автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Историософская и социально-политическая мысль Адама Фергюсона. Шотландское просвещение (40-60-е гг. XVIII в. )
Полный текст автореферата диссертации по теме "Историософская и социально-политическая мысль Адама Фергюсона. Шотландское просвещение (40-60-е гг. XVIII в. )"
АКАДЕМИЯ НАУК СССР Ордена Трудового Красного Знаиени Институт всеобщей истории
На правах рукописи РЕНЕВ Евгений Геннадьевич
ИСТОРИОСОЮСАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ АДАМА ФЕРГЮСОНА. ШОТЛАНДСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ (4060-е гг.ХУШ в.)
Специальность 07.00.03 - всеобщая история
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Москва 1990
Работа выполнена в секторе истории европейских революций и демократических движений ХУП-Х1Х вв. ИВИ АН СССР.
Научный руководитель : доктор исторических наук
профессор Ц.А.БАРГ
Официальные оппоненты: доктор исторических наук
профеосор Е.В.1^угнова
кандидат исторических наук И.Н.Кузнецов
Ведущее учреждение - кафедра новой и новейшей истории МГПУ ии.В.И.Ленина
Защита состоится " " О 3 199(/ г. на заседании специализированного совета Д.002.98.1 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Институте, всеобщей истории АН СССР (117036, Москва, В-36, ул.Дм.Ульянова, 19).
С диссертацией можно ознакомиться в научном кабинете Института всеобщей истории АН СССР.
Автореферат разослан " " 1990 г.
Ученый секретарь специализированного совета
кандидат исторических наук
Випшёв
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Теоретическое наследие Адама Фергвсона, одного из крупнейших мыслителей ХУШ века, до сих пор остается вне внимания советской историографии.Тогда как его идеи оказали значительное влияние не только на развитие исторической и социально-политической мысли Просвещения, но и стали концептуальной основой для теоретических построений многих исследователей последующ« поколений. Так, его философия истории, будучи квинтэссенцией исторической мысли исторической школы Шотландского Просвещения, была полностью рецепцирована Э.Берном /см. 26 /• а ее основные положения в снятом виде воспроизводились в сочинениях французских историков эпохи Реставрации, Гегеля, Л.Г.Моргана и 4.Энгельса (особенно в "Происхождении семьи, частной собственности и государства") и др.; Фергюсона, вкупе с другими "философствующий историками" Просвещения Шотландии, считают многие современные зарубежвые историки и философы (как марксисты, так и ненарксисты) "идейным предшественником исторического материализма" /¿д : 92/. Необычайно велико значение социальной мысли этого просветителя, особенно его анализ "пагубных для общества" последствий общественного разделения труда в современном ему обществе (выводы которого не раз и с одобрением цитировались К.Марксом), который положил основание целому направлению общественной мысли -от анализа положения частичного работника капиталистического общества и разработки проблемы "отчуждений1 в марксизме до концепции "одномерного человека" Г.Маркузе.
Исходя из этого, эта тема представляется важной и актуальной для современной историографии.
Главной целью диссертации является исследование историософской и социально-политической мысли Адама Фергюсона. Общее состояние историографии этой темы, как и уровень ис-следованности Шотландского Просвещения в целом предполагает решение следующих основных задач:
- анализ того социально-политического, экономического и идейного субстрата, в котором выросли теоретические
воззрения Фергюсона, в частности и Шотландского Просвещения в целок;
- рассмотрение основных черт Шотландского Просвещения и его исторической школы, типологизация этого интеллектуального движения через исследование его истоков и генезиса;
- исследование исторической теории Фергюсона, его методологических положений в этой области знания, выделение им главных оснований движения истории;
- анализ фергвсоновской теории исторического прогресса, его закономерностей, главных этапов и их детерминант;
- исследование концепции цивилизации этого ученого;
- анализ социально-политических воззрений Фергюсона, интерпретация их через сопряжение с исторической конкретикой Шотландии и Великобритании того периода;
- вывод о вкладе этого исследователя в развитие исторической и социально-политической мысли.
Научная новизна работы. Данная диссертация представляет собой первое в советской исторической науке исследование философско-исгорической и социально-политической мысли видного шотландского просветителя. Сам методологический подход работы - разработка главной тема исследования в сопряжении и через анализ исторической и идейной конкретики, в рамках которой она возникла и развивалась, в значительной степени нов и для зарубежной историографии этой проблемы, в подобном ракурсе ее еще не рассматривавшей.
Практическая значимость. Цатериалы раооты могут быть использованы в нурсах лекций по новой истории и истории политических учений, а также для дальнейшего исследования 4илософско-исторической и социально-политической мысли Просвещения.
