автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
История литературного объединения Всеросскомдрам

  • Год: 2015
  • Автор научной работы: Плотников, Константин Иванович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'История литературного объединения Всеросскомдрам'

Полный текст автореферата диссертации по теме "История литературного объединения Всеросскомдрам"

На правах рукописи

Плотников Константин Иванович

История литературного объединения Всеросскомдрам (по материалам Отдела рукописей ИМЛИ РАН)

Специальность 10.01.01 - Русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

1 з МАЙ 2015

Москва-2015

005568458

Работа выполнена в Отделе рукописей ФГБУН «Институт мировой литературы имени A.M. Горького Российской Академии наук».

Научный руководитель:

доктор филологических наук, заведующая Отделом рукописей ФГБУН «Институт мировой литературы имени A.M. Горького Российской Академии наук» Московская Дарья Сергеевна

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ФГБУН «Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук» Вахитова Тамара Михайловна

доктор филологических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Чернышева Елена Геннадьевна

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова».

Защита состоится 28 мая 2015 г. в 17 часов на заседании Диссертационного совета Д.002.209.02 при Институте мировой литературы им. A.M. Горького РАН по адресу: 121069, Москва, ул. Поварская 25а, актовый зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и на официальном сайте ФГБУН «Институт мировой литературы имени A.M. Горького Российской Академии наук».

Автореферат разослан «J^rrr iP^Y 2015 г.

Ученый секретарь диссертационного сове

кандидат филологических наук

Быстрова О. В.

Общая характеристика работы.

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития отечественного литературоведения все более актуальным становится восстановление целостной картины литературного движения 1920 - начала 1930-х гг. Одновременно возрастает интерес к микропроцессам в литературе и, в частности, в драматургии1. Решение этих актуальных научных задач видится на путях аналитического исследования важнейших, но «забытых» организационных структур2.

В поле современного литературоведения до сих пор не существовало работ, которые бы представляли картину бытования и истории организации Всеросскомдрам (Всероссийское общество драматургов и композиторов). Отсутствуют также диссертационные работы, проблемные и обзорные статьи, посвященные истории драматической секции Всеросскомдрама, составлявшей идеологический и бытовой фон, на котором разворачивались ключевые события в отечественной драматургии. Восстановление, благодаря архивным материалам истории Всеросскомдрама, расширяет институциональный контекст литературного процесса в первые пореволюционные десятилетия, отвечая научным запросам историков литературы, исследующих, публикующих и комментирующих тексты советских писателей.

Всероссийское общество драматургов и композиторов официально существовало с 1930 по 1933 гг. Основным источником общей информации об истории, организационной структуре и деятельности общества до последнего времени служили статьи энциклопедических изданий. С опорой на архивный материал искусствоведами была изучена история его

1 См.: Парадокс о драме: перечитывая пьесы 1920-1930-х годов / под ред. Е.М. Стрельцовой. М.: Наука, 1993. 496 е.; Тудкова В.В. Рождение советских сюжетов: типология отечественной драмы 1920-х - начала 1930-х годов. М.: Новое литературное обозрение, 2008. 456 е.; Забьггые пьесы 1920-1930-х годов / сост., текстологич. подготовка, вступ. статья, историко-реальный коммент., сведения о постановках пьес и биографиях авторов B.B. Гудковой. М.: Новое литературное обозрение, 2014.984 с.

2 Кукушкина Т.А. Всероссийский Союз писателей (Петроградское отделение). Период становления. 19201923 гг.: автореф. дне. ... кадд. фил. наук: 10.01.01 / Кукушкина Татьяна Алексеевна. СПб., 2008. С. 3.

3

музыкального отдела3. Всеросскомдрам становился также предметом исследования юристов, специалистов в области авторского права4.

Источником сведений об объединении драматургов и условиях их творческой деятельности служат воспоминания современников (Е.С. Булгаковой5, «Дневник 1934 года» М.А. Кузмина6, воспоминания Е.Э. Мандельштама7, И.В. Штока ') и биография Н. Макова (члена эстрадной секции Ленинградского отделения Всеросскомдрама)9. Повседневную жизнь Всеросскомдрама отчасти освещают периодические издания: журнал «Театр и драматургия», газеты «Советское искусство», «Рабочий и искусство», «Рабочий и театр», «Литературная газета». Наиболее полные данные по организационной структуре, юридической и финансовой стороне деятельности, по личному составу, творческим литературным дискуссиям, взаимоотношениям с другими литературными организациями, работе с молодыми писателями представляет фонд № 52 «Всеросскомдрам» ОР ИМЛИ РАН, до настоящего времени неисследованный, послуживший для диссертации источниковедческой основой.

Для раскрытия сформулированной в заглавии диссертации темы была необходима научная обработка фонда и составление описи. Не став частью

3 См.: Власова КС. Официальная концепция в советском музыкальном искусстве рубежа 20-30-х годов и ее отражение в музыкальном радиовещании : автореф. лис. ... канд. искусствоведения. 2005. Специальность 17.00.02 - Музыкальное искусство ; Власова КС. Советское музыкальное искусство сталинского периода. Борьба агитационной и художественной концепции: дис.... доктора искусствоведения. 2010. Специальность 17.00.02 - Музыкальное искусство.

4 См.: Абрамова Н.К Проблема создания и функционирования организаций по коллективному управлению авторскими правами : дисс. кадд. юридических наук : 12.00.03. СПб., 2005. С. 13-14 ; Комментарий к четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). Правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности. С постатейными материалами и практическими разъяснениями / Добрынин О.В. И др. М. 2007. С. 67 ; Зятицкий С. Ф. Проблемы реализации авторских и смежных прав на коллективной основе в условиях развития новых технологий: дис. ... канд. юридических наук. 12.00.03. М., 2003. С. 75.

5 Дневник Елены Булгаковой / Гос. 6-ка СССР им. В. И. Ленина; сост., текстол. подгот. и коммент. В. Лосева и Л. Яновской; вступ. ст. Л. Яновской. М.: Изд-во «Кн. палата», 1990. [Элеюронный ресурс]. URL http://www.belousenko.com/books/memoirs/Bulgakova_Dnevnik.htm

6 КушипМ.А. Дневник 1934 г. [Электронный ресурс]. URL: hmr//www.a7lib.rii/k/kuz)Tiin m a'text 037Q.slitml

1Ыанделъштам КЭ. Воспоминания // Новый мир. 1995. № 10. [Электронный ресурс]. URL: http://magazines-niss-ru/nowi mi/1995/10/mandel.html

8 Шток И. Рассказы о драматургах. М.: Искусство, 1967. С. 14.

