автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Историко-нравственный аспект памяти в образной структуре художественного произведения
Полный текст автореферата диссертации по теме "Историко-нравственный аспект памяти в образной структуре художественного произведения"
РГВ од
0 9 ОКТ 2000
На правах рукописи
Батчаева Клара Хамидовна
ИСТОРИКО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ
ПАМЯТИ В ОБРАЗНОЙ СТРУКТУРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (на материале карачаево-балкарской литературы)
Специальность 10.01.02. - литература народов
Российской Федерации
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических, наук
НАЛЬЧИК 2000
Диссертация выполнена на кафедре русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова
Научный руководитель; доктор филологических наук,
профессор Мусукаева А.Х.
Официальные оппоненты: доктор филологических наук,
профессор Баков Х.И., кандидат филологических наук, ст.научный сотрудник Института мировой литературы РАН Отарова Р.К.
Ведущая организация - Карачаево-Черкеский институт
гуманитарных исследований
Защита диссертации состоится 2000 г. в ^ часов на за-
седании Диссертационного Совета К.063.88.04 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова по адресу: 360004, г.Нальчик, ул.Чернышевского, 173.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова
Автореферат разослан 2000 г.
Ш^ьл)?-*, о ¡ЦфгКв
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат филологических
Забора Н. Н.
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Тема исторической памяти является одной из серьезных проблем современной литературы. Человек и история, уроки памяти, прошлое в настоящем - все эти темы по праву занимают одно из ведущих мест в литературном процессе, они актуализированы самой жизнью.
Новописьменные литературы Северного Кавказа входят в мировую художественную культуру в непростое время. Ломка давних, устоявшихся норм жизни, отход от вековых традиций - с одной стороны, и с другой - настоятельная потребность возвращения к истокам формирования наций, народностей для лучшего и более полного понимания проблем современности. Ибо в настоящее время общество переживает период трудного, но необратимого восстановления прав национального самосознания.
Сегодня пришел черед нового прочтения некоторых страниц истории, осмысления их через художественные образы, которые будучи включенными в современный духовный обиход, не просто обогащают представление об исторической памяти, но и имеют прямую причастность к проблеме, приобретшей в наши дни особую остроту и актуальность, - к проблеме человека.
Литература становится все более центростремительной, ориентированной на изменяющийся внутренний мир человека, который постигается через обращение к прошлому, через нравственные категории, основанные на общечеловеческих и национальных идеалах. Именно этот путь стал наиболее плодотворным и для карачаево-балкарской литературы.
Все это исподволь готовит возврат в нашу духовную жизнь забытых в нынешнем суетном мире истинных моральных ценностей, помогает осознать уроки истории, избежать повторения страшных ошибок прошлого. Дидактический пафос, заключенный в произведениях, анализирующих и творчески воссоздающих героические или же трагические вехи истории народа, воздействует на читателей. Он предоставляет возможность приобщиться к общечеловеческим ценностям, содержащимся в книгах подобного плана, к раздумьям о важнейших вопросах человеческого существования. Воспитательный заряд таких произведений представляется особенно важным для современного человека, блуждающего в
многообразии новейших идей и ультрановых концепций, потерявшего четкий и верный нравственный ориентир и духовную опору.
Наше диссертационное исследование стремится выявить нравственные уроки, содержащиеся в произведениях, обращенных к исторической тематике, обобщить моральные выводы и выявить основные тенденции, в русле которых происходит развитие указанной темы, - этим обусловлена актуальность работы.
Цели и задачи исследования. Опираясь на общетеоретические положения по данной проблеме, а также на труды исследователей-литературоведов северокавказского региона, в своей работе мы ставим следующую цель: показать на конкретных явлениях карачаево-балкарской литературы, обращающейся к различным периодам народного прошлого, преломление темы исторической памяти, связь ее с настоящим и будущим, влияние на формирование национального характера в целом и личности отдельного человека
В соответствии с целью в диссертации ставятся задачи:
исследовать различные аспекты исторической памяти, поднимающие новые пласты народной жизни, народного характера, вырабатывающие художественную концепцию человека;
выявить нравственные уроки в обращении к вехам прошлого;
обозначить народный характер, основные качества которого выявляются в переломные моменты жизни и являются предметом изображения в произведениях, связанных с исторической тематикой;
исследовать писательские традиции, преемственность в изображении прошлого;
исследовать воспитательное значение проблемы исторической памяти.
Материалом исследования послужили поэтические и прозаические произведения известных карачаево-балкарских мастеров слова времени становления младописьменных литератур и современности. Это поэтические сборники К. Мечиева, И. Семенова, Т. Зумакуловой, Х.Байрамуковой, К.Кулиева, К.Отарова и других мастеров слова. С точки зрения исторической памяти анализируются романы и повести М.Батчаева, Б. и Э.Гуртуевых,
Ж.Залиханова, М.Кучинаева, З.Толгурова, А.Теппеева, Х.Шаваева, О.Этезова и других прозаиков. Исследуемый материал представлен различными поэтическими и прозаическими жанрами, что дает широкую картину развития темы исторической памяти в карачаево-балкарской литературе.
Теоретической и методологической основой диссертации послужили работы крупнейших отечественных литературоведов и критиков: Л.Александровой, Ю.Андреева, М.Бахтина,
A.Веселовского, В.Кожинова, Г.Ломидзе, К.Султанова,
B.Храпченко и других, а также теоретические исследования ученых северокавказского региона: Л.Бекизовой, А.Гутова, А.Мусукаевой, З.Толгурова, У.Панеш, А.Схаляхо, Ю.Тхагазитова, К.Шаззо, Р.Хашхожевой, Т.Эфендиевой и других.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые предпринята попытка анализа историко-нравственного аспекта памяти в образной структуре художественного произведения в карачаево-балкарской литературе.
Теоретическая и практическая значимость работы, на наш взгляд, состоит в том, что диссертационное исследование, поднимая проблему исторической памяти, расширяет представление о диапазоне тем и проблем карачаево-балкарской и северокавказской литературы в целом. Представленная в диссертации концепция может стать составной частью комплексного анализа основных тенденций развития северокавказских литератур.
Сделанные в ходе работы выводы могут послужить основой для дальнейших, более глубоких исследований, связанных с исто-рико-нравственным аспектом памяти в карачаево-балкарской литературе и в литературе региона.
Материал диссертационного исследования может быть использован в курсах лекций по национальной литературе, литературам народов Российской Федерации, а также учтен при создании учебных пособий, разрабатывающих проблемы развития литератур Северного Кавказа.
Апробация результатов исследования. Диссертационная работа была обсуждена на научно-практическом семинаре «Актуальные проблемы литератур народов Российской Федерации» и на заседании кафедры русской литературы КБГУ («25»февраля 2000г.) и рекомендована к защите.
Основные положения и результаты исследования нашли отражение в учебно-методическом пособии для студентов-филологов «Тема исторической памяти в карачаево-балкарской прозе», также отражены в статьях, опубликованных в периодической печати: «Эпос печали и веры». // «Минги-Тау», Нальчик, 1999, №6; «О, если бы я мог...». // «Литературная Кабардино-Балкария», Нальчик, 1999, №4; «Тема исторической памяти в поэзии Кабардино-Балкарии». // «Ошхамахо», Нальчик, 2000, №1; «Художественное соотношение факта и вымысла в балкарской исторической прозе». // «Вестник КБГУ», КБГУ, 2000 (в печати).
Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, 3 глав, заключения и библиографии.
Основное содержание работы
Во введении обосновывается выбор темы, актуальность и новизна исследования, определяются цели и задачи работы, дается краткая характеристика критическим работам, существующим по указанной теме. Выдвигается проблема рассмотрения темы через призму социально-политической и духовной ситуации в современном обществе. Обращение к теме исторической памяти связано с литературоведческим понятием «историзм». Поэтому, начиная свое исследование, мы обращаемся к определению научного инструментария и методологии, в связи с чем приводим мнения некоторых теоретиков литературы по данному вопросу. В современном отечественном литературоведении наиболее обоснованной представляется точка зрения, согласно которой историзм в литературе есть определенное качество идейно-образного строя произведения, выражающее образно-эстетическое освоение закономерного, в принципе поступательного развития общества и человека.
Видеть в каждой эпохе национальной жизни ее неповторимое историческое своеобразие, выражающееся во всем складе, во всей атмосфере отношений между различными слоями общества, чувствовать национально-исторический дух эпохи - это значит иметь не только какие-то знания о жизни общества, но и обладать «историческим чувством».
Действительно, талантливый писатель, обладающий таким «историческим чувством» осознает весь ход исторического процесса, как бы «приподнимаясь» над ним, сопоставляя отдельные этапы истории, сравнивая, и, в конечном счете, составляя единую картину жизни. Вне зависимости от личного отношения к какому-либо историческому явлению и даже порой пережитого трагического опыта, страницы истории для такого писателя составляют великую книгу жизни нации, народа, человечества в целом. Извлекая уроки из давних трагедий, падений и взлетов, сохраняя их для будущего, художники в каждом витке истории видят новый этап развития народного сознания.
Писатели, обладающие историзмом своего идеологического миросозерцания, осознавая и эмоционально оценивая социальные характерности человеческой жизни и интуитивно проникая творческой мыслью в их глубины, могли приходить к постижению их национально-исторической конкретности и внутренней противоречивости.
Как многогранна и сложна нынешняя жизнь, так и разносторонне ее осмысление и художественное воплощение различными мастерами слова. Поэтому для раскрытия поставленной темы мы привлекаем для анализа произведения карачаево-балкарских писателей различной сюжетной направленности, касающиеся, тем не менее, нравственно-психологического аспекта памяти. Это обращение к архаическому прошлому народа на основе фольклорных элементов («Раненый тур» К. Мечиева, «Шамсудин» Э. Гуртуева, «Поэма об аланах» М. Кучинаева); показ прихода Советской власти и начала новой жизни для горских народов («Сафар и революция» С. Хочуева, «Бекир» Б. Гуртуева, поэтические циклы И. Семенова, роман «Большая медведица» 3. Толгурова); изображение Великой Отеческой войны и героики трудовых будней («Страда» А. Теппеева, «Алые травы» 3. Толгурова, «Аманат» О. Хубиева); воспоминания о сталинских репрессиях («Повесть, найденная в сундуке» X. Шаваева, «Лихолетие» М. Кучинаева). Но во всех этих произведениях обращение к теме памяти не является самоцелью. Вглядываясь в прошлое, писатели и поэты думают и заботятся о настоящем и будущем, извлекая определенные уроки из трагических страниц истории народа и государства. Эти уроки памяти должны помочь читатецю выбрать четкие нравственные ори-
ентиры, выработать устойчивую моральную позицию. Именно такие цели ставятся в перечисленных выше произведениях и раскрываются нами в предлагаемом исследовании.
В первой главе «Фтософско-эстетические функции категории исторической памяти в художественной системе произведения» исследуется феномен исторической памяти в литературных произведениях. В ней анализируются причины обращения писателей и поэтов к исторической тематике. Рассматривается сюжето-образующая функция и глубокая нравственная нагрузка категории исторической памяти.
В силу своей молодости карачаево-балкарская литература не разрабатывает пока еще новые модификации реалистического метода и различные «футуристические», по форме и содержанию направления (а известно, что в настоящее время в мировой литературе наблюдается отход от традиционного, классического реализма и особенно высок «удельный вес» именно футуристических жанров), поэтому в количественном и качественном отношении в современной карачаево-балкарской литературе, как, впрочем, и в северокавказской в целом, доминирует тема прошлого. Почему же литераторы вновь и вновь обращаются к пережитому?
Для ответа на этот вопрос мы обращаемся к анализу проекции прошлого в настоящее и будущее, видимой писательскому взору; рассматриваем роль и функции литературоведческого принципа историзма применительно к историко-нравственному аспекту. Особенно большое место здесь отводится исторической преемственности, народным традициям в изображении качеств и свойств национального характера, проявляющихся на сломе эпох, в годы тяжелых и суровых испытаний.
Подлинных художников всегда интересовала, волновала и давала пищу для размышлений жизнь человеческого духа, народной души. То есть то, что формируется веками и десятилетиями, истоки чего лежат не в сиюминутном настоящем, а на некотором отдалении - в прошлом. Действительно талантливых писателей и поэтов волновал вопрос о том, с чем пришли люди к нынешнему моменту, с каким нравственным багажом, с каким запасом душевного опыта двигаются они к будущему. Ибо именно от этого зависит будущее.
За суетной пестротой повседневности художники слова должны суметь разглядеть и запечатлеть главные тенденции времени, равно как и новые черты в характере человека, сформированные опытом предшествующей народной жизни.
Для настоящего художника не существует «исторической дистанции», он изображает жизнь в ее многообразии и всеохватно-сти, в неразрывном единстве цепи времен. Именно такая «планка» чувствуется и в произведениях карачаево-балкарской литературы, обращенных к исторической тематике.
Будучи представлена книгами четырех последних десятилетий, эта тематическая общность являет собой неоднородное в идейном и эстетическом отношении образование, изучение которого требует внимательного взгляда к факторам как собственно литературного, так и нелитературного происхождения.
В современной карачаево-балкарской литературе особый интерес пробудился к эпохам и событиям, на которые приходятся узловые моменты истории и формирования национального характера. Аналитическое воспроизведение конфликтов прошлых эпох показывает психологическую обусловленность развития характеров в их сложных, подчас противоречивых связях с историей, с жизненными обстоятельствами. Ситуация экзистенции - пограничная между жизнью и смертью, - когда герой осуществляет свой нравственный выбор, всегда привлекательна для художественного творчества. Ибо в этой ситуации наиболее ярко и полно раскрываются истинные качества личности, глубинная сущность человека, обнажается душа. Обращение именно к таким эпизодам индивидуальной истории героя, соотносимой с историей народа, дает возможность художнику показать подлинные и ложные моральные ценности, обратить на них внимание читателя, заставить его извлечь необходимый урок нравственности. Важно отметить, что герой произведений карачаево-балкарских писателей осуществляет свой нравственный выбор, руководствуясь, прежде всего, народными идеалами, горским этикетом, опираясь на уроки и опыт минувшего.
