автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
История формирования современной родовой структуры гыданских ненцев

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Квашнин, Юрий Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Диссертация по истории на тему 'История формирования современной родовой структуры гыданских ненцев'

Полный текст автореферата диссертации по теме "История формирования современной родовой структуры гыданских ненцев"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ г _ _

Г Го ОД

имени H.H. МИКЛУХО-МАКЛАЯ

1 d Д£п Ш

На правах рукописи

КВАШНИН ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОДОВОЙ СТРУКТУРЫ ГЫДАНСКИХ НЕНЦЕВ

Специальность 07.00.07 этнография, этнология и антропология

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва 2000

Работа выполнена в Отделе этнографии народов Крайнего Севера и Сибири Ордена Дружбы народов Института этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая Российской академии наук

Научные руководители:

доктор исторических наук

Г.М. Афанасьева

доктор исторических наук

З.П. Соколова

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук

Ю.И. Семенов

кандидат исторических наук

Е.Т. Пушкарева

Ведущая организация:

Кафедра этнографии исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

на заседании диссертационного совета К 002.76.01 по защите диссертащ соискание ученой степени кандидата исторических наук при Институте этнолс антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая РАН по адресу: 117334, Москва, Ленинский проспект, д. 32а, корп. В.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института этноло! антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая РАН Автореферат разослан

Ученый секретарь диссертационного совета

Л.В. Остапенко

Защита состоится

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы

Одной из важнейших проблем для народов Севера и Сибири на современном >тапе является проблема сохранения национальных культурных особенностей, к ним зтносятся: традиционные виды хозяйственной деятельности, бытовой уклад, национальная одежда, язык, социальная организация и пр. Каждая из перечисленных эсобенностей имеет свое значение для жизни этноса. Социальная организация занимает в этом ряду особое место. Проблемам, связанным с ней, посвящено достаточное количество научных статей и монографий. Однако вопросы градиционной и современной социальной структуры северных народов, агиографические особенности их развития в прошлом и настоящем требуют дальнейшей, углубленной проработки.

Социальная организация является одним из показателей стабильности этноса, поэтому ее изучение позволит выработать необходимые меры по улучшению современной этнодемографической ситуации в северных регионах.

Объектом для исследования проблем социальной организации нами были выбраны гыданские ненцы, у которых в наибольшей степени сохранились до настоящего времени традиционные социальные институты, такие как род и фратрия.

Гыданские ненцы являются одной из групп сибирских тундровых ненцев. Наряду с нганасанским, энецким и селькупским, язык ненцев входит в самодийскую группу уральской семьи языков. По антропологическим признакам ненцы относятся к монголоидам. Основными хозяйственными занятиями ненцев являются оленеводство, рыболовство и собаководство.

Свое название гыданские ненцы получили по месту основного проживания -Гыданскому полуострову. Большая часть полуострова относится к Тазовскому району Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). В его территорию входят также восточная часть Тазовского п-ова и низовья р. Таз. Заселение полуострова ненцами началось в XVII в.

Гыданский п-ов был полностью исследован только в XX в. До этого времени О] не представлял никакого практического интереса для экономики России (з исключением пушнины в виде ясака). Вплоть до XX в. гыданские ненцы н подвергались жесткому административному делению с регламентацией маршруте: кочевок. Подобное положение способствовало тому, что эта группа ненцев сумела н протяжении веков, находясь в практически полной изоляции от внешнего м ирг сохранить национальные культурные и бытовые особенности.

В самых первых подробных источниках по ненцам ХУП-ХУШ вв. у ни фиксируется род. По этим источникам родовые объединения соответствую параметрам общепринятого содержания рода в отечественной литературе, из чег можно допустить, что к тому времени у ненцев уже сформировалась родова структура. В систему административных родов ненцы не укладываются. Такова был ситуация на предшествующем нынешнему этапе исследования.

Проблематика, касающаяся родовой системы у ненцев и других народов Север; несмотря на высокий уровень изученности, имеет ряд невыясненных вопросо! Ненцы в этой связи дают богатейший материал для исследования проблем, связанны с родом, поскольку имеют вековую, исторически подтвержденную родовую систем; не подвергшуюся, по имеющимся литературным данным, трансформации вследстви государственной деятельности по фискальному учету. Гыданская же группа сред всех прочих ненцев является популяцией, наиболее сохранившей традиционну] социальную структуру, так как была наименее подвержена изменениям в социальнс экономической и культурной сферах.

Таким образом, мы имеем возможность с помощью современны методологических подходов уточнить и дополнить представление о сути родово системы ненцев как наиболее ярких представителей народов Севера, сохранивши этот институт.

Степень изученности проблемы

Родовая организация ненцев достаточно хорошо изучена. Упоминания

>азличных родах ненцев встречаются в записках российских путешественников и «следователей XVII1-XIX. вв., участников академических и других экспедиций. Греди них П.С. Паллас, И. Лепехин, В. Иславин, А. Шренк, М.А. Кастрен и др.

В начале XX в. сведения о родовом составе ненцев приводили в своих работах \.А. Дунин-Горкавич, Б.М. Житков. В 1920-30-е гг. о родах ямальских ненцев писали Г.И. Артеев, И.Ф. Ного, В.П. Евладов, М.М. Броднев, Г.Д. Вербов и др.

Во второй половине XX в. проблемам происхождения ненецких родов уделяли эольшое внимание Б.О. Долгих, J1.B. Хомич, В.И. Васильев, Ю.Б. Симченко, Н.М. Герешенко.

Необходимо отметить, что исследователи первой половины XX в. работали в основном на п-ове Ямал и в своих трудах приводили списки родов ямальских ненцев.

О ненецких родах и местах их расселения в конце XIX в. писал в работе «Тобольский Север» A.A. Дунин-Горкавич (1995, Т. I). В «Сведениях о ненецких родах и ватагах, численности ясачных душ по Обдорской инородной управе на 1 января 1915 г.» тот же автор дает развернутую картину состава ненецких родов и ватаг, а также уточняет места их зимних и летних кочевий (1994).

Одной из самых значительных работ о ненецких родах является работа Г.Д. Вербова «Пережитки родового строя у ненцев» (1939). В ней автор привел полный список родов сибирских тундровых ненцев, который, по словам, автора, охватывает около 90% всех ненецких родов как европейской, так и азиатской частей СССР. В данном исследовании, впервые с научной точки зрения, рассматриваются деление всех ненцев на фратрии, проблемы родовой и фратриальной экзогамии, анализируются причины нарушения экзогамии, а также затрагивается вопрос о хантыйских по происхождению родах в составе тундровых ненцев.

Непосредственно о родах Гыданского п-ова имеются сведения в очерке А. Куриловича «Гыданский полуостров и его обитатели» (1934). Однако автор упоминает здесь только роды ненцев, кочевавших по северной части полуострова. Кроме того, названия родов, в которых имеется меньше двух семей, в данной работе

не упоминаются, поэтому нельзя составить полной картины о составе родов на север полуострова.

В отличие от своих предшественников, исследователи второй половины XX е перешли от перечисления ненецких родов к изучению истории их формирование Однако в своих работах они затрагивали в основном общие вопросы этническо истории ненцев, по большей части ее ранних этапов. Что касается современны процессов, то многие авторы пытались рассматривать их у всех ненцев в целом, выде ляя в ненецком массиве только основные территориальные группировки европейских, азиатских тундровых и лесных ненцев.

Изучения и сравнения культурных, хозяйственных, демографически особенностей локальных групп (ямальских, надымских, гыданских и др.) ненцев н проводилось. Это связано с тем, что большинство исследователей опиралось н полевые материалы, собранные в основном у европейских ненцев и на Ямале. Други регионы проживания ненцев были изучены слабо. Наименее исследованной этнографическом отношении до сегодняшнего времени оставалась территори Гыданского п-ова.

Систематического изучения демографических процессов у ненцев н проводилось. Большинство исследователей приводили в своих работах общи сведения о численном составе ненцев или численности плательщиков ясак; указывали места расселения родов. В основном подобные сведения являлись часты больших исследований и относились ко всем ненцам в целом.

В своей работе «Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в.» 1960 Б.О. Долгих анализирует родовой состав обдорских «самоедов». Автор показывае динамику численности плательщиков ясака в родах с конца XVII по начало XVIII в выясняет причины изменения численности ненцев, делает предположения по повод исчезновения или возникновения тех или иных родов.

Большую научную ценность представляет другая работа Б.О. Долгих «Очерк по этнической истории ненцев и энцев» (] 970). В ней автор уточняет список ненецки

родов, составленный Г.Д. Вербовым, приводит дополнительные данные о численности родов, их расселении, распределении по фратриям и происхождению. В гвоей работе он опирался в основном на материалы Похозяйственной переписи населения Приполярного Севера СССР 1926-1927 гг.

