автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: История народного образования в Каракалпакии в ХIX начале ХХ веков
Полный текст автореферата диссертации по теме "История народного образования в Каракалпакии в ХIX начале ХХ веков"
ьдаза ¡ш пвшава юзгнайн
йяейсу? ис'гоСж«, а^ясаяйгм!« и агиографии >
На правах рухзшюя
КАРЛЫЗАЕБ Лаке*? АбдаМаевич
ЙСТОРШ НАРОДНОГО ОБРА20БАБ1Я 3 КАРАКАЛПАКИИ В XIX -'' ' НАЧАЛЕ Ж НЙ02.
Специальность: 07. СО. 02 - Отечественная история
авторзоЕРлт диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
НУКУС,-1995
Работа выполнена в отделе новой кгтории, i:cTop;rorp2i;;;i к коточкикозедениз Ексзгитухз иогср::::, археологии и этнограф::»' Ка-рзкаатакского отделения Академия -наук Р&епуЗгзкв Уг5ек:;сгг;:.
Баучный руководитель: ачздемак АН доктор исторгл-аах наук, заслуженный деятеле науки Республик Угбеетстаы к тан, профессор С. К. ШйЛЭЗ
Официальные оппоненты: - доктор кстор»т*еск::>: наук, профессор ЕЛ 11АШУЛ0Б - доктор педагогически: наук, У. АЛЕУСВ.
Ведутся организация: Карасадпакский фавад узбекского ка«-учко-Есследовательсвсго 1:Еот::тутз педагогическ;::-: наук î:>:. А. Урумбаева.
3aoçîTa состоится "__"_■ ■ i-1-^-Г- года. в
_часов на заседания Спецкглггкрованкогс Ccivti. К. -Г-: г. '2Z.Z1
йо защите диссертаций на со;:скану.е ученой степек:: :»:5,зд.:дг.га гс-торкческих наук па спецвагьноегз 07. D0. С£ - Сгечеспевкаа и-:зорка, пра Кнстптуте ксторил, архесготки к ьткггрефлг НзрЕкзлпак-ского отделения Академик наук ïecnySsKKSi Узбекистан (742QG"', Нукус, ул. II Горького, д. 17Î-eî.
С диссертацией шкяо орначаються в фундаментальной библиотеке Каракалпакского отделения АН РУв (742000, Нукус, ул. М. Горького, дЛ79-в). ,•
Автореферат разослан "_. " . . • года.
Учёный секретарь
Сдеш:ализкрг2аякггс' Сев-:-1 а,
язвдадег исторгчеекг? к/т1: К. Г. :А.-Г.-Г-Б1ГГГ™>гА
03 ИДЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Актуальность те;si згсслс^оту-'у^. В широком >л:ро-
воззренческик проблем, актуализированных потребностям современного общественного развития, особое место занимает задача воссоздания реальной картины социально-экономического и культурного развития народа з MIX - начале XX веков. За многовековую история народа Узбекистана пережили немало аодге-мсз '*-спусксз 2 своей лизни. "Государство, которое мы строим,- говорил II А. Каримов - должно быть основано на менталитете начато н'зродз, для которого характерна гысокал духовность, стремление к просге^гняости, образованности, справедливости. Зо многом зти черты сформировались под воздействием филосос:«! Востока... С учетом этой философия, вобравшей в себя мудрость' таща наеих предков, как ЗЬлжа Ахи ад ЯЬсавий, Егхзутднн Нзкг-Санди, £\ем адь-Вухари, ат-Ггрмизи, Амир Тимур, Улугбек, Алипер-Навои, Еабур, с учетом передового мирового опыта необходимо строить налгу государственность, нале общество" (1).
Для воссоздания реальной картины культурного развития обс»стЕа,' кемзлозажгае значение имеет пересмотр истории на- ' родного образования, как-составной части духовной культуры.. В этом плане взжнейпям показателем состояния культурного к социального развитая служит,уровень грамотности населения. .До сих пор сохраняется субъективное■освящение вопроса о грамот- V ности населения в дореволюционной Каракалпакии. Многими■поколениями советских ученых ее уровень оценивался 0,2 процентами, что означала на тысячу человек. населения приходилось едва лишь по два человека, умепщсс читать и писать. Это в сзою очередь говорило яе только о том, что народное образование в . регионе было в плачевном состоянии, но я о низкой духовной культуре народа"
Как известно,- обучение грамоте - это функции, в первую очередь, начальной екоды, а такай акогой в дореволюционной 1. Каримов JL А. Основные принципы обшэственно-политичес-кого и экономического развития Узбеккстава, Тазк&нт: Узбекистан, 1S95, стр. 3
Каракзлпакш был мектеб. До сегодняшних дней в литературе ь:ектеб рассматривался, б основной, как религиозное учреждение. к игнорировалась его роль как образовательное. "Отрицание роли ыектебов в ёэриирэзакш: гракстнспг:: местного населения - птет профессор П. Г. Кпм - есть кгрусеняе принципа нсто-риг«г в науке. Е?а признания этой рзли яеговмояно дкелекгк-чески.объяснить культурное строительство гдерх (в Туркесгане-КМ.) как в лерш? годаг советской власти, гак л
С целью восстановления более реальной картины состояния народного образования в- Р1аракзллаки;т в рассматриваем* период, нам иркагась пересмотреть 'к изучить ряд ксторкчеекях. на-учяьп: к др;лчпс.есточнш-Х)е. Лсследозаннл велись е направлении ■ выявления- дзвинг и уетЕксвлеви.? ярв^.кэЕте.Ех.нгго к действительности уровня грамотности'населения в Езракагпгпе: до 151? года.
