автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Отражение в легендах и народных преданиях истории каракалпаков XIII-XVII вв.

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Бердиев, Жамиет Туремуратович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Нукус
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Отражение в легендах и народных преданиях истории каракалпаков XIII-XVII вв.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Отражение в легендах и народных преданиях истории каракалпаков XIII-XVII вв."

КАРАКАЛПАКСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ АКАДЕМИИ НАУК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ

5

пгс ОД

1 з 1325

На правах рукописи

ВЕРДИ ЕВ Жамиет Туремуратовнч

ОТРАЖЕНИЕ В ЛЕГЕНДАХ И НАРОДНЫХ ПРЕДАНИЯХ ИСТОРИИ КАРАКАЛПАКОВ XIII XVII вв.

Специальность 07.00.02 — Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой" степени кандидата исторических наук

НУКУС - 1996

Работа ¿¿¡полнена в" "отделе" новой истории, историографии ] источниковедения Института истории, археологии и этпографш Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан. • -

Научный, руководитель — академик АН РУ, действительны*

член Нью-йоркской академии, докто[ исторических наук, профессор С- ь Камалов.

Официальные оппоненты: — Заслуженный деятель науки Рес

публик Узбекистан и Каракалпак стан, доктор филологических паук профессор К. М. Махсетов. — кандидат исторических наук

доцент А. Утемисов.

Ведущая организация — кафедра истории народов Узбекиста V на и Каракалпакстана Нукусскоп

'' , . государственного педагогической

института ни- Ажинияза.

Защита состоится - 1996 г. в ч. н:

заседании Специализированного Совета К 015.30.01 по защит! диссертации на соискание ученой степени кандидата историче ских наук по специальности 07.00.02 — Отечественная истори; - '' гт!г"1.-гг» истории, археологии и этнографии Каракалпак

Академии лаук Республики Узбекистан. С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной биб лиотеке Каракалпакского отделения Академии наук Республик; Узбекистан (742000, г. Нукус, ул. М. Горького, 179 «а»).

Автореферат разослан ¿Р-с^^Л^С^ 1996 Г;

Ученый секретарь Специализированного Совета,

доктор исторических наук: Б- А. КОШАНОВ-

ОБЩАЯ характеристика работы

Актуальность исследования. Реализация курса иа национальное Возрождение Узбекистана, и в его составе суверенной Республики 'Каракалпакстан, немыслима без надежного йбесиечё-нйя практических мер по радикальной перестройке экономических, политических и культурных отношений, без гЛубокогс) осмыслений всей совокупности процессов и явлений .общественной жизни.

ОФветсТвеннук) рбЛь в интеллектуальном оснагЦенйй програМ-кЫ обновления й экономических реформ Играет историческая йаука. РетроспектйВнЫй анализ прошлого, его / сопоставление с касТояЩиМ позволяет четко уяснить механизм торможения, выявить причины глубоких деформаций, зародившихся в годы тоталитаризма.

«У нас есть историческая возможность, — подчеркнул в своем выступлении Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов в первой сессии Олий Маджилиса Республики Узбекистан, — формируя свою государственность, вернуться к истокам нашей культуры, воспринять и развить все лучшее, что есть в. нашем богатейшем историческом прошлом».1

Поэтому необходимо более глубокое, изучение духовного наследия народов, проживающих на территории Республики Узбекистан.

Народы Средней Азии имеют высокий уровень развития духовной культуры, которое в частности выражается в богатстве фольклора.

Каракалпакский народ, как и другие народы Средней Азии, имеет свое богатое фольклорное наследие, которое испокон веков складывалось в новых исторических эпохах. Оно передавалось из уст в уста, фольклорные произведения отражались в памяти народа, в каждой эпохе по своему выражаясь, обрастая все новыми и новыми сюжетами, видоизменяя свое содержание и отличаясь от предыдущих стилями. Фольклор как зеркало духов-

1 Каримов И. А. Основные принципы общестпенно-по.ипического и экономического развития Узбекистана. Ташкент, Узбекистан 1995, с. 8,

ной жизни народа отражает 8 себе общественно-политическую мысль народа, которая развивается параллельно с историческими знаниями народа о своем прошлом. Отражая всю гамму красок в исторической действительности, фольклор собрал в себе множество из них. Поэтому на сегодняшний день фольклорное наследие является ценным источником для изучения истории, обычаев, духовную культуру каракалпакского народа, на которое -в настоящее время уделяется большое внимание со стороны специалистов по истории, этнографии и фольклористики Республики.

Степень изученности темы. Историки и этнографы в своих исследованиях пытались извлечь из, фольклора исторические и этнографические данные, при -помощи которых можно было бы решить определенные задачи, поставленные перед исторической наукой для изучения истории и этнографии каракалпаков. . В историографии кара кап а некого народа и Каракалпакста-.на мало таких историков, которые бы занимаясь историей средневековья и нового периода, не использовали исторические сведения,' полученные из фольклорных произведений.

Исследователь истории каракалпаков П. П. Иванов-чюбрал .много исторических источников в ходе изучения истории каракалпаков, сделал научный обзор той литературы, где прямым •или, косвенным образом даются информации и мнения отдельных . -авторов, относящиеся к истории каракалпаков. П. П. Иванов приводит некоторые произведения фольклора, легенды и предания, записанные среди каракалпаков русскими исследователяг-.ми, в качестве исторического источника.2

: В 30-е годы XX- в. А. Д. Соколов свое внимание уделял на каракалпакские фольклорные произведения. На основе его собирательской деятельности, проведенной вместе с Кусекеевьш на территории Каракалпакстана, был написан труд «Основные этапы истории каракалпаков».®

Большое внимание уделяет к изучению каракалпакского. фольклора филолог Н. А. 'Баскаков, который собирал среди каракалпаков многочисленные произведения фольклора и опубликовал в книге «Каракалпакский язык».4

2 Иванов П. П. Очерки исторли каракалпаков/Материалы по история каракалпаков//Труды института востоковедения АН СССР. М,—Л., 1935. т. VII.

3 Соколов А. А. Основные этапы истории каракалпаков, по данным народных преданий каракалпаков и других памятников живой старины, Турт-куль, 1932.

Баскаков Н. А. Каракалпакский язык, т. I (Материалы по диалектологии, М., 1951,

г

Глубокое-научное-толкование получил цикл легенд южного Хорезма в работе С. П. Толстова,.—«Древний Хорезм», где-в ряде .случаев содержится не только ответ на вопрос о том, от> куда ведут ■ свое непосредственное: происхождение те или иные сюжеты легенды,, бытующих ныне у узбеков южного Хорезма, но и содержания о самих истоках зарождения этих сюжетов.5 В книге «По следам древнехорезмской цивилизации», С. П. Толстое приводит некоторые фольклорные произведения: легеидьт и . предания, различные эпосы дающие информации, связанные- с историей возникновения названии . какого-либо, города, местности или археологических памятников, которые была исследованы вовремя археологических экспедиций на территории Хорезма. Вместе с тем С. П. Толстов эти легенды.и предания, эпосьг связывает- с исторической действительностью, считая, что a Jfiix произведениях фольклора имеется•зерно исторической истины.6

Большое вшшашге уделено каракалпакскому фольклору в качестве исторического источника в Трудах Т. А. Жданко. В своей книге «Очерки исторической этнографии каракалпаков.»,7 она вместе с другими вопросами рассматривает и анализирует-исторические предания каракалпаков о местах их обитания.