В карачаево-балкарской литературе к исторической теме, сопряженной с морально-нравственной тематикой, обращаются З.Толгуров, М.Батчаев, А.Теппеев, Э.Гуртуев и другие писатели.
Необходимость памяти о национальной истории, продолжения и развития культурных и нравственных традиций родного народа выступает в наши дни и в качестве символа национальной самобытности. В условиях возникшего интереса к национальным культурам, в условиях возрождения духа национального самосознания литература и художественная критика стараются более пристально вглядеться в самобытные черты младописьменных литератур, проследить и осмыслить явления и процессы, происходящие внутри каждой из этих литератур с позиций современной эстетической мысли; рассмотреть их так, чтобы обнажить в самобытном, национальном то, что принципиально важно и поучительно на уровне общечеловеческих ценностей. И в этом плане нам представляется особо важным рассмотрение одной из наиболее значительных проблем, поднимаемых в карачаево-балкарской литературе, - проблемы исторической памяти. С особой остротой и глубиной историзма воскрешает литература вечно живое прошлое, неотделимое от настоящего и будущего. Изображение жизни в ее эволюционном развитии и воссоздание характеров, выражающих эпоху, неотрывны от принципов историзма.
Но о чем бы ни писали, о чем бы ни размышляли карачаево-балкарские литераторы, герои их произведений всегда современны нам. И это естественно. Центром художественной системы всегда является человек, включенный в историческую действительность. Творческий поиск писателя сопрягается со стремлением создать литературные образы, выражающие правду эпохи. Поэтому, на какие бы темы он не писал, какие бы пласты социальной действительности ни исследовал - мироощущение, чаяния, дела и поступки его персонажей должны быть показаны в контексте важнейших событий современности, включены в орбиту общественных, моральных и общечеловеческих интересов.
Говоря о дидактической направленности произведений на историческую тему, следует заметить, что искусство всегда оценивается с позиции прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического и т.д. Но только познавая явления жизни, можно дать им правильную оценку. Таким образом, дидактический пафос произведений неразрывно связан с эмоциональной оценкой образов и явлений, обусловлен ею.
Изложенный в первой главе материал показывает, насколько понимание литературы как одного из основных видов духовной деятельности человека связано с идеей историзма в развитии любого явления. Из соприкосновения прошлого и настоящего современная литература стремится извлечь выводы, способствующие осознанию важных исторических изменений, происходящих в общественном сознании.
Обращение писателей и поэтов к историческому наследию своего народа и государства, осмысление уроков прошлого имеет определенное эволюционное развитие: от открытия национальной истории как предмета изображения до обогащения принципом исторического подхода к событиям и характерам, до историософских размышлений о путях развития человечества. От познания исторической реальности как грани духовной жизни мирообъемлющего лирического «я» - через активный интерес к событиям и фактам национальной истории, соотносимой с историей страны, - к осознанию однонаправленности вектора исторического времени, его необратимости - таков путь историзма как литературоведческого принципа в карачаево-балкарской литературе.
Основной вывод, к которому мы приходим в первой главе, состоит в том, что проблема исторической памяти, проблема обращения к прошлому народа, как одна из актуальных проблем в литературе, несомненно, важна и требует к себе пристального внимания, ибо она дает возможность осветить многообразие форм бытия в философском, идеологическом и нравственном аспектах, понять смысл исторического движения народа. А это особенно важно на современном этапе, для которого характерна переоценка исторических, политических и художественных ценностей.
Во второй главе «Принципы осмысления исторической памяти в карачаево-балкарской поэзии» дается критический анализ произведений карачаево-балкарских литераторов на историческую тему, синтезируются основные мотивы и проблемы в русле данной широкой тематики.
Глава посвящена анализу лирических произведений известных авторов: К.Мечиева, И.Семенова, К.Кулиева, Х.Байрамуковой, К.Отарова, Т.Зумакуловой. Творческая индивидуальность этих мастеров слова выражается и в раскрытии ими исторической тематики. Но здесь же сказывается и глубокая,
прочная преемственность, опора на народные традиции, уходящие корнями своими в фольклор. Фольклорные сказания, песни являются образцом в показе силы духа, стойкости и несгибаемости народа. Фольклорные аллюзии и реминисценции прослеживаются в поэтическом искусстве карачаево-балкарских литераторов XX века.
Понятие «современная поэзия» неотделимо в нашем сознании от многовекового опыта литературы, органически вырастающей из жизни общества. Пестрота и многообразность течений в мировой лирике, пересечение эмоциональных и интеллектуальных сфер, политики и быта, большая жанровая свобода и гибкость, шокирующая усложненность стихотворной техники парадоксально придают единство разнообразным тенденциям поэзии.
Но есть одно общее, что объединяет различные жанрово-стилевые направления современной поэзии. Это особое свойство, особая функция поэтического слова - вбирать в себя и описывать духовную ситуацию, сложившуюся в обществе. Поэты , как люди, наделенные творческой интуицией, обращаются к тем темам и проблемам жизни, которые важны не только в данный, конкретный момент, но, предчувствуя движение общественной мысли, они видят и некие духовные перспективы, проецируют сегодняшние ценности, доставшиеся нам в наследство от прошлого, на отдаленное будущее. Так в центре внимания карачаево-балкарских поэтов оказывается тема исторической памяти.
Исследуя творчество ведущих карачаево-балкарских поэтов, мы не можем не обратиться к фольклорному пласту литературы, к древней народной поэзии. Ибо, как известно, младописьменная литература народов Северного Кавказа очень тесно связана с народным поэтическим творчеством, она «вырастает» из архаических песен и сказаний эпоса «Нарты», делая своеобразной «точкой отсчета» многих современных новаций народный этический идеал и моральные нормы. Кроме того, неомифологизм как особая художественно-эстетическая категория занимает особое место в мировой литературе XX века. Без обращения к мифу, без качественно нового его осмысления не обходятся сколь-нибудь значимые, важные для понимания современной духовной ситуации произведения.
Генетическая связь с художественной архаикой и историческая преемственность ощущается в творчестве К.Мечиева (например, в поэме «Раненый тур»), лирике И.Семенова, К.Кулиева, Х.Байрамуковой и других поэтов.
Центральным мотивом, пронизывающим все творчество карачаево-балкарских поэтов, является тема памяти о прошлом, о пережитом и тревога за будущие поколения: способны ли они воспринять от предков основные моральные, нравственные ценности, передаваемые только через воспоминания, формируем!:? к хранимые народной памятью. Таков итог второй главы диссергацио! -кого исследования.
Третья глава «Художественное осмысление парадной истории в карачаево-балкарской прозе» посвящена прозаическим жанрам, касающимся заявленной темы. Ее структура подчинена хронологии реальных исторических событий, отраженных в художественных произведениях. Это - переосмысление событий «давно минувших дней, преданий старины глубокой» (Э.Гуртуев, «Шам-судин»; М.Кучинаев, «Поэма об аланах»; А.Теппеев, «Артутай» и др.); революционные преобразования в горских республиках и строительство новой жизни (произведения Х.Аппаева, Ж.Залиханова, О.Этезова и др.); тема Великой Отечественной войны и память о ней (произведения М.Батчаева, А.Теппеева, З.Толгурова и др.); депортация народа в годы сталинских репрессий (произведения Б.Гуляева, Э.Гуртуева, М.Кучинаева, Х.Шаваева и других).