Источники. В основу работы легло четыре группы источников. Первая из них - сочинения самого Фергюсона, в которой также можно выделить две группы: первая - это его известные работы, такие как "Очерк истории гражданского общества" (1767), "институты моральной философии" (1768),
"Основание моральной и политической науки" (1792); вторая - малоизвестные его сочинения, иногие из киторих совсем недавно введены в научный оборот: памфлеты "Размышления перед установление!! милиции" (1756), "История судебных расследований по делу Маргарет и др." (1761) и др., которые в настоящей работе впервые вводятся в оборот отечественной историографии.
Вторая группа - переписка Фергюсона с Юмом, А.Смитом и др., опубликованная в изданиях их эпистолярного наследия.
Третья группа - сочинения мыслителей Шотландского Просвещения: Кеймса, Юыа, Робертсона, Ионбоддо и др.
Четвертая группа - авторы, с кем полемизировало или чьи идеи развивало Просвещение Шотландии, - Руссо, Гельвеций, Гольбах, Декорт и др.
Историография. Историография темы весьма обширна и вклвчает в себя работы историков, философов, социологов, этнологов, экономистов и политологов, зачастую противоположных направлений. В ее развитии мояио выделить два этапа. Первый - со второй половины ХУШ в. до начала XX столетия, период вхождения фергпсоновских идей в интеллектуальный арсенал многих исследователей, часто - опосредованно; само исследование его историософской и социально-политической мысли в этот период бьшо частичным, направленным только на отдельные ее элементы. Зачинателем историографии гены можно считать Э.Берка, противопоставившего эмпиризм фергюсоновской методологии "картезианству" французских просветителей / 26 ¡27 /, Выводы Берка развивались В.Кузеном, противопоставлявшим фергюсоновский историзм гоббсовским априорно-рационалистическим построениям /34, I: 329 /. С большим уважением писали о Фергюсоне Сек-Си-мон, О.Тьерри, Дж.Ст.Милль, ОДонт, не раз цитировавшие его анализ положительного влияния развития индустрии на человеческую природу /см.:29; 143; 47, I: 36,41/ или его выводы о непереносимости на любой народ "изменений , которые в нем не развились спонтанно" / '33, П: 457/.П.Жа-нэ, А.Бюэ обращали внимание на то, что существование об-
щества в концепции этого шотландского просветителя связано с инстинктивной стороной человеческой природы / 37 ,П: 565-56?; зс» 321-324/, а Ч.Еллинек указывал_на первичность в ней оощества перед государством / ЗС :132-133/ К.Маркс не раз с одобрением воспроизводил фергюсоновский анализ "раздробления человека" в "коммерческом обществе" (к примеру, в "Нищете философии", 1 :134, 375 и "Капитале", 2 :277.375/, а Ф.Энгельс связывал происхождение понятия "bürgerliche Gesellschaft"с "civil society" "Очерка истории..." / 5 :243~244/. Впервые фергюсоновская теория общественного прогресса была проанализирована в диссертации русского исследователя И.В.Лучицкого, указавшего на объективную законосообразность его у Фергюсона .^противопоставившего его в этом Локку, Вольтеру и др. / 27,1869, te I: 2-10/.
С начала XX в. начинается второй этап изучения теоретического наследия А.Фергюсона, отличающийся от первого более глубоким и более комплексным подходом. Этической теории этого шотландского просветителя посвящено исследование У.Канеко / 39 /, его теории общества и государства,анализу взаимосвязи индивидуального и общественного - статьи Т.Буддеберга, В.Зомбарта и др., исторической и этнотеоре-тической мысли - Ф.Ыайнеке и Л.Гумпуловича. Из всех работ этого периода особенно выделяются две, оказавшие (правда, совершенно противоположное) влияние на последующее "фергю-соноведение". Первая - книга Г.Хутэ "Понимание социального и индивидуального в ЛУШ веке, главным образом в исследовании общества и государства у А.Смита и А.Фергюсона" (1907); именно с этого произведения, вобравшего в себя весь предыдущий анализ фергвсоноаского наследия и анализирующего истоки и влияние его мысли, начинается по-настоящему новый этап фергюсоноведения. Эта работа стала серьезным основанием для всех самых лучших исследований, за ней воспоследовавших.
Противоположное значение имела статья А.Онкена "Адам Смит и Адам Фергюсон" (1909), автор которой, исходя из собственных пристрастий и стремясь "уличить в невежестве"
Маркса, "доказывал" фергюсоновский плагиат идеи разделения труда у А.Смита /43/. Удивительно, но это обвинение, полностью опровергаемое как анализом размышлений обоих Адамов на эту тему, так и введением в оборот новых научных данных, до сих пор воспроизводится в ряде даже самых капитальных монографий о вергюсоне /см., напр., 40 *. 119; 4В: 74/.