Ртеж!э таученкости Ялгораей каргдного с5?а-
зованпя в Средней Агип еавималксь мнсг;:? исследователи. Игро-г.о ивве^стны труда дореволюционных авторов, как " Граме-кпцкий, Е П. Остроумов, М. Керенский, ЕЕ^сг:: г. сругие. Хронологические ргкки т трудов охватьЕгн: период 15-Г5 -годов. 5 и:::-: рассматривается дсзроск дас-родч? скоро :' х&стнк: народов) с5разовавня, лсставлекнке перед правительств:*: юрской Россия в Туркестане. Летально исследуя нассиное оГрагс-гз-ние они, хотя к становились на рагнь» "накс в с-С^г-а
плане в их ра5отан отражена политика царской ллминпосрап;:::, направленная на и:; русл&квцик: и игнорирования местной. Г?.?:, например, Е П. Остроумов писал: "Все яоддаянк? государства (Российской империи -К. } обяэакь' вкагь государственный язык, ягык не только госпопотвукеего народа, не ягык правительственны:-: .учреждений, правяпятс класса п Районов, копыт: утгравлястс.? инородческие нодланян- России*' {5}. 2нгд лелнед к 2. Ким П. Неграмотность в Туркестане"7 ¡лее и сайта явкком документов. // Правда Рссюка, 1931, 15 женя
•2. Остроумов ЕП. К вопросу с государственном яанке в инородчески?: школа?: Туркестанского края*' 'Туркестанский' сГгг-нкк, т. 477, с. £
□тому вопросу Сил у С. Е Грачкггзкого: "з деле срггаизацд:: инородческого образоззпжт -. писал сл - яу>;но различать два сусрсгзакко вахаг яеобходамш: ¿л-.'^ягз: сЗрззоггкхе :-:а резном язике учгзпея л язугедое ру;ок::го зэька. Сб* этх задачи настолько зэмкы к необходимы, что нелъг~ на "ну ::э :з:*~ зиг-ведкть на зтср>ос1-пенное »»сто п подчинять одну друг;-:'"'! 4.= . На пгдо^гтеяьж:» стсрозн муеухьупрехзй морали *л гткл: п зэтагелькой рол:: м»кг5-бог и иедргее важное значение з его? время пр:;д:.гзал Главшй кнепг-ктер народнкх учкивз крал О. Е Н?рс-нс;:::й веем почтения к згчйгвг®, ученик медресе имеет пргпо, дале но зре.\:л урока, сти с нк.м научный спор"- писал он (5:. 3. П 2?.л::лкпн з сво:п статьях подробно списывал усг-рсйсглс учебных заведений. Особо? внимание при
этом сн уделил высгим мусульманским учебным заведениям -медресе (3).
Вопроси народного образовался в Средней Азии привлекали вникани? многих ученых советского периода, в том числе есть рабств Г. X. дайдарова, 31 Кадырова, 3. Т. Комарова, ¡0, Абдулла-ева, К. Е. Еендрикова, А. Мугаммаджанова, • Я. Сагинтаеве!, Е Ис-маилог-а, ?. Рахимова,- и других. . ■ "Очерка истории народного образования з Туркестанской 'АССР (1917-1924 гг. ) " Г. X ?&йдзрояа дочти целиком лосвяшэяы пропаганде идей и заветов Ленинизма-сталинизма (7). " ' — ■ -' - Ученый И. Кздкроз.- птгдер,к!дадс.{т мнения, что сеть местных
4. Гркт-шкпй С. М. - ?. вопросу об инородческом образовании а с. 49-70'
5. Керенский Й^реге ТуркеСтаяскот-о края// "Туркес-твдекйй, ¿¡Зсгаияе'г с; 1-34 '
\ ■ . 6./Надзвкяя ЕЕ; :Сведздвт о состоянии!"ту*е»сяа медресе Сур-Зарь>иской 'области" V 1В&1: г. //ДГА'РУ ф. Й-47 ов 1 д - 333-а, ллЛ-109; "' Г 1 '
■7. Гайдаров:Г..Х-.Очерки истории народного образования а . Туркестанской АССР. (1917-1940 гг.)." Авторе^' дисс... канд. ист "; наук, Гаккент7 1953-;г.
учебных заведений - мектебов и медресе не могла способствовать распространение грамотности и аканий среди народа;(В). .'
3 работе ЕТ. Кочарова (9) отражены, в основном, история БозЕикногешм и .развития русско-туземных скол . Туркестанского края, а также в краткой форме, изложена организация, различных типов шкод, учшшщ'и их развитие в крае. '.По его', мнений, несмотря на громадное количество мусульманских.школ^грамотность •. населения до 191V года не превышала 2 процентов.
Изучая методику обучения : грамоте- в мектебе -Е 1бд}уллаев пишет, что после 1900 года в ".методике -Обучения грамоте произошла реформа- узбекский -язьк стал ' изучаться . как ■.. .учебный "-1 предмет в новомодных, мектебах- Были изданы буквари и первые .. пособия по родному языку" (10).,,-Тут нужно'добавить, что сар' товский ягкк (, местный) -начал преподаваться ке только в ново-, .■ методных мектебвх,. но. и в русских' городских училипщ,-к .примеру, в ■ Петроалександровском городском - ушуйще:По .-■ классификации Ю. Абдуллаева до '. революции в' Туркестане существовали1 следующие типы учебных заведений: - А. Традиционные' -мусульманские школы, Б. Яэвоиетодные мектебк, В. !£-::.:ь: драгпге'льггвен-ной системы народного.образования.
Б книге К. Е,- Бендрикова "Очерки по истории народного : образования в Туркестане" широко* освещена, история народного об- 1 разевания а. Туркестане за колониальный период (1855-1517- гг) и до национально-государственного размежевания Средней Азии (1924 г.). Автором дана.характеристика системы учебно-всспи-тательных. учреждений, .которые были1 созданы имуцнми классэмк и ' духовенством в йззинскш, ^ухарском и Еокаядскоы ханствах, а' также ' русских ... стюл после, присоединения -Туркестана к Рос-S. Кадыров И. - Еароднсе образование Советского Узбекисга-- на Ташкент: Госиздат УзССР, 1S54
9. йочаров ЕТ. -Из. истории организации и развития народного образования в Туркестанском крае. Автореф. дисс.'.-. канд.1 ис-л ньук. Ташкент, 1S6S
¿0. Абдуляаев а Очерет по методике обучение : грамоте в -узбекских -сколах. - Татент, 1955
сия (11).
А. Мухаммаджанов рзздехяет занятия условно на три цикла: 1) Филологический, 2) богословско-гпидический, 3) общеобразовательный (с точки зрения "свякенкого писания"), которые проводились в медресе по определенном книгам и дзе>г им подробную характеристику (12).
И. С. Сагйнтае^ым ж йошдексно исследуется история развития 2Колы я народного' образования Семиречексксй и Сырдарьянс-кой областей Туркестанского края (135.
ЕЕ Ис.маллсз присоединение среднеазиатских ханств к России рассматривал как прогрессивнее язленне. связывая этот процесс' с появлением'а этот период печати и издательского дела. В зто время начинает издаваться книги, учебники и т.д. (14).
