автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.03
диссертация на тему:
История Ливанского телевидения 1956-1996 гг.

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Шайя Мансур Али
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.03
Автореферат по искусствоведению на тему 'История Ливанского телевидения 1956-1996 гг.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "История Ливанского телевидения 1956-1996 гг."

! г в он

* до ^

.ОС,

Академия наук Республики Беларусь

Институт искусствоведения, этнографии и фольклора им. К.Крапивы

УДК 654, 197, (569,3) (091)

ШАЙЯМАНСУРАЛИ

ИСТОРИЯ ЛИВАНСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ 1956-1996 ГГ

17.00.03 - Кино-, теле- и другие экранные искусства

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Минск 199 8

Работа выполнена на кафедре истории и теории искусств Белорусской Академии искусств.

Научный руководитель: кандидат искусствоведения, профессор

Герасимович 3. П.

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения Нечаи О.Ф.,

кандидат искусствоведения, доцент Фрольцова Н. Т.

Оппонирушдо организация: факультет журналистики Белорусского государственного университета.

Защита состоится_______ 1998 г. в__часрв на заседании специализированного Совета Д 01.42.02 Института искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы Академии наук Республики Беларусь (220072, Минск, ул. Сурганова, 1, корп. 2).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы Академии наук Республики Беларусь.

Автореферат разослан 1998 г.

Ученый секретарь /

специализированного Совета, /

кандидат искусствоведения 'у ' * в. И. Хук

СЮшая характеристика работы Актуальность темы диссертации определяется почти полувековым существованием Ливанского телевидения и полным отсутствием научных исследований как его истории в целом, так и отдельных аспектов практической деятельности. -

В результате неоднократных войн потеряны многие архивные документы, Имеющиеся печатные материалы носят главным образом информационно-рекламный характер. На сегодняшний день из связанных с рассматриваемой проблемой работ можно назвать лишь диссертацию кандидата филологических наук Зейнаб Нас им Касир "Становление, и развитие организационно-творческой системы арабского телевидения", отдельные положения общего состояния арабской культуры . и телевидения, затрагиваемые в статьях-некоторых египетских авторов и русского исследователя И.Гатиловой1', а так?се разрозненные Материалы архива Министерства информации, воспоминания и социологические исследования, опубликованные в периодической печати.

Связь работы с крупными научными программами, темами. Тема данной диссертации определена в соответствии с перспективними планами развития телевещания я подготовки телевизионных, кадров в Ливане и других арабских странах и является частыэ общего фундаментального труда о состоянии и развитии национальной ливанской культуры. Кроме диссертации автором подготовлены методические рекомендации и тематическая программа для чтения ¿урса "История Ливанского телевидения". > ! '

Цель и задачи. исследования: 1) создать целостную, научно обоснованную историю становления и развития ливанского телевещания с 1959 до 1994 года; 2) определить его роль в общественной, политической и культурной жизни Ливана; 3> установить связь с телевещанием других арабских и зарубежных стран; 4) раскрыть содержание и художественные формы подачи материала; 5) рассмотреть пути воздействия телевизионного вещания на человеческую личность; 6) дать сведения о тех, кто явился первопроходцами в обеспечении его развития.

Метод исследования предполагает сочетание системного и типо-логичного. Феномен телевидения дает возможность его исследования в разных аспектах. Автор диссертации остановился на историко-искусствоведческом аспекте исследования, так как в исторической ретроспективе яснее можно увидеть и точнее оценить достижения и просчеты, а также определить задачи на будущее. Исторический аспект предопределяет периоды: предистории,- становления, развития,

1} Работа Гатило.вой И. имеет ряд фактологических неточностей, на которые указывается в I главе данной диссертации.

современного состояния и наиболее характерного для каждого периода содержания венчания. В методике исследования автор опирался на опыт арабских и зарубежных ученых, о чем подробно говорится во введении.

Научная новизна и значимость полученных результатов состоят, прежде всего, в системном, проблемно ориентированном анализе организации и практической деятельности Ливанского телевещания и в органической связи с общими проблемами жизни государства.

В ней впервые собраны и обобщены сведения, касающиеся истории развития Ливанского телевидения, до сих пор не бывшие предметом специального научного исследования.

В диссертации выявлену предпосылки, обусловившие возникновение и развитие именно данной структуры ЛГУ, адресной и тематической направленности телепередач, а также художественного венчания, как части национальной культуры я искусства Ливана.

Используемый в работе историко-искусствоведческий системный подход позволяет определить и осмыслить важнейшие проблемы телевизионного вещания в целом и арабского и Ливанского в частности.

Практическая значимость работы заключается в широте возможностей ее использования как источника систематизированного материала, как части общего фундаментального труда, ' посвященного состоянию национальной культуры в республике. С учетом перевода на арабский язык она может использоваться в учебном процессе специальных учебных заведений и в сфере дальнейшей практической деятельности. Впервые собранные воедино сведения могут также стать отправной точкой для-отдельных, более глубоких тематических исследований. Диссертация может оказаться полезной и для зарубежных специалистов, работающих в области изучения культуры и непосредственно телевидения арабских стран.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту. Организация телевизионного вещания в Ливане. Его структура. Анализ со-дер;кания и • адресная направленность телепередач. Телевидение как часть художественной культуры Ливана. Реклама на Ливанском телевидении.

Личный вклад соискателя характеризуется тем, что на материале разрозненных и подчас противоречивых сведений им установлен путь, по которому шло развитие ливанского телевидения, намечены вадачи дальнейшего усовершенствования структуры и содержания предмета исследования. Автор анализирует основные аспекты деятельности ливанского телевещания, определяет значение каждого из них как в жизни государства, так и каждого индивидуума.