В исследованиях 30-40-х гг., среди которых особенно выделялась монография У.Лемана, социальная теория А.Фергю-сона была уже в целок хорошо представлена (хотя и оставался целый ряд проблем - цикличности развития, толкования отдельных этапов истории и др., по который дискуссия продолжалась). Именно с этого периода начинаются серьезные теоретические споры вокруг политической мысли этого шотландца. При этой выпукло выделяется два подхода - исследователей марксистского и немарксистского направлений. Для обоих из них зачастую характерно толкование политической мысли Фер-гюсона из самой себя. Исследователи-марксисты часто видят в ней провозвестника теории классовой борьбы / 44 :92; 29 : 169; 48 :177-178/, не находившего в "Современной ему_лейст-ьительности условий для революционного действия" / 48:301/. Исследователи другой линии считают его консервативщм "защитником политического статус кво" / 41:214-215; 40:160, 139, 184 и др.), накладывая его отноыение к тем или иным политическим событиям на анализ проблей современного ему общества, посредством чего острота этого анализа снимается. к при том и при другом подходе мысль Фергюсона берется вне анализа экономической, исторической, социально-политической конкретики, которая ее окружала. С чем связан и существующий главный методологический пробел современной историографии - отсутствие должного сопряжения между исследованием исторической действительности и самой фергюсоновской мыслью,в ней выросшей, с ней связанной и на нее, в первую очередь, направленной.
В современной отечественной историографии внимание, уделяемое как Фергюсону, так и Шотландскому Просвещению, весьма незначительно. Пока в ней остается тактически не
поставлены большинство проблем, анализируемых зарубежными исследователями. Да и само количество работ по этой теме весьма мало. Среди этого немного (статьи М.Потанина, В.Аникина, диссертации И.Абрамовой), пожалуй, особо можно выделить работы Ю.Е.Лебедева, в которых предпринята попытка анализа мыслей Фергюсона в контексте шотландской исторической школы и противопоставляется тео_£ия истории Шотландского и Французского Просвещения /26 ; 21/.
Именно общее состояние современной историографии темы предопределило и главные задачи и методологический подход предлагаемой работы: проведение главной линии исследования через анализ политического, социально-экономического и идейного субстрата, в котором выросли фергюсоновские теоретические построения.
Стр.укт.ура и содержание диссертации. Диссертация аосто-вт из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Во введении дается обоснование научной значимости избранной темы, рассматривается степень ее изученности, определяются цели и задачи исследования, научная новизна, методологическая основа, содержится обзор источников и литературы.
Глава I. "Шотландия и Шотландское Просвещение в 4060-х гг.". 1.1. Адам Фергюсон (1723-1816). Биографический очерк". Описывается жизненный путь этого шотландского просветителя, его роль и место в политической и церковной жизни Шотландии того периода, судьба его научных работ.
1.2. "Шотландия в 40-60 гг.ХЛИ века". Исследуется тот социально-политический и экономический субстрат, на котором ьыросло Просвещение Шотландии. Основное внимание уделено анализу системы политического управления, положению в церкви и социально-экономическому развитию.
Во второй трети ХУШ века Шотландия представляла из себя весьма динамично развивающийся регион. За счет потери независимости страна получила доступ к английскому и колониальному ринкам. После экономического спада 10-20-х гг., вызванного недостаточной конкурентоспособностью местной продукции в полых условиях., с 40-х гг. перестроившаяся
шотландская экономика словно пускается вдогонку за южной соседкой. Начинается продолжительный экономический подъем. Стремительно капитализируется сельское хозяйство: прежняя ран-риг система вытесняется фермерством. За несколько десятков лет (с 1750 по 1815 гг.) рентабельность сельского хозяйства увеличивается в В раз /21 : 145-148/. Параллельно этому процессу наблюдается значительный рост мануфактурной промышленности, особенно в производстве льняных тканей, - с 1728 по 1770 гг. увеличивается в 6 раз (с 218397Ь ярдов до 13049535) и хлопчатобумажных тканей -с 1755 по 1770 гг. выросло в 4,5 раза. Ь этих отраслях внедряется самая передовая технология того времени, причем очень многие новшества были собственно шотландскими изобретениями. Не отстают от них и железоделательные мануфактуры, с конца 70-х гг. начавшие экспорт своей продукции и технологий (ружья и артиллерийские орудия, к примеру, закупались Россией).
