автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
История народного музыкального творчества в Башкирской АССР

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Латыпова, Регина Фидратовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'История народного музыкального творчества в Башкирской АССР'

Полный текст автореферата диссертации по теме "История народного музыкального творчества в Башкирской АССР"

На правах рукописи

005010720

ЛАТЫПОВА Регина Фидратовна

ИСТОРИЯ НАРОДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В БАШКИРСКОЙ АССР (1919 - 1985 гг.)

Специальность 07.00.02- Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук

2 0Е5 20(2

Уфа-2012

005010720

Работа выполнена на кафедре историографии и источниковедения Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет»

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

БУКАНОВА Роза Гафаровна

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

ЯНБОРИСОВ Марат Хабибович;

Ведущая организация: ФГОУ ВПО «Уфимская государственная академия

искусств имени Загира Исмагилова»

Защита диссертации состоится 28 февраля 2012 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д-212.013.01 ФГБОУ ВПО

«Башкирский государственный университет» по адресу: 450074, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32, ауд.____

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет». Текст автореферата размещен на сайте ФБГОУ ВПО «Башкирский государственный университет» www.bashedu.ru

Автореферат разослан « » _______________ 2012 г. и размещен на сайте

Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации www.vak.ed.gov.ru.

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор исторических наук,

кандидат исторических наук, доцент КАЛМАНТАЕВ Нурислам Мирхайдарович

профессор

Кулбахтин Н. М.

Актуальность темы исследования

История России XX века - эпоха, которая в настоящее время вызывает огромный научный и общественный интерес. Одним из важных составляющих элементов данной эпохи являлась культура, в том числе музыкальная, в художественной форме отобразившая в своем развитии все те противоречия, которые были характерны для рассматриваемого времени.

Актуальность темы исследования определяется тем, что для всех этапов развития общества характерно повышенное внимание к культуре. Необходимость изучения и переосмысления феноменов истории и культуры советской эпохи, в частности истории развития народного музыкального творчества в общероссийском, собственно советском и современном контекстах, обусловлена реальной угрозой исчезновения многообразия и богатства культурного достояния народов в эпоху глобализации. Не случайно в 2008 г. Министерством культуры Российской Федерации была утверждена концепция сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 гг. В этом документе особо подчеркивается роль нематериального культурного наследия народов России в сохранении единого культурного пространства страны. В частности говорится: «Главная цель государства — сохранение глубинных, базовых основ многонациональной культуры России, национальных языков и литературы, значимых традиций, памятников фольклора, защита культурной самобытности каждого народа России, создание условий для популяризации нематериального культурного наследия народов Российской Федерации с целью сохранения единого культурного пространства России»1. А значит изучение истории башкирской народной музыкальной культуры как части нематериального культурного наследия народов Российской Федерации является на сегодняшней день актуальной задачей как с практической, так и с научной точки зрения.

При изучении истории культуры нашей страны советского периода необходимо выделять историю культуры каждого народа, составляющего население большой страны. Очевидно, что народная культура и в частности, музыкальная, отражает панораму всех исторических этапов развития обще-

1 Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 17 декабря 2008 г. N 267 «Об утверждении концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009 - 2015 годы». Режим доступа : ЬНр//ткгГ.ги^оситеп1а1юп5/огс1ег/с1е1а11.рЬр?ГО=120103 (дата обращения 3.06.2011).

ства в целом и отдельного народа в частности. Изучение истории музыкальной культуры башкирского народа как части общества в целом позволяет использовать накопленный исторический опыт в создании единого культурного пространства современной России.

В 2011 г. Министерством культуры Российской Федерации была разработана концепция федеральной целевой программы «Культура России (2012 - 2016 годы)». Среди задач, являющихся приоритетными при реализации федеральной целевой программы, на первом месте стоит задача сохранения культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации и использование их в качестве ресурса духовного и экономического развития страны .

Таким образом, сохранение и развитие культуры народов России является одной из приоритетных задач реализации государственной политики. На современном этапе культура народов России рассматривается не только в качестве духовного наследия, но и в качестве ресурса развития страны. В силу этого глубокое изучение истории музыкальной культуры башкирского народа в настоящее время приобретает чрезвычайную актуальность.

Степень изученности проблемы

Как самостоятельный элемент исторического знания тема башкирской народной музыкальной культуры не имеет собственной историографии. Отдельные ее компоненты разрабатывались в основном с искусствоведческой и культурологической точек зрения. В настоящее время имеется значительное количество научных работ, косвенно или частично затрагивающих изучаемую нами проблему. Эти работы можно условно разделить на несколько групп: работы, посвященные истории культуры Башкортостана; искусствоведческие труды, посвященные изучению истории музыкальной культуры на территории Республики Башкортостан; работы этнографов, филологов, фольклористов и других специалистов гуманитарного профиля, затрагивающие некоторые вопросы истории развития башкирской народной музыкальной культуры. Следует отметить, что в последние годы история развития музыкальной культуры Башкортостана стала объектом внимания историков.

При изучении работ 1920-1930 гг., касающихся данной проблематики становится очевидным, что авторы, интересующиеся башкирской музыкальной культурой, не ставили перед собой специальных задач по изучению исторического развития музыкального искусства в республике. Однако в

Министерство культуры Российской Федерации, Федеральная целевая программа «Культура России (2012 - 2016 годы)» [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://fcpkultura.ru (лата обращения 78 10 эт 1) ’

статьях Д. Г. Амирова, Г. С. Альмухаметова, Р. У. Кузыева, Д. Емасова затрагиваются вопросы истории музыкальной культуры Башкирии. Работа Альмухаметова интересна еще и тем, что в ней дается не только ретроспектива башкирской музыкальной культуры, но и освещается современное автору состояние, а также намечаются перспективы и возможные пути её развития3.

Изучение башкирской народной музыки в период 1920 - 1930 гг. не носит систематического характера. В работах, посвященных истории башкир, разделы, посвященные культуре, содержат только краткие сведения описательного характера о музыке4. Рассмотрение национального музыкального инструментария есть в обзорных статьях, посвященных музыкальным инструментам народов СССР5. Основная задача по сохранению народной музыкальной культуры в этот период представляется как собирание образцов народного творчества: «Башкирские песни - ценнейший национальный памятник башкирского народа, и для того, чтобы спасти его от забвения нужно поспешить с их записью и изучением»6. Собиранием башкирского музыкального фольклора в 20 - 30-е гг. XX века активно занимаются отечественные фольклористы и композиторы Г. Альмухаметов, С. Габяши, И. Салтыков, С. Галин, Н. Шукаров, А. Ключарев, М. Музафаров. Их работы интересны тем, что накопленный музыкальный материал композиторы активно включают в свое творчество. Собиранием народной музыки занимались композиторы 3. Исмагилов, X. Ахметов, М. Валеев. Кроме музыкантов, собиранием башкирского музыкального творчества занимались и научные сотрудники различных научно-исследовательских институтов. Однако необходимо отметить, что долгое время изучение музыкального фольклора башкир было сосредоточено исключительно на текстовой стороне песенного

3 Амиров Д. Г. Башкиры. Этнографический очерк // Тр. научного общества по изучению быта, истории и культуры башкир при Наркомпросе БССР. Стерлитамак, 1922; Альмухаметов Г. С. В борьбе за создание башкирской советской музыки (на баш. яз.). Уфа, 1933; Кузыев Р. У. Рост культуры Башкирской АССР за 22 года Советской власти // Социалистическое хозяйство Башкирии. 1941. № 4. С. 36—49; Емасов Д. Искусство Башкирии // Печать, художественная литература и искусство / под. ред. РаимоваР. М. Уфа, 1944. С. 27—36.

4 Амиров Д. Башкиры // Труды научного общества по изучению быта, истории и культуры башкир. Вып: 2. Стерлитамак, 1922. С. 15 - 17. Беляев В. Музыкальные инструменты народов СССР // Советская музыка. 1937, № 10 - 11. С.143 - 156. Руденко С. И. Быт башкир Л., 1925. 330 с.

5 Беляев В. Музыкальные инструменты народов СССР //Советская музыка. 1937, № 10- 11. С.143 - 156.

6 Салтыков И. Башкирская народная песня // Огни Востока. Уфа, 1926. № 2. С. 19.

5

народного творчества. Это можно проследить исследуя архивные материалы НИИ языка и литературы 1936 — 1938 гг., где в больших сборниках под названием «Башкирские народные песни» находятся исключительно тексты песен, многие из которых были изданы в виде песенников7.

В годы Великой Отечественной войны исследовательская деятельность в области народного музыкального творчества отмечена работами музыковедов, эвакуированных из западных регионов страны. Объектом исследований В. М. Беляева и М. Я. Береговского становится народное музыкальное инструментальное творчество башкир. Особое внимание исследователи уделяют изучению курая и проблемам его реконструкции. Работы этих исследователей, посвященные башкирскому народному музыкальному творчеству, были написаны в годы Великой Отечественной войны, но не были опубликованы. Статья Беляева в первоначальном варианте несколько десятилетий спустя была включена в сборник статей, посвященный проблемам музыкального фольклора народов СССР. А статья Береговского хранится в виде рукописи в ЦГАООРБ8. В период военного времени продолжает свои исследования JI. Н. Лебединский. Впоследствии они нашли обобщение в его докладах и монографиях.