Достоверность работы подтверждается -архивными материалами, выступлениями периодической печати, личными наблюдениями диссер-

танта, ссылками на исследования арабских, русских, белорусских и других зарубежных специалистов.

Апробация и опубликование. Основные положения диссертации включены автором в методические рекомендации и Программу для-"чтения курса "История Ливанского телевидения", а также использованы при чтении лекций во время педагогической практики студентам отделения телевидения и театроведения Академии. Национальная специфика работы создала определенные трудности с опубликованием материалов диссертации в белорусских изданиях. Перечень основных публикаций по теме диссертации приводится в конце реферата. ■ Структура диссертации определена задачами и материалами исследования..

~Диссертация состоит из титульного листа; оглавления, введения, общей характеристики работу, двух глав, заключения, списка Использованной литературы и четырех приложений. Главы разделены на разделы.

Содержание работы Во введении обосновывается выбор темы исследования, выявляется ее актуальность и новизна, определяются цели и задачи, дается обзор литературы По данной теме. Появление, содержание и развитие Ливанского телевещания рассматривается с двух сторон: как средство массовой коммуникации и как интегральная часть художественной культуры. '

"При определении структуры диссертации й содержания составляющих ее глав автор частично опирался на высказывание известного русского ученого, профессора А.Юровского о том, что "будучи составной частью, новым родом журналистики, телевидение в то же время само представляет собой целостную систему, состоящую из трех подсистем, трех типов программ, /соответственно трем родам сообщений: публицистическому (В жанрах репортажа, комментария, очерка, в форме выпуска новостей и т. д.); художественному (в жанрах драмы и оперы, в форме концерта и.т. д.); научному (в жанре лекций, в форме урока и т. д.)"1'.

В диссертации йсйользуютсй ссылки тг сравнения с Деятельностью других телекомпаний арабского региона, телевидения Франции, США, Белоруссии и России,, а также сведения, полученные из таких научных дисцШШЯ как театроведение, теория журналистики и средств массовой информации, социальная психология и социология.

Для более глубокого понимания рассматриваемых проблем, уточнения и подтверждения высказанных положений и выводов большую

15 Юровский А, "Телевидение - поиски и решения".. Очерки истории и Теории советской тележурналистики,-№., 1983.-С.7.

роль при написании диссертации сыграли статьи и монографии арабских, русских, белорусских и других зарубежных практиков и теоретиков театра и телевидения: Джирджи Зейдана, Лайиб Саада, Зейнаб Касим Касира, Зейнеддина Хишама Шамиля, Ланду Якуба, А.Юровского, Э.Багирова, И.Ильина, Н.Зоркой» р.Копыловой, Т.Марченко, О.Нечай, Н.Фрольцовой, О.Ларсена, Р.Галушко, беседы с очевидцами описываемых событий, результаты социологических исследований, разрозненные материалы архива Министерства информации, архива Дома печати "Дар Аль Сайяд", телепрограммы и просмотренные автором телепередачи. Немаловажное значение имела возможность познакомиться с работами таких русских и белорусских телережиссеров как С.Колосов, Е.Ташков, В.Ермаков, А.Щрдс, в.карпилов, В.Третьяков, В.Бокун.

, Первая глава диссертации - "Становление и развитие Ливанского телевидения" - посвящена организации телевизионного вещания в Ливане, его структуре, а также .анализу содержания и адресной направленности информационно-образовательных и обещственно-полити-ческих передач.

• Учитывая, что историческое исследование - это, в первую очередь, генетический анализ, автор в первой главе рассматривает вопросы среды, социальные предпосылки, обусловившие появление телевидения, воздействие государства и общества на его формирование и развитие, структуру и форму, в которой оно создавалось и функционирует в ^настоящее время.

Структура Ливанского телевидения складывалась весьма непросто и в связи с неоднократными изменениями в политической обстановке страны, и в связи со" сложностями организационного порядка, приводившими к многочисленным преобразованиям.

Первые телевизионные передачи появились в Ливане в 1959 году. Политическая и социально-экономическая жизнь страны была достаточно сложной. Борьба за власть среди правящих кругов приводила к хронической нестабильности правительства.

,, В апреле 1956 г. правительство Ливана принимает решение о создании национального информационного агенства и непосредственно телевизионного вещания. Если взять за основу определение одного из русских исследователей международной статистики средств массовой информации В.Дугина о том, что "телевизионное вещание в целом подразделяется статистиками на три основных типа: государственная система, которую финансирует правительство; коммерческое телевидение,. существующее на доходы от рекламы, и смешанное, в котором содержатся элементы обоих типов"15, то в арабском мире существуют

11 Дугин В. Телевидение в зеркале международной статистики: а',Сб. "Телевидение: вчера, сегодня, завтра". - М., 1993. - С. 195.

все три варианта взаимоотношений государства и телевидения: система государственного вещания с небольшими коммерческими элементами при государственном финансировании и умеренном идеологическом контроле - в Египте; деятельность телевидения, финансируемая государством и 'зависящая от жесткого идеологического контроля власти - в Сирии; смешанная (плюралистическая) система - среднее между государственной и коммерческой, что оберегает и от излишней Коммерцизации и от излишнего диктата официальных идеологических структур - в Ливане. . /

Определяющую роль в создании телевидения в Ливане во многом 'быграла Франция. Французская телекомпания "Софирад" владела значительной частью акций, являлась членом генеральной дирекции и оказывала большую техническую и творческую помощь.

28 мая 1959 г. в 18 ч. 30, мин. в эфир вышла "первая телепередача, а национальное телевидение получило название - "Ливанская телекомпания".