Исследователь ташного дела з Таджикистане Р. Рахимов в своей статье обращает внимание'-яа образовательную я воспитательную функциз мэкзеба. Он опровергает мнение' о конеессио-нальнос^и' мектебов' (связанный с тем, .что мектебы обычно отк-■ рывались при. мечетях), мотивируя свое мнение тем, что "мечеть• никогда не', контро-лирозаДз деятельность мактзба и'не имела на
• него- сколько-нибудь заметного влияния", и что лишь на первой этапе'обучение носило -конфессиональный характер, а на втором
' ■ этапе ' мактабы ' преследовал!!': -гумманйтзрные цеди (15). - -■■ . .11. Бендриков; К. ¿.'Очерки по истории народного образова-' ния з Туркестане.-' Мзсква- 1!зд, АШ РСФСР, 1968 " •
. 12.; '!^ашздж!Нов А. Школа., я педагогическая мысль узбекского' народа Х1Х-тачала XX- века.' Ташкент/ ' Фан,-г 1978
13.' СагиятавЭ'-'Л С. История^ рззвщвд школ и народного образоядйшг' на'" Юге'и ¡Сго-Еостдке" Казахстан(186<>1930. гг.) Аэтореф.' дисс,.. ,-канд." пед, наук.;- Ташкент, 1978. *•'
^ 14.- -. • Исмаилоа - ШГ '' Народно? образояэяие.-з Узбекистане в конце -ХТл-г-ачало., XX векз.' Авторе!?, лисе... канд. ист, - наук. Тагкепт. 1931 - „. '.' .
15. • Разимоз Традиционное начальное ¡пкольно» обучен
• дэтел у кародс-у Сродней Абки (ганец, "ХГЬначало лл за.)// ' ■ Сборник - музея , антрозодогаа и этнографии. Еып. 43, Шмятяикн
традицискяо-Сыгсвой 'культура-народов Средней Азии, Казахстана я Кавказа,, ,' 1989, с. 105-132
- а -
Делу Екмьаоге гС-рвзовгнвя в Кзргкзхтзш поевллэнъ: труды рлда ксе&дзггтрл&й, как Eli У.Х. Еалекенов,
El '¿'р'/мбаев, А. Пзнабеогеков, У. Алеусв к мн. др.
х огоин "Очерках яггервк-Нгрз-кгллгкской АСС~ -
IS27 гг.}" (iS.i, Я. И. Иссуюз икай строк лсел.огпл сопелен::" ноло.кенчл шсльясго пела g сктзягя грамотности л дсгеголо-Каракалпакии. По его ынен:::: ыксеСц ссопгтквали доге:: в покорности к пешего подчинения мусульманскому дуио-
векстЗу,"госпоясзвугщему класс::". Он так»? говорил, .что число мектэбов и учащался в них непрерывно со;:?атглось и привод;:: данные Сьтрдарьинского статистического комитета. Но, основываясь на те з& статистические данное', мы не шгем согласиться с таким утверждением.
Исследователь культурной • иагяк Каракалпакии '/¿ I. Еалёка-нов (17} придерживается «аеняя о поголовной неграмотности, каракалпакского народа до 1317 года. Он опровергает мнение 'о том, что в Егрзкалшкии до резозз&т бага лиеь два медресе к перечисляет несколько из них.
Ноупнкм исследователем; школьного дела : "^ргкалпе.-а:::- бал Е А. Урумбаез . В его трудах налла изрек о; :гр~:-:-к;:е исгс-рая мусульманских учебная-: заведений. Он негативно относился" :-. роли кусулгьмаяскг.'Х мектебов и медресе в области нар.лн:г: образования. Он придерживался мнения о том. что первопричиной " "поголовной неграмотности" народа являлось обучение в мекте-бах и медресе на арабском.к верекдгком языках, что оно носило сугубо религиозно-схоластический характер. Еместе с тем, в его работах глубоко оезедека. деятельность русски:: к руоо-ко-ту?емнк?г учкдкд (16}._
16. Дс-оумоз я. Очерки истории Еара-лалпаксксй ACO? (151*'- 1S27 гг.), Талкент: Фен, 1950
17. Палекеноз У..OL Очерки по истории культуры советской Каракалпакии (1917-1940 гг. Нукус: лзракадлгкгкг, 105С
16. Урумоаев .4. О нсвокетодЕНх мектеба:-: на территории Каракалпакия (1907-1816 гг.)/ 'Труды каракалпакского госпедин-стктутагып. 2. Нукус, 1354 г., с. ISS; его же Очерки потери:: тол Еаракаллакстана. Нукус,- -Нарвкалпакотан, 157î г.
E C2CICT гаСогз* A. Езкабергеков тэта? лрлдг-ртенпетея «сгнил о погс-сЛ неграмотности населения до 1Я17 года. 2 его работе (19) встречаются противоречивые мюли. Он пиле?. что. :n.:e.ï богатев:; е л::г?гаг7рно? наследие, яарачглчзкскпЗ кгэ-д пр:с*л к QksjCt-J —года, не üí-ел своей ьз^ксналгягй
:,;енносг::.
длкадлр, С. = , A. !:'yc:.íB л др. (23).
Сл:-лует сллсать, что работы А. Ллкабергенс::?. У. X ^.л??:--лота. Л. M Дссу:..;;.; л;егл::;л;л, л слнсллсл. рлслглтл.о ;;гр;т:::
¿.Л. Ур^-от-ла -.i У. рас-рлзллс . лги лроС-ле::^: ;
точки зрт-ллл лстгрлл лз;;лгсглчес;-:лл гаул, Е-:е с тг.м :••:::.! лед;стлт;сл чтлтторл;: ::г ттл:г р;:5от язллчтся тс, что ал-торь* дчиньг рзслт. с сдлол сгсрснн, рзссшгразалл • мег-гебь: ;: \-.?дрос как гел.л учре.-делнл. с другой стороны ттс с;-*:-
•лспг.етоя тлллл;.;:ч господствовггггй тогда идеологии, которая отрицала религиогн-те еторолн дулгллсй культуры.
par-п ni^giynasa озсгскзагг л!л • лт-"е?ло ГС-Г зека - трг-мл Нлрнз-галплклл л еоетаэ ллллло-
;-.;го дакотва л ксдонпальнцп ягряодд Амударыжсдай отдел л л—-Есбере>ггля часть). - Начало >3 века с.'сватувает период * до i Gl7 года - до Октябрьской револзэдя!.
