автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
История и человек в сочинениях старообрядцев XVIII века

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Гурьянова, Наталья Сергеевна
  • Ученая cтепень: доктора исторических наук
  • Место защиты диссертации: Новосибирск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'История и человек в сочинениях старообрядцев XVIII века'

Текст диссертации на тему "История и человек в сочинениях старообрядцев XVIII века"

/

¿2

гу

¿У

/

>

/' !

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИНСТИТУТ ИСТОРИИ

На правах рукописи

Гурьянова Наталья Сергеевна

ИСТОРИЯ И ЧЕЛОВЕК В СОЧИНЕНИЯХ СТАРООБРЯДЦЕВ XVIII

ВЕКА

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук

Новосибирск

: '. I в е з ид¿1 у ы А г-' с ;: ^ ■- ;

1997 '/ 2 ¡-¿2 '

И Решение от

¡'; присудилученую степень^, ¿V -;_

';! / -------!;

/

/Начальник упра^дрики ЬАК России .!;

...........

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава I История в сочинениях писателей выговской литературной школы

31

1. Понятие исторического повествования в интерпретации выговцев

32

2. Реализация теоретических принципов создания исторического сочинения в творческой практике писателей-выговцев 75

Глава II "История Выговской пустыни" Ивана Филиппова как памятник историографии Выга 107

1. О редактировании текста "Истории Выговской пустыни" 118

2. Состав и содержание Пространного варианта "Истории Выговской пустыни" 141

3. Новаторство Ивана Филиппова - выговского историка и писателя

158

Глава III Выговская литературная школа и эволюция жанров древнерусской литературы в XVIII веке 204

1. Выговская житийная традиция 205

2. Слова надгробные 227

3. Духовные завещания выговцев 237

Заключение 256

Приложение I Перечень рукописей, использованных в работе 261

Приложение II Состав Пространного и Краткого вариантов "Истории Выговской пустыни" Ивана Филиппова 274

Приложение III Тексты выговских сочинений 285

Приложение IV Список литературы

299

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В настоящее время изучение истории русской культуры в системе исторических исследований становится все более актуальным в связи с необходимостью восстановления общей картины развития духовности русского народа и осмысления значения различных этапов ее формирования. Особое внимание при этом должно быть уделено роли религии в процессе становления и утверждения основ национальной культуры, поскольку этот аспект исследования в отечественной историографии недостаточно изучен в силу ошибочности методологических установок в работах советского периода.

Древнерусская культура справедливо рассматривалась исследователями как сформировавшаяся и существовавшая в рамках религиозного мировоззрения. Дальнейшее развитие ее представлялось как процесс секуляризации. При этом игнорировались или отрицательно оценивались как индивидуальные заблуждения религиозно-нравственные элементы в творческих системах писателей более позднего времени, в частности XIX века. Примером подобного подхода могут служить исследования творчества А. Пушкина, Н. Гоголя, Н. Чернышевского, Ф. Достоевского, Л. Толстого. Наличие в их творчестве религиозно-нравственных исканий в настоящее время представлено в историко-литературных трудах достаточно убедительно1. При этом не только отмечается присутствие религиозного компонента в мировоззрении и творчестве русских писателей XIX века, но и обращается внимание на то обстоятельство, что он явно оказывал значительное влияние на формирование их художественного мира и лите-

1 См.: Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. М., 1972; Одинокое В.Г. Литературный процесс и духовная культура в России: А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь. Методическое пособие по лекционному курсу. Новосибирск, 1996; Паперно И. Семиотика поведения: Чернышевский - человек эпохи реализма. М., 1996; Felmi K.-Chr. Die Deutung der Göttlichen Liturgie für die russische Bildungsgesellschaft im XIX . Jahrhundert // Ostkirchliche Studien. B. 42. H. 4. Wiirzburg, 1993. S. 273-287; и др.