Некоторое время вещание велось по двум каналам: .один канал транслировал арабские программы, другой -.французские. Содержание программ составляли главным' образом- новости, документальные, мультипликационные и художественные фильмы.

В 1960 году при участии и поддержке американской телекомпании "Эй-би-си" создается еще одна телекомпания - "Ливан-Вострк". И хсся ее программы были аналогичны "Ливанской телекомпаний" по форме, содержание их было более разнообразным. Население получило возможность выбора. -

Обе телекомпании уделяли большое внимание, эстетической стороне вещания. Дух соперничества подталкивал к постоянным экспериментам.

Начавшаяся в апреле 1975 г. гражданская война нарушила деятельность телевещания. В результате военных действий были повреждены здания и оборудование телецентров. ' Обе телекомпании были на грани разорения. Появилась необходимость разработать новую структуру с учетом сложившейся политической и экономической обстановки.

В результате принятых мер 7 июля 1977 г. было опубликовано постановление о создании на основе двух существующих телекомпаний - новой под названием "Ливанское телевидение". Государство получало не менве 50 % акций и право на эксклюзивное вещание на территории страны до Р012 года.

К во_ым годам телекомпания "Ливанское телевидение" достигла уровня развернутой и профессионально организованной системы вещания. Однако, в связи с наступлением в 1982 г. израильской армии, военная обстановка в стране снова обострилась. Телевидение снова

оказалось в очень сложном положении, которое усугублялось появлением с 1985 года большого количества незаконных частных телекомпаний.

В феврале 1994 г. правительство страны выкупает все остававшиеся у частного сектора акции._"Ливанского телевидения" и становится его единственным владельцем," но, не имея должной материальной поддержки от государства, продолжает оставаться коммерческим.

Становление организационно-творческой системы Ливанского телевидения во многом универсально и включает в себя ряд элементов, присутствующих в других государствах. Однако организация практической деятельности даже в самом арабском регионе не равнозначна и в ряде случаев имеет различную.содержательную направленность.

Центром всей производственно-творческой жизни "Ливанского телевидения" является отдел программирования и производства.

Успех программирования заключается в предельно точной типо-логизации и классификации* программ, что имеет большое методологическое значение, помогает определять формы, содержание и характер сообщения, правильную рубрикацию, четко, проводить границу между разовыми и цикловыми передачами, не исключая того, что "каждая телестудия находит свои особенности программной композиции с учётом национальных особенностей аудитории, ее производственно-профессиональных занятий, времени года и т. д."11.

В классификации и характеристике телепрограмм "Ливанского телевидения'"'следует выделить следующие категории: учебные и цоз-навательные; общественно-политические; детские; специальные и социально-экономические; культурно-просветительные и развлекательные; телеспектакли; кино, телефильмы и телесериалы'местного и иностранного производства; телереклама.

Анализ содержания телепрограмм позволил выявить систему функционирования телевизионного вещания в стране, показать его воздействие на аудиторию, определить роль и место в духовном развитии народа, что и сделано в третьем разделе первой главы диссертации.

К информационно-образовательным передачам автор относит учебные, социально-экономические, специальные, детские, культурно-просветительные и развлекательные программы.

Благодаря продуманной/адресной направленности учебные и познавательные телепередачи выполняют» одну из первоочередных задач: обучение, воспитание и образование населения. В их создании, кроме работников редакций, принимают участие высококвалифицированные

Ильин Р. Телевизионный фильм и кинофильм по телевидению,- у.: ВГИК, 1978. - 8 с.

специалисты. В изобразительный ряд передав органично включаются восточные ритуалы, традиции и обычаи. Показ сопровождается соответствующим-Музыкальным оформлением. Черев эти передачи идет специальная информация;.оказывается практическая помощь при самостоятельном приобретении знаний. В годы войны, когда многие школы были закрыты, телевидение в какой-то мере поддерживало процесс обучения населения. Большое количество учебных и познавательных передач характерно для телевизионного вещания всего арабского региона и обусловлено социальным укладом этих стран. Первые учебные программы были иностранного производства и состояли лишь из уро-»"ков французского и английского языка. Затем появились такие циклы как: "Наш прекрасный язык", "Большое соревнование", "Решение,.ваших "задач", документально-исторический сериал "Ливан и история", кадры которого, обращаясь к прошлому, помогают-уловить связь времен, познать закономерности национальных жизненных явлений и традиций.

Для специальных и социально-экономических программ "характерны не только вопросы развития экономики и сельского хозяйства, 1го и проблемы профориентации, распространение.санитарно-гигиенических знаний и навыков, особенно среди женщин и подростков, психо, логическая помощь в сложных бытовых и семейных ситуациях.

Художественным приемом этих передач часто бывает как бы сов- . местное размышление, а в основу содержания берутся письма или телефонные сообщения телезрителей: ."Между нами говоря", "Аграр-. но-экономический журнал", "Здоровье и жизнь", . "Женщины сегодня", "Мир женщины", "Мир спорта", "Яиэнь спорта". "Спортивный журнал".

• Предназначенные для детей учебно-позйавательные и развлекательные программы, подготовленные в тесном контакте работников редакций с психологами, педагогами, врачами и другими специалистами, развивают умственные способности и практические навыки у детей, отвечают на многочисленные вопросы, помогают формировать характер. Их эффективность достигается яркой, продуманной формой,, подачи материала в виде театрализованйых- представлений, с использованием лучших произведений литературы, музыки, изобразительного искусства И выступлений самих детей. Примером может служить сделанное в диссертации подробное описание передачи "Мир детей".