5 [Электронный ресурс] URL: http://iiikolai-makov.narod.nl/

текста диссертации (в приложение вошел лишь фрагмент описи), она своим содержанием определила структуру работы. В диссертации были использованы документы из следующих разделов фонда: 1. «Стенограммы, протоколы, уставные документы Всеросскомдрама»; 2. «Материалы и документы Всеросскомдрама»; 3. «Письма и заявления»; 4. «Анкеты членов организации»; 5. «Творческие материалы»; 6. «Отзывы и рецензии».

Наименование «Всеросскомдрам» употребляется историками литературы в двух смыслах - прямом и расширительном. В первом, для обозначения прошедшего юридическое оформление Всероссийского общества драматургов и композиторов, авторов кино, клуба и эстрады, существовавшего с 1930 по 1933 гг. (далее в автореферате - Всеросскомдрам-1). Во втором, для указания на целый ряд сменяющих друг друга Обществ, созданных с целью создания специальных (в том числе юридических и финансовых) условий для литературной деятельности писателей-драматургов (далее - Всеросскомдрам-2). В этом значении Всеросскомдрам выходит за хронологические рамки юридического существования и охватывает историю защиты драматургами и композиторами своих литературных и финансовых интересов.

В названии данного диссертационного исследования Всеросскомдрам используется во втором, расширительном значении. Это обусловлено, прежде всего, источниковедческой базой, которую составил фонд № 52 ОР ИМЛИ РАН, состоящий из документов 1930-1934 гг. (официальные даты существования организации с таким названием), материалов организаций-предшественниц Всеросскомдрама-1, т.е. МОДПиКа и Драмсоюза (1925-1930 гт.) и Автономной секции драматургов, в которую был преобразован Всеросскомдрам-1 в 1933 г.

Общей задачей является исследование истории объединения драматургов, их творческой литературной деятельности в рамках организации, а также создание хронологически структурированного информационного базиса для будущих исследований по истории

5

отечественной драматургии на основе архивных данных фонда № 52 ОР ИМЛИ (Всеросскомдрам-2).

Расколовшись в 1903 г. на московское (МОДПиК) и петербургское (Драмсоюз), Общество, в своем отдельном существовании отразив дух эпохи, продолжило функционировать. Раздельное существование двух конкурирующих Обществ в период нэпа внесло новые штрихи в непростые отношения Москвы и Ленинграда. МОДПиК детище новой столицы, претендующей на гегемонию в культурной политике, устремленной к централизации власти, противостояло ленинградскому Драмсоюзу.

Укрупнению профессиональных союзов Драмсоюз выдвинул идею организации федеративного типа (единства равных), т.е. идею создания Федерации обществ драматургов и композиторов (ФОДиК). В конкурентной борьбе за предпочтительные формы объединения раскрылись факты коррупции в верхушке Московского общества, что не помешало московским функционерам подавить все активности ленинградских коллег, создав единое Общество с жестким управлением под эгидой представителей МОДПиКа.

Созданный таким образом Всеросскомдрам-1 испытал, подобно другим профессиональным творческим союзам, идеологическое давление со стороны РАППа и ответил на него, с запозданием, созданием объединений ТРУД и «Разбег» писателей-ударников из рабочего молодняка, которые, по мнению идеологов РАППа, должны были занять место профессиональных писателей. Подчиняясь давлению РАППа, Всеросскомдрам создает Методцентр как управленческий институт, отвечающий за внутреннее цензурирование творческой продукции членов Общества. Став детищем Всеросскомдрама, Методцентр, объединивший известных критиков и теоретиков драматургии, внес заметный вклад в развитие теории советской драматургии, которое нашло отражение в двух дискуссионных сборниках автономной секции драматургов (1933 г., 1934 г.).

Наиболее сложным периодом существования Всеросскомдрама-1 стал период первой пятилетки. Всеросскомдрам к началу 1930-х гг. стал ощущать

б

все большую собственную несовместимость с тенденциями, возникшими после Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (23 апреля 1932 г.). Подлинная конкуренция уступила место приспособленческой схеме по встраиванию в иерархию, отпала острота проблемы охраны авторского права, соединения в лице одной организации творческой и юридической функций более не требовалось. В 1933 г. Всеросскомдрам был ликвидирован, а на его месте возникла Автономная секция драматургов при оргкомитете ССП и организация по охране авторских прав - ВОУАП.

Степень научной разработки проблемы.

Отмеченную выше малую осведомленность современных литературоведов в истории организации можно объяснить также тем, что после создания в 1934 г. единого Союза советских писателей информация о Всеросскомдраме, как, впрочем, и о других творческих союзах и объединениях, за малым исключением (ЛЕФ, РАПП, «Перевал»), не становилась предметом детализированного изучения историков литературы. Возвращение к проблематике функционирования и роли литературных объединений и институций в пространстве культуры конца 1920 - начала 1930-х гг. происходит лишь в последнее десятилетие10. Новые сведения о членстве в литературных объединениях (профсоюзах или творческих группировках) уточняют творческую биографию писателей, конкретизируют истории текстов, вносят новые данные в историко-литературный комментарий к собраниям сочинений. Изучение материалов, отложившихся в фонде Всеросскомдрама, раскрывает картину «литературной повседневности» на примере значительного блока текстов, созданных выдающимися драматургами, а также писателями второго ряда и графоманами.

10 Си.: Конец институций культуры двадцатых годов в Ленинграде. По архивным материалам : сб. статей / сост. М.Э. Маликова. М.: Новое литературное обозрение, 2014.492 е.; Кукушкина Т.А. Всероссийский Союз писателей (Петроградское отделение). Период становления. 1920-1923 гг.: дис.... канд. фил. наук: 10.01.01 / Кукушкина Татьяна Алексеевна. СПб., 2008. 201 с.

Научная новизна исследования.

В диссертации впервые исследованы и реконструированы предыстория, история создания и деятельность литературной организации Всеросскомдрам на протяжении всего периода его существования и в первые годы после реорганизации его в Автономную секцию драматургов при ССП. Впервые в научный оборот вводятся ранее неизвестные архивные материалы фондов ОР ИМЛИ.