ратурного метода. Это делает особенно актуальной тему изучения роли религии в формировании русской национальной культуры, особенно в переходный период - от культуры средневековой к секуляризованной культуре Нового времени.

Русская культура ХУШ века с точки зрения типологических особенностей обычно трактуется исследователями как явление инновационного характера. Работы последних лет все чаще рассматривают ее как органичное продолжение культуры русского средневековья. Исследования на эту тему не дали до сих пор согласованного результата -проблема остается открытой. Процессы, происходившие в русской культуре ХУШ века, можно увидеть и охарактеризовать на материале, дошедшем до нас благодаря старообрядчеству. Разумеется, старообрядческой культуре присуща некоторая специфика, характерная только для данного конфессионального объединения, но несмотря на это ее можно рассматривать как составную часть национальной культуры, которая включает в себя все основные ее типологические признаки.

Исследователи обычно рассматривают старообрядческую культуру как противостоящую основному пути развития русской национальной культуры в силу ориентированности ее на традиции прошлого и принципиального неприятия происходившей в ХУН-ХУШ веках европеизации русской культуры. Старообрядчество XVIII века - менее изученное явление по сравнению с первым периодом - временем становления идеологии староверия (вторая половина XVII века). Исследователи, беря в качестве примера идеи, свидетельствующие о противоположности культурных устремлений противников никоновских реформ основному пути развития русской культуры, сформулированные первыми "расколоучителями", предполагают их дальнейшее функционирование в старообрядческой среде и в XVIII веке.

В идеологическом отношении защитники старой веры в XVIII веке, действительно, противостояли представителям официальной церкви, развивая позиции ранних старообрядцев. Но и в этой области их трудно назвать традиционалистами, поскольку, решая многие богословские вопросы, возникающие в связи с необходимостью вырабо-

тать собственную догматическую систему, староверы XVIII века оказались в большей степени новаторами, чем приверженцами "старой веры"2. Для исследователей же русской культуры XVIII века старообрядчество по-прежнему, как и для более раннего периода, остается наиболее полным воплощением понятия "традиционализма"3. В этом мы усматриваем особую актуальность проблемы изучения староверия как течения, отражающего основные типологические признаки процессов, происходивших в русской культуре в XVIII веке.

В конце XVII - начале XVIII века старообрядчество перестает быть единым движением, разделившись на поповщину и беспоповщину, а внутри еще на множество согласий и толков. Постепенно, опираясь на провозглашенный ранее принцип ориентированности на старину, старообрядцы сформулировали собственные идейные, политические взгляды, начали решать и встававшие перед ними догматические, обрядовые вопросы. В это время старообрядчество собственно и превращается в то общественное движение, которое представляет большой исследовательский интерес, поскольку изучение его может пролить свет на некоторые остающиеся до сих пор спорными вопросы в исследованиях по русской культуре XVIII века.

Центр поморского согласия - Выговская пустынь - в этот период была средоточием всех внутренних (идейных, политических и богословских) споров, волновавших умы приверженцев старой веры. Выг логично оказался представителем всего старообрядческого мира перед лицом "никонианской" церкви. "Поморские ответы", написанные на Выгу в первой четверти XVIII века, до сих пор остаются авторитетными для старообрядцев всех согласий и используются ими в полемике внутренней и с представителями официальной церкви. Выговская литературная и художественная школы оказали существенное

2 Об этом см.: Cherniavsky М. The Old Believers and the New Religion // Slavic Review, 1966. V. 25. P. 1-39.

3 См., например: Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) // Успенский Б.А. Избранные труды. М., 1996. Т. I: Семиотика истории. Семиотика культуры. С. 338-380.

влияние на культурный облик старообрядчества вообще, в некотором отношении определив его. Все это предопределило выбор объекта исследования при изучении старообрядчества XVIII века как явления русской культуры этого периода - выговская литературная школа.