В послевоенный период тенденция исследователей башкирской народной музыки, основанная на собирании фольклорного материала сохраняется. В этот период новая плеяда композиторов и музыковедов начинает заниматься собиранием башкирского музыкального фольклора: К. Рахимов, Г. Сулейманов, Р. Сапьманов, 3. Исмагилов, X. Ахметов, Р. Муртазин. Уникальным исследованием является работа выдающегося деятеля башкирской музыкальной культуры Г. Сулейманова. В 1947 г. им был закончен многолетний рукописный труд, начатый в 1922 г. — «История башкирских народных песен» (на башкирском языке). Эта работа представляет собой сборник легенд, предшествующих исполнению наигрыша или песни9.

Дня историографии 1950 — 1980 гг. истории развития башкирской народной музыкальной культуры характерным признаком становится выпуск сборников трудов посвященных вопросам культуры отдельных регионов России. В этих сборниках освещены проблемы национальных музыкальных традиций в творчестве композиторов, претворение национального творчества в профессиональной музыке, а также вопросы бытования традиционной национальной музыкальной практики в условиях современной му-

7 НАУНЦ РАН Ф. 3. Оп. 3.

8 Беляев В. Реконструкция башкирского курая / Проблемы музыкального фольклора народов СССР. М., 1973. 351 - 355 с. ЦГАООРБ Ф. 122. Оп 26. Д. 446. Л 81

9 ЦГАООРБ Ф. 10295. Оп. 1. Д. 9.

зыкальной культуры. Многие статьи посвящены вопросам связи народной музыкальной культуры с профессиональным искусством. Основной точкой зрения исследователей становится концепция перехода музыкальной культуры национальных республик от народного творчества к профессиональному искусству. Осуществление этого перехода стало возможным, по мнению исследователей, только при советской власти10.

В 60-е гг. XX в. появляются научные работы фольклористов и музыковедов, посвященные народному музыкальному творчеству Башкирской АССР. Среди них выделяются работы музыковеда Л. Н. Лебединского, научным интересом которого стала башкирская народная песенность. Музыковед не только собирает фольклор, но и создает свою систему по собирательству и нотации башкирских песен, рассматривает особенности их ме-лизматики и ритма. Наиболее значимым трудом Лебединского становится книга «Башкирские народные песни и наигрыши», которую можно рассматривать как итог многолетней работы автора по изучению башкирского музыкального фольклора. В книге представлены нотные записи башкирских песен и инструментальных наигрышей, даны их научные обобщения. Во второе издание книги включены очерки этнографического характера11.

В работах фольклористов прослеживается стремление к созданию обобщающих работ, рассматривающих башкирскую народную музыку в историческом аспекте. В работе Н. Ш. Губайдуллина «История башкирской музыки» автор излагает искусствоведческий анализ башкирской народной музыки основываясь на фольклорных исследованиях. К историческому обзору развития народного музыкального творчества и выводам, сделанным . Губайдуллиным следует относиться критически, так как они не свободны от догматичной установки своего времени, гласящей, что развитие национальных музыкальных культур народов России стало возможным лишь после Октябрьской революции 1917 г. При этом значение фактологического мате-

10 Музыкальная культура народов Поволжья. Сборник трудов (межвузовский) Редакционная коллегия: Батиярова Ч.Н., Жиганов Н.Г. М., 1978; Музыкальная культура автономных республик РСФСР. М., 1957; Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Сборник статей и материалов в двух частях. М., 1988; Традиционное и современное народное музыкальное искусство. Сборник трудов. Выпуск 29. М., 1976; Народная и профессиональная музыка Поволжья и Приуралья. Сборник трудов. Выпуск 56. М., 1981; Вопросы истории музыкального искусства Башкирии. Сборник трудов. Выпуск 71. М., 1984; Проблемы музыкального фольклора народов СССР. Статьи и материалы. М., 1973; Традиционное и современное в музыке народов Поволжья и Приуралья (тезисы докладов). Йошкар-Ола, 1985.

11 Лебединский Л. Н. Башкирские народные песни и наигрыши. Изд. 2-е доп. М., 1965.

риала, использованного Губайдуллиным, остается актуальным и по сей день12.

К 70-м годам XX века в башкирском музыковедении назревает необходимость изучения и обобщения фольклорного материала, который был собран за все время изучения музыкальной культуры башкирского народа. Появляются исследователи, освещающие в своих работах эту проблему с разных сторон. Особый интерес исследователей вызывает вокальная сторона башкирского народного музыкального творчества. Вопросы жанровой классификации башкирского вокального творчества рассматриваются Ф. X. Камаевым, М. П. Фоменковым, X. С. Ихтисамовым, Р. Ф. Зелинским. Большинство исследователей рассматривают жанры башкирской музыки с точки зрения их музыкальной стилистики. Вариантности башкирской народной песни посвящены работы Н. К. Зинатшиной. Вопросы жанровой классификации башкирского вокального творчества рассматриваются С. Каримовой13.

Интересным и значимым представляется труд М. П. Фоменкова «Башкирская народная песня». В этой книге автор делит башкирские песни на жанры, опираясь не только на музыкальную стилистику, но и на смысловое содержание текста песни. Классификация Фоменкова выделяет две разные группы: эпическое и песенное творчество, а каждую из этих групп исследователь делит на жанры, опираясь на содержание фольклорного материала и время его возникновения. К эпическим жанрам Фоменков относит ку-баиры и байты. Песни исследователь делит на 6 жанров: эпические, исторические, лирические, песни о судьбе башкирской женщины, бытовые песни, песни советского периода. К описанию каждого жанра приводится по нескольку наиболее характерных нотных примеров с текстами песен на башкирском и русском языках14.

Из работ, посвященных башкирской музыке и отражающих тенденцию к историческим обобщениям, выделяются главы о музыкальной культуре республики в коллективном семитомном исследовании «История музыки

12 Губайдуллин Н. Ш. История башкирской музыки [Текст] автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Алма-Ата, 1960.

Камаев Ф. X. Стилевые и жанровые особенности башкирского музыкального фольклора // Научно-методические записки. Вып.З. Уфа, 1977. С. 14 - 30; Галин С. А. Башкирские народные песни : метод, пособие. Уфа, 1994; Ихтисамов X. С., Зелинский Р. Ф. О собирании башкирского музыкального фольклора // Современность и фольклор. М., 1978; Зинатшина Н. К вопросу о многовариантности народной песни «Тевкелев» // Вопросы истории музыкального искусства Башкирии М 1984 Вып 71. С. 53-59. '

14 Фоменков М. П. Башкирская народная песня. Уфа, 1976.

народов СССР». Башкирская музыка предстает здесь частью многонациональной культуры Советского Союза15.

В середине 80 - 90 гг. в истории изучения народного музыкального творчества в Башкирской АССР отдельно выделяется проблема исполнительства на русских народных инструментах, которое долгое время являлось основным критерием развития народной музыки в России. Профессиональному исполнительству на русских народных инструментах в БАССР, а также изучению произведений, написанных для этих инструментов, посвящены небольшие статьи, авторами которых чаще всего являлись сами музыканты. Сочинения композиторов Башкирии, написанные для оркестра русских народных инструментов, раскрываются в работе В. Моисеева. В его работе на примере некоторых произведений К. Рахимова, Т. Каримова, Н. Ииякина, А. Кукубаева раскрываются особенности музыки, написанной композиторами Башкортостана для оркестра русских народных инструментов. Среди таких особенностей исследователь выделяет тесную связь музыки рассматриваемых произведений с башкирским фольклором16. Проблему репертуара для баяна в творчестве композиторов Башкирии рассматривают Р. Шайхутдинов и Е. Тейтельман17. В статье Р. Шайхутдинова и Б. Тевса авторы, кроме краткого очерка о курае и кубызе, упоминают также и другие музыкальные инструменты, которые использовались в музыкальном быту башкирского народа: думбыра, дюнгур, сорнай и т.д. Также в этой работе есть краткие сведения о начале распространения на территории Башкортостана русских народных музыкальных инструментов: домры, гармоники18.

Среди исследований башкирской народной музыкальной культуры в 90-е годы особо значимыми являются работы Р. Ф. Зелинского и Л. Атано-вой, в которых обобщается и систематизируется накопленный музыкальный фольклорный материал. В монографии Атановой «Собиратели и исследователи башкирского музыкального фольклора» широко освещена деятель-

15 История музыки народов СССР; Т. 1-5 М., 1970-1974. Ред. Келдыш; История музыки народов СССР; Т. 6. М., 1974. Ред. Нестьев; История музыки народов СССР; Т.

7 М., 1974. Ред. Головинский.

16 Моисеев В. Музыка для оркестра народных инструментов в творчестве композито-

ров Башкирии 70-80-х годов /Вопросы истории башкирской музыкальной культуры. Уфа,1990.С. 64-71, -

17 Шайхутдинов Р., Тейтельман Е. Произведения композиторов Башкирии для баяна// Вопросы истории музыкального искусства Башкирии: сборник трудов. Вып. 71. М., 1984. С. 67-75.