Каких бы тем ни касались писатели, какие бы проблемы ни затрагивали, свои творческие усилия они сосредоточили на показе человека в вихре истории - в стихии революции и гражданской, затем, Великой Отечественной войны, в годину тяжких испытаний периода депортации, в период восстановления народного хозяйства и т.п. Что помогает выстоять, сохранить истинно человеческие качества в безумное время? Эти вопросы, актуальные и для современников, занимают важное место в писательном сознании и становятся предметом наших размышлений в данном разделе.
Карачаево-балкарская проза тяготеет к исторической тематике. В народной памяти карачаевцев и балкарцев остались не только разрушительные нашествия иноземцев, да хроника страшных болезней. В цепкой памяти предков запечатлелись не только стихий-
ные бедствия - неурожаи, гибель пастбищ, наводнения и землетрясения, - находившие отражения в произведениях устного народного творчества самых разных жанров. Горцы помнят и говорят о радостном ожидании перемен в годы революции, о начале культурного строительства, когда свет знаний вошел в отдаленные сакли, о промышленных стройках, выведших республику на новый уровень жизни. Знаменательно и рождение карачаево-балкарской письменной литературы в этот исторический период. Это была отправная точка, мощный старт не только возрождения словесности горцев, но и поистине небывалого расцвета национальной культуры.
Вместе с развитием эпических жанров и профессиональной поэзии в карачаево-балкарскую литературу входят новые темы, проблемы, идеи. Над ними активно работают молодые писатели -Ислам Карачайлы пишет, помимо других литературно-критических и публицистических творений, рассказ «Женитьба Хасана», в котором делает первую и успешную попытку показа «истории из жизни Карачая». Далее следуют рассказы Даута Бай-кулова «Жизнь Бекмурзы», Салиха Хочуева «Сафар и революция», повесть Берта Гуртуева «Бекир».
Трилогия Омара Этезова «В теснине» воскрешает в памяти события великого противостояния старого и нового миров более масштабно, всеохватно. Таким образом, в карачаево-балкарской прозе впервые предпринимается смелая попытка создания большого художественного полотна, показывающего ломку вековых устоев хозяйствования в условиях гор и острейшую борьбу, непримиримое противостояние в сознании собственника старого и нового.
Роман Жанакаита Залиханова «Горные орлы» был написан позднее. Но события, отраженные здесь, охватывают более ранний период борьбы горцев за новую жизнь, а именно, грозовые события гражданской войны в Балкарии и впоследствии - на всем Северном Кавказе.
Главной особенностью подобных произведений можно назвать документальную достоверность событий и фактов, а также присутствие известных деятелей, ставших прототипами ряда персонажей романов и повестей.
У тех, кто вошел сегодня в пору зрелости, остались на полях сражений Великой Отечественной отцы и деды, там лилась родная им кровь. Не только во внешнем своем облике, но и в облике духовном они несут черты тех, кого они знают только по рассказам матерей. Именно поэтому они не могут быть глухими и безучастными к тому великому и трагическому времени. Жизнь народа длится и не прерывается никогда, она есть единый могучий ток крови и мысли через поколения и века. И мысль сегодняшняя неотделима от мысли вчерашней, которая способна и через какой-то срок вновь поразить силой и новизной.
Карачаевский прозаик Муса Батчаев в предисловии к сборнику «Серебряный дед» говорит о том, почему он обращается к теме войны, почему эта тема до сих пор остается животрепещущей и почему возвращение к ней помогает осмыслить главнейшие проблемы современности и творческие позиции самого писателя.
Историзм другого произведения - романа А.Теппеева «Тяжелые жернова» - в углубленном развитии темы нравственного падения человека, лишенного духовного опыта, становящегося предателем. Человек, как известно, всегда находится в системе социальных связей и отношений. В экстремальных условиях войны все скрытое в этих связях обнажается. Временная протяженность изображаемых явлений и сосредоточенность на жизни одного села помогли А.Теппееву ответить на вопрос об истоках предательства.
Почти все герои «Тяжелых жерновов» раскрываются в их отношении к прошлому, настоящему и будущему аула, народа. В своих действиях они опираются на незыблемые нормы. Однако первооснова человеческого бытия, братских взаимоотношений сохраняют свою устойчивость лишь в своей открытости прогрессивным силам истории. Только в единстве с общечеловеческими социально-нравственными категориями национальное способно сохранить свою самобытность и защитить желанный мир. И, наоборот, незыблемые традиции братства, первоосновы нравственности, не сопряженные с опытом исторического развития, замкнутые в себе, обрекают человека на пассивную созерцательность, отчуждают его от внутренних духовных потенций.
Нравственность - это не просто любовь землепашца к земле, не только стремление жить тихо, мирно, не нарушая основ этики поведения. Она подразумевает активность человека, органичную
связь сокровенно личного с общественным, согласованность личных моральных принципов с прогрессивными устремлениями человечества.
Идее памяти в философском повествовании принадлежит структурнообразующая роль. Анализ непростого отношения исторической памяти и внутренних свойств личности героев - одна из характернейших особенностей прозы 3. Толгурова. Память позволяет толгуровским героям сохранить в себе человеческое начало, она убережет их связь с родной землей, с традициями предков, являющимися гарантом существования личности в потоке истории.
Писатель наследует здесь опыт мировой и русской гуманистической мысли, философской и литературной сосредоточенности на краеугольных духовных ценностях. Стремясь постичь закономерности социального, нравственного развития человечества, он исследует психологические основы действенной человеческой памяти, ее роль в становлении характера, в воспитании нравственности: совести, долга.
Прошлое в системе художественного мышления 3. Толгурова - не тень, бегущая за устремленным вперед человеком, и не пепел истории, легко сдуваемый ветром времени. В художественно-философской концепции действительности, развиваемой в толгу-ровской прозе, прошлое, как эмоциональная и нравственная память, устремилось в будущее. Являясь воплощением устойчивости в стремительно изменяющемся мире, оно служит совершенствованию жизни.
И в произведениях М. Кучинаева традиционный завет «живи и помни» обретает свой исконный, непреложный характер и раскрывается во всей символической глубине, вмещающей в себя и тревогу, и осознание трагической непрочности нашей памяти. Ведь нити ее легко обрываются, соприкасаясь с равнодушием и жестокостью. Сохранение в нас прошлого, то есть памяти о нем, предполагает неустанную душевную работу.
Память карачаево-балкарских прозаиков выступает в прозе как опора в критической ситуации, как двигательная сила нравственных поступков, ей принадлежит не вспомогательная, а конструктивная роль. Память преодолевает границы обыденной жизни,
выводит героев философского повествования в пространство истории и общечеловеческой культуры.
Осваивая совокупный духовный опыт народа, человек обретает, как говорят философы, «двойное существование». Он представляет не только себя, но и то превосходящее его целое, в которое он «встроен» со своим единичным опытом, со своими индивидуальными возможностями. Понять это, - значит, установить понятие личного со всеобщим, соединить свою память с народной. Писательскому сознанию свойственно глубокое понимание неразрывной исторической связи времен. Карачаево-балкарские писатели убеждены, что этические законы предков, воплощенные в народно-поэтическом сознании, наследуются новыми поколениями самостоятельно - в преодолении обстоятельств и самоопределении.
