автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.12
диссертация на тему:
История коллекционирования художественных памятников в региональных музеях XIX - начала ХХ веков. Германия, Англия, Россия

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Платонова, Мария Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.12
Автореферат по истории на тему 'История коллекционирования художественных памятников в региональных музеях XIX - начала ХХ веков. Германия, Англия, Россия'

Полный текст автореферата диссертации по теме "История коллекционирования художественных памятников в региональных музеях XIX - начала ХХ веков. Германия, Англия, Россия"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Па прапах рукописи УДК 7.035. "18": 7. 035. 3

Платонова Мария Анатольевна

ИСТОРИЯ К0ЛЛЕ1ЩИ01ШРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПАМЯТНИКОВ В РЕГИОНАЛЬНЫХ МУЗЕЯХ XI Х-НАЧАЛА XX БЕ!ЮВ. ГЕРМАНИЯ, АНГЛИЯ,РОССИЯ

Специальность 07.00.12 - история искусства

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученоЛ степени кандидата искусствоведения ч

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - 1993

\ >

Работа выполнена на кафедре истории искусств Санкт-Петербургского Государственного Университета.

Каучиий руководитель

Официальные оппоненты

Ведущее учреждение

- доктор искусствоведения, Я Ц. Кшштнна

- доктор искусствоведения, И. а йш|1ик

- кандидат искусствоведения, ¡1 Г. Рошнычева

- 0.-Петербургский Государственный {•шститут Культуры.

Зэдята диссертации состоится Ю93 года в

■/¿Г**

7У часов на заседании специализированного совета ^-053.67-40 по присуждении ученой степени »кандидата искусствоведения в 0. -Петербургском Государственном Университете (169164, г.С.-Петербург, ^нделеевскал линия,Б).

С диссертацией ыохно ознакомится в Научной Библдотере Ш. К. Горького С. - Петербургского Государственного Университета.

Автореферат разослан

1393 года

Учений секретарь специализированного совета, кандидат исторических наук.

а А. Коаымн

ОЕОАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. Изучение истории коллекционирования .художественных предметов является частью познашш истории развития теории и прзотики музейного строительства Историческое исследование регионального музея как части культуры, )сак одного из средств накопления и' передачи информации об опыте прошлых поколений В различных сферах освоения пкружающэго мира актуально на современном этапе развития культуры в нашей стране. Именно сейчас важно решить проблему сохранения и предстаеления Культурного наследия прошлого и современных достижений в полном объеме, чего мы были лишены многие годы. Такое исследование необходимо также в русле развития отечественной науки о музеях, в которой история музеев любого уровня представлена слабо.

' Историческое Исследование деятельности музеев XIX - начала XX веков в трех разных странах -Германии,Англии и России- дает возможность выявить комплекс тенденций в культурной и общественно-политической лизни каждой страны и в целом Европы, который оказывает решающее воздействие на формы коммуникации музея и публики. История региональных музейных образований в этом смысле особенно актуальна, так как указанные проблемы решаются в связи с различными слоями населения, при этом раскрываются формы взаимодействия центральных и местных (правительственных, общественных, частных) институтов в деле сохранения и трансляции культурного наследия.

Результаты исследования позволят продуктивно решать вопросы выхода из кризисного состояния современных региональных музеев в нашей стране: найти новые Формы обшения с местной публикой и, как следствие этого, обеспечить финансовую и моральную поддержку учреждениям со стороны частных лиц и общественных организаций, местных промышленных предприятий.

В плане познания истории культуры человечества такое исследование обогатит наше представление о миропонимании человека XIX столетня, о его восприятии собственной культуры в прошлом и настоящем.

Степень изученности проблемы. История коллекционирования художественных предметов в региональных музеях Германии, Англии и России еще не была специальным предметом изучения в отечественной литературе. Вопроси, • связанные с данной темой, затрагиваются г. исследованиях различного характера: эта проблема освещается в музееведческой литературе; входит в сферу интересов исследователей истории изобразительного искусства,так нак это связано с приооре-тениями произведений искусства музеями и частными коллекционерами ; является одной из основных тем в трудах историков, занимавшихся' рассмотрением проблем развития художественного вкуса на материале собраний произведений искусства; особое внимание уделяется ей в работах, посвященных истории архитектуры, так как тип музейного здания стал одним из ключевых в зодчестве XIX-XX веков.

В музееведческой литературе общего характера (1) региональные музеи выделяются как особый тип в той системе типологизации музеев, ' которую выстраивает каждый автор. Но общие закономерности развития музейного строительства, как правило, рассматриваются на материале собраний национального значения, а региональные остаются в стороне. В работах, посвященных комплексному изучению регионального музея,данное явление культуры рассматривается во всех аспектах его Функционирования (2),в том числе затрагиваются и во-

1. Например, Zygulski-Jun. L. Musea na swiecie.-Varszawa, 1982; Glu-zinskí W. U podstaw Museologi 1.-Warszawa, 1980; Burt N. Palaoos for the People. -New York, 1977 и пр.