Показателен общий рост шотландского экспорта - с 1755 ло 1774 гг. он вырос на 22%, а английский - только на 2% (но превосходил^ шотландский в 4-5 раз в расчете на душу населения) / 35 :66, 144-155/.
Параллельность процессов в сельском хозяйстве и промышленности, в значительной мере абсорбировавшей освобождавшиеся в результате "улучшений" в сельском хозяйстве рабочие руки, обусловила сохранение социальной стабильности в стране. Другим поддерживающим ее элементом стало вживание и адаптация прежних феодальных и даже клановых структур к новым условиям. На их основе в значительной степени развивалась и шотландская политическая система, опиравшаяся на беспрецедентную для Британии того времени власть традиционной землевладельческой знати. 1)уть этой системы состояла в контроле со стороны этой группы, также стремительно капитализировавшейся, над основный« политическими институтами - парламентскими выборами, Конвентом королевских городов, Генеральной ассамблеей пресвитерианской кирки и т.д., что обеспечивало политическую стабильность в ыспяющеися стране, оту группу пиддерляяали как идеологи- 8-
чески, так и собственным участием в общественной и политической жизни многие шотландские просветители; примером этому иоа.ет служить длительная борьба крыла "умеренных" в кирке, возглавляемых У.Робертсоном, А.Фергюсоноы и др.против ортодоксов - консерваторов, выступавших за устроение политической и общественной жизни на основе кальвинистских принципов.
Шотландская система образования была одной из лучших в Европе того времени. Обязательное начальное обучение, стипендии от приходов талантливым ученикам для учебы в университетах, устойчивая секуляризация образования, связь с практическими проблемами сделали шотландцев одной из самых грамотных наций Европы, а их университеты - ведущими научными центрами ХУИ1 века. А.Смит, А.Фергюсон, У.Робертсон, Лж.-Уатт, Т.Рид, Галлен - вот далеко не полный перечень тех, кто работал или преподавал в них.
Экономический прогресс способствовал улучшению качества жизни - питание, жилища и т.д. Наблюдался некоторый рост оплаты труда работников, особенно квалифицированных.
Характерным было то, что многие коренные изменения происходили на глазах одного поколения. Сама история,представ в сжатом виде, через экономический прогресс и его влияние на все сферы общественной жизни как бы раскрывала свои законы этой плеяде шотландских мыслителей.
1.5.'%отландское Просвещение. Истоки. Становление ис- , торизма'.' Для значительного числа современных исследователей феномен Просвещения Иютландии предстает как "неожиданный интеллектуальный взрыв", происа^дший в отстало^и невежественной стране /см., напр., 51 :1635-1636; 5С : 187; 45: 29 /. Отсутствует достаточная типологизация этого интеллектуального явления. Отсюда двуединая задача этого раздела - выявление истоков и характерных черт Шотландского Просвещения.
Три основных источника питали ту основу, на которой взошло Просвещение Шотландии. Первый - философская традиция эмпиризма (уже к началу ХУШ в. ныотонионизм практически выть-спил картезианство в шотландских университетах
/си. 49 ; 31 ; 32/) И локкоьскан эпистемология, основные положения которой были восприняты практически всеми "шотландцами" (кроме, пожалуй, Д.Юма). Второй - шотландская юридическая мысль шКолы "естественного права" второй половины ХУП - начала ХУШ в., развивавшая концепцию "общественного договора", разрабатывавшая теорию взаимоотношения личности и общества, собственности и ее места в общественных отношениях. Третий - шотландская политическая мысль - от ковенантерских памфлетов (особенно идея "баланса") до теоретических построений Э.Флетчера, ставившего такие волновавшие этих мыслителей проблемы, как проблема опасности "коммерциализации" общества, проблема политического равновесия, милиционных формирований.
Главным типологизирующим Шотландское Просвещение среди аналогичных интеллектуальных движений в других странах основанием служит его историзм. Он стал воплощением в исторических и обществоведческих исследованиях этих мыслителей эмпирической методологии Бэкона И Ньютона. Однако по определении области собственно его применения проходит водораздел внутри самого. Просвещения Шотландии. Часть его мыслителей, к которым в первую очередь относятся "идейный отец Шотландского Просвещения" Ф.Хатчесон и Д.Юм, связывали возможность применения эмпиризма как осноъы интроспективной рефлексии только с областью исследования человеческой природы, но оставались рационалистами в историософии (Хатчесон, Ионбоддо) или, скептически относясь к возможности познания объективного (как Д.Юм), постоянно попадались в "картезианскую ловушку" при толковании законосообразности исторического и общественного развития.