18 Р. Шайхутдинов, Б. Теве Развитие исполнительства па народных инструментах в Башкирии. // Вопросы истории башкирской музыкальной культуры. Уфа, 1990.

9 '

ность фольклористов, начиная с первой половины XIX века до 1966 г.19

В 2000-е гг. исследователи — музыковеды уделяют особое внимание башкирской народной песенности, считая именно этот вид народного музыкального творчества наиболее богатым и значимым для культуры. Издаются работы, посвященные разным сторонам песенного музыкального творчества. Впервые появляются исследования, рассматривающие практику чтения Корана как устную музыкальную традицию башкирского народа20.

Литература, посвященная башкирской инструментальной музыке и музыкальным инструментам, также представлена широким кругом работ. Проблеме формирования собственного стиля в башкирской инструментальной музыкальной культуре посвящена работа Р. Ф. Зелинского21. Теме башкирской инструментальной музыки посвящены труды Р. Г. Рахимова «Фактура башкирской инструментальной монодии» и «Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование». Автор, анализируя строение башкирских народных инструментов, способы игры, ритмические и мелодические особенности народных наигрышей, приходит к выводу, что башкирский национальный инструментализм является по своей сути многоголосным22. Исполнительскому феномену башкирской музыкаль-ой культуры - узляу посвящено исследование Г. Р. Баязитовой23.

Интересной представляется книга Р. 3. Шакурова «Истоки духовности». В этом издании собраны статьи, опубликованные автором в разное время на страницах периодической печати, в журналах и сборниках. Особую ценность для нашего исследования представляют статьи, посвященные творчеству выдающихся музыкантов- исполнителей на башкирских народых инструментах своего времени: Юмабаю Исянбаеву, Ишмулле Дильмухаме-тову, исследователям башкирской народной музыки. Эти работы, носящие характер публицистических очерков, содержат немало фактологического

Атанова Л. Собиратели и исследователи башкирского музыкального фольклора. Уфй, 1992.

20

Имамутдинова З.А. Культура башкир. Устная музыкальная традиция («Чтение» Корана. Фольклор). М., 2000.

Зелинский, Р. Ф. Башкирская народная инструментальная музыка: Проблемы формирования традиционного стиля [Текст] автореф. лис. ... д. искуствоведения. СПб., 2006.

•Рахимов Р.Г. Фактура башкирской инструментальной монодии. Фольклорное исследование. Уфа, 2001; он же. Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование. [Текст] автореф. дис. ... д. иск Магнитогорск 2006. ’

Баязитова Г. Р. Узляу как феномен музыкально-исполнительского искусства башкир: Исследование. Уфа, 2009.

материала, что позволяет использовать их в научном обороте24.

На развитие музыкальной культуры в национальных регионах СССР большое влияние оказывала русская музыкальная культура, основанная на традициях классической композиторской школы. Провозглашенные тезисы о необходимости подтягивания «отсталых» регионов к культурным ценностям, воплощались в жизнь путем командирования выпускников столичных консерваторий в национальные регионы России и СССР, для создания национальной музыкальной культуры по образцу русской классической музыки. Этот факт оказал непосредственное влияние на развитие музыкальной культуры в Башкирской АССР и бесспорно заслуживает отдельного внимания исследователей. Наиболее полно тема взаимодействия русских и башкирских композиторов раскрывается в монографии С. И. Махней «Русские композиторы и Башкирия». Музыковед рассматривает историко-социальные корни формирования и развития русско-башкирских музыкальных связей, уделяя особое внимание XX веку, а также анализирует претворение русскими композиторами характерных особенностей башкирской народной музыки25.

Одной из наиболее значимых работ последних лет, посвященных башкирской музыкальной культуре стала монография Е. Р. Скурко «Башкирская академическая музыка: Традиции и современность». Основное внимание этого исследования обращено к творчеству башкирских композиторов и становлению академического направления музыкальной культуры на территории Башкортостана с акцентом на инструментальные произведения, среди которых доминирующую роль играют симфония и концерт (хотя затрагиваются и области хоровой, камерно-инструментальной музыки). Во введении Скурко уделяет внимание истории башкирской народной музыки и развитию музыкального инструментария, находя в этом предпосылки тембрового мышления и исполнительских традиций в творчестве башкирских композиторов26.

Интересны для нашего исследования издания «Очерки по истории башкирской музыки» и «Искусство Башкортостана: исполнительские школы, наука, образование». Ценность этих работ в том, что в них сделана попытка систематизации значительных фактов истории башкирской музыкальной

24 Шакур Р. (Шакуров Р. 3.) Истоки духовности. Исследования. Публицистика. Уфа, 2009.

25 Махней С.И. Русские композиторы и Башкирия (к проблеме взаимодействия двух культур). Уфа, 2008.

26 Скурко Е. Р. Башкирская академическая музыка: Традиции и современность. Уфа, 2005..

культуры27.

В отдельную группу можно отнести исследования, посвященные другим вопросам истории культуры Башкирской АССР в изучаемый период. Музыка — это составная часть культуры народа в целом, поэтому изучение ее истории невозможно без обращения к исследованиям истории культуры в целом и отдельных ее элементов. Истории развития художественной культуры Башкортостана в период 1919-1932 гг. посвящена диссертация Г. А. Коваленко. Автор рассматривает историю башкирской художественной культуры и искусства в первые десятилетия советской власти, обращает внимание на формирование органов управления художественной культурой, становление театра, музыкального и изобразительного искусства28. Кандидатская диссертация Р. М. Янгирова посвящена истории развития культуры Башкирской АССР в 1959-1965 гг29. Работы Коваленко и Янгирова имеют особую ценность в плане общей характеристики культурной жизни республики в рассматриваемые периоды.

В последние годы были хорошо изучены вопросы культурнопросветительной работы в Башкирской АССР в диссертациях

О. И. Новиковой, Г. Ш. Исмагиловой30. Некоторые аспекты развития народной музыкальной культуры башкир раскрыты в исследованиях

27 Очерки по истории башкирской музыки. Уфа, 2001; Искусство Башкортостана: исполнительские школы, наука, образование: Сборник статей / отв. ред.-сост. Шура-нов В. А. Уфа, 2004.

Музыкальная культура народов Поволжья. Сборник трудов (межвузовский) М., 1978; Музыкальная культура автономных республик РСФСР. М., 1957; Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Сборник статей и материалов в двух частях. М., 1988; Традиционное и современное народное музыкальное искусство. Сборник трудов. Выпуск 29. М., 1976; Народная и профессиональная музыка Поволжья и Приуралья. Сборник трудов. Выпуск 56. М., 1981; Вопросы истории музыкального искусства Башкирии. Сборник трудов. Выпуск 71. М., 1984; Проблемы музыкального фольклора народов СССР. Статьи и материалы. М., 1973; Традиционное и современное в музыке народов Поволжья и Приуралья (тезисы докладов). Йошкар-Ола, 1985.

Янгиров Р. М. Развитие культуры Башкирской АССР в условиях зрелого социалистического общества (1959-1965 гг.). [Текст] автореф. дис. ... канд ист наук Уфа 1976. ■ ’

Новикова О. И. Культурно-просветительная работа в деревне в 40-60-х годах XX века (на материалах Башкирской АССР). [Текст] автореф. дис. ... канд. ист. наук. Уфа, 2007; Исмагилова Г. Ш. Школы и культурно-просветительные учреждения Зауралья Башкирской АССР в 1917-1985 гг. [Текст] автореф. дис. ... канд. ист. наук.Уфа, 2007.

Ф. Г. Хисамитдиновой , посвященных этнографу Галимжану Тагану31.

Интерес для нашего исследования представляет работа профессора М. Б. Ямалова «Особенности истории Отечественной культуры»32. В книге приводится большой фактологический и теоретический материал по истории культуры советского периода и современной Российской Федерации, дается попытка теоретического и методологического деления истории отечественной культуры на этапы, выявляются сквозные, ключевые факторы и принципы ее развития. История культуры Республики Башкортостан рассматривается на фоне общероссийской культуры.

Следует отметить, что в последние годы история развития музыкальной культуры Башкортостана стала объектом внимания историков. Так развитию музыкальной культуры в Башкирии 60-е годы Х1Х-30-е годы XX в. посвящена диссертация Э. А. Набиевой. Предметом исследования автора становится организация музыкальной жизни Башкирии в обозначенный период. Автором проанализирован процесс развития музыкальной жизни в крае с 1860 по 1930 гг. Особое внимание уделено формированию музыкальной среды в городах, которое, несмотря на глубокие национальные корни, происходило под влиянием русской и европейской музыки. Отмечается большая роль русского музыкального искусства, широко представленного в процессе активной гастрольной деятельности артистов столичных и провинциальных театров. В работе также подробно рассматриваются формы общественного руководства музыкальной жизнью за изучаемый период и становления системы профессионального музыкального образования в Башкирии. Среди основных направлений развития музыкальной культуры Башкирии с 60-х годов XIX по 30-е годы XX века автор выделяет формы вокально-хорового исполнительства, инструментального исполнительства на европейских музыкальных инструментах. Историю развития народной музыкальной культуры в Башкирии как самостоятельную, отдельную область музыкальной жизни автор не выделяет, однако отмечает внимание к народной музыке композиторов и ученых фольклористов^3.