2. Например,Brears P. Temples of the Muses. The Yorkshire Philosophical Muse tire. 1820-1850// Museune Journal.-V. 84.-1984. -N1; Равико-bíi'í Л. А. М^стьые художественные музеи 2-й половины XJX-н. XX вв.// Трч-ды НИИМузееведения. -М. 1962. -Еып. V я пр.

вопроси коллекционирования произведений искусства, однако, как правило, в этих трудах нет целенаправленного анализа зависимости этапов развития данного института региональной культуры в основных сферах его деятельности (собирательской н коммуникативной) и комплекса основных направлений художественной, общественно-политической жизни страны и Европы, который окаяывал непосредственное влияние на изменение понимания задач регионального музея в культуре своего времени. Авторы таких исследований, к сожалению, почти не касаются проблемы сходства и различия в развитии музейных образований такого родз в разных странах.

Исследователи истории изобразительного искусства и закономерностей развития худо.гзстЕениоГо вкусз (1) определяют приоритетные направления п собирательстве произведений искусства национальными, местными музеями, частныим коллекционерами, связывая эти процессы преяде всего с системой худогаственного образования кага-го-то определенного исторического периода. Проблема возникновения, (формирования института регионального музея во всей полноте в таких работах не ставится.

Историки зодчества (2), анализируя структуру архитектурных пространств, в которых разместись коллекции, с точки зрения развития архитектурного образа, делают выводы о восприятии музея культурой своего времени и населением данного региона, о понимании устроителя!,ж и посетителями музеев проблем коммуникации музея и публики. Но в tuj'.üx работах история развития типа здания оказывается несколько <iTi>i'!iäHHot1 от результатов анализа исторшсо-кулъ-

1. Например,Boase Т. j. t'i.Klish Art.1800-1870. Oxford,1959;Feist P. H. Geschichte der deuteten Kunst. 1760-ie48. -Dresden, 1986; СараОьянов Д. а История русского искусства второй Половины Х1Хв.-Ы. ,1989; Taylor F. The Taste er Angels.-L. 1948; Haskell F. .Penny N.Taste anil the Antique.-dew Haven and London,1981 и Т.Д. ¡¿.Например, Solln? H. The Genesis of the Mjseum // The Arcitectural Review.-1976,Febr. ;Pevsner II. A History of Building Types.-L , 1976

- о -

турных основ возникновения музея как учреждения.

ГЬэуому, перед нами стояла аадача комплексного исследования процессов возникновения и развития регионального музея: проблемы, находящейся на стыке интересов нескольких исторических дисциплин.

Предмет, объект, границы исследования. Предметом исследования является региональный музей трек разных европейских стран. Обгек-том'- процессы в деятельности института, связанные с коллекционированием и экспонированием определенного рода предметов - художественных.

В качестве сущностной характеристики музея принимается выраженная в ней модель восприятия времени б культуре: соотношение значения прошлого и будущего для настоящего. В этом смысле поникание искусства прошлого и настояиугц современным поколением творцов и потребителей произведений искусства менялось во времени. Такие менялся набор предпочтительных образцов различных видов искусства, которые принимали участие в формировании эстетического вкуса. Кроме того, менялись основные, идеологические установка центрального правительства и понимание значения истории своего региона местными ¡кителями. Бс'е это отражалось в изменении понимания задач местного музея в культуре данного региона - в модификации программ сбора и экспонирования художественных предметов.

Тематические границы исследования охватывают историю региональных музеев Германии, Англии, России. Региональным мы определяем такой тип музея, коллекции которого включает предметы из любых сфер деятельности человека и проявлений природы (при любых соотношениях этих коллекций между собой) и предназначенный для населенил данного региона - любой территориально-административной единицы внутри границ определенного государства. Типологической чертой таких музеев является входящее в состав фонда коллекций

собранно предметов, связанных с Историей данного региона.

РыСор-немецких музеев был обоснован тем, что л этой стране зародилось музееведение 1гак наука. Немецкое музееведение XIX- начала XX было ведущим в развивающейся науке Европы. Это было прямо связано с передовым опытом в реальном музейном строительстве: немецкие музеи считались тогда эталонными. История музеев Германии . дает полную картину развития соотношения общих тенденций музейного строительства и частных-регионалышх. Последнее было обусловлено спецификой исторической ситуации в Германии в указанный период, прошедший под знаком объединения малых государств в единое. Английские музеи, в условиях централизованного государства, напротив, представляют историю развития региональных музейных образований в иных, противоположных немецким, исторических условиях. Кроме того, история английских музеев привлекла наше внимание чрезвычайной интенсивностью регионального музейного строительства и также высоким уровнем развития теории музееведения, российские музеи рассматриваются нами с точки зрения необходимости представить опыт музейного строительства в России как часть общеевропейских культурных процессов. Му; ;и других европейских стран, прежде всего Франции, затрагиваются по мере их вклада в основные направления развития музейного мышления и музейного строительства Рвропы.