Вещание для детей, которому в арабском мире придается особое значение, используется . в определенной мере и как одна из форм пропаганды официальной идеологий.. Вместе с тем следует отметить, . что, хотя "Ливанское телевидение" ежедневно показывает детские передачи местного производства, в содержании программ преобладают зарубежные мультипликационные и художественные кинофильмы, глав-

ним образом американские. Эти весьма красочные, интересные по форме фильмы нередко пропагандируют те образцу морали и нравственности,, которые не соответствуют нашим национальным общественным нормам, не учат состраданию и доброте. В них много насилия, жестокости и других пороков. .

Значительную часть в общем ' объеме телевещания составляет цикл культурно-просветительных и развлекательных передач, подготовка которых "началась сразу же после появления в стране самого телевидения. Большинство из них, имея по форме развлекательный характер, ресут в себе большой заряд просвещения. В них принимают участие литераторы, актеры, художники, музыканты, которые знакомят зрителей со своим творчеством либо комментируют творчество своих коллег. К наиболее установившимся программам этой категории следует отнести "Журнал недели", "Дом искусств". "Студия ис-. кусств", которая дает широкое представление о народной арабской и ливанской музыке, народных инструментах и танцах.

Еженедельная передача "Клуб клубов" знакомит телезрителей с народным арабским и Ливанским фольклором и народными ремеслами.

В программах "Ливанского телевидения" есть целый ряд передач, не. поддающихся точной классификации, т. к. они несут в себе черты обучения и развлечения вместе.' Это различные соревнования, конкурсы, викторины и телеигры. Появились они на варе телевещания и до сих пор не сходят с экрана. Письма телезрителей и социологические опросы наглядно подтверждают их огромную популярность. .

Некоторые из этих, передач представляют из себя настоящий спектакль, в котором- чередуются различные вопросы, задания, эстрадные номера. Этот популярный телевизионный жанр несет в себе культурно-просветительские, развлекательные и рекламные функции, способствующие расширению кругозора," активизации интереса телезрителей к различным областям жизни, и вместе с тем являются хорошим развлечением, позволяют провести свободное время весело и с пользой.

С большой заинтересованностью принимает население трансляцию массовых народных и профессиональных праздников и представлений, различные шоу и варьете. 'Не остались без внимания телевидения кино и театральное искусство, Одна ив первых передачУ'Кинокадры" дает представление о мировом и местном кинопроизводстве-, излагает содержание и показывает сюжеты новых кинофильмов.

"Театр четверга" и "Золотые кедры" в яркой художественной форме знакомят телезрителей с театральными спектаклями, рассказывают о предстоящих премьерах, об актерах, особенно молодых, девающих свои первые шаги в мире театра.

В отделе выпуска новостей и общественно-политических программ готовятся бюллетени новостей на арабском, французском и английском языках, материалы, освещающие и разъясняющие государственные законы и правительственные решения, события текущей "жи^ни страны и зарубежья. Эффективность телепропаганды и информации возникает особенно тогда, когда пропагандируемый материал преподносится телезрителю с активным визуальным сопровождением, что и стараются делать авторы передач.

В силу многочисленных политических перипетий, оказываясь на длительные периоды основным, доступным для большинства населения средством'информации, телевизионная публицистика в телевещании Ливана заняла значительно больше, места, чем в других арабских странах. Политизация коснулась не только 'публицистики, но и литературы и театра. Изменения ситуации в стране-приводйли к изменениям в психологии народа.

Наиболее долговечны и популярны передачи: "Общественное мнение", "События недели", "События и мнения", "Вечер с Прошлым" и

ДР- *

Кроме перечисленных вышй постоянных цикловых передач отдел готовит и так называемые временные, необходимость-в которых вызывается и определяется возникающими проблемами сегодняшнего дня.

Здесь особенно большую роль- играют репортажи и хроншсаль-. но-^окументальные фильмы, когда их трансляция ведется иэ /самых горячих точек, и обсуждению подлежали наиболее важные, насущные жизненные проблемы, Эпоха расцвета документального, кино в Ливане наступила именно благодаря телевидению. Существенной частью телепрограмм стал многосерийный публицистический телефильм.

Один из первых хроникально-документальных фильмов "Ливан в водовороте" (1976 г.) был создан режиссером Жуслином Саабом совместно с прогрессивным французским журналистом, корреспондентом одной из бейрутских газет Йорком Стекленом. Фильм раскрывал социально-политическую обстановку- в Ливане, способствующую обострению противоречий между самими ливанцами, приведших к гражданской вой-, не. Он демонстрировался на телеэкранах многих европейских И арабских государств.

Большим вниманием телезрителей пользуется трансляция хроникально-документальных телефильмов о важнейших событиях сегодняшнего дня з стране.и' за рубежом. В первую очередь к ним следует отнести серию фильмов под обшим названием "События и лица". Каждая серия этого фильма затрагивает новую тему: "Жизнь арабов на оккупированном Израилем западном берегу рей! Иордан", "Арабская нефть в прошлом, настоящем и .будущем" и др. Качество созданных за несколько десятилетий документальных фильмов далеко не равнознач-

но. Среди них есть и такие, в которых многообещающее название не подкреплено ни содержательной наполненностью, ни высокой художественностью отображения. Их создатели ограничиваются лишь фиксацией того или иного факта ("Ливанский кризис"). И, конечно же, одним из центральных моментов работы отдела является ежедневный выпуск "Новостей", предельно насыщенный актуальным визуальным материалом.

Подготовка перечисленных выше циклов передач отличается активным поиском их художественного решения, яркой театральностью в раскрытии сюжета, обеспечивающими наибольшую доходчивость содержания. И хотя качество их далеко не равнозначно, многоплановая, постоянно обновляемая информация, включающая в себя все аспекты человеческой жизни, созданная при помощи специфичных для телевидения форм и художественных возможностей, приходя одновременна в дома ливанских телезрителей,'усиливает .интерес к знаниям, окружающему миру, литературе, искусству, спорту, помогает их социальному, политическомуи духовному росту, их соучастию в наиболее важных аспектах текущей жизни.