Впервые Всеросскомдрам рассматривается не только как официальная литературно-художественная организация, существовавшая с 1930 по 1933 гг., а как уникальный творческий союз, объединяющий писателей с целью защиты авторских прав и создания условий для творчества и наследующий в новых исторических обстоятельствах традиции аналогичных дореволюционных обществ.

Впервые в настоящей диссертации предметом изучения становятся структурно-идеологические трансформации литературной организации Всеросскомдрам.

Впервые проанализирован вклад, который был внесен Всеросскомдрамом в теорию и практику советской драматургии.

Объект исследования: история Всеросскомдрама как творческого объединения, состоящего из ряда сменяющих друг друга организационных форм, возникших для защиты как творческих, так и финансово-юридических интересов драматургов.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1925 по 1935 гг. В ряде случаев в исследовательских целях осуществляется экскурс в дореволюционное прошлое Всеросскомдрама.

Цель диссертации: выявление места и роли Всеросскомдрама в литературном процессе 1920-1930-х гг., аналитическое исследование и документированная реконструкция истории образования и становления Всеросскомдрама, изучение преемственных связей между различными организациями, в разное время, под разными наименованиями, в разных

географических точках, взявших на себя функцию защиты прав писателей-драматургов.

Эта цель обусловила постановку конкретных задач:

- изучение организационных аспектов сменяющих друг друга объединений драматургов: положений устава, формирования состава, структуры Обществ, финансовой составляющей;

- история взаимоотношений организаций - предшественниц Всеросскомдрама-1: МОДПиКа и Драмсоюза;

- выявление институциональных предпосылок создания Всеросскомдрама-1 и описание его дальнейшего существования в виде Автономной секции драматургов при Оргкомитете Союза советский писателей;

- изучение целей и задач Всеросскомдрама-2, основных направлений деятельности и конкретных форм работы организации, форм участия в ней известных писателей-драматургов, таких как С. Кржижановский, А. Белый, В. Вишневский;

- изучение институциональных форм взаимодействия Всеросскомдрама-1 с другими литературными организациями РАПП, ФОСП и др.;

- анализ находящихся в подчинении у Всеросскомдрама-1 творческих групп рабочих ударников драматургии - ТРУД и «Разбег»;

- изучение вклада сотрудников Методцентра Всеросскомдрама-1 и теоретиков автономной секции драматургов при ССП в теорию драмы и формирование базовых представлений о советской драматургии в 1930-е гг.;

- преобразование разрозненных архивных источников в форму научного обобщения, позволяющего представить целостную историю литературной организации Всеросскомдрам-2.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Всеросскомдрам-2 являлся одной из центральных площадок, где разрабатывалась теория и практика драматургии советского периода.

2. Всеросскомдрам как ряд сменяющих друг друга форм самоорганизации драматургов и композиторов на протяжении своего существования обладал специфическими функциями контроля над зрелищными предприятиями с участием произведений своих членов в юридическом, финансовом и творческом плане.

3. Судьба сменяющих друг друга форм самоорганизации драматургов и композиторов Всеросскомдрам-2 отражает исторические перипетии, ключевые для историко-литературного процесса времени.

4. Всеросскомдрам-1 (Всероссийское общество драматургов и композиторов, 1930-1934) представлял собой литературную организацию, в полной мере выражавшую идеологические доктрины эпохи и обладал структурой, схожей с такими массовыми литературными организациями как Федерация объединений советских писателей (ФОСП) и Всероссийский союз писателей (ВССП).

5. Всеросскомдрам-2 являлся преемником и наследником идейно-юридических традиций дореволюционных объединений драматургов: Общества русских драматических писателей и оперных композиторов (1874 - 1904), Московского и Петербургского обществ драматических писателей и композиторов.

6. Всеросскомдрам-1 был крупной и неоднородной попутнической организацией, в ситуации идеологического давления РАПП, пытавшейся оставаться в рамках решения творческих задач драматургии.

7. Всеросскомдрам-1 являлся центром обучения молодых драматургов, в том числе из среды рабочих, аккумулировал творческие процессы, характерные как для драматического искусства, так и для всей советской литературы.

8. Всеросскомдрам-1 с 1932 г. в новой политической ситуации перестает быть нужным, теряет свою специфику самоорганизации свободных драматургов.

Источниковедческая база исследования.

Принципиальной особенностью работы является ее источниковедческий характер: диссертация построена на данных архивных фондов ОР ИМЛИ, подавляющее большинство которых до сих пор не было введено в научный оборот.

Изучение содержания материалов фонда, без которого была невозможна его систематизация и описание, позволило в ходе подготовки диссертации впервые исследовать и реконструировать историю деятельности Всеросскомдрама; определить его роль в общественно-культурном движении с момента его появления как института защиты прав драматургов в XIX в. и до начала 1930-х гг.

Кроме фонда № 52 «Всеросскомдрам» источниками диссертационного исследования явились архивные материалы фондов ОР ИМЛИ РАН: № 28 «П.Е. Щеголев», № 41 «Союз Советских Писателей», № 51 «ФОСП». Предметом изучения стали также данные фондов РГАЛИ: № 631 «Союза Советских Писателей» (Оп. 2 «Секция драматургов при оргкомитете ССП»), № 645 «Главное управление по делам художественной литературы и искусства (Главискусство) Наркомпроса РСФСР (Москва, 1928-1933)», № 675 «Союз драматических и музыкальных писателей (1883-1930)», № 2097 «Общество русских драматических писателей и оперных композиторов (1871-1924)».

Источники информации для данного исследования были обнаружены в личных фондах РГАЛИ: В.Э. Мейерхольда (№ 998), А.М. Арго (№ 1784), В.В. Вишневского (№ 1038), Г.Д. Деева-Хомяковского (№ 1883), С.Д. Кржижановского (№ 2280).

Непосредственно с историей Всеросскомдрама связан фонд дореволюционного общества драматургов ОР ГЛМ (№ 151 «Общество русских драматических писателей и оперных композиторов»). Архивные

материалы последнего хронологически затрагивают и послереволюционный период11.