Хронологические рамки исследования определяются началом XIX и началом XX,веков. Начало прошлого столетня было отмеч°но Наполеоновскими войнами, потрясшими практически все европейские страны. Победа над Наполеоном, восстановление статуса национальных государств послужили импульсом к новому, глубокому изучению своих национальных культур и культур зарубежных во всеевропейском масштабе. Этот интерес в сфере художественной жизни имел непссседотР"н-ное отношение к изучению наследия не толькс Античности - пр^роди-

телышцы всей европейской культуры, по и национального искусства. Кроме того, империя Наполеона продемонстрировала силу искусства нэ только в качестве фактора духовной лизни человечества, но и силу его как фактора государственной политики (музей Наполеона).

Нижняя граница исследования - начало XX века - также отмечена крупнейшим военным катаклизмом - Первой Мировой Войной. В предвоенные годы активно раавивачись теоретические и прикладные аспекты музееведения. Предметом изучения стал сам музей как историко-культурный феномен. В появившихся тогда специальных музееведческих изданиях - журналах Museum's Journal .Museuirskunde - обсуждались концепции идеальных музеев различного уровня. Это было свидетельством завершения одного и начала следующего этапа в развитии музеев. Изменившаяся политическая ситуация в преддверии войны усилила идеологические моменты в деятельности музеев, прек-де всего региональных. Война была фактическим завершением определенного этапа в истории музейного мышления и музейного строительства.

Задачами исследования (для истории музеев каждой страны в отдельности) являются: выявление предпосылок формирования региональных музеев XIX столетия; поиск формы их организации в струк-ре культуры региона; рассмотрение специфики их деятельности в области коллекционирования и экспонирования - особенно художественных предметов;определение основных моментов в общественно-политической и культурной лизни страны,которые оказали влияние на складывание способов функционирования музеев в культуре; определение того, сложился ли архитектурный тип музейного здания и его характерные черты; анализ идеального регионального музея, если такая мод"ль была создана в культуре указанного периода.

Научндя новизна работы заключается ь предпринимав моя парал-л?лмь-м г'ич'Ь'О'Тр-'Нии истории региоячим!'« трех еврг-пейтких

стран, что дает возможность установить степень зависимости рс;аяь них и идеальных моделей музея от конкретной исторической ситуации п каждой стране отдельно и сопоставить полученные результаты по основным направлениям исследования; выявить соотношение развитии национал! них и региональных музеев в каждой стране; определить формы влияния современной худоиственной жизни на процессы собирательства и экспонирования произведений искусства разных исторических периодов в региональных музеях каждой страны; выявить соотношение в фондах музеев С в указанный хронологический период) местных коллекций и собраний, посвященных национальной истории и зарубежным странам; рассмотреть региональный музей в культуре своего времени как средство, направленное на формирование у человека определенного миропонимания.

Методика исследования обусловлена многоплановостью задач работы, тем, что они лежат на пересечении интересов разных исторических дисциплин. Муэеология как наука еще не выработала собственных устойчивых методов исследования музея в его целостности как историко-культурного феномена. При работе над изучение« принципов коллекционирования тех или иных категорий предметов в музеях использоваяпсь принципы исторического диалектического анализа материала. Представляется тагам очевидным, что сущность музея наиболее ярко выражается в системе архитектурного образа- ь решении его фасадов и планировке внутренних пространств (в соответствии с которой находятся принципы экспонирования). Поэтому ь исследовании используются методы искусствоведческого анализа материала с целью реконструкции идейного удержания меняющегося зо времени художественного образа музея.

Источниковедческая база исследования многообразна. Егго работы, содержащие оценочный подход к музею как явлению культуры а XIX- начале XX веков, принадлежащие перу выдалхциксн деятелей

культуры своего времен!! (.литераторов, архитекторов). Такие эссе, путевые записки, аьтсопографичеокие материалы, объяснительниэ заметки к архитектур(ШМ проектам зафиксировали понимание музея современниками процесса зарокдеря и формирования этого института.

К источникам относятся графические материалы проектов музеев и сделанные после возведения зданий изображения внешнего облика и экспозиций.

Другой важной категорией источников -являются издания самих музеев -каталоги собраний и путеводители- которые сохранили объективную картину состояния коллекций И предполагавшихся форм общения • с публикой (последнее реконструируется по манере описания экспозиций).

Практическое ррачэщге работы. Систематизации опыта деятельности музеев Х1Х-начала XX веков позволит использовать в современной деятельности аналогичных музейных образований нашей страны многие формы работы музе« с публикой, которые практиковались в то время, когда кители данного региона были не просто пассивными посетителями, но принимали ' активное участие в формировании его коллекций добровольными пожертвованиями коллекций И денег и влияли на формирование концепций экспонирования тех или иных материалов.

