млрд долларов (топливо, золото, лес, мех, алмазы)*. Вместе с тем население этих территорий, создавшее богатейшие памятники устного и материального творчества, имеет низкие денежные доходы (заработок работников культуры, образования, здравоохранения, например, составляет около 7($ средней зарплаты всех работающих в Эвенкии); испытывает недостаток высококалорийных продуктов питания, особенно, мяса, рыбы. Большинство семей из коренных народов не обеспечены благоустроенным жильем (три тысячи человек вообще не имеют квартиры). В северных округах недостает школ и больниц, техническое оснащение имеющихся крайне недостаточно, ощущается острая потребность в квалифицированных кадрах.

Автор исследует материально-техническую базу системы народного образования, культуры, здравоохранения, связи, быта, торговли, основных видов транспорта и соответствующее положение с кадрами специалистов, особенно - из состава местных народов, определяет пути решения данных задач в современных условиях.

Результаты исследования социально-культурной сферы Енисейского Севера подтверждают, что основная часть доходов, времени, ресурсов направлена преимущественно на выживание человека. Практически отсутствуют возможности для удовлетворения культурных запросов северян: на Таймыре и в Эвенкии нет театров, концертных и выставочных залов, невелико число членов творческих союзов, медленно развиваются младолитера-туры, мало книг и газет на северных языках, ограничено изучение этих языков. Доля национальных кадров в любой сфере жизнедеятельности мала: так, из 167 специалистов культуры в Эвенкийском округе только 38 человек (23%) - из коренных народов2.

Перспективная социальная политика на Севере долгота исходить, по мнению диссертантки, из необходимости создания сис-

1. См.: Пробудившаяся Сибирь // За рубежом.-1990.- №29.

2. ККПА, ф.35, оп.57, д.12; л.35.

темы дифференцированных нормативов, учитывающих местные условия. Источниками финансирования в условиях нового хозяйствования и самоуправления могут быть государственный бюджет, специальные фонды, формируемые министерствами и ведомствами, осваивающими новые территории, благотворительные отчисления.

В разделе анализируются программы социального, экономического и культурного развития северных народов, разработанные союзными, республиканскими, краевыми и окружными органами на предстоящие десять - пятнадцать лет. Учет этих документов необходим для объективности научных оценок ситуации и выработки альтернативных предложений для обеспечения реальных условий возрождения культур коренных народов. Например, нужна программа научного обеспечения гуманизации отношений крупнейшего в крае Норильского производственного района и Таймырского автономного округа, население которого страдает от воздействия промышленного гиганта.

Определенный оптимизм в отношении восстановления законных прав народов, возрождения культуры, языков, традиционных видов хозяйства дают материалы Съезда малочисленных народов Севера (30-31 марта 1990 г.). Результаты опроса его делегатов показали: северные территории нуждаются в постоянном внимании не только государственных и партийных органов, но и в помощи творческих союзов, организаций, в разработке научной концепции развития духовной и материальной культуры региона. Пока созданные в республиках и округах ассоциации народов Севера разрабатывают только подсистемы социально-культурного развития, не объединенные в общие программы.

Для создания реальных условий возрождения северных народов целесообразно восстановить элементы народного самоуправления, зарекомендовавшие себя в 20 - 30-е годы.

Завершается раздел постановкой ряда проблем развития социально-культурной сферы, перестройки управления ею, совершенствования стиля и методов работы советских и партийных органов, предложениями по стимулированию демократизации жизни национально-территориальных образований и народов, не имеющих автономий.

- 19 -

В Заключении подведены итоги исследования, особое внимание уделено концу 80-х годов, когда с новой силой проявилось национальное самосознание малочисленных народов, их желание возродить свою культуру, передать языки последующим поколениям, сберечь окружающую среду.

XXX

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Малые народы Сибирского Севера: проблемы и перспективы культурного развития (брошюра).- Томск, 1989.- 2 п.л.

2. Факторы повышения культурности народностей Севера. Тезисы выступления на Ленинских чтениях "Ленинская концепция кооперации и современная аграрная политика КПСС" -М.: АОН при ЦК КПСС, 1989.- Ч.Ш.- 0,3 п.л.

3. Народности Советского Севера: история культурного развития и современность //Социологические исследования проблем межнациональных отношений.- М.: АОН при ЦК КПСС, 1989.-0,5 п.л.

4. Проблемы духовного возрождения народов Севера //Общественное сознание в условиях обновления социализма.- М.:

АОН при ЦК КПСС, 1989.- 0,1 п.л.

5. Партийные организации и культурное развитие народностей Севера //Идеологическая работа партийных комитетов в условиях демократизации общества.- М.: АШ при ЦК КПСС, 1990.- 0,1 п.л.

6. Народности Севера: проблемы культурного возрождения //Актуальные проблемы духовно-идеологической сферы общества. -М.: АШ при ЦК КПСС, 1990.- 0,5 п. л.

7. Народное образование. Наука. Культура //Красноярск: Очерки истории города (в соавт.).- Красноярск,1988.-0,9 п.л.

8. Проблемы перестройки партийного руководства культурным строительством //Ленин,Октябрь и социально-экономическое развитие края.- Выпуск П.- Красноярск, 1987.-0,2 п.л.

9. Единство слова и дела //Воспитывать и убеждать.-Красноярск.- 1982.- 0,5 п.л.

Зак.

ПМБ АОН при ГО КПСС

г.Москва,И7606, пр.Вернадского,84.