Теоретико-методологические основания диссертационного исследования. Методологическую основу работы составляют базовые принципы историко-литературного исследования - научная объективность и историзм. Конкретно-исторический метод позволил проследить крупные изменения в литературном движении конца 1920 - начала 1930-х гг., а также существенные аспекты организационной и творческой деятельности ведущих писателей-лидеров организации. Изучение истории профессиональных литературных организаций, предшествовавших Всеросскомдраму и действовавших в разные исторические отрезки времени, обусловило применение сравнительно-исторического метода. Системный метод использовался при анализе комплекса литературных, культурных и идеологических тенденций в обществе. В основу работы были положены принципы и подходы научной текстологической и археографической школы ИМЛИРАН.

Научно-практическая значимость диссертации. Результаты исследования могут быть применены для написания монографий по истории советских литературных организаций, для реальных комментариев и составлений историй текста для научных собраний сочинений, для расширения знаний в области истории советской драматургии, а также для включения ряда его выводов и наблюдений в учебные пособия по истории отечественной драматургии советского периода и в лекционные курсы высшей школы.

Методы и приемы работы с фондом «Всеросскомдрам» могут быть применены при составлении истории других литературных институций

11 Подробнее см.: Оечарова П.И. ОРДП: обзор рукоп. фонда//Новые материалы по истории рус. лит: сборник науч. трудов. (ГЛМ). М., 1994. С. 148.

советского периода (ВОКП, ФОСП, ЛОКАФ и др.) с опорой на архивные материалы.

Апробация результатов работы. Полный текст диссертации, а также положения, представленные в работе и выдвигаемые на защиту, обсуждались на заседании ОР ИМЛИ РАН. Основные результаты исследования были представлены в докладах автора на следующих конференциях.

1. Первые московские Анциферовские чтения (ИМЛИ РАН, ГЛМ; сентябрь 2012).

2. «100 лет русского формализма (1913-2013) ». Международный конгресс (НИУ ВШЭ, РГГУ; август 2013).

3. Международная научная конференция: «Шекспировские чтения 2014: Шекспир в русско-английском культурном диалоге» (Научный совет РАН «История мировой культуры» Шекспировская комиссия, ИМЛИ РАН; сентябрь 2014).

Положения диссертации прошли апробацию в ходе работы на научном семинаре молодых ученых «Классические традиции и инновационные технологии в современной текстологии и источниковедении русской литературы» (при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда; проект № 12-34-01328а).

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, трех глав: 1. «Организации - предшественницы Всеросскомдрама», 2. «Институциализация Всеросскомдрама (1930-1934)», 3. «Создание Автономной секции драматургов при оргкомитете Союза советских писателей (по материалам РГАЛИ и ОР ИМЛИ)», Заключения, Списка литературы, состоящего из 236 позиций и Приложения.

Основное содержание работы

Во Введении дано обоснование актуальности темы, описана степень ее научной разработанности, очерчены предмет исследования, хронологические

13

рамки, дана характеристика основных целей и задач, раскрываются методологические основы и научная значимость работы, ее структура; представляется обзор библиографии по теме.

Глава I «Организации - предшественницы Всеросскомдрама» ставит задачу осветить ключевые эпизоды в истории создания и дальнейшего существования объединений драматургов с целью защиты своих авторских прав и финансовых интересов в зрелищных предприятиях (1874 по 1930 гг.).

Первая глава состоит из четырех параграфов: «Общество русских драматических писателей и оперных композиторов (ОРДПиОК) (18741904)», «Московское общество драматических писателей и композиторов (МОДПиК) (1904-1930). Специфика деятельности», «Ленинградское общество драматургов и композиторов (Драмсоюз) (1904-1930). История и структура» и «История слияния МОДПиКа и Драмсоюза. Альтернативные пути по созданию единого общества (ФОДиК)».

Расширительное толкование Всеросскомдрама обусловило необходимость затронуть в диссертации дореволюционный период существования общества (гл. 1 § 1). В центре исследовательского внимания период до создания юридической формы Всеросскомдрам (история МОДПиК и Драмсоюза, гл. 1), эпоха Всеросскомдрама-1 (гл. 2) и начальный период функционирования автономной секции драматургов при Оргкомитете ССП (1933-1935 гг.; гл.З ).

Фонд № 52 ОР ИМЛИ предоставляет возможность проследить различный характер взаимодействия основополагающих задач Всеросскомдрама-2: финансово-юридической (отстаивание прав членов организации) и творческой. Преобладание одной из них рассматривается в диссертации как важная черта историко-литературного процесса на данном отрезке времени.

Так, организатор А.Н. Островский стремился превратить Общество в творческую организацию, и в Уставе, по его воле, в качестве одной из важнейших целей Общества указано «способствовать развитию

14

драматического искусства в России»". С этой целью в каждом городе, где устраивались театральные представления, были назначенные обществом агенты. Разрешение на постановку пьес давало Общество, агенты были обязаны переслать авторские гонорары в Комитет общества. Таким образом, возникла структурная единица Общества, получившая название «агентурный отдел», который продолжил существовать на всем протяжении Всеросскомдрама-2 до создания Союза советских писателей.

Норма и порядок взыскания авторского гонорара, выработанные в рамках Общества русских драматических писателей и оперных композиторов, затем применялись в МОДПиКе и Драмсоюзе, а позднее и во Всеросскомдраме. Важной стороной в работе Общества была интенсивная издательская деятельность.

В конце 1890-х гг. возникли расхождения между московским Правлением и частью петербургских членов Общества13, что привело в 1903 г. к образованию Союза драматических и музыкальных писателей в Санкт-Петербурге.

Фактически Общество русских драматургических писателей и оперных композиторов разделилось на московскую (с 1923 г. переименованную в Московское общество драматических писателей и композиторов - МОДПиК) и петербургскую (Драмсоюз, впоследствии Ленинградское общество драматических писателей и композиторов) организации.

Как для МОДПиКа, так и для Драмсоюза основной целью было отстаивание авторских прав своих членов, а также сбор установленных авторских отчислений со спектаклей и прочих публичных представлений. Наличие мощной агентурной сети по всему СССР давало определенные возможности и преимущества членам МОДПиКа, однако основной

12 Овчарова П.И. ОРДП : обзор рукоп. фонда // Новые материалы по истории рус. лит.: сб. науч. трудов. (ГЛМ).М., 1994 .С. 137.

13 См.: Королев Д.Г. Издательская деятельность ОРДПиОК... С. 156.

конкурент - Драмсоюз, активно развивался и подстегивал, создавая столь характерный для эпохи нэпа, соревновательный дух у своих членов.