В качестве исторического исследования работа позволит заполнить существующие лакуны в изучении отечественной наукой истории музеев Х1Х-начала XX веков; она может быть использована при составлении соответствующих курсов лекций.

Структура диссертации обусловлена задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний к тексту и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.

Во введении обоснована актуальность поставленной проблемы.

- и -

Рассматриваются обвде предпосылки возникновения региональных музеев из общественно-политической, культурной, художественной и музейной сфер жизни Европы в конце ХУП1- начале XX веков. Кратко характеризуются основные направления в работе с источниками и критической литературой. Определятся сущность музея как явления культуры и определяется понятие регионального музея.

Первая глава "Немецкие региональные музеи" посвящена истории региональных музеев Германии в Х1Х-начале XX вв. Рассматривается историография вопроса н характеризуется корпус источников по истории немецких музеев. Лается обзор использования в указанный период терминов, которыми обозначали музеефицировашше собрания.

Далее определяются предпосылки возникновения региональных музеев, В этом смысле анализируется традиция понимания значения музейных собраний (прежде всего художественных предметов) как средства самосовершенствования личности, которая существовала в культуре Европы в начале XIX века. Культура той местности , в которой живет человек (коллекционер и посетитель такого собрания), рассматривалась как часть истории культуры всей Европы и мира. Главенствующее место в иерархии значимости в таких собраниях занимало художественное наследие Античности.

Прямое отношение к дальнейшему развитии форм региональных музеев имело возведение музеев правящими домами немецких государств. Эта историческая традиция подучила выражение в строительстве музеев первой половины-середины XIX века, возведенных правителями Баварии, Пруссии, Саксонии. Основные принципы понимания музея того времени, проявляющиеся в тенденции коллекциониро-ьания, экспонирования, решения архитектурного образа музейного здания, рассматриваются и.» примере строительства в Мюнхене Глиптотеки, Старой и Новой Пинакотек королем Людвигом I.

Состав коллекций этого музейного комплекса утверждал космопо-

дитическую идею понимания худогяствеиной культуры нового времени как росшей на осноре наследия Античности- Следующее по значимости место в формировании повременной культуры занимала «топись старых мастеров внзменитмк национальных худорственных школ Европы. Современное искусство -наследник атой традиции- развивало ее для будущего. Представление*! таким образом, посредством экспозиций из произведений искусства, всеобъемлющая картина истории мира была . необходима вдтедо данного месте« он становился сопричастным великой исторической траДИЧЛИ. Местное искуостро (немецкое и -уже-базарокое) рассматривалось как равноправная часть общэй для всех европейцев культурной традиции-

В музеях Мюнхена утеарадалась также присущая музейнмм собраниям XIX столетия идея цемор^адьности. Она выражалась двояко. С одной стороны, развитое в культуре того ррамзни представление о значимости личности, ее опыта жизни, ее деяний я историй привело к возникновению ситуации, когда история страны, ее культурных Традиций могла воплощаться в экспозиции, созданной на основе памятников выдающимся деятелям. ■ 0 другой стороны, сам музей становился средством включения в традицию основателя этого учреждения: человек, сохранивший культурную традицию в системе коллекций и давший возможность своим современникам и будущим поколениям приобщиться к ной. занимая в пантеоне славы своего Отечества й Европы равное место наряду со знаменитыми литераторами, художниками, общественными деятелями-

Музеи ¡Зерлина середины XIX века также утверждали и развивали эти идеи, причем их основатели всемерно подчеркивали региональную предназначенность этих учреждений жителям Пруссии.

Национальный музей в Нюрнберге продемонстрировал возможность н необходимость для Германии воплотить истории на материале худо-«аст венных собраний.

Собраннл частных коллекционеров и обществ любителей искусств в немецких городах этого времени, весьма разнообразные но составу, по укладывающиеся в рамки общей концепции представления истории культуры данного места irait части всеобщей, рассматриваются, в качестве непосредственной основы формирования региональных музеев в последующи! период.

Архитектурный образ княжеских музеев становится во второй половине XIX - начале XX веков образцом для малых и больших музеев, в которых будут развиты основные моменты организации этого типа зданий: торжественный вход и вестибюль как промежуточное пространство перехода от времени настоящего в прошлое, размещение в специальных залах внизу коллекций античной пластики и восхождение з верхние уровни сооружения к наследию культур, ужэ использовав-сих различные интерпретации классической традиции.

Далее в главе рассматривается процесс формирования и развития региональных музеев во второй половине XIX столетия на! примере типичных музеев нескольких немецких городов (Аахена, Гамбурга, Лейпцига, Штутгарта, Магдебурга, Баутцена, Целле). Анализируются основные направления в коллекционировании и работе с публикой. Для этих музеев остаются значимыми все идеи, воплощенные' в идей-но-смшловых программах музеев предшествующего периода. Однако появляются специфические нюансы.

