автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: История партии "Дашнакцутюн" с 1890 г. по 1907 г.
Текст диссертации на тему "История партии "Дашнакцутюн" с 1890 г. по 1907 г."
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
На правах рукописи
КИРАКОСЯН Наира Бениковна
ИСТОРИЯ ПАРТИИ «ДАШНАКЦУТЮН» с 1890г. по 1907г.
Специальность 07.00.02. - отечественная история
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Научный руководитель - кандидат исторических наук, доцент Н.Д. Ерофеев
Москва 199 9
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................ 3
Глава 1. Образование и деятельность партии
«Дашнакцутюн» (1890-1898гг). § 1.Образование, программа, организационная
структура и состав партии «Дашнакцутюн»...........2 4
§ 2.Деятельность «Дашнакцутюн» на территории Ирана и
Турции........................................... 4 6
§ 3.Деятельность боевых групп партии.
«Дашнакцутюн» ................................... 57
Глава 2. Деятельность партии«Дашнакцутюн»
с 1899-1902гг............................... 68
Глава 3. «Дашнакцутюн» в период 1903-1907гг.
и ее деятельность на территории Российской империи. § 1.Третий съезд партии. Сасунское восстание.
Покушение на Абдул Гамида......................... 87
§ 2. События 1904 - 1905гг. на Кавказе................ 99
§ 3.«Дашнакцутюн» и партии России
в 190 6-190 7гг................................... 124
Заключение ......................................... 146
Приложение.......................................... 151
Библиография ....................................... 189
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время история национальных политических партий привлекает внимание ученых России, стран СНГ и зарубежных исследователей. Это, в первую очередь, обусловлено значительностью данной
проблематики, имеющей важную роль в полинациональных государствах, обретших независимость и пытающихся найти оптимальную форму государственного устройства. От решения таких вопросов как выявление природы многопартийности в России, соотношение общероссийских и национальных партий, определение путей решения национального вопроса в полиэтнической стране - зависит и дальнейшая перспектива демократических преобразований в России и обеспечение гарантированных прав личности вне зависимости от ее национальности.
К сожалению, в советской историографии при изучении истории партий их деятельность подчинялась постулатам истории КПСС, а противостоящие ей политические партии характеризовались как неоправдавшие свои исторические миссии и зачислялись в разряд «реакционных». Поэтому освещение генезиса и деятельности этих партий было весьма поверхностно и носило обзорный характер. Та же участь постигла и национальные партии. Современная же историография, отказавшись от марксистско-ленинской методологии, еще находится в поиске новых подходов к разработке такой
сложной проблемы, какой является история национальных партий России.1
В конце XIX - нач. XX вв. В Российской империи и на ее окраинах стремительно развивались революционные движения. Возникали различного рода политические партии и течения, боровшиеся против самодержавия. Одной из таких партий была «Дашнакцутюн» (Армянский
Революционный Союз), значившаяся в царской охранке как организатор закавказского антигосударственного
движения. Это была самая многочисленная и влиятельная армянская партия, состоявшая из 3233 групп, из которых 2311 действовали в Российской империи. К 1907г. дашнаки насчитывали в своих рядах около 165 тысяч членов. Возникшая первоначально в целях освобождения Турецкой Армении, она тем не менее вела активную революционную борьбу на территории Российской империи. Причиной этому послужила «русификаторская» политика царского
правительства, проводимая в жизнь Наместником Кавказа князем Голициным. Закрытие армянских школ и конфискация их имущества, а за тем конфискация церковного имущества привели к тому, что дашнаки приняли решение начать революционную деятельность в России.
Основные свои задачи партия видела в защите экономических, политических и национальных интересов армян. Именно обострение национального вопроса и послужило основной предпосылкой возникновения «Дашнакцутюн».