Мысль писателей обращена к самому процессу взаимодействия внутренней, психологической жизни человека с исторической памятью народа. В этом взаимодействии заключено одно из основных противоречий современной эпохи, переживающей кардинальное переустройство всей привычной жизненной систематики. Важно подчеркнуть, что нарушение традиционной этики взаимоотношений поколений означает и пагубный разрыв между прошлым и будущим, отказ от исторической преемственности.
Итак, мотив памяти как структурный элемент прозаических произведений карачаево-балкарских писателей выявляет свойственное писателям отношение к миру, пафос которого - в стремлении прочувствовать и художественно обосновать великую силу включенности человека в бытие, единство личного и общечеловеческого. Мастера слова убеждены, что этические заветы предков, закрепленные в поэтическом сознании народа, его трудовых навыках, наследуются новыми поколениями; память не существует вне духовной жизни, культуры, а забвение может быть преодолено только совестью и любовью.
Более общий вывод, к которому мы приходим, состоит в том, что тема исторической памяти представлена в карачаево-балкарской прозе широко и многопланово. Здесь и обращение к сюжетам народно-поэтического творчества, и тема революции, и пафос созидания и строительства новой жизни, что в свое время явилось коренным переломом в вековечном укладе жизни. Уроки
недавнего прошлого - трагедия переселения в эпоху сталинизма -не оставлены без внимания карачаевскими и балкарскими прозаиками. Память о Великой Отечественной войне также все тревожит и будоражит как души фронтовиков, так и литераторов молодого поколения.
Все эти темы объединяет одно - тревога за настоящее и будущее. Ведь возвращаясь памятью в «дела давно минувших дней», писатели стремятся дать (прежде всего, молодежи) зримый нравственный урок. Они создают своего рода модель той или иной, трагической ситуации, как бы предлагая читателю проверить себя, подумать, а что бы он выбрал перед лицом смерти? Прельстился бы он теплом и уютом домашнего очага, как Бекир, герой повести А. Теппеева «Дорогой печали», или же с оружием в руках стал бы отстаивать и защищать множество других, чужих очагов.
Ситуация экзистенции, выбора занимает довольно значительное место в творчестве карачаево-балкарских мастеров слова именно для того, чтобы четче и ощутимее прозвучал нравственный вывод, урок мужества, доблести и чести.
Таким образом, мы формулируем общий вывод третьей главы: произведения самой разнообразной сюжетной и жанровой направленности вобрали в себя сложнейшую нравственно-философскую проблематику своего времени, заключающуюся в напряженности вопросов о смысле жизни отдельного человека и бытия целого народа, о моральной силе и внутренней духовной опоре, помогающей выстоять в годину самых страшных испытаний. В произведениях происходит глубокое осмысление прошлого и настоящего. Читателю остается проследить за этим процессом, исследовать внутренний, духовный мир героев, проникнуть в сокровенную сущность их художественных образов, разобраться в нелегких нравственных поисках.
Подобные произведения, наполненные глубоким философским содержанием, обладают реальной действенной силой, они способны помочь человеку осмыслить свою жизнь в непростом современном мире, постичь ее высший смысл.
В заключении нашего исследования обобщаются его результаты, делаются выводы и формулируются положения, выносимые на защиту:
1. Поэтические и прозаические произведения карачаево-балкарской литературы, обращающиеся к теме исторической памяти, отличает близость и глубокое внутреннее единство идейной направленности. Нравственные уроки - уроки силы, мужества, стойкости и надежды - извлекают писатели, обращаясь к событиям далекого и недавнего прошлого.
2. В освещении каких-либо исторических событий карачаево-балкарские литераторы опираются на народные традиции. Фольклорные эпические произведения стали образцом для подражания, мотивы и реминисценции народных сказаний прослеживаются в словесном искусстве XX века.
3. Предметом изображения и осмысления с позиций историзма в карачаево-балкарской литературе стали наиболее яркие и трагические страницы истории народа и государства: революция и начало социалистических преобразований, культ личности, репрессии, Великая Отечественная война... Частое обращение именно к трагическим вехам истории обусловлено дидактическим пафосом - стремлением предотвратить повторение ошибок прошлого.
4. Однако доминирующей интонацией рассказа о трагедиях прошлого все же является оптимистическое настроение, чувство надежды. Сквозь горькие строки сквозит уверенность в народных силах, способных перенести любое испытание. И эта черта также указывает на историческую преемственность.
5. Обращение художников слова к исторической тематике имеет дидактическую направленность. Ибо подлинно нравственное воспитание подрастающих поколений происходит на конкретных исторических примерах. Не художественный вымысел, а эмоциональное переживание реальных событий положено в основу произведений. И в этом — огромное воспитательное воздействие и значение произведений, связанных с темой исторической памяти.
6. Трагические вехи прошлого стали уже историей. Но идейно-нравственные конфликты, связанные с ними, не перестают тревожить общество, обращают на себя внимание художников. Каждая книга, написанная о прошлом, принадлежит двум временам сразу: тому, о котором она писалась, и тому, в котором она писалась. Не все написанное о трагедиях прошлого в оди-
наковой степени выдержало испытание временем. Отвергнуты жизнью произведения, обходившие диалектический подход в освещении этих сложных вопросов. Только сопоставление, совмещение всех частей истины может дать всю картину, всю правду о прошлом. Эта величественная картина складывается из того лучшего, что создано писателями и поэтами.
7. В произведениях о прошлом изображаются не только события и люди давно минувших лет, но и бьется живой пульс современности, ставятся социально-исторические и нравственные проблемы, тревожащие представителей самых разных поколений. В них можно найти ответы на многие волнующие вопросы - о правде и лжи, о жизни и смерти, о памяти и беспамятстве, о цене победы, о личной ответственности каждого человека перед другими, перед народом, перед историей. Вопросы эти ставятся и решаются многогранно, в социальном и историческом аспектах, с большой художественной силой.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:
1. Тема исторической памяти в карачаево-балкарской прозе. Методическое пособие. Нальчик, КБГУ, 1999.- 2 п.л.
2. Эпос печали и веры (на балкарском языке). // «Минги - Tay», Нальчик, 1999, №6.- 0,5 п.л.
3. «О, если бы я мог...». II «Литературная Кабардино-Балкария», Нальчик, 1999, № 4.- 0,4 п.л.
4. Тема исторической памяти в поэзии Кабардино-Балкарии. И «Ошхамахо», Нальчик, 2000, №1,- 0,4 пл.
5. Художественное соотношение факта и вымысла в балкарской исторической прозе. II «Вестник КБГУ», Нальчик, КБГУ, 2000.- 0,5 п.л. (в печати).
Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Батчаева, Клара Хамидовна
Человек и история, уроки памяти, прошлое в настоящем - все эти темы по праву занимают одно из ведущих мест в литературном процессе.
Новописьменные литературы Северного Кавказа в 20-х годах XX столетия входят в мировую художественную культуру, входят в непростое время ломки давних, устоявшихся традиций - с одной стороны, и с другой - настоятельной потребности возвращения к истокам наций, народностей для лучшего и полного понимания проблем современности.