Как видно из обзора литературы, основные исследования башкирской народной музыкальной культуры проводились в рамках искусствоведческих исследований и затрагивали вопросы истории башкирской музыки XX века, лишь опосредовано, в силу иного направления научной мысли. Таким обра-

31 Хисамитдинова Ф. Г. Борец за права любимого народа. Этнограф Галимжан Таган // Вельские просторы. 2007. № 9. С. 102-105.

32 Ямалов М. Б. Особенности истории Отечественной культурьг: учеб. пособие. Уфа, 2008.

33 Набиева Э. А. История становления и развития музыкальной культуры Башкирии : 60-е годы XIX - 30-е годы XX в. [Текст] автореф. дис. ... к. ист. наук. Оренбург, 2009.

13

зом, в исторической литературе нет ни одной специальной работы, посвященной истории народного музыкального искусства Башкирской АССР.

Источниковая база диссертации представлена широким кругом опубликованных и неопубликованных письменных материалов, позволяющих осмыслить исследуемую проблему. Опубликованные источники - это сборники документов о культурно-просветительной работе и культурном строительстве в Башкирской АССР, а также периодическая печать. В работе широко использованы неопубликованные документы из фондов Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан (ЦГИАРБ), Центрального государственного архива общественных объединений Республики Башкортостан (ЦГАООРБ), Научного архива Уфимского научного центра Российской академии наук (НАУНЦ РАН).

Структура использованных документов составлена по принципу источника их формирования:

1. Документы законодательных органов СССР, РСФСР, БАССР и высших органов КПСС, которые представляли реальную политическую силу в государстве в исследуемый период: приказы, указы высших руководящих органов страны, регулирующие вопросы культуры, приказы комитета по делам искусств, министерства культуры, протоколы заседаний Бюро Башкирского обкома ВКП, посвященных вопросам культуры34.

2. Делопроизводственные материалы государственных учреждений и организаций, руководящих культурной жизнью республики: отчеты, сводки и планы работы отделов культуры Башкирского обкома РКП(б), организационная и распорядительная документация отдела искусств Башкирского народного комитета просвещения, управления по делам искусств БАССР, инструкции, письма и распоряжения из центра. Они конкретизируют документы первой группы, уточняют степень их значимости. Доклады научных сотрудников и ответственных лиц, непосредственно посвященные башкирской музыке, а также стенограммы совещаний работников культуры, на которых обсуждалась текущая ситуация в культурной жизни БАССР. Эти документы позволяют увидеть культурную жизнь изучаемого периода глазами современников, они ценны не только фактологическим материалом, но и оценочными суждениями, характеризующими состояние народной музыкальной культуры и отношение к ней в конкретный исторический период. Эти документы дают представление о сущности и динамике государственной политики в сфере культурной жизни страны в целом и народной музы-

34 КПСС о культурно-просветительной работе. Сборник документов. Часть II. М., 1981; Культурное строительство в Башкирской АССР (1917-1941). Сборник документов Уфа, 1986. и др.

кальной культуры БАССР в частности.

3. Статистические документы, содержащие количественные сведения об учебных заведениях, конкурсах и смотрах художественной самодеятельности, деятельности сети культурно-просветительных учреждений Башкирской АССР дают определенное представление об интенсивности развития и тенденциях трансформации культурной жизни республики в целом и народного музыкального творчества в частности.

4. Документы, характеризующие деятельность организаций, чья деятельность непосредственно связана с музыкальной культурой Башкирской АССР в изучаемый период: Союза советских композиторов Башкирии, Республиканского фольклорного кабинета, Башкирского отделения Всероссийского хорового общества, Республиканского научно-методического центра народного творчества. Изучение этих документов позволило выявить основные направления развития народного музыкального творчества БАССР в его взаимодействии с организованной системой культурной жизни республики.

5. Материалы фольклорных экспедиций, проводимых в разное время научными сотрудниками Комплексного НИИ Башкирии, Института этнографии академии наук СССР, Института истории языка и литературы. Кроме отчетов о результатах экспедиций и сведений о собранных материалах, эти документы интересны информацией, не вошедшей в опубликованные издания. Эмоциональное отношение авторов отчетов, основанное с одной стороны на личном восприятии исследователей, а с другой стороны на базовых теоретических музыковедческих знаниях, а также выдвигаемые ими музыковедческие гипотезы, делают эти материалы незаменимыми при характеристике состояния народной музыкальной культуры Башкирской АССР исследуемого периода. Например, в записях Л.

Н. Лебединского встречаем: «Я очень много не только слушал, как поют, но и смотрел как относится аудитория к певцу. Если он употребляет мало украшений, то он не ценится, а если много украшений вводит, то ценится. Если вводит украшения не на своем месте, то тоже не ценится»^. Далее исследователь приводит интересные параллели, основанные на знании традиций классической европейской музыки, он сравнивает орнаментику башкир с развитием итальянской музыки эпохи феодализма Х1У-ХУ вв. И делает вывод, что башкирская музыка уникальна и своеобразна, она развивалась по законам отличным от законов европейской и русской музыкальной культуры, не уступая им при этом в красоте: «анализируя этот стиль, мы находим, что башкиры не утеряли своей национальной специфики, богатства. Богатство напева этой фразы на огромнейшем

35 НАУПЦ РАН Ф.З. Оп.2. Д.108. Л. 7.

дыхании, восприняв орнаментировку нашли ей свое место, не подчиняясь в культурном отношении другому влиянию, а восприняли это влияние как средство художественного выражения, обогатили свою музыкальную культуру»36.

6. Воспоминания участников культурного процесса изучаемого периода, интервью с музыкантами-исполнителями, представлены в содержании опубликованных сборников воспоминаний, а также в материалах периодической печати. Кроме того, материалы периодической печати содержат статьи, очерки, репортажи, аналитические обзоры, освещающие события культурной жизни исследуемого периода.

7. Нотные материалы, представляющие собой сборники нотных записей башкирских народных песен и наигрышей, обработки переложения народных мелодий для различных составов исполнителей, самостоятельные композиторские произведения с цитатами из башкирской народной музыки в процессе работы над диссертацией рассматривались как историкокультурные документы эпохи. Исследование этих документов позволило проанализировать динамику отношения профессиональных композиторов к народной музыкальной культуре.

Методологической основой диссертации явился многофакторный подход к оценке прошлого, основанный на достижениях современной исторической науки и основных методологических принципах историзма, объективности и научности.

Важное значение для определения общих подходов и принципов исследования темы диссертации имеет Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020 года, где культуре отводится «ведущая роль в формировании человеческого капитала»37. Развитие человеческого потенциала, как основная цель развития общества, предполагает развитие способностей и удовлетворение потребностей человека, его максимально активное участие в экономической, политической и культурной жизни. Поэтому автор при исследовании истории развития народного музыкального творчества исходил из принципов аксиологии и холизма.

В работе применены общенаучные методы исследования - сравнительно-исторический, описательный. Широко использованы собственноисторические методы исследования, такие как историко-генетический, исто-рико-срав.нительный. Междисциплинарный подход к исследованию темы

36 Там же

37 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р Режим доступа Ь«р://правительство.рф/§оу/гезиН8/1181/ (дата обращения: 17 05 2011)

ставит автора перед необходимостью использования методов других наук. Теоретические выводы сделаны на основе анализа и синтеза широкого комплекса разнообразных источников.

Объектом изучения является народная музыкальная культура Башкирской АССР. Предметом исследования стало инструментальное исполнительство на народных музыкальных инструментах в Башкирской АССР (хотя затрагиваются и другие области народного музыкального творчества). Главное внимание в работе уделено истории развития башкирского народного музыкального творчества.

Хронологические рамки исследования охватывают период с начала формирования Башкирской республики в 1919 гг. до кризиса социалистической системы в 1985 г. С началом создания Башкирской АССР для народного музыкального творчества региона были созданы условия, способствовавшие его развитию, связанные с периодом построения принципиально нового типа культуры в стране. В середине 1980-х гг. произошла смена политических ориентиров, что повлекло за собой коренные перемены во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере культуры.

Территориальные рамки исследования определены пределами современной Республики Башкортостан. В период очерченных хронологических рамок это территориальное образование носило название «Башкирская автономная советская социалистическая республика».

Цель работы заключается в конкретно-историческом анализе процессов развития башкирской народной музыкальной культуры на примере развития исполнительства на народных музыкальных инструментах.

Исходя из цели исследования, в работе определяются следующие задачи:

— рассмотреть развитие башкирской народной музыкальной культуры в советский период истории, выяснить место, роль и значение башкирской народной музыкальной культуры в культуре России;

— определить поворотные моменты истории СССР и БАССР, оказавшие наибольшее влияние на изменения башкирской народной музыкальной инструментальной культуры; выявить причины и характер, проанализировать обстоятельства этих изменений;

— обобщить результаты и последствия развития башкирской народной музыкальной культуры в советский период истории.