Обе организации были мощными финансово-юридическими институциями, исполнявшими функции, с одной стороны, охраны советского закона об авторских правах (который претерпел ряд изменений за время существования организаций), с другой стороны, они были интеллектуальной и идеологической платформой, на которой постепенно вызревала новая генерация советских драматургов. Отметим, что для ставшей столицей Москвы преобладание идеологического начала было более заметным, чем для «провинциального» Ленинграда, где традиции дореволюционной русской литературы держались еще какое-то время.

И в МОДПиКе, и в Драмсоюзе существовало деление на секции авторов драматургов, авторов кино, композиторов, клубных и эстрадных авторов. Такое деление на секции было и во Всеросскомдраме вплоть до момента расформирования в 1933 г. Причем члены общества могли состоять в нескольких секциях одновременно - это предполагал устав как Драмсоюза, так и МОДПиКа.

Важным достижением в области авторского права стал декрет Совнаркома от 17-го мая 1928 г., приравнявший писателей и композиторов к рабочим и служащим, а их гонорар к зарплате, С этого момента профессия драматурга и композитора и властью, и обществом была признана «рабочей». Главным же достижением этого закона с финансовой точки зрения стало юридически точное определение гонорара как заработной платы драматурга и композитора.

Значительная роль в расширении и углублении законодательства об авторском праве принадлежала Правлению Драмсоюза, в частности, активное участие в разработке законов принимали ленинградские юристы, в том числе Г.М. Танин, член Драмсоюза, профессиональный юрист.

Ключевым в развитии двух Обществ стал 1924 г. В то время создание трестов и слияние однородных и аналогичных учреждений и обществ

16

отражало господствующую в правительственных сферах тенденцию. Именно в это время возникло предложение об объединении Обществ, которое в дальнейшем превратилось в проект их слияния.

Несмотря на существование общего Президиума, обе организации фактически были автономны до 1930 г., когда завершилась подготовка к созданию Единого общества, которым стал Всеросскомдрам". Он формировался долго и, уже после официального появления Всеросскомдрама, длительное время параллельно существовали МОДПиК и Драмсоюз.

Однако идея слияния была воспринята большинством членов Драмсоюза негативно15. Драмсоюз выработал контрпредложение - создать не объединение, а федерацию как альтернативу единого Общества, и Драмсоюз видел себя ее членом при условии сохранения полной хозяйственной автономии.

Из документов заседания Секретариата ФОСП от 5 апреля 1929 г. следует, что МОДПиК и Драмсоюз вошли в состав ФОСПа и что в ФОСПе также проходили заседания, на котором обсуждался вопрос о слиянии МОДПиКа с Драмсоюзом. Таким образом, Всеросскомдрам автоматически вошел в состав ФОСП уже после объединения Драмсоюза и МОДПиК16 и стал в эпоху реконструкции ключевой организацией, сконцентрировавшей в себе линии взаимодействия власти с драматургами и театров с авторами, взявшей на себя решение вопросов авторского права и регуляции творческих поисков молодой советской драматургии.

Глава II диссертации «Институциализация Всеросскомдрама (19301934)» основана на результатах анализа документов фонда № 52 ОР ИМЛИ и состоит из следующих параграфов: § 1 «Формирование Всеросскомдрама: цели и задачи, устав, структура, правление, состав», § 1.2. «Первая конференция Всеросскомдрама (5-7 октября 1930 г.)», § 2. «Деятельность

" РГАЛИ. Ф. 675. Оп. 3. Ед. хр. 23. Л. 10.

15 ОР ИМЛИ. Ф. 28. Оп. 2. Ед. хр. 276. Л. 24.

16ОРИМЛИ.Ф. 51. On. 1. Ед. хр. 28. Л. 10.

Всеросскомдрама», § 2.1. «Творческая работа Всеросскомдрама в 1932-1933 гг.»,§ 2.2. «Методцентр Всеросскомдрама», § 2.3. «Контрактация драматургов», § 3. «Всеросскомдрам и историко-литературный контекст эпохи реконструкции», § 3.1. «Творческие организации рабочих ударников драматургии (ТРУД и «Разбег»)», § 3.2. «Дискуссии эпохи первой пятилетки во Всеросскомдраме».

Предметом анализа в первом параграфе главы становится отложившийся в фонде № 52 устав Всеросскомдрама17. Существенным отличием новой организации от предшественниц являлась установка на вовлечение «широких трудовых масс» в деятельность объединения, установление контактов с клубами и красными уголками фабрично-заводских предприятий, организация в них кружков и ячеек, сообразно со специальностью участников. Новой чертой было введение в устав организации требования контроля над ее деятельностью со стороны рабочих бригад и воинских частей. В этой уставной особенности сказалась общественно-политическая и идеологическая ситуация эпохи реконструкции.

Важнейшим аспектом деятельности Всеросскомдрама и новой чертой в сравнении с организациями-предшественницами было обучение молодых авторов из среды рабочих и крестьян. В рамках Всеросскомдрама были выработаны такие формы работы с молодыми авторами, как семинары, регулярные консультации, как индивидуальные, так и коллективные, которые затем были переняты автономной драматической секцией ССП.

Для более тесной связи Общества с другими государственными учреждениями в Совет общества вводились с правом решающего голоса представители Наркомпроса, ФОСПа, РАППа, ВОКПа, ВЦСПС.

Необходимой частью деятельности организации было участие в худполитсоветах наравне с другими общественными организациями. Примером официального представительства членов Всеросскомдрама является обсуждение пьесы «Высокое напряжение» А. Платонова. Как

17 ОР ИМЛИ. Ф. 52. Оп. 1. Ед. хр. 320. Л. 1-12.

отмечает Н.В. Корниенко, на худполитсовете, прошедшем 5 июля 1932 г., представителем Всеросскомдрама выступила писательница А. Караваева18.

В структуре Всеросскомдрама были следующие подразделения: драмсекция, киносекция, секция малых форм, критики и композиторская секция.

Всеросскомдрам имел своих представителей в редколлегиях журналов и газет: «Литературная газета» - М.А. Россовский, «Советское искусство» -А.Н. Афиногенов, B.C. Ромашов, «Клубная сцена» - Б.В. Алперс, М.А. Инсаров-Вакс, «Красная рубаха» - П.А. Арский, «Газ. Кино» - П.Л. Петров-Соколовский (Милькин), «Советский театр» - А.Н. Афиногенов, «За Агитбригады и Трамы» - Л.М. Молчанов, «Бюллетень» - П.А. Арский, «Пролетарское кино» - С.И. Амаглобели, «Искусство массам» - Л.А. Субботин".