Наше время характеризуется переоценкой исторических, политических, художественно - эстетических ценностей, - отмечает 3, Тол-гуров. - По-новому прочитывается художественная летопись советской действительности всех периодов. Это понятно и закономерно: критерии эстетических оценок литературы развиваются и обогащаются вместе с развитием общественного сознания»,1
Сейчас общество переживает период трудного, но необратимого восстановления в правах национального самосознания. Сегодня пришел черед нового прочтения некоторых страниц истории, осмысления их через художественные образы, которые будучи включенными в современный духовный обиход, не просто обогащают представления об исторической памяти, но и имеют прямую причастность к проблеме, которая приобрела в наши дни такую остроту и актуальность, - к проблеме человека.
Аналитический. исследовательский характер изображения национального бытия - принципиальная особенность многих современных произведет®», - к такому выводу приходит литературовед К, Султанову Острота писательского взгляда проявляется в попытках разглядеть за теми или иными историческим*. событиями особенности иациональ-ного самоутверждения, мировоззрения, поведения и мышления.
Думая о сложной и многотрудной истории XX века и литературе, познавшей, художественно исследовавшей многие сложности человеческого бытия, утверждаешься в мысли, что только народная, историческая память помогала человеку сохраниться как личности, как индивидууму.
Переберем в памяти основные вехи уходящего столетия: первая мировая война» революции, гражданская война, индустриализация, коллективизация, годы сталинских репрессий. Великая Отечественная, XX съезд партии, застой и перестройка, экономическая нестабильность и новые политические реформы.,.
Но не вся гамма настроений и переживаний найдет свое отражение в литературном процессе. Многое замалчивалось, многие исторические события «художественно исправлялись» и «корректировались» согласно очередным постановлениям партии и правительства. Есть своя историческая закономерность в том, что в 70 - 90 - е годы появляется все больше и больше произведений различных жанров, восстанавливающих связь времен, звенья памяти - основы самосознания человека. Свою концепцию личности в истории художественно претворяют авторы «деревенской» прозы, повестей и романов о судьбе человека на войне, о жизни современного горожанина.
Литература становится все более центростремительной, ориентированной на внутренний мир человека, который постигается через обращение к прошлому, через нравственные категории, основанные на общечеловеческих и национальных идеалах. Именно этот путь стал наиболее плодотворным и для карачаево-балкарской литературы.
Обновленческие процессы в стране, - отмечает К, Султанов, -выявили возрастающую роль и значение «национального вопроса» во всем комплексе составляющих его параметров (национальное самосознание, национальное своеобразие, проблемы языка, истории и т. д.)»,"'
Все это исподволь готовит возврат в нашу духовную жизнь забытых в нынешнем суетном мире истинных моральных ценностей, помогает осознать уроки истории, избежать повторения страшных ошибок прошлого. «Писатели стремятся осмыслить и воплотить прошлое своего народа, исторические пути, пройденные народом», - подчеркивает А. Мусукаева.4
Дидактический пафос, заключенный в произведениях, анализирующих и творчески воссоздающих героические или же трагические вехи истории народа, воздействуют на читателя, давая возможность приобщиться к общечеловеческим ценностям, содержащимся в них, к раздумьям о важнейших вопросах человеческого существованиях.
Глубинный ток преемственности высвечивает бытие в быте, переводит факт в ранг художественно необходимой данности»3отмечает К, Султанов.
Воспитательный зарда подобных произведений представляется особенно важным для современного человека, заблудившегося в многообразии новейших идей и ультрановых концепций, потерявшего четкий и верный нравственный ориентир и духовную опору.
Осмысление трагизма современного состояния мира, постановка острых вопросов времени, осмысление настоящего через прошлое и одновременно вера в высокое назначение человека - вот главная задача писателя. Ибо в наше время у человечества появилось много новых забот и тревог1, связанных с сохранением жизни на земле.,, В этих условиях особое значение обретает настоящее искусство, которому всегда были чужды идеи, разрушающие человека.
Конечно, состояние современного мира объясняется рядом причин как субъективного, так и объективного характера. Но главное - это углубление общественных противоречий, шатания в идеологической политике, размывание нравственных устоев общества, Отсюда утрата веры в яркую животворную идею, потеря чувства приобщенности к высоким идеалам.
Писатели стремятся показать эти перемены в своих книгах, равно как и понять содержание и значение начала важных позитивных сдвигов. Отсюда наметившиеся новые подходы, поиски в раскрытии тем современности. Литераторы стали более исторично смотреть на жизнь и ее перспективы, повысился социально - нравственный анализ бытия. В этом состоит их актуальность, в этом и актуальность заявленной темы диссертационной работы.
На примере наиболее значительных произведений карачаево-балкарских литератур* мы рассмотрим процесс возвращения к давним событиям, трагическим моментам и героическим стяжениям народа; проанализируем осуществление писательской рефлексии через образную систему художественных произведений.
Как известно, у настоящих писателей не социально-философские проблемы облекаются в живую плоть характеров, но из органичного сцепления пластичных и неповторимых в своей индивидуальности художественных образов вытекает сущность бытт-гя. Этим объясняется их многомерный, проникновенный взгляд на природу, человека и общество. умение увидеть в. казалось, локальных коллизиях общечеловеческое
Данный термин предлагается комн в качестве рабочего. содержание, диалектику конкретно-исторического и вечного, Речь идет об умении глубоко проникать в связь времен, видеть внутреннюю связь между прошлым и настоящим, замечать, как настоящее формирует будущее.
Проблема историко-нраветвенного аспекта памяти в образной структуре художественных произведений карачаево-балкарской литературы не была предметом специального исследования. Но, учитывая особенности «параллельного» развития новописьменных литератур Северного Кавказа, следует отметить, что подступы к данной теме имеются в работах типологического характера крупнейших литературоведов. Назовем некоторые из них: Бекизова Л. «Историзм как принцип художественного осмысления человека и действительности в адыгской прозе» (Черкесск, 1989): Караева А. «Проблема соотношения истории и современности в литературах Карачаево-Черкессии» (Черкесск, 1989); Корнилов С. «Теоретические аспекты художественного историзма» (М,, 1986); Мусукаева А. «Северокавказский роман» (Нальчик, 1994); Оскоц-кий В. «Связь времен (Историческая тема в многонациональной советской прозе нашиз дней)» (М., 1974); Султанов К. «По законам художественности» (Махачкала, 1979); Теппеев А. «Балкарская проза» (Нальчик, 1974); Толгуров 3. «В контексте духовной общности» (Нальчик, 1991); Чамоков Т. «В ритме эпохи» (Нальчик, 1986); Шаззо К. «Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах» (Тбилиси, 1978); Эфеддиева Т. «Проблема памяти в поэзии Кайсына Кулиева о войне.// В сб. «50 лет Победы в Великой Отечественной войне» (Ставрополь, 1995) и другие.
Актуальность исследования. В диссертации нами впервые предпринято попытка изучения темы исторической памяти, ее нравственного аспекта в образной системе художественных прозаических и поэтических произведений карачаевской и балкарской литератур. Человек и история, связь прошлого с настоящим, нравственно-этические уроки памяти - все эти вопросы по праву занимают одно из ведущих мест в литературном процессе, они актуальны всегда,
Научная новизна работы. При определении изученности данной проблемы в трудах предшественников, нами впервые предпринята попытка анализа историко-нравственного аспекта памяти в образной структуре произведений карачаево-балкарских писателей и поэтов.