Кроме того широко использованы исторические предания при изучении родоплеменных структур каракалпакского народа, которые Т. А. Жданко собрала среди каракалпаков Хорезма в 1945— 1948 гг. В книге «Каракалпаки Хорезмского оазиса»8 автор широко использовала сведения, полученные из фольклорного наследия каракалпаков.' Здесь приведены многие легенды каракалпаков в сокращенном виде, которые имеют непосредственное отношение к истории каракалпаков. К; Л. Задихина в своем труде «Узбеки дельты Аму-Дарьи>,9 исследуя историю и этнографию узбеков Хорезма опирается на фольклорные материалы, собранные среди узбеков Хорезма во время• экспедици 1945— 1948 гг., дающие информации о продвижениях узбеков на территории Хорезма.

Использованы фольклорные сведения и в трудах Б. В. Андрианова, в-его труде «Этническая территория каракалпаков в Се-

5 Толстов С. П. Древний Хорезм, М.., Изд-во МГУ, 1948.

13 Толстов С. П. По следам древнехорезмской' цивилизации, М.—Л., Изд--во АН СССР, 1948.

1 Жданко Т. А. Очерки исторической этнографии каракалпаков, М:—Л.,: Изд-во. АН СССР, 1950.

8 Жданко Т. А. Каракалпаки Хорезмского оазиса,//Труды хорезмской . экспедиции, т. I. М„ 1952.,

9 Задихина К. Д. Узбеки дельты,.Аиу-Дацки,//Труды; хорезмской экспе-

диции, т. I, М., 1952.

верном Хорезме»10 рассматривается, вопрос о переселении на территорию Хорезма сырдарьинских каракалпаков.. - В ходе исследования были использованы многие легенды и предания в качестве исторического источника. Кроме того, в этом труде легенды и предания были использованы для определения социального и политического положения во время их нахождения в подданстве Хивинского ханства.

Огромный вклад внесен С. К. Камаловым в историческую науку Каракалпакстана. В его книге «Каракалпаки в XVIII — XIX веках»11 на основе архивных, литературных и фольклорных источников освещены вопросы истории взаимоотношения каракалпаков с Россией и среднеазаиатскими ханствами в 1700 — 1860 гг. В работе излагаются ранее не опубликованные архивные документы о каракалпакско-русских отношениях в XVIII — XIX вв. Наравне с ними широко использованы фольклорные произведения, дающие информацию по истории каракалпаков.

Огромное внимание уделено фольклорным произведениям как историческому источнику в трудах Л. С. Толстовой,13 которая занималась изучением истории, хозяйства, культуры и быта отдельных групп каракалпаков, живущих за пределами Хорезма. При этом среди этих групп каракалпаков она собрала многочисленные легенды и предания и другие произведения фольклора и широко использовала эти материалы в своих трудах. В своей книге «Исторические предания Южного Приаралья»13 относилась к фольклору как историческому источнику и вела свою работу в направлении исследования фольклора как памятника исторических событий. Эта монография посвящена историческому анализу легенд и преданий населения Южного Приаралья—каракалпаков, узбеков и др. В ней прослеживается направленность этнокультурных связей этих народов с другими народами, отраженных в легендах, показано, что исторический фольклор может быть самостоятельным источником в разработке этногенетических сюжетов на протяжении длительного времени от эпохи древности до средновековья.

Большое внимание уделяет фольклору в качестве исторического источника Г. П. Снесарев. В его книге «Хорезмские леген-

40 Андрианов Б^ В. Этническая территория каракалпаков в Северном Хорезме/Материалы исследования по этнографии' каракалпаков//Труды Хорезмской. арщмого-этнографической экспедиции, т. III, М., 1958.

И ХаМалов'С. ~К. Каракалпаки в XVIII—XIX веках,/Ташкент, «ФАН», 1968.

12 Толстова .Л.~С. Каракалпаки Ферганской долины, Нукус, 1959. ; I3 Толстова Л. С. Исторические предания Южного Приаралья, к истории ' ранних этнокультурных связей народов Арало—Каспийского региона, М,.:

Изд-во «Наука», 1984.

Ды как источник по истории религиозных культов Средней Азии»14 на основе изучения Хорезмских легенд показывается возникновение и развитие культа мусульманских святых, причины, истоки, основные этапы его эволюции. Критически рассмотрены роль и место культа святых в духовной 'и социальной жизни народов Средней Азии.

В трудах X. Есбергенова высоко оценивается роль фольклорного наследия каракалпаков как исторического источника в изучении истории каракалпаков. Его книга «Этнографические мотивы в каракалпакском фольклоре», написанная в соавторстве с Ж. Хошниязовым, посвящена изучению этнографических мотивов в фольклоре каракалпаков. На материале героических эпосов, обрядового фольклора и легенд анализируются проблемы форм1ь рования традиционно-бытовой, общественной жизни народов Южного Приаралья, охватывающей период VIII—XIX вв. Рассматриваются вопросы этногенеза и этнических процессов истоков некоторых социальных и религиозных институтов.15 В этой книге авторами приведены многочисленные исторические и этнографи-ские источники, полученные из каракалпакского фольклора, на основе анализа которых авторы высказали мнения по вопросу истории и этнографии каракалпаков.

В книге X. Есбергенова «Купград: памятники истории и культуры»^ большое внимание уделяется изучению культурных па-мятникор, среди которых огромную роль играют фольклорные произведения в качестве исторических источников.

А. Кощанов в своих трудах так же широко использует исторические источники, полученные из каракалпакского фольклора. В его статье, посвященной 2500-летию Самарканда17 вместе с другими историческими источниками приведены многочисленные фольклорные произведения каракалпаков, в том числе материалы, собранные по время полевых работ автора. • -

В другой статье А. Кощанова «История каракалпаков XVIII века на страницах художественной литературы»18 приведены литературные данные, дающие прямым или косвенным образом сведения по истории и этнографии каракалпаков.

М Сиесарев Г. П. Хорезмские легенды как источник по истории религиозных культов Средней Азии, Москва, Изд-по «Паука», 1983.

15 Есбсргенов X., Хошниязоп Ж. Этнографические мотивы в каракалпакском фольклоре, Ташкент, Изд-во «ФАН» УзССР, 1988, С. 12.

I:6 Есбергсноп X. К,онырат тарнйхый хам мэдений еетелпклери, Некие, «Билим», 1993.

Кощанов А. Самарканд ^ом царакалпаклар.//Амударья, 1970, № 10, С. 120.

18 Кощанов А. Царацалпацлардыц XVIII оеирдеги тарип.ш коркем эде-

бият бетлеринде,//Амударья, 1974, № 8.

Каракалпакскому фольклору было уделено внимание с пози ции исследователя истории каракалпаков М. Т. Тлеумуратовым в его труде «Истоки культурных связей каракалпаков с соседни ми народами».19 В этой работе исследуется фольклорное насле дне, общность и сходство культурных наследий среднеазиатски; народов—каракалпаков, узбеков, казахов, туркмен, на основ« . которых изучена культурная связь между этими народами с древ них времен.

