автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.03
диссертация на тему: История музейного дела в Австрии, Германии, Швейцарии, XVI - нач. XX в.
Текст диссертации на тему "История музейного дела в Австрии, Германии, Швейцарии, XVI - нач. XX в."
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ
ЧЕРКАЕВА ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА
ИСТОРИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В АВСТРИИ, ГЕРМАНИИ, ШВЕЙЦАРИИ
Диссертация на соискание ученой степени
кандидата культурологических наук по специальности 24.00.03 - Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов
На правах рукописи
(XVI -НАЧАЛО XX ВЕКА)
Научный руковод итель - кандидат медицинских наук, доцент Грицкевич Валентин Петрович
Санкт-Петербург 1999
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3 Глава I. Возникновение и развитие музейных собраний в XVI -
XVIII веках 11 $1. Художественные собрания 11 $2. Естественно-научные и технические собрания 41
Глава II. Становление музея как социокультурного института в
XIX - начале XX века. 64 $1. Художественные музеи 64 $2. Культурно-исторические музеи 143 $3. Естественно-научные музеи 197 $4. Технические музеи 222 $5. Музеи декоративно-прикладного искусства 251
Заключение 261
Примечания 295
Библиография 328
Иллюстрации 349
^ 3
Введение
Актуальность темы. История музейного дела немецкоязычных стран (Австрии, Германии, Швейцарии) представляет интересную и своеобразную страницу в истории культуры. Возросший в последние десятилетия интерес к музеям как составной части культуры создают в< предпосылки для их самостоятельного изучения. В диссертации прослеживается история в< >зникновения и развития коллекций и музеев в указанных странах с XVI до начала XX века. ^ I При этом музейное дело немецкоязычных стран рассматривается по аналогии с литера-проведением, изучающим немецкую литературу как единое целое в соответствии с законо-ЯЦ^Рсрносгями ее развития вне зависимости от современных государственных границ. В исследо-вг 1нии указывается, что в Центральной и Северо-Восточной части Европы немецкоязычные и фоды территориально и государственно сосредотачиваются в течение IX - X вв., формируя вященную Римскую империю Германской нации во времена Отгонов.
История музейного дела немецкоязычных стран выбрана темой исследования по нескольким причинам. Развитие музейного дела в данном регионе протекало в классической эрме, что проявилось в достаточно раннем и многочисленном создании музеев, подобно то-
*
Ф
м
*
4
мйг, как этот процесс протекал в Италии (в России первый музей, Кунсткамера, был организо-В£ 1Н лишь в начале XVIII века). Особенностью истории музейного дела в немецкоязычных фП|ранах явилось и непрерывное существование крупнейших из рано созданных музеев до настоящего времени, а также ведущее значение Германии и Австрии в области музейной архитектуры в XIX веке (Берлин, Мюнхен, Вена). Высокий уровень развития музееведческой мыс-
р
Л1 1 с конца XIX века и формирование музееведения как науки в результате теоретического о< ;мысления места музеев в жизни общества позволяют считать историю музейного дела Гер-ании, Австрии и Швейцарии показательной для других стран. Очень важно, что именно в Г< фмании музееведение начинает оформляться как специальная дисциплина и на развитие ■к юрии и практики музейного дела в других странах это оказало большое влияние. Основопо-лг игающие принципы современного музееведения были разработаны немецкими музееведами в н ачале XX века, все основные проблемы теории и практики, сформулированные в начале ве~ к 1, актуальны в настоящее время в музейном деле во всем мире. В то же время в указанных
т
транах существуют только для них характерные особенности, прежде всего становление \ •азвитие на протяжении десятилетий музейных комплексов как единых организмов в Берлине Мюнхене, Дрездене, Вене.
Хронологические рамки исследования. Изучение истории музейного дела немецкоязыч-гых стран с XVI века обусловлено появлением первых музейных собраний, отличавшихся от [редмузейных назначением показа предметов. XV век в культуре этих стран отмечен распро-транением идей гуманизма, что предопределило усиление интереса к созданию коллекций, и :ак следствие этого явления, превращение уже в XVI веке предмузейных форм в музейные, конечная дата исследования приходится на начало XX века, когда первая мировая война [рервала поступательное развитие музеев.