Научная новизна работы определяется тем, что это первое специальное историческое исследование, посвященное изучению развития народного музыкального творчества в Башкирской АССР.

Научно-практическая значимость.

Материалы диссертации будут способствовать углублению и расши-

рению проблематики исследований истории Башкортостана. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании курсов истории культуры Республики Башкортостан, при чтении спецкурсов, на практических занятиях, при написании соответствующих разделов обобщающих научных трудов, учебников и учебных пособий по истории России и Башкортостана.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, примечаний, списка использованных источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, обозначаются цель и задачи, определяется степень научной разработки проблемы, характеризуются хронологические рамки, рассматривается научная новизна и практическая значимость диссертации, приводится обзор и анализ историографии и источников по теме диссертации.

Первая глава - «Культурное строительство 1920-1930-х годов в Башкирской АССР. Народная музыкальная культура» - раскрывает особую роль, которая отводилась народной музыке и народным музыкальным инструментам концепцией народности искусства, выдвинутой идеологами культурной революции в СССР. Выявлено, что воплощение целей и задач культурной революции средствами башкирской народной музыкальной культуры осуществлялось несколькими взаимосвязанными, но в то же время совершенно различными способами. Во-первых, через активное изучение музыкального творчества народов СССР. Автором диссертации проанализирована информация о деятельности центральных и местных научноисследовательских организаций по сбору и изучению башкирского музыкального фольклора. Дана оценка деятельности конкретных собирателей и исследователей башкирского музыкального фольклора. Автор делает вывод, что изучение национальной музыкальной культуры в 1920-1930 гг. не носило систематического характера, что основной упор был сделан на собирание фольклорного материала, но не на его исследование.

Другим способом воплощения целей и задач культурной революции средствами народной музыкальной культуры стало использование подлинных народных мелодий в творчестве современных композиторов. Обращение к башкирским народным мелодиям было свойственно как первым башкирским композиторам, так и композиторам, проживающим за пределами республики. Автор обращает внимание, на то, что в период 20-30-х г. XX в. композиторы, используя мелодический материал башкирской народной музыки, не обращались в своем творчестве к народным музыкальным инструментам, хотя такие предложения неоднократно возникали. Автор делает вы-

вод, что в 20-30-е гг. основная направленность профессиональной музыкальной культуры, а именно ее ориентация на достижения мировой музыкальной классики, не позволяла включить башкирские народные музыкальные инструменты в свою среду. Площадкой для развития исполнительства на народных музыкальных инструментах становится художественная самодеятельность, которая в начале своего становления объединила в себе лучших народных музыкантов-исполнителей. В диссертации впервые обосновано значение организованного движения художественной самодеятельности для развития исполнительства на народных музыкальных инструментах, бытовавших на территории Башкирской АССР. Сделаны выводы, что в указанный период художественная самодеятельность существенно способствовала развитию исполнительства на народных музыкальных инструментах главным образом тем, что давала возможность лучшим народным музыкантам демонстрировать свое творчество далеко за пределами республики. А также, путем проведения смотров, конкурсов и олимпиад облегчала взаимодействие музыкантов-исполнителей с исследователями и собирателями башкирского музыкального творчества. Однако развитие движения его идеологи видели не в концентрации культурных достижений каждого народа, а в вовлечении в ряды участников художественной самодеятельности как можно большего числа людей. Тенденция постоянного увеличения числа участников художественной самодеятельности приводила к тому, что многие коллективы создавались наспех, специально к участию в смотрах и конкурсах, что в свою очередь сказывалось на качестве. Зафиксированы примеры создания в районах республики так называемых шумовых оркестров, где в качестве музыкальных инструментов использовались бутылки и различные бытовые предметы. Эти коллективы таюке относились к народному творчеству, что понижало значение народной музыкальной культуры.

В 20-30-е гг. XX в. все направления развития народной музыкальной культуры достаточно тесно взаимодействовали друг с другом. Хотя уже в этот период было заложено коренное различие в деятельности тех, кто занимался собиранием и изучением народной музыкальной культуры и кто ратовал за развитие художественной самодеятельности. Отдельную нишу заняло композиторское творчество, основанное на подлинных народных мелодиях. Стало выделяться в отдельный пласт музыкальной культуры исполнительство на народных музыкальных инструментах.

. Во второй главе рассматривается состояние, народной музыкальной культуры в Башкирской АССР в годы Великой Отечественной войны в соотношении с основными тенденциями развития народной музыкальной культуры в СССР в условиях военного времени. Рассмотрены такие важные факторы, влиявшие на развитие культуры, как мобилизация местного населения,

сокращение числа учебных заведений, эвакуация в республику промышленных и культурных объектов и деятелей культуры. Отдельный параграф посвящен развитию исполнительства на народных музыкальных инструментах в БАССР в годы Великой Отечественной войны. История культуры БАССР периода ВОВ в литературе чаще всего характеризуется как период необычайного расцвета, больших достижений и насыщенной культурной жизни. Эти достижения связываются с эвакуацией в регион промышленных предприятий, учреждений культуры и науки. В то же время на основании анализа источников, посвященных указанному периоду, автором сделаны выводы, что в период Великой Отечественной войны была прервана линия развития башкирской национальной культуры, и в частности, музыкальной, которая была заложена в предыдущий период. В диссертации на основе документов сделан вывод о непосредственном влиянии мобилизации населения на развитие народной музыкальной культуры и в частности, на исполнительство на народных музыкальных инструментах. С одной стороны мобилизация вызвала резкое сокращение народных музыкантов-исполнителей на курае, а с другой стороны способствовала проникновению в башкирскую народную музыкальную практику баяна. Эвакуация в Башкирскую АССР композиторов и музыковедов из западных регионов страны, а также возвращение на родину 3. Исмагилова и Г. Сулейманова, вынужденных прервать обучение в Московской государственной консерватории, привнесли новые подходы в изучение национального музыкального инструмента - курая, к созданию авторских инструментальных произведений для этого инструмента. Условия военного времени внесли существенные изменения в практику концертных выступлений. Границы между движением художественной самодеятельности, профессиональным искусством и подлинно народной музыкой практически стираются. Основываясь на изучении фактологического материала, автор делает вывод, что симбиоз профессионального и самодеятельного творчества, вызванный тяжелыми условиями времени, дал свои результаты во всех отраслях музыкального искусства и в частности, в сфере народного музыкального творчества. Народная музыкальная культура башкир, профессионализированная по своей природе и отнесенная в более ранний период к самодеятельному искусству, органично развивалась в таких условиях, естественным путем находила точки соприкосновения с академической музыкальной культурой.

Третья глава посвящена анализу влияния культурной политики в период первого послевоенного десятилетия (1945-1955 гг.) на развитие народной музыки. В диссертации впервые поставлена задача рассмотреть последствия постановлений ЦК ВКП(б) «О литературе и искусстве» и «Об опере «Великая дружба» для народной музыкальной культуры БАССР. Идейно-

политическая обстановка в стране была направлена на ужесточение борьбы с любыми отклонениями от «задач социалистического строительства», ставила развитие культуры и искусства в жесткие рамки, ограничивала свободный творческий поиск. Установка на искусство, национальное по форме и социалистическое по содержанию, позволила некоторым народным музыкальным инструментам (баян, домра, балалайка) получить большую государственную поддержку, а следовательно и развитие. Увеличивалось и распространение этих инструментов на территории страны. В тоже время в диссертации выявляются и негативные стороны этого процесса. Так как установка на создание искусства, национального по форме и социалистического по содержанию, не всегда имела однозначную трактовку, не все проявления национальной музыкальной культуры укладывались в заданные рамки. Характерным становится попытка отделить от понятия «народность искусства» традиционные виды национальной музыкальной культуры. Автором доказано, что многие жанры башкирского народного музыкального творчества не могли в рассматриваемый период получить поддержку для развития. Заметно сокращение числа исполнителей на кубызе и исполнителей узляу. Исполнительство на курае приобретает колористический иллюстративный характер и продолжает свое развитие благодаря творчеству наиболее выдающихся кураистов, при этом общая численность музыкантов-кураистов сокращается. К негативным фактам автор относит также прекращение работ по изучению и реконструкции курая, а также прерыванию работы по созданию оригинального композиторского репертуара для курая.