Его книга «Каракалпакская поэзия — исторический источ ник»20 посвящена историческому анализу многочисленных истори ческих, этнографических, фольклорных материалов каракалпак ской поэзии. В ходе исследования подвергаются анализу народ ные эпосы, народные песни^ произведения Жийен Жырауа, Ажи нияза, Бердаха и Отеша и др. поэтов.

Как историческому источнику относится к каракалпакскому героическому эпосу «Кыр кыз» У. Оразбаева, которая делает по пытки извлечь исторические и этнографические сведения по ис тории каракалпаков.21

В диссертационной .работе «Сырдарьинские каракалпаки и Россия в XVIII в.»22 И. В. Пискуновой широко использованы дан ные фольклора каракалпаков.

В диссертационной работе М. К. Махсетовой внимание уделяется эпосу «Едиге» с историко-источниковедческой позиции I анализируются сведения этого эпоса, сравнивая их с письменными истрическими источниками.23

Хронологические рамки работы охватывают XIII—XVII вв Выбор рамки диссертации определен важностью данного периода в истории каракалпаков и его наименьшей изученностью, по сравнению с другими периодами.

Цель и задачи исследования. С учетом темы и хронологической рамки исследования диссертантом была поставлена цель— воссоздать историю средневекового периода истории каракалпакского народа на основе данных исторических легенд и преданий, тем самым доказать, что исторические легенды и предания

'9 Тлеумуратов М. Т. Истоки культурных связей каракалпаков с соседними народами, Нукус «Каракалпакстан», 1986.

20 Тлеумуратов М. Т. Каракалпак поэзиясы—тарийхын дерек, Некие «Каракалпакстан», 1994.

21 Оразбаева У. «Кырк кыз» дастанында тарийхый этнографиялы^ дерек-лер, Некие «Каракалпакстан», 1990.

22 Пискунова И. В. Сырдарьинские каракалпаки и Россия в XVIII веке», Автореф, дисс. канд. ист. наук, Нукус, 1995.

23 Махсетова М. К. «Исторические корни эпоса «Едиге». Автореф. дисс. канд. ист, наук, Нукус, 1995.

каракалпаков могут быть самостоятельными источниками-при изучении истории народа. В связи с этим, автором были определены следующие задачи:

— Изучение фольклорных произведений, содержащих сведения об исторической родине каракалпакского народа;

— Изучение фольклорных произведений, содержащих информацию о проживании отдельных групп каракалпакского народа на территориях Причерноморья и Поволжья и установить причину появления каракалпаков в этих местах;

— Установление и определение степени взаимоотношений каракалпаков и ногайского объединения на основе данных кард^ калпакского исторического фольклора;

— На основе фольклорных материалов изучить проблему возвращения отдельных групп каракалпакского народа с территории Поволжья и других мест временного проживания;

— Уделить внимание на легенды и предания каракалпаков, содержащих в себе информацию о сырдарьинских каракалпаках, в которых есть сведения о некоторых исторических событиях в Туркестане и о перекочевании этих частей каракалпаков в Хорезм.

Методологическую основу исследования составили прежде всего принципы историзма, объективности, диалектического подхода к изучению исторических событий и явлений. Объективный подход к изучению важнейших вопросов истории достигался путем выявления и изучения широкого круга источников, выражающих свойства, связи и отношения объектов исследования.

Принцип историзма заключается в изучении исторической обстановки исследуемого периода, всей совокупности процессов и явлений в динамике их развития и в тесной связи с породившими их конкретными обстоятельствами. Опора на общечеловеческую ценность раскрыла новые возможности в научном толковании исследуемых вопросов, освобождая от воздействия идеологии на научные исследования.

Источниковая базд диссертации. В ходе подготовки диссертации автором были изучены многочисленные легенды, предания и другие фольклорные произведения каракалпаков, которых можно условно разделить на две группы—опублпкованиные и неопубликованные произведения фольклора:

Опубликованные источники. Сбор и публикация в печати образцов каракалпакского устного народного творчества, в том числе легенды и предания, были начаты еще в 40-х годах XVIII в. В 1740—1741 гг. сотрудники военной администрации царской России Муравин и Гладышев, совершая поездку из Орска В' Хиву,

собрали ряд интересных фольклорных и этнографических мате риалов в низовьях Сырдарьи-24

Позднее были опубликованы ряд легенд и преданий П. Рь сковым,25 записанных от каракалпаков, посетивших Оренбур] Спустя целый век русский литературовед Н. Каразин2^ записа от каракалпаков и опубликовал некоторые легенды, народны сказки.

Некоторые легенды и предания были собраны и опубликовг ны А. Соболевым,27 Риза-Кули-Мирза,28 которые посетили тер риторию Каракалпакстана в 70-х годах XIX в. и записали мне гочисленные бесценные сведения по истории и этнографии карг калпаков и опубликовали на страницах газет, журналов и 'кнш Некоторые легенды и предания приведены в трудах Г- Вам бери, который использовал эти легенды в качестве достоверног источника и тем самым обратил внимание историков того вре мени на каракалпакские исторические легенды.29

Наряду с этим, известный казахский ученый Ч. ВалиханоЕ побывав среди каракалпаков, записал народные песни, а такж легенды и предания, бытующие в среде каракалпаков \ и други фольклорные произведения.30 А. Л. Кун собрал многочисленны легенды и сказки связанные с городами Кунград и Чимбай.31

В конце XIX и начале XX в. известный фольклорист А. Ди ваев, заинтересовался фольклором народов, населяющих Сыр дарьинскую область, публиковал образцы жанров фольклора н страницах печати. Рукописи некоторых из собранных им ,фолы< лорных образцов хранятся в библиотеке Ленинградского Отде ления Института востоковедения Российской Академии нау1-В 1895 г. А. Диваев в качестве этнографических материалов из

24 Поездка из Орска в Хиву и обратно, совершенная 1740—41 гг. пор> чиком Гладышевым и геодезистом Муравиным//Географические извести) СПб, 1850.

25 Рычков П. Топография Оренбургской губернии. Сочинение и перевод1 Оренбург, Отд. Русско-географ. об-ва, Оренбург, 1887.

9R Каразин Н. Сказка о женском ханстве//Древняя и новая Россия, i III. 1875.

27 Палымов II. H, Понамарев А. И. Печатные и рукописныеы исторически известия о каракалпаках на русском языке//Материалы по истории 'пара калпакоп. М,—Д., 1935, С. 250.

28 Риза-Кули-Мирза. Краткий очерк Амударьинской области, СПб, 187J

29 Вамбери А. Путешествие по Средней Азии, М., 1874, Изд. 2. Его ж Очерки Средней Азии. М., 1866.

30 Валиханов Ч. Ч. Сочинения, записи Русского географического обществ по отделению этнографии, т. XXIX, СПб, 1904.