Вторая глава - 'Телевидение как часть художественной культуры Ливана" состоит из трех разделов: "Художественное вещание Ливанского телевидения (телеспектакли и'телесериалы)", "Режиссеры и актеры Ливанского телевидения", "Реклама на Ливанском телевидении". ;

Прежде всего следует отметить, что название "художественное телевещание" в определенной степени условно, так как элементы художественного творчества, как показано в диссертации, присутствуют в каждой телепередаче, независимо от ее содержания и назначения.

Специфические средства'телевизионного вещания нашли наиболее яркое выражение в сфере художественного телевизионного творчества и, в частности, в создании телеспектаклей и телесериалов, что дало -основание выделить, ати жанры в отдельный раздел второй главы.

Останавливаясь на взаимоотношениях театра и телевидения как вида искусства, в диссертации отмечается, что у истоков трансляции театральных и создания собственно телевизионных спектаклей в Ливане находятся одни и те же фигуры: Антуан Мультака, Мунир Абу Дебс и Ильяс Матта. Имений с их "приходом на телевидение телезрители Ливана получили возможность пользоваться "театром на дому" независимо от своего места жительства. .

Одним из первых театральных спектаклей, показанных по ливанскому телевидению, был спектакль "Преступление и наказание'1 по Ф.Достоевскому, поставленный Антуаном Мультака в основанном,- им театре "Ливанский театральный круг".

I Показ спектакля осуществлялся непосредственно из телестудии, трансляция "в один прием", в течение почти четырех часов в прямом Эфире, была для того времени невероятной. Как вспоминает телевизионный режиссер спектакля Антуан Реми: "... После'выхода из телестудии рабочей команды нас ожидали деятели ливанского театра, чтобы убедиться, что это был прямой эфир, а не сделанная ва границей готовая запись"1

Однако подобные спектакли были исключением. Чаще показывались телеварианты театральных спектаклей, которые необходимо было ''уложить" в отведенное программой время вещания. От этого значительно страдали и содержание, и художественное качество первоначального создания.

В 1961 году был показан первый телеспектакль, осуществленный известным театральным режиссером Муниром Абу Дебсом под названием "Греческий вечер". Он состоял из отрывков из трагедий Софокла "Царь Эдил" и "Антигона". Успеха этот спектакль не имел. Прекрасный драматургический материал оказался для актеров невостребованным. Специфические свойства телеэкрана, дающие большие возможности для актерского самовыявления, остались за его пределами, И это не случайно. Актер для Абу Дебса никогда не был главной фигурой спектакля.

Метафизическое восприятие театрального искусства Муниром Абу Дебсом давало основание весьма критически относй ■; о! к его телевизионному творчеству и вскоре его сотрудничество с.телевидением прекратилось. В начале войны 1975 года Абу Дебс эмигрировал во Францию.

Раскрывая специфику 'телевизионных возможностей, которых лишен театр, автор диссертации показывает, что сцена и телеэкран используют разные подходы для раскрытия содержания литературной основы и характеров действующих лиц.

Практическая работа над .-созданием телеспектаклей постоянно вносит суй,.ественные коррективы в процесс формирования ливанского телетеатра. Чаще стали появляться спектакли, в которых делается попытка объедн нтт в единое целое выразительные возможности нескольких искусств, эстетические задачи с просветительскими и публицистическими. Наибольший успех в этом плане приходится на режиссерское творчество Ильяса Матты. Лучшие телеспектакли Ильяса Матты - "Благородный", "Потоки свободных", "Суд приговорил ..." -не только способствовали утверждению и развитию такого вида художественного творчества как телеспектакль, но и поднимали актуаль-. ные проблемы времени, а в центре внимания всегда была человечес-

11 Газета "Аль-Нахар". Бейрут, б декабря 1994 г.

кал личность, сложности ее существования.

Рубрика "Телевизионный спектакль" уже и привычна, и популярна в Ливане. История ливанского телетеатра формируется.вместе с историей телевидения. Правда, в последние десятилетия создание телеспектаклей идет не столь активно. Главная причина заключается в том, что в большинстве случаев телеспектакли находятся на грани жанров телеспектакля и телефильма. Телевизионный театр сегодня имеет тенденцию перенесения "центра тяжести", с события на повествование, что приводит к прерогативе телефильма над телеспектаклем. . "... Ступенька за ступенькой спектакль театральный через спектакль телевизионный движется к телефильму. Это - закономерность телевидения, творчески преобразующего, в системе своей телевизионной программы все виды искусства во всем их жанровом разнообразии" - пишет белорусский исследователь О.Нечал11, приводя далее высказывания целого ряда специалистов, убедительно подтверждающих высказанную ею мысль.- .

Сегодняшняя система ливанского художественного телевешания отдает явное предпочтение телефильмам, причем телефильмам многосерийным, как принято сейчас.называть, телесериалам. Здесь немаловажным является и тот факт, что телесериалы создают особо прочную связь со зрительской аудиторией.

• Автору диссертации близка характеристика понятия многосерий-ности и, в частности, телесерийности, достаточно глубоко разработанная в исследованиях Р.Колыловой, О. Нечай, Н.Зоркой.

Создание собственных телесериалов в арабском регионе - явление довольно молодое. Слабость материально-технической базы, недостаток финансирования, отсутствие необходимых профессиональных кадров и сценариев приводили, Да и сейчас приводят, к перенасыщению вещания зарубежной продукцией, причем далеко не лучшего, а иногда,- просто сомнительного качества.