J1.B. Хомич в работе «Проблемы этногенеза и этнической истории ненцев» (1976) уточняет некоторые положения Б.О. Долгих, касающиеся вопросов этногенеза ненцев. Автор, опираясь на собственные полевые материалы, корректирует фратриальную принадлежность отдельных родов.

Вопросам этногенеза и этнической истории ненцев и энцев посвящена монография В.И. Васильева «Проблемы формирования северо-самодийских народностей» (1979). В этой работе автор попытался проследить в историко-хронологической последовательности сложение двух родственных народностей. Он подробно рассмотрел вопросы, связанные с вхождением в состав ненцев и энцев южно-сибирских компонентов, а также роль аборигенного субстрата Северной Евразии в этногенезе этих народов. Далее автор осветил вопросы этнической истории ненцев и энцев в XVII-начале XX в.

Ю.Б. Симченко в своей работе «Некоторые данные о древнем субстрате в составе народов Северной Евразии» (1968) анализирует сущность форманта «мера», присутствующего в названиях нганасанских родов Фалочера, Чунанчера, Линанчера и ненецких родов Лаптандер и Салиндер. Наличие данного форманта, по мнению автора, указывает на происхождение этих родов от аборигенного населения Заполярья.

Проблемы деления больших ненецких родов на ватаги и патронимии затрагивает в своей работе «Северо-Западная Сибирь в XVIII - первой половине XIX в.» H.A. Миненко (1975). В частности, автор, характеризуя ненецкие ватаги и угорские патронимии, отмечает, что ватаги меньше подвержены разложению.

Следует отметить, что в работах предшественников многие вопросы социальной организации ненцев были раскрыты не полностью, а некоторые совсем не

рассматривались. Из этого вытекают цели и задачи диссертации, изложенные ниже.

Цели и задами исследования

Настоящее исследование посвящено изучению современной родовой структур! гыданских ненцев и составляющих ее этнических компонентов, а также анализ; демографических процессов прошлого и настоящего, происходивших в междуречы Оби и Енисея. Задачи, вытекающие из этого, сводятся к следующему:

- проследить в хронологическом порядке историю формирования современно] родовой структуры гыданских ненцев, с выделением этнических компонентов, е> составляющих;

- дать числовые характеристики ненецких родов в традиционный и современны) периоды их развития;

- проанализировать современные этнодемографические процессы у гыдански: ненцев;

- рассмотреть традиционные брачно-родственные отношения гыданских ненце в XX в.

Хронологические рамки исследования

Хронологические рамки диссертации включают в себя два этапа - с конца XVII в. до начала XX в. и со второй четверти XX в. до середины 1990-х гг. Они условн названы «традиционным» и «современным» периодами. На первом этапе шл формирование современной родовой структуры гыданских ненцев. Второй этап ха растеризуется в основном хозяйственными и демографическими изменениям! вызванными социально-экономическими и политическими преобразованиям советского времени.

Выбор нижней границы хронологических рамок обусловлен тем, что именно конца XVIII в. начинается подробное документирование сибирских тундровы ненцев в ревизских переписях.

Источники

Для решения поставленных задач были привлечены следующие источники:

1. Архивные материалы из фондов. Тобольского филиала государственного фхива Тюменской области (ТФ ГАТО). В основном это материалы ревизских переписей («ревизские сказки»). Статистические подсчеты были сделаны по первичным материалам IV (1783 г.), V (1795 г.), VI (1811г.), VII (1816 г.), IX (1851 г.), К (1858 г.) ревизий по Обдорской волости Березовского уезда (ТФ ГАТО, Ф. 154, оп. 8, дд. 43, 72, 289, 404, 756, 992).

В этом источнике содержатся сведения о родовом составе обдорских «самоедов» и его изменениях, в частности, делении родов на патронимии. Он позволяет выявить демографические особенности развития ненецкого этноса в конце XVIII - второй половине XIX в.: динамику родового состава и численности семей в родах, половозрастные характеристики населения, частоту и направленность браков и т.д. Из этого массива были извлечены материалы, касающиеся Низовых ненцев.

2. Архивные материалы сельских советов и Тазовского районного ЗАГСа, собранные в 1993-1996 гг., содержат ту же информации по советскому периоду. В сельсоветах сведения по демографии извлекались в основном из похозяйственных книг 1950-90-х гг. Они были использованы для выявления демографических особенностей современного развития гыданских ненцев: половозрастных характеристик, образовательного уровня и профессиональной занятости населения, семейной структуры и т.д., а также для сравнения демографичаских процессов прошлого и настоящего. Материалы ЗАГСа 1930-90-х гг. позволили определить динамику рождаемости и смертности населения, частоту и направленность браков и т.д.

3. Экспедиционные материалы, включающие в себя, полученные путем массового опроса, генеалогические описания гыданских ненцев.

Полевые исследования проводились в 1993-1996 гг. в Тазовском районе ЯНАО, в составе Гыданского отряда Северной экспедиции Института этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая Российской академии наук. Основная работа велась в пп. Гыда (октябрь-ноябрь 1993, август 1995), Антипаюта (июль-сентябрь

1994, август 1995, апрель 1996), Находка (август 1995; январь-февраль 1996) Тазовский (июль-сентябрь; ноябрь-декабрь 1995). Было также совершено три выезд; в тундру, в стойбища оленеводов и рыбаков (август 1994; март-апрель 1995; март-ап рель 1996).

Эти материалы позволили выявить характер брачных связей и определит] минимальную и оптимальную дистанции при заключении браков.

Использованные источники в целом дают репрезентативный материал дл: решения вопросов, поставленных в диссертационном исследовании.

Методология исследования

Научно-методологической основой исследования являются сравнительно исторический метод, методы общей демографии и математической статистики методика генеалогический описаний, различные методы обработки массовы: архивных источников (систематизация, выборка, составление картотеки и пр.).

Научная новизна и практическая значимость

Диссертация является первым исследованием, в котором рассматриваютс: проблемы социальной организации сибирских тундровых ненцев на современно? этапе, в частности, вопросы сохранения ими до настоящего времени традиционньг институтов фратрии и рода.

Для целей исследования были привлечены и введены в научный оборо некоторые документальные источники за ХУШ-ХХ вв., не публиковавшиеся ранее Анализ этих материалов позволил уточнить данные некоторых ученых < происхождении отдельных ненецких родов, проследить динамику численност родового и семейного состава гыданских ненцев за 200 лет, дать характеристик брачно-родственных отношений, а также выявить связь между сохранением ненцам кочевого образа жизни и сохранением традиционной родовой организации.

Из этого вытекает практическая значимость работы. Материалы диссертаци могут быть использованы при разработке практических мероприятий по улучшенш социально-экономической обстановки в регионе; для прогнозировани

демографических процессов; корректировки отрицательных тенденций. Кроме того, особенности социальной организации гыданских ненцев представляют интерес при изучении этнической истории этого народа. Эти материалы можно применить при разработке спецкурсов для студентов гуманитарных факультетов.

Апробация работы

Диссертация обсуждалась на совместном заседании Отдела этнографии народов Крайнего Севера и Сибири и Координационно-методического центра «Народы и культуры» Института этнологии и антропологии РАН и рекомендована к защите.

Положения диссертации докладывались и обсуждались на региональных и областных конференциях в Тобольске (1997, 1998, 1999), Тюмени (1999), Барнауле (1999). Некоторые результаты диссертации отражены в 11 опубликованных работах.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В приложении помещено 65 таблиц.

Основные положения диссертации

Во введении обосновывается актуальность темы, дается общая характеристика гыданских ненцев как объекта исследования, анализируется степень изученности проблемы, формулируются цели и задачи работы, определяются ее хронологические рамки, характеризуется источниковая база диссертации, кратко излагаются научно-методологические основы и методика исследования.

Глава I «Формирование родовой структуры гыданских ненцев в ХУН-ХХ вв.» полностью посвящена описанию истории формирования локальной группы ненцев на территории Гыданского п-ова. В ней дается характеристика родового состава гыданских ненцев и вошедших в него этнических компонентов, анализируются причины миграций различных этнических и территориальных групп, показывается современное расселение представителей ненецких родов на рассматриваемой территории.

Гыданскими в настоящем исследовании называются ненцы, проживающие на

территории Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Район включает в себя большую часть Гыданского п-ова, восточную часть Тазовского п-овг и низовья р. Таз.

История формирования родового состава гыданских ненцев охватывает период с середины XVII до середины XX в. Формирование шло тремя основными путями: 1 Выделение патронимий из основных ненецких родов Харючи и Вануйто; 2 Вхождение в состав ненцев части энецких родов; 3. Вхождение в состав ненце! локальных групп нижнеобских хантов. В состав гыданских ненцев влились также отдельные представители лесных и европейских ненцев, селькупов, русских и татар.

Временные рамки первого пути ограничиваются концом XVII - началом XX в Основу современной родовой структуры гыданских ненцев составили роды Низовьи «самоедов», зафиксированные в ясачных и ревизских переписях конца XVII и XVIII XIX вв. по Обдорской волости Березовского уезда.