3|> Кун А. Л. Поездка по Хивинскому ханству в 1873 г. Известия Русской географического общества, т. X, СПб, 1874

1ЭЛ в Ташкенте многие образцы устной литературы под назва-тем «Сказки басни, пословицы, загадки, поверья и эпосы тузем-|ых народов Сыр—Дарьинской области».32

В конце XIX в. в Казалинском уезде среди казахов А. Нестеровым были записаны многочисленные предания и легенды, ко-орые теснейшим образом связаны с Хорезмом и с каракалпа-(ами. Опубликованные легенды об «Аяз хане» распространены и :реди каракалпаков. Кроме того. А. Нестеров опубликовал пре-1ання и легенды, содержащие информации о каракалпакско— казахских политических отношениях.33

Велика заслуга в сборе каракалпакских народных сказок H.A. Заскакова. На протяжении многих лет (1926—1946) он, созерцая лингвистические экпедицин по всем районам республики, 'обрал 72 каракалпакских народных сказок и легенд. Он опуб-шкопал их в переводе па русский язык в своей книге «Каракал-такский язык».34

Были опубликованы некоторые легенды и предания в трудах Л. П. Иванова,35 С. П. Толсгова.33 Многочисленные легенды и предания были собраны и впервые опубликованы в трудах Т. А. Жданко,37 К. Л. Задихиной,38 которые участовали в Хорезмской археолого—этнографической экспедиции. Многочисленные легенды и предания были собраны и опубликованы в трудах С. К. Камалова, содержащие информации по истории каракалпаков, особенно периода XIII—XIX веков.39

Были опубликовнаны каракалпакские народные сказки40 и легенды41 в виде сборников начиная с 40-х годов XX в.

32 Сборник материалов для статистики Сыр-Дарышской области. Т., 1895,

33 Нестеров Л. Л. Прошлое Приаральскнх степей в преданиях киргиз Ка-залинского уезда, «Записи восточного отделения русского археологического общества», 1900, т. вып. IV.

з^ Баскаков Н. Л. Каракалпакский язык, т. I, М., 1951.

30 Иванов П. П. Очерки истории каракаллаков, МИКК-, М.—Л., 1935.

39 Толстов С. П. Древний Хорезм, М., 1948. Его же. По следам древпе.хорезмской цивилизации, М.—Л., 1948-

37 Жданко Т. Л. Очерки исторической этнографии каракалпаков, М.—Л., 1950.

Она же. Каракалпаки Хорезмского оазиса, ТХЭ, т. I, М., 1952.

38 Задихина К. Л. Узбеки дельты Аму-Дарьи, ТХЭ, т. I, М., 1952.

39 Камалов С. К. Каракалпаки в XVIII—XIX веках, Т., 1968.

40 Каракалпакские народные сказки, Турткуль, 1940. Каракалпакские народные сказки, Нукус, 1949. Каракалпакские народные сказки, Нукус, 1956. . Каракалпакские нородпые сказки, Нукус, 1959. Каракалпакские народные сказки, Нукус, (965.

Максетов К. Камалов Н. Мамбетназаров К. Каракалпак халык леген-далары хэм анекдотлары, Н]кис—Самарканд, 1962,

™Д ТРлУД1Х Л- С' Т4?лстовой.42 Х- Есбергенова,43 М. Тлеумура-тов, А. Кощанова45 и др. авторов приведены многочисленные легенды и предания, которые обогащали историческую науку своими сведениями.

Все эти легенды и предания были использованы в ходе исследования в качестве непосредственного и косвенного исторического источника. Кроме этого автором были использованы исторические труды средневековых историков Средней Азии, в которых тоже встречаются некоторые сведения, полученные из устного народного творчества.4'5

Неопубликованные источники В ходе подготовки диссертации автором был собран довольно большой материал во время полевых- работ по районам Республики Каракалпакстан. Большинство из них представляют народные предания. Некоторые из них введены автором в научный оборот, которые впервые используется в исторической науке. Были изучены записи ряда исследователей истории, этнографии, фольклора и литературы каракалпаков, собранных во время полевых работ на территории Каракалпакстана, которые хранятся в рукописном фонде фундаментальной библиотеки КК ОАН РУз. Были использованы материалы полевых работ историко—этнографикеского отряда Каракалпакского института экономики и культуры АН УзССР,47 полевые записи С. К. Камалова,48 X. Есбергенова,49 А. Кощанова,50

42 Толстова Л. С. Исторические предания южного Прпаралья, М., 1984.

43 Есбсргенов X. Хошниязов Ж. Этнографические мотивы в каракалпакском фольклоре, Ташкент, 1988.

44 Тлеумуратов. М. Т. Каракалпак поэзиясы тарийхый дерек, П., 1994.

45 Кощаиоз А. Самарканд хам каракалпаклар,//Амударья, 1970, №10, С. 120. Его же. >'\ПП гг.нрдеги каракалпаклардын тарийхы корнем адебият бстлеринде,//Лмдарья, 1974 N»8.

46 Кононов А. II. Родословная туркмен, сочинения Абулгазы хана Хивинского, М.—Л., 1938: Рашид—эд—дин, сборник летописи, т. I, II, М. 1932., Материалы по истории казахских ханств XV—XVIII вв, Изд—во: Наука Казахской ССР, Алма—ата, 1969.

47 Материалы историко—этнографического отряда Каракалпакского института экономики и культуры АН УЗССР, Р121. Полевые материалы сектора истории дореволюционного периода собранные во время экспедиции в Тахта-купырском и МуГшакеком районы в 1961 г. Р. К. Косбергеновым, И Косым-бетовым, Ж. 5 ббиниязовым, М. Тлеумуратовым, Б. Казахбаевой и Р. Генже-муратовои, Р—101.

48 Камалов С,' К. Полевые записи историко—этнографической экспедиции

Каракалпакского комплексного научно—исследовательского института АН УзССР, Р—1959.

50 Кощаноз А. Полевые отчеты за 1969 г. на территории Ходжелинского и Кунградского районов. Его же Полевые отчеты за 1970 г. Р—273.

Л. С. Толстовой,51 и А. Утемисова,*2 А. Каримова" К. Махсетова54 А. Пирназарова55 и др.

В целях систематизации многочисленных фольклорных источников была проведена классификация использованных материалов на основе сюжетных эпизодов, относящихся к определенным, историческим событиям в истории каракалпаков.

Сопоставительный анализ фольклорных произведений, а так же с письменными источниками, показал, что сведения, содержащиеся в них, зачастую отражали реальную действительность исторического прошлого каракалпакского народа.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— Диссертация является первым специальным исследованием по истории каракалпакского народа эпохи средневековья, основанные на данных легенд и преданий.

В работе приведены многочисленные легенды и предания каракалпаков известные и в настоящее время. Вводятся в научный оборот новые источники по истории каракалпаков.

— В работе сделана попытка установить основную территорию формирования каракалпакского народа н прнчнну перекочевания отдельных групп каракалпаков из территории Хорезма за его пределы и обратный процесс.

— Показаны причины возникновения некоторых легенд, связанные с истерией перекочевания из Туркестана.

—, Обнаружены новые сведения о проживании каракалпаков на территориях Туркестана.

Практическая значимость. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при написании соответствующих разделов по истории Каракалпакстана, а также в лекционных вузовских курсах па истории Хорезмского оазиса.

Апробация работы. Структура, направление и содержание диссертации обсуждались на заседании отдела новой истории, историографии и источниковедения, на объединенном заседании отделов новой и новейшей истории, этнографии, искуствознания

51 Толстова Л. С. Утемисов А. Материалы собранные во время Заравшан-ской и Бухараскои экспедиции в 1960—61 гг. Нукус, 1961. Р—180.

52 Там же. Толстова Л. С. Утемисов А. Материалы собранные во время -экспедиции Тахтакупырского и Муйнакского этнографического отряда в 1962 г. Нукус, 1963. Р—180.