Первое поколение писателей-выговцев - это основатели кино-вии, сформулировавшие основные теоретические принципы, заложившие основу для такого явления, которое позже будет названо вы-говской литературной школой. Творчество этих писателей (братья Андрей и Семен Денисовы и их соратники) всегда привлекало внимание исследователей и в достаточной степени изучено. Сочинения вы-говцев, вышедших на первый план после смерти Денисовых, за небольшим исключением малоизвестны и практически не изучены, хотя именно они дают богатый материал в плане изучения проблемы реализации сформулированных основателями согласия идей и теоретических установок в различных областях (устройство общины, литературное и художественное творчество). Интерес в этом плане представляют исторические сочинения, созданные в рамках выговской литературной школы. Историческое повествование на Выгу имело особый статус - оно было не только популярно, но буквально пронизывало все сферы литературного творчества. Фрагменты исторического повествования находим в сочинениях различных жанров, и часто они определяли сюжет и структуру многих выговских произведений этого периода.

В рамках риторической системы, созданной на Выгу в первой четверти XVIII века, были сформулированы теоретические представления об истории, историческом повествовании. Это позволяет, обратившись к Риторике-своду и Поморской риторике, выяснить принципы создания исторических сочинений, которыми должны были руководствоваться писатели-выговцы, а также уяснить уровень осмысления ими таких важных понятий как история, исторический источник и проблема его достоверности. Не менее важным представляется вопрос реализации выговцами той исторической схемы, которая была выработана в результате освоения старообрядцами Риторик.

Изучение исторических сочинений старообрядцев представляется актуальным и в плане исследования развития исторической мысли в XVIII веке. С.Л. Пештич, посвятивший свою работу историографии восемнадцатого столетия4, впервые четко сформулировал эту исследовательскую проблему: "Развитие русской исторической мысли на рубеже XVIII в. нельзя понять без изучения исторических взглядов раскольников, которые явились одними из первых критиков официальной феодальной историографии"5. И хотя его интересовали исторические взгляды защитников старой веры только как содержащие элементы антифеодального понимания истории, важно, что исследователь рассматривает старообрядческие сочинения как составную часть историографии конца XVII - начала XVIII века, отметив при этом, что "исторические взгляды раскольников не были предметом специального изучения".

Исследователь полагает, что необходимость вести постоянную полемику с официальной православной церковью "содействовала развитию исторических знаний" в среде противников Никона6, о чем, по его мнению, свидетельствуют материалы по истории раскола7. В распоряжении С.Л. Пештича, как мы видим, были только сочинения первых расколоучителей. Но даже они позволили исследователю сделать вывод о том, что старообрядческие сочинения стали составной частью историографии этого времени, и невозможно представить общую картину развития исторической мысли без их изучения. Этот вывод в еще большей степени может быть отнесен к историческим сочинениям старообрядцев XVIII века8.

Изученность русской официальной историографии этого времени поможет нам уяснить место в ней старообрядческих исторических сочинений, а в конечном счете и место Выга в культурном кон-

4 Пештич С.Л. Русская историография XVIII века. Ч. 1-Ш. Л., 1961-1971.

5 Пештич С. Л. Русская историография XVIII века.Ч. I. С. 60.

6 Там же. С. 61.

7 Речь идет о: Материалы для истории раскола. М, 1875-1877. Т. 1-УШ.

8 Об этом см.: Пештич С.Л. Русская историография... Ч. 1. С.101.

тексте эпохи. XVIII век определен исследователями как начало русской исторической науки, а "отцом русской научной историографии" называют обычно В.Н. Татищева. Творчество последнего в досточной степени изучено9, хотя многие вопросы до сих пор остаются спорными. Судя по исследовательской литературе, сочинения В.Н. Татищева наиболее полно отражают те новые тенденции, которые и позволяют говорить о начале нового, научного этапа русской историографии. В общих историографических трудах введение в "Историю Российскую" В.Н. Татищева однозначно оценивается исследователями как "энциклопедия исторических знаний начала XVIII века", содержащая "принципиальные предпосылки и методологическую разработку основных вопросов русской истории"10. Поэтому представляется вполне корректным привлечение введения в "Историю Российскую" В.Н. Татищева в качестве примера, показывающего степень развития исторической мысли старообрядцев по сравнению с официальной историографией того времени.