Главной причиной дробления больших родов на патронимии стало развитие ] XVII-XIX. вв. крупнотабунного ненецкого оленеводства, которое привело 1 значительному увеличение численности людей в родах.

Второй путь формирования родового состава гыданских ненцев проходил в то же отрезок времени, что и первый. В XVII в. по причине оскудения охотничьи: угодий, в результате хищнического промысла и невозможности в связи с этим уплат! ясака, обдорские ненцы стали откочевывать на восток. Другой причиной, видимо стало развитие оленеводства, вызывавшее необходимость в перекочевках на новы пастбища.

Ко второй половине XVII в. ненцы окончательно закрепились в низовьях Таза 1 Енисея, вытеснив оттуда исконных насельников этих мест - энцев. Оставшиеся н этой территории отдельные представители энецких родов к концу XVIII - началу ХТ в. были ассимилированы ненцами. Таким образом, в составе Низовых «самоедов появились роды энецкого происхождения. В похозяйственных книгах Тазовског района ЯНАО они стали фиксироваться с начала 1930-х гг.

Третий путь охватывает период с конца XIX по середину XX в. Он также связан ;о становлением крупнотабунного ненецкого оленеводства. На хозяйственной основе развивались в низовьях Оби отношения между Обдорскими ненцами и северными приобскими хантами. Ханты заимствовали у ненцев многие элементы оленеводческой культуры. Отдельные группы хантов, воспринявших оленеводство, были к концу XVIII в. ассимилированы ненцами, а к середине XIX в. они окончательно оформились в ненецкие роды хантыйского происхождения.

Первые сведения об их появлении в низовьях Таза и Енисея относятся к концу XVII в. В состав гыданских ненцев представители этих родов вошли в первой половине XX в. Массовые перекочевки различных групп ненцев на Гыданский п-ов были вызваны кампаниями колхозного строительства и раскулачивания 1930-40-х гг.

Можно оказать, что главное влияние на формирование родовой структуры гыданских ненцев на протяжении 300 лет оказывали экономические причины.

Глава II «Числовые характеристики родов в традиционный и «современный периоды их развития» состоит из трех разделов. В первом разделе «Характеристика родового состава Низовых ненцев в XVШ-XIX вв.» рассматривается динамика численности родового состава Низовых «самоедов» в традиционный период. Особое внимание уделяется демографическим характеристикам ненецких родов и Низового сообщества в целом.

Анализ демографических процессов проводился по материалам V ревизской переписи 1795 г., в которой Низовые ненцы зафиксированы наиболее подробно. В ходе работы был проведен анализ половозрастного состава родов, определено число людей репродуктивного периода в каждом роду (мужчины от 18 до 50 лет, а женщины от 18 до 45 лет). Пропорциональное соотношение между дорепродуктивным (9-19 лет) и репродуктивным (20-39 лет) поколениями составило 1.00:1.44, т.е. на одного человека, находящегося в дорепродуктивном периоде, приходилось 1,44 человека в репродуктивном. Из этого следует, что характер воспроизводства популяции Низовых ненцев в 1795 г. был сужающимся.

Средний возраст умерших за 13 лет, прошедшие между IV (1782 г.) и V (1795 г.; ревизиями составил в целом 55 лет по всей группе Низовых ненцев.

Далее в этом разделе анализируется динамика численности семей в ненецких родах и людей в семьях за 1783 - 1858 гг. Основной тенденцией здесь сталс сокращение от ревизии к ревизии количества семей в родах и увеличение численности людей в семьях. Появление большесемейных коллективов у ненце! связано с развитием крупнотабунного оленеводства, которое требовало все большегс числа людей, способных управляться с постоянно растущими стадами оленей.

Большие ненецкие семьи состояли, как правило, из нескольких малых возглавляемых сыновьями глав больших семей. Обычно большая ненецкая семь; состояла в среднем из двух-трех малых.

Ко второй половине XIX в. изменилась структура семей Низовых ненцев Исчезли семьи одиночек, составлявшие в конце XVIII в. довольно большой процент Сократилось число бездетных семей. Количество детей в семьях в целом возросло.

В дальнейшем изложении дается характеристика брачных связей Низовье ненцев. В V ревизии 1795 г. в этой группе отмечено всего 566 браков. Анали: материалов показал, что большинство браков было заключено внутри Низовоп сообщества родов. На западе Низовые ненцы заключали браки с представителям! ненецких родов Каменной стороны, а также с «остяками» различных городков и юр Обдорского ведомства. На востоке их брачными партнерами являлись предю современных энцев из рода Мундуков, относившихся к Мангазейском; (Туруханскому) ведомству.

Во втором разделе «Характеристика родового состава гыданских ненцев 1 ХХв.» описывается расселение Низовых ненцев в начале XX в., анализируютс: причины миграционных процессов, показывается влияние административной деления на формирование локальных групп у гыданских ненцев.

Наиболее полные сведения о расселении Низовых ненцев в первой четверти Х> в. содержатся в работе Б.О. Долгих «Очерки по этнической истории ненцев и энцев»

вышедшей в 1970 г. В ней автор использовал материалы Приполярной переписи населения 1926-1927 гг. Из общей картины расселения ненцев в тот период можно выделить территорию проживания как всех Низовых ненцев (от Надыма до Енисея), так и территорию проживания гыданских ненцев в границах современного Тазовского района ЯНАО. В нее входят п-ов Евай, Гыданский п-ов, тундра к востоку от Гыданской губы, занимаемые северо-гыданской группой ненцев; восточная сторона Тазовской губы и восточная часть Тазовского п-ова, занимаемые южно-гыданской группой; устье и низовья Таза, где живут представители тазовской группы ненцев. В каждой из групп, кроме Низовых, отмечены также роды ямальских (в северо-гыданской группе и лесных) ненцев и роды энецкого и хантыйского происхождения.

К 1995 г. крупных изменений в родовом составе гыданских ненцев не произошло, из него выбыли лишь некоторые роды, состоявшие из одной или двух семей. Существенно увеличилось количество семей, относящихся к родам ямальских ненцев и родам хантыйского происхождения. Это связано как с естественным приростом населения, так и с вынужденным переселением семей из других регионов. Массовые перекочевки происходили в 1930-40-е гг. в связи с колхозным строительством и раскулачиванием.

Нач1шая с 1930-х гг., гыданские ненцы были разделены по месту приписки на четыре сельских совета: Гыданский, Антипаютинский, Находкинский и Тазовский. Ненцев, живуших на территориях этих сельсоветов можно условно разделить на три больший категории - оленеводов, рыбаков и поселковых жителей. Оленеводство более распространено на севере, а рыболовство на юге Гыданского п-ова и в низовьях Таза. В поселках проживает примерно 1/3 часть ненецого населения Тазовского района.

Третий раздел «Этнодемографнческие характеристики населения национальных поселков Тазовского района ЯНАО» состоит из двух частей. В части а) «Возникновение поселков в Тазовском районе и формирование их популяций»

описывается история строительства в 1930-е гг. поселков в Тазовском районе и даются расшифровки их названий. Далее говорится о формировании их популяций начавшемся в 1920-30-е гг. с организации рыболовецких артелей, а затем I оленеводческих колхозов.

Население п. Гыда сформировалось в 1930-40-х гг. в основном и: представителей ненецких северо-гыданских родов и части переселенцев с Ямала I юга Гыданского п-ова. Антипаютинская поселковая популяция сформировалась в т< же годы, что и гыданская, из представителей южно-гыданской группы родов, част1 переселенцев, с Ямала и Тазовского п-ова, а также нескольких семей из п. Гыда Основу находкинской поселковой популяции, окончательно сформировавшейся 1 конце 1940-х гг., составили представители родов южно-гыданской группы. Затем 1 нее влились переселенцы с Ямала, Тазовского п-ова и севера Гыданского п-ова Население п. Тазовский неоднородно. Ненцы составляют в нем около 15%. Основ; представляют роды Тазовской группы ненцев, т.е. родов энецкого происхождения 1 нескольких собственно ненецких родов. Позже в п. Тазовском поселились отдельны! семьи из Гыды, Антипаюты, Находки, а также переселенцы с Ямала и Тазовского п ова.

В части б) «Современная этнодемографическая ситуация у гыданских ненцев) дается характеристика демографических процессов у ненцев, приписанных ко все» четырем сельсоветам Тазовского района. Отдельно по каждому сельсовет характеризуются национальный и половозрастной состав населения, определяете: число людей, находящихся в репродуктивном возрасте, выявляется соотношени дорепродуктивного и репродуктивного поколений, показывается распределени коренного населения по образовательному цензу и по профессиональной занятости дается характеристика семейного состава, структуры семьи, брачных отношений.