Основными источниками развития исполнительства на народных музыкальных инструментах автор видит активную творческую деятельность выдающихся музыкантов. В диссертации подчеркивается особая заслуга Г. Сулейманова в сохранении традиций игры на курае, своим творчеством доказавшего правомерность существования этого инструмента на музыкальных сценах разного уровня. В развитии исполнительства на баяне в БАССР особая роль принадлежит Т. Каримову. Рассматривая творческий путь Каримова, автор приходит к выводу, что творческая судьба этого человека стала воплощением всей линии развития исполнительства на баяне в БАССР в этот период. Будучи талантливым музыкантом, чутко чувствующим красоту и неповторимость башкирского мелоса и бесконечно преданным любимому инструменту - баяну, он видел перспективы развития башкирской музыки через выразительные возможности баяна. Ему принадлежит авторство первого в БАССР концерта для баяна с оркестром, что означало выход этого инструмента на принципиально новый уровень. Важность этого произведения автор видит в том, что был сделан первый шаг в деле становления профессиональной башкирской музыки для баяна. В концерте раскрывались

исполнительские возможности инструмента, и в то же время происходил поиск новых путей раскрытия богатства башкирских народных мелодий. Во вторых, этот концерт выполнял основную социальную функцию, возложенную на народные инструменты: приближение простых слушателей к высоким достижениями музыкального искусства. Концерт для баяна Т. Каримова неразрывно связан с национальной музыкой, так как истоки тематизма были рождены башкирскими народными мелодиями и в то же время произведение написано по всем правилам инструментального сочинения крупной формы, подчинено организованной композиторской мысли, тщательно выверено в гармоническом и драматургическом развитии. Все это говорит о глубокой связи народного и профессионального в этом произведении, о той самой посреднической функции между народным и профессиональным, которая была возложена на народные музыкальные инструменты социальным заказом.

На развитие народной музыкальной культуры в первое послевоенное десятилетие в БАССР существенное влияние оказала Декада башкирского искусства и литературы в Москве. В диссертации рассмотрены все этапы подготовки к декаде начиная с 1939 г. Выявлено, что благодаря подготовке к этому мероприятию в БАССР был создан оркестр народных инструментов Башкирии. В состав коллектива кроме привычных для оркестров народных инструментов домр, балалаек и баянов входили струнно-смычковые инструменты (скрипки, альт, виолончель, контрабас), а также курай, флейта. Очевидно, что создание оркестра с таким составом было прогрессивным явлением для развития национальной музыкальной культуры республики. Однако автор определяет обстоятельства, доказывающие, что роль этого оркестра для народной музыкальной культуры региона была незначительна. Во-первых, временные рамки существования оркестра были ограничены временем подготовки и проведения декады. Основной состав оркестра был распущен сразу после окончания декады. Во-вторых, прикладная роль, отведенная коллективу, существенно снижала его значение. Оркестр был создан для музыкального сопровождения выступлений танцевальных и хоровых коллективов и не имел самостоятельной концертной программы.

Рассмотрев развитие народной музыкальной культуры в БАССР в период первого послевоенного десятилетия, автор делает вывод, что рамки развития самобытного музыкального искусства в этот период сужаются, так как в соответствии с общими тенденциями развития культуры и искусства стало характерным ориентирование народной музыки на достижения профессионального музыкального искусства русской и европейской традиции.

В четвертой главе исследуются основные направления развития народного музыкального творчества БАССР в период 1956-1985 гг.

Народное музыкальное творчество рассматривается в рамках общей культурной политики страны в 1956-1985 гг. В качестве наиболее значимой тенденции развития народного музыкального творчества автор называет выпадение народной музыкальной культуры из сферы пропаганды как следствие ослабления влияния тоталитарного режима на процесс художественного творчества.

Среди организаций, оказавших непосредственное влияние на народное музыкальное творчество, исполнительство на народных музыкальных инструментах, развитие и популяризацию башкирских народных музыкальных инструментов автор выделяет Башкирское хоровое общество. Башкирское хоровое общество, являясь общественной организацией, развернуло большую работу по развитию музыкальной культуры республики с конца 50х до начала 80-х гг. XX в., являлось одним из ведущих республиканских органов, влиявших на развитие башкирской народной музыки. Эта организация, созданная для популяризации хорового творчества населения, много внимания уделяла развитию инструментального исполнительства на народных музыкальных инструментах: организовывала концерты ведущих оркестров народных инструментов Советского Союза; осуществляла подготовку кадров баянистов-хормейстеров; в конце 1970-х г. именно на производственном комбинате Хорового общества началось массовое производство башкирского народного инструмента курая.

Отдельный параграф посвящен процессу потери взаимосвязи народного искусства с движением художественной самодеятельности. Требование времени - массовость коллективов художественной самодеятельности и монументальность исполняемых произведений, вытесняло подлинно народное творчество за рамки этого явления, так как народное искусство по своей природе было чуждо художественному официозу сталинской эпохи. Ориентация на массовость в ущерб качеству привела к снисходительному отношению к творчеству участников художественной самодеятельности. Сам термин «самодеятельность» стал синонимом низкой оценки профессионального уровня артистов. Тот факт, что еще в 1920-1930 гг. исполнительство на башкирских народных музыкальных инструментах было отнесено к художественной самодеятельности, мешало его развитию в более поздний период. Это стало одной из причин того, что исполнительство на башкирских народных музыкальных инструментах фактически выходит за рамки движения художественной самодеятельности, хотя формально остается представленным именно в этом секторе музыкальной культуры. В то же время появились новые подходы к народному музыкальному творчеству. Важной тенденцией в развитии исполнительства на народных музыкальных инструментах становится практически абсолютная профессионализация этого вида творчества,

повлекшая за собой сближение его с музыкальной культурой академической традиции. Особенно сильно процессы академизации заметны в сфере исполнительства на таких народных музыкальных инструментах как баян, домра, балалайка. В связи с этим важной темой, затрагивающей исследуемую проблему, становится развитие системы профессионального образования на народных музыкальных инструментах в период 1955 - 1985 гг. В диссертации рассматривается возникновение высшего музыкального образования на русских народных инструментах и появление специализированных классов башкирских народных инструментов в средне-специальных музыкальных учебных заведениях. На основе изучения документов автор делает вывод, что процесс академизации курая начался снизу и был поддержан правительством республики только после появления первых успехов. В отличие от создания в Уфимском училище искусств класса баяна, который был создан в ответ на приказ Комитета по делам искусств при СНК СССР; класс курая был создан благодаря инициативе Г. Сулейманова и первоначально существовал лишь как факультатив, вторая специальность. Изучение делопроизводственных документов позволило установить, что первые заявления министерства культуры БАССР о необходимости открытия класса курая в детских музыкальных школах появились только тогда, когда в республике уже насчитывалось тринадцать музыкальных школ, где функционировал класс курая.

Со второй половины 60-х гг. XX века начинается новый виток развития интереса к национальным музыкальным культурам народов СССР. Характерной особенностью культуры СССР этого периода становится рождение нового явления в российской культуре, получившего название «фольклорное движение». В диссертации рассматриваются те проявления фольклорного движения, которые оказывали влияние на развитие народной музыкальной культуры. Появление фольклорных ансамблей при научноисследовательских учреждениях, которые связывали научноисследовательскую работу по изучению фольклора и исполнительское творчество, способствовали развитию и популяризации музыкального наследия башкирского народа. Другим явлением, близким к явлению возникновения фольклорных ансамблей в БАССР, стало появление в начале 70-х гг. XX в. ансамблей кураистов, созданных первоначально в Уфимском училище искусств (руководитель Г. 3. Сулейманов) и Башкирском сельскохозяйственном институте (руководитель Р. Р. Рахимов), и к началу 80-х гг. распространившихся по районам республики.

Среди последствий ослабления тоталитарного надзора за народной музыкальной культурой стало возвращение исполнительских традиций на некоторых музыкальных инструментах, ранее не востребованных советской

эстетикой. Одним из таких инструментов, признанных в 30-е гг. «пережитком шаманизма» и вернувшимся в музыкальную палитру Российской культуры во второй половине 60-х гг. XX века стал башкирский кубыз. Автор делает вывод, что благодаря общероссийской тенденции интереса к аутентичному фольклору и активной общественной и сценической деятельности отдельных знатоков и ценителей башкирской народной музыки в 60-80-е гг. XX века народное музыкальное творчество в БАССР переживает период подъема.

В заключении содержатся основные выводы исследования.

Музыкальная культура каждого народа уходит своими корнями в века формирования данного этноса, формируется и изменяется под влиянием тех или иных событий истории. Национальные культурные традиции неразрывно связаны с историей, они объединяют поколения и эпохи, являются источником формирования морально-этических норм.

Народное музыкальное творчество Башкирской АССР является самостоятельным направлением музыкальной культуры, входящим в сферы фольклора, бытового музицирования, самодеятельного творчества и в сферу профессионального искусства.

Народная музыкальная культура развивалась в условиях, заданных временем. В разные промежутки этого периода на нее оказывали влияние, как внешнеполитические события, так и идеологические установки, политические события внутри страны. Это приводило к тому, что некоторые элементы башкирского народного музыкального творчества иногда оказывались за пределами развития официальной народно-музыкальной культуры. Ярким примером может служить возрождение в 1960-х гг. искусства игры на кубы-зе, сопровождения игры на курае горловым пением - все то, что в период наибольшего давления идеологии на культуру, оказалось за пределами официально одобренного народного музыкального искусства башкир. В тоже время, целенаправленная работа по поддержке народного творчества оказала положительное влияние на развитие башкирской народной музыкальной культуры. Это выразилось в выходе исполнителей на курае на международные сцены, создании фондовых записей башкирских наигрышей на курае центральными звукозаписывающими организациями, развитии музыкальной фольклористики в республике, поддержке и развитии исполнительства на баяне, создании системы профессионального музыкального образования на народных музыкальных инструментах.

