автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: История распространения духовной литературы и духовного просвещения на территории Прибайкалья в XVII - начале ХХ вв.
Текст диссертации на тему "История распространения духовной литературы и духовного просвещения на территории Прибайкалья в XVII - начале ХХ вв."
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
ХАРЧЕНКО ЛЮБОВЬ НИКОЛАЕВНА.
История распространения духовной литературы и духовного просвещения на территории Прибайкалья
в ХУП-начале XX вв.
специальность 07.00.02 Отечественная история
ДИССЕРТАЦИЯ
На соискание ученой степени Кандидата исторических наук
Научные руководители:
Д. И. Н., ПРОФЕССОР ДАМЕШЕК Л. М., К. И. Н., ДОЦЕНТ ГАПОНЕНКО В. В.
Иркутск, 1999
Оглавление
Введение ........................-................................................................................ 3
Глава I Проникновение и распространение духовной литературы и духовного просвещения на территорию Прибайкалья в XVII-XVIII вв.
1.1 Проникновение и распространение русской духовной книг на территорию Прибайкалья в XVII-XVIII вв.
............................................................................................................................................32
1.2 Монастырские и церковные библиотеки, личные книжные собрания прибайкальского духовенства в конце XVII-XVIII
1.3 Духовная школа Прибайкалья в XVIII в............................66
Глава II Духовная литература и просвещение Прибайкалья в первой половине XIX в.
2.1 Реформы духовной школы Прибайкалья в первой половине XIX в..........................................................................................................—91
2.2 Роль Иркутского отделения Российского Библейского общества в распространении духовной книги в Прибайкалье (1819-1828)..........................................................................................................................123
2.3 Книжные собрания прибайкальского духовенства, библиотеки церквей и духовных учебных заведений.................................133
Глава III Духовная литература и просвещение Прибайкалья (1861-1917).
3.1 Начальное духовное образование. (1861-1917)........ 153
3.2 Иркутская духовная семинария и духовные училища 174
3.3 Духовные библиотеки Прибайкалья..................................... 182
3.4 Переводы богослужебной и учебной литературы православными миссионерами Прибайкалья на монгольский
язык........................................................................................................................„..197
Заключение...................................................................-.........................................223
Библиография.........................................................................—...................235
Приложения........................................................................................................2 5 4
Введение.
Актуальность темы. Распространение просвещения, формирование и пополнение книжных коллекций, образование частных книжных собраний являются важнейшими показателями прогресса в культурном развитии любого общества. Очень важно объективно и по достоинству оценить все аспекты этого развития. Духовная книжная культура и соответствующее ей просвещение на протяжении длительного периода с начала Октябрьской революции 1917 г. и до второй половины 80-х годов, как целостная система, советскими историками не рассматривались. Меж тем они играли важную роль в культурном развитии Прибайкалья на протяжении обозначенного исследованием периода. Духовная книжная культура и просвещение стали неотъемлемой, закономерной частью органичного историко-культурного процесса, актуальны и представляют научно-практический интерес с точки зрения истории культуры, культурологии, библиотечного дела, сибиреведения.
Политические и социально-экономические преобразования, происшедшие в нашей стране в течение последнего десятилетия, повлекли за собой серьезные изменения во всех сферах. Они дали возможность современным историкам, на основе сохранившихся документов, более объективно и разносторонне рассматривать исторические и историко-культурные процессы развития дореволюционной Росси. Идеологическое здание, возводившееся на протяжении всего советского периода, неожиданно быстро разрушилось, образовалась опасная пустота безверия. В этот период и возникла идея духовного возрождения ния России, уходящая своими корнями в православие.
Распространение христианства на территории Восточной Сибири в целом и Прибайкалья в частности тесно связано с освоением и заселением новых земель русскими и относится ко второй четверти XVII столетия. Одновременно с этим процессом происходит проникновение и распространение духовной литературы и просвещения, представляющими большой интерес в контексте культурно-исторического развития рассматриваемого нами региона. Актуальность изучения духовной книжной культуры и просвещения сегодня обусловлена их непосредственным влиянием на формирование внутреннего мира человека, т. е. «души» и его социального бытия. Проблема получения системного научного знания по истории духовной книжной культуры и просвещения продиктована необходимостью изучения культуры в целом, как сложной социальной подсистемы общества. Возможность разрешения этой проблемы представляется с помощью целого комплекса научных направлений, ориентированных на изучение книжной культуры и просвещения в различных аспектах: историографии и источниковедения истории культуры Восточной Сибири, истории культуры, библиотечного и книжного дела, просвещения, и др. С этой точки зрения, предложенная нами тема актуальна и представляет вполне определенный интерес.