Изучение исторических взглядов выговцев на уровне теоретических представлений, сформулированных в риторической системе, а также то, каким образом они были реализованы в творческой практике писателей-старообрядцев, позволяет уяснить историческую схему, с помощью которой они включали историю старообрядчества в общий поток христианской и мировой истории, а также их представления в области исторического повествования.

Хронологические рамки работы - XVIII век. Именно в этот хронологический период Выговское общежительство становится центром не только поморского согласия, а в некотором смысле и всего старообрядчества, определяя и его культурный облик. В течение XVIII века выговская литературная школа оформилась как явление

9 Историографический обзор работ см.: Валк С.Н. "История Российская" В.Н. Татищева в советской историографии // Татищев В.Н. История Российская. Л., 1968. Т. VII.; Пештич C.JI. Русская историография XVIII века. Ч. 1. С. 16-37.

10 Об этом см.: Рубинштейн Н.Л. Русская историография. М, 1941. С. 65-86; Черепнин Л.В. Русская историография до XIX в. М., 1957. С. 174-182.

русской культуры. В эти хронологические рамки укладывается не только ее становление, но и творческий период, в который особенно ярко проявились новаторские тенденции, характеризующие старообрядчество не как консервативное, ориентированное на прошлое явление русской культуры, а как развивающееся в том же направлении, что и основная часть национальной культуры.

Историография темы. Научное изучение старообрядчества первоначально как внутрицерковного и широкого общественного движения началось с середины XIX века. Созданные до этого исторические сочинения, посвященные истории раскола в русской церкви или отдельным старообрядческим согласиям, были написаны представителями этого движения (часто перешедшими в лоно официальной церкви) или церковными иерархами с миссионерской и обличительной целью и должны быть отнесены к источникам. После "открытия" русским обществом в середине XIX века старообрядчества, его особенно активно начали изучать два направления историографии - синодально-охранительное и демократическое. Определенным итогом изучения синодальными историками раскола можно назвать работу митрополита Макария "История русского раскола, известного под именем старообрядчества"11. В ней был сформулирован взгляд на раскол как явление внутрицерковное, корни которого уходят в глубокую древность, в частности, к русскому еретическому движению середины XIV-начала XV в. - стригольничеству.

Впервые подобная точка зрения на истоки русского раскола аргументированно была предствалена в работе протоиерея Андрея Журавлева, написанной в конце XVIII столетия. Уже в названии работы содержалось утверждение о еретических корнях учения старообрядцев - "Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, так называемых старообрядцах. О их учении, делах и

11 Макарий [Булгаков]. История русского раскола, известного под именем старообрядчества. СПб., 1855.

разгласиях"12. Ее автор - бывший старообрядец, перешедший в лоно официальной церкви, со знанием дела рассуждал об учении защитников старой веры и усматривал истоки основных идей старообрядчества в русском еретическом движении стригольников. Митрополит Макарий в XIX веке воспользовался этой точкой зрения.

В плане нашей темы это очень важный момент в концептуальном осмыслении раскола синодальными историками, поскольку сами защитники старой веры считали себя наследниками благочестия Древней Руси, отстаивавшими ортодоксальное православие. Высказывая мысль о еретических корнях староверия, синодальные историки не только опровергали основной постулат идеологов этого движения о защите ими "истинной", православной веры, нарушенной реформами патриарха Никона, но и разрушали одно из важных звеньев их исторической схемы13. Решение проблемы еретических или ортодоксальных истоков этого движения непосредственно связано с возможностью утверждения о продолжении староверами традиций