Первые ливанские .телесериалы несколько примитивны, излишне мелодраматичны. Но уже и эти первые, работы отмечены повышенным вниманием к ар>абу, его психологии, национальной культуре, традициям, религиозным чертам, межнациональным связям.

Одними из первых, в начале КГ* годов, появились телесериалы "Абу Мелхим" и "Абу Салим". В основу их положены письма телезрителей, в которых излагаются личные .и общественно-социальные проблемы. Содержание писе'М преобразовывалось в -драматургическую форму и создавался как бы мини фильм-серия-. 'Объединяет все действие деревенский мудрец Лбу Мелхим - очень добрый, умный, хорошо понима-

Нечай о. Становление художественного телефильма. - Минск, 1976. - С.1..

ющий жизнь и своими поступками и сов&тами помогающий решать возникающие проблемы. Аналогичен ему и сериал "Абу Салим", решенный в острокомедийном, подчас сатирическом плане.' Национальный стиль сценографии, костюмов и музыкального сопровождения усиливают и облегчают их восприятие, увеличивая аудиторию телезрителей.

К сожалению, оба сериала, несмотря на долголетие, но поднялись до постановки наиболее актуальных общенародных проблем. .Они ограничиваются лишь констатацией тех или иных фактов битового плана, без анализа порождающих их причин и определения возможных путей решения. Недостаток публицистичности и изобилие мелодраматических приемов в первом сериале и не всегда оправданное комическое решение - во втором, лишают их социального пафоса, снижают глубину психологического воздействия.

Одним из наиболее популярных в Ливане является приключенчес-ко-детективный жанр. На "Ливанском телевидении" был и сделаны ус> пешные попытки постановок телесериалов этого жанра. Это "Суд приговорил ...", "Инспектор полиции", "Изо дня в день".

Не обойден вниманием и жанр психологической драмы. В число наиболее значительных вошел сериал "Следы на песке" по роману египетского писателя Юсефа Сабаи, инсценировка Фарес Юуаким, режиссер Ибрахим Аль-хури. На основе романа в самом Египте был снят кинофильм. Однако, по словам автора, ливанским телесоздателям - и режиссеру, и исполнителям - удалось глубже раскрыть авторский замысел и содержание романа.

Неисчерпаемы творческие возможности при осуществлении сериалов на исторические темы, . когда речь идет о реальных личностях и подлинных событиях из жизни страны. Телевидение, как историк, не. ограничивая себя в объеме и времени, может подробно и убедительно рассказать и проанализировать события прошлого, сблизить время и людей. Прямо на наших глазах могут разворачиваться события истории во всех деталях. При использовании историко-биографического жанра зритель получает возможность тщательно проследить жизнь той или иной исторической личности, извлечь из ее биографии самое яркое и важное, в этом жанровом направлении автор диссертации останавливается на анализе сериала об известном арабском поэте Аль Мутанаби, который знакомит с непростой судьбой и творчеством одного из ведущих классиков арабской поэзии. Прекрасное актерское исполнение роли Аль Мутанаби известным ливанским актером Абд Аль Маджид Мажзубом усиливает достоверность воссоздаваемого исторического образа. Это один из многих примеров возрождения и популяризации национального арабского поэтического наследия.

Трагическая история также реальной личности лежит и в основе сериала "Барбр Ara". Барбр Ara - один из ливанских правителей

ч

времен османской оккупации Ливана. Бесстрашный, справедливый, противостоящий оккупантам, Барбр Ara в борьбе с ними трагически погибает, но в памяти ливанского народа он занимает одно из самых Почетных мест.

Экранизация лучших образцов зарубежной и арабской классики, поднимает эстетический уровень телезрителей, предоставляет возможность большой части малограмотного, нечитающего населения Ливана приобщаться к шедеврам национальной и мировой литературы.

Ливанские телезрители получили возможность увидеть на своих экранах, кроме уже отмеченного "Аль Мутанаби", - "Книгу песен" арабского писателя Абу Фараж Аль Асфахани (режиссер Албер Килло), Где в каждой из последующих серий раскрывалась история жизни одного из древних арабских певцов, которые сами являлись и поэтами, и композиторами, и исполнителями своих произведений. Музыка и песни в этом сериале были использованы как основной драматургический прием организации действия.

Особо следует отметить поставленный тем же режиссером телесериал "Ночи Шехерезади" по мотивам арабских сказЬк, "Тысяча и одна ночь Шехереэады", а также экранизацию "Отверженных" и "Собора Парижской богоматери" В.Гюго, осуществленную под,названием "Немой" режиссером Ибрахимом Аль Хури. Основные черты мировоззрения В.Гюго: ненависть к социальной несправедливости, защита унижённых и обездоленных, осуждение насилия и проповедь гуманизма -особенно привлекали внимание арабских режиссеров. Это одни из лучших художественных созданий Ливанского, телевидения, давшие, Кроме всего прочего, материал для блестящего Исполнения актерами Антуаном Кербажем роли Жана Вальжкана в "Отверженных" и Илли Снайфером Квазимодо в "Соборе Парижской богоматери".

Во втором.разделе второй главы рассматриваются вопросы, связанные с деятельность*) режиссеров и актеров "Ливанского телевидения".

Традиции Ливанской режиссерской и исполнительской школы тесно связаны с некоторыми особенностями развития национальной культуры. Первая из них определяется тем, чЧто с самого начала своего рождения искусство телевидения развивалось в непосредственной связи с ливанским театром. Эта связь' осуществлялась, в первую очередь, через. участие " в создании телеспектаклей и телефильмов Театральных режиссеров'-« актеров,. Которые обрели к этому времени определенный творческий опыт. ' . *

Вторая особенность заключается в том, что, в отличие от других стран региона, где производство телеспектаклей и телефильмов Началось значительно позже появления самого телевидения, в Ливане с -первых же шагов стали транслироваться телеспектакли и созда-

ваться многосерийные телефильмы.