Проведенный анализ показал, что гыданская, антипаютинская, находкинска (включающие в себя как поселковых, так и тундровых жителей) и тазовска (тундровая) группы являются практически мононациональными. Представител:

цругих национальностей не оказывают значительного влияния на демографические процессы в Тазовском районе. Большая часть коренного населения , 2/3 проживает в тундре. Средняя продолжительность жизни гыданских ненцев составляет чуть больше 47 лет. Это на 8 лет меньше, чем в 1795 г. Во всех группах, кроме тазовской, характер воспроизводства населения является расширяющимся. Образовательный уровень ненцев Тазовского района невысокий, большинство людей имеет среднее образование, которого вполне достаточно для полноценной жизни в тундре. Работают ненцы, по большей части, в традиционных отраслях хозяйства - оленеводстве и рыболовстве. В связи с нестабильной экономической ситуацией происходит сокращение штатов в оленеводческих совхозах и на рыбозаводах, за счет чего растет число оленеводов-единоличников. Среди однонациональных семей коренного населения четко прослеживается разделение на многодетные семьи жителей тундры и семьи с небольшим количеством детей или вовсе бездетные поселковых жителей. Межнациональные браки заключаются только б поселках. Национальность детям от смешанных браков присваивается по национальности родителя-ненца.

В итоге можно сказать, что за период с конца XVIII по конец XIX в. родовой состав Низовых ненцев претерпел изменения как в количественном, так и в качественном отношении. По данным переписей ХМП-ХК вв. численность людей в родах Низовых «самоедов» колебалась. Здесь имели место перекочевки некоторых родов на соседние территории, эпидемии, а также недоучет населения ясачными сборщиками. Несмотря на это, основные демографические показатели в родах оставались в пределах нормы. Заметные изменения произошли в семейной структуре, в связи с развитием крупнотабунного оленеводства.

В XX г. на семейную структуру гыданских ненцев оказало влияние строительство поселков, вызвавшее переход части ненецкого населения на оседлый образ жизни. Семьи тундрового населения стали отличаться от семей поселковых жителей большим числом людей в них и стабильными демографическими показателями. Это еще раз доказывает, что сохранение традиционного образа жизни,

связанного о оленеводством, оказывает благотворное влияние на демографическж процессы в ненецком сообществе.

Глава III «Традиционные брачно-родственные отношения гыданских ненцев i XX в.» состоит из двух разделов. В первом разделе «Брачные связи» показаж количество браков гыданских ненцев за 1928-1994 гг. и их направленность Анализируя материалы Тазовского районного ЗАГСа, удалось выяснить, чт< гыданские ненцы заключают браки преимущественно в своей этнической сред( (95,2% от всех браков), включая сюда лесных и европейских ненцев, а таюю потомков ассимилированных ненцами энцев, хантов, селькупов, русских и татар Браки с представителями других национальностей составляют всего 4,8% от общеп числа. Все они заключены в поселках.

Большинство однонациональных браков было заключено внутри локальны: территориальных групп - гыданской, антипаютинской, находкинской и тазовской Браки между представителями разных групп очень редки. Не имеют широкоп распространения и браки с жителями соседних регионов. Зафиксировано всего не сколько случаев браков с ямальскими, пуровскими и енисейскими ненцами.

Отмена в 1920-е гг. собственности на родовые угодья и введени административного деления ограничило маршруты кочевий гыданских ненцеЕ изменило их направления и привело к тому, что оленеводы стали кочевать по тундр практически произвольно, в рамках отведенных им локальных территорий. В связи этим, анализируя полевые материалы за 1995-1996 гг., не удалось выявить какую либо систему в расселении родственных семей гыданских ненцев по зимни! пастбищам.

Анализ браков выявил случаи нарушения гыданскими ненцами фратриальной родовой экзогамии при заключении браков, но их сравнительно мало. К тому ж( представители энецких и хантыйских по происхождению родов нередк придерживаются традиционных брачных норм, присущих этим народаи Внутриродовые и внутрифратриальные браки были отмечены, по большей части,

юселковых популяциях, где выбор брачных партнеров ограничен, а понятия о градициях размыты.

Второй раздел «Брачные нормы» посвящен описанию традиционных брачных норм гыданских ненцев. В нем, на основе материалов похозяйственных книг, шализируется степень их сохранности в современном ненецком сообществе.

Для выявления различных типов браков было проанализировано более 250 генеалогических описаний ненцев Тазовского района, собранных в полевые сезоны 1993-1996 гг. Всего в родословные вошло около 5000 чел., т.е. более 70% коренного населения района. Из них почти одна треть состояли в браках, что составляет 700 брачных пар. При анализе были выделены следующие типы браков; между двоюродными братьями и сестрами (21 случай); между двумя (реже тремя) родными братьями из одного рода и родными сестрами из другого (20 случаев); между братьями и сестрами из разных родов (обменный брак, 13 случаев); между дядей и племянницей (8 случаев); между племянником и тетей (1 случай); между старшим сыном и мачехой (2 случая) и некоторые другие. Все выделенные типы браков укладываются в традиционную систему ненецких брачно-родственных отношений. Основным критерием при заключении браков является соблюдение родовой и фратриальной экзогамии. Деление на две фратрии и большое количество родов у гыданских ненцев практически не ограничивает для них выбор брачных партнеров и позволяет избежать кровосмешения.

Подводя итог, можно сказать, что брачно-родственные отношения у гыданских ненцев в конце XX в. продолжают опираться на традиционные нормы.

В заключении подведены итоги исследования. Материалы диссертации позволяют раскрыть важную роль оленеводства, связанного с кочевым образом жизни в сохранении традиционной ненецкой культуры и, в частности, таких институтов как род и фратрия. Сообщество гыданских ненцев является устойчивым социальным организмом, приспосабливающимся ко многим факторам внешнего воздействия. Однако возрастающее антропогенное влияние на окружающую среду в

местах проживания оленеводов и рыбаков, а также усиление влияния урбанистической культуры на коренных жителей поселков может в скором времен* привести к непоправимым изменениям в традиционной родовой структуре гыданскю ненцев, что негативно отразится на ненецкой культуре в целом.

Положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях:

1. Этнодемографические характеристики населения национальных поселко! Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа // Современные тенденцш репродуктивных процессов у народов Севера (социально-демографический аспект) М, 1996. С. 100-209.

2. Население татарских сел Омской области в 1997 г.: демографические i антропологические показатели // Сибирские татары. Материалы 1-го Сибирскоп симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск, 1998. С. 72 74. (в соавторстве с Г. А. Аксяновой).

3. Историко-этнографический атлас Ямало-Ненецкого автономного округа. М. 1999. 32 с. (в соавторстве с A.B. Созоновой).

4. Рецензия на книгу А.К. Матвеева «Географические названия Тюменской Севера» // Этнографическое обозрение. 1999 № 2. С. 67-68.

5. Брачные нормы тазовских ненцев: традиции и современность//Материалы III го конгресса этнографов и антропологов России. М., 1999. С. 202.

6. Ненецкие предания о происхождении родов: реальные факты и народна этимология // Материалы научно-практической конференции «Словцовские чтения 99». Тюмень, 1999. С. 196-198.

7. Перспективы сохранения ненецкого оленеводства в связи с освоение! газоносных месторождений в ЯНАО // Материалы конференции «Экология древних современных обществ». Тюмень, 1999. С. 214-216.

8 Происхождение родов сибирских тундровых ненцев по данным фольклора -Материалы международной научной конференции «Этнокультурная история Уралах Екатеринбург, 1999. С.204-206.

9. Современная этнодемографическая ситуация у юганских хантов // Обские 'гры. Материалы 11-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов ¡ападной Сибири». Тобольск-Омск, 1999. С. 286-288.

10. Современные проблемы традиционного землепользования у ненцев->леневодов // Материалы 11-х научных чтений памяти профессора А.П. Бородавкина. Барнаул, 2000. С.ЪГ-ЗЪ

11. Национальная политика на российском Севере и в Западной Сибири в 1920-е т. // Материалы научно-практической конференции «Этнический.фактор.и политика. История и современность». Ижевск, 2000. С. 84-86.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Квашнин, Юрий Николаевич

Введение

Глава I.

Формирование родовой структуры гыданских ненцев в ХУШ-ХХ вв.

Глава II. Числовые характеристики родов в традиционный и современный 81 периоды их развития

2. 3.

1. 2.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по истории, Квашнин, Юрий Николаевич

Одной из важнейших проблем для народов Севера и Сибири на современном этапе является проблема сохранения национальных культурных особенностей. К ним относятся традиционные виды хозяйственной деятельности, бытовой уклад, национальная одежда, язык, социальная организация и пр. Каждая из перечисленных особенностей имеет свое значение для жизни этноса. Социальная организация занимает в этом ряду особое место. Проблемам, связанным с ней, посвящено достаточное количество научных статей и монографий. Однако вопросы традиционной и современной социальной структуры северных народов, демографические особенности их развития в прошлом и настоящем требуют дальнейшей, углубленной проработки.

Социальная организация является одним из показателей стабильности этноса, поэтому ее изучение позволит выработать необходимые меры по улучшению современной этнодемографической ситуации в северных регионах.