!:ллг> и згигачл лселеговгунз. : В целях обк-ктявного освещения избранной темн спае делены слезуллде вадачи:
19. Па;:л5ерг?:;ов,А. • Плртлллал организация Каракалпакии 2 борьбе за- ссуз$-етзлен::е- культурней ревог-зции (1317-1941 гг.). Нукус-Самарканд, 1SS9 г.
£0. Ал:-уоз У. Сгангалек® а развитие педагогической иле-ли в Каракалпакии (каракалп. яз. ). -Нукус: Ешш.м, 1993, 504 с.
-иаучкгь -особенности к специфику рагвктия местной систе- ' ш образования.каракалпакского народа;
- показать основные черты политики'-Царской--здминистрацж! в .области народного образования в -Каракалпакии;
. - -определить роль мусульманских мектебсв и медресе в ■ сформировании /грамотности населения;
'■-'установить- более.реальную кзртщгу грамотности веселения Каракалпакии до 1317 года; • " - : --Едущая- тг.кзна работы. Е работе .итервке уделяется вяк-'-.мание кз поёиткЕную-'-р.оль, мектебоэ и-медресе-з области распространения, -.грамотности среди.населения. Вводятся в научнш'
- оборот ранее - неизвестные и - - веиспольас-ёаькые' -в- • исторической" науке новые материалы, извлечешь», в основном- из арданнх
- источников, -а -такзйе полученные .-из дакнкх полевых матераадов. е. - частности, было установлено,'■ что только гжзь на территорий
"АмудзрьшекЬгр отдела в конце -XIJT вгка fescstnrapamci 58- м-едт ресе, Mscfopacrioj-bifeHne которых, в свою Ьчередь, яодтгердца-
- лись тлевьъо; данными исследователя. Было также установлено, •■'что на территорий- левобережья - были 4акке .крупнее 'медресе, ка-;
Асаштдан' швна •'-(^тгрредскй» район), gzzh \й.нль?;ул±-•
.сккй район),- Лр'пм ишяа (г.- лодасейлк) н др. -С-бкру^-йь: ло-;е-ыильвые сдшкз. руковряитеак-й5 1<ус;ульмзвсда ;rv?iH££ заведений,' документы по вакуфйны ииуа^ствам, из которь:?: бндя извлечены введены в научный оборот новые сведения о' ■ средних и высгас мусульманских учебных заведениях в Еарек&ззвют.
Изучена специфика и особешгеейг местной системы народнс-го образования. На основе данных статистики л полевых матери. влое установлен- уровень грамотности «вселения Каракалпакии до 1917 года, - 10-15 процентов, доказав недостоверность прежне- . го показателя грачстност:: - 0,? процента.-
Практическая анзчишсть • диссертации. состоит в то.1,;, «г-материалы исвсльз.овзняые авторов в работе могут быть при.-<е.-:е-ш пр® создании монографий и учебников по историк к истории культи» Еарзкзлпзкстана к Увбеккотака, а такл? нспельзсЕакы в процессе -преподавания курса "Естсркя Нарзкзлпзкст-анЕ" и курса "ifcropjffi Узбекистана" как в c-S2^a£psS0BaieiiHKz ssojse,
- it -
дгк :; з -rs&m заведения::.
?•»гсдслаг'гцгсяг.л С«:::О:У/ "яа.,,йупг:а;ча г.гг.".™ црнндгди пстдрпог'а, отгег-ся^нссги, диалект;;-; :-хсго подход?, нети"?ячесх".:; с:С';г;::; л дздезг.3. Сб-ьектпаянй подход к изучен::;: дсдрссг-? достигался знязлезне)' дзгрсяс'го круга до-iдакг-дз. статист':""::. литературы, вьшалззл'':: елсйст-•??'í?:Í я tîKin объектов незнания. Тл".::-л:::я И'схорнз.кз заключался з деучешн кстерд^ес^с-:! сб-сгдчдзнн исследуемого песдсда. гсг-;г ссздктпясот:: дрдцеессз и леденил г -.vs. раггитяп и э теднс2 святи с лор:дппг::>,:Н
их кг:;,ci.-т::ы.-г;: обстоятельств?.:!«. Слога на сбгечелозеческне цечнссти p.ic:-:püíi яоэке 2сзмс:-яости з науагем тедгеганки исс-ледуе."ь:х запросов. освоСдягэй с-г воздействии идеологий на чл-у-::-::е нсследдзание.
"етгт-гчтпзу:') базу з-сглодогл-'ин! ссе?:лз:глн «згедпады з.рхи-2:2, статистические сборники, научные груды, даяяуе зддевых псисксь.Сс:быЗ интерес представляют такие фонда Центрального Гссудгэтгаешоге ?.те:иза Республики Узбекистан, как Ргнцелярил Туркестанского генерал-губернатора (фонд îi-i); Скрдарьйнсксе областное правление (псиц 3-17} ; Схгрдарьинскпй статистический комитет (*ояд "-£59) ; Канцелярия Начальника Амудзрьяяокого отдела ( ленд Л-9С?) ; Ззспект?? насодпыи учяадд 3-райсна ( £онд Л-131)< Наядедя.пя зжгагоксго хана (Tí-1255. 3 содержатся статксткческяе данные по всем отраслям с&асзгенной загни ре-галяг», з тем числе сдедеяяя о русско-туземных :: мусульмански:: учебны:: заведения:-: и ни рукозодизелях.
Много мзтерпадсз были кзздачс-як есндоз редки
издания яапязьаьзой библиотеки nv. А.Назон, ^хедаж-зтазкых библиотек АН ?У к Каракалпакского отделения АН РУз. Зааяейаам источником явился "Туркестане^ оборин:-:", предстазлящнЛ со-ôert сборник материалов пс потерпи, этногркгии а культуре народов Средней Азии, з тем числе а по кароднеяу образования.
Пси написании диссертации использованы полевые материалы летрудннхез Хзргкалпс;:окого отделения АН грззявиеся в
оукоплсаом '¿еяде ^дзкезгздгяоЛ библиотеки Наракглпаксетгс отделения АН РУз, а тая» собранные самим диссертантом во
- 4.В _
время палевых работ- Собраннее есспошн&еея старомклоа - ла-еых свидетелей событий прошлого, помогали в устаколенпи -ре-V' • альной картины состояния народного образования.
■ /jtpgfkiiws рзбзтк. FyKonzct диссертации била еаолутанз и обсуздена кг гаоед.алии отдела ногой истории, историографии и источниковедения-, совместном гаседакки отделов . этнографии,' новой и новейшей истории, заседании-Ученого Совета Института истории, археологии к этнографии Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан.