Как было отмечено на первой Всесоюзной конференции Всеросскомдрама (октябрь 1930 г.), оно являлось «попутнической организацией», члены которой должны быть «вовлечены в строительство индустриальных центров и обобществленного сектора деревни»20. Основная же цель Всероскомдрама была выражена на конференции в лозунге «Превращения драматургии в "толкача" социалистической реконструкции»21.

Печатными органами Всеросскомдрама с 1930 г. стала газета «Советское искусство», а с 1933 г. к ней добавился журнал «Театр и драматургия» (главный редактор А.Н. Афиногенов). В 1934 г. после создания ССП печатным органом драматургов станет журнал «Театр и драматургия».

Всеросскомдрам как попутническая организация подвергалась давлению РAllila, чья «твердая политическая позиция» постоянно дает о себе знать в стенограммах заседаний и решениях Всеросскомдрама.

1гКорниенко Н.В. Борьба за постановку пьесы «Высокое напряжение». Документы 1932 г. // «Страна

философов» Андрея Платонова : проблемы творчества. Вып. 7. По материалам Седьмой Международной научной конференции, посвященной 110- летию со дня рождения АЛ. Платонова. 21-23 сентября 2009 года / сост. Е.А. Роженцева, Н.В. Умрюхина; отв. ред. Н.В. Корниенко. М.: ИМЛИ РАН, 2011. С. 613. 15 РГАЛИ. Ф. 645. On. 1. Ед. хр. 399. Л. 14.

20 Там же. Л. 4.

21 Там же.

Под давлением РАППа Всеросскомдрамом были сформулированы темы для современной драматургии: труд, переделка мелкобуржуазного сознания, интернациональное воспитание трудящихся масс, борьба международного пролетариата, культурный рост народов СССР, опасность интервенции, оборона страны, индустриализация, коллективизация, техника и производственная пропаганда, а также историко-революционная тематика. Под влиянием РАППа формировалось критическое отношение к наследию классиков; рассматривались формы адаптации классического репертуара к темам эпохи состановления народного хозяйства. Одновременно остро стоял вопрос о четких идеологических установках и одновременно повышения художественного качества продукции. Решался вопрос о жанрах драматургии, полезных эпохе. Так в 1931 г. было отмечено отсутствие комедийного и сатирического жанра, которое ослабляло, по мнению Секретариата, агитационно-пропагандистское значение театра. Был отмечен также затяжной кризис в области музыкальной тематики, с чрезвычайной остротой стояли проблемы музыкального театра (опера, оперетта).

Ключевым направлением в работе Всеросскомдрама, которое было задано РАППом, являлось выдвижение «творческого молодняка» из пролетарской среды. Ведущим методом для творческой работы авторов объявляется метод соревнования и ударничества, который должен стать частью системной работы всех авторских организаций (1931-1933 гг.).

Привычное отношение к малым формам, как к искусству «второго сорта», рассчитанного только на «злобу дня» и не могущего претендовать на художественную значительность, стало в эру Всеросскомдрама меняться. Политический заказ на пьесы малых форм, которые должны были обслуживать многочисленные самодеятельные площадки, потребовал от Всеросскомдрама поддержать потенциальных авторов. Этим обстоятельством можно объяснить более лояльное отношение Методцентра, созданного во Всеросскомдраме с цензурными целями, к авторам клубной секции, поставлявших драматургическую продукцию для многочисленных

20

драмкружков (рабочих, крестьянских и сельских клубов), что породило массовое явление графомании в этой секции Всеросскомдрама.

Всеросскомдрам преуспел в создании разнообразных форм работы с авторами. Регулярные консультации, лекции, читки и обсуждения пьес и театральных постановок зафиксировали многочисленные стенограммы.

Состав секции драматургов был пестрый. В секцию входили и высококвалифицированные драматурги (А.Н. Афиногенов, В.М. Киршон, К.А. Тренев, Б.С. Ромашов, С.Д. Кржижановский и др.) и драматурги средней квалификации, работающие на профессиональный театр и на клубную сцену, и молодые драматурги, недавно взявшиеся за перо и имеющие одну-две пьесы в своем портфеле. Большая роль уделялась консультативной работе. В стенах Всеросскомдрама был организован семинарий для квалифицированных драматургов по основным вопросам драматургического мастерства. Семинарий состояли из четырех циклов по четыре лекции каждый на темы: «Построение образа», «Язык в драме», «Структура драмы», «Декоративное оформление».

Важной частью работы Всеросскомдрама являлась деятельность Методцентра, осуществлявшего, как было сказано выше, рецензирование текстов членов Общества. Прежде чем отправить пьесу члена организации на литеровку в Главрепертком, текст должен был пройти цензурирование в Методцентре. Среди документов Методцентра было обнаружено свидетельство того, что 22 февраля 1932 г. писатель JI. Добычин передал во Всеросскомдрам пьесу (возможно, скетч, жанр не был указан) «События в Каменке»". Решением Методцентра от 3 марта 1932 г. читать Добычина было поручено одному из критиков Всеросскомдрама редактору-консультанту Фомичеву. Спустя две недели, 17 марта 1932 г. произведение было возвращено автору с формулировкой «доработать».

22 Об этом произведении нет упоминаний в наиболее полном собрании сочинений писателя : Добычин Л. Полное собрание сочинений и писем. СПб.: Союз писателей Санкт-Петербурга, ООО «Журнал "Звезда"», 2013.544 с.

Помимо индивидуальных бесед и встреч с авторами в практику работы Методцентра была введена система групповой консультации с собеседованием на общие творческие проблемы на основе разбора конкретных произведений.

Задачей Методцентра была не только цензура, но и расширение непосредственного влияния Всеросскомдрама на репертуар театров и портфели издательств с помощью постоянной связи с литературными частями театров и с редакционным аппаратом издательств. С другой стороны, работа Методцентра по Отделу распространения имела целью отбор продукции для издательства Всеросскомдрама. Методцентр должен был очищать портфель Отдела распространения от халтурных, низких по качеству и идеологически «вредных» произведений, обеспечивая чистоту репертуара Всеросскомдрама, что, как выше было показано на примере малых форм, выполнялось с существенными оговорками.