Другой группе мыслителей, составлявших Шотландскую историческую школу (Кеймс, Смит, Фергюсон, Робертсон), принадлежит новое для ХУШ в. видение истории. Опираясь на хатчесоновское и юмовское понимание человеческой природы как чувственной, а не рациональной, они увидели недостаточность привнесения эмпиризма только в ее исследование. Саму эту природу человека они рассматривали как ведшую, но опосредованную составляю^*) объективного за-
колосообразного процесса исторического развития. Сама история стала у них наукой со своим методом и своими законами, цель которой "учить... и воздействовать фактом" через раскрытие "действительного хода веще$Ц_ 4_которые мы вовлечены" /цит.по: "«U 5-6; 57; 90,101; 15;16 , 1:92/. Эти шотландские "философские историки" резко отмежевались от априорно-рационалистических построений типа локковского или гоббсовского "естественного состояния" или руссоистского "золотого века". Главная опора историка, подчеркивали они, - факты, критически поверяемые документом, свиде-тельствовами современников или здравым смыслом. Именно из их сцепления только и можно с помощью индукции извлечь "общие правила" - законы истории. Гипотеза же может иметь место лишь как дедуктивное построение, основанное на уже исследованных фактах и законах, и должна постоянно критически проверяться как ухе известным, так и новым научным материалом /16: 22; 8: 5, П6-117/. Отсюда сама история.как и другие области знания об обществе, предстала у них движением оснований. Главное ее основание, которым, в конечном итоге, опосредуются все остальные, они увидели в изменении "способа существования" (mode of aubaistence-ï.Роберт-сон, order for sustenance - Г.Кеймс). Еще в 30-40-х гг., задолго до Монтескье и Тюрго, в работах Кеймса было указано на определяющую роль этого основания в общественном раз-гитии, разрабатывалась теория исторического прогресса,-была дана трехчленная периодизация истории /15:65-66, 501 46 : 206/.
Глава П. Философия истории Адама Фергюсона. ПЛ. Основания и методология истории. Фергюсоновская историософская мысль является квинтэссенцией филосо^ско-историче-ской мысли Еотландской исторической школы. Она соединяет общие характерные особенности всей этой школы с оригинальным вкладом самого Фергюсона. Так, типична в целом для "шотландцев" его методология и понимание оснований кстории, но есть в них и особенное: этот мыслитель наи-Оолее последовательно проводил идею изучения человека н
влечь уроки, дабы не'повторить их путь /там же/.
Сам Фергюсон видит причины гибели великих цивилизаций древности (греческой и римской) в деградации гражданского духа членов этих обществ, которая была связана с объективными процессами - углублением разделения труда, отделением воина от гражданина, притоком богатств покоренных стран (для Рима) и развитием связанных с ними привычек -изнеженности, алчности и т.д. Эти общества не могли справиться с последствиями этих процессов и потому погибли /13-. У; 8 -.231, 230/.
Глава Ш.Общественная и политическая цысль Адама Фергюсона. Ш.1. Общество и государство. Движение политических Форм. Основные положения историософского анализа А.ФерГю-сона находят свою актуализацию в его социально-политической мысли. На эту область знания шотландский мыслитель возлагает особые надежды: именно она, вооруженная научным методом, опираясь на совокупный опыт человеческой истории, доляна помочь современным цивилизациям избежать участи предшествующих. Возможность решения ею этой задачи он связывает с результатом самого хода истории - накоплением политического опыта, развитием Тсокмуникаций и наук","лучи которых...распространяются в каждом углу..., обеспечивают методами познания и мышления..., входят в разговоры обычных людей" /Ю,1: 281/.
Решая эту задачу, он анализирует само развитие политических форм. Всего их он выделяет пять: монархию,демократическую и аристократическую республику, "смешанную" монархию и деспотизм. Первые четыре из них зиндятся на объективных основаниях - уровне развития "коммерческих и механических искусств" и связанными с ним "господствующими мнениями" - менталитетом общества; восходящее их развитие (от монархии до "смешанной" монархии) есть результат прогресса этих "искусств", углубления имущественного неравенства. Поэтому все абстрактные теории о переустройстве должны быть отвергнуты, т.к. каждая политическая форма связана с определенной ступенью общественного развития / 9 : 71/. Этим четырем формам противостоит деспотизм, как полнеб-
тическое воплощение вырождения общественного духа и признак гибели общества.