Основные ■ достижения ' диссертации .отрадны в каучньк статьях автора, опубликованных а'-республиканской печати.
Структура работы. йкеергзция состою яг ..введения, двух глав/ гаключения, прилзкеякй-и списка источников й-дктерату-• ры.
ОСШВШ® СЩДЕР&ЩШ РДБ01Ы
Во введении' отражены актуальность- теш, степень- изученности; хронологические -рамки, цели к задачи-исследования, научная новизна работы,' eé.методологическая основа,, источниковедческая бава, практическая значимость и апробация.
■ Первая глава диссертации' "Народное* образование " в Карз-^ ■ кллпагаш в XIX веке" пслвяЕэна исторг -нивенх .муеулыанскпх
школ - мектебов .и .средних и выссих школ - медресе/ История воэникноввша -¡¿у^льаансйиг-^кгебов относится, к• VIII .веку, йо времени распространения здесь ислама и-арабской грамот Кектебы, как школы -начального ■ образования, существовали -в кахдой населенной местности. Обычно" они .открывались при ме- . четях шаками. этих мечетей,, или друида-.грающей. лшрм, вьй- .-ранннм • жителями квартала. Мектебк еуЕествовалн независимо" от того, где-они открывались - при "благоустроенних" мечетях клк при Еколах-ве.млянках, открывались они к в юртах • здчегклюв.' Ш количество в яравобережней части Каракалпакии до егзгакси-ческк.ч данным, 'иногда достигало 1000, в иногда сок;злилось до 400. Такая же каргяйа бкла характерна и для левобережной части Каракалпакии. Число учащихся ;'хе в них также было .различным
- з нексторк.: í.tf:-;:c-6a:: у-плил.' П-5 учеников, а з друг;" ид количгсгпо достигало SO и дане болк-.
tt—r-'.—r^.t г« £,i*v'~v-'-п, >и*^v ^с'с'с?д31*=!. у ^ счсл^ькс
c'z- """^'-'z' !í'"~> '"ил1т5. нв "ies вт?-п£*
, г" с-г" '-"vi* тг.-, ур *'j1 ~ п ^li'*' ^üfi'íi \ лй^тп-
я1с« х1с'р2,г*4- , ii jzü^ратf, ^'огдз cw',rt-í3"!í
чтенао прспгведекпй гоэт-в-мксллтелей Востока. По этой прог-рзлхге с5уч_"нт;е- велось б двух направления:; - обучение чтению :: обучение чг^ч.ч*.:о л то есть в первых типах основной
упор дедалск на обучение чгенко, а во втором случае предпочтен]». давалось как навыкам чтения, так. и навыкам письма.
LíjKTeSb! 'частью содержались от доходов вакуфяого имулэс-тва тег -гечетей,- при-которых, они открывались, если таковые имелись.- Но больспнс-тво мектебов содержались ввечет приношений прихояан (21) того кгартала, дети которых учились в дан-' ном кектебе (в день поступления'з яколу, прияосения по чет-вергам"л15йзеыбилж", или в. других, случаях по пятницам- "жума-\шк", по праздникам я т.д.). Определённой формы.-и объема оплаты за обучения не было установлено,. платили деньгам, вату- ■ рой,-продуктами питания.и т.д. Ученики учились с утра до ве-черз (времени - "начазлыгер").
' Кроме м&ктебов, открываемых муддшп определенного'квартала, в Каракалпакии открывались немало мектебов частными ли' цксь Так среди архивных материалов имеются документы, педт-Еер^бакдае, . что в Амударькнском отделе, частным обучением ва-никаллсь бухарские и хивинские -подданные (46' человек).
Особое место в- процессе обучения в ыектебе уделялось нравственному воопитачгао детей. -Eanpibíep, *. перед тем, как отпустим '. детей 'домой, учите.ль- требовал от ■ учеников Повторения основных норм поведения: не говорить в. единственном"числе со вгроелкмз,. не играть ' в -лкщном и обп!?ствеяном местах и т. п. Мектёб учил соблюдению норм хорошего поведения не . только в
21. Камадов С. Е. Йаракалпаки в ХШ1-Х1Х веках, Гагкент: йш,- 1558, сЛ5" -
сказе (сядезъ xjjzö, не медзя другим .занимался), но я s се:ае. Учкд как «ста себя а рагныг сстуггзг. .Ъ прспзледек;:-лх Су*з Асгзяра, к лр>гер7, кзггмгны кгкоторне правила ьдаба, >«« крй "сселен:::: большего не седеть у зггологъз, а у
нсг. гс-геркгб о <»kwí&»m вугяерекйвяа гго и т. д.
V-jíнл^кс^еннл медресе Каракалпакии. -
л 2 друг:::: г—лсна:-: .«л::, тгексг сзнгпкг с р?.-:п-
мгчесл. которые лпг-еледсгк:::! 2 учеСзь:?
г вселении, лгг -.¡rs-cz. дополнительнее í , ^удл тс-
к, ïscai sipcïcx. зезкжала В свлэи с
«нал» ьедгес* кагыгахтсл мечегз,^:: 'Tías
z г. Чг^ае, i**.»« щука 2 лгрзувлксксм
;2X2?, ve«» глаза в т£Ел;г&скс>~' рулоне я др. Тст
iñKi, чгс я ггг-зах мечетей лгслглелл.:: учебной гр-оиесс по а г-дан::.! логЕсллкг пола-
гал», '-'.то :..г.: k*4»t;¡ лвлллись ¡¡»дрес». Одясврелеазо они зы-;; •„•:.: cnsFspcfcja рол:,, слрялг центра.'.« ргеяргс?рал&-:..:.'. :.::•..: ; • ::. : '.:*.:. :;•.:• :.■..;•;::• .лл:::-:- свсеД деЕтелгнсзтьй планы - cyís?K¿f üví.í цг.'зззз число net-»знвков-мера-
лсз. йд-оь .ve п:.селгз.1л:с:ё 2 :лср:гды.