История проникновения и распространения духовной литературы и просвещения является одним из аспектов истории русской культуры Сибири, научная разработка которой сегодня актуальна как никогда. Тем более, что она не только не получила достойного признания, но и всегда воспринималась с изрядной долей скептицизма. Истинную причину такого отношения, на наш взгляд, высказал П. Н. Милюков: «Разница в характере разрыва русского и европейского общества с их прошлым более всего объясняется различием в культурной роли их веры. Британская религия взрастила и воспитала британскую
мысль и сама вместе с ней выросла: вот секрет господства религиозных идей над умом даже современного британца. Французская религия , напротив, сделала все усилия, чтобы воспрепятствовать развитию современного научного и философского духа; отсюда враждебное отношение к ней француза. Что касается русской религии, она не имела возможности сделать ни того, ни другого. Она не возбуждала мысли к деятельности и не преследовала ее инквизиционными трибуналами. Вот почему отношение интеллигентного русского к религии осталось таковым, каким создала это отношение история, - безраз-
1
личным».
Прибайкалье, как и Сибирь в целом, имело свои особенности социально-экономического развития, которые состояли в отсутствии крепостного права, население, по сравнению с европейской частью России, пользовалось большей свободой передвижения и выбора занятий. Эти обстоятельства нашли отражение в развитии культуры. Иркутск, административный центр Прибайкалья, являясь далекой провинцией государства Российского, не только не отставал в культурном отношении от провинциальных городов европейской части страны, но иногда и превосходил их. Этому способствовало его положение торгово-распределительного центра, через который пролегали пути дипломатических и духовных миссий на Восток, научных экспедиций, политической ссылки.
Изучение исторических аспектов проникновения и распространения духовной литературы и просвещения на территорию Прибайкалья, как уже говорилось выше, имеет большое значение в выявлении уровня культурного развития региона. Деятельность Иркутской епархии оставила заметный след в культурном развитии города и губернии.
История проникновения и распространения духовной литературы и
просвещения на территорию Прибайкалья в XVII-начале XX в. требует внимательного рассмотрения и тщательного изучения.
Объектом исследования является проникновение и распространение духовной литературы и духовного просвещения на территорию Прибайкалья в XVII-начале XX вв.
Для более полного понимания просветительской роли русской православной церкви в рассматриваемом нами регионе и возможности сравнительной характеристики в работе приводятся сведения по истории церкви, духовной книжной культуры и просвещения европейской части России, Западной Сибири и Забайкалья.
Территориально-хронологические рамки исследования.
Административными и торговыми центрами Прибайкалья в конце XVII - начале XVIII вв. считались город Иркутск (1661) и остроги: Илимский (1630), Братский (1631), Усть-Кутский (1631), Верхолнский (1641), Удинский (Нижнеудинск) (1648), Балаганский (1654), входившие в состав Сибирской губернии. В 1719 году она была разделена на пять провинций, одной из которых стала Иркутская вместе с выше указанными населенными пунктами. С 1736 г. провинция возведена в степень отдельной губернии, а с 1783 г. в Иркутске открыто наместничество. Следует отметить, что Киренский и Нижнеудинский уезда до 1764 г. принадлежали Красноярскому воеводскому правлению, входившему в состав Тобольской губернии, а затем были причислены к Иркутской губернии. Наместничество делилось на четыре области: Иркутскую, Нерчинскую, Якутскую и Охотскую. В состав Иркутской области входили города: Иркутск, Кй-ренск, Нижнеудинск и Верхнеудинск. Города Илимск, Балаганск, комиссарства Кудинское, Тункинское, Верхоленское с их уездами «по невыгодности» преобразованы и причислены к округам окрестных го-
родов.
В XVIII-первой половине XIX в. все прибайкальские города находились на разных этапах развития. Бурными темпами в позднефео-дальный период развивался Иркутск, ставший в XVIII в. административным центром и важнейшим коммуникационным узлом Восточной Сибири. Этому способствовало его выгодное географическое положение. В городе разветвлялся Московский тракт, вспомогательные ветви которого вели на северо-восток к Якутску и в Забайкалье. Через Иркутск шла транзитом вся русско-китайская торговля, осуществлялось снабжение колонизуемого северо-востока. Такие города как Верхо-ленск, Киренск, Балаганск и др. представляли разряд «сельских городов». В настоящем исследовании будет рассматриваться территория нынешней Иркутской области, т. е. те населенные пункты, которые можно отнести к Прибайкалью.
Забайкальская часть Иркутской епархии в настоящей работе не рассматривается, т. к. представляет собой тему отдельного самостоятельного исследования.
В фонологическом отношении работа охватывает период второй половины XVII - начала XX вв. С одной стороны хронологические рамки ограничены началом интенсивного освоения русскими землепроходцами обширных территорий Восточной Сибири, с другой - датой Октябрьской революции 1917 г., когда изменилась общественно-политическая ситуация в стране и духовное образование и просвещение, как таковое, было упразднено.
Методология и методы исследования. Понятие «культура» многогранно и применительно ко всем аспектам жизни и деятельности человека, но изучение его правомерно лишь в контексте исторического развития общества. Каждое из направлений культуры может быть рас-
смотрено как отдельная самостоятельная система, обладающая внутренними механизмами развития и способное влиять на все другие направления культуры. Тем не менее, каждое из них имеет свой предмет изучения. Исходя из определения методологии как учения о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности, следует отметить, что предметом исследования настоящей работы является духовная литература и духовное просвещение в Прибайкалье в XVII-начале XX вв. и его важнейшие составляющие - эволюция духовной литературы и просвещения, закономерности формирования структуры, реформы и их последствия.