В большей степени это была экранизация как литературной национальной и зарубежной классики, так и современных ливанских и арабских авторов. Специфика телевидения требовала активных поисков в области изобразительного построения кадра, монтажа, композиции и жанрового разнообразия. Создание телесериалов давало возможность широких интеграционных связей между различными видами искусств, новых синтетических форм, развивающих эстетичеоше потребности телезрителей.

С самых первых дней в создании национальных телепередач и телесериалов Выручал опыт таких режиссеров как Антуан Мультака, Бурхан Алавия, Жуслин Сааб, Руже Ассаф и других. Особенно большую роль сыграла деятельность режиссеров Ильяса Матты и Антуана Реми.

Начавший свою деятельность в качестве одного из первых режиссеров телекомпании "Ливан-Восток", Антуан Реми получил философское образование в Сорбоне и профессию кинорежиссера в Париже. А.Реми - один из первых ливанских режиссеров, поднявших уровень изобразительной культуры телефильма, широко использующих такие художественные средства как композиция кадра, ракурсы, крупные планы, монтаж. Его спектакли и телесериалы "Изо дня в день", "Закат", "Рабий", "Мираж" и сотрудничество с театральным режиссером и актером Антуаном Мультакой в таких работах, как "Оранаки" В.Гюго, "Мухи" Ж.П.Сартра, "Макбет" В.Шекспира, "Кровавая свадьба" Г.Лорки, "Преступление и наказание" Ф.Достоевского явились крупным творческим достижением ливанского телеискусства.

Реми понимает своих исполнителей, знает их.актерские возможности, старается их использовать кдк можно полнее, способствовать тому, чтобы актер многосторонне раскрывал свою художественную индивидуальность, чтобы в каждой сцене и эпизоде чувствовал себя предельно свободно.

Творчество А.Реми вместе с творчеством таких режиссеров как Басим Наср, Албер Килло, Симон Асмар, Гарри Гарабитян, Адель Ха-лауи и др. значительно обогатило ливанское телевидение, показало его художественную силу и способность, даже в трудных условиях, глубоко и реалистично воспроизводить на экране подлинную жизнь, содействуя развитию телевизионного искусства в целом и актерского творчества в частности.

Ливанский телевизионный театр и активное производство телесериалов позволи4и выделить целую группу национальных актеров, получивших широкую известность и завоевавших большую любовь ливанского населения. Их творческая деятельность также рассматривается в данном разделе.

Отдельное внимание обращено диссертантом на телерекламу. В третьем разделе второй главы рассматривается правомочность форм ее существования в телевизионном вещании, качество содержания, воздействие на телезрителей.

Анализ содержания телепрограмм, их эстетической направленности и художественного решения, сделанный во второй главе диссертации, позволяет не только выявить систему функционирования телевизионного вещания в стране, но и показать его воздействие на аудиторию, его роль и место в духовном развитии ливанского народа,

В заключении подводится итог работы, излагаются выводы, определяются наиболее характерные периоды и особенности, нерешенные проблемы и некоторые пути их реализации.

Уже на первом этапе развития в передачах "Ливанского телевидения" определились три основных направления, связанных с особенностями национального характера: героико-романтическое, лири-ко-иоэтическое и комедийно-сатирическое.

Появившись как средство массовой коммуникации для - передачи различных сообщений, трансляции важнейших событий, репродуцирования произведений, искусств, оно создало многопрофильное собственное - телепроизводство, достигло уровня развернутой и профессионально организованной вещательной системы. Оно радикально расширило и обогатило духовную жизнь ливанцев, ваняло прочное место в системе ливанской национальной культуры, укрепило связи с телевидением всего арабского мира и обеспечило себе выход на мировое телепространство. Характерный для начального периода вещания сплошной просмотр телепередач сменился выборочным. Сегодня телезрители довольно четко выражают свои жанрово-тематические привязанности и отношение к телепросмотрам в целом. •

Одной из главных задач Ливанского телевизионного вещания остается создание программ и передач различных жанров, связанных с дальнейшим развитием национальной культуры.

В современной ливанской культуре явно просматриваются два направления: процесс модернизации ближе к европейскому стилю и активное обращение к традиционным народным истокам. Подобный процесс характерен и для телевидения.

Говоря о национальных особенностях и определяя сущность национальной телепродукции, В первую очередь следует отметить повышенное ' внимание к психологии араба," в основе которой лежат идеи арабского национализма, глубоко связанные с особенностями формирования арабской культуры и сохранением народных традиций: подчеркнутое внимание к таким понятиям как свободолюбие, примат религии, уважительное отношение к старшим, женская целомудренность.

Ливанцы очень эмоциональны, музыкальны, пластичны. Они обладают чувством юмора, умением импровизировать. Народная музыка и хореография до сих пор сохраняют преимущество перед чисто драматическим искусством. ! Именно поэтому особенно любимыми и популярными являются те передачи (включая телесериалы), которые обращены к истории и традициям ливанского народа, насыщены музыкой и народными танцами. Вместе с тем, отсутствие научно .обоснованного перспективного плана развития, систематического анализа выходящих . программ, подготовки национальных кадров всех звеньев в самой стране, хорошо знающих ее специфику, национальные традиции и культуру, приводят к тому, что на сегодняшний день экранная система "Ливанского телевидения" по количеству собственно национальной продукции уступает Сирии и Египту. Трудности сегодняшнего состояния телевизионного вещания в Ливане во многом одинаковы для всех стран арабского региона и связаны с недостаточной экономической, да и политической стабильностью самого государства. Отсюда слабая экономическая поддержка, приводящая к усилению коммер-циаации существования.