Жизнеспособность и залог дальнейшего развития всякого "политического общества" видится этому мыслителю в наличии "равновесия" между "несогласующимися интересами" главных составляющих их групп (часто он называет их рангами ( гавдз ), классами (с1и8зеа)). Ьсего их он выделяет четыре: монарх и его сторонники, знать, жречество и народ (в "коммерческом обществе" к ним может добавиться профессиональная армия) /ук.соч.: 122-124, 125, 151/. Каждая из них связана с определенным местом в обществе и долей собственности. С развитием последней связана сама роль каждого из этих "классов" на том или ином этапе и характер самого политического устройства: относительное равенство - первые монархии и демократические республики, усиление неравенства - аристократическая республика, "коммерческое общество" - "смешанная" монархия. Но если какой-либо из этих классов начинает доминировать, полностью подавляя в политической жизни остальные, затухает сама политическая жизнь, воцаряется деспотия и общество может быть отброшено "к временам варварства" /ук.соч.: 81, 272-274/.
В зарубежной марксистской историографии закрепился вывод Р.Паскаля о том, что Фергюсон был первым, кто увидел, что общественный прогресс идет "посредством классовой борьбы", в чем он предвосхитил основоположников марксизма / 44 :177-178/. Но при этом, однако, следует отметить, что жизнеспособность общества этот мыслитель связывает только с политическим "равновесием" между их конфликтующими устремлениями.
Ш.2. Проблемы "коммерческого общества" и политика. Анализ проблем современного ему коммерческого общества занимает особое важное место в фергюсоновском теоретическом наследии. Здесь он во многом опережает социальную мысль своего времени. В развитии этого общества "наиболее продвинутого" уровня цивилизации он видит целый ряд опасных и "пагубных" тенденций, которые могут повлечь "регресс"
и дане "возвращение к временам во;>. у;'1■ / 8
В первую очередь он находит эти "пагубные последствия" в беспрерывной углублении разделения общественного труда, в раздробляющем влиянии мануфактурного производства на личность работника, когда главной Функцией огромного числа людей становится только "движение рукой или ногой..., где мастерская может рассматриваться как машина, части которой - люди" /ук.соч.: 182/ ; в коммерциализации сознания граждан этого общества, когда стремление к получению прибыли начинает преобладать и "душить" все другие общественные интересы и гражданские обязанности.
Главная опасность этих процессов в том, что они влекут за сиоой "атомизацию" и дезинтеграцию общества. Занятие, вследствие беспрерывного разделения труда, только своим делом граждане теряют представление о проблемах своего - -общества, по- выракению Фергюсона, илотизируются / & :181; эту мысль не раз с одобрением цитировал Маркс/. Целый "класс" общества - мануфактурные и др.работники, превраща- I
ясь в "части машин", начинает выпадать из "баланса" параллельных (collateral )полигических сил общества. Но и другие "классы", также сосредоточивающиеся только на своих функциях в процессе разделения труда и подверженные "коммерческим" ценностям, тоже начинают терять свою "граждан- j ственность". Вследствие этого идет процесс отчуждения граж- ' дан от общества. Они уходят с "политической сцены" и их место занимают здесь "слуги общества" - бюрократия, которая сама по себе есть "механизм" ( engine ), следующий какой-то цели без всякого представления о ней / 8 :181-182/ и склонный "собственные интересы принимать за прерогативу" /ук.соч.: 264/, и профессиональная армия, которая служит не обществу в целом, а тому, кто ей платит / 9 :
I За 6-7 лет до "Глазговских лекций" А.Смита, с которыми иногда еще связывают определение этих "пагубных для оощества" последствий, А.йергюсон указал (и значительно острее) на них в своем памфлете "Размышления перед установлением милиции" (1756) / 7 :12/, который, к
121; 9:221-223/. Логическим последствием подобной ситуации может стать установление деспотизма, результатом которого может быть только упадок ( decline ) этого общества / е :21Ь/.
Фергюсон, в отличие от А.Смита и др., не верит в способность "коммерческого общества" к самоорганизации, ибо ситуация, по его мнению, здесь, в сравнении с ушедшими цивилизациями древности, усугубляется размахом разделения труда, "раздроблением" личности у значительной части его членов, господством "стремлений к прибыли" и уровнем их качествования в менталитете. Поэтому эти проблемы должно решать.
Острота фергюсоновского анализа предопределила, по меньшей мере, имплицитную радикальность целого ряда мер, принятие которых, по его мнению, должно составить задачи политики, дабы снять эти "пагубные последствия".
Первая из них - обеспеяение участия "людей всякого ранга, независимо от их достояния, в законодательной власти своей страны / 10 , I: 477; а : 165/. Аля Шотландии 60-х гг., где выборщиков в парламент было столько же,сколько в одном вестминстерском округе Англии, это требование было весьма радикальным (в последней главе последнего тона "Оснований..." (1792) Фергюсон ограничит необходимость участия "народа" только "долей" ( share ) / 10 , П: 472473/).