Армянский вопрос, как и все прочие вопросы, которые были частью восточной проблемы (Турция),
1 История национальных политических партий России, М.,19 97, С.5-6
решался не самодеятельностью армян, а соотношением сил государств, интересы которых сталкивались на Востоке. Для международной дипломатии Армения служила лишь объектом разнообразных комбинаций в достижении собственных целей.
Гнет, порабощение, экономическая эксплуатация, политика насильственной ассимиляции, проводимая Османским правительством в Турецкой Армении, создавали почву для национального сплочения, роста национального самосознания и формирования идеологии нации. И несомненно ведущая роль в этом процессе принадлежала интеллигенции. «Никто не жаждет так страстно величия собственной нации, - писал К. Каутский», - как интеллигент, особенно если он принадлежит к маленькой нации». Такой была и армянская интеллигенция.
Армянская общественность (духовенство и
интеллигенция) рассматривала восточный вопрос с точки зрения интересов армян. Ориентация их изменялась с изменением соотношения сил великих держав. Это положение объясняется тем, что армянские политики твердо усвоили положение, что решающим фактором в решении общественных проблем является сила и поэтому следует обращаться к наиболее сильному государству, которое будет в состоянии разрешить армянский вопрос, то есть сможет создать «автономную» Армению под протекторатом того или другого великого христианского государства.
Однако со временем армяне стали понимать, что без
2
Каутский К. Национальные проблемы, Птг., 1918г., С. 51
самодеятельности, агитации и пропаганды, устной и письменной, невозможно завоевать симпатии других стран и наций, нельзя получить помощь других государств, а следовательно, невозможно добиться освобождения, и что эта работа может продолжаться долгие годы и десятки лет. В 18 63г. один из армянских политических деятелей С. Нораткунян в своем письме к одному из представителей армянского духовенства, предлагает политическую программу освобождения армян, в которой говорилось о том, что надо последовать примеру других освободившихся наций (болгары).
Известный армянский публицист С.Назарян считал, что залог освобождения армян лежал в политической самоорганизации нации для образования суверенного государства. Государство, в его представлении, являлось рычагом и общественно организованной силой для осуществления высшей идеи нации. При определении основы нации С. Назарян отмечал язык и культуру, отрицая религию как элемент нации, а богатство он считал основой прогресса.3
Соглашался с С. Назаряном литератор и публицист М. Спандарян. Однако он добавлял, что базой для организации государства служит территория, на которой живет нация. По мнению М. Спандаряна, нет нации без территории, населенной «членами нации». Только на национальной территории возможно развитие языка и культуры как основных элементов национального объединения и самостоятельности. Активными силами
3 Акнуни Д. «Рус асаракакан заргацум» (Развитие русского гражданского общества), Эчмиадзин, 1922г., т.2, С. 203
нации, в его представлении, являлось духовенство и купечество; остальные слои населения не могли играть существенной роли. В противовес этим мнениям газета «Порте» («Опыт») считала, что спасением армян может стать реальное осуществление конституционных положений, способных обеспечить права армян в Турции, и была против восстания.
Все направления армянской политической мысли конца XIX века сходились в одном: для армянского народа необходимо государство с единой территорией, населенной этим народом.
Нужна была организация, которая смогла бы сплотить вокруг себя все слои населения и возглавить национально-освободительную борьбу.
В этой ситуации на политическую арену вышла партия «Дашнакцутюн» («Союз Армянских Революционеров»), которая объединила представителей различных течений армянской политической мысли и поставила цель национальное освобождение армянского народа.