Объектом для исследования проблем социальной организации нами были выбраны гыданские ненцы, у которых в наибольшей степени по сравнению с другими народами Севера, сохранились до настоящего времени традиционные социальные институты, такие как род и фратрия.

Гыданские ненцы являются одной из групп сибирских тундровых ненцев. Наряду с нганасанским, энецким и селькупским, язык ненцев входит в самодийскую группу уральской семьи языков. По антропологическим признакам ненцы относятся к монголоидам. Основными хозяйственными занятиями ненцев являются оленеводство, рыболовство, охота и собаководство.

Свое название гыданские ненцы получили по месту основного проживания -Гыданскому полуострову. Большая часть полуострова относится к Тазовскому району Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). В его территорию входят также восточная часть Тазовского п-ова и низовья р. Таз. На западе естественной границей района является Обская губа, на севере - Карское море, на востоке - по р. Танама, притоку Енисея проходит граница с Красноярским краем; на юге Тазовский район граничит с Пуровским и Красноселькупским районами ЯНАО. На территории района расположены три национальных поселка - Гыда, Антипаюта и Находка. Центром района является поселок городского типа Тазовский. Коренные жители района приписаны к четырем сельским советам - Гыданскому, Антипаютинскому, Находкинскому и Тазовскому.

До прихода самодийцев Гыданский полуостров населяли племена древних уральцев. В большинстве своем они были ассимилированы предками современных энцев. В XVII в. в ходе военных столкновений ненцы вытеснили энцев за Енисей. Переселялись ненцы с Ямала и Тазовского п-ова. До начала XX в. большинство родовых названий гыданских ненцев не имели аналогов на других территориях расселения ненцев. В 1920-30-е гг. с низовьев Оби и Надыма на Гыдан стали перекочевывать представители ненецких родов хантыйского происхождения, а с п-ова Ямал - ямальские ненцы. В последующие годы, в связи с хозяйственным освоением округа, на территорию Тазовского района стали переселяться представители других национальностей.

Гыданский п-ов был полностью исследован только в XX в. До этого времени он не представлял никакого практического интереса для экономики России, за исключением пушнины в виде ясака. На Гыдане, в отличие от Ямала, не было удобных волоков в центральной части, а на севере прохождению кораблей мешали ледяные поля. Поэтому русскими промышленниками был освоен только юг полуострова в районе р. Таз и ее притоков. Вглубь они не проникали. Вплоть до XX в. гыданские ненцы не подвергались жесткому административному делению с регламентацией маршрутов кочевок. Подобное положение способствовало тому, что гыданские ненцы сумели на протяжении веков, находясь в практически полной изоляции от внешнего мира, сохранить национальные культурные и бытовые особенности.

В самых первых подробных источниках по ненцам в XVII-XVIII вв. у них фиксируется род. По этим источникам родовые объединения соответствуют параметрам общепринятого содержания рода в отечественной литературе, из чего можно допустить, что к тому времени у ненцев уже сформировалась родовая структура. В систему административных родов ненцы не укладываются. Такова была ситуация на предшествующем нынешнему этапе исследования.

Проблематика, касающаяся родовой системы у ненцев и других народов Севера, несмотря на высокий уровень изученности, имеет ряд невыясненных вопросов. Ненцы в этой связи дают богатейший материал для исследования проблем, связанных с родом, поскольку имеют вековую, исторически подтвержденную родовую систему, не подвергшуюся, по имеющимся литературным данным, трансформации вследствие государственной деятельности по фискальному учету. Гыданская же группа среди всех прочих ненцев является популяцией, наиболее сохранившей традиционную социальную структуру, так как была наименее подвержена изменениям в социально-экономической и культурной сферах.

Таким образом, мы имеем возможность с помощью современных методологических подходов уточнить и дополнить в представление о сути родовой системы ненцев, представителей народов Севера, сохранивших этот институт. * *

Родовая организация ненцев достаточно хорошо изучена. Упоминания о различных родах ненцев встречаются в записках российских путешественников и исследователей XVIII-XIX вв., участников академических и других экспедиций. Среди них П.С. Паллас, И. Лепехин, В. Иславин, А. Шренк, М.А. Кастрен и др. В первой половине XX в. сведения о родовом составе ненцев приводили в своих работах A.A. Дунин-Горкавич, Б.М. Житков. В 1920-30-е гг. о родах ямальских ненцев писали Г.И. Артеев, И.Ф. Ного, В.П. Евладов, М.М. Броднев и др. Полный список ненецких родов привел в своей работе «Пережитки родового строя у ненцев» Г.Д. Вербов (1939, с. 43-44). Проблемам происхождения ненецких родов уделяли большое внимание исследователи второй половины XX в. - Б.О. Долгих, JI.B. Хомич, В.И. Васильев, Ю.Б. Симченко, Н.М. Терещенко.

О ненецких родах и местах их расселения в конце XIX в. писал в работе «Тобольский Север» A.A. Дунин-Горкавич (1904, т.1, с. 105-119). Всех ненцев он делил на две группы - Каменных и Низовых. Кроме того, Низовые подразделялись им на 5 групп - самоедов р. Ныды, Тазовской губы, низовьев р. Пура, р. Таза и степных самоедов (с. 108). В «Сведениях о ненецких родах и ватагах, численности ясачных душ по Обдорской инородной управе на 1 января 1915 г.» тот же автор дает более развернутую картину состава ненецких родов и ватаг, а также мест их зимних и летних кочевий. Правда, в этом списке отсутствуют роды энецкого и хантыйского происхождения (Судьбы народов Обь-Иртышского Севера, 1994, с. 43-45).

Одной из самых значительных работ о ненецких родах является работа Г.Д. Вербова «Пережитки родового строя у ненцев». Автор, обобщив материалы «Проектов первоначального земельно-водного устройства Пуровского, Надымского, Тазовского, Приуральского и Ямальского районов Ямало-Ненецкого округа», относящиеся к 1934-1935 гг., составил полный список родов сибирских тундровых ненцев. По словам автора, этот перечень охватывает около 90% всех ненецких родов как европейской, так и азиатской частей СССР (1939, с. 44).

В этой работе впервые с научной точки зрения рассматриваются деление всех ненцев на фратрии, проблемы родовой и фратриальной экзогамии, анализируются причины нарушения экзогамии, также затрагивается вопрос о хантыйских по происхождению родах в составе тундровых ненцев.

Непосредственно о родах ненцев Гыданского п-ова имеются сведения в очерке А. Куриловича «Гыданский полуостров и его обитатели». Однако автор упоминает здесь только роды, кочевавшие по северной части полуострова. Он делит их на четыре группы - Явайскую, Юрибейскую, Ныдаямскую (Гыдаямскую

Ю.К.), Танамскую и дает краткое описание хозяйства и мест их кочевий. К сожалению, из этой работы нельзя составить полного представления о составе родов, проживавших в начале 1930-х гг. на этой территории, так как автор, перечисляя роды и количество семей в них, относит к категории «прочих» те из них, в которых имеется меньше двух семей. Таких семей насчитывается 22 (1934, с. 133-134).

В своей работе Б.О. Долгих «Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в.» анализирует родовой состав обдорских самоедов. Автор показывает динамику численности плательщиков ясака в родах с конца XVII по начало XVIII в., выясняет причины изменения численности ненцев. Он делает также предположения по поводу исчезновения или возникновения тех или иных родов. Однако не все из них можно принять безоговорочно. Нельзя согласиться, в частности, с предположением о том, что современные роды Окотэтто, Сэротэтто, Яптунай, Тэсида, Худи и др. существовали в составе рода Харючи «в эмбриональном состоянии» уже в XVII в. (с. 72-74). На наш взгляд, эти роды стали отделяться от основного рода только в конце XVIII - начале XIX в., по мере развития крупнотабунного оленеводства. Вызывает сомнение и утверждение автора по поводу соответствия родов XVII в. Вынги, Обдорский, Сабеи яптики современным родам Вэнго, Салиндер, Сабы и Яптик (с. 73). Первый из них сформировался, по всей видимости, в конце XIX в., так как в документах конца ХУШ-первой половины XIX в. он не упоминается. Второй из них имеет более позднее, сборное происхождение из локальных хантыйских групп. В третьем случае существование рода Сабы у обдорских ненцев в XVIII-XIX вв. также не подтверждено документально (подробнее см. главу I).

Несколько слов необходимо сказать о границе расселения ненцев и энцев в XVII в., которую Б.О. Долгих провел по реке Кровавой. В своей работе «Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в.» автор отождествляет р. Кровавую с правым притоком Таза р. Русской, сославшись на атлас С.У. Ремезова (1960, с.

134), а в книге «Очерки по этнической истории ненцев и энцев» - с р. Хэ-яха, впадающей в Таз чуть ниже р. Русской (1970, с. 159). По нашему мнению, оба эти отождествления весьма спорны, так как и та, и другая река очень малы. Летом они пересыхают почти полностью, а зимой промерзают до самого дна, поэтому не могут служить естественно-географической границей расселения двух народов.