Вторая - поддержание постоянного политического "конфликта" между "основными группами" этого общества, который будет залогом силы его гражданского духа и через который эти "группы" или "классы" будут контролировать и ставить ограничения ( checks ) притязаниям друг друга / 9 :343/.
Третья - опора на милиционную, а не профессиональную армию. Посредством этого "илотиэируемые" члены этого оощества приобретают необходимые гражданские качества,
тому же, в отличие от смитовских лекций, был опубликован.
обеспечивается сочетание "политических и коммерческих добродетелей" .
Четвертое - "предупреждение чрезмерной аккумуляции богств в отдельных руках через ограничение увеличения частных богатств" / 8 : 157/.
Эти "мудрые и эффективные" меры, постоянно подчеркивает Фергюсон, "не могут идти далее условий и характера, которые народ предоставит" / 9 :31Л-315/. Дело науки -исследовать их, но не предлагать здесь абстрактные построения / 8: 225 /. При этом он не исключает возможности революции там, где это общество придет к состоянию крайней тирании, но исключает все притязания "спекулятивного разума" на определение и руководство этой ситуацией, ибо цена подобных переустройств очень велика для общества и "хирургической операции по излечению политического зла лучше предпочесть постоянство недомогания" /10 , П: Wl-ЬЭЭ/. "Самые великие революции происходят там, где никакое изменение в виду не имелось" / 8: 122), ибо сама "сила необходимости..., инстинкты природы ведут к цели с силой, которой спекулятивные максимы не могут ни сопротивляться, ни направлять" / Ю , П: 291/.
Заключение
Два "концептуальных куста" - круга теоретического наследия составляют главную заслугу А.Фергюсона. Первый из них - разработка, вкупе с другими "шотландцами", естественно-исторической концепции общественного развития, превращение самой этой области знания в науку со своим методом, органически связанной с ней политической теории, в основе которой лежало представление о государстве как эпифеномене естественно-исторического развития (но не главном носителе исторической инициативы), оптимальная роль которого состоит не в претензиях на руководство обществом, а в регуляции его развития на основе научного анализа существующих проблем.
Второй "концептуальный куст" объединяет наиболее значимые и оригинальные ^ергюсоноиские идеи: "пагубных
для общества" последствий "коммерческого" разделения труда, отчуждения, участия всех граждан в "законодательной власти", выводы о необходимости постоянного конфликта интересов различных общественных "рангов" и др., заложивших концептуальную основу многих теоретических построений XIX и XX вв.
Литература
1 Маркс К. Нищета философии. Соч. Т.
2 Маркс К. Капитал. Соч. Т.23.
3 Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии. Соч. Т.21.
4 Энгельс Ф. Письмо йозефу Блоху. Соч. Т.21.
5 Энгельс Ф. Как не следует переводить Маркса. Соч. Т.21.
6 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Соч. Т.21.
V íerguson i. lie flections previous to establishment of a
militia. L., 1756. 8 Ferguson Á. An Essay onthe History of the Civil Society / üd., 1767. У Ferguson i. Institutes of i.ioral ihilo3ophy. Basil,1BOO. 10 irerguson A. Principles of ¡..oral and Political Science, /lid., 1792.
11 Ferguson V. Analysis of pneumática and moral philosophy, üd., 1766.
12 jferguoon л. The liiatory ol' proceedings in the сазе of ;..argtiret, commonly called ¿'eg, only lawful sister to John Bull. Esq. 17Ы.
13 ¿"erguson A. Tue liiatory or the Progress and termination of tioman Republic. 3 vs. Ь., 1763.
14 Юм Д. Соч. в 2-х т. М., 1965.
15 Kames íl.H. British antiquities. L., 1747.
16 Koines H.H. Historical law tracts. Edinburgh, 1767.
17 Karnes H.H. ¿ззауз on the principles of morality and natural religion. Ed., 1751.
16 Robertson ii. History of Jcotland. 2 vs. L., 17b9. 19 Smith X. Lectures on justice, police, revenue and arms. Oxford, 1Ь9&.
¿0 Smith .1. lectures on rhetoric and bells lettre.i. Glasgow,
1В9Э.
¿1 A Source book oí Scottish History / ¡id. .'/.Dickinijon. licUn-
burgn 1958-19&1. voi.iix.
22 Английская буржуазная революция ХУ11 в. // Под ред.В.А. Косминского, Я.А.Левицкого. М., 1954. T.I.
23 Аникин А.В. Адам Смит и Адам Фергюсон // Вопроси истории. 1965. Ш 5.
24 Барг П.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. Ц.,1987.
25 Гегель И.В.Ф. Философия истории. Соч. Т.8. M.-J1., 1935.
26 Лебедев Ю.Б. Эдмунд Берк и Буржуазная Французская революция. JI., 1983. Канд.дисс.