Важной составляющей работы Общества эпохи реконструкции была контракция. Всеросскомдрам предоставлял финансовую поддержку автору в виде заключенного контракта, и драматург обязан был отправиться в командировку для изучения материала на месте (в колхозы и на производство). Контрактация, проведенная в 1930-1931 гг. Всеросскомдрамом, дала такие пьесы, как «Время вперед» В.П. Катаева, «Мстислав Удалой» И.Л. Прутта, «Аэроплан над городом» М. Левидова, «Земля к небу» Турова, «Судьба гор» С.Д. Мстиславского и др.

Появление организаций ТРУД и «Разбег» явилось реакцией Всеросскомдрама на требования РАППа. Творческое объединение ударников-драматургов (ТРУД) было создано Всеросскомдрамом с заметным запозданием, только в январе 1932 г. в ответ на призыв ударников в литературу. Задачей ТРУДа являлась подготовка и воспитание драматических кадров из среды рабочих. В соответствии с этой задачей работа ТРУДа проходила по двум основным линиям: учеба и

производственно-творческая работа". Члены ТРУДа занимались разбором произведений классиков и современных мастеров драматургии, организовывались беседы с виднейшими драматургами и режиссерами о творческом методе советской драматургии и театра. Руководителями ТРУДа являлись Б.В. Алперс, Ф.А. Ваграмов, Колков. Также активное участие в работе ТРУДа принимал А.Н. Афиногенов. Параллельно существовала другая менее известная организация молодых драматургов «Разбег», состоявшая при Секторе искусств НКП и ЦДИСК.

История Всеросскомдрама для литературоведов интересна обсуждением творческих вопросов. Архивные источники расширяют наше понимание литературного процесса. Стенограммы дискуссий, проходивших в стенах Всеросскомдрама в годы первой пятилетки, фиксируют имена драматургов первого ряда, таких как М.А Булгаков, А.Н. Афиногенов, В. Вишневский, А.Н. Толстой. Одной из последних ярких дискуссий стал диспут по поводу доклада Андрея Белого о постановке МХАТом «Мертвых душ» в инсценировке М. Булгакова.

Белый выступил с критикой инсценировки, но его подход не имел ничего общего с критикой Булгакова как «контрреволюционного» автора и «мелко-буржуазного» писателя (к примеру, в стенограммах выступлений во Всеросскомдраме попадаются резкие выпады по отношению к Булгакову со стороны В. Вишневского и других представителей РАППа). Андрея Белого в первую очередь волновал сам автор (Н.В. Гоголь), поэтому большая часть доклада была посвящена анализу творчества писателя. Белый отрицал классовый подход к наследию великого писателя: «Гоголь не имел в действительности своего класса и поэтому его реализм не есть реализм -зарисовка чего-то, чему оно адекватно, у него есть изыскания тех коллективов, тех слоев, куда бы он, как оторванец и от рода и от класса мог бы причислить себя, приплыть»". Постоянные отсылки к символам, двойным

23 ОР ИМЛИ. Ф. 52. Оп. 2. Ед. хр. 119. Л. 40. " ОР ИМЛИ. Ф. 52. Оп. 1. Ед. хр. 178. Л. 7.

смыслам в текстах Гоголя, которые Андрей Белый приводил как пример сложного «космоса» русского классика, вызвали мощный отпор и жесткую реакцию со стороны идейных представителей РАППа - В. Ермилова, М. Россовского, М. Пустынина и более «гибких» драматургов и критиков (М. Левидов).

В Главе III «Создание автономной секции драматургов при оргкомитете Союза советских писателей (по материалам РГАЛИ и ОР ИМЛИ)» представлены основные направления деятельности Автономной секции драматургов за 1933 и 1934 гг.; описаны этапы реорганизации Всеросскомдрама; подробным образом проанализированы дискуссионные сборники секции, ставшие ключевыми теоретическим трудами организации; рассмотрены ранее неизвестные доклады С.Д. Кржижановского в рамках автономной секции.

Глава III состоит из трех параграфов: «Реорганизация Всеросскомдрама», «Дискуссионные сборники Автономной секции драматургов при оргкомитете ССП (1933-1934 гг.)», «Всеросскомдрам и теория драмы (выступления С.Д. Кржижановского в Автономной секции драматургов при оргкомитете ССП)».

Тенденция к централизации литературных организаций была характерна для эпохи реконструкции и первой советской пятилетки. Впервые она проявилась в образовании Федерации объединений советских писателей (ФОСП) в феврале 1926 г. Новый смысл и характер эта тенденция приобрела после исторического постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций».

Главной причиной кратковременного существования Всеросскомдрама было закрепленное уставом единство в одной организации творческой и автономно-юридической сторон, несовместимое с идеологическими требованиями второй пятилетки. 23 мая 1933 г. Всеросскомдрам

ликвидируется". Драматурги, находящиеся всегда между «большой» литературой и театром, были распределены в Союз писателей, а функция охраны была передана Управлению по охране авторского права, которая подчинялась Оргкомитету ССП.

Автономная секция драматургов сохранила в своей системе научно-методический центр (Методцентр) как наследие Всеросскомдрама, взяла под свой контроль редакции журнала «Драматургия и театр» и газеты «Советское искусство», сделав их своими печатными органами.

Секция выпустила два сборника «Драматургия» (1933 г.) и «Советская драматургия» (1934 г.), ставших теоретической платформой драматургов в переходный период между Всеросскомдрамом и Автономной секцией ССП. Со статьями в них выступили: М. Горький («О пьесах»), В. Вишневский («О современниках и Шекспире»), Б.В. Алперс («Лирическая тема»), А. Февральский («Театр Маяковского»), С. Амаглобели («Театр социального оптимизма» и «О драматургии Вишневского»).

Выработка теоретической базы советской драматургии системно стала проводиться еще в рамках Методценра Всеросскомдрама. Наиболее напряженным в методологическом отношении был последний год существования этого объединения, когда в дискуссиях и выступлениях делались попытки историко-литературных и теоретических обобщений опыта пореволюционной драматургии. Дискуссионные сборники автономной секции драматургии отразили опыт этих дискуссий.

В статье «О пьесах» М. Горький сосредотачивается на умении классики создать не столько характер, сколько тип эпохи. Он ставит задачей современного драматурга выявление исторического типа с отнесением его к тому или иному классу. «Ленин и Шекспир» — должны были соответственно стать содержанием и формой современной советской драмы. Поднятую

25 См: Протокол № 2. Заседания комиссии по реорганизации Всеросскомдрама от 16 марта 1933 г. ОР ИМЛИ. Ф. 41. Оп. 1. Ед. хр. 689. Л. 1-2.