В Чп:.з5 лоском участке, па зр»:з:шм сведеккзм, наачлтква-лс-сь более £0 медресе (22), а по всему ¿1кударьквскому отделу Снлл Sä ждргсе (23). В рог-ул^тате сравнительного аяахза гр-гзльс: дэнн;:" о дгянкйг гаквьг: кггеряцлзг охп медресе' вагз: С2С-К подтверждения. 'Суд- ко полсацм даши, деелтек медресе имелось я на территории л?2г5®ргглсй части Карзкадлааш, как \:-л?есе езгаз, Бжураг ахука," ¡¿улнлтдпн адуна,
(Кузградасй pasos), ахука (Еакл^куасккй. район), Црш rccir.a (г. Злздггйлл) и др.
Dr- œs® накэторкг учеьгыд, к числу дгэзаях медресе а етяэмтег ;..элрлее Ере/еп з 2>дга-Злийском
ш-.4 í?. сп. 1, д. 104, л. 1-74; д. ICS, л. 44-65
2'5. ЗГА ?"з с. or„l, дЛ07, л. 24-25
- 1С -
■районе (ХП-ХШ вв.) (24)- и медресе дзукескен в Кунградском . районе (Ху-Х/П- вв.) (£5).
■■Дсогрз.'.еа обвитая в- медресе Каракалпакии, баа почти
■ такой яе,' как и е бухарских и хянэтсют адресе, Разнила ссс-
■ тояла ' яка в том, что в каракалпакски: медресе изучались ре, котсры? кнкти из тех. что проходились в Хивинских и Еударскн?
адресе, в связи .с'чек-они считается'средними учебвад! ?ззе-.• -двнпякя В- ■ каракалпакясй ' медресе проходились, в-' .основном, -книги: Хзпдан", -"^/хтасзр 'удь-гЗ!каяп, "Аууамнль",.
• ••; "йрака?", "Кг&:я", ."Зархи Ь&лле:', "}>.-
~д2я": и Др. йз згим кнпгйк «уллы -ягучздй- мусульманское 32-
■." гкояоведеяие, врзйскув грамматику,- а такие произведения 'зоз-'.. тов-делителей, • «гк: Зсщхз йхмзДа ®саёи, Еах Шврай, и
- м:;.'др.
. ».Адресе, как и мечети, строились,-в ссноёном, засчет пс, >дае#?вз$ашй5. 'Больк:!Кст0Ом Адресе ведали яааяы', г -преподана-даёы ■ а" -дай- аавкмайг!» ах?вы - эшускикки- хивинских и друткх•
• медресе, кй^ивйпв -у- них.
Еле в перЕые гей* завоевания .Туркестана ©рекой- Рорск- ; ей, поднимался вопрос о введении русской части нвеележкг ЕСе-сбдего о5я?31 елького начального ¿бдения. Б- 187?' году было .учре/яенс Управление по -учебной части Туркестанского края, которое'озаботилось, дрееде всего, открытием скол длз детей русского населения- края. Е зтом плаке впервые русская гкелв сткрьззется в. Летроалекоз-ндрсзоке в 1874 гсду. - Е 1?7й году она быдег- пр^образогаяз в одноклаосвое. затем.в году в
• -дзугкдаесное городское- учи ляде. Через год открывается учеЕП-
. ческия интернат для '20 человек. К обучении начинав'дспус- • кзтьоя'деги ьгетяого населения,
54. сЬжзяиязсв ?. , ЕЬупоз С1. Святые места Кггракаллзкии: к своду памятников материальной и духовной культуры Еарзкал-па-сстана, Нукус: ПЬлигрзДнст. с.;'*
- 25. Есбергеяог X Кувград: Шятздкп истории и кулыурь:. Нукус: Рпл;:м, :533, с. 75
• - 1С -
3 1655 году по гекерал-гуо^рпатс-рг^ бь^а открыто
пераал к е-дгззтжиньл до качала 7л .лпо;^.,:; - ^л-о-
рсо."5ко2ндрозекзе ¿окское лрпхоро^.ог учолооое. -
Уа:г озгесйраан; ;:> заботу с-£ м-откос: детеГо
;-:о гасокатриззс:; оокго.т::;- первого русско-туземного' учллпла 2 " _ г 1537 ос-ду в укреп.-.-ониг Нукус. .Ко иг-га отеутс-
-:.,..-: оооглоочн.о"' ; :':ч:чостоа учаллпсл оно у»- через несколько оа:<у\/Г-: :• О :::з закркттсл.
гол: ; ;ч100гргс:5::; "Нарс/коо очраоо'оакчо 2 Каоа-
•.: олптелюсао.
5. кочде У:'*' л-ко лооок'-ч-оооооо опгеголе:-:-
■ ю.'Г. рркооодчгооч о'оа.ол - поодотао'.'оооо м:-с-
Уграа;:>-Чг о.-тд к-лта С;; Чг?-? я??с1 уо;'Ч.'лч:0 д<гК7->:2-ото;о зоох мусульман кр.ал, контрзл'-уо?;:: о чсл:;:.:--г окуо ситу-а-.по-: среди нг.пс. ко : а? гукооорсгоом го.: т-г; бе р-
нооора 'крал собкр'гагь ксм;-:оепн гл.-; рооо-к1'л этого ооорсса. Создании? ггсоагк осхооалчоо не уо?гу-\:г-нп1:м:: и ;■:•=• зкед-рекнкм:: кн лракт1:ко. Некоторкэ член:-; ъоооле бкли
яротяз органчолцгп такого упразлекчя. С£1лс:г.лл:: сил ото лом, что создал ел::к;л1 организация, уусуло'-оляо могут создать оппо-опци*) ¡¡иощ:оль-ото/, об;:ед:н:.г;ьсп отлоо^осоа пост:;- него. В проектах особо отмечались' ягзресы устройства мусуломлкклх учебкоп: оанеркч:;;мокт^соз и медресе. -Результатом твая Действий стало то, что В 13С5 году 1551 утвердило "1";аалла со инородческих учллплдх ксер:п". сон правила не бкли одобрена лредотаулго-оонн местной с-ггеглигеЕЦиа Татарстана. После упор-::к:с нелтакаазай с :::: стороны 2.1927 году Снлп внесены некоторое Егмеяанзвз з-эти-правила. Так, -прзго создаяиз руеско-яно-родчеених акал доллко было свободно-предоставлено мастным обществам на основе сбггдрлнягш:' законов. Надо сказать, что многие п/нкхы Поаапл по устройству- мусульманского образования
в крае не осуществлялись на лрачтпсэ. К примеру, открытие и ?акр!-ггке медрее» г крэе должы te приводиться с рг-рек-генерал-губернзтсрэ, a ментебов - местных адмннпсггзппй. Не игвестнс, чтсСь: то ил;: ;:нсе медресе з Каракалпак:'.:: fvzz открыто с рг.?рег-."п.~' генерал-губернатора.