Цель исследования - выявление основных закономерностей эволюции музеев в немец-шзычных странах на основе изучения разновидностей музеев, сменявшихся в течение ряда толетий в их последовательном изменении.
Задачи исследования:
- выявить причины возникновения и развития коллекций и музеев в Германии, Австрии немецкоязычной Швейцарии;
- определить социально-политические, культурные и другие факторы, влиявшие на раз-итие музейного дела в немецкоязычных странах;
- раскрыть содержание главных этапов развития музейного дела в указанных странах;
- показать эволюцию музея как социокультурного института;
- проследить развитие образовательно-воспитательной функции музея, учитывая фактор юрмирования именно в Германии педагогического направления в музейной работе;
- рассмотреть деятельность выдающихся музейных работников и их вклад в развитие [узейного дела.
Объект исследования -совокупность явлений и процесс развития музейного дела в немецкоязычных странах на протяжении XVI-начала XX веков.
Предмет исследования - основные тенденции формирования и функционирования немецкоязычных музеев в конкретных исторических условиях, их взаимосвязи с различным* >бластями духовной и материальной жизни немецкоязычных стран.
Степень научной разработанности. В историографии истории музейного дела проблема >азвития музеев в немецкоязычных странах разработана недостаточно. Отдельные работы, ювещающие деятельность некоторых музеев в определенный исторический период, издава-гись на немецком языке в течение Х1Х-ХХ веков. Однако до настоящего времени нет обоб-цающего исследования, в котором была бы поставлена задача целостной и всесторонней ха->актеристики процесса формирования и функционирования музеев в немецкоязычных странах.
В русскоязычной историографии музейного дела Германии, Австрии и Швейцарии южно указать лишь статью Т.Г.Калугиной, в которой автор показывает развитие художе-твенного музея как социокультурного учреждения с 1793 года (открывается Центральный му-ей искусств в Париже) до начала XX века и уделяет значительное место немецким художе-твенным музеям с момента оформления их в специальные учреждения, то есть с 1830-х го-,ов. На наш взгляд, функцию художественного музея как социокультурного института можно [роследить еще в XVIII веке. Старый и Новый музеи в Берлине рассматриваются также в татье К.Кириченко, посвященной типу музейного здания в русской архитектуре.
Краткая характеристика отдельных музеев Германии, Австрии и Швейцарии, коллекций е истории их формирования дана во вступительных статьях отечественных альбомов, каталогах ыставок, путеводителях по отдельным музеям. Эта информация исключительно справочного арактера.
Зарубежная историография темы обильна, что делает необходимым хронологический бзор исследований. В первой трети XIX века появляются работы, посвященные как отдельном музеям, так и истории всех наиболее значительных музеев. В 1908 году было издано ис-ледование Ю. фон Шлоссера о Западноевропейских кунст- и вундеркамерах позднего Ренес-анса. Автор попытался представить историю собраний не изолированно, а в историческом яду развития, он охарактеризовал состав Кунсткамер и в отдельных случаях показал принци-
ты расположения экспонатов в выставочных помещениях, что важно для нас при реконструк-дии экспозиционных концепций того времени. Завершает цикл основных исследований пс ютории музейного дела, изданных до первой мировой войны, монография В.Шерера. Толькс 5 этой работе представлена история развития всех наиболее значительных немецких музеев с момента их основания (XVI век) до начала XX века, однако она носит описательный характер.
Литературу по истории музейного дела, изданную после первой мировой войны до на-цих дней, можно разделить на несколько групп.