Горьким проблему учебы современных советских драматургов у классиков, «и больше всего - у Шекспира», поддержали все авторы первого сборника. Именно фигура Шекспира, его творчество становится в эти годы эталоном для советского драматурга.

Второй сборник больше первого ориентирован на анализ творчества конкретных драматургов. Отдельные статьи посвящены творчеству Ю.К. Олеши (статья В.Я. Кирпотина), Н.Ф. Погодина (статья A.C. Гурвича), В. Вишневского (статья С.И. Амаглобели), В. Маяковского (статья A.B. Февральского), A.B. Луначарского (статья И. Альтмана), A.M. Файко (статья Б.В. Алперса). Остро стоял вопрос, «каким театром нельзя увлекаться?». По мнению ведущего критика Методцентра Всеросскомдрама Н. Оружейникова, был опасен «чеховский театр» и экспрессионистская драма.

Запрос советских драматургов на изучение технологической стороны создания пьес всплывает в дискуссиях и обсуждениях, отраженных стенограммами фонда № 52. Ответом на этот запрос послужили прежде не публиковавшиеся доклады С. Кржижановского, прочитанные им в стенах Автономной секции драматургов: «Технология творчества Бернарда Шоу» (26 марта 1934 г.), «Сюжет и стиль шекспировской комедии» (22 марта 1935 г.); «Об исторических хрониках Шекспира» (9 апреля 1935 г.). Доклад «Технология творчества Бернарда Шоу» вызвал особый интерес аудитории и многочисленные вопросы к докладчику, так как носил методологический характер. Кржижановский раскрывает специфические черты в работе Б. Шоу на разных уровнях (технологический, мировоззренческий, социальный), стремится обозреть творчество английского драматурга во всем объеме, не отрывая «скрипку» от «футляра», т.е. избегая приемов анализа, характерных для формального метода. Обращение к Шоу также вписывалось и в другой «тренд» эпохи - запрос на умную пьесу26 от современного советского драматурга, и на умный спектакль - от советских режиссеров. Всего

26 См: Заумную пьесу //Советское искусство. 1933.26 января. С. 2.

Кржижановский написал семь статей о Б. Шоу (три из которых вошли в собрание сочинений, остальные находятся в архиве писателя в РГАЛИ).

В 1930-е гг. в контексте возникшего общего интереса к представителям высокой «буржуазной» и «дворянской» классики драматическое искусство в России ассоциировалось, в первую очередь, с Шекспиром. К нему обращались как к эталону, на который следует ссылаться и с которым следует сравнивать работы драматических писателей. В этом контексте родились доклады и статьи Кржижановского о Шекспире. Доклад, посвященный историческим хроникам Шекспира (9 апреля 1935 г.), отразил историософские взгляды Кржижановского и его понимание методологической составляющей в изучении произведений художественной литературы как исторического источника, что выделяет его мнение на общем фоне рефлексии о творчестве великого англичанина в России в 1930-х гг.

Таким образом, на материалах фонда № 52 «Всеросскомдрам» можно проследить рождение новых теорий драмы, которые были свободны от идеологического давления времени.

В Заключении подводятся основные итоги диссертационного сочинения.

В ходе написания диссертации прояснились институциональные черты Всеросскомдрама-1 - полноправного наследника созданного в дореволюционный период (1874 г.) Общества русских драматургов и оперных композиторов. Уникальная природа Общества, перешедшая во Всеросскомдрам-1, - в двойственности целей: решение финансово-юридических и творческих задач. Структурной особенностью Всеросскомдрама-1, унаследованной им от МОДПиКа и Драмсоюза, является деление на секции драматургов, киносценаристов, авторов малых форм (скетчистов), композиторов и др., охватив, таким образом, все формы зрелищных представлений (театр, кино, музыка).

Конечной целью исследования является введение в научный оборот новых, ранее неизвестных и неопубликованных материалов, связанных с

27

деятельностью Всеросскомдрама-2. На эту цель ориентировано также Приложение к диссертации, где представлены описи фонда № 52 и список членов организации.

Стоит отметить, что в данном исследовании не ставилась задача исчерпать содержание фондов по истории Драмсоюза и Ленинградского отделения Всеросскомдрама из архивохранилищ Санкт-Петербурга. Это ограничение обусловлено форматом научного изыскания, определяемым как кандидатская диссертация, и избранным объектом исследования.

В Приложении диссертации представлены: полный список членов Всеросскомдрама на 1 сентября 1931 г., фрагмент описи № 6 «Творческие материалы» членов Всеросскомдрама. В Приложении № 1 публикуется документ из фонда № 52 «Всеросскомдрам». Представленный в Приложении № 2 фрагмент описи является частью полной описи, подготовленной автором в ходе настоящего исследования.

Основные положения диссертационной работы отражены в следующих публикациях (звездочкой (*) отмечены издания, указанные в «Перечне ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК»):

1. Плотников К.И. К проблеме терминологического аппарата Н.П. Анциферова // Н.П. Анциферов. Филология прошлого и будущего. По материалам международной научной конференции «Первые московские Анциферовские чтения (25-27 сентября 2012 г.). М.: ИМЛИ РАН, 2012. С. 143-147.

2. *Плотников К.И. К проблеме научного метода Н.П. Анциферова // Вопросы культурологии. 2013. № 6. С. 18-21.

3. *Плотников К.И. К вопросу об историзме С.Д. Кржижановского // Известия ВГПУ. 2014. № 10 (95). С. 128-133.

4. *Плотников К.И. Конец Всеросскомдрама и создание автономной секции драматургов при Оргкомитете Союза советских писателей // Вестник

28

Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2014. Вып. 10(138). С. 167-170.

5. *Плотников К.И. К вопросу о создании автономной секции драматургов Союза Советских Писателей // Вопросы культурологии. 2014. № 12. С. 46-50.

6. * Плотников К.И. Освоение драматургии Шекспира в 1930-е гг.: методы и подходы // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 2. (В печати).

Подписано в печать: 27.03.2015

Объем: 1,6 усл.пл. Тираж 100 экз. Заказ № 1027 Отпечатано в типографии «Реглет» 107031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 5/7, стр. 1 (495) 623 93 06; www.reglet.ru