Всякий музей этого времени успешно осуществляет сбои функции в культуре, только будучи включенным в систему городской культуры. Официально это Еьтрагалось в передаче прежних частных коллекций или собраний общественных организаций, объединявши прссве-щенных дилетантов, изучавшх историю и искусства, в ведение городских властей. Одновременно музеи приобретали статус публичных.

В таких музеях четко выражена их предназначенность населению данного региона прежде всего. Владельцы коллекций, жертвуя их.

- и -

стремились увековечить себя в памяти сограждан. Движимые такими лае желаниями горожане продолжали заботится о процветании городского музея дальнейшими добровольными пожертвованиями в его пользу (индивидуальными или по подписке). Муниципалитеты выделяли средства на содержание и развитие этих учреждений.

Коллекции музеев по-прежнему являли взору посетителя универсальную картину истории культуры, в которой местная история была средством приобщения К мировой традиции. Но музеи этого периода фиксируют изменившееся понимание отношений музея и публики. Теперь это уже не собрания памятников,необходимых для занятий самосовершенствующейся личности, но систематическое и популярное изложение определенной концепции с учетом формирования у посетителя не только комплекса' знаний и основ эстетического вкуса, но и определенных идеологических установок.

Основой экспозиций музеев остается Античность ( в коллекции копий эталонных вещей и оригиналов). Большое значение имеет история в Древности. Коллекции, касающиеся развития местной культуры и искусства, формируются целенаправлено. Значительными были собрания современного искусства не только региона, но всей страны. Формировались также коллекции мастеров европейских школ. В этот период в соответствии с общеевропейскими тенденциями развития художественной культуры в региональных музеях начинают складываться собрания декоративно-прикладного искусства, призванные формировать вкус у производителей и потребителей таких вещей.

Подчеркнем, что в этих музеях еще присутствовал прежний баланс, соотношения местного и всеобщего материала. Архитектурный образ музеев этого времени проникнут сознательной апелляцией к силе мировой классической традиции (Античность, Ренессанс) как к прообразу и основе современного этапа развития культуры и искусства.

Третий этап развития немецких региональных музеев приходится на рубеж Х1Х-ХХ веков. Параллельно продолжающему свое развитие типу музеи второй половины XIX века начшаот формироваться тип краеведческого музея, посвященного истории только данного места Это было связано с культивированием патриотических настроений в связи с изменениями во внутриполитической ситуации страны, ставшей единой. Такие музеи армировали свои коллекции преимущественно на этнографическом материале. Концентрация внимания посетителя на узко лекальном сопрягалась при этом с развитием представления об общей Родине.

Глава вторая "Английские региональные музеи" посвящена истории развития английских музеев. Главе начинается историографичесш1й обзор литературы, имеющей прямое отноиение к изучению истории английских музеев. Рассматривается использование термина, которым в указанный период определяли музейные образования.

В главе анлизируются предпосылки формирования региональных музеев Англии. Уделяется внимание истории развития общественных институтов, в недрах которых зародились особенности понимания истории культуры, которые впоследствии были присущи региональным музейным собраниям. Среди них выделяются Общество Дилетантов, члены которого, объединившиеся для совместного проведения интеллектуального досуга, занимались изучением Древности и распространением знаний о ней. Параллельно тому в английском обществе осуществлял деятельность Британский Институт Содействия Развитию Изящных'Искусств, который занимался поощрением развития современного национального искусства: это выражалось в устройстве выставок отечественного и зарубежного искусства.

Для английского музейного строительства было характерно отсутствие прямых свягей-аналогсв между оСряговавкимисм в первой половине XIX века национальными институтами: Британски1* Музеем и

Национальной Галереей и региональными музейными образованиями этого те периода. В системе организации и функционирования национальных музеев утверждались идеи, которые будут присущи региональным музеям второй половины XIX столетия: универсальность представленной посетителям картины мира в системе разнообразных коллекций; мемориальность музея - памятника его основателям; преимущественное внимание к Древности (и в ней Античности) и современным достижениям • культуры; была актуализирована идея собрания, отразившего развитие духовной -художественной- традиции.

Применительно к истории английских музеев необходимо отметить, что в данном случае мы имеем дело с "чистым" вариантом формирования типа регионального музея, так как это происходило на территории единого государства. Здесь сразу стало очевидным различие между музейными образованиями, носившими национальный характер (предназначенными населению всего государства) и региональными (адресованными населению определенной местности). В середине XIX века в Англии складывается восприятие музея в качестве средства эстетического развитии населения в общегосударственном масштабе: в. 1835 году была создана специальная комиссия, которая занималась этим.