'.(■-•оуль кокс кие .'¿ектебы :: медресе проползали оунчпискирс-нат-ь i' начзле Хл дека. Гродолжлл::о:- отроиться нг?ь.:е уч-'т:^ взведения, как медресе Бес::1.; кгзяа г "íxmíohckcí.: рзилне (2?), ¿сакзтднн илгнз в Кунгръдском районе (£7; и др.
В начале гекз t.r/сульмлнокне учебные газедения начинает стремиться к ыекстсрым пресбргговгнпя:,: в мг-тсдах и в страту-ре программы обучения. Були внедрены некоторые светские обрагователькые предметы, кек история, география, ботаника, русский ягкк, роззой язык и врир'етнка и т. п., ксвый: »»год збучения грамоте - гзукоаэй, был прогрессивным явление».:, йо срзгяенк® со старом буквсюлагат&льнам з традкцжшйа кектебах. Суть его оа.члкчзлзсь в отмене повторений значений кратких гласных при .чтенпп слова, что "укорсчивало путь" к чтёвиа слова. НС'Во.'й'етоднн? мектебы открывалке*, преигукественно, татарами, првевхазЕЕе ив. Казани, У$ы и других ш». Результат обучена вскоре ке становилось налицо - дети черев 4-6 месяцев выучивались чтению и письму и расширялся круг знаний у /ченнков.
5. Каракалпакия ногометодный мектеб впервые открылся г голу в Гетрозлексачдрозске. 5 зто же - время откргэгнтоя такие >:е «кода в ХЬджейли :: Кузграде. Яркими яредетагитех-ми -:о2с:,'¿годного движения в Каракалпакяв были Суфэздз, С. »йге;-'02, 5аки Езтырсв, ' .Юсупов и др.
Как кгвестно, уровень грамотности населения является един.! па основных показателей культурного развития народа. По 'опросу о .грамотности, населения Туркестана в "доревол^пион-:нй" период (т.е. до i9î7 г.) профессор II Р. Ким ггекагьз&ет вое мнение, что ее уровень в этот период достигал 24 прсцен-
£6. .Чяглыбаев .'£ А. Полевке вепиое i.' 7, 1955 г. 27. Карлыбаев I!. А. Езлевые галией я 14, 16, 1935 г.
- 1»» - • • тов (28). Учваый-педагог У. Аяеуоа приходит к такому 'выводу, что этот уровень в условиях Кзрзкадпакш был равен 18 процентам (29). ' ■
Данные об'успеваемости учалдхся русских и русско-тугем- . яш учидяц,. дали ссаовавае. подала», что под 0,2 . процентами грамотности населения подразумевались леди, умеваке читать и писать по-русски, другими словам;:, зкпу>скнпки*(или' учзщкоя) этих училищ. Они, нессмьенно, , сыграли немаловажную,роль в форяироззвак грамотности населения, но при исчислении грамотности населения, рассматриваемого в работе .периода необяоди ■ «о учитН23Т5: р-сль мусульмански:; жктебоз и медресе з деле формирования гралогЕссгй населения. -А для установления уровня 'грамотности населения. в исследуемый наш период нужно учеста рс-атъные Еогшжсста этих- учебных загедевай, Мы допускаем, что за 2-3 года обучения кектеб способен выпустить хотя бы 5 .человек,, овладезди;-:' навыками чтения я письма,, то есть грамотка- ладей. Для этого в качестве примера. могут посдудагь статистические дачные; по правобережной части Каракалпакии, то есть Амудараяясксму- отделу,- за период с 1900 .по 1914 гг. В 1900 г. ■• - мектебоз в отделе тсчктызалэсь 803, в 1902 -году -730, а. 1904 году - 1062, в 1907 году "-' '990, в , .1910 'году. - , 562, з. 1914. году - 434 мекзебоз. Если: допустить, что.в эти. годы выпускались, а среднем по-5 человек грамотных людей, • то, ... ■ ушмив 5• нз.оСсре число мектебоз,.-получи^ .цифру £2320 <ев- ' цуекдякоз с 1900 "по 1914 гг.): В 1915' году в отделе проживало 198565 человек заселенна.". Округлив цв$рэ2}»' до»»,.- юяучим.. • ихяяовеяие -.200000 ,ка--'2Е0СЮ челазек,.'то есть:-11'процентов.'•. Вместе с'-учяфжя; около'60 кедресе/з отделе-втот показатель - .. возрастет; да 15: процентов. "Таким, образец, уровень "Грамотности ■
•';. 2а.' Ей2 ЕГ-: 'Еегршжтность в Туркестане и факты-язаком дефектов// Вхягоко^/1891,. 13 V- -" ',;..
2Э. АлеуозУ/" РеделЬцияга ■■' кш .Каракалпзкстанда бплиняендирну вея» -аайй' болтан '. ?//• /'Йфвкалпакстаа •; •;'-.;,:' ыутатдими", Нукус, ■ 1534,..К 2.-4, С.ЕЭ-Ё2- ' -"•;. '.
- IS -
населения Каракалпакии до 1Э17 года (такая картина была характерна и для лезобергвдоЛ чзсти) мо*но оценивать 10-15 I.
. В главе .также раскрывается история русс-сих и русско-ту-; земных училич в Кзрасалпзкии, открытые - в начале ХК века. Сеть русских- скол расширилась.заснет открытия в 1914 году мужского приходского учкшз-в Бетроалександровске, после преобразова-• -нпя городского трехклассного у^дшщз. - в 1903 году оно было . преобразовано с двухклассного в трехклассное училисэ - в еыс-шее-начальное училище. В нем.начинают учиться дети обоего пола. Продолжает работать-и-женское' приходское училище.
■ Б-1900-году'открываются русско-туземные училища в селениях ■ Щграхан и Чимбай. - Эти' школы состояли из двух классов: . русского й. туземного (местного). -Занятия велись-на русском и ' местном языках. В них,местный ьуллз преподавал местное вероучение к грамоту.
В Эамаачтм диссертации сделаны следуки?je' обобщайте выгоды:
. - Мусульманская низшая вкола - мегсгеб - явилась одним из заикых факторов истории духовной культуры народа, которая по СЕоей сути "травила уровень социально-экономического и культурного развития;
. - Шолы среднего-и выспего образования - медресе -внесло сз'сй вклад в культурное- развитие народа, занимало валкое место в общественной-лкзнк- Оно-готовило .специалистов среднего и высшего образования.-, писдое, мирабов, учителей мектебов, имамов мечетей, преподавателей медресе, казяев (судей) и т. д.