В отечественной исторической науке советского периода исследования носили гиперкритический характер оценок различных движений, политических сил в армянском национально-освободительном движении, в частности партии «Дашнакцутюн». Конечно же о национально-освободительной борьбе умолчать было нельзя. И народ знал имена некоторых героев (Сероб Ахпюр, Андраник, Апро, Мурат и др.), но совершенно не имел представления, что эти люди принадлежали к дашнакской партии. Приведем еще один пример. В 19 65г. был установлен огромный монумент в память о Сардарапатской
битве, после которой была провозглашена независимая Армения.4 Но и здесь не было упомянуто, что битва была выиграна под руководством дашнаков. Создавалось впечатление, что появлялись отдельные личности в решающий момент и брали руководство народным сопротивлением на себя. А борьба в Турции представлялась как спонтанное сопротивление народа. Фактически желание умолчать об истинной деятельности «Дашнакцутюн» приводило не только к тому, что в истории не была освещена реальная деятельность партии, но и к тому, что сам исторический процесс тех лет оставался не раскрытым до конца.
Для наиболее полного представления о партии «Дашнакцутюн», в данной работе будет сделана попытка рассмотрения аспектов создания партии и ее деятельности в конце XIX - начале XX вв., время, когда была создана партия, когда она окончательно оформилась и достигла наибольшей популярности и массовости. Это обусловило хронологические рамки работы, которые охватывают период с 1890г. по 1907г.
Рассматривая в диссертационной работе, историю партии с 1890 по 1907гг., автор анализирует причины и сам процесс ее образования, идейного и организационного
''Воспользовавшись тяжелым положением империи после революции, Турция решила забрать под свою власть почти все Закавказье. Турецкие войска продвигались вглубь Армении и почти дошли до Еревана. В 30-и километрах от Еревана, 21 мая в Сардарапате, под руководством генерала Силикяна, полковника Великяна и др. был дан бой турецкой армии. По призыву дашнаков в этой битве участвовал весь народ. Войску помогали женщины, старики и дети. После победы в Сардарапате, 28 мая, турецкие войска отступили по всему фронту.
оформления, характеризует организационную структуру, программу, численность, социальный состав, динамику развития, тактические принципы партии, ее отношение к другим общероссийским политическим партиям и движениям.
В данной работе мы попытаемся выяснить причину роста революционной активности дашнаков и картину их деятельности в России.
Автор также будет рассматривать в работе деятельность партии «Дашнакцутюн» на территории Турции и Ирана в конце XIX - начале XX века, поскольку эта ее деятельность имела немаловажное значение в истории партии.
Также будет проведен анализ причин, вызвавших рост массовости партии «Дашнакцутюн» в рассматриваемый период.
ИСТОЧНИКИ
Источниковую базу для диссертации составили документы и материалы разного вида и типа, опубликованные и хранящиеся в архиве. Следует отметить, что с источниковой базой существуют проблемы. Дело в том, что в России, Турции и Иране партия находилась на подпольном положении. Следовательно основные документы партии хранятся за рубежом (к сожалению, автор не имел возможности изучить их), а в России есть лишь те материалы, которые так или иначе оказались в правоохранительных органах.
Прежде всего нас интересовали партийные документы,
которые можно разделить на несколько группировок.
В первую очередь это общепартийные нормативные документы. Они представлены программой принятой на съезде Армянского Революционного Союза в 1894г. , программой, принятой на съезде в Брюсселе в 1907гб и уставом принятом на втором съезде партии в 1898г . Данный источник позволяет охарактеризовать такие вопросы темы как цели и задачи партии, ее организация, механизм формирования финансовых средств. Программа 18 94г. имела ярко выраженную национальную окраску, придавая первостепенное значение восстановлению армянского национального государства. Исходя из анализа этой программы можно заключить, что на ее основе создавались предпосылки для организации широкого национально-освободительного движения, для объединения на одной платформе разных общественно-политических направлений. Поэтому программа носила компромиссный и отчасти противоречивый характер. На съезде в Брюсселе был окончательно утвержден Кавказский проект программы партии, который начал создаваться еще в 1905г. Этот проект можно было назвать программой - минимум «Дашнакцутюн», ибо он задал тон в дальнейшей борьбе партии. Кавказский проект содержал два раздела политико-правовой (о политическом и правовом устройстве Западной Армении и Закавказья) и экономический. По
5 Программа Армянского Революционного Содружества, 1894г., «Дрошак» («Знамя»), Вена, 1894г., N2
6 Программа Армянской революционной и социалистической партии «Дашнакцутюн», ГАРФ, фонд 112, опись 1, Л.8-12
7 ГАРФ, ф. 112, оп.1, д.688
сравнению с программой 1894г. дашнаки большее внимание уделяли экономическому аспекту. В этом разделе отмечается сходство с требованиями эсеров (в частности требование социализации земли). В проекте говорилось также об удовлетворении интересов городских и сельских рабочих. В целом, Кавказский проект, как и первая программа, носил компромиссный характер, но в отличии от нее большее внимание уделял экономическим и социальным вопросам. На съезде в Тифлисе в 18 98г. был детально разработан партийный устав. Этот устав дает нам полное представление о структуре партии (ее составе, организациях, входивших в партию и их компетентности), внутрипартийной дисциплине и некоторых направлениях ее деятельности (террор, партийная печать) .