Апробация результатов исследования. Диссертационная работа обсуждена на научном семинаре «Актуальные проблемы литератур народов Российской Федерации», основные положения работы отражены в пяти научных публикациях, в докладах на научных конференциях.
Опираясь на общетеоретические положения по данной проблеме, а также на труды указанных ученых, в своей работе мы ставим следующую цель: показать на конкретных явлениях карачаево-балкарской литературы, обращающейся к различным периодам народного прошлого, преломление темы исторической памяти, связь ее с настоящим и будущим, влияние на формирование национального характера в целом и личности отдельного человека,
Одной из основных задач работы является исследование различных аспектов исторической памяти, поднимающих новые пласты народной жизни, народного характера, вырабатывающих художественную концепцию человека.
Исследуемый материал представлен различными поэтическими и прозаическими жанрами, что дает, по нашему мнению, широкую картину эволюции темы исторической памяти в карачаево-балкарской литературе.
Обращение к теме исторической памяти органично связано с по
X 1 3. л. нятием «историзм». В современном отечественном литературоведении наиболее обоснованной представляется точка зрения, согласно которой историзм в литературе есть определенное качество идейно-образного строя произведения, выражающее образно-эстетическое освоение закономерного, в принципе поступательного развития общества и человека.
Видеть в каждой эпохе национальной жизни ее неповторимое историческое своеобразие, выражающееся во всем складе, во всей атмосфере отношений между различными слоями общества, чувствовать национально-исторический дух эпохи - это значит иметь не только какие-то знания о жизни общества, но и обладать «историческим чувством».
Действительно, талантливый писатель, обладающий таким «историческим чувством» осознает весь ход исторического процесса, как бы «приподнимаясь» над ним, сопоставляя отдельные этапы истории, сравнивая, к, в конечном счете, составляя единую картину жизни. Вне зависимости от личного отношения к какому-либо историческому явлению и даже порой пережитого трагического опыта страницы истории для такого писателя составляют великую книгу жизни нации, народа в целом. Извлекая уроки из давних трагедий, падений и взлетов, сохраняя их для будущего, художники в каждом витке истории видят новый этап развития народного сознания.
Разумеется, нужно сказать, что не все произведения карачаево-балкарской литературы одинаковы и равнодостойны в отношении художественности и писательского мастерства. Можно сказать, что настоящая балкарская проза развивается, начиная с 1970-х годов. Произведения 1960-х годов (романы Этезова, Залиханова, Шаваева) отмечены черно-белым колоритом. Образы или система образов у них одномерна. Примерно с 1970-х годов появляются повести, романы (нередко тех же авторов), отдирающиеся как многомерностью изображения. так и зрелым мышлением,
Писатели, обладающие историзмом своего идеологического миросозерцания, осознавая и эмоционально оценивая социальные характерности человеческой жизни и интуитивно проникая творческой мыслью в их глубины, приходят к постижению их национально-исторической конкретности и внутренней противоречивости.
Как многогранна и сложна нынешняя жизнь, так и разносторонне ее осмысление и художественное воплощение различными мастерами слова. Поэтому для раскрытия поставленной темы мы привлекаем для анализа произведения карачаево-балкарских писателей различной сюжетной направленности, касающиеся, между тем, нравственно-психологического аспекта памяти. Это обращение к архаическом}' прошлом}7 народа на основе фольклорных элементов («Раненый тур» К. Мечиева, «Шамсудин» Э, Гуртуева, «Поэма об аланах» М. Кучинаева); показ прихода Советской власти и начала новой жизни для горских народов («Сафар и революция» С. Хочуева, «Бекнр» Б. Гуртуева. поэтические циклы й. Семенова, «Большая медведица» 3. Толгурова); изображение Великой Отеческой войны и героики трудовых будней («Страда» А. Теппеева, «Алые травы» 3. Толгурова, «Аманат» О. Хубиева); воспоминания о сталинских репрессиях («Повесть, найденная в сундуке.» X. Шаваева, «Лихолетие» М. Кучинаева) и другие мотивы, Но во всех этих произведениях обращение к теме памяти не является самоцелью. Вглядываясь в прошлое, писатели и поэты думают и заботятся о настоящем и будущем, извлекая определенные уроки из трагических страниц истории народа и государства. Эти уроки памяти должны помочь читателю выбрать четкие нравственные ориентиры, выработать устойчивую мор&лшую позицию. Именно эти цели ставятся в перечисленных выше произведениях и раскрываются нами в предлагаемом исследований.
Диссертационная работа состоит из введения, заключения и трех
Заключение научной работыдиссертация на тему "Историко-нравственный аспект памяти в образной структуре художественного произведения"
Заключение
Тема народной памяти в художественном творчестве карачаевцев и балкарцев не исчерпана. Можно даже сказать, что горские писатели, поэты и драматурги лишь на подступах к ней. И сказанное ими - далеко не последнее слово. Художественная летопись народа в эпоху гласности и становления демократии пишется в таких же муках, как и рождаются и утверждаются сами нормы общественной справедливости, правды и добра.
В современном литературоведении уже давно показана прямая связь между искусством и формированием высших духовных ценностей. Если рассматривать эмоции как систему общественных оценок, которая, оставляя в стороне многие другие свойства предмета, давала бы понять их значимость и полезность, то становится ясным смыслообра-зующее значение сферы эмоциональных оценок в литературе и особенно в поэзии. Содержание, форма, стиль, функции поэтических жанров, как известно, объективно мотивированы культурой чувств человека, его предметным освоением мира.
Предметно развернутое богатство человеческого бытия находит выражение в различных типах конкретно - именных эмоциональных моделей лирического и эпического мироотношения. При этом каждая из этих форм эстетического отношения к миру приобретает свою особую эмоциональную окраску, именно в этом смысле следует понимать мысль о том, что в основе возникновения образа лежит чувство. То или иное соотношение разновидностей эстетического отношения человека к действительности в поэтическом тексте определяет особое истолкование предложенной темы.
Но в какой бы форме ни писали, ни говорили мастера слова о наболевшем, они проникают в глубины жизни, они не ограничиваются первыми впечатлениями, информацией, лежащей на поверхности, а отыскивают подходы к истокам событий и явлений, исследуют их суть в диалектической сложности.
Высвечивая явления прошлого, размышляя над современными процессами диалектической взаимосвязи времен - прошлого, настоящего, будущего - литература, опираясь на исторический подход к ним, определяет значение этого явления в прошлом, настоящем, будущем.
Так народы создавали ту многотрудную панораму жизни, отраженную в художественном творчестве, цветам которой не суждено стереться под суровыми ветрами немилосердной Истории. Картину-панораму, которая стала свидетельницей радостей и бед, побед и поражений в трагической летописи карачаево-балкарского народа. Картину-память, хранительницу нашей духовности, нашей души.