При дальнейшем изучении истории народного музыкального творчества в БАССР необходимо рассматривать его в целом, не сужая рамки этого явления до самодеятельности, фольклора или предпосылок возникновения профессионального академического искусства.

ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПУБЛИКОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ РАБОТЫ:

Работы, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, включенных в Перечень ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

1. Буканова Р.Г., Мавлютова Р.Ф. (Латыпова Р.Ф.) Великая Отечественная война и развитие башкирского народного музыкального искусства / Р.Г. Буканова, Р.Ф. Мавлютова // Вестник Военного университета. 2010. - № 2 -С. 89-94.

2. Ибрагимова Е.Р., Латыпова Р.Ф. История становления творческих союзов работников искусств Башкортостана. Союз художников. Союз композиторов. / Е.Р. Ибрагимова, Р.Ф. Латыпова II Вестник Башкирского государственного университета. 2011. - № 4.

Статьи:

3. Мавлютова Р.Ф. Я мыслю по башкирски. О творчестве композитора А.А. Кукубаева / Р.Ф. Мавлютова // Ватандаш. 2005. - №9 - С. 168-174.

4. Мавлютова Р.Ф. Исторические песни башкир / Р.Ф. Мавлютова // Башкортостан. Историко-культурный энциклопедический атлас Республики Башкортостан: Башкортостан в XIX - начале XX века. М.: ИПЦ «Ди-зайн.Информация.Картография», 2007. С. 249-250.

5. Мавлютова Р.Ф. Изучение башкирской народной музыки в период культурной революции в СССР (1920-1930-гг.) / Р.Ф. Мавлютова // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2009. - № 4. - С. 82-83.

6. Мавлютова Р.Ф. Исполнительство на башкирском кубызе в советский период истории России/Р. Ф. Мавлютова// Витязь. 2010. -№ 3. - С. 17-21.

7. Мавлютова Р.Ф. Там, где рождается музыка / Р.Ф. Мавлютова // Ватандаш. 2011. - №4 -С. 143-148.

Материалы конференций:

8. Мавлютова Р.Ф. Влияние коренных преобразований в России на отношение к народныммузыкальным инструментам (на примере Башкирской АССР) // Исторические аспекты процесса политической модернизации России. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции (Екатеринбург, 15 ноября 2010 г). Екатеринбург, 2010. С. 36-39. '

ЛАТЫПОВА Регина Фидратовна

ИСТОРИЯ НАРОДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В БАШКИРСКОЙ АССР (1919-1985 гг.)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Лицензия на издательскую деятельность ЛР№ 021319 от 05.01.99 г.

Подписано в печать 24.01.2012 г.

Формат 60x84/16. Уел. печ. л. 1,61. Уч.-изд. л. 1,68. Тираж 100 экз. Заказ 29.

' Редакционно-издательский центр Башкирского государственного университета 450074, РБ, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Отпечатано на множительном участке Башкирского государственного университета 450074, РБ, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

 

Текст диссертации на тему "История народного музыкального творчества в Башкирской АССР"

61 12-7/367

Министерство ооразования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет»

На правах рукописи

Латыпова Регина Фидратовна

История народного музыкального творчества в Башкирской АССР

(1919 -1985 гг.)

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Р.Г. Буканова

Уфа-2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

1. Культурное строительство 1920-1930 гг. в Башкирской АССР. Народная музыкальная культура.................................................... 31

1.1. Культурная революция в СССР. Роль народных музыкальных инструментов в становлении советского массового искусства............... 34

1.2. Изучение башкирской народной музыки в период культурной революции в СССР..................................................................... 34

1.3. Профессиональная музыкальная культура Башкирской республики и

ее связь с народной музыкальной культурой в 1920-1930 гг....................... 40

1.4. Становление системы профессионального музыкального образования в Башкирской АССР................................................... 44

2. Великая Отечественная война и развитие башкирского народного музыкального творчества............................................................ 66

2.1. Состояние народной музыкальной культуры в Башкирской АССР в годы Великой Отечественной войны.................... .......................... 66

2.2. Тенденции развития народной музыкальной культуры в условиях военного времени...................................................................... 75

2.3. Развитие исполнительства на народных музыкальных инструментах

в Башкирской АССР в годы Великой отечественной войны.................. 81

3. Развитие народного музыкального творчества в Башкирской АССР в период первого послевоенного десятилетия (1945- 1955 гг.)................ 93

3.1. Культурная политика первого послевоенного десятилетия и развитие народной музыкальной культуры в Башкирской АССР........................ 93

3.2. Художественная самодеятельность и народная музыкальная культура.................................................................................. 108

3.3. Развитие исполнительства на народных музыкальных инструментах

в Башкирской АССР................................................................... 101

4 Народное музыкальное творчество Башкирской АССР в период

1956-1985 гг............................................................................ 126

4.1. Влияние культурной политики страны в 1956-1985 гг. на развитие народной музыкальной культуры Башкирской АССР........................... 126

4.2 Постепенная потеря взаимосвязи народного искусства с движением художественной самодеятельности................................................ 133

4.3 Новые тенденции в исполнительстве на народных музыкальных инструментах. Становление системы профессионального образования на народных музыкальных инструментах........................................... 136

4.4 Фольклорное движение и другие подходы к народному

музыкальному искусству в Башкирской АССР.................................. 150

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................ 170

Список использованных источников и литературы............................. 174

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. История России в годы Советской власти - история эпохи, которая в настоящее время вызывает огромный научный и общественный интерес. Одним из важных составляющих элементов данной эпохи являлась культура, в том числе музыкальная, в художественной форме отобразившая в своем развитии все те противоречия, которые были характерны для рассматриваемого времени.

Актуальность темы исследования определяется тем, что для всех этапов развития общества характерно повышенное внимание к культуре. Необходимость изучения и переосмысления феноменов истории и культуры советской эпохи, в частности истории развития народного музыкального творчества в общероссийском, собственно советском и современном контекстах, обусловлена реальной угрозой исчезновения многообразия и богатства культурного достояния народов в эпоху глобализации. Не случайно в

2008 г. Министерством культуры Российской Федерации была утверждена концепция сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 гг. В этом документе особо подчеркивается роль нематериального культурного наследия народов России в сохранении единого культурного пространства страны. В частности говорится: «Главная цель государства — сохранение глубинных, базовых основ многонациональной культуры России, национальных языков и литературы, значимых традиций, памятников фольклора, защита культурной самобытности каждого народа России, создание условий для популяризации нематериального культурного наследия народов Российской Федерации с целью сохранения единого культурного пространства России»1. А значит изучение истории башкирской народной музыкальной культуры, как части нематериального

1 Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 17 декабря 2008 г. № 267 «Об утверждении концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на

2009 - 2015 годы» [Электронный ресурс]: официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации. URL: http//mkrf.ru/documentations/order/detail.php?ID= 120103 (дата обращения: 3.06.2011).

культурного наследия народов Российской Федерации, является на сегодняшней день актуальной задачей, как с практической, так и с научной точки зрения. В свою очередь в Республике Башкортостан в рамках поддержки в области культуры и искусства учреждены ежегодные государственные премии. Высшие из них: Государственная премия Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева за лучшие произведения литературы, искусства и архитектуры, а также Государственная республиканская молодежная премия в области литературы и искусства имени Шайхзады Бабича. Кроме того в целях сохранения и развития культурного потенциала Указом Президента Республики Башкортостан «О дополнительных мерах государственной поддержки деятелей культуры и искусства Республики Башкортостан» учреждены гранты Президента Республики Башкортостан деятелям культуры и искусства. В 2011 г. одним из обладателей гранта стал Национальный оркестр народных инструментов Республики Башкортостан.

При изучении истории культуры советского периода необходимо выделять историю культуры каждого народа, составляющего население большой страны. Очевидно, что народная культура и, в частности музыкальная, отражает панораму всех исторических этапов развития общества в целом и отдельного народа в частности. Изучение истории музыкальной культуры башкирского народа как части общества в целом, позволяет использовать накопленный исторический опыт в создании единого культурного пространства современной России.

В 2011 г. Министерством культуры Российской Федерации была разработана концепция федеральной целевой программы «Культура России (2012-2016 годы)». Среди задач, являющихся приоритетными при реализации федеральной целевой программы на первом мессе стоит задача сохранения культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации и

2 Указ Президента Республики Башкортостан от 19 января 2008 г. № УП-12 «О дополнительных мерах государственной поддержки деятелей культуры и искусства Республики Башкортостан» [Электронный ресурс]: информационно-правовой портал Гарант. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/bashkor/170897/ (дата обращения: 3.06.2011).

использование их в качестве ресурса духовного и экономического развития страны3.