К первой относятся работы, в которых показана история развития музейного дела вс ¡сем мире на протяжении всего существования человечества. А.Виттлин впервые рассматри-¡ает процесс эволюции музея как социального института в общемировом масштабе, С.Шрайнер, несмотря на упрощенный формационный подход, воссоздает эволюционную кар-■ину развития музеев и характеризует наиболее значительные музеографические и музеологи-[еские сочинения ХУ1-ХХ веков.
Вторую группу исследований образуют работы, в которых рассматриваются музеи опре-[еленного профиля во всех странах. К этой группе относится монография Г.Рихтера об анато-гаческих театрах и статья Ф.Клемма о естественно-научных и технических музеях.
Третья группа состоит из исследований, посвященных изучению музеев определенного [рофиля или их вариантов в пределах одной страны. Так, К.Деринг, Ф.Айзель и Э.Карасек иализируют феномен краеведческого музея как разновидности культурно-исторического му-ея. Однако ни одна из этих работ не дает полного представления об истоках и этапах разви-ия музеев культурно-исторического профиля в целом. Для характеристики истории развития удожественных музеев очень важен фундаментальный труд Ф.Плагемана, несмотря на искус-твоведческий характер этой работы. С точки зрения истории музейного дела в монографии собый интерес представляет характеристика экспозиций в отдельных музеях, позволяющая делать выводы об общих экспозиционных принципах художественных музеев того времени.
Еще одна группа исследований посвящена истории коллекционирования. В нее входят руды Н. фон Хольста, К.Помяна, Х.Закс.
Отдельно необходимо выделить монографию А.Алексавдера, которая состоит из би-¡лиографических очерков наиболее выдающихся музейных деятелей всего мира. Автор пока-ывает вклад каждого музейного работника в развитие всеобщего музейного дела и сред* [ругих отводит значительное место немецким музейным деятелям - О. фон Миллеру, К. Ха-енбеку, В. фон Боде. Философское осмысление роли музея в истории Германии с 1800 дс 914 года и его влияние на формирование немецкого самосознания содержится в работе куль-урологического характера В.Хохрайтера.
Несмотря на то, что вышеперечисленные исследования содержат богатый исторический штериал, они не воспроизводят целостной картины развития музейного дела в немецкоязычных странах. Не существует также единого взгляда на периодизацию истории музейного дела, ют единого мнения в вопросе о времени превращения музея в общественный институт.
Источниковая база исследования. Основные источники по теме можно разделить на ©сколько групп. К самой ранней относятся каталоги музейных собраний, описания музеев в аписках путешественников и мемуарах, первые путеводители для путешествующих и любо-нательных и все более поздние путеводители.
Интерес представляют произведения классиков немецкой литературы (прежде всего !.В.Гете и Ф.Шиллера), их статьи и рецензии, в которых не только охарактеризованы музей-:ые собрания и отдельные экспонаты, но и дана оценка роли музея в духовной жизни общества. Внимание к музейным собраниям отражает интерес просвещенной публики к музеям.
Многочисленные издания справочного характера с рекомендациями для желающих со-рать коллекцию каких-либо предметов относятся к третьей группе источников. Эти источни-и позволяют выявить особенности формирования собраний определенного времени и те ка-згории, согласно которым комплектовались коллекции. К этой же группе примыкают труды ыдающихся музейных работников и архитекторов, часто являющихся авторами концепций кепозиций (Л. фон Кленце, К.Шинкель, Г.Земпер).
Следующую группу источников образуют материалы, отражающие процесс создания му-эйных учреждений: уставы музеев, сочинения организаторов музеев с концептуальными пла-ами выставок. Представление о деятельности музеев дают годовые отчеты. Отдельно следует
наделить издававшийся с 1905 года журнал "Museumskunde", отражавший богатый материа) ю теоретическим, методическим и организационным проблемам развития музеев.
В качестве источников в работе использованы также планы музеев и планы местности < тазанием местонахождения на них музеев, фотографии музейных зданий и экспозиций.