Региональные музейные образования первой половины XIX века существовали в Форме музеев Философских и Литературных Обществ на территории промышленных районов Англии. Их характерные особенности рассматриваются на примере типичных музеев Хулла, Йорка, Шеффилда- Они были, по образцу Общества Дилетантов, организованы богатыми Лггелями данного места для совместного проведения досуга в научных изысканиях, способствовавших развитию личности каждого. Коллекции таких музеев охватывали естественно-исторические аспекты истории Земли и историю человеческой культуры. Экспозиции строились в соответствии с господствовавшими тогда в науке мето-

дами исследований. Эти музеи предназначались их устроителями для самих себя, а не для публики'вообще, поэтому в их деятельности не было проблемы специального построения экспозиции. Искусство для этих музеев существовало в Форш коллекций по культуре Древности. Архитектурный образ таких музеев, теоретически • опиравшийся на прототипы классической архитектуры, в реальности являлся вариацией частного особняка или типичного для Англии клуба. Как правило, именно эти музеи становились основой или составной частью региональных публичных музеев.

В середине века в качестве общих предпосылок к основанию публичных форы региональных музеев стали выступать тенденции к стимулировании развития современного искусства; декоративно-прикладного искусства и дизайна. Последняя тенденция в Англии была связана с усилением интереса к истории средневекового искусства и к проблеме его юзллекнионированием. В этой смысле, благодаря деятельности Д. Рескина и У.Морриса Англия занимала в Европе, безусловно, ведущее положение. Именно здесь, после закрытия выставки 1861 года был организован образцовый музей декоративно-прикладного искусства - Саут-Денсингтонскнй. Этот музей, первым из прочих национальных музеев Англии, начал осуществлять планомерен-ную помочь консультациями л коллекциями протшциальным музеям. Теоретические наыскания Л- Рескина также способствовали развитию концепций использования музейных собраний изобразительного искусства в деле развития у населения эстетического восприятил мира.

В 1845 году Правительство Парламентским Актом оформило формирование в структуре городс!юй культуры муниципальных музеев, что стимулировало процесс передачи музеев многих Омлософских Обвдсто в общественное пользование. Примерами истории развития типичных

музеев этого периода являются музеи: Шеффилда, Ливерпуля, Манчестера, Брайтона, Бирмингема, Брадфорда, Бристоля, Глазго, Абердина, Лондона. Их деятельность демонстрирует характерные черты таких музейных образований. Коллеккции изобразительного искусства в них были посвящены времени настоящему. Городские музеи крупных городов проводили ежегодные выставки современного искусства, пополняя свои фонды приобретениями произведений. Как правило, со5 .рания английских музеев включали также коллекции естественно-исторического характера и коллекции,Посвященные Древности -Античности (в копиях и оригиналах) и Британским Древностям. Финансирование таких музев осуществлялось за счет добровольных пожертвований оо стороны горожан, субсидий от городских властей и государственного налога в пользу муниципальных библиотек и музеев.

Настоятельная потребность обоснования современных достижений искусства требовала представления в музеях коллекций, посвященных классическому искусству, что соответствовало также возродившемуся к концу XIX века в Англии интересу к старым мастерам европейских школ живописи. Это привело к созданию В муниципальных музеях экспозиций, где широко использовались копии с эталонных вещей. Последнее вполне соответствовало развитому в этот период представление о Функции музея как средства просвещения широких кругов населения. Потому важны были не подлинные вещи, а представленная в единстве с требованиями популярного изложения концепция какого-либо явления в культуре.

Известней унификация модели музея привела к возникновению во второй половине XIX века типичного здания для городского музея. Внутренняя планировка включала значимые моменты: вестибюль, холл икотой в два уровня, в который открывались галереи второго эга-- \ укспо.'чииюнны" залы, которые располагались симметрично вокруг

центральной оси холла и рчстибмля. Расположение коллекций з экспозиционных мространстпах было также традиционным: иг?, первом •1таже экспонировались коллекции, характеризующие естественно -исторические аспекты иоюрии Земли и Лрршюсть (местную й Античность) человеческой культуры, коллекции скульптуры. На втором эта»? ригмовплись произведения живописи, кабинеты графики. Отметим. что местный материал рассматривался как часть всеобщей истории. Фасады музейных зданий варьировали мотивы античной классики и архитестуры Возрождения,что утверждало ид°ю представления реей мировой культуры.

Указанные пслзжошш разбивались и з музеях начата XX века. Характерной особенностью этого периода, несмотря на интенсивность реального музейного строительства и благодаря ему. было возникновение большого количества идеальных моделей музеев для городов Англии. Диапазон предлагармых местному насел°нию программ был широк: от представления всей культуры человечества в системе нескольких музеев на материале подлинников до традиционной модели представления общего эволюционного гида развития общих явлений истории культуры на примере копий с .талонных вещей, а подлинники лгбого происхождения (прежа» всего местного) должны были иллюстрировать обиие положения гснкрстнымк примерами. При .этом била очевидной громе иная ориентация на будущ--'? - потомкам лмтзлиеь донести тщательно з фиксированную картину современных достижений.