53 Каримов А. Хожели хам Нэкис цаласында командировка уактында жыйнаган материаллары, Некие 1959, Р—89.

Полевые записи К. Махсетова в экспедиции в Тахтакупырском и Чим-байском районах в 1960 г., Р—84.

55 Пирназаров А. Полевые записи во время научной командировки в Тахтакупырском, Чимбаиском и Кегейлинском районах в 1962 г,

и Отдела фольклористики Института языка и литературы- на ученом Совете Института истории, археологии и этнографии ' КК ОАН РУз, где была получена рекомендация к защите.

Узловые вопросы темы исследования изложены на научно-теоретической конференции (Нукус—1991) и в публикациях соискателя.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения', списка использованных источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.

Во введении обосновывается актуальность, теоретическая и практическая значимость работы, определяется научная новизна и хронологические рамки, дается состояние изученности проблемы, излагается цель задачи исследования, показана практическая значимость диссертационной работы.

В первой главе—«Фольклорные сведения об исторической родине каракалпаков»—анализируется многочисленные исторические источники, подтверждающие, что Хорезм является основной родиной каракалпаков с древнейших времен. Среди каракалпакского народа бытуют многочисленные легенды и предания, указывающие о том, что каракалпаки издревле жили в Хорезме. В одном из таких преданий записаны 1946 году, каракалпакским этнографическом отрядом Хорезмской археологе— этнографической экспедици рассказыватся о том, что каракалпаки жили в Хорезме до монгольского нашествия:, «Каракалпаки и до Туркестана жили здесь (в Хорезме), потом эти места завоевал Шангпз (Шиггис) хан и каракалпаки были вынуждены откочевать отсюда. Тогда они ушли в Крым. Там жили около 200 лет, потом перекочевали в Жангидарыо, но не сразу, а отдельными частями. Из Жангидарьи перекочевали в Туркестан. Когда жили в Туркестане, узнали, что калмыков в Хорезме больше нет, после чего стали переселяться на прежние земли и перекочевали 4 сюда».56

: Ценность этих сведений заключается в том, что они выясняют факты -проживания каракалпаков в Хорезме до монголького завоевания. К сведениям о перекочевании карак:лпаков за пределами -Хорезма 'надо подходить., критически,, так как. большинство

56 Цитируется по книге: Б. В. Андрианов; Этническая территория каракалпаков ~и Северней' Хорезме//Труды Хорезмской аихеолого-этнографической экспедиции, т. III, М., 1958. С. 48.

же каракалпаков оставалось на своих прежних местах, на территории между Куня Ургенчом и Аральским морем.57

Еще одно предание, дающие нам сведения о проживании каракалпаков в Хорезме были записаны X. Есбергеновым в 1994 году в городе Чимбае. Согласно этим сведениям отдельные части каракалпаков из племени Ктай до перекочевания в Туркестан жили на территории Хорезма около озера Сары камыс. Нам не известно о каком «Сары камыс» идет речь, в настоящее время мы можем лишь предполагать, что речь идет об озере Сары камыс, которое находится на западной территории Каракалпак-стана, ближе к Устюрту. Здесь на крайней западной окраине Хорезма в конце XIII—XIX в. возник новый очаг земледельческой и городской культуры.58

Кроме вышеназванных преданий есть еще исторические песни, которые подтверждают сведения о проживании каракалпаков в Хорезме до монгольского завоевания.

Согласно этим сведениям, каракалпаки издревле жили в Хорезме, и после завоевания Хорезма Амир Тимуром каракалпаки перекочевали в другие места, когда столицей Хорезма был город Ургенч, и возвратились тогда, когда Хива стала центром Хорезма.

Сведения о проживании каракалпаков в окрестностях города Ургенча можно увидеть и в произведениях Бердаха, Ажинияза и других классиков каракалпакской поэзии.

Кроме того еще имеются сведения о перекочевании части каракалпаков на территорию Самарканда во время правления Амнр Тимура. Согласно преданиям среди них были каракалпаки из рода муйтен.59 Эти сведения не безосновательны, так как муй-тены издревле проживали на территории Хорезма-

По мнению, Л. С. Толстовой протомуйтены являлись обособленной частью кердерцев, подвергавшись вместе совсеми кер-дерцами тюркизации."0

¡Сходство тамгы муйтенов и тамгы, найденных на монетах удельного правителя Кердера и еще наряду с другими тамгами каракалпакских родов, найденные тамгы муйтенов на стенах То-пырак калы, /построенной в III—II вв. до нашей эры, дает основание предпологать, что,- предки этих каракалг.акских родов, проживали на территории Хорезма и до нашей эры.

57 Есбергенов X.- Хошннязов Ж.-Этнографические мотивы п каракалпакском фольклоре. С. 12—13.

56 Толстов С. П. По следам древнехорезмском цивилизации, С. 309.

59 Пайзуллаева Ш, Аз емесдур каракалпак коп, Н., 1995. С. 70—71.

60 Толстова Л. С. Исторические предания Южного Приаралья С. 71.

Такие же сведения сохранены и в каракалпакских этнонимах. Например, среди каракалпакских родо—племенных названий встречаются родо-племенные названия древних Сармат—аланов. Сарматы встречатся в форме «Самат» родового подразделения муйтенского рода, а древний род Сыйра^ сохранен ввиде«Кара-сыйрак» как родовое подразделение кунградского имангитского рода.6'

;И еще сохранены до недавнего времени род Кердерли в составе муйтенов. Среди каракалпаков рода Кенегес имеется родовое подразделение «Араншы кенегес». Слово «аран» на языке сарматов означает крупное водное хранилище, растение, скот предназначенный для жертвоприношения. Ясно что все это связано с водой. Обращая внимание на это можно предполагать, что название «аран» напоминает содержание слова «Арал»."2

Араны в настоящее время встречается на Устюрте, а некоторые из них до сих пор используется животноводами. Если слова «аран» и «Арал» имеют между собой связь по своему содержанию, в таком случае можно предположить, что кенегесы, прежде всего араншы кенегесы, были связаны с территорией Хорезма, с побережьем Арала начиная с очень ранних этапов истории формирования каракалпаков.

В «Шежире» Бердаха упоминаются кенегесы и мангиты как содержатели аранав, а араны встречаются только на Устюрте или вблизи этих мест, здесь скорее всего указываются, что кенегесы и мангиты жили на Устюрте до перекочевания их за пределами Хорезма. После возвращения в Хорезм кенегес-мангыты переселились не на территорию Устюрта, а на территорию современного Нукусского, Кегейлийского и Чнмбайского районов.63

Согласно мнениям Т. А. Жданко, если кенегесы отделялись как самостоятельный род от мангитского рода, если мангитский род входил в состав каракалпакского народа как племя этого народа после монгольского этапа формирования каракалпакского народа, то получается что кенегесы тоже вошли в состав каракалпаков после монгольского ■ этапа формирования каракалпаков. Но сохранение среди кенегесского рода араншы кенегесови еще найденные кирпичи из стены Топырак калы с тамгой кене-гесов доказывает то, что кенегесы находились на территории Хорезма намного раньше, чем как предполагала Т. А. Жданко.

Есбергенов X. К^оаырат таринхый >;эм мадений естеликлери. С. 8-®2 Там же, С. 9.

ез Жданко Т. А. Очерки исторической этнографии каракалпаков. С. 24, № 5, карта.