- Попстка подчинить мусульманские учебные заведения ад- микистрации потерпевала неудачу,-главной задачей которой оставалась контроль' зз ними с целью недопущения в них антиправительственных учений;
- Немаловажную роль . в развитие культуры и экономики внесли и русские и русско-туземные училиса. Эти училища готовили переводчиков и 'других, общественных деятелей. Через эти училгяа пропни немало еидньйс. государственных, культурных деятелей НгракаЬзвккя, кгк А. ?.онеев, Е. Ноиурсз,- ЕЖолсмзнсв и
- ЕД -
ДР-(30). .'•
- Уровень грамотности населения в исслгдуг-.'-ай период был. равен 10-15 процентам.
В конце работы аниде приложений представлены списка;-руководителей мектебов, падаон в Каракалпаки!? (Амудгрьикском отделе), фотографий и схем некоторых мечетей и медресе Каракалпакии.
Оснозине полоке'гул% днрсертацд. отрахгзы-Б слегупжл публикация:; аэтооа:
1. "Туркистан топдаиы" тарпй:-:ый дерек ретпнде. //Ес-еткик Каракалпакского отделения АН рУз,'1994 , М 2, с. 134-12?
2. Медресе Мамбетиерин ахуна. Кз истории народного образование г Каракалпакии 2 XIX веке. У/ Бесгник Кзр-акашакского отделения АН РУг, 1965 , М 1, е.111-116
3. Бопрос о грамотности населения Каракалпакии в ХПу-на~ чале Х>! вз. у/ Бестяхк Каракалпакского стделокал- АН РУз, 1935, Н 2, с. 110-114
4. Мечети и .медресе города ЧяьйЗая-и его окрестностей.// " Тезисы докладов научно-практической ■ конференции "Шахте-мир-Чимбай", Нукус, 1995, с. 35-38 •
.-- 30. Каналов".- С-Е , "Уббиннязоа Ер Косанов .• А.-Взашгстношенаа каракашщиз со - среднеазиатским:! и казахскими .ганогва« а XV 1-ЫХ 'вз. ,"Нукус, 1380, с. 169-130-
"XIX АСРбА XX АСР 603ЛАРИДА КГРАКЛЛПОРЙСТОНДА ХАЛК
ТАЪЛИМИ ТАРИХИ" МАВЗУСИДАГИ ДИССЕРТАЦИЯИВИНИНГ КИСКА И А.З и У Н И
Диссертация хпрда» "XIX асрла Ксракалпористонла халк таъл-л<м<" ва "XX асг-тл Корлкадпогистонлп халк ТЕЛЛЮвГ деб номлан-ган иккита бобдсн, ху.юс\, ДОзшчэ, адабиёг еа изнбалзр рУйхл-талан иборат-
Ипкинг кярии кясмида мавэунинг долзарблиги, тадкикот дарз-гтлси, хромологнк рэкпаси» кзланииляриинг »ок^ади га вазкфзлари, кяликг«. тздкикпт »«яодя ва юг«.>т ииьхаа а««идти какида с?з юритилган.
Бвг<"ячи боблэ Ко^кздгюкистондз XIX асрдзги халк. тмлики •гдгихи 2г,с лттнрилган. Диссертант мусулмон $кув ¡¿уэссасалари-икнг отарйхи." ва уларнинг таглим сохасидати хизмати, тарбияаий рол1га акамияг берган- Туркистс-кда чор Росс клеи даврилаги таъ-лим муаглталарчга ва дастлабки рус укув юртлари тарихи чёритил-ган.
Иккинчи бобда 1917-йиллан оллинги халк. саводдилигинкнг ваклкхвявш мусудмон .Ркув муассасаларикинг гхзккяго ва хизкз-ти тадклк. килккиб, .халкликг сазодлшз!ги 0,2 '¿ойиз деган кур-саткич .чаклкдтга гЗтри келмайди ва бу к^рсаткич 10-15 Фойизга тенг 6?лиеи керак деган &икр илгари сурилгаи. Шу б клан бир ка-торла XX аср <5оиз«а пайдо болтан рус-тузем гакхабларининг тарихи баён килинган.
Диссертация жунвдэ кавэу юзасида каска илмий хулоса, Ко-ракалпогистонда якаб фаолият к^рсатган линий вакиллардан этан-ларнинг р^йхатн, айрим гадрасаларкинг сурати ва резеаси берил-ган.
- 2й -
К15103" OF PEOPLE'S EEUOATIOM 1)1 КАРАКАСFAKSTAM AT THE XIX - E£3I)!HIl'/3 XX CSJTUH"/ RESUME ;
Corposition of the york. The tr.es 15 cf introduction, two craters, conclusive part, addenda Sr/d list cf sources ami bibliography.
Introduction seals vith urgency cf tne subject, to what »stent it was studiea, its cnrcnolcgical frares, air.5 and purposes cf investigation, scientific novelty of tne work, its jaetheiclcgio and source' study сазе, practical significance and approval.
The first chapters the state of people's education m Karsfcaip2.<staft in XIX century. It consists cf tuit.on.- The last two section deal v.-.r. the disputes concerning an arrangement of ron-Xussian education cycten in Turkestan, and the history cf the first Russian schools m Karaxalpa4stan after itsjcinirg nussia at the end cf XIX century.
The *~2-nd chapter consists of. 3 secticn. Author widely analyses the attitude cf tsar administration to the problem of Moslem religion and education in it. It covers the history of i&slen educational institutions ana their role in people's literacy in Karakalpakstsn before 1917. The problem of people's literacy is urgent one becance an unbiased study_of the past according to principles of historical method is the .main task of yistory today. Ргои this'point of view we think that an existent, people's literacy showing in Karakalpakstan of the covered period (0,2 par cent) doesn't correspond to the real facts* On,our mind, even those schools- whicy had emerged after joining Russia (i.e.' Russian and Russian-native ones) could graduate such quantity of literate men. Wi think such shoeing mist t* equal to 10-15 per cent.
The 3-rd section considers the history of the Russian and Russian-native schools, which emerged at the beginning of the century.
The conclusive part contains the general conclusions of the author. The work has an addenda including the list of ishans, photographs and plans of several madrasah and bibliography, attached. ;