Наиболее вероятно, что название Кровавой на географических картах XVI-XVII вв. носила р. Мессо. Если сравнить карты Западной Сибири того времени и современные географические карты Тюменской области, то можно легко убедиться, что на них, помимо Оби и Надыма, выделяются еще три крупные реки -Пур, Таз и Мессо.

Б.О. Долгих писал также, что в энецком фольклоре р. Мессо не упоминается (1960, с. 136). Это совершенно естественно, так как название Мессо является более поздним, ненецким, хотя современные ненцы и затрудняются дать ему убедительное объяснение. Впервые название р. Мессо (в форме Месуалесь) появляется в «Изображении земного глобуса», изданного в 1745 г. в Санкт-Петербурге. В это время большая часть Гыданского п-ова и низовьев Таза была уже ненецкой.

Наряду с упоминавшейся работой Г.Д. Вербова, большую научную ценность представляет работа Б.О. Долгих «Очерки по этнической истории ненцев и энцев». В ней автор уточняет список родов, составленный Г.Д. Вербовым, приводит дополнительные данные о численности родов, их расселении, распределении по фратриям и происхождению. В своей работе он опирался в основном на материалы похозяйственной переписи населения Приполярного Севера СССР 1926-1927 гг.

В указанной работе Б. О. Долгих делит всех ненцев Западной Сибири на восемь подразделений, по принадлежности к той или иной группе родов: роды фратрии Харючи, роды фратрии Вануйто, роды «остяцкого» происхождения, роды энецкого происхождения, роды лесных сибирских ненцев, роды европейских ненцев в Сибири, роды неизвестного происхождения, «остяки» (1970, с. 70-85). В нашем исследовании мы придерживаемся указанного деления. Исключение составляют роды неизвестного происхождения, принадлежность которых мы попытались определить.

Л.В. Хомич в работе «Проблемы этногенеза и этнической истории ненцев» уточняет некоторые положения Б.О. Долгих, касающиеся вопросов этногенеза ненцев. Автор также, опираясь на собственные полевые материалы, корректирует фратриальную принадлежность отдельных родов (1976, С. 96-114).

Вопросам этногенеза и этнической истории ненцев и энцев посвящена монография В.И. Васильева «Проблемы формирования северо-самодийских народностей». В этой работе автор попытался проследить в историко-хронологической последовательности сложение двух родственных народностей. Он подробно рассмотрел вопросы, связанные с вхождением в состав ненцев и энцев южно-сибирских компонентов, а также роль аборигенного субстрата Северной Евразии в этногенезе этих народов. Далее автор осветил вопросы этнической истории ненцев и энцев в XVII - начале XX в.

В своем исследовании В.И. Васильев использовал различные архивные источники: материалы ясачных книг конца XVII - начала XVIII в.; ревизские переписи второй половины ХУШ-Х1Х вв.; материалы Всероссийской переписи населения 1897 г.; метрические книги различных церквей. Он опирался также на данные о родовом составе, опубликованные в работах различных исследователей.

Сравнивая ясачные материалы XVII и XVIII столетий, В.И. Васильев говорит о том, что в этот период у обдорских ненцев начался процесс деления больших родов на малые (1979, с. 99-100). Окончательно сформировалась родовая структура сибирских ненцев, по мнению автора, к началу XX в. Основными причинами этого он считает проникновение в сферу экономической жизни ненцев частнособственнических отношений и распад больших родов на малые роды-патронимии (с. 179).

Оценивая в целом работу В.И. Васильева положительно, нельзя согласиться с отдельными его выводами. В частности, В.И. Васильев, поддерживая мнение Б.О. Долгих о том, что многие роды сибирских ненцев находились в XVII в. в эмбриональном состоянии внутри первоначального рода, говорит, что это положение сохраняет свое значение и для конца XVIII в. (с. 93). Это утверждение не подтверждается архивными материалами. Появление болыпесемейных коллективов, ставших затем самостоятельными родами, отмечается у ненцев только к середине XIX в.

Выводы, сделанные В.И. Васильевым по поводу численного состава родов Сигуней, Содомы и Тазу-Карачей во второй четверти XIX в. неверны, так как данные H.A. Абрамова, на которые ссылается автор, сомнительного происхождения (с. 158-159; подробнее см. главу I).

Попытка В.И. Васильева удревнить происхождение таких родов как Лапсуй, Тэсида и некоторых других не находит подтверждения в материалах ревизских переписей XVIII в. (с. 168). Эти роды отделились от основного рода не ранее середины XIX в. (подробнее см. главу I).

Вопросы происхождения ненецких родов рассматриваются в трудах и других авторов. Например, Ю.Б. Симченко в работе «Некоторые данные о древнем субстрате в составе народов Северной Евразии» анализирует сущность форманта «чера», присутствующего в названиях нганасанских родов Фалочера, Чунанчера, Линанчера и ненецких родов Лаптандер и Салиндер. Наличие данного форманта, по мнению автора, указывает на происхождение этих родов от аборигенного населения Заполярья (1968, с. 200, 204). По нашим данным, указанные роды не имеют между собой ничего общего. Они сформировались в разное время, на разных территориях и из разных этнических компонентов (подробнее см. главу I).

Проблемы деления больших ненецких родов на патронимии затрагивает в своей работе «Северо-Западная Сибирь XVIII - первой половине XIX в.» H.A. Миненко. В частности, автор пытается разделить понятия ватага и патронимия.

Характеризуя ненецкие ватаги и угорские патронимии, исследовательница отмечает, что ватаги меньше подвержены разложению (1975, с. 179). По нашему мнению, понятия ватага и патронимия, применительно к ненцам, представляют собой одно и то же - подразделение большого рода. Первое из них было привнесено в официальные документы XIX в. ревизскими переписчиками, а второе введено в научный оборот этнографами в первой половине XX в.

В отличие от своих предшественников, исследователи второй половины XX в. перешли от перечисления ненецких родов к изучению истории их формирования. Однако в своих работах они затрагивали в основном общие вопросы этнической истории ненцев, по большей части, ранних ее этапов. Что касается современных процессов, то многие авторы пытались рассматривать их у всех ненцев в целом, выделяя в ненецком массиве только основные территориальные группировки -европейских, азиатских тундровых и лесных ненцев. Изучение и сравнения культурных, хозяйственных, демографических особенностей локальных групп (ямальских, надымских, гыданских и др.) ненцев не проводилась. Это связано с тем, что большинство исследователей опиралось на полевые материалы, собранные в основном у европейских ненцев и на Ямале. Другие регионы проживания ненцев были изучены слабо. Наименее исследованной в этнографическом отношении до сегодняшнего времени оставалась территория Гыданского п-ова.

Систематического изучения демографических процессов у ненцев не проводилось. Большинство исследователей приводили в своих работах общие сведения о численном составе ненцев или численности плательщиков ясака, указывали места расселения родов. В основном подобные сведения являлись частью больших исследований и относились ко всем ненцам в целом. Из этого вытекают цель и задачи нашего исследования, которые будут изложены ниже.

Разберем подробнее понятия, связанные с социальной организацией. Начнем с рода. Определения рода давались различными учеными. Так, например, в советской исторической энциклопедии написано следующее: «Род - коллектив кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской), от общего предка, носящих общее родовое имя; в роде обычно соблюдалась экзогамия» (Файнберг, 1963, стлб. 103). М.В. Крюков добавляет к общему родовому имени слово тотемное (1967, с. 85-86). Б.О. Долгих называет родом «экзогамную группу родственников эпохи родоплеменного строя, верящих в общее свое происхождение, имеющих свое название и связанных рядом прав, обязанностей и традиций» (1964, с. 1-2).

Современный ненецкий род характеризуется следующими признаками: единым этнонимом, осознанием его членами единства происхождения и экзогамией. В ненецком языке термин «род» обозначается словом еркар. Большая часть родов гыданских ненцев вторичного происхождения. В разное время они отделились от больших патриархальных родов. Термин еркар применяется ненцами как к большим родам, так и к малым (патронимиям). В связи с этим можно говорить, что сегодня у ненцев существует родовая организация. В официальных документах родовые названия фигурируют в качестве фамилий.

Термин «патронимия» впервые ввел в научный оборот М.О. Косвен (1931, с. 5-35). Он означает - «наименование по отцу» и относится к членам большой семьи, входящей в род. Согласно данному автору, патронимия как общественная форма была свойственна первобытнообщинному строю (1963, с. 98). Далее автор говорит об отличии рода от патронимии: «Если род сохраняет свое общее наименование, то таковое обычно легендарно и нередко имеет тотемический по своему происхождению характер. Патронимия в качестве наименования данной группы основана на реальном собственном имени действительного предка (с. 120).