Слово «культура» часто применяется в сочетании с определениями различных видов человеческой деятельности: «культурный слой», «культура общения», «культура ткани», «культурооборот» и т. д., являясь общим понятием уровня достижений в какой-либо конкретной области. Понятие «книжная культура» с полным основанием можно поставить в один ряд с вышеназванными, т. к. оно вмещает в себя весь комплекс проблем, связанных с книгой. «Книжная культура», по нашему мнению, понятие историко-культурологическое, т. к. достижения и совершенствования, связанные с производством и распространением книги, принадлежат к длительному периоду человеческой истории.
Термин «книжная культура», как понятие самостоятельное, в современной специальной литературе до конца не разработан и часто отождествляется с термином «книжное дело», который представляет собой систему взаимодействующих и решающих общие задачи отраслей
культуры и народного хозяйства, связанных с созданием и изготов-
2
лением книги, ее распространением и использованием.
В специальной отечественной литературе понятие «книжная куль-
тура» появилось в 70-е гг., ас 90-х гг. получило широкое употребление в книговедении и библиотечном деле. Так, например, в 1989 г. доктор исторических наук А. С. Мыльников3 большую роль в культурном освоении Сибири отводит «книжности». А уже в 1994 понятие «книжная культура» широко используется в исследованиях по истории библиотечного дела сотрудниками ГПНТБ СО РАН. Доктор исторических наук С. А. Пайчадзе4, поднимает вопрос о целесообразности исследования книжной культуры россиян на Американском континенте.- Статья В. В. Копотилова5 «К вопросу о взаимодействии книжной культуры России и стран Востока (на примере государств Дальневосточного региона)» говорит сама за себя.
В настоящее время понятие «книжная культура» применяется как более приемлемое при отображении историко-культурных процессов, связанных с книгой и отодвигает на второй план понятие «книжность», ранее широко применявшееся. Однако до сих пор существуют различные подходы к его трактовке. Н. В. Николаев6, представитель санкт-петербургской школы книговедения, дает определение понятию «книжная культура», как «совокупности достижений по созданию и совершенствованию средств коммуникации, называемых общим термином «книга». С. А. Пайчадзе, представляющий новосибирскую школу книговедения, рассматривает книжную культуру как «уровень, достигнутый книжным делом в сочетании с исторически сложившимися традициями отношения народа к книге в данной конкретной стране или регионе на определенной ступени развития общества»7.
Определение книжной культуры, предлагаемое С. А. Пайчадзе, представляется нам как наиболее точно отражающее все аспекты деятельности человека по отношению к книге.
В настоящем исследовании вводятся в оборот понятия «ду-
ховная» книжная культура и «духовное» просвещение, которые в истории культуры дореволюционной России отождествлялись с терминами: «духовное», «церковное», «религиозное».
В дореволюционных источниках по истории русской православной церкви в связи с духовным просвещением принято было говорить о «просвещении светом христианского учения». В нашем случае, говоря о духовном просвещении на территории Прибайкалье, мы будем иметь в виду весь комплекс мероприятий, связанных с церковно-практиче-ской и миссионерской деятельностью церкви, а также духовно-школьное дело. Таким образом «духовным просвещением» можно назвать распространение знаний христианского учения посредством: проповедей и наставлений, миссионерской деятельности, системы духовно-образовательных учебных заведений и церковных библиотек.
Отсюда вытекает прямая связь духовной книжной культуры и духовного просвещения. Они являются важнейшими составляющими единого процесса духовного совершенствования человека, взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимопроникаемы. Именно в этом смысле они и употребляются в настоящем исследовании.
На основании изложенных методологических принципов, в работе использовались конкретные методы исторического исследования. Задача изучения проникновения и распространения духовной литературы и просвещения на территорию Прибайкалья на протяжении обширного отрезка времени обусловила необходимость активного применения хронологического метода, который диктует необходимость анализа рассматриваемых процессов по периодам, а внутри периодов по проблемам.
Анализ роли русской православной церкви в распространении духовной литературы и духовного просвещения, в указанном регионе,
потребовал сравнения с аналогичными процессами, происходящими в других территориальных рамках, для выявления общих и индивидуальных моментов. Это сделало закономерньм применение синхронного и проблемно -исторического методов, которые дали возможность подчеркнуть взаимосвязь между мероприятиями правительства и Святейшего Синода в отношении культурного развития других регионов, проводимых в одно и тоже время, сопоставить их и отметить обшие и индивидуальные аспекты этого развития.
Наряду с вышеназванными методами в настоящем исследовании применялись библиографические методы: аналитический - разыскания, отбора, библиографического описания, аннотирования и реферирования и синтетический, позволивший обобщить собранный материал и дать ему научную организацию.
Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впер