Третья глава "Русские региональные '/уэеи" посвящена истории русского регионального муг»л '"нача/а рассматривается историография ропро".-'. ■?■> категории литературы, которые имеет1 не-т«сг»»дстреннс>-- отчопкии? к истории шлл-гвстнировачкл в русских музеях >"7;:ол-.'Т'йоннчх п; е;:>.-°г "в. Рао о.'а?! ;'!-■>•.'гол история исполь-гогания термин'-п, к>тс|лл':' о'То-'ггггаи ••« рти'Ч'апыш" музейные оС-ря.'лвч!-:!.. р /.!.<■/У. !-¡---л":, '"и -.л.ггг. я ::[ ■ лоооылки ф"; млрогания

- '¿О -

региональных музеев в культуре XIX века. Большое ви;лч-'НИй в создании модели музея, ориентированного прежде всего на фиксации достижений современности и затем на историческое прошлое,ни^ла деятельность Государственных Статистических Комитетов - также, как проводимые в государственном масштабе виставки-сштри достижений в промышленной и творческой сферах деятельности. Прямое отношение к созданию музеев имело развитие местной культуры, выражавшееся в создании на местах учебных заведений и на их Сазе музейных собраний.

Рассматриваются первые попытки организации региональных музеев в первой половине XIX века. Состав их коллекций отражал историю региона, всей страны в коллекциях естественно-исторических и исторических (сюда входили предметы, характеризующие историю, в том числе произведения искусства). Часто в музеях хранились коллекции иа зарубежных стран (прежде всего этнографические). Сравнительно-типологические ряды экспонатов призваны были рассказать об аналогичных явлениях в различных регионах. Уже в этих музеях особой категорией муаеефицироваиных вещай становятся церковные памятники: православие несет семантическую нагрузку определения единства всей империи. Характерные черты этих музейных образований рассматриваются на примере типичных музеев Воронежа, Барнаула, Нерчинска, Харькова.

Организаторами этих музеев были люди, профессионально связанные со сбором мзтералов по истории данного региона, - сотрудники Статистических Комитетов. Сбор коллекций осуществлялся на их личные средства и пожертвования со стороны жителей города.

Лротоыуаейные формы, ориентированные на сбор прежде всего памятников художественной культуры, возникали при учебных заведениях. В этот период создатели таких музеев стремплсь представить историю всего мира в слепках и гравюрах.

■ :ч -

2 середине - второй половине XIX века процесс основания региональных музеев в России стал интенсивным. Активизировалась деятельность частных лиц, коллекционировавших произведения искусства старых европейских национальных школ и современного русского искусства, собиравших этнографические свидетельства жизни народа, причем, которые в России определялись как народное искусство и были исторической основой развития общеевропейского течения в ху-лояествешюй глени, связанного с расцветом декоративно-прикяпдпо-го искусства. Местная история воплощалась на уровне естественно-исторических и археологических коллекция. Эти же собиратели становились основателями общественных иудеев на местах, гертвуя свои коллекции на благо сограждан.

Типичные черти музеев указанного периода рассматриваются на примере деятельности музеев Минусинска, Самары, Саратова, Нижнего Новгорода, .Хариюва, Воронежа. Жизнедеятельность этих учреждений обеспечивалась включением их в структуру городской культуры и заботой о них специальных комиссий Городских Дум или городской общественности. <*:ношш° направления в политике собирательства остались иремшми. Костная исторг рассматривалась как часть всеобщей. О чтим связан-! интересная пгчетномернссть в поникании роли муг.вя в культур»: приходящий гуда посетитель долтен Сил обладать корпусом необходим« сведений по всеобщей и отечественной истории, предлагаемые его вниманию подлинники как бы наглядно ил-люстрирорали нметоеся знания. С другой стороны, г. музеях того времени сутствсвалп тенден.дея сбора коллекций копии, иллшетркру-гсщих всеобщи" концепции истории искусств, которые причраш были просвещать.

Оптимального типа здания для региональных музеев ч России не было сослан.'. П^стрс-лны- д:л музеес сосруления редко вчражали и средством арлит^кгу! ¡' 'Го оГр>:,ч идею муз» ! как уамк'й части го-

7 т,

родской культуры. В тех случаях, когда такая задача стояла ( это касалось преимущественно художественных музеев),игра использованных архитектурных мотивов указывает на поиск прототипов ь классических периодах истории зодчества: обязательными в таком случае были использование ордера и приемов симметричного построения фасадов и членения внутренних пространстве например, музеи Саратова, Екатерииослава).