Таким образом, сохранение и развитие культуры народов России на сегодняшний день является одной из приоритетных задач реализации государственной политики. На современном этапе культура народов России рассматривается не только в качестве духовного наследия, но и в качестве ресурса развития страны. В силу этого глубокое изучение истории музыкальной культуры башкирского народа в настоящее время приобретает чрезвычайную актуальность.

Степень изученности проблемы. Как самостоятельный элемент исторического знания тема башкирской народной музыкальной культуры не имеет собственной историографии. Отдельные ее компоненты разрабатывались в основном с искусствоведческой и культурологической точек зрения. В настоящее время имеется значительное количество научных работ, косвенно или частично затрагивающих изучаемую нами проблему. Эти работы можно условно разделить на несколько групп: работы, посвященные истории культуры Башкортостана; искусствоведческие труды, посвященные изучению истории музыкальной культуры на территории Республики Башкортостан; работы этнографов, филологов, фольклористов и других специалистов гуманитарного профиля, затрагивающие некоторые вопросы истории развития башкирской народной музыкальной культуры. Следует отметить, что в последние годы история развития музыкальной культуры Башкортостана стала объектом внимания историков.

При изучении работ 1920-1930 гг., касающихся данной проблематики, становится очевидным, что авторы, интересующиеся башкирской музыкальной культурой, не ставили перед собой специальных задач по изучению истории развития музыкального искусства в республике. Однако, в статьях Д. Амирова,

3 Проект концепции Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2016 годы)» [Электронный ресурс]: официальный сайт Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2016 годы)». URL: http://fcpkultura.ru/new.php?id=8 (дата обращения 28.11.2011).

Г. Альмухаметова, Р. Кузыева, Д. Емасова затрагиваются вопросы истории музыкальной культуры Башкирии. Работа Г. Альмухаметова интересна еще и тем, что ней дается не только ретроспектива башкирской музыкальной культуры, но и освещается современное автору состояние, а так же намечаются

4

перспективы и возможные пути ее развития .

Изучение истории народной музыкальной культуры невозможно без обращения к фольклорным источникам. Отсюда возникает необходимость анализа трудов собирателей и исследователей башкирского музыкального фольклора. В период с 1926-1952 гг. Венской академией наук был издан трехтомный сборник материалов и исследований народной музыки народов России «Gesänge russischer Kriegsgefangener (Песни русских военнопленных)», подготовленный к печати австрийским музыковедом профессором Робертом Лахом (Robert Lach)5. Исследования проводились на основе фонографических записей, сделанных в 1916-1917 гг. от военнопленных русской армии, попавших в плен в годы Первой мировой войны. Второй том Gesänge russischer Kriegsgefang посвящен музыке тюркских (тюрко-татарских) народов России. Вторая часть второго тома данного издания полностью посвящена башкирским песням6. Известно, что в подготовке к печати этого исследования активное участие принимал Галимжан Таган — участник башкирского национального движения, ученый-эмигрант, этнограф. Труды Р. Лаха почти не знакомы широкому кругу любителей народного творчества, так как на русском языке Gesänge russischer Kriegsgefangener не издавалось, а экземпляры немецкого издания стали библиографической редкостью. Советскими музыковедами

4 Амиров Д.Г. Башкиры. Этнографический очерк // Тр. научного общества по изучению быта, истории и культуры башкир при Наркомпросе БССР. Стерлитамак, 1922; Альмухаметов Г.С. В борьбе за создание башкирской советской музыки (на баш. яз.). Уфа, 1933; Кузыев Р.У. Рост культуры Башкирской АССР за 22 года Советской власти // Социалистическое хозяйство Башкирии. 1941. №4. С. 36—49; Емасов Д. Искусство Башкирии // Печать, художественная литература и искусство / под. ред. P.M. Раимова. Уфа, 1944. С. 27-36.

5 Gesänge russischer Kriegsgefangener aufgenommen von Robert Lach. Wien, 1926-1952.

6 Gesänge russischer Kriegsgefangener. Band 2, Turktatarische Völker. Abteilung 2, Baschkirische Gesänge, aufgenommen von Robert Lach. Wien, 1939.

работа P. JIaxa была воспринята негативно. Основная критика его труда сводилась к неприятию европоцентристского подхода к музыкальной культуре всех народов. Европоцентрическая концепция истории развития музыкальной культуры предполагала единый путь развития музыки для всех культур и цивилизаций, а, следовательно, проявления своеобразия музыкального мышления в рамках такого подхода воспринимались как ошибки исполнителей. И хотя, по оценкам советских музыковедов, в исследованиях P. JIaxa башкирское народное музыкальное искусство представлено в «чудовищно искаженном виде»7, на сегодняшний день его работы представляют интерес, а нотные приложения не утратили своей ценности. Участие же в работе над книгой Г. Тагана, ученого-этнографа, знакомого с башкирской культурой не понаслышке, и не только в силу профессиональных интересов, делает это издание еще более ценным с исторической точки зрения. О значении же аудиоматериалов, сделанных Р. Лахом говорит тот факт, что фонографические записи песен представителей различных национальностей (в том числе и башкир) России, собранные им, включены в программу ЮНЕСКО «Память мира» («Memory of the World») .

Изучение башкирской народной музыки в период 1920-1930 годов не носит систематического характера. В работах посвященных истории башкир разделы, посвященные культуре, содержат только краткие сведения описательного характера о музыке9. Рассмотрение национального музыкального инструментария есть в обзорных статьях, посвященных музыкальным инструментам народов СССР10. Основная задача по сохранению народной музыкальной культуры в этот период представляется как собирание образцов народного творчества: «Башкирские песни - ценнейший национальный памятник башкирского народа, и для того, чтобы спасти его от забвения, нужно

7 Научный архив Уфимского научного центра РАН (НАУНЦ РАН) Ф.З. Оп. 2. Д. 157. Л. 17.

8 Программа «Memory of the World» [Электронный ресурс]: официальный сайт ЮНЕСКО. URL: http://www.unesco.org/webworld/mdm/en/mdex_mdm.html (дата обращения 21.09.2010). - Яз. англ.

9 Амиров Д. Башкиры // Труды научного общества по изучению быта, истории и культуры башкир. Вып. 2. Стерлитамак, 1922. С. 15-17; Беляев В. Музыкальные инструменты народов СССР // Советская музыка. 1937, № 10-11. С. 143-156; Руденко С. И. Быт башкир Л., 1925. 330 с.

10 Беляев В. Музыкальные инструменты народов СССР // Советская музыка. 1937, № 10-11. С. 143-156.

поспешить с их записью и изучением»11. Собиранием башкирского музыкального фольклора в 20-30-е гг. XX века активно занимаются отечественные фольклористы и композиторы Г. Альмухаметов, С. Габяши, И. Салтыков, С. Галин, Н. Шукаров, А. Ключарев, М. Музафаров. Их работы интересны тем, что накопленный музыкальный материал композиторы активно включают в свое творчество. Собиранием народной музыки занимались композиторы 3. Исмагилов, X. Ахметов, М. Валеев. Кроме музыкантов собиранием башкирского музыкального творчества занимались и научные сотрудники различных научно-исследовательских институтов. Однако, необходимо отметить, что долгое время изучение музыкального фольклора башкир было сосредоточенно исключительно на текстовой стороне песенного народного творчества. Это можно проследить, исследуя архивные материалы

НИИ языка и литературы 1936-1938 гг., где в больших сборниках под

12

названием «Башкирские народные песни» находятся исключительно тексты песен, многие из которых были изданы в виде песенников.

В годы Великой Отечественной войны исследовательская деятельность в области народного музыкального творчества, отмечена работами музыковедов, эвакуированных из западных регионов страны. Объектом исследований В. Беляева и М. Береговского становится народное музыкальное инструментальное творчество башкир, особое внимание исследователи уделяют изучению курая и проблемам его реконструкции. Работы этих исследователей, посвященные башкирскому народному музыкальному творчеству, были написаны в годы Великой Отечественной войны, но не были опубликованы. Статья В. Беляева в первоначальном варианте, несколько десятилетий спустя, была включена в сборник статей, посвященных проблемам музыкального фольклора народов СССР. А статья М. Береговского хранится в виде рукописи в

13

Центральном архиве общественных объединений Республики Башкортоостан .

11 Салтыков Башкирская народная песня // Огни Востока. Уфа, 1926. № 2. С. 19

12 НАУНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 3. ДД. 1-5.

13 Беляев В. Реконструкция башкирского курая // Проблемы музыкального фольклора народов СССР. М., 1973. С. 351-355; Государственное казенное учреждение Республики Башкортостан Центральный архив

В период военного времени продолжает свои исследования Л. Лебединский. Впоследствии они нашли обобщение в его докладах и монографиях.

В послевоенный период тенденция исследователей башкирской народной музыки, основанная на собирании фольклорного материала сохраняется. В этот период новая плеяда композиторов и музыковедов начинает заниматься собиранием башкирского музыкального фольклора. К. Рахимов, Г. Сулейманов, Р. Сальманов, 3. Исмагилов, X. Ахметов, Р. Муртазин, Л. Лебединский - вот имена людей, которые внесли значительный вклад в фольклористику в период с середины сороковых по пятидесятые годы XX века. Уникальным исследова