В.И. Васильев именует патронимией «группу семей, ведущих свое начало от одного конкретного предка по мужской линии, и образующих, благодаря общей собственности на основные средства производства (в северных региональных условиях чаще всего олени) единый хозяйственный коллектив - стойбище» (1979, с. 131). С этим положением В.И. Васильевва нельзя согласиться. Наши полевые материалы свидетельствуют, что очень часто ненецкие стойбища состоят из семей, относящихся к разным родам. К тому же, в ненецком языке нет слова, обозначающего патронимию.

Объединения родов называются фратриями. Б.О. Долгих называет фратрией «дуальное экзогамное деление эпохи родоплеменного строя, распространяющееся иногда на несколько племен и даже на различные этнолингвистические общности, состоящие из нескольких, считающихся родственными родов» (1964, с. 2).

Для обозначения фратрии ненцы применяют слово тэнз (буквально -«часть»). Все ненецкое сообщество делится на две части-фратрии: Харючи и Вануйто.

Фратрии входят составной частью в племена. Под племенем Б. О. Долгих подразумевает «устойчивую этнографическую и территориальную общность эпохи родоплеменного строя из ряда определенных родов или фратрий, имеющую свое традиционное название, диалект, ряд общих черт в материальной и духовной культуре и выделяемую самим населением в данной этнолингвистической общности» (1964, с. 2).

Очень часто ненецкие стойбища состоят из семей, относящихся к разным родам. По словам Б.О. Долгих, племя обдорских ненцев делилось на две экзогамные общности - Харючи («Карачея») и Вануйта («Ванюта») (1964, с. 2). Эти общности состояли из некоторого числа родов. При определенных обстоятельствах роды делились на патронимии. Некоторые из патронимии превратились со временем в роды вторичного происхождения.

Фратрия Харючи состоит из родов, члены которых являются потомками самодийцев, пришедших в низовья Оби из районов Саяно-Алтая на рубеже I и II тыс. Во фратрию Вануйто входят роды, представители которых - потомки, ассимилированного самодийцами аборигенного населения, а также энецкие и хантыйские по происхождению роды (Долгих, 1960, с. 66-114). На Гыданском п-ове и в низовьях Таза проживают представители обеих фратрий. К первой относятся роды: Адер, Евай, Лапсуй, Ненянг, Няруй, Окотэтто, Сусой, Сэротэтго, Сюгней, Тогой, Тэсида, Хабдю, Харючи, Худи, Хэно, Ядне, Яндо, Яптунай. Вторая фратрия представлена родами: Аседа, Вануйто, Вэнго, Вэхо, Ламдо, Марьик, Неркыгы, Няданги, Оковай, Паровых, Пуйко, Пурунгуй, Сабы, Салиндер, Тер, Тибичи, Яптик, Яр, Яунгад.

Самые ранние сведения мы имеем о родах Карачея (Харючи), Яр, Сигуней (Сюгней), Адер, Парабы (Паровых), Ванюта (Вануйто), Аседа. Они отмечены в ясачных книгах конца XVII - начала XVIII в. Кроме того, там фигурируют роды Ану-Карачая (Нгано-Харючи), Сабеи яптики, Югучейской, Вынги, Айвасида, Сопли и Япти, Пяки, Обдорской, Лодокуйской, Луца-Ванюта, Соль-Ванюта, Пучей (Долгих, 1960, с. 72-73).

В материалах ревизских переписей конца XVIII - начала XIX в. все обдорские ненцы разделены на Каменных и Низовых. К Низовым там отнесены роды Карачея (Харючи), Яр, Нарачи, Евгучея, Тазу-Карачея (Тазу-Харючи), Адер, Айвасида, Сопли, Сигуней, Аседа. К середине XIX в. родовой состав Низовых ненцев почти не изменился. Из него выбыли в конце XVIII в. род Евгучея, в середине XIX в. -роды Нарачи, Айвасида, род Сопли, видимо, изменил свое название на Содомы.

В ревизиях второй половины XIX в. отмечено деление ненецких родов на ватаги (патронимии). В 1851 г. род Харючи Низовой стороны разделен на 6 ватаг, а род Адер - на 2. В 1858 г. названия родов отсутствуют в переписях, а все ненцы записаны по ватагам.

В материалах Всероссийской переписи населения 1897 г. ватаги фигурируют под патронимическими названиями. Большинство Низовых родов, зафиксированных в материалах этой переписи, составили основу современной гыданской группы ненцев. Среди них роды Яптунай, Ядне, Лапсуй, Ненянг, Харючи, Тогой, Яр, Тазу-Харючи, Адер, Айваседа, Сюгней, Яндо, Тэсида, Сехой, Вора, Пяся, Неркыхы (Васильев, 1979, с. 170-171).

В материалах Тазовского районного ЗАГСа 1920-х гг. в родовом составе ненцев низовьев Таза отмечены роды энецкого происхождения Аседа (с подразделениями Лырмины и Ямкины), Марьик, Оковай, Паровых, Тер (с подразделением Пальчины) и роды хантыйского происхождения - Неркахы, Няданги, Пурунгуй, Салиндер, Тибичи (с подразделением Вэхо) (ПМА, 1995).

На формирование группы Низовых ненцев оказывали влияние различные факторы. В XVII в. экономическая политика государства привела почти к полному истреблению пушного зверя в низовьях Оби и вынудила «обдорских самоедов» мигрировать на восток в поисках новых охотничьих угодий. Столкновения на Тазу с энцами закончились вытеснением последних с исконных территорий и ассимиляцией части энецкого населения.

Постепенное развитие в XVII [-XIX вв. ненецкого крупнотабунного оленеводства привело к росту численности ненецкого населения и в результате - к делению больших родов на патронимии, пик которого пришелся на середину XIX в.

Экономические причины вынудили часть северных хантов сменить рыболовство и охоту на оленеводство, что обусловило появление в ненецкой среде в XIX в. родов хантыйского происхождения. Советская экономическая политика заставила представителей хантыйских по происхождению родов и отдельные семьи ямальских ненцев в 1920-30-е гг. переселиться на Гыданский п-ов и в низовья Таза.

Можно сказать, что родовой состав гыданских ненцев окончательно сформировался к середине XX в. Огромное влияние на его формирование оказали экономические причины. Благодаря кочевому образу жизни ненцы могли приспосабливаться к меняющейся экономической ситуации, что позволило им сохранить до наших дней почти в неприкосновенности институт рода. Как писал А. Бернштам: «Патриархальный род зачастую является формой кочевой общины, и отделение родовых отношений от экономических представляется здесь большой трудностью» (1934, с. 86).

Нельзя согласиться с мнением ученых, утверждающих, что родовые отношения присущи только родоплеменному строю. Существование родов у ненцев на современном этапе яркое тому подтверждение. Большинство из них вторичного происхождения, так как они появились в результате дробления больших первоначальных родов на патронимии. Как справедливо заметил З.Е. Кабульдинов «.род - это не ступень, не показатель развитости или отсталости, а саморегулирующийся и самообеспечивавшийся организм со специфическим укладом, основанный на приспособляемости к природной среде. Нельзя рассматривать и изучать род без учета природно-географических ниш» (1995, с. 87). Это замечание относится к казахскому роду, но, по нашему мнению, полностью подходит и к ненецкому. * *

Настоящее исследование посвящено изучению современной родовой структуры гыданских ненцев и составляющих ее этнических компонентов, а также анализу демографических процессов прошлого и настоящего, происходивших в междуречье Оби и Енисея. Задачи, вытекающие из этого, сводятся к следующему:

- проследить в хронологическом порядке историю формирования родовой структуры гыданских ненцев с выделением этнических компонентов, ее составляющих;

- дать числовые характеристики родов в традиционный и современный периоды их развития;

- проанализировать современные этнодемографические процессы у гыданских ненцев;

- рассмотреть традиционные брачно-родственные отношения гыданских ненцев в XX в.

Для решения поставленных задач были привлечены следующие источники:

1. Архивные материалы из фондов Тобольского филиала государственного архива Тюменской области (ТФ ГАТО). В основном это материалы ревизских переписей («ревизские сказки»). Статистические подсчеты были сделаны по первичным материалам IV (1783 г.), V (1795 г.), VI (1811 г.), VII (1816 г.), IX (1851 г.) и X (1858 г.) ревизий по Обдорской волости Березовского уезда (ТФ ГАТО, ф. 154, оп. 8, дд. 43, 72, 289, 404, 756, 992).

В этом источнике содержатся сведения о родовом составе обдорских самоедов и его изменениях, в частности делении родов на патронимии. Он позволяет выявить демографические особенности развития ненецкого этноса в конце XVIII -второй половине XIX в.: динамику состава и численности семей в родах, половозрастные характеристики населения, частоту и направленность браков и т.д. Из этого массива были извлечены материалы, касающиеся Низовых самоедов.