27 Лучицкий И.В. Адам Фергюсон и его историческая теория // Университетские известия. Киев, 1868. № 9, II, 12; 1869. te I.
28 Морган Л.Г. древнее общество, л., 1934.
29 Blaug И. Storia е critica delln teoriu economica. Roma, 1970.
30 Bouet H. Adam /erguson et аез Idees Politique et Sociales // Journal des Kconoinistes. 5e aeries, iXJCVl, december. Paria, 1898.P.321-324.
31 Cant R.G. The ü'cottish universities and Scottish society in the 18th century // SonV, 19Ь7. И 15B. V, 1953-19Ьь.
32 Olive J. The social background of the Scottish renaissance II Scotland in the age of Improvement, bd. , 1975.
33 Jompte Л. Syateme de politique positive. 14 vs. i'aria, 1912.
34 Oousin V. Cours d'histoire de la lhilo3ophie i.orale au dixuitieme siecle. Varis, 1Q40.
35 Durie A. The Scottish linen industry in the eighteenth century, rid., 1979.
36 iluth ii. Sociale und indiviaualiaclie Auffu3iuig in 18. ouhrriundert, vomehmlich hei .vdou Smith und Adam ferguaon. Leipzig, 1áO'(.
37 Janet i', ¡liatoire de la Science politique dans аез Rapports avc3 la i.orale. 2 vis. 3erae ed. 1-., 1837. Vol.11.
3B Jellinek G. L'éttit moderne et son droits. V., 1911.
3y jiuneko U. Loralphilosophie Adam »rguson. i.eipr.ig, 1W3.
40 Kettler L>. The sociul and political thought of ¿dam i'erguaon. Ohio, 1965.
41 Lehmann Vi.iJ. ¿dam /erguson and the beginnings of tiodern Sociology. H.Ï., 1930.
42 Keinecke >'. Die linstehung dea Hiatorismus. Hiinich, 193ii. Bd.1.
43 Oncken ». Adam Smith und Adam jKerguson // Aufsatz in der Zeitschrift fiir sozialyiasenschaft.i-eipzig, 1909. vol.III. S.129-136, 202-216.
44 laocal R. Property and aociety. 'Che Scottish historical school of the eighteenth century // liodexn Quarterly. 1938. liarch. P.1667-1679.
45 ïhillopson îi. Towards a definition of the Scottish Enlightenment // City and aociety in the 16th century. Toronto, 1973. pp. 125-147.
46 R0S3 I.C. Henry Home. Princeton, 1972.
47 Saint-Simon C.A.de. Oeuvres. P., 1966. Vol.1.
48 Salvucci P. Adam i"erguaoni aociologia e filoaofia politica. Urbino,1972.
49 Shepherd ii.C. Newtonianiam in Scottish Universities in the seventeenth century // Ofc.HofS6. îp.65-83.
50 Sinout T.(J. A history of the Scottish people. 1560-1832. 1., 19b9.
51 Trevor-i'oper II.R. Scotland and the puritan revolution // Religion and Social change. L.., 1967. Pp.392-444.
52 Trevor-îoper 11.R. The Scottish Enlightenment // Son V. Vol.LVIII. Ceneve, 1967. Pp.1635-165fl.
Abbrevations i
O&N of SE - The Origins and nature of the Scottish Enlightenment essaya / Ed.by R.H.Campbell. Ed.,1982.
Son V - Studies on Voltaire and the eighteenth century
Апробация работы. Основные выводы и положения диссертации были отражены автором в докладах на конференциях и семинарах: семинаре по сравнительной истории цивилизаций ИВИ АН СССР, Всесоюзных социологических чтениях (Москва, 1990), Международной научной конференции "Сравнительная история цивилизаций" (Москва, 1990).
По теме исследования были опубликованы следующие работы:
Адам Фергюсон о происхождении общества и государства 1I Демократизация общественной и государственной жизни: история и современность. Деп.ИНИОН, 1988 (0,8 п.л.).
Общественно-политическая мысль шотландского просветителя Адама Фергюсона в произведениях основоположников марксизма // Молодые ученые - науке (тезисы докладов). -Ижевск, 1989 (0,08 п.л.).
Проблема развития общества и его регулирования в историософской мысли Шотландского Просвещения // Материалы Всесоюзных социологических чтений "Инновационная деятельность в системе социальных отношений". М., 1990 (0,15 п.л.).
Концепция цивилизации в философии истории Шотландского Просвещения // Материалы международной научной конференции "Сравнительная история цивилизаций (вопросы теории, методологии, истории)". М., 1990, часть 0,75 п.л., в печати).