В главе рассмотрены легенды и предания о легендарной земле предков каракалпакского народа, которые тоже дают информацию о проживании каракалпаков в Хорезме с древнейших времен.

Несмотря на широкое распространение среди каракалпаков легенд и преданий о проживании предков в Жидели-Байсыне, эти легенды не могут дать информацию о предках всех каракалпаков. Эти легенды популярны только среди каракалпаков арыса кунград, а среди каракалпаков арыса он торт уру встречается очень редко.

Все эти легенды и предания можно условно разделить на две группы, которые отличаются друг от друга по указанию местонахождения местности Жидели-Байсын. Первая группа указывает местонахождение Жидели Байсьша на территории южного Узбекистана, связывая с гор Байсын, а вторая указывает местонахождение Жидели-Байсына на территории Хорезма, и побережьях Аральского моря-

Ученые, изучавшие эти легенды, еще не пришли к единову мнению в вопросе о локализации Жидели-Байсына. Непосред- " ствепно занимавшиеся вопросом локализации Жидели-Байсына И. С. Сагитов64 и Л. С. Толстова65 приходили к мнению о том, что местность Жидели-Байсын ведет свое происхождение от окрестностей гор Байсун.

X. Есбергенов в ходе изучения этнографических мотивов каракалпакского фольклора, стакиваясь с легендами о Жидели-Байсын, высказал свое мнение о том, что Жидели-Байсын находится на территории северного Хорезма. Это мнение поддерживает и Ж. Хошниязов. Он, изучая каракалпакскую версию эпоса «Алпамыс», приходит к выводу о том, что легенды о Жидели-Байсын связаны с территорией Хорезма.

На наш взгляд, ближе к истине мнение тех авторов, которые считают, что легенды о Жидели-Байсын напрямую связаны с территорией Хорезма. Здесь мы опираемся на следующие аргументы:

— Все легенды и предания о проживании предков распространены среди народов Средней Азии — каракалпаков хорезмских, ферганских, бухарских, узбек-каракалпаков самаркандских, узбеков аральских, казахов казалинских, Как нам известно, все эти народы и этнические группы в большой мере связаны с территорией Хорезма, а не с территорией Сурхандарьинской области Узбекистана.

6< Сагитов С. И. К вопросу о локализации легендарной местности Жиде-ли-байсын по данным ботаники//Советская этнография 1968, №1.

05 Толстова Л. С. Исторические предания южного Приаралья, С. 131.

— Все эти ,легенды очень распространены среди родов кун-град каракалпаков и узбеков-

Узбеки-кунграды, живущие в Гиферском, Байсунском, Шир-обадском бекствах были выходцами из Хивы, где состредоточена главная масса этого рода, они перекочевали сюда (в Бухару) лет . 400 назад.66 Кроме того, есть письменный источник, который указывает на то,- что кунградские племена проживали на территории Хорезма в конце XIII р. Эти кунградские племена могли называть первоначально Хорезм Жидели-Байсыном. После переселения частей кунградских племен в другие места название Жи-дели-Байсын могли распространится и в тех местах, где они оседали, как напоминание о родине предков.

Во второй главе диссертации—«Легенды и предания о проживании каракалпаков на побережьях Черного моря, Волги и Урала», — отмечается, что среди каракалпаков очень распространены легенды и предания о проживании предков на территориях Крыма, Волги и Урала, однако они не охватывают (всей части каракалпаков, а дают лишь информацию об отдельных группах. Несмотря на многочисленность преданий, собранных среди народа и содержащих сведения о проживании каракалпаков в Крыму, они не могут дать нам исчерпывающих данных по истории этих групп каракалпаков. В большинстве случаев Крым указывается как место временного проживания предков каракалпаков.

Одно из таких преданий был записан У. Кусекеевым в 1933 году от информатора Нызаматдина Нурымова: «Большинство муй тенов (жили) в Арашш Муйтены произошли от Исы. Иса пришел в Стамбул, оттуда переселился в Крым... Потом они переселились на Едил, Жаик и в Туркестан, уже в Крыму муйтены присоединились к каракалпакам»."7 Таких преданий очень много; помимо них существуют.другие предания, сравнительно подровно рассказывающие о событиях, которые пережили эти части кара: калпаков- . *

А,-А. Соколов записал предание-среди каракалпаков, где указаны, что когда жили муйтены в Крыму, были у них хан по имени Есим,68 имя которго упоминается в предании, записанном Ю. В. Кнорозовым, согласно которому Есим хан вывел свой народ из Крыма, у Есим' хана было прозвише муйтен, он был от-

В6 Цитируется по книге Сптяковского Н. К гениологической таблице. Узбекского рода Кунград. «Изд. Турк. отдела РГО». т. Vil. 1907. С. 28.

Полепые записи У. Кусекеева за . 1933 г. Цитируется по книге: Л. С. Толстова. Исторические предания Южного. Приаралья. M.V 1984. С 101.

ь8 Соколов А. А. Основные этапы, истории каракалпаков. Рукописный фонд библиотеки КК ОАН РУз.

дом Ак-Шолпана. ы Такое же предание было записано А. С. Морозовой в 1945 году от информатора Абдуллы Ибрагимова, согласно которому Есим хан был ханом в Крыму.70 Все эти предания указывают на то, что каракалпаки, в .частности род.муйтен, входившие в состав каракалпаков как родовое подразделение арыса кунград, временно проживали в Крыму.

Есим хан в вышеуказанных преданиях упоминается как хан каракалпаков, правивший в Крыму в период переселения каракалпаков из Крыма в Едил-Жаик, Л. С: Толстова, анализируя легенды и предания, дающие информации о путях передвижения в ходе переселения муйтенов, указывает две пути переселения: — первый-южный путь, а второй-северный. По ее мнению, северный путь переселения муйтенов из Едил-Жаика в Турекстан и затем в Хорезм отражает сравнительно недавний период истории 200—400-летней давности. Основным путем их переселения, по легендам каракалпаков-муйтенов, является северный путь-71

Согласно мнению X. Есбергенова все эти предания относятся не к самим каракалпакам, а к печенежскому слою этногенеза каракалпаков.72

Опираясь на вышеуказанные мнения Л С. Толстовой и X. Есбергенова сведения о Есим хане можно отнести к периоду до монгольского завоевания, так как легенды и предания о Есим хане указывает ранний период, чем легенды о поголовном истреблении муйтенов Жаилганом. Согласно преданию, записанному Ю. В. Кнорозовым, Есим хан был отцом Ак-Шолпана, в таком случаем, легенды о выведении Есим ханом своего народа из Крыма, как нам кажется, хронологически совпадает со временем возникновения легенд о поголовном истреблении муйтенов Жаилганом, эти разные легенды как-будто описывают одно и тоже историческое событие.

Согласно легендам, после истребления муйтенов Жаилганом живыми остались два мальчика, их воспитывает Ак-Шолпан, имя которой сохранена в виде урана (клич) муйтенов—каракалпаков, а «Жаилган» — уран кунгратов—каракалпаков, кунграты, по мнению Т. А. Жданко, присоединились к каракалпакам в монголь-

69 Полевые записи Ю. В. Книрозова, Цитируется по книге: Л. С. Толстова. Исторические предания южного Прнаралья. С. 89.

70 Цитируется по книге: Л. С. Толстова. Исторические предания южного Приаралья С. 89.