Анализу отражения народной памяти в литературе, в образной системе художественных произведений карачаево-балкарской поэзии и прозы посвящена диссертационная работа. Характер поставленной темы обусловил обращение к проблемам, связанным с нравственным аспектом темы исторической памяти. Их решение последовательно представлено в главах диссертации
В первой главе предлагаемой работы мы исследуем феномен исторической памяти в образной структуре литературного произведения, анализируя философско-этическую основу этой категории.
Обращение писателей и поэтов к историческому наследию своего народа и государства, осмысление уроков прошлого имеет определенную эволюцию: от открытия национальной истории как предмета изображения до обогащения принципом исторического подхода к событиям и характерам, до философских размышлений о путях развития человечества. От познания исторической реальности как грани духовной жизни мирообъемлющего лирического «я» - через активный интерес к событиям и фактам национальной истории, соотносимой с историей страны, - к осознанию однонаправленности вектора исторического времени, его необратимости - таков путь историзма как литературоведческого принципа и в карачаево-балкарской литературе.
Основной вывод, к которому мы приходим в данной главе, состоит в том, что проблема исторической памяти, обращения к прошлому народа как одна из актуальных проблем в литературе важна и требует к себе пристального внимания, ибо она дает возможность осветить многообразие форм бытия в философском, идеологическом и нравственном аспектах, понять смысл исторического движения народа. А это особенно важно на современном этапе, для которого характерна переоценка исторических, политических и художественных ценностей.
Вторая глава посвящена конкретному анализу произведений, авторы которых обращаются к тем или иным страницам народной истории. При рассмотрении художественных текстов, мы попытались извлечь и тот высокий нравственный смысл, который стал идейной основой этих произведений.
Мы обращаем внимание, что чаще всего писательский интерес вызывают наиболее трагические страницы истории. В сюжетную основу произведений ложатся коллизии, связанные с коренной ломкой сознания и привычного уклада жизни в годы революции, тяжкими испытаниями на войне и во время депортации. На наш взгляд, обращение именно к этой тематике обусловлено особой писательской ответственностью перед обществом и народом, перед будущим. Писатели и поэты особенно пристально вглядываются в черные для своих народов годы, чтобы выявить и донести до читателя высокие нравственные ценности, особенно остро ощущавшиеся в эпоху тягот и перемен. Во время беды и горя, приходящих внезапно, нежданно, и надолго поселяющихся у прежде тихого и счастливого очага, как бы обнажается душа народа, осознается связь с прошлым, дающая силу выстоять в любых испытаниях. Таков главный мотив произведений, обращающихся к исторической тематике. По мнению литераторов, связь настоящего с прошлым, его проекция в будущее наиболее ярко предстает в единой и нерушимой связи при обращении к вехам истории. Не допустить повторения ошибок прошлого, предотвратить трагедии в будущем - эта мысль звучит камертоном в произведениях известных мастеров слова и начинающих авторов.
Тема исторической памяти представлена в карачаево-балкарской поэзии, прозе широко и многопланово. Обращаясь к историческому наследию, литераторы углубляются в мир психологии человека, находящего на грани жизни и смерти, исследуют проблемы общества и государственной власти, затрагивают политические вопросы. Важно отметить принцип историзма, которого придерживаются современные писатели.
При сопоставительном анализе поэтических и прозаических форм, обращающихся к исторической тематике, обнаруживается свойственный им дидактический пафос, заключающийся в эмоционально-эстетическом воздействии на читателя.
Итог же второй главы заключается в выводе о тесной тематической взаимосвязи, глубоком внутреннем единстве идейной направленности поэтических и прозаических жанров карачаево-балкарской литературы.
Тема исторической памяти и связанных с ней дидактической направленности, эмоционального переживания за будущее и настоящее своего народа, исторической преемственности и важности знания своих корней, прошлого своего народа и государства - является ведущей темой карачаево-балкарской литературы.
Общий итог нашего исследования состоит в выводе о том, что произведения самой разнообразной сюжетной и жанровой направленности вобрали в себя сложившуюся нравственно-философскую проблематику своего времени, заключающуюся в напряженности вопросов о смысле жизни отдельного человека и бытия целого народа, моральной силе внутренней духовной опоре, помогающей выстоять во время самых страшных испытаний.
В произведениях мы видим всестороннее и глубокое осмысление прошлого и настоящего, они наполнены глубоким философским содержанием, обладают реальной действенной силой, они способны помочь человеку осмыслить свою жизнь в не простом современном мире, постичь ее высший смысл.
Таким образом, оказываются сформулированными основные положения, выносимые на защиту:
1. Поэтические и прозаические произведения карачаево-балкарской литературы, обращающейся к теме исторической памяти, отличает близость и глубокое внутреннее единство идейной направленности. Нравственные уроки - уроки силы, мужества, стойкости и надежды - извлекают писателя, обращаясь к событиям далекого и недавнего пропитого.
2. В освещении каких-либо исторических событий карачаево-балкарские литераторы опираются на народные традиции. Фольклорные эпические произведения являются образцом для подражания в изображении исторических коллизий. Мотивы и реминисценции народных сказаний прослеживаются в словесном искусстве XX века.
3. Предметом изображения и осмысления с позиций историзма в карачаево-балкарской литературе стали наиболее яркие и трагические страницы истории народа и государства; революция и начало социалистических преобразований, культ личности, репрессии. Великая Отечественная война. Частое обращение именно к трагическим вехам истории обусловлено дидактическим пафосом - стремлением предотвратить повторение ошибок прошлого.
4. Однако доминирующей интонацией рассказа о трагедиях прошлого все же является оптимистическое настроение, чувство надежды. Сквозь горькие строки сквозит уверенность в народных силах, способных перенестр! любые испытания. И эта черта также указывает на историческую преемственность.
5. Обращение художников слова к исторической тематике имеет одинаковую дидактическую направленность и цель. Ибо подлинно нравственное воспитание подрастающего поколения происходит на конкретных исторических примерах. Не художественный вымысел, а эмоциональное переживание реальных событий заложено в основу произведений. И именно в этом состоит их огромное воспитательное воздействие на мировоззрение читателей, особенно молодого поколения.
6. Трагические вехи прошлого стали уже историей. Но идейно-нравственные конфликты, связанные с ними, не перестают тревожить общество, обращают на себя внимание деятелей искусства. Каждая книга, написанная о прошлом, принадлежит двум временам сразу: тому, о котором она писалась, и тому, в котором она писалась. Не все написанное о трагедиях прошлого в одинаковой степени выдержало испытание временем. Отвергнуты жизнью произведения, обходившие диалектический подход к жизни, в освещении жгучих проблем и вопросов своего времени. Только сопоставление, совмещение всех частей истины может
140 дать всю картину, всю правду о прошлом. Эта величественная картина складывается из всего лучшего, что создано писателями и поэтами.
7. В произведениях о прошлом изображаются не только события и люди давно минувших лет, но и бьется живой пульс современности, ставятся социально-исторргческие и нравственные проблемы, тревожащие представителей самых разных поколений. В них можно найти ответы на многие волнующие вопросы - о правде и лжи, о жизни и смерти, о памяти и беспамятстве, о цене победы, о личной ответственности каждого человека перед другими, перед народом, перед историей. Вопросы эти ставятся и решаются многогранно, в социальном и историческом аспекте, с большой художественной силой.