Методология. Методологической основой исследования является понимание музея Kai ¡оциокультурного института, содержащееся в трудах КЛПрайнера и А.Виттлип и концепции :ультуры, изложенная в работах С.Н.Иконниковой, М.С.Кагана, согласно которой культург гредставляет собой сложноорганизованную, целостную, исторически развивающуюся систему Исходя из этой концепции, музей рассматривается в данном исследовании как один из эле-«ентов целостной системы культуры.
В зависимости от вопроса исследования исследованы следующие методы: историко-енетический метод, направленный на анализ развития музейного дела; иеторико-равнительный метод, раскрывающий подобие черт в различных явлениях в области музейно-о дела; историко-типологический метод, выявляющий типологию музеев и всех направлении тузейной деятельности на основе присущих им общих имманентных признаков; историко-иографический метод, позволяющий понять взгляды выдающихся коллекционеров и музееве-;ов и формирование их основных идей в контексте эпохи.
Научная новизна исследования.
В диссертации осуществлено изучение процесса возникновения и развития всего ком-¡лекса музеев на протяжении почти шести столетий и предпринята попытка дать систематизи-ованное представление о поэтапной эволюции музейного дела в немецкоязычных странах, 'ассмотрены основные этапы развития музейного дела - становления (XVI-XVIII века) и формления музея как самостоятельного учреждения в системе общества и культуры (XIX -Еачало XX века), выявлены общие тенденции развития музейного дела в немецкоязычных гранах в Новое время (XVI-XVIII века).
Прослежено влияние конкретных форм политической, социально-экономической и ультурной жизни немецкоязычных стран в исследуемый период на становление и формиро-ание музея как социокультурного института.
Выявлены характерные особенности развития музейного деда немецкоязычных страт юл ее раннее по сравнению с другими странами появление учебных музеев и научной музео -рафической литературы (2-я пол. XVII века), создание музейных комплексов в Берлине Мюнхене и Дрездене (1-я пол. XIX века), возникновение и широкое распространение музее лестного края (2-я пол. XIX века).
Раскрыты особенности организации и специфика просветительной, учебной и воспита «льной работы художественных, культурно-исторических, естественнонаучных, технически лузеев и музеев прикладного искусства.
Выявлена роль музеев в системе образовательных и воспитательных государственны шстшугов.
Показано ведущее значение Германии, Австрии и Швейцарии в отдельных направлена сх музейной деятельности (построение экспозиций в художественных музеях, принципы рабо ы с населением в краеведческих музеях).
Предложена периодизация, в основу которой положено изменение функций музея 1 »бществе и государстве, что нашло отражение в многочисленном появлении с начала XIX ве а публичных музеев.
Раскрыта роль личностного фактора в истории музейного дела немецкоязычных стра* шагодаря анализу научной и практической деятельности ведущих музейных работников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что освещена история становления зарубежных музеев и осуществлен сравнительный аналш »азвития музейного дела в различных странах;
систематизированы и уточнены сведения по истории музейного дела немецкоязычных стран одержащиеся в изданиях различного характера;
выводы могут быть использованы в дальнейшем изучении истории музейного дела указании стран XX века;
результаты исследования могут быть применены при научной разработке актуальных прочем всеобщей истории музейного дела;
■ материалы диссертации могут служить источником для вузовских лекций, спецкурсов 1 щецсеминаров по истории музейного дела немецкоязычных стран.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Новая модель музея в форме кунст- и вундеркамеры появляется на территории не децкоязычных стран в XVI веке. В отличие от итальянского "студьоло" и французской 'кабинета5' главным предназначением немецких кунсткамер являлась демонстрация предмето] ум избранных посетителей. Именно поэтому форма кунсткамеры была воспринята за образе1 лузея в других странах (Россия, XVIII век).
2. В Германии уже в XVIII веке художественные собрания организовывались по науч ю экспозиционным принципам в их начальной форме и были значительным явлением 1 дгльтурной жизни. И.В.Гете, Ф.Шиллер подробно описывают такие собрания и анализирую IX. С XVIII века художественные музеи становятся важнейшим инструментом приобщенш »бракованной публики к ценностям культуры.
3. О