71 Там же. С. 96—101.

72 Есбергенов X. Хошниязов Ж. Этнографические мотивы в каракалпакском фольклоре. С. 33.

2-3274

17

ском этапе формирования каракалпаков.73 Значить есть основание полагать, что легенды о поголовном истреблении муйтенов Жаилганом могли йозникнуть во время завоевания монгольскими кунгратами Крыма, где в то время проживали часть каракалпаков-

Сведения о том, что отдельные группы каракалпаков проживав ли в Крыму, имеются так же в произведениях Жийен Жырау и в народных песнях, сохранившихся до наших дней.

В вышеуказанных преданиях отражены события, пережитые теми группами каракалпаков, которые проживали на побережьях Черного моря, после чего они возвратились на свою родину—в Хорезм, через территорию Волги и Урала.

Согласно, легендам, побережья Волги и Урала были заселены частями каракалпаков, переселившимися из побережья Черного моря и из Хорезма, а часть каракалпаков, проживавшие в Крыму, переселились сюда из-за войн, а вторая часть этих каракалпаков пришли из Хорезма после вторжения войск Чингиз хана, а затем Амир Тимура в Хорезм. Согласно этим сведениям, эти группы каракалпаков некоторое время проживали в побережьях Волги и Урала.

Кроме того среди каракалпаков бытуют многочисленные легенды и предания, связанные с именами Едиге, Орыс. бия, Ор-мамбет 0ия, Асан кайгы, Жийренше шешен, которые считаются предками каракалпаков. Как нам известно, они были тесно связаны с ногайским политическим объединением, существовавшее как самостоятельное государство в XIV—XVII вв. у побережья Волги и Урала. Все эти данные указывают на то, что отдельные группы каракалпаков входили в состав ногайского ханства, после распада крторого эта часть каракалпаков возвратилась в Хорезм.

В третьей главе — «Легенды о проживании каракалпаков в Туркестане»—анализируются легенды и предания, содержащие информацию о каракалпаках, которые временно проживали на берегу Сырдарьи, которая считалась «землей отцов—Туркестан» (Ата журтым—Туркестан).

Эти сведения подтверждаются письменными источниками, по их данным уже в конце XVI в. каракалпаки проживали в этих местах.

Тщательный анализ легенд и преданий каракалпаков показывает, что каракалпаки пришли на территорию Туркестана с двух сторон. Когда часть каракалпаков переселилась в эти места из побережьев Волги и Урала после распада Ногайского объеди-

73 Жданко Т. А. Очерки исторической этнографии каракалпаков. М.—Л, 1950. С. 116.

нения, здесь уже проживала другая часть каракалпаков, которые, на наш взгляд, переселились в эти места из Хорезма.

В диссертации проанализированы многочисленные легенды о Батыр хане. Эти легенды существуют в различных вариантах, однако основываются на одном историческом событии- Во всех легендах упоминаются имена Батыр хана, Тауке хана и Тобет бия. Согласно этим преданиям, Батыр хан являлся ханом каракалпаков, отцом которого был Тауке хан. Батыр хан был убит одним из своих подданных—бием Тобет, после чего все каракалпаки были изгнаны из Уллы тау.

Разные варианты легенды о Батыр хане условно можно разделить на две группы, которые отличаются, прежде всего, содержащимися в них сведениями. Первая группа легенды своим возникновениям соответствует эпохе правления Тауке хана (1680 — 1718), которые дают информацию о проживании частей каракалпаков в Уллы тау в начале XVIII в. Вторая группа этой легенды отличается от первой своим содержанием, где уже встречаются имена исторических личностей, как Асан кайгы, его сын Абат, Жанибек хан. Согласно этой группе легенды, каракалпаки пришли в Уллы тау, когда Асан кайгы было 80 лет. В конце этих преданий идет речь о тех же событиях, которые есть и в первой группе.

На наш взгляд, эти предания рассказывают о событиях в '.период правления обеих Тауке ханов, то есть Тауекел хана (1580 —1598) и Тауке хана (1680—1718). Во время правления первого, возможно, каракалпаки переселились в Уллы тау, а во время правления второго, были изгнаны из этих мест. Возможно эти события легли в основу двух разных легенд и со временем, в виду их схожести, они слились в одну, сохраняя сведения о проживании каракалпаков в Уллы тау.

В этой главе, проанализируется предание, которое так же дают информацию о проживании каракалпаков в Туркестане, которые подтверждаются письменными источниками, по которым Турсын хан был независимым правителем Туркестана в начале XVII в.

Согласно преданию, Турсын хан был ханом каракалпаков, владение которого находился в соседстве со владением казахского хана Есим хана. После. некоторых политических событий, происходивщихся в Туркестане, Есим хан со своими войсками нападает на ханство Турсын хана и разоряет каракалпаков.7,4

7+ Полевые материалы сектора истории дореволюционного периода собранные во время экспедиции в Тахтакупырском и Муйнакском районах в 1961 г. № 9 п, з. информатор Тилеумуратов Жумамурат, т. I, Рукописный фонд КК ОАН РУз, Р—101.

Эти сведения подтверждаются письменными источниками, написанными среднеазиатскими историками средних веков, которые дают информацию о нашествии Есим хана и убийстве им Турсын хана в.1628 году.

Это совпадение сведений из исторических источников с данными фольклора, выдвигает перед исследователями новую задачу—выяснения происхождения, роли и отношения- к каракалпакам Турсын хана, так как в исторических источниках он упоминается как казахский хан, и таким образом возникает вопрос, требующий более внимательного подхода к этой личности-

Было уделено внимание на легенды и предания об Амангел-ди, которые тоже содержат сведения о проживании части каракалпаков в Туркестане, в районе Миян кол, в подданство Ко-кандского ханства. Часть этих каракалпаков, в связи с драматическими политическими событиями, не подчинившись Коканд-скому хану, перекочевали оттуда и возвратились на свою родину—территорию нынешней Республики Каракалпакстан, а часть каракалпаков оставалась в пределах Кокандского ханства. Эти сведения тоже согласуются со сведениями других исторических источников.

В заключении диссертации подведены итоги, сделаны выводы и обобщения, которые сводится к следующему:

— Основной родиной каракалпаков является территория Хорезма. Именно здесь, в пределах территории Хорезма, происходил процесс формирования каракалпакского народа, предки которых восходят к древним жителям, проживавших в нижних течениях Амударьи и Сырдарьи. В средние века, в связи с трагическими политическими и экологическим явлениями, часть каракалпаков покинула территорию Хорезма и переселилась за его пределами, но с течением времени вновь возвратилась на свою родину—в Хорезм. Параллельно, в это время основная часть каракалпаков продолжала оставаться на территории Хорезма.

— Отдельные группы каракалпаков, которые проживали на территориях Волги и Урала, на побережьях Черного моря, были выходцами из Хорезма, проживание которых в тех местах имеют временный характер. С течением времени они возвратились снова на свою родину—в Хорезм. В это время другая часть каракалпаков переселилась на территорию Жидели-Байсын, название которого первоначально связано с территорией Хорезма, а потом стало применяться по отношению к районам южного Узбекистана.