История русских провинциальных музеев дает такмь примеры использования под музейные нужды исторических построек города. В таких случаях было два пути решения проблемы: перестроенный под ■музей памятник рассматривался как часть живой, продолжающейся традиции, а устроители музея нанимали себя как ее продолжатели. Потому допускалась значительная переделка сооружения и включение в структуру нового здания подлинников прошлого и даже исторических панорам города и его окрестностей - видов, открывавшихся со смотровых площадок еНовгородский музей Древностей.). В другом варианте здание реставрировалось в соответствии с представлением о характерных чертах зодчества времени создания сооружения, и оно рассматривалось как экспонат, представляющий традицию прошлого, 1соторую воспринимают отстранений, как завершенный отрезок исторического развития (например, музей Нижнего Новгорода).

Начало XX века характеризуется в сфере развития музейного мышления появлением большого количества идеальных проектов музеев для провинций. Они проникнуты пафосом просвещения широких слоев населения и обучения местных молодых талантливых художников. Все проекты построены на основе идеи представления универсальной картины развития всеобщей истории и искусства, зачастую местные материалы в проекты дали не включались. Основой таких музеев должны были стать коллекции копий с великих произведений искусства, выполненных лиСыми способами.

О систематизируются выводы и обобщения, сделанные

в результате исследования. Определяются сущностные признаки музеев XIХ-начала XX лети. Подчеркивается их роль как создателя ( в лице их учредителей) и транслятора культурной традиции, ' гак средства формирования у посетителей черт идеальной личности данного времени (последнее зависело от конкретно-исторической ситуации). Это привело к превращению музея в конце XIX века из института, призванного способствовать развитию самосовершенствующейся личности и потому элитарного, в общедоступное, просветительское учреждение, популярно излагающее знания широкому кругу публики.

Угазанные признаки характеризуют музеи любого типа. Региональные музеи в указанный период отличало стремление приобщить местное население к истории культуры мира в признанных эпохой эталонными образцах развития человеческой культуры. Основную роль здесь играло художественное наследие великих классических периодов истории культуры. В связи с этим особенное значение приобрело коллекционирование и экспонирование копий шедевров. Одновременно, подлинники, характеризующие те или иные аспекты местной культуры, включались в общий ход развития обще.вропейской культурной традиции, становились средством приобщения местного населения к ней.

В силу вышесказанного становится попятным принципиальное сходство идеальных моделей региональных музеев в Германии, Англии и России, которые варьировались в обозначенных рамках: от представления истории мировой культуры в копиях и подлинниках до представления леть местной культуры как явления самодостаточного. Выбор зависел прегле всего от идеологических установок гремени.

Иную модель идеального регионального музея предлагали з начала XX в<-кл историки искусства, так ;пк первостепенное значение в представлении истории мирсвс-й культуры имело художественное наследие гу:•.■/. -лич Лгги'нг.'сти, Речесганс"!, сред'"*вековья.

- -

Создатели таких концепций исходили из представления о невозможности замены подлинника копией и возврата к пониманию музея как места, где познаются факты истории в процессе исследования, а не предлагается популярное изложение ум,- имювдхся знаний. Соответственно, в атом случае музеи могли Оы быть расположены только в бывших худоякстренных центрах Греции. Италии, Германии.

Далее определяются закономерности развития региональных музейных образований в избранных для исследования странах. Подчеркивается, что в Германии в XIX столетии опыт истории существования крупных музеев в центрах немецких государств оказал непосредственное влияние на образование и развитие региональных музеев. В Англии и России национальные и региональные музеи развивались параллельно, почти независимо друг от друга.

Изменения в соотношении коллекций, -характеризующих местную историю и истории зарубежных стпран зависели от изменений внутриполитической ситуации в странах и общих тенденций развития мировой культуры.

В коллекционировании предметов худо*£ственного значения общими для всех стран были изменения, также зависившие от изменений общих тенденций культуры, например, усиление внимания к предметам декоративно-прикладного искуства в середине XIX века. Различным в укааанных странах было понимание того, какие предметы характеризуют национальную историю средневековья и развития декоративно-прикладного искусства.

В связи с различиями в уровне развития музееведения в Германии, Англии и России по-разному складывались формы общения музея и публики: так в Германии и Англии с-лоаился специальный тип музейного здания, предназначенного для регионального музея, а в Росссии нет. Последнее является также отражением различий в понимании путей развития культурной традкци.

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:

1. Платонова ПЛ. Выразительные средства этнографической экспозиции ''/Проблемы этнографического музееведения: Всесоюзная конференция "Этнографическая наука и пропаганда этнографических знаний". -Тезисы докладов. -Оме:;, 1987. -(0,1 п. л.).

2. Платонова М. Л. Из истории английских музеев Х!Х-начала XX веков /С. -Петербургский Гос. Университет. -С. -Петербург, 1992. -Рукописи. деп. в ШМОН, N40.922 от 12. 08. 92- (0, б п. л.).