К другой группе партийных документов относятся протоколы, постановления и резолюции общепартийных съездов и центральных партийных органов, которые дают нам представление о текущей деятельности партии. В нашем распоряжении были такие документы как: постановления и резолюции Эчмиадзинского
общеармянского собрания о признании церковных и монастырских имений национальной собственностью, об организации управления школьными, экономическими, административными и имущественными делами8; протоколы собраний Восточного Бюро9; протоколы Районных собраний
8 ГАРФ, ф. 112, оп.1, д.688
9 Там же, д.870
партии10; постановление Районного собрания об отношении «Дашнакцутюн» к отделившимся от нее организациям11.
К общепартийным документам относятся воззвания и листовки, содержащие обращения к населению. Сохранились такие общепартийные воззвания, как:
«Сословие, класс, партия» об общественном устройстве и
12
о партиях, защищающих интересы различных классов ; «Государственная Дума или Учредительное собрание», в котором критикуется новый государственный орган и формулируются основные требования народа (рабочего класса)13. Наряду с общепартийными сохранились листовки и воззвания местных партийных органов. Например, «Протест рабочих», призывающая не поддаваться на агитацию за участие в национальных столкновениях; листовки Тифлисского ЦК, содержащие руководство к действию в случае погромов и пожаров, организованных хулиганами и провокаторами14.
Автор использовал в качестве параллельного источника материалы периодической печати, прежде всего центрального органа партии, газеты «Дрошак» («Знамя»),15 издававшейся с 1890г. в Вене, а затем с октября 1896г. по настоящее время в Женеве на армянском языке. Прежде всего эти материалы позволяют глубже понять программные документы. В статьях теоретического характера обстоятельно разъясняются концептуальные положения
10 ГАРФ, ф. 112, оп.1, д. 870 (1)
11 Там же, д.870 (2)
12 Там же, д.870 (3)
13 Там же, д.870 (3)
14 Там же, д.870 (2)
15 «Дрошак», 1891 по N25 1896г. Вена, с N26 1896г. - 1908г., Женева
партии. На основании газетного материала можно судить о том, какие мнения, оттенки, разногласия существовали в партии по теоретическим, программным и тактическим вопросам, какую роль играла партия в тех или иных политических событиях, каковы были ее отношения с другими политическими и общественными организациями, об источниках финансирования партии и т.п. Кроме того, многие резолюции партии сохранились только на страницах «Дрошака», что фактически стало единственным свидетельством тех или иных решений партийного руководства. Также газета постоянно публиковала со своими комментариями выдержки из европейской прессы относительно армянского вопроса. Это позволило автору составить представление об отношении дашнаков к политике Европы в Малой Азии. Из периодических изданий для нас представляет интерес газета «Зеркало мировой прессы»,16 которая издавалась в Ереване в 199119 92гг. (публикации статей из зарубежной прессы) и была использована автором при написании био