2. Архивные материалы сельских советов и ЗАГСа Тазовского района ЯНАО. Они дали ту же информацию по советскому периоду. В сельсоветах сведения по демографии извлекались в основном из похозяйственных книг 1950-1990 гг. Они были использованы в качестве сравнительного материала по демографическим процессам прошлого и настоящего. Материалы ЗАГСа 1930-90-х гг. позволили определить динамику рождаемости и смертности населения, частоту и направленность браков и т.д.

3. Экспедиционные материалы, включающие в себя генеалогические описания гыданских ненцев, полученные путем массового опроса коренного населения.

Полевые исследования проводились в 1993-1996 гг. в Тазовском районе ЯНАО. В составе Гыданского отряда Северной экспедиции Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, Российской Академии наук. Основная работа велась в пп. Гыда (октябрь-ноябрь 1993; август 1995), Антипаюта (июль -сентябрь 1994; август 1995; апрель 1996), Находка (август 1995; январь-февраль 1996). Также было совершено три выезда в тундру, в стойбища оленеводов и рыбаков (август 1994; март-апрель 1995; март-апрель 1996).

Эти материалы позволили выявить характер брачных связей и определить минимальную и оптимальную дистанции при заключении браков.

Использованные источники дают репрезентативный материал для решения вопросов, поставленных в диссертационном исследовании.

Научно-методологической основой исследования являются сравнительно-исторический метод, методы общей демографии и математической статистики, методика генеалогических описаний, различные методы обработки массовых архивных источников (систематизация, выборка, составление картотеки и пр.). * *

Хронологические рамки исследования включают в себя два этапа - с конца XVIII до начала XX в. и со второй четверти XX в. до середины 1990-х гг. Они условно названы «традиционным» и «современным». На первом этапе шло формирование современной родовой структуры гыданских ненцев. Второй этап характеризуется в основном хозяйственными и демографическими изменениями, вызванными социально-экономическими и политическими преобразованиями советского периода.

Выбор нижней границы хронологических рамок обусловлен тем, что именно с конца XVIII в. начинается подробное документирование сибирских тундровых ненцев в ревизских переписях.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "История формирования современной родовой структуры гыданских ненцев"

Заключение

Современная родовая структура гыданских ненцев прошла сложный путь формирования, растянувшийся на три столетия - с XVII по XX в. Изначально у обдорских самоедов не было необходимости в переселении на Гыданский п-ов и в низовья Таза, пока не были затронуты их экономические интересы. Главной причиной, побудившей их к освоению территорий в востоку от Оби, послужила русская колонизация Западной Сибири. Обложение инородцев ясаком и хищническое истребление пушного зверя русскими промышленниками в низовьях Оби вынудили ненцев искать новые охотничьи угодья. В бассейне Таза и в низовьях Енисея ненцы столкнулись с первыми насельниками этих мест - энцами, которых сумели вытеснить с этих территорий во второй половине XVII в. Все оставшиеся здесь энцы были к концу XVIII в. ассимилированы. Так, в состав Низовых самоедов влились роды энецкого происхождения.

Развитие ненецкого крупнотабунного оленеводства в XVIII в. оказало влияние на хозяйственный уклад соседей ненцев - нижнеобских хантов. Они стали отходить от малорентабельного рыболовства и охоты и начали перенимать у ненцев способы ведения оленеводческого хозяйства. Интенсивное втягивание северных хантов в оленеводство привело к оненечиванию некоторых хантыйских локальных групп. Таким образом, в составе обдорских самоедов в XIX в. появились роды хантыйского происхождения. Массовые переселения представителей этих родов на Гыданский п-ов и в низовья Таза происходили в 1920-30-е гг.

Наряду с иноэтничными состав Низовых самоедов пополнялся и собственно ненецкими родами, появившимися в результате дробления больших родов на патронимии. В течение XIX в. окончательно распался на малые экзогамные коллективы род Харючи. Причиной дробления родов явилось, продолжавшее развиваться крупнотабунное оленеводство.

Как показали материалы, на протяжении 300 лет, по мере формирования родовой структуры гыданских ненцев менялся не только состав ненецких родов, но и их внутренняя структура. Решающее влияние на эти процессы оказывало развитие в это время ненецкого крупнотабунного оленеводства.

В XX в. социально-экономические и политические причины вызвали волны переселений на Обском Севере. В начале века это были эпидемии, вынуждавшие ненцев к перекочевкам на новые места. В 1930-40-е гг. богатые оленеводы Ямала уводили свои стада на Гыдан, спасаясь от раскулачивания и принудительной сдачи в колхозы своих оленей . Первая половина XX в. стала временем появления в составе гыданских ненцев представителей ямальских родов.

В течение XX в. в состав гыданских ненцев вошли также отдельные семьи лесных и европейских ненцев, селькупов, русских, татар.

В конце XVIII в. в Низовом сообществе преобладали малые семьи с числом людей в них от 1 до 5. Ко второй половине XIX в., вместе с увеличением поголовья домашних оленей, возросло и число болынесемейных коллективов от 5 и более человек, т.е. практически все население было вовлечено в оленеводство. Большие ненецкие семьи состояли из нескольких малых, возглавляемых женатыми сыновьями глав семей. Некоторые из глав малых семей стали родоначальниками новых родов.

Анализ V ревизской переписи 1795 г. показал, что по характеру воспроизводства популяция Низовых ненцев в конце ХУШ в. относилась к разряду сужающихся, хотя в отдельных родах и наблюдалось расширение. Можно оказать, что данный показатель не является свидетельством начавшегося вымирания популяции. Большинство родов Низовых ненцев продолжают существовать и сегодня.

Во второй четверти XX в. изменения в родовой и семейной структуре гыданских ненцев были вызваны начавшимся в Тазовском районе колхозным строительством и возведением поселков. В результате этого все коренное население постепенно разделилось на оленеводов, рыбаков и жителей поселков.

Семьи оленеводов достаточно большие. Максимальное число людей в них достигало на 1995 г. 20 чел. Семьи рыбаков гораздо малочисленней. Живут они в основном недалеко от поселков или на водоемах в пределах досягаемости каким-либо транспортом. Они испытывают на себе негативное влияние цивилизации -рыбаки часто гибнут от алкоголя, их дети переселяются в поселки и т.д. Семьи поселковых жителей ограничены в основном пространством домов или квартир, поэтому не позволяют себе иметь большое число детей.

Анализ материалов похозяйственных книг сельских советов позволяет заключить, что демографическая ситуация в Тазовском районе на 1995 г. была в целом стабильной. Все ненецкие популяции являлись мононациональными. Процент приезжего населения и смешанных браков в гыданской, антипаютинской и находкинской группах крайне мал. Лишь в тазовской группе приезжие (жители поселка) составляют большинство. Размывания этноса не наблюдается. Основные демографические показатели во всех группах остаются в пределах нормы. Образовательный уровень ненцев не поднимается выше среднего. Такого уровня вполне достаточно для полноценной жизни в тундре. Профессиональная занятость коренного населения зависит от меняющейся экономической ситуации. Банкротство рыбозаводов и совхозов вынуждает ненцев переходить к ведению индивидуального оленеводческого или рыболовецкого хозяйства.

На демографическую ситуацию в Тазовском районе оказывают негативное влияние продолжающиеся разработки газовых месторождений. Нарушение экологического равновесия может привести к постепенному свертыванию традиционных видов хозяйства, оседанию коренных жителей в поселках, где их ждет постепенная деградация.

Из материалов Тазовского районного ЗАГСа видно, что в сфере брачно-родственных отношений гыданские ненцы придерживаются традиционных норм.

Они заключают браки в своей этнической среде. Количество браков с представителями других национальностей незначительно. Административное деление разделило представителей одних и тех же родов на локальные группы, поэтому почти все браки ненцев Тазовского района были заключены внутри этих групп. Большинство браков заключались с соблюдением фратриальной и родовой экзогамии. Исключение составили некоторые жители поселков, где ограничен выбор брачных партнеров и забываются традиции, а также представители энецких и хантыйских по происхождению родов, иногда вступавшие в браки согласно традиционным брачным установкам энцев и хантов. Традиции и обычаи, связанные с брачно-родственными отношениями хорошо сохраняются в тундре. В виду того, что у ненцев существует дуально-фратриальная система, они имеют возможность широкого выбора брачных партнеров. Особых ограничений в выборе не существует, поэтому у ненцев допустимы браки с близкими родственниками. Единственным критерием при заключении брака является соблюдение фратриальной экзогамии.

В целом можно сказать, что родовая структура гыданских ненцев развивалась и продолжает существовать, опираясь на традиционные брачные установки. Включенные в ненецкую родовую систему иноэтничные компоненты практически не повлияли на ее развитие. Крутаютабунное оленеводство изменило семейную структуру родов и увеличило их количество. Административное деление в советское время привело к обособлению территориальных групп родов в Тазовском районе. Урбанистическая культура оказывает негативное влияние на сохранение традиций в среде поселковых жителей. Однако фратриальная и родовая экзогамия и связанные с ней традиции, обычаи и запреты продолжают сохраняться.