Автор диссертации надеется, что проведенная им работа дает представление о путях становления и развития государственного телевизионного вешания в Ливане и будет способствовать как созданию единой истории арабского телевизионного вещания в его прошлом и настоящем, так и специальным исследованиям локальных проблем, составляющих содержание его деятельности. ■

Список опубликованных работ

1. Телеспектакли на Ливанском телевидении. - Ын.: Аснсвы

мастацтва. 1998. - № 2.

2. Сотрудничество - да, экспансия - нет. - Ын.: Беларус-

кая думка, 1998. - № 3.

3. "Латино-американские сериалы на Ливанских телеэкранах". Нахараль Шабаб, Бейрут, 1996, 10 июля.

4. "Латино-американские сериалы на Ливанских телеэкранах". Нахараль Шабаб, Бейрут, 1996, 17 июля.

5. Методические рекомендации и Программа для чтения курса "История Ливанского телевидения" с примерным тематическим планом.

РЕЗЮМЕ

Шайя Мавсур Али "История Ливанского телевидения (1956-1996)" ключевые слова; телевидениетелепроизводство, телевещание, телесериалы, телекомпания, телепрограмма, программирование, история становления,' аудиовивуально, творчество, воздействие, арабский регион, арабская культура. ,

Объект воздействия: история Ливанского телевидения. Становление и развитие.

Общая цель исследования: написать историю организации и практической деятельности телевидения в Ливане. Установить связь с другими видами СМИ и художественного творчества, определить его место и роль в общественной, политической и культурной жизни страны, проанализировать художественное воплощение телепередач, их виды и жанры.

Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования определяются проблемно ориентированным, системным анализом становления и практической деятельности Ливанского телевизионного вешания, что позволило определить и осмыслить важнейшие проблемы телевизионного вещания в целом, а также Арабского и Ливанского в частности. . •

В ней впервые собраны И обобщены сведения, касающиеся истории развития Ливанского телевидения, до сих пор не бывшие предметом специального научного исследования. ^

Полученные практические результаты могут быть использованы как источник систематизированного материала для практической деятельности телевешания и дальнейшей исследовательской разработки более локальных эстетическихг жанровых и других художественных проблем, а также для чтения лекций в специальных учебных заведениях.

РЭЭЮ.МЭ

Шайя Мансур'Ал1 ."Псторыя Мванскага тэлебачання (1056 -1906)"

Кдючавые словы: тэлебачанне. тзлевытворчасць, тэлевяшчание, тэлесерыялы, тэлекампан1я, тэлепраграма, праграм!раванне, г1сто-рыя станаУлення, а^дыёв1ауальна, творчасць, дзейнасць, уплы?, арабск1 рзг!ён, арабская культура.

' АО'ект даследавання: Псторыя Л1ванскага тзлевяшчання. Ста-на?ленне 1 разв1ццё. •

Агульная мэта даследавания: нап1саць г!сторыи стварэння 1 практычнай дзейнасц! тэлебачання 9 Л1ване. Выяв1ць сувязь а 1ншы-м! в!дам! СМ1 1 мастацкай творчасц!, вызначыць яго месца 1 ролю 9 грамадск!м, лалхтычным 1 культурным ашцц1 кра1ны, праанаШзаваць мастацкае увасабленне тзлеперадач, !х в!ды 1 жанры.

Навуковая нав!зна 1 тэарзтычная значнасць праведзенага даследаваиня вызначаецца праблеина арыентаваяым, с1сгэмным анал1аам станаулення 1 практычнай дзейнасц! Л1ванскага тэлев!з1йнага вяш-чання ?вогуле, а таксама Арабскага 1 Л!ванскага 9 прыватнасц1.

У ёй упершыню сабраны 1 абагульнены ввести! адносна г1сторы! разв1цця Л1ванскага тэлебачання, як!я да гэтаи пары не был! предметам спецыяльнага навуковаГ'а даследавання.

Атрыманыя выи!к1 могуць быць выкарыстаны як крын!ца с!стэ-матызаванага матэршлу дземя практычнай двейнасц! тэдепяшчання 1 далейшай даследчай распрацорк! больш лакальных остэтычных, жанра-вых ! пшых мастацк!х праблем, а таксама дзеля чытання лекций 9 специальных навучальных установах.

RESUME

Shaya Mansour All: "The history of the Lebanese Television (1956 - 1996)" •

Key words: television, T.V. production, broadcasting, T.V. series, T.V. company, T.V. program, programing, history of formation, audio vision, creation, activity .e.ffect, Arabic region, Arabic cultur.

Object of research: the history of the Lebanese television! Formation and development.

General reason for research: writing of the history of organization and . practical activity of television in Lebanon. Establishing the relation with other aspects of mass media and artical creation, determination of its place and its role in social, political and cultural-life of the country, analyse the artistic TV broadcast, the types and genres TV programs.

The scientific novelty and theoretical value of realized study is defined problem orientation systematical analyse of formation and practical work of the Lebanese TV broadcasting, which made possible the definition and comprehention of the most important problems of TV broadcast in general, and also the Arabic and Lebanese in particular.

In this study the information concerning the history of the development of the Lebanese TV is collected and generalized. Up to. now the scientific research in this field was not carried out.

The recived practical rezults are to be used as the sourse of systematical material for practical work of broadcasting and coming studies of more local' aesthtetic, type and other artical problems of reading lectures in special institutes.