— Каракалпаки, временно проживавшие в Туркестане, тоже были выходцами из Хорезма, сюда часть каракалпаков переселилась при возвращении на свою родину—в Хорезм, из побережьев Волги и Урала. Кроме того в эти места часть каракалпаков пе-

эссслилась на наш взгляд, прямо из Хорезма,в связи с происходившими там политическими и экологическими явлениями в средневековье, а так же из южного Узбекистана, туда также пересе-чнлась из Хорезма.

. Таким образом,, на основе исследований, мы можем с уверенностью сказать, что каракалпакские легенды и предания, как и другие исторические источники могут стать ценными источниками при' изучении истории каракалпаков и Каракалпакстана в целом. Эти легенды и предания, как все жанры фольклора, возникли на основе исторической действительности, поэтому сохраняли в себе различные ценные сведения, необходимые для исторической науки. В какой-то мере эти сведения дополняют данные письменных, археологических и других, исторических источников-

В связи с тем, на основе вышесказанного, требуется более глубокое изучение как каракалпакских легенд и преданий, так и других жанров фольклора, как содержащие ценную историческую информацию и которые могут служить в расширении исто-чниковой базы исторической науки Каракалпакстана.

Глубокое изучение каракалпакского фольклора в целом, легенд и преданий в частности, тщательное сопоставление различных вариантов с письменными, археологическими, этнографическими источниками, поиск путей исследования и методов, несомненно в будущем в значительной стененн восполнит «белые пятна» нашей истории. В изучении духовного наследия народов нашей Родины огромное место занимают легенды и предания каракалпакского народа, ибо это—живая память наших предков.

Материалы и сведения, почерпнутые из огромного корпуса легенд и преданий каракалпакского народа и соседних с ним народа, их источниковедческий анализ, несомненно, послужит основным подспорьем при изучении нашего славного прошлого и выполнит роль хрестоматии в вузовских и школьных учебниках.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Значение устных источников по истории каракалпаков.//

Тезисы докладов республиканской научно-теоретической конференции: «Актуальные проблемы истории Ка-ракалпакстана»./Нукусский государственный университет, Институт истории, языка и литературы им Н. Давкараева КК ФАН РУз, Нукус—1991, С. 28—29.

2. Фольклор «рулпац» >^эм «цалпа^» терминлери ^аь^ында,

//Вестник Каракалпакского отделения Академии Наук Республики Узбекистан. Нукус—1993, №3, С. 119—121.

3. К^рацалпац нор а йлы - ау^амына ^а.тна.сы ^авдьшда.//Вест: ник'Каракалдакскрго. отделения Академии НаукРес-' "публики Узбекистан,- Нукус—1994, №4,: С. 133—135.

'4. íypcын" хан ^аэдында ацыздагы, марлыуматлар.//Вестниь Каракалпакского. отделения.:Академиц.наукРеспубли-ки Узбекистан; Пукуе—1995, .ЛгЗ, С. 84-г-8б. '

xiн - xvii АСРЛАРДАГИ кора^АЛПОТС тарихининг . афсонавахалд ривоятларидааксэтилиши

;-'(^яскачл мазмуни) - '

.УзбекЕстон.1- республика си- ;уз. муста^кллиги.ни .-^ул^а кирит-гандзн кейни, унппр тзркибидагп К°рацалпаРистои -Суверен Рес-иубликасйда миллий давлатчилик асосларига катта эътнбор царахилдп, 'мшушй'^адри.»тларни тиклат-учун »бо-й маданий ?ме-роЦа,, мурожаат- цилинди. Сунги-йидларда -Кора^алпористон та-рихиникг куплаб; масалзлзри- -билам . боглик- бирг^анча илмнг асарлар .дьлок ^нлинди, биро^.>;али-<ишлаимаган- куплаб муам-молар бор. Шундай-муаммол&рдан бйри-цора^алпоц тарихий рнвоят ва афсонзл.ариед тарийхий манба сифатида урганиш хи собланадгь Чунки уларндаг- урганилиши ^орацалло^■• халкн ' та-рихи учун-янги маълумотлар- бериши- шуб^асиз.

. Илмцй иш:»кирищ,. учта булиму хулоеава цулланилган манба ва адабиетлар руйхатидан иборат. .

Ккриш- ^исмида мавзунингдолэарблигиу изланишнинг аниь мак;сади ва вазифалари -хасида ; фнкр юритилади. Диссертациг мавзуеи билан богллк тарихпй ёзма манбаларнинг- илмий-наз^ рий адабиётларда-ёритилиигига характеристика бёрилади.'Ишниш илмий янгилигига ва амалий а^амиягига эътибор ^аратилади.'

Биринчи булимд^™^ора^алпо^ларнинт ^адимдан Хоразм худу дида яшаганлиги ^з^ида маълумот бёрувчи 'фольклордан олингаь куплаб; тарихий- маълумотлар - берилган. 1^ора^алио^ларнинг Хо размдан ташкари. Крнига,.. Волта-ва Урал._,буйдарш\а..ва<Уртг Осиёшгнг бонща жойларига тарцалиб кетганлиги курсатиб ути лади. ....... . . ...

Иккинчи булимда. эса . цора^адпгщларшшг.. бир цисми Коре денгиз, В.олга ва Урал буйларида .вацтанча; яшаб, .яна уз ватан лари—Хоразмга ^айтганликлари т^а^ида .маълумот ■ берувчи аф сона ва ривоятлар куриб.; чикнлган.

Учинчи булимда эса ^фольклор.-- материаллари. асосида цора 1$алпо^ларнинг бир.,..^исм и. Туркистоцда ?дскм. сураётгам' у-ёки 6} хонлик цул .остигаг.^арашлн-Сирдаре ,. буйдзрида-; кучиб яша( юрганликлари ^а^идаги масала куртага, лашланзди.

Диссертация охирида ишга умумин хулоса,ясалзди.

THE REFLECTIO/V KARAKALPAKS HISTOPY OP XIII-XVlI CENTURIES IN ITS LEGENDS AND TRADITIONS

Ailer Iiavinq found sovereignly, the U2bek Republic and Karakalpak repuhlic, pay qreat atlentl n to deiermininq the foundations of national statehood, reverting to the roots of rich cultural heritaqe in order to lestare national values, Lalely numerous scientific works were issued on various problems bound with the history of Karakalpakistan, but there are a lot of problems to he investiqated. One of such sciend problems iz to studu the Karakalpak ancient legends as a historical source, investigation of which could qive new facts on the history of Karakalpak people.

The work consists of an introduction, three chapters, conclusion and list of references and literature.

In the introduction, the actuality of the theme is based, the co-ncreteabjectiven vand problems vare set. Scientific novelty and practical significance is determined and the characteristics of sources, and a review of scientific literature on disse.tation are qiven.

In the fiist chapter numerous historical sources are listed from karakalpak folklore, which provide information about karakalpaks having Inhabitid fn Khore2m since olden times and pointed out the problem dealing- with migration of karakalpaks beyond the boundaries of Khoresm, particularly to Crimea, along the Volga, the Urals and other places of Central Asia.

In the second chapter theie are considerable information about some Karakalpaks who lived temporarily along the coaslal part of the Black sea, alonq the Volga, in the Urals, and later returned to their homeland—Khoresm.

In the third charter, the problems of migrating and inhabiting some parts of karakalpaks along the river Syrdarya who took the citizenship of khans existing in Turkestan, on the basis of folklore sourses is explained.

At the end of the dissertation summarizing conclusion about the work are made.

S3